Ощущение собственной неполноценности. Комплекс неполноценности у мужчин, у женщин, у детей

У каждого человека есть те или иные комплексы. Комплекс неполноценности – это негативное представление о себе, часто сопровождающееся низкой самооценкой и неуверенностью в себе. В 1912 вышла книга психолога Альфреда Адлера «Невротичный характер». Исследования, представленные в этой книге, легли в основу нового направления в психологии – изучение комплекса неполноценности. В психологии чувство неполноценности определяется как негативные переживания (стыд, тревожность, беспокойство и др.), которые возникают в ситуациях, когда человек ощущает себя в чем-то хуже других.

Комплекс неполноценности возникает при сравнении себя с какими-то стандартами, параметрами (во внешности, поведении, способностях и т.д.) и своем несоответствии этим параметрам. Подумайте, почему, собственно, мы должны подгонять себя под какие-то стандарты, ведь каждый из нас уникален, и это замечательно. Мы же не сравниваем ромашку и василек, каждый цветок красив по-своему. Жизнь прекрасна именно в своем разнообразии. Учитесь ценить и радоваться своей уникальности!

Комплексующему человеку свойственно постоянное недовольство собой, самокритика, принижение себя и своих достоинств. Ему кажется, что он менее симпатичный, менее способный, менее достойный (список можно продолжать и продолжать), чем другие.

Все мы любим, когда нас поддерживают и одобряют. Но когда потребность в одобрении становится слишком сильной, когда человек ориентирован в первую очередь на то, что скажут окружающие, а не на собственное мнение, он теряет опору под ногами. Его душевное состояние, его настроение становится напрямую зависимым от окружающих людей. Люди это очень хорошо чувствуют и начинают манипулировать этим человеком. Учитесь ориентироваться, прежде всего, на свои ощущения и мнение.

Если вы страдаете от чувства собственной неполноценности, рекомендации, предложенные ниже, помогут вам бороться с этим негативным чувством. Комплекс неполноценности, как правило, возникает в детстве, когда наши родители или учителя сравнивали нас с другими людьми, указывая на наши недостатки (из лучших побуждений). Например: «Посмотри на Сашу, он всегда приносит домой четверки и пятерки. А ты?» Хорошая новость в том, что, изменив ваше отношение, ваши мысли, вы сможете постепенно преодолеть комплекс неполноценности.

Как избавиться от комплекса неполноценности – 12 шагов

    Прежде всего, определите причину своего комплекса . Вспомните своё детство, свои негативные детские или подростковые воспоминания. Может быть, вас дразнили ваши одноклассники? Постоянно ругала ваша первая учительница? Мама была часто недовольна? и т.д. Выберите 2-3 самых травмирующих ситуации и письменно ответьте на следующие вопросы по каждой ситуации:

    • Какие мысли и эмоции у вас были в момент негативного инцидента?
    • Ваш внутренний диалог, мысли, эмоции после инцидента?
    • Насколько сильны были эти эмоции и мысли?
    • Как долго вы переживали по поводу произошедшего?

    А теперь взгляните на все эти обвинения и нелестные слова в свой адрес с позиции взрослого человека. Вы были ребенком, у вас не было больших знаний и опыта, естественно, что вы ошибались, с чем-то не справлялись… Вы до сих пор считаете себя не очень умным только потому, что в 3 классе не умели хорошо решать задачи и учительница называла вас тупым? Хороший учитель так бы не сказал. Будучи ребенком, вы принимали слова взрослых, как истину, не сомневаясь, что они правы. Но они во многих случаях были НЕПРАВЫ!

    Пришло время переоценить все свои негативные убеждения, которые вы носите в себе с детства. Выпишите все негативные убеждения в левую колонку, а потом напротив каждого напишите новое позитивное убеждение.

    Например:

    Отрежьте левую часть и сожгите, а новые убеждения повесьте на видное место и перечитывайте их каждый день, пока они не станут естественными для вас.

    Измените свой негативный внутренний диалог на более позитивный.

    Отслеживайте свои мысли. При появлении негативных мыслей, например «Я хуже всех одет на этой вечеринке», «Со мной никто не заговаривает, они думают, что я странный», «Я трус, я боюсь выступать перед людьми», сразу заменяйте их на позитивные или нейтральные. Выработайте у себя привычку думать о себе в позитивном ключе. Это трудно, требует времени и настойчивости с вашей стороны. Но без изменения мыслей вы не сможете избавиться от комплекса неполноценности!

    Загляните в себя. Проанализируйте и запишите, каковы ваши сильные и слабые стороны. Это очень важно. Зная себя, вы сможете лучше справляться с критикой. Спросите своих близких людей, чтобы они помогли вам с определением ваших достоинств и недостатков. Кстати, достоинств должно быть никак не меньше, чем недостатков.

    Еще один важный шаг в лечении комплекса неполноценности: признайте свои слабые стороны . Не игнорируйте их, но и не комплексуйте по этому поводу. У всех есть недостатки, все мы люди (комплексующие люди склонны считать, что их список недостатков гораздо длиннее, чем у других, но это не так). Когда вы знаете свои недостатки, вы можете что-то сделать по этому поводу. Займите активную позицию. Помните, все можно изменить. Если вы не умеете танцевать, запишитесь в танцевальную студию. Если вы полноваты, начните ходить в спортзал.

    Сместите акцент на свои достоинства, вместо недостатков. Каждый раз, когда в вас просыпается комплекс неполноценности, вы начинаете чувствовать себя в чем-то хуже других, вспоминайте о своих сильных сторонах. Например: «Да, я не умею пока так красиво танцевать, как Валя, зато я прекрасно пою, а Валя нет». Будьте настойчивы. Если мысли о собственной неполноценности возникают по десятки раз в день, значит, вам нужно столько же раз сознательно смещать свое внимание со своих недостатков на свои достоинства. Постепенно это станет привычкой, и вы с радостью заметите, что ваша (статья с ценными рекомендациями).

    Не принимайте критику лично. Это всего лишь субъективное мнение другого человека. Если в критике есть доля правды, примите это к сведению, при этом воспринимайте ее, как критику ваших действий, а не вашей личности. Помните, что причина вашего комплекса неполноценности — не события и другие люди, а ваша реакция на них. От того, что вы будете чувствовать и думать о себе после негативной ситуации, зависит, возникнет у вас чувство ущербности или нет.

    Например, близкий родственник назвал вас эгоистичным человеком, думающим только о себе, так как вы отказались помочь ему в чем-то. Вместо того чтобы осуждать себя и чувствовать вину, отстранитесь немного от ситуации. Вспомните все те случаи, когда вы помогали этому родственнику. Может быть, он привык, что вы всегда готовы помочь, и уже воспринимает вашу помощь, как должное? Возможно, у вас была веская причина отказать. И т.д. Когда вы начинаете объективно оценивать ситуацию, у вас больше шансов избежать чувства неполноценности и самоедства.

    Окружите себя жизнерадостными, оптимистичными людьми. Общение с ними будет поддерживать и вдохновлять вас на положительные изменения себя и своей жизни.

    Люди с комплексом неполноценности часто избегают общения. Даже если у них есть круг знакомых, они сдержанны и не открываются перед людьми. Совет — нужно смотреть своему страху в лицо и практиковаться в общении, как можно чаще. Вскоре вы почувствуете, что люди не смеются над вами, не критикуют вас на каждом шагу, и что они хорошо воспринимают вашу искренность.

    Постоянно развивайтесь физически, духовно, умственно. Всегда учитесь чему-то новому. Вы можете это делать самостоятельно или ходить на какие-то курсы, клубы по интересам. Когда вы успешно овладеваете какими-то новыми умениями и навыками, ваша самооценка и самоуважение растут.

    Выберите для себя пример для подражания. Это может быть реальный человек из вашего окружения или какой-то знаменитый человек, или даже герой книги или фильма. Присвойте себе его сильные стороны. Играйте роль этого человека, даже если на первых порах вам кажется, что это фальшиво и неестественно. Постепенно это ощущение искусственности пройдет, и его достоинства действительно станут и вашими.

    Читайте положительные, вдохновляющие книги. Я рекомендую книги Луизы Хей, Джозефа Мерфи, Владимира Синельникова, Александра Свияша, Анатолия Некрасова, Робина Шармы, Брайана Трейси, Энтони Роббинса и др.

    Обязательно заведите личный дневник , в котором будете записывать события прошедшего дня, свои успехи, свои мысли. Выделяйте хотя бы 10-15 минут каждый вечер для работы с дневником.

Если у вас не получается побороть комплекс неполноценности самостоятельно, ищите профессиональную помощь. Запишитесь на прием к психологу, возможно, он назначит вам какие-то лекарственные препараты (например, низкие дозы антидепрессантов). Не стесняйтесь этого, на западе многие люди обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам, это считается совершенно нормальным.

Комплекс неполноценности – это не пожизненный приговор. Примите твердое решение изменить свой негативный образ мыслей на более позитивный. При искреннем желании и настойчивости, вы сможете выбраться из ямы одиночества, отчаяния и депрессии. Никто не говорит, что это будет легко. Это потребует от вас значительных усилий, времени и смелости. Делайте каждый день что-нибудь для изменения себя и своей жизни к лучшему. Иногда вам захочется все бросить, не поддавайтесь таким мыслям. Никогда не сдавайтесь! Буду рада, если вы поделитесь своими способами борьбы с комплексом неполноценности в комментариях.

переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

Чувство неполноценности

inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждому иногда приходилось чувствовать неуверенность, например, перед тем как или сделать сложный выбор, перед каким-то волнительным событием или публичным выступлением, т.е. в любой ситуации, когда нужно непоколебимо верить в свои возможности, способности, себя. Такие ситуации встречаются в профессиональной сфере, в творчестве, в обучении, в спорте и в личной жизни.

Для подобных случаев характерны тревога и волнение, и это свойственно всем, ведь, по сути, это вполне нормальная и стандартная реакция человеческой психики. Однако далеко не каждый человек способен всегда верить в себя, не сомневаться в своих возможностях, преодолевать психологические преграды, начинать дело и достигать цели. И если в итоге случается провал, неудача, отказ или какое-то другое отрицательно окрашенное событие, особенно, если это происходит часто и систематически, у него может сформироваться комплекс неполноценности.

В этой статье мы расскажем, что такое комплекс неполноценности, каковы его признаки и симптомы, особенности у мужчин и у женщин. Также вы узнаете, почему он возникает, к чему может привести, и чем он опасен. И, конечно же, мы предложим несколько способов его преодолеть.

Что такое комплекс неполноценности и его причины

Термин «комплекс неполноценности» появился в науке (в ) благодаря известному немецкому психоаналитику Альфреду Адлеру. Именно Адлер дал ему определение и выделил несколько составляющих.

Комплекс неполноценности представляет собой совокупность эмоциональных и психологических ощущений, которые выражаются в чувстве собственной ущербности и безосновательной убежденности в превосходстве над собой окружающих людей.

Комплекс состоит из нескольких элементов:

  • постоянной и сильной неуверенности в себе;
  • чрезмерно заниженной самооценки;
  • неразвитого чувства собственного достоинства;
  • ощущения превосходства окружающих над собой.

Говоря простыми словами, его можно назвать комплексом неудачника, т.к. человек верит свою несостоятельность, ничтожность, ущербность, бесполезность, отсутствие положительных черт и способностей, которые позволят достичь успеха. Кстати, упоминания о комплексе можно найти и в классической литературе – там он описывается как комплекс «лишнего человека».

Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности основывается на страхе – страхе быть лишним и одиноким, оказаться отвергнутым, ненужным или неполноценным, а тянутся из неосознаваемого страха смерти. Также ученый говорил, что зарождается чувство неполноценности в раннем детстве, когда ребенку приходится сталкиваться со всевозможными ограничениями, обусловленными возрастом, физическим и умственным развитием.

В общем и целом же, причинами комплекса неполноценности служат:

  • недостатки физического или косметического характера;
  • отсутствие благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности;
  • чрезмерный контроль и опека со стороны родителей (подавление личности);
  • недостаток внимания и поддержки со стороны родителей (развитие неуверенности в себе);
  • серьезные психологические травмы (насилие, развод, воспитание в детдоме и т.д.);
  • дискриминация;
  • постоянные неудачи с последующей уничижительной критикой со стороны окружающих.

Тут мы не можем не указать на важный нюанс: и переизбыток родительского внимания, и его недостаток в одинаковой мере провоцируют развитие комплекса неполноценности, т.к. не дают формироваться задаткам самодостаточного, уверенного в себе и самостоятельного человека.

А если привести все причины к единому знаменателю, можно увидеть, что основная проблема, служащая катализатором возникновения комплекса, кроется в жестком подавлении индивидуальности человека с самых первых лет его жизни.

Помимо прочего, комплекс неполноценности служит источником родственных ему других комплексов, таких как, например, комплекс превосходства, который выражается в высокомерии и хвастовстве. Этому тоже есть примеры: дети и молодые люди часто становятся на путь преступной жизни, чувствуя мнимое превосходство над более слабыми людьми и теми, за чей счет им удается самоутвердиться.

Однако последствия могут быть еще серьезнее, и о них следует поговорить отдельно. Но прежде давайте посмотрим, что говорят о комплексе неполноценности психологи.

Чем опасен комплекс неполноценности и как он проявляется

Во всех подробностях разбирать последствия комплекса неполноценности мы не будем, а просто укажем на них. Думаем, что по одному лишь их описанию уже можно будет прийти к ясному пониманию того, к чему способно привести ощущение собственной ущербности и никчемности.

Распространенными последствиями комплекса неполноценности являются психические расстройства разной степени:

  • суицидальные мысли и наклонности;
  • психологическая зависимость от людей, привычек, условий жизни;
  • различные проявления невроза;
  • затяжная депрессия;
  • деградация личности;
  • самобичевание, и другие формы саморазрушения;
  • разлад в отношениях с окружающими, вплоть до распада семьи;
  • одиночество, затворничество, бегство от мира.

Как мы видим, личности с комплексом неполноценности рискуют оказаться в очень неприятной, если не сказать в плачевной ситуации, последствия которой могут быть необратимы. Поэтому с ним в обязательном порядке нужно бороться. Однако не стоит брать на себя лишнего, и думать, что у вас комплекс неполноценности только из-за того, что иногда вы чувствуете себя неуверенными и неспособными на что-то.

Это негативное состояние имеет ряд характерных признаков – симптомов, по которым с уверенностью можно говорить о его наличии. Давайте их рассмотрим:

  • неадекватная самокритичность, нисходящая до самоуничижения;
  • нездоровая зависимость от мнения окружающих;
  • болезненная нехватка похвалы и положительной оценки;
  • и необъяснимого страха;
  • ярко выраженное демонстративное поведение;
  • неадекватное агрессивное поведение;
  • поведение жертвы и гипертрофированный страх совершить ошибку;
  • высокомерие и грубость в общении;
  • самоизоляция от общества, замкнутость;
  • оправдания и желание переложить ответственность на других людей;
  • боязнь конкуренции и отсутствие интереса к достижению успеха;
  • бесконечный поиск недостатков в себе и в окружающих;
  • гиперчувствительность к критике и возражениям;
  • погружение в вымышленную реальность: компьютерные игры, кино, сериалы, Интернет.

Все, о чем мы сказали, можно отнести к общим симптомам комплекса неполноценности. Дополнительно к этому обязательно нужно знать, что он может по-разному проявляться у мужчин и у женщин, а также по-разному ими переживаться.

Мужчинам с комплексом неполноценности свойственны агрессивность, высокомерие, стремление подчеркнуть (в том числе и с помощью соответствующих атрибутов и аксессуаров) свой статус и значимость, мужественность и положение в обществе. Также у мужчин с таким психическим состоянием часто можно наблюдать:

  • синдром Дона Жуана;
  • синдром начальника;
  • синдром Наполеона;
  • синдром Лота;
  • синдром Александра;
  • синдром царя Давида;
  • синдром Котовского;
  • синдром Геркулеса;
  • синдром мужского бессилия;
  • синдром потерянного времени.

Что касается женщин, то они сами по себе эмоциональнее, нежели мужчины, поэтому отличаются большей склонностью не только к переживаниям, но и к самокритичности, а также уделяют повышенное внимание своим недостаткам. По этой причине некоторые психологи утверждают, что в женском психологическом пространстве комплекс неполноценности присутствует априори.

Как бы то ни было, проявления этого комплекса могут выражаться у женщин в следующих формах:

  • недовольство собственными физическими данными;
  • недовольство своим внешним видом;
  • обостренный комплекс вины;
  • страх одиночества;
  • неприязнь к мужскому полу;
  • отрицание своей гендерной принадлежности (желание быть похожей на мужчину);
  • ощущение нереализованности;
  • ощущение ненужности;
  • ощущение, что никто не любит.

Говорить о наличии комплекса неполноценности можно лишь тогда, когда в поведении и проявлениях человека присутствует большинство приведенных нами симптомов. Как правило, справиться с ним можно достаточно просто и безболезненно, но в усугубленных ситуациях может потребоваться помощь специалиста. Ниже мы коснемся и того, и другого.

Как избавиться от комплекса неполноценности самостоятельно

Итак, что же делать человеку с комплексом неполноценности – этой серьезной помехой на пути к счастливой и радостной жизни? Мы, конечно, верим, что простое осознание своей уникальности, принятие себя и отказ от «подгонки» своей личности под какие-то стандарты способны повлиять на ощущение самого себя в мире, но срабатывает это не всегда и не со всеми.

Поэтому предлагаем вам несколько простых, но не менее эффективных рекомендаций, которые помогут справиться о комплексе неполноценности, как о страшном сне:

  • Определите причину комплекса . Во-первых, нужно взглянуть на все несправедливости и обидные слова и поступки в ваш адрес с позиции взрослого человека: не всегда вы в чем-то ошиблись и оказались плохим. Во-вторых, нужно , грузом тянущие вниз. Все могут ошибаться, оступаться и быть неправыми, но нужно уметь прощать и забывать плохое.
  • Начните думать о себе в противоположном ключе . Переключитесь с негатива на позитив. Проанализируйте себя, свои качества и поступки, и подойдите к этому креативно – начните искать преимущества, а не недостатки. Составьте список своих успехов и положительных качеств и почаще в него смотрите.
  • Начните работу над своими недостатками . Большинство из них можно исправить. Книги, семинары, тренинги, аудиокниги, новые знания и знакомства – все это мотивирует к работе над собой. Подумайте, в чем вы можете и в чем должны стать лучше, и найдите способ это сделать. Развивайтесь умственно, физически и духовно.
  • Перестаньте . В большинстве случаев люди критикуют не других людей, а их поступки, действия или вообще ситуации. Принимать все на свой счет – большая ошибка. Помните о том, что причина комплекса неполноценности – это не критика и досадные замечания, а ваша реакция на них.
  • Адекватно относитесь к комплиментам . Не нужно стараться найти подвох в похвале или ободрении. Скорее всего, его там просто нет. А в случае если автором добрых слов является неискренний человек, просто, как говорится, не берите в голову. Скажите: «Спасибо» и переключитесь на другую тему.
  • Старайтесь больше общаться с успешными, позитивными, уверенными в себе и самодостаточными людьми . Окружение самым прямым образом влияет на человека и его восприятие себя, мира и жизни. Чем лучше будет ваше окружение, тем лучше будете становиться и вы сами. Ко всему прочему полезно нарабатывать опыт общения, поэтому запретите себе избегать людей.
  • Найдите пример для подражания . Это может быть известный политик или бизнесмен, герой кинофильма или любимой книги, реальный или выдуманный персонаж. В этом человеке должны быть качества, которых вам недостает. В любой непонятной ситуации поступайте так, как поступил бы он. Примеряйте на себя образ того, кем хотели бы быть, и со временем вы сможете стать таким человеком.
  • Заведите дневник успеха . Записывайте в него в тезисной форме все хорошие события, успехи, достижения, удачные знакомства, классные выражения и интересные идеи. Этот дневник станет постоянным подтверждением того, что вам есть, чем гордиться, а гордость за себя – это лучший способ для формирования чувства собственного достоинства и преодоления комплекса неполноценности.
  • Любите себя . Положительное отношение к самому себе – это вовсе не нарциссизм, а . Если вам не хватает позитива извне, чаще вставайте перед зеркалом и говорите себе что-нибудь хорошее, например, те же комплименты.
  • Развлекайтесь, посещайте увеселительные мероприятия, концерты, клубы и вечеринки . Участие в подобных событиях позволит вам разгрузиться эмоционально, снять с плеч тяжесть неустроенности жизни и неудовлетворенности собой. Не прячьтесь от окружающих и внешнего мира. Напротив – идите им навстречу!
  • Если вы привыкли сравнивать себя с другими людьми – это одна из ваших самых больших ошибок . Перестаньте быть тенью окружающих и стараться быть похожими на тех, с кем общаетесь. Вы – индивидуальность, и уважение к себе появится лишь после принятия этого. Везде и всегда стремитесь оставаться собой.
  • Займитесь спортом . Это замечательно раскрепощает, тренирует характер и силу воли и укрепляет дух. Плаванье, фитнес, боевые искусства, катание на коньках, футбол, да даже простые пробежки по утрам поднимут вашу самооценку.
  • Обратите внимание на свой имидж и начните вносить изменения в свою жизнь через изменение своей внешности . Сделайте новую прическу, купите что-нибудь классное из одежды, что давно хотели, сделайте татуировку (например, временную) или вообще поменяйте стиль. За внешним преображением обязательно последует и внутреннее.
  • Поговорите о своих проблемах с кем-то из друзей или родных . Поддержка со стороны способна принести огромную пользу. Попросите назвать ваши положительные качества и достоинства, сказать вам, в чем вы можете быть хороши и почему; поинтересуйтесь, не тревожат ли этих людей мысли, подобные вашим. Вероятнее всего вы не одиноки, ведь каждому иногда приходится сталкиваться с тем, что в чем-то он не достаточно хорош.

И еще мы хотим напомнить, что комплекс неполноценности можно использовать в качестве дополнительной мотивации. Например, множество людей он подтолкнул к достижению успеха и свершениям в жизни. Есть примеры людей, которые сумели преодолеть массу трудностей и проблем, связанных с самооценкой, и стать вполне состоятельными и состоявшимися личностями.

Возможно, вы не знали, но комплексом неполноценности в свое время страдали:

  • полководец Наполеон Бонапарт;
  • императрица Екатерина II;
  • древнеримский оратор Демосфен
  • певец и музыкант Элвис Пресли
  • актриса и общественный деятель Брижит Бардо;
  • принцесса Диана;
  • актриса и певица Марлен Дитрих;
  • актриса и модель Лив Тайлер;
  • фотомодель Клаудия Шиффер;
  • актриса Грета Гарбо;
  • телеведущая Опра Уинфри;
  • певица Кристина Агилера;
  • певица Леди Гага.

Все эти и многие другие люди не только сумели побороть каждый свой комплекс неполноценности (или свести его влияние к минимуму), но и стать известными персонами, укрепиться в обществе, завоевать авторитет и уважение окружающих.

Кстати говоря, достижение успеха – это еще один из мощнейших способов формирования, сохранения и преумножения чувства собственного достоинства и самоуважения, полноценности и самодостаточности. Однако и успеха можно достичь, лишь постоянно преодолевая ощущение своей несостоятельности, закомплексованности и неуверенности.

Если же все вышесказанное дается вам с трудом и вы понимаете, что не в силах справиться с проблемой самостоятельно, или если в вашем окружении есть люди с комплексом неполноценности, которым вы желаете помочь, вы можете обратиться за помощью к профессионалам.

Преодоление комплекса неполноценности с помощью специалиста

Есть немало методов, позволяющих людям приобрести уверенность в себе, нормализовать самооценку, поверить в себя и свой потенциал. Но, к сожалению, не всегда они могут найти и применить их без стороннего вмешательства. Именно поэтому многие психологи и психотерапевты специализируются конкретно на помощи людям с комплексом неполноценности.

Специалисты обладают соответствующими знаниями, навыками и опытом, и могу предложить своим клиентам разные варианты терапии. Самыми популярными считаются:

  • Психологический тренинг . Вариаций есть множество. Вот одна из них: психотерапевт предлагает клиенту разделить чистый лист на две части, на одной из которых он должен написать свои отрицательные качества, а на другой – положительные. Одновременно с этим специалист анализирует то, что рассказал клиент, и дает этому свою оценку. После того как клиент выполнит задание, лист бумаги разрезается пополам. «Хорошая» часть остается для регулярного прочитывания (например, размещается на дома на видном месте), а «плохая» – разрывается на кусочки или сжигается.
  • Семейная терапия . Если в процессе беседы специалист приходит к выводу, что причина комплекса неполноценности кроется в какой-то детской травме, к работе по его нейтрализации привлекаются родственники клиента, например, родители. Совместные беседы и различные задания, которые дает психотерапевт во время тренинга, дают мощный эффект в решении проблемы.
  • Метод олицетворения . Специалист, беседуя с клиентом и анализируя его проблему, дает ему задачу вести диалог с каким-либо неодушевленным предметом. Это позволяет человеку высказать все, что его беспокоит, и выговориться. Часто задание «беседовать» с предметами дается на дом, где клиент будет находиться один и ничто не будет его отвлекать или стеснять. Кстати, во многих случаях можно разговаривать с домашними животными.
  • Метод «защитного поля» . Смысл этого метода в том, что психотерапевт дает клиенту установку «окружать» себя «защитным полем» в любой ситуации, когда кто-то высказывает замечания или возражения, критикует или откровенно оскорбляет. Человек представляет, что его окружает некая невидимая субстанция, не пропускающая поток негатива от собеседника и защищающая от воздействия обидных, язвительных и несправедливых слов.

Естественно, это не все методы, применяемые психотерапевтами. Все зависит от особенностей каждой ситуации и тяжести комплекса неполноценности. Иногда прибегают к комплексной терапии, благодаря чему можно разрешить полностью или частично самые сложные психологические проблемы.

Заключение

Не важно, каким способом вы решите избавиться от комплекса неполноценности, не важно, будете вы делать это самостоятельно или с помощью других людей. Главное – чтобы вы осознанно начали менять негативное восприятие себя на позитивное. Вы должны принять решение побороть комплекс и не сдаваться, пока цель не будет достигнута.

На пути будут трудности и помехи, но если вы продолжите идти, пусть и небольшими, но уверенными шагами, вы обязательно справитесь с задачей – освободитесь от внутренних оков, вдохнете полной грудью и ощутите себя полноценным и счастливым человеком. Верьте в себя и в том, что вы достойны жить гармоничной жизнью, наполненной радостью и любовью к себе и другим.

А чтобы достичь результата быстрее, посмотрите это видео о том, как побороть комплекс неполноценности.

Влияние Фрейда на последующее развитие психологии личности было огромным. Его ученики и последователи оспаривали те или иные положения его системы, но их категориальный аппарат и дух рассуждений постоянно сохраняли родство с теорией основоположника психоанализа. В контексте конфликтологии споры между психоаналитиками представляют частный интерес, а их дальнейший анализ конфликтов личности - интерес принципиальный. Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. Ученик и соратник Фрейда Альфред Адлер это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности.

В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного.

«На протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим. Из-за физической незрелости ребенка, из-за его неуверенности в себе и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильного и из-за часто болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, которое проявляется во всей его жизни. Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду деятельности, поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию, от этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится для него той областью, которая должна принести ему компенсацию».

Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой. История подтвердила тот парадоксальный факт, что многие великие музыканты обладали дефектами слуха, многие великие художники - дефектами зрения, среди знаменитых полководцев часто встречались люди маленького роста, которые в детстве были хилыми.

Самый известный оратор древности Демосфен в юности тихо говорил и заикался.

Самый обаятельный и самый мудрый афинянин конца V века - Сократ обладал до комичного непривлекательной внешностью. «Вид у него был смешной: лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Однажды в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица безошибочно угадывать характер. Его привели к Сократу - он сразу сказал: «Жаден, развратен, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже хотели поколотить знахаря, потому что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ их удержал: «Он сказал вам, граждане, истинную правду: я действительно смолоду чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя - и вот стал таким, каким вы меня знаете».

Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке.

Иная картина складывается, если личность не справится с чувством неполноценности. Основными препятствиями для личностного роста Адлер считал невнимание родителей к ребенку, слишком большую его опеку со стороны старших и чрезмерную слабость того или иного больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности - постоянное глубинное переживание собственной несостоятельности, ущербности. Вместо достижения реальных результатов в жизнестроении личность стремится к сверхкомпенсации, к крикливому и напористому убеждению себя и других в своих мнимых успехах . Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти.

Не справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная личность выплескивает его наружу. Став социально конфликтной, личность затягивает окружающих в мучительные столкновения, порожденные борьбой за власть ради власти.

«Существует тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся чужими и далекими. Слишком много занимаясь собой и стремясь к личной власти, но находясь все же в определенной зависимости от людей, они считают их чаще всего своими личными врагами, желающими им только худого. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая собственного поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что из-за непомерно выросшего тщеславия не видят и не могут избежать грядущих поражений, поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей испытывают чувство неполноценности ».

Вплоть до XX века правители были ограждены от критики подданных стеной авторитета власти. Образы непривлекательных или порочных властителей (Навуходоносор, Ирод, Пилат, Нерон) оживлялись в массовом сознании чаще всего в моменты острой схватки за шатающийся трон. Но и в этом случае правитель представлялся великим - пусть и во зле. Иное направление мысли давала теория, в соответствии с которой громкое самовосхваление властителя было компенсацией за его внутреннюю слабость, реальную мелкость и мелочность натуры, за его неспособность решить свои внутриличностные конфликты. А ведь создавал Адлер свои труды в 1920-1930-е гг. - в эпоху «великих» фюреров и вождей, оказавшихся на поверку мелкими деспотами.