Основные положения методики обучения обществознанию. Раздел vi


УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер , относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества ;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики , изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений , значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека , с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности , создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства , но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.
Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей, К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Общественные дисциплины в 30-50-х годах.
30-е годы стали годами завершения процесса создания тоталитарного государства. Безудержный произвол сталинской диктатуры, грубейшие нарушения законности нуждались в политическом прикрытии, которое представляло бы сложившуюся систему более привлекательной. В этих условиях была принята Конституция 1936 г. Несмотря на то что многие ее положения противоречили политической практике тех лет, Сталин пошел на принятие этого документа и дал ему свое имя.

Конституция, отменившая ограничения политических и гражданских прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозгласившая социально-экономические права граждан, давала возможность усилить пропагандистские тезисы о государстве трудящихся и для трудящихся, об успехах социализма на фоне кризиса капитализма.

Оглавление
Введение (Л.Н Боголюбов)
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова)
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев)
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования (М.Н. Григорьева)
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (Л.Н. Боголюбов)
Глава 6. Работа с понятиями в обществоведческом курсе (Е.И. Жильцова)
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1,3); Н.Ю. Басик - (2))
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин)
Глава 10. Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

М.: 200 2. - 3 04 с.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Формат: pdf

Размер: 191 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ;

Оглавление
Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи

Человеческое общество - очень сложная и в то же время цело­стная система. Оно является объектом изучения многих обществен­ных наук: философии, истории, политологии, экономики, куль­турологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоя-; тельная наука - обществознание, которая комплексно подошла i к изучению общества.

Этому способствовали, во-первых, накопленные материалы в истории и философии, во-вторых, появление новых наук, таких, I как социология, психология, археология, этнография, которые i стали рассматривать новые, более узкие, аспекты общественного развития, в-третьих, теология, литература, политика. Каждая из J них по-своему сделала очень много для описания различных явле­ний в жизни общества. Более того, эти науки помогали и помога- j ют до сих пор ему развиваться.

Но как учебная дисциплина обществознание в школе появи­лось только в 20-е гг. XX в. Ее становление было обусловлено 1 потребностями времени, тенденциями развития российской шко­лы предшествующего периода. Уже к началу XX в. передовая оте­чественная педагогика обладала развернутой программой преобра­зований системы обучения и воспитания, вобравшей в себя опыт борьбы общественности за обновление школы. В 1915 -1916 гг. началась реформа образования под руководством министра на­родного просвещения П. Н. Игнатьева. Она сопровождалась актив­ными педагогическими дискуссиями. Так, К. Н. Вентцель, извест­ный педагог того времени, предлагал в качестве учреждения нового типа проект «Дом свободного ребенка». Ребенок пришел ’ бы сюда для того, «чтобы жить полной жизнью, для труда, игры,

Педагогическая мысль этого периода настойчиво смещает ак­центы в образовании с получения знаний на развитие личности. «… Самое лучшее интеллектуальное образование воспитывает толь­ко незначительную по своей относительной важности сторону всей личности человека, - писал В. Н.Сорока-Росинский в 1916 г., - сводится к развитию познавательной деятельности человека». Мно­гие педагоги считали, что цель школы заключается в том, чтобы «дать свободный рост силам школьника, обеспечить заботливый уход за его способностями, помочь ребенку найти себя и развить свои силы и научить его первым шагам и правильной поступи». Школа при таком подходе должна была не столько учить, сколь­ко помогать учиться. Задача ее виделась в развитии «способности к действию, творческому выявлению своего Я».

Русская педагогическая мысль учитывала и новые социальные явления русской жизни начала XX в. В. Н. Сорока-Росинский пи­сал: «… жизнь стала демократизироваться и американизировать-

ся… демократизация обходится недешево обществу: за нее прихо­дится расплачиваться частным и временным понижением куль­турности и опошлением вкусов, повышением преступности и еще многими явлениями, давно уже учтенными в Западной Европе и впервые появляющимися у нас». Школа, по мнению этого педа­гога, должна была так организовать образовательный и воспита­тельный процесс, чтобы воспитанники приобрели новые нрав­ственные устои, новые идеалы, стали «нравственно автономны».

Русские педагоги отреагировали и на изменения в государствен­ном строе, политической и общественной жизни страны. Была выработана целесообразная педагогическая позиция по отноше­нию к политике: «Школа и политика лежат в разных плоскостях, и всякая политическая пропаганда среди учащихся есть лишь раз­вращение несовершеннолетних».

В высказываниях известных педагогов начала XX в. в качестве первоочередной задачи явственно прослеживается идея социали­зации личности школьника. Они вплотную подошли к введению в образовательную среду новой учебной дисциплины об обществе и месте человека в нем. Многие педагогические идеи, высказанные сто лет назад, оказались актуальными и сейчас.

Октябрьский политический переворот 1917 г. изменил все сфе­ры деятельности Российского государства. Уже на II Всероссий­ском съезде Советов по предложению В. И. Ленина было принято постановление об образовании Народного комиссариата по про­свещению во главе с А. В. Луначарским. Декретом от 9 ноября 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению.

Первые шаги Наркомпроса были посвящены пересмотру со­держания образования школ. Накопленный передовой педагоги­ческий опыт дореволюционной России во многом был учтен пер­выми декретами советской власти о школе. Однако доминирую­щим в первых решениях новой власти стал классовый подход, который в конечном счете перечеркнул достижения педагогики начала XX в. Образование стало орудием внедрения в массовое сознание коммунистической идеологии.

30 сентября 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о еди­ной трудовой школе», заменившей все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет и вторая - от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное светское обучение девочек и мальчиков. Главным принципом, по которому строилась вся система образования, стала связь обуче­ния с практикой революционного переустройства жизни.

Первоначально Наркомпрос не предлагал учителям единого учебного плана, инициатива в их разработке должна была при­надлежать самим учителям, причем педагоги должны были учи- (ывать местные условия школьного строительства, географиче­ское положение региона, исторические особенности и экономи­ческое развитие. Исходя из этого, губернские и даже уездные от­делы народного образования разрабатывали свои учебные про­граммы, в которых определялся набор дисциплин, подлежащих изучению, и количество учебных часов по предметам.

Общегосударственное руководство по организации учебного процесса появилось в начале 1919 г. «Материалы» были построены не по предметному, а по комплексному принципу. Главное вни­мание сосредоточивалось на трудовых заданиях, а не на усвоении знаний. Первый выпуск «Материалов» назывался «Мироведение в работе школ 1-й ступени». Образовательные задачи решались при выполнении той или иной работы в школьных мастерских или в процессе совместной деятельности с трудовыми коллективами. Та­ким образом изучался труд человечества в прошлом и настоящем. 11рирода изучалась в процессе работы в поле, на огороде, во вре­мя экскурсий. Как правило, учитывалось время года и связанные с ним особенности трудовых процессов. Подобные занятия заме­няли детям естествознание.

Учебный материал по исследованию различных явлений ок­ружающего мира распределялся так: 1) свой дом, своя семья; 2) дом, школа, двор, улица, город/деревня; 3) город, геогра­фический ландшафт, знакомство с уездом/губернией. Исследуя псе это, учащиеся должны были получать представления о при­роде своего региона, об экономической, исторической, куль­турной и общественной жизни населения. В контексте этих пред­ставлений дети осваивали необходимые знания по русскому языку и математике.

Для школы 2-й ступени Наркомпрос не навязывал какого-либо объема знаний. При воспитании «новых людей» - борцов за свет­лое коммунистическое будущее внимание обращалось на предме­ты гуманитарного цикла, в первую очередь на обществоведение и культуроведение. Цель программы заключалась не только в том, чтобы дети получали знания в сфере общественных наук, но и в оказании помощи при решении практических задач, «которые в данный момент встали перед ними». Кроме обществоведения и истории вводились новые дисциплины: политэкономия, социо­логия, Конституция РСФСР, история государственного строя, история труда, история искусства. В отдельных губерниях вводи­лось декретоведение. Эти предметы в первую очередь наполнялись политическим смыслом, что позволяло реализовать главную цель школы - подготовить новую революционную смену.

Общая тенденция произвольного творчества, отсутствие учеб­ников, методических рекомендаций, подготовленных учителей по "л им новым дисциплинам привели к печальным результатам: дети

не получали прочных знаний и не становились в массе своей «со­знательными строителями коммунизма».

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию. На нем выяснилось, что по материально-экономическим причи­нам придется перейти от школы-десятилетки к школе-семилетке. Перед Наркомпросом встала необходимость пересмотреть програм­мы, сократить их и учесть ошибки предыдущих лет.

Программы 1921 г. были составлены специалистами: их под­готовка была поручена научно-педагогическим институтам. Идея состояла в том, чтобы уплотнить материал и построить програм­мы принципиально иначе, чем прежде. Именно в этих програм­мах впервые появился термин «обществоведение».

На 1-й ступени курс обществоведения строился на основе со­циологического понимания структуры общества, а материал в нем располагался не хронологически, как в истории, а тематически. На 2-й ступени сохранялся хронологический подход к изучению общества и, более того, дублировался материал по истории. Толь­ко на седьмом году обучения вводились начала политэкономии, истории экономики и экономических учений.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной. И поскольку она еще не была строго обязательной, то на местах продолжалось педагогическое творчество.

Становление нового содержания социально-гуманитарного об­разования сопровождалось оживленными дискуссиями. Но Нар- компрос, руководивший школьным делом и вырабатывающий школьную политику, все активнее пытался влиять как на обще­ственное мнение в вопросе, какой должна быть советская школа, так и на педагогов-новаторов.

Советская власть постепенно и настойчиво брала под свой кон­троль содержание образования, так как была заинтересована в создании из подрастающего поколения широкой социальной опоры для партии.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ еди­ной трудовой школы 1-й ступени и первого концерна 2-й ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. В новой прдграмме на 1923/24 учебный год основополагающим принципом оставалась связь об­щеобразовательной школы с жизнью, с практикой социалисти­ческого строительства, с коммунистической выдержанностью и научным диалектико-материалистическим подходом. Весь пред­назначавшийся к изучению материал делился на три основных направления: природа, труд, общество.

В центре внимания было изучение конкретных явлений окружа­ющей жизни и трудовой деятельности людей. Например, такими объектами в программе для сельских школ намечались: для I клас­са - «Семья и школа», для II класса - «Наша деревня», дляIll класса - «Наш район», для ГУ класса - «СССР». Внутри каж- Ц(Ио направления намечались конкретные темы. В программах по- IMни >му освещалось развитие общества и общественных отношений Мишей. Детям предлагался марксистский взгляд на мир, настойчиво нн/псркивалось значение классовой борьбы в общественных про- ИГ11 ах, неизбежность крушения капиталистического строя через р*иолюционную деятельность пролетариата. Советское общество Преподносилось как высшее достижение классовой борьбы.

Школьный курс обществоведения интегрировал в себе сведе­нии по истории, экономике и праву. История как самостоятель­ный предмет сохранилась лишь на завершающей ступени школь­ник) образования.

Какими же конкретно политическими событиями и явления­ми предлагалось наполнить курс обществознания в начальной школе?

Детям нужно было объяснить: что такое ликвидация безгра- мп| пости, ставки продналога, выборы, избирательное право; чем ошичается кооперативная торговля от частной; какие обществен­ные учреждения существуют в деревне, волости, городе; какие преимущества предоставляются при поступлении в учебные заве­дения крестьянам и рабочим; какая связь между городом и дерев­не II; чем отличаются другие государства от СССР, как они отно-

I итея к советской власти и какие выдающиеся события там про­исходят.

(" точки зрения исторического материала курс включал специ­фические события и явления. Так, младшим школьникам нужно П1.Н10 объяснить, чем отличается царская власть от советской вла- ■ in, каким было положение рабочих и крестьян при царском пра- иигельстве, рассказать о революции 1905 г., войне 1914- 1918 гг., | пгржении самодержавия, Октябрьской революции и роли в ней

II И. Ленина, знать биографию В. И. Ленина, рассказать о том, кто hi кие коммунисты и к чему они стремятся, об организации Крас­ной Армии, об отделении церкви от государства и школы от цер- кмн. Зарубежные страны изучали с позиций классовой борьбы. Дети должны были знать, какая власть существует в других странах, о попытках захвата власти зарубежными рабочими, о международ­ной организации рабочих - Интернационале, о том, чем должна ыкончиться борьба мирового пролетариата, о переходе к социа-

III 1му и характерные черты социалистического строя по сравне­нию с капиталистическим.

Эти указания не являлись особой учебной программой, но в НИХ подчеркивалось, что окончившие начальную школу дети долж­ны были «обладать указанными сведениями как минимумом зна­ний по обществоведению». Таким образом, детям необязательно (Шло знать историю, важно, чтобы они вышли из школы полити­чески ориентированными людьми.

Следующим шагом по упрочению положения обществоведе­ния в школе стала программа 1927 г. Она жестко определила круг и систему необходимых для учащихся знаний, был устранен раз­нобой в содержании и методах обучения. По сути, она стала пер­вой обязательной программой для всех школ РСФСР.

В становлении обществоведения как школьной дисциплины в первые годы советской власти можно выделить три этапа.

В 1917-1920 гг. в школах 1-й и 2-й ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук. В 1921 - 1923 гг. в школах-семилетках обществоведение мало чем отличалось от кур­са истории. С 1923- 1927 гг. учащиеся школы 1-й ступени получа­ли знания об общественной жизни пропедевтически, а 2-й ступе­ни - по двум концернам. С 1927 г. школьное образование оконча­тельно перешло под контроль государства, и все программы стали единообразными.

1930-е гг. стали временем, когда в СССР завершился процесс создания тоталитарного государства. В 1936 г. была принята Кон­ституция, которая объявила о построении основ социализма в нашей стране. После ее принятия в учебный план школ была вве­дена новая общественная дисциплина. Распоряжением Совнарко­ма СССР от 1 февраля 1937 г. «в целях изучения основ советского строя учащейся молодежью, готовящейся встать в ряды созна­тельных и активных строителей социалистического общества», с 1937/38 учебного года вводилось преподавание «Конституции СССР» в качестве самостоятельного предмета в VII классе сред­ней школы. В этом классе его преподавали до конца 1950-х гг. Были изданы учебное пособие «Конституция СССР» и методические пособия для учителей.

В этот же период обществознание как учебный предмет было упразднено. В 1958 г. было принято решение о переносе курса «Кон­ституция СССР» из VII в X класс. В Постановлении ЦК КПСС по данному вопросу говорилось, что это сделано в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и подготовке выпуск­ников к активному участию в общественно-политической жизни страны. Было установлено, что курс «Конституция СССР» в вы­пускных классах должен знакомить учащихся не только с основ­ным законом Советского государства, но и с некоторыми сведе­ниями из гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Предусматривался выпуск учебников, научно-популярной лите­ратуры для внеклассного чтения. Вновь обществознание появи­лось в школах в начале 1960-х гг. - на то было несколько причин.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд партии, на закрытом засе­дании которого выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе лич­ности и его последствиях». С этого момента нначался активный про­цесс десталинизации, в стране стали происхходить демократичес­кие перемены.

Впервые была сказана правда о преступлениях сталинского ре­жима. Миллионы узников были освобожденьы из лагерей либо реа­билитированы посмертно. Были осуждены массовые репрессии, сняты необоснованные обвинения с народсов, подвергшихся из­гнанию с исторических мест проживания. Алктивизировалась дея­тельность местных органов власти. Были пршняты меры по ликви­дации бюрократической волокиты при обраищении граждан в орга­ны власти на местах. Однако демократические; преобразования были непоследовательными, ограниченными, не затронули основ вла­сти партийной демократии, не привели к дешонтажу администра­тивно-командной системы. Хрущевская «отгтепель» коснулась и общественного сознания. Именно тогда в лжтературе, живописи, скульптуре появились произведения, правдивво описывающие про­тиворечия советской действительности, чтоз вызвало у молодого поколения недоверие к коммунистическим идеалам и разочаро­вание в деятельности КПСС. Кроме того, внешнеполитические события - массовое движение в Венгрии и Шольше против отече­ственных компартий - также расшатывалж коммунистическую идеологию в СССР. Укрепить идеологические позиции партии, прежде всего в среде молодежи, должно бы, ыо обществоведение. 25 апреля 1960 г. ЦК КПСС издал постансовление «О введении курса “Основы политических знаний” в срездних школах и сред­них специальных учебных заведениях и подцготовке учебника по этому курсу». Подготовленный проект прогграммы предлагалось обсудить среди преподавателей и научной общественности, пере­работать его с учетом замечаний с мест и предаставить в ЦК КПСС.

Одновременно была задана направленноссть создаваемого кур­са и учебных книг: «Главная задача учебника - раскрыть торже­ство марксистско-ленинских идей в исторической практике чело­вечества, всемирно-историческое значение ВЗеликой Октябрьской социалистической революции, образования шировой системы со­циализма, полной и окончательной победы социализма в СССР и вступления Советского Союза в период раззвернутого строитель­ства коммунистического общества».

В 1963 г. новый курс был введен в выпускшых классах всех сред­них школ, но называться он стал «Обществвоведение», а не «Ос­новы политических знаний», как планировалсось раньше. На струк­туру и содержание учебной программы решанощее влияние оказа­ла новая программа партии, принятая на ЖХП съезде в 1961 г. В историю она вошла под названием «Прогграмма строительства коммунизма».

1$ ней, в том числе перед общеобразовательными учреждения­ми, ставилась задача по воспитанию нового, всесторонне разви­того советского человека - строителя коммунизма. Исходя из этой главной цели, строился весь образовательный и воспитательный процесс.

Преподавание курса давало результаты, противоположные ожи­даемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с дей­ствительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы совет­ского государства и общества.

В 1980-х гг. была введена новая программа по обществоведению для старших классов. Для нее была характерна более жесткая идео­логическая направленность на воспитание «сознательных и ак­тивных строителей коммунизма», на выработку «высокой идей­ности, четкой классовой позиции», «воспитание непримиримо­сти к буржуазной морали и идеологии». Ужесточение курса не было случайным: события на международной арене - политический переворот в Польше; рост социальных проблем внутри СССР, падение авторитета лидеров КПСС, которые окончательно рас­шатали режим и сделали недееспособной коммунистическую идео­логию.

Во второй половине 1980-х гг. в СССР началось переосмысле­ние школьного обществоведения с учетом требований, адекват­ных развернувшимся процессам демократизации общественной жизни и утверждению гласности. В среде педагогов вновь развер­нулась дискуссия о том, каким должно быть обществоведение. В ходе дискуссии выявились очень разные, порой противоположные мне­ния по содержанию материала, месту в учебной сетке, количе­ству часов, целям и задачам обществоведения.

В 1988 г. началась разработка принципиально нового общество­ведческого курса, который должен был начинаться с VI11 класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включи­тельно. Поиск подходов к созданию нового учебного предмета привел к выводу, что обществоведческая подготовка должна быть ориентирована на гуманистическую цель воспитания многосто­ронне развитой, овладевшей основами культуры, социально ак­тивной личности. Базовый уровень обществоведческой подготов­ки должен определяться прежде всего потребностями самой лич­ности, живущей в условиях демократизации общества. Новый курс «Человек и общество» конкретизировался и уточнялся в условиях перемен в обществе. Кризис перестройки обострил политическую борьбу. Была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС, а после событий августа 1991 г. начала складываться мно­гопартийная система. Усилились либерально-демократические те­чения. Возросло влияние национал-политических организаций. Распался Советский Союз.

В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был ис­ключен из учебного плана. Жизнь сделала еще более актуальной задачу становления нового содержания обществоведческого обра­зования, неподвластного политической конъюнктуре, влиянию партийных идеологий. В начале 1990-х гг. разработкой нового курса занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, способствующие формированию современных взглядов на общество и человека у школьников.

К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществоведению: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Че­ловек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы со­временной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Вве­дение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения на­звания, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.

Сами термины «обществоведение» и «обществознание» при­знаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе.

Однако сегодня термин «обществознание» считается более точ­ным при обозначении: 1) образовательной области, в которую вхо­дят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, об­ществоведческое образование, обществоведческие курсы и т.д.

Обществоведческие дисциплины изучаются с опорой на исто­рические знания. А история, в свою очередь, использует поня­тия, формируемые в обществоведческих дисциплинах. Они взаи­мосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.

На рубеже XX -XXI вв. обществоведческие дисциплины по­явились и в начальной школе. В действующем стандарте общего образования они прописаны наряду с другими учебными дисцип­линами. Более того, «его (обществознания) изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования».

Обществознание стало равноценной учебной дисциплиной по отношению к другим и занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой школьный предмет.классификации трудно. Поэтому продолжаются поиски более со­вершенных классификаций.

Вид программы: повышение квалификации для учителей обществознания.

Выдаваемые документы: удостоверение о повышении квалификации.
Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные работы.
Итоговая аттестация: зачет.
Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
Стоимость обучения: 72 часа - 3500 рублей, 108 часов - 4000 рублей, 144 часов - 4500 рублей.

Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: , либо по желанию слушателя материалы высылаются на электронную почту.

Срок обучения 2 недели. Обучение начинается сразу после оплаты с ближайшего понедельника.

Краткое содержание программы:

  1. Методика преподавания обществознания как науки
  2. Современный урок обществознания и его особенности в условиях реализации ФГОС
  3. Современные образовательные технологии в преподавании обществознания
  1. Ознакомиться с .
  2. Оплатить обучение в любом банке () или прямо на сайте
  3. Освоить материалы на сайте , либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку « (верхний правый угол).
  4. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.
Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание».

Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание»
Курс обществознания в формировании знаний учащихся занимает особое место. Это обусловлено целями курса, его содержанием, особенностями. Содержание курса носит теоретический, интегрированный, систематизированный и обобщающий характер. Это предопределяет особую роль учителя в формировании теоретических знаний, включающих факты, научные понятия, идеи, теоретические положения, принципы, концепции, теории, идеи, ценности, законы, представленные в определенной системе.
Как отмечают философы, понятие есть форма мышления, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов (В. А. Канке). Понятие — одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Суждение - мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Суждение есть связь понятий. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Суждение, умозаключение, доказательство как три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, участвующую в развитии теоретического мышления и способствующую формированию теоретических знаний о человеке и обществе. Курс «Обществознание», включающий сведения нескольких наук, насыщен научными понятиями. Они представляют собой обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений в мышлении ученика.
Процесс формирования понятий — психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л. С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены, подчеркивал Л. С. Выготский. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений.
Все понятия могут быть классифицированы по основным содержательным линиям стандарта. Главный путь формирования понятий — обучение, при этом ведущим является содержание. Отличительная черта всех понятий — их сложность, ибо большинство из них — абстракции высокого порядка. Все понятия курса можно классифицировать как исторические (полис, рыцарство и др.), философские (свобода, ценности, познание и др.), социологические (социальная структура, социальные роли, социальный состав, нации и др.), политологические (политика, власть, политическая система и др.), экономические (экономика, рынок, конкуренция и др.), культурологические (культура, этические нормы, контркультура, этика и др.). Каждое из этих понятий характеризуется объемом и содержанием, включает существенные и несущественные признаки, имеет сложную структуру и может быть осознано во вза-имосвязи с другими понятиями.
Существует несколько подходов к классификации понятий. Их можно условно сгруппировать по нескольким основаниям: по степени обобщенности (частные, общие и всеобщие); по единству содержания (с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей); по степени их известности учащимся (известные и неизвестные). Всеобщие и общие понятия формируются на основе постепенного углубления содержания понятий в системе уроков (вертикальный срез), частные, единичные — на одном уроке (горизонтальный срез).
Понятия курса можно разделить на центральные (например, человек, общество, цивилизация, культура), основные (например, экономические системы, социальный статус, правовое государство, духовные ценности) и опорные (например, мифы древности, классическое рабство, крестьянская община, собственность, государственный аппарат, избирательное право), которые насыщаются и обогащаются при изучении основных понятий. Понятия высокой степени обобщения имеют сложную структуру, в которую входят менее общие понятия. Образуется как бы иерархия понятий, система абстракций (например, политическая система общества), требующая теоретических обобщений, выделения существенных признаков, выведения определения понятий, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Логические пути формирования понятий — индуктивный и дедуктив-ный. Последний наиболее применим при формировании знаний выпускни-ков.
Большую роль в усвоении понятий играют факты, способствующие усвоению и осмыслению теоретического материала. Факт - это знание, достоверность которого доказана. Через обобщение и систематизацию фактов, конкретных представлений, понятий происходит познание социальной действительности. Поэтому очень важны отбор, группировка фактов, их интерпретация, т.е. объяснение, осмысление скрытого в фактах теоретического содержания, подведение под понятие. Факты делятся на главные (существенные) и неглавные (несущественные). Выделяются три вида социальных фактов: действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты человеческой деятельности (материальные и духовные); словесные (вербальные) действия: мнения, оценки, суждения.
Как отмечает А. Ю. Лазебникова, при изучении тем курса целесообразно выделять блоки знаний, включающих определенные компоненты — факты, теорию, ценностные ориентиры.
Усвоение понятий может происходить на разных уровнях: знание термина, знание существенных признаков в их определенной взаимосвязи, знание определений понятий, их развернутой характеристики. При этом немаловажное значение имеют углубление, конкретизация и обогащение содержания понятий, учет многозначности их определений, трактовок, интерпретаций.
Идеи, теории могут усваиваться с учетом первоначального ознакомления на уровне общего представления (например, гражданское общество Г. Гегеля); па основе системно-логического осмысления с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними (например, марксистская теория формаций, теория локальных цивилизаций); на теоретическо-концептуальном уровне, предполагающем осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме (например, экономическая теория).
При формировании понятий (классификация П. В. Горы) используются приемы теоретического изучения материала (объяснение, рассуждение, эвристическая беседа, доказательство, сравнительная и обобщающая характеристика, составление развернутых планов, тезисов, логических схем, таблиц, применение памяток и т.д.), а также приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.). Это позволяет более эффективно реализовать различные функции знаний: аксиологическую (ценностную), познавательную, ориентировочную, диагностическую, регулятивно-практическую.
Условно можно выделить основные этапы формирования понятий:
— опора на знание учащихся;
— уяснение структуры понятия, его внутренних связей, признаков;
— введение научного определения понятия;
— конкретизация признаков понятия с учетом новых сведений, их углубление;
— установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными;
— обогащение понятия на новом теоретическом уровне, его более полное определение, установление новых связей с другими понятиями;
— оперирование понятием.
Последовательность этапов формирования понятий меняется в зависимости от выбранного логического пути (индуктивный или дедуктивный).
Наиболее успешно понятия формируются при соблюдении дидактических принципов формирования знаний, целенаправленном отборе фактического и теоретического материала, поэтапном формировании понятий, их конкретизации, обогащении и углублении, целенаправленной систематизации, отборе методических приемов и средств, реализации меж предметных и внутри курсовых связей, разработке системы заданий на различных уровнях познавательной деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, самостоятельно применять полученные знания, использовать разнообразные источники знаний, формы урока, инновационные тех-нологии.
Процесс формирования понятий, теорий, идей, принципов будет более успешным, если учитель организует применение и актуализацию теоретических знаний, оперирование ими, использует различные способы познавательной деятельности в целях познания явлений общественной жизни. По мнению Л. Н. Боголюбова, применение теоретических знаний - это их использование в качестве орудия познания новых явлений, событий, процессов, для более глубокого понимания ранее изучавшегося. Применяемые при изучении какого-либо явления теоретические знания могут выполнять функцию объяснения причин, сущности данного явления, а также методологическую функцию - функцию определения путей и способов дальнейшего изучения явлений. На основе теоретических положений определяются задачи, направления дальнейшего изучения объекта, существенные факты отделяются от несущественных, дается наиболее общее объяснение теории, принципам, законам, понятиям и т.д. Л. Н. Боголюбов называет объекты, изучение которых в школьном курсе требует применения теоретических знаний, и дает их классификацию: по их месту в жизни общества (явления, события, процессы экономической, политической, духовной жизни, общественный строй и т.д.); по месту и способу их отражения в системе знаний (факты и законы науки, понятия и т.п.);
по источнику информации о них (события и явления, описанные в учебнике, текущие события и явления, освещаемые средствами массовой информации и др.).
Среди эффективных современных методических приемов формирования понятий можно выделить: «ромашку», мозговой штурм, составление кластеров, «пирамиду».
Эффективность применения знаний зависит от их сформированность (глубины, объема, системности и пр.), умения ими оперировать, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, позволяющей рассматривать явления в их развитии, во взаимосвязи, выяснять причинно-следственные отношения, актуализировать теоретические знания. Актуализация знаний — воспроизведение полученных знаний, умений, их использование, т.е. перевод их в актуальное действие. Это приводит к изменению знаний в качественном отношении, более высокой степени обобщения, включению в теоретическую систему, сознательному применению учащимися принципов познания общественных явлений. Умение применять знания, по мнению Л. Н. Боголюбова, — это владение сложной системой умственных и прак-тических действий, необходимых для самостоятельной ориентировки в социальной действительности.