Тетрадь лабораторных работ химии 8. Рабочая тетрадь для лабораторных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский государственный технический университет

ХИМИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ ПО ХИМИИ

Красноярск 2004

УДК 546/(076.1)

Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

© КГТУ, 2002

Лабораторная работа № 1

РАСТВОРЫ, СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ

ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.

Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .

В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.

m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.

Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.

Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .

В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,

в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .

Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).

Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:

V = = ––––––– = мл.

ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.

Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:

––––––– = ––––––– = –––––––––––– .

Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.

H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .

Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.

Таблица результатов титрования

Таблица 1.1

Объем кислоты,

Объем щелочи, мл

Среднее значение объема щелочи, мл

Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:

С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.

Расчет титра приготовленного раствора по формуле:

Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.

Расчет относительной ошибки опыта в %:

= –––––––––––––– 100 = %.

Подпись преподавателя _______________________________

Лабораторная работа № 2

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ УМЯГЧЕНИЯ

ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.

Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором

HСl: ___________________________________________________________ .

Таблица результатов опытов

Таблица 2.1

Номер опыта

Объем воды,

Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл

Среднее значение объема кислоты, мл

Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.

Расчет величины временной жесткости по формуле:

Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)

ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.

Таблица результатов опытов

Таблица 2.2

Объем кислоты,

Объем трилона Б мл,

Среднее значение объе–ма трилона Б, мл.

Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,

после титрования ________________________.

Расчет величины общей жесткости воды по формуле:

Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)

ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.

Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:

Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:

Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)

Расчет величины временной жесткости воды по формуле:

Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)

Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):

ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.

Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:

Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:

Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.

Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.

Дата выполнения работы ______________________________

Подпись преподавателя ________________________________

Лабораторная работа № 3

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.

Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов

К сильным электролитам относятся растворы веществ:

__________________________________________________________________

Уравнения диссоциации сильных электролитов:

К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________

Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:

К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,

К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,

К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .

Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.

Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.

Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH

ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.

Уравнение диссоциации уксусной кислоты:

СН 3 СООН =

Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.

I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,

б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.

II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,

б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.

Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .

ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.

Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:

1. CH 3 COONa + H 2 SO 4

При нагревании появляется слабый запах _________________________.

1. NH 4 Cl + NaOH

При нагревании по запаху определяется___________________________.

ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.

1. NaOH + H 2 SO 4

1. NaOH + СH 3 COOH

В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______

капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.

Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .

ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4

В ходе реакции выделяется __________________ газ.

ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):

1. Pb(NO 3) 2 + KCl

Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .

ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .

1. Pb(NO 3) 2 + KI

Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .

ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9

Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________

_______________________________________________________.

ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.

Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:

1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .

    CuSO 4 + (NH 4) 2 S

Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .

Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.

Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________

_____________________________________________________________ .

Лабораторная работа № 4

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.

Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.

Таблица 4.1

Испытуемая соль

Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная)

рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7)

Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =

2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =

3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =

4.а) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,

так как эта соль образована _________________________________________ .

При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.

А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .

б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .

Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1) CH 3 COONa + H 2 O =

Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.

Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:

Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =

Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .

ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.

Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1.SnCl 2 + H 2 O =

Выпадает осадок ____________ .

1. SnOHCl + HСl (к) =

При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.

Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .

ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.

I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.

II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .

К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7

К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .

Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .

Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

1. Na 2 SO 3 + H 2 O =

ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.

Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:

Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =

Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:

Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.

Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Дата выполнения работы _________________________________

Подпись преподавателя ___________________________________

  • Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами объектами для проведения практических занятий по заявленным к лицензированию образовательным программам (4)

    Программа

    Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...

  • Тетрадь для лабораторных работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

    М.: 201 3. - 8 0 с.

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Формат: pdf

    Размер: 1 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 5
    Лабораторный опыт 1
    Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
    Разделение смеси порошков железа и серы 9
    Лабораторный опыт 3
    Примеры физических явлений 13
    Лабораторный опыт 4
    Примеры химических явлений 19
    Лабораторный опыт 5
    Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
    Лабораторный опыт 6
    Разложение основного карбоната меди(И) 27
    Лабораторный опыт 7
    Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
    Лабораторный опыт 8
    Ознакомление с образцами оксидов 36
    Лабораторный опыт 9
    Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
    Лабораторный опыт 10
    Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
    Лабораторный опыт 11
    Отношение кислот к металлам 47
    Лабораторный опыт 12
    Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
    Лабораторный опыт 13
    Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
    Лабораторный опыт 14
    Взаимодействие щелочей с кислотами 56
    Лабораторный опыт 15
    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
    Лабораторный опыт 16
    Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
    Лабораторный опыт 17
    Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
    Лабораторный опыт 18
    Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
    Лабораторный опыт 19
    Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
    Лабораторный опыт 20
    Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76

    Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете лабораторные работы. Данное пособие содержит 20 лабораторных работ базового курса химии.
    Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, лабораторная работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к лабораторной работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель лабораторных работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
    Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
    В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.

    Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

    М.: 201 3. - 6 4 с.

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Формат: pdf

    Размер: 1 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 4
    Практическая работа 1
    Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой 5
    Практическая работа 2
    Изучение строения пламени свечи 12
    Практическая работа 3
    Очистка поваренной соли 16
    Практическая работа 4
    Получение и свойства кислорода 22
    Практическая работа 5
    Получение водорода и изучение его свойств 30
    Практическая работа 6
    Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
    Практическая работа 7
    Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
    Практическая работа 8
    Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений » 48
    Практическая работа 9
    Получение соляной кислоты и опыты с ней 55

    Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
    Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
    Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
    В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.

    Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
    Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
    Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

    Примеры.
    Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
    а) газы
    б) жидкости
    в) твердые вещества
    г) имеют запах
    д) температуры кипения:
    78 °С, 119 °С, 100 °С

    Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие 5
    Лабораторный опыт 1
    Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
    Разделение смеси порошков железа и серы 9
    Лабораторный опыт 3
    Примеры физических явлений 13
    Лабораторный опыт 4
    Примеры химических явлений 19
    Лабораторный опыт 5
    Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
    Лабораторный опыт 6
    Разложение основного карбоната меди(И) 27
    Лабораторный опыт 7
    Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
    Лабораторный опыт 8
    Ознакомление с образцами оксидов 36
    Лабораторный опыт 9
    Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
    Лабораторный опыт 10
    Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
    Лабораторный опыт 11
    Отношение кислот к металлам 47
    Лабораторный опыт 12
    Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
    Лабораторный опыт 13
    Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
    Лабораторный опыт 14
    Взаимодействие щелочей с кислотами 56
    Лабораторный опыт 15
    Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
    Лабораторный опыт 16
    Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
    Лабораторный опыт 17
    Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
    Лабораторный опыт 18
    Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
    Лабораторный опыт 19
    Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
    Лабораторный опыт 20
    Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Тетрадь для практических работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013
    • Рабочая тетрадь по химии, 8 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», ФГОС (к новому учебнику), Микитюк А.Д., 2015

    Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ входит в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Пособие предназначено для работы на уроке. Работа с тетрадью поможет приобрести навыки безопасной экспериментальной работы, научиться точно и кратко формулировать свои наблюдения, делать выводы, выстраивать логические последовательности действий, составлять отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.

    Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.

    Описание учебника

    Уважаемые восьмиклассники!
    На уроках химии вам предстоит проводить лабораторные опыты, выполнять практические работы и решать экспериментальные задачи. Данная тетрадь поможет вам выполнить эксперимент, точно и кратко описать свои наблюдения, сделать выводы и грамотно составить отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
    Работа в химическом кабинете требует соблюдения правил техники безопасности, которые у вас всегда под рукой - на первых страницах тетради.
    Эта рубрика содержит напоминание о необходимости строгого соблюдения правил техники безопасности или информацию об особенностях выполнения эксперимента.
    Приступая к работе, прежде всего нужно понять, с какой целью вы её выполняете. В этой тетради цели каждого исследования уже определены. Для получения результата вам необходимо их внимательно прочитать и осознать.
    Цель исследования достигается в процессе последовательного выполнения заданий. (И цели, и задания могут быть дополнены или уточнены учителем.)
    Содержание и порядок выполнения задания (описание эксперимента, данное в тетради) помогут вам освободить время для практической деятельности и наблюдения за экспериментом. Внимательно читайте этот раздел, он содержит не только порядок выполнения эксперимента, но и план наблюдения.
    Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите технику её выполнения и не определите предмет исследования. Свои наблюдения записывайте в тетради. В ряде случаев наблюдения подтверждают полученные вами теоретические знания, и тогда вы делаете вывод, продолжая цепочку логических рассуждений о предмете исследования: «Следовательно…»
    Выполнение работы завершается общим выводом, который должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения о предмете исследования (образец вывода дан в первой работе).
    Всякая деятельность человека направлена на достижение результата. В процессе экспериментальной работы вы приобретёте новые знания и умения, о которых напишете в разделе «Личный результат и комментарий ученика». В этом же разделе вы можете прокомментировать проведение эксперимента: что получилось, а чего не смогли достичь при его выполнении и т. д. Ваш комментарий будет важен учителю при оценивании результатов вашего исследования. (Образец заполнения этого раздела дан в первой работе.)
    Желаем успеха!
    ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
    1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности.
    2. Находиться в химическом кабинете одному и выполнять работу категорически запрещается, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
    3. Убедитесь в том, что вы знаете, где в кабинете находятся средства противопожарной защиты (огнетушитель) и аптечка, содержащая всё необходимое для оказания первой помощи.
    4. Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите всей техники её выполнения.
    5. При работе с едкими веществами наденьте индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки или щитки.
    6. Во время работы в химическом кабинете необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок, быть внимательными и сосредоточенными.
    7. В химическом кабинете категорически запрещается принимать пищу, пить воду.
    8. Не трогайте вещества, посуду, химическое оборудование и не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ
    1. Не смешивайте неизвестные вам вещества.
    2. Не берите вещества руками. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
    3. Не затягивайте ртом в пипетки вещества и их растворы, используйте для этих целей резиновую грушу.
    4. Берите вещества только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.
    5. Исследуйте запах вещества, осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением ладони от отверстия сосуда к носу. Не наклоняйтесь над сосудом, не подносите его близко к лицу и не вдыхайте полной грудью!
    6. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
    7. Во время нагревания жидких и твёрдых веществ в пробирках или колбах не направляйте их отверстия на себя или соседей.
    Так нужно исследовать запах вещества
    8. В процессе работы соблюдайте чистоту и аккуратность, следите за тем, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
    9. Соблюдайте особую осторожность при работе с кислотами и щелочами! Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
    10. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
    11. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
    12. Отходы веществ сливайте в специальные бутыли. Не выливайте в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества!
    ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
    1. Для проведения опыта всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
    2. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
    3. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
    4. Внимательно читайте этикетки на посуде, в которой хранятся реактивы, - на них указаны названия веществ и их химические формулы.
    5. Если вы проводили нагревание, то убедитесь, что предмет остыл, прежде чем взять его в руки. В случае термического ожога охладите обожжённую поверхность холодной водой или льдом из холодильника и обработайте её противоожоговой мазью или аэрозолем, хранящимися в аптечке. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.
    6. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
    1) не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться, и возникнет пожар;
    2) чтобы погасить пламя спиртовки, накройте его колпачком.
    7. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
    1) перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя;
    2) если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю;
    3) после окончания работы отключите электронагреватель от сети.
    Глава I
    ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
    § 1 Предмет химии. Вещества и их свойства
    Лабораторная работа. Знакомство с химической лабораторией
    Цель. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой и некоторыми приёмами обращения с ними. Изучить общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Оборудование. Штатив для пробирок, держатель. Стеклянная химическая посуда: пробирки, колбы, цилиндры (простые и мерные), стеклянные трубочки, пробки с газоотводными трубками, воронки, стаканы. Фарфоровая посуда: стакан, чашка, ступка с пестиком.
    Задание 1 (выполняйте совместно с соседом по парте). Прочитайте и обсудите общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
    Задание 2. Рассмотрите образцы стеклянной и фарфоровой посуды. Схематично нарисуйте их и подпишите названия.
    Химическая посуда
    Задание 3 (выполняйте совместно с соседом по парте).
    1) Потренируйтесь:
    - закреплять в держателе: а) пробирку, б) фарфоровую чашечку;
    - закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
    - с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
    2) Запишите содержание и порядок выполнения задания: что вы делали и как. Отметьте особенности выполнения каждого этапа задания.
    Выводы
    Во время нахождения и работы в химической лаборатории необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Поскольку при работе в химической лаборатории используют специальное оборудование и посуду, необходимо овладеть приёмами обращения с ними для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, а также в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
    Личный результат и комментарий ученика
    Я умею закреплять в держателе пробирку и фарфоровую чашечку, закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой, с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
    Мне не хватило времени ознакомиться со всеми образцами химической посуды.
    Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
    (выполняйте совместно с соседом по парте) Цель. Изучить опытным путём некоторые физические свойства веществ. Поработать с дополнительными источниками информации.
    Оборудование _
    Реактивы
    Результаты выполнения опыта, наблюдения и дополнительные сведения запишите в таблицу Задание 1. Рассмотрите вещества. Определите цвет и агрегатное состояние каждого из них (твёрдое, жидкое, газообразное).
    Задание 2. Определите запах веществ (или его отсутствие), соблюдая правила техники безопасности.
    Задание 3. Определите растворимость веществ в воде: налейте в пробирку немного воды и добавьте вещество; перемешайте содержимое пробирки с помощью стеклянной палочки. Палочка не должна касаться стенок пробирки! Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо в воде.
    Задание 4. Определите плотность веществ относительно плотности воды: опустите твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды. Подтвердите свои наблюдения рисунком.
    Определение плотности веществ относительно плотности воды
    Задание 5. Определите магнитные свойства твёрдого вещества: поднесите магнит к частицам образца вещества. Если частицы притягиваются, то вещество обладает магнитными свойствами.
    Задание 6. Используя дополнительные источники информации, найдите недостающие сведения о физических свойствах изучаемых веществ и внесите их в таблицу.

    Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.