Лежал один я на песке долины. Древнейшие земледельцы Дагестана

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.

Автор описывает свою смерть, которая была обычным явлением в условиях непрерывной войны. Очевидцы утверждают, что в военных столкновениях Лермонтов проявлял безрассудную храбрость и буквально сам лез под вражеские пули. Война так и не смогла избавить поэта от мучительного одиночества. Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам. Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.

Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор». Но среди всех друзей и близких для поэта важнее узнать о состоянии девушки, в которую он до конца жизни был влюблен. Точно не установлено, кого именно имеет в виду Лермонтов, вероятнее всего, В. Лопухину. Поэт считает, что его смерть естественным образом отзовется в родственной душе. Несмотря на огромное расстояние, любимая почувствует его гибель. В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».

Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти. Странное поведение поэта на дуэли, когда он просто поднял пистолет дулом вверх и даже не выстрелил, окутала его гибель романтическим ореолом. Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.



"Сон" («В полдневный жар в долине Дагестана...») «СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»). «Сон» написан от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, и уже это во многом предопределяет особую таинственность, онтологич. загадочность лермонт. стих., этого феномена рус. поэзии. Герой баллады видит сон о собств. смерти и в своем сне - сон любимой им женщины, пророчески прозревающей его смерть. И сон этот лишен всякой ирреальной сновидческой условности, он предельно четок и конкретен - при том, что содержание его, как и стих. в целом, глубоко символично.

Илл. С. В. Иванова. Черная акварель. 1891.

Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» - одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» - в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. - Ред .] сне любви печальный сон...». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини - это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В.С. Соловьева, это - «сон в кубе». Символич. и композиц. усложненность стих. контрастирует с подчеркнутой простотой поэтич. стилистики, отсутствием метафорич. образности: все употребленные в стих. эпитеты - общепоэтические или нейтральные. Но инструментовка стиха, внутр. рифмы, ассонансы и аллитерации («В полдн евн ый ж ар в дол ин е Да гестан а...леж ал н ед виж им я...И солн це жгл о их ж елтые вершин ы и жгл о мен я...») в сочетании с анафорами и стыками создает сложный муз. рисунок. Интонац. и муз. движение стиха соотнесено с его кольцевым построением, нередким в лирич. жанрах; здесь же оно получает принципиально новое содержание, обусловленное особой логикой развития сюжета. Первое и последнее кольцевые четверостишия принадлежат не одному, как обычно, а разным сознаниям: героя («лежал недвижим я») и героини («и снилась ей...»). Такой кольцевой повтор - один человек «узнает», воссоздает вплоть до подробностей смерть другого - сообщает особый, «разрешающий» смысл трагич. сюжету стих., заключенному не только в смерти, но в самом «наблюдении» героем баллады своего умирания: «Глубокая еще дымилась рана, / По капле кровь точилася моя». «Сон» не рождает того «леденящего душу отчаяния», о к-ром говорил В. Г. Белинский в связи с поздними стихами Л. Если герой ранней лирики Л. постоянно обращается к любимой им женщине с мольбой, заклинанием сохранить посмертное воспоминание о нем - «с требованием не столько любви, сколько памяти» - то в худож. пространстве баллады как бы сбывается и до конца уясняется живший в Л. образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. И такая любовь, к-рую лишь в смертном сне, но успел - силой собств. прозрения - увидеть герой стих., выводит тему смерти из абсолютного, замкнутого трагизма. Относительно происхождения «Сна» высказывались разные предположения, однако нек-рые версии не могут быть приняты ввиду хронологич. несоответствий. Одни исследователи связывают его с именем В.А. Лопухиной, другие - с Е.П. Ростопчиной; последнее, по мнению Эйхенбаума, более вероятно. Е.А. Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» послужило известие о ее предполагаемом браке с А. А. Лопухиным: Л. будто бы предупреждал Сушкову, что вызовет ее жениха на дуэль...По этому случаю он написал стихотворение «Сон» (Сушкова , с. 226). Г. Градовский называет другой источник - воспоминания ген. М.Х. Шульца, к-рый рассказал Л., как он после сражения пролежал раненый целый день среди убитых, пока его не подобрали. Л. Семенов предполагал в стих. воздействие фольклора гребенских казаков, С. Шувалов - лирики Г. Гейне. Однако несомненно, что в стих. отразились и мрачные предчувствия, владевшие Л. после его последнего отъезда из Петербурга. Мотив сна о собств. смерти разрабатывался Л. еще в ранней лирике, отмеченной напряженными поисками разгадки вечной тайны бытия (ср. «Ночь. I», «Смерть» - «Ласкаемый цветущими мечтами...»). Как указывал А. Бежецкий, сюжет «Сна» был развит в стих. неизв. автора, к-рое приписывалось Л. Влияние «Сна» прослеживается в стих. Н. П. Огарева «В тиши ночной аккорд печальный...». Мотивы лермонт. стих. повторяются в лирике А. Исаакяна («Да, я знаю всегда - есть чужая страна»). Белинский относил «Сон» к числу «значительнейших» произв. Л., равно интересных «как в эстетическом, так и в психологическом отношении» и принадлежащих «к эпохе полного развития» его таланта. Н. Г. Чернышевский приводит это стих. как пример истинно прекрасного в поэзии. Позднее интерес к поэтич. форме «Сна», его эстетич. содержанию, к отражению в стих. личности Л. был особенно присущ исследователям, близким символистам: В. В. Розанов, Д. С. Мережковский находили в «Сне» вещий сон самого Л., мистич. прозрение поэта. Вопросы композиции и инструментовки «Сна» освещены в работах С. Шувалова и И. Розанова; последний анализирует также работу Л. над автографом. Стих. иллюстрировали Г. Г. Гагарин, С. В. Иванов, Д. Н. Кардовский, К. А. Коровин, П. Литвиненко, Д. И. Митрохин. Положили на музыку более 20 композиторов, в т.ч. М. А. Балакирев, Я. Ф. Пригожий, С. Н. Василенко, А. Н. Дроздов, В. М. Иванов-Корсунский. С сер. 19 в. «Сон» прочно вошел в нар.-песенный репертуар. В 1915 на сцене Мариинского театра М. М. Фокин поставил балет «Сон» (музыка М. И. Глинки, сценарий Фокина). Автографы: беловой - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским), л. 7 об., черновой - там же, л. 21-22. Впервые - «ОЗ», 1843, № 4, отд. 1, с. 183. Датируется летом 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Белинский , т. 7, с. 38; т. 8, с. 94, 339; Чернышевский , т. 2, с. 134; Бежецкий А., «Сон», «Новое время», 1891, 15 июля; Розанов В., Лермонт. домик в Пятигорске, «Новое время», 1908, 23 июня; Лернер Н., О «Сне» Л., там же, 24 июня; Мережковский Д. С., М. Ю. Л. Поэт сверхчеловечества, СПБ, 1909, с. 35-36; Розанов И. (1), с. 242; Розанов И. (3), с. 115-22, 169-70; Семенов (5), с. 136-37; Шувалов (4), с. 269; Виноградов Г., ЛН, т. 43-44, с. 361-63; Эйхенбаум (12), с. 350-51; Попов (2), с. 150-53; Герштейн (8), с. 344-45; Максимов (2), с. 101; Норец Ж. С., М. Ю. Л. в нар. песнях и вокальном творчестве рус. композиторов, в сб.: VI конф. (Ставроп.), с. 196; Воспоминания (2), с. 285-86; Заславский И. Я., О поэтическом мастерстве (из наблюдений над последними стихами поэта). Debrecen, 1965, с. 28-31; Удодов (2), с. 169-71; Чичерин (1), с. 413; Гей Н. К., Художественность лит-ры. Поэтика. Стиль, М., 1975, с. 191-93.

Л. М. Щемелева Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Сон" («В полдневный жар в долине Дагестана...»)" в других словарях:

    А (у), предл. о жаре, в жару, на жару, м. 1. Сильная степень тепла, присущая чему л. нагретому или горящему и излучаемая им. После дождя солнце так припекло землю, что в окно камеры дует с поля влажным жаром, точно из бани. М. Горький, Карамора … Малый академический словарь

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    - (Дагестанская обл.), горная страна в вост. части Сев. Кавказа; ныне Даг. АССР. В 40 е гг. 19 в. эта обширная область, населенная мусульм. народностями и племенами, являлась оплотом Шамиля. Л. побывал в Д. в 1840. 17 июля отряд ген. А.В. Галафеева … Лермонтовская энциклопедия

    ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1806 88), полковник Генштаба, участник кавк. войн, впоследствии ген. майор. Л. познакомился с Ш., очевидно, в 1840 в Ставрополе. Рассказ Ш. о его ранении при штурме в 1839 даг. крепости Ахульго и о состоянии, к рое он тогда пережил, послужили,… … Лермонтовская энциклопедия

    - (урожденная Сушкова) дочь Александра Васильевича Сушкова и Анастасии Павловны, урожд. кн. Долгоруковой, род. в Симбирске 18 марта 1812 г., умерла 10 октября 1868 г. В 1838 г. вышла замуж за камер юнкера Александра Васильевича Хвостова,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (урожд. Юшкова, по первому мужу Киреевская; 1789 1877), знакомая Л.; хозяйка известного моск. лит. салона. Друг и родственница В. А. Жуковского, мать И. В. и П. В. Киреевских. В 30 40 х гг. в салоне Елагиных Киреевских (у Красных ворот)… … Лермонтовская энциклопедия

    - «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» (1839 84), журнал, первоначально сборник (1818 I ч., 1819 II ч.), основанный в Петербурге П. П. Свиньиным и в 1820 30 издававшийся им ежемесячно. В 1839 «ОЗ» были возобновлены А.А. Краевским, издавались ежемесячно (в 1865… … Лермонтовская энциклопедия

    - (псевд.; наст. имя Пейо Крачолов) (1878 1914), болг. поэт. Проявлял глубокий интерес к творчеству Л. «Его поэзия, писал Я., является как бы более совершенной исповедью моей собственной души». Тональность ряда стих. Я. 1900 х гг. напоминает лирику … Лермонтовская энциклопедия

«СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»). «Сон» написан от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, и уже это во многом предопределяет особую таинственность, онтологич. загадочность лермонт. стих., этого феномена рус. поэзии. Герой баллады видит сон о собств. смерти и в своем сне - сон любимой им женщины, пророчески прозревающей его смерть. И сон этот лишен всякой ирреальной сновидческой условности, он предельно четок и конкретен - при том, что содержание его, как и стих. в целом, глубоко символично.

Илл. С. В. Иванова. Черная акварель. 1891.

Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» - одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» - в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. - Ред .] сне любви печальный сон...». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини - это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В.С. Соловьева, это - «сон в кубе». Символич. и композиц. усложненность стих. контрастирует с подчеркнутой простотой поэтич. стилистики, отсутствием метафорич. образности: все употребленные в стих. эпитеты - общепоэтические или нейтральные. Но инструментовка стиха, внутр. рифмы, ассонансы и аллитерации («В полдн евн ый ж ар в дол ин е Да гестан а...леж ал н ед виж им я...И солн це жгл о их ж елтые вершин ы и жгл о мен я...») в сочетании с анафорами и стыками создает сложный муз. рисунок. Интонац. и муз. движение стиха соотнесено с его кольцевым построением, нередким в лирич. жанрах; здесь же оно получает принципиально новое содержание, обусловленное особой логикой развития сюжета. Первое и последнее кольцевые четверостишия принадлежат не одному, как обычно, а разным сознаниям: героя («лежал недвижим я») и героини («и снилась ей...»). Такой кольцевой повтор - один человек «узнает», воссоздает вплоть до подробностей смерть другого - сообщает особый, «разрешающий» смысл трагич. сюжету стих., заключенному не только в смерти, но в самом «наблюдении» героем баллады своего умирания: «Глубокая еще дымилась рана, / По капле кровь точилася моя». «Сон» не рождает того «леденящего душу отчаяния», о к-ром говорил В. Г. Белинский в связи с поздними стихами Л. Если герой ранней лирики Л. постоянно обращается к любимой им женщине с мольбой, заклинанием сохранить посмертное воспоминание о нем - «с требованием не столько любви, сколько памяти» - то в худож. пространстве баллады как бы сбывается и до конца уясняется живший в Л. образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. И такая любовь, к-рую лишь в смертном сне, но успел - силой собств. прозрения - увидеть герой стих., выводит тему смерти из абсолютного, замкнутого трагизма. Относительно происхождения «Сна» высказывались разные предположения, однако нек-рые версии не могут быть приняты ввиду хронологич. несоответствий. Одни исследователи связывают его с именем В.А. Лопухиной, другие - с Е.П. Ростопчиной; последнее, по мнению Эйхенбаума, более вероятно. Е.А. Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» послужило известие о ее предполагаемом браке с А. А. Лопухиным: Л. будто бы предупреждал Сушкову, что вызовет ее жениха на дуэль...По этому случаю он написал стихотворение «Сон» (Сушкова , с. 226). Г. Градовский называет другой источник - воспоминания ген. М.Х. Шульца, к-рый рассказал Л., как он после сражения пролежал раненый целый день среди убитых, пока его не подобрали. Л. Семенов предполагал в стих. воздействие фольклора гребенских казаков, С. Шувалов - лирики Г. Гейне. Однако несомненно, что в стих. отразились и мрачные предчувствия, владевшие Л. после его последнего отъезда из Петербурга. Мотив сна о собств. смерти разрабатывался Л. еще в ранней лирике, отмеченной напряженными поисками разгадки вечной тайны бытия (ср. «Ночь. I», «Смерть» - «Ласкаемый цветущими мечтами...»). Как указывал А. Бежецкий, сюжет «Сна» был развит в стих. неизв. автора, к-рое приписывалось Л. Влияние «Сна» прослеживается в стих. Н. П. Огарева «В тиши ночной аккорд печальный...». Мотивы лермонт. стих. повторяются в лирике А. Исаакяна («Да, я знаю всегда - есть чужая страна»). Белинский относил «Сон» к числу «значительнейших» произв. Л., равно интересных «как в эстетическом, так и в психологическом отношении» и принадлежащих «к эпохе полного развития» его таланта. Н. Г. Чернышевский приводит это стих. как пример истинно прекрасного в поэзии. Позднее интерес к поэтич. форме «Сна», его эстетич. содержанию, к отражению в стих. личности Л. был особенно присущ исследователям, близким символистам: В. В. Розанов, Д. С. Мережковский находили в «Сне» вещий сон самого Л., мистич. прозрение поэта. Вопросы композиции и инструментовки «Сна» освещены в работах С. Шувалова и И. Розанова; последний анализирует также работу Л. над автографом. Стих. иллюстрировали Г. Г. Гагарин, С. В. Иванов, Д. Н. Кардовский, К. А. Коровин, П. Литвиненко, Д. И. Митрохин. Положили на музыку более 20 композиторов, в т.ч. М. А. Балакирев, Я. Ф. Пригожий, С. Н. Василенко, А. Н. Дроздов, В. М. Иванов-Корсунский. С сер. 19 в. «Сон» прочно вошел в нар.-песенный репертуар. В 1915 на сцене Мариинского театра М. М. Фокин поставил балет «Сон» (музыка М. И. Глинки, сценарий Фокина). Автографы: беловой - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским), л. 7 об., черновой - там же, л. 21-22. Впервые - «ОЗ», 1843, № 4, отд. 1, с. 183. Датируется летом 1841 по положению в записной книжке.

Лит.: Белинский , т. 7, с. 38; т. 8, с. 94, 339; Чернышевский , т. 2, с. 134; Бежецкий А., «Сон», «Новое время», 1891, 15 июля; Розанов В., Лермонт. домик в Пятигорске, «Новое время», 1908, 23 июня; Лернер Н., О «Сне» Л., там же, 24 июня; Мережковский Д. С., М. Ю. Л. Поэт сверхчеловечества, СПБ, 1909, с. 35-36; Розанов И. (1), с. 242; Розанов И. (3), с. 115-22, 169-70; Семенов (5), с. 136-37; Шувалов (4), с. 269; Виноградов Г., ЛН, т. 43-44, с. 361-63; Эйхенбаум (12), с. 350-51; Попов (2), с. 150-53; Герштейн (8), с. 344-45; Максимов (2), с. 101; Норец Ж. С., М. Ю. Л. в нар. песнях и вокальном творчестве рус. композиторов, в сб.: VI конф. (Ставроп.), с. 196; Воспоминания (2), с. 285-86; Заславский И. Я., О поэтическом мастерстве (из наблюдений над последними стихами поэта). Debrecen, 1965, с. 28-31; Удодов (2), с. 169-71; Чичерин (1), с. 413; Гей Н. К., Художественность лит-ры. Поэтика. Стиль, М., 1975, с. 191-93.

  • - рус. дореволюц. наименование объединений сел. общин полупатриарх.-полуфеод. типа в Дагестане, сохранявших относит. независимость от соседних феод. владетелей...

    Советская историческая энциклопедия

  • - С ослаблением власти Шамхалов в XIV - XVII веках и персидских шахов в XVII - XVIII вв. Дагестан и Восточное Закавказье разделились на несколько отдельных владений, управляемых особыми правителями - ханами...
  • - С ослаблением власти Шамхалов в XIV-XVII веках и персидских шахов в XVII-XVIII вв. Дагестан и Восточное Закавказье разделились на несколько отдельных владений, управляемых особыми правителями - ханами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - термин, введённый русскими историками и этнографами для обозначения объединений сельских общин полупатриархально-полуфеодального типа в Дагестане, сохранявших независимость от соседних феодальных...

    Большая Советская энциклопедия

  • - полдн"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ПО́ЛДЕНЬ, полу́дня и по́лдня,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОЛДНЕ́ВНЫЙ, полдневная, полдневное. прил. к полдень в 1 знач. Полдневный час. «В полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди лежал недвижим я.» Лермонтов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - полдне́вный прил. местн. 1. соотн. с сущ. полдень I, связанный с ним 2. Свойственный полдню, характерный для него. 3. Происходящий в полдень I 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Формы слова

"Сон («В полдневный жар в долине Дагестана...»)" в книгах

Радуева не выпускают из Дагестана

Из книги Ельцин. Лебедь. Хасавюрт автора Мороз Олег Павлович

Радуева не выпускают из Дагестана В Первомайском, однако, продолжение было иным, чем в Буденновске. Когда голова колонны пересекла дагестанско-чеченскую границу, по ней неожиданно был открыт огонь с вертолета. Автобусы сразу же повернули назад и остановились в

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

«В полдневный зной к источнику склониться…» В полдневный зной к источнику склониться И пить, и пить, и знать, что не напиться, Что не продлить быстролетящий час. Он отсверкал, он кончится сейчас. И новый час идет ему на смену, Последнюю неся с собой измену. И дым надежд,

Глава 9 ГОСТЬ ИЗ ДАГЕСТАНА

Из книги Завет внуку автора Гейченко Семен Степанович

Глава 9 ГОСТЬ ИЗ ДАГЕСТАНА Сегодня октябрь - осень, которую какой-то особой любовью любил Пушкин. Этот месяц был особенно близок сердцу Пушкина. Раздумья и прощание с природой… зарождение в ней нового, стремление узреть грядущее. Мечты о счастье… Осень в Михайловском

Первая киноактриса Дагестана

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Первая киноактриса Дагестана Отцом красавицы Софиат являлся ахтынец Нухбек Аскаров. Он учился в Ставропольской гимназии, затем переехал в Баку и поступил в реальное училище, но и там не нашел покоя. Его стихией был мир танца, пения и игры на музыкальных инструментах. У

Чудо-ребенок из Дагестана

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Чудо-ребенок из Дагестана Необычные надписи время от времени возникают на теле девятимесячного Али из села Красно-Октябрьское в Дагестане. Короткие фразы на арабском языке появляются в понедельник и в пятницу с момента рождения Али, держатся три дня, а потом бесследно

Памятники Дагестана

Из книги «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность автора Флёров Валерий Сергеевич

Памятники Дагестана Историки, следуя письменным источникам, всегда писали о «городах» Хазарии на территории современного Дагестана. А. П. Новосельцев посвятил городам Хазарии отдельный раздел известной монографии (Новосельцев А. П. 1990. С. 122–133), но он не пытался

Завоеватель Дагестана

Из книги Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919 автора Безугольный Алексей Юрьевич

Завоеватель Дагестана Политическая ситуация в Дагестане ко времени вступления в него отряда Бичерахова была исключительно сложной.В первой половине 1918 г. твердой власти в области не имел никто. В аварских землях строил шариатское государство Нажмутдин Гоцинский,

Феномен Дагестана

Из книги Дагестанские святыни. Книга первая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Феномен Дагестана

Древнейшие земледельцы Дагестана. Древние города Дагестана

Из книги Дагестанские святыни. Книга третья автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Древнейшие земледельцы Дагестана. Древние города

Орел Дагестана

Из книги Учитель автора Давыдов Алил Нуратинович

Народы дагестана

Из книги автора

Народы дагестана На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По

Поэзия Дагестана

автора Литературная Газета

Поэзия Дагестана Многоязыкая лира России Поэзия Дагестана Честь имею Магомед АХМЕДОВ *** О. Чиладзе «Честь имею» – два

Проза Дагестана

Из книги Литературная Газета 6336 (№ 32 2011) автора Литературная Газета

Проза Дагестана Многоязыкая лира России Проза Дагестана Мать солдата Шахвелед ШАХМАРДАНОВ Новелла Поэт, прозаик и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Дагестан. Родился в 1948 г. в селении Яргиль Хивского района ДАССР. Автор книг поэзии и прозы

Поэзия Дагестана

Из книги Литературная Газета 6321 (№ 17 2011) автора Литературная Газета

Поэзия Дагестана Многоязыкая лира России Поэзия Дагестана Пока старухам снятся сыновья Хизгил АВШАЛУМОВ (1913–2001) В кабинете Гитлера Уж

«Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2)

Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович

«Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2) 1. Что явилось на Ваш взгляд главной причиной введения российских войск в Чечню?Военизация Дудаевым Чечни. Не только материальная (оружием). Дудаев милитаризовал

Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон».
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора - обретение душевной гармонии и истинной любви.

СОН
(В полдневный жар в долине Дагестана)

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня - но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй
1841

Читает В.Маратов

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон» В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон».

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана», с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле»), «дымилась рана», то во втором – «кровь лилась хладеющей струей», «дымясь, чернела рана». Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном». В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий», «увенчанных», «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна «в кубе».