Смутное время: хронология событий. Начало русско-польской войны, семибоярщина

«Смутное время Российского государства».

в этот период решалась судьба России

Повторение. Решите уравнение:

Полностью (2балла)

Частично (1балл)

Тема урока :

Задание №1: из предложенных слов составьте и запишите определение понятия «Смута».

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

Задание №2: Запишите синонимы к слову «Смута».

    Задание № 3 «Верно или нет утверждение»

УТВЕРЖДЕНИЯ

Начало урока

Конец урока

1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.

2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.

3. Король Польши помогал Лжедмитрию I своими войсками.

4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».

5. Следующим после Лжедмитрия правителем страны стал Василий Шуйский.

6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.

7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.

8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.

9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова.

10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.

Задание №4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Политические

Экономические

Нравственные

1. Династический кризис

1. Последствия опричнины и Ливонской войны

«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв

2. Борьба боярских групп за власть

2. Бегство крестьян на окраины

3. Притязания Польши на русские земли

3. Голод 1601-1603гг.

4. Неподчинение окраин центру

Задание№5:Заполните сравнительную таблицу «Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

Задание№6: Кому посвящен памятник работы архитектора Мартоса, установленный на Красной площади?

Количество набранных баллов

17 – 20 баллов – оценка «5»

14 – 16 баллов – оценка «4»

8 – 13 баллов – оценка «3»

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”.

Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии.

С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества.

В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”.

Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Кто-то считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества.

В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса из-за пресечения правящей династии Рюриковичей. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.

Таким образом, мы видим несколько точек зрения на одно историческое событие.

Первый период Смутного времени – хронологическая таблица

Борьба за московский престол (от воцарения Бориса Годунова до убийства Лжедмитрия I)

1598 – Смерть царя Фёдора Иоанновича , конец династии Рюриковичей. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова (1598-1605).

1600 – Первые слухи о спасении царевича Дмитрия . Заточение Годуновым бывшего воспитателя Дмитрия, Богдана Бельского. Польское посольство Льва Сапеги в Москву (конец 1600 – начало 1601) и его интриги в среде недовольных Годуновым бояр.

1601 – Голодные годы в России (1601-1603). Заточение соперничающих с Годуновым братьев Романовых. Закон о запрете вывоза крестьян от мелких к крупным владельцам.

1603 – Бои под Москвой с шайкой Хлопка Косолапа. В Польше семья Вишневецких выдвигает самозванца Лжедмитрия I .

1604 – Встреча Лжедмитрия I с польским королём Сигизмундом III в Кракове (март). Переход самозванца в католицизм и вторая его встреча с королём (апрель). Вступление отрядов Лжедмитрия I в Московское государство (осень). Занятие ими Чернигова, Путивля, Курска, Белгорода, Ливен. Осада Самозванцем Басманова в Новгороде-Северском и разгром (21 декабря) двинутой на помощь Басманову армии Ф. Мстиславского.

1605 – Поражение Самозванца при Добрыничах (20 января) и бегство его в Путивль. Неудачная осада Рыльска и Кром воеводами Годунова. Смерть царя Бориса Годунова (13 апреля). Переход армии Басманова на сторону Самозванца (7 мая). Поход Лжедмитрия к Москве через Орёл и Тулу. Чтение Плещеевым и Пушкиным грамоты Самозванца в Москве и арест москвичами царя Федора Борисовича (1 июня). Убийство царя Федора и его матери (10 июня). Въезд Лжедмитрия I в Москву (20 июня). Его венчание на царство (21 июля)

1606 – Приём Лжедмитрием папского посольства Рангони в Москве (февраль). Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек (8 мая). Боярский мятеж в Москве и убийство Самозванца (17 мая).

Второй период Смутного времени – хронологическая таблица

Разрушение государственного порядка (правление Василия Шуйского)

1606 – Воцарение Василия Шуйского . Крестоцелование нового царя о том, что все важнейшие дела он будет вершить лишь по совету с боярами. Выступление против Шуйского Болотникова и ополчения Ляпуновых. Взяв село Коломенское (октябрь), Болотников пробует осаждать Москву. Ссора дворянской и крестьянской армий у Москвы, переход Ляпуновых на сторону Шуйского (15 ноября). Разгром Болотникова в бою у деревни Котлы (2 декабря) и бегство его от Москвы в Калугу.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

1607 – Прорыв Болотникова из Калуги к Туле, его планы вновь идти на Москву (весна). Осада Болотникова в Туле (30 июня – 1 октября) и подавление его мятежа. Появление Лжедмитрия II в Стародубе; занятие им Брянска, Козельска и Орла.

1608 – Поход Лжедмитрия II на Москву и занятие им Тушина (начало июля). Начало осады Троице-Сергиевой Лавры Сапегой (23 сентября).

1609 – Первая попытка низложения Шуйского в Москве (Г. Сумбулов и В. Голицын, 17 февраля). Союз царя Василия со шведами на условиях уступки тем Корелы (конец февраля). Атаки тушинцев на Москву (июнь). Поход Михаила Скопина-Шуйского и Делагарди от Новгорода к Москве с целью освободить её от осады Лжедмитрием II. Взятие ими Твери (13 июля) и Переяславля. Польский король Сигизмунд III объявляет войну России и осаждает Смоленск (с 16 сентября).

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна (портрет) XVII века

1610 – Отступление Сапеги от Троице-Сергиевой лавры (12 января). Распад тушинского лагеря. Договор бывших тушинцев с Сигизмундом о признании русским царём королевича Владислава на условиях, ограничивающих его власть (4 февраля). Бегство Лжедмитрия II в Калугу (февраль). Смерть Скопина-Шуйского (23 апреля). Победа польского гетмана Жолкевского над русскими войсками у Клушина (24 июня). Возвращение Лжедмитрия II к Москве (11 июля). Низложение Шуйского (17 июля).

Третий период Смутного времени – хронологическая таблица

Попытка восстановления порядка (от свержения Василия Шуйского до избрания Михаила Романова)

1610 – Подступ к Москве польского войска Жолкевского (24 июля). Семибоярщина в Москве, её присяга королевичу Владиславу (17 августа). Отъезд из столицы русского посольства на переговоры с Сигизмундом III . Занятие Москвы поляками (ночь с 20-21 сентября, якобы для обороны столицы от Лжедмитрия II). Намерение Сигизмунда лично занять московский трон, а не отдавать его сыну. Убийство Лжедмитрия II (11 декабря).

1611 – Бой поляков с москвичами и сожжение Москвы польскими солдатами (19 марта). Подход к Москве ополчения Ляпунова (конец марта) и его соединение с казаками. Арест Сигизмундом III русского посольства (апрель). Взятие Смоленска Сигизмундом (3 июня) и Новгорода шведами (8 июля). Шведы провозглашают русским царём королевича Филиппа. Выработанный первым ополчением «приговор 30 июня 1611» об ограждении интересов служилых людей. Убийство Ляпунова (25 июля), земские ополчения порывают с казаками и уходят от Москвы. Рассылка по России

Один из самых сложных периодов в истории государства - Смутное время. Он продолжался с 1598 по 1613 год. Именно на рубеж XVI–XVII вв. приходится тяжёлый экономический и политический кризис. Опричнина , татарское нашествие, ливонская война – всё это привело к максимальному росту негативных явлений и усилению общественного негодования.

Причины начала Смутного времени

У Ивана Грозного было три сына. Старшего сына он убил в припадке ярости, младшему было всего два года, а среднему, Фёдору – 27. Таким образом, после смерти царя, именно Фёдор должен был взять власть в свои руки. Но наследник - личность мягкая и на роль правителя совсем не подходил. Ещё при жизни, Иван IV создал регентский совет при Фёдоре, в состав которого входили Борис Годунов, Шуйский и другие бояре.

Умер Иван Грозный в 1584 году. Официальным правителем стал Фёдор, но по факту – Годунов. Через несколько лет, в 1591 году умирает Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Выдвигается ряд версий смерти мальчика. Главная версия – мальчик сам нечаянно напоролся на нож, когда играл. Некоторые утверждали, что знали, кто убил царевича. Другая версия - его убили приспешники Годунова. Ещё через несколько лет, умирает Фёдор (1598), не оставив после себя детей.

Таким образом, историки выделяют следующие основные причины и факторы начала Смутного времени:

  1. Прерывание династии Рюриковичей.
  2. Желание бояр увеличить свою роль и власть в государстве, ограничить власть царя. Претензии бояр переросли в открытую борьбу с верхушкой власти. Их интриги негативно сказывались на положении царской власти в государстве.
  3. Экономическое положение было критическим. Завоевательные походы царя требовали активизации всех сил, в том числе, и производственных. В 1601–1603 – период голода, как следствие - обнищание крупных и мелких хозяйств.
  4. Серьёзный социальный конфликт. Действующий строй отторгал от себя не только многочисленных беглых крестьян, холопов, посадских людей, городовых казаков, но и некоторые части служивых людей.
  5. Внутренняя политика Ивана Грозного. Последствия и результат опричнины усилили недоверие, подорвали уважение к закону и власти.

События смуты

Период Смутного времени стал для государства огромным потрясением , который затронул основы власти и государственного строя. Историки выделяют три периода смуты :

  1. Династический. Период, когда происходила борьба за Московский престол, и длился он вплоть до царствования Василия Шуйского.
  2. Социальный. Время междоусобиц народных классов и вторжение иностранных войск.
  3. Национальный. Период борьбы и изгнания интервентов. Длился он до избрания нового царя.

Первый этап смуты

Воспользовавшись нестабильностью и разладом на Руси, через Днепр переправился Лжедмитрий с незначительным войском. Сумел убедить русский народ в том, что он Дмитрий - младший сын Ивана Грозного.

Огромная масса населения потянулась за ним. Города открывали свои ворота, посадские люди и крестьяне вступали в его отряды. В 1605 году, после кончины Годунова, на его сторону встали воеводы, через некоторое время и вся Москва.

Поддержка бояр была необходима Лжедмитрию. Так, 1 июня на Красной площади, он провозгласил Бориса Годунова изменником, а также обещал привилегии боярам, приказным и дворянам, немыслимые льготы купцам, а крестьянам – мир и покой. Тревожный момент настал тогда, когда крестьяне спросили Шуйского, захоронен ли царевич Дмитрий в Угличе (именно Шуйский возглавлял комиссию по расследованию смерти царевича и подтвердил его гибель). Но боярин уже утверждал, что Дмитрий жив. После этих рассказов, разъярённая толпа ворвалась в дома Бориса Годунова и его родственников, разгромив всё. Так, 20 июня Лжедмитрий с почестями вступил в Москву.

Сесть на престол оказалось намного легче, чем удержаться на нём. Для утверждения своей власти, самозванец закрепил крепостничество, что привело к недовольству крестьян.

Ожидания бояр Лжедмитрий тоже не оправдал. В мае 1606 года, крестьянам открылись ворота кремля, Лжедмитрий был убит . Престол занял Василий Иванович Шуйский. Главное условие для его царствования было ограничение власти. Он поклялся, что никаких решений не будет принимать самостоятельно. Формально, состоялось ограничение государственной власти . Но обстановка в государстве не наладилась.

Второй этап смуты

Этот период характеризуется не только борьбой за власть высших сословий, но также вольными и масштабными крестьянскими выступлениями.

Так, летом 1606 года, у крестьянских масс появился глава – Иван Исаевич Болотников. Под одним знаменем собрались крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, крупные и мелкие феодалы, служивые. В 1606 году войско Болотникова выдвинулось на Москву. Битва за Москву была проиграна, пришлось отступать к Туле. Уже там, началась трёхмесячная осада города. Итог не завершившегося похода на Москву – капитуляция и казнь Болотникова. С этого времени крестьянские восстания пошли на спад .

Правительство Шуйского стремилось к нормализации ситуации в стране, но крестьяне и служивые по-прежнему оставались недовольны. Дворяне сомневались в способности власти прекратить крестьянские восстания, а крестьяне не хотели принимать крепостническую политику. В этот момент недопонимания, на Брянских землях появился ещё один самозванец, который назвал себя Лжедмитрием II. Многие историки утверждают, что он был прислан править польским королём Сигизмундом III. Большую часть его отрядов составляли польские казаки и шляхтичи. Зимой 1608 года, Лжедмитрий II двинулся с вооружённым войском на Москву.

К июню самозванец дошёл до села Тушино, где остановился лагерем. Ему присягнули на верность такие крупные города, как Владимир, Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль. Фактически появилось две столицы. Бояре присягали то Шуйскому, то самозванцу и умудрялись получать жалование с обеих сторон.

Для изгнания Лжедмитрия II правительство Шуйского заключило договор со Швецией . По этому договору, Россия отдавала Швеции Карельскую волость. Воспользовавшись этой ошибкой, Сигизмунд III перешёл к открытой интервенции. Речь Посполитая пошла войной на Россию. Польские части бросили самозванца. Лжедмитрий II вынужден бежать в Калугу, где бесславно закончил своё «правление».

В Москву и в Смоленск были доставлены грамоты Сигизмунда II, в которых он утверждал, что на правах родственника русских правителей и по просьбе русского народа, он идёт спасать гибнущее государство и православную веру.

Испугавшись, московские бояре признали русским царём королевича Владислава. В 1610 году заключён договор, в котором оговаривался основной план государственного устройства России :

  • незыблемость православной веры;
  • ограничение свободы;
  • деление власти государя с Боярской думой и Земским Собором.

Присяга Москвы Владиславу состоялась 17 августа 1610 года. За месяц этих до событий, Шуйский был насильно пострижен в монахи и сослан в Чудов монастырь. Для управления боярами была собрана комиссия из семи бояр – семибоярщина . И уже 20 сентября поляки беспрепятственно вступили в Москву.

В это время, военную агрессию открыто демонстрирует Швеция. Шведские отряды заняли большую часть России и уже были готовы наступать на Новгород. Россия стала на пороге окончательной потери независимости. Захватнические планы врагов вызвали огромное возмущение среди народа.

Третий этап смуты

Смерть Лжедмитрия II сильно повлияла на ситуацию. Исчез предлог (борьба с самозванцем) править Сигизмундом Россией. Таким образом, польские войска превратились в оккупационные. Русский народ объединяется для сопротивления , война стала приобретать национальные масштабы.

Начинается третий этап смуты. По призыву патриарха, из северных районов приходят отряды к Москве. Войска казаков во главе с Заруцким и великим князем Трубецким. Так создалось первое ополчение. Весной 1611 года, русские войска начали штурм Москвы, который не увенчался успехом.

Осенью 1611 года, в Новгороде, с призывом к борьбе с иноземными интервентами, к народу обратился Кузьма Минин. Было создано ополчение, руководителем которого избрали князя Дмитрия Пожарского.

В августе 1612 года, войско Пожарского и Минина дошло до Москвы, 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была полностью освобождена. Смутное время, которое длилось почти 10 лет, окончилось .

В этих сложных условиях, государство нуждалось в правительстве, которое примирило бы людей разных политических сторон, но и могло найти классовый компромисс. В этом плане кандидатура Романова устраивала всех .

После грандиозного освобождения столицы, по всей стране были разбросаны грамоты о созыве Земского Собора. Собор состоялся в январе 1613 года и был самым представительными за всю средневековую историю России. Безусловно, разразилась борьба за будущего царя, но в результате сошлись на кандидатуре Михаила Фёдоровича Романова (родственник первой жены Ивана IV). Михаил Романов был избран царём 21 февраля 1613 года.

С этого времени начинается история правления династии Романовых , которая находилась на престоле более 300 лет (до февраля 1917 года).

Последствия Смутного времени

К сожалению, Смутное время закончилось плачевно для России. Были понесены территориальные потери:

Православное население не смирилось с гнётом шведов и покинуло их территории. Только в 1617 году, шведы оставили Новгород. Город был полностью разорён, в нём оставалось несколько сотен граждан.

Смутное время привело к экономическому и хозяйственному спаду . Размер пашни упал в 20 раз, численность крестьян уменьшилась в 4 раза. Обработка земель сократилась, монастырские дворы были разорены интервентами.

Число погибших во время войны приблизительно равно одной трети жителей страны . В ряде регионов страны численность населения упала ниже уровня XVI века.

В 1617–1618 гг., Польша в очередной раз хотела совершить захват Москвы и возвести на престол королевича Владислава. Но попытка провалилась. Как итог, подписание перемирия с Россией на 14 лет, где отмечался отказ притязаний Владислава на русский престол. Польше оставались Северные и Смоленские земли. Несмотря на тяжёлые условия мира с Польшей и Швецией, для Российского государства наступило окончание войны и желанная передышка. Русский народ едино отстоял независимость России.

Урок истории в 10 классе (базовый уровень)

Иванова Юлия Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ лицей № 90 г. Краснодара

Тема: «Смутное время в России».

Цель:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России ; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по периоду смутного времени.

Оборудование: средства ИКТ, учебник, исторические документы, стихотворения.

Тип урока: ИКТ

Ход урока:

СТАДИЯ ВЫЗОВА - Сегодня мы с вами окунемся в далекое прошлое нашей страны. А вот о чем пойдет речь на нашем уроке, я бы хотела, чтобы, послушав меня, вы сказали сами.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва! Михаил Кузьмин

Так о каких событиях пойдет речь? Анализ стихотворения, доказательства (запись темы урока в тетрадях, ЦЕЛЬ урока)

Какие понятия нам необходимо рассмотреть для того, чтобы разобраться в теме урока? (определить причины, сущность и итоги смутного времени).

Ученики называют цель урока.

ЗАДАНИЯ:

    Записать ассоциации со словом Смута (работа в тетрадях)

    Вспомните о том, что вам уже известно по данной теме и запишите это в виде ключевых слов, а затем обсудите написанное в паре. (Можно использовать прием Кластер)

Цель: актуализация собственного опыта.

Обсуждение и систематизация выполненной работы. Принимаются как «правильные» так и «неправильные» ответы. Это определит, что необходимо проверить, работая по теме урока.

I . Причины Смутного времени

В чем видит причины Смуты русский поэт начала XX века Михаил Кузьмин?

1. (Угличское дело - убийство царевича Дмитрия, династический кризис - оборвалась династия Рюриковичей)

Задание: На основании текста учебника и документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах Смутного времени. Внести записи в рабочие листы.

(работа в группах – 4 минуты)

1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти, Борис Годунов, будучи, хорошим политиком, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные и богатые люди, окружавшие Бориса, были ему под стать»

С.М. Соловьев.

1 Причина:

Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти

Причина

Падение нравов в российском обществе (по мнению некоторых историков)

2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско-дружинная среда. Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть »

И.Е.Забелин

2 Причина

Борьба боярства за ограничение царской власти.

3. «Лето 1001г. Выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя»

С.Н.Бердышев

3 Причина

Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.

4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»

С.Ф.Платонов

4 Причина

Стремление различных социальных групп улучшить свое положение.

Слово учителя

Итак, мы выяснили причины смуты, давайте назовем их еще раз.

II . Основные события Смутного времени.

А теперь нам необходимо определить основные события смуты.

Работа с таблицей.

Классу предлагается в течение 5 минут изучить и обсудить документы в группах, соотнести их с событиями смутного времени. В это время звучит музыкальный фрагмент из оперы Мусоргского «Борис Годунов», который помогает отразить атмосферу Смутного времени.

1. В глухие дни В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля,

И в эти дни Дмитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух перенеся.

К.Д.Бальмонт

Задание: Какие события описываются в этом стихотворении?

(неурожай и массовый голод в России, нарастание социальной напряженности, появление Лжедмитрия 1)

(Учитель - Период Смуты тесно связан с именем Бориса Годунова. Он правил страной дольше других-7лет. Годунову удалось стать первым выборным царем. С первого дня восшествия на престол, личность этого человека привлекала внимание современников. До сих пор не единого мнения в оценке его деятельности.

У Пушкина читаем:

Вчерашний раб, татарин, зять Мамая,

Зять палача и сам в душе палач.

Возьмет венец и бармы Мономаха…

В.О. Ключевский пишет: Он (Борис Годунов) был, прежде всего, талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. Главное его внимание было обращено на устройства внутреннего порядка в государстве. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича”

Лжедмитрий I:

Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).

Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год.)

- В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I ?

2. Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания – надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал их невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россиян должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образовываться и заслуживать имя людей.

Самозванец скоро охладил к себе любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и обхождении со знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским : желал во всем уподобляться ляху .

Н. М. Карамзин

Задание: В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I ?

Уч. - Каким образом погибает Лжедмитрий 1? Кто становится новым царем?

    Из дневника неизвестного поляка о событиях в Москве 1606 года, прибывшего в Москву вместе с семьей Мнишков:

Май

Дня 24. В ту ночь собиралась «москва» на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению.

Дня 27. Предводителем злосчастного мятежа , для которого изменники уже давно объединились, был Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности.

Утром в субботу очень быстро взяли крепость. Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего возле царя. Великое кровопролитие и вред неисчислимый из-за той подлой измены произошли. Тела (Басманова и Лжедмитрия) положили на столе. Лежали они там в течение трех дней на великое поругание, которое над ними с большой жестокостью чинили. Потом Басманова увезли, а то – другое тело, протащили, привязав к лошади, и сожгли дотла.

Н. М. Карамзин

Еще окровавленное тело Лжедмитрия I лежало на красной площади, а уже 19 мая 1606 года бояре и знатное духовенство под звон колоколов, звуки литавр и труб приветствовали нового российского царя – Василия Ивановича Шуйского. По настоянию самого Шуйского, он был избран, вернее, «выкрикнут» царем своими сторонниками перед собравшейся толпой бояр, духовенства и московского люда. Шуйский, как главный организатор заговора против Лжедмитрия, мог рассчитывать на русский престол, но все-таки его избрание было слишком поспешным. Вероятно, надо было собрать Земский собор из выборных людей всего государства, как было при избрании Годунова, но Василий Иванович не был уверен, что изберут именно его , Он спешил воспользоваться моментом. По всем городам были разосланы грамоты от имени бояр и Шуйского, в которых сообщалось о гибели самозванца Гришки Отрепьева и об избрании царем якобы по приговору всех людей Московского государства Шуйского.

Задание: О каких событиях идет речь в дневнике неизвестного поляка? Что источники сообщают об избрании В. Шуйского?

(Карамзин описывает гибель Л.1 и воцарение Василия Шуйского)

Учитель: При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. (Н.И.Костомаров).

Политика Шуйского не вызвала доверия у значительной части русского народа. Ширились народные волнения..

4 . Будто волна прокатилась живая,

Тысячи беглых к борьбе призывая:

«Нечего ждать!»

«Это правда твоя!»

«Эй, говори, ничего не тая!»

Будто корабль сквозь кипящие волны,

Князь пробирался, решимости полный,

Плетью хлеща голытьбу на скаку,

К этому страннику и смельчаку.

«Кто ты?» - воскликнул он, плеть поднимая.

И тишина наступила немая.

«Я? Я не князь! Не боярин! Не поп!

………….. - беглый холоп!»

-

Учитель: В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с.Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит.

В.Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут, а в 1611 г. шведы захватили Новгород.

Семибоярщина”:

Власть перешла в руки группы семи бояр. В августе 1610 г. они заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава и осенью впустили поляков в Москву.

Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами» (запись в тетради определения Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней).

(доска) Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота ни серебра!

Весь народ отозвался на эти слова.

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платьев вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, все, что несть могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал… Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»

- О каком событии рассказала Н.Кончаловская?

Кто возглавил?

Учитель: Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, храброго смелого полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения. Зимой 1612г его войско собралось в Ярославле, где было создано Земское правительство, а 18 августа 1612г войско Минина и Пожарского подошло к Москве.

В конце октября 1612г. польские интервенты сложили оружие. Москва была освобождена.

1 ноября народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль. В честь победы в Москве был устроен парад.

Весть об изгнании поляков из Москвы воодушевила россиян. По всей стране стали возникать народные ополчения. Те, которые ранее были заинтересованы в Смуте, стали переходить на сторону ополчений. Правительство «семибоярщины» было свергнуто. Но Смута породила и много проблем – Восстановление целостности государства (смоленские земли остались за Польшей; балтийское побережье – за Швецией) и выборы нового царя. С этой целью в Москве по инициативе Минина и Пожарского созвали Земский собор.

21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника Федора Ивановича по женской линии. Так в России была установлена власть новой династии – Романовых

Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова,

Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель.

«-Куда ты ведешь нас, лях старый вскричал!

Туда, куда нужно - спаситель сказал.

Умри же - поляки герою вскричали,

И сабли, над ним свистя, засверкали.

Погибни, предатель, конец твой настал!

И твердый герой весь в язвах упал.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила

Она для России спасла Михаила!!!»

Романовым было суждено править в России более 300 лет.

Учитель: - Благодаря героям, таким как Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский наша страна едина.

Какой праздник отмечаем мы, посвященный данным событиям?(4 ноября- День Всенародного Единства)

УЧИТЕЛЬ А теперь, обобщив причины и события смуты, давайте попытаемся дать определение этому историческому событию.

Смутное время – это период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского государства.

III . Итоги смуты:

    Экономическая разруха и обнищание народа.

    Ухудшение м\н положения государства и потеря ряда территорий.

    Воцарение новой династии Романовых (1613-1917)

    Временное усиление сословно-представительных органов - Боярской Думы и Земского собора.

IV . - Ребята, скажите, какие события конца XX века можно назвать смутным временем?

Почему можно провести параллель между эпохой смутного времени и событиями 90-х годов XX века .

V . Микромодуль мышления на основе нового знания.

Задание: написать синквейн, в котором ключевым словом будет главное понятие урока «смута».

Примерный вариант синквейна:

Смута

Опасная, губительная

Разорять, ликвидировать, терять

Нравственное и моральное разложение общества

Конфликт

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачёва Саратовской обл.»

Тема урока: «Смутное время»

Работа учителя истории

МОУ СОШ №13

Коняевой Натальи Анатольевны

Пугачёв – 2010

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Ход урока.

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? (Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Задание №1 поможет подтвердить вашу версию:

Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.

Задание №2: существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?

(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция ). А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?(да её удалось избежать.)

Проблема: Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?

Как вы понимаете понятие национальная катастрофа?(утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.

Задание №3 : по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? (люди перестали ценить не только жизни, но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?

1. Слабость власти

2. Гражданская война (в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын).

3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка.

Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)

Задание №5: Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.

Начало Окончание

1584г. 1612г.

1591г. Подчеркните правильный 1613г.

1598г. вариант 1617г. или1618г.

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Задание №6 Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4 .* Предложи свой

Вопрос

Какой вклад внёс в развитие страны?

Был ли родовит и знатен?

Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.

Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Задание №8: Пользуясь учебником, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?

Работа с документом на стр. 256 – первый вариант

Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца»)

Задание №9 : Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г».

Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.(прочитать)

Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?

Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

- * Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?

Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Проверка ответов.

Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

Ребята, а почему сейчас тема народного единства , приобретает важное значение?

(потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Рост национального самосознания. Упадок хозяйства.

Новая династия. Потеря территории.

Укрепление царской власти. Убыль населения

Сохранения единства страны.

Усиление роли Земских соборов

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве».

Рабочий лист ученика(цы) _______________________ Самооценка

Тема урока :

Полностью (2 балла)

Частично (1 балл)

Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

______________________________________________________________

Задание №2: Назовите синонимы Смуты.

Задание №3 : прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы?

____________________________________________________________

№4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени

Начало Завершение

1584г. 1612г.

1591г. подчеркните верный вариант 1613г. 1598г. 1617г. и 1618г.

Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_________

1. Дата правления

2. На какие слои

Общества

Опирался

3. Почему не

Удалось

Укрепить власть

4*. Предложи свой

Вопрос

Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны?

Работа с текстом учебника на стр.256 – 1вариант (из « Нового летописца»).

Работа с документом на стр.258 – 2 вариант.

Задание№8. Вопросы к отрывку из кинофильма «1612г.»

1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?

2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

3) *Есть ли в фильме несоответствие исторической

Действительности?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание№9 : запишите наиболее важный итог Смутного времени.

_____________________________________________________

Количество набранных баллов

17 – 20 баллов – оценка «5»

14 – 16 баллов – оценка «4»

8 – 13 баллов – оценка «3»

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр: