На волосок от провала. Провалы в Березниках - ilipin

Человек активно и уверенно хозяйствует на нашей планете. Больше всего его интересуют месторождения полезных ископаемых, ведь они дают возможность развивать производство, строить новые города и образуют множество рабочих мест в процессе разработки месторождения и его дальнейшей эксплуатации. Однако здесь можно увидеть и не столь радужные перспективы, ведь из-за глубоких и разветвленных шахт на рудниках под землей образуются пустоты. Многие из них перемежаются с карстовыми провалами. В Березниках и Соликамске подобное положение вещей привело к появлению нескольких провалов, ставших отличительной чертой этих городов. О проблеме населенных пунктов правительство осведомлено уже давно, однако остановить процесс оседания грунта специалистам не под силу. Сегодня мы расскажем вам о провалах в Березниках и Соликамске, а также попробуем выяснить, какие последствия это несет для жителей двух

Обратимся к специфике вопроса

Провалы в Березниках - это не единичное явление на карте мира. С подобной проблемой сталкиваются многие города и страны, особенно часто грунт проседает в местах, где ведется активная хозяйственная деятельность человека либо созданы специфические природные условия.

В результате подвижки грунта возникают углубления в земной поверхности. Прогнозировать их появление крайне сложно, поэтому под землю могут уйти дома, хозяйственные постройки, железнодорожное полотно и другие объекты инфраструктуры. Подобные явления наносят серьезный материальный вред и становятся причиной гибели большого количества людей. В Березниках провалы находятся под тщательным наблюдением специалистов, которые ведут кропотливую работу по их изучению и прогнозированию новых подвижек грунта. Возможно, благодаря их деятельности массовых жертв среди населения города уже многие годы удается избежать.

Причины внезапных подвижек грунта

Провалы в Березниках и других местах обусловлены множеством причин. Но среди основных можно выделить следующие:

  • Размывание грунта водой. Это могут быть подземные источники, утечки из проложенной канализации и тому подобные ситуации.
  • Деформация естественных пустот. В некоторых районах под землей содержится большое количество неизученных пустот и пещер. Иногда они залегают настолько глубоко, что обнаружить их в процессе георазведки невозможно. С течением времени они деформируются, грунт приводится в движение и проседает.
  • Ведение строительных работ без экспертизы. Если в опасных районах начинать строительство, то можно спровоцировать появление очередного провала. Поэтому существует правило, согласно которому строительным работам должна предшествовать геологическая разведка.
  • Состав грунта. Любой грунт подвержен размыванию, однако если он состоит из известняка или, например, каменной соли, то риск проседания становится в несколько раз выше.

Иногда к образованию провалов приводит деформация различных подземных сооружений. Но давайте перейдем непосредственно к истории образования провалов в Березниках.

Из истории вопроса

Соликамск и Березники считаются самыми крупными городами в Пермском крае. Здесь же расположено обширное Верхнекамское месторождение, где добываются соли магния и калия. Работы по добыче солей здесь ведутся уже более восьмидесяти лет. За этот период на шахтах было три крупных аварии, которые отчасти спровоцировали образование провалов.

Ученые считают, что главная причина провалов в Березниках - рудники и шахты. Они расположены практически под городом, что уже создает серьезную опасность для его жителей. Примечательно, что под жилыми кварталами первые пустоты были обнаружены еще в семидесятые годы прошлого века, через сорок лет после разработки месторождений. Некоторые из них располагаются всего лишь в трехстах метрах от поверхности.

На данный момент ситуация сложилась таким образом, что в Березниках закрыт единственных христианский храм и расселено несколько жилых кварталов. Причем подвижки грунта происходят до сих пор. Новый провал в Березниках был обнаружен не так давно - в марте текущего года. Каждый из них находится под тщательным наблюдением.

Первый провал

В начале восемьдесят шестого года в одном из рудников шахтеры обнаружили протечку. Вода, смешанная с солями, которую на местном жаргоне называют «рассолом», быстро разъедала грунт, и к весне стало понятно, что аварию уже невозможно локализовать. Поток постепенно проникал в помещения, где шла выработка, и измерялся скоростью в несколько тысяч кубометров в час.

Первый провал в Березниках образовался в ночь на двадцать седьмое июля. В лесной зоне произошел и мощный выброс солей на поверхность. Очевидцы рассказывали, что процесс сопровождался вспышками света, что выглядело довольно эффектно на фоне ночного неба.

Буквально в течение месяца огромный провал заполнился водой и стал напоминать озеро с краями высотой в двадцать метров. Примечательно, что провал образовался на пути небольшого ручейка. В итоге возник живописный водопад, который быстро стал местной достопримечательностью.

«Уралкалий» (завод) провал земли в Березниках тщательно отслеживает. Замеры воронки ведутся дважды в год. Стоит заметить, что глубина провала стремительно сокращается, однако ширина его имеет тенденцию к увеличению. Причем специалисты опасаются, что в ближайшее время рядом с первым провалом могут образоваться новые, которые увеличат общую площадь воронки.

По последним данным, диаметр искусственного озера составляет приблизительно двести метров.

Провал в Соликамске и его последствия

Провалы в Березниках более многочисленны, чем в Соликамске. Но в этом городе они имели более разрушительные последствия. В первых числах января девяносто пятого года прошлого века в пределах Соликамска произошло мощнейшее землетрясение. Несколько толчков магнитудой от трех до пяти баллов привели к потере целого озера. Провал площадью приблизительно тысячу метров на девятьсот метров поглотил озеро и родники, подпитывающие водоем.

В результате вода проникла в первый и второй рудники, а большая часть строений города попали в потенциальную зону обвала. Однако рабочим удалось полностью спасти второй рудник и остановить воду, которая могла хлынуть под город и уничтожить его.

Тенденция образования провалов

В связи с разработкой месторождения грунт и почва в районе рудников стали очень подвижными. Это отчасти спровоцировало частые землетрясения в Соликамске и Березниках. С конца девяностых до начала нулевых годов их произошло несколько сотен.

В зоне риска образовалось множество мелких провалов. Они были раскиданы на достаточном отдалении друг от друга и не несли значительных разрушений. Однако в глазах специалистов эти провалы были только предвестниками грядущих проблем. Они сделали прогноз, согласно которому к 2006 году нужно было ожидать усиления сейсмоактивности и образования новых провалов в районе Верхнекамского месторождения. Стоит отметить, что специалисты были правы.

Авария на первом руднике

Осенью шестого года после очередного землетрясения рабочие заметили проникновение в шахты воды. Изначально рассол напоминал небольшой ручеек, но он очень быстро разъедал породу. Уже спустя несколько дней поток достигал просто невероятной скорости - более одной тысячи кубических метров в час.

Рудник стремительно затапливался. Руководство завода пыталось ликвидировать последствия аварии, однако откачка воды не дала желаемых результатов. Еще через пару дней стало понятно, что возобновить работы не удастся. Поэтому людей было приказано вывести на поверхность и оставить шахты в затопленном состоянии. Это стало причиной появления нового провала.

Катастрофа 2007 года

Спустя год после аварии на руднике произошли серьезные подвижки грунта и обвал. Изначальный диаметр образовавшейся воронки не превышал семидесяти метров. Однако провал стремительно рос и уже через пару недель имел размер приблизительно в пятьсот метров.

На дне воронки скопилась вода и образовалось небольшое озеро. Примечательно, что уровень воды в провале регулярно растет. По последним данным, он достигает чуть более ста метров.

Последствия провала

Огромная воронка нанесла значительный ущерб государству. Образованная в срочном порядке комиссия заявила, что он составляет не менее одного миллиарда рублей. Однако самая большая проблема заключалась в том, что провал возник в опасной близости от железнодорожной ветки и жилых кварталов Березников.

Властям после долгих попыток решить ситуацию иным образом пришлось строить обходную ветку и в срочном режиме заниматься переселением местных жителей. На это ушло практически полтора миллиарда рублей.

Восемь лет назад государство еще раз подсчитало убытки от образовавшегося провала. По итогам, с компании, занимающейся разработкой месторождения, было затребовано почти восемь миллиардов рублей.

Закрытие станции Березники

Семь лет назад авария на первом руднике вновь дала о себе знать. В ноябре десятого года прямо в районе железнодорожной станции образовался новый провал. Его диаметр немного превышал сто метров, однако работа станции прекратилась.

По прошествии некоторого времени провал удалось засыпать, в процессе погиб один из бульдозеристов. На месте воронки грунт продолжает оседать до сих пор, поэтому станция находится в заброшенном состоянии.

Воронка в Соликамске

Три года назад на территории города был замечен небольшой провал. Его размер составляет восемьдесят на пятьдесят метров. Серьезных последствий он не принес, однако является тревожным звоночком для местных жителей.

Очередной провал в Березниках

Сад школы под номером двадцать шесть, расположенный практически в ее дворе, заброшен уже на протяжении нескольких лет. Само учебное заведение и все близлежащие здания расселены уже десять лет назад. И как показали события, вовсе не зря. Ведь два года назад именно здесь возник новый провал.

Ему предшествовали многочисленные трещины, стихийно возникающие на территории города. Они начали появляться приблизительно пять лет назад, проходя сквозь городские площади, асфальтированные улицы и даже дома.

В феврале пятнадцатого года прямо во дворе закрытой школы бы

ла обнаружена очередная воронка. Ее диаметр не превышал пяти метров, однако специалисты уверены, что размер будет увеличиваться.

Последние данные подтвердили, что они не ошиблись. Воронка уже достигла практически тридцати метров в диаметре.

Улица Котовского: место новой воронки

Два последних года специалисты пристально следят за движением грунта на улице Котовского в Березниках. Они отметили, что почва начала проседать, и с каждым месяцем этот процесс все убыстрялся.

В итоге в марте сего года на улице возник провал. Его размеры не превышали двух с половиной метров. Спустя месяц рядом появилась еще одна воронка глубиной восемь метров. В ближайшее время ученые прогнозируют образование новых пустот в том же районе.

Что ожидает Березники в будущем? Никто этого не знает. Но многие специалисты уже не единожды поднимали тему о переселении города в более безопасное место. Иначе однажды он может полностью исчезнуть с поверхности земли.

Признаюсь, что даже представления не имел о таком явлении, как техногенные провалы и проседания грунта такого масштаба, когда на огромной площади образуются дыры в земной коре глубиной до 100 метров.

Хотите посмотреть как это выглядит вживую?


Вот и мне стало любопытно, когда местные пермские блогеры собрали тур и пригласили меня составить им компанию в обследовании провалов. Попасть сюда практически невозможно, поэтому не воспользоваться ситуацией было попросту глупо.

Все это было законно и организовано совместно с администрацией края и само собой везде нам был зеленый свет, так как территории оцеплены, охраняются и тут ведется круглосуточный мониторинг за состоянием движения земной коры.

Чтобы вы понимали, Березники это не какое-то там российское захолустье, это мощнейший промышленный центр Пермского края. Уникально место своими запасами калийно-магниевых солей. То, что вы видите - остановленная из-за техногенной катастрофы часть предприятия-гиганта Уралкалий.

После осмотра основного провала мы отправились в центр мониторинга таких зон.

А зон таких немало, вот тут на мониторе в прямом эфире можно наблюдать за состоянием провалов. К сожалению, они затронули не только промышленную, но и жилую зону, поскольку часть жилой застройки расположена над шахтами.

Это не было сюрпризом, поскольку о проседаниях грунта и опасности обрушения домов ученые впервые заговорили ещё в середине 1970-х годов прошлого века, а в 1986 году в результате аварии была затоплена шахта третьего рудоуправления (БКПРУ-3).

В лесу тогда образовался первый провал, который постепенно заполнился водой. А когда затопили рудник БРУ-1, пошло движение уже на город и следующий провал образовался на промплощадке в 2007-м, в 2010 образовался третий, уже на ж/д путях неподалеку от станции Березники-Пассажирские, что нарушило ж/д сообщение с городом.

Сперва были попытки восстановить грунт, однако они не увенчались успехом и сейчас все зоны провалов превращаются в территорию отчуждения с повышенным контролем. Современные приборы мониторинга позволяют заранее узнавать опасные зоны и с большой долей вероятности прогнозировать новые провалы и воронки. Пока ошибок в прогнозах не было.

Жить в таких районах было бы небезопасно и власти приняли решение переселять жителей данных территорий в новые районы. Первая попытка переселения была предпринята в 2010 году.

Именно для этих целей построили новый микрорайон Усольский-2. Однако по халатности дома построили из очень дешевых материалов, которые не отвечали современным строительным нормам. И теперь 89 домов превратились в поселок-призрак, не пригодный для проживания.

В 2014 году решили начать заново, уже на новой площадке. А в январе 2015 г. ОАО «Корпорация развития Пермского края» разыграло самый крупный контракт по застройке правого берега города Березники для переселения жителей аварийных домов. Так приступили к возведению ЖК "Любимов".

На этот раз дело доведут до конца, поскольку всё это взял под личный контроль ВРИО Губернатора Пермского края Максим Решетников.

Новые современные дома будут отвечать всем требованиям для комфортного проживания.

Помимо этого, будет функционировать вся необходимая для жизни инфраструктура: школа, детский сад, поликлиника и торговый центр. Уже налажено транспортное сообщение с предприятиями региона и городом.

А новые квартиры будут сдаваться уже с отделкой.

Чтобы обеспечить новый микрорайон теплом на местной теплоцентрали были увеличены мощности.

Сюда мы тоже успели заглянуть.

А после отправились на самое крупное предприятие по производству титана - завод АВИСМА. Тут производят практически весь титан, используемый в мировой авиационной промышленности.

Первый раз удалось побывать в плавильном цеху. Конечно, меня не могли не поразить масштабы производства.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах — казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе — вопрос это объёмный и очень сложный — а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой — она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных «участников процесса». Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) — прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО «Уралкалий» в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить — вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник — опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ни что иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную — не саму развитую — его часть. Березники — уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они — с закладкой, потопом или без них — всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное — 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница — соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда — здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент — единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта — не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников «Уралкалия», и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с «большой землёй». Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро — небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек — в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска — одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением — можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров — пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 — в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь — здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли — это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.


Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 — РА1, 2008 — ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 — ВЛ11 с ним же, 2010 — ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров — дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее — при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как «обход МК-24». Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным — для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа — столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть «американские горки» — плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный «поезд» в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную — в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка — трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа — обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер — 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции — с опережением, накануне Нового Года — 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго — до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное — на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно — поезд без лишнего шума пускают по старому пути — на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа — пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим — влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск — логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь «обрезают» — новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.

ilipin в Провалы в Березниках

С высоты, естественно.

Вылазок в или через Березники сделано, наверное штук пять. Однако, только один раз удалось поснимать город сверху - то времени нет, то погода не та, то забираемся вглубь, а не ввысь. Не прошло, как говориться, и полгода, и наконец Первый отдел знаменитого на всю страну НИИ Коптеро и Подвесостроения завершил цензурирование фотографий Березников. Раз добро получено, нужно публиковать.

Провалы №3(2010г) и №4(2011г) у станции Березники. Слева с красной крышей - жд вокзал Березников, закрыт навечно. Пассажирские поезда к перрону больше никогда не прибудут.

Провалов в Березниках насчитывается в настоящее время 4 штуки. Три появились после затопления шахты первого рудоуправления, или БКПРУ-1 в 2006 году. Примерно через год после затопления провалилась земля около фабрики технической соли прямо на территории предприятия.


Текущее, на лето 2014г. состояние провала на фабрике технической соли первого рудоуправления.


Первоначальное состояние провала №2


Глубина провала - около 100 метров.

В мае 2007 года было закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что, как утверждалось, ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.


Канал, вдали видны две дамбы для отсечения притока воды в рудник и вытекания рассола в Каму.


Солеотвал первого рудника. До провала был гораздо выше. В связи с образованием провала, соль с отвала использовалась для приготовления насыщенного раствора и закачку его в умирающую шахту.

Промканал - это часть реки Зырянки, куда раньше заходили баржи для загрузки продукции Уралкалия. Сейчас из-за провала канал перегорожен дамбой(в конце) что бы рассол из провала не вытекал в канал и Каму.


Мелькомбинат и шламохранилище(на заднем плане) первого рудника


На дальнем плане снимка выдины трубы ТЭЦ-10, до сих пор работающей не краю провала 1 и 2


Еще один вид на второй провал.


Вид на второй провал и рудоуправление из под облаков.

В 2010 году на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1 произошел новый провал. В результате был прекращен транзит через станцию Березники, все 14 путей грузового, пассажирского и сортировочного парка были укорочены на одну треть и стали тупиковыми. В 2011 году, к первой годовщине появления, провал был засыпан, однако это не позволило полностью восстановить станцию. Через два года, после оседания засыпанного грунта, на месте воронки вновь образовалось озеро. Провал на территории станции стал третьим по счету и величине из березниковских провалов и получил народное название «Малыш»


Видно как разобраны рельсы. Эта жд ветка соединяла Соликамско-Березниковскую агломерацию с остальным миром.

По состоянию на лето 2014 года рассматривался вопрос переноса станции. Перемычка между засыпанным и четвёртым провалом сохранялась, но озеро образовавшиеся из-за непрекращающихся оседаний над двумя провалами продолжало наступление.


Здание закрытого железнодорожного вокзала Березников.

4 декабря 2011 года севернее здания шахтнострпоительного управления, недалеко от станции Березники, произошёл новый, четвертый по счету провал. К настоящему времени провал 3 и 4 представляет из себя одно озеро.


Слева видеется провал №3 на путях станции Березники, справа - №4.


Провалы 3-4, на заднем плане солеотвал первого рудника. На бортах провалов здания уходящие под воду.

Еще один вид на провалы 3-4.

Железную дорогу тоже пришлось перестраивать. В несколько этапов построены новые участки железной дороги в обход границы шахтных полей. К 2012 году реконструкция была закончена, минудобрения теперь можно безопасно вывозить по железной дороге.


Снятые железнодорожные пути на закрытой ветке.


Ответвление железной дороги на обход опасного участка

В 2012 появилась новая опасная зона около площади Решетова. Асфальт, здания в этих местах трескается, скорость проседания грунта регулярно измеряется, и похоже что увеличивается. В любой момент, скорее всего весной произойдет очередной провал. Попытались заснять место, пока еще выглядящее как нормальный заброшенный квартал, чтобы сравнить будущей дырой в земле. Делайте ставки, когда потребуется экстренная экспедиция в Березники?


Площадь Решетова - место будущего провала.


Где-то в центре снимка скоро будет дыра.

Пара техноприродных пейзажей, не относящихся к провалам напрямую.


Дамба пруда первого рудника


На дальнем плане видны лодочные базы и речной порт.


Первый пруд и деревня Зырянка. На горизонте солеотвал затопленного в 86м году третьего рудника, там тоже имеется провал за номером один.

Оригинал взят у leksandrych в На волосок от провала.

Часть вторая. Бесконечная история.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах - казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе - вопрос это объёмный и очень сложный - а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой - она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных "участников процесса". Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) - прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО "Уралкалий" в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить - вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник - опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ничто иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную - не саму развитую - его часть. Березники - уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они - с закладкой, потопом или без них - всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное - 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница - соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда - здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент - единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта - не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников "Уралкалия", и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с "большой землёй". Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро - небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек - в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска - одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением - можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров - пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 - в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь - здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли - это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.

Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 - РА1, 2008 - ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 - ВЛ11 с ним же, 2010 - ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров - дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее - при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как "обход МК-24". Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным - для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа - столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть "американские горки" - плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный "поезд" в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную - в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка - трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа - обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер - 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции - с опережением, накануне Нового Года - 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго - до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное - на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно - поезд без лишнего шума пускают по старому пути - на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа - пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим - влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск - логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь "обрезают" - новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.