Почему припять заброшенный город. Эвакуация населения Припяти

(среднее: 4,77 из 5)


Припять - город-призрак на Украине, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник самой страшной ядерной катастрофы в мировой истории.

Много путешествуя по миру в самые отдаленные уголки планеты, мне очень часто задают один вопрос: «Where are you from?» (откуда ты?), и многие даже не знают о такой стране как Украина, но когда говоришь Чернобыль, то всем сразу становится понятно. Ведь о катастрофе мирового масштаба знают даже в самых далеких странах, в самых глухих деревнях. Слыша слово , я вижу одну и ту же реакцию: люди качают головой из стороны в сторону, всем своим видом показывая сожаление и сопереживание.

Добро пожаловать в Припять - город, где остановилось время. Расстояние до Киева 94 км.

Пустынная дорога, по которой теперь ездит только рабочий персонал в зоне отчуждения. Дорога в .

Поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе атомных электростанций. Прожил город 16 лет и навсегда остался в СССР.

Памятник пожарным, одним из первых принявших участие в ликвидации , сделан своими руками ликвидаторами аварии из такого же бетона, под которым похоронен четвертый энергоблок:

В результате аварии, из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн гектар земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжелой техникой) сотни мелких населенных пунктов. А первые дни правительство не хотело оглашать и признавать аварию, жители города даже не знали, что произошло и вместо эвакуации они просто бегали поглазеть на пожар.

После аварии на четвертом энергоблоке работа атомной станции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки «саркофага», 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го энергоблока.

Строительство пятого энергоблока ЧАЭС было практически завершено, остановлено после аварии, для шестого энергоблока был подготовлен только фундамент.

Решение об окончательной остановке энергоблока № 1 принято 30 ноября 1996 года, энергоблока № 2 - 15 марта 1999 года. 15 декабря 2000 года в 13:17 по приказу Президента Украины поворотом ключа аварийной защиты (АЗ-5) навсегда остановлен реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС. Станция прекратила генерацию электроэнергии.

Одна из достопримечательностей здешних мест - большие сомы, которых можно покормить, заранее приготовленными несколькими буханками хлеба.

Возле саркофага стоит памятник Героям-профессионалам, тем, кто защитил мир от ядерной беды:

Город Припять. Природа постепенно поглощает город, уже из асфальта растут деревья и кустарники:

Плавательный бассейн «Лазурный» :

Спортзал:

Средняя школа № 3:

Школьный буфет:

В буфете кладбище противогазов:

Под ногами валяется куча учебников:

Пустынный школьный коридор, в котором больше никогда не будет раздаваться веселый шум перемены:

Лавочка во дворе:

Заходим в подъезд дома , чтобы подняться на крышу и увидеть панораму города-призрака. Трудно себе представить, что человек, проработав всю жизнь ради благоустройства своего дома, в один миг потерял все, и ему пришлось уезжать, оставив все нажитое, вместе со своими мечтами о хорошем будущем, с девизом: «Государственное - значит мое!» в никуда. А еще сложнее представить, что это не один человек, а целые города.



На горизонте виднеется, ранее засекреченный объект под названием «Чернобыль 2» и радиолокационная станция «Дуга» (чуть левее). Эта огромная антенна была гордостью Советского Союза, она позволяла засечь старт межконтинентальных баллистических ракет на территории США ещё при запуске двигателей.

От горящего реактора, образовалось облако, которое разнесло различные радиоактивные материалы по Земле. Наибольшие выпадения были на территориях Советского Союза: Белоруссии, России и Украины.

За горизонтом Беларусь:

Смотря на панораму города даже не верится, что он пустой, и в нём никто не живет. В домах все квартиры пустые, нет ни мебели, ни вещей, только изредка встречаются поломанные, никому не нужные предметы.

Во дворе жилого дома. Фонарь и телефонные будки:

Гастроном . Таких названий как «супермаркет» Припять не знает:

Советские весы. Электронных тогда не было и продукты взвешивали гирьками:

Детский сад .

Детские куклы советских времен навсегда замерли:

Детские рисунки:

Ресторан:

Саркофаг тем самым над четвертым энергоблоком:

(27 оценок, среднее: 4,63 из 5)

Карта Припяти относится к так называемой , закрытую для посещения рядовыми гражданами. Попасть в эту зону можно по специальным пропускам, которые выдаются либо туристическим группам, либо работникам Чернобыльской АЭС, которые до сих пор следят за полуразвалившейся станцией.

Примечательно, что все остальные поселки и ПГТ Зоны отчуждения были признаны фактически несуществующими и лишены каких-либо законных статусов. После в 1986 году все население города было эвакуировано. 30 лет Припять остается пустующей, но несмотря на статус покинутого людьми места Украина не лишила ее статуса населенного пункта. Чернобыль и Припять в документации страны — до сих пор существующие города.

Чтобы доехать до Припяти и воочию узреть город-призрак, нужно преодолеть сложный маршрут с проверками и КПП. Мы расскажем, как попасть в мистический атом-град, где находится Припять и как выглядит карта заброшенного города.

Припять на карте мира – это небольшой советский городок, рассчитанный на 75 тысяч жителей (жили в нем, однако, только 49 тысяч человек). Находится он на территории Украины, граничащей с Беларусью. Вокруг города стоят непроходимые леса с уникальной флорой и фауной, недалеко находится заповедная зона.

Где находится Припять? Припять на карте Украины расположена на севере страны, «выше» Киева, совсем близко к границе с Беларусью. Город входит в Иванковский район Киевской области. Вся Зона отчуждения занимает север Иванковского и север Полесского районов (всего в Киевской области 25 районных единиц). Фактически Припять подчиняется Киевскому областному совету.

Интересно, что раньше на территории Украины существовал Чернобыльский район. Нетрудно догадаться, что его административным центром был Чернобыль, а крупнейшим городом – Припять.

В 1988 году Чернобыльский район упразднили, а его территорию отдали району Иванковскому (административный центр – ПГТ Иванков).

После присоединения Иванковский район территориально стал самым большим в Украине. Его площадь – 3616 кв. км. В районе проживает около 35 тысяч человек.


Главная достопримечательность района (кроме Чернобыльской АЭС, конечно) – Чернобыльский специальный заказник. По сути, это заповедник, созданный в 2007 году в лесной зоне близ . Основная его цель – сохранить и увеличить популяцию редких животных и растений. В заповеднике живут бурые медведи, европейские норки и евразийские рыси. Несмотря на близость с местами, загрязненными радиацией, животные живут и здравствуют, – кстати, как и в самом городе Припять.

Интересно, что в Украине существует еще один населенный пункт с названием Припять. Село Припять Шацкого района Волынской области находится в 150 км от Луцка, на северо-западе страны. Село Припять на карте Украины занимает всего 0,001 кв. км. Там проживает около 600 человек. Этот населенный пункт был основан раньше, чем одноименный город-призрак, в 1946 году.

Как доехать до Припяти?

Карта Припяти позволяет добраться в пункт назначения различными способами. Рассмотрим каждый из возможных маршрутов.

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Припять. Контрольно-пропускные пункты

Важно знать, что вся карта Припяти делится на три территории: 30-ти километровая зона, 10-ти километровая зона и опасная зона.

Опасная зона – это земля в непосредственной близости от ЧАЭС и сама атомная станция.
Эта 10-ти километровая зона простирается вокруг ЧАЭС, как понятно из названия зоны, на 10 км.
30-ти километровая зона – на 30 км соответственно.

Всю территорию Зоны отчуждения окружают разные КПП. С какой бы стороны вы не заехали или не зашли, вам придется показывать пропуск в Зону или на месте его выписывать. Кто выдает пропуск в Зону? Бюро пропусков Администрации Зоны отчуждения.

Чтобы получить пропуск необходимо заполнить заявку, где объяснить, с какой целью вы посещаете закрытую территорию. Как правило, пропуски не выдаются конкретным физическим лицам, заявки заполняют те или иные предприятия, к примеру, экскурсионные бюро, исследовательские центры или правоохранительные органы. После заполнения заявки в течение 10 дней Администрация Зоны оформит пропуск.

В 30-ти километровой зоне находятся такие КПП (с востока на запад), как Зеленый мыс, Дитятки, Старые Соколы, Диброва, Полесское, Овруч, Вильча. Последний – уже прям на границе с Беларусью.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

В 10-ти километровой зоне контрольно-пропускные пункты такие: Парышев, Лелёв (рядом с городом Чернобыль), Припять и Бенёвка.

Как добраться до Припяти без заранее подготовленного пропуска? Это возможно. Но только два раза в году. 26 апреля и 9 мая карта города Припять становится доступной для всех желающих. Это так называемые «дни поминок», когда родственники тех, кто похоронен на территории Зоны, могут приехать на могилки к родным.

В случае с днями поминок необходимо сообщить на КПП о том, что вы едите на кладбище и охранники обязаны выписать вам временные пропуски. Нужно знать, что по закону работники пропускных пунктов могут осмотреть машину и попросить открыть багажники и бардачки.

В Припять без пропуска

Как доехать до Припяти «дикарём», то есть без пропусков и сопровождающих? (люди, которые изучают заброшенные места), давно организовали свои секретные тропы. Опираясь на информацию от блогеров и сталкеров, мы кратко расскажем, как добраться до Припяти окольными путями. Но нужно понимать, что дело это нелегальное и даже подсудное.

Самый популярный нелегальный маршрут – от заброшенной деревни Рудня — Вересня, которая стоит на правой стороне реки Уж. Этот населенный пункт – первое, что открывает карта Припяти с западной стороны Киевской области.

Начало пути, Рудня — Вересня, расположено довольно далеко от города Припять, где находится конечный пункт пешеходного путешествия. Их разделяет 25 километров. До города Чернобыль придется идти меньше, около 13-ти км.

После заброшенной деревни, где остались довольно целые дома, придется перейти реку Уж.


Затем держаться Чернобыльского направления, после Чернобыля чуть больше 10 км нужно прошагать до Припяти. Путь, конечно, экстремальный, но по дороге от Чернобыля до города призраков осталось много заброшенных мест, на которые будет интересно взглянуть. Экскурсионные группы показывают их нечасто, маршрут неудобен, но места заслуживают внимания. О них мы расскажем ниже.

Нелегальный путь от границы с Зоной до Припяти пешком у сталкеров занимает около двух суток.

Объекты Припяти: что посмотреть?

Что представляет собой карта Припяти сегодня? Это 8 кв. км заброшенного советского города, 5 жилых микрорайонов, больницы, школы, кинотеатры и парки. Все давно пришло в запустение. Большинство зданий либо разрушились сами, либо им помогли развалиться мародеры и бомжи.

После эвакуации жителей в 1986 году в город часто наведывались люди на грузовиках. Из опустелых квартир и магазинов вывозили продукты, технику и мебель. Сегодня что-либо вывезти из Зоны отчуждения вряд ли получится: на КПП осматривают машины в поисках радиоактивных предметов. С дозиметрами это делается проще простого. И если вы загрузите в багажник старое кресло из заброшенной квартиры в Припяти, это быстро станет известно.

Впрочем, теперь с территории и вывозить нечего. Там почти ничего не осталось. Город Припять на карте превратился в пустые одичалые джунгли.

Мало кто знает, что карта Припяти – это не только заброшенный город и Чернобыльская АЭС. В непосредственной близости от города-призрака находилось множество интересных объектов, развалины которых существуют близ Припяти и сейчас.

Если ехать обычным автомобильным маршрутом, то на эти объекты удастся взглянуть лишь издалека и мельком, но если остановиться и исследовать местность, можно обнаружить много интересного.

Объект «Дуга»

Припять на карте Киевской области находится в непосредственной близости от города Чернобыль, между ними около 10 километров. По автомобильному пути в город-призрак проезжать Чернобыль придется в любом случае. Но не только всем известный город, а и засекреченный, небольшой городок Чернобыль-2, построенный для работников радиолокационной станции «Дуга».

Загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» (ЗГРЛС) – объект, основное назначение которого – обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, которые будут лететь на территорию в районе трех километров от ЧАЭС.

Внешне это нагромождение очень высоких антенн, которые ловили радары подлетающих объектов. Станция была суперсекретной, и карта Припяти молчит о такой близкой к городу масштабной постройке. ЗГРЛС выполняла важную стратегическую функцию, о ней не знает и карта Украины, Припять замаскировывала «Дугу» как детский летний лагерь.

Интересно, что в СССР было всего три таких обнаруживающих ракеты комплекса: помимо «Дуги», еще близ Николаева (назывался он «Дуга-Н») и в Комсомольске-на-Амуре. Сохранилась «Дуга», пусть и в разваленном виде, только близ города Припять, карта, впрочем, до сих пор не обозначает этот объект. Интересно, что из-за постоянного характерного стука «Дугу» называли «русский дятел».

Объект Чернобыль-2

Это супер маленький городок близ «Дуги» для семей работников станции. Впрочем, каким бы маленьким он ни был, там существовал и детский сад, и больница, и небольшие жилые дома. Чернобыль-2, как и «Дуга» был засекречен. В заброшенном виде город существует и сегодня.

Ракетно-зенитный комплекс С -75 «Волхов». Похоже, что все секретные объекты Украинской ССР «запихнула» в себя карта города Припять и ее окрестностей. Объекты С-75 — это популярное в Союзе оружие, используемое и до сих пор.

Сказать доподлинно, включала ли в себя оружейная карта Украины припятьские оборонительные сооружения, нельзя. На территории были казармы, столовые, все военные палацы и смотровые площадки. Остались они и до сих пор. Ракет же, естественно, уже нет.

Ракеты «Волхова» никто никогда и не видел. Это секретный объект, который находился в лесной зоне, в паре километров от Припяти. Его задача – обеспечивать противовоздушную оборону Чернобыльской АЭС и «Дуги».

Самый знаменитый «памятник» ракетного комплекса – это теперь уже заброшенный бункер. По предположениям, там хранились боеприпасы. Находится он рядом со всеми зданиями комплекса С-75 в лесном массиве близ Припяти.

Карта Припяти в деталях

Город Припять на карте страны – место очень популярное для экскурсионных групп, сталкеров и научных исследователей. Но карта Припяти сегодня – вещь достаточно неконкретная, т.к. какие-то объекты, существовавшие ранее, давно стерты с лица Земли, а новые, недавно открытые находки, которые раньше были засекречены, никто не фиксирует.

Поэтому указать точное расположение «Дуги» или «Волхова» теоретически нереально, никто не считал километража до этих мест. То же самое происходит и с заброшенными деревнями. Какие-то особенно мелкие полностью развалились, какие-то напротив, стали заселены самоселами и обрели «второе дыхание».

Кроме самоселов территорию Припяти занимают мародеры, до сих пор вывозящие металлолом, и наркоманы, пытающиеся выращивать близ города наркотики. Есть и бомжи, которые от безвыходности занимают старые квартиры и дома жителей — среди них много бежавших уголовников, которых время от времени отлавливают правоохранительные органы.

Из-за близости лесных территорий Припять стала любимым местом многих диких животных, которые разгуливают по развалинам города. Конечно, часто из-за большой доли радиации, свалившейся на их головы, но уже радует, что они не вымерли совсем.

Другие объекты на карте Припяти

На территории Зоны отчуждения, помимо Припяти и Чернобыля, располагаются еще несколько достаточно крупных покинутых объектов. Например:


Село Новошепеличи. До 1986 года жители села занимались в основном скотоводством. Население до эвакуации – чуть меньше двух тысяч человек. Село примечательно тем, что там долгое время жили самые известные самоселы – герои многих документальных фильмов – Савва Гаврилович и его жена. Пара стала чем-то вроде символа Зоны отчуждения.


Село Полесское. Очень старое село, в котором на момент аварии жили всего 11 тысяч людей. Сегодня там обитают около 50 самоселов и, что интересно, действует единственная пожарная станция в округе.

Село Копачи. Этот населенный пункт находился в паре километров от Чернобыльской АЭС. Поэтому пострадал от радиации особенно сильно. Интересны Копачи тем, что все объекты села были полностью захоронены, то есть, вкопаны в землю. Осталось только здание детского сада, и то изрядно потрепанное временем.

В Припяти действительно есть, что посмотреть — приезжайте!

Это реально джунгли. За 30 лет город скрылся в лесу. Ещё лет через десять начнут массово сыпаться здания. Поэтому в Припять нужно ехать именно сейчас, дальше будет только хуже. Попасть сюда нетрудно, развит даже своеобразный туризм.

Но мне удалось увидеть немного больше, и я покажу вам Зону Отчуждения с необычной стороны. Добро пожаловать в место, где СССР никогда не кончался, а радиация кое где до сих пор превышает норму в 50 000 раз.

1. Сегодня побывать в знаменитом городе-призраке может каждый. Это чуть сложнее, чем съездить в Киев, территория на 30 километров вокруг всё ещё считается закрытой Зоной, но попасть туда проще простого, причём поездка будет не опаснее, чем часовой полёт на самолёте. То, о чём я буду рассказывать в этом репортаже - мой личный опыт, у вас он может быть немного другим, но лучше действительно один раз увидеть. В Чернобыль я хотел ещё десять лет назад, но по какой-то причине откладывал, боялся радиации и не находил повода. Вывод - зря, чем дальше, тем меньше остаётся, природа берёт своё, здания разрушаются, артефакты исчезают. Итак, поехали!

2. КПП “Дитятки”. Граница между живым и мёртвым, ворота Зоны Отчуждения. Через этот пункт пропуска в Зону попадают все, кто едет в неё легально. Если вы не сотрудник атомной станции (а она работает до сих пор!), то скорее всего, единственный способ попасть в Припять это купить тур на один или два дня. Стоит это, с учётом дороги из Киева и назад, оформления документов, обеда и ночлега 100-150 долларов, причём большую часть забирает сама Зона за оформление документов. Украинцам сильно дешевле, чем иностранцам. Я же не могу порекомендовать гида, так как ездил частным образом при помощи друзей: на двоих с Дашей мы заплатили порядка 10 тысяч рублей за однодневный тур.

3. На въезде информационный и сувенирный киоск одной из туристических компаний. Какую выбрать - решайте сами, изучайте сайты и отзывы, делитесь в комментариях.

4. Есть строгие правила посещения Зоны отчуждения, а сама программа чётко расписана на бумаге. Шаг в сторону - получаешь риск выдворения за территорию. Говорят, что иногда можно от них отступать, но главное не попадать на глаза другим группам: а то и гиду сильно попадёт, и туристам мало не покажется: конкуренты с удовольствием “стучат” друг на друга.

5. Ещё одна застава, уже в 10 километрах от Чернобыльской станции. Здесь полицейские проверяют маршрутный лист, сверяются, что всё в порядке и пускают внутрь. Дальше всё и начинается. Забегая вперёд, напишу что Зона намного более живая, чем может показаться на первый взгляд, а сам Чернобыль так и вовсе обитаемый город с магазинами и кафе. Обитаемый, но очень странный. Следующий рассказ будет как раз о том, почему здесь до сих пор живут люди, и что это за жизнь после ядерной катастрофы.

6. Этот знак приветствовал посетителей в Чернобыльской атомной станции имени Ленина, сейчас буквы убрали и остался только факел. Не советую здесь останавливаться даже на минутку: поржавевшая стела с факелом - одно из самых загрязнённых мест в Чернобыльской Зоне, находится на территории Рыжего леса. Его деревья приняли на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли во время взрыва в 1986 году, их кроны окрасились в буро-красный цвет. Позже деревья погибли, а по ночам на этом месте наблюдали свечение. (по легендам и байкам, реально ничего там не светилось)

Радиация - страшная вещь, и многие боятся сюда ехать, опасаясь последствий. Беда в том, что её не видно. Прогулка в тихом на вид месте может грозить смертельной опасностью. Так что, едем дальше.

7. Въездной знак Припяти. Налево в жилую часть города, прямо или направо - к Чернобыльской АЭС. Сам город Чернобыль остался в стороне. Он к катастрофе не имеет отношения, хотя и оказался внутри Зоны после аварии. Почему же станция Чернобыльская, а не Припятская? Всегда это интересовало. Её начали строить раньше, чем город-спутник, и назвали просто по имени района, центром которого и является Чернобыль. Чтобы два раза не вставать, обсудим ещё один миф: что за название такое ЧЕРНОБЫЛЬ? Чёрная быль? Проклятие? Те, кто не верит в теории заговоров, ответят, что это просто украинское название полыни, обильно здесь произрастающего. Более впечатлительные вспомнят Священное Писание, где именно полынь является символом наказаний Господних: у древних иудеев растение упоминается как синоним отравы, горечи или проклятия. В Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, “Полынью" названа упавшая звезда либо же ангел:

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

И вот тут можно совсем не верить в мистику, но результатом взрыва реактора стало, в том числе, загрязнение водных систем не только в окрестностях, но и во многих районах Европы. Так что думайте сами, совпадение это или нет.

8. Мы же ступаем на улицы города, наяву ставшего символами горечи и скорби.

9. Вот уже тридцать лет Припять застряла в Дне сурка. Время навсегда застыло в 1986 году, и это по-настоящему. Здесь не развалился Советский Союз, не появилось интернета и спутникового ТВ, а в магазинах такой же дефицит, как по всей стране в те же годы. Но тогда в Припяти, образцово-показательном советском городе, нехватки продуктов как раз не знали.

10. Город очень сильно зарос, за деревьями и кустами даже не разглядеть, что написано на вывеске магазина. Летом здесь совсем непролазные дебри: настоящие каменные джунгли это тут!

11. А ведь это проспект Ленина, одна из главных улиц 50-тысячного города!

12. Сдвоенное дерево проросло через канализационный люк и устремилось к небу. Дерево растёт во дворе одной из школ: мощное, густое, метров 15 в выссоту.

13. Один из главных официальных запретов - не заходить в здания. Говорят, что это опасно и они могут обрушиться в любой момент. Но невозможно оказаться здесь и гулять только по улицам!

14. Если очень захотеть, никто не помешает проникнуть в опустевшие многоэтажки. Самые интересные - 16 этажные высотки, с них открывается отличный вид. На те, что с гербами, лучше не ходить: они действительно в очень плачевном состоянии, плюс находятся в центре, там проще “спалиться”.

15. Как славно жилось в восемьдесят шестом: ни тебе домофонов, ни железных дверей! Заходи, товарищ, открыто! И кондиционеры на фасады не вешали, их просто не было. Хотя самопальным остеклением балконов уже начинали баловаться...

17. Внутри очень похожи на 16-этажки московских серий, сразу возникает странное чувство. Такие высокие жилые здания редко попадаются заброшенными на территории бывшего СССР, поэтому сразу ощущаешь, что Припять место особенное.

18. Почтовые ящики…да в некоторых домах и в жилых подъездах такие!

19. Для здания, пустующего столько лет, порядок почти идеальный. Почти во всех жилых домах целые лифты, никаких надписей на стенах - граффити можно встретить только в центре. Их сделали уже после аварии. Мне повезло найти квартиру с целыми батареями: сегодня это большая редкость, за последние 15 лет город неплохо пограбили. Но представляете, как здесь было в начале 2000х? Всё целое!

20. Люди оставляли свои квартиры на три дня, не зная что не смогут вернуться домой и спустя тридцать лет.

21. В одних квартирах целые стёкла, а в других разбиты. Но дело не в вандалах, до многих домов они просто не добрались. Ветер. Хотя мародёры ураганом прошлись по Припяти ещё лет двадцать назад, большую часть содержимого квартир унесли ликвидаторы аварии: мебель в могильник, какую-то техникуна хранение в магазины. В магазине “Радуга” до сих пор склад старых плит, сервантов и роялей.

22. Поднимаемся на верхний этаж. Проходим мимо машинной комнаты. Дверь открыта, оборудование раскурочено, но не вывезено. Из лифтового оборудования в первую очередь извлекали медную обмотку моторов. Вообще медные кабели это цель №1 для мародеров.

23. Выходим на крышу 16-этажки.

24. В хорошую погоду отсюда должен открываться вид на АЭС и Четвёртый энергоблок, но в тумане не различить даже города. Зато посмотрите, как заросли его улицы

сравните с фотографией, сделанной с точно такого же ракурса в 1995 году.

25. Продолжаем прогулку по Припяти. Одно из самых узнаваемых мест, угол магазина “Радуга” с ярко-жёлтыми телефонными будками. И одно из самых первых детских воспоминаний про чернобыльскую трагедию: в память навсегда врезалась телевизионная картинка именно с этим домом и будками. А жилое здание, где находился магазин, называли "Белым домом", потому что в нем жила вся городская элита, от директора ЧАЭС до начальника железнодорожной станции Янов. 4-х комнатные квартиры там рядовое дело.

26. Передовой советский атомоград был обильно украшен всевозможными коммунистическими лозунгаами. “Хай буде атом робiтником, а не солдатом”. Про эту вывеску тоже ходит байка, что через день после аварии какой-то шутник залез на крышу и повалил первую букву “а”, отчего надпись приобрела совершенно другой смысл. Позже всю надпись “положили” на крышу, но несколько лет назад нелегальные “самоходы" подняли буквы назад.

27. Отель “Полесье” на центральной площади Припяти, рядом с ДК “Энергетик”. Внутри мало что сохранилось. Вообще, в Припяти интереснее гулять как можно дальше от центра, там куда больше шансов встретить интересные артефакты, а не голые стены. Отель же, как и некоторые другие объекты, продолжал свою работу долгое время после аварии: здесь жили дозиметристы, следившие за уровнем радиации в городе.

28. Потрясающие неоновые вывески! Как бы хотелось своими глазами увидеть, как они работали. Если когда-нибудь изобретут машину времени, я обязательно вернусь в Припять 1985 года.

29. Граффити с медведями появилось на здании дворца культуры “Энергетик" недавно, не видел его в других отчётах. Настоящих медведей в городе так и не появилось, а вот стаи кабанов регулярно бегают по городу. Иногда заходят волки. Ещё в Припяти живёт лис Семён, он часто выходит к гостям. Почти ручной, вот его портрет. А вот домашних кошечек-собачек и след простыл. Хотя из города их не вывозили, жителям не разрешали забирать притомцев, всех любимцев пришлось оставить. Они одичали, сбились в стаи и нападали на ликвидаторов. Говорят, в какой-то момент их всех расстреляли…правда или очередной чернобыльский миф? Как знать.

30. Катастрофа произошла за неделю до одного из главных советских праздников, Дня трудящихся. Работники культуры готовились к его проведению, печатали и рисовали плакаты к демонстрации. Они так и остались стоять в углу “Энергетика”.

31. Один день для поездки в Зону это очень мало, особенно зимой, когда световой день короткий.

32. Я был в городе первый раз, и не смог запомнить названия всех объектов. Не помню, что это за здание с красивой мозаикой, то ли клуб, то ли музыкальная школа. Инфраструктура в Припяти была на высоте, в советские годы о комфорте учёных реально заботились, потому работать на ЧАЭС и жить в Припяти считалось большой удачей, сюда съезжались лучшие мозги страны.

33. Кинотеатр “Прометей”…нажмите на стрелку вправо, посмотрите, как он выглядел в 80-е. Сегодня место почти неузнаваемо. От фонтана не осталось и следа, всё заросло деревьями, а скульптуру Прометея от греха подальше перенесли на территорию атомной станции, благодаря этому она сохранилась по сей день (нажмите на стрелку ещё раз).

34. Знаменитый парк развлечений с его жёлтым колесом обозрения оказался не таким грандиозным, как я представлял. Даже разочаровал…самих аттракционов там кот наплакал, кроме колеса и автодрома есть лишь карусель и качели. Парк совсем крошечный, как бы в нём уместились все желающие? Чёртово колесо должны были открыть лишь 1 мая 1986 года, оно было подарком к празднику и так и не успело поработать. Вот ещё одна легенда. На самом деле, на колесе многие смогли прокатиться, причём не бесплатно. Ниже процитирую воспоминание одной из бывших жительниц:

Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.

35. Аттракционы очень сильно “фонят”, железо собирает всю радиацию, так что не советую задерживаться в парке. Особенно стоять возле автодрома. Я не знал об этом, стоял-фотографировал, но меня одёрнули попутчики.

Позже оказалось, что парк вообще одно из самых “грязных” мест Припяти. Грязнее в центре только на площади перед ДК “Энергетик” и готелем “Полесье”.

А в микрорайонах на удивление мало радиации. Второе по заражённости место в пределах города - речная пристань. Туда мы ещё отправимся.

36. Красивые мостики через небольшой ручей по пути из парка к центральной площади.

37. В заброшенной школе было невыносимо грустно. Вроде и видел всё это десятки раз на картинках, как кто-то мелом на доске написал своё имя и класс на момент учёбы в 86-м, но за душу берёт. Дети Припяти приняли трагедию особенно близко, и некоторые из них связали свою уже взрослую жизнь с городом, снимая фильмы, проводя исследования и устраивая туры в Зону Отчуждения.

38. Немного школьных интерьеров и артефактов. Полистайте галерею.

39. Где ты теперь, Николай Коротких?

40. Третья школа находится в очень плохом состоянии, внутри стопроцентная сырость. А здание школы №1 уже обрушилось.

41. Детские противогазы на полу столовой.

42. Детали прошлого: старые дорожные знаки, ручка от дипломата и крышечка от советского кефира.

43. Припять была городом молодым во всех отношениях. Средний возраст составлял всего 25 лет, а сам город едва успел отпраздновать своё 16-летие…И как же его любили, что не могут забыть до сих пор?!

44. После аварии шли разговоры о том, что после дезактивации, возможно, в город разрешат вернуться и он снова оживёт. Его тщательно “отмывали” от радиации ликвидаторы, и многие из них поплатились за это здоровьем, а то и жизнью. Ужасная правда открылась потом: Припять и вся Чернобыльская Зона ещё очень, очень долго не будет обитаемой, как минимум до середины 21 века. Некоторые районы очищать не стали. Мы стоим на границе “чистой” зоны, дальше радиация будет сильнее.

45. Заброшенный речной вокзал. Отсюда ходили скоростные катера-“ракеты” в Киев или в белорусский Мозырь. В здании вокзала было отличное летнее кафе.

46. В полностью раздраконенном здании сохранилась красивая хитро сделанная мозаика.

47. А в автомате с газировкой остался “тот самый” гранёный стакан, из которого пили все советские люди, но никто не болел.

48. Второе супергрязное место в черте города - вот эта лестница. Фонит так, что уши трясутся, но иного способа спуститься на пристань нет...

49. Зачем я это рассказываю? Чтобы вы понимали: с одной стороны, поездка в Чернобыль в 2018 году легка и достаточно безопасна, а с другой - нужно быть осторожным и не стоит гулять самостоятельно и без дозиметра.

50. Помните деревянную пристань на архивной фотографии в галерее пять абзацев назад? Дебаркадер отнесло течением на сто метров в сторону, он сель на мель и частично затонул. Но всё ещё хорошо узнаваем...

51. За три десятка лет природа Зоны восстановилась, здесь растут большие пышные грибы и сочные ягоды. Некоторые визитёры, особенно те, кто ходили самоходом и “выживали” в Зоне несколько дней, охотно их употребляют в пищу: но на мой взгляд - не стоит.

52. А теперь пришло время нагнать настоящей жути. Здание на фото - самое страшное и опасное место во всей Припяти, это не шутка и не преувеличение. Один его вид навевает ужас. Любая заброшенная больница отпугивает, но мне трудно передать словами, что я там испытал.

53. Медсанчасть №126, единственная больница Припяти, приняла первых пострадавших в аварии: пожарные, тушившие возгорание Четвёртого энергоблока, сразу после вызова отправились сюда. В больничном подвале они сбросили с себя всю одежду, так как она была заражена. Вся форма до сих пор находится там, и даже самые отчаянные, побывавшие в подвале, охренели от увиденного и вряд ли пойдут второй раз. В воздухе летает пыль с "горячими" частицами, фон доходит до миллиона распадов в минуту (на квадратный сантиметр по бете). В комнате с остатками роб пожарных на дозиметре можно увидеть и 20, и 50 миллизивертов в час.

54. Перед входом в приёмный покой лежат новенькие, совсем не ношеные сапоги. Кто-то выбросил, и этот кто-то явно был в том самом подвале

55. Конечно, ни в какие подземелья мы не полезли, но и прогулки по первому этажу хватило.

56. Юра меряет фон возле стойки регистратуры в больнице. Счётчик Гейгера визжит, как надрезанная свинья. Показания зашкаливают - в 50 тысяч раз (!) выше нормы.

57. Так фонит подшлемник пожарного, когда-то вытащенный из зловещего подвала. Позже сюда принесли металлическую табличку и положили рядом: прикасаться к такой радиоактивной вещи, тем более переносить её с места на место было бы слабоумием и отвагой.

58. Радиация - главная причина, почему Припять до сих пор в относительно хорошей сохранности, даже среди мародёров дураков немного.
(Юра поправил: да нет конечно, просто это режимная территория, за вынос добра могут и срок впаять. Да и пешком идти от границы зоны далеко, а нелегально ехать на транспорте по закону означает подарить машину первому менту)

59. А вот и наглядная причина, почему в здания просят не заходить…Сейчас самое время, чтобы ехать в Зону. Чем дальше, тем больше город будет разрушаться, многих мест скоро просто не останется: без помощи людей, силами самой природы, они исчезнут навсегда под грудами ненужного бетона.

60. То, что осталось от книжного магазина. Это его крыша провалилась на предыдущей фотографии.

61. Обвалившаяся стена первой школы обнажила прекрасный стенд о методике партийной пропаганды.

62. Несмотря ни на что, этот мёртвый город умер не до конца. До начала двухтысячных здесь вообще кипела жизнь, предприятия Припяти работали для сотрудников атомной станции. Здесь не жили, но приезжали. А ЧАЭС лишь году прекратила вырабатывать электричество уже в 21 веке, ведь три других реактора были совершенно исправны! Их постепенно закрывали, последний, 3-й блок остановили в 2000-м по требованиям Европы.

63. Теперь в атомограде топят дровами…

64. Здесь по сей день работает прачечная сотрудников ЧАЭС: да-да, станция по-прежнему функционирует и там трудится несколько тысяч человек. Их одежду нужно обеззараживать, и лучшего места не нашлось.

65. Тут же заодно подкрашивают знаки радиационной опасности.

66. На обратном пути, уже вечером, проехали мимо самой атомной станции. В отличие от Припяти, там я ровным счётом ничего не испытал. Хотя и видел её воочию в первый раз, сама АЭС практически точная копия Десногорской в Смоленской области, я делал про неё репортаж много лет назад.

67. Так сегодня выглядит печально известный четвёртый энергоблок, где и произошёл взрыв. В прошлом году его накрыли новым саркофагом - аркой, который прослужит сто лет, и позволит за это время разобрать реактор и захоронить его по частям.

Идея закрыть развороченное жерло реактора возникла почти сразу после взрыва. Уже к ноябрю 1986 года над четвертым энергоблоком было воздвигнуто «Укрытие», более известное как «саркофаг». Старый саркофаг был, по сути, большой бетонной коробкой (на его постройку ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. т металлоконструкций). Воздвигнутый в спешке, он тем не менее 30 лет сдерживал дальнейшее распространение радиации от реактора. Однако его перекрытия и стены уже обветшали и начали разрушаться. Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2012/13 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Новый саркофаг стал самой большой наземной передвижной конструкцией: Так как строить арку непосредственно над старым саркофагом было опасно, ее сооружали по частям на сборочной площадке неподалеку от электростанции. Сборка и подъем элементов первой половины арки длились с 2012 по 2014 год, к 2015-му собрали и вторую половину. После обе части были соединены в единую конструкцию. К ноябрю 2016 года монтаж был полностью завершен.

68. Недостроенные 5 и 6 энергоблоки. ЧАЭС должна была быть ещё больше…в 1986 году стройку бросили, как есть, вместе со строительными кранами, а по всему СССР срочно остановили возведение новых атомных станций: они так и стоят заброшенными на разной степени готовности.

69. Ещё один новый объект - хранилище отработанного ядерного топлива №2. Его только запустили в эксплуатацию. Ещё рядом начали строить ещё одно хранилище, где будут хранить отходы от эксплуатации Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Сейчас топливо вывозят в Россию, и Украина платит нам за это около 200 миллионов долларов в год.

70. Время покидать Чернобыльскую Зону. Садимся в машину и проделываем весь путь до КПП “Дитятки”. По дороге дважды проходим дозиметрический контроль: всё чисто.
Надеюсь, мой репортаж был полезен для тех, кто ещё не был в Припяти. Теперь вы точно решили, хотите туда или ни за что не решитесь на такое путешествие. Те, кто был, наверняка вспомнят знакомые места.

При упоминании этого города у каждого возникают разные мысли. Кто — то хочет попасть сюда и просто погулять. Кто — то опечалится вспомнив ту страшную аварию на Чернобыльской АЭС, унесшую жизни тысяч людей. А у кого — то возникнет острая тоска по дому… по ушедшему… по потерянному навсегда…
Город Припять — знаменитый город атомщиков, построенный для работников Чернобыльской атомной станции. Уникальный эксперимент советского союза. Пожалуй максимально приближенное место к несбывшейся утопии построенного коммунизма. Приезжим сюда специалистам выдавали ордера на квартиру, на прилавках магазинов можно было найти даже то, чего не было в Киеве. В городе поощрялись и всячески поддерживались творческие и другие увлечения жителей. Был даже частично разрешен частный бизнес. Такая политика была абсолютно нетипичной для Советского Союза, а тем более для режимного закрытого города, и она давала плоды. Население города стремительно увеличивалось. Ежегодный прирост жителей составлял порядка полутора тысяч человек из которых более половины были новорожденные. Средний возраст населения составлял около 30 лет. Город атомщиков стремительно расширялся, шло освоение земель, строились новые дома, школы, детские сады, в планах осталась постройка просторной набережной и 6-ого микрорайона, пока не грянула страшная катастрофа…

Вместо вступления:
Спустя меньше, чем через сутки, после аварии из — за резко ухудшившейся радиационной обстановки, был срочно разработан план эвакуации города. Для этого было задействовано примерно 1200 автобусов и 200 грузовых автомобилей. Город разделили условно на 6 секторов. Были определены маршруты движения и адреса расселения жителей. 27 апреля 1986 г. в 14:00 началась полная эвакуация города. За два с половиной часа 48 тысячный город полностью опустел. Остались лишь работники станции, которые консервировали Припять, сотрудники силовых ведомств и других министерств.
К сожалению город оказался загрязнен слишком сильно. Проживание в нем, несмотря на комплекс работ по дезактивации оказалось невозможным. Вот уже на протяжении почти 28 лет город брошен и постепенно расхищается мародерами.
Жителям разрешили вернуться в квартиры за своими вещами только в конце лета 86 года. К первомайским праздникам были полностью заполнены холодильники, а у порога встречали трупы кошек и собак, оставленных на пару дней. В закрытых квартирах стоял жуткий смрад. Забирали в основном документы и личные вещи, и только те, которые разрешали взять дозиметристы. До этого времени весь город (впрочем как и Чернобыль и многие села) проходил дезактивацию: дома и асфальт отмывались, снимался и захоронялся верхний слой земли. Ликвидаторы в сопровождении дежурных милиционеров по пожарным лестницам поднимались на балконы и сбрасывали оттуда все вещи и увозили в могильники. После того как из квартир жителями были забраны свои вещи, все что, что оставалось отправлялась в могильники.

В мы проделали долгий путь к центру зоны по «западному следу» и к завершению дня заселились в пустующую квартиру неподалеку от центра Припяти. Настало время окунуться в атмосферу мертвого города. День начался с осмотра соседних квартир.

Осыпавшаяся штукатурка и отошедшие от стен обои — типичная ситуация в Припятской квартире.

Причина кроется в высокой влажности и выпадении осадков (большинство стекол в квартирах выбиты). Во время ликвидации аварии рубероид с крыш домов снимался и вывозился в могильники. Понятное дело, гидроизоляция от таких мер была нарушена. После дождя верхние этажи практически всех домов протекают, а влага просачивается на нижние. На фотографии видны большие подтеки и следы от капель на полу.

Во многих квартирах выбиты стекла. Во время ликвидации аварии все вещи скидывались прямо с окон. Многие из них не удосуживались даже открыть.

Из — за малого количества мебели (все ценное было вывезено в могильники или похищено), здесь царит атмосфера ремонта. При этом в основном остались крупногабаритные шкафы, диваны, сантехника и иногда холодильники с плитами.

Поднимемся наверх. Все выходы, как в квартиры, так и на крыши открыты. За все наше пребывание в городе я не заметил ни одного целого замка.

Вот такой унылый пейзаж открывается сверху.

Возле домов до сих пор остались предметы и вещи, скинутые когда- то из окон.

Отправляемся исследовать сам город.

Моим глазам Припять предстала по-осеннему хмурой и мрачной. Повсюду полная тишина. Нет не только обычных городских шумов, но и даже птиц. Лишь изредка ветер шумел листвой и хлопал открытыми дверьми и окнами.

Осмотр начинаем с главного стадиона. Популярное место среди туристических маршрутов, поэтому встали пораньше, чтобы не наткнуться на экскурсионную группу.

Все стадионное поле, как впрочем и большая часть открытых мест города, поросла деревьями, успевшими за 28 лет вырасти до уровня 4 ого этажа и выше.

Главный вестибюль.

Коридор под трибуной.

Стоит отметить, что на стадионном поле радиационный фон достаточно высок. В некоторых местах дозиметр показывал значение в 1000 мкр/ч.

Пока мы увлеченно исследовали стадион, где- то неподалеку послышался механический шум двигателя. Все тут же скучились, словно по команде. В следующий миг из — за угла близлежащего дома вырулили два белых фургона. Времени на раздумья не было, сработали инстинкты. В следующий миг все лежали на земле.

Тем временем фургоны подъехали еще ближе к нам и остановились в каких- то 50ти метрах. Из — за отсутствия зелени нас можно было запросто рассмотреть в низкой и редкой траве. Быстро перешептавшись, мы не стали ждать, что будет и рванули с низкого старта к ближайшему дому. Здание оказалось общежитием.

Затаившись на одном из верхних этажей, аккуратно выглянули в окно. В автобусах оказалась экскурсионная группа. Некоторые люди поглядывали в нашем направлении. Еще бы! Поехать на официальную экскурсию и увидеть «живых сталкеров»:) Выходить из здания мы не спешили и решили немного его изучить.

Неразборчивый лозунг. Все пропитано здесь былым Советским патриотизмом и гордостью.

Комната занятий.

Поднимемся на крышу.

К нашему приятному удивлению, сверху оказался отличный вид на центральный парк аттракционов. В центре — знаменитое колесо обозрения, ставшее своеобразной визитной карточкой «города — призрака».

Большинство открытых площадок в Припяти подверглись высокому уровню заражения. Это касается не только площадей и улиц, но и крыш. Как я уже писал выше, одна из причин протекания домов — «снятый» слой рубероида во время ликвидации аварии. На оставшихся кусках фон сильно превышает норму, на очищенных участках лишь в десятки.

Всего в 3 км от нас находится комплекс ЧАЭС, но из — за хмурости кажется, будто до станции километров 10.

Официальное открытие парка было запланировано на 1 мая, однако известно, что перед открытием сделали пробный запуск аттракционов. По одной из версий состоялся он 27 апреля, чтобы избежать слухов об аварии и отвлечь от мыслей об эвакуации.

А вот так вспоминает открытие парка женщина — очевидец: «Колесо обозрения тоже успело поработать до аварии. Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.»

Кроме колеса в парке есть автодром, лодочки и детская карусель. От лодочек сейчас уже мало что осталось. Одна из них вытащена на середину площади — в нее сажают плюшевых мишек или кукол с оторванными ногами и делают постановочные фотографии на фоне колеса.

Радиационный фон в парке сильно превышает норму. Связано это с тем, что во время ликвидации на открытую площадку приземлялись вертолеты, участвовавшие в тушении пожара на станции.

Где- то неподалеку послышался механический шум, и мы решили отправиться в другое место.
Информационные стенды.

Рядом с парком оказалась гостиница «Полесье». В апреле 86 года в отеле находился дозиметрический пост и жили военные.

Главный вестибюль.

Лифтовой холл.

Природа захватывает дома изнутри, прорываясь сквозь толстые перекрытия.

В большинстве домов мародеры вырезали весь металл, однако в центральной части города поручни и батареи все же уцелели.

Мародеры — это проблема нынешней зоны отчуждения. Работают они, скорее всего, под прикрытием охраны зоны, т.к. результаты своих трудов вывозят в промышленных масштабах, а делать это нелегалом практически невозможно.

Поднимаемся на крышу.

Центральная площадь города. Справа здание дома культуры «Энергетик» и горисполком. На фоне две 16-ти этакжи с гербами. На одну из них мы потом залезем.

Вывеска на девятиэтажке между двумя башнями гласит: «Хай будэ атом работником, а не солдатом». Оказалось, что и мирный атом не такой уж и безобидный… Кстати, этот дом был облицован плиткой, привезенной из Тольятти, и в народе его называли Тольяттинским.

Припять — это один из уцелевших памятников советской архитектуры и стиля. Все здесь застыло в далеком 86-ом. Секционные панельные дома, просторные улицы, вывески — все это передает дух советского прошлого. Я настолько привык к назойливой рекламе крупных мегаполисов, что ходить по пустынным улицам с полным отсутствием информационного мусора, было для меня настоящим наслаждением.
Центральная улица города — проспект Ленина. В народе ее окрестили «Бродвеем».

Вид на комплекс ЧАЭС.

Выдвигаемся в сторону одной из высоток. К тому моменту, как мы спустились, на площади появилось несколько экскурсионных групп. Напрямую идти совсем недалеко, однако обходим главную площадь города окольными путями. Из — за отсутствия листвы, улицы хорошо просматриваются, и все переходы приходится делать с большими крюками, прострелы улиц же приходилось аккуратно и быстро перебегать.

Припятская яблоня. Фон чуть — чуть выше нормы.

По всему городу, тут и там мелькают знаменитые граффити — «Тени Хиросимы». Они изображают тени от сгоревших во время вспышки ядерного взрыва людей, нарисованные группой художников через 20 лет после аварии.

Тем временем на площади оказалось сразу несколько экскурсионных автобусов.

На всякий случай сильно не высовываемся.

ЧАЭС еще с одного ракурса.

Немного хроники:

В течении полугода после аварии на станции, шла опасная работа по очистки территории от завалов и строительству защитного комплекса «Укрытие», именуемого в народе как «саркофаг».

Ценой невероятных людских усилий и материальных затрат поставленная задача была выполнена в короткие сроки. После ликвидации последствий аварии были запущены остановленные 1,2 энергоблоки, а через пол года и третий. Без малого 15 лет ЧАЭС функционировала и приносила доход, позволявший осуществлять обслуживание зоны отчуждения без дополнительных дотаций извне. Однако под влиянием политиков, в том числе из Евросоюза, была разработана программа по полному закрытию станции. В декабре 2000 года была полностью прекращена генерация электроэнергии.

В апреле 2012 года началось возведение масштабного арко — образного сооружения «Укрытие — 2», которое будет надвинуто над существующим саркофагом. Высота составит 92 м, а длина пролета арки — 257 м.

Существующий саркофаг (объект «Укрытие») еще обеспечивает изоляцию и защиту от излучения, но не позволяет проводить работы по извлечению из саркофага ядерного топлива. Новое защитное сооружение должно, помимо защиты окружающей среды, как позволит начать работы по переработке радиактивных материалов, содержащихся внутри объекта «Укрытие», так и провести ремонт аварийных частей самого укрытия. Официальное название у проекта: «Новый Безопасный Конфайнмент» (New safe onfinement).

На данный момент все работы по возведению сооружения планируется завершить в 2015 году, но это только начало…

Внутри сооружения будут смонтированы роботизированные комплексы для поэтапного демонтажа конструкций энергоблока и остатков реактора вплоть до основания.

В глобальной перспективе планируется полная рекультуризация и превращение территории АЭС в чистое поле. Сколько уйдет времени на реализацию всего проекта неизвестно, но точно не одно десятилетие. Специфика работ «ювелирная» и ошибки здесь не простительны.

Ул. Курчатова.

Еще стрит- арт.

На последок сделали групповое фото на гербе. Андрей снимал сюжет на видеокамеру и, когда показывал на зуме окрестности, обратил внимание на троицу, идущую отдельно от экскурсионных групп троицу. Силуэты были в нетипичной для туриста одежде, и вроде бы, всматривались в нашу сторону. Через видоискатель было видно, что они нас рассматривают в бинокль. Спустя несколько секунд, бравые сталкеры сломя голову неслись по лестнице вниз

Мы оказались быстрее и убежали в соседний квартал. Но расслабляться не стали.
Ателье.

Все магазины в городе имели свою нумерацию.

Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. Ночью по городу гулять нет смысла — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем не стоит, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.
Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. В потемках по городу гулять лучше не стоит — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем нельзя, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.

По- дороге в одной из квартир, мы наткнулись на пианино. Сколько лет и сколько любопытных рук на нем пробует играть, а оно все еще в рабочем состоянии.

По прибытии на сквот, выяснилось, что воды для приготовления ужина у нас нет. Где найти чистую воду в Припяти, при этом не хапанув фонящих частиц? Не поверите! — в 10 метрах от могильника радиоактивных отходов. Отправляемся с Андреем на ее поиски.

Это — городской водопроводный узел. Его расположение нам подсказали встреченные ребята на пути в центр зоны. Еслиб не их совет, скорее всего пришлось бы бегать за водой аж до набережной р. Припять.

Это место было единственным из всего нашего похода, где вода оказалась прозрачной и не имела привкуса болотной тины.

С задачей мы успешно справились и после плотного ужина c душевными посиделками улеглись спать. Позволю себе еще раз вставить фотографию нашего сквота. Уже больно он уютный:)

Впереди нас ждет посещение некоторых известных мест Припяти: ДК «Энергетик», бассейн «Лазурный», детского садика, а также пробежка по городскому могильнику. Обо всем этом в следующем обзоре!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-347583-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-347583-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

ПРИПЯТЬ, город (с 1979) на Украине, Киевская область (см. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на реке Припять (см. ПРИПЯТЬ (река)). Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в… … Энциклопедический словарь

Город-спутник АЭС - … Википедия

ПРИПЯТЬ - город (с 1979) на Украине, Киевская обл., на р. Припять. Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в апреле 1986 население Припяти эвакуировано. Для работников АЭС и их… … Большой Энциклопедический словарь

Припять - Припеть, Прыпяць, река, пп Днепра; Украина, Беларусь. Упоминается в Повести временных лет, XII в., как Припеть; совр. русск. Припять, укр. Припеть, белор. Прыпяць. Предполагаемая первоначальная слав, форма *Припеть приток В. А. Жучкевич связывает … Географическая энциклопедия

Припять - I река в Белоруссии и Украине, правый приток Днепра. 761 км, площадь бассейна 114,3 тыс. км2. Течёт по Полесской низменности. Средний расход воды 448 м3/с. Соединена Днепровско Бугским каналом с Вислой, Огинским (не действует) с Неманом.… … Энциклопедический словарь

припять - сущ., кол во синонимов: 4 город (2765) город призрак (7) река (2073) … Словарь синонимов

город - Столица, крепость. См. житель, место.. ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. город городец, городище,… … Словарь синонимов

город-призрак - сущ., кол во синонимов: 7 верхнемезенск (1) зашиверск (1) кадыкчан (1) … Словарь синонимов

Припять (река) - У этого термина существуют и другие значения, см. Припять. Припять укр. Прип ять белор. Прыпяць … Википедия

Припять - Припять: Припять покинутый город в Киевской области Украины. Припять река в Белоруссии и на Украине. Припять село на Украине. Радиометр «Припять» РКС 20.03 См. также Припятские болота … Википедия

Книги

  • Воины Зоны , Алексей Бобл. Загадочная сила сбивает над Зоной Отчуждения армейский вертолет. Спецгруппа военных сталкеров отправляется на поиски упавшей машины, чтобы спасти ее единственного пассажира. Неожиданно на… Купить за 580 руб
  • Терпение дьявола , Алексей Соколов. Сапсан, опытный сталкер Южной Зоны, правила знал. Но соблазн оказался слишком велик. Сапсан попытался продать большую партию хабара напрямую, хотя должен был принести добычу…