Он был о море. Александр Пушкин — К морю: Стих

Оман «Идиот» - одно из любимых поэтических детищФ.М.Достоевского. Евангельская тема, разработка которой была начата писателем «Преступлении и наказании» не оставляла творца, и он в записных книжках к «Идиоту», замечает, что князь - это Христос, героиня - блудница и т.д.

В процессе разработки сюжет романа слагался медленно и изменялся до неузнаваемости. В итоге, в начале 1868 года автором сформулирована главная идея: изображение человека положительно прекрасного, каковым и является главный герой произведения - князь, Лев Николаевич Мышкин.

Итак, главный герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» - Лев Николаевич Мышкин, чуткий, впечатлительный молодой человек, представитель захудалого, княжеского рода. Он не имеет родных и болен эпилепсией. Несколько лет назад неким благотворителем молодой человек был отправлен на лечение в Швейцарию, откуда и возвращается в Петербург. С возвращения Мышкина и начинается повествование.

В поезде князь знакомится с попутчиком, Парфеном Рогожиным, младшим из купеческого рода. Характерные черты Парфена: импульсивность, страсть, ревность, душевная широкость. Встретившись однажды, Мышкин и Рогожин окажутся навсегда неразрывно связанными роковой любовью в одной женщине - Настасье Филипповне, наложнице Тоцкого. Мышкин и Рогожин - оба не отличаются светской образованностью. Оба стихийны, они словно единое целое в двух ипостасях: светлый тихий ангел Лев Николаевич Мышкин и темный, мрачный, страстный Парфен Рогожин.

По приезду в Петербург, князь Мышкин отправляется в дом генерала Епанчина. Знатная генеральша - родственница князя, она из рода Мышкиных. Свойственная ей искренность, светлая доброта и природная, до детскости, правдивость неоднократно напоминают читателю об этом родстве.

В доме Епанчиных Мышкин случайно увидел портрет Настасьи Филипповны, известной петербургской «камелии» (ее хотят выдать замуж за Ганю Иволгина, который служит у генерала Епанчина секретарем). Мышкин словно узнает в красавице родственную душу, в ее прекрасном лице он находит чрезвычайной глубины душевное страдание. Судьба Настасьи Филипповны действительно глубоко трагична. Ее, еще девочку-красавицу, дочь обедневшего помещика взял на воспитание богач и делец Тоцкий. Она стала для него предметом плотских утех. Она талантлива, умна, глубока, приспособилась к своему положению, но она не рабыня, а волевая женщина, и готова мстить за свое унижение, за свое положение в обществе, ведь она мечтала о счастье, о чистом идеале. Настасья Филипповна жаждет душевного счастья, и готова страданием искупить свои грехи, вырваться из отвратительного лживого мира, мира низости человеческой и лицемерия. Настасья протестует против брака с Ганей Иволгиным, который навязывают Тоцкий и Епанчин. В князе она сразу же узнала чистый непорочный идеал своей юности и полюбила его, такого не похожего на других петербургских представителей общества, чистой любовью. Он ее - любовью-жалостью. Она любит его любовью-восхищением и любовью-жертвой: она падшая женщина, «содержанка» не посмеет погубить чистого «младенца» князя. И она принимает искреннюю, звериную любовь-сладострастье Парфена Рогожина, человека, любящего порывисто, чувственно, необузданно.

Настасья Филипповна старается устроить брак Мышкина с Аглаей Епанчиной, дочерью генерала - умной и красивой девушкой. Но встреча двух любящих князя женщин приводят к разрыву. Князь Мышкин, окончательно запутавшись и исстрадавшись, в решающую минуту остался с Настасьей Филипповной, униженной Аглаей и глубоко страдающей. Они счастливы. И вот - свадьба. Однако Рогожин появляется вновь, и Настасья вновь - в метании. Парфен увозит невесту князя и в порыве ревности убивает ее.

Такова основная сюжетная линия романа Ф.М.Достоевского «Идиот» . Но ей сопутствуют другие параллельные истории. Поэтому, передать кратко содержание романа Ф.М.Достоевского невозможно. Ведь герои романов Достоевского - всегда идеи, а люди их носители, персонификации.

В романе представлены темы взаимоотношений церкви и государства, России и Европы, православия и католицизма. Каждый герой - особый тип: опустившийся отец Гани - генерал Иволгин и все их семейство, Лебедев - чиновник, своеобразный «комментатор» Апокалипсиса, ростовщик Птицын - будущий зять Иволгиных, пошляк Фердыщенко, позитивист Бурдовский и его товарищи, рогожинская компания, генерал Епанчин со своим семейством. В поэтическом мире Достоевского важна чрезвычайно каждая деталь, каждое слово персонажа, даже если он не является главным. Именно в романе «Идиот» Достоевский говорит фразу, ставшую хрестоматийной: «Мир красотой спасется», но где заканчивается красота и начинается некрасивость? Из всех романов писателя «Идиот» - поман-поэма, самое лирическое произведение. Человек прекрасный в бездуховном обществе обречен на гибель. Одна из самых сильных, высокохудожественных сцен в творчестве писателя - Парфен Рогожин и князь Мышкин у тела Настасьи Филипповны. Являясь «зерном» литературного шедевра, она потрясает читателя до глубины души.

Смотрите также по произведению "Идиот"

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
  • Краткая характеристика произведения "Идиот" Достоевского Ф.М.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

План пересказа

1. Князь Мышкин по дороге в Петербург знакомится с сыном купца Парфеном Рогожиным. Портрет Настасьи Филипповны.
2. Знакомство Мышкина с семьей Епанчиных. История Настасьи Филипповны.
3. Князь поселяется у Иволгиных и знакомится со всем семейством.
4. Приезд шумной компании с Настасьей Филипповной в дом Иволгиных.
5. Вечер в доме Тоцкого: Настасья Филипповна отказывается от брака с Ганей, узнает о любви князя, но уезжает с Рогожиным.
6. Встреча князя с Рогожиным. Рогожин покушается на его жизнь.
7. Мышкин в Павловске. Разговор о «рыцаре бедном». Приход Бурдовского. Речи Ипполита.
8. Вызывающий поступок Настасьи Филипповны по отношению к Радомскому, жениху Аделаиды Епанчиной.
9. Попытка самоубийства Ипполита.
10. Свидание князя с Аглаей, а потом с Настасьей Филипповной.
11. Князь Мышкин предстает перед родными и гостями Епанчиной, Аглая отказывается от мысли выйти за него замуж.

12. Князь поставлен перед выбором, он остается с Настасьей Филипповной.
13. В день свадьбы она уезжает с Рогожиным.
14. Мышкин узнает, что Рогожин убил Настасью Филипповну.
15. Рогожина отправляют на каторгу, князя Мышкина с помутившимся рассудком помещают в больницу.

Пересказ
Часть I

Глава 1
В конце ноября в Петербург прибывает поезд из Швейцарии. Знакомятся трое пассажиров. Один из них - князь Лев Николаевич Мышкин, «молодой человек лет двадцати шести лет, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою... бородкой», последний из знатного дворянского рода. В детстве заболел тяжелой нервной болезнью, рано осиротел и был помещен своим благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Прожив там четыре года, возвращается на родину с неясными, но большими планами послужить ей. Второй — Парфен Рогожин, сын богатого купца, унаследовавший после смерти отца огромное состояние. Он рассказывает о себе: отец помер, ни мать, ни братец не уведомили и даже денег на дорогу не прислали; сам-то кутежами родителя раздражал, грех попутал, из Пскова чуть не без сапог едет домой, в Петербург; братец подлец, с покрова парчового на гробе родителя ночью кисти литые золотые обрезал. Хорошо, что адвокаты Парфену отписали его долю, больше миллиона. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого дворянина Троцкого, которой страстно увлечен Рогожин. «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала», — говорит князь, рассматривая ее портрет. Третий — Лебедев - проныра-чиновник, который всегда все знает.

Глава 2
Князь со своим скромным узелком отправляется в дом дальних родственников, к генералу Епанчину. В семье генерала три дочери: старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица, Аглая. В передней князь на равных разговаривает с лакеем, чем наводит генерала на мысль: «князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и с лакеем про свои дела говорить». И тем не менее «князь почему-то ему нравился».

Глава 3
В кабинете князя принимает генерал. Генерал Епанчин сразу отгораживается от князя: говорит, что очень занят, что между ними никаких родственных связей быть не может. Князь откровенно рассказывает о себе: он был тяжело болен, «частые припадки болезни сделали из него почти идиота (князь так и сказал идиота)». Генерал знакомит князя со своим чрезвычайно самолюбивым секретарем Ганей Иволгиным, у которого Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны. «Это необыкновенное по своей красоте... лицо сильнее еще поразило теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание... Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота!»

Глава 4
Князю рассказывают некоторые подробности судьбы Настасьи Филипповны. Еще девочкой, круглой сиротой, она попала к дом к богатому господину Тоцкому. Он взял ее на воспитание, дал образование, а потом обольстил, превратил в наложницу, а после бросил. Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы женитьбы на одной из дочерей Епанчиных, сватает ее за Ганю Иволгина, давая в качестве приданного семьдесят пять тысяч, которые и манят Ганю. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Ему предпочтительнее брак с Аглаей Епанчиной, в которую он даже немного влюблен (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия.

Главы 5, 6
Князь поражает семейство Епанчиных непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно. Например, на вопрос, красива ли Аглая, он ответил: «Почти так же хороша, как Настасья Филипповна». Удивляет его проницательность, душевная чуткость: «От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! ...Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет». Дети искренни, поэтому князю Мышки-ну хорошо с ними: «Я... не люблю быть со взрослыми — не люблю, потому что не умею. ...С ними мне всегда тяжело почему-то, и ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети...» С каждым днем к нему начинают относиться с все большей симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни.

Глава 7
Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу. Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных.

Глава 8
У Иволгиных князь, не успев занять предоставленную ему комнату, знакомится со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и заканчивая женихом его сестры, молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко. Он сближается с тринадцатилетним братом Гани Колей Иволгиным.

Внезапно появляется Настасья Филипповна. Князь открыл ей дверь, и она приняла его сначала за лакея. Она приехала пригласить Ганю и его близких к себе на вечер.

Главы 9, 10
Настасья Филипповна забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Она издевается: это ее-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Происходит нечто вроде торга, с ее презрительно-насмешливым участием. Рогожин же отступать не собирается, он обещает к вечеру принести сто тысяч. Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно. Сестра Гани Варвара Ардалионовна не выдерживает и называет Настасью Филипповну «бесстыжей». Разражается скандал: возмущенная сестра плюет Гане в лицо. «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывшись, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы непременно ей в лицо. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганинуруку. Между ним и сестрой стоял князь». Взбешенный Ганя «со всего размаха дал князю пощечину». Князь поступает, казалось бы, странно: он сочувствует обидчику. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе вся кротость князя. Затем он обращается к Настасье Филипповне: «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представляетесь!» В ответ на упрек Настасья Филипповна целует руку матери Гани и «быстро, горячо, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись», шепчет: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал». Она уходит со смятением в душе: с этой минуты она полюбила князя.

Главы 11—13
Ганя приходит повиниться перед князем. Вечером князь отправляется к Настасье Филипповне. Здесь собралось «разношерстное» общество — от генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до «шута» Фердыщенко.

Главы 14, 15
Настасья Филипповна задает внезапный вопрос князю, едва знакомому ей человеку, о предполагаемой свадьбе с Ганей Иволгиным: «Скажите мне, как вы думаете: выходить замуж или нет? Как скажете, так и сделаю». Все изумлены. Князь шепчет: «...ннет... не выходите», и Настасья Филипповна объявляет вопрос решенным. На протестующие реплики она отвечает: «Князь для меня то, что я в него первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с первого взгляда поверил, и я ему верю». Планы присутствующего здесь же Тоцкого тем самым оказываются разрушены. К полуночи появляется компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед Настасьей Филипповной завернутые в газету сто тысяч. Настасья Филипповна выговаривает Гане: «Да неужели ты меня в свою семью ввести хотел? Меня-то рогожинскую!.. Это он торговал меня: начал с восемнадцати тысяч, потом вот и эти сто...»

Князя больно ранит происходящее, он признается в любви Настасье Филипповне и выражает готовность взять ее, «как есть без ничего!», в жены. Она потрясена: «Чем жить-то будешь, коли уже так влюблен, что рогожинскую берешь за себя-то, за князя-то?» Он отвечает: «Я Вас честную беру, а не рогожинскую... Я ничего не знаю... и ничего не видел, но я... я сочту, что Вы мне, а не я сделаю честь. Я ничто, а Вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много... Я Вас, Настасья Филипповна, люблю. Я умру за Вас...» Он рассказывает, наконец, то, о чем хотел сказать весь день, но его прерывали: он получил письмо еще в Швейцарии, с известием, что ему полагается получить от умершей тетки миллионное наследство.

Глава 16
«Развязка неожиданная... я... не так ожидала, — говорит Настасья Филипповна. — Полтора миллиона, да еще князь, да еще, говорят, идиот в придачу, чего лучше? Опоздал Рогожин! Убирай свою пачку, я за князя замуж выхожу и сама богаче тебя!» Настасью Филипповну охватывает вспышка гордости, истерический приступ. Она швыряет пачку ассигнаций в камин и велит Гане руками из огня достать, а то сгорят: ведь он хотел жениться на ней из-за денег Тоцкого. Ганя из последних сил сдерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане «в награду за его муки» (потом они будут гордо возвращены им). Сама же она не хочет губить князя и решает ехать с Рогожиным.

Часть II

Глава 1
Проходит шесть месяцев. По Петербургу ходят слухи, что Настасья Филипповна несколько раз бежала от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя. Жизнь остальных вошла в обычное русло.

Князь ездит по России, в частности и по наследственным делам, да и просто из интереса к путешествиям по стране.

Глава 2
В июне князь приезжает из Москвы в Петербург. На вокзале князь чувствует на себе чей-то горячий взгляд, который пробуждает в нем смутные предчувствия. Он встречается с Лебедевым.

Главы 3, 4
Князь наносит визит Рогожину в его мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице. Во время их разговора князь замечает садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин, наконец, в раздражении не отбирает его. Князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен спаситель, только снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении восклицает: «...от этой картины у иного еще вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Рогожин предлагает обменяться крестами, ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь как родные братья.

Глава 5
Побродив по городу, вечером князь возвращается к себе в гостиницу. В воротах он неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает. Коля Иволгин перевозит князя на дачу к Лебедеву в Павловск.

Глава 6
К Лебедеву же переезжает семейство Иволгиных. В Павловске находятся также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. У князя собирается общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», намекая на ее симпатию к князю и вызывая интерес матери Аглаи, Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и отдать за этот идеал жизнь.

Глава 7
Аглая вдохновенно читает стихотворение Пушкина. Чуть позже появляется компания молодых людей. Один из них, некий Бурдовский, утверждает, что он «сын Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с».

Главы 8, 9
Зачитывается пасквиль из газетки о князе. Все сконфужены, а затем от него требуют, чтобы он, как благородный и честный человек, вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания сначала в смущении отступает, но потом опять наступает на князя. Не выдержав, всех пытается усовестить Лизавета Прокофьевна, но ее успокаивают.

Глава 10

Все внимание на себя теперь обращает чахоточный Ипполит Терентьев, который начинает «ораторствовать», дабы само утвердиться. Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили. Одновременно он стыдится своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Потом он уезжает со своими друзьями, а Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым. Когда все расходятся, появляется коляска с Настасьей Филипповной. Она фамильярно разговаривает с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей. Он делает вид, что не знает ее.

Главы 11, 12
Через три дня Лизавета Прокофьевна сама приходит к князю и допрашивает его о письме к Аглае. Затем она уводит его к себе.

Часть III

Главы 1, 2
В доме Епанчиных собралось все семейство, а также Радомский и князь Щ., жених Аделаиды. Они все отправляются на прогулку. На вокзале они видят другую компанию, в которой Настасья Филипповна. Она снова фамильярно обращается с Радомским, сообщает ему о самоубийстве его дядюшки, растратившем крупную казенную сумму. Все приходят в негодование от провокации. Офицер, приятель Радомского, замечает: «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!», в ответ на это Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает ему лицо. Офицер хочет ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его. Появляется Рогожин и уводит ее.

Главы 3, 4
Вечером князь получает записку от Аглаи, а позднее встречается с Рогожиным, который сообщает ему, что Настасья Филипповна пишет письма Аглае. Вернувшись к себе, князь застает там веселящуюся компанию, празднующую его день рождения.

Главы 5—7
Ипполит Терентьев читает вслух написанное им «Мое необходимое объяснение» — потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он пытается покончить с собой, но в пистолете не оказывается пули. Над ним начинают смеяться, но князь защищает Ипполита, мучительно боявшегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Уже рассвело, и князь идет на свидание с Аглаей.

Глава 8
Аглая предлагает князю стать ее другом и бежать с ней. Князь чувствует, что по-настоящему любит ее. Тут они встречают Лизавету Прокофьевну, и та зовет князя к себе.

Главы 9, 10
Возвращаясь к себе, князь разговаривает с Лебедевым. Мышкин читает письма, которые Настасья Филипповна писала Аглае. Немного позднее он идет бродить по парку и оказывается у дома Епанчиных, а потом в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны. Она встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным.

Часть IV

Главы 1—4
Через неделю, придя из дома Епанчиных, Варвара Ардалионовна сообщает Гане, что князь формально объявлен женихом Аглаи. Ганя показывает сестре записку от Аглаи, где она просит встретиться с ней. С генералом Иволгиным случается удар.

Главы 5—7
Некоторое время князь блаженствует от осознания того, что Аглая любит его. Однажды вечером у Епанчиных должны были состояться своего рода «смотрины» князя, были приглашены высокопоставленные гости. Аглая считает, что князь несравненно выше всех их, но она боится, что он скажет или сделает что-нибудь не так. От этого князь еще больше нервничает и боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке. Присутствующим становится неловко. Аглая говорит, что никогда не считала его своим женихом.

Глава 8
На следующий день князя приходит навестить семейство Епанчиных. Потом к нему заходит Ипполит. Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Присутствует также и Рогожин. Аглая строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в ее и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в гневном порыве приказывает князю остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Рогожин уходит. Князь осознает, что любит Настасью Филипповну любовью-жалостью и не в силах бросить ее.

Глава 9
Прошло две недели, по Павловску ходили слухи о последних событиях. Состояние князя становилось все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Глава 10
Назначается день свадьбы князя и Настасьи Филипповны. Вскоре умирает генерал Иволгин. Накануне свадьбы Настасья Филипповна, воодушевленная, радостно готовится к венчанию. В день свадьбы возле церкви она видит Рогожина и внезапно бросается к нему, прося увезти ее отсюда. Парфен подхватывает ее на руки, садится в экипаж и увозит. Князь отправляется за ней.

Глава 11
В Петербурге князь сразу идет к Рогожину. Открывшая дверь старушка говорит, что того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь отправляется на квартиру к Настасье Филипповне, ходит по ее знакомым, пытаясь что-нибудь узнать про нее. Возвращается к дому Рогожина несколько раз, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Неожиданно он встречает его: Рогожин шепотом просит его следовать за ним. В доме он проводит князя в комнату. Там в алькове на кровати под белой простыней, обставленная «склянками со ждановской жидкостью», чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна. Рогожин признается, что это он ее убил. Рогожин оставляет князя провести с ним вместе ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открыли дверь, то «застали убийцу в полном беспамятстве и горячке. Князь сидел подле него неподвижно и тихо, каждый раз при взрывах крика или бреда больного, спешил провести дрожащею рукой по его волосам и щекам, как бы ласкал и унимал его. Но он уже ничего не понимал, о чем его спрашивали, и не узнавал вошедших людей».

Глава 12
На суде Рогожин отвел от князя все подозрения в соучастии, взяв всю вину из себя. Рогожина осуждают на пятнадцать лет каторги. Князя Мышкина снова помещают в больницу в Швейцарии. Рассудок его окончательно помутился. Аглая вышла замуж за какого-то прохвоста, якобы польского графа, и рассорилась с семьей. Аглая погружается душой в католицизм, ненавистный князю Мышкину.

При создании образов «Идиота» на Достоевского оказало влияние творчество Сервантеса, Гюго, Диккенса. Особенно заметен след «Египетских ночей» Пушкина, ставших культурной и духовной моделью романа; процитировано в нем и пушкинское стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный...». Отдельные мотивы произведения восходят к русской сказке и былине. В «Идиоте» переистолкованы апокрифы, прежде всего легенда о Христовом братце. Существенное значение имеет и сближение с Новым Заветом.

Пораженный образом Гольбейна Младшего, поставившего под сомнение Преображение и, следовательно, Богосыновство Христа, утвердившего смерть как суть земного бытия, Достоевский вдохновлен мыслью об искусстве, что должно послужить великой цели подтверждения Блага и искупительной дарованности света человеку, прозрения и спасения. Творческое открытие писателя — лицо, к какому стягиваются все смыслы произведения, князь Мышкин. Идея о жертве Богочеловека, родившаяся у Достоевского в преддверии Пасхи, становится сверхтемой романа. Искупительные страдания Сына Божия, переживаемые как современное событие,— обоснование прообразности «Идиота». В черновиках записано: «Сострадание — все христианство». Рубежное значение имеет припоминание князем Лиона и эшафота. Рассказанные Мышкиным истории о приговоренных к смертной казни есть апофеоз жизни, пронзенной чудом. Герой привозит в петербургский мир и оглашает Епанчиным завет о цене космического и личного бытия, ценность которого становится столь очевидной при смертном обрыве. Князь, вспоминая о политическом преступнике, называет и вектор преображения человека: увидеть собственными глазами свет истины на земле, прикоснуться к небесной красоте, слиться с энергией Бога в единении церковного горения. Текущее время совмещает два взгляда: с эшафота вниз и с него же вверх. С одной связана только смерть и падение, с другой — новая жизнь.

Роман «Идиот» Достоевского — творение о смерти и о силе ее одолеть; о смерти, через которую познается целомудренность существования, о жизни, какая и есть эта целомудренность. «Идиот» — проект общего и индивидуального спасения. Жизнь появляется, когда мука стала причастным терзанием, когда молитвенный жест претворился реальным последованием за Искупителем. Мышкин собственной судьбой повторяет миссию Богосыновства. И если на уровне психологическом, сюжетном он может быть рассмотрен как «юродивый», «праведник», то мистическая ступень образа князя Мышкина нивелирует такие уподобления, выдвигая на первый план отношение ко Христу. Мышкин обладает способностью знать чистоту и невинность человеческой души, видеть за слоями греха исконное. Для романа в целом важен духовный визионерский настрой, когда сквозь художественную фабулу просматривается проблема борьбы за судьбу человека. Князь оставляет в первый же день завет поступка: отыскать красоту Искупителя и Богоматери и следовать ей. Одна же из сестер Епанчиных озвучивает недуг мира: неумение «взглянуть».

Догматика снисхождения Бога к людям и восхождения твари («обожения») получает художественное воплощение в образах и идеях романа. Осмысливая взаимосвязь времени и вечности, Достоевский стремится к прояснению художественного календаря. Центральным днем в первой части «Идиота» становится среда 27 ноября, соотнесенная с празднованием иконы Божией Матери «Знамение». Именно в появлении странного князя ощущает Лизавета Прокофьевна Епанчина необыкновенное значение дня. Образ «Знамения» подсказывает дальнейшую историю принятия и отвержения миром Христа-младенца. Апофеоз отождествления Мышкина и «младенца», «агнца» — в эпизоде дня рождения Настасьи Филипповны. Тогда же выясняется и прообраз героини: ей дана возможность стать Богоматерью. Ожидаемый брак князя и Настасьи Филипповны — обручение Христа и Церкви. Но героиня не решается выбрать между двумя кардинально разнящимися символами: святостью Марии и адской судорогой Клеопатры. Она не сохранила веру в вечный источник жизни, ей свойственна духовная бездомность, мир обращается для нее преисподней.

В романе усиливается трагическое начало, поскольку нет утверждения Церкви. Достоевский создает сюжетные ситуации с тем, чтобы в них проявился лик героев, раскрылась новая жизнь. Новый Город — «Новгород», «Неаполь» — символ авторской концепции. Однако сложения земного и небесного Иерусалима не происходит. Писатель будто и не знает грозного Христа, апокалиптического Судию. Его Богочеловек — всегда распятый, на кресте, всегда Искупитель. В связи с этим наиболее спорной оказывается трактовка образа князя Мышкина. Наряду с высказываемыми идеями о богочеловеческой прообразности его, существует представление о «христоподобности» персонажа и даже его принципиальной несхожести с Христом.

Идея смешения добра и зла, болезненности души лежит в основе образа Рогожина. И если Настасья Филипповна — духовный символ смятения, то Парфен Рогожин — мрака, иррационального пленения тьмой. Несоответствие реальности поведения и заданного масштаба бытия подчеркнуто неисполненностью личных имен: Парфен — «девственник», Анастасия — «воскресение». Тогда же как имя князя «Лев» — указание на изображение Христа-младенца. С тайной преображения связан и тот свет, что озаряет Мышкина во время эпилептического припадка. Он явно соотносим с иконописным ассистом, объявляющим божественность Мессии. Символика «надмирности» главного героя поддерживается и аналогиями, выделенными в ретроспекциях второй части романа: соответствием сюжетной линии Мышкина Рождеству, Богоявлению (пребывание героя в Москве) и Воскресению (записка «на Страстной» к Аглае).

Три последние части романа — исход величайших христианских событий, демонстрирующий их апокалиптическую заостренность. Апокалиптический Вход Господень, апокалиптические Страстные Четверг и Пятница, наконец, Воскресение из мертвых, ожидаемое писателем,— излом времени, который превышает земную историю и дарует вечность. Таков мистический фундамент романа. Это своеобразное истолкование Достоевским пришествия Христа позволяет писателю надеяться на перерождение человека и человечества, на достижение духовного рая очищающейся душой. Многочисленные параллели с Евангелием от Иоанна обнажают метасмысл образа главного героя. Например, слова Мышкина о вере близки двенадцатой главе Евангелия — молениям Христа, а также надписям на иконе «Споручница грешных» и образу «Достойно есть». Лейтмотивом повторяется мысль о необходимости восстановления личности, возобновления союза с Творцом на основе безграничной любви, благодаря Христовой красоте, которой мир спасется. Это и есть рай; полнейшее обретение его возможно, когда времени больше нет.

В минуту высочайшего томления, аналогичного молению Искупителя на Елеонской горе, Мышкин сталкивается с безумием Настасьи Филипповны, непрестанно появляющейся в виде языческой богини, и с демонической одержимостью Рогожина, отвергающего крестовое братство. Три части романа проходят под знаком катастрофы для мира, лишающегося спасения. Существо крестного подъема раскрывается на дне рождения Мышкина, выстроенного по рамкам Страстного Четверга. Символика Тайной Вечери контрастна удрученности Лебедева и жестам Рогожина и Ипполита Терентьева. Характерно, что именно в этой части «Идиота» осмысливается облик Богочеловека. Богословский накал вопроса проистекает от восприятия картины Ганса Гольбейна. В противовес образу, от которого «у иного еще вера может пропасть», Мышкин проникновенно говорит о неумираемости веры, даже в самом преступном сердце. Сущность христианства слышится в словах «простой молодки» — о духовной радости покаяния, о радости быть сыновьями Бога. Копия же в доме Рогожина явно замещает собой крест, пристроена на месте распятия. В высоте вместо света, явленного Мышкину, мрак уничтожения, вместо рая, предлагаемого князем, — могила. Силуэт базельского ужаса благословляет на уверенность в том, что Бог мертв навсегда. Статус его в петербургском пространстве выраженно иконоборческий. От вида этой картины теряет веру и сам Рогожин, и шаткая в ней Настасья Филипповна. К очевидцам несомненного поражения Помазанника, свидетелям Божественной неудачи относит себя Ипполит, чье «Объяснение» — философское обоснование личного неверия. Гностик Ипполит называет земное трупным собранием, скопищем истлевшего. Ему кажется, что грубая и злая сила материальности уничтожает Спасителя. Это фактически приводит умирающего от чахотки подростка к разумному богоборчеству, но одновременно его сердце хранит память о Мессии.

Идея Ипполита сформировалась в день Вознесения Господня, будучи антитезой смыслу христианского праздника. Попыткой самоубийства он бросает дерзкий вызов мирозданию и Творцу. Неудавшийся выстрел — знак промыслительного участия Бога в человеческой судьбе, неисповедимости Провидения, залог иной жизни. Это опровергает безнадежность картины, даруя простор бытия за пределами времени. Мир попал в ловушку казуистики (в том числе католической и социалистической) и бесчудесности, выбраться из которой можно после окончательного поражения зла, лишь в апокалиптическом преображении.

Мышкин подает пример жития, сподобиться его — задача человечества. Шанс, общий для всех, — приобрести «идиотизм», присущий князю, т.е. мудрость видения. Софиологическое упование автора дополняет идейную постройку романа, оно противостоит позитивистскому знанию. Припадки Мышкина обнаруживают некрасивость земного, пребывающего в обстоятельствах грехопадения естества, а вот в духовном средоточии нет ни боли, ни ужаса, нет безобразия и покоится красота. Так и в «Мертвом Христе» все же жив Сын Божий. Мысль о новом свете, о сосложении общества как Церкви связана также с образом Аглаи Епанчиной. Но и она не способна принять подвиг жены-мироносицы, к чему взывает Мышкин. Читая балладу Пушкина, Аглая обрисовывает собственный идеал, предстающий в виде кумира, идола, того же она требует и от князя. Ценность жизненного последования «паладина» интерпретируется ею в качестве слепого приношения, неистовства языческой слепоты, подобной поступку невольника Клеопатры. Говорит же о темном увлечении та, чье имя — «блестящая». Эпизод встречи Аглаи и Настасьи Филипповны выявляет невозможность реализоваться в них христианской любви, что обрекает князя на одиночество Голгофы. Финальные главы романа означены совпадением числовой символики воскрешения и восьмого (апокалиптического) дня. Приход князя Мышкина в дом Рогожина, когда уже убита Настасья Филипповна, восстанавливает извод иконы «Сошествие во ад», иконы Пасхи. Второе пришествие и восхождение спасли жизнь. В ответ — собирающееся вокруг страдальца человечество: Коля Иволгин, Евгений Павлович Радомский, Вера Лебедева, Лизавета Прокофьевна, познавшие завет русского Христа. Эпилог сужает масштаб произведения, служа цели предупреждения, раскрывая изложенное романом в саму действительность. Иконой и храмом должен соделаться человек, таким должно стать человечество. Представляя князя «сфинксом», Достоевский максимально освобождает голоса героев и оценки читателей от диктата собственной позиции.

Конец 1860-х — начало 1870-х гг.— проявление и оформление новой эстетической системы Достоевского, в основе которой лежит мысль о соотнесенности эстетического идеала с Боговоплощением, Преображением и Воскрешением. Достоевский последовательно шел по стезе мистического реализма, символические способности которого позволяли выводить сверхсущностное на уровень бытия, тем самым максимально устраняя момент распада между творчеством литературным и созиданием христианским.

Первая инсценировка романа была осуществлена в 1899 г. в Малом и Александринском театрах. Самой значительной стала постановка Г А. Товстоногова в 1958 г. на сцене БДТ им. М. Горького. В спектакле БДТ роль Мышкина исполнял И.М. Смоктуновский, а Рогожина — Е.А. Лебедев. Другая трактовка романа — в спектакле-триптихе Московского драматического театра на Малой Бронной, поставленном С. Женовачем.

Описание книги «Идиот»

"Давно уже мучила меня одна мысль слишком трудная. Идея эта - изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может…", - писал Достоевский А.Майкову. Тип такого персонажа был воплощен в князе Мышкине - главном герое романа "Идиот", величайшего произведения мировой литературы и - общепризнанно - самого загадочного романа Достоевского. Кто же он, князь Мышкин? Человек, возомнивший себя Христом, вознамерившись исцелять души людей своей безграничной добротой? Или идиот, не осознающий, что в нашем мире такая миссия невозможна? Запутанные отношения князя с окружающими, тяжелое внутреннее раздвоение, мучительная и разная любовь к двум близким его сердцу женщинам, усиленная яркими страстями, болезненными переживаниями и необычайно сложными характерами обеих героинь, становятся главной движущей силой сюжета и ведут его к роковому трагическому финалу...

Описание добавлено пользователем:

Артем Олегович

«Идиот» - сюжет

Часть первая

26-летний князь Лев Николаевич Мышкин возвращается из санатория в Швейцарии, где он провел несколько лет. Князь до конца не излечился от душевной болезни, но предстаёт перед читателем как человек искренний и невинный, хотя и прилично разбирающийся в отношениях между людьми. Он едет в Россию к единственным оставшимся у него родственникам - семье Епанчиных. В поезде он знакомится с молодым купцом Парфёном Рогожиным и отставным чиновником Лебедевым, которым бесхитростно рассказывает свою историю. В ответ он узнаёт подробности жизни Рогожина, который влюблён в бывшую содержанку богатого дворянина Афанасия Ивановича Тоцкого, Настасью Филипповну. В доме Епанчиных выясняется, что Настасья Филипповна известна и в этом доме. Есть план выдать её за протеже генерала Епанчина, Гаврилу Ардалионовича Иволгина, человека амбициозного, но посредственного. Князь Мышкин знакомится со всеми основными персонажами повествования ещё в первой части романа. Это - дочери Епанчиных Александра, Аделаида и Аглая, на которых он производит благоприятное впечатление, оставаясь объектом их немного насмешливого внимания. Далее, это генеральша Лизавета Прокофьевна Епанчина, которая находится в постоянном волнении из-за того, что её муж находится в некотором общении с Настасьей Филипповной, имеющей репутацию падшей. Потом, это Ганя Иволгин, который сильно страдает из-за предстоящей ему роли мужа Настасьи Филипповны, и не может решиться на развитие своих пока очень слабых отношений с Аглаей. Князь Мышкин довольно простодушно рассказывает генеральше и сёстрам Епанчиным о том, что он узнал о Настасье Филипповне от Рогожина, а также поражает публику своим повествованием о наблюдавшейся им за границей смертной казни. Генерал Епанчин предлагает князю, за неимением где остановиться, нанять комнату в доме Иволгина. Там князь знакомится с семьёй Гани, а также впервые встречает Настасью Филипповну, которая неожиданно приезжает в этот дом. После безобразной сцены с алкоголиком-отцом Иволгина, отставным генералом Ардалионом Александровичем, которого сын бесконечно стыдится, в дом Иволгиных приезжает за Настасьей Филипповной и Рогожин. Он приезжает с шумной компанией, которая собралась вокруг него совершенно случайно, как вокруг любого человека, умеющего сорить деньгами. В результате скандального объяснения Рогожин клянется Настасье Филипповне, что ввечеру предложит ей сто тысяч рублей наличными.

Этим вечером Мышкин, предчувствуя что-то нехорошее, очень хочет попасть в дом к Настасье Филипповне, и вначале надеется на старшего Иволгина, который обещает проводить Мышкина в этот дом, но, на самом деле, вовсе не знает, где она проживает. Отчаявшийся князь не знает, что делать, но ему неожиданно помогает младший брат-подросток Гани Иволгина, Коля, который показывает ему дорогу в дом Настасьи Филипповны. В тот вечер у неё именины, приглашенных гостей мало. Якобы сегодня должно всё решиться и Настасья Филипповна должна дать согласие выйти за Ганю Иволгина. Неожиданное появление князя приводит всех в изумление. Один из гостей, Фердыщенко, положительно тип мелкого негодяя, предлагает для развлечения сыграть в странную игру - каждый рассказывает про свой самый низкий поступок. Следуют рассказы самого Фердыщенко и Тоцкого. В форме такого рассказа Настасья Филипповна даёт отказ Гане выйти за него замуж. В комнаты внезапно вваливается Рогожин с компанией, принесшей обещанные сто тысяч. Он торгует Настасью Филипповну, предлагая ей деньги взамен на согласие стать «его».

Князь даёт повод к изумлению, серьёзно предлагая Настасье Филипповне выйти за него замуж, в то время, как она, в отчаянии, играет этим предложением и едва ли не соглашается. Тут же выясняется, что князь получает большое наследство. Настасья Филипповна предлагает Гане Иволгину взять сто тысяч и бросает их в огонь камина. «Но только без перчаток, с голыми руками. Вытащишь - твоя, все сто тысяч твои! А я на душу твою полюбуюсь, как ты за моими деньгами в огонь полезешь».

Лебедев, Фердыщенко и подобные им в замешательстве и умоляют Настасью Филипповну позволить им выхватить из огня эту пачку денег, но она непреклонна и предлагает сделать это Иволгину. Иволгин сдерживается и не бросается за деньгами. Теряет сознание. Настасья Филипповна щипцами вынимает почти целые деньги, кладет их на Иволгина и уезжает с Рогожиным. Этим кончается первая часть романа.

Часть вторая

Во второй части князь предстает перед нами по истечении полугода, и теперь он вовсе не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. Все эти полгода он проживает в Москве. За это время он успел получить своё наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Также по слухам известно, что в Москве князь вступает в тесное общение с Настасьей Филипповной, но вскоре она оставляет его. В это время Коля Иволгин, который стал находиться в отношениях с сёстрами Епанчиными и даже с самой генеральшей, передаёт Аглае записку от князя, в которой он в путаных выражениях просит её вспомнить о нём.

Между тем, уже наступает лето, и Епанчины выезжают на дачу в Павловск. Вскоре после этого Мышкин приезжает в Петербург и наносит визит Лебедеву, от которого он, между прочим, узнаёт о Павловске и снимает у него дачу в том же месте. Далее князь идёт в гости к Рогожину, с которым у него тяжёлый разговор, закончившийся братанием и обменом нательными крестами. При этом становится очевидно, что Рогожин находится на той грани, когда уже готов зарезать князя или Настасью Филипповну, и даже купил, думая об этом, нож. Также в доме Рогожина Мышкин замечает копию картины Ганса Гольбейна Младшего «Мёртвый Христос», которая становится одним из важнейших художественных образов в романе, часто поминаемым и после.

Возвращаясь от Рогожина и находясь в помрачённом сознании, и предчувствуя вроде бы время эпилептического припадка, князь замечает, что за ним следят «глаза» - и это, видимо, Рогожин. Образ следящих «глаз» Рогожина становится одним из лейтмотивов повествования. Мышкин, дойдя до гостиницы, где остановился, сталкивается с Рогожиным, который вроде бы заносит уже над ним нож, но в эту секунду с князем случается эпилептический припадок и это останавливает преступление.

Мышкин переезжает в Павловск, где генеральша Епанчина, прослышав, что он нездоров, немедля наносит ему визит вместе с дочерьми и князем Щ., женихом Аделаиды. Также в доме присутствуют и участвуют в последующей важной сцене Лебедев и Иволгины. Позже к ним присоединяются подошедшие позже генерал Епанчин и Евгений Павлович Радомский, предполагаемый жених Аглаи. В это время Коля напоминает о некоей шутке про «рыцаря бедного», и непонимающая Лизавета Прокофьевна заставляет Аглаю прочесть известное стихотворение Пушкина, что та и делает с большим чувством, заменяя, между прочим, инициалы, написанные рыцарем в стихотворении, на инициалы Настасьи Филипповны.

Мышкин проявляет себя во всей этой сцене как поразительно добрый и мягкий человек, что вызывает отчасти саркастическую оценку со стороны Епанчиных. Под конец сцены всё внимание приковывает больной чахоткой Ипполит, чья речь, обращённая ко всем присутствующим, полна неожиданных моральных парадоксов.

В этот же вечер, уходя от Мышкина, Епанчины и Евгений Павлович Радомский встречают проезжающую в коляске Настасью Филипповну. Та на ходу выкрикивает Радомскому про какие-то векселя, тем самым компрометируя его перед Епанчиными и будущей невестой.

На третий день генеральша Епанчина наносит неожиданный визит князю, хотя и сердилась на него всё это время. В ходе их беседы выясняется, что Аглая каким-то образом вошла в общение с Настасьей Филипповной через посредство Гани Иволгина и его сестры, которая вхожа к Епанчиным. Также князь проговаривается, что получал записку от Аглаи, в которой она просит его впредь не показываться ей на глаза. Удивленная Лизавета Прокофьевна, поняв, что тут играют роль чувства, которые Аглая питает к князю, немедленно велит ему с ней идти к ним в гости «намеренно». На этом кончается вторая часть романа.

Часть третья

В начале третье части описаны тревоги Лизаветы Прокофьевны Епанчиной, которая сетует (про себя) на князя, что по его вине всё в их жизни «вверх дном пошло!». Узнаёт, что её дочь Аглая вступила в переписку с Настасьей Филипповной.

На встрече у Епанчиных князь говорит о себе, о своей болезни, о том, что «нельзя не смеяться надо мной». Аглая вступается: «здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех!». Все потрясены. Аглая продолжает: «Я ни за что за вас не выйду замуж! Знайте, что ни за что и никогда! Знайте это!». Князь оправдывается, что и не помышлял об этом: «Я никогда не хотел, и никогда у меня в уме не было, никогда не захочу, вы сами увидите; будьте уверены!», - говорит он. В ответ Аглая начинает неудержимо смеяться. В конце смеются все.

Позже Мышкин, Евгений Павлович и семейство Епанчиных встречают на вокзале Настасью Филипповну. Та громко и вызывающе сообщает Евгению Павловичу, что его дядя, Капитон Алексеич Радомский, застрелился по причине растраты казённых денег. Поручик Моловцов, большой приятель Евгения Павловича, находившийся тут же, громко называет её тварью. Та ударяет его тростью по лицу. Офицер бросается на неё, но Мышкин вступается. Подоспевший Рогожин уводит Настасью Филипповну.

Аглая пишет Мышкину записку, в которой назначает встречу на скамейке в парке. Мышкин в волнении. Он поверить не может, что его можно полюбить. «Возможность любви к нему, „к такому человеку, как он“, он почел бы делом чудовищным».

Потом у князя День рождения. Тут он и произносит свою знаменитую фразу «Красота спасет мир!».

Часть четвёртая

В начале этой части Достоевский пишет об обыкновенных людях. Ганя служит примером. В доме Иволгиных теперь известна новость, что Аглая выходит замуж за князя, и поэтому у Епанчиных вечером появляется хорошое общество, чтобы познакомиться с князем. Ганя и Варя разговаривают о краже денег, в которой, оказалось, виноват их отец. Об Аглае Варя говорит, что она «от первейшего жениха отвернется, а к студенту какому-нибудь умирать с голоду, на чердак, с удовольствием бы побежала».

Ганя потом спорит с отцом, генералом Иволгиным, до того, что тот кричит «проклятие этому дому» и уходит. Продолжаются споры, но сейчас с Ипполитом, который в ожидании собственной смерти уже никаких мер не знает. Его называют «сплетником и мальчишкой». После этого Ганя и Варвара Ардалионовна получают письмо от Аглаи, в котором та просит их обоих прийти к известной Варе зеленой скамейке. Брату и сестре непонятен этот шаг, ведь это уже после помолвки с князем.

После горячего выяснения между Лебедевым и генералом, на следущее утро, генерал Иволгин посещает князя и объявляет ему, что он желает «уважать самого себя». Когда уходит он, входит Лебедев к князю и говорит ему, что никто его денег не украл, что кажется, конечно, довольно подозрительным. Это дело, хотя и решено, все еще беспокаивает князя.

Следующая сцена - опять встреча князя с генералом, при которой последний рассказывает из времен Наполеона в Москве, о том, что он тогда служил великому вождю даже камер-пажом. Весь рассказ, разумеется, опять сомнительный. Ушедши от князя с Колей, разговорившись с ним о семье и о себе и прочитав много цитат из русской литературы, он переносит апоплексию.

Потом Достоевский поддается рефлексиям о всей жизненной ситуации в Павловске, передать которые неуместно. Важным может быть только тот момент, когда Аглая дарит князю ежа в «знак глубочайшего ее уважения». Это ее выражение впрочем находится и в разговоре о «бедном рыцаре». Когда он у Епанчиных, Аглая сразу хочет знать его мнение о еже, отчего князь несколько смущается. Ответ не удовлетворяет Аглаю и она ни с того ни с сего спрашивает его: «Сватаетесь вы за меня или нет?» и «Просите вы моей руки или нет?» Князь убеждает, что просит и что он ее очень любит. Она ему еще задает вопрос об его денежном состоянии, который другими считается совершенно неуместным. Потом она разхохочется и убегает, сестры и родители вслед за ней. В своей комнате она плачет и совсем с родными мирится и говорит, что князя вовсе не любит и что «умрет со смеху», когда увидит его снова.

Она просит у него прощения и делает его этим счастливым, до того, что он даже не слушает ее слова: «Простите, что я настаивала на нелепости, которая, конечно, не может иметь ни малейших последствий…» Весь вечер князь был веселым и много и оживленно говорил, хотя у него был замысел не говорить слишком много, ибо, как он сказал давеча князю Щ., «ему надо сдерживать себя и молчать, потому что он не имеет права унижать мысль, сам излагая ее».

В парке князь потом встречает Ипполита, который, как обычно, язвительным и насмешливым тоном издевается над князем и называет его «наивным дитею».

Готовясь к вечерному собранию, к «великосветскому кругу», Аглая предупреждает князя о какой-нибудь неадекватной выходке, и князь замечает, что все Епанчины боятся за него, хотя Аглая сама очень желает это скрывать, и думают, что он, может быть, «срежется» в обществе. Князь заключает, что лучше, если не придет. Но он тотчас снова изменяет свое мнение, когда Аглая дает понять, что все распоряжено отдельно для него. Сверх того, она не позволяет ему говорить ни о чем, как например о том, что «красота спасет мир». На это князь отвечает, что «теперь непременно вазу разобьет». Ночью он фантазирует и представляет себя, как случается с ним именно в таком обществе припадок.

Появляется на сцене Лебедев и признает «в хмелю», что он в последнее время докладывал Лизавете Прокофьевне о содержании писем Аглаи Ивановны. А теперь он уверяет князя, что он опять «весь ваш».

Вечер в высшем обществе начинается с приятных разговоров и ничего не следует ожидать. Но вдруг князь что-то уж слишком вспыхивает и начинает говорить. Выражение Аделаиды на другое утро лучше все объясняет психическое состояние князя: «Он захлебывался от прекрасного сердца». Во всем князь преувеличивает, обругает католичество нехристианской верой, все больше и больше горячится и наконец разбивает вазу, как сам пророчил. Последний факт изумляет его больше всего и после того как все прощают ему случай, он чувствует себя прекрасно и продолжает оживленно говорить. Сам даже не замечая, он встает во время речи и вдруг с ним, тоже как по пророчеству, случается припадок.

Когда «старуха Белоконская» (как Лизавета Прокофьевна ее зовет) уходит, она так о князе выражается: «Что ж, и хорош и дурен, а коли хочешь мое мнение знать, то больше дурен. Сама видишь, какой человек, больной человек!». Аглая потом объявляет, что она «никогда не считала его своим женихом».

Епанчины все же потом осведомляются о здоровье князя. Через Веру Лебедеву Аглая велит князю не отлучаться со двора, причина чего князю конечно непонятна. Приходит к князю Ипполит и объявляет ему, что он сегодня поговорил с Аглаей, чтобы условиться насчет свидания с Настасьей Филлиповной, которое должно состояться в этот же день у Дарьи Алексеевны. Следовательно, соображет князь, Аглая хотела, чтобы он оставался дома, чтобы она могла за ним зайти. Так и выходит и главные лица романа встречаются.

Аглая открывает Настасье Филлиповне свое мнение о ней, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». Тем более она говорит, что она полюбила князя за его благородное простодушие и безграничную доверчивость. Спросив Настасью Филлиповну, по какому праву она вмешивается в его чувства к ней и поминутно заявляет и ей и князю самому, что его любит, и получив неудовлетворительного ответа, что «ни ему, ни вам» заявляла, гневно отвечает, что она думает, что она хотела сделать великий подвиг, уговаривая ее «идти за него», а на самом деле с той только целью, чтобы утолить свое самолюбие. А Настасья Филлиповна возражает, что она только пришла в этот дом, потому что боялась ее и хотела удостовериться, кого князь больше любит. Предлагая ей брать его, она требует, чтобы она ступала прочь «сию же минуту». И вдруг Настасья Филлиповна как безумная приказывает князю решать, с ней ли или с Аглаей пойдет. Князь ничего не понимает и обращается к Аглае, указывая на Настасью Филлиповну: «Разве это возможно! Ведь она… сумасшедшая!». После этого Аглая больше не выдерживает и убегает, князь за нею, но на пороге обхатывает Настасья Филлиповна его руками и падает в обморок. Он у нее остается - это роковое решение.

Начинаются приготовления к свадьбе князя и Настасьи Филлиповны. Епачины уезжают из Павловска и приезжает врач, чтобы осмотреть Ипполита, а так же князя. Евгений Павлович жалует к князю с намерением «анализировать» все происшедшее и мотивы князя к иным поступкам и чувствам. Получается анализ тонкий и весьма превосходный: он убеждает князя в том, что неприлично было отказаться Аглае, которая гораздо благороднее и уместнее держалась, хотя Настасья Филлиповна и была достойна сострадания, но тут было слишком много сочувствия, ведь Аглая нуждалась в подержке. Князь теперь полностью убежден, что виноват. Евгений Павлович еще добавляет, что, может быть, он даже никого из них не любил, что он только любил как «отвлеченный дух».

Умирает генерал Иволгин от второй апоплексии и князь показывает свое сочувствие. Лебедев начинает интриговать против князя и признается в этом на самый день свадьбы. Ипполит в это время часто присылает за князем, что его немало развлекает. Он даже говорит ему, что Рогожин теперь убьет Аглаю за то, что он у него Настасью Филлиповну отобрал.

Последняя однажды чрезмерно беспокаивается, воображаясь, что Рогожин прятает в саду и хочет ее «зарезать». Расположение духа невесты постоянно меняется, то она счастливая, то она отчаяная.

Перед самой свадьбой, когда князь ждет в церкви, она видит Рогожина, кричит «Спаси меня!» и уезжает с ним. Реакция князя на это Келлер считает «беспримерной философией»: «… в ее состоянии… это совершенно в порядке вещей».

Князь покидает Павловск, нанимает номер в Петербурге и ищет Рогожина. Когда он стучит у собственного дома его, служанка говорит ему, что его нет дома. А дворник наоборот отвечает, что он есть дома, но, послушав возражение князя, основывающееся на высказывании служанки, полагает, что «может, и вышел». Потом однако же объявляют ему, что сударь ведь ночью спал дома, но уехал в Павловск. Все это кажется князю все более неворятным и подозрительным. Возвращаясь в гостиницу, Рогожин вдруг в толпе трогает его за локоть и говорит, чтобы тот за ним пошел к себе домой. Настасья Филлиповна находится у него дома. Они вместе тихо поднимаются в квартиру, потому что дворник не знает, что он воротился.

На кровати лежит Настасья Филлиповна и спит «совершенно неподвижным сном». Рогожин убил ее ножом и покрыл ее простыней. Князь начинает дрожать и вместе с Рогожиным ложится. Они еще долго разговаривают о всем, между тем и о том, как Рогожин все планировал, чтобы никто не знал, что Настасья Филлиповна ночует у него.

Вдруг Рогожин становится кричать, забыв, что должен шепотом говорить, и внезапно молчит. Князь долго еще рассматривает его и даже гладит его. Когда рассыскивают их, Рогожин застают «в полном беспамятстве и горячке», а князь больше ничего не понимает и никого не узнает - он «идиот», как тогда в Швейцарии.

Некоторым название романа Достоевского «Идиот» может показаться слишком прямолинейным, даже грубым. Но дело в том, что оно наиболее точно отражает оригинальный образ главного героя и при этом вносит в содержание произведения элемент иронии. Существуют свидетельства, что именно этот роман являлся одним из самых любимых у писателя. Он действительно ярко выделяется на фоне других трагических глубоко социальных историй, созданных Достоевским. Конечно и здесь читатели не найдут счастливого финала, но, по утверждениям самого автора, главный герой не мятежный «отрицатель», а «положительно-прекрасный». К сожалению, рукописная версия произведения до наших дней не сохранилась, поэтому точных сведений о становлении образов персонажей и формировании сюжетных линий в процессе работы автора над текстом произведения немного. Существуют только три тетради с подготовительными набросками, записывать которые писатель начал в 1867 году. Из них исследователи выделяют около девяти разных вариантов разрабатываемого сюжета. Отдельные моменты будущей истории просматриваются и в предыдущих творениях Достоевского, но окончательная идея сложилась у автора во время длительного пребывания за границей. Сравнивая российский и западноевропейский жизненный уклад, он острее ощутил влияние на соотечественников происходящих реформ и необходимость создания особого персонажа. Работа над романом была закончена также за рубежом в 1869 году. Публиковаться же он начал с 1868. Отдельным изданием был выпущен только в 1874.

Книга «Идиот» поражает грандиозностью своего замысла. Достоевский стремился через призму судьбы одного человека и его окружения показать сложнейшие процессы, охватившие всё общество. Писателя беспокоили острые противоречия российской действительности, когда пережитки прошлого сталкиваются или странным образом переплетаются с новыми веяниями. Автор верил, что разрушительные процессы, затронувшие нравственные стороны жизни, можно остановить, что после них придёт обновление. Пусть это слишком оптимистичные суждения, ведь в итоге князь Мышкин проигрывает в своеобразном сражении за свои идеалы. Но такой человек всё равно необходим обществу, «заразившемуся» хаосом, переживающему кризис сознания. Не случайно некоторые персонажи романа изначально воспринимали Льва Николаевича как хитреца. Легче поверить в то, что понятно, чем осознать суждения и линию поведения, резко отличающиеся от привычных. Образ главного героя и понятие «идиот» очень тонко обыграны в произведении. Это не только нервная болезнь (эпилепсия) князя Мышкина и её катастрофическое обострение в конце романа, но и сама, непонятая другими, суть основного персонажа. Нравственно идеальный герой, видящий в людях только лучшие качества, стремящийся привнести мир и гармонию в окружающую действительность, для остальных участников истории - не кто иной, как наивный безобидный несмышлёный человечек, вызывающий лишь жалость. Но после более близкого знакомства с Львом Николаевичем многие герои меняют своё мнение о нём, проникаются симпатией, неосознанно жаждут его общества, в результате погубив светлую личность своими опрометчивыми поступками.

Кроме сложной проблематики произведения, не стоит забывать и о других составляющих сюжета. На протяжении повествования, разделённого на четыре части, перед читателями разворачивается интригующая любовная история, в которую втянуто множество героев, с неожиданными поворотами событий, с детективными элементами. На нашем сайте удобно роман «Идиот» читать онлайн полностью или скачать.