Этикет во время беседы. Нюансы, которые стоит знать, если вам предстоит тяжелый разговор

Rus.Delfi

Многое в нашей жизни зависит от того, умеем ли мы правильно себя вести, насколько воспитаны и соблюдаем этикет. Особенно важно знать правила вежливости, если нам нужно произвести хорошее впечатление на собеседника. Например, если вы устраиваетесь на новую работу и пришли на собеседование или у вас свидание с понравившимся человеком.

Часто от первой беседы может зависеть дальнейшее впечатление о человеке, поэтому сегодня мы решили поговорить о том, как вести себя во время разговора, чтобы потом не сожалеть о своем поведении, пишет Passion.ru .

Встреча и приветствие

Итак, вы встречаетесь с собеседником, какие правила этикета нужно помнить?

  • Здороваясь, младшие первыми приветствуют старших, мужчины - женщин, а женщины приветствуют мужчин, если они значительно старше. Соответственно этому правилу должно происходить и знакомство.
  • Независимо от пола и возраста первым здоровается входящий в комнату, также первым прощается тот, кто уходит, а не тот, кто остается.
  • Если в помещении несколько человек, то здороваться в первую очередь нужно с хозяевами или с главным по служебному положению, затем с остальными.
  • Если мужчина сидит, то приветствуя входящих, он должен встать (конечно, если ему позволяет возраст и здоровье), женщина в данной ситуации может продолжать сидеть. Однако если даму представляют другой даме, то она должна встать. Хозяева дома всегда встают, приветствуя гостей.

Беседа

Завязалась беседа, необходимо помнить, что:

К сожалению, некоторые движения, жестикуляция могут происходить машинально или по привычке, и не всегда выглядеть красиво. Вам следует за этим следить и не допускать следующего:

  • Нет ничего страшного, если вы легко прикоснетесь к своей щеке, но если вы полностью опираетесь на подбородок, ваш собеседник подумает, что вам скучно или вы устали.
  • Если вы опираетесь на руку, при этом ваш подбородок лежит на большом пальце, а указательный направлен в направлении виска, это выглядит со стороны, словно вы не очень доверяете собеседнику или оцениваете его.
  • Не стоит держать ладони сцепленными друг с другом, а также скрещивать руки на груди. Этими жестами вы словно закрываетесь от собеседника, что может выдать в вас недоверие к нему. Также не держите руки за спиной.
  • Не чешитесь. Почесывание уха, шеи, руки и так далее свидетельствует, что вам не терпится высказать свое мнение или вы устали и хотите уйти.
  • Не держите во рту пальцы, карандаши ли ручки. Это выглядит некрасиво.
  • Ни в коем случае не показывайте жесты пальцами, это может выглядеть вульгарно, особенно это важно, если вам предстоит встреча с иностранцами. Например, латинская “V” (victory) на Западе обозначает “Победа”, а у итальянцев это знак супружеской неверности. Не зная этих особенностей, можно попасть в неприятную ситуацию.
Телефонный разговор

Говоря о правилах поведения во время беседы, нельзя не упомянуть телефонные переговоры, ведь даже если собеседник не видит вас, он вас слышит и может делать выводы.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

К сложному разговору бывает очень тяжело подготовиться. Часто встреча с собеседником может долго откладываться. Но психологи не советуют длительное время копить в себе негативные эмоции и чаще обсуждать их с теми людьми, которые их вызвали. Своевременное обсуждение волнующих вопросов позволит поддерживать конструктивные отношения с родными, друзьями и коллегами.

1. Укрепить самосознание

«Что я вам всегда говорю, друзья? Я большая шишка».

Перед встречей стоит принять свои слабые и сильные стороны. Каждый человек совершает ошибки, поэтому их тоже нужно признавать. Если мы считаем себя идеальным, а свое мнение единственно правильным, то можем только усугубить конфликт. Нужно не бояться признать свои промахи и дать возможность сделать это собеседнику. Зная собственные плюсы и минусы, можно более уверенно вести тяжелый разговор, сохраняя внутреннее равновесие.

2. Установить зрительный контакт

При встрече психологи советуют не терять зрительный контакт. Для этого нужно, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне. Если человек сидит, то лучше тоже присесть. Если же он стоит, и самому нужно встать. Тогда оппонент будет более расположен к беседе, ощущая, что его внимательно слушают.

3. Разговаривать тихо и без спешки

Психологи утверждают, что тихая и разборчивая речь производит лучший эффект. Этот прием позволяет расположить к себе собеседника и сохранять спокойствие. Важно внимательно слушать другого человека, четко выражать свои чувства и цели, которых вы хотите добиться путем этого разговора.

4. Придерживаться основной темы разговора

Если отвлечься на другой вопрос во время сложного разговора, можно потерять его суть. Для того чтобы снизить возможность возникновения дополнительных конфликтов, желательно обсуждать только ту тему, из-за которой назначена встреча. Стоит выражать свои мысли четко и ясно, чтобы их смысл дошел до собеседника. Также специалисты советуют перефразировать своими словами то, что сказал человек. Таким образом он поймет, что был услышан.

5. «Примерить обувь» собеседника

Лучшие тренеры по бизнесу и карьере из совета тренеров Forbes предлагают во время разговора «примерять обувь» человека, с которым необходимо поговорить. Это означает поставить себя на его место и понять, почему он имеет именно такую точку зрения, что привело его к этой ситуации. Такой подход поможет лучше понять собеседника и найти компромисс.

6. Применять «я-формулировки» для выражения собственных чувств

«Я бы очень хотела... только неохота!»

Еще один прием, позволяющий правильно выразить свои чувства, - использование в речи «я-посланий». Вместо «вы не правы» можно сказать «я думаю иначе», «мне обидно (неприятно), когда ты так делаешь (говоришь)».

7. Стать ведущим в разговоре

«Я не хочу делать тебе больно».

Если собеседник не желает вас слышать и лишь пытается доказать свою правоту, можно направить разговор в более позитивное русло. В таком случае необходимо принять позицию «и» («и вам, и мне»), предложив собеседнику выгодный вариант, который будет удобен обоим. Если получится сменить направление беседы в нужную сторону, будет легче добиться цели разговора.

8. Выявить затруднения

Определив причины возникшей проблемы, будет легче ее решить. У каждого человека есть определенные барьеры, которые он боится переступать. Это может быть обида, неприятный прошлый опыт. Эти причины стоит выявить во время беседы и постараться их обойти, делая акцент на выгоде для оппонента. Разговор должен привести обоих собеседников к положительному результату. Если такой вариант невозможен, стоит поискать отдельные альтернативы самостоятельного решения вопроса.

9. Подавать информацию в виде «сэндвича»

Если нужно обсудить неприятный момент, его можно преподнести в качестве сэндвича, где булочки с обеих сторон будут выступать похвалой или обсуждением хороших личных качеств человека. А в роли начинки выступит суть дела. К примеру, вместо того чтобы сказать: «Ты плохо поступил», стоит произнести: «Ты очень хороший, но твой поступок был неправильным. Я верю в то, что ты мог бы сделать лучше».

10. Договориться о тайм-аутах

Если заранее обсудить возможность небольших перерывов во время разговора, можно избежать серьезных скандалов. Когда эмоции будут накаляться, стоит взять тайм-аут. Во время него оппоненты смогут обдумать ситуацию, успокоиться и через несколько минут возобновить беседу.

11. Закончить разговор на позитивной ноте

Каждый разговор идет по собственному сценарию, и он не всегда может быть положительным. Если ситуация позволяет, психологи рекомендуют в конце разговора сказать собеседнику что-нибудь приятное. Этот прием поможет в дальнейшем улучшить отношения.

Умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести. В этой статье 12 советов о том, как провести разговор, чтобы сразу расположить к себе собеседника.

Шаг 1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность - главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

Прежде чем начать разговор, сделайте следующее:

2. В течение 1,5 минут медленно дышите: вдох на 5 счётов, выдох на 5 счётов.

3. Теперь зевните пару раз и обратите внимание, расслабились ли вы? Оцените степень вашей расслабленности по 10-ти бальной шкале. Результат запишите.

4. Теперь нужно размять мышцы тела. Начните с лица: сморщите и напрягите все мышцы лица, а затем расправьте и расслабьте их. Аккуратно понаклоняйте голову из стороны в сторону и назад-вперед. Повращайте плечами. Напрягите руки и ноги, досчитайте до 10, расслабьтесь и встряхните их.

5. Несколько раз глубоко вздохните. Ваше состояние улучшилось?

Шаг 2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте, не обращаете внимание на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

Шаг 3. Чаще молчите

Умение молчать поможет вам уделить больше внимания тому, что говорят другие люди. Чтобы развить это мастерство, попробуйте упражнение «Колокол». На сайте по ссылке кликните «Ударить в колокол » и внимательно вслушивайтесь в звук, пока он не затихнет. Проделайте так несколько раз. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание и молчать, когда вы кого-то слушаете.

Шаг 4. Будьте позитивны

Прислушайтесь к своему настроению. Вы устали или бодро себя чувствуете, спокойны или встревожены? Спросите себя: оптимистично ли я настроен в преддверии этого разговора? Если у вас есть сомнения или тревоги - лучше отложить разговор. Если это сделать невозможно, то мысленно начните его, порепетируйте, это поможет вам подобрать слова и аргументы, которые помогут достичь цели.

Шаг 5. Подумайте о намерениях собеседника

Чтобы разговор был честным и сбалансированным, каждый должен быть открыт для него и ясно заявлять о своих ценностях, намерениях и целях. Если ваши намерения не совпадают с намерениями человека, с которым вы пытаетесь делать бизнес, - проблемы неизбежны. Попробуйте заранее выяснить, что хотел бы получить от сделки ваш собеседник. Но будьте аккуратны, ваш собеседник может тщательно скрывать свои цели и говорить то, что хотите услышать вы.

Шаг 6. До разговора подумайте о чём-то приятном

Вести беседу нужно с выражением доброты, понимания и интереса на лице. Но если на самом деле вы таких чувств не испытываете, поддельные эмоции будут выглядеть ужасно. Есть небольшой секрет: перед разговором подумайте о чём-то приятном, вспомните людей, которых вы любите и уважаете. Эти мысли придадут вашему взгляду мягкость, вызовут лёгкую полуулыбку, а такое выражение лица подсознательно вызовет чувство доверия к вам у вашего собеседника.

Шаг 7. Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

Шаг 8. Будьте любезным собеседником

Начните беседу с комплимента, который задаст ей доброжелательный тон, и закончите комплиментом, выражающим вашу признательность собеседнику за разговор. Конечно, комплименты не должны звучать, как неприкрытая лесть. Поэтому задайте себе вопрос: что я действительно ценю в этом человеке?

Шаг 9. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

Шаг 10. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

Шаг 11. Краткость - сестра таланта

Разбейте свою речь на отрывки по 30 секунд или даже меньше. Не нужно строить невероятных предложений. Наш мозг способен хорошо усваивать информацию только микро-порциями. Произнесите одно-два предложения, а потом сделайте паузу, убедитесь, что человек вас понял. Если он молчит и не задаёт вопросов, можно продолжать, ещё одно-два предложения и пауза.

Шаг 12. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу - отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.

И последний совет: , которая укрепляет нервную систему и помогает расслабиться, эта практика пригодится вам во время скучных бесед.

Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу. Умение вести беседу включает в себя и тон разговора, и его содержание, и манеру говорить, такт и умение спорить.

Тон разговора

По тону разговора можно судить о настроении человека. В известной мере тон отражает и характер человека, во всяком случае показывает, с кем мы имеем дело: с воспитанным или невоспитанным человеком. Тон в разговоре значит столько же, сколько жесты и поза для манеры держаться. Одно и то же слово или фраза могут влиять на людей по-разному в зависимости от того, каким тоном они произнесены.

Порой общение ухудшает настроение и даже самочувствие. Многие не придают этому значения, считая, что общение с неприятным человеком в любой момент можно прекратить. К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда в силу разных причин нельзя избежать общения с человеком, который относится к вам с неприязнью. Он вас не замечает, поскольку у него нет специального интереса к сближению с вами. Он смотрит на вас, как на пустое место. Он отвергает все ваши попытки объясниться с ним. При встрече вы чувствуете, что его раздражает все — и высказанная вами мысль, и ваша интонация, и сам тембр вашего голоса.

На ваше предложение обсудить интересующий вас вопрос в удобное для него время он сошлется на занятость и пообещает встретиться только потому, чтобы избавиться от вас. И хотя вы не раз подавали ему руку помощи в трудную минуту, этот человек без корысти не способен быть внимательным и добросердечным. Но как только он почувствует, что может что-то получить от вашего благорасположения или что ваше критическое отношение к нему может ему повредить, он очень быстро найдет способ наладить контакт с вами и будет учтив и вежлив.

Если вы не хотите превратиться в такого человека, то никогда не забывайте о том, что ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают вам права быть невежливым с окружающими. И даже если вы — большой начальник, свои распоряжения подчиненным нужно отдавать вежливым тоном, спокойно, деловито, хотя и достаточно уверенно.

Доверительная интонация в общении особенно результативна. Она позволяет партнеру почувствовать себя на равных с вами, хотя вы, быть может, и значительно превосходите его по своему опыту и знаниям. Вообще же, тон разговора определяют ситуация и человек, с которым приходится разговаривать. Бывают моменты, когда тот или иной вопрос надо решить незамедлительно, а времени для объяснения в доверительном тоне нет. Соответственно, и тональность должна быть более сдержанной и четкой. Важно в любой ситуации не обидеть человека, дать ему возможность понять, что вы от него хотите.

Тема разговора

Всегда ли мы умеем правильно разговаривать? Не ощущаем ли мы порой, что очень устали от общения с конкретным человеком и, более того, испытываем неудовлетворение от состоявшегося разговора. Зачастую это происходит потому, что мы недостаточно уважаем своего собеседника. Все люди разные, и наша ошибка заключается в том, что мы часто забываем об этом и практически со всеми беседуем одинаково.

Четко определить содержание беседы, придерживаться соответствующей формы — одно и проявлений вежливости.

Любая беседа начинается со встречи, поэтому, естественно, первые слова — это слова приветствия. Самый распространенный вопрос, который следует далее, — это: “Как поживаете” или “Как дела?”. Затем обычно идут более конкретные вопросы.

Вежливые люди во время беседы не говорят вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не спрашивают о том, о чем он не хочет говорить. Не расхваливают себя и не осуждают других, не обсуждают чужие проблемы, если только не намереваются их решить.

Если тема не была определена заранее и разговор строится стихийно, важно знать, есть ли у вашего собеседника знания в области, которая интересна вам, и насколько они велики, есть ли у него свое мнение по конкретному вопросу и желание обсуждать его с вами.

Обмен информацией — первое условие всякой беседы, одна из предпосылок знакомства, дальнейшего сближения и взаимопонимания.

Если информация, которую сообщает один из собеседников, избыточна, она обременяет и отвлекает внимание от того, что собственно и составляет предмет разговора, только экономная и полная информация может удовлетворить партнера. Собеседники увлекаются только тогда, когда обмен взглядами и впечатлениями помогает прояснить нечто свое, хотя разговор строится на основе общих интересов.

Беседа бывает плодотворна, когда собеседники умеют слушать друг друга. Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. Мудрый человек умеет быть красноречивым и в молчании. Как правило, такой человек имеет богатое воображение. С этим человеком всем хочется общаться, так как люди склонны больше говорить, чем слушать. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

Иные люди боятся паузы, полагая, что с нею прекратится диалог. Они считают, что молчание отнимает у них собеседника, что оно выражает его недовольство их присутствием. Тишина их нервирует. Это состояние возникает зачастую от неумения углубиться в услышанное. Они не могут вникнуть в содержание, на них воздействует лишь голос, тон собеседника. Это происходит, как правило, тогда, когда люди говорят о разном, у них нет общей темы. Ведь можно и молчать об одном и том же.

Иногда вы не можете удержать внимание собеседника, потому что ваши слова не имеют внутренней силы, заряда, неточно отражают суть разговора.

Прекрасно, когда разговор льется свободно, в хорошем темпе, в нем много импровизации, но при этом собеседники логичны, последовательно аргументируют свои позиции, отстаивают свои точки зрения.

Разговор не конструктивен, если говорящий запинается, мямлит, отвечает неконкретно, хотя обстоятельства требуют определенной реакции.

Нередки случаи, когда человек с умным видом говорит о вещах, которые не относятся к теме разговора. Понять его очень трудно, хотя речь его весьма пространна, не лишена красивостей. Напротив, другой человек скажет всего несколько слов, но выразит при этом многое, ибо его речь емка, отличается высокой плотностью мысли, образностью выражений. Если высказанная собеседником мысль созвучна вашим мыслям, дополняет и углубляет их, беседа будет конструктивной, доставит взаимное удовлетворение.

Главное правило беседы, которое должны соблюдать собеседники: говорить не вообще, а в соответствии с ситуацией и конкретным предметом разговора. Если вы хотите убедить в чем-то тех, кто вас слушает, необходимо прежде всего позаботиться об аргументах, способах доказательства правоты вашей позиции.

Во время беседы может возникнуть ряд проблем.

Первая проблема — это неумение говорящего вовремя остановиться. Важно почувствовать, когда собеседники уже слушают вас без внимания, а поддакивают из воспитанности, и быстро закруглиться.

Вторая проблема возникает, когда ваш собеседник ничего не предпринимает, чтобы поддержать беседу. Он не только не задает никаких вопросов, но и вообще никак не проявляет своей заинтересованности.

Третья проблема — когда собеседник постоянно говорит. Он не дает вставить вам слово, он вас не слышит и уж, конечно, не отвечает ни на один из ваших вопросов.

Вторая и третья проблемы схожи, так как и в том и в другом случае беседа превращается в монолог.

Четвертая проблема — когда собеседники перебивают друг друга. Неумение слушать подчас даже хуже, чем неумение говорить. Очень сложно вести разговор, когда тебя постоянно сбивают с мысли, пытаясь по ходу вставить рассказ о чем-то своем.

Пятая проблема — это неумение спорить. Два человека, придерживающиеся противоположных взглядов, часто ссорятся. Каждый себя считает правым, не пытаясь понять другого. Такие люди не в состоянии прийти к единомыслию, потому что не в силах вникнуть в логику другой стороны. Когда они не могут убедить оппонента, то начинают горячиться и раздражаться, стремясь любой ценой, доказать свою правоту, высказываясь при этом не просто категорично, а порой даже грубо. Такие люди настаивают на своей точке зрения и отказываются мотивировать неприятие позиции собеседника, даже когда это необъяснимо и не разделяется большинством присутствующих.

Шестая проблема — неумение расположить к себе собеседника. Человек теряется, нервничает, говорит не то, что хотел, потому что ему кажется, что все как-то не так на него смотрят.

Можно постараться устранить эти проблемы, прислушавшись к следующим советам:

Во время общей беседы не следует привлекать к себе внимание окружающих, говорить слишком быстро, громко или намеренно растянуто.

Во время беседы не следует привлекать внимание окружающих. Следует хорошо представлять себе, о чем в обществе можно говорить, а о чем лучше помолчать. Старайтесь не касаться сугубо личных семейных тем; не стоит поднимать слишком острые, наболевшие вопросы; не следует касаться узкопрофессиональных тем, которые не интересны большинству присутствующих.

Неприлично не реагировать на вопросы.

Рассказывая анекдоты, выбирайте те, которые могут вызвать положительную реакцию у большей части слушающих. И уж совсем бестактно и недопустимо, рассказывая анекдот, намекать на присутствующих.

Тема разговора, по возможности, должна быть интересна всем участвующим. С малознакомыми людьми можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, гастролях кого-либо из мастеров искусств. Как правило, никого не оставляет равнодушным обсуждение актуальных политических вопросов, последних достижений науки, новых открытий и изобретений, новинок литературы, искусства и так далее.

Узкоспециальные научные темы в большой компании затрагивать не следует.

Не теряйтесь перед собеседником. Будьте изначально доброжелательны и внимательны. Ваша искренняя заинтересованность в предмете разговора обязательно вызовет благодарную ответную реакцию. Надо считаться с настроением человека, с обстановкой, в которой происходит разговор.

Не к месту окажется обсуждение рабочих планов в обществе тех, кто любуется закатом солнца и наоборот.

В обществе или в присутствии третьего лица старайтесь не рассказывать о своих сердечных делах или домашних ссорах. Не делитесь с другими доверительной информацией. Избегайте разговоров, которые могут вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. В комнате больного не принято говорить о смерти. Не сообщайте ему, что он плохо выглядит, а наоборот, постарайтесь как-то подбодрить его.

В пути, особенно в самолете, не рассказывайте о крушениях и воздушных катастрофах: это может вызвать нервное напряжение окружающих

Не говорите за столом о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Не критикуйте и не рассматривайте с неодобрением поданные блюда. Лучше доставьте удовольствие хозяйке, похвалив домашний стол.

Воспитанный человек не будет проявлять нескромное любопытство, пытаться проникнуть в интимную жизнь других людей. Он не будет спрашивать о возрасте женщины. И уж тем более - подшучивать над нежеланием некоторых женщин обсуждать свой возраст.

Многие считают, что, находясь в компании, вообще не следует говорить о работе. Однако в этом нет ничего предосудительного, если разговор о служебных делах интересен большинству собравшихся.

Можно ли говорить об общих знакомых? Бесспорно, если разговор ведется в корректном тоне. Однако каждый должен сам почувствовать, когда простой интерес к человеку начнет подменяться сплетней или, еще хуже, клеветой. Ироническая улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика в чей-то адрес порой задевают человека больше, чем откровенная брань. Поэтому использовать эти приемы надо с большой осторожностью.

Выступая в роли хозяина дома или стола, незаметно направляйте беседу, стараясь завязать общий разговор на тему, интересующую всех, и втянуть в него даже самых застенчивых гостей. Самому лучше говорить поменьше. Невежливо вести разговор на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия.

Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая явного предпочтения никому. Умение выслушать собеседника — непременное условие беседы. Бестактно прерывать другого человека. Как бы не было скучно, нужно постараться выслушать до конца мысль или рассказ другого. Но это, разумеется, не означает, что нужно сидеть молча. Если вы хотите включиться в разговор — попросите разрешения: “Простите, могу ли я добавить” или “Извините, что я перебиваю, но я хотела добавить...” и так далее. Говорящий должен считаться с подобным замечанием.

Не следует начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим. В общей беседе нельзя переходить на личности и говорить колкости. Молодые люди должны избегать споров со старшими. Даже если старший действительно не прав и вы не сумели в спокойной беседе убедить его в этом, правильнее прекратить спор и перевести разговор на другую тему. Конечно, это не относится к вопросам мировоззрения, но и здесь можно проявить такт.

В любом обществе рады хорошему рассказчику, но не каждый обладает этим даром. Если хотите привлечь к себе внимание и вызвать интерес к своей теме, помните, что высказываться нужно предельно ясно и кратко, логично связывая свои мысли. Для того чтобы убедить других в чем-либо, нужно быть самому уверенным в истинности высказываемых суждений, не горячиться, избегать повторений.

Молодым людям полезно помнить, что им следует подождать, пока старшие обратятся к ним. В свою очередь старшие должны дать молодым возможность высказаться, не прерывать их.

Если вы не чувствуете себя уверенным в каком-либо вопросе, признайтесь в своей некомпетентности.

Воспитанный человек держится скромно и спокойно, не подает виду, что заметил оплошность другого человека. Если же необходимо поправить говорящего, он сделает это деликатно, не обижая его, используя выражения типа: “простите, вы не ошиблись?” и тому подобные. Ошибиться может каждый. Но тому, кто заметил ошибку и уверен в своей правоте, не следует говорить об этом поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика такими фразами, как: “неправда”, “вы ничего не смыслите в этом”, “это яснее ясного и каждому ребенку известно”, “вы заливаете” и так далее. Свое несогласие можно выразить тактично, не оскорбляя другого человека: “Простите, но я с вами не согласен”, “Мне кажется, что вы не правы...”, “Я придерживаюсь иного мнения...”

Не стоит комментировать утверждения собеседника словами “может быть”, “очень возможно”, “само собой разумеется” или “естественно”. Не следует обижаться на уточнения, лучше принять замечания к сведению.

Если вам уже известно то, о чем рассказывает говорящий, наберитесь терпения и не прерывайте его. С другой стороны, если в роли говорящего выступаете вы и если вы почувствуете, что окружающим неинтересно ваше сообщение, то, конечно, надо побыстрее закруглиться.

В случае, когда среди собравшихся находится человек, не владеющий языком, на котором идет общий разговор, надо позаботиться о том, чтобы кто-то обязательно переводил ему.

В компании не принято шептаться, это воспринимается как оскорбление. Если вам нужно кому-то сказать что-либо важное, незаметно уединитесь.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок и не смотрите мечтательно в окно. Такое поведение оскорбляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, а не рассеянным, блуждающим взглядом мимо него.

Беседа культурных людей исключает гримасничание и активную жестикуляцию. Тот, кто при разговоре размахивает руками, похлопывает собеседника по плечу, фамильярно подталкивает его локтем или держит за рукав, обычно действует раздражающе.

Если вы видите, что ваш собеседник торопится, не задерживайте его, чтобы закончить разговор. Того, кто занят или находится в обществе другого, незнакомого вам человека, можно отвлечь только в исключительном случае.

Если к говорящим присоединяется новый собеседник, ему в нескольких словах объясняют суть разговора, чтобы он мог принять в нем участие. Подошедший не должен спрашивать о теме разговора. В свою очередь, на его вопрос не отвечают резко: “да так просто” или “ничего особенного”. Если же его не хотят посвящать в содержание разговора, то отвечают вежливо и коротко: “говорили о семейных делах” или “о работе” и так далее. Тактичный человек поймет, что в данной ситуации он нежелательный собеседник.

В присутствии третьего лица, которое не хотят посвящать в разговор, не следует употреблять недомолвки, двусмысленные выражения, лучше переменить тему.

Невежливо разговаривать на дальнем расстоянии — через стол, коридор, с нижней площадки лестничной клетки обращаться к тому, кто находится наверху, кричать через улицу или из окна на улицу и так далее. Но и подходить так близко, чтобы чувствовалось дыхание другого человека, тоже не стоит.

Цель

— научить детей правильному поведению на улице.

Задачи

Напомнить основные правила дорожного движения, объяснить, как нужно знакомиться, обращаться к незнакомым людям на улице, рассказать об основных правилах поведения.

При проведении игры обратить внимание на тех детей, которые дают неправильный ответ. Их нужно спросить, почему они дали такой ответ.

Ход мероприятия

Учитель . Прежде чем выйти на улицу, обязательно посмотрите на себя в зеркало, вы должны быть уверены, что хорошо выглядите. Пусть это станет для вас нормой — перед выходом посмотреть на свое отражение. Хорошо, если у вас дома есть двойные зеркала, тогда вы сможете увидеть свое отражение спины, но, если такого нет, то попросите кого-нибудь из родных посмотреть на вас и спросите, хорошо ли вы выглядите. Ведь, согласитесь, пятно на спине вашей куртке заставит вас засмущаться, если кто-то увидит его раньше, чем вы сможете исправить ситуацию. Поэтому заранее проверяйте, в каком виде вы выходите из дома. На вас должна быть только чистая и аккуратная одежда.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Учитель. Самое важно правило, которое вы должны помнить, — соблюдение правил дорожного движения. И независимо от того, идете ли вы в школу, в магазин или просто гуляете по улице, вы должны всегда о них помнить. Придерживайтесь правой стороны дороги, но, если в том месте, где вы идете, тротуар отсутствует, то идите навстречу движению. Это необходимо для того, чтобы проезжающий транспорт был перед вашими глазами. Но постарайтесь ограничить свое передвижение по автомобильным дорогам, лучше идти по тротуару, ведь это дорога для пешеходов. Кстати, очень часто молодые компании идут целой толпой и занимают целый тротуар. Делать это недопустимо, поскольку кроме них есть и другие пешеходы, которым нужно место. Если вас идет большая компания, то постарайтесь сгруппироваться по 2 человека. Вы, конечно, не должны идти строем, но и занимать полностью пешеходную полосу тоже недопустимо.

ГДЕ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ?

Учитель. Переходить улицу можно только в тех местах, где это обусловлено светофором. На какой цвет можно переходить дорогу?

Ребята отвечают.

Учитель. Вы знаете, что переходить дорогу нужно только на зеленый свет. На красный свет дорога открыта для машин. А для чего существует желтый сигнал светофора?

Ребята отвечают.

Учитель . Желтый свет после красного означает для машин, что нужно остановить движение, а для пешеходов — приготовиться к переходу дороги. А, если желтый сигнал горит после зеленого, то наоборот. При этом помните о том, что существуют и специальные указатели и дорожные знаки: подземные переходы, зебры, шашки. Если вы увидели, что кому-то из пешеходов нужна помощь, чтобы перейти дорогу, то обязательно помогите им. Если к вам обратился пожилой человек с подобной просьбой, то переведите его через дорогу.

С КАКОЙ СТОРОНЫ ОБХОДИТЬ ТРАНСПОРТ?

Учитель. Вы должны быть очень внимательными, когда обходите стоящий транспорт. Как вы считаете, с какой стороны нужно обходить общественный транспорт, после того, как вы из него вышли? (Автобус, троллейбус, трамвай.)

Ребята отвечают.

Учитель. Весь общественный транспорт обходят сзади, кроме трамваев, поскольку они движутся в противоположном направлении и вы должны видеть, не идет ли другой трамвай.

ИДТИ В ОДНОМ ПОТОКЕ

Учитель . Может быть, кто-то из вас считает, что по улицам ходить вы умеете и знаете, как правильно это делать. Но ведь и здесь есть правила, о которых многие из вас не слышали. Если вы идете по улице в пик движения, то постарайтесь не идти «против течения», то есть соблюдайте направление и скорость общего потока. Если вы будете идти медленнее, чем остальные, то вас будут толкать те люди, которые шли позади вас. Если же наоборот, то вы станете расталкивать других. Постарайтесь никогда этого не делать, потому что очень некрасиво расталкивать других прохожих локтями. Если вы все-таки случайно кого-то задели, то вспомните о «волшебных словах», таких как «простите», «виноват», «извините».

УЛИЦА - НЕ МЕСТО ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ

Учитель . Никогда не проявляйте на улице свои негативные эмоции. Хуже места для ссор придумать невозможно. Посторонним людям совсем не обязательно знать, с кем и что вы не поделили. Кстати, если вы себя сдержите от негативных высказываний, то первая вспышка гнева пройдет и потом вам вовсе уже не захочется ругаться. Некоторые невоспитанные ребята позволяют себе кричать на всю улицу. Даже, если что-то и вызвало у вас необыкновенно «радостные эмоции, то постарайтесь, чтобы они доставили минимум проблем окружающим. Представьте, что вы идете по улице, а рядом с вами идет компания ребят, которые очень громко разговаривают, более того, кричат. Естественно, что вам это не понравится. Поэтому сами соблюдайте это правило.

ПРИВЕТСТВИЕ НА УЛИЦЕ

Учитель. Если вы увидели на улице своего знакомого, то обязательно поздоровайтесь с ним. Если вы по каким-то причинам не хотите с кем- то здороваться, то просто не делайте этого. Очень некультурно опускать глаза или переходить на другую сторону улицы. С другой стороны, никогда не кричите на всю улицу, если увидели своих приятелей. Не размахивайте руками так, будто вы машете пожарной машине.

Встретив знакомого, не стоит очень усердно допытываться, куда же он идет.

Если ваш знакомы идет не один, то поприветствуйте и его спутников. Вас обязательно должны представить друг другу. При этом вы должны сказать: «Очень приятно познакомиться». Такие слова говорят о том, что каждый из вас готов стать другом для другого. Если вы в следующий раз встретитесь, то уже должны поздороваться.

ОБРАЩЕНИЕ НА УЛИЦЕ

Учитель . В некоторых случаях нам приходится обращаться к совершенно незнакомым людям на улице. Если вы хотите спросить насчет какой-то улицы, то подойдите к милиционеру или шоферу такси. Если же их не оказалось рядом, то можно обратиться и к прохожим, но только если они не очень спешат. Как вы начнете свое обращение?

Ребята отвечают.

Учитель. Прежде всего, вы должны поприветствовать того человека, к которому обращаетесь, и только потом задавать свой вопрос, при этом вы должны начать с таких слова, как «простите» или «извините». Если человек торопится, то он может тебе и не ответить. Если кто-то обратился с вопросом к вам, то обязательно помогите, если знаете. Если вы не знаете, то скажите: «Извините, я не знаю» или «К сожалению, я не смогу вам помочь».

Учитель. Если вы заметили у незнакомого человека какие-то погрешности в одежде (он где-то испачкался или порвал одежду), то тихо скажите ему об этом. Будьте уверены, что этот человек будет вам очень благодарен.

ПАРУ СЛОВ О МУСОРЕ

Учитель . Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: куда же выбросить трамвайный билетик. Наверное, большинство из вас нет, поэтому сразу после того, как вы выйдите из транспорта, вы выкидываете его на землю. И это очень плохо. Соблюдение чистоты на улице очень важно, и проявляется это правило, прежде всего, в том, что вы должны задавать себе подобные вопросы. Мусор на улице нужно выкидывать только в специальные баки или урны. Фантики, обертки от мороженого, кожуру от банана и все тот же трамвайный билетик нужно выкидывать именно туда. Если вы не видите их поблизости, то это вовсе не говорит о том, что можно выкинуть мусор прямо на землю. Ведь есть карманы или в конце концов целлофановый пакетик, куда можно убрать мусор, а потом при случае выкинуть его в бак. Если каждый начнет соблюдать это правило, то вы заметите, что на улице станет заметно чище.

К слову сказать, ни один культурный человек не станет топтать зеленый газон или рвать цветы в парке и ломать зеленые насаждения, ведь все это создано для того, чтобы сделать наш город красивым. Вам же приятнее гулять по зеленому парку, чем по грязным улицам, а ведь все в ваших собственных руках, вы сами делаете город красивым или заполненным мусором.

МОЖНО ЛИ ЕСТЬ НА УЛИЦЕ?

Учитель . Сегодня практически на каждом углу стоят ларечки, в которых продается свежая выпечка или гамбургеры. Как вы считаете, допустимо ли есть на улице?

Ребята отвечают.

Учитель . Возле каждого такого ларечка должны стоять специальные столики, за которыми можно перекусить. Но вот на ходу есть нельзя. Это вредно для здоровья. Во-первых, вы можете подавиться, а во-вторых, чувства насыщения вы так и не получите. Единственное исключение составляют прогулки в парке, там вы можете поесть мороженое, попкорн или сладкую вату.

ПРОГУЛКИ В ПАРКЕ

Учитель. Мы все любим проводить время в красивых местах, одним из которых является парк. Это место отдыха для всех людей, поэтому вы должны помнить о том, что не у одних вас есть желание отдохнуть. Итак, если вы присели на лавочку и наслаждаетесь хорошей погодой, то никогда не обсуждайте прохожих по поводу их одежды или выражения лица. Вам самим неприятно будет слышать подобные негативные высказывания в свой адрес. Даже, если кто-то из прохожих и отличается своим внешним видом, то не стоит кричать на всю улицу и привлекать всеобщее внимание: «Смотри, как они вырядились!». Если вы позволяете себе такие выражения, то это говорит об очень низком уровне вашей культуры.

ПРИ ВХОДЕ В...

Учитель . Если вам нужно зайти в какое-то помещение, то сначала дождитесь, пока люди выйдут, и только потом заходите сами. Как вы считаете, почему нужно соблюдать это правило?

Ребята отвечают.

В этой ситуации действует правило, которое можно сравнить с наполнением сосуда, ведь, если вы хотите налить в банку воды, то сначала вы освободите ее от прежнего содержимого. Помните, что при входе нужно придерживать дверь, чтобы не покалечить других людей.

ИГРА «ЧТО МОЖНО, А ЧТО НЕЛЬЗЯ»

Учитель по порядку называет ситуации, а ребята должны ответить, правильно ли так вести себя на улице. Если они согласны с утверждением, то должны хлопнуть один раз в ладоши, если нет, то постучать по столу.

Ситуации : не передвигаться по улице большой толпой, толкать других и не извиняться, есть на ходу, громко не кричать, при обращении к незнакомому за помощью поздороваться и извиниться, бросать фантики на землю, есть только в отведенных местах.

Подведение итогов

Учитель. Сегодня мы поговорили о том, как нужно вести себя на улице. Постарайтесь соблюдать эти правила, и вы заметите, что делать это совсем несложно, но пользу они приносят невероятно огромную. По возможности наблюдайте за своими друзьями, и если они будут вести себя не должным образом, то напомните им о том, что вы сегодня услышали на занятии.