Почему я везде вижу лица. Парейдолия — почему мы видим лица там, где их быть не может? Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров

Вы никогда не задумывались над вопросом, почему наш мозг видит лица в самых разнообразных объектах? Порой, вглядываясь в мрачную тучу, мы понимаем, что она похожа на перекошенное лицо ужасного гиганта. Разглядывая свой утренний тост, мы понимаем, что расплавленный сыр образовал на поджаренном хлебе женское лицо. Нередко подобные находки можно обнаружить в лесу. Отправляясь на прогулку в лес, вы можете обнаружить, что диковинный нарост образовал на стволе дуба подобие рожицы гнома.

Странные видения

Наиболее частым видением, которое люди угадывали в своей пище, можно считать лик Иисуса Христа. Где только не появлялся Его светлый образ: на блинчиках, жареных тостах, кукурузных лепешках и даже банановой кожуре. Весь мир облетела фотография сладких перцев, в которых явно угадывалось сходство с известными британскими политиками. Если вы заметите, что на поверхности какого-то предмета зашифровано лицо Мадонны и скажете об этом людям, они могут счесть вас за ненормального. Не спешите обижаться, просто покажите им уникальный предмет. Бьемся об заклад, ваши оппоненты увидят то же самое.

Парейдолия

Психологи так объясняют этот феномен. Оказывается, людское воображение оказывает мощное влияние на визуальное восприятие. Человеческая природа запрограммирована на восприятие образов в различных объектах окружающей среды. Феномен визуальной иллюзии с фантастическим содержанием называется парейдолия.

От Леонардо да Винчи до наших дней

Великий художник Леонардо да Винчи признавался, что мог распознавать скрытые образы в естественных разломах каменных стен. По утверждению мастера, именно эти символы вдохновляли его на рождение очередного шедевра.

В 50-х годах 20-го столетия в Канаде произошел удивительный случай. Из обращения была изъята партия банкнот, в которых на королевском портрете «спрятался» зашифрованный дьявол. Интересно, что будет, если долго смотреть на портрет Екатерины II, изображенный на сотенной банкноте Российской империи? Неужели и оттуда выскочит черт?

Интернет пестрит подобными изображениями

Так, например, наиболее известен такой случай. Канадский уролог делал УЗИ мошонки своему пациенту. Разумеется, результаты тут же были выведены на монитор. Каково же было недоумение мужчины, когда он увидел, что внутри его половых желез «скрывается» удивленное лицо с раскрытым ртом.

Эти лица повсюду

Не удивляйтесь, если увидите нечто подобное при вашем очередном походе в кабинет ультразвукового исследования. Просто вы слишком впечатлительная натура. Ученые объясняют этот феномен так: стоит лишь раз заметить лицо в какой-либо вещи или природном объекте, как эти образы будут преследовать вас на протяжении всей жизни.
Причем некоторые иллюзии могут представлять собой не что иное, как простейшие смайлики: круг или овал, две точки вместо глаз и изогнутая черта вместо рта. А некоторые могут быть настолько сложны, что их легко можно сравнить с произведением искусства.

Визуализация в самых неожиданных местах

Любопытно будет взглянуть на то, как ведут себя люди, принимавшие участие в различных экспериментах, посвященных изучению феномена визуальной иллюзии. В одном из опытов добровольцы должны были наблюдать за хаотичными серыми орнаментами.
Примерно такие же изображения можно наблюдать в телевизионном приемнике с отключенной антенной. Перед испытуемыми стояла задача вглядываться в это хаотичное изображение и попытаться разглядеть притаившееся среди серых точек лицо. Как вы понимаете, в изображении никто не скрывался, а в задачу участников входило намеренное создание визуальной иллюзии.

Как создать иллюзию?

Оказалось, что в 34 случаев из 100 испытуемым действительно удалось создать в своем воображении иллюзию. По крайней мере, они так утверждают. Но для того чтобы убедиться в правдоподобности их слов, вы сами можете проделать нечто подобное, усевшись перед экраном неподключенного к кабелю лампового телевизора. Не ждите того, что вырисовывающиеся перед вашими глазами образы будут отчетливыми или явными. Изображение получается слишком размытым. Однако отдадим должное услужливости человеческого мозга, ведь он старается прорисовывать в воображении искомую иллюзию. Выходит, если мы захотим, мы можем без проблем вызвать этот феномен практически из любого изображения.

Почему так происходит?

Объяснение этого факта кроется в человеческих глазах. Дело в том, что они попросту не могут передавать нам целостную и точную картинку внешнего мира. Все сигналы, которые поступают в сетчатку глаз, далеки от идеала. И это наш мозг обрабатывает и корректирует полученную через глаза информацию. На этапе коррекции и возникает иллюзия, именуемая парейдолией. Все наши визуальные образы подгоняются под картинку, увиденную ранее. Иными словами, если вы никогда не распознавали странных лиц в каких-то объектах, скорее всего, в ближайшее время вам это не грозит, и наоборот.

Точно так же формируется цельная картина улицы, погруженной в утренний туман: мы идем и распознаем объекты, которые почти скрыты. Точно так же мы ориентируемся во мраке. Мозг переносит информацию комнаты, увиденной ранее, и словно наслаивает ее на полумрак.

Зрение субъективно

С другой стороны, получается, что наше зрение передает нам чисто субъективную информацию, и мы в любом случае можем увидеть то, что захотим? Для того чтобы убедиться в этом узнаем, как ведет себя мозг в то время, как глаза пытаются разглядеть лицо среди маленьких хаотично двигающихся серых точек. Итак, во время эксперимента, который мы вам описывали, у испытуемых сканировались различные отделы головного мозга.

В тот момент, когда добровольцы вырисовывали в воображении базовые характеристики (цвет и форму), активнее всего работала первичная зрительная кора. Однако в тот момент, когда добровольцы сообщали о формировании целостной картинки, начинали работать лобные и затылочные доли. Эти отделы отвечают за мыслительные процессы, память и планирование.

Заключение

Эксперты узнали, почему человек распознает лица в неожиданных предметах. Они установили, какие отделы головного мозга отвечают за процесс создания иллюзии. Однако настоящую причину этого они так и не установили. Вероятно, мы слишком много лиц видим ежедневно. Быть может, в этом кроется эволюционная причина, связанная с выживанием.

Однажды у профессора Фредерика Кулиджа и его жены Мелиссы случилось небольшое «винное» происшествие прямо на диване, покрытом индийской шалью, на котором они проводили свой свободный вечер. На следующий день он взял эту шаль и увидел странное пятно.

Фантазия или парейдолия?

Профессор Фредерик Кулидж - когнитивный археолог, то есть тот человек, который применяет когнитивные и психологические модели к археологическим артефактам и в целом к антропологии. И он был удивлен, когда увидел на своей индийской шали портрет Люси, афарского австралопитека. Люси является наиболее известным далеким родственником человека, жившим около 3,2 миллиона лет назад. Профессор Кулидж знал, что тенденция всех людей к тому, чтобы видеть лицо или узор там, где его в действительности не существует, называется парейдолией.
Частично психологический феномен парейдолии схож с тестом Роршаха, в рамках которого человек несознательно проецирует свои чувства, отношения и впечатления на абсолютно бессмысленное пятно чернил. Интересно то, что феномен Роршаха также называют направленной парейдолией. Человек также может проецировать свои интересы, пристрастия и желания на формы, поэтому нет ничего удивительного в том, что Кулидж увидел в пятне на шали череп Люси.

Почему человек видит лица и другие предметы там, где их нет?

Неврологическая причина существования парейдолии находится в основном в височных долях мозга, которые называются веретеновидными извилинами. Именно там у людей и других животных (в основном у современных приматов) находятся нейроны, ответственные за узнавание лиц и других объектов. С онтогенетической точки зрения, младенцу важно распознавать и различать лица, чтобы получать пропитание и социализироваться.
Астроном Карл Саган в своей книге в 1996 году отметил, что младенцы, которые не способны распознавать лица своих родителей, с меньшей вероятностью могли завоевать сердца своих родителей и в дальнейшем процветать. С эволюционной точки зрения, критически важно распознавать лица (и другие объекты, как одушевленные, так и неодушевленные) моментально по указанным выше двум причинам, а также для того, чтобы распознавать хищников и другие виды угроз в окружающей среде. Саган неформально назвал непреднамеренный побочный эффект этого феномена механизмом распознавания образов, то есть именно так называется то, когда люди иногда видят лица там, где их в действительности нет.
Саган также предложил примеры того, как люди видят лица в камнях, овощах, деревьях, ну и, конечно же, лик Иисуса, который видят в чипсах, окнах и других объектах. Скалы и пещерные формации, которые напоминают другие объекты, называются миметолитами, и одним из самых известных миметолитов в археологии является фигурка, которой уже более 233 тысяч лет.

Приписывание свойств

Однако этот крошечный камень (его длина составляет всего три с половиной сантиметра) определенно был обработан, однако он точно был выбран из-за того, что он уже напоминал человеческую форму. Известный писатель и скептик Майкл Шермер заявил, что мозг - это «двигатель верований» с сильной склонностью определять узор там, где узора существовать не может, а также приписывать узорам смысл там, где наблюдается обыденное стечение обстоятельств.
Как сказал однажды психолог из Йельского университета Роберт Абельсон, «приписывание набора данных простому шансу зачастую является бессмысленным». В дополнение к этому Шермер сказал, что люди часто начинают искать подтверждающие доказательства их видению, отрицая и игнорируя заявления, которые противоречат их взглядам.

Эволюционные последствия

Также стоит отметить, что эволюционные последствия видения узора там, где его нет (ложноположительное), являются менее серьезными, чем последствия неспособности увидеть узор там, где он есть (ложноотрицательное), особенно если речь идет о распознавании хищника.

Часто случается так, что вы смотрите на свою еду, а она в ответ смотрит на вас. Как-то Диана Дайзер сделала себе тост с сыром и испытала шок. «Я как раз собралась откусить от него, как вдруг увидела лицо женщины. Она смотрела на меня, - рассказала Диана газете Chicago Tribune. - Это здорово меня напугало».

История Дайзер получила известность, начала привлекать к себе все больше внимания, и в конце концов некое казино заплатило ей 28 тысяч долларов за право выставить тост на своей витрине. Многим людям мягкие округлые черты и умиротворенное выражение лица «запечатленной» на нем женщины напоминали изображение Девы Марии. Хотя лично я всегда думал, что волнистые волосы, приоткрытые губы и пушистые ресницы скорее вызывают в памяти образ более современного кумира.

О какой бы Мадонне вы ни вспомнили, увидев женщину на тосте, можете считать, что она оказалась в хорошей компании. Образ Иисуса тоже видели на куске хлеба, а также на тако, блинчике и банановой кожуре, в то время как ресурс BuzzFeed недавно выложил фотоснимки перцев, напоминающих лица британских политиков.

«Если кто-то говорит, будто видел Иисуса на бутерброде, можно подумать, что этот человек свихнулся, - говорит Канг Ли, специалист из Университета Торонто, Канада. - Однако подобное явление встречается нередко. Мы запрограммированы видеть лица на каждом углу в окружающем визуальном мире». Ли доказал, что подобный опыт может быть не только божественным вмешательством, но и результатом влияния, которое наше воображение оказывает на восприятие. Разумеется, после его объяснений у вас есть риск навсегда лишиться способности верить своим глазам.

«Если кто-то говорит, будто видел Иисуса на бутерброде, можно подумать, что этот человек свихнулся. Однако подобное явление встречается нередко»

Это явление носит название «парейдолия» и встречается очень часто. Леонардо да Винчи писал об изображениях людей, которые видел среди природных отметин на каменных стенах, и верил, что они помогают найти вдохновение. Банк Канады в 1950-х годах был вынужден изъять из оборота серию банкнот из-за ухмыляющегося черта, который обнаружился среди локонов на королевской голове (хотя лично я в жизни не видел на голове Ее Величества ни единого намека на рога). А космический аппарат Viking I в ходе экспедиции нашел на Марсе искаженное лицо, вырезанное на камне среди скал.

Сегодня делиться своими видениями с другими стало легче благодаря социальным сетям. Просто поищите хэштег #iseefaces. Вы увидите мудрого карлика, спрятавшегося среди складок древесной коры:

…мусорную корзину, которая приветствует вас радостной улыбкой:

…несколько злобных крендельков:

…и чайник, претендующий на роль Ганнибала Лектера.

Однако самый жуткий случай, вероятно, произошел с урологом Грегори Робертсом и его пациентом из Кингстона, Канада. Представьте себе, какой шок они испытали, когда во время УЗИ яичек увидели это лунообразное лицо, которое таращилось на них…

Реальность такова, что, если вы начали видеть лица предметов, которые смотрят на вас, вы будете замечать их повсюду. Некоторые из этих объектов определенно имеют сходство со смайликами. Но иногда странные создания могут выскочить на нас из самых неожиданных мест. В ходе одного из исследований Ли участникам эксперимента показывали хаотические серые узоры, похожие на то, что мы видим на экране телевизора, когда антенна не работает. Получив едва заметную подсказку, эти люди внезапно стали говорить, что видят среди узоров лицо, и «наблюдали» его в течение 34% времени. Все очертания, которые присутствовали на изображениях, были крайне смазанными - и все же каким-то образом мозгу удавалось собрать их в иллюзорное изображение лица. «Выясняется, что появление этого феномена достаточно легко спровоцировать», - говорит Ли.

Тем не менее мы предпочитаем думать, что наши зрачки всегда честно сообщают, что находится перед нами, а сетчатка принимает несовершенный, сбивающий нас с толку, но реальный образ, который затем перенаправляется в мозг. Ли уверен, что эта «нисходящая обработка данных» и ведет к парейдолии.

Один из способов, который помогает мозгу сориентироваться в царящем вокруг беспорядке, - это создание предсказаний относительно того, что вот-вот появится в поле зрения. Оно основано на нашем опыте и способно незаметно проецировать эти ожидания на то, что мы видим. Это помогает сложить все детали в ясную картину, даже если объекты сложно разглядеть, скажем, из-за тумана или в темноте. Однако этот же механизм делает наше зрение более субъективным, чем можно было бы предположить, поскольку мы и правда видим то, что хотим.

Чтобы проверить свою гипотезу, Ли записывал показания электрической активности мозга каждого участника в ходе эксперимента. Как и ожидалось, он обнаружил повышенную активность стриарной коры (участка мозга, осуществляющего первичную обработку зрительной информации) в тот момент, когда люди начали обращать внимание на цвет и контур изображений. Но, кроме того, Ли увидел, что активность вспыхнула в лобных и затылочных областях, которые отвечают за высшие когнитивные функции, в частности планирование и память. Это происходило, как только испытуемые начинали видеть иллюзорные лица. Такой скачок активности, вероятно, говорит о том, что в этом процессе играют роль ожидания и опыт, как и было предсказано в теории Ли. Это, в свою очередь, может быть связано с работой правой веретенообразной извилины, которая вычисляет, является ли объект распознавания лицом. Ее работа, очевидно, и порождает жуткое чувство, что мы смотрим на существо, которое способно мыслить и чувствовать. «Если такая активность возникает, мы знаем, что люди действительно «видят» лицо», - говорит Ли.

Это может объяснить, почему появление иллюзорных лиц провоцирует такие же подсознательные реакции, какие возникают при взгляде на реального человека. В прошлом году, к примеру, группа японских исследователей выяснила, что мы следим за «взглядом» подобных лиц точно так же, как за взглядом реальных людей. Иными словами, если мы видим, что на нас озадаченно косится дом, мы можем испытать острое желание выяснить, что его так изумило.

Эксперименты Ли позволили создать карту областей мозга, вовлеченных в процесс распознавания иллюзорных лиц, но пока не дали ответа на вопрос, почему мы их видим. Одной из причин может быть то, что мы каждый день сталкиваемся со множеством лиц и ожидаем встретить их повсюду. «С самого нашего детства они становятся раздражителем, с которым мы сталкиваемся чаще всего», - объясняет Ли. Возможно, существуют и более глубокие эволюционные причины того, почему мы особенно склонны видеть именно лица. В вопросах выживания человек так сильно зависит от других - не важно, нуждается ли он в их помощи или, напротив, опасается их агрессии, - что ему просто необходимо быть способным быстро реагировать и хорошо понимать мотивы человеческих действий. Так что наш мозг, вероятно, просто создан для того, чтобы замечать других людей везде, где можно. Если мы случайно делаем ошибку и видим лицо в складках древесной коры, это лучше, чем не заметить врага, который прячется в кустах.

«В попытке придать своим страхам смысл, мы начинаем персонифицировать их, населяя мир богами и демонами»

По мнению других исследователей, если взглянуть на подобный механизм более умозрительно, можно объяснить и человеческую духовность. Идея в том, что мозг, запрограммированный на понимание поступков и мотиваций других людей, пытается найти умысел, подобный человеческому, во всем вокруг, будь то гроза, чума или ужасающее нас абстрактное понятие смерти. В попытке придать своим страхам смысл, мы начинаем персонифицировать их, населяя мир богами и демонами. Удивительно, но Тапани Риекки и другие специалисты из Университета Хельсинки, Финляндия, обнаружили, что религиозные люди чаще, чем атеисты, видят лица на нечетких снимках. Однако вне зависимости от того, верна ли подобная теория, сила наших ожиданий может, по крайней мере, объяснить, почему одни видят на кусочке хлеба Богоматерь, а другие - королеву поп-музыки. Или возьмем другой снимок. Вы видите Христа?…

И все же, вероятно, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это привычка видеть лица у автомобилей. Соня Виндхагер из Университета Вены, например, специально отправилась в сельскую местность в Эфиопии, чтобы выяснить, увидят ли местные жители то же самое. Опрашивая людей на дорогах и в забегаловках, она столкнулась с неожиданной реакцией. «Они думали, я немного сумасшедшая», - говорит Соня. И все же, несмотря на то, что жители эфиопских деревень не смотрели мультфильмы вроде «Тачек», они быстро поняли цель исследования и начали оценивать изображения почти так же, как европейцы. К примеру, автомобили с большим ветровым стеклом, круглыми фарами и маленькой решеткой радиатора и в Европе, и в Африке обычно воспринимаются как «молодые» и «девочки»:

…в то время как плоские фары и крупный, угловатый корпус ассоциируются со взрослостью и мужественными чертами.

По мнению Сони Виндхагер, это означает, что наш мозг запрограммирован на считывание базовой биологической информации - возраста и пола - у любых объектов, смутно напоминающих лица. Этот факт, с ее точки зрения, говорит о том, что парейдолия имеет эволюционное происхождение. «Любопытно, как современная среда обитания заставляет нас использовать для восприятия действительности такой древний механизм», - замечает Соня.

Другие исследования Виндхагер позволили выяснить, что потребители чаще выбирают «властные» машины, и производители вовсю пользуются этой тенденцией. Например, в 2006 году газета Wall Street Journal рассказала, что «милые» машины вроде легендарного Volkswagen Beetle сегодня стали продаваться хуже - возможно, из-за того, что их владельцы ощущают страх и неловкость перед лицом спорткаров, количество которых с каждым годом все возрастает. Вот почему дизайнеры чаще создают автомобили, которые выглядят более доминантными. Dodge Charger, например, оказался оснащен узкими скошенными фарами, придававшими ему грозный вид и создававшими впечатление, что он пристально смотрит на другие машины, вгоняя их в краску. «Фары, кажется, способны устанавливать зрительный контакт точно так же, как человеческие глаза, - уверен дизайнер Chrysler Ральф Гиллс. - Вредное лицо - вот к чему мы стремимся». Виндхагер, в свою очередь, задается вопросом, может ли иллюзия зрительного контакта повлиять на безопасность на дорогах. Например, мы можем попасть в беду, если из-за «выражения лица» машины подсознательно решим, что она разумна. «Детям может показаться, будто машина их видит, если они идут наперерез, - так что они не остановятся у перехода», - говорит Соня. А встреча с автомобилями с более угрожающим «выражением лица» может вызвать у других водителей тревогу или агрессию.

Подобные психологические эффекты способны проявляться во всех областях нашей жизни. Различные исследования показали, что простое изображение пары глаз, глядящих в упор, заставляет людей вести себя честнее, и в некоторых странах эта техника «докучливой слежки» позволила на 60% сократить объем велосипедных краж. Интересно, способны ли «лица», нарисованные на домах и тайком «наблюдающие» за прохожими, повлиять на частоту краж…

Удивительно, что разношерстная компания персонажей, фотографии которых люди выкладывают в соцсети с хэштегом #iseefaces, в действительности исподтишка управляет нашим поведением. Возможно, сегодня мы уже не склонны населять природу духами, как делали наши предки, однако все равно впускаем тех же фантомных существ в наши дома, машины и твиттер. Ведь, в конце концов, они способны преобразить самые уродливые и бездушные места в картины, полные красоты и юмора. Не так ли, мой маленький друг?

Поделилось

Человеческая фантазия способна создавать визуальные образы не только на «мысленном экране», но и везде, куда бы не упал взгляд. Такой психологический феномен получил название парейдолия.

Как работает парейдолия?

Вы отдыхаете, расслабились, о чем-то думаете и смотрите в одну точку. Фокусируете внимание на причудливых узорах обоев, которые неожиданно предстают в виде лица. Перемещаете взгляд на шторы - там тот же лик.

Отчетливые зрительные образы каждый из нас способен увидеть в любом окружающем предмете. Все зависит от того, чем в данный момент заняты ваши мысли и какое у вас настроение. Иногда даже складывается впечатление, что окружающие предметы словно оживают.


Будильник словно в недоумении, почему вам так сложно проснуться утром раньше обычного.
Стирка завершена, а стиральная машина словно пробежала марафон.

Слово парейдолия образовано от сочетания - para (около или отклонение от чего-либо) и eidolon (изображение). Речь идет о способности различать одушевленные и неодушевленные предметы в различных зрительных образах.

И такая способность характерна не только для современного человека. Американский космолог Карл Саган, к примеру, считает, что во многом благодаря парейдолии и удалось выжить древнему человеку. Нашим предкам, как и нам сегодня, достаточно было бросить мимолетный взгляд, чтобы «считать» информацию в окружающем пространстве и судить о приближении друга или врага.


Говорят, что у каждого города и даже у каждого дома есть душа. Это строение, если хорошо присмотреться, уж точно выражает эмоции. Хотя, оечь идет всего лишь о кондиционерах и окне.

В некоторых случаях феномен парейдолии связывают с ложными наблюдениями неопознанных летающих объектов или призраками. Безусловно, каждый конкретный случай требует отдельного и тщательного изучения. Не все можно списать на парейдолию, но, согласитесь, как легко даже в пламени огня увидеть мятущихся призраков.

На этом фото автор разглядел очертания призрака не только в огне, но и среди полыхающих поленьев. Видите человека, задумчиво опирающегося на перила?

«Живые» образы в кулинарных шедеврах

Крепкий сон ночью и бодрое пробуждение утром задают позитивный тон новому дню. Тогда даже утреннее кофе в чашке вам «улыбнется».


Когда вы заказываете кофе с молоком в кафе, бармен, чтобы порадовать вас, рисует на поверхности интересный рисунок. Парейдолия даже без его участия улучшит настроение.

За завтраком рассмотреть странноватую рожицу инопланетного происхождения можно и в таком привычном блюде, как яичница.

Через пару минут яичницы уже не будет, а образ инопланетного существа останется в памяти. Может быть, перед сном вы просто начитались фантастики?

В процессе приготовления пищи феномен парейдолии встречается особенно часто. Идеи для фантазий порой подает сама природа, создавая фрукты, овощи и другие продукты необычной и напоминающей живые существа формы.


Похоже, этот перец в шоке от того, что сейчас его в прямом смысле этого слова порубят на кусочки.

Религиозные фантазии

Исследования показывают, что гораздо чаще такое явление, как парейдолия имеет религиозный подтекст. Этой теме свое исследование посвятили ученые из Финляндии. Выяснилось, что верующим людям проще рассмотреть в окружающей обстановке «лики святых» или другие связанные с их религией образы.

К примеру, Диана Дьюсер из Майами не только разглядела в подгоревшем сырном тосте образ Девы Марии, но и выставила ценный лот на продажу на интернет-площадке eBay.


Особенный тост с ликом Девы Марии продавец оценила в $99,999,999.00.

Армия оживших механизмов

Где имеется широкий простор для фантазии, так это — бытовая техника и другие окружающие нас предметы. Перед вами целая серия фотографий, в которых вы наверняка сможете разглядеть признаки живого существа. Некоторые из них словно улыбаются, другие замирают от ужаса. Одним словом, выражают ту богатую гамму эмоций, которые обычно испытывают сами люди.

В смущении улыбается…
Этот тоже позитивно настроен!
А здесь и вовсе приятная парочка! У этой швабры явно день не удался.
Этот механизм лишили одного глаза, но работать все еще будет…
Созерцать окружающую обстановку, которая иногда приводит в недоумение… Когда неожиданно узнал о себе что-то новое…
Недолгая жизнь бритвенного станка не может не расстраивать.
Не все так плохо, как изначально казалось. Даже, если ты — обычная терка.

Иллюзии парейдолии в творчестве

Явление парейдолии с древних времен получило широкое распространение в работах известных живописцев. Сам Леонардо да Винчи описывал это явление в качестве одного из художественных приемов. Часто и умело его использует и венгерский мастер Иштван Орос в своей серии гравюр, в каждой из которых можно рассмотреть мистический череп.


Рассматриваем детали и видим повозку с двумя путниками. Стоит отойти немного в сторону и тут же проявится образ мистического черепа.

Современные специалисты в области анимации подтвердят, что не только на мебели и электрических приборах люди склонны видеть некое подобие лиц. Придать элементы одушевленности можно практически любой геометрической фигуре. Достаточно поставить в ее области точку.

Этим объясняется популярность используемых в интернете смайликов. Самый простой вариант - поставить две точки и нарисовать короткую линию под ними. У любого, кто посмотрит на это абстрактное изображение, тут же возникнут ассоциации с человеческим лицом: точки - два глаза, линия - рот.

Явление парейдолии сегодня способны имитировать даже электронные системы и цифровые фотоаппараты. Интересный эксперимент, связанный с явлением парейдолии, провела группа корейских фотохудожников. В рамках проекта специалисты создали целую серию фотографий неба. На ряде снимков облака меняют форму, часто напоминающую человеческие лица.


Из-за легко меняющейся формы в облаках легко разглядеть самые разные образы.

Фотокамеру подключили к компьютерной системе, одна из программ которой способна распознавать лица. В результате камера фиксировала в облачном небе образы, которые, фантазируя, может увидеть человек. Чаще всего, это, конечно, лица.

Тонкая грань между любовью и ненавистью

Исследования показывают, что одни и те же изображения разные люди могут воспринимать совершенно иначе. И чем больше абстракции, тем меньше вероятность возникновения негативных эмоций, а еще точнее эффекта «зловещей долины», описанный японцем Масахиро Мори в 1978 году.

Ученый изучал, какие эмоции испытывают люди, когда видят роботов, внешне похожих на них самих. Выяснилось, что если антропоморфный объект слишком натуралистичный, у человека резко возникает неприязнь.


Копия человека, только без души.

Когда роботы в целом напоминали людей, но не копировали их - эмоции были исключительно позитивными. Максимально реалистичные роботы переставали быть «милыми» и вызывали страх, поскольку казались настоящими людьми, но в то же время ненормальными.

«Человеческие черты» автомобилей

Явление парейдолии достаточно часто наблюдается в автомобилестроении. Замечено, что передняя часть автомобиля при определенных условиях схожа с человеческим лицом. Антропоморфизм отлично работает, когда образ и форма выполняют похожие функции. К примеру, фары автомобиля имеют сходство с человеческими глазами. В некоторых моделях авто это особенно заметно, хотя, целенаправленно к такой схожести никто и не стремится.

Такой эффект наглядно продемонстрировала студия Pixar в мультипликационном фильме «Тачки», в котором удачно «очеловечили» автомобили.


Автомобили с «человеческими лицами» привлекают больше внимания.

P.S. По мнению лауреата Пулитцеровской премии автомобильного критика Дэна Нейла, автопроизводители порой идут на такой шаг, включая в дизайн автомобилей элементы, вызывающие ассоциации с лицом человека. Правда, не всегда парейдолия способствует увеличению продаж. Главное в этом деле — не переборщить с игрой на образах в подсознании.