Не является грамматической категорией. Грамматическая категория

Лекция № 8

I. Центральные понятия грамматики: грамматическое значение и грамматическая категория.

II. Типы грамматических категорий.

III. Лексико-грамматические категории (разряды).

IV. Части речи как лексико-грамматические классы слов.

V. Характеристика основных частей речи.

I. Центральными понятиямиграмматики являютсяграмматическое значение, форма и грамматическая категория.

Грамматическое значение – абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например:грамматическим значением слов новый и старый является общее значение «признаковости», а также частные грамматические значения – рода, числа и падежа, которые имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый ).

Грамматическое значение неиндивидуально, так как принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, а выражается в нем «попутно», с помощью специальных грамматических средств. Оно сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, то есть по своей природе грамматическое значение неоднородно (например:в слове думал наиболее абстрактным является значение процесса, присущее всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени; более узким и определенным является значение мужского рода, которое присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например:грамматическое значение формы прошедшего времени выводится путем соотношения ее с другими временными формами).

Грамматическая категория – совокупность однородных грамматических значений, представленных рядами противопоставленных друг другу грамматических форм. Грамматическая категория в своих связях и отношениях формирует ядро грамматического строя языка.

Грамматическая категория существует как класс значений, объединенных в системе противопоставлений (например:грамматическая категория падежа объединяется единством самого отвлеченного значения отношений: «нечто относится к чему-то» и противопоставленностью частных отношений – объективного, субъективного, определительного и других). Соотношение грамматической категории и грамматического значения – это отношение общего к частному, необходимым признаком грамматической категории является и единство выражения грамматического значения в системе грамматической форм.

В каждом языке есть своя система грамматических категорий, и устанавливается она только путём анализа грамматических фактов самого языка. Нельзя назвать ни одного грамматического значения, которое выступало бы как универсальная грамматическая категория.

В разных языках даже одна и та же грамматическая категория в зависимости от количества противопоставленных членов может быть организованна по-разному (например:в русском языке категория числа двучленная, а в словенском – трехчленная; в русском языке категория падежа шестичленная, в немецком – четырёхчленная, в английском - двучленная).

В процессе исторического развития языка объём грамматических категорий может меняться. Например, в древнерусском языке категория числа была представлена единственным, двойственным и множественным числом, но в процессе языкового развития двойственное число было утрачено; утрачена и существовавшая в древнерусском языке форма звательного падежа и т.д.

II. Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические грамматические категории выражаются лексико-грамматическими классами слов – знаменательным частями речи (например:грамматическая категория вида, залога, времени выражается глаголом). Среди этих грамматических категорий выделяются словоизменительные иклассификационные.

Морфологические категории классификационного типа – это категории, члены которых не представлены формами одного и того же слова, то есть категории, внутренне присущие слову и не зависящие от его употребления в предложении (например:категория рода существительных в русском, немецком, английском языках).

Синтаксические грамматические категории – это категории, принадлежащие в первую очередь синтаксическим единицам языка (например:категория предикативности), но могут быть выражены и единицами, относящимися к другим языковым уровням (например:словом и его формой, которые участвуют в организации предикативной основы предложения и формируют его предикативность).

III. От грамматических категорий отличаются лексико-грамматические категории (или разряды). Лексико-грамматические категории – объединения слов, обладающих общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать то или иное морфологическое значение. Например,в русском языке среди существительных выделяются собирательные, отвлеченные, вещественные существительные, которые имеют особенности в выражении категории числа: они не способны к образованию форм числа, употребляются в форме одного числа, чаще единственного (листва, железо, дружба; нем. das Gold «золото» , die Liebe «любовь» ; англ. coal «уголь», knowledge «знание» ).

В зависимости от того, на основании каких признаков объединяются эти слова в разряды, а также их принадлежности к одной или разным частям речи, лексико-грамматические категории подразделяются на два типа:

1) категории, объединяющие в своем составе слова одной части речи, которые обладают общим семантическим признаком и сходством в выражении морфологических категориальных значений (например:во всех языках мира среди имен существительных выделяются разряды имен собственных и нарицательных и т.д.);

2) категории, представляющие собой группировку слов, принадлежащих разным частям речи, но объединенных на основе общности семантических и синтаксических признаков. Например,в русском языке разряд местоименных слов, объединяющий в своем составе местоименные существительные - я, мы, вы, кто ; местоименные прилагательные – такой, какой, всякий ; местоименные числительные – столько, несколько и т.д.; местоименные наречия – где, когда, там ).

IV. Части речи – основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка. Термин связан с древнегреческой грамматической традицией, в которой предложение не отделялось от речи.

Проблема части речи – наиболее сложная и дискуссионная проблема языкознания, не получившая окончательного решения. До сих пор не выработаны общие принципы выделения частей речи. Наибольшее признание получил так называемый «смешанный принцип», согласно которому учитывается общее (категориальное) грамматическое значение каждого разряда слов, способность их выполнять номинативную или указательную функцию, грамматические категории, присущие словам, объединяющимся в составе одной части речи, типы формо- и словообразования, синтаксическая сочетаемость, характерные функции слова в составе предложения и в связной речи.

Набор этих признаков, их иерархия в разных языках может меняться: в английском языке, например, выделение частей речи происходит на основании двух признаков: семантического (категориальное значение) и синтаксического (сочетаемость и функции в предложении); в русском – на основе трёх признаков: семантического, морфологического (общность набора морфологических категорий) и синтаксического.

В разных языках мира состав частей речи (их структура и объём) различен.

V. Несмотря на существование различий в составе, структуре и объеме частей речи разных языков мира, наиболее постоянным в них является противопоставление имени и глагола.

Имя , включающее в себя именные части речи (существительное и прилагательное) по своим семантическим, грамматическим и синтаксическим признакам противостоит глаголу. Членение частей речи на имя и глагол, имеющие свои истоки в древнеиндийском, античном и арабском языкознании, соотносится с членением высказывания на субъект и предикат.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, объединяющая в своем составе слова с общим значением предметности. Даже обозначая свойство, качество или процесс, существительное называет их в отвлечении от носителя признака или производителя действия (например: доброта, крутизна, рисование, der Gelehrte «учёный», das Leben «жизнь», the poor «», the love «» ).

Первичные синтаксические функции имени существительного – функции подлежащего и дополнения: Человек украшает место, а не место человека. - англ. The train leaves at six ỏclock. «Поезд отходит в шесть часов» и I᾽ve received a telegram. «Я получил телеграмму» - нем. Die Studenten sitzen im Hörsaal. «Студенты сидят в аудитории» и Er begegnet einem Bekannten. «Он встречает знакомого».

Хотя существительное может выполнять функции, свойственные другим частям речи: сказуемого (опыт – лучший учитель , англ. He is a teacher . «Он преподаватель», нем. Karaganda ist eine schöne Stadt . «Караганда – красивый город» ); определения (дом в три этажа , нем. die Museen von Paris «музеи Парижа», англ. This is the manager᾽s room. «Это комната заведующего» ); обстоятельства (идти тропой , англ. There is a hospital in the village . «В деревне имеется больница», нем. Er konnte vor Erregung nicht sprechen. «Он не мог говорить от волнения» ); но употребление его в этих функциях связано с определенными ограничениями.

С точки зрения семантики существительные во всех языках мира делятся на лексико-грамматические разряды, среди которых наиболее универсальными являются разряды собственных и нарицательных, конкретных и абстрактных.

Наиболее типичными грамматическими категориями существительных являются категориями числа и падежа. Категория падежа в одних языках выражается с помощью окончаний или предлогов и окончаний, в других – аналитически, то есть с помощью порядка слов или предлогов. Количество падежей может колебаться. Категория числа может выражаться по-разному: аффиксами (в русском языке: сестра – сёстр-ы , в немецком: die Blume – die Blum- en «цветок - цветы», в английском: city – citi- es «город - города» ), редупликацией (то есть удвоением основы – армянский язык), внутренней флексией (чередованиями внутри корня – английский: tooth –tee th «зуб - зубы» , немецкий языки: der Garten – die G ä rten «сад - сады» ), ударением (русский язык: лéса лесá ), супплетивизмом (образованием форм от разных корней или основ – русский язык: человек – люди ), агглютинацией (казахский язык).

Из других категорий широкое распространение получила категория определенности / неопределенности, которая может выражаться артиклем (языки немецкий: der, das, die – определённые, ein, eine, ein – неопределённые; английский: the – определённый, a,an - неопределённые), аффиксом. В русском языке этой категории нет.

Категории рода, одушевленности / неодушевленности во многих языках мира не имеют семантических оснований для своего выделения, поэтому они в некоторых языках в процессе их исторического развития постепенно утратились.

В русском и немецком языках имя существительное противостоит глаголу и по набору своих словообразовательных аффиксов, среди которых преобладают суффиксы (у глаголов ведущее положение занимают префиксы).

Имя прилагательное как часть речи в своем составе объединяет слова, обозначающие признак (свойство) предмета.

Первичные синтаксические функции прилагательного - функции атрибутивности и предикативности, то есть функции определения (прелестная шляпка – нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» - англ. cold day «холодный день» ) и сказуемого, его именной части (Ты ещё молодой и неопытный . – нем. Der Apparat ist gasdicht . «Аппарат газонепроницаем» - англ. The pencil is red . «Карандаш красный» ).

Прилагательное может обозначать качества и свойства предмета как непосредственно воспринимаемый признак (качественные прилагательные : солёный , красный, глухой, злой и т.д.; нем. stark «сильный», gesund «здоровый»; англ. big «большой», red «красный» ), так и признак, обозначающий свойство предмета через его отношение к другому предмету - действию, обстоятельству, числу и т.д. (относительные прилагательные : железный, вечерний, подземный; нем. morgen «утренний» , frühlings «весенний»; англ. autumn «осенний» ).

Это деление является универсальным. Признак может присутствовать в предмете в большей или меньшей степени, отсюда способность определённых разрядов прилагательных к образованию степеней сравнения (русс. мудрый – мудрее(более мудрый) – мудрейший(самый мудрый); нем. laut – lauter – am lautesten «шумный – более шумный – самый шумный»; англ. polite politer – politest «вежливый – более вежливый – самый вежливый» ). Признак может быть постоянным или временным свойством предмета, отсюда наличие двух форм – полной (бодрый; нем. eine schwere Aufgabe «трудное задание» ) и краткой: (бодр, нем. Die Aufgabe ist schwer «задание трудно» ).

Во многих языках мира прилагательное не выделяется в самостоятельную часть речи (китайский, корейский языки).

В языках, где прилагательные тяготеют к имени, они склоняются; где тяготеют к глаголам – спрягаются.

В словообразовательном отношении прилагательные часто противостоят другой части речи, обладая особым набором словообразовательных средств (например:в русском языке -н, -ск, -ов, -лив, -чив , отсутствующие в других частях речи).

Глагол - знаменательная часть речи, объединяющая слова с обозначением действия или состояния (любить, нем. schreiben «писать», англ. to speak «говорить» ). Это значение в языках мира выражается по-разному. Основная синтаксическая функция глагола – функция предикативности (сказуемности). В соответствии с этой функцией глагол обладает особыми грамматическими категориями (времени, вида, залога, наклонения).

Глагол обозначает действие через отношение 1) к лицу или субъекту действия, что объясняет наличие у глагола категории лица ; 2) к объекту действия, отсюда категория переходности . Действие, обозначаемое глаголом, протекает во времени, что выражается категорией времени , которая связана с категорией вида (выражающей внутренний предел, достигнутый или недостигнутый действием); наклонения (выражающей разное отношение действия к реальности); категорией залога (обозначающей, разную направленность действия на субъект и объект).

Наречие – лексико-грамматический класс неизменяемых слов, обозначающих признак признака, действия или предмета (например:очень близкий, читать много , яйца всмятку ; нем. ganz unbrauchbare «совершенно непригодные», gehen geradeaus «идти прямо», das Haus links «дом налево»; англ. a very good student « очень хороший студент», He works hard . «Он работает усердно» ).

В предложении выступают как обстоятельства (Быстро падала темнота. – нем. Die Delegation wurde herzlich empfangen. «Делегацию встретили сердечно» - англ. The sun shines brightly . «Солнце светит ярко» ), реже как определения (Он любит кофе по-турецки . – нем. Der Baum rechts ist hoch. «Дерево справа - высокое» ).

Основные морфологические признаки: отсутствие форм словоизменения, лексическая и словообразовательная соотнесённость со знаменательными словами, наличие особых словообразовательных аффиксов.

По лексическому составу наречия делятся на два лексико-грамматических разряда – качественные и обстоятельственные. Качественные передают различные виды значения качественности, свойственности, интенсивности (весело, быстро, много, вплотную; нем. wenig «мало», zweimal «дважды»; англ. too «слишком», enough «достаточно», well «хорошо» ). Обстоятельственные выражают обстоятельственные признаки, внешние по отношению к их носителю: места, времени, причины, цели (вдали, туда, вчера, сгоряча, умышленно; нем. hier «здесь», morgen «завтра», darum «поэтому»; англ. inside «внутри», now «сейчас» ).

Числительное – лексико-грамматический класс слов, обозначающих число, количество, меру. Специфической грамматической чертой числительных является их сочетаемость с существительными, обозначающими считаемые предметы: в одних случаях они управляют существительными (например:три стола ), в других – согласовываются с ними (например:многих студентов ).

Другой особенностью числительных является их отношение к числу: передавая понятие числа, числительное обычно этой категорией не обладает. В академической грамматике современного русского языка к числительным относятся количественные, передающие понятие числа в чистом виде (пять, двести; нем. zehn , drei; англ. one, ninety ); собирательные, обозначающие совмещенность однородных предметов (двое, трое ); порядковые же рассматриваются как относительные прилагательные (первый, седьмой; нем. der dritte, der zweite; англ. eighth, fifteenth ); дробные, обозначающие ту или иную часть целого (одна третья, пять шестых; нем. ein Viertel, ein Zwanzigstel; англ. a (one) quarter, two point three five ).

Местоимения не имеют собственного предметно-логического содержания, это часть речи, объединяющая в своем составе слова, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. Это своего рода заместительные слова. Местоимения указывают на

1) предметы (в грамматическом смысле слова) – это местоименные

существительные (например:я, ты, мы, кто, что, никто, некто ;)

2) признаки – это местоименные прилагательные (например:мой,

3) обобщенное количество – местоименные числительные (например:

сколько, столько, несколько );

4) обобщенно-обстоятельственное значение – это местоименные

наречия (например:где, куда, там);

5) обобщенно-процессуальное значение – местоименные глаголы

(например: to do в английском языке).

Отличительный признак местоимений – указательная и заместительная функция, поэтому в грамматиках разных языков местоимения часто распределяются по другим частям речи (например:в академической грамматике русского языка в состав местоимений включены только местоименные существительные).

Служебные части речи – семантически пустые, но нагруженные функционально, участвуют в образовании различных аналитических форм. Уступая знаменательным словам в численности, превосходят их по частотности употребления. К служебным частям речи относят предлоги, союзы, частицы, междометия, артикли.

учебная:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979.

с. 258 – 271.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. с. 155 – 167.


Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы

Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма.

Под грамматической категорией понимается системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых грамматическими формальными средствами. Грамматические категории бывают морфологическими и синтаксическими .

Морфологическая категория представляет собой двуплановое явление, это единство грамматической семантики и ее формальных показателей; в рамках морфологических категорий грамматические значения слова изучаются не изолированно, а в противопоставлении всем другим однородным грамматическим значениям и всем формальным средствам выражения этих значений. Например, категорию глагольного вида составляют однородные значения совершенного и несовершенного вида, категорию лица - однородные значения 1-го, 2-го и 3-го лица.

При анализе морфологических категорий особенно важно учитывать единство смыслового и формального планов: если какой-либо план отсутствует, то нельзя рассматривать данное явление в качестве категории. Например, нет оснований считать морфологической категорией противопоставление имен собственных нарицательным, так как это противопоставление не находит последовательного формального выражения. Не является категорией и противопоставление глагольных спряжений, но уже по иной причине: четкие формальные показатели (окончания) I и II спряжений не служат для выражения смысловых различий между глаголами разных спряжений.

Словоизменительные категории находят свое выражение в противопоставлении разных словоформ одного и того же слова. Например, категория лица глагола является словоизменительной, так как для ее обнаружения достаточно сравнить разные формы одного глагола (иду, идёшь, идёт).

Несловоизменительные (классификационные, или лексико-грамматические) категории находят свое выражение в противопоставлении слов по их грамматическим свойствам. С учетом значений, выражаемых несловоизменительными категориями, словарный состав языка можно разбить на грамматические классы (поэтому морфологические категории данного типа и называют классификационными). Несловоизменительными являются, например, категории рода и одушевленности /неодушевленности существительных.

Основной морфологической категорией (причем категорией классификационного типа) является категория частей речи (категория частеречности ). Все остальные категории выделяются в рамках частей речи и являются частными морфологическими категориями по отношению к частям речи.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д.

Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования . Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией. Так, любое существительное включается в систему падежных отношений, но не каждое из них включается в систему противопоставлений по роду: учитель – учительница, актер – актриса, но педагог, языковед, режиссер.

Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это имя существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями . Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова. Если лексическое значение соотносит звуковую оболочку слова с реалией (предметом, явлением, признаком, действием и т. д.), то грамматическое значение формирует конкретную форму слова (словоформу), необходимую, главным образом, для связи данного слова с другими словами в тексте.

Лексическое значение слова носит конкретный и индивидуальный, а грамматическое значение – абстрактный и обобщенный характер . Так, слова гора, стена, нора обозначают разные предметы и имеют разные лексические значения; но с точки зрения грамматики они входят в один разряд слов, имеющих один и тот же набор грамматических значений: предметности, именительного падежа, единственного числа, женского рода, неодушевленности.

Грамматические значения делятся на общие и частные. Общее грамматическое (категориальное) значение характеризует самые большие грамматические классы слов – части речи (предметности – у существительного, признака предмета – у прилагательного, действия как процесса – у глагола и т.д.). Частное грамматическое значение свойственно отдельным формам слов (значения числа, падежа, лица, наклонения, времени и т. д.).

Носителем грамматического значения на уровне слова является отдельно взятая форма слова – словоформа . Совокупность всех словоформ одного и того же слова называется парадигмой. Парадигма слова в зависимости от его грамматической характеристики может состоять как из одной словоформы (наречие сгоряча ), так и из нескольких словоформ (парадигма существительного дом состоит из 12 словоформ).

Способность слова образовывать парадигму, состоящую из двух и более словоформ, называется словоизменением . В современном русском языке действуют следующие системы словоизменения:

По падежам (склонение);

По лицам (спряжение);

По числам;

По родам;

По наклонениям;

По временам.

Способность слова образовывать особые формы называется формообразованием. Так образуются краткая форма и степени сравнения прилагательных, инфинитив, причастие и деепричастие у глаголов и др.

Итак, словоформа – это конкретное употребление слова.

Лексема – это слово как представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.

Парадигма – это вся совокупность словоформ, входящих в данную лексему.



Форма слова – это словоформа с определенными морфологическими характеристиками в отвлечении от её лексических особенностей.

Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. Например: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания , а общее значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом . Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами называется грамматической формой . Следовательно, формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного грамматического значения. Грамматические значения могут выражаться не только при помощи морфологических видоизменений слова, но и при помощи других слов, с которыми оно связано в предложении. Например, в предложениях Он купил пальто и Он был в пальто форма слова пальто одинакова, однако в первом случае оно имеет грамматическое значение винительного падежа, а во втором - предложного падежа. Эти значения создаются разными связями этого слова с другими словами в предложении.

Основные способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический, смешанный и другие.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией , т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво ), значительно реже – чередованием звуков и ударением (уме реть уми рать ; ма сла – спец. масла ), а также супплетивно , т.е. образованиями от разных корней (человек – люди, ребёнок – дети :значения ед. и мн. числа; брать – взять: значения несовершенного и совершенного вида; хорошо – лучше: значения положительной и сравнительной степени). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода – воды ), а также с чередованием звуков (сон – сна ).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах. Например, значение будущего времени глагола может быть выражено не только синтетически с помощью личного окончания (сыграю , сыграешь , сыграет ), но и аналитически с помощью глагольной связки быть (буду играть, будешь играть, будет играть ).

При смешанном , или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме ), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду ).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание -ут выражает и лицо, и число, и наклонение.

Таким образом, парадигма одного слова может объединять синтетические, аналитические и супплетивные словоформы.

Грамматическое значение слова может быть выражено синтаксическим способом, т.е. с помощью сочетающейся с данной словоформой другой словоформы (крепкий кофе – значение мужского рода несклоняемого существительного, на что указывает словоформа прилагательного мужского рода; к пальто – значение дательного падежа несклоняемого существительного, на что указывает предлог к).

Иногда в качестве способа выражения грамматического значения выступают логико-семантические отношения в тексте. Например, в предложении Лето сменяет осень существительное осень является субъектом и стоит в форме именительного падежа, а лето – объектом и стоит в форме винительного падежа.

Предмет морфологии. Этапы развития морфологии как науки. Понятие грамматического слова, грамматического значения, морфологической парадигмы, словоформы. (АКТИВНО МОЛИМСЯ БОГАМ, ЧТОБЫ ЭТО ПОПАЛОСЬ АРИНЕ, А НЕ НАМ)

Морфология в переводе с греческого языка обозначает буквально «учение о форме». Это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова . Поскольку морфология неразрывно связана с грамматическими значениями и категориями, она является частью грамматики. Термин «словоизменение» часто используют в качестве синонима термина «морфология».

Известный лингвист В.В.Виноградов называл морфологию грамматическим учением о слове.

Слово как грамматическая единица представляет собой совокупность словоформ с единым лексическим и категориальным грамматическим значением. В тексте оно выступает в конкретной словоформе. Так, слово книга имеет 12 словоформ: 6 падежных форм единственного числа и 6 падежных форм множественного числа. В примерах Мне подарилиинтересную книгу и Мне подарили интересные книги выделенные словоформы различаются частными грамматическимизначениями – значениями ед. и мн. числа, при этом слово книга сохраняет как лексическое, так и категориальное грамматическое значение предмета. Лексема является представителем группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением. Вся совокупность словоформ, входящих в данную лексему именуется парадигмой.

При продуцировании текста, построении высказывания очень важно выбрать форму слова, наиболее оптимальную для выражения определенного смысла. Для этого нужно знать правила словоизменения разных частей речи, особенности функционирования грамматических форм, иметь представление о семантическом потенциале грамматических категорий разных частей речи.

Именно поэтому предметом морфологии является учение о частях речи (грамматических классах слов), их морфологических категориях (рода, числа, падежа, вида, наклонения, времени, лица, залога), системе словоизменения.

Задачи морфологии .

· определить принципы объединения словоформ в лексему.

· установить, какая часть значения словоформ является грамматической.

· установить перечень и характер грамматических категорий,

· соотнести их с характеристиками отражаемой в языке объективной действительности,

· установить набор формальных средств, участвующих в создании грамматических категорий. (СРЯ под ред. Белошапковой, 1981г.)

Аспекты изучения морфологии:

· Собственно грамматический или системно-структурный подход (в разных академич. грамматиках) -> полное описание грамматического строя языка.

· Контрастивный - изучение грамматики в сопоставлении с другими языками.

· Нормативный подход - создание различных словарей, норм, изменений в грамматике. Социолингвистические исследования. Грамм.варианты в различных сферах жизни.

· Грамматика русского языка как иностранного. Важно знать точности, уметь объяснить, писать для разных целей (научить говорить или писать рефераты).

· Функциональный аспект. Описывает, как реально функционирует язык. Работа над этим аспектом ведётся очень долго. Основоположник Бондарко.

Основные понятия морфологии:

· грамматическая (морфологическая) форма,

· грамматическое значение,

· морфологическая парадигма,

· части речи.

Грамматическим называют обобщенное языковое значение, присущее большому количеству слов и обязательно выражаемое формально: или отдельными элементами, или при помощи других слов в предложении.

Грамматические признаки словоформы ДОМИКОМ

  1. По вопросу мы можем определить, что эта словоформа называет вообще предмет.

2. По вопросу мы можем определить, что эта словоформа называет нечто неодушевленное

3. Толкование может быть дано через картинку, то есть это предмет определенного вида.

4. Модифицирующий суффикс указывает, что эта словоформа означает нечто маленькое.

5. Словоформа информирует, что имеется в виду только один предмет.

6. Допускает словосочетания белым домиком, любуясь домиком, стоять перед домиком и не допускает хорошо домиком, очень домиком (относится к классу слов с синтаксическими функциями существительного)

7. Допускает словосочетание домик, который я построил, и не допускает домик, которого я построил

(синтаксическая неодушевленность)

8. Допускает словосочетание белым домиком , и не допускает белой домиком или домиком, которое стоит на горе

(синтаксический мужской род)

9. Допускает словосочетание желтым домиком , и не допускает желтыми домиком

(синтаксическое единственное число)

10. Допускает словосочетание любуясь домиком, гуляй перед домиком, доволен домиком , и не допускаетстою в домиком , лишился домиком

(подчиненный творительный падеж)

11. Допускает словосочетание

чудным домиком, но не допускает чудному домиком

(подчиняющий творительный)

Грамматические значения дополнительны по отношению к лексическим, но в силу завидной регулярности могут осмысляться и отдельно.

Конкретное слово в определенной грамматической форме называется словоформой

Совокупность всех возможных словоформ одного конкретного слова и есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ СЛОВО Брат, брата, брату, брата, братом, о брате; братья, братьев, братьям, братьев, братьями, о братьях .

Каждая грамматическая форма входит в определенную группу однотипных средств, где она противопоставлена другим формам. (ед и мн число, например)

Грамматическая форма – единство грамматического значения и средств выражения.

Грамматическое значение – обобщенное (не индивидуальное, в отличие от лексического), регулярное, обязательное для каждой словоформы, формально выраженное и являющееся одним из противопоставленных друг другу компонентов грамматической категории. В словоформах изменяемых частей речи выражается и общее грамматическое значение, и частные морфологические значения. Для неизменяемых частей речи характерно только общее грамматическое (категориальное) значение. Например, наречия обозначают признак действия (тепло оделся ), признак признака (по-московски гостеприимный ). Они не имеют морфологической парадигмы.

Морфологической парадигмой называется совокупность всех форм изменяемого слова. Общая парадигма слов одной части речи складывается из частных парадигм. Например, парадигма существительного включает числовую и падежную парадигмы.

Понятие грамматической категории. Типы грамматических категорий.

Грамматические формы по своему грамматическому содержанию объединяются в грамматические категории.

Грамматическая (морфологическая) категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородным содержанием. Именно такое определение грамматической категории принято в современной грамматике. В нем указаны основные признаки грамматической категории. Это закрытая система.

Нужно различать словоизменительные и несловоизменительные (классифицирующие) категории.

Словоизменительные:

несловоизменительные :

Это необходимо для того, чтобы уметь правильно образовать формы. Так, например, форма защищу образована от глагола совершенного вида защитить , форма защищаю – от глагола несовершенного вида защищать.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными грамматическими значениями. ГК характеризуют по количеству противопоставленных рядов.Г.к. подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий можно назвать грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи).

Для русского языка, языка с развитой системой словоизменения, принципиально различение словоизменительных и классифицирующих грамматических категорий.

Члены словоизменительных категорий могут быть представлены рядами форм одного слова (падеж, время).

3. Части речи: основания для их разграничения. Л.В. Щерба и В.В. Виноградов о системе частей речи. Части речи в научной и школьной грамматике.(ЦЭ СЕМИНАР)
4. Характеристика имени существительного как части речи. Грамматическая категория одушевленности/неодушевленности.

Имя существительное – своеобразное ядро частей речи русского языка. Ядерность этой группы слов обеспечивается уникальными семантическими признаками: денотатом имени существительного может быть любая реалия . Например:

· Материальные объекты: дом, ручка .

· Признаки: синева .

· Качества: доброта .

· Действие: мытье .

· Движение: хождение .

· Состояние: грусть .

· Отношение: соответствие .

· Количество: сотня .

· Абстракции: импрессионизм .

Имя существительное – часть речи, которая выражает значение грамматического предмета (предметности), выполняет синтаксическую функцию подлежащего и дополнения и имеет самостоятельные морфологические категории рода, числа и падежа. Полностью названные признаки проявлены у конкретных существительных.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных грамматических категориях числа и падежа и не словоизменительных категориях рода и одушевленности-неодушевленности. Существительное всегда отвечает на вопрос кто? что? Задавать вопрос нужно к начальной форме слова.

Начальная форма существительного – форма именительного падежа, ед. числа, а у существительных, не имеющих формы ед. ч. – форма им. падежа мн. числа (сани, сутки, джинсы).

Имя существительное в предложении может быть подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением: выступление фигуристов, сказки Пушкина.

Важный момент - способность существительного определяться прилагательным и причастием: холодная зима, прошедший праздник.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Одушевлённость:

Одушевленные существительные называют, как правило, живые существа (лиц и животных). Имеют свою специфику склонения и представляют особый разряд по отношению к категории рода, так как род одушевленных существительных может быть связан с полом называемых существ:
Брат – сестра, бык – корова.

У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа (а в мужском роде и единственного числа) совпадает с формой родительного падежа.
Вижу кого? (вин.пад.) – учеников, ученика, лошадей.
Нет кого? (род.пад.) – учеников, ученика, лошадей. Жду кого? Ученика.

К одушевлённым существительным относятся не только названия людей и животных, но и названия таких предметов, которые представляются почему-либо живыми. Например: одеваю кукол, пускаю бумажного змея.

Неодушевлённость:

У неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа (а в мужском роде и единственного числа) совпадает с формой именительного падежа.
Вижу что? (вин.пад.) – самолёты, самолёт. Жду что? Автобус.
Это что? (им. пад.) – самолёты, самолёт.

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса .

Существительные в сочетании с составными числительными, заканчивающимися на два, три, четыре, употребляются как неодушевленные: пригласить двадцать два специалиста (разговорный вариант).

Вывод : чтобы правильно определить одушевленность/неодушевленность существительного, слово нужно рассматривать в контексте предложения.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые Неодушевлённые
названия предметов живой природы названия предметов неживой природы
названия растений
названия богов названия планет по именам богов
названия мифических существ
названия фигур в играх
названия игрушек, механизмов, изображений человека
мертвец, покойник труп

названия микроорганизмов

образ, характер

5. Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматическая категория числа существительных.

Существительные объединяются в лексико-грамматические разрядыпо их значению и проявлению грамматических категорий (числа и падежа).

Выделяют такие лексико-грамматические разряды существительных, как собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные.

Лексико-грамматические разряды – семантические подтипы существительных, которые в силу особенностей значения по-разному взаимодействуют с его морфологическими категориями.

Специфичен род для одушевленных / неодушевленных субстантивов и неизменяемых существительных.

Одушевленность и неодушевленность связаны и с категорией падежа.

Морфологическая категория числа имен существительных – это система форм ед. и мн. числа существительных, выражающая противопоставление единичного объекта расчлененному множеству объектов. Это словоизменительная категория, охватывающая все изменяемые существительные.

Словоизменительный характер категорий отчетливо наблюдается при рассмотрении конкретных существительных как ядерной группы. Абстрактные, вещественные и собирательные существительные выражают значение количества формально и фактически лишены семантического противопоставления по категории числа.

Обратить внимание: лексически нетождественные формы числа: выбор, выборы . Ср.:

· снег / снега

· небо / небеса

· боль / боли

Лексико-грамматические группы слов, имеющие только единственное число.

1. Собирательные (вороньё, дворянство, беднота, профессура, пролетариат)

2. Вещественные (молоко, медь, парик из конского волоса)

3. Овощи, злаки, я годы и т.п. (малина, крыжовник, овес, сено?)

4. «Особенно ярко негативная, лишенная непосредственного отношения к числу, счету функция единственного числа выступает у слов с отвлеченными значениями свойства-качества, действия-состояния, эмоции, чувства, настроения, физического явления или явления природы, идейного направления, течения вообще у обозначений абстрактных понятий» (военизация, белизна, скука, скрытность).

5. Имена собственные.

6. Использование форм единственного числа наблюдается в том случае, когда один предмет относится к нескольким лицам или предметам и присущ каждому из них порознь (шли закрыв нос) (Люди шли, обвязав носы и рты платком. Толстой)

Лексико-семантические группы существительных pluraliatantum

1. Парные предметы;

2. Составные предметы (дровни, розвальни, салазки);

3. Масса, вещество, материал в его совокупности (дрожжи, дрова, харчи);

4. Совокупности денежных сумм (поборы, подати, финансы);

5. Отбросы или остатки от какого-л процесса: отруби, опилки, объедки;

6. Места и местности (запятки, в головах, выселки, а также имена собственные Бронницы);

7. Промежуток времени (сутки, сумерки, каникулы);

8. Сложное действие, состояние, складывающееся из многих актов (роды, хлопоты, побои, шашни);

9. Игры (прятки, ляпы, догонялки);

10. Обряды и праздники (крестины, именины, смотрины);

11. Единичные слова, обозначающие состояние (жить в потемках, быть в силах, нелады);

12. Единичные слова, обозначающие эмоции (завидки берут, на радостях).

Все существительные в форме ед. ч. имеют категорию рода, т.е. принадлежат к одному из 3 родов: мужскому, женскому и среднему.

Существительные с окончанием –а, -я в форме им. п. ед. числа относятся, как правило, к женскому роду (дорога, земля, страна, бабушка). Исключение составляют слова типа дядя, неряха, время.

Если начальная форма имеет окончание –о, -е, то существительное относится к среднему роду (море, благо). Исключение: домишко, домище (существительные со словами субъективной оценки, образованные от сущ-х м. рода).

Небольшая группа слов принадлежит к так называемому общему роду. К ним относятся существительные, не имеющие формы ед. числа (pluraliatantum сани, ворота, чернила), не распределяются по родам.

Родовая пара

Родовая пара – это парное противопоставление существительных м. и ж. рода, имеющих одинаковое лексическое значение, но различающихся значением биологического пола.

Различают пары:

1. супплетивные родовые пары (мужчина – женщина, бабушка – дедушка, овца - баран);

2. словообразовательные (студент – студентка, гусь – гусыня, лев - львица);

3. флективные – имеющие общую основу и различающиеся окончаниями (супруг – супруга, кум – кума, Александр - Александра).

Если же слова, входящие в родовую пару, являются названиями животных, то тип животных может быть обозначен как словом м. рода (зайцы, львы, ослы), так и словом ж. рода (кошки, овцы, козы).

Существительные общего рода

Кроме 3 основных родов (мужской, женский, средний) выделяются еще существительные общего рода , по значению они соотносятся с лицами и мужского, и женского пола, в контексте реализуют значение только одного рода (наш / наша Саша, страшный / страшная зануда, Белых знал / знала). В разговорной речи можно услышать: депутат принимала посетителей; мастер спорта установила новый рекорд; токарь хорошо справилась с заданием.

В стилизованной речи для речевой характеристики персонажей, при обращении к женщине по профессии рекомендуется использовать нейтральные формы: товарищ кондуктор, товарищ кассир.

Для обозначения мужского соответствия словам балерина, машинистка используются описательные выражения артист балета, переписчик на машинке . В профессиональном употреблении возникла пара медицинская сестра – медицинский брат .

Родовые варианты

Многие существительные употребляются в СРЯ и в форме м., и в форме ж. рода.

· -​ вольер – вольера (употребительнее 1 форма);

· -​ жираф – жирафа (употребительнее 1 форма);

· -​ клипс – клипса (литературной является 1 форма);

· -​ реприз – реприза (чаще употребляется 2 форма).

1) В зависимости от количества противопоставленных компонентов грамматические категории делятся на двухчленные (число, вид), трехчленные (лицо, наклонение, род) и многочленные (падеж) категории.

2) По характеру противопоставления компонентов выделяют категории, формирующиеся на основе 1) привативных (неравнозначных), 2) эквиполентных (равнозначных), 3) градуальных (ступенчатых) отношений.

Привативное противопоставление по роду образуют существительные типа учитель — учительница, тракторист — трактористка, кассир — кассирша: существительное мужского рода в таких парах может называть и мужчину, и женщину, а существительное женского рода только женщину. Привативной категорией является вид в глаголе. Глаголы совершенного вида отвечают только на смысловой вопрос "Что сделать?", а глаголы несовершенного вида, кроме вопроса "Что делать?", в некоторых речевых ситуациях отвечают и на вопрос "Что сделать?": Чем провинился этот мальчик? Что он сделал? — Он рвал яблоки в чужом саду.

Эквиполентное противопоставление образуют некоторые личные существительные мужского и женского рода: мать — отец, брат — сестра, девочка — мальчик. Существительные мужского рода обозначают мужчин, существительные женского рода — женщин.

Градуальные отношения представлены в степенях сравнения.

Падеж как грамматическая категория в определенном объеме устроен по принципу дополнительного распределения: одно и то же лексическое значение при помощи падежа помещается в разные синтаксические позиции: лишиться кого-чего, завидовать кому-чему, ненавидеть кого-что, любоваться кем-чем, горевать о ком - о чем.

В одной и той же грамматической категории могут обнаруживаться разные принципы семантической организации. См. род существительных.

3) Кроме этого, в зависимости от того, являются ли компоненты грамматической категории одним словом или представляют разные лексемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексикограмматические) категории. Классифицирующие категории объединяют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так, словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у прилагательных, категория падежа у существительных, категория лица, наклонения, времени у глагола и др. К классифицирующим принято относить категорию рода у существительных, вид в глаголе. Некоторые категории оказываются смешанного типа, частично словоизменительными, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Такова, например, категория числа у существительных.

А. В. Бондарко словоизменительные категории назвал коррелятивными, а классифицирующие — некоррелятивными. При этом он выделил последовательно коррелятивные, последовательно некоррелятивные и непоследовательно коррелятивные грамматические категории.

Примечание . Е. В. Клобуков предложил выделять в качестве особого типа интерпретационные морфологические категории, «предназначенные для выражения степени относительной значимости двух или нескольких однородных смысловых элементов» высказывания «Благодаря этим категориям один из однородных смыслов выделяется говорящим как основной, а другой смысл < > как дополнительная, сопутствующая, комитативная информационная часть. Грамматическое значение, выражаемое такими категориями, Е. В. Клобуков называет комитативным. На основе комитативности, по его мнению, организуется противопоставление полных и кратких форм прилагательного, спрягаемых и атрибутивных форм глагола, форм действительного и страдательного залога, а также именительного и звательного падежей косвенным падежам.

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999


Грамматические категории обычно классифицируют по двум основаниям: по количеству членов, образующих категорию, и по характеру отношений между ними. Грамматическая категория не может иметь менее двух членов. Если бы существовала лишь одна форма с каким-либо значением, то это значение не могло бы быть грамматическим, поскольку оно было бы лишено, вопервых, соотношения конкретного и общего, а во-вторых, регулярности. Те категории, которые состоят из двух членов, называют бинарными. Однако существуют грамматические категории и с большим числом членов. Трехчленной, например, является категория времени. Еще большее количество членов содержит категория падежа.
Противопоставления, образующие грамматическую категорию, могут (как и в случае фонетических оппозиций) составлять эквиполентную оппозицию, т. е. быть в таких отношениях, когда члены равноправны. Именно в таких отношениях находятся словоформы, образующие, например, категорию числа у существительных. Возможны также категории, члены которых составляют привативную оппозицию, т. е. находятся в таких отношениях, когда один из членов может передавать не только «свой» признак, но и признак, выражаемый другим членом. Так, по мнению некоторых ученых, «устроена» категория времени у глаголов несовершенного вида, где словоформы прошедшего времени указывают на действие до момента речи, словоформы будущего времени - на действие после этого момента, а словоформы настоящего времени могут указывать на действие безотносительно к моменту речи. (Ср. с противопоставлением типа секретарь - секретарша, где второй член обозначает только лицо женского пола, а первый - лиц обоих полов.)
Особенностью грамматических категорий является также их способность или неспособность противопоставлять словоформы одной лексемы. Рассмотрим некоторые примеры.
Категория числа у существительных способна противопоставлять словоформы, которые ничем иным, кроме значения числа, друг от друга не отличаются: стол - столы, дорога - дороги, ружьё - ружья. Категория времени у глаголов способна противопоставлять словоформы, которые отличаются друг от друга не только значением времени, но и другими грамматическими значениями. Написал и напишу отличаются друг от друга значением времени, а также значениями рода и лица. Значения рода и лица являются грамматическими. Следовательно, грамматические категории числа у существительных и времени у глаголов способны противопоставлять словоформы одной лексемы.
Существительные кум и кума, заведующий и заведующая, студент и студентка различаются своими сочетательными возможностями, которые, будучи обязательными, формируют категорию рода у существительных. Однако рассматриваемые существительные различаются не только сочетательными свойствами, нет и по содержанию: кум, заведующий, студент указывают на лицо мужского пола; кума, заведующая, студентка - на лицо женского пола. Характеристика по полу не является обязательной для существительных. Не является она и регулярной: далеко не всегда у существительного со значением лица или животного найдется коррелят со значением противоположного пола. (Как образовать по-русски названия лиц женского пола от наглец или борец?) Следовательно, категория рода у существительных не способна противопоставлять словоформы одной лексемы. Эта категория сочетается всегда с такими характеристиками, которые не являются грамматическими и формируют противопоставление лексем.
Грамматические категории, способные противопоставлять словоформы одной лексемы, принято называть словоизменительными. Грамматические кате^ гории, не способные противопоставлять словоформы одной лексемы, принято называть классифицирующими либо лексико-грамматическими.

Итак, задачи морфологии состоят в следующем. Во-первых, морфология должна определить принципы объединения словоформ в лексему. Во-вторых, она должна установить, какая часть значения словоформы является грамматической. В-третьих, морфология должна составить перечень и установить характер грамматических категорий, соотнести их с характеристиками отражаемой в языке действительности, определить набор формальных средств, участвующих в формировании грамматических категорий.
Поскольку морфология неразрывно связана с грамматическими значениями и грамматическими категориями, она является частью грамматики. Слово «морфология» иногда употребляют для обозначения собственно морфологии и словообразования. Однако чаще под морфологией понимают только словоизменение. Термин «словоизменение» часто употребляется как синоним термина «морфология» в узком смысле слова (без словообразования). Как и многие другие лингвистические термины, морфология обозначает и правила словоизменения, и науку об этой стороне языка.
Уже не раз отмечалось, что морфология имеет дело как с содержательными, так и со «связывающими» свойствами словоформ. Таким образом, морфология одной стороной примыкает к словообразованию, к той части, которая содержит учение о смысловых свойствах русских морфем, другой - к синтаксису, к той части, которая содержит учение о формальной структуре словосочетаний и предложений.
Граница между морфологией и словообразованием проходит как граница между окончаниями и другими типами морфем, как граница между значениями, появление которых в словоформах обязательно и регулярно, и значениями, которые этими свойствами не обладают. Так, увеличительность ~ уменьшительность не является предметом морфологии, а изучается словообразованием. Это значение не характеризует обязательно все формы существительных. Среди них имеются такие, которые либо никак не охарактеризованы по этому признаку (город, стол, стена), либо вообще чужды этому признаку (сметана, электричество). Вместе с тем значение увеличительности ~ уменьшительности не является регулярным. Существование словоформы со значением уменьшительности не обязательно предопределяет наличие словоформы со значением увеличительности, и наоборот; ср.: дом - домик - домище и коробка - коробочка -?; рука - ручка - ручища и тоска -? - тощища.
Изучая обязательные сочетательные свойства словоформ, морфология проявляет к этому явлению самодовлеющий интерес. В этом отличие морфологического подхода от синтаксического, при котором словоформа рассматривается не сама по себе, а как элемент единиц более высокого уровня - словосочетания и предложения.
Существуют и такие характеристики словоформ, которые лишь одной своей стороной включены в морфологию. Например, значение одушевленности ~ неодушевленности, будучи обязательным для существительных, не является для них регулярным. Следовательно, с точки зрения содержания эта характеристика не является предметом морфологии. Однако одушевленность или неодушевленность существительного влияет на выбор согласуемых словоформ. Эта «связывающая» характеристика существительных, имея не индивидуальный, а обобщенный характер, является предметом изучения в морфологии.