Лирика бернса. Поэзия роберта бернса

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Так считают уфологи, которые выступают за последовательное постижение тайн космоса.

По их мнению, человечество напрасно устремляет свои взгляды на Марс, Юпитер, даже еще далее, когда под боком у нас неизведанная Селена, о которой мы ровном счетом ничего не знаем(esoreiter.ru) .

Например, до сих пор остается спорным утверждение некоторых исследователей, что Луна является или перевалочной базой инопланетян, изучающих Землю, или даже искусственным объектом, созданным опять-таки для тех же целей. Астроном–любитель Дэвид Лунар давно изучает Луну с помощью домашнего телескопа, к которому присоединена видеокамера, позволяющая исследователю Селены периодически делать интересные открытия, фиксировать их и делиться с интернет-сообществом.

Очередной находкой Лунара стала подозрительно искусственная сферическая структура, укрывшаяся в одном из лунных кратеров (смотрите первую половину видео). Достаточно повнимательнее рассмотреть этот объект, как становится ясно, что загадочная сфера обладает правильными формами, и даже углубление по центру ее явно искусственное.

Поражают гигантские размеры этого объекта, поэтому многие уфологи предположили, что это, скорее всего, межпланетный корабль.

А может, это просто база инопланетян, делает предположение Скотт Уоринг, мимо которого не проходит ни один интересный факт из области паранормальных явлений и особенно связанных с внеземным разумом. Отличная находка, говорит он, которая еще раз подтверждает, что на Луне базируются пришельцы. И судя по многочисленным находкам подобного рода, их там немало, что дает повод предположить: на Селене находятся представители многих внеземных цивилизаций. И то, что они не соперничают между собой (по крайней мере, не воюют), доказывает их высокий уровень развития.

Еще один лунный сюрприз

С этим соглашается и уфолог Тайлер Глокнер (команда Secureteam10), который также поздравляет Дэвида Лунара с отличной лунной находкой и добавляет к ней свою, связанную со старой фотографией миссии «Аполлон 15» (смотрите вторую половину видеоролика). На снимке, утверждает Глокнер, который сделали американские астронавты в довольно хорошем разрешении, в правой части заметна странная структура, словно какой-то механизм выглядывает из-за пригорка.

Этот механизм с Г-образным кронштейном трудно спутать с камнем или тенью от кратера. Похоже, что кронштейн может поворачиваться, а вся эта искусственная структура – наблюдательный пункт, очевидно, следящий за передвижением земного модуля, на котором и находились астронавты. К сожалению, в свое время на этот снимок мало кто обратил внимание, поскольку с первого взгляда на нем нет ничего примечательного. Не так ли, восклицает Тайлер, мы воспринимаем практически все, что попадает в поле нашего зрения? Нам легче увидеть что-то привычное, чем непонятное, что-то большое и явно бросающееся в глаза, чем мелкое и скрывающееся. Но тем и хороши современные исследователи-уфологи, что от их пристального внимания не ускользает практически ничего…

Роберт Бёрнс (Robert Burns, 25 января 1759 – 21 июля 1796) – шотландский поэт, фольклорист и автор многочисленных произведений, написанных на «равнинном шотландском» языке. В день его рождения – 25 января – в Шотландии принято готовить торжественный ужин с несколькими блюдами, которые непременно должны следовать в том порядке, в каком они были упомянуты поэтом в стихотворении. Все мероприятие сопровождается традиционными мелодиями на волынке и чтением самых известных четверостиший Бёрнса.

Детство

Роберт Бёрнс родился 25 января в селе Аллоуэй, находившемся неподалеку от города Эр графства Эйршир, в крестьянской семье. Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием сына занимался лишь отец. Однако назвать детство Роберта счастливым нельзя. Для того чтобы прокормить семью (у Роберта был младший брат Гильберт), отцу пришлось взять в аренду хозяйство Маунт-Олифант, где он начал трудиться не покладая рук.

А поскольку Гилберт на тот момент был еще слишком мал, Роберту вскоре пришлось присоединиться к отцу. Позже поэт признается своим друзьям и коллегам, что это было самое тяжелое детство из всех, о которых он слышал и видел. Мальчик трудился днями и ночами, выращивая зерно, фрукты и овощи. В светлое время суток он находился в поле, а с наступлением ночи, передохнув лишь пару часов на закате, принимался чистить конюшни и хлева, где отец держал скот для продажи и работы. Адская работа, конечно же, оставила неизгладимый след в сердце мальчика и впоследствии не раз отразилась в его произведениях.

Юность и начало поэтической карьеры

Будучи юношей, Роберт впервые начинает писать стихи. Несмотря на все лишения и невзгоды, они выходят довольно-таки светлыми и даже наивными, однако юное дарование стесняется кому-либо показывать их, ведь он обычный крестьянский мальчик без образования.

В 1784 году Роберт переживает свою первую потерю. Умирает его отец, оставляя все хозяйство своим двум сыновьям. Однако спустя несколько месяцев оба юноши понимают, что сделать что-либо самостоятельно они не в силах, поскольку практически не обучены ведению подобного хозяйства, не считая самой грязной, черной работы по уборке. Поэтому они продают Маунт-Олифант и перебираются в городок под названием Моссгил.

Там их пути разделяются. Роберт вступает в масонскую ложу, что впоследствии отразится на его творчестве, а брат Гилберт женится на одной девушке и становится хозяином одного из трактиров, который быстро приобретает популярность, благодаря открытости, гостеприимству и добродушию его хозяина.

Именно здесь, в Моссгиле, выходят первые произведения Роберта Бёрнса: «Джон Ячменное Зерно», «Святая ярмарка», «Веселые нищие» и «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». Именно благодаря им, о молодом таланте узнают на всей территории Шотландии.

Переезд и выход в высший свет

В 1787 году Роберт по настоянию одного из лучших друзей переезжает в Эдинбург, где его начинают знакомить с персонами из высшего света. Несмотря на тот факт, что в других городах молодой и талантливый парень обладал достаточной популярностью, здесь, в Эдинбурге, о нём знали единицы, что не могло не расстраивать поэта. Он начинает знакомиться с влиятельными людьми, первым из которых становится Джеймс Джонсон. Очень скоро Роберту становится известно, что его новый лучший друг всю свою жизнь занимается коллекционированием легенд, стихотворений и любого фольклора Шотландии. Увидев в мужчине родственную душу, Бёрнс предлагает ему объединиться и создать что-то наподобие шотландского цикла. Так на свет появляется их совместное творение «Шотландский музыкальный музей», где друзья стараются собрать наиболее известные мотивы и стихотворения нескольких эпох.

Благодаря всё тому же Джонсу, о Роберте Бёрнсе узнают и в Эдинбурге, а его стихотворения и циклы повестей расходятся сотнями копий. Это позволяет поэту собрать небольшой гонорар, который он страстно хочет вложить в аренду одного из поместий, как это в прошлом сделал его отец. Но, к сожалению, наивного Бёрнса обводят вокруг пальца, и после неудачной сделки он теряет заработанные деньги, оставшись без гроша. После этого он долгое время работает сборщиком акцизов, временами голодает и несколько раз чудом спасается от долговой тюрьмы.

За всю свою жизнь Роберту Бёрнсу удается написать и издать множество произведений, которые приносят ему известность. Среди них особой популярностью пользуются «Ода, посвященная памяти миссис Освальд» (1789), «Тэм о’Шентер» (1790), «Честная бедность» (1795) и многие другие.

Личная жизнь

Несмотря на то, что поэт половину жизни пробыл в приличном высшем свете, его манеры были далеки от идеала. В частности, это касалось личной жизни. Роберт Бёрнс был достаточно распутным и свободолюбивым человеком, который умел и любил пользоваться моментами славы. Так, он заводил множество служебных романов, три из которых закончились появлением незаконнорожденных детей. Однако Бёрнс о них никогда не задумывался и даже переставал общаться с их матерями сразу после рождения детей. Таков был характер гения.

В 1787 году Роберт Бёрнс встречает девушку Джин Армор – первую любовь, которой был увлечен еще будучи подростком. После непродолжительного романа они женятся, и в браке рождается пять детей.

Идейно-художественное своеобразие лирики Р.Бернса.

Ро́берт Бёрнс (1759-1796) - британский (шотландский) поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на так называемом «равнинном шотландском» и английском языках. Роберт Бёрнс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (три километра к югу от города Эйр, графство Эйршир), в семье крестьянина Вильяма Бёрнесса (William Burness, 1721-1784). С именем Бёрнса связывают особую форму строфы: шестистишие по схеме AAABAB с укороченными четвёртой и шестой строками. Подобная схема известна в средневековой лирике, в частности, в провансальской поэзии (с XI века), однако с XVI века популярность её угасла. Она сохранилась в Шотландии, где широко использовалась и до Бёрнса, но связывается с его именем и известна как «Бёрнсова строфа» Изначально многие произведения Бёрнса создавались как песни, были переработкой или писались на мелодию народных песен. Поэзия Бёрнса проста, ритмична и музыкальна, не случайно и в русском переводе многие стихи ложились на музыку. Созданием музыкальных произведений в своё время занимались Д. Шостакович и Г. Свиридов. Большую популярность у детской аудитории нашла изданная фирмой «Мелодия» пластинка с аудиосказкой «Робин Гуд» с песнями Р. Бёрнса в переводе С.Маршака на музыку М.Карминского.

Об истоках популярности Бёрнса И. Гёте заметил:

Возьмём Бёрнса. Не потому ли он велик, что старые песни его предков жили в устах народа, что ему пели их, так сказать, тогда ещё, когда он был в колыбели, что мальчиком он вырастал среди них и сроднился с высоким совершенством этих образцов, что он нашёл в них ту живую основу, опираясь на которую, мог пойти дальше.

В 1786 году выходит первая книга Бёрнса «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». К начальному периоду творчества также относятся: «Джон Ячменное Зерно» (1782), «Весёлые нищие» (1785), «Молитва святоши Вилли», «Святая ярмарка» (1786). В Эдинбурге Бёрнс познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей». В период 1787-1794 были созданы известные поэмы «Тэм о’Шентер» (1790) и «Честная бедность» (1795), «Ода, посвящённая памяти миссис Освальд» (1789).

Идейно-художественное своеобразие лирики Р.Бёрнса.(1759-1796г).

Роберт Бёрнс – Шотланд. поэт.Его страна была страной с героической,сложной судьбой:в 1707г она после тяжёлой многовековой борьбы,оказалась соединённой с Англией и испытала её сильнейшее влияние.В результате быстрого роста буржуазных отношений и промышленного переворота начали исчезать древние клановые традиции, произошло массовое обнищание свободных земледельцев и мелких ремесленников.Два восстания против Англичан были жестоко подавлены.С раннего детства в его сознании переплетались обострённое чувство гордости за прошлое своей страны и скорбное ощущение трагизма за её настоящее.Как человек и как поэт Бернс формировался под перекрёстным влиянием двух национальных культур, шотландской и английской...Их взаимодействие сложилось издавна,но после унии общегосударственным языком стал английский, а шотландский стал низведён до уровня диалекта.Поэт родился в 1759 году. Судьба Бёрнса- вечный позор буржуазной Англии.Сын Шотландского крестианина, всю жизнь бившийся с нуждой, уже прославленный и признанный в качестве лучшего поэта страны, он вынужден был принять на себя глупейшую роль акцизного чиновника и, вместо того чтобы творить чудеса поэзии, к чему был призван всей душой рвался. В подобных трудах печально растрачивался его дух.Поэтическое дарование Бёрнса проявилось рано.Первое его стихотворение о светлой отроческой любви («Прекрасная Нелли») сочинено в 15 лет. За ним появились и другие песни. В 1786г вышла его скромная книжка стихов «Кильмарнокский томик».В ранних опытах Бёрнса отчётливо видны следы знакомства с поэзией Поупа,Джонсона и других представителей просветительского классицизма.Но Бёрнс никогда не следовал традициям буквально,он переосмыслил их и создал собственную.То же можно сказать и об его отношении к фольклору–основе его поэзии.Глав темы его произведений – любовь и дружба, человек и природа.Вместе с тем в стихах и поэмах рано осмысленны столкновения личности и народа с общественным насилием и злом.Уже ранняя лирика-стихи о правах молодости на счастье,о её столкновении с деспотизмом религии и семьи.Любовь у Бёрнса–всегда сила, помогающая человеку.В стихах его часто отрицалось религиозное понимание смысла человеческой жизни.В «Погребальной песне» он спорит с апологией смерти как «лучшего друга бедняка» на пути к «загробному блаженству».Поэт не был атеистом, но и его деизм,как и у многих просветителей, граничил с атеистическим отрицанием роли Бога в жизни человека и природы.Не в Боге,но в природе,в жизни,в беге времени и борьбе с невзгодами обретали мужество Бёрнс и его герой – простолюдин.Бёрнс рано задумался о причинах общественного неравенства. Поначалу в своих стихах он готов был винить в горестях бедняков силы мироздания – «небесные и дьявольские».Но в пору зрелости, он уже полагает,что не «Фатум»,а реальные законы и порядки определяют участь людей.В 1785 г. написана кантата «Весёлые нищие»,бродяги и отщепенцы–её герои.У каждого в прошлом горе, испытание законом…но человеческое не иссякло в них.Жажду жизни, способность любить и дружить – вот что запечатлел поэт.В поэтический мир Бёрнса одновременно с лирическим «я» вошли жизни и судьбы его современников: родных, друзей, соседей… Влюблённость в жизнь, искренность чувств – всё это живёт в поэзии Бёрнса вместе с силой интеллекта.Уже ранние стихи его полны размышлений о времени, жизни и людях, о себе и других так же как он обездоленных.Рядом с любовными, печальными песнями, возникали такие поэтические открытия, как «Полевой мыши, чьё гнездо я раздавил плугом»,«Был честный фермер мой отец»,«Честная бедность», а так же многие из сатир. Многие обвиняли его в невоспитанности и грубости, но можно сказать, что в этих стихах гениально слилась лирика и сатира. Союз продажных политиков с торгашами и церковью, предвыборные спекуляции разоблачены Бёрнсом в сатирах «Галерея политиков и святош»,«Баллада о выборах м-ра Уэрона» и др.Эти стихотворения политические фельетоны предельно злободневны, обличают существующую систему преступного обмана народа.Среди последних особенно гневных сатир выделяется «Послание Вельзевула» (1790),в котор фантастика служит реалистическому обличению власть имущих и богачей.В интенсивном становлении социального опыта Бёрнса и его Революционно-плебейского мировоззрения открывались всё новые возможности и грани. Новаторское направление своего времени – сентиментализм – Бёрнс поверг критической оценке, отбросив в нем то, что он назвал «жеманством». В предромантизме он не принял поэтизацию отчаянья и ужаса перед жизнью. Преувеличенной чувствительности и эстетизированным ужасам Бёрнс противопоставил своё представление о назначении искусства, в котором сенсуалические и материалистические идеи просветительской эстетики слиты с лучшими традициями фольклора. Очищая свой стих от насыщенности штампов, Бёрнс стремился к максимальной выразительности поэтического слова. В стихах его звучит шотландский диалект; многие из них написаны на мотивы народных песен и сами стали песнями, которые и сегодня поёт Шотландия. В России переводы из Бёрнса появились уже на рубеже 18-19 веков, и с той поры интерес к его творчеству у нас не ослабевает.

Ро́берт Бёрнс (в старом русском написании Борнс; скотс. и англ. Robert Burns, гэльск. Raibeart Burns, 1759-1796) - британский (шотландский) поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на так называемом «равнинном шотландском» и английском языках.

День рождения Роберта Бёрнса, 25 января - национальный праздник в Шотландии, отмечаемый торжественным обедом (Burns Night или Burns supper) с традиционным порядком следования воспетых поэтом блюд (основное — сытный пудинг хаггис), вносимых под музыку шотландской волынки и предваряемых чтением соответствующих стихов Бёрнса (предобеденной молитвой „The Selkirk Grace“ («Заздравный тост (скотс. [[:sco:The Selkirk Grace|The Selkirk Grace]])» в рус. переводе С.Я.Маршака) и „Ode to Haggis“ — рус. „Ода шотландскому пудингу «Хаггис»“). Также этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире.

Биография

Роберт Бёрнс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (три километра к югу от города Эр, графство Эйршир), в семье крестьянина Уильяма Бёрнесса (William Burness, 1721-1784). В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. В 1781 году Бёрнс вступил в масонскую ложу; масонство достаточно сильно повлияло на его творчество. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток заняться сельским хозяйством Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, Poems, Chiefly in the Scottish dialect («Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте»). К начальному периоду творчества также относятся: «Джон Ячменное Зерно» (John Barleycorn, 1782), «Весёлые нищие» («The Jolly Beggars», 1785), «Молитва святоши Вилли» («Holy Willie’s Prayer»), «Святая ярмарка» («The Holy Fair», 1786). Поэт быстро становится известен по всей Шотландии.

В 1787 году Бёрнс переезжает в Эдинбург и становится вхож в высший свет столицы. В Эдинбурге Бёрнс познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей» («The Scot’s Musical Museum»). В этом издании поэт опубликовал множество шотландских баллад в своей обработке и собственных произведений.

Автограф

Издаваемые книги приносят Бёрнсу определённый доход. Он попытался вложить заработанные гонорарами средства в аренду фермы, но только потерял свой небольшой капитал. Основным источником средств для существования с 1791 года стала работа на должности сборщика акцизов в Дамфрисе.

Роберт Бёрнс вёл довольно свободный образ жизни, и у него было три незаконнорождённых дочери от случайных и недолгих связей. В 1787 году он сочетался браком со своей давней возлюбленной Джин Армор. В этом браке у него родилось пятеро детей.

В период 1787-1794 были созданы известные поэмы «Тэм о’Шентер» («Tam o’Shanter», 1790) и «Честная бедность» («A Man’s A Man For A’ That», 1795), «Ода, посвящённая памяти миссис Освальд» («Ode, sacred to the Memory of Mrs. Oswald», 1789). В стихотворении, посвященном Джону Андерсону (1789), тридцатилетний автор неожиданно размышляет о склоне жизни, о смерти.

В сущности, заниматься поэзией Бёрнс был вынужден в перерывах между основной работой. Последние годы он провёл в нужде и за неделю до смерти едва не попал в долговую тюрьму.

Бёрнс скончался 21 июля 1796 года в Дамфрисе, куда выехал уже больным по служебным делам за 2 недели до смерти. Ему было всего 37 лет. По мнению биографов XIX-го века, одной из причин скоропостижной смерти Бёрнса было неумеренное употребление алкоголя. Историки XX-го века склоняются к тому, что Бёрнс скончался от последствий тяжёлого физического труда в молодости и врождённого ревмокардита, который в 1796 году был усугублён перенесённой им дифтерией.

Основные даты жизни поэта

1765 год - Роберт с братом поступают в школу.

1766 год - переезд на ферму Маунт Олифант.

1774 год - Роберт пишет первые стихи.

1777 год - переезд на ферму Лохли.

4 июля 1781 года - посвящён в Братство Вольных Каменщиков в ложе Св. Дэвида № 174, Тарболтон.

1784 год - смерть отца, переезд в Моссгил.

1785 год - Роберт знакомится с Джин, написаны «Весёлые нищие», «Полевой мыши» и многие другие стихи.

1786 год - Бёрнс передаёт права на ферму Моссгил брату; рождение близнецов; поездка в Эдинбург.

1787 год - приём поэта в Великой Ложе Шотландии; выходит первое эдинбургское издание поэм; поездки по Шотландии.

1789 год - работа акцизным.

1792 год - назначение в инспекцию порта.

1793 год - второе эдинбургское издание стихов в двух томах.

Декабрь 1795 года - Бёрнс находится в тяжёлом состоянии, возможно, связанном с удалением зубов.

Язык Бёрнса

Хотя Бёрнс и обучался в сельской школе, но его преподавателем был человек с университетским образованием - Джон Мёрдок (Murdoch, 1747-1824). Шотландия тогда переживала пик национального возрождения, была одним из самых культурных уголков Европы, в ней насчитывалось пять университетов. Под руководством Мёрдока Бёрнс занимался, помимо прочего, поэзией Александра Поупа. Как свидетельствуют рукописи, литературным английским языком Бёрнс владел безукоризненно (написал на нём «Субботний вечер поселянина», «Сонет к дрозду» и некоторые другие стихотворения). Использование в большинстве произведений шотландского («наречия» английского, в отличие от гэльского - кельтского шотландского языка) - осознанный выбор поэта, декларированный в названии первого сборника «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте».

«Бёрнсова строфа»

С именем Бёрнса связывают особую форму строфы: шестистишие по схеме AAABAB с укороченными четвёртой и шестой строками. Подобная схема известна в средневековой лирике, в частности, в провансальской поэзии (с XI века), однако с XVI века популярность её угасла. Она сохранилась в Шотландии, где широко использовалась и до Бёрнса, но связывается с его именем и известна как «Бёрнсова строфа», хотя официальное её название - стандартный габби, оно идёт от первого произведения, прославившего эту строфу в Шотландии, - «Элегия на смерть Габби Симпсона, волынщика из Килбархана» (ок. 1640 года) Роберта Семпилла из Белтриза; «габби» - не имя собственное, а прозвище уроженцев городка Килбархан в Западной Шотландии. Данная форма применялась и в русской поэзии, например, в стихотворениях Пушкина «Эхо» и «Обвал».

Переводы Бёрнса в России

Первый русский перевод Бёрнса (прозаический) появился уже в 1800 году - через четыре года после смерти поэта, но известность творчеству Бёрнса принесла вышедшая в 1829 году брошюра «Сельский субботний вечер в Шотландии. Вольное подражание Р. Борнсу И. Козлова». В периодических изданиях появились многочисленные отклики, и в том же году появилась первая в России литературоведческая статья Н. Полевого «О жизни и сочинениях Р. Бёрнса». Впоследствии творчеством Бёрнса занимался В. Белинский. В библиотеке был двухтомник Бёрнса. В 1831 году появилось (но было напечатано лишь через 70 лет) стихотворение В. Жуковского «Исповедь батистового платка» - вольное переложение все того же «Джон Ячменное Зерно». Известен юношеский перевод четверостишия Бёрнса, выполненный . Т. Шевченко отстаивал своё право творить на «нелитературном» (в качестве литературного подразумевался исключительно русский) украинском языке, ставил в пример Бёрнса, пишущего на шотландском диалекте английского: «А Борнц усе-таки поет народний і великий» (предисловие к неосуществлённому изданию «Кобзаря»).

Песни, баллады, стихи (русс.)

Стихи на английском с переводом (материал взят с сайта