Кто такие опричники по поэме. Опричник - это кто? Известные опричники в истории

Опричника, м. 1. Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр вотчинников и укрепил единую власть царя. « Мы де люди царские, опричники! А … Толковый словарь Ушакова

Приспешник Словарь русских синонимов. опричник сущ., кол во синонимов: 3 воин (78) кромешник … Словарь синонимов

ОПРИЧНИК, а, муж. Человек, служивший в опричнине (в 3 знач.). Царский о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «О.» гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м увенчана сломанным якорем и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Опричник» - «Опричник», корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «Опричнику» — гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (иноск.) не подчиняющийся общим взглядам (намек на опричников при Иоанне Грозном, пользовавшихся особыми правами) Ср. Опричь, кроме, исключительно, особо. Ср. Временщики да любимцы те же опричники. Ср. Опричник бобыль. Ср. И нигде нет приюта, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ОПРИЧНИК - Служилый человек, состоящий в рядах опричного войска царя* Ивана Грозного*. В 1565 г. Иван IV Грозный разделил территорию русского государства на опричнину и земщину. Слово опричнина (от древнерусского опричный, то есть особый) ранее обозначавшее … Лингвострановедческий словарь

опричник - (рус. опричник) припадник на телесната гарда (военополициски одреди) на рускиот цар Иван Василевич, наречен Грозни опричниците биле регрутирани претежно од ситното благородништво, а царот ги користел во своите потфати против високата и богата… … Macedonian dictionary

Залив Приморской обл., Северно Уссурийского края, на побережье Сев. Японского моря, к С от залива св. Владимира, 44°28 с. ш. и 195°43 в. д. (от Пулкова). Углубляется в материк почти на 4 в.; столько же расстояние между входными мысами; по своему… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Опричникъ (иноск.) неподчиняющійся общимъ взглядамъ (намекъ на опричниковъ при Іоаннѣ Грозномъ, пользовавшихся особыми правами). Ср. Опричь, кромѣ, исключительно, особо. Ср. «Временщики да любимцы тѣже опричники». Ср. Опричникъ бобыль. Ср. И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr`The Oprichnik`. Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores…
  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr "The Oprichnik" . Жанры: Operas; Stage Works; For…

Текст: Матвей Вологжанин
Иллюстрации: Влад Лесников


Историки часто испытывают соблазн заниматься своей наукой так, как это делают, скажем, биологи, физики или математики. Им хочется создавать стройные системы, раздутые общие теории и вообще классифицировать все по полочкам и ящичкам. Вот вам ранняя формация феодализма, вот вам идеальный пример родоплеменной общины, вот вам структуры землепользования и их влияние на исторический процесс пассионарности…

Делают это историки не из врожденной злобности и не из-за того, что им надоедает быть в глазах общества типами, которые могут рассказать клевый анекдот про подвязки мадам Сорель, но больше ни к чему не пригодны. На самом деле у историков есть мечта. Они хотят так изучить прошлое человечества, чтобы было возможно предсказать его будущее. Создать такую науку, с помощью которой каждый пятиклассник бы знал, как нужно эффективно управлять странами и народами и вообще всем процессом существования человечества.

Вот они и стремятся сделать историю настоящей наукой, из-за чего больше половины серьезных исторических трудов совершенно невозможно читать. Хотя самые лучшие, самые великие историки просто рассказывают клевые анекдоты о подвязках мадам Сорель. Они потому и великие, что знают: ни просчитать, ни предсказать, ни направить исторической процесс нельзя, потому что он состоит из огромного числа ничтожных случайных фактов, которые никак нельзя учесть, определить и, проткнув булавкой, каталогизировать. Когда великие империи проигрывают битвы только потому, что у одного мула в обозе случилось расстройство желудка, вызванное слишком сочным кустом чертополоха, - из этого настоящей науки не сделаешь. Увы.

Но зато никто не мешает тебе ползать взад и вперед по временной шкале с линейкой и гигрометром, периодически восклицая: «Вы только посмотрите, к чему привело учреждение протопарламента в Чатал-Хуюке!*»

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Вообще-то в русской традиции название Çatal Hüyük чаще пишут как «Чатал-Хююк» или «Чатал-Гююк», уж не знаю по каким соображениям. Это один из древнейших городов мира, существовавший примерно 8–9 тысяч лет назад. Известно о чатал-хуюкцах очень немного. Например, то, что они намастерили зачем-то кучу каменных фигурок, изображающих женщин с большой грудью. Исследователи полагают, что тут мы видим свидетельства культа Богини-матери, но я посмотрю, что скажут эти исследователи, когда раскопают нашу редакцию и найдут MAXIM »


Поэтому в этой статье мы не собираемся утверждать, что если бы Ивана Грозного придушили подушкой в младенчестве, то это мы бы сейчас придумывали айпады для всего мира. Очень может быть, что и нет. Но зато мы можем вполне научно настаивать на том, что кое-какие ошметки построенной этим царем системы живы до сих пор. Например, некоторые элементы опричнины, несомненно, все еще пребывают с нами. К сожалению.


Несколько слов о маленьком Титке


Если уж речь зашла о случайных факторах в истории, то, видимо, к ним можно отнести и потрясающую врожденную трусость маленького Тита, более известного нам под именем .

Да, малютке многое пришлось пережить. Он родился в 1530 году и в три года потерял отца, а в восемь - мать. Детство будущего царя проходило под нескончаемую распрю его дядь­ев и опекунов, которые боролись за право контроля над малолетним великим князем. Заговоры, казни предателей, перевороты и народные бунты шли бесконечной чередой, и то, что Титу-Иоанну удалось все-таки выжить в этом змеюшнике, а не порезаться случайно ножичком по детскому недомыслию, можно опять-таки счесть исторической случайностью.

Недоверчивость, панические атаки и частые приступы чистейшей паранойи в результате стали важными чертами царского характера: для властителя той воинственной эпохи смерти, боли и болезней он страшился невероятно.

Но все-таки только сложным детством его характер объяснить нельзя. Много страдавшие в юности люди сплошь и рядом оказываются склонны к милосердию и альтруизму - вещам, в которых Грозного упрекнуть нельзя. Скажем, английская Елизавета Великая, современница Грозного, понавидалась в детстве картин и похлеще, включая вид матери на эшафоте и собственное многолетнее заключение в ожидании возможной казни, но при этом кровожадным зверем не стала, а правила вполне вегетарианским по тем временам образом, что тем не менее не помешало ей заложить начало Британской империи.

Грозный же в принципе не был знаком с чувством милосердия, зато до старости отлично умел прятаться под лавками, если вблизи царской опочивальни раздавался подозрительный шум.


Мир для Грозного, судя по его собственным записям, выглядел примерно следующим образом.

Отлично зная себе цену, этот трусливый, суеверный и неблагородный человек видел несомненную Божью волю в том, что он - великий князь. В письмах он высказывал неоднократно мысль о том, что раз уж перст Господень указал на него, то, стало быть, какой он есть, такой он и нужен Богу. Железная логика. На самом деле, если уж высшие силы могли возвести на престол красавца богатыря с рыцарским нравом, а выбрали его, злого Титку, мочащегося под себя при виде жучки, то зачем пытаться быть лучше? Каким родился, таким и пригодился…

Иоанн Грозный даже сердился на Бога за то, что тот, похоже, готовит его к огню адскому, заставляя топить проклятых новгородских младенцев, казнить посмевшее возроптать мужичье. Его руками, Иоанновыми, Боженька расчищает этот хлев. А что если потом возьмет да и насыплет в эти рученьки углей бесовских?!

Очень Грозный себя жалел.



Впрочем, до 35 лет Иоанн более или менее держался. Не доверяя боярам - высшей аристократии Руси, он собрал вокруг себя кружок относительных единомышленников, половина из которых были людьми не слишком знатными (князь Курбский называет этот круг Избранной Радой, с тех пор термин закрепился).

Царь с этими советниками проводит реформы, приведшие в дальнейшем к созданию в стране того самодержавия, которое предстало перед нами несколькими веками позже. Он заботится о дополнительном закрепощении крестьян, стягивает в свои руки власть, оттяпывает землишку у соседей, но ведет себя относительно аккуратно. Например, открыто не покушается на гражданские свободы - напротив, нередко продвигает вполне демократические нормы, в ущерб боярам даруя свободы и выборность различным общинам. Головы, конечно, порой летят, но такова уж царева работа.

Но чем старше становился царь, тем дурнее делался его характер. И вскоре вчерашним любимцам пришлось разбегаться от него по всем сторонам света - от Ливонии до Италии, так как у Грозного появилась неприятная привычка отыскивать заговоры повсюду, начиная с собственного нужника, после чего виновные вкушали весь спектр средневековой следственной деятельности (насчет нужника мы не шутим: из-за частого расстройства пищеварения царь подозревал близких, слуг и родных в том, что те его травят и наводят порчу). Многочисленные войны 1550–1560-х годов также не улучшали настроения никому из the moskovits, как нас именовали в европейских хрониках той эпохи. Иностранцы, попадавшие сюда, оставляли убийственные свидетельства того, что народ пухнет от голода, вымирая целыми волостями; в войска, идущие то на шведов, то на татар, то на литовцев, забирают деревнями от мала до велика и чуть ли не баб, а готовность московитов терпеть все происходящее поистине повергает в изумление. После очередного серьезного поражения на реке Уле в 1564 году Грозный решил наконец навести порядок и взялся переделывать страну. Сперва он сообщил, что отрекается от престола, доверительно поведав народу, мол, пускай жадные и злые колдуны-бояре с вами теперь разбираются, а я устал, я ухожу.


Некоторая часть народа в лучших традициях взвыла: «Царя-батюшку обижают!» - и Грозный поспешил выступить с заявлением: так и быть, раз уж без меня вы не можете, то я, пожалуй, не стану отрекаться, но теперь держитесь, ужо я вами всеми займусь! Такая вот нехитрая пиар-кампания.

Первым делом Грозный разделил страну пополам. Южную часть, где находились в основном вотчины древней аристократии, он поименовал «земщиной». Северные же волости, населенные преимущественно свободными крестьянами, в том числе Вологду и Галич, он объявил особой, то есть опричной, территорией. Еще Грозный набрал себе личную гвардию - неродовитых потомков боярских семей, дворян, а также вовсе безродных авантюристов, как местных, так и европейских.

Эти достойные люди получили звание «опричники» - «особисты». Грозный рассчитал, что раз их возвышение и доходы будут зависеть только от него, то и предательства с их стороны ему опасаться ненадобно. А для надежности сделал все, чтобы стравить опричников с боярами и простым населением.

На опричников не распространялись законы, их запрещено было судить.

Опричники не имели права дружить, да и просто разговаривать ни с кем из земщины, дабы снизить риск подкупа и заговора.

Опричники могли брать любое имущество земщины бесплатно. Если кто недоволен - милости просим подавать челобитную царю, коль не жаль собственной шкуры.


Первым делом Грозный отправил опричников резать и убивать особенно несимпатичных ему бояр, членов боярских семей, их слуг, их друзей, их жен и детей. К тому времени царь стал столь православен, что организовал свой офис в храме Александровской слободы. Тут отдавались приказы об арестах и казнях, сюда притаскивали еще дышавшие остатки наказанных, если царь желал напоследок полюбоваться на предателя или сам поработать ножичком.

Чтобы опричник был виден издалека, ему выдавались особые знаки отличия: метла, символизировавшая наведение порядка, и отрезанная голова собаки, знаменовавшая готовность грызть зубами царских врагов. Все это вывешивалось на седлах.

Чтобы народ все усвоил правильно, царь выпустил несколько обращений, объяснявших, почему служитель царя - ставленника Бога - стоит выше любого закона и почему человека на государевой службе нельзя судить обычным судом. Потому, что он на государевой службе!

Простой народ не без удовольствия смотрел, как режут проклятых бояр, однако оказался недостаточно смиренен, чтобы испытывать такое же удовольствие от того, что опричники убивают и грабят обычных верноподданных. Поначалу молодцам, залетавшим в избы, пытались давать отпор. Но наказание за сопротивление законным действиям представителя власти наступало немедленно, и вскоре московские, ростовские и ярославские улицы стали похожи на беззубые рты - так много там было сожженных домов мятежных хозяев, которых опричники вешали на их собственных воротах со всеми чадами и домочадцами. А чтобы народишко не сомневался, что опричники беспредельничают по царской воле, Грозный и сам периодически участвовал в небольших походах на села и города.



Самое подробное из сохранившихся описаний опричной жизни принадлежит перу немецкого авантюриста Генриха Штадена, уроженца Мюнстера. В Московское государство он попал из Литвы, так как имел, по его словам, «злосчастную привычку ввязываться в предприятия, которые сулили не столько выгоду кошельку, сколько веревку шее». Узнав, что выезд из Московского государства, коли уж ты сюда попал, невозможен, так как любого пытающегося пересечь границу незамедлительно казнят, Генрих приуныл, но вскоре встретил земляков, которые соблазнили его вступить в ряды опричников, что «сделать нетрудно, так как царь гораздо меньше верит своим соплеменникам, чем иноземцам».

Прибавив себе чину и родовитости, благо для этого требовалось лишь собственное устное подтверждение, Генрих отправился на царский двор, где был немедленно принят на службу. Его щедро оделили деньгами, вскоре также легко выдали несколько поместий с крестьянами, и жизнь у Штадена пошла очень неплохая.

«Тогда великий князь отправился грабить свой собственный народ, свою землю и города. И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми. Когда же я вернулся в свое поместье с 49 лошадьми, из них 22 были запряжены в сани, нагруженные всяким добром, - я послал все это на мой московский двор».

«Когда великий князь уехал в Псков, ко мне прибежали купцы из города Холмогоры. У них было много соболей - они боялись, что опричники отнимут у них товар на заставах. Они просили купить этих соболей и дать за них хоть какие-нибудь деньги. Я мог бы забрать этих соболей у них и вообще им не платить, но соболя мне были не нужны, так как мне их много прислал человек, который собирает дань с самоедов соболями. Купцам я ничего не сделал и отпустил их».

«Тут начал я брать к себе всякого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. Им это пришлось по вкусу. А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. За это мои люди оставались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где - по монастырям, церквам или подворьям - можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро».

«Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились вовнутрь и начали грабить, забирали иконы и тому подобные глупости. А было это неподалеку от двора одного из земских князей, и земских собралось там около трехсот человек вооруженных. Эти триста человек гнались за шесть­ю всадниками. В то время только я один был в седле и, не зная, были ли те шесть человек земские или опричные, стал скликать моих людей из церкви к лошадям. Но тут выяснилось подлинное положение дела: те шестеро были опричники, которых гнали земские. Они просили меня о помощи, и я пустился на земских. Когда те увидели, что из церкви двинулось так много народа, они повернули обратно ко двору. Одного из них я тотчас уложил одним выстрелом наповал, прорвался чрез их толпу и проскочил в ворота. Из окон женской половины на нас посыпались каменья. Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей. Затем мы проехали всю ночь и подошли к большому незащищенному посаду. Здесь я не обижал никого. Я отдыхал».



Впрочем, Штадену в конце концов пришлось все же бежать из этих райских мест. И это ему удалось. Он добрался до Германии, ухит­рился дожить там до почтенных лет и даже умереть не на виселице. Избавил же наших предков от «особой» власти крымский хан Девлет-Гирей, решивший в 1571 году пограбить Москву.

Известие о вторжении татар Грозный воспринял спокойно. Царь прекрасно знал, на что способны его бравые опричники, с помощью которых он только что усмирил мятежный Новгород - тогда слуги государевы вырезали за сутки больше шести тысяч человек, включая баб и младенцев, и даже не вспотели. Грозный верил в своих опричников. В их надежного главу - доблестного Малюту Скуратова, который только что жестоко наказал всех бунтовщиков в Москве. Двести человек казнили на Лобном месте одновременно: рубили топорами, вешали, жгли, сдирали кожу. Крик стоял на всю Москву… Что там татаришки хилые сделают таким отважным псам? Отважные псы, однако, имели другое мнение. Услышав, что на Москву идет татарское войско в сорок тысяч человек, опричники вдруг вспомнили, что у них ужасно много важных дел в их северных опричных поместьях. К тому моменту, когда Девлет-Гирей подходил к Москве, там осталось не больше пяти сотен опричников. (К чести Генриха Штадена, упомянем, что он-то со своими людьми как раз предпринимал попытку атаковать подходивших татар. Правда, это кончилось потерей всего отряда, самого же Генриха спасло падение с лошади в реку в момент атаки.)


Бой успел принять вовремя подоспевший боярин Михаил Воротынский, основатель Воронежа. Его армия, пусть и немногочисленная, отогнала татар, успевших уже зажечь и пограбить московские предместья. Татары в тот момент были больше озабочены сохранностью добычи, особенно 60 тысяч русских невольников и невольниц, которых они гнали перед собой на продажу. Поэтому они предпочли не спеша отступать, уклоняясь от нападения на Воротынского, но в готовности дать ему отпор, если тот атакует. Тот атаковать так и не решился, но дело было сделано: в Москву Девлет-Гирея удалось не пустить. (В награду за это царь через пару лет собственноручно выдерет Воротынскому бороду и засыплет раскаленными углями его тело на пыточном столе. Если верить свидетельству Курбского, именно так умер спаситель Москвы, заподозренный параноидальным царем в очередном заговоре.)

Как ни странно, но на измену опричников царь отреагировал довольно спокойно. Правда, само слово «опричнина» было запрещено произносить, за это полагалось наказание кнутом, но большинство из опричников не были наказаны (тот же Малюта Скуратов по-прежнему пользовался царской милостью), и многие из них просто потихоньку разъехались по жалованным им поместьям и стали, таким образом, основными родоначальниками русского мелкопоместного дворянства.

«Все, что они делали, - писал Генрих Штаден, - было с одобрения царя. Злые дела они делали не против государевой власти, а против народа, а за то в Московии не карают».

И еще очень долго в России лица при власти будут находиться выше закона, который перестает действовать, когда речь заходит о правонарушениях «государевых людей».

Несколько причин подтолк-нули царя Ивана IV к созданию этой небывалой политической си-стемы. Первая — резкое обострение противоречий с высшей знатью после издания указа о конфискации выморочных княжеских вотчин в 1562 г. (Прежде эти вотчины доставались родственникам умерше-го или уходили в монастырь «на помин души».) Вторая — тяжёлые поражения русской армии в Ливонской войне в 1564 г., бегство в Литву князя Андрея Курбского. Страх перед боярским заговором не давал царю покоя. И тогда он решил опередить врагов.

Опричнина имела две цели: подрыв экономического могущества круп-ной аристократии и физическое истребле-ние наиболее ярких её представителей .

Первая цель опричнины достигалась политикой переселений. Царь Иван Грозный тщательно продумал перечень обла-стей, включённых в опричнину. Помимо богатых торговых городов и районов соляных промыслов, здесь оказались уезды, в которых располагались родовые вотчины старой ростово-суздальской зна-ти — стержня московской боярской корпорации. Все эти вотчины немедленно были «отписаны на государя» и розданы в поместья опричникам. Их владельцы были в принудительном порядке вы-сланы в земщину. Там им велено было дать небольшие поместья где-нибудь на южных или восточных границах страны. Переселен-цам запрещалось брать с собой имущество и ценные вещи. Всё это становилось добычей новых хозяев — опричников. А недавние вла-дельцы златоверхих теремов в одночасье превращались в нищих.

Вторая цель опричнины — физическое уничтожение значительной части аристократии — достигалась при помощи террора. По при-казу царя опричники хватали неугодных, везли их в Александрову слободу (опричную столицу Ивана Грозного) и там после жестоких пыток убивали. Иногда казни совершались и в Москве, где рядом с Кремлём, на другом берегу реки Неглинки, вырос мрачный за-мок — «государев опричный двор». Царь Иван IV испытывал садистское наслаждение, глядя на муки несчастных, и лично принимал участие в пытках и казнях. Некоторые историки считают, что он ещё с юно-сти страдал серьёзными психическими отклонениями.

Падение Избранной рады

В 1560 г. отношения между царём и Избранной радой неожиданно испортились. Пово-дом для раздора послужили разногласия царя с Алексеем Адаше-вым в области внешней политики, а подлинной причиной — давно назревшее желание Ивана править самостоятельно. Он считал, что мирные методы борьбы с крупной аристократией недостаточны, что для полного контроля над правящим классом следует прибегнуть к мечу. Однако советники (люди, как пра-вило, религиозные и добродетельные) ме-шали царю дать волю своим низменным инстинктам, своей врождённой склонности к жестокости и произволу.

В итоге основные деятели Избранной рады — Адашев и Сильвестр — лиши-лись своих постов и отправились в ссыл-ку. Князь Курбский был послан воеводой в Ливонию. Престарелый митрополит Ма-карий уже не имел сил для политической борьбы. 31 декабря 1563 г. он скончался в возрасте 82 лет.

Боярская дума

Избавившись от своих советников, царь всё ещё не мог править единовласт-но. На его пути стояла Боярская дума с её традиционным авторитетом и глубокими связями во всех слоях общества . Все важ-нейшие решения государя принято было согласовывать с Боярской думой. Разогнав этот орган власти выс-шей аристократии, царь вполне мог получить тяжелейшую внутрен-нюю смуту . Единственный выход состоял в том, чтобы поставить аристократию на колени.

Начало опричнины

В 1564 г. Иван IV неожиданно выехал вместе с семьёй из Москвы и отпра-вился в Александровскую слободу (ныне город Александров в 100 км к се-веро-востоку от Москвы). Отсюда он направил в столицу боярам, духовен-ству и служилым людям грамоту, где обвинял их в изменах. Его послание было прочитано на Красной площади. Началось волнение в городе. Царя решили уговорить вернуться. Он согласился, но при условии, что «имеет право наказать всех, кого посчитает изменником». Для этих карательных целей и была создана опричнина с её хорошо вооружённым войском.

В 1565 г. Иван IV выделил себе особое владение — опричнину , а территория, не включённая в опричнину, называлась земщиной .

Вся страна делилась на две части: опричнину и земщину . В каждой было своё правительство, своя Боярская дума. Земщи-ной руководили бояре. В опричнине вся полнота власти переходила к царю.

В опричнину были взяты лучшие земли с наиболее развитым хозяйством. Когда опричники разоряли их, царь брал себе новые богатые земли. Опричнина име-ла свою казну, своё войско, своё управление. Это было «государство в государстве». Земщина оказалась беззащитной перед разбойными набегами опричников, которых поддерживал сам царь. Кроме того, она дол-жна была платить разорительный налог на содержание опричнины.

Опричники

Опричником называли того, кто состоял в рядах опричнины. В народе опричников называли «кромешниками» — черными силами царя.

Первоначально оприч-ное войско составляло одну тысячу человек , а к концу опричнины оно выросло до шести тысяч. Это были тщательно отобранные дворяне, не имевшие родствен-ных связей с земщиной, готовые выпол-нить любой приказ государя. Опричники одевались во все тёмное и носили особую форму — чёрные балахоны с широ-ким поясом. Ездили на вороных конях с чёрной сбруей. К седлу своих коней опрични-ки прикрепляли метлу, а на шею коня — собачью голову — знак их готовности выметать из государства любую измену и рубить «собачьи головы» изменников-бояр. Они имели право ворваться в любую усадьбу, на любой двор к подозреваемому в измене человеку из земщины, разорить его дом, выгнать его домочадцев (или даже убить). Никто не знал, против кого обратится очередной гнев царя.

После ликвидации Избранной рады цели внутренней политики Ивана IV в целом остаются теми же, что и прежде. Однако методы их достижения уже иные. Тщательно продуманные, последовательные реформы уходят в прошлое. Главным инструментом политической борьбы становится топор палача. Запуганная кровавыми расправами Боярская дума молчит, а быстро сменяющие друг друга правитель-ства служат послушным орудием в руках опьянённого безграничной властью и порой теряющего рассудок самодержца.

Опричнина разрушила нормальный порядок управления стра-ной. Повсюду воцарились страх и хаос. Никто — даже самые близ-кие подручные царя — не был уверен в завтрашнем дне. Получив вотчины высланных и опальных бояр, опричники относились к ним так, словно это были вражеские территории. За короткое время пре-жде процветавшие, многолюдные хозяйства превращались в пусто-ши. Крестьяне в ужасе разбегались кто куда. Запуганная репрессия-ми аристократия молчала.

Тяжела была судьба тех, кто пытался противостоять опричнине. Митрополит Макарий к этому времени уже умер, а новый — удалил-ся в монастырь. Вместо него митрополитом стал Филипп Колычев (1566-1568), который стремился остановить зверства опричников: один лишь он осмелился публично выступить против опричнины. За это мужественный иерарх был лишён сана, низложен, заточён в монастырь и вскоре удушен опричниками по царскому приказу.

Затем начались казни самих опричников, стоявших у её истоков. На смену им выдвигались «особо отличившиеся». Среди них исто-рия сохранила имя опричника Малюты Скуратова. Оно стало нари-цательным. Его употребляют и ныне в смысле жестокой и бессмы-сленной расправы с невинными.

Подозрительность и страх воцарились в стране. Гнев царя обра-щался не только против богатых боярских родов, но и против це-лых городов.

Походы Ивана Грозного

В конце 1569 г. царь обвинил в измене город Новгород и высту-пил в поход против него. Поход Ивана Грозного на Новгород в 1570 г. стал самой крупной массовой расправой времён опричнины.

Заподозрив новгород-цев в измене, царь учинил в городе страшный погром. Разгром города длился шесть недель. Мно-го служилых людей, горожан, священников и монахов были убиты или утоплены в реке Волхов. Имущество новгородцев, как и ценно-сти церкви, были разграблены. Окрестности города разорены.

Разгрому подверглись также города Тверь, Торжок и примыка-вшие к ним села и деревни. Уничтожались военные гарнизоны и жители в Нарве, Ивангороде и Пскове.

Голод и чума

Одновременно с опричниной центральные районы страны посе-тили два других бедствия: страшный трёх летний голод и эпидемия чумы в 1569-1571 гг. Ко всему этому добавились тяжкие повин-ности, возложенные на население в связи с бесконечной Ливонской войной. В итоге в 70-е гг. XVI в. происходит резкое сокращение на-селения московских земель. Значительная часть людей погибла от стихийных бедствий и опричного террора, а оставшиеся устремились на окраины страны, в непроходимые леса Русского Севера или в юж-ные степи. Материал с сайта

Путешествующий по России англичанин Д. Флетчер отмечал: «Случается видеть многие деревни и города, совершенно пустые, народ весь разбежал-ся по другим местам... Так, по дороге к Москве, между Вологдою и Яросла-влем, встречаются до пятидесяти деревень по крайней мере совершенно оставленные, так что в них нет ни одного жителя».

Пока опричное войско расправлялось с городами и сёлами своей страны, к Москве подошёл крымский хан Гирей и сжёг её. Россий-ское государство было разорено дотла. Его население сократилось в несколько раз. Поля были заброшены. Города опустели.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова опричник

опричник в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

опричник

опричника, м.

    Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр-вотчинников и укрепил единую власть царя. - Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться! А.К. Толстой. Опозорил семью нашу честную злой опричник царский, Кирибеевич. Лермонтов.

    перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа (презрит.). Безобразные формы эксплуатации на предприятиях плюс нестерпимый полицейский режим царских опричников, - обстоятельство, превращавшее каждую серьезную стачку рабочих в

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

опричник

А, м. Человек, служивший в опричнине (в 3 знач.). Царский о.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

опричник

    Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины (1*3) в царствование Ивана IV (Грозного).

    перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа.

Википедия

Опричник

Опри́чник - телохранитель , человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

«Опричник» - более поздний термин для этого явления. Древнерусское слово «опричь» , согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» - «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми» . Слово «опричник» вернулось в русский язык стараниями Н. М. Карамзина в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами.

Опричник (опера)

«Опричник» - опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870-1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Опричник (клипер, 1880)

Опричник - русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии. Построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под наблюдением подполковника Н. А. Самойлова. Единственный из кораблей серии оборудован двумя бортовыми спонсонами для размещения орудий главного калибра.

Опричник (значения)

Опри́чник :

  • Опричник - человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
  • «Опричник» - трагедия И. И. Лажечникова.
  • «Опричник» - опера П. И. Чайковского.
  • Опричник - залив Японского моря.

«Опричник» - русские парусно-винтовые клипера:

  • Клипер «Опричник» - шестипушечный парусно-винтовой клипер Российского императорского флота, спущенный на воду в Архангельске в 1856 году. Погиб в Индийском океане при возвращении с Дальнего Востока в Кронштадт в ноябре 1861 года.
  • Клипер «Опричник» - парусно-винтовой клипер Российского императорского флота, построенный в 1880 году.

Опричник (залив)

в заливе Опричник

Опричник (клипер, 1856)

«Опричник» - русский шестипушечный парусно-винтовой клипер , спущенный на воду в 1856 году. Проходил службу в Кронштадте, затем на Дальнем Востоке. При возвращении оттуда в Кронштадт в ноябре 1861 года погиб.

Примеры употребления слова опричник в литературе.

В этих словах боярина прозвучала ненависть к недругу всех самых больших бояр: не опричник , не однодворец какой-нибудь, сам такой же боярин, старинного рода, - он разорял боярство, лишая его родовых, прадедовских привилегий и прав.

Услуга же была оказана князем в той же сцене добродетельному разбойнику Ивану Перстню, которого опричники собирались казнить: князь спас его от смерти, а тот затем выведет князя из царской тюрьмы и спасет его.

В опричниках Толстой видит только лишь шайку честолюбцев, лжедрузей власти, не понимая, что опричники представляли собой помещичий слой, дворян, более, чем бояре, преданных царю-самодержцу, помогавших ему укрепить в государстве централизованную власть.

Боятся меня и земские, и опричники , жалует царь за молодечество, проклинает народ православный.

По мере того как князь удалялся, опричники , усмиренные появлением юродивого, опять начинали буянить.

Разбои в окрестностях Москвы особенно умножились с тех пор, как опричники вытеснили целые села хлебопашцев, целые посады мещан.

Но время от времени Иоанн или опричники его выпускали зверей из клеток, драли ими народ и потешались его страхом.

Правда, переменился он с тех пор, как, всему боярству на срам, в опричники пошел!

Только что уснувшие опричники услышали знакомый звон, вскочили с полатей и спешили одеться.

Все опричники , одетые однолично в шлыки и черные рясы, несли смоляные светочи.

К сему-то проклятому месту, но не в темную ночь, я в утро солнечное, Малюта и опричники его направляли бег свой.

Как опричники избу-то запалили, так сперва стало жарко, а как сгорела-то изба, так и морозом хватило на дворе!

Не потому люди губят людей, что одни опричники , другие земские, а потому, что и те и другие - люди!

Он торопит их к Поганой Луже, поправляет башлык на царевиче, чтоб не узнали опричники , кого везут на смерть.

Но думают опричники , что скачет простой человек меж Хомяка и Малюты, и только дивятся, что везут его казнить так далеко.

Практически каждому человеку знаком термин «опричнина». Обычно с этим словом ассоциируются мрачные времена противостояния Ивана Грозного, потомков удельных князей и опричник? Это человек, который состоял в рядах опричного войска, или гвардии, созданной царем Иваном IV в рамках политической реформы 1565 года.

История создания опричнины

Устав от властолюбия бояр и самоуправства княжеской аристократии, которая стала мнить себя соправительницей государя, 1565 года Иван Грозный своим указом вводит реформу. Называлась она опричнина. Ее цель заключалась в том, чтобы отнять у противников царя всякое значение и силу. Отныне вся страна поделилась на две части: опричнина и земство (территории, не вошедшие в опричнину). К первой относились северо-восточные земли, где было сосредоточено малое количество бояр-вотчинников. Просуществовала опричнина семь лет, однако память о ней свежа до сих пор.

Непосредственные участники реформы

Кто такой опричник? Прежде всего, это служащий государя, который состоял в рядах войска опричнины. Им мог стать представитель разных масс. Царский опричник присягал на верность. При этом он отрекался от своей семьи и давал обещание не общаться с земскими.

Характеристика опричника включала в себя отличительный признак - черные одеяния, похожие на монашеские. Кроме того, они имели специальные знаки - изображение метлы и собачьей головы. Это символизировало твердую решимость вымести и выгрызть измену. Таким образом, каждый мог определить, кто такой опричник. Впоследствии само это слово в народе стало бранным.

Суть деятельности опричников

Из объединенных в царские владения земель выводились все потомки удельных князей, казавшиеся Ивану Грозному подозрительными. Все они подлежали переселению на новые земли и самые окраины государства. По мнению царя, там изменники не могли представлять какую-либо опасность престолу. На бывшие земельные владения переселенных людей селились мелкие помещики и дворяне.

День опричника состоял из разорения и изгнания старой знати. Иван Грозный называл это «перебирать людишек». В течение всего периода гонений неугодных царю в опричнину была собрана почти половина государства. Оставшаяся половина находилась в прежнем положении и называлась «земщина». Управляла там

Разумеется, все эти мероприятия натыкались на активное противодействие. Большинство могущественных людей не одобряли курс России на централизацию и ликвидацию старых вольностей. Поэтому немалую долю начатых дел опричников противники изменений искусственно или сводили на нет. У этих людей имелись союзники в других странах, в частности Польше. Многие изменники передавали сведения противникам, и царь имел данные об этом.

Обязанности опричников

Утечка важной государственной информации представляла для правителя непосредственную угрозу. Поэтому день опричника включал в себя охрану Ивана IV. Фактически это означало создание первой в Все присягнувшие на верность обязаны были служить, как псы, охранять своего государя и державу. Кто такой опричник, можно представить, ознакомившись с деятельностью известных личностей: Малюты Скуратова, боярина Алексея Басманова, князя Афанасия Вяземского.

Главные действующие лица

Малюта Скуратов - это прозвище, настоящее же имя опричника было Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Благодаря четкому следованию царским указаниям во времена изменений в стране очень быстро оказался в числе самых приближенных Ивана Грозного. В народе стал известен как главный злодей тех времен. Произошло это главным образом из-за январских событий 1570 года. Новгород подозревали в измене, в связи с этим Малюта взялся руководить погромами в городе, во время которых жители вырезались тысячами. Кто такой опричник, можно представить также, услышав народную поговорку: «Не так страшен царь, как его Малюта». Именно Скуратов стал активным исполнителем всех государственных дел.

Главным вдохновителем опричнины являлся Алексей Басманов. Он же стал ведущим ее деятелем, слепо следуя всем указаниям царя. Басманов запятнал себя низложением митрополита Филиппа, выгнав его из собора метлой.

Непосредственным советником царя и одним из главных опричников являлся князь Афанасий Вяземский. Он располагал безграничным доверием Ивана Грозного. Несмотря на это, по завершении новгородского погрома Вяземский, как и Басманов, был обвинен в организации планов по передаче Новгорода и Пскова Литве.

Таким образом, опричник представлял собой приближенного Ивана Грозного, участника царской реформы 1565 года и непосредственного исполнителя государственных указаний по изгнанию и обезвреживанию изменников царя. Это участник «избранной тысячи», «государев человек». Опричниками были люди из разных социальных слоев. А принесение личной присяги на верность царю и государству свидетельствовало и создании единого орденского образования.