Культура и быт в селе. Старый парк в селе чобручи

На левом берегу Днестра, вблизи города Слободзия, раскинулось большое село Чобурчиу (Чобручи). Некогда в нем проживали до 12 тыс. человек, однако в наше время число жителей не превышает 9 тысяч. Официальной датой основания села принято считать 1753 год. Однако задолго до этой даты на этом месте жили люди, и само это место было известно еще до начала нашей эры. По преданию, еще в VI столетии до н.э. именно здесь переправлял свои войска через Днестр персидский царь Дарий I. Единого мнения у историков относительно окончательной даты зарождения села нет, однако все подчеркивают исключительное географическое расположение села как места удобной переправы. И здесь же Днестр образует рукав, Турунчук, в который отдает около 60% своей воды. Но об этом вы прочтете в одной из наших публикаций.

Селу Чобручи посвящено множество научных трудов, самым полным из которых является монография венгерского академика Шандора Сатмари «Чобурчиу». Одна из самых вероятных версий основания поселения гласит, что несколько семей из правобережного села Чобурчиу Штефан-Водского района бежали через Днестр от турецких завоевателей и основали село-дублер на левом берегу. Однако в данной публикации мы не будем более останавливаться на истории села, а расскажем вам об одной из его уникальных достопримечательностей.

В 1958 году 39-летний скульптор Дмитрий Кириллович Родин, родом из Пензенской области России, обосновавшийся здесь вскоре после окончания войны, стал инициатором и вдохновителем создания в селе необычного парка. Идея этого парка пришла к нему после того как он увидел старую Троицкую икону кисти Андрея Рублева, имеющую сложную символику. И Дмитрий Родин начал экспериментировать во дворе собственного дома. Здесь появился небольшой пруд, беседка, мостик, были высажены разные деревья и кустарники, заработал фонтан. И пока подрастали деревья в молодом парке в центре села, который с энтузиазмом разбивали жители села, скульптор вынашивал свои идеи. К их реализации он приступил в начале 70-х годов и трудился неустанно до начала 80-х. В результате, парк преобразился, в нем появилось несколько прудов с бетонным основанием, протоки, мостики, была построена ротонда, лебединый дворец, где жили несколько пар лебедей, днем плавая среди кувшинок на водной глади. Появились живописные валуны, был насыпан большой холм в центре парка и на нем возведена скала. И главное – парк наполнился скульптурами. А еще возник сначала один, затем и второй грот, который, правда, художник не успел достроить.

Скульптура «Аурика» в «Солнечном гроте»

Сразу скажем о главном и необычном. Все гроты и скульптуры сделаны не из камня, на который просто не было денег. Все сделано, точнее, вылито из бетона. И большинство валунов в парке тоже бетонные, кроме нескольких, которые художник привез из Гоянского карьера, заинтересовавшись их необычной формой. Художник лепил скульптуру в глине, затем делалась форма, в которую заливалась бетонная масса. Потом начиналась отделка поверхности бетона для того чтобы придать ему вид камня. Об этом мы узнали от дочки художника, которая до сих пор проживает в селе. Не зная этого факта, было бы трудно поверить, что это не камень, а бетон.

Но парк интересен не только этим. Вся его концепция построена на сложной символике единения основных стихий природы – воды, земли (камня), света (огня), объединенных негасимым духом искусства. Очень большое значение имела вода прудов и фонтанов, в которых отражались все эти скалы и скульптуры. Так, например, «Скала раздумий», выполненная в виде одного крыла, отражаясь в воде, образовывала фигуру летящего журавля. Но не меньшую роль играл и свет. В «Солнечном гроте», с расположенной в нем скульптурой девушки, Аурики, сквозь два отверстия пробивается солнечный свет, подсвечивая и словно оживляя изваяние. А в недостроенном «Радужном гроте» через отверстие в крыше в определенное время дня солнечные лучи, падая под рассчитанным углом, должны были создавать радугу в куполообразном фонтане над центральным отверстием в потолке.

Мы не упомянули о размерах парка. Он совсем невелик, всего 4 гектаров, но настолько интересен, разнообразен, так по-разному выглядит с разных точек обзора, что бродить по нему можно целый день и так и не разгадать все его секреты. Например, обойти вниманием автопортрет скульптора на скале на вершине холма в центре парка. Вы увидите его на двух наших фотографиях. При жизни автора парка он был покрыт сверху слоем легкого бетона, но согласно завещанию Дмитрия Родина после его смерти этот слой был снят. Произошло это в 2000 году, одновременно с присвоением парку имени Д.К. Родина и установкой стелы с табличкой. А еще под верхним слоем одного из валунов сохранился отпечаток руки художника.

Упомянем и о мемориале погибшим во время Второй мировой войны, который расположился при входе в парк со стороны Дома культуры. В его центре возвышается красивая скульптура матери с сыном работы знаменитого молдавского скульптора, родом из Фэлешт, Лазаря Дубиновского.

Бассейн с фонтанами и скульптура «Жажда» или «Коленопреклоненная»

Итак, на протяжении почти 10 лет Дмитрий Родин трудился над тем, чтобы парк обрел свое лицо, наполнился особым и даже таинственным смыслом. К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

В последующие десятилетия парк запустел, исчезли лебеди, пересохли пруды, замолкли фонтаны, поэтому в полной мере оценить красоту и своеобразие этого парка не получается. Справедливости ради скажем, что за парком все же ухаживают, чистят от мусора, занимаются очисткой деревьев, чему мы сами были свидетелями. Но появилась надежда, что в ближайшее время парк начнут восстанавливать, что вновь наполнятся пруды и протоки, забьют фонтаны, а может быть, и плавно заскользят по водной глади красавцы лебеди. Во всяком случае, председатель сельсовета, Василий Андреевич Иванов, с радостью сообщил нам, что найдены деньги и уже до нового года будет проведен целый комплекс восстановительных работ. Во время нашего последнего посещения парка мы увидели прокладку траншей для новых труб, питающих пруды и фонтаны. Так что наш репортаж пока не окончен, и мы надеемся продолжить его в следующем году и порадовать вас новыми открытиями.

Анализируя исторические данные и рассказы старожилов о Чобручах (я помню село только с 1937 года), приходишь к выводу, что до 1930 года в селе было мало объектов культурно-бытового назначения, тем более достопримечательностей. К сожалению даже от существовавшей в то время социальной инфраструктуры села до наших времён практически ничего не сохранилось. Большинство чобручан молодого и среднего поколения полагают, что сегодняшние культурно-бытовые объекты существовали всегда. Увы, это не так! Единственное здание, построенное в конце ХIХ века и дошедшее до наших дней – это дом № 0 по улице Ленина, принадлежавший до 1926 года священнику Александру. В последующее время этот дом не раз реконструировался. В разные годы в этом здании располагался Сельский Совет (в подвале которого содержали арестованных), почта, начальная школа, детская библиотека. В настоящее время это здание пустует, но тешу себя надеждой, что оно будет отведено под музей села Чобручи. С основания села до начала сороковых годов ХХ столетия площадь, от которой берут своё начало улицы Ленина, Гагарина, Матросова и Комсомольская была центром села. На этой площади располагались старая церковь, водочная корчма (на территории спецшколы), винная корчма (на перекрёстке улиц Комсомольской и Кирова), полиция и почта (на приусадебном участке дома № 2 по улице Гагарина). Все вышеуказанные учреждения, кроме церкви, располагались в арендованных домах. В 1926 году был построен клуб по улице Ленина, на его месте сегодня стоят овощной и продовольственный магазин №3. В конце тридцатых годов почта и милиция переехали в здание, которое располагалось на том месте, где сегодня разбиты клумбы перед Сельским Советом. В начале улицы Ленина, в сторону дома № 3 жил врач (фамилия неизвестна), который принимал больных селян. После войны 1941-1945 годов сельский врачебный участок располагался в маленьким угловом домике по улице Комсомольской (угол Кирова). С начала пятидесятых годов ХХ века фельдшером села работал Бойко Леонид Парфентьевич. Других врачей не было, только санитарка Варвара. Родильный дом располагался по улице Матросова, на этом месте сегодня стоит дом № 19. Через несколько лет больных принимали уже несколько врачей, а врачебный участок размещался в различных домах – в центре села, по улице Дружбы, Чапаева и др. В 1962 году в центре села было начато строительство двухэтажной больницы на 100 коек, медицинской амбулатории, объекты обеспечения работы больницы. В строительстве принимал участие студенческий строительный отряд из университета «Дружбы народов» имени Патриса Лумумбы. В последствии в этих зданиях располагались отделения районной больницы.

В двадцатые годы в селе образовалось потребительское общество (СЕЛЬПО). Создавалось оно на паевые взносы сельчан, и было призвано обеспечить пайщиков товарами первой необходимости. Паевые взносы собирались вплоть до конца семидесятых годов. Полнопайщики, полностью выплатившие взносы в установленном размере, обеспечивались дефицитным товаром. Чобручское сельпо было одним из самых богатых в республике. Каждый полнопайщик получал в конце года дивиденды. Вместе с ростом благосостояния колхозников, укреплялась материальная база сельпо. В разных частях села было построено семь типовых продовольственных магазинов, до этого времени магазины располагались в арендованных частных домах. 12 декабря 1958 года открыт двухэтажный универмаг. Построен и расширен хозяйственный магазин, оборудован рынок села, организован комиссионный магазины, построены овощные ларьки. Были магазины на фермах, в производственных бригадах. В семидесятые годы в селе был построен хлебный завод. В настоящее время былое благополучие сельской потребительской кооперации кануло в лету.
В кратком энциклопедическом словаре «Советская Молдавия», изданном в 1982 году, перечисляются следующие культурно-бытовые объекты села Чобручи: «средняя и две восьмилетние школы, Дом Культуры с киноустановкой, клуб, три библиотеки, музей боевой славы, больница амбулатория, аптека, пять детских яслей, детский сад, мастерские бытового обслуживания, магазины, три столовые, радиоузел, телефонная станция, отделение связи. Водопровод, парк культуры и отдыха, стадион, памятник советским воинам, освободившим село от немецко-фашистских оккупантов и односельчанам, погибшим в великой отечественной войне». Однако создано было значительно больше. С девяностых годов, после незначительного перерыва, в «Доме науки» возобновил свою работу филиал Слободзейской музыкальной школы. «Дом науки» был построен с целью распространения в районе передового опыта, новшеств науки и техники, передовой технологии производства сельскохозяйственных культур. Затем в этом здании располагались детский сад, детская библиотека, коммерческий магазин, музыкальная школа. Дом быта села (на тридцать рабочих мест) в былые времена оказывал жителям до сорока пяти бытовых услуг. Большую помощь в его строительстве оказал уроженец села Чобручи Киктенко Владимир Константинович, который на момент строительства занимал пост Министра коммунального хозяйства Молдавской ССР. В восьмидесятые годы было построено новое здание Сельского Совета. Почта и сберегательная касса располагаются в здании правления колхоза. В 1990 году началось проектирование и прокладка газопровода среднего давления к селу Чобручи. В 1994-1996 годах практически всё село было газифицировано. Большинство труб, фурнитуры, уличные и индивидуальные проекты газификации и работы по их выполнению оплачены жителями села. В селе работали в полном объёме с хорошими бытовыми условиями шесть колхозных и один государственный садика. Ныне они работают меньше чем на 50% государственный садик «Теремок», и колхозные сады «Флоричика», «Радость» и «Мугурел». В настоящее время детей и жителей села обслуживает шесть библиотек – при трёх школах, при Доме Культуры и сельском клубе. В 1973 году библиотечный фонд составлял 30 тысяч книг. В конце семидесятых годов была построена центральная котельная, обогревающая здания двух средних школ, Дома Культуры, Правления колхоза, Сельского Совета, спорткомплекса, Дома быта. Благоустроены восемь шахтных колодцев по селу. С 1958 года в селе действует водопровод, пробурены семь артезианских скважин. На сегодняшний день его протяжённость составляет более 45 километров. До 1958 года в селе было десять телефонных номеров, а в 1961 году – двадцать номеров. В 1969-1970 годах в здании правления колхоза была установлена телефонная станция на 200 номеров. Телефонизация села проводилась за счёт средств колхоза. В первую очередь были телефонизированы производственные и бытовые объекты колхоза и села, школы, дома специалистов колхоза и Сельского Совета. В 1978 году Министерство связи Молдавской ССР смонтировало ещё одну станцию на 300 номеров. В 1969 году, по инициативе председателя колхоза Баранова К.А. было приобретено тридцать радиостанций и внедрена диспетчерская связь по радио со всеми производственными и тракторными бригадами, фермами и главными специалистами. Первое испытание радиосвязи было во время наводнения 1969 года. До 1959-1960 годов были установлены 500 радиоточек, в 1961 году был установлен мощный радиоузел на два киловатта, и количество радиоточек увеличилось до 2700 штук. Первая гостиница в селе Чобручи находилась по улице Котовского, дом № 44, рядом с больницей, сегодня это жилой дом. Хотя это был крестьянский дом, условия в гостинице были хорошими. В начале восьмидесятых годов возле Дома Быта в сторону стадиона было построено новое здание для гостиницы с отличными условиями. В начале девяностых годов оно было приватизировано специалистами колхоза. В центре села, по улице Пионерской, был построен двухэтажный жилой дом для врачей и специалистов колхоза. По улице Котовского (угол Пионерской) колхозом, во время, когда председателем был Руссу И.Н., построен Дом Председателя Колхоза. Рядом построен двухквартирный дом для специалистов колхоза и учителей. В начале девяностых годов построены ещё десять домов для специалистов, механизаторов и врачей, однако заканчивать строительство пришлось самим владельцам домов, так как у колхоза не было на это средств. В селе работали три бани, с парилками, душевыми и ванными комнатами. Располагаются они по улице Набережной №6, по улице Пушкина (угол улицы Кошевого), по улице Лиманной. Во второй половине тридцатых годов, по мере улучшения экономического состояния колхозов начали строиться клубы. К.Н. Гоян вспоминает: «С 1937 года колхоз «Красный партизан» на один трудодень выдавал хорошую натуроплату… Во время войны колхозы были разграблены. Самый лучший клуб (а построено их до войны три) разрушили и пустили на строительство домов». На самом деле до войны более богатыми колхозами –имени Ленина, «Молдова Сочиалистэ», «Красный партизан», имени Ворошилова - было построено четыре клуба. В годы войны два из них были разрушены, а в клубе колхоза «Молдова Сочиалистэ» находилась церковь. В клубе колхоза «Красный партизан», располагавшемся на перекрёстке улиц Ленина и 25-го Октября, находился клуб «Кэмин». В здании этого клуба впоследствии располагались правление колхоза имени Ленина, СВУ, детский сад-ясли. Столовая и библиотека средней школы № 3. Клуб колхоза имени Ленина, подвергшийся разрушению в военные годы. Находился на том месте, где сегодня стоит детский сад «Радость», клуб колхоза Ворошилова – на месте детского сада «Теремок». В 1948 году демобилизовавшийся из армии чобручанин Голубов Семён Иванович, возглавлявший одну из бригад колхоза, стал секретарём комсомольской организации колхоза «Молдова Сочиалистэ». Комсомольская организация оживила культурно-массовую работу. Как вспоминает С.И. Голубов: «»работу начали с организации художественной самодеятельности, стали участвовать в районных и республиканских смотрах. В 1954 году танцевальный коллектив занял первое место на республиканском смотре, а хоровой – второе». Успехи художественной самодеятельности села во многом объясняются хорошим руководством со стороны Васькова Фёдора Митрофановича (духовой и хоровой кружок), Васьковой Зинаиды Кирилловны (танцевальный коллектив), а также музыканта и композитора Пономаренко Анатолия Петровича. В 1949 году было принято решение проводить красные свадьбы. Первой красной свадьбой была свадьба доярки Веры Бабенко. На свадьбу в клубе собралось всё село. Клуб не мог вместить всех желающих. Молодым дарили подарки от правления колхоза, от Сельского Совета… С тех пор ещё долгое время большинство свадеб проводилось в клубе, в церковь, располагавшуюся неподалёку от клуба, в крестьянском доме, шли единицы. О чобручских свадьбах писали газеты «Молодёжь Молдавии», «Комсомольская Правда».

«По мере укрепления своей экономики колхозы начали строить современные помещения культурно-просветительского направления, многие из которых ни в чём не уступают городским. Такие дома культуры были в Твардице, Чобручах…»(46, стр. 273). «В стадии строительства в 1958 году находятся ещё 145 таких объектов… Дом культуры колхоза имени Ленина села Чобручи Тираспольского района» (46, стр.108).

Был составлен генеральный план реконструкции села Чобручи с целью превратить его в агроогород. «Одним из примеров формирования общественного центра села является застройка села Чобручи Тираспольского района. Началом образования этого села явилось строительство в пятидесятых годах клуба со зрительным залом на 600 мест (архитекторы В.П. Александров, И.С. Эльтман). Архитектура фасадов клуба решена в ордерной системе, характерной для нового послевоенного десятилетия. Четырёхколонный портик подчёркивает главный вход и хорошо увязан с боковыми фасадами. Элементы народного декора использованы в решении пергол, украшающих террасы боковых фасадов, ориентированных в парк. Кроме дома культуры. Расположенного в парковой зоне со стадионом и зелёным театром, в общественном центре построены кооперированное здание правления колхоза, сельсовета и отделения связи, а также гостиница, двухэтажные жилые дома. Главная площадь с памятником В.И. Ленину, имя которого носит колхоз, хорошо озеленена и благоустроена» (47, стр.296). После объединения колхозов, по мере роста благосостояния объединённого хозяйства началось строительство многих объектов культуры и быта. Гордостью чобручан является дом культуры села. Вся художественная лепка дома культуры и скульптурный барельеф на фасаде выполнены скульптором Родиным Д.К. Они выполнены в классической форме с современным акцентом. В начале семидесятых годов, с обеих сторон, к дому культуры были пристроены комнаты для кружковой работы. В здании дома культуры на втором этаже расположена сельская библиотека, комнаты для кружковой работы, стационарная киноустановка. В зале стоит современная мебель и осветительное оборудование. Все изменения и дополнения к начальному проекту осуществлены по предложению Родина Д.К. и в его исполнении, по согласованию с главным архитектором Александровым. Именно благодаря этому в селе Чобручи расположено красивейшее здание, которым чобручане по праву гордятся. О строительстве дома культуры и парка культуры и отдыха рассказывает скульптор нашего села Родин Дмитрий Кириллович. «В 1952 году я работал в художественной мастерской в городе Тирасполе, где помимо прочего исполнял и лепку для новостроек. В то время лепные изделия, особенно в оформлении общественных зданий, применялись в больших количествах. Однажды главный архитектор города Александров зашёл в мастерскую и рассказал, что был в Чобручах, что там колхоз своими силами, без каких-либо расчётов на железо, бетон, арматуру, ведёт кладку стен дома культуры. Все несущие конструкции собираются делать из дерева, что он долго уговаривал их сдать строительство под контроль специалистов, но он и слушать не желают. Я без официального приглашения не могу ни в чём им помочь. Я обещал им прислать художника, который самостоятельно может вести оформительскую работу. Александров просил меня поехать в Чобручи, сделать эскизы на оформление дома культуры и попутно сагитировать их на сдачу работы под контроль архитектора. В Чобручи я приехал за неделю до Нового 1953 года. Председатель колхоза Василатий Иван Демьянович встретил меня доверительно. Мы обошли с ним всю стройку дома культуры, в стороне лежали два деревянных стропила. Я сказал председателю, что такая конструкция должна быть сделана из железа, к ней подвешиваются деревянные щиты, в случае если какой-нибудь из них будет гнить, его легко будет заменить, не нарушая стальную конструкцию. Но он уже обо всём этом слышал, слышал, что и фойе надо пристраивать. Разговор мы продолжили в кабинете главного бухгалтера колхоза Константинова Григория Романовича. Он мне показался особенно рассудительным. В конце беседы чувствовалось, что Александров ещё до меня заложил в моих собеседниках вирус сомнения. Мне оставалось ждать их решения и готовить эскизы для будущей работы. Через некоторое время колхоз заключил с Александровым договор на техническую документацию и другие работы. По моей рекомендации в колхоз был принят опытный техник-строитель Егоров, который отвечал за всё строительство. Работа шла слаженно и быстро: заливали фундамент по фойе, за сценой возводили помещение для декораций. Снимали по всему периметру здания верхний ряд котельца. Ставили опалубку и арматуру, заливали сейсмический пояс. Строительный порядок победил, всё вставало на круги своя Пришла пора открытия. Из Кишинёва приехали именитые гости: Председатель Верховного совета Молдавии. Министр культуры и другие вышестоящие начальники. Но нас с Егоровым, как потом объяснял нам, вызвав в свой кабинет, председатель колхоза, в предпраздничной суматохе пригласить забыли. Мы его понимали… Про Ивана Демьяновича стали писать в газетах, по радио говорить. Не заставило себя долго ждать звание Героя Социалистического Труда. Правда, сказать, его хозяйство было лучшим в районе, а дом культуры был прелюдией ко всему. Ивана Демьяновича избрали членом правительства, депутатом Верховного Совета. Спустя год с лишним главным агрономом колхоза стал Степанов Касьян Иванович – умнейший и скромнейший человек. Мы с ним были дружны в то время, когда он заведовал парниковым хозяйством колхоза. К тому времени я построил свой дом в селе, возле дома соорудил пруд с беседкой. Степанов часто заезжал ко мне. Однажды сидим с ним на мостике пруда, любуемся цветением лилий, кустами сирени, окружающими пруд. В этот момент и зародилась мысль сделать парк с такими же вариациями, только большего размера. Свободных мест в селе было несколько, но не хотелось уходить от центра. Присмотрели хорошее место рядом с домом культуры. Но надо было снести какое-то жилое здание, и какие-то дряхлые постройки. Этот вопрос взял на себя Степанов. Хозяину дома построили новый дом в другом месте. Степанов сразу же поручил мне сделать проект будущего парка, тема, как говорится, была на виду, на поверхности. В это время основной темой разговоров было то, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Когда был готов проект, нас (как потом выяснилось) по настоянию парторга вызвали в райком партии. В кабинете второго секретаря был архитектор района и ещё двое. Я разложил на столе свою стряпню – три пластилиновых эскиза и несколько ватманов. По первому варианту парк выглядел так: чуть вправо от парадного входа, по центру парадной линии насыпается пятиметровый холм, на котором располагается большая скала под гранит, на скале вырублен рельеф «К сияющим вершинам коммунизма»; перед скалой бьёт мощный фонтан, вода по каскаду устремляется вниз к озёрам, большой насос гонит её вновь вверх. Архитектор сказал, что это ново и актуально, но он бы на моём месте скалу перенёс в центр. Правильно, подтвердил второй секретарь, скалу сделать не вытянутой, а круглой, как солнце, а аллеи вокруг будто лучи солнца. Все присутствующие обрадовались простой находке большого начальника. В конце пустого, нудного разговора Второй предложил встретиться через неделю… А через неделю нам уже диктовали условия: мостики в парке, по их мнению, - это не серьёзно, это отголосок мещанства; автор проекта не архитектор, а скульптор, закончивший не институт, а художественное училище и т.д. Стало понятно, что молодой архитектор тянет дело под себя. Степанов на обратном пути говорил мне: «Больше на унижение к бездельникам не пойдём, привожу саженцы, и делаем всё по-своему». Парк посадили в начале апреля 1958 года, но на душе у меня было не весело. Нападки на парк продолжались долгие годы, даже тогда, когда второго секретаря перевели работать, а архитектор уехал работать в Кишинев, и оставался один парторг, который, вероятно. Радовался сложившимся обстоятельствам. Таким образом, за парком сохранилась недоговорённость и скрытое тайное подозрение. Никто не хотел со мной связываться, продолжать, вернее, начинать художественную часть. А тут заболел мой друг Касьян Иванович, и через год мы его похоронили на чобручском кладбище. После чего я остался один на один с проблемами парка, и понял, что одному, без поддержки Степанова, этот вопрос не решить. Меня пригласили работать в художественную мастерскую бытового обслуживания посёлка Слободзея. Работу я выполнял, в основном, в своей домашней мастерской. А время двигалось, парк рос, ему шел уже четырнадцатый год. В колхозе работал новый председатель – Иван Николаевич Руссу. Было ему в то время 25-26 лет, красивый парень, все говорили деловой, деловой. Однажды иду я по парку и вижу, что Мелентьев с рабочими забивает колышки и натягивает шнуры на месте парадного входа в парк. От него я узнал, что на этом месте будет построен восьмиквартирный дом. Через час я с талмудами был у председателя и рассказал ему историю парка, о том кто мне всегда перекрывал кран. «Это ваш парторг»,- сказал я председателю и назвал фамилию этого человека. Оказалось, что в колхозе уже новый парторг. «Вам, - сказал Руссу, - включаю зелёный свет. Приступайте к работе. На наряде всем скажу, чтобы вам только содействовали, а не мешали работать». В то время ни я, ни он и предположить не могли, что через три-четыре года парк, на строительство которого дал добро этот молодой парень, получит всесоюзную известность, а сам Руссу, минуя служебную лестницу, из председателя колхоза станет первым секретарём Суворовского райкома партии. Парк будут показывать по телевидению, высокое начальство из Кишинёва с охотой будет привозить именитых гостей показать диковинку. Ежедневно будут приезжать туристические автобусы1, а молодожены села, района и Тирасполя будут фотографироваться у фонтанов и водопадов… Но это было потом, а в тот момент передо мной была большая неопределённость. Вместе с радостью пришло замешательство, что делать? Разрешение на строительство есть. А темы нет. Первоначальная за четырнадцать лет устарела, в обществе и в прессе о коммунизме помалкивали. Говорили о развитом социализме, хотя никто толком не знал, – есть у нас он или его ещё предстоит построить. Между тем в парке начали работать. Землю, накопившуюся после стройки больших подвалов, радуясь случаю, что её не надо возить за 12 км в карьер Красной Балки, свозили на холм. А темы так и не было, стандартный парк меня совершенно не интересовал. И вот однажды я увидел, как за домом культуры сжигали ненужные книги. Для того. Чтобы они дотла сгорели, их разрывали. Некоторые страницы подхватывал ветер и разносил вокруг. Среди всего я увидел цветную репродукцию с иконы Андрея Рублёва «Троица», принёс её домой. Нашёл материал о Византии, о церковных канонах, из которого узнал, что крылья в художественных произведениях, к примеру, символизируют парение ввысь, скалы – твёрдость духа, вода – начало жизни, небо – бесконечность мысли и т.д. Это натолкнуло меня на размышления. Ведь основные каноны – скалы, вода и небо - в моих планах присутствовали. Тогда я нашел, что пишут об иконе «Троица». Всем прочитанным после этого нужно было теперь художественно распорядиться. Первое, что пришло мне в голову – сделать парадный вход, подняться по ступенькам, как на паперть, пройти по мостику. И вот перед нами просторный зал, пол которого устлан белыми плитами. В центре зала коленопреклонённая дева прильнула к воде, святыне земли нашей. Стены этого храма – зелёные деревья, а купол – бесконечное голубое небо. Так, на ходу, экспромтом начал разворачивать тему о иконе из далёкой старины, которая и ныне удивляет всех живущих величием духа и радостью бытия. На картине Рублёва изображена скала выше головы правового ангела. Он ввёл её в композицию для того, чтобы закрыть окружность по верху и создать равновесие. Мы поставили скалу по линии холма. Отражаясь в воде, она напоминает полёт птицы. Наскальный барельеф изображает вечность жизни. Третью скульптуру установили в проливе между двух мостов – юноша и девушка сажают саженец, начало любви, начало жизни. Четвёртая скульптура – девушка в гроте у водопада, в её облике грусть и ожидание. Пятая скульптура расположена около водопада радужного грота, где юноша и девушка безмятежно спят, над ними небо. Этой скульптурой заканчивается композиция парка.» В строительстве парка участвовали все чобручане, которые выходи на субботники и воскресники, однако, основная работа производилась строительной бригадой и автопарком колхоза под руководством Родина Д.К. и инженера-строителя Мелентьева П.П. Руками Родина Д.К. выполнены все скульптуры и другие элементы парка. Все горы, гроты и пруды выполнены искусственно на абсолютно ровной площадке. Главные аллеи и дорожки отлично освещены. В 1982 году ВДНХ СССР объявила всесоюзный конкурс на лучший парк культуры и отдыха. В этом конкурсе участвовали 1500 парков со всего Союза ССР. Победителями конкурса были признаны четыре парка: парк культуры и отдыха имени Горького (г. Москва), парк города Домодедово (Московская область), Ялтинский парк и парк села Чобручи. Победители были награждены дипломами I степени и золотыми медалями. Скульптор Родин Д.К. был удостоен почётного звания заслуженного деятеля культуры Молдавской ССР, награждён двумя медалями ВДНХ и правительственной наградой. В центре другой части села, на территории бывшего колхоза имени Ленина, в здании, где размещались его склады, расположился сельский дом культуры со зрительным залом, киноустановкой и другими помещениями. В семидесятые годы здесь была оборудована дискотека, которая была одной из лучших не только в районе, но и во всей республике. Эту оценку дали многочисленные делегации, приезжавшие в Чобручи для того, чтобы посмотреть достопримечательности села. На территории бывшего колхоза имени Ленина также построен двухэтажный детский сад «Радость», два двухквартирных дома, котельная, которая отапливала все эти здания.

До 1970 года на месте современного Мемориала Славы был другой памятник погибшим воинам. Могилы солдат Великой Отечественной Войны были во многих местах села Чобручи и на его землях. К 25-летию победы Великой Отечественной Войне было принято решение собрать останки всех погибших воинов и похоронить их в одном месте, на котором воздвигнуть Мемориал Славы. Были собраны останки более пятисот воинов Красной Армии, погибших с 12 апреля 1944 года в боях в окрестностях села Чобручи, когда фронт стоял на реке Днестр, а также воинов, скончавшихся от ран в госпиталях, расположенных в школах села.
Первый разведчик, красноармеец Щербаков, вошедший в село Чобручи 12 апреля 1944 года, убитый снайпером, похоронен на северном кладбище. Его именем названа улица села, на которой он был убит. Строительство мемориала продолжалось три месяца, оно было завершено к 9 мая 1970 года, дню 25-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Проект мемориала был разработан художественным фондом города Кишинёва, оттуда же были привезены основные детали и фрагменты композиции. Плиты и надписи были выполнены в Тирасполе. Мемориал также увековечил память всех уроженцев села Чобручи, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Большая работа по сбору фотографий чобручан, погибших на войне, была проведена участником войны Андреем Ивановичем Барбалат. Мне кажется, было бы хорошо, если бы администрация села Чобручи, по примеру Министерства культуры Республики Молдова увековечила бы в мемориале память жителей села Чобручи депортированных, репрессированных, лишённых жизни в период политических репрессий 1930-1950 годов. Возле Мемориала Славы, в парке культуры и отдыха на высоком пьедестале установлен трактор «Универсал» - один из первых тракторов, облегчивший труд колхозников в период создания и укрепления колхозов в тридцатые-сороковые годы. В 1959-1960 годах, когда ждали приезда в село Н.С. Хрущева, по проекту архитектора Александрова и скульптора Родина Д.К. была построена летняя эстрада и зелёный театр на 2500 посадочных мест со всем комплексом подсобных помещений. По проекту тех же авторов, исполнителем которого был инженер-строитель Мелентьев, было построено здание Правления колхоза по улице Ленина, дом 35. Строительство вела строительная бригада колхоза. Перед зданием правления колхоза установлен памятник В.И. Ленину, автором которого был скульптор Эпельбаум. В зону отдыха села входит также стадион. По инициативе главного инженера колхоза Янковского Леонида Павловича, при поддержке председателя колхоза Ливицкого Анатолия Петровича, он был благоустроен и загорожен, были оборудованы более 2000 мест для болельщиков. На берегу реки Днестр расположена зона отдыха, включающая сельский пляж, водопад. Чобручане и гости села, в то время, когда действовала паромная переправа, отдыхали на правом берегу Днестра. К сожалению, эта зона отдыха сегодня недоступна. В шестидесятые-семидесятые годы в Чобручах ежегодно отдыхали до 5000 человек различных профессий из городов Москвы, Ленинграда, из северных районов страны. Жили они в домах сельчан, питались в столовой колхоза, в чайной в центре села, в шашлычной, располагавшейся возле спецшколы. Многие питались продуктами с рынка, из магазина, готовили у хозяев, у которых квартировали. Люди отдыхали в селе по многу лет подряд. Развитию культуры и спорта в нашем селе постоянно уделялось большое внимание, особенно по мере восстановление колхозов после войны, по мере укрепления их материальной базы. Футбольная и гандбольная команды была гордостью чобручан. Первая защищала честь села в районных турнирах, вторая - участвовала в республиканских турнирах. Успехи сельских спортсменов явились побудительной причиной для развития спортивной материальной базы села, создания нормальных условий для занятия спортом детей и взрослого населения Чобруч. Председатель колхоза Руссу И.Н. добился разрешения на строительство спортивного комплекса и включения его в план. Строительство началось при другом председателе - Ливицком А.П. Это был спортивный комплекс с залом 18х24 метра, по новейшему городскому проекту. Закончилось строительство в 1982 году, когда председателем колхоза был Миргородский И.П. Монтажные работы выполнили работники Межколхозстроя, основная отделочная работа осуществлялась строительной бригадой колхоза. Строительство спортивного комплекса можно назвать подвигом. Так как село получило такую спортивную базу, какой не было и нет ни в одном селе не только Молдовы, но и бывшего Союза. При спорткомплексе работает спортивная школа, директором является Бордиян Михаил Александрович, тренеры-преподаватели Караман П.Д., Выходец В.В., Натаров Н.В. Благодаря этим людям гандбольные команды села стали известны не только во всех уголках Молдовы, но и во многих городах бывшего Союза. Чобручским спортсменам рукоплескали болельщики Прибалтики, Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины, Кавказских республик. Благодаря спорту о селе Чобручи узнали во многих уголках Советского Союза. Чобручские спортсмены встречались в международных турнирах с командами Югославии, Германии, Румынии, Польши. Футбольная команда «Нистру (Чобручи)» выступала в высшей лиге Республики Молдовы.

Участники спортивных турниров, которые проводились в Чобручах, проживали на туристической базе, которая размещалась в доме № 5 по улице Ленина.
Не было праздника в селе, который не был бы украшен спортивными соревнованиями. За всем эти великолепием стоит труд чобручан, укреплявших и сохранявших экономическую мощь колхоза. Однако сегодня времена изменились. Спортивная школа работает, но дальше чем за пределы района спортсмены практически не выезжают. Спортивная, да и культурная жизнь села пришла в упадок. Однако хочется верить, что всё изменится и вернутся прекрасные времена взлёта спортивной славы села Чобручи.

Главная цель поездки в село Чобручи Слободзейского района – прогуляться в уникальном старом парке имени Д.К. Родина, который появился в селе еще в 50-е годы XX века. Мы вам расскажем, почему вам стоит на него посмотреть!

1. История

В 1953 году советский скульптор Дмитрий Кириллович Родин, приехавший в Молдавию из Пензенской области после окончания Великой Отечественной Войны, стал инициатором создания в селе парка.

Идея этого парка пришла к нему неожиданно. После того как он увидел старую Троицкую икону кисти Андрея Рублева, имеющую сложную символику. И Дмитрий Родин начал экспериментировать во дворе собственного дома. Здесь появился небольшой пруд, беседка, мостик, были высажены разные деревья и кустарники, заработал фонтан. И пока подрастали деревья в молодом парке в центре села, который с энтузиазмом разбивали местные жители, скульптор вынашивал свои идеи. К их реализации он приступил в начале 70-х годов и трудился неустанно до начала 80-х.

К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который проходил на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

2. Скалы, скульптуры и гроты

Вся концепция парка построена на сложной символике единения основных стихий природы – воды, земли (камня), света (огня), объединенных негасимым духом искусства. Очень большое значение имела вода прудов и фонтанов, в которых отражались все скалы и скульптуры. Так, например, «Скала раздумий», выполненная в виде одного крыла, отражаясь в воде, образовывала фигуру летящего журавля.

Скульптура «Юность»

Скульптура «Жажда» или «Коленопреклоненная»

Скульптура «Скала раздумий»

Но не меньшую роль играл и свет. В «Солнечном гроте», с расположенной в нем скульптурой девушки Аурики, сквозь два отверстия пробивается солнечный свет, подсвечивая и словно оживляя изваяние. А в «Радужном гроте» через отверстие в крыше в определенное время дня солнечные лучи, падая под рассчитанным углом, должны были создавать радугу в куполообразном фонтане над центральным отверстием в потолке.

«Солнечный грот» со скульптурой девушки

3. Уникальность

Уникально то, что все гроты и скульптуры сделаны не из камня (на него тогда просто не было денег). Все сделано, точнее, вылито из бетона. И большинство валунов в парке тоже бетонные, кроме нескольких, которые художник привез из Гоянского карьера, заинтересовавшись их необычной формой. Художник лепил скульптуру в глине, затем делалась форма, в которую заливалась бетонная масса. Потом начиналась отделка поверхности бетона, чтобы придать ему вид камня.

4. Автопортрет скульптора

Парк совсем невелик, всего 4 гектара, но настолько интересен и разнообразен, что бродить по нему можно целый день. Нельзя обойти вниманием автопортрет скульптора на скале на вершине холма в центре парка. При жизни автора парка он был покрыт сверху слоем легкого бетона. По завещанию Дмитрия Родина, после его смерти этот слой был снят. Произошло это в 2000 году, одновременно с присвоением парку имени Д.К. Родина и установкой стелы с табличкой. А еще под верхним слоем одного из валунов сохранился отпечаток руки художника.

Часть скалы на вершине Восточного холма, на которой скульптор вырезал свой профиль

5. Фонтаны и пруды

В парке изначально было несколько прудов с бетонным основанием, протоки, фонтаны, мостики, была построена ротонда и лебединый дворец, где жили несколько пар лебедей, днем плавая среди кувшинок на водной глади. Но сейчас пруды и лебединый дворец, к сожалению, заброшены.

Фонтанчик на скале

На большом холме в центре парка возведена скала - маленький водопад

«Лебединый дворец», где раньше жили несколько пар лебедей

Сейчас в парке-памятнике имени Д.К.Родина проводят районные фестивали и праздники

Фотографии: foto-pmr.ru, moldovenii.md.

В недавнее воскресенье съездили в село Чобручи Слободзейского района. Главной целью поездки был старый парк, который появился в селе еще в 50-е годы XX века. Интересное место с интересной и длинной историей. В 1982 году парк в Чобручах занял первое место на Всесоюзном конкурсе садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР.

1. При входе в парк — сельский Дом культуры. С утра идёт подготовка к мероприятию, в селе отмечают День защиты детей.

Небольшая справка:

В 1953 году советский скульптор Дмитрий Кириллович Родин, приехавший в Молдавию из Пензенской области после окончания Великой Отечественной Войны, стал инициатором создания в селе парка.

К началу 80-х годов работа в основном была закончена, и автор решил отправить материалы о парке на объявленный Всесоюзный конкурс садово-паркового искусства, который прошел на ВДНХ СССР в 1982 году. Много времени заняла подготовка документации, согласование ее в различных инстанциях, описание и фотографирование парка. В результате, когда автор привез материалы в приемную комиссию, то услышал, что опоздал с подачей документов. И все же он упросил членов комиссии хотя бы взглянуть на них. А на следующий день, придя на ВДНХ, обнаружил материалы о своем парке в самом центре конкурсной экспозиции.

Всего было подано более 1600 проектов со всех концов союза, и лишь 5 проектов удостоились Золотой медали и диплома 1-й степени. Победили: парк им. Горького в Москве, Кировский парк в Ленинграде, Домодедовский и Брестский парки и парк из молдавского села Чобручи.

В последующие десятилетия парк запустел, исчезли лебеди, пересохли пруды, замолкли фонтаны, поэтому в полной мере оценить красоту и своеобразие этого парка не получается.

2. Трактор на постаменте. Похожий трактор я видел у здания музея в Рыбнице.

3. Фонтанчик на скале. 1 июня в парке заработали фонтаны, их включили, видимо, по случаю праздника.

4. Как мы поняли, фонтаны в парке включают только по особым случаям, на праздники и мероприятия. Видимо, сказывается недостаток финансирования.

5. В парке уютно, тенисто и прохладно. Наверняка тут очень хорошо даже в летний жаркий полдень.

6. Композиция «Лебединое крыло».

7. Грот. Внутри — скульптура девушки.

8. На большом холме в центре парка возведена скала — маленький водопад.

9. Красиво, даже в ненастную погоду.

10. Ротонда — как в Крыму. Когда-то была очень красивой.

11. В парке несколько прудов с бетонным основанием, разнообразные протоки и мостики. Дно, правда, довольно грязное.

12. «Солнечный грот» со скульптурой девушки.

13. Девушку зовут Аурика. «Золотистая» в переводе с молдавского.

14. Еще одна скульптурная композиция.

15. Если посмотреть немного в сторону, картина открывается неприглядная. Когда-то в этом здании был «лебединый дворец», где жили несколько пар лебедей. Лебеди плавали среди кувшинок в парковых прудах. Не будем больше оглядываться.

16. Фонтаны заработали.

17. Перед входом в парк — памятник Ленину.

Впечатления сложились неоднозначные.

Заметно, что в последнее время парк пытаются восстанавливать. Когда работают фонтаны и пруды наполняются водой, парк преображается. Хотелось, чтобы фонтаны работали всегда, как это было в советские парковые времена. Увы.

Запущенность бросается в глаза. И грустно как-то становится. Понимаешь, как много мы потеряли за последние годы — и потеряли что-то очень важное. И как мало сделали взамен. А парк в Чобручах заслуживает того, чтобы быть красивым, чистым, ухоженным. Чтобы радовать сельчан и приезжающих в Чобручи гостей.