Почему армяне ненавидят азербайджанцев. Как живут женщины в Азербайджане: feminism

Интересно, почему у Армении сложились такие отношения почти что со всеми своими соседями? Нет, я не ради разжигания межнациональной розни, а так, мнения узнать, может у кого-какие интересные есть мысли на этот счет.

Тяжкая история с Турцией понятна, но почему это началось? Почему их не любят азербайджанцы? Продолжают не любить, почему бакинские погромы происходили несколько раз в истории? И вначале XX века были, и в конце его?

Почему даже большое количество грузин не любят армян? Что уж греха таить, а многие грузины испытывают крайне негативные чувства к самому Михаилу Саакашвили, обвиняя его в том, что он пособник армян в Грузии и продвигает их интересы в республике активно. Некоторые там вообще его армянином считают. В Тбилиси у армян вообще есть целый район, где они проживают уже много веков - Авлабари. Там я останавливался. На юге ближе к границе их и того больше. Но грузины относятся к ним явно не особо позитивно и там.

Коренное население Сочи также относится к ним крайне негативно. Не знаю, правда или нет, но говорят, что в Краснодарском крае есть неписанное правило - не принимать их на работу в правоохранительные органы и государственные учреждения. В частной беседе это вам проаргументируют так: если одного армянина взять, он за собой в органы потом всю родню приведет и приветик. Дальнейшие последствия этого понятны.

Мне один азербайджанец умную вещь сказал по дороге в Стамбул:

"Я вот даже армянам немного завидую. Они очень сплоченные в отличие от нас. Мы тюрки и нас много национальностей братьев. Вы славяне и вас тоже много. У вас тоже есть те, кто вас понимает. А вот у армян (ну, и грузин) нет никого больше. Малый народ, малая земля и их язык кроме них самих никто больше не понимает. Поэтому они такие сплоченные. Может, поэтому мы и проиграли тогда Нагорный Карабах. Если у нас один кто-то растет карьерно и материально, другие начинают его тянуть назад вниз, не хотят, чтобы кто-то был выше. У армян иначе. Один поднимается, он ведет за собой всех остальных. Так что в этом они молодцы. Маленькая страна, маленький народ."

Меня вот в армянах очень напрягает одно. Об этом говорил tema . Геноцид армян турками - это один из главных их товаров на экспорт. Детям с самого детства это в головы вбивается. У нас даже в Саратове есть, поставленный армянами монумент жертвам геноцида армян. Саратов-то тут причем? Ну, у нас их тут очень много:-)

Аналогично у нас главный товар Волгограда - это 2-ая мировая война. То есть, ты туда приедешь, и там кругом эхо войны. Все.

Я не разжигаю. Это так слова и мнения разных людей. Давно интересна тема межнациональных конфликтов просто.

Мы поговорили о том, как живется нашим соотечественникам на поволжских просторах России. Теперь же пришла пора узнать, с кем они там живут. Хотя, что там узнавать - ведь всем давно известно, что мало-мальски уважающий себя азербайджанец сожительствует (даже женится) в России именно с русской. Не хочу прослыть космополитом, но все же подчеркну - не с татаркой, не с чувашкой и даже не с азербайджанкой (а их там немало), а именно с русской. Почему такое происходит? Какую изюминку находят горячие кавказские парни в русских красавицах? Как северные стрелы пронзают восточные сердца? Попробую прояснить, как человек также оказавшийся пронзенным такой стрелой.

1.С россиянками проще. Они не ломаются, как наши, не набивают себе цену. Срабатывает золотое правило - будь проще, и к тебе потянутся. Вот к ним, родимым, и тянутся азербайджанские (да и не только азербайджанские) мужчины.

2.Русские девушки не стараются казаться лучше, чем есть на самом деле. Даже проститутки, если к ним подойти на улице и спросить - работаешь? Ответят тебе как есть. Если ты, не дай Бог, подошел к порядочной девушке, то она просто скажет, что вы ее спутали. А если подойти на улице с этим же вопросом к нашей, даже пятиширванной б..., то она устроит такой переполох, что мало не покажется. И в конце окажется, что по чистоте и непорочности с ней не сравнится и дева Мария, а вы будете опозорены на всю улицу.

3.С русскими весело. Они гораздо более компанейские, нежели азербайджанки. Могут с тобой и запросто выпить пару бутылок пива, а то чего покрепче. Я еще не говорю насчет того, чтобы покурить травки. А наши закурят вместе с тобой разве что в туалете или же в подвале какого-либо бара. Главное - вместе с ними можно запросто посмотреть футбол - никаких тебе приколов насчет 22-х идиотов, гоняющихся за маленьким мячиком.

4. Они неприхотливы. Только с ними понимаешь собственную значимость как простого парня. А не кошелька с деньгами. Они даже в ресторане готовы заплатить сами за себя, не говоря уже об общественном транспорте или такси.

Им плевать на твое социальное положение, ты интересен им как личность и как дееспособный мужчина. А у нас наоборот, - редко какой азербайджанке ты будешь нужен без дома и машины.

5. Они более ласковы, более любвеобильны. Их не нужно заводить подарками, для них ты сам - подарок. А какому мужчине не нравится чувствовать свою востребованность и значимость. Им не нужны "шампунчики" или "дайдайи" - им нужно просто, чтобы человек был хороший! Разве не так, господа? Так что, девчонки, не хотите засидеться в старых девах - выполняйте вышеперечисленные пять пунктов!

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

Русские девушки. Отзыв азербайджанца - Открытая Россия

Я 23 года жил в Аджигабуле. У моего отца свой бизнес в Баку. В деньгах не нуждался, как не нуждаюсь и сейчас. Но речь пойдет не о моей семье и подростковом возрасте, а о русских девушках.

Именно из за них, точнее из за одной, я решил поехать в Москву. Причина - знакомство в интернете с Катей, милой русской девушкой, с которой я вел переписку больше года. Отец не очень одобрял мой выбор о переезде, и все же отговаривать не стал.

И вот я через неделю в Москве, поселился в гостинице. Взял в аренду автомобиль. Отдыхал и переписывался с Катей, с которой у нас намечалась встреча. И все бы ничего, если бы не ночная жизнь в этом городе.

У меня тут есть знакомые с Баку, рестораторы, которые от отца узнали, что я приехал. Тогда то все и завертелось - рестораны, клубы. Огромное количество красивых девушек. Все как на подбор, ослепительны, но при этом все разные. Красивые, умные, заводные.

И чего я так долго ждал с переездом? Не пойму.

Мне очень нравится в россиянках большие, выразительные глаза, светлая кожа. Просто тащусь от этого.

Кстати, с Катей наша встреча состоялась через пару дней. Мы гуляли, катались по столице, если постоянное стояние в пробках можно назвать катанием. Красивая русская девушка. Но меня все тянуло в ночную жизнь, которая меня покорила. А Катя не любительница клубов, ей лучше в кино сходить, или в тихое кафе. Я об этом знал, ведь общались не один день, и разделял ее взгляды, пока не попал в окружение своих клубных приятелей.

День за днем я наблюдал, как они с легкостью знакомятся с русскими девушками, как те легко соглашаются поехать покататься уже через пару часов общения и подаренного букета роз. Как меняются их лица, когда речь заходит о посещении ресторанов, владельцами которых они же и являются. Да, в России легко впечатлить девушку хорошей машиной.

Не все, но подавляющее большинство посетительниц престижных ресторанов и клубов легко находят общий язык с нами, представителями Средней Азии.

Еще русские девушки ведут себя не так, как наши. Они более доступны, что ли. По нашим обычаям такого себе не позволишь, как в России. Особенно это касается одежды. Глубокие вырезы декольте, мини юбки и короткие платья - прям глаз радуется.

С россиянками проще знакомиться, проще найти общий язык. Они более раскованны, они заводные, всегда веселятся, всегда на позитиве. Одним словом - с русскими очень весело. Они гораздо более компанейские, нежели азербайджанки.

Про внешний вид я даже и говорить не хочу. Да простят меня мои соотечественницы, но красивых среди русских девушек намного больше, чем красивых среди азербайджанок. У русских соотношение, на мой взгляд, 8 к 10. То есть из десяти девушек красивых восемь, а потрясающих - по пять-шесть на десяток.

Еще одно замечание - это большой контраст. Если в клубе девушкам от вас нужно, что бы их угощали и водили в рестораны, то в парках познакомиться намного сложнее с обалденными представительницами прекрасного пола, особенно если ты с юга.

Я второй третий год в России, и уезжать пока не собираюсь. Мне тут очень нравиться. Даже зима не пугает. Кстати, с Катей, ради которой я поменял Азербайджан на Россию, у нас ничего не вышло - ей не нравилась моя компания, а я не особо ее туда тащил. Зачем, если ей это не нужно.

Сейчас мы переписываемся в сети, иногда пьем кофе в ресторане. Еще реже - гуляем. Серьезных отношений за все эти годы у меня не сложилось ни с кем, так как русских девушек так много. Не смог остановиться на одной, в России это не реально.

ru-open.livejournal.com

внешность, характер, типажи, религия, социальные и семейные отношения

В наше время интернациональные браки - это норма. Русские девушки часто выходят замуж за иностранцев, не исключением являются и браки с азербайджанцами. Почему предпочитают иностранных женихов? Какие они мужчины- азербайджанцы? Прежде всего, восточные парни покоряют девушек умением красиво ухаживать, делать комплименты. Но только ли это привлекает в них?

О том, какие они люди, мужчины-азербайджанцы, и пойдет речь в статье.

Азербайджанцы: общая характеристика мужчин

Большинство из них невысокого роста - 170-175 сантиметров. У них черные густые брови и крупные черты лица, но, несмотря на это, типичные кавказские черты лица отсутствуют. Прежде всего, у них прямой нос и светлая кожа.

Они всегда строго и элегантно одеты и выглядят, по меньшей мере, стильно и респектабельно.


Они - спокойный и чинный народ, по сравнению с другими кавказскими этносами. Любой конфликт с ними улаживается без криков и кулачных выяснений отношений. Но кавказский характер у них все-таки тоже проявляется: во время празднования национальных или религиозных праздников.

Этот народ - долгожители, средняя продолжительность жизни азербайджанских мужчин составляет 70-72 года. В республике есть деревня Талыш, где возраст многих жителей достигает 110 лет.

Характерные особенности внешности

Какие они, мужчины-азербайджанцы, по внешности?

Как отмечал советский антрополог Алексеев Валерий:

  • азербайджанцы более темноглазые, чем грузины и армяне;
  • более половины представителей этого народа имеют иссиня-черные волосы;
  • лицо у них узкое и немного вытянутое;
  • нос выступает очень сильно;
  • волосяной покров развит средне (чуть меньше чем у грузин).

Отношение к браку

Следует помнить, что азербайджанцы – мусульмане. Мужчина, согласно исламским традициям, может иметь несколько жен (максимум 4). Это прописано в Коране, но в современном государстве это не практикуется. И даже, если у мужчины несколько жен, он обязан каждую обеспечить материально, при этом они должны проживать в одинаковых условиях. То есть, если он одной жене купил квартиру, то и остальным он должен приобрести равноценное жилье.

Они очень ответственно относятся как к браку, так и к семье. Строго руководствуются Кораном, в котором прописано, что брак – это часть религии, и самые верные верующие - те, кто уважает и почитает своих жен.


Следует заметить, что Коран не запрещает браки между мусульманином и русской, но считается лучшим, если девушка примет ислам. Такие союзы возможны только при условии, если получено согласие родственников.

Семья

Какие они, мужчины-азербайджанцы, в браке?

В семье как у мужа, так и у жены есть свои права, и свои обязанности.

Во-первых, мужчина обеспечивает материально семью. Во-вторых, он обязан заботиться о жене, ее здоровье и душевном состоянии, уделять ей внимание. Мужчины любят, чтобы женщина их слушалась беспрекословно даже в таких вопросах, как выбор наряда.

Как правило, женщины сидят дома и воспитывают детей.


Прагматизм

Какие по характеру мужчины-азербайджанцы? Большинство из них – прагматики. В обществе мужчины-неудачники не вызывают сочувствия, а наоборот, их осуждают или даже презирают. Именно поэтому каждый мужчина стремится достичь успеха и материального благосостояния. Они выбирают только те области, которые могут принести выгоду. У них нет такого понятия, как «работа для души».


Мужчинам свойственны склонность к самоиронии и иронии, критике и самокритике. У них отличное чувство юмора, могут лукавить, любят развлечения и веселье. Любят красивые вещи, комфорт и удобство, а также очень вкусно поесть.

Характер мужчин-азербайджанцев миролюбивый, но вспыльчивый, если задеть их достоинство и честь, интересы и чувства близких родственников.

Общительность

Как правило, азербайджанские мужчины общительны, любят поговорить, очень много времени проводят с родственниками и друзьями, часто принимают гостей и ходят в гости. Отмечая праздники, устраивают пышные застолья.

Мужчины уважительно относятся к женщине, старшим, к начальству.

Многие мужчины любят поэзию, сами умеют красиво говорить, произнося длинные и красноречивые тосты, часто рассказывают поучительные или смешные истории. Главную роль в общении играет душевность и сопереживание. Они плохо переносят одиночество и недостаток общения.

«Не упасть в грязь лицом»

В кругу друзей все равны, они общаются искренне и непосредственно. Но все равно, мужчина старается вести себя сдержанно, никогда не демонстрирует эмоции, переживания и чувства. Как правило, они в обществе держатся уверенно, с достоинством, даже если дела их идут совсем плохо. Это называется «вести себя по-мужски».

Рассказывать о своих неудачах, жаловаться, показывать свои слабости в обществе не принято, просто засмеют.

А общественное мнение играет огромную роль в жизни мужчины. Для него важно как он выглядит в глазах окружающих, что о нем говорят и думают.


Среди молодежи эта тенденция несколько ослабляется, молодые люди более свободно проявляют свою индивидуальность в поведении, одежде, образе жизни. Но для азербайджанца любого возраста самое страшное - это потерять достоинство, «ударить в грязь лицом». Например, никогда и нигде не увидишь азербайджанца, валяющегося пьяным на улице. Принимая гостей, хозяин поставит на стол все лучшее, даже если это последнее.

Кумовство

Длительное пребывание Республики в составе СССР сформировало у некоторых азербайджанских мужчин терпимое отношение к нарушениям закона и злоупотреблению служебным положением. Они предпочитают строить отношения, основанные на взаимной договоренности и родственных связях. Такая черта, присуща не только азербайджанцам, но и многим другим народам бывшего СССР. Но следует отметить, что азербайджанец всегда держит слово, так как это для него «дело чести».

Терпимость

Азербайджанские мужчины в большинстве случаев не являются националистами. Им не свойственна ксенофобия, то есть они очень хорошо относятся к представителям других национальностей. Они носители советского мировоззрения, единственное отличие, что они не считают себя атеистами.

Но вера и религиозность обычно не принимает характер фанатизма.

Гражданское достоинство

У молодых людей проявляются такие черты, как национальное достоинство. Они остро и негативно реагируют на любые попытки оскорбления атрибутов и символов государства. Все это связано с тем, что новое поколение выросло уже в полностью независимом государстве. Условия рыночной экономики сформировали у молодых азербайджанцев такие черты характера, как практичность, деловитость.

Мужчины-азербайджанцы: какие они в любви и отношениях


Что же привлекает женщин в азербайджанских мужчинах?

Они, как и все мужчины, любят глазами. Чтобы понравиться такому мужчине, нужно быть красивой и ухоженной. Мужчины очень любят женственность. И чем наряднее и ярче выглядит женщина, тем лучше. Какие они, азербайджанские мужчины в отношениях? Мужчины очень любят потакать женским капризам. Но капризничать нужно красиво, кокетливо.

Не переносят своенравие и упрямство. Они лидеры по натуре и не любят, когда их не слушаются. Для мужчины женщина – это хранительница семейного очага и мать его деток. Именно поэтому они предпочитают, чтобы она сидела дома и занималась семейными делами: вкусно готовила, стирала, поддерживала порядок, занималась детьми и так далее.

В их понимании лучшая самореализация женщины – быть матерью и женой.

В Интернете на тематических форумах многие женщины делятся мнениями о том, как вести себя с азербайджанскими мужчинами, какие они по характеру. Но самое харизматичное мнение у телеведущей Мусеви Гюнель, азербайджанки по происхождению, проживающей в США. Она опубликовала в онлайн-журнале EveryAzeri свой отзыв о мужчинах-азербайджанцах. Какие они, по ее мнению?


  • Они похожи на мексиканца, англичанина и араба вместе взятых.
  • Они очень трепетно, уважительно и с любовью относятся к своим матерям.
  • Самодовольные и уверенные в себе.
  • Всегда ходят с высоко поднятой головой и демонстрируют свою уверенность.
  • Азербайджанские мужчины любят властвовать, большие собственники. Нужно жить по их правилам и всегда слушаться, соглашаться со всеми условиями.
  • Любят красивую поэзию.
  • Им нравятся красивые вещи, модная одежда, брендовые духи – все это очень важно для них. Они интересуются модой иногда больше, чем женщины.
  • Они готовы на любые жертвы ради своих избранниц.
  • Они очень заботливые, сделают все, чтобы женщина чувствовала себя счастливой.

Все меняется

Молодые азербайджанцы сильно отличаются от мужчин среднего поколения. Бросается в глаза национальное самосознание и гордость. Они в большей степени осознают себя гражданами отдельного независимого государства.

Молодежь практически не употребляет алкоголь. Застолья сопровождаются распитием чая с восточными сладостями.

Молодые люди следят за новинками кино, посещают театр, ходят на концерты, играют в домино или нарды.

Современные молодые люди менее романтичные и мечтательные. Они более прагматичные и трудолюбивые. Свободное от работы время любят посвящать спорту, самообразованию, саморазвитию.


Молодежь стала более индивидуальной. Ускоренный темп жизни привел к тому, что ослабли социальные связи, ограничилось общение с родственниками, друзьями. Даже мужчины средних лет в последнее время меньше ходят в гости и проводят время с друзьями.

Вместо заключения

В статье были раскрыты характерные черты мужчин-азербайджанцев, какие они в любви, отношениях и повседневной жизни. Но следует помнить, что каждый человек индивидуален. Один очень бережливый, другой расточительный, третий скряга, четвертый экономный. Все очень индивидуально, и описанные в статье черты характера азербайджанского мужчины могут быть абсолютно не свойственны какому-то конкретному человеку. В этом случае аксиом просто не существует…

fb.ru

Женщины без прошлого, или любовь азербайджанского мужчины

Однажды мы с вами попытались проанализировать, какие качества ценят в мужчинах азербайджанские женщины. А теперь пришла пора рассмотреть этот же вопрос с противоположной стороны… Так что же чаще всего привлекает в женщинах азербайджанских мужчин?

По одежке встречают

Начнем с банального. Мужчины любят глазами, а азербайджанские мужчины - особенно. Так что, для того, чтобы понравиться им, женщина, прежде всего, должна быть красивой или, как минимум, ухоженной. И пусть Европа сколько угодно ратует за естественность и художественную небрежность, но в Азербайджане по-прежнему пользуются успехом гламур, тщательный макияж, красивая одежда, высокие каблуки… В общем, вопиющая женственность, если можно так выразиться. Чем ярче и наряднее выглядит девушка, тем больше у нее шансов собрать коллекцию трепещущих мужских сердец.

Тонкости и парадоксы любовной дипломатии

Если провести лингвистический анализ азербайджанских песен - как народных, так и композиторских, - то, наверняка, окажется, что одним из наиболее употребляемых слов в них является слово «naz» и производные от него… Так уж повелось, что в представлении нашего народа женщина просто обязана ломаться и капризничать, а мужчина - терпеливо потакать этим капризам. Да еще умиляться при этом. Такие вот «брачные игры»…

Итак, получается, что азербайджанские мужчины любят капризных и обидчивых девушек. НО! Есть один очень важный момент - выкидывать все эти «фортели» девушке надо умеючи, а то она не привлечет, а, наоборот оттолкнет этим мужчину. Капризничать нужно красиво, игриво, кокетливо, чтобы ваш любимый залюбовался… Это целое искусство. Благо, большинство азербайджанских девушек уже рождается с этим талантом.

Впрочем, тут важно не переборщить. Восточные мужчины все же лидеры по натуре и готовы простить любимой милые капризы, но не упрямство и своенравие. Упрямясь в мелочах, надо подчиняться ЕМУ, когда речь касается чего-то крупного. Не хотите подчиняться? Господи, да хотя бы вид сделайте. А там уж…

Первый и единственныйНаверное, если без лукавства, то почти любому мужчине, вне зависимости от национальной принадлежности, хотелось бы быть первым и единственным в жизни своей избранницы. Но для азербайджанца этот момент особенно болезненный… Он очень хочет верить, что девушка все свои 18, 25 или 30 лет только и делала, что ждала его появления, никем другим не заинтересовываясь, ни в кого не влюбляясь и ни с кем ни встречаясь. В общем, грубо говоря, большинство азербайджанских мужчин любят женщин без прошлого. Ну, или хотя бы с минимальным прошлым. Поэтому умные женщины, дабы не травмировать хрупкую психику жениха, попросту не рассказывают ему о своих предыдущих отношениях. Правда, у нас в Баку, где практически все друг друга знают, если не напрямую, то через кого-то, конспирироваться довольно сложно. Но, если очень постараться…

Киндер, кирхе, кюнхе

Для азербайджанского мужчины женщина - это, прежде всего, хранительница очага и мать его детей. А чтобы она успешно справлялась с этой ответственной миссией, работа не должна отнимать у нее слишком много времени. Нашему мужчине важно, чтобы жена готовила вкусную долму, содержала в чистоте и порядке дом и проверяла уроки у детей, а не заключала контракты, которые принесут миллионы чужим дяденькам.

И даже если мужчина много и красиво рассуждает о том, что женщине, мол, нужна самореализация, что она имеет право на успешную карьеру и т.д. - не верьте. Все равно в глубине души он считает, что нет для женщины лучше карьеры, чем карьера домохозяйки, а лучшая самореализация – это быть женой и матерью. В общем, как говаривали когда-то немцы «киндер, кирхе, кюнхе» - «дети, церковь, кухня».

Зато, если вы решите вообще уйти с работы и сидеть дома, то это, скорее всего, будет принято с восторгом…

«Вредные» подруги

Тэк-с… Вроде бы основные моменты оговорены. Остались мелочи. Такие, например, как «хорошая семья» - причем, каждый социальный слой трактует это понятие по-своему. Для кого-то хорошая семья – это безупречная репутация мамы, папы, сестер, братьев и прочих родственников; для кого-то – благосостояние; для других – ученая степень родителей… Одним словом, вариантов масса.

А еще, хорошо бы, чтобы все подруги девушки поголовно вымерли сразу после свадьбы, а лучше – еще раньше. Ну не вымерли – так уехали бы в Парагвай. В общем, чтобы они так или иначе исчезли из жизни девушки. Потому что подруги большинством мужчин воспринимаются как ходячее зло. Считается, что подруги для семейной жизни вредны и даже опасны, как моль для норковой шубы. Потому как отвлекают, негативно влияют, и т.д., и т.п.

Вот такой вот «анализ чувств получился». Но ведь, на самом деле чувства далеко не всегда поддаются анализу, правда…?

www.ansar.ru

Брак русской женщины и азербайджанца

В последнее время интернациональные браки в России стали практически нормой. Русские женщины часто выходят замуж за иностранцев, которые приезжают сюда на учебу или заработки, или же ищут жениха из другой страны через брачные агентства или специальные сайты знакомств. Что же толкает русскую женщину выйти замуж, например, за мусульманина?

Неужели не хватает своих местных женихов? На сайте intdate.ru этому вопросу посвящена не одна статья.

Существует такое мнение, что популярность иностранцев в качестве будущих мужей объясняется тем, что русские мужчины во многом разочаровывают своих соотечественниц. Они не стремятся завоевать женщину лаской и нежностью, не признают долгих романтических ухаживаний, а в семейной жизни ведут себя обывательски, не выказывают должного уважения своей жене, а часто и вовсе пристращаются к алкоголю.

В противовес им, восточные мужчины умеют красиво ухаживать, знают, как правильно говорить комплименты, а спиртное употребляют в небольших количествах и, чаще всего, лишь в специально отведенных для этого местах. Вот и получается, что в целом они выглядят выигрышнее.

Девушки, которые собираются выйти замуж и переехать на ПМЖ за рубеж, знают, что во многих восточных странах получают распространение современные традиции запада, меняются взгляды на семью и положение женщины в стране в целом. Это позволяет надеяться на то, что, например, брак русской девушки и азербайджанца не обернется для нее попаданием в домашнее рабство в гареме.

Кстати, союз с представителями этого народа довольно часто встречаем в России. При этом часто случается, что он вовсе не означает переезд новоиспеченной семьи в Азербайджан. Бывает такое, что, наоборот, азербайджанцы женятся на русских, чтобы получить законное право работать, проживать в стране, а со временем и гражданство. Вполне возможно, что в это же время у мужчины в Азербайджане будет жить первая жена, которой он будет обязательно высылать часть заработанных денег.

И не стоит удивляться, ведь, согласно исламской традиции, хоть это в современных восточных государствах и не особо поощряется, мусульманин может иметь несколько жен – вплоть до четырех. Это прописано в Коране. Для этого азербайджанец должен обеспечивать каждую жену материально и, что не менее важно – ко всем своим женщинам быть одинаково справедливым. Ввиду этого многие восточные мужчины, которые не уверены, что смогут выполнить эти условия, и предпочитают моногамные браки.

Женятся ли азербайджанцы на русских женщинах? Конечно, и стоит заметить, что азербайджанцы, как, в принципе, и все мусульмане, очень ответственны по отношению к семье. Есть масса счастливых примеров русская + азербайджанец, история Катерины - тому доказательство. Здесь они руководствуются Кораном, который говорит о том, что брак – это половина религии, и что лучшие верующие те, кто уважительны к своим женам.

Что касается союзов с не мусульманками, например, свадьбы азербайджанца и русской девушки, то такой брак Кораном не запрещается, но считается нежелательным, пока вторая сторона не примет ислам.

Хотя в целом заключение такого союза вполне возможно, если получено согласие старших родственников, и обе стороны согласны на брак. Это, кстати, касается и свадьбы с мусульманкой – союз не будет признан, если невесту будут насильно заставлять вступить в брак. Еще одно обязательное условие – присутствие на церемонии отца или родственника мужского пола невесты, а также двух свидетелей – обязательно мусульман. На intdate.ru можно прочитать о свадебных традициях и других мусульманских народностей.

Азербайджанцы и русские девушки, заключившие брак, начинают жить по определённым правилам. Каждая из сторон будет отныне иметь свои обязанности и права. Помимо того, что мужчина обязуется обеспечивать семью материально, он должен также уделять своей жене внимание, заботиться о ее духовном развитии и воспитании. Женщина же обязана во всем слушаться своего мужа, вплоть до выбора одежды.

Развод, согласно обычаям, может иметь место, если кто-то из супругов не выполняет своих обязанностей. Но сначала супруги просто поживут отдельно, а уж затем будут официально разведены. Время выжидается для того, чтобы убедиться, что женщина не беременна. Дети – очень защищенный слой населения в мусульманских странах.

Несомненно, если брак заключили азербайджанец и русская и переехали жить в Азербайджан, то девушке придется привыкать к новой стране со своими традициями и обычаями, которые, на первый взгляд, покажутся ей очень непривычными, если не сказать дикими. О том, как азербайджанские традиции влияют на будущую жизнь пары, читайте в истории Марины на нашем сайте.

Во-первых, вполне вероятно, особенно если муж и его семья проживает не в крупном современном городе, девушке постоянно придется сидеть дома. Ведь на селе большая часть женщин не учится, не работает и, в целом, никак не развивается и не самореализуется.

Чем занимаются азербайджанские женщины? Воспитывают детей, ведут хозяйство (правда, в обеспеченных семьях этим занимаются домработницы), ходят друг к другу в гости (если муж не против, что жена выходит на улицу), немного занимаются огородом и садом. Добытчики здесь - мужчины, которые чаще всего заняты в сфере торговли, купли и перепродажи товаров.

Во-вторых, тяжело привыкнуть к укладу жизни верующих людей – соблюдению постов, регулярным молитвенным обрядам, религиозным традициям и многому другому.

В-третьих, помимо необходимости привыкания к местному климату, россиянки вынуждены менять и свои вкусовые пристрастия – почти вся пища там очень жирная, которая тяжело переваривается. У азербайджанцев в крови гостеприимство, поэтому застолья у них обильные и по нескольку раз в день, а уж про чаепития и говорить не приходится.

В-четвертых, придется отказаться от коротких и открытых нарядов, брюк, ярких цветов в одежде и макияже, а, возможно, если это принято в семье мужа, и вовсе нужно будет одеть платок. И, конечно, никакого употребления спиртного и табака.

В целом, отношение азербайджанцев к русским, в том числе и женщинам, довольно положительное, хоть и с небольшим оттенком пренебрежения, как к неверным. Но если приехавшие в Азербайджан девушки будут уважительно относиться к этой гостеприимной стране, к ее нравам и обычаям, то это восточное государство станет для них второй Родиной.

Виктория, специально для intdate.ru

intdate.ru

Почему азербайджанцы могут любить только азербайджанок

У меня есть одна знакомая. Она люто ненавидит практически всех представительниц русского и украинского народов, прилюдно обзывает их проститутками и шалавами. Причину столь великой ненависти, которая иногда доходит до расизма я не знаю и потому теряюсь в догадках. Скорей всего на то есть сугубо личные причины: может у нее или у ее близкой подруги какая не будь славянка увела мужика, не берусь утверждать, но скорей всего это именно так и случилось. Но меня, как махрового либерала, всегда смущают такие высказывания в стиле 3-го Рейха. Ну, нельзя же обобщать целый народ. Однако же, во всем есть доля правды и думаю следует проанализировать данный вопрос. Во первых не оспорим факт – азербайджанцы действительно падки на русских дам. В них есть именно то чего они не могут найти в азербайджанках. В большинстве они следят за собой, они не так непреступны, они блондинки. Во вторых, для типичного азербайджанца любовь это что-то сугубо физическое. Пришел, раздел, вставил. Вот и вся любовь. Это как то на уровне 15-го подростка. Беда в том что, мои братья по полу, часто остаются такими подростками до 50 лет. Они никогда не вырастут, никогда не познают настоящей любви. Мне их откровенно жаль. Вот потому и бегают они к русским и украинкам и не следует грустить моей знакомой. Ну не стоят эти недоросли любви, не стоят.

Однако же, я хотел бы написать именно про настоящих азербайджанцев. Настоящий азербайджанец может любить только настоящую азербайджанку. Это не расизм, не в коем случае. Просто мы принадлежим к тому типу народов, у которых в крови есть традиционализм. Это не пресловутый менталитет или же религиозные взгляды, на которые часто всем наплевать, когда гормоны в крови заиграют. Это что-то другое. Нормальный, здоровый, образованный азербайджанец не страдающий сексуальными извращениями, по моему сугубо личному мнению, может быть счастлив в браке только с азербайджанкой обладающей схожими качествами. Не буду объяснять это в деталях, скажу лишь то что жизнь человека в семье это не только секс. Жизнь вдвоем это беседы, обсуждения, наконец конфликты. Вы представляете какой маразм получается, когда муж кричит на азербайджанском а жена на русском или еще хуже на украинском.

Почему я пишу столь не стандартный для себя пост? Утром я почувствовал как непомерно мало у нас любви. Все мои знакомые женятся исключительно, с какими не будь намерениями. Я хочу сказать, что нужно любить и женится только на правильных и нужных вам людях. Не обманывается физическим влечением, любите всеми частями тела, души и разума.Целую и убегаю.

tommycus.livejournal.com

Как живут женщины в Азербайджане: feminism

Я – жительница города Баку, т.е. столицы, получила образование на русском языке и могу не знать всего. Но кто же знает? Итак, поехали.

В Азербайджане нет ни одной женщины-министра. И не было, насколько я знаю. Есть только председатель комитета по делам семьи, женщины и ребенка. Омбудсман – женщина. Есть женщины-депутаты, но их не так много.

Многое зависит от того, в какой семье рождается девочка. В интеллигентной семье она получит образование, в том числе и высшее, ей будут все время напоминать о ценности знаний, важности карьеры и т.п. В менее образованной, так же в семьях выходцев из районов она может вообще не родиться. В Азербайджане довольно остро стоит проблема селективных абортов. Прогрессивная часть населения считает это дикостью, тем не менее такие аботры продолжают совершать. Государство вяло борется с этим, иногда узистам запрещают называть пол ребенка. Однако на практике особых подвижек я не видела. Жена брата мужа беременна, и ей без проблем назвали пол ребенка. Считается, что мальчик станет опорой семьи, приведет в дом жену, а девочка уйдет в чужой дом, да еще и приданное ей готовить.

Как я уже отмечала, во многих семьях образованию придают большое значение. Однако сам уровень образования в нашей стране довольно низок. Нередко случается так, что девочек в отдаленных регионах просто-напросто не пускают в школу, особенно в старших классах.

Опять-таки, все зависит от семьи. В одной семье девушка свободна, может встречаться с парнями и т.п. В другой в школу ее сопровождают родители, шофер на машине или брат. Если родители узнают, что у нее есть парень, для семьи это становится трагедией. Поэтому девушки нередко скрывают свои отношения.

Девственность

Самым болезненным вопросом является девственность. Каждая азербайджанка обязана хранить девственность до брака. Редкий парень согласится жениться на недевственнице. Еще меньший процент скажет об этом вслух. Посему большую популярность получили операции гименопластики. Некоторые мужчины делят женщин на «для семьи» и «погулять».

Шанс для разведенной женщины выйти замуж вновь довольно низок, так как она уже не девочка, и т.п. Совместное проживание до брака так же не приветствуется, многие не сдают квартиры неженатым парам, так как может прийти коррумпированная полиция и заявить, что в квартире обнаружен притон. Потребовать деньги.

Многие женщины работают. Некоторые даже верят, что женщине легче устроиться на работу, чем мужчине. В некоторых семьях муж может запретить жене работать, но она может его и не послушаться. Довольно много женщин-менеджеров.

Азербайджанский мужчина считает позором для себя не обеспечивать семью, так что сидящих на шее у жены я лично не видела (но это не значит, что их нет). Нередко именно женщины заправляют финансами семьи. В Азербайджане большое значение придают богатству, тому, чтобы выглядеть на уровне, многие девушки носят одежду классического стиля, каблуки и золотые украшения.

Родственники жениха обязаны подарить невесте подарки, золото и т.п. Родственники невесты дают ей приданное – мебель, посуду, и т.п., т.е. полностью обставляют квартиру. Все зависит от материальных возможностей, иногда для этих целей берется кредит. На свадьбы приглашают много гостей, от 100 до 500 человек (200-250 в среднем), который приносят деньги. Можно не прийти на свадьбу, но деньги желательно прислать. Если кто-то из брачующихся был у тебя на свадьбе, ты обязан прислать деньги, как бы вернуть долг. Нередко на свадьбе зарабатывают дополнительные деньги, которые в норме идут новобрачным.

В Баку так же принято, чтобы семья жениха предоставила молодым отдельную квартиру. Но так поступают далеко не все.

В сельской местности распространены родственные браки, браки между двоюродными и т.п. Бабушка предлагала мне выйти замуж за сына ее брата (бабушка – старший ребенок, тот ее брат был младшим из 5 детей, так что его сын был лишь на 5 лет старше меня). Я отказалась.

Так же довольно распространены браки по сговору родителей. Мать парня может искать для него подходящую партию. При этом не факт, что сам парень на это согласен, в семьях из-за этого идут споры, тут вопрос, кто кого пережмет. С девушками то же самое, одни более поддатливы, других вырастили более независимыми.

После брака начинается прессинг со стороны родственников на тему детей. Многие рожают в первый год после свадьбы.Вопросом потомства интересуются практически все окружающие – стоит пройти 1-2 месяцам после свадьбы, как на молодоженов обрушивается шквал вопросов. Есть даже специальное слово – биршей-миршей вар? Т.е. есть что-нибудь? Детей в наше время в семье в среднем 2-3.

Домашнее хозяйство нередко полностью лежит на женщине. Традиционное распределение – муж должен нести деньги в семью, жена – заниматься бытом. Однако так как многие женщины работают, картина вырисовывается безрадостная.

В столице развит институт нянь, помощниц по хозяйству и клининговых компаний, где работают и мужчины. В провинции с этим намного сложнее.

В сельской местности, да и, что греха таить, в городской, остро стоит проблема жилья. Старшее поколение часто против отделения младшего, так что сыновья приводят невесток в отчий дом. Там на них сваливается вся домашняя работа.

Из-за тяжелого финансового положения муж может уехать, например, в Россию на заработки. Там он может как завести неофициальную вторую семью, так и официально жениться, если брак тут не зарегистрирован (что так же порой происходит в селах). А бедная жена остается со свекрами и во всем им прислуживает…

Необходимо отметить, что, для примера, Баку – нефтяной город. Если ты смог более-менее присосаться к этой сфере –все у тебя будет хорошо, ты будешь богат и т.п. Деньги есть, не у всех, но есть… А когда есть деньги, есть и блага. Если же нет, если ты живешь в регионе – тебя остается только пожалеть…

Можно еще много писать, но пока что остановлюсь на этом. Задавайте вопросы, с удовольствием отвечу)

Писатель и публицист Сеймур Байджан из Азербайджана в 2011 году издал в каком-то смысле революционную новеллу « Гугарк ». В нее вошли материалы, которые автор собрал во время десятилетних поездок с миротворческими миссиями в Нагорный Карабах. Сам он тоже родом из Карабаха. В 1992 году там началась война между азербайджанскими, армянскими и карабахскими вооруженными формированиями.


Сеймур Байджан, азербайджанский писатель. Родился в городе Физули в Нагорном Карабахе. Награжден премией Media Key за эссе «Воскресенье в Раю». Самые известные его книги - «Гугарк», «18,6 см», «Мясо и мясопродукты». Рассказы переведены с азербайджанского на русский, украинский, грузинский, армянский и казахский языки.
Фото: Нурлан Гусейнов

В «Гугарке» он описал историю любви азербайджанца к армянской девушке. В условиях армяно-азербайджанского конфликта такая ситуация кажется чем-то из области фантастики и по сей день. Да и сам его приезд в Армению в рамках миротворческой миссии, описанный в книге, - сродни чему-то удивительному: некоторые армяне видели азербайджанца впервые.

Через несколько недель после столкновений в Карабахе в апреле 2016 года, мы встретились с Сеймур Байджаном в Тбилиси, где он сейчас живет. И узнали, о его взглядах на конфликт, как воспринимают в Азербайджане человека, который так много раз был в Армении, и сумела ли его родная страна расстаться с советским прошлым.

- Почему вы живете не в Баку, а Тбилиси?

Для меня это родной город. Я понимаю грузинский менталитет, мне нравится их кухня, и здесь я чувствую себя более комфортно, чем в Баку.

Тбилиси всегда был культурным центром Кавказа. Здесь жила и работала наша интеллигенция в конце XIX - начале XX века, первый азербайджанский сатирический журнал тоже издавался в Тбилиси.

«Каждая война чем-то запоминается. У каждой войны есть свой символ. Карабахская война запечатлелась в моей памяти отрезанным ухом. Лично для меня оно и стало символом Карабахской войны. Самодельные примитивные самопалы, охотничьи ружья - все это постепенно уступало место вполне серьезному оружию, автоматам. С началом серьезных боев за позиции с обеих сторон стали появляться пленные. Остановить процесс было уже невозможно. Репетиция закончилась, началось основное действие. Спокойная, беззаботная жизнь осталась в прошлом. Обе стороны понимали, что прежнего соседства уже быть не может. На настоящей войне пленные обеих сторон лишались уха.

С чего началось отрезание уха? Этого я не знаю. Могу сказать только то, что во время армяно-мусульманской войны в начале прошлого века мусульмане отрезали ухо плененному армянскому генералу Андранику. И возможно, армяне, мстя за своего национального героя, отрезали уши мусульманам. Так бывает - в локальной войне одна из сторон легко повторяет действия другой. Традиция отрезания ушей не несла в себе смысл подвергнуть человека физическим страданиям. Скорее, это символизировало унижение, оскорбление пленного. Бывало даже, отрезав ухо, пленного и вовсе отпускали. В те времена, надев на себя «ожерелья» из отрезанных ушей, солдаты красовались перед всеми. Это были медали, которыми солдаты награждали сами себя и которые носили как можно дольше. И люди, видя это, не вздрагивали, не брезговали, не боялись, а смотрели на отрезанные уши как на некий оберег, или амулет"

«Гугарк»

Я могу вернуться в Баку, когда захочу, но здесь, как творческий человек, я чувствую себя лучше. Здесь другая среда.

- Как вас воспринимают в Азербайджане?

Кроме литературы я занимаюсь публицистикой, и большинство меня знает как публициста. Пишу на социальные темы, про традиции, азербайджанский менталитет. Именно публицистика зачастую и воспринимается негативно.

Поэтому большинство меня не понимает, есть люди, которые ненавидят. Но определенная часть общества, более прогрессивная, читает и уважает.

В одном из интервью я сказал, что у нас свободного человека называют или геем, или масоном, или агентом. Во многих постсоветских странах, например, в России, похожее отношение к свободным людям. Это меня не утешает, просто я считаю, что такое отношение существует не только в Азербайджане.

У нас многим кажется, что если человек свободный, не ходит на работу, в привычном понимании, занимается творчеством, верит в какие-то идеалы, то у него есть какие-то скрытые доход или намерения. Потому что с точки зрения большинства, такая жизнь неприемлема.

«Бой разгорался. А во дворе госпиталя воевали раненые солдаты. В любом месте, при любых условиях находится любитель поспорить. Один говорил, что это наши атакуют, другие - что армяне. Один говорил, что сейчас стреляет один пулемет, другой - что нет, это не пулемет, а другое оружие, недавно завезли. Звуки автоматной очереди, ясно отличающиеся от других, постепенно приближались к госпиталю. С каждой минутой звук становился яснее»

«Гугарк»

Вы десять лет ездили в Армению и Карабах в составе миротворческих миссий. Как после этого к вам относились на Родине?

Тогда я был молод, у меня было много энергии… Я был не офисным миротворцем, а реально ездил на место, общался с людьми, описывал то, что там происходит. Эти поездки помогли собрать материал, который я позже использовал и в книге «Гугарк», и других рассказах. Конечно, это были морально сложные поездки, потому что в Армении, как и в Азербайджане люди живут со своими мифами в голове.

А то, что я ездил в Армению, у нас очень плохо воспринималось. Когда вернулся, у меня были проблемы. Люди могли из-за этого тебя просто оскорбить на улице. Потому что для многих азербайджанцев Армения - вражеская страна. Удивительно, но я при этом не знаю народов, которые были бы так похожи друг на друга, как армяне и азербайджанцы. У нас схожие образ жизни, менталитет…

Наши народы - заложники своей истории, которую диктует пропаганда. При этом у нас эмоциональный подход к пониманию истории, и это очень мешает. Мы не хотим видеть историю такой, какая она есть. Ведь это тоже требует определенного уровня развития и самого человека, и общества.

После этого всего у меня появились проблемы со здоровьем, поэтому я перестал участвовать в миротворческих миссиях.

«Дядя O. разводил пчел. Одна из армянских бомб попала во двор дяди О. и разрушила пчелиные ульи. Напуганные и разозлившиеся пчелы, вылетев из ульев, разлетелись по всему кварталу. В тот день моя мама варила варенье. Когда упала бомба, мы побежали и спрятались в подвале. Мы думали, что подвал спасет нас от гибели. Возможности прикрыть варенье крышкой уже не было. Мама оставила таз со сваренным вареньем во дворе нашего маленького дома. В тот день армяне не часто стреляли. Несмотря на это, мы боялись выходить из подвала. Когда вышли, стали свидетелями странной картины. Пчелы дяди О. еще кружили в нашем дворе. Рассерженные пчелы съели все сваренное мамой варенье. Таз был таким чистым, словно его вылизали. Даже самая „отчаянная“ домохозяйка не смогла бы вымыть таз так чисто. Странная вещь - война. Будь это в другое время, то есть живи мы в мирное время, и если бы пчелы дяди О. съели все мамино варенье, мама пошла бы к дяде О. с проклятиями и руганью, и придушила бы его. Теперь же мама посмотрела на вычищенный пчелами таз, посмотрела, и сев на табуретку у дома, заплакала»

«Гугарк»

«Вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа»

- Как вам кажется, общество в Азербайджане все еще советское или уже нет?

Советский союз ментально у нас еще не закончился. О нем есть очень много мифов и, к сожалению, мало написано правдивых и объективных книг. До сих пор люди верят в эти мифы, рассказывают о них своим детям и передают новым поколениям.

После распада Советского Союза в Азербайджане был массовый психоз, люди чувствовали эйфорию. Это трудно объяснить и описать. Потом начался хаос, беспорядки, люди упали духом, у них было очень сильное разочарование. И это заставило людей вспоминать о советском прошлом в ярких красках.

Если бы у нас была нормальная жизнь в бытовом смысле, хорошее образование, то такой ностальгии бы не было.

Но еще вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа. И мне кажется, что эту советскую болезнь вылечить пока невозможно.



Фото: Нурлан Гусейнов

- Но молодежь же не знает жизни при Советах…

Даже у той молодежи, которая не видела это, тоже есть ностальгия. И она даже более сильная, чем у старшего поколения. Молодежь испортило наше телевидение, другие медиа, система образования и сами родители... Конечно, есть прогрессивные люди, которые сами себя воспитали, но их мало.

Я недавно читал интервью российского писателя Владимира Сорокина. И там была такая фраза, что нам надо было похоронить советского человека в начале 90-х годов, но мы не смогли это сделать.

На мой взгляд, советский человек - это страшный человек. Он до сих пор рисует образ Сталина как настоящего лидера. И даже если ты объясняешь такому человеку, что Сталин сделал не меньше плохого, чем Гитлер, он не верит.

«До того, как начались артиллерийские обстрелы, люди покидали свои дома без шума, втихомолку, стыдясь. С началом обстрелов уезжающих стало больше. Каждый оставлял свой дом по-разному, в присущей себе манере. Кто-то тихо уезжал вечером, с наступлением темноты, кто-то, принародно днем, кто-то отвозил семью в соседний район, а сам возвращался домой. Те, кто понимал, что уже все пропало, что война будет длительной, переезжали в Россию, Украину. Странно все складывалось. Люди, которые в мирное время дрались, били друг друга ножом и топором из-за метра земли, бросали свои дома, фруктовые сады, колодцы и уезжали из райцентра. Но некоторые воспринимали мысль о том, что надо бежать, как оскорбление и смеялись над теми, кто уезжал»

«Гугарк»

- Почему советский человек - страшный? Что вы имеете в виду?

У собирательного образа советского человека нет совести. Если человек врал тогда, то как он может говорить правду сейчас? Люди, которые во время СССР преподавали научный атеизм, после распада союза стали религиозными людьми. Мне кажется, что от такого человека можно ожидать чего угодно.

- Если бы в экономическом смысле не было проблем, ностальгия бы осталась?

Думаю, что ее было бы меньше.

«Наши люди мало читают и не хотят покупать книги»

- Что вы вспоминаете из своего советского прошлого?

Советский Союз, каким он был на Кавказе, отличался от того, каким он был в Средней Азии, России, Литве, Латвии и Эстонии… Когда мы в детстве смотрели фильмы про пионеров - это все казалось какой-то далекой от нас реальностью. Пионерская жизнь в России и на Кавказе отличалась. У нас пионеры могли не носить галстук не потому, что не любили Советский союз, а потому что просто это было неудобно: завязывать его каждый день. Поэтому на нас эти фильмы не действовали.

Еще я помню, как в школе нас возили собирать хлопок и виноград. Для меня это эксплуатация детского труда. Сейчас это тоже осталось, но немного в другой форме.

В советское время было взяточничество. Когда я учился в четвертом или пятом классе, уже знал, сколько нужно заплатить, чтобы попасть в медицинский университет.

- Когда вы были подростком, как вы это все оценивали?

Я не понимал, что происходит на самом деле. Когда повзрослел, читал разные книги, мнение сформировалось. Свое прошлое я оцениваю с позиции сегодняшнее мышление.

Когда распался союз, мне было 15 лет. Конечно, я многого не осознавал. Многие до сих пор не понимают, насколько это важная тема - распад империи. Старшее поколение, конечно, понимает больше, но они несвободные люди, поэтому не рассказывают об этом.

«Каждый покидал свой дом по-своему. Я провел ладонями по деревьям в саду, по камням и стенам, цветочным кустам, в последний раз выпил воды из нашего колодца. Я не хотел, чтобы хоть одно дерево, стена, куст были в обиде на меня. Каждое дерево, куст, камень были наполнены для меня смыслом, символом, историей. Насыпав в бассейн ведро песка, я долго смотрел на своих любимых рыб. Некоторых я поймал сам. Других откуда-то принес или получил в подарок от дедушки. Когда к нам приходила коллега моей матери, молоканка тетя Рая, она развлекалась тем, что кормила рыб хлебными крошками. Она всегда говорила: «Какие красивые рыбки! Я готова родить от этих рыб троих детей»

«Гугарк»

- Время может как-то изменить ситуацию?

Думаю, что пока нет. У нас во власти те же люди, которые были и при Советском Союзе. Или вот, например, ситуация в культуре, как мне кажется, осталось практически такая же, как и была в те времена. Писатели и художники, которых поддерживает государство, пропагандируют свое творчество, получают президентские премии. Нашим людям лень читать и самим решать: это хороший писатель или нет. У нас должны представители власти сказать, что этот человек - писатель, тогда его так и будут воспринимать.

Союзы писателей, художников и композиторов остались с советской эпохи. В Грузии, например, уже нет союза писателей. У них система перестроилась. А у нас до сих пор государство финансирует такие организации. У них есть свои медиа, через которые они доносят творчество до масс, их книги издаются большими тиражами.

- А ваши?

У моих книг тираж 500−1000 экземпляров. Но наши люди не хотят покупать книги. Для них немыслимо потратить пять манат (чуть больше трех долларов. - Прим. TUT.BY) на книгу. Они в принципе мало читают. Моя аудитория - молодежь. Да и меня самого до сих пор называют молодым и многообещающим писателем. Но чего от меня ждут - непонятно. Наверное, и в 70 лет так будут называть.

- Вы чувствуете себя счастливым человеком?

Такие вопросы обычно задают певцам (смеется) . Но думаю, что нет. Недавно мне исполнилось 40 лет. И я об этом много думал, было много мыслей начет того, что я делаю и как.



Фото: Ираклий Чикладзе

- В 35 лет у вас не было таких вопросов?

Тогда были другие вопросы. Сейчас я думаю о том, что в своих книгах в основном пишу о том, что вижу. И пока не понимаю, нужно это обществу или нет. Я человек сентиментальный. И эта сентиментальность мне мешает и в личной жизни, и в творчестве.

Сейчас я работаю над сборником рассказов, который хочу назвать «Опоздавшими рассказами». Я считаю, что и наш народ опоздал в своем развитии, и я как его часть. Ведь история прозы у нашего народа насчитывает всего сто лет. Это невозможно сравнить, например, с Германией, которая имеет такое богатое прошлое. Поэтому я и называю свое творчество опоздавшей литературой и при этом литературой местного назначения.Таких, как я, называют людьми известными в узких кругах.

- С кем вы в основном общаетесь в Азербайджане?

Можно сказать, что сейчас я остался без собеседника. В последние годы у нас была большая волна эмиграции. Многие мои друзья уехали в Америку и Европу.

- Почему туда не уехали вы?

Я не вижу в себе сил, чтобы жить в эмиграции. Я видел, с какими трудностями сталкиваются друзья. И я уже один раз из-за Карабахской войны потерял свой дом. Сейчас мне трудно все начать с нуля. Тем более я не знаю иностранного языка. Хотя, конечно, у меня была возможность уехать.

- Где ваш дом?

Нет у меня дома, и я его не ищу. Сейчас я ищу другое - ответ на вопрос: все то, что происходит в моей жизни - это судьба или мой сознательный выбор? Но найти однозначный ответ на этот вопрос невозможно.

Принято считать, что обострение обстановки вокруг Нагорного Карабаха началось с сессии областного Совета, где было принято решение об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Решение это противоречило Конституции СССР. Но суть даже не в этом. Почему было принято такое решение - вот в чем вопрос.

В Нагорном Карабахе положение осложнялось тем, что «территория» населена преимущественно армянами, а «начальство», Баку - это азербайджанцы. И вот уже претензии территории к центру обретают вид национальных претензий. Экономика оказалась густо перемешана с политикой. Прежнее руководство Азербайджанской ССР не желало этого замечать. Неконструктивную позицию занимало и прежнее руководство Армении. Как отметил в своем выступлении представитель ЦК КПСС в Нагорно-Карабахской автономной области А. И. Вольский, «истоки кризиса кроются прежде всего в грубейших извращениях национальной политики, которая осуществлялась прежним руководством республики. Сегодня друг против друга, по сути дела, стоят поколения, многие представители которых слова о дружбе двух народов начали воспринимать чуть ли не как лицемерие. И в этом корень всего драматизма обстановки».

Именно в такой ситуации стала возможной трагедия Сумгаита. А бездействие местных партийных, советских и, главное, правоохранительных органов лишь усугубило ее. Но после этой трагедии по Армении поползли слухи о том, что в Сумгаите погибли минимум сотни армян. В то же время Азербайджан был наводнен другими слухами: мол, в Нагорном Карабахе и в Армении были массовые избиения и даже убийства азербайджанцев, и Сумгаит - лишь «ответ» на бесчинства «той стороны».

Кому были нужны эти слухи, причем заведомо ложные? Прав оказался А. И. Вольский, заявивший на сессии: «Последние события особенно наглядно показали, что в руках разного рода кланов в Азербайджане и Армении по-прежнему остаются многие рычаги власти. Воспитанные и расставленные нами кадры до сих пор продолжают влиять на общую атмосферу, закулисно оказывать воздействие на принятие многих решений. И вывод напрашивается такой: Нагорный Карабах для них - лишь удобный повод, образно говоря, разменная монета…».

Такой монетой могла служить не только проблема Нагорного Карабаха. Например, митинги в Баку, начавшиеся в ноябре 1988 года, стали возможны потому, что на щит была поднята проблема Тапханы - исторического памятника природы, бастиона героической борьбы азербайджанского народа против иранских поработителей. И в вольном или невольном покушении на нее люди справедливо видели посягательств на дорогие сердцу ценности, на свою историческую память.

Дело в том, что в местечке под таким названием, расположенном в Нагорном Карабахе, началось было строительство кооперативного филиала Канакерского алюминиевого завода (завод расположен в Армении). Неправда, - тут же заявили в Армении, - Хачин Тан (армянское название Топханы) никогда не был никаким памятником. И в ход пошли доказательства, что вообще эта местность никакого отношения к азербайджанцам не имеет.

Не суть, у кого больше прав на это место - у азербайджанцев или армян. Важнее другое: обе стороны сегодня не хотели уступить друг другу ни слова, ни пяди.

Положение усугублялось тем, что и в Азербайджан, и в Армению с середины ноября 1988 года начали поступать сначала десятки, потом сотни, а затем уже тысячи беженцев. Всего за две недели «конца ноября - начала декабря из Азербайджана в Армению переселилось свыше 70 тысяч человек. Примерно в таких же масштабах шло переселение азербайджанцев из Армении. И там, и там переселенцам оказывали помощь, куда-то поселяли, устраивали на работу. И - обвиняли «противоположную сторону» в политике насильственной депортации. 5 декабря Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР пришлось принять специальное постановление о прекращении ущемления прав с той и другой стороны. И только после этого постановления в Азербайджане и в Армении правоохранительные органы «очнулись от спячки» - стали привлекать к ответственности за нарушения закона, по сути дела - за проведение политики национальной розни.

Не снижалась напряженность и во многих районах обеих республик. Опять же при нерешительности правоохранительных органов в Азербайджане проходили столкновения между азербайджанцами и армянами, были во время этих столкновений и раненые, и жертвы. В Армении таких столкновений было меньше, но зато обстреливались колонны беженцев-азербайджанцев, покидающих города и села, где люди десятилетиями и веками жили вместе, в мире и добрососедстве. Причем каждая сторона старалась обвинить в этих инцидентах своих противников. Но и там, и там обвинения сыпались в адрес «гонителей» - там, в другой республике. А злость вымещали и даже стреляли у себя дома - в «гонимых».

Так продолжалось до 7 декабря, дня, который, казалось, разделил все события на «до» и «после». До - можно было выяснять отношения, враждовать и спорить, хотя лучше, конечно, было бы находить близкие позиции, начинать диалог. Но после 7 декабря оказалось: споры и раздоры должны, обязаны отойти в прошлое - столь страшное горе пришло на землю Армении. Землетрясение. Почти трое суток, по крайней мере на территории Армянской ССР, не было слышно ни одного националистического лозунга. Проблема взаимоотношений двух соседних республик, двух народов, казалось, отошла на самый задний план, и время поможет ее сгладить.

Не произошло. Уже 10 декабря в Ереване, у здания Союза писателей, собрались несколько сотен человек на митинг, где снова зазвучали слова проклятия в адрес соседей. Почему?

Сложно в этом разобраться. Видимо, потому, что чересчур велико было наше общее желание немедленно помирить два народа. Захотелось увидеть сусальную картинку, как азербайджанцы и армяне, забыв вчерашние раздоры, немедленно бросаются друг другу в объятья и клянутся в вечной дружбе. А понимания ситуации, простого такта не хватило ни идеологическим работникам, ни средствам массовой информации.

Ведь как развивались события? Вечером 7 декабря по радио и телевидению было передано соболезнование ЦК Компартии, правительства и народа Азербайджана армянскому народу, попавшему в беду. Это соболезнование было принято в Армении нормально. Более того: люди ждали реакции Азербайджана, и она оказалась адекватной ожиданиям. Затем стали поступать сообщения о том, что азербайджанский народ готов оказать помощь братскому армянскому народу - и эти сообщения тоже воспринимались как должное. Но поток таких сообщений нарастал. Потом пошла чуть ли не лавина комментариев к событиям, где усиленно педалировались «братские чувства обоих народов друг к другу».

А братских чувств-то не было. Еще не было. И пропагандистский пережим привел к обратной реакции. Более того. Понятно, что разные люди по-разному восприняли беду, свалившуюся на армянский народ. Очень многие искренне сочувствовали соседям. Но нашлись и злорадствующие. В Армении и особенно в Ереване мгновенно стало известно и о поступивших телеграммах «поздравительного» характера, и о телефонных звонках, и о надписях, с которыми приходили в охваченную горем республику поезда, пересекавшие соседний Азербайджан.

Наверное, такие факты были неизбежны. Но на них нужно было верно реагировать - предавать огласки и пытаться отыскать виновных, чтобы привлечь их к ответственности за разжигание межнациональной розни. «Негативные факты» замалчивались - и немедленно обрастали слухами. Говорилось уже не о единичных телеграммах, а о десятках и чуть ли не сотнях. Распускались слухи о том, что азербайджанцы собираются прислать для пострадавших зараженную кровь и отравленные продукты. Отпора эти сочинители небылиц не получали.

Но если бы дело было только в слухах. Не без помощи прежних активистов разжигания межнациональной вражды на границах с Азербайджаном выставлялись заслоны и пикеты, заворачивавшие назад колонны с медикаментами, техникой. А в это время в Спитаке, Ленинакане, Кировакане, в селах, разрушенных страшным землетрясением, каждый дополнительный подъемный кран мог принести спасение десяткам погребенных под обломками. Добровольные пикетчики в первые дни могли не знать о масштабах разрушений, о том, что, отвергая азербайджанскую технику, они обрекают на гибель своих соотечественников, ожидающих помощи. Ведь каждый час промедления в той ситуации приносил дополнительные двадцать смертей на тысячу замурованных заживо. Но об этом должны, обязаны были подумать те, кто выводил людей в пикеты. На их руках кровь неспасенных.

Должны были принять меры, навести порядок, разъяснить людям ситуацию местные партийные и советские органы. Обязана была четко и оперативно действовать милиция. Увы… Далеко не везде такие меры были приняты. А теперь уже умершим не поможешь. Но тогда своевременное разоблачение псевдопатриотов могло бы образумить тех, кто потом снова пошел за комитетом «Карабах», который выставил лозунг: «Не примем помощь из Азербайджана!»

Они и потом не упускали ни одной возможности сыграть на слабой информированности людей, на ошибках пропаганды, на плохой работе и некомпетентности некоторых руководителей, командовавших спасательными работами. Вот что было сказано о комитете «Карабах» в армянской республиканской газете «Коммунист»: «Лидеры комитета «Карабах», выискивая неизбежные в столь экстремальной обстановке промахи и неувязки, стремятся продемонстрировать трудящимся республики, что они и только они играют главную роль в ликвидации последствий землетрясения. Недостойная шумиха поднята комитетчиками в защиту детей-сирот, якобы вывозимых из региона для воспитания в неармянских семьях. Играя на самых гуманных чувствах людей, комитетчики пытаются внушить населению провокационную мысль, что вывоз детей якобы является частью некой «программы по переселению армян». И делают все, чтобы дестабилизировать обстановку, хотя прекрасно понимают, что лишь в условиях спокойствия и согласия можно на практике, а не на словах решать сложнейшие проблемы, вставшие перед нашим народом…».

В 1991-1994 годах конфликт спровоцировал глобальные военные действия. В 1994 году было подписано перемирие, но конфронтация обеих сторон де-факто продолжается до сих пор.