Петр 1 ввел новый год. Петр первый и новый год

За свой кроткий нрав еще при жизни получил от подданных прозвище Тишайший. У него уже родилось 13 детей от первого брака с Марией Ильиничной Милославской, большинство из которых умерли во младенчестве. Для матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Петр был первенцем и самым любимым ребенком, «свет-Петрушенькой» на протяжении всей ее жизни.

1676 год – Петр лишился отца. После смерти Алексея Михайловича обострилась жестокая борьба за власть, которую вели семьи Нарышкиных и Милославских. Четырехлетний Петр пока не претендует на престол, занятый его старшим братом, Федором Алексеевичем. Последний руководил воспитанием Петра, и позже назначил ему учителем подьячего Никиту Зотова.

1682 год – Федор Алексеевич умирает. Петр венчается на царство совместно со своим братом Иваном, таким образом два знатных рода надеялись прийти к компромиссу и разделить между собой сласть. Но Петр еще мал – ему всего десять лет, а Иван попросту болен и слаб. Так что фактически власть в стране перешла к их общей сестре, царевне Софье.

После того, как Софья фактически узурпировала власть, мать увезла Петра под Москву, в село Преображенское. Там он и провел остаток детства. Будущий император изучал в Преображенском математику, военное и морское дело, часто навещал Немецкую слободу. Для военных забав Петру набрали из боярских детей два «потешных» полка, Семеновский и Преображенский. Постепенно вокруг Петра складывается круг доверенных лиц, среди которых был и Меньшиков, верный царю до конца жизни.

1689 год – Петр I женится. Царской избранницей стала боярская дочь, девица Евдокия Федоровна Лопухина. Во многом брак был заключен угоду матери, которая желала показать политическим конкурентам, что царь Петр уже достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки.

Этот же год – происходит стрелецкий бунт, спровоцированный царевной Софьей. Петру удается сместить сестру с престола. Царевну отправляют в Новодевичий монастырь.

1689 – 1694 год – страной от имени Петра правит его мать, Наталья Нарышкина.

1696 год – умирает царь Иван. Петр становится единственным правителем России. В правлении ему помогают сторонники, родственники матери. Самодержец же большую часть времени проводит в Преображенском, организуя «потешные» бои, или же в Немецкой слободе, постепенно пропитываясь европейскими идеями.

1695 – 1696 годы – Петр I предпринимает Азовские походы. Целью их было обеспечить России выход к морю и обезопасить южные границы, где хозяйничали турки. Первый поход был неудачным, и Петр понял – единственная возможность победить для России – привести на Азов флот. Флот был срочно выстроен в Воронеже, причем самодержец принимал в строительстве личное участие. В 1696 году Азов был взят.

1697 год – Царь понимает, что в техническом плане и военно-морском деле России еще далеко до Европы. По инициативе Петра в Голландию отправляется первое Великое посольство во главе с Францем Лефортом, Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным. Посольство состоит в основном из молодых бояр. Петр едет в Голландию инкогнито, под именем моряка Петра Михайлова.

В Голландии Петр Михайлов не только четыре месяца изучает кораблестроение, но и работает на судне в Саардаме. Потом Посольство направляется в Англию, где Петр обучался военно-морскому делу в Дэпфорде. Одновременно участники Посольства вели тайные переговоры о создании антитурецкой коалиции, но с небольшим успехом – европейские государства побаивались связываться с Россией.

1698 год – узнав о Стрелецком бунте в Москве, Петр возвращается. Восстание подавили с невиданной до этого жестокостью. По возвращении из Посольства Петр начинает свои знаменитые реформы. В первую очередь был издан указ, требующий от бояр сбривать бороды и одеваться на европейский манер. За невиданные требования многие начинают считать Петра антихристом. Преобразования во всех сферах жизни, от политического уклада до церковного происходят на протяжении всей жизни царя.

Тогда же, вернувшись из Посольства, Петр расходится со своей первой женой Евдокией Лопухиной (отправлена в монастырь) и венчается с пленной латышкой Мартой Скавронской, получившей при крещении имя Екатерина. От первого брака у царя остается сын Алексей.

1700 год – Петр понимает, что единственный выход в Европу для России проходит через Балтийское море. Но на Балтике хозяйничает шведы во главе с королем и талантливым полководцем Карлом XII. Король отказывается продать России прибалтийские земли. Осознавая неизбежность войны, Петр идет на хитрость – он объединяется против Швеции с Данией, Норвегией и Саксонией.

1700 – 1721 год – Северная война ведется практически на протяжении всей жизни Петра, то угасая, то снова возобновляясь. Главным сухопутным сражением той войны становится Полтавская битва (1709 год), которую выигрывают русские. На празднование победы приглашен Карл XII, и Петр поднимает за него первый бокал, как за главного врага. Первой морской победой становится победа в битве при Гангуте в 1714 году. Русские отвоевали Финляндию.

1703 год – Петр принимает решение в стратегических целях возвести на берегах реки Невы и Финского залива город.

1710 год – Турция объявляет России войну, в которой Россия, уже ведущая сражения на севере, проигрывает.

1712 год – Петр переносит столицу на Неву, в Петербург. Сказать, что город был построен, невозможно, однако основы инфраструктуры были заложены, и царю этого показалось достаточно.

1713 год – подписан Адрианопольский мир, по которому Россия отказывается от Азова в пользу Турции.

1714 год – Петр отправляет исследовательскую экспедицию в Центральную Азию.

1715 год – отправляется экспедиция на Каспий.

1717 год – очередная экспедиция, на этот раз в Хиву.

1718 год – в Петропавловской крепости при не выясненных до сих пор обстоятельствах погибает сын Петра от первого брака Алексей. Существует версия, что приказ об убийстве наследника издал лично самодержец, подозревая его в измене.

10 сентября 1721 года – подписан Ништадский мир, ознаменовавший окончание Северной войны. В ноябре этого же года Петр I провозглашен Императором Всероссийским.

1722 год – Россия ввязывается в войну Оттоманской империи и Персии и первой захватывает Каспий. В этом же году Петр подписывает Указ о престолонаследии, ставший знаковым для последующего развития России – теперь самодержец должен сам назначить себе преемника, никто не может получить престол по наследству.

1723 год – в обмен на военную поддержку персидские ханы отдают России восточные и южные территории Прикаспия.

1724 год – Петр I объявляет свою жену Екатерину императрицей. Скорее всего, это было сделано с одной целью – Петр хотел завещать ей престол. Наследников мужского пола у Петра после смерти Алексея не осталось. Екатерина родила ему несколько детей, но из них выжили только две дочери, Анна и Елизавета.

Осень 1724 года – в Финском заливе происходит кораблекрушение. Император, ставший свидетелем происшествия, бросается в ледяную воду, чтобы спасти тонущих людей. Дело закончилось сильной простудой – подорванный нечеловеческими нагрузками организм Петра не выдержал осеннего купания.

28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

На Руси, отмечая праздники, люди водили хороводы
Позже ученые выяснили, что хоровод - специальная техника,
которая может решить психологические проблемы участников действа и создать ощущение единства
Картина А. Рябушкина «Парень втёрся в хоровод» (1902)

Писатель АЛЕКСАНДР ПЕТРОЧЕНКОВ рассказывает, как и когда отмечали Новый год в допетровские времена, и почему не жаловали дату 1 января.

До реформ Петра I в России новый год начинался 1 сентября. День 1 января считался языческим праздником и не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января. Тогда 7208 год впервые стал с 1 января считаться новым 1700 годом.

1 сентября с 1492 года было принято праздновать «Первый день во году» по юлианскому календарю. Ранее новый год начинался в марте. По словам историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, так как русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте. Кстати, в марте и сентябре новый год отмечали еще в Древнем Риме.

Во время празднования Нового года в Кремле 1 сентября проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Праздничная церемония с участием царя и патриарха начиналась около 9 часов утра по современному счёту.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь. Поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.


В древнеславянском календаре, как в византийском и древнеримском, было 12 месяцев.

Так Россия перешла на эру Дионисия, т. е. на летосчисление от «рождества Христова». До этого применялась древнерусская, а точнее византийская, система, в которой летоисчисление велось на 5508 лет раньше, отделяющих эру Дионисия до эры «сотворения мира». .

С переходом на новый стиль по декрету большевиков первый российский Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Тогда же возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 13 января.

Новый год тогда широко не праздновали, а праздновали преимущественно Рождество. В культовых большевистских мифах о Ленине и ёлке речь идёт именно о рождественской ёлке, а не новогодней. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей.

С Новым древнерусским годом, товарищи! С Новым счастьем!

P.S. Если кто-то захочет разобраться во всей этой путанице русских календарей, рекомендую работу 1944 года:
Л.В. Черепнин
Русская хронология

Нравится(22 ) Не нравится(3 )

До Петра I русские отмечали Новый год в марте. После его перенесли на сентябрь, а потом и вовсе на январь.

Взойдя на российский престол, Пётр I провёл ряд реформ. Некоторые из них касались и повседневной жизни россиян, в том числе порядка проведения праздников.

Фактрум вспоминает великую эпоху правления Петра Алексеевича, положившую новую традицию новогоднего празднования.

Как праздновали приход нового года до Петра Великого

Новый год на Руси вплоть до XV века приходился на день весеннего равноденствия в марте. Предшествовали празднику 12 дней колядования, когда по деревням ходили ряженые, пели песни и получали за это угощение. Также было принято разбрасывать у порогов изб зерно, чтобы урожай лучше народился.

Колядования

Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.

Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату

Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, церковные праздники всё-таки отмечались по юлианскому календарю.

В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.

Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года

Фрагмент указа Петра I «О праздновании Нового года»

В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.

Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.

Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.

Как отреагировали люди на перемены

Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.

Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.

История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году , времени правления Петра Первого . После возвращения царя из Великого посольства, так называется в историографии поездка Петра в Европу, которая длилась 15 месяцев, 27-летний царь издал приказ №1736. В документе говорится о переходе на юлианский календарь и о празднике нового года 1 января. Год 7208 от сотворения мира стал 1700 от Рождества Христова . В связи с разницей в календарях было принято решение отсчитывать начало года с января месяца, а не с сентября, как было прежде. Петр старался в один момент поменять уклад жизни страны. Приказ подданными выполнялся – праздник ведь.


Елочный базар

Однако долгое время в документах обозначались две даты, по старому и новому календарю. 1 января было свободным от поста днем, а значит, ничего не мешало бурным празднованиям. Молодой царь Петр Первый в первый же год постановил продолжать непрерывное веселье ровно семь дней к ряду . В новогоднюю ночь на Красной площади устроили пышный парад и фейерверк . 1700-ый новый год, а также следующие четыре года главные празднования проводились в Москве, потом – в новой столице Санкт-Петербурге.

Празднование Нового года в начале XVIII века носило массовый народный характер. На площадях проводились маскарады, стреляли пушки, устраивались фейерверки, «огненные потехи и стрельба» . В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками . “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”

Каждое новогоднее украшение имело свое значение. Яблоки были символом плодородия, орехи – непостижимости божественного бытия. После смерти неутомимого императора на какое-то время украшать еловые ветви перестали. Только на трактирах эти элементы новогоднего убранства оставили, причем находились там они на протяжении всего года – так и появилось название «елки-палки» .


Константин Сомов. Фейерверк. 1907

Стоит отметить, что к новому зимнему празднику подданные Петра Первого были готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки. Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с привнесенными Петром нововведениями. Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый» . Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к организации стола с большим вниманием, так как он олицетворял достаток, ожидающий семью в следующем году. Главным блюдом в богатых семьях часто становился молодой поросенок, зажаренный на вертеле.

Для любопытствующих привожу изображение исторического документа и интереснейший текст, в котором слышим прямую речь конца XVII века, а именно приказ Петра Первого за номером 1736 :

Приказ номер 1736

“7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет , потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов , сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же”.