План географического положения. Оброзование для всех

Понятие здоровье. Критерии здоровья. Здоровье населения – один из важнейших критериев оценки благополучия общества.Возрастающее загрязнение окружающей среды связано с развитием промышленности и энергетики. Состояние здоровья населения является обобщенным интегральным показателем качества среды обитания и ее влияния на жизнедеятельность человека.

Согласно уставу ВОЗ под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни как таковой или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном (общественном) и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний. Общественное здоровье характеризуется системой статистических медико-демографических показателей, показателей заболеваемости, инвалидности, физического развития и психического здоровья населения.

В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы – по показателям биохимического, гормонального и иммунологического статусов.

Величина утраты здоровья выражается в показателях заболеваемости и инвалидности, отражает нарушения в структурах и функциях организма, изменения его адаптивных возможностей.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья , т. е. долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

В санитарной статистике в качестве критерия состояния здоровья, особенно на популяционном уровне, используют показатель болезненности, или морбидности . Данный показатель отражает распространенность заболеваний и определяется соотношением числа заболеваний за год, умноженного на 1 000 и деленного на величину средней численности населения. В целом показатель морбидности является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья.

Организм человека одинаково реагирует на самые различные воздействия. Схожие по тяжести изменения могут быть вызваны в одном случае действием вредных веществ, в другом чрезмерной физической или умственной нагрузкой, в третьем случае в роли пускового механизма может быть дефицит двигательной активности при повышенном нервно-эмоциональном напряжении.

Более того, факторы могут оказывать на организм изолированное, комбинированное, комплексное или совокупноедействие.

Изолированное действие вредных веществ встречается редко, обычно человек подвергается совокупному или комбинированному влиянию негативных факторов.

Под комбинированным действием понимают одновременное или последовательное действие на организм факторов одной природы, чаще ряда химических веществ, при одном и том же пути поступления (например, с воздухом, водой или пищей).

Комплексное действие проявляется при одновременном поступлении в организм негативных факторов разной природы (физических, химических)различными путями (например, через органы дыхания и кожу).

Совокупное действие наблюдается при одновременном или последовательном действии на организм человека факторов различной природы (физические, химические, биологические).

Наконец, надо помнить, что в развитии патологического процесса в организме различные загрязнения окружающей среды могут играть роль факторов риска , т. е. факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но которые увеличивают вероятность ее возникновения.

Особенности воздействия факторов окружающей среды приводят к существенным изменениям показателей здоровья населения, которые заключаются в том, что наблюдаются новые закономерности в распространенности и характере патологии человека, иначе протекают демографические процессы. В общем виде эти изменения могут выражаться в ускорении темпа динамики показателей, характеризующих здоровье; проявлении нового неэпидемиологического типа патологии; характерных демографических изменениях; возникновении ранее редко встречающихся заболеваний; росте инфекционных заболеваний; формировании множественных патологий.

Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, окружающая среда и здравоохранение. В материалах Всемирной организации здравоохранения указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50 % отводится образу жизни, по 20 % приходится на среду обитания и наследственность (генетические факторы) и 10 % на качество медико-санитарной помощи. Следует отметить, что эти данные носят, во-первых, ориентировочный характер, а во-вторых, их влияние взаимосвязано. Окружающая среда (загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения и пр.) может оказывать влияние на остальные составляющие. Таким образом, ее влияние на здоровье существенно увеличивается, но проявляется опосредованно.

Экологические болезни. Техногенная городская среда оказывает глубокое влияние на главное социальное качество человека – его здоровье в широком смысле слова. Такие факторы, как загрязнение атмосферы и воды выбросами промышленности и транспорта, электромагнитные поля, вибрация и шум, химизация быта, а также потоки избыточной информации, чрезмерное число социальных проблем, дефицит времени, гиподинамия, эмоциональные перегрузки, недостатки в питании, вредные привычки, в той или иной мере и в различных сочетаниях становятся соматотропными и психотропными факторами этиологии преднозологических состояний, а затем и болезней.

Высокие концентрации загрязняющих веществ в разных компонентах окружающей среды привели к появлению так называемых «экологических заболеваний », в их числе химическая астма; киришский синдром (тяжелая аллергия, связанная с выбросами от производства белково-витаминных концентратов); синдром тиккеров, который развивается у детей в зонах нефтеперерабатывающих производств; общая иммунная депрессия при интоксикации тяжелыми металлами, диоксидами и др.; болезнь Юшко, связанная с действием на организм ребенка полихлорированных бифенилов; на Урале появилось заболевание, получившее название «картофельной болезни» (симптом «хлюпающей стопы»); в Алтайском крае обнаружено заболевание, которое назвали «желтые дети».

В качестве основных показателей экологического риска выделяют следующие экологические патологии : индикаторная патология, характеризующаяся высокой степенью зависимости от загрязнения окружающей среды (профессиональные болезни, высокие показатели онкозаболеваний, перинатальной смертности, врожденной патологии, генетические дефекты, аллергозы, токсилогические поражения); экологически зависимая патология, характеризующаяся средней степенью зависимости от загрязнения окружающей среды (повышенная общая детская смертность, вторичные иммунодефициты, обострение основных заболеваний в связи с ухудшением метеообстановки); экологически обусловленная патология, характеризующаяся умеренной степенью зависимости от загрязнения окружающей среды (более высокая заболеваемость с временной утратой работоспособности, хронические бронхиты и пневмонии у взрослых и детей).

Экологическая ситуация в нашей стране по-прежнему остается крайне тревожной и сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, включая здоровье детей раннего возраста, ростом смертности и снижением средней продолжительности жизни. Достаточно сказать, что в настоящее время более 100 крупных городов и регионов страны, включая Красноярский край, характеризуются неблагоприятной для здоровья человека экологической обстановкой.

В настоящее время в условиях нестабильной экономической ситуации здоровье становится еще и основной экономической силой. Больной человек концентрируется только на проблемах своего организма и абсолютно утрачивает интерес к окружающему миру, не может работать и зарабатывать нормально. В нашей стране в настоящее время сложилась очень сложная демографическая обстановка, которая близка к критической: увеличилась детская смертность (в 3 раза выше европейской); уменьшилась продолжительность жизни, в том числе у мужчин до 65–67 лет, что на 15 лет меньше, чем в Европе.

Еще более сложная ситуация наблюдается в нашем регионе. Так, по федеральным критериям оценки уровней рождаемости, в Красноярском крае показатель находится на низком уровне (от 10,0 до 14,9 на 1 000 населения). Младенческая смертность в крае выше, чем в среднем по России. Суммарный коэффициент рождаемости не превышает – 1,33 (1,24 в городе и 1,79 на селе). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в крае (63,0 лет) ниже, чем в среднем по России (65,1 года). Продолжительность жизни мужчин в крае меньше, чем женщин, на 13,1 года вследствие высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Снижение рождаемости и высокая смертность населения трудоспособного возраста повлияли на современный возрастной состав жителей в регионе. В Красноярском крае сложился регрессивный тип населения, когда доля лиц старше 50 лет (27 %) превышает долю лиц от 0–14 лет (17 %). В 2005 г. общая заболеваемость взрослого населения края составляла 1 274,1 случая на 1 000 населения, что выше уровня 2001 г. на 22,8 процента. Возросла и заболеваемость. Данный показатель составил 553,4 случая на 1 000 человек населения и превысил уровень 2001 г. на 16,8 процента.

Техногенные факторы воздействия на человека. Основными факторами техногенного характера, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются химическое и физическое загрязнение окружающей среды.

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Человеческое общество постоянно подвержено явным, а чаще всего скрытым воздействиям разнообразных потенциально вредных факторов, в том числе многочисленных химических веществ. Угроза здоровью человека и его благополучию, связанная с таким неблагоприятным воздействием, вызывает сегодня растущее беспокойство, что повышает ответственность при распространении информации об истинных масштабах и уровнях экологической опасности.

При рассмотрении негативного воздействия, которое могут нанести вредные химические вещества человеку, следует различать вещества, вызывающие прямое токсическое действие на организм человека (острая, хроническая токсичность и др.), а также косвенное влияние на живые организмы, связанные с человеком трофическим или иным путями.

Среди токсикантов редко встречаются соединения, обладающие острой токсичностью, т. е. вызывающие резкие поражения (отравления) организма, вплоть до смертельных, после попадания в организм однократной высокой дозы. Такие ситуации обычно возникают при аварийных или других быстро протекающих критических ситуациях, которые по географической ситуации отнесены к зонам заражения.

Чаще приходится сталкиваться с так называемым хроническим токсическим действием, проявляющемся постепенно, при длительном воздействии на организм малых доз токсикантов, обладающих кумулятивным эффектом. Кумулятивное действие коварно, так как после скрытого периода незаметного накопления токсической дозы может наступать необратимое поражение. К числу токсикантов, обладающих кумулятивным токсическим действием, относят соединения тяжелых металлов (свинец, ртуть, кадмий и др.), соединения мышьяка, фтора, галогенароматические углеводороды (полихлорированные бифенилы, ДДТ, полихлордибензодиоксины и др.). Если в процессе накопления суммарная доза будет ниже поражающей, то токсические эффекты будут выражены слабо или будут проявляться неспецифическими симптомами.

Хронические отравления встречаются довольно часто, но они редко регистрируются. Статистически достоверная зависимость от загрязнения химическими веществами атмосферного воздуха установлена для заболеваний бронхитом, пневмонией, эмфиземой легких, а также для острых респираторных заболеваний. Загрязнения атмосферного воздуха влияют на резистентность организма, что проявляется в росте инфекционных заболеваний. В наибольшей степени загрязнение атмосферного воздуха сказывается на показателях здоровья в урбанизированных центрах, в частности в городах с развитой металлургической, перерабатывающей и угольной промышленностью. На территории таких городов влияют как неспецифические загрязнители (пыль, сернистый ангидрид, сероводород, оксид углерода, сажа, диоксид азота), так и специфические (фтор, фенол, металлы и др.). В общем объеме загрязнений атмосферного воздуха неспецифические загрязнители составляют свыше 95 %.

По данным выборочного обследования 33 городов России в городах с повышенным уровнем загрязнения среднее число заболеваний органов дыхания увеличивается на 41 %, сердечно-сосудистой системы – на 132 %, болезней кожи на 176 % и число злокачественных новообразований – на 35 %. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что у детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, которое часто оценивается как дисгармоничное. Наблюдающееся отставание уровня биологического развития от паспортного возраста свидетельствует о весьма неблагоприятном влиянии загрязнения воздушной среды на здоровье подрастающего поколения.

По сравнению с другими источниками химического загрязнения (пища, питьевая вода, почва) атмосферный воздух представляет собой особую опасность, поскольку на его пути нет химического заслона. Атмосферное загрязнение в первую очередь влияет на сопротивляемость организма, результатом снижения которой становится повышенная заболеваемость, а также другие физиологические изменения организма.

По характеру воздействия на организм человека химические вещества (вредные и опасные) подразделяются: на общетоксические , вызывающие отравление всего организма (ртуть, оксид углерода, толуол, анилин);сенсибилизирующие , действующие как аллергены (альдегиды, растворители и лаки на основе нитросоединений);нейро- и психотропные ,действующие на нервную систему (никотин); мутагенные , приводящие к изменению наследственной информации в половых и соматических клетках (свинец, радиоактивные вещества, формальдегид, ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорэтан));канцерогенные , вызывающие раковые заболевания (бензидин, ароматические углеводороды, аминосоединения, асбест, ДДТ);фиброгены, вызывающие доброкачественные опухоли (диоксид титана, пищевые красители, ксенобиотики); тератогены ,вызывающие при воздействии на организм (зародыш, растущий организм)возникновениеуродств и других аномалий развития (никотин, алкогольсодержащие продукты, наркотики, талидомид, антибиотики и др.);эмбриотоксины , ядовитые для зародышей и отравляющие их (ДДТ, соли цинка, медь, ряд лекарственных препаратов); вещества, влияющие на репродуктивную (воссоздание потомства) функцию (бензол, свинец, марганец, никотин).

Механизмы воздействия химических загрязнителей на организм также различны. Выделяют вещества раздражающего действия, воздействующие на слизистую оболочку, нервные окончания (сероводород, оксиды серы и азота, аммиак, хлор, пары кислот и щелочей); вещества, изменяющие соотношение окислительных и восстановительных реакций в организме (озон, ионизирующее излучение, диоксины); вещества, необратимо связывающиеся с органическими или неорганическими соединениями организма (тяжелые металлы, мышьяк, никотин, селен); жирорастворимые вещества, нарушающие функцию биологических мембран (бензол, скипидар, дихлорэтан, ацетон и др.); вещества, замещающие химические элементы или соединения в клетке (стронций, цезий, бериллий и др.).

При этом одно и то же вещество или фактор может оказывать влияние на несколько органов и тканей.

Физическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека. К основным физическим факторам окружающей среды, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека, относятся акустические колебания, вибрация, электромагнитные излучения, электрический ток.

Акустические колебания включаютшум, инфразвук, ультразвук и их воздействие на человека.

Физическое понятие об акустических колебаниях охватывает как слышимые, так и неслышимые колебания упругих сред. Акустические колебания в диапазоне 16–20 кГц, воспринимаемые человеком с нормальным слухом, называются звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуковыми, выше 20 кГц – ультразвуковыми. Распространяясь в пространстве, звуковые колебания создают акустическое поле.Акустические колебания представляют собой слышимые и неслышимые колебания упругих сред.

Шум представляет собой беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности (силы), возникающее при механических колебаниях в средах. С физиологической точки зрения, шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук.

К основным источникам шума относятся транспорт, в первую очередь автомобильный, авиационный и железнодорожный, а также различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Источники шума на производстве: станки, прессы, внутризаводской транспорт, системы вентиляции, электрифицированный инструмент и т. д.

Шум с уровнем звукового давления до 30–35 дБ привычен для человека и не беспокоит его. Повышение этого уровня до 40–70 дБ в условиях среды обитания создает значительную нагрузку на нервную систему, вызывая ухудшение самочувствия, и при длительном действии может быть причиной неврозов. Воздействие шума уровня свыше 75 дБ может привести к потере слуха. При действии шума высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при еще более высоких (более 160 дБ) и смерть.

В большинстве крупных промышленных городов существует шумовое загрязнение, значительно превышающее допустимые нормы. Например, в таких городах, как Екатеринбург и Красноярск, на магистралях городского значения уровни звука составляют 73–95 дБ, в жилых домах, расположенных на крупных магистралях, уровни шума достигают 62–77 дБ, т. е. в 1,5–2 раза превышают предельно допустимый уровень шума (40–50 дБ).

В биологическом отношении шум является заметным стрессовым фактором для человека, способным вызвать срыв приспособительных реакций. Акустический стресс может приводить к разным проявлениям: изменению скорости дыхания и пульса, нарушениям регуляции ЦНС и обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, а также к возникновению профессиональных заболеваний. Степень шумовой патологии зависит от интенсивности и продолжительности воздействия и, что очень важно, от индивидуальной чувствительности организма к акустическому раздражителю. Длительное воздействие шума вызывает изменение физиологических реакций, нарушение сна, психического и соматического здоровья, работоспособности и слухового восприятия. Индивидуальная чувствительность человека к шуму составляет 4–17 %. Считается, что повышенная чувствительность к шумовому загрязнению наблюдается у 30 % людей, 60 % обладают нормальной чувствительностью и только 10 % – нечувствительны к шуму. Женский и детский организм особенно чувствительны к шумовому воздействию. Высокая индивидуальная чувствительность может быть одной из причин повышенной утомляемости и развития различных неврозов.

Инфразвуковые колебания – это невидимые и неслышимые волны, вызывающие у человека чувство глубокой подавленности. Источниками инфразвука на промышленных предприятиях являются вентиляторы, компрессорные установки, все медленно вращающиеся машины и механизмы. Наиболее мощными источниками инфразвука являются реактивные двигатели. В обычных условиях городской и производственной среды уровни инфразвука невелики, но даже слабый инфразвук от городского транспорта входит в общий шумовой фон города и служит одной из причин нервной усталости жителей.

Инфразвук – колебания частотой ниже 20 Гц. Подавляющее число современных людей не слышат акустические колебания частотой ниже 40 Гц. Максимальные уровни низкочастотных акустических колебаний от промышленных и транспортных источников достигают 100-110 дБ. При уровне от 110 до 150 дБ и более он может вызывать у людей неприятные субъективные ощущения и многочисленные реактивные изменения, к числу которых следует отнести изменения в центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, вестибулярном анализаторе.

Инфразвук вреден для человека во всех случаях – слабый инфразвук действует на внутреннее ухо и вызывает симптомы морской болезни, сильный – вызывает повреждение внутренних органов из-за сильной их вибрации. Инфразвуковое воздействие средней силы способно стать причиной слепоты. Инфразвук может «сдвигать» частоты настройки внутренних органов, вселить в человека чувство тоски, панического страха, ощущения холода, беспокойство, дрожь в позвоночнике. Попадая в резонанс с биоритмами человека, инфразвук особо высокой интенсивности способен вызвать мгновенную смерть.

Ультразвук. Мощные ультразвуковые колебания низкой частоты и высокой интенсивности используются в производстве для технологических целей: очистка деталей, сварка, сверление, пайка металлов. Более слабые ультразвуковые колебания используются в диагностике, для исследовательских целей.

В поле ультразвуковых колебаний в живых тканях ультразвук оказывает механическое, термическое, физико-химическое воздействие (микромассаж клеток и тканей). При этом активизируются обменные процессы, повышаются иммунные свойства организма. Ультразвук оказывает выраженное обезболивающее, спазмолитическое, противовоспалительное и общетонизирующее действие, стимулирует крово- и лимфообращение, ускоряет регенеративные процессы, улучшает трофику тканей.

Ультразвук обладает главным образом локальным действием на организм, поскольку передается при непосредственном контакте с источником ультразвуковых колебаний. Ультразвуковые колебания, генерируемые низкочастотным промышленным оборудованием, оказывают неблагоприятное влияние на организм человека. Длительное систематическое воздействие ультразвука, распространяющегося воздушным путем, вызывает изменения нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, слухового и вестибулярного анализаторов. Наиболее характерным является наличие вегетативно-сосудистой дистонии и астенического синдрома. Степень выраженности изменений в организме человека зависит от интенсивности и длительности воздействия на него ультразвука и усиливается при наличии в спектре высокочастотного шума, при этом присоединяется выраженное снижение слуха. В случае продолжения контакта с ультразвуком указанные расстройства приобретают более стойкий характер. При действии локального ультразвука возникают явления вегетативного полиневрита рук (реже ног) разной степени выраженности, вплоть до развития пареза кистей и предплечий, вегетативно-сосудистой дисфункции. Ультразвуковые колебания, проникая в организм, могут вызвать в тканях воспаление, кровоизлияние, некроз (гибель клеток и тканей).

Характер изменений в организме зависит от дозы воздействия ультразвука. Малые дозы – уровень звука 80–90 дБ – дают стимулирующий эффект – микромассаж, ускорение обменных процессов. Большие дозы – уровень звука 120 и более дБ – дают поражающий эффект.

Вибрация представляет собой сложный колебательный процесс с широким диапазоном частот, возникающий в упругих телах или телах в результате передачи колебательной энергии от какого-то механического источника. В городах источниками вибрациислужат в первую очередь транспорт, а также некоторые производства.

Вибрация относится к факторам, обладающим высокой биологической активностью. Выраженность ответных реакций организма обусловливается главным образом силой механического воздействия на него и биомеханическими свойствами человеческого тела. Действие вибрации зависит от частоты и амплитуды колебаний, продолжительности воздействия, места приложения и т. д.

Воздействие вибрации на человека классифицируют: по способу передачи колебаний человеку (общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека; локальная – через руки); по направлению действия (вертикальная, горизонтальная от правого плеча к левому, от спины к груди); по временной характеристике (постоянная, непостоянная).

Мощность колебательного процесса в зоне контакта и время этого контакта являются главными параметрами, определяющими развитие вибрационных патологий человека. В настоящее время вибрационная патология стоит на втором месте (после пылевых) среди профзаболеваний.

Выделяют три вида вибрационной патологии от воздействия общей, локальной и толчкообразной вибраций. При влиянии на организм общих вибраций в первую очередь страдает нервная система, опорно-двигательный аппарат, а также анализаторы: вестибулярный, зрительный, тактильный. Общая низкочастотная вибрация оказывает влияние на обменные процессы, проявляющиеся изменением углеводного, белкового, ферментного, витаминного и холестеринового обмена, биохимических показателей крови. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью, деформирует и уменьшает подвижность суставов. Особенно опасна толчкообразная вибрация, вызывающая микротравмы различных тканей с последующими реактивными изменениями. Виброболезнь может развиться через 8–15 лет.

Лица, подвергающиеся воздействию вибрации окружающей среды, чаще болеют сердечно-сосудистыми и нервными заболеваниями и обычно жалуются на неважное самочувствие.

Электромагнитные излучения . Электромагнитные поля (ЭМП) в окружающей среде создают линии электропередач, электрооборудование, электроприборы – все технические системы, генерирующие, передающие и использующие электромагнитную энергию. Длительное воздействие на человека ЭМП промышленной частоты (50 Гц) вызывает головные боли, вялость, снижение памяти, расстройство сна, повышенную раздражительность, боли в сердце и т. д. Действие на организм человека ЭМП определяется частотой электромагнитного излучения (ЭМИ), его интенсивностью, продолжительностью, индивидуальными особенностями организма. Большую часть спектра неионизирующих ЭМИ составляют радиоволны, меньшую часть – колебания оптического диапазона: инфракрасное излучение (ИК), видимое ультрафиолетовое излучение (УФ).

Электромагнитные излучения радиочастот широко используются в связи, телерадиовещании, в медицине, радиолокации, дефектоскопии и т. д.

Воздействие ЭМИ радиочастот на организм определяется плотностью потока энергии, частотой излучения, продолжительностью воздействия, размером облучаемой поверхности, индивидуальными особенностями организма и т. д. Следствием поглощения энергии ЭМИ организмом человека является повышение температуры органов. Воздействие ЭМИ особенно вредно для глаз и кожи. Так, облучение глаз может привести к помутнению хрусталика (катаракте), возможны ожоги роговицы. При длительном действии ЭМИ возможны расстройства в ЦНС, сердечно-сосудистой и эндокринной системе; изменение обмена веществ и состава крови; может наблюдаться выпадение волос, ломкость ногтей, снижение веса. В случае аварийных ситуаций воздействие ЭМИ сопровождается сердечно-сосудистыми расстройствами с обмороками, учащением пульса и снижением артериального давления.

Воздействие ЭМИ оптического диапазона: инфракрасного, видимого (светового), ультрафиолетового излучений на человека принципиального различия не имеют. При воздействии инфракрасного излучения (при хроническом облучении) происходит резкое расширение капилляров, усиление пигментации кожи – красный цвет лица. При остром повреждении возможны ожоги кожи, поражение глаз. УФ излучение является жизненно необходимым фактором, оказывающим благотворное стимулирующее влияние на организм. Оптимальные дозы УФИ активизируют деятельность сердца, обмен веществ. Наиболее уязвим для УФИ – глаз. Воздействие на кожу выражается в воспалении с покраснением, появлении пузырей, повышении температуры, озноба, головной боли.

Лазерное излучение (ЛИ) – особый вид ЭМИ. Степень воздействия ЛИ на организм зависит от интенсивности излучения, времени воздействия. При облучении глаз легко повреждается роговица и хрусталик (нагрев хрусталика приводит к образованию катаракты). Повреждение кожи может быть различным: от покраснения до обугливания.

Электрическое поле промышленной частоты является биологически действующим фактором окружающей среды. При систематическом воздействии электрического поля, напряженность которого превышает предельно допустимый уровень, у человека могут возникнуть изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также некоторых обменных процессов, иммунологической реактивности организма и его воспроизво­дительной функции.

Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через тело человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действие. Термическое действие проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути тока. Электролитическое действие выражается в нарушении физико-химического состава и свойств различных жидкостей организма (крови, лимфы). Механическое действие тока приводит к разрыву тканей организма в результате электродинамического эффекта. Биологическое действие проявляется судорожным сокращением мышц, а также нарушением внутренних биологических процессов. От поражения электрическим током человек получает электротравмы (местные и общие). Общие нарушения от электрического удара – судороги, остановка дыхания, сердечной деятельности. К местным травмам относят: ожоги, металлизацию кожи (проникновение в нее различных частиц металла при его расплавлении), механические повреждения, электрические знаки (уплотненные участки серого или бледно-желтого цвета, безболезненны и быстро проходят).

Исход поражения человека электротоком зависит от многих факторов: силы тока, времени прохождения его через организм и др. На сопротивление организма воздействию электротока оказывает влияние также физическое и психическое состояние человека: нездоровье, утомление, голод, опьянение, эмоциональное возбуждение, приводящие к снижению сопротивления. Неблагоприятный климат (повышенная температура и влажность) увеличивают опасность поражения током.

Допустимым считается ток, при котором человек может самостоятельно освободиться от электрической цепи.

Факторы среды обитания и здоровье населения Красноярского края. Состояние здоровья населения Красноярского края в течение последнего десятилетия вызывает оправданную озабоченность не только специалистов, но и государственных институтов и широкой общественности. К началуXXIв. показатели, по которым традиционно оценивается состояние здоровья населения (медико-демографические показатели, заболеваемость, инвалидность, физическое развитие), резко ухудшились. Демографическая ситуация, с которой мы вступили в новое столетие, несет в себе угрозу национальной безопасности. Проблемы сохранения здоровья населения края настоятельно требуют выработки стратегии развития нашего региона. Продолжающийся кризис общественного здоровья обусловлен не только биологическими и экологическими, но и социально-экономическими факторами.

В Красноярском крае источники загрязнения атмосферного воздуха многообразны, состав выбросов многокомпонентен, и это обусловливает ухудшение качества воздушной среды населенных мест. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Красноярского края в течение 2005–2009 гг. характеризуется высокой химической нагрузкой (2 446,4 тыс. т/г). Существенную долю в общем объеме валовых выбросов загрязняющих веществ от всех источников антропогенного загрязнения атмосферного воздуха населенных мест Красноярского края составляют выбросы от автотранспорта, а в отдельных городах и районах они являются определяющими.

Уровень загрязнения воздуха по величине индекса загрязнения атмосферы в крупных промышленных городах Красноярского края в 2009 г. характеризовался как «высокий» и «очень высокий» и колебался от 7,2 в г. Канске до 18,56 в г. Красноярске. Основными веществами, которые создают «очень высокие» и «высокие» уровни загрязнения, являются: в г. Красноярске – бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид и оксид азота, в г. Минусинске и г. Назарово – бенз(а)пирен, формальдегид; в г. Лесосибирске – бенз(а)пирен, формальдегид, фенол, взвешенные вещества; в г. Ачинске – формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества; в г. Канске – бенз(а)пирен, диоксид азота; в г. Норильске – оксиды меди и никеля, диоксид серы, взвешенные вещества.

Необходимым элементом жизнеобеспечения населения является питьевая вода, от ее качества, количества и бесперебойности подачи зависит состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидеми-ологического благополучия, степень благоустройства жилищного фонда. Обеспечение населения питьевой водой, безопасной для здоровья, является актуальной гигиенической проблемой.

Населением отдельных территорий Красноярского края используется питьевая вода, характеризующаяся высокими показателями санитарно-химического и микробного загрязнения. Высокий удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, регистрировался в сети водопроводов: Тюхтетского (85,7 %), Пировского (84,0 %), Козульского (78,9 %), Большеулуйского (68,9 %), Дзержинского (46,7 %), Нижнеингаш- ского (46,1 %), Ачинского (42,6 %), Каратузского (40,0 %) районов.

Неблагополучными территориями по микробиологическим показателям качества питьевой воды являются: Мотыгинский (73,6 % проб не отвечают гигиеническим нормативам); Эвенкийский (47,5 %); Идринский (29,3 %); Ермаковский (27,3 %); Краснотуранский (26,8 %); Богучанский (20,3 %); Балахтинский (17,5 %); Ужурский (16,7 %); Рыбинский (16,6 %); Саянский (16,3 %) районы.

Совокупность факторов окружающей среды (природных, социально-экономических, хозяйственно-бытовых, антропогенных) может воздействовать на все население, отдельные его группы и на каждого человека как однонаправленно, так и разнонаправленно. Поэтому о качестве окружающей среды можно судить по такому комплексному критерию, как здоровье населения.

На протяжении 2005–2009 гг. уровень заболеваемости населения Красноярского края в целом впервые выявленными болезнями, обусловленными воздействием факторов окружающей среды, имеет тенденцию роста по классу болезней нервной системы, системы кровообращения, органов дыхания, осложнениям беременности и родов, злокачественным новообразованиям. Динамика роста заболеваемости населения болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы с 2005 по 2008 гг. сменилась в 2009 г. снижением показателей заболеваемости.

В 2009 г. в крае зарегистрировано три вспышки энтеровирусной инфекции среди населения г. Ачинска; вспышки острых кишечных инфекций, вызванных условно-патогенной флорой, среди детей МДОУ «Большеунгутская СОШ» Манского района и среди вахтовых рабочих СМП-2 ЗАО «СТПС-Газификация» Туруханского района.

Ранжирование территорий Красноярского края по среднемноголетнему уровню заболеваемости населения (1992–2009 гг.), обусловленной воздействием факторов окружающей среды, показало, что уровень заболеваемости достоверно выше по злокачественным новообразованиям в 17 территориях края; по классу «Болезни нервной системы» – в 16; «Болезни крови и кроветворных органов» – в 15; «Болезни системы кровообращения» – в 16; «Болезни эндокринной системы» – в 6; «Болезни органов дыхания» – в 11; «Осложнения беременности и родов» – в 9 территориях края.

Оценка и сравнение уровня риска здоровью населения городских округов и муниципальных районов Красноярского края на основе расчетного интегрального показателя свидетельствуют о том, что если в 2009 г. в 12 территориях (4 города – Красноярск, Норильск, Дивногорск, Лесосибирск и 8 районов: Тюхтетский, Ужурский, Шушенский, Шарыповский, Туруханский, Дзержинский, Тасеевский, Березовский), а это 51,7 % населения края (1 492 589 человек), отмечалась «повышенная» степень риска здоровью, то в 2010 г., по прогнозным данным, снижается численность населения как с «минимальной», так и «повышенной» степенью риска для здоровья. Одновременно ожидается увеличение удельного веса жителей края, попадающих в группу с «умеренной» степенью риска, и появление на территории края муниципальных образований с «высокими» (Бирилюсский, Тюхтетский, Ужурский, Шушенский районы) уровнями риска для здоровья.

Отрицательное воздействие на здоровье людей неблагоприятной экологической обстановки, мероприятия по улучшению которой должны являться составной частью Программ развития территорий, может смягчаться или полностью нивелироваться хорошими социально-эко-логическими условиями.


Здоровье человека в значительной степени зависит от состояния окружающей среды, в которой он проживает. Химический состав и качество пищи, воды, воздуха, определяют не только самочувствие, но характер заболеваний человека. Расширение воздействия общества на природу предопределяет резкое обострение проблемы загрязнения окружающей человека среды. При ее анализе мы должны различать две главные формы загрязнения.

Под первой из них – назовем ее количественной – следует понимать производственные и бытовые выбросы в природу тех веществ и химических соединений, которые хотя и встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших объемах. Возьмем, к примеру, загрязнение воздуха. Он и в естественном состоянии содержит множество мелких частиц в виде пыли и газообразных соединений. Однако согласно справочным данным в мире ежегодно сжигается 9-10 млрд. т условного топлива, в результате чего в атмосферу дополнительно попадает 20 млрд. т углекислого газа, что в 1,5 раза больше, чем в результате дыхания всего человечества. Кроме того, заводы, электростанции, средства транспорта выбрасывают десятки и сотни миллионов тон других загрязняющих природу веществ. Но, пожалуй, еще большую угрозу представляет вторая форма загрязнения – назовем ее качественной – связанная с поступление в природу совершенно новых веществ и соединений, создаваемых современной промышленностью. Техногенные продукты такого рода, распространяясь в атмосфере и гидросфере, приводят к серьезным нарушениям естественной экологической обстановки. Человек зачастую оказывается физиологически к ним неподготовленным. С этим связано возрастание числа онкологических заболеваний, эндокринных, аллергических и других заболеваний.

Среди факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье человека, в первую очередь следует отметить загрязнение атмосферного воздуха, воды и продуктов питания.

Источники загрязнения атмосферы условно можно разделить на две большие группы - естественные и искусственные. Естественные, или природные, загрязнения не столь сильно влияют на качественные изменения воздуха, как искусственные или антропогенные загрязнители. К первым можно отнести извержения вулканов, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские брызги и туманы, растительную пыльцу, пылевые бури, выделения животных, космическую пыль.

Искусственные загрязнители условно можно разделить на несколько групп:

1)физические (механические) загрязнители - различные выбросы промышленных предприятий, дым и сажа от сгорания нефти и угля, стирающаяся резина автопокрышек и др.;

2) химические загрязнители – пылеводяные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

3) биологические загрязнители – бактерии, вирусы, некоторые виды растений и животных;

4) радиоактивные загрязнители – выбросы радионуклидов в результате аварий на атомных объектах, радиоактивное загрязнения от оружия массового поражения и отходов ядерного производства.

Основным источником механического и химического загрязнения атмосферы является промышленность и прежде всего тепловые электростанции и промышленные предприятия.

Например, ТЭС мощностью 700 МВт, работающая на угле, потребляющая в года около 1 млн. т угля с содержанием серы 1%, за час работы на полной мощности выбрасывает в воздух 500 т диоксида углерода, 0,15 т оксида углерода, 7 т диоксида серы. 1, 7 т оксида азота, 0,05 т углеводорода и 0,7 т пыли.

Большие проблемы в области сохранения чистоты воздуха возникли с развитием металлургии. В процессе переработки руды в качестве побочного продукта в воздух попадает содержащая металлические частицы пыль, которая вызывает стойкое ухудшение здоровья.

Например, в цветной металлургии наибольшую опасность представляет пыль, образующаяся на медеплавильных заводах (См. Таблицу).

Из этих компонентов под воздействием влаги в воздухе могут образовываться чрезвычайно ядовитые летучие вещества.

Значительная часть сернистого газа (SO2) образуется в атмосфере за счет сгорания различных видов топлива, содержащего большое количество серы. В бурых углях содержание достигает 14% серы. У человека SO2 вызывает сначала спазмы стенок бронхов; затем возникает воспаление слизистой оболочки бронхов, развивается хронический бронхит и может содействовать возникновению ракового заболевания.

При сжигании твердого топлива на ТЭС образуются вредные для окружающей среды оксиды серы, а при использовании мазута – оксиды ванадия, свинца, никеля. Для уменьшения количества вредных веществ разработаны разомкнутые пылеулавливающие системы, что существенно сокращает количество вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, ученые изобрели – электрофильтр, способный осаждать 98-99% пыли, содержащейся в дымовых выбросах. Такие аппараты все шире применяются в химической промышленности.

Проблема чистой воды заключается в том, что человеку для жизни необходима не любая, а пресная вода определенного качества. Не следует забывать, что из каждых 100 литров воды, которая есть на земле, 97 литров – соленые. Иначе говоря, общие запасы всех пресных вод суши – рек, озер, подземных и снежно-ледниковых ресурсов составляют менее 3% от общего количества воды на земле. Запасы вод в реках и озерах оцениваются в 95 тыс. км 3 , т.е. всего 0,26% от суммарных ресурсов пресных вод, или 0,007% от общих запасов воды на Земле.

Насколько велики потребности в воде промышленности и сельского хозяйства, можно судить по следующим цифрам. Для производства сахара из 1 т сахарной свеклы требуется 0,5-0,6 м 3 воды, для дубления 1 т сырой кожи – 20-50 м 3 и т.п.

В загрязнении подземных и поверхностных вод преобладают химические загрязнители. Загрязнение вод тяжелыми металлами, кислотами, щелочами, цианидами и другими минеральными и органическими веществами происходит под действием преимущественно промышленных и сельскохозяйственных стоков. Загрязнители этого вида воздействую непосредственно на те или иные компоненты живой природы.

Другие химические загрязнители действуют медленно и относительно скрытно. Это нефтяные углеводороды, продукты производства фенолов, галогенпроизводные инсектициды, гербициды, синтетические детергенты (применяющиеся в промышленности и в быту моющие средства). Например, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире около полумиллиона человек заболевают, а свыше 5 тыс. умирают от отравления пестицидами - препаратами, применяемыми для защиты растений от вредителей и болезней, для борьбы с сорняками.

Другой тип загрязнителей вод - биологические загрязнители. Сюда относятся органические вещества, способные к ферментации. Такое загрязнение может возникнуть в результате канализационного стока в реки, недостаточной очистки и сброса отходов целлюлозно-бумажных, текстильных и других предприятий.

Отдельную группу составляют механические загрязнители, опасность которых также до недавнего времени преуменьшали. Это твердые инертные вещества: глина, песок, шлак, отходы соледобывающей и угольной промышленности, сброс промышленных и сточных вод непосредственно в море или с речным стоком, смыв различных токсических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве и при других видах хозяйственной деятельности, преднамеренное захоронение на дне морей и океанов различных токсических, в том числе и радиоактивных, отходов. Большую опасность представляет тепловое загрязнение, в основном сбросы подогретых вод тепловых или атомных электростанций. Это загрязнение в сочетании с другими типами загрязнителей представляет серьезную проблему для будущего.

Кроме рек и озер планеты, сильному загрязнению подвергаются моря и океаны. Пути их загрязнения могут быть самыми различными: утечка загрязняющих веществ в результате судовых операций, аварийных выбросов с судов и из подводных трубопроводов, утечка при разработке полезных ископаемых на морском дне, перенос загрязняющих веществ через атмосферу, естественная утечка нефти через трещины земной коры и т. д.

Однако наиболее опасным загрязнением окружающей среды следует признать радиоактивное заражение. В настоящее время ядерные электростанции действуют во многих странах мира. В каждом 1000-мегаваттном реакторе содержится столько же радиоактивного материала, сколько бы выпало после взрыва тысячи бомб, подобных той, что была сброшена на Хиросиму. Каждый реактор ежегодно производит тонны радиоактивных отходов, и некоторые из них остаются опасными в течение более чем 500 тыс. лет. До сих нор не найдено безопасных методов ликвидации и хранения таких веществ.

До 1986 г. (авария на Чернобыльской АЭС) радиоактивное загрязнение рассматривалось как загрязнение косвенное, затрагивающее в основном биологию человека. Чернобыльская авария заставила пересмотреть эту точку зрения и признать огромную опасность, исходящую от радиоактивных загрязнителей, не только для человека, но и для всей биосферы в целом.

Все вышеперечисленные виды загрязнения являются причинами самых различных заболеваний человека.

Воздействие загрязнителей на здоровье человека

Загрязнитель Виды заболеваний
Мышьяк Рак легких, различные кожные болезни, гематологические эффекты, включая анемию
Бериллий Дерматиты, язвы, воспаления слизистых оболочек
Кадмий Злокачественные новообразования, острые и хронические респираторные заболевания; почечная дисфункция
Ртуть Воздействие на нервную систему. Включая краткосрочную потерю памяти, нарушение сенсорных функций и координации, почечная недостаточность
Свинец Нарушение процессов кроветворения, повреждение печени и почек, нейрологические эффекты
Хром Рак легких, злокачественные образования в желудочно-кишечном тракте. Дерматиты
Никель Респираторные заболевания (астма, нарушение дыхательной системы), пороки рождения и уродства, рак носа и легких

По данным ВОЗ, в мире примерно около 80 % случаев заболеваний и смертей связано с загрязнением воды и продуктами питания. На начало XXI в. в некоторых европейских странах такие болезни, как холера, брюшной тиф, гепатит вновь становятся реальной угрозой для здоровья населения. Вспышки этих заболеваний фиксировались в Албании, Великобритании, Италии, Румынии, Швеции, что было связано не только с микробами и вирусами, но и с загрязнением питьевой воды свинцом, мышьяком, нитратами, фтористыми соединениями (см. табл.).

К наиболее известным и распространенным в мире экологическим болезням следует отнести так называемые болезни «минамата», «итай-итай» и «чернобыльскую болезнь».

Болезнь «минамата» - заболевание человека, вызываемое соединениями ртути. Впервые эта болезнь была описана в 50-х гг. XX в. в Японии у рыбаков в бухте Минамата, воды которой были загрязнены промышленными стоками местного химического завода, содержащими ртуть. Так, рыба, выловленная в данном заливе, содержала до 50 мг/кг ртути. Болезнь проявляется в виде нервно-паралитического расстройства.

Болезнь «итай-итай» возникла в результате употребления в пищу риса, содержащего соединения кадмия. Болезнь известна с 50-х гг. XX в., когда сбросовые воды концерна «Мицуй» (Япония), содержащие кадмий, попали в оросительную систему рисовых полей. Это отравление вызывает у людей апатию, повреждение почек, размягчение костей.

«Чернобыльская болезнь» вызывается воздействием радионуклидов, особенно радиоактивного йода-131. Суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу в результате взрыва на Чернобыльской АЭС составил 77 кг. Для сравнения - при взрыве атомной бомбы над Хиросимой в 1945 г. было выброшено 740 г радионуклидов. Симптомами «чернобыльской болезни» являются головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические опухоли гортани. Признаки «чернобыльской болезни» у людей также отмечаются вблизи полигонов по переработке радиоактивных отходов. Так, например, в районе ПО «Маяк» (Челябинская обл.) в последние годы почти в 2 раза возрос уровень онкологических заболеваний.



Инструкция

Посмотрите, как соотносится положение материка относительно других материков, экватора, северного и южного полюсов, в каком полушарии находится материк, например, Северная Америка в северном полушарии, а Африка пересекает экватор. Опишите это как можно более подробно.

Внимательно изучите координатную сетку и найдите координаты материка: самой северной (верхней), южной (нижней), западной (справа) и восточной (слева) точки. Для того чтобы найти координаты точки, найдите широту и долготу.

Широту отсчитайте от экватора, если идете от экватора вверх, то значение широты будет положительным, если идете вниз – отрицательным. По бумажной невозможно определить точное значение, прикиньте примерно по расчерченным параллелям (горизонтальным линиям). То есть, если ваша точка (например, Игольный мыс – самая южная точка Африки) лежит между параллелями 30° и 45°, разделите это расстояние на глаз и определите около 34° - 35°. Для более точного определения, воспользуйтесь электронной картой или географическими атласами.

Долготу отсчитывайте от нулевого меридиана (это линия, проходящая через Лондон). Если ваша точка лежит к востоку от этой линии, перед значением поставьте знак "+", если к западу, поставьте "-". Точно так же, как и широту, определите долготу, только не по горизонтальным, а по вертикальным линиям (меридианам). Точное значение можно узнать только по электронной карте или при помощи секстанта.

Запишите координаты всех крайних точек материка в виде (широта от -90° до +90°, от -180° до +180°). Например, координаты Игольного мыса будут равны (34.49° южной широты и 20.00° восточной долготы). Современная запись системы координат подразумевает запись в градусах и десятичных дробях, но раньше было популярно измерение в градусах и минутах; вы можете использовать как ту, так и другую систему записи.

У глобусов и географических карт есть собственная система координат. Благодаря этому на них можно нанести и найти любой объект нашей планеты. Географическими координатами являются долгота и широта, эти угловые величины измеряются в градусах. С их помощью можно определить положение объекта на поверхности нашей планеты относительно начального меридиана и экватора.

Инструкция

Инструкция

Определите, в части материка течет река. В северных районах атмосферные осадки быстро аккумулируются в лед, поэтому рек с бурным течением там не наблюдается. На юге, наоборот, дождевая влага быстро испаряется, поэтому рек там также не . Самые полноводные реки с быстрым и бурным течением наблюдаются в средней части страны.

Узнайте, куда впадает река. Все реки впадают в моря или океаны. Место соединения реки и моря называется устьем.

Определите, в каком направлении река течет. С этим проблем не будет, так как направление течения рек - от истока к устью.

Также для полного географического исследования установите, как течет река (т.е. какое в ней течение: быстрое, медленное, бурный поток), в зависимости от рельефа.

Определите тип реки. Все реки подразделяются на горные и на равнинные. У горных течение быстрое, бурное; у равнинных - медленное, а долины широкие и террасированные.

Объясните экономическое и историческое значение реки. Ведь на протяжении всей развития человечества реки играли значительную роль в развитии местности. С древних они использовались как торговые пути, для рыбоводства и рыболовства, сплава леса, водоснабжения и орошения полей. Издревле люди селились на берегах рек. Сейчас река является основным источником гидроэлектроэнергии и важнейшим транспортным путем.

Видео по теме

Что представляет собой тундра?

Природная зона расположена в северном полушарии и покрывает северную часть России и Канады. Природа здесь очень скудная, а климат считается суровым. Лето практически отсутствует – длится оно всего несколько недель, и температура, как правило, держится на уровне 10-15 градусов Цельсия. Осадки выпадают часто, но их общее количество небольшое.

Тундра простирается вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана. Из-за постоянных низких температур зима здесь держится около девяти месяцев (температура бывает до -50оС), а в остальное время температура не поднимается выше +15оС. Низкие температуры также приводят к тому, что земля все время мерзлая и не успевает оттаивать.

Здесь нет лесов и высоких деревьев. В этой местности есть только болота, небольшие речушки, мхи, лишайники, низкие растения и кустарники, которые способны выживать в таком суровом климате. Их гибкие стебли и небольшая высота позволяет им адаптироваться к холодным ветрам.
Однако тундра - все же красивое место. Особенно это можно заметить летом, когда она искрится разными красками благодаря множеству вкусных ягод, которые стелются красивым ковром.

Помимо ягод и грибов, летом в тундре можно обнаружить стада северных оленей. В это время года они питаются всем, что найдут: лишайниками, листьями и т.д. А зимой олени питаются растениями, которые достают из-под снега, при этом могут даже разбивать его копытом. Эти животные очень чуткие, обладают великолепным обаянием, а также умеют плавать – северные олени могут свободно переплыть реку или озеро.

Растительный и животный мир

Растительный мир в тундре очень беден. Почву этой зоны вряд ли назовешь плодородной, так как большую часть времени она промерзшая. Немного видов растений могут выживать в таких сложных условиях, где мало тепла и солнечных лучей. Здесь растут мхи, лишайники, снежные лютики, камнеломки, а летом появляются некоторые ягоды. Все растения здесь карликового роста. «Лес», как правило, вырастает всего лишь до колена, а местные «деревья» не выше обычного гриба. Географическое положение совершенно не подходит для лесов, поскольку здесь много лет подряд держится низкая температура.

Что касается животных, то тундра больше всего подходит для тех из них, которые предпочитают море. Из-за большого количества воды в этих местах, здесь обитает много водоплавающих птиц – уток, гусей, гагар. Животный мир тундры богат на зайцев, лисиц, волков, бурых и

Крайняя северная точка Африки

Самая крайняя точка африканского континента имеет следующие : 37° 20′ 28″ северной широты и 9° 44′ 48″ восточной долготы. Таким образом, можно констатировать, что эта точка находится на территории одного из небольших государств в Северной Африке - в Тунисе.

Более внимательное рассмотрение характеристик этой точки показывает, что она представляет собой мыс, выдающийся достаточно далеко в Средиземное море. Арабское название этой известной во всем мире точки произносится как «Рас-эль-Абьяд», однако достаточно часто можно встретить сокращенную версию этого словосочетания - «Эль-Абьяд».

С содержательной точки зрения оба этих варианта являются правомерными. Дело в том, что «рас» в переводе с арабского языка на русский как раз и означает «мыс», поэтому употребление русского аналога в этой ситуации вполне допустимо. В свою очередь, слово «абьяд» можно перевести с языка оригинала как «белый», а «эль» - всего лишь непереводимый в данной ситуации артикль. Таким образом, название крайней северной точка Африки в переводе на русский язык означает «белый мыс».

Тем не менее, по мнению географов, маловероятно, чтобы это название было присвоено ему в связи с его северным положением. Скорее всего, такое наименование отражает особый цвет песка на этом побережье Средиземного моря.

Другие названия

При этом у мыса, представляющего собой крайнюю северную точку африканского континента, существуют и другие названия. Так, во времена, когда Тунис являлся французской колонией, в европейских странах было достаточно распространено наименование, представляющее собой перевод арабского оригинала на французский язык: его именовали «Кап Блан», что во французском языке также означало «белый мыс». Однако первоисточником такого наименования послужило все же арабское название этой географической точки.

Еще одним названием, распространенным в те времена, было имя «Рас Энгела», которое по аналогии с современным наименованием достаточно часто сокращали до версии «Энгела»: фактически такое название можно перевести на современный русский язык как «мыс Энгеля». Исследователи предполагают, имя этот африканский мыс мог получить в честь достаточно известного в свое время немецкого путешественника Франца Энгеля, который совершил несколько значительных географических открытий на рубеже XIX-XX веков, хотя его деятельность и была в большей степени связана с Южной Америкой, нежели с Африкой.

Не только изучением природных особенностей различных регионов занимается наука география. Описание страны, её климата, населения, экономики и государственного устройства - также входит в число предметов исследований этой дисциплины. Как изучаются государства? Как выглядит план описания страны? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Как описывать страну?

Географы описывают страны по примерно одинаковой схеме. Она включает в себя характеристику природы, населения, экономики и государственного устройства. План описания страны предполагает следующие пункты:

  • географическое положение (площадь территории, протяженность границ, координаты крайних точек, наличие выхода к морю, количество стран-соседей и общая оценка выгодности геополитического положения государства);
  • природные особенности территории (климат, рельеф, внутренние воды, органический мир и т. п.);
  • столица и административно-территориальное устройство государства;
  • население страны (общая численность, плотность, размещение, этнический, религиозный и языковой состав);
  • экономика страны (основная специализация, ведущие отрасли промышленности, уровень развития сельского хозяйства, объем и прочие экономические показатели);
  • особенности политического устройства (парламент, президент, правительство).

План описания страны также может содержать в себе информацию о культурных особенностях, туристических достопримечательностях, валюте, официальных символах государства.

Географическое положение страны

Любой план описания страны должен начинаться с того, где эта страна расположена. То есть, необходимо дать информацию о том, в каком полушарии и на каком материке находится государство, какова его площадь и общая протяженность границы. Координаты стран определяются по крайним точкам: северной, южной, западной и восточной. Исходя из этой информации, можно определить общую протяженность территории государства с запада на восток, или с севера на юг, а также оценить его общую конфигурацию (компактная или же вытянутая в определенном направлении).

Важно не просто описать географическое положение страны, но и оценить его экономические выгоды. Поэтому крайне важно указывать, с какими государствами граничит страна, есть ли у нее выход к морю, крупным судоходным рекам, находится ли она на пересечении важных транспортных коридоров. Каждый из этих аспектов сильно влияет на экономику и общее благосостояние страны.

Природные условия и ресурсы

Второй пункт плана описания страны - это особенности природы конкретной территории (геоморфологические, климатические и т. д.).

Климат страны имеет крайне важное значение для её экономического развития. Так, идеальным считается расположение государства в умеренном климатическом поясе (между 45 и 65 градусами). В этой зоне - самые оптимальные условия для жизни человека и ведения сельского хозяйства.

Рельеф территории страны также влияет на её благосостояние. Не секрет, что на равнинной местности намного легче строить города, прокладывать дороги, создавать крупные промышленные комплексы. Кстати, самые древние и известные города мира возникли именно на равнинах, у берегов морей или крупных рек.

Население страны

Население страны - также немаловажный аспект для её комплексного изучения. Описывая его, необходимо указывать общую численность жителей, плотность населения, характеризовать демографическую ситуацию и так далее.

Важными показателями является и смертности, ожидаемая продолжительность жизни в стране, уровень детской смертности. Для большинства экономически развитых государств характерна низкая рождаемость, низкая смертность и значительная продолжительность жизни людей. В развивающихся странах Азии, Африки и Америки, наоборот, наблюдается высокая рождаемость, высокая смертность и низкие показатели общей продолжительности жизни.

Важным аспектом в характеристике любой страны является этнический, языковой и религиозный состав её населения. Все государства мира делятся на две группы: моноэтнические (в которых преобладает одна нация) и полиэтнические (которые представляют собой некий "микс" из этносов и народностей).

Экономика государства

К основным показателям экономического развития относятся следующие:

  • объемы ВВП и ВНП на душу населения;
  • уровень доходов населения;
  • конкурентоспособность произведенных в стране товаров и услуг;
  • стоимость и качество труда;
  • уровень коррупции;
  • уровень модернизации производства и др.

По этим показателям все страны мира делятся на несколько групп. Выделяют экономически развитые государства (Япония, США, Канада, Австралия, Южная Корея, Германия, Франция и другие), развивающиеся страны (Мьянма, Чад, Боливия, Бангладеш и другие), а также (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и т. д.).

По структуре промышленного производства все государства также делятся на:

  • индустриальные;
  • аграрные;
  • индустриально-аграрные;
  • постиндустриальные.

Политическое устройство страны

Государство - это особая организация со сложной структурой, которая призвана управлять обществом. По все страны мира принято делить на три группы:

  • унитарные - те, которые управляются из одного центра (примеры: Румыния, Украина, Франция, Норвегия и т. д.);
  • федеративные, состоящие из нескольких отдельных субъектов - штатов, земель, республик (примеры: Россия, США, Германия);
  • конфедерации - временные союзы двух или более государств.

По форме правления выделяются страны-монархии (в которых вся полнота власти принадлежит одному человеку и передается по наследству) и республики (в которых основным источником власти выступает большинство). Монархии также могут быть абсолютными (власть монарха неограничена), парламентскими (власть монарха ограничена парламентом) и теократическими (верховная власть принадлежит Церкви). Единственным примером современной на планете является Ватикан.

Политика страны определяется той системой методов и приемов, с помощью которой она реализует всю полноту своей власти. Исходя из данного тезиса, политический режим того или иного государства может быть правовым (демократическим), тоталитарным или авторитарным.

Страны и их столицы

Столица - это главный (не обязательно крупнейший) город страны, в котором находится правительство и прочие важные органы государственной власти. Само слово происходит от древнерусского "(пре)стол", что означает "трон". С данной этимологией связано популярное выражение "стольный град Киев".

Выбор столицы - это всегда дилемма для государства. Ведь на роль главного города могут претендовать два или более крупных центра. В Австро-Венгерской империи, к примеру, эту проблему решить так и не смогли. Поэтому там существовало сразу две столицы - Вена и Будапешт. В некоторых государствах столицу создавали и строили практически "с нуля" (примером такого государства могут быть Соединенные Штаты Америки со столицей в городе Вашингтоне).

Страны и их столицы часто воспринимаются как одно целое. Однако не стоит забывать, что звание "главного города" в государстве может меняться. Так, в 1997 году власти Казахстана перенесли столицу из Алма-Аты в город Астана.

Еще одна интересная столица на карте мира - это Иерусалим. Этот город является столичным одновременно для двух стран - Израиля и Палестины.

Флаг - как главный символ государства

Флаги стран мира отличаются друг от друга не только цветом или рисунком, но и своими пропорциями (шириной и длиной полотнища). Все флаги мировых государств имеют традиционную форму прямоугольника (реже - квадрата), за исключением лишь одного - непальского. Знамя этой страны представлено в форме двух равновеликих треугольников.

Флаги стран мира различны по своему цветовому оформлению. Причем каждый из цветов имеет свое символическое значение для конкретного государства. Белый, как правило, символизирует мир и благополучие, а зеленый - значительные природные богатства.

Довольно интересным в геральдике является черный цвет. Казалось бы, он должен быть траурным. Однако это не так. Черный цвет довольно часто присутствует на полотнищах африканских государств. И там он, как правило, символизирует собой чернокожее население той или иной страны.

Обозначение валюты разных стран

У каждого разумеется, есть свои деньги. Как осуществляется разных стран?

Та или иная государственная валюта обозначается с помощью специального знака (символа). Это может быть буквенный индекс (аббревиатура), цифровой код или же специальная графема. Эти знаки призваны в сокращенной форме, лаконично и оригинально, обозначать те или иные валюты.

Денежные единицы стали изображать специальными символами еще во времена античности. Ниже представлены графемы самых известных мировых денежных знаков:

В заключение...

Одной из задач географии является объективное, комплексное и достоверное изучение мировых государств. План описания страны должен содержать в себе следующие пункты: географическое положение, природные условия и ресурсы, население, столица, административное и политическое устройства, экономика, валюта и государственные символы (флаг, герб и гимн).

Основные отличия этих курсов от предыдущего состоят в следующем:

  1. Здесь впервые дается научное определение понятия «географическое положение». Учебники полно раскрывают его содержание, включающее признаки положения относительно других объектов и математических линий.
  2. Одновременно происходит формирование двух взаимосвязанных понятий -«географическое положение» вообще и «географическое положение» конкретной территории - Африки, Австралии, Урала, Западно-Сибирской равнины и др. Такой подход повышает осознанность знаний при условии, если учитель повторяет содержание Понятия на всем протяжении курсов.
  3. В VI-VII классах осуществляется в основном обучение самостоятельному описанию географического положения территории. Оно идет одновременно с формированием соответствующего понятия. —
  4. Начиная с VI класса учащиеся используют специальные планы описания положения по карте. Они постепенно изменяются вместе с усложнением понятия: добавляются новые объекты, влияющие на природу территории, относительно которых следует определять положение!

Одновременно возрастает самостоятельность школьников. Усваиваемый прием приобретает большую гибкость. Так, при описании географического положения Западно-Сибирской равнины в VII классе многие учащиеся определяли ее положение относительно Среднесибирского плоскогорья.

Таким образом, новые условия обучения требуют:

  • более целенаправленного формирования понятия «географическое положение»;
  • обучения приему описания географического положения по карте на основе формируемого понятия;
  • более развернутых и самостоятельных описаний по карте;
  • широкого использования знаний об особенностях гео> графического положения для объяснения природных условий изучаемых территорий, т. е. переноса приема на новый материал.

Описание географического положения в VI классе.

Понятие «географическое положение материка» вводится дедуктивным путем, как и ряд других общих понятий в VI классе. Процесс обучения в разделе «Африка» идет по следующему плану:

  1. Цели изучения географического положения материка.
  2. Раскрытие содержания этого понятия.
  3. Постановка целей урока:
    • а) выяснить главные особенности географического положения Африки;
    • б) учиться самостоятельному описанию положения материка по физической карте.
  4. Изучение географического положения Африки: сообщение и запись плана описания географического положения материка. Беседа по плану и физической карте.
  5. Изучение береговой линии Африки. (Сведения о ней не входят в понятие «географическое положение», но изучаются вместе.)

Эта последовательность во многом сохраняется при рассмотрении последующих материков, а также в курсе физической географии СССР.

Сведения о значении изучения географического положения и содержании этого понятия обеспечивают осознанность формируемого приема. В учебнике по географии материков содержание понятия изложено с помощью описания тех действий, которые надо выполнить, чтобы выяснить географическое положение материка. Для примера зависимости природных условий от положения территории на земной поверхности учитель напоминает об известной школьникам связи количества получаемого Землей тепла с географической широтой, а количество осадков нередко зависит от близости или удаленности от океанов.

Постановка целей урока перед учащимися помогает осознать направленность познавательной деятельности учащихся, тот результат, который должен быть получен в процессе обучения.

Типовой план описания географического положения материка имеет такое содержание:

  1. Величина материка.
  2. Положение материка относительно экватора (тропика, полярного круга), нулевого меридиана.
  3. Крайние точки материка и их координаты. Протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  4. Океаны и моря, омывающие материк.
  5. Близость к другим материкам или удаленность от них.

Сведения о величине территории не входят в содержание понятия, но в учебных целях рассматриваются вместе (необязательно вначале).

По записанному плану и карте начинается беседа:

  1. Посмотрите на карту полушарий. Какие материки превосходит Африка по своей территории, а какому уступает?
  2. Откройте с 6 учебника. По диаграмме определите, чему равна площадь Африки.
  3. Во сколько раз площадь Африки больше площади Антарктиды?
  4. В какой части Африки проходит экватор? Северный.и Южный тропики? Сделайте вывод о возможном климате Африки:
  5. Как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану?

Затем учитель показывает крайние северную и южную точки Африки и предлагает определить их широту. Он подчеркивает, что это необходимо для определения протяженности материка в градусах и километрах. Далее учащиеся узнают протяженность Африки между крайними западной и восточной точками, учитывая данные карты полушарий атласа о величине одного градуса долготы на широте 10 и 20°. Такие данные помещены у выхода параллелей на рамку карты.

Нужно учесть, что в школьной географии приняты два способа измерения протяженности материков. Их применение зависит от условий обучения.

Протяженность материка можно узнать по разнице широт или долгот между крайними точками. Это более сложный способ, так как крайние северная и южная точки обычно лежат на разных меридианах, а крайняя западная и восточная точки - на разных параллелях. Учитывая это, нередко измеряют протяженность материка не по его крайним точкам, а по какому-либо меридиану или параллели. При условии хорошей подготовки учащихся полезно определять протяженность материка между его крайними точками. Далее учащиеся называют океаны и моря,; омывающие материк, ориентируя при этом морские границы по сторонам горизонта, указывают на близость Африки к Евразии и удаленность от других материков.

В начале VI класса учащиеся не могут одновременно усваивать и содержание действий, и их последовательность. Они обращают внимание лишь на содержание действий. Поэтому в конце беседы полезно спросить: по какому плану мы описывали географическое положение Африки? Не видят учащиеся и особенностей географического положения материка, влияющих на его природные условия. Учитель подчеркивает, что особое внимание нужно обратить на те черты географического положения, от которых зависят природные условия материка, и затем называет эти черты. В разделе «Африка» они еще не рассматривались, поэтому соответствующий вывод делает учитель. В дальнейшем с этим заданием школьники справляются более успешно. А в курсе физической географии СССР выявление особенностей географического положения становится основным содержанием работы по карте.

Для формирования приема описания географического положения любой территории, а не только материка полезно выполнить задание учебника - описать географическое положение Мадагаскара. Учитель указывает, как изменить записанный учениками план, предлагает выяснить положение острова по отно шению к Африке. В условиях насыщенного материалом первого урока по Африке это задание учащиеся могут выполнить дома или при проверке домашнего задания на следующем уроке. Так начинается обучение переносу формируемого приема на новый материал.

Следующее упражнение в описании географического положения материка выполняется при изучении Австралии.. В учебнике имеются вопросы для такого описания, но учителю целесообразнее использовать свой план, записанный в тетради, ведь он одинаков для всех материков. В зависимости от подготовленности класса учащиеся могут описать географическое положение Австралии в целом или. сгруппировав: пункты плана для двух заданий.

Хорошим средством выявления особенностей географического положения является сравнение. Оно возможно, например, при изучении Австралии и Африки, Южной Америки и Африки, материков северного полушария. Учитывая, что на этом этапе развернутые сравнения представляют большую сложность, приходится сопоставлять материки не в целом, а по отдельным элементам их положения. Так, сравнение географического положения Африки и Южной Америки возможно по таким вопросам:

  1. В чем состоит различие в положении Африки и Южной Америки по отношению к экватору, Северному и Южному тропикам?
  2. Какой материк расположен севернее? южнее? Докажите свой вывод с помощью географических координат крайних точек.
  3. Какой материк наиболее вытянут в севера на юг?
  4. Как различие в географическом положении должно сказаться на климате и природных зонах Южной Америки?
  5. Что общего в географическом положении обоих материков?

Как видно, сопоставление охватывает наиболее существенные стороны географического положения, влияющие на природные условия материков.

Обучение описанию географического положения продолжается и при рассмотрении природных областей материков. В зависимости от учебного времени эти описания имеют различную подробность и иногда довольно сжаты. В то же время нужны задания, требующие связать географическое положение с различными компонентами природы, например:

  1. В чем состоит связь географического положения Северной Австралии с ее температурами, количеством и режимом осадков?
  2. Какой материк -Южная Америка или Африка -имеет более разнообразный климат? Каковы причины разнообразия?

По мере обучения познавательная самостоятельность учащихся. возрастает. Все чаще школьники используют прием как средство учебного познания. К концу VI-класса учащиеся могут-назвать существенные стороны географического положения без опоры на письменный план.