От европейской к мировой войне. V

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.

Корпачёв В.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 1987 высшая категория Открытый урок по истории в 11 классе Всеобщая история XX века Тема: «Европа и мир накануне Второй мировой войны» 1. Начало. Представление. История. Зачем нужна история? Нужно ли её изучать и знать? Можно ли знать историю? Есть ли в истории смысл? Куда идёт история? (См. анекдот: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?»). Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение. Ч. Бэрд: «История – это кот, которого упрямо тянут за хвост именно туда, куда он сам никак не хочет идти». К. Ясперс: «История имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому познанию». В.О. Ключевский: «История учит даже тех, кто у неё не учится, – она их проучивает за невежество и пренебрежение». 2. Учебник: Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2010. Параграф 16 – «На путях ко Второй мировой войне», стр. 140 – 149. Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол). Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148; 2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными? Тема урока: «Европа и мир накануне Второй мировой войны: расстановка сил, цели и планы сторон». Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные 1 движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны. Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения. Задачи урока: 1) Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы; 2) Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма; 3) Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей; 4) Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать); 5) Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые. По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал. Схема ввода фактического материала: 1. Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели. 2. Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе. 3. Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия. 4. Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова. 5. Захват Гитлером Чехословакии. Гарантии Англии Польше. 1апреля 1939 года – план «Вайс». 6. Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж. 7. Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта. 8. Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан. План урока (40 минут) 1. Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории? 2 2. 5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы. 3. 30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции. 4. 5 минут в конце урока – закрепление сделанных выводов с «мостиком» к начальному этапу Второй мировой войны – 1 сентября 1939 – 10 мая 1940 года. Три дидактических цели урока: 1) Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны. 2) Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. 3) Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны, неприятие фальсификации истории Второй мировой войны. Самоанализ урока: 1) Достигнута ли цель урока? 2) Соответствовала ли форма урока поставленной цели? 3) Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор. Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны. 1. Цель на первом этапе урока – выяснить расстановку главных сил в Европе в 1938 году, положение, сложившееся в результате прихода Гитлера к власти – кто задавал тон, а кто – реагировал? Раздаточный материал: документ «Антикоминтерновский пакт». 3 2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени. 3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа- Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера. 4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны. Карикатура (Сталин и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой. 1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему? 2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему? 3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР? 4. Вопросы к фрагменту видеофильма «Мюнхенский договор» (2 минуты): а) о каких событиях говорится в этом видеофильме? б) согласны ли вы с оценкой этих событий, прозвучавшей в фильме (оценка политики Англии и Франции, Мюнхенского договора, пакта о ненападении)? Тема урока: «На путях ко Второй мировой войне» (Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16). Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор. Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны. Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны. Материалы: 1) учебник; 2) документы – пакт о ненападении и секретные протоколы к нему; 3) карты – Европа в 1938 – 1939 годах; 4) видеофильм – отрывок «Мюнхен». 4 Ход урока 1. Вступление. Разминка. «История – это кот…» . 2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920- е – 1930-е годы. 3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте). 4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны. 5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы. 6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века. Важно осознать, что перед нами встают две проблемы: 1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон. 2) актуальность проблематики предвоенной и военной ситуации в современных общественно-политических (внутри России и на международном уровне) дискуссиях. «История – это политика, обращённая в прошлое» (М.Н. Покровский). Ожидаемый конечный результат. По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать: 1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав. 2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции. 3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина. 4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия. 5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны). План проведения урока. Объяснение темы. 1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение? 2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами. 5 3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера? 4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения. 1. Тип урока – Урок объяснения нового материала. 2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам. 3. Текущий контроль усвоения нового материала – За счёт поставленных вопросов по блокам и отслеживания правильности и полноты ответов. 4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года. Формы обучения: 1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников; 2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны; 3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав; 4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему. Форма урока может быть: 1 ряд – позиция Германии защищают («адвокаты дьявола»); 2 ряд – защищают позиции Англии и Франции («чемберлены», «умиротворители»); 3 ряд – отстаивают позицию СССР; четвёртая группа – независимые арбитры. Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон. Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если 6 бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом. Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? (1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника). Самоанализ урока 1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны. 2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях. 3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической актуальностью. 4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей. 5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить? 6. Формы обучения. 7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы. 8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон. 9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением. 10. Психологическая атмосфера. С одной стороны – доверие, с другой – авторитет. Учитель, режиссируя урок, помогает ученикам методом «майевтики». 11. Реализация поставленных целей. 12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников. 13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности. 7 Методика проведения урока: 1) Знакомство – привлечение внимания; 2) Общая цель урока; 3) Цели на каждом этапе урока; 4) Единая цель – в начале урока – «Сегодня мы обсудим…». Оценки – после каждого выступления. Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи. «Я на своём уроке применил методику ролевой игры, методику работы в группах, использование ТСО, методику фронтального опроса с использованием опорной наглядности – карты, конспекты». Дифференцированный подход. Проверочные вопросы. Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю. Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона. 8

Великая держава – государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь (на глобальном или региональном уровнях) и в силу этого обладающее глобальной или региональной сферой влияния. В кругу лидеров может быть своя иерархия: от сверхдержав (в период биполярности и холодной войны – СССР и США) и глобальных великих держав до региональных лидеров. Количество великих держав в международной системе может колебаться, как правило, не превышая пяти – семи государств.

Понятие «великая держава» носит исторический характер. Состав мировых лидеров менялся от эпохи к эпохе. На протяжении человеческой истории значимость различных внешнеполитических ресурсов менялась. Сохраняет и еще долго будет сохранять значение военный потенциал. Вместе с тем скачкообразно возрастает роль невоенных ресурсов – экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет не столько за территории, сколько за транспортные, финансовые, интеллектуальные потоки, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе

До наступления ядерной эпохи за лидерство было принято воевать, причем регулярно. Во второй половине ХХ в. правила борьбы за лидерство стали меняться, а пути к нему сделались многообразнее. Классический вариант предполагал, что страна-лидер будет обладать набором лучших показателей (экономических, военных, политических, иных) по максимальному числу параметров международного влияния. В такой позиции окончание Второй мировой войны встретили Соединенные Штаты. К этому же стремился Советский Союз. Сознавая свою слабость по сравнению с США, СССР достраивал свои возможности до американских – отсюда борьба за ядерное оружие, гонка вооружений и попытки «экономического соревнования».

На нашем уроке мы хотели бы вместе с учениками проследить за этими тенденциями.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и обобщить материал темы; формировать навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
  • совершенствовать навыки исторического и политического портретирования, а также критического мышления учащихся;
  • способствовать осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; воспитывать высокие моральные качества, в духе патриотизма, способствовать утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека.

Основные термины и понятия:

Антикоминтерновский пакт, аншлюс, социализм, шовинизм, Великая депрессия, «новый курс», фашизм, нацизм, тоталитаризм, «корпоративное государство», антисемитизм, демократия, политика невмешательства, система коллективной безопасности, умиротворение агрессора.

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование, учебник, справочники с изложением исторического портрета руководителей европейских держав, дидактический материал.

Тип урока:

Комбинированный, урок изучения нового материала.

Основные исторические даты:

1931 г. – начало оккупации Японией Китая
1935 г. заключение франко-советско-чехословацкой соглашения;
плебисцит в Саарськой области, по которым она отошла к Германии; вторжение Италии в Эфиопию
1935 г. – переход Саарского угольного бассейна под полный контроль Германии
1936 г. заключение Антикоминтерновского пакта
1936 г. – ввод немецких войск в Рейнскую зону
1938 г. – Мюнхенское соглашение

План изучения нового материала:

1. Основные направления внешней политики США.
2. Обострение англо-германских противоречий.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты.
4. Отказ Германии от статей Версальского договора.
5. Экспансионистские претензии Италии.
6. Внешняя политика СССР.
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая.
8. Подготовка Германии к войне.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Вспомните, историю которых стран мы изучали на последних уроках?
2. Назовите политических лидеров этих стран.
3. Какие политические режимы существовали в этих странах?
4. Назовите основные пункты плана составления политического портрета.
5. Назовите основные термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
6. Укажите разницу политического портрета и исторического.

III. Изучение нового материала

1. Основные направления внешней политики США

Во внешних отношениях американская администрация проводила политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. США отказались от военного вмешательства, заключили с латиноамериканскими странами взаимовыгодные торговые соглашения. В 1933 г. США признали СССР, что было большой победой Сталина. В 1935 г. принят закон о нейтралитете – запрещено поставлять оружие в воюющие страны, снизились темпы развития военной промышленности, хотя во время Второй Мировой войны Рузвельт признал ошибкой принятие этого закона. В США был небольшой флот, слабые сухопутные силы, на 1940 г. они имели лишь 400 танков.

2. Обострение англо-германских противоречий

В 30-е годы обострились англо-германские противоречия. Английском правительство боялось, что Гитлер будет претендовать на свои бывшие колонии, которые перешли в английское владение после Первой мировой войны. Поэтому Англия и Франция, правительства и народы которых тяжело перенесли Первую Мировую войну и не желали начинать новой, пошли на максимальные уступки Германии в Европе. Гитлер заявил свои претензии на регион Судетов в Чехословакии, и в сентябре 1938 г. в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия подписывается Стальной пакт, результатом которого стало завоевание и раздел Чехословакии. Британия не желала вступать в боевые действия против Германии. Чемберлен считал, что ограничения Германии по Версальскому договору уже привели к власти Гитлера, поэтому нужно пойти на некоторые уступки Германии, чтобы к власти не пришел еще более реакционный деятель, – был взят курс на «умиротворение агрессора», т.е. Германии предоставлялись определенные территориальные уступки в Европе в надежде не допустить общеевропейской войны.

С началом Второй мировой войны стала ясна ошибка наследственность такой политики, и к власти пришел противник политики «умиротворения агрессора» консерватор – У. Черчилль.

3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты

Во внешней политике Франция пыталась обеспечить себе господство в Европе (МИД Франции длительное время возглавлял А. Бриан). Главным своим достижением Бриан считал Локарнские соглашения и пакт Бриана – Келлога, за что и получил прозвище «Апостол мира». В 1935 г. подписан франко-советский пакт о взаимной помощи и договор о военных гарантиях Чехословакии в случае нападения на нее третьей страны. Помощь СССР была возможна только после оказания помощи Францией. Правительство Даладье, стремлюсь или улучшить отношения с Германией, не прореагировал на захват последней в 1936 году Рейнской демилитаризованной зоны. А Мюнхенский договор, отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру, нарушил предыдущие франко-чешские соглашения.

4. Отказ Германии от статей Версальского договора

Нацистское правительство Германии с первых же дней своего существования пыталось разрушить Версальское систему договоров, что унизила Германию. В январе 1935 г., после плебисцита, Саарский бассейн отошел к Германии, в марте 1935 г. Германия отказалась от статей Версальского договора, по которым ей запрещалось иметь авиацию. В марте 1936 г. немецкие войска введены в Рейнскую демилитаризованную зону, Германия разорвала Локарнское соглашение, ввела всеобщую воинскую повинность – сформированы 36 дивизий. Она также способствовала победе фашизма в Испании. 25 октября 1936 г. подписано военное соглашение между Германией и Италией о разграничении сфер влияния на Балканах и в Дунайском бассейне, о совместной борьбе против Испанской республики и признании захват Италией Эфиопии – образован так называемую ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместной борьбе против Коминтерна – Антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. 12 марта 1938 г. осуществлено аншлюс Австрии, в марте 1939 г. оккупирована Чехословакия.

5. Экспансионистские претензии Италии

Итальянский лидер Муссолини желал возродить величие бывшей Римской империи, захватить колонии в Африке, превратить Балканы в сферу влияния Италии, а Средиземное море – внутреннее Итальянское море. Правительство отменило 8-часовой рабочий день, до 1934 г. вся экономика Италии была монополизирована 22 корпорациями. Экономическая стабилизация середины 20-х годов подняла объем промышленного производства на уровень 1928 года. Он вырос, по сравнению с 20-м годом на 60% . В 1929 г. по договору между Муссолини и Папой Римским на территории Рима образовано теократическую монархию – государство Ватикан.
Чтобы отвлечь внимание масс от экономических проблем, которые принесла кризис конца 20-х годов, Муссолини развязал агрессию против Эфиопии. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию независимой Эфиопы и развернули наступление на ее столицу Аддис-Абебу. Совет Лиги Наций объявил Италию агрессором, обязала всех членов Лиги применить к Италии экономические санкции. Эфиопские войска, вооруженные примитивным огнестрельным оружием, не смогли противостоять 500-тысячной итальянской армии, которая имела авиацию и танки. До мая 1936 г. вся Эфиопия была завоевана и объединенная с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку.
Муссолини поддержал почти все внешнеполитические акции Гитлера, рассчитывая, что последний отдаст ему значительную часть Австрии, подписал Мюнхенский договор, помогал испанским фашистам. В апреле Италия оккупировала Албанию, в мае 1939 г. – заключила с Германией договор про военное и хозяйственное сотрудничество (Стальной пакт).

6. Внешняя политика СССР

В своей внешней политике сталинское руководство пыталось соединить два принципа – защита государственных интересов СССР и поддержка мирового революционного движения. При помощи созданного Лениным еще в 1919 г. Коминтерна, постепенно превратился в филиал советской разведки, Сталин осуществлял руководство мировым коммунистическим движением. Однако в 1934 – 1939 гг., по народного комиссара иностранных дел Г. Литвинова, СССР производил более умеренный курс, принимал активное участие в создании системы коллективной безопасности в Европе. Именно поэтому в конце 20-х-начале 30-х гг. СССР признали ведущие страны мира, он вступил в Лигу Наций.
Однако после замены на посту председателя НКИД М. Литвинова на В. Молотова, в 1939 г., Сталин порывает связи с демократическими странами Европы и 23 августа 1939 г. подписывает с фашистской Германией договор о ненападении - пакт Риббентропа – Молотова, по тайным приложением к которому было разделение Восточной Европы на сферы влияния. Договор развязал руки Германии для войны против Англии и Франции, и это было одной из причин начала Второй Мировой войны.
Польша ориентировался на союз с Францией и странами Малой Антанты (Румыния, Югославия, Чехословакия). Несколько улучшились отношения с Германией – в 1934 г. подписана Декларация о неприменении силы, однако в 1939 г. Гитлер стал требовать присоединения к Германии свободного города Гданьска и проведения через Польшу экстерриториальной немецкой автострады, которая должна была соединить Германию с Восточной Пруссией.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

1.1. Дайте характеристику внешнеэкономическим приоритетам европейских стран и США.

1.2. Что такое «политика умиротворения агрессора»? Какие страны проводили эту политику и по отношению к кому? Какая международная сделка стала результатом ее?

2.1. Подберите синонимы:

7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая

Одним из главных последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало обострение борьбы между странами «второго эшелона развития» (Германия, Италия, Япония) и ведущими индустриальными странами (Британия, Франция, СЕЛА) за рынки сбыта, источники сырья. Германия стремилась избавиться от ограничений, наложенных на нее Версальским договором, и стала на путь пересмотра ее границ и реванша за проигранную войну.
Италия, как участница блока Антанта, получила по Версальской системе незначительные территории (часть Тироля, Истрию, острова Додеканес) и была этим недовольна. Одной из главных задач Муссолини были преобразования Адриатического моря на внутреннее Итальянское море, расширение территории Италии за счет Австрии завоевания Эфиопии.
Япония стремилась установить свое господство в Китае и бассейне Тихого океана. Она первой стала на путь захвата, поэтому, например, китайские историки считают датой начала Второй Мировой войны сентябрь 1931 г., когда японские войска начали боевые действия против Китая и вскоре оккупировали Маньчжурию – важную в стратегическом и экономическом отношении часть Китая. Здесь проживали 40 млн. человек, добывалось 93% китайской нефти, проходило 40% железных дорог. Война началась с провокационного взрыва, устроенного японцами на железной дороге неподалеку Мукдену. Военные действия длились три месяца и закончились победой японцев, хотя количество японских войск составляла 14 тыс., а в китайских – 100 тыс. человек. Правящая верхушка Китая не приняла меры для обороны страны, ограничившись подачей жалобы в Лигу Наций. Только в феврале 1933 г. последняя приняла резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и требовала ее возвращения Китая. В ответ Япония в марте 1933 г. вышла из Лиги Наций.
На 1 марта 1932 г. Япония захватила весь Северо-восточный Китай. Здесь было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. Захвачена Маньчжурия стала базой для дальнейшей агрессии Японии в Китае.

8. Подготовка Германии к войне

Но главным фактором разжигания войны была Германия. 1 марта 1935 г. Саарский угольный бассейн, что 15 лет находился под управлением Лиги Наций, в результате плебисцита отошел к Германии, что заметно усилило ее промышленную базу. Германия выплатила Франции компенсацию за угольные шахты.
На это время «детище» Ллойд-Джорджа – Версальский договор – уже не считался реальной системой безопасности в Европе. Британия постепенно отходила от его принципов. Английский премьер Макдональд придерживался принципа невмешательства в дела Германии. Он считал главным, чтобы Германия не претендовала на свои бывшие колонии в Африке, и поэтому Великобритания не препятствовала экономическому подчинению Германии стран Балканского полуострова.
Гитлер, нарушая статьи Версальского договора, ввел всеобщую воинскую повинность. Началось формирование армии с 36 дивизий, открыто отстраивалась военная авиация, англо-немецкий морское соглашение 1935 г. открыло Германии путь к увеличению тоннажа флота и строительства подводных лодок.
В марте 1936 г., использовав как повод подписание франко-советского договора 1935 г., Гитлер ввел свои войска в Рейнскую зону. Великобритания и Франция ответили лишь дипломатическим демаршем, а Лига Наций – протестом. Акция Германии фактически перечеркнула франко-советское соглашение, ведь, захватив Рейнскую зону, немецкая армия блокировала французскую, что делало недействительными военные гарантии Франции для стран Восточной Европы (например, гарантии для ЧСР). Польша, связанная с Германией договором 1934 г. и сдерживаемая памятью о походе Красной Армии за Вислу в 1920 г., отказалась пропустить через свою территорию иностранные, прежде всего советские войска.

9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности

Агрессивные действия Германии в 1935 - 1936 гг. не вызвали активного сопротивления со стороны Англии и Франции. Главы правительств этих государств считали, что Германия вправе вернуть свои территории, которые у нее были отобраны по Версальскому договору. Кроме того, английский премьер Н. Чемберлен боялся, что Германия будет претендовать на свои бывшие колонии, которые после Первой мировой войны отошли к Британии. Был взят курс на «умиротворение агрессора» – путь договоров, а не активных военных действий.
Лига Наций очень слабо реагировала на действия государств-агрессоров. За годы ее существования не был наказан ни одного агрессора, не предоставлено помощи ни одной стране – жертве агрессии. Когда Япония напала на Северо-восточный Китай, совет Лиги Наций лишь выразил надежду, что обе стороны нормализуют свои отношения. В 1933 г. обе страны-агрессоры – Япония и Германия – вышли из Лиги. Под давлением мирового сообщества Лига Наций объявила агрессором Италию и объявила экономические санкции против нее, которые фактически введены не были. По сути, Лига Наций ничего не сделала в ответ на акты агрессии, а захват Австрии Германией даже не обсуждался в этой международной организации. Лига не смогла предотвратить Вторую Мировую войну и была распущена в апреле 1946 г.

Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:

1.1. В чем достало проявление роста агрессивности Японии? Приведите конкретные примеры.
1.2. Почему историки определяют Германию как главный фактор разжигания войны? Приведите примеры нарушения Германией статей Версальского договора.

2.1. Япония начала агрессивные действия в Китае в... году (заполнить пробел).
2.2. Саарский бассейн был насильно присоединен к Германии: ДА или НЕТ?
2.3. В каком году Германия ввела войска в Рейнскую зону?

3.1. Как Вы считаете, почему начиная с конца XIX века именно Германия представляла собой главный источник нестабильности в Европе?
3.2. Согласны ли Вы с тем, что Вторая Мировая война началась с нападения Японии на Китай? Ответ обоснуйте.

10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав

12 лет пребывания Рузвельта во главе Соединенных Штатов, с марта 1933 года по апрель 1945 года, почти точно совпали со временем правления Гитлера в Германии. В эти годы либеральный президент спас свой народ от Катастрофы, за эти же годы фашистский диктатор вверг свою страну в хаос.
Несмотря на первоначальные успехи тоталитарных диктаторов в выводе Италии и Германии из пропасти экономического и политического кризиса, Рузвельт доказал, что демократическая организация власти лучшее способна противостоять вызовам эпохи; конкурентная экономика, которую побуждает частный интерес, поставлена в рамки разумного регулирования, способна работать в интересах всего общества. (Приложение 5 )

Работа в группах

Поставьте к каждой презентации по пять вопросов.

IV. Закрепление учебного материала

Беседа

1. По вашему мнению, какое влияние на историю их стран оказывали эти политические лидеры?
2. Подумайте, какими методами – демократическими или тоталитарными – можно привести страну к стабильности и процветанию?
3. Как вы считаете, сегодня в нашей стране для выхода из кризиса нужен Рузвельт или Гитлер?

V. Домашнее задание

1. Записать в тетрадь тезисы к политическому портрету.
2. Составить политический портрет В. Ленина и. Сталина.

Литература

1. Полянський П.Б. Всемирная история. 1914-1939: учебник для 10-го кл., загально-освіт. навч. закл. - К.: Генезис, 2002.
2. Рижик М.Є. Всемирная история: Новейшие времена: 1914-1945: учебник для 10-го кл. серед. шк. – К.: Генезис, 2000.
3. Гисем О.В. Всемирная история. 10 класс: разработки уроков. – X.: Веста: Вид-во «Утро», 2007.
4. Воропаева В.В., Татаринов М.В. Всемирная история. Новейший период (1914-1939). 10 класс: планы-конспекты уроков. X.: Веста: Вид-во «Утро», 2003.
5. Середницкая Г.В. Всемирная история: 10 кл.: опорные конспекты. – К.: А.С.К., СПД ФО Сандул, 2008.
6. Остапенко В. Справочник по всемирной истории. История Украины / 2008. – Август. – (Вкладка № 30-32).

Вопрос 01. Назовите основные события первого этапа войны. Определите в них место и роль СССР.

Ответ. Во всех событиях I этапа II мировой войны СССР либо принимал непосредственное участие, либо имеет отношение к оным, по крайней мере подписанием Пакта Молотова-Риббентропа. Это следующие события:

1.09.1939 – вторжение гитлеровских войск в Польшу;

5-17.09.1939 – битва за Варшаву;

9-22.09.1939 – битва на Бзуре;

17.09.1939 – вступление Красной армии на территорию Польши;

22.09.1939 – совместный парад вермахта и Красной армии в Бресте;

28.09.1939 – начало размещения советских войск на территории Прибалтийских республик и процесса их включения в состав СССР;

6.10.1939 – подавлены последние очаги обороны Польши;

30.11.1939-12.03.1939 – Советско-финская война.

Вопрос 02. На основании документа и текста параграфа дайте характеристику «странной войне».

Ответ. Странная война включает практическое отсутствие боевых действий при том, что война была объявлена и войска находились на боевых позициях. Она включает попытки наступления, например, Саарское, но они не были достаточно масштабными, чтобы оказаться успешными. Французский корреспондент Ролан Доржелес, который пребывал на линии фронта, писал: «Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника».

Вопрос 03. Чем вы можете объяснить лёгкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?

Ответ. Причины:

1) недооценка противника со стороны Франции и Великобритании (например, считалось, что Гитлер будет полностью повторять немецкое наступление I мировой войны через Бельгию, удар в Арденнах оказался полной неожиданностью);

2) эффективность блицкрига (эта тактика обеспечивала не только небывалую до этого скорость продвижения войск, но и эффективность их действий);

3) превосходство немецкой бронетехники (относительно лёгкие и быстроходные танки вермахта и тактика их использования в едином кулаке оказались куда эффективнее хорошо бронированных, но не поворотливых английских и французских моделей, применявшихся для непосредственной поддержки пехоты по образцу ещё I мировой войны);

4) хорошее состояние европейских дорог и обилие бензозаправок (танки вермахта начала войны заправлялись обычным автомобильным бензином), что увеличило скорость продвижения передовых немецких частей.

Вопрос 04. В чём состояла суть Тройственного пакта?

Ответ. Формально это был договор между Германией, Италией и Японией о взаимной поддержке в случае нападения на одну из этих стран, фактически он означал взаимную поддержку в ходе дальнейших завоеваний.

Вопрос 05. Почему Германия рассчитывала на быструю победу над Советским Союзом?

Ответ. Германия планировала победить СССР быстро, так как понимала пагубность затяжной войны в такой обширной стране. Она надеялась на осуществление своих планов, так как располагала подробными разведывательными данными о приграничных частях Красной армии (разведку с воздуха советское командование запретило пресекать), а блицкриг уже показал свою эффективность.

Вопрос 06. В чём состояли просчёты советского руководства относительно расстановки военно-политических сил в Европе накануне нападения Германии на СССР?

Ответ. И.В. Сталин считал, что Гитлер не станет нападать на СССР, пока продолжает войну против Великобритании (хотя из сухопутных сил вермахта лишь небольшая часть была задействована в этой войне (в Африке)). Кроме того, в Москву приходила не только верная разведывательная информация, но и грамотно сфабрикованная дезинформация, которая оказалась более убедительной.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!