Волевая девушка. Это волевая женщина, а не иезавель


Есть расхожее мнение, что воспитанные и утончённые женщины из хороших семей редко оказываются в политике или у руля государства. Но история знает немало случаев, когда дамы бросали вызов традиционным правилам и образу поведения, при этом навсегда изменяя ход истории.

1. Королева Ранавалуна I


Мадагаскар
Мадагаскарская королева Ранавалуна I не зря была известна под прозвищем "бешеный монарх". Ее подозревали в отравлении мужа (чтобы единолично занять трон), а также она начала жесткое преследование христиан во время ее 33-летнего правления. Людей, не согласных с ее политикой свободы Мадагаскара от европейского колониализма, пытали и убивали. Тем не менее, в результате смерти Ранавалуны, ее безвольные преемники мало что могли сделать, и христианские миссионеры вновь вернулись в страну. Три десятилетия спустя был изгнан последний монарх, а Мадагаскар стал французской колонией.

2. Ирина Афинская


Византия
Византийская императрица Ирина Афинская не просто любила власть, она шла на что угодно, чтобы сохранить власть в своих руках. В 8 веке Ирина заняла византийский трон в качестве регента после смерти своего мужа. Но когда ее сын подрос и получил право на престол, Ирина... выколола ему глаза, чтобы править единолично. Хотя императрица была свергнута пять лет спустя и умерла в изгнании, она запомнилась тем, что восстановила почитание икон в Восточной Римской империи. В греческой православной церкви Ирина считается святой.

3. Царица Нефертити


Египет
В Древнем Египте легендарная царица Нефертити и ее муж, фараон Аменхотеп IV вызвали настоящий культурный переворот, полностью изменив религиозную структуру империи. Нефертити получила равный статус с фараоном, когда они отказались от почитания всех египетских богов и ввели культ поклонения богу Солнца, Атону.

Они построили новый город Ахенатон, в который перенесли свою резиденцию. Хотя в Египте вновь вернулись к почитанию старых богов после окончания ее царствования, Нефертити навсегда вошла в историю, как пионер одной из самых примечательных религиозных революций в древнеегипетской истории.

4. Королева Дидда


Кашмир
Кашмирская королева Дидда покончила со своими собственными внуками, чтобы обеспечить суверенность страны. Чередуя доброту и жестокость, Дидда правила Кашмиром на протяжении большей части 10-го века. Коварная и талантливая королева захватила полный контроль над страной, избавившись от конкурентов: по приказу Дидды пытали до смерти ее сына и троих внуков.

Хотя Дидда была амбициозной и жестокой, она эффективно обеспечила долговечность своей династии. В Кашмире она до сих пор считается одним из величайших правителей в истории.

5. Королева Нанди


Зулу
Тем, кто когда-либо задавались вопросом, чего могут добиться женщины "легкого поведения", интересно будет узнать историю королевы Нанди. Когда Нанди из племени лангени забеременнела от вождя зулусов Сензангакхона в 1700 году, племенные старейшины возмутились. После рождения ребенка, которого назвали Шака, Нанди получила довольно позорный статус третьей жены Сензангакхона и столкнулась с издевательством и насмешками.

Несмотря на унижения, Нанди воспитала Шаку свирепым воином. Он стал вождем Зулу в 1815 году, а Нанди стала королевой-матерью, получив имя Ндлорукази ("Великая слониха"). После этого она жестоко отомстила всем, кто плохо обращался с ней и ее сыном.

6. Юлия Агриппина


Рим
Когда жена императора Клавдия Мессалина решила отлучить от власти Клавдия и сделать императором Рима своего любовника, то она была казнена. После этого "вакансия" римской императрицы оказалась свободной. Коварная Агриппина мастерски соблазнила своего дядю Клавдия, став его четвертой женой. После этого Агриппина расстроила помолвку дочери Клавдия (Клавдии Октавии) с Луцием Юнием Силаном Торкватом, чтобы выдать ее замуж за своего сына от предыдущего брака, Нерона. После того, как Клавдий умер от отравления (в этом тоже предполагается вина Агриппины), Нерон стал римским императором, навсегда изменив облик Римской империи.

Тем не менее, Агриппина настолько контролировала своего сына, что даже (по слухам) думала сместить его с трона после того, как Нерон начал принимать решения независимо от нее. В итоге Нерон убил собственную мать. В истории Агриппина стала известна, как одна из самых влиятельных женщин империи Юлиев-Клавдиев.

7. Императрица Феодора


Византия
Начало карьеры императрицы Феодоры было, мягко говоря, далеким от образа пристойности и аристократического поведения. Выступая на сцене с раннего возраста, молодая Феодора стала печально известной своей непристойной интерпретацией "Леды и лебедя", где она раздевалась на сцене. Также ее современники утверждали, что Феодора была гетерой и "продавала свою юную красоту, служа ремеслу всеми частями своего тела".

Тем не менее, судьба Феодоры изменилась, когда она вышла замуж за Юстиниана I, наследника престола Византии. Императрица вскоре искусно покончила со теми, кто угрожал ее положению. Она также запомнилась тем, что строила жилье для проституток, дала женщинам дополнительные права и изгнала из Византии владельцев публичных домов. Сегодня Феодора считается святой в Православной Церкви.

8. Изабелла Французская


Англия
Жену Эдуарда II, английскую королеву Изабелла ненавидели фавориты короля Пирс Гавестон и Хью Диспенсер Младший. В условиях постоянных унижений Изабелла родила Эдуарду II четверых детей, среди которых был будущий король Эдуард III. Копя в течение долгих лет недовольство мужем, Изабелла в итоге вместе со своим любовником Роджером Мортимером возглавила баронский мятеж против Эдуарда II и свергла его с престола.

Тем самым она осуществила первый конституционный парламентский переворот. После узурпации трона она стала королевой-регентом Эдуарда III, но когда ее сын достиг совершеннолетия, то он сверг свою мать. В итоге Эдуард III продолжал править Англией целых 50 лет.

9. Королева Фредегонда


Франкская империя Меровингов
Благодаря череде убийств королева Фредегонда вызвала кардинальные перемены в империи Меровингов в 5 веке. Супруга короля Хильперика 1 привела к тому, что первую жену короля сослали в монастырь, а после этого организовала смерть второй супруги Хильперика, Галесвинты. Когда сестра Галесвинты Брунгильда поклялась отомстить, Фредегонда безжалостно убила ее мужа и сестер. Это привело к полувековым династическим войнам, которые получили название "войны Фредегонды и Брунгильды".

10. Княгиня Ольга


Киевская Русь
Когда супруг княгини Ольги, великий князь киевский Игорь Рюрикович был убит племенем древлян, Ольга жестоко отомстила, причем несколько раз. Сначала она повелела закопать живьем сватов, которых к ней прислали древляне. Затем в бане сожгли официальных послов древлян. После этого во время тризны по мужу, были опоены и убиты около 5 тысяч древлян. В итоге же княгиня вышла в поход на непокорное племя и дочиста сожгла его столицу.

Именно эта месть вошла в историю, но когда Ольга вернулась, она продолжила реформировать структуру правительства и вернула Киеву утраченные земли. Впоследствии Ольга отправилась в Константинополь, приняла христианское имя Елена и стала первым христианским правителем Киева, принеся религию в ранее языческий город. Сегодня бывшая княгиня считается святой в Русской Православной Церкви.

Список этих волевых и сильных женщин вполне могла бы пополнить , на счету которой было 200 побед и которая приняла смерть в бою с двумя карликами.

Волевой характер, гордость, стойкость духа, упрямство и нежелание поддаваться обстоятельствам - именно такие черты характера присущи сильным женщинам. Окружению такой "железной леди" кажется, что она давно убила в себе все слабости или, как минимум, не позволяет им взять верх над собой. Однако переживаний и комплексов у супервумен не меньше, чем у любого другого человека.

Большинство современных женщин слабым полом назвать язык не поворачивается. Бизнес-леди, опытные начальницы, многодетные мамы - они умеют справляться с жизненными трудностями и бытовыми проблемами лучше мужчин. Проявлять сентиментальную слабость такая женщина не привыкла, для нее это - непозволительная роскошь, отнимающая драгоценное время. Что же так старательно прячет от окружающих эта "снежная королева"?

Страх перед отношениями

Самоотдача - качество, которое сильная женщина обычно "переносит" из области личных отношений в сферу построения успешной карьеры. Вкладывать душу и эмоции в столь сомнительное предприятие, как общение с новым поклонником, она навряд ли станет - ведь оно не принесет ей заветного финансового благополучия. А тот почувствует подобную холодность и сбежит уже после первого свидания. Чем, по мнению эгоистичной красавицы, в очередной раз подтвердит ее теорию.

Исключение из правил - уверенный в себе, успешный партнер. Именно с ним будет счастлива сильная девушка, считая его равным себе. Любого другого мужчину она изначально будет воспринимать как низкорангового, недостойного ее внимания и временных затрат.

Разочаровавшись в представителях сильного пола, "железная леди" может броситься в другую крайность - попасться на удочку альфонса или пригреть бесхарактерного слабака. Первый использует по максимуму все ее материальные ресурсы и исчезнет из поля зрения, а второй никогда не станет поддержкой и опорой. Подобный роман вновь принесет лишь боль и разочарование.

Сильная женщина, пренебрегающая чувствами, напрочь лишает себя возможности познать истинное счастье любви и привязанности. Она доверяет лишь неопровержимым фактам, прямым доказательствам и своей интуиции, а не мужчинам, подругам и родственникам. Защищая себя от возможных эмоциональных потерь, она никогда не познает искренность, взаимность, дружбу и любовь.

Комплекс Афины Паллады

Афина была любимой дочерью древнегреческого бога Зевса. Она также была богиней войны, известной своей несокрушимостью, храбростью и непоколебимым характером. То есть обладала всеми теми качествами, которые столь необходимы женщине, чтобы состояться в современном мире.

Нынешние "Афины Паллады" успешны в бизнесе, удивляют окружающих своей "двужильностью", коммуникативны, но при этом властны. Деловая хватка заменила им чувственность, самоуверенность - влюбчивость и потребность в друзьях, а рациональность изжила умение расслабляться. "Афина" выбирает одежду стиля унисекс, пользуется мужественными ароматами, собирает волосы в пучок и использует минимальное количество косметики.

Со временем такая женщина становится настоящим "генералом в юбке". Девушек-подчиненных, которые пользуются большей популярностью у мужчин, "Афина"-начальница будет третировать и унижать. Будучи воплощением антиженственности, она методично будет добиваться увольнения любительниц пофлиртовать с противоположным полом.

Аутофобия

Боязнь одиночества появляется у успешных женщин годам к 30-35. К этому времени они успевают пережить несколько неудачных романов, испытать на собственной шкуре предательство друзей и расчетливость родственников. Аутофобия на ранних этапах маскируется под хроническую усталость, желание отдохнуть от новых знакомств, вечеринок и встреч с друзьями. В этот период одиночество ассоциируется у вас с комфортом, отдыхом и душевным спокойствием…

Пройдет всего лишь несколько месяцев и вы поймете глубину своего одиночества. Ваши подруги перестанут звонить, потому что вы больше не хотите встречаться с ними и делиться своими проблемами и радостями. Воздыхателям надоест слушать отговорки про "встретимся как-нибудь в другой раз". Коллеги будут считать вас черствым "сухарем" и тоже от вас отвернутся. Единственными верными друзьями, которые всегда будут рядом, станут карьерные достижения и экономическая независимость.

Чтобы прекратить собственные страдания, вспомните: одиночество - это лишь состояние души. Вы одиноки только потому, что хотите быть такой. Заводите новые знакомства, при этом старайтесь себя вести открыто и непринужденно. Не позволяйте своей успешности стать причиной завышенного самомнения и пренебрежительного отношения к родным и близким.

Чтобы сохранить хрупкий баланс между двумя социальными ролями (карьеристкой и домохозяйкой), перестаньте относиться к работе как к единственной цели вашего существования. Психологи давно доказали, что для возникновения ощущения истинного счастья человеку необходимо реализовать себя в трех-четырех областях одновременно. Занимайтесь любимым делом, окружите любовью мужа и детей, не отказывайтесь от увлекательного хобби и занятий спортом, помогайте родителям - так вам не придется бороться с аутофобией и прочими страхами, привычными для любой состоявшейся женщины.

Многие женщины задумывались над характером волевого человека, ему присущи определенные черты и стиль поведения.

Каждый встречал в жизни человека, которого с большей вероятностью можно было назвать волевой личностью или волевым человеком. Но кто-нибудь думал, чем же отличается этот человек от остальных?

Так ученые и психологи выявили различные точки зрения на значение смысла кто такой волевой человек . Нет единого мнения даже у психологов. Так что же говорить про людей, которые не увлекаются и не изучают науку психологию, и в жизни пользуются своим опытом и экспериментами.

В нашем понимании смысл слова «воля» подразумевает понятие «силы воли», и это означает, что человек должен уметь справляться с любыми трудностями. Но так ли это?

По-разному понимают каким должен быть волевой человек :

1) Человек, у которого сильный мотив, мотив двигаться и достигать целей.

2) Человек, у которого могут возникать трудности при достижении цели, привычки могут мешать. Человек, которому надо прилагать усилия и иметь лишнюю энергию.

3) Человек, который может двигаться к целям и выполнять неудобные действия, изменяя смысл действий, наполняя действия другим образом. Это в свою очередь будет регулировать и усиливать мотив.

4) Человек, который может при помощи регуляции эмоций достигать целей.

5) Человек, который может применить волевые усилия. Обычно, например, у спортсменов, музыкантов и т.п.

Иногда за понятие «силы воли» часто принимают волевое проявление, например человек может в какой-то ситуации проявить большую настойчивость и целеустремленность. А в другой ситуации не справиться со страхом или скукой к монотонной работе, и не проявить терпения. Скорее всего будет правильным сказать, что «сила воли» относится к определенным волевым качествам человека, а раз это качества, то их можно развивать!

Т.е. сильный волевой человек обладает суммой характеристик , которые в той или иной ситуации по разному могут проявиться, а именно: сильной или слабой потребностью, интенсивностью переживаемых эмоций, которые могут усилить или ослабить энергетику, и собственно волевыми усилиями, которые обычно мы видим у спортсменов. Именно эти три составляющие надо учитывать, когда мы даём характеристику человеку как волевому.

Как нам стать более волевыми?

Если вы сейчас занимаетесь каким-либо делом, и переживаете что оно продвигается медленно и не эффективно, то посмотрите и усильте у себя такие моменты:

1) Ваша потребность в этом. Насколько она сильна. Результат этого дела именно то, что вам нужно?

2) Какие эмоции эти действия у вас вызывают? Если негативные, то что можно предпринять, какие образы или смыслы ваших действий заменить, чтобы нейтрализовать отрицательные эмоции?

Например, если вы делаете монотонную работу, вы можете придумать всегда позитивный образ вашим действиям. Пофантазируйте и придумайте, чтобы ваши действия у вас в голове несли колоссальный важный смысл и приносили радость.

3) Отнимает ли это энергию? Если сил становится меньше, см. пункт выше.

4) Возможно вы мало прилагаете волевых усилий? Стоит ли вам подкорректировать свой график и образ жизни для достижения ваших целей?

Возможно вы ответите на эти вопросы себе. Но знайте, что есть также психологи, которые отрицают формирование волевой личности через принуждение (Гиппенрейтер Ю. Б.). Возможно и тут есть доля истины.

Попробуйте найти свою золотую середину, свой путь. Ведь люди все устроены одинаково, но у каждого было своё прошлое, свой опыт и свой уровень понимания и осознания, соответственно и скорость переключения.

Посмотрим на примере вождения автомобиля: сначала мы учимся на 1-2 скорости водить машину, а потом через определённый промежуток времени легко управляем машиной и на 5 скорости!

Поэтому желаю вам раскрытия вашего таланта профессионального «водителя жизни» и яркого проявления волевой личности!

В книге Судей описывается Девора, женщина, бывшая пророчицей и судьей в Израиле. В четвертой главе мы читаем о том, как она подзывает к себе Барака, начальника армии Израильской, и говорит ему: "Не сказал ли тебе Господь идти сражаться? Не сказал ли Он тебе, что предаст врага в твои руки?" Отметьте, что она не искала славы себе, но напомина­ла Вараку слово от Господа.

Варак ответил, что не пойдет сражаться, если она не будет сопровождать его. Девора пошла с ним, однако предупредила, что теперь победа будет принадлежать не только ему одному.

Когда Варак вел сражение, Девора, находясь рядом, пророчески ободряла его следовать слову Господа и атаковать врага. Поступив так, Варак выиграл сражение.

Затем Девора и Варак прославили Господа от лица всего Израиля. Перед всем народом Варак назвал Девору "матерью Израиля". Заметьте, "матерью", а не "независимым началь­ником".

Человек с качествами матери не будет находиться среди добивающихся продвижения! Сильная мать отдает всю себя своей семье, поощряя усердных и подталкивая нерадивых!

Вот в чем различие между Деворой и Иезавелью! Девора была сильна в Господе. Она не контролировала Варака, не доминировала над ним, не пыталась убрать его со своего пути. Она не старалась захватить руководящую позицию или воспользоваться слабостями Варака. Девора знала свое место, и твердо на нем стояла. Она не искала почестей себе, однако получила их благодаря просьбе Варака. Единственная ее цель заключалась в том, чтобы исполнить слово Господне. У нее оказалось больше мужества и силы, чем у командира армии!

Человеческая мотивация взаимозависимости

Как я уже сказал, не каждая проблема связана с духом Иезавели. Причиной проблемы часто может быть неправиль­ная мотивация, исходящая из человеческой души. У таких людей есть проблема неуверенности в себе, поэтому они хо­тят, чтобы всё твое внимание было сосредоточено на них. Они не будут опасны для тебя, если ты знаешь, как держать их на своем месте.

Обычно эти люди то ходят по Духу, то теряют эту позицию. Сначала они в Духе, затем их окутывает чувство опасности и неуверенности в себе, так что они месяцами пребывают в унынии и рабстве. Их притягивает к людям, которые будут давать им "милостыню" и заботиться о них, не требуя от них духовного возрастания, благодаря которому они смогли бы сами позаботиться о себе.

Они примут точку зрения любого человека, лишь бы только тот относился к ним таким образом: "Не беспокойся, я о тебе позабочусь".

Если ты подойдешь к такому человеку и скажешь: "С этого момента то и то в твоей жизни должно измениться, чтобы ты мог начать заботиться о себе самостоятельно", - его мир будет разрушен! Мало того, ты станешь для него злейшим врагом - и все потому, что потребовал духовного роста от этого зависимого человека. Он будет хныкать, плакать и стонать, так как ты лишил его душевной, эмоциональной опоры.

Человеческая мотивация исходит из души, имея в себе для прикрытия лишь небольшую примесь от Духа, т. к. больше основывается на логике и эмоциях, чем на духовных законах. Она может выглядеть сильной, однако на самом деле беспо­мощна в духовных вопросах. Ей не нравится углубляться в то, что исходит от Духа, поэтому она опирается на душу и обращается к любому, кто может ей в этом помочь.

Когда речь идет об "увиливании" от ответственности, о по­иске источника денег и эмоциональных советов, возраст не играет никакой роли. Печально видеть, как сорокалетние действуют так же зависимо, как и двадцатилетние.

Проблема заключается в следующем: у зависимых людей нет духовной силы для господства над своей душой и телом. В их жизни постоянный кризис, или ощущение неполно­ценности. Они живут от пророчества до пророчества, надеясь, что те магически откроют их будущее и им не придется ничего делать. Они все время ожидают, что Бог что-то сделает, дверь откроется, придет ведение или направление, не понимая, что ключ находится в них самих. Если бы духовно они были зрелыми и развитыми, то смогли бы хранить истину и жить в силе.

Человек, мотивированный своей душой, всегда пытается иметь связи с преуспевающими личностями, надеясь, что ему таким образом удастся прорваться к успеху с минимальным количеством усилий.

Как я уже говорил ранее, такие люди могут говорить правильные слова, ходить в правильную церковь и идти плечом к плечу с наилучшими - но это всего лишь игра. Печально то, что эти эмоционально-зависимые люди почти невинны! Они настолько духовно невежественны и душевно слепы, что едва осознают свою игру! Конечно, они понимают, что у них нет силы, требующейся для достижения их цели, но вместо того чтобы двигаться самостоятельно, они пытаются проехаться на успехе более сильного.

Человек, действующий на основании своих эмоций, желает духовного успеха, но не хочет прилагать необходимых для этого усилий. Он хочет, чтобы кто-то другой расчищал для него дорогу. Эти мотивы отличаются от мотивации человека с духом Иезавели. Чтобы занять руководящую позицию Иеза­вель способна даже на убийство, зависимые же люди просто хотят подняться за счет других.

Одной из причин этого является то, что зависимые люди не верят в себя. Они не доверяют тому, что слышат в своем духе. Их головное знание сильнее, так как они пренебрегли раз­витием своего духовного человека.

Когда иллюзии такого человека разрушаются, у него могут проявляться всевозможные симптомы, например: тяжелая депрессия, замкнутость, безнадежность, мысли о самоубийст­ве. Он становится серьезно болен душевно или физически, мо­жет переедать или недоедать и даже уничтожать свое иму­щество.

Но поскольку он выглядел так духовно, ты можешь не распознать внутреннюю проблему, ища причину в демонах. Ты приходишь к нему домой и начинаешь изгонять того, кого там нет. Почему? Потому что этот человек, имея слабый дух, заряжен душевной человеческой мотивацией, и, если такое состояние не исправить, он будет зависеть от любого опека­ющего его человека.

Как помочь?

Помни, что люди с человеческой мотивацией ищут такого счастья, за которое им не надо дорого платить. Они будут ловить того или то, что, по их мнению, будет источником их счастья и ощущать для себя угрозу в потере этого источника.

Распознай мотивы такого человека и обратись к проблеме в его духе. Не думай, что если ты продолжаешь давать душевную "милостыню" или быть эмоциональной опорой зависимому человеку, то это свидетельствует о твоей духов­ности.

Каждый раз, когда ты исходишь из эмоциональной нужды (или в ответ на нее), а не из Божественного повеления, ты не увидишь плода. Душа не может дать то, что будет иметь вечное вознаграждение. Этот твой поступок будет твоим единственным вознаграждением.

Храни свои слова и свое призвание. Делай только то, что.сказал тебе Бог. Даже не считай себя обязанным отвечать на душевную просьбу.

Ты говоришь: "Но Робертс, а могу ли я проникнуться их болями?"

Можешь. Но это все, на что способны твои душевные эмоции, за исключением внесения путаницы. Часто люди хотят получить от тебя вместо твоего духовного посвящения победе просто эмоции. Они попытаются втянуть тебя в эмоциональную сферу своей проблемы, и прежде чем ты это осознаешь, ты окажешься в проблеме вместе с ними! К тому моменту, когда ты заходишь так далеко, твои духовные усилия и способности как распознающего служителя опускаются на очень низкий уровень. Почему? Потому что ты настолько сильно отождествил себя с чужой проблемой, что при этом сам потерял способность ясно видеть.

Поддерживая кого-то в духе, не вовлекай своих эмоций. Ты можешь спросить: "Но Роберте, неужели тебе их не жаль?"

Конечно, жаль! Но не живи, не действуй и не строй свою судьбу или судьбы других на основании той боли, которую ты чувствуешь. Мы живем по Слову и по Духу.

Удобство

Человеческая мотивация пытается вкрасться в любую ситуацию. Например, какому-то человеку временно прихо­дится жить в безлюдном уголке мира. Своих друзей и семью он оставил дома. В этом новом месте жизнь не бьет ключом так, как он привык видеть это дома.

Случайно он с кем-то заговаривает, и однажды утром про­снувшись, обнаруживает, что влюбился.

Нет, он нашел не любовь - он нашел удобство!

Чтобы облегчить свое одиночество, этот человек уступил душевным эмоциям. Пока он находится там, ему не видно этого, но, вернувшись домой, человек обнаружит, что была сделана ошибка! И, к несчастью для некоторых, ими было дано слишком много обещаний, чтобы что-то изменить.

Ища удобства в сложившейся ситуации, некоторые люди заходят так далеко, что не видят из нее выхода. Или иногда выход несет с собой столько страданий и боли, что они сомневаются, есть ли в этом смысл? Таким образом, из-за сильных эмоций и слабого человеческого духа еще одна жизнь направляется курсом душевных крушений.

Что в этом случае делать? Хорошо, что есть такая вещь, кото­рая называется телефоном. Подними трубку и позвони кому-то! Авиалинии предлагают дешевые билеты. Купи билет и езжай куда-то, повидай своих друзей, навести свою семью, встреться с Микки Маусом. В этот момент твоя жизнь подобна рекламе: "Настало время протянуть руку и прикоснуться к кому-то!"

Это тот момент, когда ты должен распознать ситуацию. Течение твоей жизни тесно связано с исполнением твоего призвания. Намного лучше верить, что Бог обеспечит тебя деньгами на поездки, чем из-за удобства провести остаток своей жизни в неполноценности.

Человек и глупость

Существует также человеческая мотивация, проявляюща­яся как плоть. В этом случае ты должен различать, где Дух Божий, а где человеческая плоть.

Приведу пример. В одном городе происходит движение Божье, известное всему миру. Я - "за" это движение Божье, и верю, что это освежение с небес. Однако, на этих собраниях также есть многое от плоти.

Я не критикую. Тебе, должно быть, известно, что прежде чем судить о чем-то, необходимо проанализировать все сто­роны этого явления относительно характера и Слова Божьего.

Любое духовное освежение не совершенно. Нет такого понятия как совершенная церковь, совершенная библейская школа, совершенный пастор и так далее. Здесь, на земле, такого не существует.

Движение Божье приходит с небес на землю совершенным, но через несовершенные сосуды. Мы - те, которые искажают и портят. Хотим мы - не хотим, но иногда это происходит.

Например, в этом конкретном движении, которое я упомя­нул, Бог посетил их замечательным образом. Он пришел и принес прекрасное излияние Своего Духа. Он говорил к ним, исцелял и освобождал их.

Конечно же, весть об этом излиянии распространилась по всему миру. И теперь на тех служениях можно видеть людей, «стреляющих в бесов, которые летают по залу". Что это значит? Они складывают пальцы руки, подобно пистолету, и «пих пах! бух - бах!" - все выглядит так, как будто они стреляют в невидимых духов, летающих по залу. Мы, взрос­лые люди, во имя Божье стреляем в невидимые привидения!

Приведите мне хоть одно место Писания, говорящее о подобном.

Ты можешь спросить: "Так это от дьявола?"

Нет, это всего лишь неконтролируемая, невежественная плоть, которая была задействована слишком активной чело­веческой мотивацией. Кому-то из лидеров просто нужно было объяснить тем людям, что бесов не расстреливают, а связы­вают и изгоняют вон!

Когда движение Божье проявляется в каком-то месте, мож­но много чего увидеть. Но часто именно недостаток умения распознавать среди лидеров наносит вред чистым движе­ниям Божьим. Такое лидерство позволяет плоти свободно царствовать вместе с Духом, что приводит к угашению Духа.

В этом городе есть также люди, которые опускаются на четвереньки, изображая животных. Они утверждают, что рычат, как львы. Где об этом можно прочитать в Писании? В книге пророка Исайи действительно говорится, что Дух Божий издает рев, - но не на четвереньках же!

Я верю в рев Божий. Я слышал этот рев и власть, исходя­щую из него. Я слышал его, в основном, на совместных цер­ковных собраниях, когда помазание сверхъестественной силы сходило с небес, и люди отвечали на него возгласами. Это звучало как святой рев! Кстати, его измерили по шкале Рихтера и обнаружили, что он превышает по громкости стартовые турбины самолета! Это, друзья мои, сверхъестест­венное. Я верю, что собрания с подобной атмосферой - это единственное место, где могут проявляться подобные места Писания.

Нет ни одного места Писания о том, что Бог хочет, чтобы ты поступал, как животное. Дух Святой хочет, чтобы ты жил и поступал, как Иисус, а не как какой-то африканский лев. Он пытается вывести тебя из этого животного, плотского состояния разума. Он пытается сделать так, чтобы ты жил на высоте, а не на четвереньках. На четвереньках в Библии можно найти только тех людей, которые были под про­клятьем. Когда же они каялись, то получали освобождение.

Ты скажешь: "Но Роберте, Дух Божий побудил меня рычать".

Нет, это не так. Возможно, Он сошел на тебя, но ты сам решил отреагировать на это помазание своей плотью. Поэтому ты рычал.

Под помазанием ты можешь своей волей решать, каким образом тебе поступать. Под помазанием твоя плоть все равно может делать то, что ей хочется, если ты ей это позволишь. Но этим ты остановишь намерение Духа Божьего.

Ты настолько занят выпячиванием плоти, что не принимаешь то, что Он пришел дать тебе.

Ты спросишь: "Хорошо, тогда духовные движения, подоб­ные этому, - от дьявола?"

Нет! Но тебе необходимо во время этих движений разби­раться с плотью или с последствиями пассивности лидерства.

Пассивное лидерство может стать причиной прекращения Божьего движения точно так же, как в истории с Сеймуром и Азузой. Я собираюсь говорить об Азузе в следующей главе. Однако пойми, что, разбираясь с чьей-то плотью, ты не дол­жен быть жестким или жестоким. Просто научи и обучи людей так, чтобы они могли принять полные благословения от Божьего помазания.

Плоть - это путь номер один для дисквалификации тебя в сфере различения. Если ты постоянно контактируешь с кем-то, действующим в слабом духе, помоги ему по истине. Раскрой этому человеку, в чем он себя обкрадывает, и ободри его развивать своего внутреннего человека. Распознай, в каком направлении ты должен двигаться, давая ему совет. Если же он отказывается изменить свою жизнь, тогда люби его на расстоянии и молись за него.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЛЕВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.
Волевой человек обладает рядом характерных качеств.
Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?
В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это:
- умение ставить ясные цели и задачи,
- умение планировать свои действия;
- умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное.»
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Следующее важное волевое качество - настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.
С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание . Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;
- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).
Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.
Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость . Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность . Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.
Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности . Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.


Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество . А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.
В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило- чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.
Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.
А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия - удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости- это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.
Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории - философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.
Героизм -определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме -это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.
Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:
- целеустремленность,
- настойчивость,
- терпеливость,
- выдержанность,
- самообладание,
- решительность,
- исполнительность,
- дисциплинированность,
- твердость воли
- стойкость воли,
- осторожность,
- разумный азарт,
- смелость,
- храбрость,
- отвага,
- мужество;
и его противоположность - состояние безволия, проявляется в таких качества как:
- упрямство,
- податливость,
- внушаемость,
- нерешительность,
- трусость,
- боязливость,
- удаль.