Полный список дворянских родов российской империи. Общий гербовник дворянских родов всероссийской империи


Документальный фильм "Дворянские фамилии России" - рассказ о самых знаменитых дворянских родах России - Гагарины, Голицины, Апраксины, Юсуповы, Строгановы. Дворяне изначально были в услужении у бояр и князей и заменили собой дружинников. Впервые в истории дворяне упоминаются в 1174 году и это связано с убийством князя Андрея Боголюбского. Уже начиная с XIV века дворяне начинают получать во владение поместья за свою службу. Но в отличие от боярского слоя, они не могли передавать землю по наследству. Во времена создания и становления единого государства дворяне становились надежной опорой для великих князей. Начиная с XV века их влияние в политической и экономической жизни страны все больше усиливалось. Постепенно дворяне слились с боярами. Понятие «Дворяне» стало обозначать высший класс населения России. Окончательные различия между дворянством и боярством исчезли в начале XVIII века, когда поместья и вотчины были приравнены друг к другу.

Гагарины
Русский княжеский род, родоначальник которого, князь Михаил Иванович Голибесовский, потомок князей Стародубских (XVIII колена от Рюрика), имел пятерых сыновей; из них трое старших, Василий, Юрий и Иван Михайловичи, имели прозвище Гагара и были основателями трех ветвей князей Гагариных. Старшая ветвь, по мнению некоторых исследователей, прекратилась в конце XVII века; представители последних двух существуют и поныне. Князья Гагарины записаны в V часть родословных книг губерний: Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Тверской, Тамбовской, Владимирской, Московской, Херсонской и Харьковской.

Голицины
Русский княжеский род, происходящий от великого князя Литовского Гедимина. Непосредственным родоначальником рода был Михаил Иванович, по прозвищу Голица, сын боярина князя Ивана Васильевича Булгака. В 5-м поколении от родоначальника род князей Голицыных разделился на четыре ветви, из которых три существуют доныне. Из рода этого было 22 боярина, 3 окольничих, 2 кравчих. По родословию князей Голицыных (см. "Род князей Голицыных", соч. кн. H. H. Голицына, СПб., 1892, т. I) в 1891 г. было в живых 90 лиц мужского пола, 49 княгинь и 87 княжон Голицыных. Одна отрасль Голицыных в лице московского генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына получила в 1841 г. титул светлости. Род князей Голицыных внесен в V часть родословной книги СПб., Московской, Тверской, Курской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Черниговской губерний (Гербовник, I, 2).

Апраксины
Русский дворянский и графский род, происходящий от Салхомира-мурзы. В старину писались Опраксиными. У Салхомира был правнук Андрей Иванович, прозванием Опракса, от которого и пошел род, представители которого сначала писались Опраксиными, а потом - Апраксиными. Внуки Андрея Опраксы (Апраксы), Ерофей Ярец и Прокофий Матвеевичи, при великом князе московском Иване III перешли из Рязани на службу в Москву. От Ерофея Матвеевича, по прозвищу Ярец, пошла ветвь, представители которой впоследствии были возведены в графское достоинство. От брата Ерофея, Ивана Матвеевича, по прозвищу Темный, пошла другая ветвь рода Апраксиных. К ней принадлежали Степан Федорович (1702-1760) и его сын Степан Степанович (1757/47-1827) Апраксины.

Юсуповы.
Русский угасший княжеский род, происходящий от Юсуф-мурзы (ум. в 1556), сына Муса-мурзы, который в третьем поколении был потомком Едигея Мангита (1352-1419), владетельного хана Ногайской Орды и военачальника, бывшего на службе у Тамерлана. У Юсуф-мурзы было два сына, Иль-мурза и Ибрагим (Абрей), которых в 1565 г. отправил в Москву убийца их отца, дядя Измаил. Потомки их в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли святое крещение и писались князьями Юсуповыми или Юсупово-Княжево до конца XVIII века, а после стали писаться просто князьями Юсуповыми.

Строгановы.
Род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века - бароны и графы Российской империи. Их именем названы направление в русской иконописи конца XVI - начала XVII веков (Строгановская школа иконописи) и лучшая школа церковного лицевого шитья XVII века (Строгановское лицевое шитьё), а также строгановское направление московского барокко. Род Строгановых ведёт своё происхождение от новгородца Спиридона, современника Дмитрия Донского (первое упоминание - 1395), внук которого владел землями в Двинской области. По другой версии, ничем не подтверждённой, фамилия происходит якобы от татарина, принявшего в христианстве имя Спиридон.


Подпишитесь на нас

Десять лет назад потомки русских дворян собрались на свой первый съезд. Они тогда решили соблюдать законы Российской империи. Их предки были вполне успешными людьми. Потомки усвоили, что легенда о высоком происхождении может принести доход. О том, как и чем живут современные дворяне, выясняла корреспондент "Денег"

Анализ крови
Когда нескольким потомкам российских дворян стало трудно скрывать благородные корни и они решили объединиться в сословное некоммерческое общество "Российское дворянское собрание" (РДС), оказалось, что дворян в России не так много, как кажется. Поначалу удалось собрать всего 16 родовитых потомков, но каждые 3 года руководство РДС проводило дворянскую перепись, которая увеличивала дворянство на 500 человек. Сегодня РДС насчитывает более 12 тыс. членов, считая женщин и детей. Дворяне распределены по 70 региональным представительствам, но губернских дворян немного. В основном дворяне живут в столицах.
Стать членом дворянского собрания сегодня проще, чем десять лет назад. Тогда в уставе было записано, что общество выступает против коммунизма, а у потенциальных членов выясняли, не сотрудничали ли они с красными. Потом оказалось, что каждый второй дворянин в советскую эпоху был членом партии, и пришлось принимать в общество всех, кто доказал чистоту крови. Офицер Сергей Оболенский, например, создавал Красную армию и прослужил в ней до 1924 года. В 1933-м его арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. Но остались дети, и его внук теперь предводитель российского дворянства. В отличие от славного предка, князь Оболенский-младший армий не создавал, а заведовал отделом ВНИИ подъемно-транспортного машиностроения.

Деревья на продажу
Сразу после образования Российское дворянское собрание пыталось наладить бизнес по продаже родословных. То есть вывести поиск и публикацию данных о предках на самоокупаемость. Консультации для претендентов были бесплатными, а вот составление родословной оплачивалось по тарифу. Примитивный поиск справки в военно-историческом архиве стоил не больше $70. В справке указывался послужной список деда, его имущественное и семейное положение (например, "холост"). Чтобы потомок такого деда был признан дворянином, справки оказывалось достаточно. Если же выяснялось, что микрородословной, включающей три поколения, потомку мало, дворянское общество помогало в организации расследования. В таком случае плата возрастала и ветвистое дерево с историей семьи обходилось потомку в сумму от $100 до $500. Потенциальные члены РДС охотно платили за историю семьи: многие архивы за время советской власти были уничтожены, а владельцы именных документов из осторожности сжигали доказательства высокого происхождения. В департаменте герольдии РДС такие расследования любили, называя их детективными. Но иногда все же предлагали соискателям самим покопаться в архивах. Здесь считают, что нет ничего увлекательнее для инженера, чем узнавать, что твой дальний предок владел имением в тысячи десятин и сотнями душ крестьян.
Некоторым дворянам родословная все же досталась бесплатно. Сергею Михалкову, например, и всему его семейству к очередному юбилею была подарена именная родословная, которая рассказывает, что предки "дяди Степы" были столбовыми дворянами.

Фальшивое дворянство
Школьница Ольга Королева-Перелешина на уроке литературы, когда изучали поэму "Бородино", сказала между прочим, что прадед ее принимал участие в сражении и был ранен. Школьница-дворянка Оля говорит об этом совершенно спокойно, не опасаясь разоблачения. Ее отец вице-предводитель РДС, и родословная их семьи изучена досконально. Однако "детективные" расследования генеалогий не всегда имеют хороший конец. Так, некий господин Кулик обратился в РДС и хотел доказательств тому, что род его берет начало от графа Игнатьева, бывшего генерала царской армии, который консультировал Льва Троцкого при создании Красной армии и прославил себя книгой "Сорок лет в строю". Тот факт, что фамилия Кулика не очень похожа на фамилию Игнатьева, соискатель объяснил просто: сменил во время эмиграции. На поиски предков потенциальный "потомок" выделил $500, из которых герольдмейстеры израсходовали пятую часть и выяснили, что Кулик никакой не Игнатьев, а принадлежность к древнему роду всего лишь семейная легенда.
У предводителя московских дворян Сергея Сапожникова, бывшего при советской власти инженером по рефрижераторным установкам, фамилия тоже подозрительная.
— У меня была мечта, когда я работал в Институте вагоностроения,— признается дворянин Сапожников.— Хотел без перегрузок доставлять продукты из Лиссабона в Гонконг. После перестройки я даже организовал акционерное общество "Интеррефтранс". А что касается моей фамилии, то по сути она, конечно, ремесленническая, но с ней все гораздо сложнее.
По словам господина Сапожникова, во времена Иоанна Грозного урожденные дворяне имели при себе холопов, которые верно служили хозяину, а то и вовсе — Отечеству, отправляясь в ополчение воевать с татарами вместо барина. За это холопу давали иногда дворянство. Нестерко Сапожников, о котором рассказывает семейная легенда господина Сапожникова, был служилым человеком из окружения Василия Шуйского. Вероятно, плотничал. Зато прадед нынешнего предводителя дослужился до статского советника (что соответствовало воинскому чину полковника и давало потомственное дворянство), а потом женился на дочери генерал-майора по адмиралтейству Кази, из потомственных дворян Таврической губернии. Буквально на днях господин Сапожников отыскал родственника по женской линии, потомка Кази, дипломата и жителя города Токио. Сергей Сапожников никогда не видел своего японского родственника, но по телефону определил, что голос у младшего Кази родной. Впрочем, дворяне считаются дворянами, только если необходимые документы собираются на отца, носителя фамилии. Дворяне по отцу становятся действительными членами дворянского собрания. Женщина-дворянка может гарантировать потомку только ассоциированное членство.
Господин Сапожников по своей должности в РДС занимается документированием крови. Он возглавляет геральдический департамент дворянского собрания, который определяет знатность будущего члена: быть ему титулованным или рядовым дворянином в составе РДС. Господину Сапожникову, правда, все время мешают конкуренты. Заплатив $1000 частному архивариусу или носителю ложного титула, псевдопотомок приносит в РДС декоративно оформленную историю семьи, в которой мичман чудесным образом превращается в адмирала.
Найти ошибки в фальсифицированной родословной сложно: дворянина не всегда отличишь по звучанию фамилии, ведь в русском языке не было благородного предиката "фон" или "де", как у западных братьев по крови. Но у господина Сапожникова уже есть собственная методика. Например, он убежден, что потомок Голицыных обязан знать, по какой линии у него княжеские корни. А если не знает, значит, никакой он не Голицын, а самозванец. Опять же, если твоя фамилия Хованский, ты не обязательно потомок древнего рода. Предок твой может быть крестьянским сыном. Когда таких крестьян спрашивали, чьи они, крестьяне отвечали: "Хованские мы, батюшка".
Самыми агрессивными фальсификаторами господин Сапожников считает Джуну Давиташвили (которая любит появляться на людях в военном мундире), графа Лежепекова, путающего, по словам членов РДС, дворянские чины: он называет себя канцлером Российской империи и генерал-аншефом лейб-гвардии (красивый воинский чин "генерал-аншеф" означает, что его носитель никак не может быть канцлером, поскольку канцлер не только должность, но и чин в имперской Табели о рангах, причем выше чина генерал-аншефа),— и господина Брумеля, о сумасшествии которого, всегда смущаясь, говорит его брат, известный советский спортсмен и олимпийский чемпион.

Продажная реституция
Гражданка Латвии Ирина Корчагина получила в частную собственность дом, принадлежавший ее дворянской семье до революции. Эту историю дворяне рассказывают почти как легенду. Вступая в дворянское собрание, потомок знатного рода понимает, что с имением, принадлежавшим предку, государство скорее всего не расстанется, в крайнем случае может дать в нем пожить.
Князю Голицыну здание, принадлежавшее некогда его семье, было передано на правах долгосрочной аренды и не как наследнику, а как предводителю РДС, которое, собственно, и арендовало этот дом. Дворянам поставили единственное условие: отремонтировать здание и пустить его в коммерческую эксплуатацию. В РДС стали строить планы: в бывшей усадьбе Голицыных, дескать, не грех устроить картинную галерею, проводить музыкальные вечера и создать "акклиматизационный центр" для дворян, возвращающихся из эмиграции,— что-то вроде карантина на въезде в Россию, которую они потеряли.
Ничего не получилось. По словам нынешних руководителей дворянского собрания, князь Голицын сдал помещения в субаренду организации "Россия молодая". Молодые россияне представились инвалидами технического прогресса, которые благодаря предоставленным им льготам могли бы помочь Голицыну в восстановлении здания. Но не помогли, а, поселившись в здании, покинули его только при помощи милиции. Опыт сотрудничества, по словам дворянских лидеров, ничему не научил предводителя Голицына, и он по-прежнему сдавал площади третьим лицам, прельстившимся льготной арендной ставкой. На территории усадьбы работал даже югославский ресторан. Через крышу текло прямо на любителей югославской кухни, пока судьбой особняка не заинтересовалось Министерство юстиции, которое и довело дворянское дело до суда и лишило дворян наследного здания.
— В нем могли бы собираться наши внуки,— сетует на судьбу господин Сапожников.— Только нам попался голый князь, не достойный дворянского звания.
"Голый князь" тем не менее изрядно обогатился. До сих пор никто не знает, как расходовались спонсорские деньги, собранные на проведение балов (после воспомоществования дворянам у спонсоров, как правило, вдруг обнаруживались дворянские корни). Неясно, куда делись и 3 млн немецких марок, которые, согласно документам, сохранившимся в дворянском собрании, были выделены господином Ланштайном через фирму "Ловчинвест" на ремонт особняка. Известно только, что на базе дворянского собрания было создано АО "Дворянский дом" с уставным капиталом в 20 млн руб.
Теперь наследное здание принадлежит Госмузею изобразительных искусств имени Пушкина. Только использовать здание музей не может: смещенный с поста предводителя князь Голицын оставил долг по коммунальным платежам $13 тыс.


ПЕРВЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

Орден республиканцев
Большинство европейских дворянских объединений в той или иной форме аффилированы с Комиссией по информационному обмену и связям между дворянскими ассоциациями Европы (CILANE — La Commission d`information et de liaison des associations de noblesse d`Europe). Штаб-квартира CILANE находится в Париже. Основная форма деятельности — международные дворянские конференции. Последняя конференция CILANE прошла в октябре 2002 года в Потсдаме (ФРГ). В ней приняли участие 250 представителей дворянских объединений Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, России, Франции, Финляндии, Швеции и Швейцарии.
Во Франции, где монархия была окончательно упразднена в 1870 году, крупнейшим объединением современных шевалье является Ассоциация по охране французского и иностранного дворянства (Association de defense de la noblesse francaise et etrangere — ADNFE.) Из десяти заявок на членство в ассоциации обычно удовлетворяется одна. В 1789 году, перед Великой французской революцией, в стране насчитывалось 14 тысяч "благородных семейств". Сегодня осталось 4 тысячи дворянских родов.
В Германии, где династия Габсбургов была свергнута в 1918 году, существует несколько десятков организаций, аффилированных с Объединением германских дворянских союзов (Vereinigung der Deutschen Adelsverbaende — VdDA). VdDA объединяет более тысячи человек, зарегистрированных в 24 региональных объединениях дворян. Все германские дворяне (кроме баварцев) занесены в Общегерманский генеалогический справочник дворян. VdDA возглавляет князь Альберт-Эрнст Ловенштайн-Вертхейм Фройденбергский. По данным VdDA, носителями дворянских титулов являются 15% топ-менеджеров в германском банковском секторе и 8-10% политиков.
В 1963 году итальянцы Джованни Аллиата (князь ди Монтереале) и Карло Бонифацци (граф ди Статте) основали Ассоциацию дворян Священной Римской империи (Associazioni dei Nobili del Sacro Romano Impero). Ассоциация была создана с целью "объединить всех потомков дворян Священной Римской империи по мужской линии". В настоящий момент членами ассоциации являются 23 человека (8 графов, 8 князей, 3 нетитулованных дворянина (nobile) и 4 маркиза).
В 1990-х годах дворянские собрания и ассоциации появились в странах Восточной Европы. 23 апреля 1994 года в Литве была основана Ассоциация королевского дворянства Литвы (Lietovus Bajoru Karaliskoji Sajunga — LBKS). Полноправным членом LBKS может стать любой, кто документально подтвердит свое дворянское происхождение. Пока таковых немногим более 100 человек. Правила LBKS допускают членство в ассоциации и тех, кто не может доказать свое благородное происхождение. Членские взносы составляют $20 в год.
В 1995 году с целью "представительства интересов благородного сословия, охраны и развития культурного наследия и рыцарских традиций Речи Посполитой" была создана Конфедерация польской шляхты (Zwiazek Szlachty Polskiej).

Интервью потомка знаменитого дворянского рода Ольги Муравьевой о том, как воспитывали русского дворянина

В современном обществе заметно растет интерес к дворянской культуре, людей привлекают красивый образ жизни и манеры аристократии прошлого. Но русское дворянство - это явление намного более глубокое, чем только хорошие манеры и богатые имения. Это целая система нравственных ценностей, в которой понятия долга и чести стоят на первом месте. И прививали эти ценности человеку с раннего детства, именно поэтому, по признанию исследователей, русского аристократа можно выделить как особый тип личности, как человека необыкновенной честности и благородства. Об этом повествует известная книга «Как воспитывали русского дворянина», написанная потомком знаменитого дворянского рода Ольгой Муравьевой. Она пишет о том, что воспитание русских дворян строилось на своде определенных этических норм - в противоположность теперешнему воспитанию, которое якобы раскрывает индивидуальность. И она рассказала «Реальному времени» о понятии дворянской чести и семейных традициях дворян, а также о том, что из этого может быть применено в воспитании детей в нынешних семьях.

- Ольга Сергеевна, какие подходящие условия создались в Российской империи для того, чтобы в стране смогло появиться то самое русское дворянство со всеми его ценностями и идеалами, о котором идет речь в вашей книге ?

Еще в XVIII веке таких людей было очень мало. Средний культурный уровень дворянства того времени хорошо виден на примере произведений Фонвизина. Но именно тогда культурные вожди дворянства - Сумароков, Новиков и их сподвижники - задались целью вырастить из детей Простаковых и Скотининых настоящих утонченных кавалеров, образованных и просвещенных людей, рыцарей. На первый взгляд, это была одна из типичных русских утопий, но самое поразительное, что им это удалось. Каким образом? Механизм этот никем не описан. Конечно, были созданы учебные заведения для мальчиков и девочек, но в основном процесс воспитания происходил в семьях, своими усилиями.

Конечно, тогда было то, чего теперь нет - то, что называется обществом, то есть какая-то не очень большая группа людей, разделяющих одни и те же этические нормы, представления о воспитании и жизни. Также было одно немаловажное практическое обстоятельство - эти люди были обеспечены и, по российским понятиям, свободны. Свободны политически, идеологически и материально, когда нет необходимости все время выживать и думать о хлебе насущном.

Все эти факторы создали необходимые условия для появления русского дворянства. Но развитие шло, повторюсь, в основном благодаря своим личным усилиям. У дворян было убеждение, что нужно формировать свою личность. И дети, и молодежь, что видно по воспоминаниям и книгам, имели определенный настрой - выработать в себе нужные качества.

Семья дворян Лихачевых

Прежде чем перейти к обсуждению этических идеалов, которые были присущи дворянству, давайте также обсудим то, что вы назвали отсутствием необходимости думать о хлебе насущном. Именно в этом обвиняли дворянство революционеры: в их оторванности от нужд других слоев населения, в элитарности.

На самом деле деление общества на сословия – это естественное явление. Есть такая старая теория, которая у нас никогда не признавалась, потому что противоречила теории классовой борьбы, - это теория стратификации общества. Общество естественным образом делится на страты, и кто-то все равно будет внизу, а кто-то наверху. Но какие-то идеалы, знания, идеи, которые вырабатываются культурной элитой (если не нравится слово «элита», можно его заменить на «писатели, ученые, общественные деятели»), постепенно спускаются ниже и ниже по стратам и при этом слегка адаптируются. Так и идет культурный процесс, и постепенно люди, которые стояли ниже по условиям жизни и социальному положению, постепенно перенимают выработанные культурной элитой ценности.

Наши дворяне надеялись на это. Даже в пушкинские времена князь Владимир Одоевский, который принадлежал к одному из самых аристократических родов России - Рюриковичей, в свой салон приглашал людей из разных социальных слоев и общался с ними на равных. И это явление становилось повсеместным. В середине XIX века, когда сословные барьеры уже почти упали, в аристократические дома очень охотно приглашали разночинцев, потомков крепостных. И вообще, мы немного преувеличиваем разницу, которая тогда была между сословиями. Знаменитый актер Щепкин, который дружил с Пушкиным, был из крепостных. Жуковский - великий поэт, воспитатель наследника - был незаконнорожденным сыном пленной турчанки. Плетнев - ректор Московского университета - был из крепостных. То есть уже тогда людей, которые отличались дарованиями и успехами, принимали на равных в высшем обществе, никто на них свысока не смотрел.

Надеялись, что Россия пойдет по пути не революции, а культурной эволюции. Ведь в других странах так и было. Во Франции в 30-е годы XIX века уже пришло к власти третье сословие, у него была власть, деньги, но не было культуры, не было шарма и шика, которым дразнило и пленяло Сан-Жерменское предместье. Но французам не пришло в голову уничтожить это поместье и разогнать аристократов. Они учились. Это очень трогательно - читать воспоминания об этом. Какой-нибудь французский министр из простых тоже хочет организовать салон, приглашает в субботу гостей. В воскресенье выходит газета, где над ним издеваются: над тем, каким был его салон, как он себя вел, как была одета его жена, какие подавали кушанья. Но он не увольняет журналистов и не закрывает газету, но, стиснув зубы, все это читает, и через две недели снова приглашает гостей, постаравшись учесть все эти пожелания. В результате у них вся эта культура привилась. Сейчас, когда вы разговариваете с каким-нибудь интеллигентным человеком - французом или англичанином - совершенно невозможно понять, какого он происхождения. Я видела документальный фильм об Итоне - королевском элитарном колледже, и, глядя на ректора, я решила, что это герцог в пятом поколении. А он сказал, что является первым мужчиной в семье, кто учился после 14 лет.

Кадеты Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса

То есть это возможно. И у нас бы так было. И на стыке XIX и XX веков уже начиналось смешение. Каких-то крупных землевладельцев, богатых помещиков было очень мало. Основная масса дворян уже давно разорилась, и они жили как интеллигенты, где-то служили, преподавали, работали, зарабатывали своим трудом. Но за ними была культура, воспитанная поколениями. И люди из другой среды, которые вместе с ними работали и преподавали, ее перенимали. Я думаю, что все было бы хорошо, но не получилось. Почему - это уже не тема нашего интервью.

- Интересно, что деление общества на страты, например, в Индии считается божественным порядком.

Да, это не нами придумано. Вопрос не в том, чтобы всех смешать в винегрет. А в том, чтобы те, кто волею судьбы остаются внизу, имели достойную жизнь и возможность подниматься выше благодаря социальному лифту. И чтобы те, кто оказался наверху, были этого достойны.

«Было огромное чувство ответственности за судьбу страны»

- В Казанской губернии в начале XX века жила дворянская семья Молоствовых, им принадлежало поместье Долгая Поляна. Известно, что Владимир Молоствов, будучи предводителем дворянства, в годы революционных событий выступал перед рабочими, пытаясь объяснить им, что речь идет не о разделении благ, а о квалификации. Он говорил, что у дворянства есть квалификация управлять страной, потому что они были этому обучены. Тогда его словам никто не внял, более того, по дороге домой с собрания он погиб при странных обстоятельства.

Основной принцип в воспитании и жизни дворянина был таков - кому много дано, с того много спросится. Сейчас с некоторым изумлением читаешь про элитарные школы, в которых иногда непонятно что творится. Но даже если там ничего ужасного не происходит, у них совершенно другая установка - «кому много дано, тот может делать все, что хочет, тому все позволено». Не знаю, откуда они это взяли. В русской культурной традиции такого не было. В нашей стране всегда было иначе: дворяне строго воспитывали своих детей в этическом плане.

У дворян было совершенно особое отношение к службе. Потому что они считали, что имеют право принимать участие в управлении государством. При том, что поклонников действующего царя часто бывало не так много. Они критиковали и Александра, и Николая. Но это неважно - один царь, другой царь, главное: «Есть Россия, есть государство, за которое я отвечаю». Было огромное чувство ответственности за судьбу страны. Это, к сожалению, тоже ушло.

Смольный институт

- Но речь идет все же не обо всех представителях дворянства, а именно о лучших из них?

Может быть, это историческая шутка, но говорилось, что то, что мы называем русской культурной элитой - это было примерно 200 семей. Конечно, это большие семьи. Но, тем не менее, на всю Россию это немного, поэтому очень легко было их уничтожить. Конечно, дворянство было разное. Были люди малообразованные, не очень хорошо воспитанные. Хорошее общество - это выражение употребляли и Карамзин, и Пушкин, и Одоевский, имея в виду людей образованных, воспитанных и порядочных. Пушкин говорил, что хорошее общество может быть не только в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, образованные и порядочные.

- Есть такое понятие как «дворянская честь». Что оно обозначает?

Это очень широкое понятие. Можно его, конечно, трактовать как чисто формальные вещи, из-за которых, к сожалению, часто случались дуэли. Но главное в том, что дворянин защищал свое человеческое достоинство. Причем это было даже у детей. Их учили, что нельзя позволить себя оскорблять и нельзя оскорблять другого. Пушкин говорил: «Предел низости - оскорблять и не драться». То есть если ты кого-то оскорбил, будь готов встать под пулю на дуэли. Тогда люди знали, что из-за недостойного нечестного поступка можно быть убитым, поэтому вели себя осторожно. За этим следовали чисто бытовые привычки. Честерфилд учит своего сына: если нанесено прямое оскорбление, тогда иди на открытую ссору. Но из-за каждого косого взгляда требовать сатисфакции было смешно и глупо. Поэтому поведение было сдержанным: человек воспитанный как бы не замечает того, что его должно раздражать.

Но, конечно, их не унижали так, как унижали людей в последующие эпохи. Они не привыкли к оскорблениям. На них не кричали, я уж не говорю про какие-то страшные вещи. И, конечно, они не привыкли, чтобы их оскорбляли вышестоящие. В советское время существовала правильная поговорка: нервный - это тот, кто кричит на начальство, а тот, кто кричит на подчиненных - не нервный, а хам. В дворянском обществе оскорблением считались такие тонкие вещи, на которые сегодня, возможно, не обратили бы внимания.

Я в свое время консультировала журналистов, которые снимали документальный фильм о дуэлях. Авторы фильма никак не могли понять: «Наталья изменила Пушкину с Дантесом?» Я говорю: «Нет». «Что же тогда?» «Ее репутация была поставлена под сомнение». «Из-за этого на дуэль? Так ведь убить могли!» И убили. Это сегодня трудно понять. И невозможно объяснить, почему нелепа версия, что Дантес пришел на дуэль в кольчуге. Дантес был человек ничтожный. Но если бы он пришел в кольчуге, опытные секунданты бы это заметили, и он был бы просто выброшен из общества, это была бы гражданская смерть. Но сейчас это не понятно. Что значит «выброшен из общества»? Люди вокруг воруют, обманывают, жульничают, и все им подают руку…

Дворянская семья

«Эти люди вели абсолютно безнадежную борьбу, прекрасно понимая, что она безнадежна»

- Как такое обостренное чувство собственного достоинства отражалось на повседневном этикете?

Этикет был формальным выражением этих этических постулатов. Поэтому когда сейчас учат каким-то внешним приемам, это мало что дает. Ведь все эти правила в конечном счете имеют под собой целое мировоззрение. Почему нужно пропускать женщину вперед? Почему нужно вставать, когда женщина с тобой говорит? Почему нужно вставать, когда с тобой заговорит старший по возрасту? - Чтобы выразить уважение. Детей учили: не садись на лучшее место, не бери первым лучший кусок. Вообще, человек воспитанный причиняет очень мало беспокойства окружающим. И хорошее воспитание было призвано упростить отношения между людьми. Чичиков и Манилов, которые долго топчутся перед дверью, стараясь пропустить другого - это люди невоспитанные.

Конечно, с таким чувством собственного достоинства жить в этом мире труднее, чем без него. Это вопрос философический: как настраивать людей - чтобы им жилось как можно легче или чтобы они жили достойно? Сейчас, конечно, чаще встречается установка: делай так, чтобы тебе было как можно легче и лучше. Это один стиль воспитания. Но у дворян был совсем другой. Приведу пример. Я как-то выступала в школе. Передо мной прошло много разных докладчиков, и они говорили, на мой взгляд, всякую ерунду. Когда очередь дошла до меня, я была очень зла и сразу спросила у родителей: «Есть ли что-нибудь, что для вас дороже благополучия ваших детей?». Они сказали: «Нет». Я сказала: «А вот для них было». И в этом принципиальная разница.

Это объясняет, почему зачастую главы дворянских семей шли на смерть, несмотря на то, что если бы они отступились от своих принципов и пошли на сотрудничество с советской властью, их родственникам жилось бы намного проще. Они, судя по всему, руководствовались таким принципом: кем же вырастут мои дети, если они будут видеть, как их отец или мать предали свои идеалы?

Да, конечно. Я видела последнюю кинопостановку «Белой гвардии» Булгакова. Чудовищная постановка, но я честно ее посмотрела, чтобы знать, о чем говорить. Речь не только о бытовых деталях. Авторы фильма не поняли самого главного: что эти люди вели абсолютно безнадежную борьбу, прекрасно понимая, что она безнадежна, но они не могли ее не вести, потому что для них это было единственно достойное поведение. Они не рассчитывали ничего получить, не рассчитывали выиграть, но они продолжали бороться, потому что иначе они не могли жить.

Смольный институт. Прием - экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года

- Такое поведение основано также на вере в Бога, в то, что есть иной мир, где восторжествует справедливость?

Многие дворяне были людьми религиозными. Но они не очень много писали об этом и не делали сильный акцент на религиозном воспитании. В основном, конечно, они были христиане, но для многих это была просто дань традиции. Как Пушкин писал Чаадаеву: «Почему наши священники не вхожи в хорошее общество? Потому что они носят бороду». Это была шутка. Но смысл ее в том, что священники были другого культурного уровня. Другая ситуация у католических священников: по европейским романам мы знаем, что кюре всегда был вхож в лучшее местное общество. У нас же в культурном отношении это было несоизмеримо. Но, как считают, в XX веке наметился некий союз интеллигенции с религией, появляются такие мыслители как отец Павел Флоренский, который был высочайшего интеллектуального уровня. Стало многое меняться, но… Беда была еще в том, что церковь являлась официальной частью государства, что очень плохо. Она выполняла во многом репрессивные меры, существовала духовная цензура, от которой очень страдали писатели и поэты. То есть этот разрыв между образованным обществом и церковью был обусловлен российской историей, и причиной тому послужили нововведения Петра Первого.

Роль религии в дворянской среде часто играло искусство, поэтическое переживание традиции. Дворяне могли не быть правоверными православными, не ходить на все церковные праздники, но эта сфере их интересовала, и через искусство они к этому выходили.

«Их не баловали: легкая одежда, прогулки в любую погоду, спорт»

Современные люди зачастую представляют дворян изнеженными созданиями. Каковым было физическое воспитание дворянина?

Это представление далеко от реальности. И в учебных, и в военных училищах была очень суровая подготовка. Академик Берг еще до революции окончил морской корпус, был гардемарином. И он говорил, что после такого обучения ничто в жизни никогда не казалось ему трудным. Например, в ноябре в Петербурге их заставляли прыгать в Неву в полном обмундировании с ружьями и выплывать. Все дворянские мальчики должны были уметь ездить верхом, уметь стрелять. Часто шли войны, и было много возможностей туда попасть. Существовали дуэли, а значит, нужно было уметь себя защитить. Известно, что Пушкин брал с собой на прогулку трость, полость которой была залита свинцом, при этом он все время ее подбрасывал и подхватывал - так он тренировал свою правую руку, чтобы она не дрожала, наводя пистолет.

В лицее - самом привилегированном учебном заведении - мальчиков учили грести, стрелять, ездить верхом. У них была обязательная гимнастика, прогулки в любую погоду. Особым шиком считалось одеваться легко в мороз. И сам император Александр Первый на свою ежедневную прогулку в Петербурге в любую погоду всегда выходил в одном мундире и треугольной шляпе.

Девушек тоже воспитывали строго. Они ездили верхом, обучались танцам, которые были очень сложными. Их не баловали: легкая одежда, прогулки. Они были закаленными физически.

Смольный институт. Катание с горки.Фото 1889 г.

В книге вы приводите пример с женами декабристов, которые поехали за своими мужьями в ссылку, и говорите, что это не было чем-то из ряда вон выходящим в то время.

Физические испытания были для них не самыми страшными. Во время войн в XVIII и начале XIX века очень часто офицеры везли в обозах всю семью, чтобы с ней не разлучаться - и жен, и детей. Условия в военных лагерях были далеки от роскоши, но тем не менее так поступали и Суворов, и Кутузов.

Среди дворян считалось неприличным жаловаться. У моей тети была подруга, которая до глубокой старости сохраняла ясность ума. Она, в частности, рассказывала историю, которая является образцом дворянского воспитания. Ее дочь была замужем за военным, они жили в разных городах, переезжали. И как-то во время одного из переездов внучек отправили пожить к бабушке в Ленинград. Внучки были двойняшки, восьмиклассницы. И вот, вспоминала их бабушка, одна говорит: «Я устала». Другая: «Я плохо себя чувствую». Бабушка потерпела это дня три, потом посадила их и сказала: «Так, если кто-нибудь заболел, ложитесь в постель, я вызову врача. А если нет, чтобы я никаких «устала» больше не слышала».

В своей книге вы приводите более страшные примеры из воспоминаний Кати Мещерской, которая в 12-летнем возрасте мужественно справлялась со слезами и жалобами, когда они с матерью оказались в полной нищете.

В тяжелой, мягко выражаясь, советской жизни детей все время готовили к тому, что в будущем их жизнь будет замечательной. Но дворян готовили к тому, что жизнь будет тяжелой. И действительно, есть ли человек, у которого в жизни не бывает каких-то тяжелых испытаний, потерь близких, неудач, разочарований? Их готовили к тому, что все это будет и что нужно все это перенести мужественно, не теряя своего достоинства.

Многие выдержали, когда настали самые страшные времена. Но не все, конечно. Я не говорю, что все поголовно дворяне были такими. Мы говорим о лучших людях. Но дело в том, что если в обществе есть представление о норме, то, хотя и не все до нее дотягивают, общество держится на определенном уровне. А когда нет представления о норме, то все рушится.

- Сейчас это представление есть?

Нет, никакого. И мы видим результат.

Смольный институт. Девочки на занятиях.

- А можно отследить, когда это представление о норме начало рушиться?

Во время работы в Пушкинском фонде мы часто обращаемся к журналам и газетам начального советского времени. И все замечают, что даже в самые страшные 30-е годы еще можно увидеть эти лица… Эти люди еще жили. А потом… У нас в университете был замечательный профессор, он поступил в университет в 1921 году и вспоминал про свои студенческие годы. Тогда уже была советская власть, но преподаватели были все еще те, досоветские. И он рассказывал о замечательных университетских традициях, о стиле отношений преподавателей и студентов. А в конце лекции, на которой я была, он говорит: «Когда я рассказываю об этом, всем это так нравится. А ведь теперь я профессор. А я так отношусь к своим студентам, как ко мне относились? Нет, не так. А можно к ним так относиться? Нет, нельзя». Почему? Потому что они другие. И с ними так нельзя.

«В массе своей интерес к дворянству поверхностный: «Ах, какое платье! Ах, какое имение!»»

- Кажется, что вместе с потерей дворянской культуры были утеряны и семейные традиции.

Конечно, дворянская семья была основой жизни ее членов. И по всем мемуарам мы видим, что для дворянского ребенка дом - это Эдем, обитель счастья. У меня сохранились фотографии моих далеких предков еще до революции. Большая семья, сестры съезжаются вместе летом, и невозможно понять, кто чей ребенок, дети сидят на коленях у мамы, тети, дяди. Я помню их рассказы. Все это исчезло. Очень трудно было это сохранить. Многие люди просто погибли. Была выставка в Москве «500 лет Дому Муравьевых», и там я познакомилась с дальними родственниками, увидела чудесные семейные фотографии: под абажуром в гостиной, на даче. И подписи: погибли в 17-м году, погибли в 18-м году. Очень многие погибли, многие уехали, 200 тысяч одних белых офицеров выехало, не родились их дети, их внуки и правнуки. Я уж не говорю про ссылки и лагеря… А скольких людей сломали! То есть им пришлось отказаться от своих принципов. У нас говорили про одну сотрудницу, которой сейчас уже нет на свете, что она всю жизнь искореняла в себе свою интеллигентность, чтобы не выделяться.

Когда в советском фильме появлялся герой, который дарил женщине цветы или не дай бог целовал руку, то знали точно, что это агент спецслужб. В лучшем случае - вор-рецидивист. Потому что положительные герои были всегда хамоваты. Мой папа, который в детстве все это застал, донес до меня частушку про стиль новых отношений, которой, видимо, интеллигенты отводили душу: «Я тебя, дуру, лопатой в шутку огрел по спине. Крикнувши: «Черт полосатый!», ты улыбнулася мне».

Отголоски старой семейной традиции дошли и до меня. Мои родители и семьи моих двоюродных братьев и сестер проводили вместе много времени. Снимали любительские фильмы, ходили в походы, играли. Мы с моей троюродной сестрой говорим иногда, что нам казалось, что это была нормальная жизнь. Но это были, оказывается, осколки разбитого вдребезги, уходящая натура. Я помню, когда ко мне из института приходила домой подруга, она говорила: «У тебя семья как в кино». Мы по вечерам вместе ужинали, обсуждали, что было у каждого в течение дня, делились, шутили, слушали вместе музыку, телевизор могли посмотреть, не все подряд, а какой-то фильм или концерт. Я вообще не понимала, как можно, если ты прочитал интересную книжку, не начать теребить остальных: «Прочитайте тоже!». Мама была очень хорошая хозяйка, но когда попадалась хорошая книжка, то папа говорил: «Ну, ребята, сегодня ужина не будет, мама читает». Какой-то ужин она, конечно, все равно сооружала, но она читала. Это и дает общность, есть о чем поговорить. Летом на даче в дождь играли в стихотворную чепуху, все ужасно хохотали. Будучи взрослой, я попыталась так развлечь своих друзей, ничего не получилось, потому что никто рифмовать не умеет.

И дети всегда могли присутствовать при общении взрослых. Нас никогда не выгоняли. Знаю, что во многих семьях от детей скрывали политические проблемы. От меня - никогда. Причем, я не помню, чтобы мне кто-то говорил, что об этом нельзя рассказывать в школе. Я как-то сама догадывалась и все знала.

Воспитанники юнкерского училища

Сегодня заметен интерес к дворянской культуре - об этом свидетельствуют и фильмы, которые снимаются о том времени, и различные балы, и уроки по этикету, и многое другое. Как вы оцениваете это?

В массе такой интерес очень поверхностный. Это, скорее, интерес к красивой жизни: «Ах, платье, ах, бал, ах, именье! Вот мне бы так!». А то, как дворяне жили на самом деле, мало кому понравится - такое самоограничение, такие требования к совести, достоинству, чести, долгу перед государством. Вот это не вызывает желание подражать, потому что это очень трудно.

А фильмы - это, как правило, ужасно. Лучше бы они не брались за это. Чудовищный фильм – «Последняя дуэль» про Пушкина. Я его посмотрела только потому, что обещала дать свои комментарии журналистке. Кошмар. «Белая гвардия» Булгакова - невозможно. Они не похожи на этих людей. С другой стороны, откуда им знать? Честерфилд пишет: «Если ты спросишь, как нам усвоить то, что ни я, ни ты не можем ни назвать, ни определить, я тебе скажу: наблюдая». А когда некого наблюдать, когда все уже ушли… И мы видим насколько легко молодые английские актеры играют аристократов, они абсолютно естественны, натуральны. Потому что у них это не ушло из реальной жизни, иногда они просто как с портретов сошли. Недаром они так хорошо поставили нашу «Войну и мир», потому что им легко это играть, они знают, как это было и есть. А у нас с этой задачей не справляются даже прекрасные актеры…

«Они ничего не смогли бы сделать, если бы остались»

- Часто русских дворян обвиняют в том, что они не боролись, что они бросили страну и уехали…

Основное качество аристократа - храбрость и простота. И говорить о том, что они не боролись… Знаете, есть такая поговорка - против лома нет приема. Что они могли сделать, когда с ними играли не по тем правилам, по которым они жили? Я не говорю сейчас про ответственность царского правительства, это другое дело. А вот люди, которые ни в какое правительство не входили, что они могли сделать?

Знаете, в перестройку известная экономист и журналист Лариса Пияшева на одной свободной телевизионной дискуссии как раз об этом сказала: «Я сама всегда обвиняла дворянство, интеллигенцию в том, что они так быстро сдались, уехали и бросили страну. А теперь я их понимаю, одна мысль: бежать». Они ничего не смогли бы сделать, если бы остались. Потому что сколько угодно примеров того, что сделали с теми, кто остался. За это их винить нельзя.

- Что сегодня собой представляет русское дворянство?

Дворянство как сословие уничтожено. Остались отдельные люди. Это уже совершенно не то. Многие на Западе, кто-то здесь. Но их нельзя называть дворянами, и умные люди никогда так себя не называют. Потомки дворян - да. Когда-то я познакомилась с князем Гагариным, который был предводителем Петербургского дворянства. В перестройку начались разговоры, что все может вернуться к дореволюционным порядкам. Но он был очень ироничный, умный человек и говорил: «Ну, какой я князь? Это смешно!» Ведь он и фамилию-то свою получил после перестройки, потому что всю жизнь скрывался. И он рассказывал, что помнит свое детство, какие-то подозрения, что что-то с ними не так, что нужно таиться, бояться. Конечно, в поведении его что-то такое сохранилось, он был человек обаятельный, остроумный, воспитанный. Но это отдельные люди, которых все меньше и меньше. И сказать, что это русское дворянство, нельзя. Потомки.

Если отойти от таких обозначений как «дворянство», «аристократия» и взглянуть просто на те качества, которые мы так ценим в лучших представителях этого сословия, то возникает вопрос: можно ли в современных условиях воспитать подобного человека, или среда не подходящая?

Наверное, можно, если поставить себе такую цель и постараться. Я иногда читаю детям лекции, им очень нравится слушать про дворянское воспитание. Те наши русские аристократы говорили, что они никому не подражают, потому что подражать им было некому. Я говорю детям: «Вам тоже некому подражать. Тем, кого сегодня называют знатью, подражать не нужно ни в коем случае. Вам остается быть самими собой». Немножко нужно, конечно, поменять акценты. Развить чувство собственного достоинства. Я всегда говорю детям: если вы выработаете в себе чувство собственного достоинства, унизить вас не сможет никто.

Конечно, не нужно только предаваться ностальгии. Что мы можем сделать сейчас? Все зависит от конкретных людей, если они ставят перед собой задачи. Особенно если такая счастливая ситуация, что муж и жена одинаково думают и хотят соответственно воспитать детей. Конечно, многие вещи ушли в прошлое. Но какие-то вещи, которые касаются нравственных принципов и поведения, можно возродить. Это тяжелый труд. Вверх карабкаться вообще труднее, конечно, чем спускаться. Но я думаю, что люди, которые хотят, многого могут добиться хотя бы для своих детей, друзей. А в масштабе страны, боюсь, что ничего нельзя сделать, ибо для этого нужно было бы объединить усилия многих и многих людей. Но в масштабе личности можно попробовать. В конце концов от тебя зависит, чем ты руководствуешься в своем выборе.

- Ольга Сергеевна, для наших читателей расскажите, пожалуйста, как вы связаны с русским дворянством.

Через папу. Кого-то из родственников я еще застала в живых. Я была поздний ребенок для отца. Моя тетя была намного старше его, и она в 1917 году окончила гимназию, помнила все. Другая моя тетя закончила Смольный, много перенесла - и тюрьмы, и ссылки, но сохранила в себе удивительные качества. Я просто обожала слушать их рассказы. Люди были образованные, рассказывали хорошо. Потом я стала филологом. Если бы не рухнула советская власть, вряд ли бы мне разрешили издать книжку про воспитание дворянина. Меня подруга уговорила: «Что ты все рассказываешь? Напиши книжку».

Наталия Федорова, фото предоставлены автором

Справка

Ольга Сергеевна Муравьева - потомок знаменитого дворянского рода. Старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН, кандидат филологических наук. Автор книги «Как воспитывали русского дворянина» (Москва, 1995).

С древних времен фамилия могла изменить жизнь человека, она несла в себе всю историю рода и давала много привилегий. Люди тратили много сил и финансов на то, чтобы иметь хороший титул, а иногда и жертвовали своими жизнями ради этого. Для простого жителя было практически невозможно попасть в список дворян.

Виды титулов

Титулов в царской России было много, каждый из них имел свою историю и нес свои возможности. Все дворянские семьи следили за родовым древом и очень бережно отбирали пары для членов своих семей. Брак двух дворянских семей был, скорее, продуманным расчетом, нежели любовными отношениями. Российские дворянские фамилии держались вместе и не пускали в свои семьи членов без титула.

Среди таких родов могли быть:

  1. Князья.
  2. Графы.
  3. Бароны.
  4. Цари.
  5. Герцоги.
  6. Маркизы.

Каждый из этих родов имел свою историю и вел свое семейное древо. Категорически запрещалось дворянину создавать семью с простолюдином. Таким образом, обычному простому жителю царской России было практически нереально стать дворянином, разве что за очень большие достижения перед страной.

Князья Рюриковичи

Князья - один из самых высоких дворянских титулов. Члены такой семьи всегда имели много земельных угодий, финансов и рабов. Было огромной честью для представителя семьи находиться при дворе и помогать правителю. Показав себя, член княжеского рода мог стать доверенной особой правителя. Знаменитые дворянские фамилии России в большинстве случаев имели княжеский титул. Но титулы можно было поделить по способам их получения.

Одной из самых известных княжеских фамилий России были Рюриковичи. Список дворянских фамилий начинается именно с нее. Рюриковичи - выходцы из Украины и потомки большой Руси Игоря. Корни многих европейских правителей происходят из Это сильная династия, которая принесла миру много известных правителей, долгое время находившихся при власти по всей Европе. Но ряд исторических событий, которые происходили в те времена, разделили семейство на множество веток. Русские дворянские фамилии, такие как Потоцкие, Перемышльские, Черниговские, Рязанские, Галицкие, Смоленские, Ярославльские, Ростовские, Белозерские, Суздальские, Смоленские, Московские, Тверские, Стародубские относятся именно к роду Рюриковичей.

Другие княжеские титулы

Кроме потомков рода Рюриковичей дворянские фамилии России могут быть такие, как Отяевы. Этот род получил свой титул благодаря хорошему воину Хвостову, который имел в армии кличку Отяй, и происходит с тысяча пятьсот сорок третьего года.

Офросмовы - это пример сильной воли и большого желания добиться цели. Основателем рода был сильный и мужественный воин.

Погожевы - выходцы из Литвы. Получить княжеский титул основателю рода помогло ораторское искусство и умение проводить военные переговоры.

В список дворянских фамилий также можно отнести Пожарских, Полевых, Прончищевых, Протопоповых, Толстых, Уваровых.

Графские титулы

Но фамилии дворянского происхождения - это не только князья. Также высокий титул и полномочия при дворе имели графские династии. Этот титул тоже считался очень высоким и давал много полномочий.

Получить графский титул - это было большое достижение для любого члена царского общества. Такой титул в первую очередь давал возможность иметь власть и быть ближе к правящей династии. Дворянские фамилии России в большей части состоят из графов. Достичь этого титула проще всего было при проведении удачных военных действий.

Одна из таких фамилий - Шереметьв. Это графский род, который существует еще в наше время. Генерал армии получил этот титул за свои достижения в проведении военных действий и службу царской семье.

Иван Головкин - родоначальник еще одной фамилии дворянского происхождения. По многим данным, это граф который появился в России после свадьбы своей единственной дочери. Одна из немногих графских семей, которая закончилась на единственном представителе династии.

Дворянская фамилия Миних имела много ответвлений, и основная причина этого была в большом количестве женщин в этом роду. При бракосочетании женщины Милих брали двойную фамилию и смешивали титулы.

Много графских титулов получили придворные при царствовании Екатерины Петровны. Она была очень щедрой царицей и награждала титулами многих своих военачальников. Благодаря ей в списке дворян появились такие фамилии, как: Ефимовский, Гендриков, Чернышёв, Разумовский, Ушаков и многие другие.

Бароны при дворе

Знаменитые дворянские фамилии также имели многие носители титулов барона. Среди них есть родовые семьи и пожалованные бароны. Получить этот, как и все остальные титулы, можно было при хорошей службе И конечно же, самым простым и действенным способом было проведение военных действий за родину.

Этот титул был очень популярен в Средневековье. Родовой титул могли получать богатые семьи, которые спонсировали царскую семью. Появился этот титул в пятнадцатом веке в Германии и, как и все новое, получил большую популярность. Царская семья практически продавала его всем богатым семьям, которые имели возможность помогать и спонсировать все царские начинания.

Для приближения к себе богатых родов ввел новый титул - барон. Одним из первых владельцев этого титула стал банкир де Смит. Благодаря банковскому и торговому делу этот род заработал свои финансы и был возведен Петром в ранг баронов.

Русские дворянские фамилии с титулом барона также пополнились фамилией Фридрикс. Как и де Смит, Юрий Фридрикс был хорошим банкиром, долгое время жившим и работавшим при царском дворе. Рожденный в титулованной семье Юрий, также получил титул при царской России.

Кроме них был ряд фамилий с титулом барон, информация о которых хранилась в военных документах. Это воины, которые заработали свои титулы, активно участвуя в военных действиях. Таким образом, дворянские фамилии России пополнились такими членами, как: барон Плотто, барон фон Руммель, барон фон Малама, барон Устинов и семейство братьев баронов Шмидт. Большинство из них были выходцами из европейских стран и приехали в Россию по рабочим делам.

Царские семьи

Но не только титулованные роды входят в список дворянских фамилий. Русские дворянские фамилии много лет возглавляли царские семьи.

Одной из самых древних царских фамилий России были Годуновы. Это царская семья, которая много лет была при власти. Первой из этой семьи была царица Годунова, которая формально правила страной всего несколько дней. Она отказалось от престола, и решила провести свою жизнь в монастыре.

Следующая, не менее известная фамилия царской российской семьи - это Шуйские. Эта династия провела при власти немного времени, но вошла в список дворянских фамилий России.

Великая царица Скавронская, более известная как Екатерина Первая, также стала основателем царской фамильной династии. Не стоит забывать и о такой царской династии, как Бирон.

Герцоги при дворе

Дворянские фамилии России также имеют титул герцогов. Получить титул герцога было не так-то просто. В основном к этим родам относились очень богатые и древние семьи царской России.

Владельцами титула герцог в России была семья Чертожанских. Род существовал много веков и занимался сельским хозяйством. Это была очень богатая семья, которая имела много земель.

Герцог Несвижский - основатель одноименного города Несвиж. Бытует много версий происхождения этой семьи. Герцог был великим ценителем искусства. Его замки были самыми замечательными и красивыми постройками того времени. Владея большими землями, герцог имел возможность помогать царской России.

Меньшиков - это еще одна из известных герцогских фамилий в России. Меньшиков был не просто герцогом, он был известным военачальником, генералом армии и губернатором Петербурга. Свой титул получил за достижение и службу царской короне.

Титул маркиза

Титул маркиза в царской России в основном получали богатые семьи с иностранным происхождением. Это была возможность присоединить иностранные капиталы в страну. Одной из самых известных фамилий была Траверси. Это древний французский род, представители которого были при царском дворе.

Среди итальянских маркизов был род Пауллучи. Получив титул маркиза, семья осталась на территории России. Еще один итальянский род получил титул маркиза при царском дворе России - Альбицци. Это один из самых богатых тосканских родов. Все свои доходы они заработали на предпринимательской деятельности по изготовлению тканей.

Значение и привилегии титула

Для придворных наличие титула давало много возможностей и богатств. При получении титула часто это несло за собой щедрые подарки от короны. Зачастую такими подарками были земли и богатства. Такие дары царская семья давала за особые достижения.

Для богатых семей, которые заработали свои богатства на щедрой русской земле, было очень важно иметь хороший титул, для этого они финансировали царские начинания, чем покупали своей семье высокий титул и хорошее отношение. Кроме того, только титулованные семьи могли быть близки к царской семье и участвовать в правлении страной.

Само слово «дворянин» означает: «придворный» или «человек с княжеского двора». Дворянство являлось высшим сословием общества.
В России дворянство сформировалось в XII-XIII столетиях, в основном из представителей военно-служивого сословия. Начиная с XIV века дворяне получали за свою службу земельные наделы, от их названий чаще всего и происходили родовые фамилии - Шуйские, Воротынские, Оболенские, Вяземские, Мещерские, Рязанские, Галицкие, Смоленские, Ярославльские, Ростовские, Белозерские, Суздальские, Смоленские, Московские, Тверские… Другие дворянские фамилии произошли от прозвищ их носителей: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы. Некоторые княжеские фамилии представляли собой сочетание наименования удела и прозвища: например, Лобанов-Ростовский.
В конце XV века в списках русского дворянства стали появляться фамилии иностранного происхождения – они принадлежали выходцам из Греции, Польши, Литвы, Азии и Западной Европы, имевшим аристократическое происхождение и перебравшимся в Россию. Здесь можно упомянуть такие фамилии, как Фонвизины, Лермонтовы, Юсуповы, Ахматовы, Кара-Мурза, Карамзины, Кудиновы.
Бояре часто получали фамилии по крестильному имени или прозвищу родоначальника и имели в своем составе притяжательные суффиксы. К таким боярским фамилия относятся Петровы, Смирновы, Игнатовы, Юрьевы, Медведевы, Апухтины, Гаврилины, Ильины.
Такого же происхождения и царская фамилия Романовы. Предком их был боярин времен Ивана Калиты Андрей Кобыла. У него имелось три сына: Семен Жеребец, Александр Елка
Кобылин и Федор Кошка. Их потомки получили соответственно фамилии Жеребцовы, Кобылины и Кошкины. Один из правнуков Федора Кошки Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а его брат Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин. Сына же последнего звали Роман Захарьин-Юрьев. Ту же фамилию носили и его сын Никита Романович, и дочь Анастасия, первая жена Ивана Грозного. Однако дети и внуки Никиты Романовича стали уже по деду Романовыми. Эту фамилию носили его сын Федор Никитич (патриарх Филарет) и основатель последней российской царской династии Михаил Федорович.
В петровскую эпоху дворянство пополнилось представителями невоенных сословий, которые получили свои титулы в результате продвижения по государственной службе. Одним из них был, к примеру, сподвижник Петра I Александр Меньшиков, от рождения имевший «низкое» происхождение, но удостоенный царем княжеского титула. В 1785 году указом Екатерины II для дворян были установлены особые привилегии.