Мы встречались с тобой на закате блок. Мы встречались с тобой на закате

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. День что-то хмурится… Над пасмурной землею Повисли облака туманною грядою, Но в чутком воздухе царят теплынь и тишь: Не колыхнется лист черемухи душистой, Не вздрогнет озеро струею серебристой, Не прошуршит...
  2. И. Ж. Ты о чем звенишь, овес, На вечернем тихом поле? От твоих зеленых слез Сердце тает в сладкой боли. И слышны во все концы На последнем склоне лета Тоненький...
  3. Нищ и светел… В. И. В рубище ходишь светла, Тайну свою хороня, — Взором по жизни скользишь, В сердце — лазурная тишь… Любо, средь бедных живя, Втайне низать жемчуга; Спрятав...
  4. Вижу я, сизые с золотом тучи Загромоздили весь запад; в их щель Светит заря,- каменистые кручи, Ребра утесов, березник и ель Озарены вечереющим блеском; Ниже — безбрежное море. Из мглы...
  5. Как по Волге-матушке, по реке-кормилице, Все суда с товарами, струги да ладьи. И не надорвалася, и не притомилася — Ноша не тяжелая, корабли свои. Вниз по Волге плавая, прохожу пороги...
  6. Луна торжествовала. Полночь. Тишь. Трава спала, спал берег, спал камыш, Волна спала в ногах у камыша… И лишь бессонно маялась душа. О чем? О ком? А все о том, о...
  7. Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало...
  8. Г. Козинцеву Нетерпенье мое вдалеке, Точно рябь на забытой реке. То зеленый, то желтый мазок, А потом все песок да песок Сколько лет все песок и былье, Все иду, не...
  9. Дней моих еще весною Отчий дом покинул я; Все забыто было мною — И семейство и друзья. В ризе странника убогой, С детской в сердце простотой, Я пошел путем-дорогой —...
  10. Крылья выдумав, ушел под землю, Предал сон и погасил глаза. И, подбитая, как будто дремлет Сизо-голубая стрекоза. Света не увидеть Персефоне, Голоса сирены не унять, К солнцу ломкие, как лед,...
  11. Светлые горы тонули в тумане, Солнце горело последним огнем… Холодно было в немом океане, Плыли мы молча куда-то вдвоем. Ветер промчался больной, бесприютный, С дальнего берега песню донес. Тихое пламя...
  12. На Востоке, на Востоке Сосны низкие растут. Был там порт один далекий, И бывало в том порту Флагов пестрое ветрило, Золотое полотно. Как давно все это было, Давным-давно… И бывало,...
  13. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты в ветках все шумишь? Вольный ветер, ветер, ветер, Пред тобой дрожит камыш. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты душу мне томишь? Ты вздыхаешь, полусонный,...
  14. Кто идет за тобой — человек или тень?.. Старый пес на больных подагрических лапах?.. Или это тревожит отравленный запах, ветерок от акаций, досужая лень, породившая страхи на темной аллее —...
  15. Тобой лишь ясны дни мои, Ты их любовью озарила, И духа дремлющая сила На зов откликнулась любви! О, если б я от дней тревог Переходя к надежде новой, Страницу мрачного...
Вы сейчас читаете стих Мы встречались с тобой на закате, поэта Блок Александр Александрович

1898 год стал для великого писателя Александра Блока годом терзаний и любовных переживаний. В один прекрасный день он взял и отправился в Петербург, в родовое имение, в котором не появлялся довольно долго. Здесь и произошла встреча поэта с соседской девочкой, которая стала 16-летней барышней - Любой Менделеевой. Девушка была красива, умна, утонченна, Александр влюбился в нее без памяти. Все свое свободное время поэт пытался проводить с любимой, но девушка его не замечала, считала его неинтересным и пустым.

Слишком переживал поэт, ведь чувства были так сильны. Он старался угождать ей, ухаживал, часто приезжал в имение. Все его старания были напрасными, девушка дала понять, что Александр ей неприятен. Люба яростно высмеивает Блока, называя его чувства к ней нелепыми. После неприятного разговора поэт делает для себя вывод что, наверное, им лучше не видеться больше никогда. Проходит время и Блок решает написать о своем летнем неудачном романе стихотворение.

Отчаяние переполняет душу поэта, но лишь через несколько лет, униженный и подавленный Блок посвящает своей безответной любви прекрасное стихотворение под названием "Мы встречались с тобой на закате". Он убеждает себя в том, что к прежней любви он не чувствует ничего, прошла обида и тоска. Нет в его сердце уже той надежды, томившейся там раньше. Он понимает, что счастья с любимой девушкой уже не будет никогда. Произведение заняло одно из значимых мест среди золотого фонда русской поэзии.

Стихотворение описывает романтичного героя, чья любовь заканчивается. Заканчивается она в реальной жизни, а вот в мечтах все только начинается. На протяжении всего стихотворения можно наблюдать конфликт реальности и мечты, плавно сопровождающийся романтичными нотками. Реалии героя стали мечтами, он уже не видит четкой грани между ними. Кажется, словно мечты стали реальностью, или реальность стала долгожданной мечтой. Сквозь туман проносится жизнь героя, его знакомство и разочарование в любимой. Мечта героя словно спасение, он хочет полностью в нее погрузиться.

Умение Блоком передать в стихотворении чувства через средства художественной выразительности, делают произведение еще больше насыщенным и реальным. Образ главного героя раскрывается в полной мере, автор отчетливо подчеркивает реальную картину всего происходящего с ним. Читая стихотворение, словно отправляешься следом за автором в его придуманный мир, хочется переживать эти чувства снова и снова. История, рассказанная Блоком, не имеет будущего, это просто история, которая закончилась, не успев начаться. Завершением стихотворения стало расставание влюбленных, для Блока жизнь уготовила другой сценарий.

Прошло время, случайная встреча Менделеевой и Александра расставила все точки. Жизнь поэта в реальности обрела смысл, Люба смогла полюбить Александра и даже согласилась стать его женой. Еще буквально недавние мечты Александра чудом перенеслись в реальность.

Анализ стихотворения Мы встречались на закате Блока

Это стихотворение Блока, относится к любовной лирике, так как поэт предпочитал работать в этом литературном жанре. Оно было написано в 1902 году, когда поэт отдыхал на своей даче, где и познакомился со своей молодой соседкой, которая вскружила ему голову. Он испытал истинную любовь, но его избранница не ответила ему взаимностью, что очень сильно расстроила его чувственную натуру, которая постоянно стремилась к романтическим отношениям.

В стихотворении, мы видим все страдания героя, который получил порцию безответной любви. Наш герой любит искренно и чисто, но его мечтаниям не сбыться. Вся эта история еще с самого начала была обречена на мучительные страдания, но такова суровая реальность любви.

Все стихотворение можно разделить на две части, которые показывают начала и конец этой любви. Встреча происходит на закате, и это очень символично, так как закат, предвестник завершенности, а это значит, что их любовь закончилась еще не успев начаться.

В стихотворении, очень много символизма, который поэт достаточно умело синтезирует с любовной лирикой, которая понятна всем читателям, так как она идет прямо от души нашего героя, который очень любит, но знает, что этой любви не сбыться.

Великая любовь, которая развеялась, как дым, но осталось очень большое чувство утраты, невосполнимой утраты, которое останется с поэтом навсегда. В конце этого мимолетного романа, который шел с одной стороны, поэт ясно понимает, что все это проходит, проходит, как утренний туман. Блок живет этой прекрасной минутой, но он знает, что будет завтра, и оно будет прекрасно, а эта вера, вселяет в него определенные надежды, надежды, которые помогают ему жить и творить, а это самое важное, что нужно поэту от этой тленной жизни.

Прекрасное литературное произведение, которое заслуживает внимания.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Мы встречались на закате

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Буря

    Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

  • Анализ стихотворения Некрасова Демону

    Данное стихотворение было написано великим поэтом в 1855г. По задумке автора оно должно было войти в сборник стихов, выход которого планировался годом позднее. Однако, этого не случилось, и сборник открыло совсем иное

  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день

    Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

  • Анализ стихотворения Пушкина Эхо

    А.Пушкин один из поэтов, который отличался особенным свободомыслием. Большинство своих произведений он посвятил именно возвышенным чувствам, а именно любви, но его творения эти не ограничивались. Пушкина волновала роль поэта

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … » Александра Блока относится к циклу «Стихи О Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Начало:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив …
Конец:
Белый стан, голоса панихиды
И твоё золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуловим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной земной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив » . И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты ». Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе. Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы … »), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке вечернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой ». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померкли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведения автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл. Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таинственности, но всё же это «закат» их романтических отношений. Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь …
На женщине — белое платье. Белый цвет — символ смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показано застывшим без движения — «золотым ». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лирического героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное
поминание усопших).

Романтическое стихотворение Александра Блока «Мы встречались с тобой на закате» написано поэтом в 1902 году и наполнено грустью, так как писалось оно под влиянием былых чувств к Любе Менделеевой. Годом позже Менделеева стала женой поэта, но прежней романтики уже не было, хотя суженой посвящён целый цикл стихов под символичным названием «Стихи о прекрасной даме».

Блок и Менделеева

Стихи относят воспоминания Блока к 1898 году, когда между ним и Любой вспыхнули первые чувства. В это время Александр жил в родовом имении под Питером, а Менделеева была дочерью его соседей. Романтика 1898 года сразу не переросла в серьёзные отношения, так как поначалу Люба была холодна к Блоку.

В строке:

Были странны безмолвные встречи

Хорошо заметно, что страсти нет, даже разговора не складывается, хотя зерно отношений посеяно именно тогда. Заметим, что стихи пишутся в 1902 году, за год до венчания, когда стало понятно, что Люба и Александр будут мужем и женой, поэтому о том времени можно вспоминать без боли. В строках:


Не приемлет лазурная тишь…

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Стиль стихотворения

Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.

В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.

Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын» , хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.

Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгорании
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
1902 год

Анализ стихотворения А. Блока «Мы встречались с тобой на закате»

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).

Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.

Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».

Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания: « …приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь …» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.

Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота: «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло, прошло, отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Звукопись.

Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие .

Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Анализ стихотворения «Я, отрок, зажигаю свечи».

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря , а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Звукопись.

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы …»

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А. Блока с. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия . Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Цветопись. Звукопись.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» .

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон . Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

Анализ стихотворения «Она стройна и высока»

Поэтическая мысль в стихотворении «Она стройна и высока» движется от строфы к строфе с помощью лирического сюжета: ожидание встречи с любимой. Стихотворение звучит в возвышенном тоне. «Она стройна и высока…» - говорит о недосягаемости героини. С помощью этих строк мы представляем реальные черты, которые возвышают Её образ. Словами «Всегда надменна и сурова» автор подчеркивает Её постоянство и неприкосновенность. Она является идеалом для лирического героя, но недоступна и недосягаема для него. Герой живёт ради того, чтобы видеть Её каждый день, знать, что Она рядом. Он не ждёт взаимности и не просит ничего взамен, готов на всё ради Неё, следит и как бы охраняет Её Величественный образ. Он знает каждый час, миг Её жизни заранее. Но мы понимаем, что герой не видит реальную девушку, а лишь представляет Её. Нам не ясен Её образ, он непонятен и расплывчат: «…Она – и с нею отблеск шаткий». Лирический герой настолько измучен ожиданием, что автор сравнивает его со злодеем. Злодей – символ темноты, его никогда не видно. Так и герой постоянно находится в тени, поэтому и его образ невиден. Мы лишь ощущаем его присутствие рядом. Он постоянно преследует Её. Играет в прятки, не дает своей любимой возможности найти себя, не показывается, всегда остаётся на расстоянии.

Здесь же появляется третье лицо – соперник лирического героя. Но и он находится в окружении тёмного фона. Мы не видим чёткого образа, снова неясный, тёмный, непонятный.

Строка «А я следил и пел их встречи» восхитила нас больше всего. Лирический герой не просто принимает, а воспевает свой выбор, по–прежнему оставаясь на расстоянии от Неё. Но всё же сердцем и душой он с Ней, не покидает Её ни на миг, следит за каждой встречей.

Словами «Мелькали жёлтые огни и электрические свечи» автор освещает путь лирического героя, по которому он идёт за любимой, освещает его чистые чувства. Жёлтый и «электрический» цвета подтверждают истинные и тёплые чувства героя. Строка «Она предчувствовала что–то» говорит о том, что хоть на миг, но всё же героиня чувствует Его близость, понимает, что кто–то живёт пламенной любовью к Ней. Хотя Она лишь подумает об этом, а не поверит, потому что не знает о существовании лирического героя, в этом и заключается вся трагедия.

Иногда героиня начинает предчувствовать его присутствие, а у него появляется надежда и возможность на то, что она его, наконец, заметит. Но и в этот момент герой скрывается, прячется куда-то далеко, не просто далеко, а в глубину, которая снова затемнит его. «Слепые тёмные ворота» символизируют невидимость, неясность, затуманенность. Они помогают лирическому герою находиться в постоянной тени, но в тоже время разделяют, отделяют от любимой, становятся некой преградой, причём тёмной, которая убивает возможность вырваться к героине. Лирического героя не видит не только любимая, но и все. Он полностью отгородился от окружающего мира, посвятил себя и свою жизнь лишь Ей . Ему не нужно общение с другими, мир чужд для него. Лишь Она - смысл его жизни, благодаря любви к Ней он живёт. В то же время следит за соперником, возможно, оценивая его, но не для того чтобы поставить в сравнение с собой, а чтобы радоваться за выбор любимой. В строке «Её сребристо-чёрный мех» герой снова замечает Её особенность. Даже одежда возносит, ставит Её выше. Серебристый ассоциируется с блеском, который придаёт чистоту и искренность героине. Мех говорит о том, что образ дорог герою, он всегда хранит его в сердце. Шепчущие губы героини доказывают, что он может лишь слышать шёпот, так как ему не дано понять того, о чём говорит эта Прекрасная Богиня и «Святая». Герои стихотворения Он и Она .

ОН – земной, настолько приземлен, что боится оторваться от земли. Он смертный и грешный человек. В стихотворении занимает роль наблюдателя, так как находится на расстоянии от любимой, не имея возможности быть рядом, пребывает в постоянном движении, о чём свидетельствует наличие глаголов: следил, бежал, знал. Обладает чистой любовью, которая наполняет жизнь лирического героя благоговением и покоем. Имеет душевную боль, печаль, стеснение, отчего давит сильное чувство разлуки. Живёт ради идеала, которому поклоняется. Именно она является смыслом его жизни. Остаётся с преданностью в душе и искренней радостью, оттого что счастлива любимая.

ОНА – воплощение «Божества», «Богини», «Величавой Жены», «Святой». Образ многолик: с одной стороны, это земная женщина, а с другой – величественная, возвышенная уподобляется образу «Богоматери», воплощающей гармонию мира, занимает роль идеала, который наполняет жизнь героя смыслом. Обладает свойствами чего–то таинственного, мистического, неземного, безмолвного. Имеет любовь вечного обожателя, о котором ничего не знает и не догадывается о его существовании.

Героев разделяет несовместимость Земли и Неба. Они из разных миров. Объединяет неподдающаяся разгадке тайна, которая, как облако, опутывает героев. Мы не видим ни одного чёткого образа героев, они затемнены, неясны, расплывчаты.

Звукопись. Цветопись.

Преобладает звук «е», который возвышает широту чувств героя. Символическим смыслом наполнено сочетание звуков «о» и «а», выражающее великолепие, вышину, восторг и глубину чувств героя к Прекрасной Даме. Её образ предстаёт в темно-серебристых тонах, звуки «д» и «т» обозначают туман и темноту. Серебристый цвет и «отблеск шаткий» говорят о лёгкой непринуждённости отношений героев. В то же время её суровость и надменность ухудшают взаимоотношения , сразу можно предугадать невозможность связи между ними. Строение первых трёх строф одинаково, они состоят из простых предложений. В конце строк точки. Это означает, что герой уверен в себе.

Строение двух последних строф объединено в одно сложное предложение. Здесь же начинают сгущаться темные, холодные цвета, что подтверждает преобладание звука «и».

Интонация спокойная, ровная, эмоционально не возвышенная. Нет выражающих бурное чувство знаков препинания.

Анализ стихотворения «Незнакомка»

Стихотворение построено по принципу контраста.

В первой строфе стихотворения центральное место занимает ресторан , который символизирует вечерний хаос . Хаос не только в самом городе , но и в душах , в сознании людей. Перед лирическим героем возникает реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни , которую герой отвергает, но сам не может выбраться из него. Природа уподобляется разгульной жизни, она не хочет видеть, что твориться вокруг: «горячий воздух дик и глух». На улице весна , но она здесь не символ благоухания, жизни и счастья. Она скорее пропитана духом тления и разложения. Горячий воздух одурманивает и без того пьяных людей . И всем этим правит «весенний и тлетворный дух»- дух гибели и разложения общества. Как весной обнажается грязь, так и вечером «обнажаются» пьяные люди. Они наслаждаются только земными пошлыми вещами, но никак не чем-нибудь возвышенным.

Во второй строфе перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде . На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль , из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни - беспробудной, беспросветной . Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.

«Крендель булочной », который «чуть золотится », является надеждой на спасение «утопающих» в пошлости. Все видят этот просвет, но никто не стремится к нему , потому что все привыкли к праздной жизни. Вероятно, эта булочная давно закрыта. Хлеб, который «всему голова», стал никому не нужен . И поэтому «чуть золотится крендель булочной», который с наступлением вечера теряет свою надобность.

Третья строфа начинается словами: «и каждый вечер за шлагбаумом…». Шлагбаум отделяет один мир от другого. Праздная вечерняя жизнь остряков начинается с одного и того же - прогулок. «Котелки» свидетельствуют о том, что это люди из высшего сословия. Остряки гуляют «заламывая котелки» в знак приветствия, и при этом у них, вероятно, на лице красуется улыбка . Но она не искренняя, а, скорее всего, эгоистичная, «наклеенная» - они улыбаются с целью личной выгоды. Богатство не делает «остряков» лучше – все они гуляют среди канав, а канавы не лучшее место для прогулок, возникает только отвращение. Образ «остряков» ассоциируется с выскочками, эгоистами и шутами . Слово «остряки» употребляется с эпитетом испытанные, т. е. привыкшие к своему «званию»

Первая строчка четвертой строфы настраивает нас на романтический лад: «над озером скрипят уключины…». Но тут мы слышим отвратительный визг , от которого становится тесно на душе, может быть, немного страшно.

Луна , являющаяся символом любви, должна настраивать на романтический лад, но она «бессмысленно кривится» на небе. Блок сравнивает ее с диском , а при этом слове возникает образ чего-то металлического, неестественного . В этом мире она потеряла свои свойства – больше она похожа на электрическую лампочку. Автор олицетворяет ее, говоря, что она «приучена » ко всему, что творится в мире.

Следующие две строфы – переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости. Из этих строк мы узнаем, что лирический герой одинок: «и каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Может быть, этот друг не что иное, как отражение в стакане самого лирического героя. «Терпкой и таинственной» влагой Он назвал вино, которым «оглушил» свое горе . В последней строфе первой части автор еще раз подчеркивает всю приземленность того положения, в котором оказались люди. Лакеи здесь «торчат », для них это работа и, несмотря на унижения и физическую усталость, им приходится обхаживать «пьяниц с глазами кроликов». Этих людей поэт сравнивает с животными. Человек до того опустился, что потерял все свои качества, и теперь он подчиняется только животным инстинктам . И в жизни этих «самоубийц» осталась только одна истина – вино.

В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат».

Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет его отправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».

Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.

Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.

Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».

Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.

Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.