Мировоззрение родителей и детей. Житейское видение мира

А.Г. Дружинина

г.Барнаул, МБДОУ «Детский сад № 153»

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА

НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Мы постоянно говорим о том, что нравственное воспитание подрастающего поколения – актуальнейшая задача нашего общества. В современной России человек часто стоит перед проблемой личностного выбора и морально-нравственной ответственности в ситуации динамически подвижных экономических, политических, социальных условий. Но если нет стабильной системы ценностных ориентиров личности, которая определяла бы позицию человека в той или иной обстановке, то любое жизненное явление становится серьезным испытанием, а социальная среда только усугубляет ситуацию. Данное положение неблагоприятным образом сказывается не только на уровне отдельно взятой личности, но и для развития общества в целом.

Существование данной проблемы, особенно остро вставшей в нашем обществе в последнее время, обозначалось в свое время такими исследователями как Л.С. Выгоцкий, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина. Имеется в виду проблема становления активной, самостоятельной, творческой и гуманной личности путем формирования основ мировоззрения у подрастающего поколения .

В настоящее время сложно выделить четкую позицию общества по отношению к формированию детского мировоззрения. Как отмечает В.С. Мухина, сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования .

Воспитание, в данном аспекте – есть формирование определённого мировоззрения, совокупность воздействий на развитие личности ребёнка, в результате которых формируемое мировоззрение опирается на социально одобряемые конструкты, необходимые и укладывающиеся в логику развития личности и общества.

Философский словарь дает следующее толкование: «мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей… Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием мировоззрения общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт».

Воспитывая ребенка, или формируя его мировоззрение, как сложную систему знаний, убеждений, взглядов, определяющих отношение человека к себе, к миру, к другим людям, и определяющую его личностные структуры, мы даем ему возможность и всячески подталкиваем к освоению новых знаний и умений. В первую очередь это, конечно, речь. Необходимо отметить, что общение со взрослым человеком, само по себе является одним из решающих факторов такого воздействия. Ребенок должен расти в среде, где окружающие его люди с первых дней жизни активно используют речь для общения с ним. Кроме того, окружающие активно стимулируют развитие у него речевой способности, на основе которой происходит дальнейшее развитие ребенка. Только при условии овладения речью ребенок способен успешно осваивать преподносимые ему содержательные компоненты данной системы, что находит отражение в развитии познавательных процессов, и детский возраст здесь является решающим, сензитивным периодом в их формировании .

Аналогичная ситуация наблюдается и в развитии ребенка как личности. Как писали Л.С. Выгоцкий, В.С. Мухина, М.И. Лисина, процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка. Уже в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, определяется отношение к миру .

Рассматривая данный вопрос, можно выделить у ребенка три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Отношение к самому себе было и до сих пор остается первой выделяемой чертой личности. Отношение к другим людям также описывается как одно из основных образующих личности. Отношения к предметному миру формируются в развитии связей между людьми и предметами, опосредствующих эти отношения.

Важнейшее значение в формировании основных личностных качеств имеет для ребенка тот опыт общения, на основе которого эти три компонента у него и складываются. Описывая психосоциальные стадии развития личности, Э. Эриксон указывал на значимость формы и качества общения ребенка со взрослым с первых дней жизни для решения проблем каждой из стадий, как основы развития здоровой гармоничной личности. Э.В. Ильенков говорил о возникновении первого отношение у ребенка к взрослому, без которого было бы невозможно дальнейшее движение.

Следует отметить, что ребенок, даже маленький, при этом воспринимается взрослым как субъект, как активный участник коммуникативного акта, воздействия которого следует воспринимать и реагировать . Если данное условие не соблюдено, результатом этого становится явление, описанное как «госпитализм», наблюдаемые в дальнейшем задержки психического и речевого развития, а также и другие типы аномального развития, что еще раз подтверждает роль общения как фактора формирования гармоничного мировоззрения. Ведь если содержательную составляющую мировоззрения представляют знания и умения, то ценности, убеждения, внутренняя позиция личности – они эмоционально опосредованы и только через общение, а для ребенка – личный коммуникативный опыт имеет формирующий характер.

Значимость качества общения в раннем возрасте для формирования основ мировоззрения у ребенка можно проследить, например, в явлении эмоциональной привязанности. Об этом писал Джон Боулби, отмечая интенсивность обоюдных чувств и жизненную важность складывающихся эмоциональных связей, которые являются «главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка». Главным источником образа самого себя у младенцев служит общение с близкими взрослыми. В общении с ними он обретает уверенность в своей абсолютной ценности. Было выделено несколько показателей материнского поведения (Мэри Эйнсворт), способствующих развитию надежной привязанности в период младенчества: частый и длительный физический контакт между матерью и ребенком; чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности; упорядоченность окружающей ребенка обстановки; взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом .

Исследуя данную проблему, М.И. Лисина отмечала, что уже в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей со взрослыми является личностный мотив. Работы А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой, Г. Х. Мазитовой подтверждают этот вывод. Удивительно, но было доказано, что маленький ребенок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны, но очень важны для ребенка. Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, личностные .

Изучение явления привязанности ребенка к матери дает возможность более ярко проследить значение коммуникативного опыта на формирование эмоциональной и мотивационной сферы, составляющих ядро мировоззрения личности.

Известно, что ребенок, имеющий положительный эмоциональный опыт, устойчивый тип привязанности, в дальнейшем успешно адаптируется в социуме, как в детском коллективе, так и в контактах с другими взрослыми.Уверенность, инициативность позволяют ребенку активно исследовать окружающий мир, проявлять себя в нем. Также дети с устойчивым типом привязанности более благополучны в физическом развитии и здоровье, дети же с зависимым типом привязанности находятся в постоянном состоянии напряжения и страха, что нередко приводит к психосоматическим нарушениям. От того, сформированы ли надежные эмоциональные связи ребенка с близкими взрослыми, зависит его способность адаптироваться в социуме, особенности его реагирования на различные жизненные обстоятельства .

Эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка как результат коммуникативного опыта в дошкольном детстве в семье, а затем с другими детьми и взрослыми, отражается в выделяющемся отношении к действительности, а также выбираемой им жизненной позиции и фиксируется как базовое для данной личности.

Позитивный коммуникативный опыт, таким образом, может служить основой для формирования психологически здоровой личности с целостным, непротиворечивым, гармоничным мироощущением, принятием себя и своего места в мире, сознанием собственной аутентичности, активной жизненной позицией. Формирование данного типа мировоззрения дает человеку возможность развиваться как личности, успешно реализовывать себя в обществе, ставить перед собой цели, жить в гармонии с собой.

Если в силу жизненных обстоятельств ребенок не получил должного уровня внимания, заботы, ласки со стороны близких, был реализован вариант патологической зависимости, то это может с большей долей вероятности стать основой формирования неблагоприятного типа мировоззрения личности. Сталкиваясь с социумом, такой ребенок безусловно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, который необходимо каким-либо образом разрешать. И уже в дошкольном возрасте мы видим попытки компенсации формированием защитных механизмов.

Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним воздействиям у людей не одинакова. Выделяют нормальную, действующую в повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую - как неадекватную форму адаптации.

Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако ребенок без поддержки близких, как правило, испытывает слишком большое напряжение, чтобы успешно контролировать свои страхи и желания. В этом случае защита создает для него множество ограничений, приводит к замкнутости и изоляции, что только усугубляет ситуацию. Значительные затраты энергии на обеспечение работы защитных механизмов могут быть настолько существенными, и даже непосильными для него, что это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости, не позволяет адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Переживания ребенка, в силу личностной незрелости, могут остаться плохо осознанными и неотреагированными, превратиться в психологические комплексы, которые затем наблюдаются у взрослых людей .

Таким образом, формируя мировоззрение ребенка, мы предлагаем принять ему такие компоненты как знания и убеждения. Если знания представляют собой содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения складываются в качестве эмоционального отношения к этим знаниям, к миру и себе, на основе личного коммуникативного опыта.

Подводя итог, можно сказать, что внимательное отношение, терпимость, дружеское сочувствие к ребенку, дает ему возможность получить такой необходимый опыт. Ведь невозможно передать ребёнку в готовом виде понятия ценности, морали. Их он должен пережить сам, только собственный опыт по-настоящему учит человека, перерастает в осознанные убеждения.

Список литературы.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. с.7-39.
  2. Корнеева Т.В. Об эмоциональной привязанности ребенка к матери // Ребенок в детском саду. 2006. - № 2. – с.82 – 87.
  3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.42-50.
  4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей./Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.212-228.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с. 17-98.
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., кн. 2, Психология образования, 2-е издание - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.
  7. Никольская И. М., Грановская Р. М.. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2001.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 2001.
  9. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – с.5 – 27.

Преподавание основ православной культуры стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже имеется и положительный, и отрицательный опыт. И, как во всяком новом (или хорошо забытом старом) деле, возникает много вопросов. 18 мая в Соборе Святой Троицы в городе Щелково собрались священники благочиния, педагоги светских и православных школ, преподаватели воскресных школ. Беседу вел иерей Антоний Коваленко - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Богослово Щелковского района Московской области.

Ушло (или почти ушло) время, когда Церковь и светские органы образования спорили - преподавать ли духовные дисциплины в общеобразовательных школах или не преподавать. Резкое падение нравственности в светском обществе и опыт нравственного воспитания, сохраненный Церковью, принудили светское общество дать однозначный ответ, хоть и с опасным запозданием. Преподавать. Но с принятием этого решения возникли новые проблемы, которых ожидали, но решение некоторых найти оказалось крайне непросто.

Самой решаемой, как ни странно, оказалась проблема допуска духовной дисциплины в светское учебное заведение. Как не нарушить закон о свободе совести? Решение таково. Преподаватель должен хорошо понимать разницу между подачей информации и проповедью. Преподаватель имеет право и должен насколько возможно интересно и доступно рассказывать о христианстве, но не имеет права призывать к практике религиозной жизни. К примеру, можно и должно рассказывать о молитве. Но сказать: "Дети, а теперь встанем и помолимся" имеет право только преподаватель духовного учебного заведения - Воскресной школы, Семинарии, где обучаются люди, желающие практиковать выбранную религию. Преподаватель светского учебного заведения не имеет права призывать детей участвовать в религиозных обрядах, в церковных службах, в православных постах. Но он должен рассказывать им, как и почему это делают верующие люди. Можно вспомнить, что в советских школах были (и, кажется, есть) уроки, а в вузах - и целые курсы, посвященные греческому и римскому язычеству. Но никто не призывал молиться Зевсу или Гермесу, и с законом о свободе совести все было в порядке. Кстати, логично преподавать Православие на территориях, где культурное наследие обязано Православию, мусульманство на территориях, где культурное наследие обязано Исламу и т.п. Мусульманин вполне может посещать уроки православия, а православный - уроки ислама, если там не будет призыва к практике религии. Это даже необходимо для того, чтобы обучаемый мог разобраться в духовном состоянии и истории общества, в котором живет.

Но есть проблемы преподавания, несравненно более сложные, решение которых не сводится к сдерживанию преподавателем самого себя от желания навязать любыми средствами свое мировоззрение другим. Одна из таких глобальных проблем, порождающая многочисленные ошибки - отсутствие у современных преподавателей детского духовного опыта. Вряд ли стоит говорить, что преподаватель Православия должен быть человеком воцерковленным, то есть практикующим религию. Рассказ о вере - это рассказ не об абстрактной дисциплине, влияющей на жизнь человека лишь в некоторой степени, а рассказ о мировоззрении, влияющем на жизнь в самой максимальной мере (здесь, кстати, и секрет сохранения нравственности). На уроках в общеобразовательных школах с детьми на духовные темы говорят взрослые люди. Духовное мироощущение взрослого и ребенка сильно отличаются. А большинство современных преподавателей пришли в Церковь во взрослом возрасте, им незнакомо детское переживание веры, они росли в атеистическом обществе. Данный текст - своего рода "работа над ошибками" в преподавании духовных дисциплин, упорядочение и формулировка отрицательного опыта. Обращен данный текст к педагогам как светских, так и духовных школ, а также к родителям, которые желают воспитать своих детей в Православии.

Итак, начнем.

Главный вопрос любой религии - это вопрос о смерти: "Что есть смерть, что будет за порогом смерти, как мне прожить земную жизнь, чтобы за порогом смерти мне было хорошо?" Вера атеиста (бого-отрицателя) в то, что человеческое бытие смертью и заканчивается - примитивна, хотя и не нова. Религиозная мысль на протяжении всей человеческой истории искала более сложные и возвышенные ответы на вопрос о смерти. По словам физика и философа Блеза Паскаля, "Если я верю в жизнь после смерти, и это окажется правдой - я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё". Я не буду здесь доказывать, что самое возвышенное, радостное, и, если хотите, гуманное, решение, Богом-открытое, а не человеком-придуманное (не говорю - истинное, ибо это вопрос веры) - предлагает Православие. Это отдельная большая тема. А здесь отмечу, что, несмотря на первостепенную важность темы, разговор о смерти с детьми до определенного их возраста недопустим. Многие дети начинают бояться, близкое прикосновение к этой теме оказывает негативное влияние на детскую психику. Может дойти до того, что дети вообще перестанут воспринимать разговоры о вере. Особенно это касается невоцерковленных детей, для которых смерть - только пугающая тайна. Те ребята, что выросли в храме, относятся к вопросам смерти более спокойно, практика церковной жизни учит воспринимать подсознательно смерть как встречу с Богом. В школьном классе педагог должен знать духовный возраст каждого ребенка, чтобы никому не нанести раны. Я помню, как после урока в 8-м классе средней школы ко мне подошла одна девочка с протестом: "А я не хочу думать о смерти!" Что это было? Попытка спрятаться от неминуемой опасности, вместо того, чтобы взяться за ее решение? Или протест человеческой природы, для которой естественна вечность? Ведь опыт смерти человек познал вследствие опыта греха. Смерть неестественна для нас, мы изначально были созданы бессмертными. И поныне каждый человек приобщается к опыту смерти по мере взросления и, увы, приобщения ко греху. А маленькие дети еще достаточно чисты, поэтому и серьезный разговор о смерти с ними не имеет смысла.

Разговор о религии невозможен без разговора о молитве. Но преподаватель должен знать, что личную потребность в богообщении человек начинает чувствовать обычно в 16-20 лет. Пока ребенок не пройдет порог переходного возраста, пока он не познает радости и горести самостоятельности и свободы (которая приходит именно в переходном возрасте), пока жизнь его немного не "поломает", он может не почувствовать духовной и жизненной потребности в Боге, а значит, и в молитве. Но, тем не менее, учить молитве можно с самого раннего возраста. Самый естественный способ обучения - это просто жизнь в христианской среде, где соборная (литургическая или семейная) молитва являются частью христианского быта. Нужно следить, чтобы молитва была детям не в тягость. Почти все молитвы, совершаемые в семье, могут пропеваться - дети любят петь. Поют и годовалые дети - им просто интересно и хорошо, они подсознательно ощущают прикосновение к радостной тайне. А по мере взросления ребенку нужно объяснять смысл совершаемых молитв.

Никогда нельзя наказывать молитвой. Я слышал о такой практике: провинился ребенок - вставай на молитву в качестве наказания, замаливай грехи. Так поступать с ребенком может только родитель (или преподаватель), который сам не умеет молиться. В молитве душа отдыхает (как может не отдыхать душа, разговаривающая с Богом?) Молитвенный труд более связан с преодолением собственного богоотступничества, но это состояние и личную необходимость его преодоления понимает взрослый человек, а не маленький ребенок. Да, в церкви существует практика епитимьи - если человек совершил какой-то тяжкий грех, священник вправе назначить ему чтение каких-либо молитв, земные поклоны, пост. Но это не кара, а урок. И касается он взрослых людей. И взрослый человек должен быть согласен с необходимостью и полезностью для него такого налагаемого труда.

Следующая распространенная ошибка - это преждевременный разговор о темных духовных силах. По крайне мере, до возраста, пока ребенок не приобретет положительный опыт борьбы за справедливость хотя бы в среде равных (своих сверстников), нельзя пугать детей бесами, сатаной. Особенно это опасно для мнительных детей. Маленькие дети еще не умеют защищаться молитвой от искушений, которые провоцирует их собственная природа, а что уж там говорить о внешних, несравненно более серьезных силах! Упоминание о мрачной духовной составляющей мироздания (аде и всем, что с ним связано) возможно, но эта угроза в детском возрасте должна быть далекой, почти нереальной. Все силы воспитания нужно потратить на то, чтобы ребенок стремился быть с Богом, а не на то, чтобы думал, как бы ему защититься от бесов. Бог защитит!

Недопустимы формулировки угроз типа "Вот, плохо себя ведешь - Бог тебя накажет". Кто вы такой, чтобы решать за Бога, когда и как наказывать? Лучше, если с ребенком случается некая неприятность, укажите ему на справедливость происшедшего: "взял без разрешения конфету - разболелся живот", "не захотел молиться вместе со всеми - приснился страшный сон", и т.п. Уж если почувствуете необходимость "приплести" духовное объяснение, лучше скажите ребенку, что своим плохим поступком тот оттолкнул от себя Ангела-хранителя, вот и случилась беда. Это, кстати, будет правильнее и с богословской точки зрения. Мне рассказывала одна прихожанка (она выросла в светской семье), как в детстве ей постоянно внушали, что тот самый Дед Мороз, который приносит на Новый год подарки, ежедневно и постоянно за ней следит, чтобы она не совершила ничего плохого. И она как огня боялась Деда Мороза, пока не выросла настолько, что поняла, что тот ненастоящий! Боялась каждый Новый год, и пряталась, когда он приходил. Взрослые, заметьте, насколько Бог ненавязчив! Зачем же вы лишаете Его этого доброго качества, да еще и в глазах детей? Да, ребенок должен помнить (и забывать, и вспоминать), что Бог все видит. И может и наказать, но не ради кары, а потому что хочет, чтобы мы стали лучше. Но напрямую угрожать детям Богом - нельзя!

Нельзя рассказывать о суевериях, приводя при этом кучу примеров. Суеверие - удивительно прилипчивая штука, как для взрослых, так и для детей. Людям проще верить в безликий алгоритм суеверия, чем выстраивать отношения с живой Личностью - Богом. А человеческая вера многое определяет в нашей жизни, в том числе и сбытие суеверия. Немного я встречал прихожан (увы!), которые с верой, радостью и смирением могли сказать про суеверия: "на меня это не действует!" Страх перед суеверием перестает действовать на человека, познавшего радость страха Божия. Ну, действительно, достойно ли величия Божия посылать вам в качестве знамения черную кошку под ноги?!

Как воспитать ребенка в страхе Божием? (Кстати, лучше избегать этого термина в разговорах с детьми. Это богословский термин, требующий толкования, которое может быть понятно только взрослым. А дети ощутят в этих словах ту угрозу, которой там нет.) Вопрос важный: "Начало премудрости - страх Господень". Если нет благоговения перед Богом, духовная жизнь как ребенка, так и взрослого приходит в тупик и угасает. Благоговение у человека вызывает красивая и величественная Тайна. Это касается всех возрастов. Не лишайте детей (и себя) этих Тайн! В Православии, в Боге их множество. Не надо стремиться объяснить в религии всё и вся. Это и невозможно. Кстати, если бы Православие было религией, выдуманной человечеством, там было бы гораздо меньше тайн и нелогичностей. А они - есть. Мы можем дорасти до объяснения некоторых, и они оказываются удивительно красивыми и мудрыми. А можем не дорасти. И тогда не примитивизируйте их корявыми толкованиями! По словам святителя Николая Сербского, "Любовь горит, пока есть Тайна. Раскрытая Тайна - сожженная Любовь". Но последние слова понятны более взрослым. Как быть с детьми? Поделитесь с ними чувством замирания перед Тайной. Пусть будет пауза осознания перед прикосновением к иконе или Евангелию, перед молитвой домашней или церковной. Подготовьте детей двумя-тремя фразами перед предстоящим духовным движением, иначе оно не состоится.

Многих родителей и педагогов волнует вопрос пребывания детей в православном храме. И именно родители должны стать главными помощниками в церковной жизни для ребенка. Пока дети маленькие, мамы и папы должны тихо, чтобы не мешать другим молящимся, объяснять детям смысл происходящего в храме, подсказывать, как надо себя вести в том или ином случае, и внимательно следить за духовным и физическим состоянием ребенка, находящегося на службе. Ребенок должен осознавать, где он находится, и для чего собрались окружающие люди. Для взрослых прихожан нахождение в храме требует сосредоточенности. А детям, особенно маленьким, особенно темпераментным, трудно находится в состоянии сосредоточенности на протяжении всей церковной службы. Если ребенок устал, необходимо вывести его на некоторое время из храма и вернуться в какие-то важные моменты церковной службы, например, во время "Херувимской" или Евхаристического канона. Пожертвуйте своей молитвой ради ребенка. Темпераментный пусть выбегается, с тихим хорошо послушать птиц или посидеть порисовать (это же можно сделать и в западной части храма, "на галерке", если на улице холодно или дождь). Приведу не очень хороший пример. Представьте: вас пригласили с маленьким ребенком к некоей важной персоне. И вы подготовили, как могли, ребенка к этому. И если во время застолья ребенок залезет под стол, это будет нормально: играет, взрослые разговоры пока не для него. Но если он начнет носиться по жилищу и сшибать вазы, тут уж придется принимать меры. Пример нехорош тем, что прикосновение к духовному миру в детском возрасте абсолютно возможно, в отличие от участия в разговорах о политике. Родители или воспитатели должны стараться чувствовать духовное состояние ребенка в храме. Главное, чтобы ребенок не забывал, к Кому он пришел. Забавный пример: один малыш тихонько подходил к клиросу (церковному хору) во время богослужения, слушал внимательно, а утомившись, стремглав убегал из храма (умело лавируя между молящимися). Так повторилось несколько раз. Наконец мама оговорила его. А он ответил: "Мам, я все правильно делаю, смотри!" - и показал на знак пожарной безопасности на стене - бегущего в направлении выхода человечка.

Встречаются дети, которые боятся Бога потому, что им в красках рассказали о страданиях Христа, о распятии, смерти, погребении, о подвигах мучеников. Но слишком мало было сказано слов о главном во взаимоотношениях между Богом и человеком - о любви. Дети не знают о непрестанной заботе Бога о нас, о справедливости и защите.

В преподавании духовных дисциплин важна последовательность изложения. Она не должна быть исторической (сначала - Ветхий Завет, потом - Новый). Сначала нужно рассказать о главном, а потом - о второстепенном. Вспомните, как создавал свои "Хроники Нарнии" Клайв Льюис: сначала им была написана книга о спасении сказочного мира Асланом, о его жертве, а потом появились другие книги с историческими и нравственными мотивами. Начинать надо с уроков о любви Божией. Хорошо показала себя практика, когда первые уроки посвящены сотворению нашего мира, а затем происходит переход к евангельским событиям с периодическим возвратом к интересным и понятным для детей рассказам о событиях Ветхого Завета, приуроченным к текущей церковной жизни. Не надо опасаться, что ребенок воспринимает уроки веры, как сказку. Маленькие дети живут в мире сказок. Он для них реален так же, как и окружающий. И учить их церковной жизни нужно, прежде всего, на примерах любви.

Рассказывая о церковной жизни, педагог должен уметь расставлять приоритеты. Рассказывая, например, о правилах поста, нельзя не добавить, что главный пост для ребенка - слушаться родителей и помогать им во всем. Обрядовая сторона поста менее важна, чем мир в благополучной, пусть и нецерковной семье. Иначе происходят казусы, когда родители приходят в школу и начинают выяснять, почему ребенок отказывается есть и еще и их, родителей, жизни учит. Неблагополучная семья, в которой дети брошены родителями - иной случай, тут значительная доля ответственности ложится на педагога, которому ребенок доверился, в котором ребенок увидел опору и защиту.

Значительную опасность для детей представляют некоторые "инновации" в педагогике, типа игр "Кто о чем сейчас думает?". В этой игре дети садятся в круг и ребенок, выбранный из коллектива по определенному правилу, должен всем раскрыть свои мысли. Неужели не ясно, что такие "игры" учат или лжи, или лицемерию, или потере стыда? Подозреваю, что подобных "инноваций" в современной педагогике уже немало. Учителя пока не принуждаются вышестоящей властью их практиковать, эти методики лишь "рекомендованы". Просьба к преподавателям: анализируйте все новые методики, пропуская их через призму своего педагогического и житейского (а если есть - духовного) опыта! Иначе мы будем калечить детские души.

Подводя итоги, скажу, чего стоит добиваться: того, чтобы вера ребенка была светлой и радостной. Радующемуся светлой радостью человеку неинтересно грешить. Есть хорошие слова диакона Андрея Кураева (правда, он говорил о студенчестве, но это неважно): "Образование - это то, что осталось в вас после того, как вы забыли все, что вам было прочитано на лекциях". Так вот, дети могут забыть все, что им было рассказано на уроках духовной тематики. Но главное, чтобы они запомнили (а лучше - убедились на собственном опыте, ибо это несложно), что Бог есть Любовь.

Берестовицкая Светлана Эрленовна ,

кандидат педагогических наук,
докторант кафедры педагогики
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург

В статье дается обзор диссертационных исследований по философии, психологии, педагогике за последние пятнадцать лет, посвященных проблеме мировоззрения юношества.

Проблема мировоззрения современного старшеклассника является на сегодняшний день особенно актуальной как для общества, так и для конкретной личности в связи с обострившимся в новых культурно-образовательных условиях рядом противоречий: между религиозным и светским образованием, религиозным и научным объяснением мира, национальными и общечеловеческими ценностями, между прагматическими, гедонистическими устремлениями массового сознания и высокими целями Бытия, проповедуемыми философией и искусством, разнонаправленными влияниями семьи, школы, средств массовой информации и др.

Отвечает ли современная наука потребностям личности, общества, школы в разработке проблемы воспитания мировоззрения в новых культурно-образовательных условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали диссертационные исследования, посвященные проблемам мировоззрения учащихся за последние 15 лет (1994-2009 гг.).

Чтобы понять, насколько проблемы мировоззрения вызывают сегодня научный интерес, нами был предпринят количественный анализ диссертационных исследований, посвященных этим феноменам. Для определения степени изученности этих проблем в современном социогуманитарном знании был проведён качественный анализ по следующим ключевым вопросам:

Каковы новые подходы к пониманию феномена мировоззрение в современном научном знании?

В чем особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций?

Какую роль играет школьное образование в процессе мировоззренческого самоопределения школьника?

Каков мировоззренческий потенциал школьного образования и как он может быть актуализирован в педагогической практике?

Какие условия необходимо создать для педагогической поддержки ученика в решении проблем мировоззрения?

Анализ выявил следующую картину. Феноменом мировоззрения занимаются следующие социогуманитарные науки: педагогика (54 исследования), философия (40 исследований), психология (4 исследования), социология (2 исследования), политология (2 исследования), история (1 исследование). Всего 103 работы. Какими определениями характеризуется мировоззрение? Данные представим в таблице.

Тип мировоззрения

Количество исследований

Научное

Естественнонаучное

Экологическое

Экологоориентированное

Экологогуманистическое

Эволюционно-экологическое

Валеологическое

Философское и религиозное

Гуманистическое

Экогуманистическое

Экзистенциально-гуманистическое

Религиозно-философское

Православное

Философско-культурологическое

Ноосферное

Профессиональное

Педагогическое

Профессиональное

Информационное

Виртуальное

Политическое

На сегодняшний день в науке отсутствует типология, охватывающая все типы мировоззрения или хотя бы большинство представленных в данной таблице типов, и соответственно этот термин употребляется произвольно с характеризующими его определениями.

Мировоззрению школьников посвящены 27 работ (из них мировоззрению старшеклассников - 12), молодежи и студентов - 25 (из них студентов педагогических вузов - 7), учителя - 4, подростка - 3, ребенка - 1, дошкольника - 1.

21 педагогическое исследование посвящено формированию мировоззрения молодого человека, обучающегося в высшем учебном заведении, причем, как правило, тип мировоззрения связан со спецификой ВУЗа (педагогическое мировоззрение, информационное мировоззрение и т.д.). В 10 диссертационных исследованиях рассматривается проблема формирования научного мировоззрения школьников. 23 научных труда посвящены формированию экологического, художественно-эстетического, естественно-научного, эволюционно-экологического, валеологического и т.д. мировоззрения, как правило, средствами конкретных учебных предметов (например, Хахина Анастасия Васильевна. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 . Н. Новгород, 2006.). И только 5 работ обращены к проблемам целостного мировоззрения, мировоззренческих ценностей, мировоззренческой позиции учащихся, однако они рассматривают проблему лишь в одном из ее аспектов. (Например, Метлик Игорь Витальевич. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 . Москва, 1998).

Из 40 кандидатских диссертаций по философии только 5 имеют непосредственное отношение к мировоззренческим проблемам юношества в новых культурно-образовательных условиях, и одна докторская диссертация исследует сам феномен мировоззрения.

Таким образом, мы видим, что в последние 15 лет сам феномен мировоззрения вызывает постоянный интерес ученых, об этом свидетельствует и количество работ, посвященных этой проблеме, и их тематическое разнообразие. Однако обращает на себя внимание почти полное отсутствие фундаментальных исследований (только одна работа по философии), рассматривающих проблемы мировоззрения юношества с педагогической точки зрения и содержащих концептуальные положения, научные теории о его воспитании в новых культурно-образовательных условиях.

Современные философские исследования отвечают на несколько ключевых вопросов, выделенных нами для анализа. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения, а именно: прослежена эволюция смыслов понятия «мировоззрения», показан теоретико-методологический потенциал и практические функции мировоззрения. Выявлены особенности мировоззрения юношества в современном обществе и факторы, влияющие на формирование мировоззрения, в частности, показаны изменения мировоззренческих ориентиров личности в условиях глобализации общества; изучен религиозный аспект мировоззрения молодежи в современной России. Определена роль образования в воспроизводстве и конструировании мировоззрения молодежи; введены и обоснованы принципы «мировоззренческой парадигмы образования». Сделан важный вывод о том, что на современном этапе мирового развития образование приобретает приоритетный характер по отношению к другим сферам деятельности общества в вопросе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Особо значимой для нашего исследования является докторская диссертация М.П. Арутюнян «Мировоззрение: онтологический и методологический подходы», поскольку в ней дается философское обоснование мировоззренческой парадигмы образования. В исследовании охарактеризованы проблемы социальной онтологии в проекции современной мировоззренческой ситуации, «характеризующейся понятиями мировоззренческого «безвременья», в которой проявляется фрагментарность взглядов человека на мир, утрата целеориентиров жизни, расплывчатый характер ценностей человека и его идеалов» .

С нашей точки зрения, в современной философии имеются достаточные теоретические основания для построения педагогической модели мировоззренческого самоопределения юношества.

Из 6 работ по психологии и социологии, посвященных мировоззрению, ни одна не касается проблем мировоззрения школьников.

Особое внимание было обращено на педагогические исследования, изучающие мировоззрение старшеклассника. Из 12 исследований 4 имеют узкоспециальную направленность, например, Якимова Е.Б. «Формирование эволюционно-экологического мировоззрения у старшеклассников в процессе обучения физике на основе синергетической концепции. На примере углубленного изучения тем «Термодинамика» и «Молекулярно-кинетическая теория».

Три докторские диссертации по педагогике посвящены мировоззрению студентов , одна - учителя , одна - «мировоззренчески направленному обучению математике» . Последнее докторское исследование, изучающее формирование мировоззрения школьников, относится к 1983 году: Сысоенко И.В. Теоретические основы формирования мировоззрения учащихся: Дис. …д-ра пед. Наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону.

В поле зрения авторов кандидатских диссертаций оказались такие понятия, как мировоззрение, научное мировоззрение, гуманистическое мировоззрение, мировоззренческие ценности, мировоззренческие позиции, инновационная деятельность школы, педагогическое стимулирование. Отметим, что педагогические исследования касаются практически всех выделенных нами ключевых вопросов. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения: изучена история постановки и решения проблемы формирования мировоззрения старшеклассников; определены сущность и содержание феномена «научное мировоззрение» в контексте современной экологической ситуации; разработаны теоретические положения формирования основ научного мировоззрения у старшеклассников, исходя из идей гуманизации отечественного образования; установлена сущность и раскрыто понимание выбора как механизма раз-вития мировоззренческой позиции личности старшеклассника. Изучены особенности мировоззрения современного юношества: выделены мировоззренческие проблемы, характерные для современных старшеклассников, определено их содержание, причины возникновения. Раскрыт мировоззренческий потенциал школьного образования и намечены пути его актуализации в педагогической практике: разработаны программы работы с учащимися по формированию мировоззренческих ценностных ориентаций; разработаны содержание и методические приемы освоения религиоведческих знаний, которые позволяют эффективно использовать их в процессе формирования научного, гуманистического мировоззрения. Определены условия для воспитания личностного отношения к проблемам мировоззрения в новой политической, экономической, социально-культурной ситуации.

Однако этих знаний явно недостаточно для решения проблемы мировоззренческого самоопределения юношества в новых культурно-образовательных условиях. Во-первых, в педагогических исследованиях четко не определены эти условия, следовательно, нет ответа на вопрос, каковы особенности мировоззрения юношества в современном обществе, характеризующемся множеством мировоззренческих влияний различных институций. Во-вторых, из всех рассматриваемых современной наукой типов мировоззрения применительно к старшекласснику изучаются только два: научное и гуманистическое, таким образом, нерешенным остается вопрос о соотношении различных типов мировоззрения и о том, каким образом выстраивается целостное мировоззрение старшеклассника. В-третьих, не исследована роль всего педагогического процесса, а не только отдельных его компонентов в воспитании мировоззрения старших школьников. И, наконец, не разработана концепция педагогической поддержки ученика в решении мировоззренческих проблем, столь необходимая современной школе. Однако самой острой проблемой, на наш взгляд, сегодня становится отсутствие научно-педагогических знаний о мировоззренческом самоопределении юношества, с учётом тех условий и обстоятельств, в которых самоопределение происходит.

Изученные источники позволили выделить как перспективные направления исследования этой проблемы следующие:

· Мировоззренческое самоопределение - актуальная и самостоятельная научно-педагогическая проблема, связанная с образованием и его результатами.

· Мировоззренческие искания личности старшеклассника - необходимый элемент его самоопределения, завершением которого может быть устойчивость личности как основной критерий развития мировоззрения, на что должно ориентироваться образование.

· Педагогическая поддержка мировоззренческого самоопределения выступает как диверсифицированная система разнообразных условий и действий, создаваемых педагогом в образовательном процессе.

Литература

1. Арутюнян М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Автореферат дис. ... докт. философских. наук: 09.00.11. Хабаровск, 2006.

Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 . . Москва, 1999

Berestovitskaia Svetlana E. The candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate of the chairs of pedagogics of the Russian state pedagogical university of A.I.Herzen, St.-Petersburg, [email protected]

Problem of outlook of youth in modern dissertational researches

Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого человека – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов.

Автор с чувством радости рассказывает о событиях из своего беззаботного, счастливого детства, когда он радовался каждому жизненному моменту. Писатель вспоминает, как «носились над головой стрижи», а на удочку клевали «здоровущие окуни». Но, к сожалению, спустя время его воспоминания сгладились, восприятие жизни померкло, краски побледнели, и яркость стала «не такая, как раньше».

Не могу не согласиться с А. Лихановым: действительно, когда взрослеет человек, то он теряет эти прекрасные качества ребенка и воспринимает все вокруг не в таком волшебном и ярком свете.

Так, в начале романа Л. Н. Толстого « и мир» перед нами предстает тринадцатилетняя Наташа, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Она полна чувств и эмоций и стремится всюду успеть: вот она утешает Соню или наивно, по-детски, неумело объясняется в любви Борису, через минуту поет романс «Ключ» в дуэте с Николаем или танцует с Пьером. Наташа Ростова еще совсем ребенок, ее взгляд полон радости, света, любви к окружающему миру и людям. В эпилоге книги мы увидим ее взрослой женщиной, которой некогда восхищаться красотой лунной ночи: она вся в заботах о семье и детях…

Вспомним рассказ Г. И. Горина «Ежик», в котором повествуется о счастливом времени – детстве, когда с легким сердцем мальчик Славик поменял лотерейный билет на холодильник… на ежа! Взрослому человеку никогда не понять этого, казалось бы, глупого поступка счастливого от обмена ребенка, так как в жизни каждого человека с возрастом меняются взгляды на жизнь, материальные ценности начинают занимать главенствующее положение.

Таким образом, могу сделать вывод, что детское мировосприятие намного ярче, красочней и богаче, чем у взрослого человека.

Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых - способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает А. Н. Леонтьев, - это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы»

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой - поисками осознанных моральных принципов.

Формирование морального облика человека - чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст - один из наиболее важных его этапов.