Основные труды пиаже. Пиаже жан

Жан Пиаже - выдающийся ученый из Швейцарии.

Считается самым крупным и довольно известным психологом современности, а также основателем Женевского университета генетической психологии и изобретателем теории когнитивного развития.

Происхождение Жан Пиаже

Родился Жан Пиаже в старинном Швейцарском городе Невшатель, девятого августа 1896 года. Отец его Артур Пиаже изучал средневековую литературу и был профессором в Женевском университете.

Мать, Жанна, Ребекка (француженка) довольно интересная и привлекательная женщина, была фанатичной кальвинисткой, имела вспыльчивый и нервозный характер. Поведение матери и повлекло Пиаже заняться психологией.

Учеба и первые шаги к науке

С младших лет мальчика интересовала такая наука как, биология. Будучи школьником, он издает уже несколько научных работ. А десятилетним ребенком напечатал свою первую статью о воробьях – альбиносах.

Закончив учебу в школе, Пиаже поступает в университет, а по его окончанию он уезжает в Цюрих и там знакомится с разработками К.Юнга, а также с техникой психоанализа. Это знакомство очень помогло ему в соединении строгого экспериментального, лабораторного метода, свойственного биологическим исследованиям, с более свободным методом беседы, принятым в психоанализе.

Данные исследования Пиаже использовал для наблюдения мышления детей и работал над ними на протяжении нескольких лет. Позже эта разработка приобрела название «метод клинической беседы».

Достижения ученого

В двадцати пятилетнем возрасте Жан Пиаже переезжает на родину и возглавляет Женевский институт Руссо. А в 1923 году заключает брак со студенткой Валентиной Шатенау. Жена рожает ему двух девочек и мальчика. К своим двадцати годам, совсем молодой Жан Пиаже был уже признанным малакологом.

Защитил диссертацию по естественным наукам и был удостоен докторского звания философских наук в Невшатальском университете. В данный период времени он уже довольно серьезно увлекается психоанализом. Основные достижения В 1949 - 1951 годах ученый разработал свой главный и основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского университета, который создан был по инициативе выдающегося ученного.

На руководящем посту центра, Пиаже находился до последних дней своей жизни. В 20 годы прошлого столетия Жан Пиаже построил первый этап наблюдений развития мышления через речь у детей. В тридцатые годы был выстроен второй этап и связывался он с исследованиями операциональной стороны мышления. Именно в этот период времени ученый разрабатывает экспериментальные методы. И он является единственным на то время исследователем, который занимается данной проблемой.

За всю свою жизнь он издал больше пятидесяти книг и научных статей. Некоторые его лучшие работы были переведены и опубликованы в России, например:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

С 1929 года по 1968 Жан Пиаже возглавляет Международное бюро по образованию ЮНЕСКО. Умер Жан Пиаже шестнадцатого сентября 1980 года, сделавший за свою жизнь немало важных открытий в области психологии детей и их развития познавательной сферы.

ПИАЖЕ, ЖАН (Piaget, Jean) (1896–1980), швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической эпистемологии, создатель операциональной концепции интеллекта. Родился в Невшателе (Швейцария) 9 августа 1896 в семье профессора университета. Очень рано начал интересоваться естественными науками, в возрасте 10 лет написал свою первую научную работу по биологии.

Окончил университеты в Цюрихе, Париже и Лозанне. Впоследствии в разное время был профессором этих университетов. С 1921 работал в Институте Ж.Ж.Руссо (Institut Jean-Jacques Rousseau) в Женеве, в 1929 стал его директором. В 1952–1963 преподавал в Париже (в Сорбонне).

Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955).

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей (представлений ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, особенностей детской логики), исследовал развитие восприятия и нравственное становление ребенка. Применял структурный метод к анализу ранних стадий психического развития.

Согласно операциональной концепции интеллекта (Психология интеллекта , 1946) функционирование и развитие психики происходит в рамках адаптация ребенка к среде с помощью уже имеющихся у него схем поведения и приспособлении этих схем к конкретным ситуациям.

Используя специально разработанный психологический метод клинической беседы (в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению), опираясь на суждения ребенка, выдвинул положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является «эгоцентризм». Под эгоцентризмом понимал неотделимость в сознании ребенка окружающего мира от его собственного Я (нерасчлененность субъективного и объективного), перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей, игнорирование противоречий, «общего» при наличии «частного» и т.д. Считал, что по мере того, как ребенок растет, он вступает в процесс социализации, и проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие». Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта:

сенсомоторный период (от 0 до полутора – 2 лет),

дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет),

стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет),

стадия формальных или пропозициональных операций (от 11–12 до 14–15 лет)

Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, то они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

Следующий этап, «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог думать, что в длинном ряду предметов больше.

Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже опубликовал несколько книг, основанных на материалах дневников, где он фиксировал наблюдения за развитием его собственных детей, в том числе Происхождение детского интеллекта (La Naissance de l"intelligence chez l"enfant , 1936) и Конструирование ребенком реальности (La Construction du réel chez l"enfant , 1937).

Он выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использует аппарат математической логики.

Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» – теоретико-познавательной концепции, в основе которой лежит идея о возрастания инвариантности знаний субъекта об объекте, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. В последние годы Пиаже разрабатывает проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, биологии, психологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т.д.).

Основные труды: Речь и мышление у ребенка (Le Langage et la pensée chez l"enfant , 1923), Введение в генетическую эпистемологию (Introduction à l"épistémologie génétique , v. 1–3, 1949–1950), Структурализм (Le Structuralisme , 1968), Проблемы генетической психологии (Les Problems de psychologie génétique , 1972).

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным малакологом.

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была его студенткой. Семейная пара имела трех детей, которых Пиаже изучал с самого детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

Научное наследие

Особенности психики ребёнка

В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:

  • неразделенность мира и собственного Я,
  • анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),
  • артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Теория интеллекта

В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий.

Стадии развития интеллекта

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Язык и мышление

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык - это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций».

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Пиаже (Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической . Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926‒29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937‒54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) института Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921‒25) ключом к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации . В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Основным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития становится для П. исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде ‒ ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация ) и скоординированное с др. действиями в определенную систему. П. выделил и детально исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции П. проанализировал многие др. психические функции ‒ восприятие, эмоции, функцию символического выражения и др. Синтез психологических и логических воззрений П. нашёл выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. внёс значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию , в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологическом анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в современной психологии.

Соч.: La construction du réel chez l"enfant, Neuchâtel ‒ P., 1937; La formation du symbole chez l"enfant, Neuchâtel ‒ P., 1945; Le développement de la notion de temps chez l"enfant, P., 1946; Introduction à l"épistémologie génétique, v. 1‒3, P., 1949‒50; Le mécanismes perceptifs, P., 1961; Etudes sociologiques, Gen., 1965; La psychologie et pédagogie, ; L"épistémologie génétique, P., 1970; в рус. пер.‒ Генезис элементарных логических структур, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Избранные психологические труды, М., 1969 (лит.); Экспериментальная психология, в. 1‒4, М., 1966‒73 (ред. совместно с П. Фрессом).

Лит.: Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. Пиаже ‒ психолог, логик, философ, «Вопросы психологии», 1966, № 4; Флейвелл Д. Х., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. с англ., М., 1967.

  • - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. Биография...
  • - швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах детально проанализировал качественную специфику детского мышления...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Швейцарский психолог, чьим главным вкладом в психологию было убеждение, что интеллект является продуктом естественной и неизбежной последовательности этапов человеческого развития...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Этимология. Происходит от лат. intellectus - ум. Категория. Элемент теории интеллекта Ж.Пиаже. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Пиаже изучал отношения, складывающиеся между субъектом познания и миром, который он стремится познать...

    Психологическая энциклопедия

  • - Операция в концепции Ж. Пиаже - интериоризованные действия - , обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления - ...

    Психологический словарь

  • - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного ...

    Психологический словарь

  • - Развитие интеллекта по Ж. Пиаже - в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1. В ...

    Психологический словарь

  • - Теория моральной ответственности Ж. ...

    Психологический словарь

  • - - швейцарский психолог, д-р естественных наук. Профессор Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского и Лозаннского университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо, Психологической лаборатории...

    Педагогический терминологический словарь

  • - швейцарский психолог и философ. Родился в Невшателе 9 августа 1896...

    Энциклопедия Кольера

  • - Жан - швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи...

    Философская энциклопедия

  • - Жан, швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа...
  • - Пиаже Жан, швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: "Речь и мышление ребенка", "Генезис элементарных логических структур" ...

    Большой энциклопедический словарь

"Пиаже Жан" в книгах

3. Интеллект по Пиаже

автора Линн Ричард

3. Интеллект по Пиаже

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

3. Интеллект по Пиаже Интеллект австралийских аборигенов был оценен тестами Пиаже вдобавок к обычным тестам интеллекта. Эта работа была выполнена в рамках теории развития интеллекта детей, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже (Jean William Fritz Piaget; 1896–1980).

Ж. Пиаже (1896–1980)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ж. Пиаже (1896–1980) На рубеже веков членам Американской Психологической Ассоциации (а число их превышает 100 тысяч) было предложено назвать 100 самых ярких фигур мировой психологии уходящего столетия. Первенство в получившемся рейтинге патриотичные американцы отдали своему

ПИАЖЕ ЖАН.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ПИАЖЕ ЖАН. Жан Пиаже родился 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Не-вшателе. В детстве он увлекался последовательно механикой, птицами, ископаемыми животными и морскими раковинами. Его первая научная статья была опубликована, когда автору исполнилось только десять лет, -

ПИАЖЕ, ЖАН

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

ПИАЖЕ, ЖАН Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) изучал естествознание в университете Невшателя, где и получил степень доктора философии. Одним из основных вопросов, которые интересовали Пиаже в течение его долгой деятельности, был вопрос: как осуществляется процесс

ЖАН ПИАЖЕ. (1896-1980)

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

ЖАН ПИАЖЕ. (1896-1980) Ж. Пиаже (Piaget) - швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии и эпистемологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения. На основе анализа умственных операций у детей создал периодизацию

Пиаже Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации П. делает акцент на способности человеческого интеллекта

Критика теории Пиаже

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Критика теории Пиаже Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом – следовательно, очень большая выборка

3.2.2. Жан Пиаже

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

3.2.2. Жан Пиаже Некоторые направления в драматерапии (в особенности теория изменений развития) предпочитают и применяют в своей практике модель когнитивного развития, созданную швейцарским психологом Жаном Пиаже (Piaget, Inhelderov?, 1992).Сенсомоторная стадия и переходные

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

67 УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА Швейцарский психолог Жан Пиаже занимался исследованиями интеллекта с точки зрения структурно-генетического подхода. Жан Пиаже создал наиболее глубокое учение об интеллекте. Свои исследования он построил на стыке нескольких

Задание 1. Феномены Пиаже

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Задание 1. Феномены Пиаже Испытуемый. Ребенок 3–8 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка феномены могут быть выражены ярко, частично или отсутствовать.Процедура. С ребенком проводятся следующие задания:1) переливание воды из широкого сосуда

ЖАН ПИАЖЕ

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЖАН ПИАЖЕ Хотя Пиаже был академическим психологом, работавшим вне сферы психоанализа, он интересовался процессом развития, и его работы стали влиять на психоаналитическое восприятие процесса с тех пор, как Хартманн обратил внимание на их важность для психологии Эго

5.6. Жан Пиаже и французская школа

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.6. Жан Пиаже и французская школа Я воздержусь здесь от того, чтобы подробно обсуждать суть этих расхождений, поскольку, глядя на эту проблематику из сегодняшнего дня, многое хотелось бы интерпретировать несколько иначе. Более полезным мне представляется предложить вам

Ж. Пиаже

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Ж. Пиаже Ж. Пиаже . Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми

Научная цель теории Пиаже.

(09.08.1896 – 16.09.1980)

Как пишут о нём в энциклопедиях - “швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии”.

Человек, писавший загадочным языком о самом загадочном и таинственном - о развитии мышления. Человек, соединивший в своём мышлении логику, математику, биологию, философию, психологию и так далее и тому подобное, создавший в науке всё, что можно создать: её предмет, метод, теорию -феноменологию и онтологию. Человек, увидевший в ребёнке проявление его сущностных сил и переживший невыразимость её человеческим языком для постижения другими.

Сам Пиаже однажды сказал, что он всегда стремится к тому, чтобы определить значение активности Я и свойств объекта, её ограничивающих в процессе приобретения человеком знаний. Разрешить эту проблему он пытался с помощью созданного им экспериментального метода.

Итак, Пиаже интересовало теоретическое и экспериментальное исследование качественного развития интеллектуальных структур. Его труды отличаются от работ других специалистов в этой области интересом именно к интеллекту, а не к другим свойствам психической реальности.

Пиаже является генетическим психологом, изучающим онтогенетические изменения в духе традиций его великих предшественников - Хелла, Штерна, Болдуина, Шарлотты и Карла Бюлеров, Бине.

Для него важно изучение изменения параметров интеллекта в отношении к их предшествующему и последующему состояниям. Таким образов последовательно сравниваются состояния в их качественном изменении, другим же обстоятельствам, влияющим на их изменение, внимания уделяется меньше.

Цель Пиаже как учёного и состояла в отыскании таких структурных целых, отличающихся большой абстрактностью и общностью, характеризующих интеллект на разных уровнях его развития.

II. Понятия структуры, функции и содержания интеллекта .

Пиаже изучает структуру интеллекта, отделяя её от функции и содержания.

Функция - это способ, которым человек осуществляет познание содержания, это внешнее поведение, по нему можно судить об осуществлении функции, а структура - это представление исследователя о свойствах интеллекта, его объяснение наблюдаемого поведения.

Описывая изменения в структуре интеллекта как его качественные преобразования, Пиаже пользуется делением потока жизни на стадии - отрезки времени, обладающие качественным сходством и отличием. Важное свойство стадий развития в том, что они сохраняют постоянную последовательность при появлении в истории жизни человека, это подобно развитию цветка - сначала почка, потом бутон, цветок, плод.



Так и стадии развития интеллекта - их последовательность неизменна, иначе нет смысла говорить о них как о стадиях развития. Для Пиаже важна последовательность их появления, а не физический возраст человека, когда возникает поведение, соответствующее стадии. Кроме того, Пиаже постоянно писал о том, что интеллект одного и того же человека при решении им жизненных задач не обязательно работает на одном и том же уровне, то есть в интеллекте отдельного человека есть как бы разные этажи, перемещение по которым связано с решением конкретных интеллектуальных задач.

Итак, важнейшее свойство стадий интеллекта - в неизменности их последовательности. Другое важнейшее свойство стадий состоит в том, что структуры ранней стадии включаются в структуры последующей. Третье важнейшее свойство стадии интеллекта - её целостность, обусловленная высокой степенью взаимосвязи её отдельных элементов.

Пиаже описывает процесс развития как неоднородный, имеющий свои слабые и сильные стороны в каждый момент становления стадии: эта неоднородность связана с проявлением стабильности той или иной структуры от неуравновешенного (нестабильного) до уравновешенного (стабильного).

Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже, связана с явлением горизонтального и вертикального декаляжа. Горизонтальный декаляж - это повторение явления на одной и той же стадии развития, но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени, оно будет содержать новые элементы, однако не исключающие прежние. Например, ребёнок обозначает словом группу предметов, затем эта группа изменяется, слово же остаётся неизменным. Изменения в группе предметов связаны с появлением нового варианта обобщения, не исключающего и не уточняющего предыдущее обобщение, например через введение существенных признаков всей этой группы.

Понятие горизонтального декаляжа - это попытка Ж. Пиаже показать наличие в жизни интеллекта устойчивых образований, сохраняющих и уточняющих картину мира человека на протяжении его индивидуальной истории: Другими словами, если сегодня ребёнок называет собакой только свою собаку, то через некоторое время он назовёт так самых разнообразных представителей этих симпатичных животных. Процесс, с помощью которого решалась интеллектуальная задача обозначения своей собаки, и перенос его на всех других в сущности остался тем же самым.

Такие интеллектуальные структуры, ведущие к верному решению задач, появляются в соответствующей последовательности в индивидуальной истории человека и повторяются в последующих возрастных стадиях на материале решения задач разного вида.

Это значит, что процессом, которым ребёнок овладел при решении одного класса задач, он должен овладеть как бы заново при решении другого класса задач. Организация процесса при изменении класса задач не меняется, но применение её к разному содержанию протекает асинхронно.

Горизонтальный декаляж - это повторение интеллектуальной структуры в решении разных жизненных задач, он позволяет говорить о неоднозначной эффективности решения разных жизненных задач. Итак, горизонтальный декаляж придаёт картине мира устойчивость, порождает у человека чувство уверенности в своих интеллектуальных возможностях.

Вертикальный декаляж - повторение интеллектуальных структур на разных стадиях развития. Структуры обладают формальным сходством, похожим содержанием, к которым они применяются, но уровень функционирования совершенно различный. Вертикальный декалях позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря на видимые различия между ними. Это единство, целостность индивидуальности человека. Если горизонтальный декаляж позволяет говорить о неоднородности индивидуальности как о невозможности одинаково эффективно решать в данный момент времени все интеллектуальные жизненные задачи, то вертикальный декаляж подчёркивает скрытое единство интеллектуальной жизни человека.

Пиаже согласен с тем, что взрослый человек и ребёнок существенно различаются (при наличии очевидного сходства) по особенностям интеллекта, с этими различиями и должна иметь дело теория развития.

Эти два процесса - горизонтальный и вертикальный декаляж являются взаимно дополняющими друг друга во времени жизни человека с точки зрения эффективности решения им разных задач. Можно не решить их, имея для этого все возможности (горизонтальный декаляж) и воспользоваться теми же возможностями в качественно иное время (вертикальный декаляж), так как возможность (структура интеллекта) осталась неизменной, повторяющейся.

Жану Пиаже свойственно рассматривать интеллект как частное свойство живого, которое приспосабливается к окружающей среде (адаптируется) и при этом сохраняет свои специфические свойства (через организацию и самоорганизацию). В функционировании интеллекта можно найти эти общие функции живого - организационные и адаптационные. Это Пиаже и сделал: он выделил функциональные инварианты и подробно проанализировал их как 1) организацию, 2 Приспособление, подразделяющееся на взаимосвязанные компоненты - ассимиляцию и аккомодацию. Эти инварианты связывают биологию и интеллект - элементарные биологические процессы и интеллект.

III. Экспериментальные методы в теории Пиаже.

Какими методами пользовался Пиаже для реализации своих научных целей?

Их несколько - самое большое место занимает тщательное наблюдение за поведением ребёнка без всякого экспериментального вмешательства. Однако применялось и экспериментальное вмешательство в деятельность ребёнка в той или иной форме - от введения в спонтанную активность ребёнка определённого раздражителя до организации поведения с помощью раздражителя, подаваемого экспериментатором.

Во многих, особенно ранних, работах Пиаже и раздражители, и реакции, которые они вызывали у детей, были целиком словесными, а содержание общения относилось к предметам и событиям, отсутствующим в ситуации опыта. Интервью было главным методом получения экспериментальных данных и о наличных событиях, свидетелем которых был ребёнок. Например, интервьюер обсуждал с ребёнком всё, что происходило со струёй воздуха, выходящей из воздушного шарика, проколотого иголкой на глазах ребёнка. В других вариантах эксперимента ребёнок сам проводил преобразования с предметом и обсуждал их ходе интервью с экспериментатором. Например, ребёнок делал шарики М-колбаски из глины, взвешивал их и тому подобное. Кроме того, изучалось смешанное поведение (речевое и неречевое) ребёнка при решении им интеллектуальных задач; так, ребёнок раскладывал фишки по образцу (или другому заданию) экспериментатора и отвечал на его вопросы о выполняемом задании.

При изучении развития младенцев Пиаже исследовал поведение речевого характера, преобразования предметов, собственного тела и другие. Все исследовательские ситуации тщательно протоколировались.

Ситуации были не порождением спонтанной активности ребёнка, И возникали как задача экспериментатора, на которую ребёнок должен реагировать. Сама ситуация взаимодействия ребёнка и экспериментатора только” на первых её этапах организуется задачей, дальше её развитие является реакцией экспериментатора на реакцию ребёнка. Из этой взаимной зависимости и возникает процедура исследования, которая широко варьируется" экспериментатором на основе его опыта и теоретической позиции. Нет ни одного ребёнка, который получил бы в точности те же воздействия, что и какой-нибудь другой ребёнок.

Жан Пиаже называл свою экспериментальную технику клиническим методом. Он имеет много общего с диагностической и терапевтической беседой, с проективными тестами, с интервью. Основная характеристика этого метода сводится к адекватному реагированию взрослого - экспериментатора на предмет взаимодействия с ребёнком и учётом позиции ребёнка и своей собственной.

Клинический метод полон ловушек и опасностей для исследователя, это и искушение властью - возможностью вести ребёнка за собой, и искушение ситуацией - возможность увлечься случайностью и следовать за ней как открытием, это и искушение полной включенностью в ситуацию ребёнка и уход от своей позиции наблюдателя. Сам Пиаже призывал исследователей понимать всю опасность и рискованность своего метода и его значимость для решения тех задач, которые можно изучать с его помощью.

IV. Функции интеллекта .

Организация как функциональный инвариант проявляется как нечто целое, как система взаимоотношений между элементами. Это же относится и к развитию, которое, по мнению Пиаже, представляет собой нечто целое, имеющее свою цель, или идеал, и средства, которые ему подчинены, то есть организация познавательной деятельности подчиняется (как часть целому) развитию.

Приспособление, или адаптация, - это инвариант, включающий в себя 1) ассимиляцию и 2) аккомодацию, то есть: 1) процесс приспособления к вещам и 2) соответствие мысли самой себе. Это - две неотделимые стороны мышления; приспосабливаясь к вещам, мышление само организуется, а, самоорганизуясь, оно структурирует, конструирует вещи.

Обе эти стороны мышления присутствуют в познании одновременно как единый акт приспособления.

Каждая адаптация прокладывает путь для следующей, а так как структуры нельзя изменять бесконечно, то вовсе не всякое содержание, которое могло бы быть ассимилировано, будет включено в процесс адаптации. Человек способен усвоить только то из действительности, для чего у него есть структура, которая может ассимилировать без коренных изменений её самой. Таким образом, объём освоения, его темп и скорость будут ограничены качеством структур адаптации. Объекты всегда ассимилируются чем-то. Пиаже называет это схемой.

Понятие схемы дает возможность увидеть существование инвариантов (устойчивых средств) с новой точки зрения. Схема всегда связана с последовательностью развёртывания какого-нибудь целостностного действия сосания, хватания, различения и т.п. Схема содержит в себе это целое раньше его последовательного развёртывания по частям. Схемы можно было бы сравнить с психологическим органом, он (орган) существует для обеспечения функции, насыщение функции меняет строение органа.

Все схемы обладают повторностью, обобщенностью и дифференцированностью (или опознавательной способностью).

Для младенца существует недифференцированность асимметрии и аккомодации, он располагает только несколькими схемами, которые, благодаря повторному применению их к окружающему миру, начинают стабилизироваться, дифференцироваться и обобщаться. Для младенца объект и его деятельность неразделимы в переживании, он не владеет способами различения своих действий от реальных событий, которые этими действиями производятся, и от тех действительных объектов, с которыми они связаны.

Это исходное состояние недифференцированности и одновременно антагонизма между функциональными инвариантами Пиаже называй эгоцентризмом. Более широкую известность оно получило как эгоцентрическая позиция, которая предполагает наличие только одной точки зрения и не включает в сферу осознания человека даже возможности существования других точек зрения, других позиций.

Познание возникает в этой точке недифференцированности, на стыке Я и объекта и распространяется из неё на собственное Я и на объекты. Другими словами, интеллект, по Пиаже, начинает свое существование с познания взаимодействия человека и вещи через распространение к полюсам этого взаимодействия - человеку и предмету, организуя при этом самого себя и организуя мир. В процессе развития эгоцентризм снова и снова появляется в разных формах, хотя одновременно происходят и противоположные эгоцентризму явления - реалистическое, неискажённое познание самого себя (сформирование Я-концепции), объективация внешней действительности (формирование картины мира). Это двойственный процесс на всех стадиях развития составляет неразрывное целое.

Для Пиаже идеалом, к которому стремится интеллект, является та или иная форма равновесия между парными вариантами асимметрии и аккомодации. Познающий организм на любом уровне развития - это чрезвычайно активно действующее лицо, которое всегда встречает воздействия окружающей среды и конструирует свой мир, ассимилируя его на основе имеющихся у него схем и аккомодируя эти схемы к его требованиям.

Ж. Пиаже исходит из того факта, что, раз возникнув в результате функционирования интеллекта, органы интеллекта (или структуры) имеют присущую им потребность поддерживать себя с помощью нового функционирования. Одна из сущностных характеристик схем состоит в том, что она обладает способностью к повторной ассимиляции. Таким образом, возникают схемы, которые сами сохраняются с помощью выполнения ассимиляции.

Возникший орган требует “пищи” для жизни. Другими словами, потребность в функционировании нельзя отделить от самого функционирования. На протяжении всего развития интеллектуальных структур, начиная от рождения до юношеского возраста, обнаруживаются и параллельные им формы аффективных структур, которые соотносятся не с объектами, а с другими людьми.

Пиаже предлагал рассматривать и область аффективных отношений в контексте познания, подчёркивая неоднократно, что познание - это действие, которое влечёт за собою не совсем обычные последствия. Образ, например, есть следствие интериоризованного действия. Интеллект понимается как действия, связующие непоследовательно возникающие генетические формы, он обеспечивает ту непрерывность в развитии, о которой так много говорит Пиаже.

Теория помогает Пиаже рассматривать логические операции взрослого как сенсомоторные действия, претерпевшие изменения и превращения; оба эти явления объединяются на основе действия.

В отношении обучения ребёнка принципу или правилу Пиаже предлагает (исходя из своей теории) идти, насколько это возможно, параллельно генетическому принципу интериоризации действий. Ребёнок должен вначале работать с этим принципом в контексте более конкретном и связанном с его действиями, где можно наглядно видеть, как работает принцип.

Зато действия ребёнка будут всё более интериоризовываться и схематизироваться, переходить от объектов к символам и от моторных движений к речи, то есть проходить поэтапное формирование - интериоризироваться.

Итак, функции интеллекта реализуются через действия по конструированию им самого себя и предметного мира как дифференциация аккомодации и ассимиляции и отказ от эгоцентрической позиции, характерной для младенца.

V. Периоды развития интеллекта.

Ж. Пиаже пользуется понятием стадии и периодов развития интеллекта как абстракцией, которая облегчает ему генетический анализ и описание выделенных качественных изменений познавательного поведения.

V.1 Период сенсомоторного интеллекта .

Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). Младенец переходит от рефлекторного уровня новорожденного, на котором его Я и окружающий мир не дифференцируются, к относительно связной организации сенсомоторных действий, независимой от его непосредственного окружения. Эту организацию представляют акты приспособления к вещам в виде перцептивных и двигательных действий, основанных на реальных вещах. Символических преобразований ещё нет, конкретные успехи интеллекта этого периода можно представить следующим образом: появляются циркулярные реакции), повторяющиеся действия разной степени сложности), возникает координация схем при установлении отношений между целями и средствами, путем проб и ошибок изобретаются новые средства; новые средства появляются и благодаря мгновенному озарению (“инсайту”). Кроме того, ребёнок приобретает множество частных сведений об объектах и их свойствах - пространстве, времени, причинности. Он, занимаясь подражанием и игрой, узнает и свои свойства (своего Я) и свойства объектов как различные. Внутри общей системы сенсомоторных действий обособляется восприятие как особая система Я - действий, именно в этот период константность восприятия достигает высокого уровня развития.

В этот период ребёнок превращается в человека, оперирующего представлениями. Представления дают возможность различать обозначение и обозначаемое. Пиаже называет символической функцией обобщенную способность человека к осуществлению такого различения и к выполнению действия замещения. Образное мышление, благодаря способности к символизации, обладает потенциальными возможностями целостного видения во внутреннем плане всей последовательности событий. Это мышление обладает не только действенным характером, но созерцательно-действенным, т. е. оно способно уже отражать организацию самих умственных действий, с помощью которых происходит познание, а не только регистрировать преобразования предмета. Образное мышление освобождается от конкретной действительности и создает условия для манипулирования символическими образованиями, которыё могут иметь предельно абстрактный характер.

Но сенсомоторный интеллект предполагает оперирование с отдельными аспектами действительности, поэтому имеет характер частного действия, индивидуального события.

Понятийный же интеллект становится социализированным благодаря применению символов, общих для всех людей данной культуры.

По мнению Пиаже, символическая функция представляет собой самоё общее и основное приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение личными символами и социальными знаками, к числу которых в первую очередь относится язык.

На дооперациональном уровне ребёнок сохраняет такой же эгоцентризм в отношении представлений, какой отличал новорожденного в отношении к сенсомоторным действиям. Ребёнок проявляет свою неспособность встать на точку зрения другого человека, т.е. отнестись к своей собственной точке зрения, к своей позиции, и координировать её с другими возможными. Ребёнку трудно, или почти невозможно, сделать предметом собственного размышления своё собственное мышление, он мыслит, но он не способен думать о своих собственных мыслях. Социальное взаимодействие (другой человек) приводит к преодолению детского эгоцентризма.

Этому способствует тенденция к сосредоточению (центрации) ребёнка на единичной, наиболее яркой характеристике предмета, которая затевает для него все другие и искажает рассуждение. Сам ребёнок не может произвести децентрацию, т.е. принять во внимание существование других качеств предмета. Для осуществления децентрации ребёнку нужен другой человек.

Самой же важной характеристикой дооперационального мышления является его необратимость, т.е. невозможность вернуться к исходной точке рассуждения, к посылке, которая привела к какому-то выводу. Это связано с тем, что ребёнок пользуется ещё не понятиями, а предпонятиями, - они образны, конкретны, связаны с действиями, ещё не схематичны и не абстрактны. Рассуждения ребёнка с помощью предпонятий являются, как говорит Пиаже, синкретическими, то есть объединёнными для самого ребёнка важными, как бы внутренними, отношениями в рамках глобальной всеохватывающей схемы. Внутри этого синкретического целого всё причинно, всё можно связать и объяснить, так как это доступно самому ребёнку. Ребёнок рассуждает не логически, а трансдуктивным путём. Это значит, что он склонен устанавливать ассоциативные связи между последовательными звеньями цепи рассуждений, не увязывая их друг с другом, а просто рядопологая.

В подавляющем большинстве своих представлений дооперациональное мышление напоминает сенсомоторное действие, перенесённое в новую плоскость. Мышление с помощью представлений обязательно должно воспроизводить свой источник - сенсомоторный интеллект, но в изменённом виде.

V.2 Период подготовки и организации конкретных операций.

Период подготовки и организации конкретных операций (2-11 лет). Он начинается с первых, ещё очень простых, символизации и кончается появлением формального мышления. В нём выделяются два подпериода, которые в свою очередь делятся на несколько стадий. В подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет) ребёнок делает свои первые, неумелые попытки овладеть миром символов.

Подпериод иногда делится Пиаже на три стадии: 1) истоки репрезентативного мышления (2-4 года); 2) простые представления, или интуиции (4 года - 5,5 лет); 3) расчленённые представления, или интуиции (5,5 - 7 лет). Подпериод конкретных операций (7-11 лет) характеризуется стабилизацией в понятийной организации ребёнком представлений об окружающей среде, она закрепляется с помощью познавательных структур - группировок. Наблюдателю в этот период становится очевидным, что у ребёнка имеются достаточно устойчивые и упорядоченные основы понятий, которые он применяет для познания окружающего мира. Образное мышление развивается в полной мере, оно включает в себя все свойства предыдущей стадии: конкретность, необратимость, эгоцентризм, анимизм, предпонятия, трансдуктивные рассуждения. Однако по мере установления уравновешенных структур мир представлений приобретает устойчивость, связность, упорядоченность. Объект приобретает для ребёнка неизменность благодаря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохранение количества, веса, объёма, длины, площади и прочего.

Говоря словами Пиаже, на уровне конкретных операций ребёнок ведёт себя при решении самых разнообразных задач так, как если бы он располагал развитой ассимиляторной организацией, функционирующей в равновесии с дифференцированным механизмом аккомодации. Из этого фундаментального факта Пиаже и исходит при анализе конкретных операций.

Операциями он считает познавательные действия, когда они достигли взаимосвязанных целостностей с четкой структурой. Познавательный акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотносимых друг с другом актов, и есть операция. Изолированная операция никогда не может быть единицей анализа познавательного поведения, т.к. она приобретает смысл только в связи с системой, частью которой является.

Для описания свойств конкретных операций Пиаже использует математические понятия группы и решетки. Он понимает группу как абстрактную структуру, состоящую из совокупности элементов и включающую операцию с этими элементами так, что при её осуществлении не нарушаются свойства композиции, ассоциативности, тождественности и обратимости.

Решетка - это структура другого типа, она состоит из совокупности элементов и отношения, которое связывает два или более из этих элементов.

Понятие группировки, какими пользуется Пиаже для описания конкретных операций, является гибридом из групп и решеток. Пиаже выделяет девять группировок логических классов и отношений в описании конкретных операцию. Это группировка 1, или первичное сложение, которое обладает композиционностью классов, ассоциативностью, общей тождественностью, обратимостью, специальной тождественностью; группировка 2 - это вторичное сложение классов (викариант), группировка 3 - биунивокальное умножение классов, группировка 4 - коунивокальное умножение классов, группировка - сложение асимметричных отношений, группировка 6 - сложение симметричных отношений, группировка 7 - биунивокальное умножение отношений, группировка 8 - коунивокальное умножение отношений.

Пиаже создает систему задач для того, чтобы определить, присутствует ли в познавательном поведении тот или иной компонент группировки, он ставит как 01,1 “диагноз” функционирования познавательной системы. Он считает свой логические группировки такой структурной характеристикой настоящего познания, основой для понимания качеств конкретных операций и постановки “диагноза” по поводу их функционирования.

V.3 Период формальных операций .

Период формальных операций (11-15 лет). Происходит последняя реорганизация структур интеллекта, появляются структуры, подобные группам - и решеткам (в понятиях логической алгебры). Подросток может уже успешно действовать в отношении не только окружающей его реальной действительности (как это было раньше), но и в отношении мира абстракций, выраженных в виде слов.

По мнению Пиаже, этот вид познания свойствен и взрослому, т.к. последний оперирует именно этими структурами, когда размышляет логически и абстрактно. Кульминацией этого периода является уравновешивание внутренних операций с символами и представлениями. Образное мышление становится гипотетико-дедуктивным, ориентируется на потенциально возможное как на основную посылку в построении суждения, тогда как реальная действительность становится посылкой подчиненной. Интеллектуальные структуры, которые обслуживают это познавательное поведение, говоря словами Пиаже, не группировки, а решетки и группы, например группа с четырьмя преобразованиями и решетка всех мыслимых комбинаций. Ребёнок научается решать множество задач, предполагающих не только настоящее время, но и соотнесение всех возможных времен (прошлого - настоящего - будущего) как своей жизни, так и жизни других людей и использование не только реальных, но и потенциально возможных предметов.

Общее свойство формально-операционального мышления, из которого Пиаже выводит все остальные его качества, касается отношения между реально существующим и потенциально возможным. Реальная действительность выступает для подростка как частный случай той общей совокупности вещей, которую можно принять в качестве гипотезы, это часть, которая извлекается здесь и теперь из целого, которую можно обозначить словосочетанием “может быть”. Реально существующее и возможное меняются местами, стратегия познавательной деятельности становится гипотетико-дедуктивной. Формальное мышление становится, прежде всего, мышлением с помощью предложений и высказываний.

Подросток овладевает возможностью формулировать предложения о предложениях. Это связано с ориентировкой на область гипотетического и возможного; подросток подвергает возможные переменные комбинаторному анализу, а это, как известно, метод, гарантирующий составление исчерпывающего перечня всех возможностей.

Итак, гипотетико-дедуктивная позиция, комбинаторный метод и др. свойства формального мышления дают в руки подростка средства для выделения зависимости между разными переменными и степени их влияния друг на друга. Подросток не только может осуществлять эмпирические пробы, но и правильно (с точки зрения логики) истолковывать результаты эмпирических проб.

Подросток способен в своем мышлении подняться над действительностью в своей фантазии, уходящей корнями в эмпирический опыт. Он уже может жить не только в настоящем, но и в будущем времени, в области предполагаемого, он уже ориентируется не только на конкретные свойства мира, но и на абстрактные реальности (государство, например).

VI. Модель равновесия и уравновешенности .

Эта модель - модель равновесия - обсуждается Пиаже практически в каждой публикации, он рассматривает процесс уравновешивания как механизм перехода от одних состояний познания к другим. Само уравновешивание, непрерывное как процесс жизни, приводит к появлению дискретных, как бы законченных по своему существу, состояний равновесия. В процессе уравновешивания состояния равновесия не являются однородными, они качественно отличаются друг от друга на протяжении всего развития и, кромке того, степень их уравновешенности разная.

Понятие уравновешивания тесным образом связано с процессами ассимиляции и аккомодации. Сам Пиаже видит в своей концепции уравновешивания альтернативу более общепринятой трактовки механизмов изменений как созревания и научения (физического и социального). Модель уравновешивания и равновесия рассматривается им как нечто очень общее, предполагающее причинные воздействия созревания и научения, но подчиняющие их себе. Модель уравновешивания - эта метамодель, сверхпрограмма осуществляющегося развития, она, по мнению Пиаже, особенно подходит для анализа онтогенетических изменений в познавательном поведении, для самого главного источника онтогенеза структур.

Модель равновесия и уравновешивания указывает на принципиальную непрерывность процесса развития тремя способами:

1. Непрерывность обеспечивается существованием общего механизма для всех формирующихся познавательных систем независимо от уровня их конкретного функционирования.

2. Различные продукты процесса развития можно описать с помощью одного и того же набора параметров, характеризующих состояние равновесия.

3. Компоненты примитивных стадий развития выделяются и обновляются в новую систему, которая и определяет следующую, более высокую стадию развития.

Метод Пиаже естествен для жизни, для общения взрослого и ребёнка, поэтому он не привносит в феноменологию следов “искусственно” полученных экспериментальных данных, работающих на специальную, узкую теорию. Ж. Пиаже работает с глобальными явлениями - интериоризацией (усвоением), продуктивностью (созданием человеческого в природе), организованной активностью, он пытается найти и описать источник организации жизни изменчивой и устойчивой одновременно. Понятие равновесия, уравновешивания здесь не является случайным, т.к. оно позволяет характеризовать жизнь как систему, обладающую устойчивостью по отношению к силам, действующим на неё извне или изнутри. Эти силы уравновешиваются равными и противоположными силами, что позволяет системе сохранять свою целостность через динамическое равновесие психологических систем действий - внешних или интериоризованных.

Метатеория Пиаже позволяет сравнивать состояния равновесия по нескольким параметрам: поле применения, подвижность, прочность, устойчивость. Поля применения уравновешенных систем отличаются размером - теми свойствами реальной действительности (объектами и их свойствами), к которым уравновешенные системы аккомодируются и которые они ассимилируют. Подвижность характеризует активный характер психологического равенства - переход от одной центрации к другой, естественно, что подвижность в мышлении с помощью представлений может быть выше, чем сенсомоторные действия и восприятие. Прочность - это сопротивляемость системы изменения состояния (или, может быть, ригидность) в зависимости от изменения воздействия. Это связано с переживанием ценности элементов системы при появлении, например, новой центрации. Наиболее прочными в этом отношении можно считать системы квалификации, а постоянным сдвигам равновесия подвержено восприятие. Устойчивость - важнейшее свойство, и оно связано с компенсаторными системы при нарушении её равновесия.

Процесс развития и понимается Пиаже как последовательность структур, приходящих в состояние равновесия, форма которого изменяется от одной структуры к другой по всем описанным параметрам. Процесс уравновешивания Пиаже пытается объяснить, исходя их вероятностных моделей. Он всегда говорил о том, что его интересует не детская психология, а генетическая эпистемология: изучение механизмов, с помощью которых возрастает совокупность знании человека. Это огромная сфера не только изучения, но и осмысления, интерпретации. Эту сферу знания можно рассматривать и как прикладную генетическую психологию.

VII. Значение теории Пиаже в системе наук.

Свои данные Пиаже применяет не для организации обучения и воспитания детей, а для решения философских проблем эпистемологии. Это мало кто делал в психологии, поэтому результатами работ Пиаже интересуются специалисты из разных областей знаний - от философии до физики. Пиаже неоднократно говорил и писал о кольце наук - о взаимосвязи между разными научными дисциплинами; линия связи начинается с математики и логики, продолжается в химии и физике, затем биология, психология, социология, и снова возвращается к математике.

Сами по себе логика и математика созданы человеком и, естественно, взаимозависимы с психологией и социологией. Человеческое поведение покоится на физиологии так же, как на физике и химии, это отношение взаимозависимости есть и в генетическом плане, ведь можно в известном смысле сказать, что интеллектуальная деятельность человека покоится на рефлексах (“биологии”) младенца.

Не только в строении наук существует эта круговая зависимость, но и в развитии отношений человека, отдельного, индивидуального, с окружающей средой. Человек может познать мир только уподобляя его своим умственным структурам (похоже это на уподобление физических наук логике и математике). Познать же самого себя он может только постепенно овладевая внешним миром, себя как объект он может познать только путем последовательных ассимиляции и аккомодации перед внешними объектами (этому явлению, по мнению Пиаже, подобно сведение логики и математики, психологии и социологии к физическим наукам).

Пиаже рассматривает психическое развитие в его целостности и применяет для этого теории разного уровня обобщения - от метатеории до узкоспециальной.

Возможность обсуждать эгоцентрическую позицию человека и её качественное изменение в онтогенезе дает ключ к пониманию таких свойств переживания, как их глубина, устойчивость, вариативность и др. Выделенные Пиаже стадии развития интеллекта позволяют понимать их как появление превращённых форм сознания, возникающих из “биологии” человека - рефлекторной основы его поведения через опосредование его знаками и символами.

Экспериментальные исследования Пиаже дают возможность проследить, как складываются инварианты в познавательной деятельности человека, которые, в конечном счете, будут определять существование у него картины мира и его собственного Я.

Пиаже доказал, что психическая реальность познаваема; исследователь порождает её такой, какой понимает, и порождаемое им качество или свойство меняет его самого, движение исследователя к исследуемому через собственное понимание процесса этого движения - пример научной честности и реалистичности в соотнесении собственного Я и исследователя, и исследуемого предмета; наука, которую построил Пиаже, не имеет конца, она обладает свойством бесконечности.

Пиаже дает ей шанс (и не один) стать наукой об индивидуальной жизни человека за счет создания не только частных, но и метатеорий. Естественно, что это требует от человека, занимающегося ею, не только овладения частными методиками, но и собственным мышлением для осуществления необходимых децентраций в понимании жизни человека.

Известно, что любая научная теория может взаимодействовать с опытом несколькими способами: 1) через проверку на истинность путем наблюдения, измерения и эксперимента; 2) через применение для интерпретации данных опытных исследований (измерений, наблюдений, экспериментов); 3) через применение в практических целях для создания, например, какого-нибудь продукта. Проверка научно теории в истории науки осуществляется несколькими путями, все они сложно переплетены друг с другом. Опытная проверка далеко не всегда оказывается самой главной. Есть ещё путь проверки теории на совместимость с принятой совокупностью знания; путь построения на основе теории гипотез о предполагаемых явлениях и закономерностях до их опытного получения; путь продуцирования (создания) частных теорий; путь сопоставления предсказаний теории с опытными данными.

В истории современной науки о человеке теория Пиаже была и останется метатеорией, сохраняющей в себе потенциал порождения частных теорий, она представляет собой ту относительную истину, которая в определённых пределах является уже истиной абсолютной.