Виды паркура. Другие основные понятия

Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами: (то есть людьми, занимающимися паркуром) сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело . Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: Безопасность, Эффективность, Простота. Все, что идет вразрез с ними выходит за рамки паркура.

Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила - обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.

Паркур не является видом спорта, который подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника. Идеология паркура отрицает данные принципы, паркуру чужды «показушность» и соревновательность. В этом в частности одно из его отличий от фрирана .

Для того, чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Наиболее всего для этого подходит йога. Также хорошим способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения помогут лёгкая атлетика, скалолазание.

Немаловажную роль также играет правильное питание трейсера . При занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или несбалансированном питании ослабленный организм получает большой стресс, в результате чего тренировки становятся малоэффективными.

Философия паркура и позиция Давида Белля

«Ямакаси » и появление паркура

Российский паркур и возникновение Всемирной Ассоциации Паркура

В России существование паркура началось с команды «Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первый посетил город Лисс и познакомился с Давидом Беллем.

В 2004 году на пресс-конференции, связанной с Российской премьерой фильма «13 район», Давид Белль делает заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) - Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой становится российское. Олег Краснянский, основатель русской команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было дать толчок к развитию паркура по всему миру и отражать истинную суть дисциплины.

Существование PAWA длится 2 года - с 2004 по 2006, за это время никаких масштабных шагов по развитию паркура от имени Всемирной Ассоциации не предпринималось. Однако вскоре после основания ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль заявляет о своем выходе из PAWA, мотивировав это тем, что он не может более контролировать деятельность всех отделений ассоциации и не готов подписаться под деятельностью PAWA в каждом конкретном случае. Следом российское представительство также прекращает свою работу.

Начало признания паркура как спортивной дисциплины

На данный момент в Великобритании активно развиваются спортивные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия в программу по физкультуре . В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре . Несмотря на это, "промышленный паркур" (использование строящихся зданий, высотных кранов и т.п.) в России запрещён.

В связи с популяризацией дисциплины и для привлечения новых людей, многими профессиональными объединениями (Parkour Generations, APK и др.) паркур в некоторых ситуациях преподносится как один из видов экономного фитнеса . Это свидетельствует о происходящем расширении заинтересованной аудитории данной спортивной дисциплины.

Паркур в культуре

Паркур и киноиндустрия

Паркур получил широкую известность после выхода фильмов «Ямакаси: Новые самураи » о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль отказался участвовать, не желая, чтобы паркур ассоциировали со способом воровства, и фильмов «Тринадцатый район » и «13-й район: Ультиматум » (автор сценариев - Люк Бессон), в которых он снялся в одной из главных ролей.

После популяризации паркура, его элементы и сцены погонь с его применением стали достаточно популярны в современных фильмах. Так, в одном из фильмов бондианы «Казино Рояль» в самом начале показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил Себастьян Фукан . Погоня проходит с активным применением элементов паркура.

В 2007 году режиссер Руслан Бальцер снимает российский фильм «Дерзкие дни », рассказывающий о приключениях команды трейсеров «Urban Monkeys».

Паркур и игровая индустрия

В 2007 году студия Core Design Ltd. выпустила игру про паркур - «Free Running », игра сделана в стиле игр про скейтборд. В 2008 году студия EA Digital Illusions Creative Entertaiment выпустила паркур-игру «Mirror"s Edge ». Игра получила высокие оценки и отзывы множества трейсеров самого высокого уровня. Она отличается высоким реализмом и качественно передает движения трейсера при преодолении препятствий.

Компьютерные игры, в которых используется передвижение паркуром

Терминология

«Паркур»

Изначально, для обозначения тренировок использовали французские термины l’art du déplacement и le parcours .

Термин паркур был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде (Hubert Koundé ). Слово паркур (parkour) происходит от определения parcours du combattant - классического метода преодоления препятствий военной подготовки, созданного Жоржем Гербертом .

«Трейсер»

Слово «трейсер» пришло в русский язык из английского, куда в своё время попал французский термин traceur ( ) и traceuse ( ) - имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром. Французское существительное происходит от французского глагола tracer , который обычно означает «следить» , но на сленге также именуется, как «идти быстрее» . В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигру (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении трейсера так :

«В настоящее время слово „трейсер“ является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома, Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес, Себастьян Фукан, Давид Белль и я. Это была команда, созданная после „Ямакаси“, и мы называли себя „Трейсеры“ (имеется в виду, другая команда - другое название). А сегодня это общепринятое обозначение. Авторами этого слова была команда молодых людей, но для меня это не так важно, так как это ограничивает дисциплину».

Другие основные понятия

Несмотря на французское происхождение паркура, получили распространение и применяются, в том числе и в России, английские названия терминов.

Accuracy Jump, Precision Jump прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них. Balance стойка на ногах с целью сохранения баланса. Barrel преодоление препятствия за счет опоры на него одной рукой и поворота спиной к нему. Blind Jump прыжок «в слепую», когда не видно точки приземления. Cat Balance стойка на руках и ногах с целью сохранения баланса. Cat Leap (англ. "кэт лип" - «прыжок по-кошачьи») прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях. Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену. Monkey Kong преодоление препятствия с опорой на руки и пронесением ног между руками. King-Kong Monkey Kong, выполненный в прыжке через препятствие на значительное расстояние (1-3 м). Cat Passing преодоление препятствия за счет опоры на него руками и не касаясь ногами. Double King-Kong То же, что и King-Kong, только перед подносом ног происходит один толчок руками для преодоления ещё большего расстояния, уже после которого руки ставятся на поверхность и выполняется Kong. Drop (англ. "дроп" - «падать») прыжок с высоты, выполняется в движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение можно ногами и руками. Также при приземлении может выполнятьcя кувырок (roll). Reverse преодоление препятствия за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему. Roll кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину. Spring Jump прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук. Tic-Tac, One-Two отталкивание от одного препятствия для преодоления другого. Wall Pass преодоление стены. Wallrun бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2, 3, или 4 шага, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента. Slayer прокат на спине, на животе или груди, с целью прокатится под препятствием. Так же, с целью прокатится по препятствиям, находящимся под уклоном. Head shot опора на препятствие, на голову, без помощи рук и ног. Самый небезопасный, и ущербный прием в паркуре. Long jump производится так-же как и Tic-tac, но с целью преодолеть более большое расстояние.

В названии элементов паркура на разных языках имеются заметные разногласия , что иногда приводит к недопониманиям при общении. Постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать появление новых элементов. Однако постепенно устанавливается общепринятый набор терминологии, на основании которого появляется возможность для методологических разработок, в частности, последовательности изучения элементов .

См. также

  • «Тринадцатый район », фильм
  • «13-й район: Ультиматум », фильм
  • «Mirror’s Edge », компьютерная игра
  • «Чёртовы футболисты », фильм

Примечания

  1. Russindragon.org Уличный спорт
  2. Трейсер. РУ - Журнал о паркуре «Истинный паркур против соревнований»
  3. Основы правильного питания для трейсеров
  4. Health"snews.com Философия свободы ,
  5. David Belle and/or PAWA Team Parkour Worldwide Association . Архивировано из первоисточника 8 мая 2005. Проверено 12 мая 2007.
  6. MovNat, the future of natural movement education " MovNat®: Explore Your True Nature™
  7. Raymond Belle | Blog Officiel - Parkour
  8. История паркура в Москве , parkourforum.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  9. Паркур станет официальной школьной дисциплиной в Британии , membrana.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  10. Петербуржцы будут «выбирать спорт» , saint-petersburg.ru (Проверено 11 ноября 2009)
  11. Экономный фитнес: Паркур (17 июля 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 19 июля 2010.
  12. Andrew P., "Review of Assassin"s Creed ," Electronic Gaming Monthly 224 (январь 2008), стр 89.
  13. Free Running Eurogamer.net
  14. Emmanuelle Achard Des Hommes-chats sur Bercy... (фр.) (JPG) (октябрь 1998). - «l_equipe_1998_Bercy.jpg» Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 10 ноября 2009.
  15. Jin PAWA statement on Freerunning. (23 февраля 2006). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 мая 2007.
  16. The name parkour, simple question . Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 12 апреля 2007.
  17. Random House Unabridged Dictionary (v 1.1) tracer - Definition by dictionary.com . dictionary.com (2006). Архивировано
  18. Portail lexical - Définition de tracer (фр.) . Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 августа 2007.
  19. An Interview With Stephane Vigroux на YouTube
  20. Классификация элементов паркура (1 мая 2010). Архивировано
  21. Элементы паркура (27 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 6 июля 2010.
  22. Анализ названий элементов паркура на разных языках (8 марта 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 6 июля 2010.

Многие наверняка видели фильмы об экстремальных парнях, которые с головокружительной легкостью преодолевают препятствия, перепрыгивают с крышу на крышу, карабкаются на стены и выполняют множество других потрясающих трюков. Более того, на улицах наших городов можно увидеть подростков, пытающиеся проделать нечто подобное. Эти отважные спортсмены называются трейсеры, а спорт, которым они занимаются – паркур.

Считается, что история паркура началась с увлечения француза Давида Белля, который от скуки и детской жажды экспериментов начал лазать по деревьям, крышам, заборам с максимально возможным экстримом. Однако, на самом деле начало свое этот спорт берет из африканских джунглей. Офицер морского флота Джордж Герберт обратил внимание на ловкость и скорость, с которой аборигены перемещались по джунглям, и решил обучить этому искусству своих солдат. В результате длительных тренировок, проб и экспериментов появилась программа, легшая в основу паркура. Называлась эта дисциплина «Натуральный метод» - в программу входили прыжки в высоту, в длину, скалолазание и прочее.

Отец Давида Белля Раймонд Бель был военным и владел искусством «Натурального метода». Он с детства прививал сыну интерес к спорту, тренировал его и всячески поощрял. В результате, Давид сам настолько заинтересовался дисциплиной, что сколотил команду единомышленников и всерьез занялся паркуром. Это название появилось позже, означает «полоса препятствий», а «трейсеры» переводится как «люди, прокладывающие новые пути».

Паркур – не просто спорт, это философия, искусство перемещения. Цель трейсера – преодолеть какое-то расстояние с минимальной затратой сил. Конечно, выглядит это зрелищно, однако элементы акробатики, которые так впечатляют, используются только в том случае, если они не замедляют движение. Именно в этом отличие паркура от фрирана – передвижения, в котором главное не цель, а процесс.

Благодаря Давиду Беллю паркур стал очень популярным. Первым к подростку присоединился Себастьян Фукан, который впоследствии, погнавшись за прибылью, и создал ответвление паркура – фриран. Кроме Давида и Себастьяна в команде было еще шестеро парней, однако они тоже не пошли по пути Белля, подписав контракт, по которому они два года должны были исполнять трюки в мюзикле «Notre Dame de Paris». Пока команда существовала в первоначальном составе, она носила имя "Ямакаси", ставшее впоследствии нарицательным.

Для Давида паркур стал смыслом жизни. Его запал привлек внимание киношников, в результате Белля и его команду пригласили сняться сначала в фильме Такси 2, где они исполняли роли ниндзя-каскадеров, а позже вышли фильмы "Ямакаси" и "Ямакаси 2". В этих фильмах ребята играли сами себя, хотя сюжет, конечно, был придуманным.

Родиной паркура принято считать город Лисс, где жил Давид Бель и где образовалась команда "Ямакаси". Несмотря на то, что со временем их пути разошлись, слава первых трейсеров подталкивает молодых людей к освоению паркура. Начиная с 2002 года, в Лиссе появилась традиция проводить ежегодные Дни паркура. Они начинаются 20 июля, и в это время молодые команды могут показать себя и посмотреть на других.

Чтобы стать трейсером, нужно много тренироваться, начать иначе мыслить, проникнуться философией этого искусства, однако преимущество паркура в том, что научиться ему может каждый. Настойчивость, стремление, желание, терпение – главное, что нужно начинающему трейсеру, все остальное приложится. Не зря ведь девиз паркурщиков – «Нет границ – есть лишь препятствия».

Мы все видели фильмы «Ямакаси», «Казино Рояль» и «Ультиматум Борна». Если ты к тому же играл в Assassins Creed, ты даже занимался паркуром — по меньшей мере виртуально.

Да, это тот самый спорт, когда ты должен прыгать с крыши на крышу и с легкостью перелезать через стены. Очень круто наблюдать со стороны за кем-то, кто в городе преодолевает препятствия, которые все обходят и вообще не рассматривают как что-то, что надо покорять и преодолевать. Это вдохновляет на совершенствование собственного тела, на познание границ его возможностей. Плюс, это выглядит гораздо интереснее и кажется гораздо полезнее любого спорта: ну как умение поднимать штангу поможет тебе в условиях зомби-апокалипсиса, когда тебе потребуется убегать от пожирателей мозгов?

Что такое паркур?

Паркур — это преодоление препятствий городского пространства, притом эффективное и естественное. Тех, кто занимается паркуром, называют трейсерами: они перепрыгивают препятствия, карабкаются на стены, покоряют городские здания. Их цель — добраться из точки А в точку В как можно более эффективным способом.

История паркура очень интересна. Он зародился во Франции, его истоками считаются военные тактики позапрошлого столетия, призванные помогать солдатам сбегать из плена и скрываться от преследования. По факту, это метод военных тренировок французских солдат. В очередной раз новое оказалось хорошо забытым старым, только теперь эту практику применяют солдаты фитнеса, если можно так сказать.

В чем разница между паркуром и фрираннингом?

Часто эти термины кажутся взаимозаменяемыми. У этих видов спорта, и правда, много общего, но есть маленькая разница.

Паркур — это просто маневрирование по городской среде с эффективным использованием прыжков, поворотов, сложных движений. Нет необходимости ни в каких сальто и прочих сложных акробатических трюках. Во фрираннинге эффективность отходит на второй план, уступая место крутым акробатическим движениям. Это более зрелищный спорт.

Если ты смотришь видео, на котором люди переворачиваются в прыжке, отталкиваясь от стены, знай: это фрираннинг. Если они просто перепрыгивают через заборы и забираются на стены, это трейсеры, а не фрираннеры.

Зачем нужен паркур?

Паркур — это весело! Он учит тебя бороться со страхом перед окружающим миром, превращая город в гигантскую игровую площадку. Интересно находить нетривиальные способы перемещения по городу и притворяться, что убегаешь от зомби. Это помогает тебе не потерять внутреннего ребенка, выпустить его наружу, исследовать город и границы возможностей собственного тела, да и просто, наконец, поиграть.

Бег, прыжки, лазанье по стенам. Паркур — это тренировка для всего тела, которая одновременно улучшает и владение телом, и координацию движений.

Паркур — это вызов самому себе. Он требует от тебя физического и умственного напряжения. Вначале тебе будет сложно делать какие-то движения, но со временем у тебя станет достаточно силы и координации, и ты сможешь проработать движения высокой сложности. Ты столкнешься с препятствиями, которые покажутся тебе непреодолимыми, и чем глубже ты будешь заглядывать в себя, тем лучше ты начнешь понимать, что твое тело способно превзойти то, что раньше казалось тебе пределом возможностей. Короче говоря, паркур сделает тебя мужиком. Ты сможешь доказать себе, на что ты способен, стать увереннее в себе, и это отразится на других областях жизни.

Паркур — отличный способ завести друзей. Это командный спорт, если можно так сказать. Обычно им занимаются в группах, члены которых очень дружелюбны друг к другу и поддерживают друг друга. Это не соревнование. Общая цель — хорошо провести время и совершенствовать себя.

Паркур может спасти твою жизнь. Мы в редакции считаем, что мужик должен держать свою жизнь под контролем и справляться со всеми сложностями, которые происходят в его жизни. Паркур дает тебе навыки для экстремальных ситуаций. Мы шутим про зомбарей, от которых надо убегать в городских условиях, но ведь серьезно: иногда твою жизнь может спасти только быстрое и уверенное бегство, и, вероятно, на твоем пути будут какие-то препятствия. Ты же должен как-то их обойти? Паркур поможет.

Паркур учит тебя мыслить творчески. Он учит тебя по-другому воспринимать окружающее пространство. Вместо того чтобы ходить по городу, как рассчитывали архитекторы, когда его проектировали, ты можешь делать это так, как хочется именно тебе. Лестницы? Нам не нужны вонючие лестницы! Каждая стена, каждый забор, каждый овраг становятся возможностью испробовать новое движение. Это и игра, и творчество — и они пригодятся тебе в самых неожиданных моментах, когда тебе надо будет нестандартно решить проблему.

Как начать заниматься паркуром

Найди команду трейсеров. Лучший способ начать заниматься паркуром — найти местную группу трейсеров и присоединиться к ним. Люди в этом спорте супердружелюбные и всегда поддержат тебя. Чуваки, которые уже поднаторели в паркуре, будут давать тебе ценные указания, плюс рядом всегда будет человек, который покажет тебе, как делать, и поможет сделать самые сложные движения. Конечно же, если с тобой случится несчастный случай, рядом всегда будут люди, которые вызовут скорую.

Помни о безопасности. Не надо идти на неоправданный риск. Твоя цель — развлечься и выйти из зоны комфорта, а не пораниться. Первый вопрос после того, как тебе покажут новый трюк, должен быть: «К каким травмам это может привести?» Необходимо, чтобы ребята поддерживали тебя и помогали тебе, если это потребуется. Перед каждой тренировкой осматривайте местность на предмет опасностей: разбитого стекла и подобных вещей. В общем, не будьте идиотами.

Не торопись. Знай свои пределы. Только потому, что люди вокруг делают сумасшедшие трюки и прыгают с крыши на крышу, это не значит, что ты должен делать то же самое. Не пытайся сделать слишком многое через слишком короткое время. Твоему телу нужно адаптироваться к паркуру. Не переходи к более сложным движениям, пока не освоишь основы. А также не переоценивай свои возможности и не воспринимай эти занятия слишком серьезно. Гордость ведет к падениям, а в паркуре падать реально больно.

Никому не мешай. Паркуром надо заниматься в парках, во дворах и на улицах. Старайся избегать тротуаров, где ходит много пешеходов. Если кто-то попросит тебя уйти, уходи. Если прикопается полиция, будь вежлив, объясни, чем занимаешься, и уходи в другое место, если тебя попросят. Паркур — это не самый распространенный спорт в нашей стране. Если ты поможешь ему заслужить доброе имя, это круто.

Основные движения

Баланс

Очень важное для паркура умение. Тебе частенько придется ходить по чему-то узкому, маленькому, скользкому и стоять на краю. Тебе понадобится мышечная сила и хорошая координация движений, чтобы не упасть на землю. Учись балансировать, стоя на рельсах и гуляя по ним.

Чтобы успешно скрыться от любых агрессоров в черте города, тебе надо бежать. Бег в паркуре требует и быстроты, и выносливости. Если будешь часто тренироваться, умение со временем придет само, а также мы бы посоветовали обратить внимание на обычные, милые нашему сердцу пробежки: 5 км с ускорением — и дело в шляпе.

Прыжок

Прыжки играют в паркуре большую роль. Прыгают, чтобы преодолеть разницу в высоте объектов, чтобы перебраться через овраги и тому подобное и преодолевать препятствия.

Точный прыжок

Точный прыжок позволяет запрыгивать на небольшие поверхности: на верхнюю часть стены или на камень, выглядывающий из воды. Точный прыжок требует концентрации, баланса и осознания своих возможностей.

Тик-так

Комбинация залезания на стену и прыжка. Эта техника позволяет добираться до мест, находящихся выше, чем уровень твоего обычного прыжка. Когда человек бежит на стену, отталкивается от нее ногой и запрыгивает куда-то еще. Очень часто этот трюк используется в сочетании с другими.

Дроп

Активный прыжок куда-то на более низкую поверхность. Когда ты впервые начинаешь знакомство с паркуром, никогда не спрыгивай с поверхностей выше твоего роста. Тебе надо отработать приземление, а тело должно адаптироваться к стрессу, которым сопровождается спрыгивание с высоты.

Приземление

Умение приземляться безопасно после прыжка или дропа — очень важный навык для трейсера и фрираннера. Правильное приземление позволяет тут же подняться и двигаться к следующему препятствию и, что более важно, избавляет от необходимости вызывать карету скорой помощи.

Выбор способа приземления зависит от нескольких факторов, а именно: 1) высота, с которой ты прыгаешь; 2) расстояние, которое ты преодолеваешь в прыжке; 3) поверхность, на которую ты приземляешься; 4) предшествующее движение.

Приземление на обе ноги

Они более эффективны, чем приземление на одну ногу, снижают уровень стресса, переживаемого твоим несчастным организмом. Так что когда можешь, старайся приземляться на обе ноги. Когда приземляешься, в первую очередь касайся земли носками, ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты.

Твоя цель — приземлиться как можно мягче. Чтобы осуществить это, во время приземления согни ноги в коленях, но не на 90 градусов, это уже слишком. Если запрыгиваешь или спрыгиваешь на очень высокий уровень или если прыгаешь вперед со слишком сильным импульсом, пускай твой торс пройдет между коленями, руками обопрись о землю, чтобы они тоже самортизировали. Когда ты упираешься руками в землю, тебе потом будет легко подняться и двигаться дальше. Этот способ приземления требует практики, начинать надо с невысоких дропов, а потом переходить к более высоким.

Ролл

Очень важный навык, чтобы не покалечиться. Обычно выполняется, чтобы смягчить силу удара на тело, а это снижает твои шансы получить травму. Как правило, нужно делать ролл сразу после приземления, когда дроп совершается с высокого места или когда ты прыгаешь вперед с большой скоростью. Если выполнять ролл правильно, он поможет тебе приземлиться и встать на ноги без единой царапинки. Похож на кувырок. Важно правильно сгруппироваться, и твой вес сам сделает всю работу за тебя.

Ваулт

На бегу тебе встретятся объекты, через которые тебе будет слишком тяжело перепрыгнуть. Вот тут-то и нужен ваулт. Ты ставишь руки на объект и с их помощью перепрыгиваешь его. Бывают разные виды ваулта, ты можешь использовать их в зависимости от вида препятствия и собственных предпочтений.

Что делать со стеной

Лестницы для слабаков. Иногда гораздо эффективнее подниматься куда-то напрямик. Вот тут тебе и потребуются трюки со стеной. Не торопись с ними. Когда уже чему-то научишься, тогда переходи к этому. Никогда не залезай на объекты, с которых не сможешь спрыгнуть — это золотое правило.

Вол ран

Он поможет тебе залезть высоко и очень быстро. Вол ран — это комплексное движение, притом непростое. Чтобы успешно сделать этот трюк, тебе надо разбежаться, прыгнуть, залезть на стену и повиснуть на ней — не так просто, как кажется.

Кэт лип

Это комбинация: ты и прыгаешь, и залезаешь. Тебе понадобится использовать кэт лип, когда ты запрыгиваешь на более высокие стены или прыгаешь на расстояние, превышающие длину твоего обычного прыжка. Надо схватиться за край стены и упереться согнутыми ногами перед собой в стену.

What is parkour?

  1. "Yamakashi" watching?
    This is an urban kind of extreme sport in the form of high-speed movement along the roofs and walls of houses, jumps, pirouettes, etc.
  2. Parkour art of rational displacement and overcoming of obstacles, usually in urban conditions; urban acrobatics. Many dealers are perceived as a lifestyle, or just jump from something to something else, but you can parkour and in the game
  3. Parkour is the art of effective movement and overcoming obstacles. It became popular due to the films "Yamakashi" and "13 district". As an independent movement, parkour originated in France in the 90-ies. Parkour (French parkour, distorted from parcours - distance, obstacle course) is a sports discipline consisting in the rapid overcoming of obstacles. Parkour was founded in France
    David Bellam ("13 District") and Sebastian Fook. It combines a special philosophy (world perception), athletics, martial arts and building (climbing on walls). People who are engaged in parkour, are called tracers (Russian tracers). Parkour is a discipline, which is a set of skills of owning one"s body, which at the right moment can be applied in any of the situations of our life. Strength and faithful application is a prerequisite for preserving your life and the life of a person who may need your help. The ability to quickly be where you are needed is an indicator of your abilities and level. Unable to reach, climb, break away, break through, then be you at least a humanities guru, you"ll rot in that hole in the middle of the jungle, which turned out, unable to reach your destination. Parkour does not teach you to use any means, devices or weapons, but allows you to develop a behavior skill in the here and now. Trees, walls, roofs - all this is a part of our life and we can face any obstacle in any conditions. The speed of reaction, assessment of the situation and its capabilities is that the trained mind automatically works out in seconds. The experience of overcoming your fears, uncertainties, obtained through a lot of training, will teach you to see the way everywhere. Holes in the walls for which you can successfully catch, projections that will not miss your legs, abysses through which you can not jump over - this is the result of scanning the terrain by tracers (tracers were called people who are engaged in parkour, from the French traceur - paving the way). In order for you to cope with any situation, it is necessary to develop in a number of disciplines. First of all, you need to know yourself, striving to create harmony between body and spirit, to evaluate your current capabilities and start struggling with your shortcomings, fears. An excellent way to educate the spirit are martial arts, where you constantly struggle with the psychological factor, working out the desire to win. To develop the skills of moving will help athletics, rock climbing, gymnastics. The closest list is medicine, knowledge in which there is a necessary component of our life. Parkour (freerun) has come to Russia. In this regard, the parkour portal was created, which helps to unite people who are keen on overcoming obstacles, allows you to communicate and share experiences.
  4. Parkour - freedom of movement

    Parkour, abbreviated PK, (in translation from the French le parkour - obstacle course) - a discipline based on a simple philosophy: there are no boundaries - there are only obstacles. Parkour is a mixture of acrobatics, running, martial arts, and the fantasy of the tracer himself, who is able to put all this together in the art of moving through the stone jungle.
    Tracer (tracer - paving the way) - a person engaged in parkour - he is free to move beyond the boundaries of the standard people around them. Conscious tracer allows him, overcoming obstacles, to pave the road where he likes, and not where it is accepted. In a modern city for tracers there is a mass of "paths" along which it will fall from point A to point B.

  5. in the transfer of running through obstacles, in general people people run and effectively and beautifully jump all sorts of fences. construction
  6. Park # 769; p (parkour, distorted from parcours, parcours du combattant distance, obstacle course). Sometimes PC shortening is used. Parkour is a kind of sports discipline and a lifestyle founded by the Frenchman David Belle. The essence of parkour is the movement forward and overcoming any obstacles appearing on the way. The most famous team of parkour is the organization of Yamakashi assembled in France by Bella itself. The name is taken from the language of the lingala spoken in two Congo. Ya mak # 225; si can be translated as a strong body, strong spirit, strong character. The Yamakashi team took part in the shooting of the same film by the famous French director Luc Besson. After the release of the film on the screen, the extreme discipline of parkour has gained worldwide fame.

    Parkour is the ability to own one"s body, this is physical and coordination readiness for any life situations. The components of parkour are strength, speed, endurance, agility and balance.