Михаил сергеевич лунин декабрист в культуре. Лунин, михаил сергеевич

Лунин Михаил Сергеевич - декабрист, полковник лейб-гвардии, член «Северного сообщества». Родился 18 декабря (по новому стилю) 1787 года в Петербурге. Лунин происходил из дворянской семьи статского советника и богатого тамбовского помещика Сергея Михайловича Лунина. Раннее детство Михаил провёл в Тамбовской губернии , в имении на территории нынешнего посёлка Инжавино . Начальное образование он получил дома, по окончании которого юный Лунин владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками.

В 1803 году был принят на службу в кавалергардский полк. За время своей службы Лунин принял участия в таких военных кампаниях как Аустерлицкое сражение (1805 год), Прусский поход (1807 год), Отечественная война 1812 года, где в сражении под Бородино был награжден золотой шпагой «За храбрость». Далее были заграничные походы с русской армией (с 1813 по 1814 годы).

В 1815 году Лунин был освобожден от службы в чине ротмистера. С 1816 по1817 годы жил в Париже, где, познакомившись с Сен-Симоном, принял католичество.

1816 год - вступление Лунина в «Союз спасения». Здесь Лунин основал «Союз благоденствия», который вскоре прекратил свое существование. Затем Лунин стал участником «Северного тайного общества».

В 1822 году М.С.Лунин вновь заступил на военную службу в Гродненский гусарский полк, в Лейб-гвардию, где был назначен адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа Великого князя Константина Павловича. Лунин несколько отошел от деятельности тайного общества (методы, которыми руководствовались его участники, он считал неприемлемыми), однако, он не переставал быть приверженцем политических перемен в России, в частности, отмены крепостного права.

Лунин не смог принять участия в восстании декабристов, так как находился на службе в Варшаве. Но это не помешало вызвать Лунина на допрос по данному делу в следственный комитет в Варшаве. Лунина арестовали последним из декабристов. Он упорно не называл имен участников и,в тоже время, не отрицал своего участия в тайном обществе декабристов. М.С. Лунин был незамедлительно отправлен под конвоем в Петербург.

16 апреля 1826 года Лунина заключили в Петропавловскую крепость. В 1826 году Лунина осудили за план убийства царя и приговорили к пожизненной каторге. Затем срок был сокращен до 15 лет с дальнейшим поселением в Сибири. В 1832 году срок каторжных работ был сокращен до 10 лет.

27 марта 1841 года после недолгого освобождения Лунин был снова арестован по доносу и отправлен в Акутуйскую тюрьму в Читинской области, где были сочтены дни его жизни. По официальной версии Михаил Лунин умер вследствие апоплексического удара, однако есть и другая версия, имеющая под собой основания - он был убит смотрителем рудника.

Перед заключением каждый декабрист мог составить завещание в пользу своих родственников. М.С. Лунин написал завещание в пользу своего кузена, с тем условием, что он даст крестьянам вольную. Его сестре по научению мужа удалось оспорить завещание и родовое имение досталось ей.

О Михаиле Лунине тепло отзывались его великие современники. Так Пушкин считал его "умнейшим человеком нашего времени", а Герцен отмечал его непреклонность, отвагу и храбрость.

ДЕКАБРИСТ МИХАИЛ ЛУНИН

Михаил Лунин-человек поистине замечательный.
Александр Пушкин
Лунин- один из тончайших умов и деликатнейших…
гордой, непреклонной, подавляющей отваги.
Александр Герцен
Заключенный в казематах, не переставал я размышлять
о выгодах родины… В ссылке я опять начал действия
наступательные.
Михаил Лунин

Вся жизнь Михаила Сергеевича Лунина (1787-1845) убеждает в глубокой проницательности Александра Сергеевича Пушкина, с юношеских лет почувствовавшего в Лунине человека необыкновенного. В сохранившихся стихах десятой главы (уничтоженной Пушкиным) «Евгения Онегина» есть строки: «Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры…» Какими же своими качествами и «решительными мерами» Лунин заслужил у поэта такую высокую оценку «человека поистине замечательного»?
Михаил Лунин был человеком необыкновенной лихости и отваги, проявившихся во время войн как воинская доблесть и мужество. Движущей силой всей его жизни была жажда поступка, и именно поступки и сделали его уникальной личностью. Ощущение опасности доставляло ему наслаждение. Риск как форма жизни, причем риск глубоко осознанный и принятый им, делал невозможное возможным. Он рано и глубоко постиг ценность человеческой и направленность своей жизни: «Для меня открыта только одна карьера-карьера свободы… Я буду приносить пользу людям тем способом, каковой мне внушают разум и сердце. Гражданин вселенной- лучше этого титула нет на свете». О всегда кипевшей в нем энергии жизни он говорил: «Избыток сил задушит меня».
Получив прекрасное образование, он был настоящим интеллектуалом, крупным мыслителем, хорошо рисовал, писал стихи, музицировал и разбирался в музыке, владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками. Его необыкновенная жизнь породила множество легенд о нем, но реальная его жизнь была гораздо богаче легенд. Он единственный из декабристов, который ни на шаг не отступил от своих нравственных принципов и шел до конца в своей духовной жизни и ее устремлениях. Его жизнь- пример стойкости в самых тяжелых испытаниях. В письме своей родной сестре Екатерине Уваровой он пишет: «Я сумею перенести невзгоду: и в счастии и в несчастии я всегда был одинаков». У него была славная, очень деятельная жизнь, а иной он не хотел.
В одном из своих писем из Сибири он заявляет: «Мои письма… служат выражением тех убеждений, которые повели меня на место казни, в темницы и в ссылку… Гласность, которою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы».
Он хорошо осознавал неотразимость своей логики и доводов: «Мои политические противники были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей…»
«Последнее желание мое в пустынях сибирских, чтоб мысли мои по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в умах соотечественников».
Декабрист Сергей Волконский сказал о Лунине: «Боевой ум, с большим образованием, во время своего заточения в Сибири это лицо показало замечательную последовательность и в мыслях своих, и в энергии поступков своих…»
Родившись в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, владевшего 1200 крепостными душами, Михаил Лунин получил прекрасное образование. С 1803 года он начал служить в кавалергардском полку. Участвовал в сражении с французами при Аустерлице 20 ноября 1805 года, где погиб его младший брат Никита. Во время Отечественной войны участвовал во всех главных сражениях с Наполеоном, отличившись большой отвагой, особенно в Бородинском сражении, за невероятное мужество в котором был пожалован золотой шпагою с надписью «За храбрость». Он участвовал и в европейском походе русской армии в 1813-1814 годы. Уволившись с военной службы в 1815 году, вступил в первое тайное общество будущих декабристов «Союз спасения». Он первым в истории декабризма выдвинул проект цареубийства, что послужит главным обвинением против него после восстания декабристов, хотя после 1822 года он уже отошел от действий тайных обществ и считал идею о цареубийстве неправильной.
Во время восстания декабристов на Сенатской площади Петербурга Лунин находился в Польше, где с 1822 года был адъютантом великого князя-Константина Павловича-командующего войсками Варшавского военного округа. В 1824-1825 годы Лунин служил командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Когда шли допросы декабристов, на следствии выплыло и имя Лунина. Следственная комиссия многое уже знала от доносчиков и из показаний допрошенных декабристов. Великий князь Константин Павлович, сначала симпатизировавший Лунину, предлагал ему бежать за границу, но Лунин отказался. Хотя приказ об его аресте был подписан еще 24 декабря 1825 года, Следственная комиссия сначала прислала ему в Варшаву 15 вопросов, на которые просила дать ответы. С самого начала он выработал четкую позицию поведения на следствии, чтобы не нанести вреда декабристам. Так, на вопрос о том, «…кем было основано начальное тайное общество», он ответил: «Основателей же оного я не могу назвать, ибо это против моей совести и правил». Его арестовали в Варшаве 9 апреля 1826 года и доставили в Петербург. Первый его допрос здесь состоялся 16 апреля. На допросах он, в отличие от многих декабристов, предпочитал не договаривать, чем говорить лишнее. Он вел свою четко сформулированную, продуманную и логичную линию, сводившуюся к тому, что в восстаниях и тайных обществах после 1822 года он не замешан, а его конституционные убеждения, как и убеждения членов «Союза благоденствия» нельзя признавать преступными, так как такие же убеждения провозглашал и покойный император Александр I. Но Следственная комиссия, руководствовавшаяся принципами, сформулированными для нее императором Николаем I, имела свои представления о виновности декабристов. Средний возраст подсудимых- 27,4 года, а средний возраст их судей- 55 лет, т.е. одно поколение судило другое.
Основной темой для следователей были планы цареубийства. Раздувая дело о цареубийстве, можно было утопить главные намерения декабристов: ликвидацию крепостного права и военных поселений, установление конституционного строя, введение свободы слова, печати, суда присяжных и т.д. Главным в обвинении Лунина оказалось то, что в 1816 году, в начале образования тайного общества «Союз благоденствия», он предлагал создать специальную партию, не входящую в тайное общество, члены которой в масках на лице совершили бы цареубийство на царскосельской дороге.
В результате 146 заседаний Следственной комиссии, проходивших в течение 212 дней процесса, были осуждены 122 декабриста. Всех осужденных разделили на 11 разрядов по мере тяжести наказания, были и осужденные «вне разрядов» (пять человек, которые были повешены: Рылеев, Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Лунина осудили по 2-му разряду, к этому разряду отнесли 17 декабристов, приговорив к вечной каторге, которая была заменена царем Николаем I (в связи с его коронацией) пятнадцатью годами каторги. Сначала Лунина заключили на 20 месяцев в Свеаборгскую и Выборгскую крепости, а затем выслали в Сибирь. Он позже запишет: «Душевный мир, которого никто не может отнять, последовал за мною на эшафот, в темницу и ссылку». Во время ссылки, как и всегда, он был внутренне свободен, его мысль напряженно трудилась. Он пишет сестре: «Истинное счастье в познании и любви к истине. Все остальное- лишь относительное счастье, которое не может насытить сердце, так как не находится в согласии с нашими бесконечными желаниями». По его просьбе сестра присылает ему окольными путями (через оказии) документы о деятельности правительства, необходимые ему для продолжения нелегальной политической борьбы путем написания статей, разоблачающих деятельность правительства. Он знает, что содержание его просматриваемых писем, адресованных сестре, становится известным Бенкендорфу, возглавляющему тайную комиссию, а поэтому и Николаю I. И зная это, он намеренно излагает в письмах свои взгляды. Взбешенный в 1838 году письмами Лунина Бенкендорф строжайше приказывает ему «не вести ни с кем в течение одного года никакой переписки под опасением строжайшего со стороны начальства взыскания». Лунин выполнил это требование, но своего оружия-мысли не сложил. Он своими статьями и исследованиями хочет пробить «всеобщую апатию». Отбыв срок каторжного наказания, Лунин находился на поселении в селе Урик (недалеко от Иркутска). Не приемля рабства и самовластья, он действует наступательно. Исследовав историю декабристов, он написал «Разбор донесения, представленного российскому императору тайной комиссией в 1826 году». Сведения о «Разборе» просочились при рукописном изготовлении копий помощниками Лунина. Николай I, которому донесли об этом исследовании Лунина, приказал вторично его арестовать и перевести из поселения Урик в строжайшее заключение в Нерчинск и лишить всех сношений, как личных, так и письменных. Лунина арестовали 27 марта 1841 года и отправили на каторжные работы в свинцовые рудники Акатуя (около Нерчинска), которые в то время были подобны аду. Сибирское начальство, направляя сюда «безнадежных к исправлению», стращало: «Сгниешь в Акатуе!» Лунин писал о месте своей каторги, в которой он проведет 1696 дней: «…Акатуй- рудник один из самых тяжелых, где ссыльные, работая в шахтах, большею частью прикованы к тачке, лопате… Местность рудника до того уныла, что наводит жестокую грусть…» Но Лунин- внутренне свободный и невероятно мужественный и самодостаточный человек, несокрушимая энергия которого позволяет ему при любых лишениях и испытаниях чувствовать себя счастливым. Он ведет тайную переписку с семьей декабриста Волконского, и в одном из писем сообщает: «Здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а, наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилия девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты». Он и здесь продолжает борьбу: пишет резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ 15-летнего царствования Николая I (с 1825 по 1841 год), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики. Этого ему царь простить не мог. По официальной версии Михаил Лунин скончался в Акатуе от апоплексического удара (инсульта), но вероятнее всего, что его здесь уничтожили. Только так царское правительство могло избавиться от неугодного им человека, владевшего таким искусством жизни, которое позволяло ему утверждать: «Всюду я нахожу истину и всюду счастье». Юрий Жданов 28.01.2010

18 декабря (29 декабря) 1787(17871229), Санкт-Петербург — 3 декабря (15 декабря) 1845, Акатуйский рудник, ныне Борзинский район Читинской области.

Лунин Михаил Сергеевич — декабрист, подполковник лейб-гвардии (1822), состоял в «Северном обществе», католик.

М. С. Лунин родился в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, имевшего 1200 крепостных душ — Сергея Михайловича Лунина. Получил прекрасное образование. Он кроме французского языка, также хорошо знал английский, польский, латинский и греческий языки. Служил в Кавалергардском полку.

Участвовал в ряде исторических сражений, где отличался проявлениями храбрости.

В 1815 году М. С. Лунин ушёл в отставку с военной службы.
Уехал за границу и год прожил в Париже, зарабатывая уроками и адвокатурой. В Париже он познакомился с Сен-Симоном и перешёл в католичество.

В 1817 году после смерти отца, став наследником большого состояния, вернулся в Россию.
В Петербурге он вступил в «Союз спасения», и в дальнейшем был одним из основателей «Союза благоденствия», после прекращения деятельности которого Лунин стал членом «Северного тайного общества».

В 1822 году М. С. Лунин поступил на службу в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.
Он был назначен адъютантом Великого князя Константина Павловича, который был главнокомандующим войсками Варшавского военного округа.

После 1822 года Лунин отошёл от идей основателей движения, оставаясь приверженцем необходимости политических перемен в России, и прежде всего — освобождения крестьян.
Он, в основном, отвергал способы, предлагаемые участниками тайных обществ, которые казались Лунину неприемлемыми.

В событиях 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге М. С. Лунин не принимал участия, так как в то время находился на службе в Польше. В марте 1826 года вызывался свидетелем по делу о восстании в Варшавский следственный комитет. Из декабристов Лунин был арестован последним: 10 апреля 1826 г. отправлен в Петербург под конвоем и в сопровождении фельдъегеря. В ночь на 16 апреля помещён в Петропавловскую крепость.

Следственному комитету Лунин заявил: «Я поставил себе неизменным правилом никого не называть поимённо». Факт своего участия в тайном обществе не отрицал.

В 1826 году М. С. Лунин был осуждён в основном за план цареубийства 1816 года.
Приговорён к пожизненной каторге. 10 июля 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет, по манифесту от 22 августа 1826 г. — до 15 лет с последующим поселением в Сибири навечно.
В 1832 году срок каторги был сокращён до 10 лет.

Перед судом всем декабристам было предложено написать завещание. Лунин по завещанию передал своё имение двоюродному брату с условием, чтобы тот отпустил крестьян на волю. Его сестра под давлением мужа оспорила завещание. Имение досталось ей.

После заключения в крепости Свеаборг и Выборгской тюрьме направлен в Читинский острог (доставлен 11 апреля 1828 года). Переведён на Петровский завод в августе 1830 года.
В 1836 году вышел на поселение в с. Урик.

Лунинские письма из Сибири

В 1837 году Лунин создаёт серию политических писем, адресованных сестре: он задался целью написать историю декабристского движения, предполагалось, что письма станут известны широкому кругу читателей.
В начале 1838 года он пишет «Розыск исторический» (краткое обозрение прошлого Российского государства), в сентябре 1838 года «Взгляд на Русское Тайное Общество с 1816 по 1826 года» (очерк по истории тайных обществ), в ноябре 1839 года «Разбор Донесения, представленного императору Тайной комиссией 1826 г.» (содержит критическое исследование «Донесения» и взгляд автора на декабристское движение с обозначением его истинных целей).
Лунин планировал написать «Разбор деятельности Верховного уголовного суда» для чего просил сестру прислать документы и материалы, касающиеся Восстания 14 декабря: публикации газет, рассказы очевидцев.
Замысел не был осуществлён, так как Лунин не получил требуемые материалы.

В Иркутске сложился кружок распространителей сочинений Лунина: преподаватели местных училищ Журавлёв и Крюков, казачий офицер Черепанов, декабрист П. Ф. Громницкий.
Чиновник особых поручений при иркутском губернаторе Руперте Успенский увидел список одного из произведений Лунина у Журавлёва, взял его якобы для прочтения, снял копию и переслал с донесением А. Х. Бенкендорфу.
В ночь с 26 на 27 марта 1841 года Лунин был арестован, его бумаги изъяты.
Сам Лунин сослан в Акатуй.

<ПИСЬМО-ВОСПОМИНАНИЕ О М.С.ЛУНИНЕ>

"Его перевели в Акатуй на китайскую границу! Он гулял там по коридору, в котором преступники были прикованы к стене! Он употреблял свое природное красноречие на то, чтобы утешать их, проповедовать им религию, пробуждать в них укоры совести и давать им надежду на лучшую жизнь! "


Въезд в Акатуйскую тюрьму.Нерчинская каторга

Лунин нисколько не удивился своему новому аресту; он всегда ожидал, что его снова засадят в тюрьму, и всегда говорил, что он должен в тюрьме окончить свою жизнь, хоть, впрочем, он очень любил свободно скитаться с ружьём и проводил большую часть своей жизни на охоте. Однажды я был у него на святках, и он спросил меня, что по мнению моему последует ему за его письма к сестре?
Я отвечал, что уже четыре месяца прошло, как он возобновил переписку, и если до сих пор и не было никаких последствий, то, вероятно, никаких и не будет и впредь.
Это его рассердило; он стал доказывать, что этого быть не может и что непременно его запрут в тюрьму, что он должен в тюрьме окончить жизнь свою.
«Записи С. П. Трубецкого на „Записки“ В. И. Штейнгеля»

3 октября 1845 года Лунин скончался в тюрьме. По официальной версии причина смерти был апоплексический удар. Современники, а позднее С. Б. Окунь и Н. Я. Эйдельман считали, что Лунин был убит.


П.Ф. Соколов «Портрет М.С. Лунина»

Хрестоматийно известны пушкинские строки из 10-й главы «Евгения Онегина», посвященные Лунину:
Пушкин описал такое заседание:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Им резко Лунин предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал сво<и> Ноэли Пу<шкин>,
Мела<нхолический> Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал
(VI, 524)

«Решительные меры» - это, в частности, план цареубийства, который одним из первых предлагал Лунин членам общества.
Точная и емкая характеристика Лунина как «друга Марса, Вакха и Венеры» подтверждается бесчисленными воспоминаниями и анекдотами о молодом кавалергарде Лунине, который претендовал на то, чтобы быть первым во всех молодечествах, бывших нормой гвардейской жизни:

«кавалергарды и гусары беснуются, крепят мускулы, расходуют лишнюю энергию, школьничают. Один сплющивает рукою каменную грушу, другой ест за обедом ужей, вскормленных молоком, третий выигрывает спор, ровно год проводя в седле по 19 часов в сутки, четвертые сооружают систему блоков и, пригласив на бал провинциальное общество, вдруг поднимают почтенных маменек к потолку и удирают с дочками...»

Лунин считал, что нужно уметь «бегать, прыгать через рвы, взбираться на стены и лазить на деревья, обращаться с оружием, ездить верхом», такие упражнения «дают здоровье и телесную силу, без которых человек не более как мокрая курица».

18-летний корнет Михаил Лунин в 1805 году участвует в трехмесячном походе и сражении при Аустерлице, где кавалергарды теряют каждого третьего.
В 1807 году - в прусском походе, он награжден орденом св. Анны 4 степени.
Лезет под пули, но ни одной не получает. А когда полк бездействует, демонстративно отправляется в ярко-белой кавалергардской форме пострелять во француза «как рядовой».

По возвращении в Россию Лунин произведен в поручики, затем - в штабс-ротмистры.
Он живет вместе с Сергеем Волконским на Черной речке, они забавляются тем, что держат «двух медведей и 9 собак, наводя панику на окрестных жителей».
(Позже в Петербурге они заведут пса, который будет бросаться на прохожих и срывать шапки, если ему скомандовать: «Бонапарт!»).

По Черной речке движется черный катер с черным гробом. Певчие с факелами тянут «со святыми упокой», все заинтригованы - вдруг музыка веселеет, из гроба вытаскивают десятки бутылок, певцы-кавалергарды сбрасывают траурные одежды и пируют «в сюртуках без эполет, в голубых вязаных шерстяных беретах с серебряными кистями...».

За одну ночь Лунин с несколькими товарищами на пари меняет местами вывески на Невском проспекте...

Говорят, Лунин во весь опор проскакал по столице в чем мать родила...

По наущению сослуживца принца Бирона, который волочится за девицей Луниной, несколько кавалергардов во главе с Луниным и Волконским забираются на деревья и при всем честном народе вопят серенаду.
«Девица Лунина» - кузина кавалергарда Екатерина Петровна, сумевшая изумить Наполеона своим пением, а Петербург своим легкомыслием...
Входят во вкус и, отправившись на двух лодочках к Каменноостровскому дворцу, дают серенаду императрице Елизавете Алексеевне. Дворцовая охрана на двенадцативесельном катере бросается вдогонку, но кавалергарды уходят на мелководье, где катеру не пройти, и, выскочив на берег, «отступают рассыпным строем»...

«Однажды Лунин беседовал на балконе третьего этажа с известной тогда красавицей Валесской. Разговор шел о исчезновении в мужчинах рыцарства.
Валесская приводила пример, что теперь уже ни один из них не бросится с балкона по приказанию своей красавицы.
Лунин был равнодушен к Валесской, но не мог отказаться от ощущения некоторой опасности. Он смело и ловко бросился с балкона и благополучно, достиг земли, так как тогда улицы были не мощены».

«Когда не с кем было драться, Лунин подходил к какому-либо незнакомому офицеру и начинал речь: «Милостивый государь! Вы сказали...»
- «Милостивый государь, я вам ничего не говорил».
- «Как, вы, значит, утверждаете, что я солгал? Я прошу мне это доказать путем обмена пулями...»
Шли драться, причем Лунин обычно стрелял в воздух - зато противники, случалось, попадали, «так что тело Лунина было похоже на решето».

«Однажды кто-то напомнил Лунину, что он никогда не дрался с Алексеем Орловым.
Он подошел к нему и просил сделать честь променять с ним пару пуль. Орлов принял вызов...» «Первый выстрел был Орлова, который сорвал у Лунина левый эполет.
Лунин сначала хотел было также целить не для шутки, но потом сказал:
«Ведь Алексей Федорович такой добрый человек, что жаль его», - и выстрелил на воздух. Орлов обиделся и снова стал целить;
Лунин кричал ему: «Вы опять не попадете в меня, если будете так целиться. Правее, немного пониже! Право, дадите промах! Не так! Не так!»
Орлов выстрелил, пуля пробила шляпу Лунина.
«Ведь я говорил вам, - воскликнул Лунин смеясь, - что вы промахнетесь! А я все-таки не хочу стрелять в вас!» И он выстрелил на воздух.
Орлов, рассерженный, хотел, чтобы снова заряжали, но их розняли.
Позже Михаил Федорович Орлов часто говорил Лунину: «Я вам обязан жизнью брата...»

Генерал суров и вспыльчив, однажды на учении он кричит: «Штабс-рогмистр Лунин, вы спите?» И слышит в ответ: «Виноват, ваше превосходительство, - спал и видел во сне, что вы бредите».

Приятели утверждали, будто в опасностях разного рода Лунин находил такое наслаждение, что полагал безопасность более для себя гибельной.

В кампанию 1812 года Лунин проделывает весь поход без царапины. Дальний его родственник Николай Муравьев (будущий знаменитый генерал Муравьев-Карский) спит с ним в одной палатке.
Лунин что-то пишет, а потом читает Николаю Муравьеву «заготовленное им к главнокомандующему письмо, в котором, изъявляя желание принести себя в жертву отечеству, просил, чтобы его послали парламентером к Наполеону с тем, чтобы, подавая бумаги императору французов, всадить ему в бок кинжал. Он даже показал мне кривой кинжал, который у него на этот предмет хранился под изголовьем. Лунин точно бы сделал это, если б его послали».

Необузданные протесты Лунина

Лунин был гвардейским офицером и стоял летом с своим полком около Петергофа; лето было жаркое, и офицеры и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купаньем в заливе; начальствовавший генерал-немец неожиданно приказом запретил, под строгим наказанием, купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной формe, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поравнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил: «Что вы это тут делаете?» — «Купаюсь,— ответил Лунин, — а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме».

Декабрист Михаил Лунин

Кто вы, Лунин? - спросили его как-то в дни мятежной юности. - Если бы я только знал... Если бы мы знали...

Гусарская молодость была наполнена подвигами, о которых позднее с большой охотой вспоминают мемуаристы, но умалчивает сам Лунин.

Вот он стреляется на очередной дуэли. Дважды палит он в воздух, а его противник, будущий шеф жандармов Алексей Орлов, в бешенстве целит ему в голову и... простреливает шляпу. А Лунин хладнокровно командует: “Выше, ниже”.

Вот он пугает медведем и собаками мирных жителей, имевших несчастье поселиться с ним по соседству на Черной речке в Петербурге.

Вот он с группой таких же удальцов подплывает на шлюпке к императорскому дворцу и под окнами самой императрицы распевает серенаду.

Вот он, единственный из офицеров, кавалергардского полка, которых оскорбил великий князь Константин, осмеливается принять его вызов. Дело замяли, и дуэль не состоялась. Друзья считали, что в опасностях разного рода Лунин находил наслаждение и полагал безопасность более для себя гибельной.

Вот он предлагает себя в убийцы Наполеона, планируя всадить кинжал в бок французского императора при передаче ему дипломатических бумаг. И хотя предложение было отвергнуто, Лунин долго хранил у себя кинжал.

Вот он, штабс-ротмистр Лунин, 26 августа 1812 года участвует в сражении под Бородином сначала у Багратионовских флешей, а затем в контратаке у батареи Раевского. Под ним убита лошадь, но сам он цел и невредим и награжден золотой шпагой с надписью “За храбрость”.

Прервем этот перечень и начнем другой. Он был одним из основателей декабристского движения. Он участвовал в собраниях Союза благоденствия, обсуждал порядок приема туда новых членов, устав и проект конституции общества. Ему принадлежал первый в этом тайном союзе проект цареубийства.

В Париже он, возможно, впервые задумался над вопросами религии и ее влияния на жизнь общества. Беседуя с французским мыслителем Сен-Симоном, обдумывал, насколько применимы его идеи христианства и социальной справедливости для России.

В Варшаве к нему пришла возвышенная и романтическая любовь. Арест отдалил от него любимую, 17-летнюю красавицу из королевского рода Наталью Потоцкую.

“Он был поэт и музыкант и в то же время реформатор, политико-эконом, государственный человек, изучивший социальные вопросы”, - писал о Лунине в своих воспоминаниях француз Ипполит Оже.

Противоречивы сведения о жизни Лунина. Мы найдем в них даже разные даты его рождения. Неясны причины его смерти. Неоднозначны оценки его поступков современниками.

Биографию Лунина писать трудно. Из всей многочисленной плеяды историков и литературоведов выберем в помощники исследователя его жизни и работ Натана Эйдельмана и самого Лунина. Попытаемся ответить на вопрос, кто же он - Лунин.

Михаил Лунин родился 29 декабря 1787 года в Петербурге (дата рождения установлена не так давно). В сентябре следующего года родители увезли младенца в родовое имение - село Георгиевское Тамбовской губернии. Его отец, крупный помещик Сергей Михайлович Лунин, мягко говоря, человек не очень щедрый, не жалел средств на воспитание и обучение своих троих детей. Михаил был старше на два года брата Никиты и на четыре - сестры Екатерины. Мать Федосья Никитична умерла рано, когда старшему шел седьмой год. В Петербурге дети воспитывались в римско-католической вере, их образованием занимались швейцарец Малерб, директор католического пансиона, и аббат Вовилье. В обучении ребят принимал

участие и их дядя Михаил Муравьев - писатель, историк, общественный деятель. В 1803 году мальчики по ступают в егерский полк. Много лет спустя в письме к сестре из Сибири Михаил описал смерть брата: “У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесным образом исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь, где он умер, как младенец, засыпающий на груди матери”. А старший брат продолжает службу в кавалергардском полку, пройдя путь от юнкера до штабс-ротмистра; с 1812 по 1814 год участвует почти во всех крупных сражениях с Наполеоном - от Смоленска до Парижа - и оканчивает войну гвардейским ротмистром с тремя орденами.

Отставка Михаила Лунина всех удивила. Сам ли он решил уйти, или Александр

I решил избавиться от строптивого офицера... Однако в записях Ипполита Оже запечатлены лунинские высказывания на этот счет: “Избыток сил задушит меня. ...мне нужна свобода мысли, свобода воли, свобода действий. Прочь обязательная служба!”

В 1816 году юные друзья и родственники Лунина создают Союз спасения, куда вскоре принимают его и еще нескольких человек. При обсуждении государственных реформ Пестель предложил не присягать новому царю до тех пор, пока тот не согласится на принятие конституции и отмену крепостного права. Лунин разработал план, как ускорить этот момент: группа людей в масках встречает Александра

I на царскосельской дороге и убивает его. Лунина тогда не поддержали, но в будущем этот эпизод решительно повлияет на его судьбу, подтвердив предсказание парижской гадалки - “быть повешенным”.

Итак, став свободным человеком, Лунин вместе с другом Оже отправляется в Париж. На палубе корабля делится с ним сокровенными мыслями: “...только одно честолюбие может возвысить человека над животною жизнью. Давая волю своему воображению, своим желаниям, стремясь стать выше других, он выходит из своего ничтожества. ...весь мир принадлежит человеку дела, для него дом - только временная станция, где можно отдохнуть телом и душой, чтобы пуститься в путь...”. В этом рассуждении как бы весь лунинский характер. Жизненный путь определен. Мысли о смирении придут к нему позже.

В Париже Лунин вскоре остается без средств к существованию. Случайные заработки в качестве преподавателя математики, музыки, английского и французского языков, составителя прошений и сочинителя любовных писем ничуть не кажутся ему унизительными. Заинтересовавшись эпохой междуцарствия и фигурой Лжедмитрия, Лунин намеревался писать роман на французском языке. К сожалению, кроме заглавия, от задуманной книги ничего не сохранилось. Возможно, от работы над романом его отвлекла тогда политика. Беседы со знакомым по Петербургу иезуитом Гривелем не привели Лунина к вступлению в монашеский орден, нуждающийся, как и карбонарии, в таких людях. Друг Оже стал необщителен, не вводил его в новый круг своих знакомых, а 10 лет спустя от одного из карбонариев Оже узнал, что в их совещаниях участвовал русский. Если бы не внезапная смерть отца, Лунин, возможно,

уехал бы в революционную Испанию к Риего. Но здесь трудно отделить правду от вымысла. Более достоверно свидетельство, что Сен-Симон с сожалением расставался с умным собеседником.

В Россию Лунин возвращается в 1818 году уже помещиком, владельцем крестьян. В его тамбовских и саратовских деревнях вводятся пенсии для престарелых, появляются школы. Реформы, проводимые Луниным, соответствуют трем направлениям программы, разработанной Союзом благоденствия, - человеколюбие, образование, общественное хозяйство. Реформаторская деятельность Союза повлияла и на некоторых высокопоставленных лиц, которым становится стыдно оставаться в стороне от благотворительных дел. Лучшие литераторы начинают писать в духе этого общества, формально не являясь его членами. А новый Союз надеется мирно овладеть всеми основными отраслями государственной и общественной жизни и постепенно улучшить ее. Лунин принят в Коренной союз общества, куда входят 25 его руководителей. Как и большинство из них, он высказывается за конституционную республику во главе с монархом или президентом, имеющим ограниченную власть. В 1820 году, после внезапного бунта петербургского Семеновского полка, Союз благоденствия пришлось фиктивно распустить. При обсуждении дальнейших действий общество раскололось. Лунин был настроен решительно, ему чужда была осторожность, он не любил пустословия. Революционные события в Испании и Португалии, волнения семеновцев пробудили интерес к армии. Михаил Лунин и Никита Муравьев подают прошения о поступлении на службу. Сначала Лунин направлен под Полоцк, в 1822 году - в Слуцк, а через два года в чине полковника он прибывает в Варшаву. Он назначен командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка и адъютантом великого князя Константина.

По прибытии в Польшу Лунин быстро разобрался в сложившейся там обстановке, далеко опередив в оценке происходящего и поляков, и своих соотечественников, чем вызвал непонимание тех и других.

В варшавский период Лунин отдаляется от деятельности тайного общества. О событиях 14 декабря на Сенатской площади в Петербурге, о восстаниях Северного и Южного обществ он узнает с опозданием в несколько дней. На всякий случай не берет взаймы денег. И действительно, в начале апреля 1826 года тучи над ним сгущаются. До сих пор великому князю Константину удавалось уберечь от ареста своего адъютанта. Но показания Пестеля на судебном процессе в Петербурге дали повод вывести декабриста Лунина из-под опеки цесаревича. В его же ответах на письменные вопросы следователей, полученные из Петербурга, - ни одного имени: “Я никем не был принят в число членов Тайного общества, но сам присоединился к оному, пользуясь общим ко мне доверием членов, тогда в малом числе состоящих”. Когда нет возможности не заметить требования выдачи имен, он пишет: “...не могу назвать, ибо это против моей совести и правил”-. Накануне ареста великий князь отпускает своего адъютанта поохотиться на силезской границе в тайной надежде на его побег, но Лунин не желает уронить честь офицера и, разумеется, возвращается.

В Страстную Пятницу 16 апреля 1826 года Лунина привозят в столицу. В этот же день он был допрошен Чернышевым, бывшим однополчанином, сообщником в кутежах, а теперь генералом, рьяным следователем по делу декабристов. Лунину предъявляется одно из самых серьезных обвинений - намеренное цареубийство, но даже в таком положении он отстаивает право на независимое суждение по совести. При вынесении приговора Лунин попал в преступники второго разряда. Ему вспомнили еще и принятие новых членов в тайное общество, и приобретение литографского станка Возможно, если бы подсудимый раскаялся, с ним бы обошлись помягче

. Но крестный путь предопределен: одиночное заключение в Свеаборгской, а затем Выборгской крепостях, каторжные работы в Чите и в Петровском заводе, ссылка в Урик вблизи Иркутска, второй арест и тюремное заключение в Акатуе, куда попадали самые опасные преступники, и, наконец, загадочная смерть.

О первых двадцати месяцах тюремного заключения свидетельствуют лишь документы, запрещающие передачи и письма и сообщающие о визите к Лунину по служебной обязанности генерал-губернатора Закревского. В мемуарах декабриста Свистунова есть фраза: “Пребывание в Выборге считает он самою счастливою эпохою в жизни”.

В 1828 году в числе нескольких декабристов Лунин доставлен в читинский острог. Он живет отдельно от всех товарищей, в избушке на территории тюрьмы. Воспоминания о нем собратий по каторге разноречивы: “человек очень замечательный и приятный” (Басаргин), “несмотря на его благодушие, редко кому случалось заметить в нем проявление сердечного движения или душевного настроения. Он не выказывал ни печали, ни гнева, ни любви...” (Свистунов), “не хотел никогда иметь ничего общего с товарищами своего заключения и жил всегда особняком” (Трубецкой). И в то же время Лунин жалеет человека, которого все сторонятся как патологического доносчика, беседует с ним. Он не участвует в благотворительной артели под председательством Ивана Пущина, но, по свидетельству Свистунова, щедро помогает ближнему, только на свой лад. Нуждающемуся в пособии он передает деньги через близко знакомого человека “с непременным условием никому о том не говорить”. А многие уверены, что он никогда никому не помогает. Лунина не беспокоит, что он кажется хуже и суше, чем есть на самом деле. Только

близкие угадывают в нем внутреннюю энергию.

В первые читинские месяцы декабристы разрабатывают план побега: спуститься по сибирским рекам к Сахалину и затем перебраться в Японию. Здесь снова могла бы проявиться былая удаль Лунина, но от побега приходится отказаться. Заговорщики понимают, что в любом случае - удачи или неудачи - они несут ответственность

перед остальными товарищами по каторге за новые испытания и усиленный надзор. Летом 1830 года декабристов удаляют от искусительной границы и переводят в Петровский завод.

По свидетельству П. Свистунова, “в тюрьме кроме католических книг духовного содержания он [Лунин] ничего не читал, ни газет, ни журналов, ни вновь появившихся сочинений; но постоянно осведомлялся о новостях политических и литературных”. Близко к сердцу принимает Лунин польские события: 29 ноября 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание. Константин Павлович еле спасся. В конце августа 1831 года армия Паскевича входит в Варшаву. Конституция ликвидирована, повстанцы отправлены в Сибирь, Мицкевич и Шопен эмигрируют. Сбылось печальное предвидение Лунина.

За все время тюрем и ссылок Лунин ни разу не обращается к властям с просьбами, а сестре приходится хлопотать за него часто. В 1836 году, когда окончился срок каторжных работ для ссыльных второго разряда, Катерина Сергеевна пробует добиться разрешения у Бенкендорфа на поселение брата близ Иркутска, о чем и уведомляет его. Лунин отвечает: “...место поселения для меня безразлично, потому что с Божией помощью человеку одинаково хорошо везде. Будьте спокойны относительно меня и особенно не хлопочите больше”. Возможно, хлопоты помогли. В селе Урик, в 18 километрах от Иркутска, поселяются Никита и Александр Муравьевы, Волконские, доктор Вольф и Лунин. Все они имеют право на 15-десятинный земельный надел.

За восемь месяцев поселения Лунин многого добивается в своих аграрных занятиях, главным препятствием для которых являются занятия учебные (“Платон и Геродот не ладят с сохой и бороной”, - пишет он сестре). И тем не менее болотная, тернистая, необработанная земля осушена, огорожена и обращена в луга и пашни. Разбит английский садик с песчаными дорожками, беседкой и множеством цветов, сооружен уютный домик с пристройками, “где запоздалый путник находит убежище, бедный - кусок хлеба, разбойник - отпор”. Брат делится с сестрой своим сожалением о том, что ему неведомы чувства супруга и отца, но истинное счастье он находит в познании и любви к истине.

Лунин очень

любил детей. Ребятишки целыми днями играют у него во дворе, и, отрываясь от занятий и чтения богословских книг, он с удовольствием возится с ними, учит их грамоте. Лунин опекает и обучает английскому языку 11-летнего сына Сергея Волконского. “И наставник, и ученик были друг другом довольны, а это редко случается”, - замечает отец мальчика.

Лунин остается Луниным. Все это время он мостит себе путь в Акатуй, последнюю свою тюрьму. В письмах сестре, которые обязательно проходили цензуру, он дразнит чиновников, достается в них и министру почт А. Голицыну за разбитые и испорченные посылки, а армейским чинам - за злоупотребление палочными наказаниями. Он одобряет или порицает законы и царедворцев, военные кампании и мирные преобразования. На год строптивого ссыльного лишают переписки. В день ее возобновления он отправляет своей сестре, Е. Уваровой, сразу три письма, в одном из которых появляется следующее откровение: “Оставшись

один на свете, я претерпел всякого рода неудачи, и я счастлив. То, что Бог посылает мне в ссылке, превосходит все, о чем я просил и мечтал в течение моего десятилетнего заключения в тюрьме. Судите о дереве по его плодам”. Лунин пишет труды, которые хочет тайно распространить. Два из них окажутся для него роковыми - это “Взгляд на русское тайное общество” и “Разбор донесения тайной следственной комиссии”, в котором есть пророческие слова: “От людей можно отделаться, но от их идей нельзя”. По мере распространения лунинских рукописей увеличивается опасность ареста. Лунин готовится к этому вполне осознанно: все, что имел, раздает товарищам, а все атрибуты молельни жертвует иркутскому католическому храму.

Арестован Лунин вновь на Страстной неделе, ночью 27 марта 1841 года. Непрошеных гостей он встречает хладнокровно, просит дать ему выспаться после охоты, а уж потом увозить. Утром Лунина доставляют на допрос к генералу Копылову. Арестованный отвечает на вопросы по-французски, поняв, что генерал в нем слаб. Воспоминания родственника Лунина, посетившего его в Сибири, запечатлели

1 трогательное прощание с ним жителей Урика, план М. Волконской передать арестанту деньги, зашитые в шубу, последнюю встречу с друзьями в 30 верстах от села.

В самых бесчеловечных

условиях акатуйской тюрьмы Лунин не теряет присутствия духа и чувства юмора. Приехавшему с ревизией в Восточную Сибирь сенатору И. Толстому заключенный говорит по-французски: “Позвольте мне вас принять в моем гробу”. Без пессимизма пишет он Марии Волконской о мучительных испытаниях: “Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы. Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилий девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты . В самых стесненных обстоятельствах Лунин не пассивен. Он беспокоится о своем любимце Мише Волконском, в письмах к его отцу дает советы, как лучше обучать мальчика; ничего не просит для себя, лишь лекарства для товарищей по заключению. Ревизовавшему сибирские тюрьмы Н.И. Пущину, младшему брату декабриста, советует позаботиться “о прикованных к стене: их положение только ожесточает, а не дает возможности нравственного улучшения”. Он совершенствуется в греческом, изучает религиозные верования по произведениям Гомера .

Смерть Лунина 3 декабря 1845 года была внезапной и странной. По официальной версии он умер от “кровяно-нервного удара”. Через 24 года о смерти декабриста поползли противоречивые слухи: по одним - он был убит, по другим - умер от угара. Участник польского восстания 1863 года Владислав Чап-лицкий, сосланный в Акатуй, со слов польских ссыльных сообщает, что тайный приказ об убийстве Лунина пришел из Петербурга от царя и исполнил его офицер Григорьев. Может быть, не были шуткой оброненные Михаилом Сергеевичем слова: “...если только не вздумают меня повесить или расстрелять”. Чем он мог так разозлить сильных мира сего? Разгадка ушла вместе с ним.

Очень сложно ответить на вопрос, когда и почему Лунин стал католиком. По-видимому, не так важно, когда: в детстве, позднее, в Париже, или в Варшаве. Не будучи религиозным в молодости, он не вдруг осознал смысл своей жизни, но, вероятно, в какой-то момент созрел для веры.

О религиозных взглядах Лунина мы узнаем

из воспоминаний декабристов. Дмитрий Завалишин считает, что Михаил Сергеевич перешел в католичество в Париже и укрепился в.вере в Варшаве. По мнению Петра Свистунова, на обращение Лунина в католичество повлияли иезуиты Розавен и Гривель, с которыми оба декабриста были знакомы еще в Петербурге. “В душе его, пресытившейся суетностью, возникли неизбежные вопросы о призвании человека и о загробной жизни, - пишет Свистунов. - Доверившись этим иезуитам, ...он, должно быть, заранее решился положиться на них безусловно”. Вряд ли к Лунину подходит объяснение Д. Завалишина, что от православия его оттолкнули пьянством и корыстью монахи. Записи Лунина касаются более серьезных обстоятельств: “В Российской империи, как издревле в Византии, религия, отвлекаясь от ее Божественного происхождения, есть одно из тех установлений, посредством которых управляют народом...”. Вряд ли Лунин не был знаком с отнюдь не бескровной историей Католической Церкви, но и здесь он находит объяснение: “Католическая Церковь непогрешима; люди, к ней принадлежащие, грешны. Эти истины противоположны, но друг друга не исключают”. Именно деятельная сторона Римско-Католической Церкви, с начала XIX века принимающей участие в обновлении мира, принцип “свободы воли”, разработанный римскими теоретиками-богословами, по-видимому, привлекают декабриста.

Лишь в католической религии находит Лунин совершенство и внутреннее, и внешнее: “Католическая вера как бы зримо воплощается в женщинах. ...католичку можно сразу узнать среди тысяч женщин по ее осанке, речи, взгляду. Последуйте за нею в готический храм, куда она идет молиться: преклонив колени пред алтарем, погруженная в полумрак, овеянная гармоническими звуками, она подобна тем посланникам небес, которые явились на землю, дабы открыть человеку его высокое предназначение”.

Итак, с момента ареста начался крестный путь Лунина.

В каторге он видит вовсе не кару Божию, а, напротив, особое избранничество - своим мученичеством и проповедью пробудить званых к истинной вере, разбить всеобщую апатию. Он готов принимать любые лишения, полагаясь во всем на своего ангела-хранителя: “Кто следовал за мной в глубину казематов? Кто облегчал тягость цепей моих и врачевал их язвы? Невидимый хранитель судьбы моей. Он не может явиться мне прежде смерти моей, но окружает меня свидетельством своего присутствия... Теперь верно знаю, что Господь послал ангела своего и избавил меня от руки Ирода...”.

Не страшась физической смерти, Михаил Лунин пишет, что примет ее с радостью, Как “сильнейшее доказательство о любви” - “Нет больше сей любви” (Ин И. 24,25).

Письмо сестре заканчивается словами: “Мое земное послание исполнилось”.

Татьяна Гамазкова

Журнал “Истина и Жизнь” № 7-8 за 1992 год

Михаил Сергеевич Лунин (18 декабря 1787, г. С.-Петербург – 3 декабря 1845, с. Акатуй Забайкальской области) - подполковник лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, декабрист.

Родился в семье отставного бригадира С. М. Лунина. Получил хорошее домашнее образование. С 1805 в военной службе. Участвовал в военных действиях 1805–1814. С 1815 в отставке, в 1822 вернулся на военную службу. Был одним из учредителей Союза Благоденствия, а затем Северного общества. Придерживался решительной тактики.

Арестован в апреле 1826. Осужден по II разряду на 20 лет каторжных работ. Наказание отбывал в Свеаборге, Выборге, Чите и Петровском Заводе. В декабре 1835 переведен на поселение. С июня 1836 жил в . На поселении Лунин вновь начинает «действия наступательные». Из-под его пера выходят политические статьи, в которых автор раскрывает суть воззрений и действий декабристов, высказывает свое отношение к польской проблеме, подвергает анализу как прошлое России, так и современное ему положение страны и действия правительства. Статьи Лунин переправил сестре с целью напечатать их за границей, а сам с помощью П.Ф. Громницкого организовал распространение их в Сибири. Среди читателей и пропагандистов его сочинений были: иркутский учитель А. Журавлев, учитель из Кяхты А. Крюков, чиновники Василевский и Черепанов, священник Г. Добросудов и др. По доносу чиновника П. Успенского, в руки которого попал «Взгляд», в марте 1841 Лунин был вторично арестован, допрошен в и отправлен в Акатуйский рудник. Хотя он был прислан с предписанием «не использовать в работы», в 1845 его имя неоднократно появляется в списках направляемых на работу, иногда даже скованным.

М.С. Лунин скончался от инсульта. Похоронен в Акатуе. Могила охраняется государством.

Награжден орденами Св. Анны IV и II ст., Св. Владимира и золотой шпагой.

Сочинения

  1. Соч. и письма. - Пг., 1923.
  2. Сочинения, письма, документы. - Иркутск, 1988.
  3. Письма из Сибири. - М., 1987.

Литература

  1. Гессен С. Я., Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. - Л., 1969.
  2. Эйдельман Н. Я. Лунин. -М., 1970.
  3. Ермолинский Л. Л. Голубая звезда: Повесть. - Иркутск, 1981.
  4. Декабристы и Сибирь: Библиогр. указ. - Иркутск, 1985.