Иван Сусанин: биография, подвиг. Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты Иван сусанин рисунок как шел в поход

Как мы помним, находится примерно в десяти километрах к югу от Домнина – на другом берегу огромного болота, разделяющего оба села и называемого обычно Исуповским или Чистым . В начале XVII века одна половина села (в источниках его иногда ещё называют “Исупово на Чёрном враге ”) на правах поместья принадлежала дворянам Овцыным, а другая половина была вотчиной Пушкиных.а В Исупове стоял традиционный ансамбль из двух деревянных храмов: холодного Троицкого и тёплого Воскресенского.26

Очень похоже, что название в прошении И.Л. Сабинина села Исупова местом гибели – это кусочек подлинной истории, дошедшей до нас в полулегендарном предании. К моменту подачи прошения на имя Анны Ивановны потомки Сусанина уже ровно век жили далеко от Домнина (об обстоятельствах их переселения будет чуть ниже), и поэтому вряд ли к тому времени они знали топографию домнинской округи и её селений (за исключением, разумеется, Домнина и Деревенек, о которых они знали, во-первых, из хранившихся у них царских жалованных грамот, во-вторых, из своих устных преданий). Да и по сути прошения указание Исупова как места гибели Сусанина не носило принципиального характера – ведь в Петербурге и подавно не знали топографии сусанинских мест. Учитывая цели прошения, важно было напомнить, что Сусанин спас основателя династии, отправив его в известный Ипатьевский монастырь, что Сусанин был жестоко убит, что потомство его было так-то награждено и т.д. Исупово при этом можно было просто не упоминать, однако оно упомянуто.

Судя по всему, Исупово – это подлинное место гибели Сусанина . Ссылаясь на известные ему предания, А.Д. Домнинский писал, что Сусанин повёл поляков “на Чистое болото к селу Исупову. Там его изрубили неприятели на мелкие части”.27

То, что Сусанин был убит в Исупове или возле него, признавали практически все костромские историки, писавшие о знаменитом крестьянине б Но если это так, то получается, что предания о Сусанине, ведущем поляков болотом, – скорее всего, не выдумки, так как из Домнина в Исупово

Сусанин, видимо, повёл поляков напрямик через болото. С какой целью? При традиционной трактовке, когда считалось, что поляки встретили Сусанина где-то за пределами Домнина, а в Домнине находился Михаил, всё получалось более или менее логично – Сусанин, спасая царя, отводил поляков от Домнина через болото к Исупову. Но раз Михаила в Домнине не было, то какую цель могло иметь в данной ситуации вождение “польских и литовских людей” по болоту? Если Сусанин действительно повёл поляков через Исуповское болото, то целью этого, видимо, было подольше потянуть время, а при возможности сгубить врагов в трясине. По-видимому, в Исупове, поняв, что Сусанин их обманывает, поляки убили его – скорей всего, на глазах местных жителей. Бесспорно, что Сусанин умер мучительной смертью. Описание пыток, которым он был подвергнут, в прошении И.Л. Сабинина явно носит преувеличенный характер, но сам факт не может подлежать сомнению – вспомним, что в грамоте 1619 года сказано, что поляки пытали Сусанина “великими немерными пытками” и что Михаил Федорович пожаловал зятя Сусанина “за службу к нам, и за кровь, и за терпенье тестя его”.

Попробуем, наконец, подвести итог, сведя все известные нам факты.

Общие выводы

Фотография тропы на болоте "Чистое"

Итак, посетив, по-видимому, в ноябре 1612 года Домнино, Марфа Ивановна и Михаил уезжают в , чтобы помолиться у гроба преподобного Макария об освобождении из польского плена главы семьи Филарета Никитича. Из монастыря мать и сын Романовы отправляются в Кострому, где живут до марта 1613 года. Через некоторое время после их отъезда из Домнина – в конце ноября или начале декабря – в село входит отряд ищущих Михаила “польских и литовских людей”. Не найдя Михаила, поляки хватают Сусанина – как управляющего вотчиной, на которого им, видимо, указали как на знающего местонахождение сына Марфы Ивановны. Сусанин ведёт поляков через болото к Исупову, где они его подвергают жестоким пыткам и убивают… праотца своего празднуют поныне с немалым торжеством.”35 Позднее об этом же писал и П.П. Свиньин: “Доныне многочисленные потомки Сусанина совершают торжественное поминовение по нём в день его смерти”.36 Все три автора не указывают, в какой именно день происходит такое поминовение, что внушает сомнение в точности их сообщений (ведь потомки Сусанина могли поминать его и в дни общих поминовений усопших – на Пасху и т.д.).">в

Чтобы понять , надо помнить общую ситуацию. Вот уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, и зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно, ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в небольшом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге. И не царя – до избрания Михаила царём всея Руси оставалось ещё несколько месяцев, – а своего молодого господина, несмотря на юный возраст столько уже перенёсшего, пытается спасти Сусанин.

Некоторые авторы – и до революции, и после неё, – желая принизить образ Сусанина, писали о его холопстве, о его рабской душе, о его собачьей преданности господам и т.д. Однако, во-первых, в памяти невольно встаёт образ другого слуги – незабвенного Савельича из “Капитанской дочки” А.С. Пушкина, которого при всей его преданности своим господам трудно упрекнуть в холопстве и рабской душе, а, во-вторых, очень похоже, что Сусанин действительно спас Михаила Федоровича от грозящей ему опасности и, тем самым, спас от новых, неисчислимых бед и всю Россию.

Конечно, мы можем только предполагать, под каким предлогом повёл Сусанин поляков до Исупова через огромное болото, в котором гибли и в XX веке, но сама цель этого, как уже писалось, не может вызывать у нас сомнения – видимо, это была или попытка затянуть время, или попытка уничтожить тех, кто искал Михаила Романова.

Таким образом, подлинный подвиг Ивана Сусанина состоял не в прямом спасении Михаила (как было бы, живи последний действительно в то время в Домнине), а, скорее всего, в попытке спасти Михаила – находящегося вдали от своей вотчины – от опасности, грозившей ему от “польских и литовских людей”, что ни в коем случае не умаляет значения этого подвига.

Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года, хотя, в принципе, могли вообще не узнать.

Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!

Историческая справка

Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино - родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном - уже избранным царем Михаилом Романовым - находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.

Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.

У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).

Поселок Сусанино

Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице - проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома - Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино , причем рассчитывайте на долгую поездку - эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.

В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина , где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, - считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.

Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто - после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.

По следам Сусанина - без машины

По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома - Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино - такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.

В деревню Деревеньки

Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня , освященная в честь Иоанна Предтечи.

Села теперь уже нет - оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.

Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».

Кстати, не думайте, что часовня - совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.

Как правильно выбрать время для поездки

Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.

Домнино и Исуповское болото

Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота - теперь вас ждет деревня Домнино , родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев - Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно - в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше - в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем - есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.

Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.

Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы , построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства - опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.

Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз - к знаменитому Исуповскому болоту . Второе его название - Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото - не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя . Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота - именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.

Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.

Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.

«Смутные» монастыри

Сусанино, Домнино и тропа по болоту - классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя - до деревни Борок . Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь , где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.

Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь , где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей , где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.

Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре , куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру - боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев - и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.

Дорога в Макарьев неблизкая - ехать нужно через Судиславль , вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома - Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.

Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.

Сведения о жизни

Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало - никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия - Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).

Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.

Следующий факт - у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.

Историческая обстановка

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.

К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение - крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.

Легенда о подвиге

Что сделал Иван Сусанин, чтобы навсегда увековечить свое имя? Ценой своей жизни он спас царя Михаила Романова от нападения польско-литовского отряда. Молодой монарх и его мать в 1613 году проживали в своей костромской вотчине в селе Домнино, старостой которой и был Сусанин. Польские захватчики решили добраться до юного царя и убить его, но им потребовался проводник, чтобы показать дорогу. Эту миссию и должен был выполнить староста. Сусанин успел попросить своего зятя, Богдана Собинина, предупредить Михаила и посоветовать тому укрыться за стенами Ипатьевского монастыря, это и спасло царю жизнь.

Гибель героя

Угрозы и подкуп не подействовали. Согласно популярной легенде, отважный крестьянин согласился, но повел вражеский отряд в непроходимое болото, выбраться оттуда чужаки не смогли. Разоблачив обман, поляки пытали героя, но он не сдался и не выдал убежища царя. После этого разгневанные захватчики жестоко убили Ивана Сусанина. Кем он был, согласно данной концепции? Подлинным патриотом, принявшим мученическую смерть ради царя Михаила.

Другая версия подвига

Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.

После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Исторические факты

Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.

  • В анналы истории Сусанин вошел как человек, отдавший жизнь за царя. При этом сама формулировка некоторыми учеными ставится под сомнение, ведь если поляков в непроходимые леса этот человек завел в конце 1612 года (а не в 1613 году, как принято считать), то юный Михаил еще не был царем.
  • Доподлинно известно, что народный герой был не простым крестьянином, а вотчинным старостой Романовых.
  • Отчество Сусанина не сохранилось, несмотря на то что по традиции ему приписывается полное имя Иван Осипович. До нас не дошли данные о том, как в реальности звали отца героя.
  • Источники не содержат данных об имени супруги Сусанина, однако у него была дочь Антонида, скорее всего, единственный потомок. Также известно имя супруга Антониды, Богдана.

Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг - не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.

Спорные моменты

Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:

  • Неизвестно место гибели героя. Так, одни исследователи полагают, что поляки, разгневанные обманом, зверски пытали несчастного крестьянина и после этого убили его в лесу. Такая версия, как более интересная, использовалась писателями и поэтами в литературных произведениях и потому более распространена. Однако другие историки полагают, что народный герой был убит близ села Исупово.
  • Гибель поляков на болоте. Принято считать, что Иван Сусанин завел вражеский отряд в непроходимое болото, где его замысел был разоблачен, его самого жестоко пытали и убили. А захватчики не смогли выбраться из топи и погибли сами. Однако этот факт ставят под сомнение археологические находки.
  • Возраст. Принято изображать Сусанина глубоким старцем с длинными седыми волосами. На самом же деле, его возраст едва ли превышал 40 лет. Вероятнее всего, Антонида на момент подвига достигла 16 лет.
  • Спас царя от чего? Не все историки уверены в том, что в случае пленения польскими захватчиками Михаил был бы убит. Высказывалось мнение, что находящийся в плену монарх заставил бы Россию быть более сговорчивой и капитулировать.

Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:

  • Николай Первый повелел называть главную площадь города Костромы Сусанинской (это название сохранилось и по сей день). Также в городе на Волге был возведен величественный памятник народному герою.
  • После грамоты 1619 года в течение двухсот лет потомки Сусанина получали от последующих монархов жалованные грамоты, подтверждающие их привилегии.

Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.

Значение подвига

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:

  • После того как народный герой спас царя, в России воцарилась династия Романовых, завершавшая непростое для страны и ее народа Смутное время. Появилась некая стабильность, пока еще слабая и призрачная, но монарх, божий избранник, находился на троне, вселяя в людей надежду на то, что жизнь наладится.
  • Само воцарение Михаила связано с патриотизмом, простой крестьянин отдал свою жизнь за этого монарха, жертва его была бескорыстной, поэтому юный царь сразу заслужил к себе особое отношение.

Иван Сусанин - фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.

Дважды я побывал в этих местах: в сентябре, и сейчас, на свой день рожденья, вместе с друзьями.
Рассматривая пейзажи костромской области, сразу можно заметить большие холмистые просторы, чистоту, и весьма красивые леса. Скажу, что чем дальше от Москвы, тем более нетронутая природа предстает. Уже в районе Ростова удивляешься, насколько же красивы луга, насколько ровная и незаезженная там земля, ты идешь и не спотыкаешься об кочки или ямы, оставленных от проехавших квадроциклов, тут этого нет. Как и людей становится все меньше: на одну жилую деревню в округе можно насчитать пять заброшенных, а чаще полностью исчезнувших деревень. Карта пестрит названиями урочищ - все, что осталось от тех деревень.
Интернето-поиском был изучен, а после разведан маршрут по основным достопримечательностям сусанинской земли: это место, где стоял дом Ивана Сусанина, церковь, где его крестили, и само болото, с проложенной заботливо гатью до самой сосны, где можно поставить свечку, кинуть монетку, и просто насладиться атмосферой и окружающей болотной растительностью. Конечно, это не все места, которые стоило бы посетить. Есть еще музей в соседнем Сусанино, а так же бывшая деревня Исупово, на окраине болота, где, по второй версии, поляки и расправились с защитником первого из династии Романовых. Но одних выходных на все мало, поэтому поведаю о том, чего успели увидеть и потрогать.

Близ деревни Шипилово, на холме за рекой, стоит до сих пор колокольня и остатки церкви в заброшенной в начале 90ых годов деревне Спас-Хрипели. Церквушка эта была единственной на всю округу, а потому был логичен вывод, что проживающие в деревне Деревнищи (др.название Деревеньки) люди, в коем числе был и Иван Сусанин, ходили на службу, крестились именно в этой церкви.

За церковью остались несколько домов с резными окнами. Некоторые элементы дверей и каких-то вещей в доме позволяют сказать, что дома построены еще в конце 19 века.

Тут и остатки прялки, и старый-старый сундук, дореволюционные фотографии. На чердаке висят свиная и овечья шкуры. Просторный хлев, погреб. Все как в музее деревянного зодчества в самой Костроме.

Недалеко находится урочище Деревеньки. Деревня была упразднена еще в 60ых годах и сейчас там ничего не осталось. Кроме часовни, которую построили в 1913г на предполагаемом месте дома Ивана Сусанина. Рядом устроили столик со скамейками и дорожку от трассы. В часовню лишь изредка приходят люди, кто останавливается у знака "Часовня" полюбопытствовать.

Далее, все ближе к болоту, расположилось село Домнино - родина Михаила Федоровича Романова, которого и спасал Сусанин, спутав все карты полякам. В селе красивая церковь, людей не видно, но огни в окнах горят.

У самого края болота "Чистое", которое ошибочно называют исуповским, стоит с 1988 года памятный 60-тонный камень. А с трассы указатель на место подвига Ивана Сусанина. И открывается потрясающий вид на очень большое и живописное болото.

От камня идет тропинка в низину, где начинается проложенная гать. Болото сразу встречает нас глубокой засасывающей трясиной. Рядом есть стоянка, где можно посидеть и насладиться водой из колодца. Мы провели здесь прекрасную звездную тихую ночь.

Большинство местных гидов водят экскурсии до памятного камня, иногда захаживая на эту стоянку. Но до самого места гибели (которое выбрано, как мне кажется, вполне себе случайным образом, просто, с целью пройти путь Сусанина и ощутить атмосферу места на себе) гиды не водят. Лишь редкие люди ходят туда. А зря. Вопреки мнению некоторых блогеров, описывающих это болото, гать (которая через пару сотен метров скрывается) никуда не сгнила, доски вполне себе твердые и прослужат еще очень долго. Они лишь покрылись мхом и находятся на глубине 10-15 см под водой. И, да, там есть вероятность наступить мимо гати, и, даже, провалиться выше колена:) Но как же без впечатлений! Болото оправдывает свое название. Тут очень чисто и красиво. Березы здесь не гниют, как на обычных болотах, растут и сосны, хватает и клюквы. Иногда пейзаж напоминает Васюганское болото, в западной Сибири, где мне пришлось побывать в феврале.
Эта "туристическая" гать охватывает не более 5 процентов всего болота, хотя идти по ней до памятной сосны нужно где-то полчаса. Сама гать проходит и далее, мимо сосны, и выходит из болота где-то в километре северо-восточнее от памятного камня. Как пишут те же блоггеры, тут никто не ходит и все завалено "непролазным буреломом". На самом же деле завалы маленькие и их всего три (уж сравнивая с тем, с чем обычно приходится сталкиваться в наших походах)). Один из них я расчистил своими руками и пилой:)
Если знать правила хождения по болотам, можно и сойти с гати. Аккуратность и внимательность позволяет ходить по дикой части болота, куда уж совсем никто не ходит. Конечно, одному это делать лучше не надо.

Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Поскольку когда задумывался подвиг- о ПРАВДОПОДОБИИ заботились мене всего: когда страна прикажет быть героем- у нас героем становится ЛЮБОЙ.
Современные воспеватели подвигов- недалеко ушли от древних фантастов:
"После смерти Ивана Грозного, началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле.
Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов .И одновременно:"Польские отряды еще долго бродили по русской земле.
Кому то стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов. Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.
"Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей (ополченцев?) и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу".
Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков.
Вот это главное: Каким образом МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ ЗИМОЙ? . Это что- были совсем МАЛОЛЕТКИ- слепые люди или калики- перехожие- которые шли просить милостыни у БУДУЩЕГО царя? Или же это все таки были взрослые люди- хорошо вооруженные, умеющие ориентироваться как в лесах так и в степях? И достаточно разумные чтобы вернуться -ПО СВОИМ СЛЕДАМ ОБРАТНО !!!

Вопрос:откуда народный герой знал что "Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери" не ставлю- ибо в те далекие времена любой "простой крестьянин" запросто забегал попить чаю с царем- и ловко выведывал у него его замыслы- где тот собирается находиться..

"Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, то..." вместо него тут же выберут нового- свято место не бывает пусто.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в учебнике русской истории. Подтверждают это следующие факты. Хватившись что шибко уж фантастическая история- Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина – Богдану Собинину Жалованную грамоту, освободил потомство от повинностей, а также наградил наделом земли.
Награждать настоящих героев- тысячи и тысячи крестьян которые реально бились с поляками - очень дорого.Так никаких земель не хватит. А тут удалось наградить всего одного - придуманного. И волки сыты- и овцы целы.
Но я согласен что Илья Муромец, Добрыня Никитич,Иван Сусанин, – примеры мужества, стойкости и геройства, простые мужики, отдавшие свою жизнь во благо своих соотечественников.