Лермонтов М. М

Родовые корни

По отцовской родовой линии великий русский писатель происходил из шотландского рода Георга Лермонта, который, находясь на службе у польского короля, во время сражения в 1613 году у крепости Белой перешёл на сторону русских и позднее получил от царя грамоту на владение землёй в Костромской области. От него пошёл род Лермонтовых уже во втором поколении принявших православие. Михаил Юрьевич был восьмым коленом от воина Георга.

Прадед Лермонтова был воспитанником шляхетского кадетского корпуса.

Отец поэта - всего лишь капитаном в отставке с небольшим имением в Тульской губернии. Юрий Петрович был добрым и отзывчивым красавцем с крайне пылкой натурой.

Его красота и светские манеры не оставили равнодушной единственную дочь богатых соседей Марию. Вопреки желанию матери, она вышла замуж за отставного капитана. Было ей тогда 17 лет.

Дед Михаила Юрьевича по материнской линии - Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардии поручик, происходил из старинной дворянской фамилии. После женитьбы на бабушке поэта купил у графа Нарышкина в Пензенской губернии прекрасное большое село Тарханы, где и проживал со своей семьёй. Был человеком беззаботным и увлекающимся.

Бабушка поэта по материнской линии происходила из богатого и известного рода Столыпиных. Известный российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом. После смерти мужа бабушка сама управляла большим имением.

Судьба сложилась так, что она пережила не только мужа, но дочь, зятя и любимого внука Михаила.

Детские переживания

Семья Лермонтовых проживала в Тарханах, но поскольку мать поэта отличалась слабым здоровьем - муж повёз её на роды в Москву, где можно было рассчитывать на более квалифицированную медицинскую помощь.

Там, в доме напротив Красных ворот, в ночь со 2-го на 3-е октября 1814 года родился мальчик Михаил, которому суждено было стать позднее великим русским поэтом и писателем.

Бабушка поэта стала его крёстной и основала в честь внука новое село, которое назвала Михайловским.

Когда мальчику было три года, умерла его мать и началась «война» между отцом и бабушкой, которая самым неблагоприятным образом отразилась на психике мальчика. Он любил их обоих, но страшно тосковал по отцу, которого бабушка вынудила уехать в своё имение, оставив внука ей.

Елизавета Алексеевна тратила на воспитание внука огромные деньги, возила его отдыхать на Кавказ (Миша отличался слабым здоровьем), нанимала учителей для обучения языкам, но радости, свойственной своим сверстникам Лермонтов не чувствовал никогда. Все свои душевные проблемы он описал в неоконченной юношеской «Повести», где главный герой Саша Арбенин по-сути является двойником поэта. Маленький мальчик рано стал чувствовать взрослое одиночество, но этого не замечал никто вокруг.

Несмотря на своё душевное состояние, он много читал и занимался. Уже в детстве Лермонтов читал в оригинале английскую, немецкую и французскую литературу и отлично изучил культуру Европы.

Время учёбы и первой любви

Когда Михаилу исполнилось 12 лет, бабушка повезла внука в Москву для подготовки к поступлению в университетский благородный пансион. Здесь поэт обучается почти два года. Он много читает, пробует силы в самостоятельном творчестве и даже участвует в выпусках ученического журнала. Не менее важным кажется Лермонтову найти родную душу, которая бы разделяла все его устремления и сомнения. Но он разочаровывается в друзьях, негодует на их предательства. Особенно тяжело становится Михаилу с 1829 года, когда бабушка, играя на чувстве благодарности внука, вынуждает его навсегда расстаться с отцом. Юрий Петрович отступает, поскольку хочет, чтобы сын его жил в достатке и получил хорошее образование, что сам он не смог бы обеспечить.

В 16 лет молодой человек говорит о том, что его душа состарилась! В это время он пишет первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», из которого позднее выльется знаменитая «Дума».

Весной 1830 года пансион преобразуют в гимназию, и Лермонтов покидает его, уезжая в Середниково к брату бабушки. Недалеко проживают родственники Верещагины, у которых Лермонтов знакомится с предметом своего первого обожания - Катей Сушковой. В те времена поэт станет лишь предметом её развлечений и насмешек, позднее - он отомстит ей со всей пылкостью своей натуры.

В этом же году Лермонтов напишет удивительно пророческое стихотворение о России - «Предсказание», которое как будто бы увидит сквозь время из 1917 года.

В университете

С сентября 1830 года Лермонтов начинает учёбу в Московском университете на нравственно-политическом отделении, позднее переходит на словесное.

Студенческая жизнь «бьёт ключом», но не для Михаила. Он прекрасно знаком со всеми известными кружками, воззрения некоторых студентов даже разделяет, но близко не сходится ни с кем. Он стоит «наблюдателем» над всем и всеми. При этом посещает светские салоны и участвует в их развлечениях, то прикрываясь насмешкой и презрением, то разыгрывая из себя отчаянного любителя приключений.

В этот период Лермонтов пишет стихи о любви, поэмы и драмы.Человеку, не знающему Лермонтова близко, его поэзия могла показаться совершенно несовместимой с той личностью, которую он привык показывать в свете. Свои действительные отношения к светской жизни он раскрывал только перед самыми близкими друзьями. В одиночестве он с удовольствием и грустью вспоминал свои кавказские впечатления - от людей могучих и благородных, совершенно не похожих на фальшивых представителей высшего света. В 1831 году умирает отец, что вносит в душу поэта дополнительное смятение и духовное отчуждение от общества. Он мечтает о естественной жизни, свободной от почестей и вражды. В этом году он пишет драму «Странный человек» - против существующей власти и крепостного права.

Отношения с преподавателями в университете не всегда складываются хорошо и несколько профессоров заваливают Лермонтова при сдаче экзаменов на втором курсе. С июня 1832 года, чтобы не остаться на второй год, поэт уходит из университета и уезжает в Санкт-Петербург вместе с бабушкой.

Школа прапорщиков

В Санкт-Петербурге поэт планирует продолжать учёбу, но ему отказываются засчитать два года, проведённые в Московском университете. И по совету родственников он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Бабушка одобряет такую перемену в карьере.

Но сам поэт позднее назовёт эти два года «злополучными». В это время он в полной мере участвует во всех проказах юнкеров (в т.ч.эротических), пишет фривольные и даже непечатные стихи, которые пользуются большим успехом в среде военных. Такая жизнь вызывает искренние опасения у его настоящих друзей. Но Лермонтов сумел пройти через все кутежи и разгул, сохранив лучшее в себе. Бурная жизнь и новые приятели дали ему блестящее знание психологии людей и множество новых характеров для своих произведений. В свободное время он пишет роман «Вадим» и всё больше задумывается о написании драматических произведений.

Практически вместе с Лермонтовым поступает в ту же школу его будущий убийца, который пишет про Михаила, как высокообразованного человека, значительно выделяющегося среди своих сверстников умом и воззрениями на мир.

В гвардии

Окончив школу корнетом лейб-гвардии гусарского полка, в ноябре 1834 года Лермонтов вместе со своим другом А.Столыпиным поселяются в Царском Селе, где продолжают вести прежний образ жизни.

Лермонтов является завсегдатаем светских вечеринок, забав и карнавалов, образцом для подражания для молодёжи и вожделенным женихом для девушек. Многие дамы мечтают завести с ним роман. Именно в это время он находит свою подростковую любовь Сушкову и расстраивает её выгодный брак. Лермонтов всеми силами старается казаться любвеобильным и беспощадным, и только самые близкие друзья знают - насколько он одинок и близок к отчаянию. В конце 1835 года выходит замуж Варвара Лопухина, единственная женщина которую поэт любил по-настоящему всю жизнь. Это усугубляет его чувство одиночества. В этом же году Лермонтов пишет драму «Маскарад» и его произведение впервые появляется в печати. Один из друзей поэта без его ведома отдаёт повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для чтения». И хотя повесть имеет успех, Лермонтов ещё долго не хочет печатать свои стихи.

Творческий перелом

Гибель Пушкина поразила Лермонтова безмерно. Когда совершилось страшное событие, он болел и услышал первые рассказы о трагедии от своего врача. Этот же врач рассказал ему о реакции «света» на гибель Пушкина, о том, что многие дамы практически оправдывали действия Дантеса.

Лермонтов был потрясён и в едином порыве написал стихотворение «Смерть Поэта», которое сразу вознесло его на вершины известности и полностью поменяло всю жизнь.

Стихотворение вызвало бурю в высшем обществе - глубокую благодарность друзей и родных Пушкина и бешеную ненависть остальных. Один из родственников Лермонтова стал выговаривать ему за неосмотрительную горячность к столь высокородному господину, как Дантес. В ответ поэт выставил родственника за дверь и написал заключительные 16 строк стиха, которые привели к судебному разбирательству.

Император был в гневе, но благодаря заступничеству друзей Пушкина (в первую очередь Жуковского, близкого к царской семье) и связям бабушки корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в полк, действовавший на Кавказе, избежав длительного тюремного заключения.

Первая ссылка на Кавказ

В марте 1837 года поэт по личному приказу царя был отправлен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Грузии. Ссылка произвела на характер Лермонтова неизгладимое влияние.

Он был поражён красотами природы, силой характеров горцев и их любовью к родной земле. Поэт заинтересовался народным творчеством горских народов, их языком и бытовыми традициями. Он мог часами сидеть, глядя на снежные вершины или цветущие деревья, много рисовал. Прошлая жизнь как будто растворялась за горизонтом. Здесь же Лермонтов познакомился с декабристами и грузинской интеллигенцией.

Но привычка жить в «светском» обществе влекла его назад, в Петербург. Благодаря усилиям бабушки Лермонтова сначала перевели в Новгород, а затем и обратно в столицу.

Годы расцвета

1838-1840 года можно назвать лучшими в творчестве Лермонтова. Кавказ как будто всколыхнул его душу и поднял на её поверхность то, что было в глубине.

После стихотворения «Смерть поэта» он становится одним из самых известных в обществе писателей.

Поэт восстанавливает свои светские связи, бывает в литературных салонах и на аристократических приёмах. Пользуется необыкновенной популярностью у дам. И при этом - с глубоким отвращением относится ко всему высшему обществу и его привычкам.

В этот период поэт уделяет много времени написанию двух самых известных своих произведений: поэмам «Демон» и «Мцыри» (закончена в 1839 году).

Творчество Лермонтова становится многообразнее и ярче. В 1838 году публикуется (без имени автора) историческая поэма «Песня…про купца Калашникова», в этом же году выходят стихи-раздумья о судьбе своего поколения и гражданских идеалах поэзии - «Дума» и «Поэт». В поэтических произведениях «Бородино», «Завещание» и «Родина» поэт обращается к народному творчеству и возвеличивает характер русского народа. Он находит темы для сотрудничества с журналом «Отечественные записки» (почти каждый номер выходит с его новым стихотворением), лично знакомится с В.Г.Белинским.

Поэзию свою он «питал» от «корней» лирики декабристов и Байрона. Поэзия Лермонтова всегда далека от созерцательности и наполнена напряжённой мыслью, герои его часто «демонически» необузданны, но и реалистичны одновременно. В образе Демона поэт воплощает мятеж личности против «мировой несправедливости», но в то же время, видит возможность духовного возрождения героя - через любовь и добро.

К сожалению, роль «льва» в петербургском обществе закончилась для Лермонтова серьёзной проблемой. Перейдя в любовных увлечениях дорогу сыну французского посланника Эрнесту де Баранту, Лермонтов дошёл до дуэли. Дело закончилось бескровно, но Лермонтова арестовали и перевели в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Снова Кавказ

Вторичное пребывание на Кавказе кардинально отличалось от того, что было ранее.

Тогда Лермонтов ездил по Кавказу с прогулками, знакомясь с бытом и традициями народов. Теперь же, по личному приказу царя, его не отпускали с передовой линии и задействовали во всех возможных военных операциях. Лермонтов был настолько «безумно» храбр и хладнокровен, что о нём с уважением говорили даже горцы.

За безудержную храбрость во время сражения при реке Валерик в Чечне поэт дважды представлялся к наградам, но царь лично отклонял эти представления.

Творческие мысли Лермонтова давно уже были заняты романом. Основные герои были «написаны» ещё в 1837 году. Продолжение писалось постепенно главами. К 1840 году роман был готов и напечатан.

Он стал лучшим произведением лермонтовской реалистичной прозы, как точный и психологически раскрытый портрет современника на фоне жизни всего общества. Портрет личности сильной по духу, но слабой по действию. Многие из современников увидели в образе Печорина самого Лермонтова, хотя сам Михаил Юрьевич никогда этого не подтверждал.

В этом же году вышел единственный изданный при жизни сборник стихотворений Лермонтова, в котором было почти 28 стихотворений.

Февраль 1841 года принёс Лермонтову короткую радость - ему дали небольшой отпуск для поездки в столицу и свидания с бабушкой.

Последние месяцы жизни

Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ.

По дороге он останавливается в Пятигорске для лечения и встречает старых знакомых, которые проводят время в отдыхе и веселье. С одним из них, Мартыновым, происходит ссора, которая приводит к дуэли.

Лермонтов принимает вызов, но вспоминая свои старые приятельские отношения с Николаем, категорически не собирается стрелять в него. Мартынов же убивает Лермонтова наповал.

Как погибшего на дуэли Лермонтова похоронили без панихиды, но с соблюдением других церковных обрядов на кладбище в Пятигорске 15 (27) июля 1841 года. В следующем году гроб с его телом был перевезён в Тарханы и погребён в семейном склепе Арсеньевых.

Мистические факты о Лермонтове:

Сразу при рождении родителям Лермонтова было сделано предсказание, что их сын умрёт в молодом возрасте.

Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, Лермонтов буквально упросил своего родственника Столыпина поехать через Пятигорск, где и состоялась роковая дуэль.

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные, философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше отвечали духовным потребностям общества.

Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а стихи стали романсами.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Родился будущий писатель в октябре 1814 года. Еще до нового года все семейство из Москвы вернулось в Тарханы - имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без матери, когда ему не было и трех лет. Отец хотел забрать сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что все останется внуку только в том случае, если он будет жить с ней до совершеннолетия.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Благородного пансиона, действующего при Московском университете. В это же время он увлекся поэзией и сам начал писать. Первым его учителем в этом деле был С. Е. Раич. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов в этом же университете поступил на нравственно-политический факультет. Ни к какому кружку Михаил не примыкал и вообще держался в стороне от всех студентов.

Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекций на новом отделении Михаил почти не посещал и на испытания в конце года не явился.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал учеником Школы гвардейских юнкеров, которая была учреждена для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием и был связан его переезд в Петербург. Проучившись в Школе 2 года, он получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не прекращал заниматься литературой.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о гибели Пушкина. На это событие Михаил Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта». Так как стих имел политический характер, поэт был арестован и сослан на Кавказ. С этого дня он прожил всего 4 года. И за этот короткий срок Лермонтов создал те произведения, которые затем стали считать лучшим его поэтическим наследием.

Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных по воплощению стихотворений, доказывающих безграничную мощь его таланта. В 1839 году Лермонтов закончил работу над романом "Герой нашего времени".

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал в конце концов оставить военную службу и полностью предаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему позволили лишь некоторое время побыть в Петербурге. И то это стало возможным благодаря прошению влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После побывки поэт отправился в последнюю свою поездку на Кавказ, а по существу - в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Повод к ссоре, приведшей к роковой дуэли, был ничтожным. Сам поэт был почти уверен, что поединок не состоится. Однако Мартынов отказываться от него не собирался. Он нанес М. Ю. Лермонтову смертельную рану во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а следующей весной прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

Максим Горький (28.03.1868 рождения) - заслуженный русский писатель, прозаик и драматург. Кто не знает, то настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Автор многих произведений, носящих революционную тематику.

Его жизнь заслуживает особого внимания, так как является достойным примером для молодёжи. Несмотря на множество трудностей и лишений, он смог прославить своё имя и получить признание не только в России, но и за рубежом.

Хронологическая таблица биографии Максима Горького

Кратко о детстве

Родился этот выдающийся человек в Нижнем Новгороде, в обычной рабочей семье. Его отец был столяром-краснодеревщиком. В юном возрасте остался сиротой и воспитывался дедом, имеющим крутой и деспотичный нрав. С детства испытывал нужду и вынужден был бросить учёбу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но это не помешало ему самостоятельно развиваться и обучаться.

Единственной отдушиной для него стали душевные стихи бабушки. Именно она поспособствовала литературному таланту своего внука. В записках очень редко писатель упоминает о своей бабушке, но эти слова переполнены теплотой и нежностью.

В 11 лет он решил покинуть дедовский дом и отправиться на вольные хлеба. Где только он не работал, стараясь хоть как-то себя прокормить. Был на побегушках в обувном магазине, подсобным рабочим у чертёжника, поварёнком на пароходе. Когда ему исполнилось 15 лет, он рискнул поступить в Казанский университет. Эта попытка не увенчалась успехом , ведь у молодого человека не было финансовой поддержки.

Казань встретила его не очень дружелюбно. Там он познал жизнь в самих низких её проявлениях. Питался чем попало, жил в трущобах, общался с низшими слоями общества. Из-за этого он решил покончить жизнь самоубийством.

Следующим пунктом назначения для него стал Царицын. Там он некоторое время работал на железной дороге. Затем подрядился писцом к присяжному поверенному Лапину М. А. Этот человек сыграл не последнюю роль в его судьбе.

Неугомонный нрав не позволил Максиму сидеть на одном месте и он решил отправиться в путешествие на юг России. Испробовав множество разных профессий, он пополнил свой багаж знаний. В своих пеших странствиях, он не переставал пропагандировать революционные идеи. Именно это послужило его аресту в 1888 году.

Начало литературного творчества

Первый рассказ М. Горького «Макар Чудра», был напечатан в 1892 году. Вернувшись в свой родной город, он познакомился с писателем В.Г. Короленко, который внёс существенный вклад в судьбу литератора.

Известность к нему пришла в 1898 года, после издания произведения «Очерки и рассказы». Его творения стали пользоваться популярностью не только в России, но и за рубежом. В список романов Горького входят следующие:

  • «Мать»,
  • «Дело Артамоновых»,
  • «Фома Гордеев»,
  • «Трое» и другие.

Самыми известными стали рассказ «Старуха Изергиль» , пьесы «На дне» , «Мещане», «Враги» и прочие.

С 1901 года М. Горький постоянно был под прицелом полиции, так как вёл пропаганду революционного движения. В 1906 году был вынужден покинуть родину и отправился в Европу и США. Главное, что и там он не переставал защищать революцию, выражая это в своём творчестве. На острове Капри он прожил около семи лет, где не прекращал писать. Там появились следующие произведения:

  • «Исповедь»;
  • «Жизнь ненужного человека»;
  • «Сказки об Италии».

Одновременно он проходил лечение. В этот же промежуток времени появился роман «Мать».

После Октябрьского бунта в 1917 году, Максим Горький стал первым председателем Союза литераторов СССР. Под его защитой были все, кто подвергался гонениям новой власти.

Последние годы

В 1921 году у писателя резко ухудшилось здоровье , обострился туберкулёз. Ему пришлось выехать за границу для лечения. Есть сведения, что на этом отъезде сильно настаивал Ленин. Может быть, это было связано с нарастанием идейных противоречий в оппозиции писателя. Вначале он жил в Германии, из неё переехал в Чехию и Италию.

В 1928 году сам Сталин пригласил М. Горького на празднование его 60-летия. В честь этого события был устроен грандиозный приём. Его провезли по многим регионам Советского Союза, демонстрируя достижения советского народа. В 1932 году писатель возвращается в Россию окончательно.

Несмотря на тяжёлую и изнуряющую болезнь, Алексей Максимович неустанно продолжается трудиться в газетах и журналах. В это же время он усиленно занят романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не дописал.

В личной жизни Максима Горького также не было стабильности. Он был женат несколько раз. Первый брак состоялся с Екатериной Павловной Волжиной. У них появилась дочь, которая умерла в младенческом возрасте. Вторым ребёнком был сын, Максим Пешков. Был вольным художником . Он умер незадолго до смерти своего отца. Это было неожиданностью для всех, что породило много слухов о возможности насильственной смерти.

Во второй раз Горький женился на актрисе и сподвижнице революционного движения, Марии Андреевой. Последней женщиной в его жизни стала Мария Игнатьевна Бурдберг. Эта персона имела сомнительную репутацию в народе из-за своей бурной жизни.

Интересным фактом считается, что после смерти писателя , его мозг решили изучить более подробно. Занялись этим учёные из Московского института мозга.

Максим Горький краткая биография

Октябрь 1814 г. В ночь со 2 на 3 (по н. с. с 14 на 15) в Москве родился Михаил Юрьевич.

1814 г. — время, когда в России, особенно в Москве, Петербурге, шли празднества по случаю окончания войны с Наполеоном и взятия Парижа.

Родился М. Лермонтов в Москве, но детство его прошло в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Матери своей — Марии Михайловны Лермонтовой - он не помнил. Она умерла от чахотки, когда ему шёл третий год. В памяти ребёнка от неё осталась только песня: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Её певала моя покойная мать».

С отцом ему тоже не пришлось жить. Юрий Петрович Лермонтов был человеком незнатным, небогатым. Михаил рос круглым сиротой при живом отце.

Воспитывала Михаила бабушка, Елизавета Алексеевна. Она души не чаяла во внуке. Её любовь к нему не знала границ. Благодаря бабушке, детство в Тарханах, хотя и без матери, и без отца, навсегда осталось светлым воспоминанием в жизни поэта.

Природа одарила Лермонтова множеством талантов. Он играл на скрипке, флейте, фортепьяно, пел арии из опер, сочинял музыку на собственные стихи, любил рисовать. Сохранилось несколько нарисованных им картин, автопортрет. У Михаила были и способности к математике — он решал сложные задачи, хорошо играл в шахматы.

Будучи одаренным от природы, Лермонтов ещё и много учился. Он свободно владел французским и немецким языками. Выучил за год английский, чтобы читать в подлиннике любимого им Байрона. Знал латынь. Впоследствии начал учиться и татарскому языку.

Лермонтов учился в разных учебных заведениях. В 14-летнем возрасте он был зачислен в четвёртый класс благородного пансиона при Московском университете. Образование в пансионе тогда соответствовало уровню Царскосельского лицея. Лермонтов в годы учёбы много писал, но относился к этому не очень серьезно: «...Я начал марать стихи...» К восемнадцати годам он уже написал около трёхсот стихотворений, три драмы, тринадцать поэм.

Образование продолжил в Петербурге в двухгодичной школе юнкеров. Хотя «в юнкерской школе, — вспоминал один из сокурсников поэта, — нам не позволялось читать книг чисто литературного содержания...», Лермонтов же и читал, и писал.

Из обширнейшего круга чтения Михаил Юрьевич всегда выделял двоих поэтов. Из русских - А. Пушкина. Перед его именем Лермонтов благоговел всю жизнь. Больше всего любил он «Евгения Онегина». Из иностранных поэтов его кумиром с юности был англичанин Дж. Байрон.

Жизнь Лермонтова круто изменилась в 1837 г., когда он после гибели Пушкина на дуэли написал стихотворение «Смерть Поэта». Его читали, переписывали. Но вместе со славой пришла к нему и немилость властей. Начался новый, драматический период его жизни, который трагически оборвался 27 июля 1841 г.

Основные даты жизни и творчества М. Лермонтова:

  • 15.10.1814 - родился;
  • 1817 смерть матери, Михаил остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой;
  • 1830 — поступил в Московский университет;
  • 1831 - первая публикация в печати; смерть отца;
  • 1832 — покинул Московский университет; зачислен в школу юнкеров в Петербурге (окончил в 1834 г.);
  • 1837 — написал стихотворение «Смерть Поэта»;
  • 1838 - написал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
  • 1840 — опубликовал роман «Герой нашего времени»;
  • 27.07.1841 — убит Н. Мартыновым на дуэли в Пятигорске.


11 (24) мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов. Родители – Александр Михайлович Шолохов и Анастасия Даниловна Кузнецова (урожд.Черникова). Место рождения – хутор Кружилин станицы Вешенской, Донецкого округа, бывшей Области Войска Донского.

Отец – разночинец, выходец из Рязанской губернии, до самой смерти (1925 год) менял профессии. Был последовательно: «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т.д.

Мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма. До 1912 года и она, и я имели землю: она, как вдова казака, а я, как сын казачий…» (М.Шолохов. Автобиография. 1931).

Дом в хуторе Кружилин, где родился М.А.Шолохов. Фото В.Темина. 1930-е гг.


«С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы, - все это клало черту за чертой на облик мальчика, затем юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую, веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»

(А.С.Серафимович)

Переехав в хутор Каргин, Михаил Шолохов сначала занимается на дому с учителем Т.Т. Мрыхиным, а затем поступает в Каргинское мужское приходское одноклассное училище.

Тимофей Тимофеевич Мрыхин – первый учитель М.Шолохова – был не только прирожденным педагогом, но и знатоком русской литературы и народной музыки, хорошо знал и пел донские казачьи песни.

В 1914 году Михаил Шолохов был отвезен отцом в Москву в глазную клинику доктора К.В.Снегирева (Колпачный пер., 11). Сюда привел писатель своего любимого героя Григория Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения поврежденного в бою глаза. После Октябрьской революции К.В.Снегирев жил в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. М.Шолохов запомнил «красивого, с подстриженной бородкой» хозяина больницы и описал его на страницах своего романа.


Т.Т.Мрыхин с женой Ульяной


Бывший особняк К.В.Снегирева в Колпачном переулке.


По выздоровлении Шолохов был определен в подготовительный класс частной мужской гимназии им. Г.Шелапутина (ныне пер. Виктора Хользунова, 14). Это была хорошо оснащенная, обеспеченная высококвалифицированными кадрами и пользовавшаяся новейшими методиками обучения частная школа. (Ныне – здание Генеральной Военной Прокуратуры).

Жил Миша на квартире родственника по линии отца – А.П.Ермолова, в Долгом переулке, на Плющихе, д.20, кв.7. (дом был снесен). Подружился с сыном хозяина, Сашей Ермоловым. Дружил с ним до самой его смерти в 1969 году. Как вспоминала Мария Сергеевна Ермолова (жена А.А. Ермолова), обычно, когда писатель сидел в гостях, его легковая машина, на которой он приезжал на Плющиху, в это время катала по Москве ребят, собиравшихся со всего двора. Им было по столько же лет, сколько Мише Шолохову, когда он проживал в Долгом переулке, в маленьком московском доме.

В 1915 году родители переводят М.Шолохова на учебу в Богучарскую мужскую гимназию Воронежской губернии. Жил Миша Шолохов в семье священника Дмитрия Ивановича Тишанского, преподававшего в гимназии Закон Божий. В доме была богатейшая библиотека, и Мише разрешалось читать книги, какие и сколько пожелает.

В 1918 году гимназия была закрыта, и ему пришлось уехать домой, в хутор Плешаков. Осенью Михаила отдали в только что открывшуюся в Вешенской смешанную гимназию, где он учился несколько месяцев.

Четырнадцатилетний Михаил своими глазами видел многие трагические события Вешенского восстания 1919 года: расправу над пленными красноармейцами, убийство И. А. Сердинова Дарьей Дроздовой, вручение ей генералом Сидориным, командующим Донской армией, награды и денежной премии. Живя в Плешакове, был свидетелем гибели командира повстанческой сотни хорунжего Павла Дроздова (сына хозяина дома, в котором жила семья Шолоховых). Отдельные черты характеров членов семьи, особенно Павла и Алексея, по признанию самого писателя, нашли свое отражение в образах Григория и Петра Мелеховых. В конце мая - начале июня, навещая родственников, купцов Моховых в Вешенской, был свидетелем приезда в Вешенскую казачьего генерала А. С. Секретева.

«Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил М.А.Шолохов. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону».

Из автобиографии (1934 г.): «...продолжать учение не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. До занятия Донской области Красной Армией жил на территории белого казачьего правительства» (Архив ИМЛИ, ф. 143, оп. 1, ед. хр. 5).

В 1919 году семья Шолоховых переезжает сначала в хутор Рубежный, а потом в станицу Каргинскую, где отец писателя покупает казачье подворье на окраине станицы.


В январе 1920 года в станице Каргинской установилась Советская власть. Михаил Шолохов работает делопроизводителем, обучает взрослое население грамоте, участвует в переписи населения, служит в продотряде, а попутно, по воспоминаниям современников, участвует в самодеятельном театре и даже пишет пьесы для драмкружка. « С 1920 г. Служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г., и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…»

(Шолохов. Автобиография 1931).

В качестве одного из бойцов продотряда попадает в руки Нестора Махно. О различных версиях этой встречи см. http://veshki-bazar.narod.ru/makhno.htm

В 1922 году знакомится с Марией Петровной Громославской, учительницей школы, сотрудницей Букановского исполкома.

В декабре 1923 года в станице Букановской 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. У Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Затем был направлен биржей труда на должность счетовода жилищного управления № 803 на Красной Пресне. У него появилась маленькая восьмиметровая комнатка в Георгиевском переулке № 2, кв.5. В эту комнату в январе 1924 года к Михаилу приехала жена Мария Петровна.

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

19 сентября 1923 года появилась первая публикация Михаила Шолохова – фельетон «Испытание (случай из жизни одного уезда в Двинской области)» в газете «Юношеская правда» (1923, №35) за подписью М.Шолох.

В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» Шолохов публикует свой первый рассказ «Родинка» и в этом же месяце вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). С этого времени начинается напряженная литературная деятельность писателя, тесно связанная с жизнью народа и крупнейшими событиями в стране.

В 1925 году выходят отдельными книжечками массовыми тиражами рассказы М.Шолохова «Алешкино сердце» и «Двухмужняя».

В 1925 году состоялась встреча М.Шолохова с А. Серафимовичем.

В дневнике Серафимовича в этот день записано: «И черт знает, как талантлив!..»

О том, какую роль сыграл Серафимович в его творческой судьбе, рассказал впоследствии сам Шолохов: «Серафимович принадлежит к тому поколению писателей, у которых мы, молодежь, учились. Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слово ободрения, слово признания. Это, конечно, кладет свой отпечаток на наши отношения. Никогда не забуду 1925 год, когда Серафимович, ознакомившись с первым сборником моих рассказов, не только написал к нему теплое предисловие, но и захотел повидаться со мною. Наша первая встреча состоялась в Первом доме Советов. Серафимович заверил меня, что я должен продолжать писать, учиться» (сборник «Слово о родине». Ростов-на-Дону, 1951, стр. 84)

В дальнейшем на одном из литературных вечеров МАППа, проходившем в здании Пролеткульта, на Воздвиженке, председательствующий А. С. Серафимович представил слушателям своего земляка. Шолохов прочел на этом вечере один из своих «Донских рассказов». (Впоследствии посвятит Серафимовичу рассказ «Чужая кровь»).

В самом начале 1926 года выходит в свет первый сборник писателя «Донские рассказы», предисловие к которому написал А.Серафимович. В сборнике 8 рассказов, но М.Шолохов не останавливается на этом, в этом же году выходит новый сборник - «Лазоревая степь», - в который вошли уже 12 рассказов.

В творческих планах молодого писателя зарождается мысль о создании большого полотна из жизни казачества.

«...За ”Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шел на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского. За два или полтора года я написал 6-8 печатных листов... потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого ”Казаки”, но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках по сути не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <...> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось...» (Из беседы М. А. Шолохова со студентами факультета славистики в Упсале (Швеция) в декабре 1965 года).

В октябре 1927 года знакомится с Е.Г.Левицкой, зав. отделом издательства МК ВКП (б) «Московский рабочий». Отдельными изданиями «Тихий Дон» выходит в издательстве «Московский рабочий» в «Роман-газете», 1 и 2 книга.


В архивах Москвы, Ростова-на-Дону и Новочеркасска писатель перебрал и изучил множество приказов, докладов, воззваний, директив, материалов советской и белогвардейской прессы (Прийма К. С веком наравне. Статьи о творчестве М. А. Шолохова. Ростов н/Д, 1981. С. 161-162.) Знакомится с участниками Вешенского восстания 1919 г. Например, с Харлампием Васильевичем Ермаковым, прототипом Григория Мелехова: http://www.vesti.ru/doc.html?id=736522&cid=460

В 1928 году участвует в работе 1 Всесоюзного съезда Пролетарских Писателей как делегат МАПП.

1928, 1 октября – пленум правления РАППа ввел Шолохова в состав редколлегии журнала «Октябрь».

В 1928-1929 годах появляются статьи «за» и «против» романа.

В Берлине в 1929 году выходит первый перевод «Тихого Дона» (переводчик О.Гальперн). О судьбе книг М.Шолохова см. http://rslovar.com/ http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st003.shtml

Первый зарубежный отклик на роман «Тихий Дон» - статья Беллы Иллеша в венгерской газете «100%».

Из рецензии в «Die Linkskurve», 1929, № 3 (October):
Weiskopf F.: «Шолоховский ”Тихий Дон” является выполнением того обещания, которое молодая советская литература дала начинавшему внимать ей Западу. ”Тихий Дон” свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там, в Советском Союзе. И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова) часто еще только намечалось, было еще зародышем - новый угол зрения, подход к проблеме с совершенно неожиданной стороны, сила художественного отображения, - все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многообразием жизни, проникновенностью воплощения «Тихий Дон» напоминает «Войну и мир» Льва Толстого». См. http://feb-web.ru/feb/sholokh/shl-abc/shl/shl-0461.htm?cmd=2&istext=1


1929-1930 – Создание фильма «Тихий Дон»

«Тихий Дон» - немой кинофильм 1930 года производства СССР. Фильм озвучен в 1933 г. Первая экранизация двух первых завершённых книг одноименного романа Михаила Шолохова. В главных ролях снимались А.Абрикосов и Э.Цесарская. Премьера немого фильма состоялась 14 мая 1931, озвученного - 14 сентября 1933 г.


В одном из частных писем 1928 года Горький дает такую оценку Шолохову: «Шолохов, судя по первому тому, - талантлив… Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Вот - это радость. Очень, анафемски талантлива Русь». Именно М.Горький помогает встретиться М.Шолохову со И.Сталиным.

1930, после 5 января. Встреча и беседа М.Шолохова со И.В.Сталиным. В июне 1931 года на даче А.М.Горького в Краскове состоялась встреча М.А.Шолохова с И.Сталиным.

Слухи о плагиате усилились после публикации в 1930 году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, который после этого стал первым претендентом на звание подлинного автора. Лишь в 1977 году выяснилось, что речь в письме шла всего лишь о путевых заметках под названием «С Тихого Дона», опубликованных в одной московской газете.

Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: "Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дон» у критика Голоушева - друга Л. Андреева - и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочинённой его близкими».

В 1930 году, прервав работу над «Тихим Доном», М.Шолохов начинает писать роман «Поднятая целина» (первоначально назывался «С потом и кровью»). В 1932 году «Новый мир» опубликовал 1 книгу романа.

В романе М.Шолохов рассказывает о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации. В письмах, в том числе к Сталину, писатель пытается открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. В 40-50 –е гг. он подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. Завершил работу над вторым томом.

В 1933 году начинается активная работа над постановкой спектакля «Поднятая целина» в Ленинградском театре ЛОСПС.

Грузинский режиссер Н.М.Шенгелая начинает работать над съемками фильма по роману «Поднятая целина». М.Шолохов принимает участие в написании сценария. Однако фильм не был снят. Лишь в 1938 году Ю.Райзман по сценарию М.Шолохова и С.Ермолинского снимает фильм с участием артистов МХАТа: Б.Добронравов (Давыдов), М.Болдуман (Нагульнов), Л.Калюжная (Лушка), В.Дорофеев (дед Щукарь). Музыку к фильму написал Георгий Свиридов.



В 1934 году, 17 августа – 1 сентября, М.А.Шолохов принимает участие в работе 1 Всесоюзного съезда писателей. Избирается в президиум съезда.

В конце 1934 года М.Шолохов с женой отправляются в деловую поездку в Швецию, Данию, Англию, Францию (длилась почти 2 месяца).

В 1934 году знакомится в гостинице «Националь» в Москве с композитором И.И.Дзержинским. Вскоре будет написана опера «Тихий Дон». Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре. В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925-1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму. Свое впечатление от оперы М.Шолохов выразил так: Может быть твоя опера и понравится в больших городах, а у нас, на Дону, ее музыка будет чужда и непонятна. Раз ты пишешь оперу о донских казаках, как же ты можешь игнорировать их песни…»

Сцена из 3 действия оперы

Никандр Ханаев в роли Григория Мелехова. Большой театр. 1936.

20 июня 1936 года М.Шолохов выступил на траурном митинге в станице Вешенской в день похорон Максима Горького, он говорил о своей любви к нему, о его колоссальных разносторонних знаниях и об удивительном писательском даре.

В 1936 году М.Шолохов переписывается с Николаем Островским и успевает с ним встретиться в Москве в конце 1936 года, за месяц до смерти Н.А.Островского. На смерть писателя М.Шолохов написал статью: «На его примере будут учиться побеждать миллионы». Об их отношениях см. http://www.sholokhov.ru/museum/collection/books/1299/


М. Шолохов с пиететом относился к памяти Н. А. Островского. В 1973 г. он передал Музею Н. А. Островского в Москве экземпляр «Как закалялась сталь» с надписью: «Эта книга достойно выдержала испытание временем, Влияние ее на молодежь социалистических стран до сих пор огромно и неизменно. И это - превосходно. М. Шолохов. 26.2.73. Москва» (автограф, ГЦП им. Н. А. Островского), а в 1977 г. написал предисловие к трехтомному изданию произведений Н. А. Островского на украинском языке (Киев: изд. «Молодь», 1977).

В 30-е гг. М.Шолохов активно «заступается» за многих репрессированных и обвиненных в ложных доносах (Э.Цесарская – исполнительница роли Аксиньи, писатель Е.Пермитин – см. http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/ya-ne-mogu-umirat и др.).

В 1940 году М.Шолохов заканчивает последнюю часть романа «Тихий Дон».

В январе 1941 года М.Шолохову была присуждена Сталинская премия за роман в четырех книгах «Тихий Дон». 23 июня 1941 года М.Шолохов пишет письмо маршалу С.Тимошенко, в котором просит присужденную ему премию перечислить в фонд обороны СССР.

«Наркому обороны Тимошенко. Дорогой товарищ Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию. По Вашему зову в любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину и великое дело Ленина-Сталина». Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов.

В 1941-45 гг. служит военным корреспондентом Совинформбюро. Демобилизован в декабре 1945.

После аварии при вынужденной посадке бомбардировщика в Куйбышеве, на котором М. А. Шолохов летел по вызову начальника Совинформбюро, писатель проходил лечение в госпитале по поводу тяжелой контузии и ушибов. После лечения М. А. Шолохов и поэт Е. Долматовский были под Сталинградом. Оттуда приезжали к семье Шолоховых в Николаевск.

М. А. Шолохов писал домой о последствиях аварии самолета: «...Прошел средний ремонт в кремлевской больнице и сейчас уже - почти в рабочей форме, пишу, а было такое время, когда не только ехать куда-либо, но и писать не мог по запрету профессоров. Чуть не попал в инвалиды, но кое-как выхромался, а сейчас уже рою ногой землю...» (Собр. соч. в 9 т. Т. 8. С. 322-323).

С. М. Шолохова вспоминает, что у отца было смещение всех внутренних органов, но от длительного стационарного лечения он отказался. Уехал в Николаевку.

Председатель колхоза и местные рыбаки поддерживали писателя, помогали с питанием, привозили сливки, рыбу, икру (Из беседы Н. Т. Кузнецовой с С. М. Шолоховой 20 сентября 1990 года).

Узнав обо всем этом, Сталин настоял на его отпуске. Состоялась встреча со Сталиным.

Из Москвы Шолохов поехал в г. Николаевск Сталинградской (ныне Волгоградской) области, чтобы перевезти семью в Вешенскую, так как его убедили, что немцы не станут предпринимать наступательных операций в его родных местах (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 184-185).

Во время войны М.Шолохов пишет очерки «Люди Красной Армии», «Военнопленные», «На юге» и др.


Во время войны Ольга Берггольц осталась в осажденном Ленинграде вместе со своим вторым мужем Николаем Молчановым. Именно в эти тяжелые блокадные дни, работая в литературно-драматической редакции ленинградского радио, она из малоизвестной писательницы и поэтессы она выросла в зрелого автора, олицетворявшего стойкость и мужество жителей осажденного города.

«В мае 1942 года в «Комсомольской правде» по инициативе Шолохова был опубликован мой «Февральский дневник» и вскоре после этого «Ленинградский дневник». Они вызвали горячий отклик у читателей на всех фронтах...»

Доверилась: «О Ленинграде ничего не знают. На радио, не успела раскрыть рта, как мне сказали: «Никаких упоминаний о голоде!» Все скрывается... так же, как о ежовской тюрьме». Цензура на правду!

Он тут же вспомнил: это жена расстрелянного «по политике» поэта Бориса Корнилова и сама отсидела, но повезло, освободили досрочно.

Вечером в гостинице она читала ему свои стихи, а потом увозила шолоховское «Письмо к ленинградцам». Начинал проникновенно, без пафоса: «Родные товарищи ленинградцы! Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении...»



Британский журналист Александр Верт так вспоминал об этом времени в своей книге «Россия в войне. 1941–1945»: «Летом 1942 г. и в литературе, и в пропаганде безраздельно властвовали только два чувства. Одним была та же любовь к Родине, которая пронизывала всё, что писалось в разгар битвы под Москвой, - только теперь ещё более горячая и нежная. Это была также любовь к собственно России. Вторым чувством была ненависть. На протяжении всех этих месяцев она росла и росла, пока не вылилась наконец в самые чёрные дни августа в пароксизм самой настоящей ярости. Клич «Убей немца!» стал в России выражением всех десяти заповедей, слитых в одну. Глубокое впечатление произвел на советскую общественность опубликованный 23 июня во многих газетах рассказ Шолохова «Наука ненависти» - история русского военнопленного, которого немецкие солдаты подвергли жесточайшим пыткам. Написанный живо и убедительно, этот рассказ в большой мере задал тон пропаганде ненависти, развернувшейся в последующие недели».

8 июля 1942 г. фашисты бомбили станицу Вешенскую. Осколком одной из бомб, взорвавшихся во дворе Шолоховых, была убита мать писателя, Анастасия Даниловна.

Специальный корреспондент «Красной звезды» М.Шолохов был приписан к Сталинградскому фронту восемь месяцев. 22 декабря М.Шолохов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Командующий 62-й армией В. И. Чуйков вспоминал: «...В тяжелые дни и ночи Сталинградской битвы советские воины видели в своей среде писателей М. Шолохова, К. Симонова, А. Суркова, Е. Долматовского и других бойцов «литературного полка». Их слово можно сравнить с боевым снарядом, разящим самую опасную цель в стане врага...» (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 194).

В конце 1942 года сразу после окончания Сталинградской битвы М.Шолохов начинает писать роман «Они сражались за Родину», отдельные главы романа печатались в 1943-1944 и 1949-1954 гг. в газетах «Правда» и «красная звезда». В 1945 году в свет выходят главы романа отдельным изданием в Росиздате.

Джек Линдсей (Англия) в статье «Новаторство Шолохова» сделал интересное наблюдение: «Та интерпретация, которую мы дали здесь последним страницам «Тихого Дона», - трагической и рождающей надежду встрече Григория с сыном, - находит, видимо, свое подтверждение в потрясающем рассказе «Судьба человека». Солдат, вырвавшийся из гитлеровского плена и пробирающийся к дому, ощущает себя, как и Григорий, таким же обездоленным, начисто лишенным всего самого дорогого ему, хотя это вызвано совсем другими причинами. Встретив в пути голодного сироту мальчика, солдат усыновляет его. И постепенно в общении с этим маленьким живым существом он начинает снова обретать для себя какую-то цель и надежду в жизни. Здесь все сгущено Шолоховым до основных черт трагедии; и все-таки здесь как бы находит простое земное завершение то, что осталось только символом в последней сцене «Тихого Дона». Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая и бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного вырастает и утверждает себя человеческая близость - на более широкой, полной и более надежной основе». (Цит. по: Огнев А. Вот он, русский человек! // «Волга». 1980, № 5. С. 182).

О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова «Судьба человека». 1958


В 1959 году Сергей Бондарчук снял фильм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». См. http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post360914827


А спустя 15 лет Сергей Бондарчук вновь обратился к творчеству любимого писателя. Он начинает снимать фильм «Они сражались за Родину». Шолохов долго отказывался давать разрешение на съемки фильма по неоконченному произведению, но потом согласился с условием, что сам выберет место, где будет сниматься фильм.


Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина…



«М.Шолохов ценил таланты коллег и не боялся поддерживать их. Опальную Анну Ахматову выдвигает на соискание высшей в стране премии, вызволяет из тюрьмы ее сына, ученого Льва Гумилева, добивается издания недавней узницы НКВД Ольги Берггольц, писателя- изгоя Андрея Платонова и освобождения из лагеря его сына, подписывает письмо в защиту Корнея Чуковского, хвалит прозу аполитичного Константина Паустовского, будущего политэмигранта Виктора Некрасова. Он же поддержал идею печатать «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына с запретной лагерной темой» (В.О. Осипов).

В Вешенской М.Шолохов постоянно встречается с молодыми писателями, помогает им в публикации их произведений, делится секретами мастерства. В 1950-80 –е гг. активно занимается общественной деятельностью. Существуют многочисленные воспоминания современников – врачей, учителей, простых колхозников, студентов, - которым М.Шолохов оказывал помощь в сложных бытовых ситуациях.

Решение Шведской Королевской АН присудить Нобелевскую премию по литературе за 1965 год советскому писателю М. А. Шолохову.

По сообщениям ТАСС из Швеции, Эрик Бломберг, известный шведский поэт и публицист, выражая мнение радикальных кругов Швеции, вновь выдвинул кандидатуру Михаила Шолохова и выступил в «Ню Даг» с серией статей, посвященных его творчеству.

Известно высказывание Э. Бломберга в 1935 г.: по его мнению, М. А. Шолохов «как никто другой, достоин Нобелевской премии, которая должна присуждаться как за художественные достоинства, так и за высокую идейность». Эти слова Э. Бломберга приводились в газетах «Социаль-Демократен» и «Ню Даг».(«Правда». 1965, 18 октября.) (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 373-374).

«Он страстно любит свою степь, с ее суховеями, то знойным, то ласковым солнцем, с ее оврагами, перелесками, с ее зверями, птицами. Он страстно любит свой тихий Дон, который, ласково изогнувшись, так мягко, нежно обняв станицу зелеными берегами, создал удивительно уютный, задушевный, тихий, чуть задумчивый уголок. А в Дону ходит рыба, богатая востроносая стерлядь, и Шолохов весь отдается рыбной ловле»


(А.Серафимович)

В 1984 году, 18 января М.Шолохов пишет из Центральной клинической больницы художнику Ю.П.Реброву: «Получил свой портрет – Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович. Хорошо помню, как Вы работали над иллюстрациями «Тихого Дона». М.А.Шолохов».

21 января 1984 года М.А.Шолохов возвращается из Москвы в Вешенскую. Лечащий врач А.П.Антонова напишет позже: «Оперировать нельзя, спасти невозможно. Проводимое лечение, в том числе повторная лазерная терапия, продлило жизнь на два с лишним года. Облегчали страдания. А страдания были тяжкие. Михаил Александрович был очень терпелив, мужественно переносил их. И когда понял, что тяжелая болезнь, продолжительная болезнь неудержимо прогрессирует, принял твердое решение вернуться в Вешенскую. Последнюю неделю пребывания в больнице совсем мало спал по ночам, ушел в себя. Мне, лечащему врачу, наедине сказал: «Я принял решение…уехать домой. Прошу отменить все лечение… больше ничего не надо…Попросите сюда Марию Петровну…» – и умолк. Позвали Марию Петровну. Она села рядом с кроватью, близко. Михаил Александрович положил свою ослабевшую руку на ее руку и проговорил-попросил: «Маруся! Поедем домой…Хочу домашней пищи. Покорми меня дома…Как прежде…».