Место где соединяется черное и азовское море. Украинский флот потерял доступ к азовскому морю

Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович (установлению границ) морского пространства в Азовском и Черном морях. Церемония подписания документов прошла в Ливадийском дворце в Ялте.

Ниже приводится справочная информация.

В 1991 году, после распада СССР, Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Тузла. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне.

"Тузла" - это название трех географических образований: мыс Тузла, остров Тузла и коса Тузла.

Мыс Тузла - это самая западная точка Краснодарского края, лежащая в 8 километрах от станицы Тамань.

В начале XIX века остров Тузла был косой, которая вдавалась в море почти на 11 километров и являлась частью Таманского полуострова. В начале XX века на косе располагалось около десятка казачьих хуторов. В 1925 году для прохода рыбацких лодок у основания косы был прорыт канал. После сильнейшего шторма в том же году канал превратился в пролив, а вскоре ширина пролива достигла нескольких километров. Таким образом, коса превратилась в остров. В конце 1940-х годов была предпринята неудачная попытка восстановить косу. В 2003 году Россией была предпринята повторная попытка восстановления косы Тузла. Но из-за территориального спора между Украиной и Россией, отсыпка косы была прекращена.

Российско-украинские переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года.

Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками - РСФСР и Украиной - была некая административная граница в Керченском проливе. Россия, в свою очередь, отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.

В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую "линию охраны государственной границы" в этих водах.

15 декабря 1999 года постановлением правительства РФ была образована переговорная группа по вопросам правового статуса Азовского моря.

На встрече делегаций России и Украины в апреле 2001 года в Киеве был рассмотрен вопрос о выработке Декларации или Совместного заявления о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива и разграничении морских пространств в Черном море. Россия и Украина договорились о сохранении "за Азовско-Керченской акваторией статуса внутренних вод двух государств".

В подписанном 28 января 2003 года президентами России и Украины Договоре о российско-украинской государственной границе была определена сухопутная граница между двумя государствами. В статье 5 договора зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран.

17 сентября 2003 года на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы обсуждались вопросы окончательного урегулирования правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

Переговорный процесс активизировался после начала строительства дамбы в Керченском проливе (29 сентября 2003 года).

5 ноября 2003 года в Киеве в ходе переговоров заместителей министров иностранных дел России и Украины Виктора Калюжного и Александра Моцика была достигнута договоренность создать рабочие группы по решению вопросов экологии и судоходства в Азовском море и Керченском проливе.

24 декабря 2003 года президенты России и Украины на переговорах в Керчи подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ. Договор обеспечивает "свободный проход торговых и военных судов двух стран через проливы, обеспечивает свободу мореходства судам обеих стран". Договор также фиксирует, что Азовское море является внутренним морем двух стран, и заход иностранных судов в него может быть только с согласия обеих сторон. В документе также подчеркивается, что "урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами". Правительствам двух стран поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово- Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Правительствам также поручается подготовить предложения о восстановлении и развитии паромного сообщения между двумя странами через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок.

Переговоры по делимитации (установлению границ) морской границы продолжались.

11 июля 2012 года стало известно, Украина и Россия завершили переговоры по разграничению Азово-Керченской акватории.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Географическое положение Черного моря, пожалуй, известно каждому жителю нашей страны. Почему? Все дело в том, что практически все мы хотя бы раз в жизни, но бывали на его побережье, ну или планируем съездить туда в свой ближайший отпуск.

Карта Черного моря России показывает, что наша страна делит его с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией.

О местоположении, истории, климате и характерных особенностях этого участка мирового океана и пойдет речь в данной статье.

Раздел 1. Общая информация

Если посмотреть на Черное море на карте мира, можно убедиться, что принадлежит оно к бассейну Атлантического океана и относится к внутреннему типу морей. Его площадь равна примерно 422,0 тыс. кв. км (по другим сведениям - 436,4 тыс. кв. км).

Зрительно море напоминает форму овала с наибольшей осью 1150 км. Максимальная протяженность с севера на юг составляет 580 км. Средняя глубина - 1240 м, а наибольшая - 2210 м.

Порты Черного моря имеют ряд преимуществ, так как воды данного участка мирового океана соединяются с Мраморным через пролив Босфор, далее, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) - со Средиземным и Эгейским, а Керченским проливом - с Азовским морем.

По его акватории проходит линия границы между Европой и В северную часть моря глубоко вдается Крымский полуостров.

Воды его омывают территории сразу нескольких государств: России, Украины, Грузии, Румынии, Турции и Болгарии. На северо-востоке побережья располагается частично признанное государство Абхазия.

Бассейн моря обладает редким свойством. Его нижние слои заполнены сероводородом, из-за чего на глубине свыше 150 м полностью отсутствует жизнь (за исключением отдельных видов бактерий).

Географическое положение Черного моря весьма удачно. Почему? Все дело в том, что оно имеет важнейшее экономико-транспортное, стратегическое и военное значение, а также относится к крупнейшим рекреационным зонам Евразии. В портах Севастополя и Новороссийска сосредоточены основные военные базы Черноморского флота России.

Раздел 2. История Черного моря

Фото Черного моря, как правило, притягивают к себе внимание, подкупая красотой и некой безграничностью. Но, что же мы на самом деле знаем о нем?

Прежде всего, нельзя не упомянуть, что это сравнительно молодое море, имеющее несформировавшуюся экосистему, которая продолжает свое развитие: меняется уровень воды, появляются новые представители флоры и фауны, а некоторые исчезают.

В прошлом, а это около 8 тыс. лет назад, данное море и вовсе было озером. Его биосистема сильно подвержена внешним воздействиям - влиянием климата или человека. Несмотря на то что оно намного меньше океана и жизнь в нем менее разнообразна, берег Черного моря и его экология представляют интерес для ученых.

Раздел 3. Каков же климат стихии?

Климат Черноморья обусловлен среднеконтинентальным расположением и в основном относится к континентальному типу. Для этого региона характерна теплая влажная зима и сухое лето. и кавказское побережье защищены от ветров горами, благодаря чему здесь средиземноморский субтропический климат.

Географическое положение Черного моря таково, что на погодные условия оказывают значительное влияние циклоны Атлантики, которые приносят шторма и похолодание. Ветра юго-западного направления приносят обычно влажные средиземноморские воздушные массы.

В январе на севере держится средняя температура до +2°C, но бывает похолодание до -5°C, периодически выпадает снег. Гораздо теплее на южных и Кавказа. Здесь редко бывает ниже +5°C.

Июльская температура воздуха на севере моря в среднем составляет +25 -+27 °C. Благодаря морю, температура воздуха обычно не поднимается выше 37°C.

Самым теплым уголком Черноморья является побережье Кавказа, где в среднем +17°C в год. На кавказское побережье приходится большее количество осадков (1500 мм в год), меньше всего их на северо-западе (до 300 мм в год).

Черное море не подвержено замерзанию, вода не остывает ниже +8 °C.

Раздел 4. Местная флора и фауна

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какие же организмы населяют Черное море? Характеристика показывает, что флора Черного моря состоит из более 260 видов зеленых, красных донных и бурых водорослей: кладофора, ульва, цистозира, зостера и т.д.

Фитопланктон моря включает около 600 видов, среди которых встречаются диатомовые водоросли и представители динофлагеллятов (динофизис, александриум, протоперидиниум).

Фауна менее разнообразна по сравнению с, например, Средиземным. В водах данного моря живет 2500 видов животных, включающих 160 видов млекопитающих и рыб, до 500 простейших одноклеточных, 500 ракообразных, 200 моллюсков, а также других беспозвоночных. В Средиземном же на сегодняшний день обитает примерно 9000 видов.

На дне моря нашли пристанище устрицы и мидии, моллюски-хищники рапана. Среди прибрежных скал и камней можно встретить крабов, имеются медузы, креветки, актинии и губки.

На малочисленность животного мира влияет соленость и температура воды, а также образование на глубинах сероводорода. Тем не менее, воды моря пригодны для существования неприхотливых видов, для которых не требуются глубины.

Раздел 5. Что за курорты находятся на Черном море?

Российские курорты находятся в Краснодарском крае. Самые популярные из них - Сочи, Анапа, Геленджик и Туапсе. Здесь построены лучшие санатории и пансионаты.

На Крымском полуострове расположены курорты: Евпатория, Алушта, Ялта, Судак, Феодосия, Черноморское и Соколиное. Райским уголком для отдыха являются здравницы Абхазии. К крупным туристическим центрам Украины относится Одесса, ставшая за последние годы настоящей жемчужиной у моря.

Сочи

Решили отправиться на Черное море? Отзывы путешественников единодушно заявляют, что не побывать тут на самом деле нельзя, и предпосылок для этого на самом деле много.

Прежде всего отметим, что Сочи является самым южным и теплым курортом России. И именно тут, на побережье, расположились десятки пансионатов и санаториев.

Пляжный сезон в Сочи длится с мая до середины октября. Солнечная погода держится 300 дней в году. Благоприятный минеральные источники и грязи оказывают оздоровительно-лечебное действие на человека. Санатории принимают желающих в течение всего года.

Природа этого региона уникальна и неповторима: горные ущелья с бурными реками, водопадами и пещерами, холодные озера, непроходимые леса и высокогорные лыжные спуски. Эти места привлекают любителей активного отдыха и экстрима.

Сочи славится не только пляжным отдыхом, но и культурными достопримечательностями. Здесь много музеев, театров, развлекательных центров, ресторанов и ночных клубов.

Ялта

Одним из самых знаменитых городов-курортов Крыма является Ялта. К тому же он входит в число одних из самых красивых городов мира.

Это современный курорт удивительного места под названием Черное море. Карта показывает, что пляжи здесь на самом деле огромные, протяженностью в 72 км.

Город считается столицей всех крымских курортов и важным административным, культурным и туристическим центром на южном побережье Крыма.

Изобилие солнца и растительности, теплое море и песок, чистый воздух, горы и огромное количество достопримечательностей создают благоприятные условия для отдыха и оздоровления.

Абхазия

На самом деле кажется, что сам Бог создал эти места для отдыха человека. Пляжный сезон длится с мая по октябрь и 220 дней в году можно наслаждаться солнцем.

Морская вода отличается низким содержанием соли, прозрачностью и идеально для купания. Туристическая Абхазия - это гостеприимный народ, роскошная природа и множество памятников истории.

Гостей ждут экскурсии к водопадам, минеральным источникам и озеру Рица, карстовым пещерам и руинам древнего города. Знаменитые курорты края - Пицунда, Гагра, Сухум и Гудаута.

Туристическая индустрия Абхазии развивается быстрыми темпами: отремонтированы старые пансионаты и построены новые комфортабельные отели, на улицах много ресторанов и развлекательных центров. Одним из популярных курортных мест является город Пицунда, находящийся в окружении сосновых лесов, которые создают особый микроклимат с целебным хвойным ароматом.

Здесь даже в знойную погоду свежо и прохладно. Все пансионаты располагаются в живописной бухте недалеко от моря.

Раздел 6. Движение воды в Черном море

Считается, что порты Черного моря имеют массу преимуществ. Объясним почему. Обычно этот участок мирового океана тихий и спокойный. Волны появляются при ветреной погоде, чаще всего зимой. Высота их может достигать 15 м, что опасно только для небольших судов. Приливы и отливы не превышают 10 см и практически незаметны.

Вообще в море существует два типа течений - поверхностные и двойные. Первые вызваны циклонным типом ветров, а вторые образуются в Босфорском и Керченском проливах и вызваны разницей в плотности воды в двух бассейнах.

Течения поверхностного типа образуют два замкнутых кольца. Западное кольцо сужается к югу и составляет ширину напротив дельты Дуная примерно 100 км. Скорость этого течения почти 0,5 км/ч. Восточное кольцо достигает 50-100 км и имеет скорость до 1 км/ч.

Двойное течение в Босфоре возникает благодаря водообмену между Черным и Мраморным морями. Более легкая и менее соленая вода Черного моря поступает в Мраморное со скоростью до 2 км, а взамен получает нижним течением более соленую воду Мраморного моря.

Другое двойное течение образуется между Черным и Азовским морями. При этом опресненная вода Азовского моря попадает верхним течением в Черное море, получая взамен более соленую воду.

Помимо горизонтальных течений имеются вертикальные, ограниченные верхними слоями воды (до 80 м).

Раздел 7. Угрозы моря: ветра и туманы

Географическое положение Черного моря явно указывает на то, что туманы возникают над побережьем или прибрежьем в основном в холодное время года. При вторжении на сушу холодного морского воздуха туман образуется над морем недалеко от берега.

На побережье он появляется обычно весной. Наибольшая туманность отмечается зимой, особенно в Босфорском проливе (до 80 дней в году). Однако бывают продолжительные туманы. К примеру, зимой в Одессе они длятся до 10 дней. Фото Черного моря, сделанные в такую погоду, отличаются особым романтизмом и таинственностью.

Сила и скорость ветра на море больше, чем на побережье. При появлении циклонов над морем влажный воздух становится вертикально неустойчивым, образуя вихревые ветра и смерчи, опасные для малых судов. Скорость ветра зимой достигает от 3 до 40 м/сек. Иногда бывают шторма. Ночные ветра приносят на побережье прохладу.

Раздел 8. Чем опасны черноморские течения

Однако коварным и беспощадным может быть и Черное море, характеристика этого участка мирового океана явно указывает на существование тут изменчивого течения, направленного по всему периметру против часовой стрелки.

Течение образует два кольца, названные «очки Книповича» (в честь гидролога, описавшего это явление). Скорость движения зависит от вращения Земли. Также на изменение течения влияет сила и Иногда в прибрежных зонах возникают вихри, направленные против основного течения (антициклонические круговороты).

Движение верхних вдольбереговых течений изменчиво и определяется ветром. Одно из таких течений называется тягун, образующийся во время шторма. Волны, набегающие на берег, отступают мощными потоками по образующимся на песчаном дне руслам. Такие потоки очень опасны для людей и могут унести далеко от берега. Чтобы выбраться из них, нужно плыть к берегу не по прямой линии, а по диагонали.

Раздел 9. Почему море бывает неспокойным? Древняя легенда

Черное море на карте мира, даже на самой древней, просматривается весьма хорошо. Именно поэтому, видимо, знают о нем достаточно давно, складывая мифы и пересказывая былины. И вот одна из них.

В древности жил один отважный богатырь, о храбрости которого слагали предания. Однажды старый маг решил передать ему волшебную стрелу, чья магическая сила зависела от умыслов человека. Попав в руки к злодею, она могла принести много несчастий на земле. Богатырь никогда не использовал ее без надобности и в корыстных целях. Состарившись, он стал искать человека, кому можно было доверить стрелу. Но только достойному хозяину могла открыться ее тайна.

Тогда богатырь решил спрятать оружие в Черном море и попросил своих сыновей отвезти ее на самую его середину. Он знал, что они с первого раза не выполнят его наказ, и отправил их снова. Сыновья исполнили волю отца и опустили стрелу на дно моря. Это разгневало море, оно стало шуметь и по сей день пытается выбросить на берег стрелу.

Раздел 10. Черное море теплеет?

Можете ли вы точно сказать, где находится Черное море? Карта показывает, что его вполне стоит считать самой южной морской границей нашего государства. И, безусловно, оно является еще и самым теплым. Однако бытует мнение, что температура в нем постепенно повышается. Так ли это на самом деле?

Черное море (Краснодарский край берется за основу изучения) заполнено сероводородом, а значит, для жизни пригодны только прибрежные и поверхностные слои воды. Кстати, из-за этого оно относится к одному из самых малообитаемых морей мира.

Также на экосистему моря негативно влияет всемирное потепление, которое привело к повышению температуры воздуха зимой и неполному охлаждению верхних слоев моря. А это в свою очередь затрудняет процесс вертикальной ротации верхних слоев воды на глубину для поддержания границ сероводорода.

Потепление привело к тому, что сероводородная зона поднялась к поверхности моря почти на 12 метров и эти воды стали безжизненны. Объем воды, обогащенной кислородом, продолжает уменьшаться, что вызывает опасения экологов. А значит, Черное море, координаты которого 43°17′49″ с. ш. 34°01′46″ в. д., скорее всего, будет теплеть и дальше.

Недавнее заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что он собирается вернуть Крым теперь уже с помощью возрождения военно-морских сил "незалежной", вызвало у многих флотоводцев недоумение: то ли смеяться, то ли перестать реагировать на всякие чиновничьи глупости.

Но ситуация еще более усугубилась, когда Порошенко озвучил в Одессе план разработки и реализации Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. И добавил, что одной из важнейших задач считает обеспечение безопасности и обороноспособности в Азово-Черноморском регионе.

Согласитесь, что подобное президентское заявление довольно забавно. Ведь за всё время независимости сама Украина в Николаеве в 2011 году заложила всего один более или менее современный военный корабль - корвет проекта 58250 "Володимир Великий". По украинским данным, на стапеле сегодня стоит всего 43% корабля.

Напомним, во времена СССР в Николаеве строили авианесущие крейсеры, по сравнению с которыми украинский корвет водоизмещением 2650 тонн - небольшой бронекатерок. Большую же часть ВМС "незалежная" позорно потеряла в марте 2014 года. Тогда многие корабли подняли Андреевские флаги и перешли на сторону России. И Киев остался всего с половиной своих боевых кораблей, которые были перебазированы в Одессу. Некоторые вообще тащили на буксире, все корабли давно устарели, в том числе и флагман - фрегат "Гетман Сагайдачный". Всего лишь один ракетный катер проекта 206МР вооружен устаревшими противокорабельными ракетами П-15М "Термит". Недавно один из катеров в своих территориальных водах подорвался на якобы морской мине Второй мировой войны. Да и единственное военно-морское учебное заведение - Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова, переехало уже в российский Севастополь.

Даже не специалисту ясно, что "морское" заявление Порошенко - это пустая демагогия. Цель: подсобрать рейтинг у украинских моряков, заодно порадовав собственных реваншистов. Да и традиционный "распил" пока никто не отменял. Не исключено, что за следующие 10-15 лет на Украине смогут построить 2-3 корвета проекта 58250, вооружённых французскими ПКР Exocet. Но по сравнению с российским Черноморским флотом - это меньше капли в море. При гипотетическом военном столкновении флот Украины будет мгновенно уничтожен полностью с помощью различных морских ракет, в том числе наземного базирования "Бастион". Так о каком "возвращении" Крыма Украине с помощью флота может быть речь?

Однако есть более интересная проблема, о которой пока все молчат. Речь идет о новых морских границах в Азовском море и доступе к его акватории. Напомним, последнее заявление о делимитации границ морского пространства в Азовском и Чёрном морях было подписано в 2012 году Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Но окончательного решения так и не было принято.

Существовала условная граница, довольно спорная, проходившая по Керченскому проливу. Но после вхождения Крыма в состав России всякие разговоры об урегулировании этого вопроса, понятное дело, прекратились. Хотя никаких официальных морских границ там до сих пор нет, однако понятно, что весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Потерян для Украины и крымский участок Чёрного моря. Переход кораблей из Азовского моря в Чёрное и обратно без разрешения России юридически невозможен. Что касается украинских границ в Азовском море - то ими условно можно считать 12-мильную (22-километровую) прибрежную зону (как правило, так определяются границы государств в любых морях и океанах).

Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей российского Черноморского флота. В портах Мариуполя и Бердянска базируется лишь небольшое количество катеров. Киев сейчас способен контролировать лишь прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (в Крыму это граница Украины и России). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. Специалисты считают, что флот Украины в Азовском море способен лишь на борьбу с разведгруппами ополченцев, и то - с переменным успехом.

Надо сказать, что существует неопределённость с западным побережьем Крыма. Расстояние от берега полуострова до берега Украины здесь колеблется от 15 до 40 километров. Получается, что странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. Кроме того, именно в этом районе найдены несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях принято определять границу по срединной линии. Но сегодня отношения между нашими странами никак не способствуют конструктивным переговорам. И они не начнутся, пока Украина не признает присоединения Крыма к России. Однако локальные обострения могут быть спровоцированы.

Так существует ли какая-либо угроза России со стороны украинских ВМС? Сухопутным адмиралам Киева крыть нечем: акватория российской части Азовского моря полностью контролируется катерами, а зачастую и более крупными кораблями ЧФ РФ. В патрулировании участвует также военно-морская авиация России. Да и любая цель в Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей ЧФ, которым могут стрелять из акватории Чёрного моря.

Конечно, можно послать в очередной раз гонцов в Вашингтон, чтобы запросить военную помощь уже по флотской линии. Списанными эсминцами в США забиты многие порты. "Под пары" можно поставить и законсервированный старый линкор. Но сколько времени пройдет, пока украинские моряки освоят эту технику? Новейшие корабли Пентагон вряд ли пошлет в этот район, который может стать "горячим" по причине больного воображения некоторых высокопоставленных чиновников. Хотелось бы им напомнить заявление президента России Владимира Путина, сделанное им на прошлогоднем совещании в Новороссийске. Там он объявил о развертывании новых российских крылатых ракет морского базирования, которые "обнуляют" американскую мощь и сводят на нет военное превосходство Вашингтона в огромном геополитическом регионе от Варшавы до Кабула, от Рима до Багдада.

Суммируя, можно сказать, что все разговоры о возрождении ВМС Украины так и останутся разговорами. Никаких боевых или материальных ресурсов для этого сейчас нет, и в обозримом будущем не предвидится. Отсутствует нормальная инфраструктура для военного флота. Да и с кадрами вот-вот возникнет острая проблема: новых моряков учить негде, а многие из действующих теперь служат в ВС РФ. И чем или кем Киев будет угрожать безопасности Республики Крым?

Что касается делимитации морских границ с Украиной, то после присоединения Крыма к России этот вопрос, казалось бы, исчерпан. Главный спорный момент, связанный с границами в Керченском проливе, теперь потерял актуальность. Но возникла новая проблема с делимитацией границ у западного побережья Крыма.

Флот "незалежной" теперь не имеет доступа к Азовскому морю. В военном смысле это море для Украины потеряно. Лишь патрульные катера, находящиеся в азовских портах, могут демонстрировать "жовто-блакитный" флаг. А на безответственные заявления киевских руководителей уже мало кто из серьезных политиков обращает внимание.

Владимир Богданов
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.