От печали до радости: почему наше настроение так переменчиво.

Сочинение

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе \"Центрифуга\". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений \"Сестра моя – жизнь\" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле \"Занятие философией\" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения \"Определение поэзии\", \"Определение души\", \"Определение творчества\". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа \"Доктор Живаго\" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: \"Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским\". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака \"Когда разгуляется\".

\"Быть знаменитым некрасиво\" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, \"над рукописями трястись\", он не должен знать успеха. \"Цель творчества – самоотдача\", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении \"Ночь\" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.

В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника. В художнике это проявляется особенно ярко, и в этом - одно из удивительных свойств художника: испытать чужие страсти. В каждом заложены ростки самых разнообразных страстей - и светлых, и черных. Художник умеет вытягивать эти ростки и превращать их в деревья. Если наиболее дорогие цветения в Льве Толстом - Платон Каратаев и капитан Тушин, то не менее легко вырастают в душе Толстого-художника и с полной чувственностью переживаются такие страшные картины, как соблазнение отца Сергия коротконогой дурочкой Марией. Нельзя описать третье лицо, не сделавшись хоть на минуту этим третьим лицом. В художнике живут все пороки и все доблести. Очень часто спрашивают художника: "Откуда вы знаете? Это вы сами выдумали?" Да, художник все выдумывает сам. Конечно, нельзя ничего выдумать того, чего нет в природе. Но отношения у художника с природой такие, что она ему открывает некоторые свои тайны, она с ним более общительна, чем с другими. Образ труса я могу создать на основе чрезвычайно ничтожных воспоминаний детства, при помощи памяти, в которой сохранился намек, след, контур какого-то, может быть только начавшегося действия, причиной которого была трусость.Можно написать книгу под названием: "Машина превращений", в которой рассказать о работе художника, показать, как те или иные жизненные впечатления превращаются в сознании художника в образы искусства. Это неисследованная область, область, которая кажется таинственной, потому что она еще не постигнута. Работа этой машины - машины превращений - весьма чувствительна для всего организма. Движения ее не обходятся для организма даром, а отсюда - трудность быть художником.
Отношения с хорошим и плохим, с пороками и добродетелью у художника чрезвычайно непростые. Когда изображаешь отрицательного героя,- сам становишься отрицательным, поднимаешь со дна души плохое, грязное, то есть убеждаешься, что оно в тебе - это плохое и грязное - есть, а следовательно, берешь на сознание очень тяжелую психологическую нагрузку. Я считаю, что историческая задача для писателя - создать книги, которые вызывали бы в нашей молодежи чувство подражания, чувство необходимости быть лучше. Нужно выбрать все лучшее в себе, чтобы создать комплекс человека, который был бы образцом. Писатель должен быть воспитателем и учителем.

1 том

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том
1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
2. Как объяснил автор значение партизанской войны?
3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

Вряд ли ты хочешь быть старым и немощным. Но Старость это не морщины. Это в первую очередь замедление процессов восстановления. Это как с червивым яблоком. Если гниль видна снаружи, то внутри она появилась уже давно. На младенцах все заживает быстро. Но с 15 лет эти процессы замедляются. А значит, по сути, старение начинается в районе […]

Я пробежал уже 5 марафонов. Лучший результат 3 часа 12 минут. Чтобы так пробежать я бегал по 70 км в неделю на протяжении 3 месяцев. Так что мне пришлось искать способы быстрого восстановления. Ведь тренировался я 5 раз в неделю. А с больными мышцами провести эффективную тренировку невозможно. Так что сейчас я расскажу про способы, […]

Твоё тело состоит из множества органов и рецепторов. Но пользоваться ими нигде не учат. Тебя учат читать и писать. Но как и почему работает твое тело – эту науку в школе не изучают. Что же – давай исправим это. Научись использовать своё тело так как это задумано природой. И тогда оно станет более здоровым, а […]

Многие недооценивают важность сна. А зря. Вот печальная статистика из документального фильма Неспящие в Америке. То есть многие твои проблемы в жизни могут решиться если ты начнешь просто высыпаться. И это во многом зависит от того как быстро ты можешь уснуть. Если у тебя бессонница и проблема с засыпанием, то и сон будет плохим. Поэтому […]

Чем больше ты болеешь, тем проще заболеть опять. Потому что телу приходится быстрее тратить свои жизненные силы на восстановление. А значит болея, ты живешь год за три. Так что чем меньше болезней, тем дольше ты сохранишь молодость и красоту и тем позже начнешь стареть. Эти 10 секретов от всегда здоровых людей помогут тебе в этом. […]

Твой успех в любом деле на 100 % зависит от твоего текущего состояния. Если энергии в теле мало, его атаковали лень и сонливость, то больших успехов в данный момент времени не достичь. Лучше потратить 20 минут на приведение себя в чувство и уже заряженным энергией выходить на бой с проблемой. Так что выбирай любой из […]

Твой внешний вид может все испортить. Или наоборот добавить тебе дополнительных очков при приеме на работу или еще где. Но что делать, если тебе нужно похорошеть за неделю. Ведь даже если ты начнешь правильно питаться, бросишь курить и начнешь заниматься спортом, то за такое короткое время большого эффекта не достичь. Поэтому используй эти рекомендации. Они […]

Если тебе знакомы эти переживания, это видео для тебя. Без жизненной энергии ты будешь мало успевать. А без действий достичь успеха невозможно. Так что убери эти причины нехватки энергии из своей жизни. Ты мало отдаешь энергии Чем больше ты двигаешься физически, тем больше у тебя энергии. Чем чаще сидишь на месте, тем меньше бодрости. Физическая […]

Урок № 1. Тема урока: Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

    Знакомство с вопросами учебного пособия и беседа по ним с использованием учебника.

1.Почему образ стремительного движения, резкой смены и обновления в системе ценностей, в состоянии души всегда властвует в со знании художников в конце столетия? Соотнесите свой ответ с определением поэта в одном из стихотворений Б.Л. Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

2.Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны?

Прочитайте примеры высказываний из текста учебника.

3.Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой Рос сии в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века?

II . Характеристики переломной, переходной, зыбкой эпохи, возникшие в трепетном сознании

поэтов, художников, косвенно отражают реальные изменения и в научных взглядах времени после изобретения радио, т.е. беспроволочной связи, исследования феномена радиации, после первых полетов аэропланов (тогда говорили «летательных аппаратов»), после открытий специальной и общей теории относительности. Оказалось, что в науке в целом, не только в физике и математике, самыми плодотворными были те теории, которые вначале выглядели как безумные, радикальные, невероятные. Они несли совершенно новые точки зрения, новые уровни знания.

Изменилось качественно духовное состояние науки. Многие века, включая и XIX век, считалось, что познающая мысль ученого, пройдя через бури и сомнения поиска, через риск эксперимента, в итоге, как корабль после шторма, входит в гавань, в область законченных и абсолютных знаний, в царство вечных истин. Чувство гавани - т.е. идея неизменных и вечных законов, полной очевидности и предсказуемости - как раз и исчезло в начале XX века. Покоя не стало и здесь. Напротив, беспокойство, натиск но вых вопросов определили весь духовный климат тех лет. Ностальгия по не известному, по будущему пришла на смену чувству покоя.

Всё это перекликается с ощущениями Блока: «оставь красивые уюты», «покой нам только снится».

Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смещение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссозда ния действительности на ее пересоздание и усложненную оценку.

Фридрих Ницше (1844-1900) выпустил в 1884 году своего рода пророческую философскую поэму-трактат «Так говорил Заратустра» (образ вещателя и пророка Заратустры, его лозунги безграничной сверхчеловеческой свободы будут мелькать и в поэзии Маяковского, и в монологах героев босяцкого цикла Горького, и в культе человека-воина Н. Гумилева), которая в начале века была тоже вполне соотно­сима с открытиями Эйнштейна, опытами по расщеплению атома, темой «исчезновения материи». «Ницшеанство» - это проповедь ничем не сдерживаемого активизма воли, циничного пренебрежения вечны­ми духовными ценностями, призыв к преодолению «ветхого» человека, власти среды, стандарта новейшим сверхчеловеком.

III . Решающим обстоятельством явилось вступление на поприще политической жизни, культуры огромного, неисчислимого класса: народной, «низовой» России. Не замечать его прихода, его «топота чу гунного» было невозможно. «Проникновение мужика - сначала в ли це его авангарда, а потом во все более широких массах - во все области русской общественной, государственной, культурной жизни... есть, быть может, самый значительный и совершенно роковой стихийный процесс, который совершался неудержимо... Шаг за шагом, с неуклонностью стихийно-растительного процесса выдвигалась повсюду крестьянская Россия, надвигалась на дворянскую Россию и заставляла последнюю уступать себе место», - напишет философ С. Франк в 1923 году («Из размышлений о русской революции»).

Этот мужик, часто в мистифицированном виде, как скиф, язычник, новый Стенька Разин, а нередко и старообрядец, член секты хлыстов (у А. Белого в повести «Серебряный голубь»), наконец, как ненавистник города, носитель «избяной» правды у Н. Клюева, будет то грозной частью исторического фона, то активным действующим лицом. Он явится в повестях И. Бунина «Суходол» и «Деревня» и в поэзии С. Есенина. Тема народной, «низовой» России найдет свое воплощение и в живописи рязанского художника Филиппа Малявина (1869-1940), прежде всего в символических картинах «Крестьянки» (1904), «Вихрь» (1906), «Бабы» (1914), «Две девки» (1910-е гг.), с неизменными огненно-красными платками, развевающимися сарафанами.

Вторжение «низовой» России обусловило обращение к христиан ству. В 1913 году в Москве состоялась выставка икон, освобожденных от позднейших записей (т.е. наслоений, скрывающих изначальные лики святых), начались попытки установления взаимосвязей иконы и церковного зодчества с глубинными основами русской духовной жизни. Сейчас даже трудно вообразить, что почти весь XIX век не всматривался пристально в «Троицу» Рублева.

В целом же для всей литературной эпохи 1892-1917 годов, назы ваемой то предреволюционной, то Серебряным веком, была характерна весьма мучительная, драматическая раздвоенность.

В чем заключалась эта раздвоенность, даже растерянность, незнание того, «куда несет нас рок событий» (С.А. Есенин)?

С одной стороны, революция 1905 года, а за ней еще более гранди озная, как буря вселенского масштаба, революция 1917 года вселяли великие надежды на стремительное обновление существующего феодально-буржуазного порядка, строя «сытых» и «самодовольных» мещан. Валерий Брюсов в 1905 году будет искренне радоваться страху и краху «довольных», тех, кого напугали «дети пламенного дня» (т.е. восставшие рабочие):

Довольство ваше - радость стада,

Нашедшего клочок травы.

Быть сытым - больше вам не надо,

Есть жвачка - и блаженны вы!

(«Довольным»)

Александр Блок в том же 1905 году назовет своим исконным врагом, заслужившим возмездие, - «сытых», негодующих на «чернь», на «низовую» Россию:

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

(«Сытые»)

Максим Горький вовсе не выполнял некий социальный заказ, когда торопил начало бури, призывал её быть грозной, устрашающей: «Буря! Скоро грянет буря... Пусть сильнее грянет буря!» («Песня о Буревестнике»). Да и слова его Сатина из пьесы «На дне» о величии человека («Человек выше сытости») определенным образом перекликаются с насмешками Брюсова и «корытом сытости» Блока. Горький лишь заострял многие грани общего умонастроения.

С другой стороны, уже на переломе XIX и XX веков, а особенно в промежутке между революциями 1905 и 1917 годов, тема возмездия интеллигенции за праздную и «сытую» жизнь приобретала и откровен но апокалиптический характер. Грядущая революция, которую призывали, благословляли, идеализировали, все чаще пугала своей неуправляемостью, загадочностью, чисто русским (пугачевским и разинским) максимализмом. Типичный представитель модернистских течений в живописи, музыке, поэзии, организатор триумфальных «Русских сезо нов» балета в Париже в 1908-1910 годах, Сергей Дягилев говорил на одной из выставок: «Мы - свидетели величайшего исторического мо­ мента итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас же отметет. ...я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Весьма часто обе тенденции - радостное безоглядное приятие гряду щего и боль за неизбежное слепое разрушительство - крайне сложно смешивались, совмещались в творчестве многих мастеров культуры этой эпохи. И смешивались нередко в отдельных произведениях, ставших именно благодаря такому смешению, взаимопроникновению противоре чивых мотивов подлинной классикой XX века. Совмещение крайно стей - это черты творчества таких летописцев XX века, как В. Маяков ский, С. Есенин, а позднее М. Шолохов, А. Платонов, В. Шукшин.

Часто за великими потрясениями и неслыханными переменами мастера культуры начала XX века видели преображение мира, утопический рай, рождение новой личности. Часто они же - и композитор А. Скрябин, и поэт И. Анненский, и, конечно, ранний В. Маяков ский - бурно «выплакивали» свои тревоги за будущее человека, за его растущее бессилие перед «веком-волкодавом» (О. Мандельштам).

Задумаемся над серией предреволюционных картин замечательного рус­ского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Они изображают чаепития в трактирах, в городских купеческих усадьбах, эпизоды гуляний на Масленицу в провинции, румяных русских женщин, царственно величавых перед самоваром, с неизменной кошечкой у плеча и красивым чайным блюдцем. Что в них: ирония, предчувствие гибели, потери этой Руси, тот смех, с которым человечество расстается со своим прошлым? Или это солнечные грезы о бессмертии жизни, о прекрасной царственности таких беспечных величавых героев и героинь?

Идеальная, а не грубо-телесная полнота этих красавиц с ничем не омра ченным взглядом, счастливой полуулыбкой, вся сказочно-узорная обста новка этих базаров, усадеб, лавок, трактиров, балаганов совершенно не по хожа на «темное царство» купеческой жизни у А.Н. Островского, скажем, в «Грозе». Но остается загадкой: иронизирует ли художник, этот русский Ру бенс, над своими простодушными дивными героями-детьми, красивыми куклами, над их беспечностью или глубоко скорбит в предчувствии утрат, гибели этой любимой им Руси?

Все было взаимосвязано в эту переходную эпоху - и живопись, и музыка Рахманинова и Скрябина, и театр, и выставка икон, и «Русские сезоны» балета в Париже... В силу иного, еще более драматичного смешения тревог и любви, боязни утраты духовного величия Руси и ощущения ее уязвимости, беззащитности, столь же сложно воспринимались все картины М.В. Нестерова (1862-1942), певца русского религиозного подвижничества, «святой Руси», «великих постригов» («Видение отроку Варфоломею» (1890), т.е. юному Сергию Радонежскому, «Святая Русь» (1906), «Великий постриг» (1897). Не так просто ответить на вопрос: воспел или отпел Нестеров свою монастырскую Русь? И все же сквозь краски скорби, боли от расстройства духовно-нравственной жизни в ликах нестеровских подвижников, пустынников и отроков, в особенности же нестеровских женщин, ищущих спасения в монастыре, угадывается великая вера в нравственные силы Родины.

Задание на дом: стр.8-14.

Дать письменный ответ на вопрос №4 (стр.14)

Что объединяло в начале XX века художников М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, композиторов С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и лучших поэтов, прозаиков этого времени? Прав ли был О.Э. Ман дельштам, сказавший о своём и всеобщем ощущении XX века: «Мне на плечи кидается век-волкодав»?

Здравствуйте, друзья! Наша жизнь представляет собой замкнутое колесо: дом-работа-дом. Эта обыденность и рутина в жизни порой может привести к очень серьезным последствиям, начиная с невроза и заканчивая депрессией. Возникает чувство глубокого неудовлетворения своей жизнью и . Кажется, что жизнь лишена смысла. И единственный способ выйти из этого замкнутого круга — это смена обстановки.

Почему же у нас возникает чувство неудовлетворенности от нашего образа жизни?

  • Тяжелый и однообразный стиль работы, когда вместо положенных 8 часов остаемся на работе еще значительное время и домой приходим только переночевать.
  • Однотонный вид работы, когда механически выполняется одна и та же работа довольно продолжительная время.
  • Частые неудачи, продолжительные переживания сложных жизненных ситуаций.
  • Масса дел, которые руководство требует выполнить быстро и качественно.
  • Внешние раздражители (временные — ремонт в соседней квартире или постоянные — низкая зарплата при кажущейся большой занятости).
  • Участившиеся семейные неурядицы, конфликты и невнимательность близких Вам людей.
  • Страхи, сомнения, противоречия, неисполнения желаний.

Как это внешне проявляется

  • У Вас плохое настроение весь день, Вы быстро устаете и нет чувства отдыха даже после сна.
  • Появляется раздражительность по отношению к близким и коллегам, без причинная тревожность.
  • Появляются «промахи» в выполнении каких-то дел.
  • Зацикливание на какой-то проблеме.
  • Заниженная или завышенная самооценка.
  • Беспокойство, бессонница или другие расстройства сна.
  • Периодические головные боли, головокружение, перепады артериального давления, боли в области сердца или живота.

Психологи утверждают, что лучшим средством решения данных проблем является смена обстановки. Возьмите отпуск на несколько недель, даже если не получается с отпуском, достаточно будет и выходных, если Вы правильно распланируете свой отдых.

Поможет смена обстановки

Сменой обстановки может быть туристическая поездка

Здесь несколько вариантов. Поездка за границу, на море даст возможность не только отдохнуть, но и встретиться с новой культурой. А любители пассивного отдыха найдут возможность понежиться на солнышке и покупаться в теплом море, заняться дайвингом или совершить прогулку по морю.

Другие впечатления, другие люди, кухня способствуют быстрой смене настроения. Обычно такие поездки всегда приносят массу впечатлений, знакомству с новыми людьми, историей страны или края, где Вы находитесь. Вы ненамеренно переходите на другую «волну общения». Здесь только лишь позитивное и доброжелательное общение. Но не забывайте, что и Вы должны тоже быть таким же. То есть все, что было там, дома, необходимо забыть.

Если нет возможности съездить куда-то, подобные туристические маршруты есть в нашей стране , причем недорогие и весьма интересные. Это может быть по нашим великим рекам с остановками в больших городах. Это могут быть сплавы на плотах (у меня одна знакомая с друзьями сплавлялись по одной из рек Урала и получили от этого путешествия неизгладимые впечатления).

Если и такой возможности нет, тогда почему бы не организовать небольшой пикник с друзьями на берегу какой-нибудь речки или просто на природе, разжечь костер, сварить уху из только что пойманной рыбы, попеть песни под гитару...

Или организовать девишник (мальчишник) и натанцеваться до упаду. тоже прибавляют настроения и создают массу положительных эмоций.

А вы не забыли, что для отдыха и хотя бы временной смены обстановки может быть поход в театр, кино, аквапарк или ресторан?

Поездка на дачу или же в деревню к родственникам тоже оставит у Вас приятные эмоции. Работа с землей (прополка грядок, сбор урожая, заготовки) все это даст приятные ощущения своей надобности другим. А единение с природой, когда Вы идете в лес за грибами или ягодами, рыбная ловля на утренней зорьке...

Попробуйте прилечь на теплую зеленую траву и ни о чем не думайте, смотрите в проплывающие облака... Посмотрите на свои проблемы под другим углом... Конечно, если это происходит летом. А чем хуже зимой? Прогулка на лыжах или просто пешком, да в компании своих друзей или детей! Представьте это, и Вам уже будет хорошо и у Вас повысится настроение!

Какую бы форму отдыха Вы не выбрали, на несколько дней или может даже на несколько часов — все это для вас будет сменой обстановки. Иногда и самими необходимо проявить инициативу, не ждать, что-то кто-т о придет и устроит Вам какое-то развлекательное меропритие.

Фитотерапия

А если пока возможности нет, чтобы активно отдохнуть, попробуйте попить настои трав, которые обладают успокаювающим действием. Это настои из трав валерианы, пустырника, мелиссы, душицы. При склонности к депрессии (плохому настроению, мрачным мыслям, пессимизму) рекомендуется принимать настои трав, пробуждающие оптимизм (плоды боярышника, трава огуречника, трава душицы, трава татарника). Все травы завариваются кипятком из расчета 1 столовая ложка на 200 грамм воды. Настаиваются ночь и принимаются по 100 мл (полстакана) 2 раза в день утром и вечером. А еще активнее действуют соки этих растений.

Можно принимать после курса лечения : настойку заманихи, или настойку женьшеня, или настойку радиолы розовой. Их принимают по 20 капель 2 раза в день.

Занятия физкультурой

Не пренебрегайте занятия физической активностью. Этот вид лечения и поддержания здоровья имеет очень большое значение, так как работа мышц приводит к выбросу в кровь веществ, регулирующих работу нервной системы и нормализующих соотношение возбуждения и торможения. Кроме того занятия приносят удовлетворение за счет выработки серотонина — гормона счастья.

Рациональное питание

И еще очень важный момент — это рациональное питание. Рекомендуется добавлять в пищу различные пряности и горечи для активизации обмена веществ. Старайтесь использовать в пищу продукты с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, минералов, которые необходимы для повышения умственной и физической активности. Включите в свой рацион , они тоже поднимают настроение.

Не забывайте любить своих родителей, детей и близких, чаще общайтесь с ними. Ведь приятная беседа — это положительные эмоции, которые не дадут вам впасть в уныние и будут разнообразием в Вашей жизни. А вместе со своими близкими вы сможете вместе сменить обстановку и приятно отдохнуть любым из вышеописанных способов.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова