Лекция «Перцептивная фонетика. Перцептивная фонетика

В традиционной фонетике мы имеем дело с аспектом, который там назван акустическим. Акустический аспект существует, но это аспект чисто физический, это позиция стороннего наблюдателя звуковой волны при помощи приборов. И акустический аспект отличается от перцептивного аспекта, который воникает как бы с позиций слушающего, а слушающий – это не ученый, анализирующий звучащую материю при помощи приборов.

Чтобы осознать различие акустического и перцептивного аспектов русской фонетики весьма полезно прочесть книгу З.Н Джапаридзе «Перцептивная фонетика» (Тбилиси, 1985, на рус. яз.).

Что же слышит слушающий? Он слышит тембр звука как комплекс его различаемых ухом свойств.

«Тембр звука. Окраска звука речи, создаваемая обертонами, их соотношенрием с основным тоном. «Соотношение обертонов с основным тоном определяет тембр звука» (Панов, 1967, с 136). «То, что называем тембром, ест результат совокупности основного тона ипарциальных тонов (или иначе обертонов), т.е. результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну» (Матусевич, 1976, с.29)» (В.Н. Немченко. Основные понятия фонетики в терминах, 1993, с.211).

Итак, тембр звука можно определить и описать в терминах воспринимаемых признаков. Мы слышим не обертоны как таковые, а перцептивный (воспринимаемый) эффект от обертонов – это наше принципиальное расхождение с традиционными учебниками по фонетике, хотя еще М.В. Ломоносов правильно понимал суть этого и характеризовал русские звуки в «Грамматике российской» как «дебелые», «тонкие» и т.д.

Таким образом, очень важно не впадать в путаницу и различать физическую акустику и психическую перцепцию, помня при этом, что та и другая взаимосвязаны: воспринимать психологически можно то, что дано в физической акустической форме, т.е. звуки речи.

Каков сам нейрологический механизм восприятия звуков речи – для нас не так уж и важно. Важным для нас является осознаваемое впечатление от звука, его психологический отпечаток в нашем сознании.

В перцептивном аспекте фонетики тембр звука может быть охарактеризован ео следующим слуховым впечатлениям:

Тембр тональный или шумный (вокальный-сонорный-шумный), что соттветствует делению звуков на гласные – сонорные – шумные согласные.

Тембр высокотональный или низкотональный, что соответствует делению гласных на высокотональные /и/,/э/,/ь/,/ Иэ/, с одной стороны, и низкотональные /а/, /ы/, /ъ/, /а/-крышку, /Ыэ/, а также низкотональные бемолные /о/, /у/, с другой стороны.

Воспринимаются как высокотональные тембры согласных те, которые соответствуют услышанным звуками, образованым в зубной и передненёбноё зоне (/т/,/д/,/с/,/з/, /ш/, /ж/ и др.). К числу низкотональных относятся слуховые впечатления от звуков, которые образованы в заднеязычной зоне. К числу низкотональных бемольных – образованные в заднеязычной зоне с губной артикуляцией одновременно.

Тембр гласного может быть полнозвучный, средневокальный и малозвучный (у гласных в артикуляционном аспекте это соответствует ширине резонатора).

У высокотональных шумных тембр может быть шипящий (/ш/, /ж/ и т.д), свистящий (/с/,/з/ и т.д.) и простой (/т/,/д/ и т.д.).

У шумных и сонантов тембр может быть взрывной (/п/,/б/,/м/ и т.д.) и проходной (/с/,/з/,/й/ и т.д.).

Тембр ринезный (/н/,/м/ и т.д.) и простой может быть только у сонантов;

Бывает глухой или звонкий тембр у шумных согласных.

У сонантов и шумных бывает диезный или простой тембр (т.е. «мягкий» или «твердый», хотя это тактильные термины, характеризующие предмет «на ощупь»).

У низкотональных звуков бывает тембр бемольный или простой, при этом бемольность возникает как перцептивный эффект от губной артикуляции. В таком случае простые низкотональные – это звуки /а/, /ы/, /г/, /х/ и др., а низкотональные бемольные – это звуки /о/,/у/,/м/, /п/,/б//,/в/,/ф/ и под.

Другими словами, в этом аспекте описания звуков применима музыкальная терминология.

В третьем разделе этой книги будет дано подробное описание звуков в такой системе терминов и понятий, а также будут предложены таблицы русских гласных, сонантов и шумных в пространстве перцептивных признаков.

Акустический аспект фонетики .

Акустика – это раздел физики, изучающий чисто физические параметры звуков. Вполне понятно, что для фонетики такие сведения представляют значительный интерес.

Важно понимать, с каких позиций в данном случае проводится описание. Мы уже выше говорили, что эта позиция – позиция сторонего наблюдателя, который регистрирует параметры материального волнового физического явления, которое находится между говорящим и слушающим (покинуло говорящего и распространяется в пространстве и времени в поисках слушающего).

Другими словами, это продукт деятельности говорящего, который выставлен на продажу, но еще не куплен и не используется слушающим. Если слушающий приобретет этот продукт, он сразу превратится для слушающего в тембр и будет дешифрован как бит информации.

В акустическом аспекте описания звуков русской речи нам придется использовать чисто физическую терминологию. Однако подчеркнем, что не все богатсво, которое можно при помощи приборов выявить в звуке, используется для нужд языка, - есть и ненужная информация, которая остается за скобками. Напрмиер, англосаксы не используют в своем языке «мягкость», а в русском языке – это полезная информация, способная различать слова и их смысл. И наоборот, немцы и ангшлосаксы используют длительность ударного гласного для различения смысла слов (вспомните, как по-английски произносится корабль и овца , а по немецки слова море и больше ), а в русском языке длительность ударного гласного не влияет на смысл слова (стол или сто-ол – все равно).

Длительность звука

Итак, длительность звука – это продолжительность его звучания во времени. Длительность измеряется в миллисекундах (мсек, 1/1000 секунды). Перцептивный эффект при восприятии длительности можно назвать долготой, поэтому в ряде языков различаются долгие и краткие звуки. Есть они и в русском, но смыслоразличительной функции они в нем не выполняют.


Лекция 4.

«Перцептивная фонетика»

Игра: возьмем слово «сом» и поиграем с ним. Замените первый звук. Последний. Посередине. Меняем один звук – меняется все слово. Каждый новый звук помогает различать слова по смыслу. Это звуки-смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им название фонема.

Перцепти́вная фоне́тика (лат. perceptio - «восприятие») - раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь как можно более точно. При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь, с добавлением или изменением определенных букв. Так, в основе той системы транскрипции, которой мы будем пользоваться, лежит русская азбука, но не употребляются буквы е, ё, й, щ, ю, я, а ъ, ь обозначают особые безударные гласные звуки. Используются отдельные буквы и других алфавитов: j (йот) из латинского, Υ (гамма) из греческого.

Для чего используется транскрипция?

1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения.

2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т. к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

Фонетическая транскрипция пишется в квадратных скобках в отличие от фонологической, записываемой косыми скобками.

При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи. Указанные затруднения устраняются особым видом письма, который называется фонетической транскрипцией.

Русское письмо устроено так, что в нём одна буква может передавать два звука (ёж) или, наоборот, две буквы - один звук (грузчик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: , [гр`уш":ьк].

В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы я, ё, ю и е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой ь (мягким знаком). В транскрипции мягкость согласного всегда обозначается одинаково - знаком апострофа рядом с мягким согласным: [м’ат"]. Мягкость непарных мягких согласных [ч"] и [ш":] также всегда обозначается в транскрипции. Исключением является только обозначение в транскрипционной записи палатального (и поэтому по определению мягкого) согласного [j] - при нём не принято ставить апостроф.

Если в письменной графике знак ударения ставится лишь в специальных изданиях (в словарях, учебниках для иностранцев, детской литературе), то в транскрипции ударение отмечается обязательно, когда в слове больше одного слога.

В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передаёт тот звук, который произносится в слове (боковой, ёж). Для транскрипционного знака существует только одно правило - как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учётом его отличия от всех других звуков: [бъкав`ој], [још].

На письме не существует специального обозначения и для безударных гласных звуков. В словах "карандаш", "багаж", "вблизи", например, пишутся одинаковые буквы для обозначения гласных как ударных, так и безударных, хотя звуки произносятся по-разному: в безударных слогах слабее и короче, а также в некоторых случаях и совсем по-другому, чем в ударном.

В транскрипции необходимо подчеркнуть эту разницу или разными обозначениями и знаком ударения ([къранд`аш]), или только знаком ударения и отсутствием такового, так как безударные [а] и [и] в двусложных словах не претерпели качественных изменений: [баг`аш], [вбл’из"`и].

Звуки, претерпевшие количественную редукцию, могут обозначаться теми же знаками, что и ударные звуки, но без знака ударения, однако для обозначения редуцированных гласных, потерявших вследствие этого своё особое качество, используются не только знаки, принятые для обозначения остальных гласных, но и некоторые специальные знаки: [ъ] (ер) звук, средний между ы и а, произносится после твердых согласных и [ь] (ерь) –звук, средний между ы и а, произносится после мягких согласных. Они лишь зрительно совпадают с буквами, которые в графике вообще не обозначают звуков, но имеют другие функции.

На письме долгота тех согласных звуков, которые в русском языке бывают только долгими, обозначается специальным образом: один из двух шумных согласных, которые всегда являются мягкими и долгими, обозначается буквой щ (звук [ш":]), второй звук, [ж":], не имеет специальной буквы для своего обозначения.

Долгие звуки, образующиеся в русском языке при стечении двух одинаковых согласных, обозначаются двумя одинаковыми буквами (касса); однако явление, при котором стечение двух разных согласных даёт один долгий звук (счёт), никак не отражается на письме. В транскрипции длительность согласных звуков иногда обозначается двоеточием справа от звука ([ж":], [ш":], [к`ас:а]). В учебниках можно встретить иное обозначение долготы звука: горизонтальную черту над соответствующим транскрипционным знаком или два одинаковых знака ([к`аа], [к`асса]). В академической практике предпочтительна горизонтальная черта.

Понятие «слово» в письменной графике и в транскрипции - это не одно и то же. В письменной графике оно - самостоятельная или служебная часть речи (предлог в - тоже слово и пишется отдельно), в транскрипции - это фонетическое слово, то есть некоторое состоящее из последовательности слогов единое целое с одним организующим центром - ударным слогом. Таким образом, предлоги, частицы, союзы, произносящиеся слитно с другими словами, в транскрипции пишутся также слитно и с обозначением всех изменений, которые произошли со звуками, их составляющими: в школу [фшк`олу], с ним [с’н"`им], спросила б [спрас"`илъп], за рекой [зър’ик`ој], под гору [п`одгъру].

В транскрипции :

1. Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – .

Текст записывается так, как он произносится.

3. Не употребляются прописные буквы.

4. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.

5. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.

6. Применяются диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них. Так, Знаки, принятые в фонетической транскрипции:

Λ – редуцированный (краткий) гласный [о], [а] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна]

ие - звук, средний между [и] и [е], но ближе к и, открытый и

ыэ - звук, средний между [ы] и [э], но ближе к ы

Эи – звук, средний между и и э, но ближе к э

ъ, ь - редуцированные гласные [о], [а], [е] во всех безударных слогах, кроме первого предударного

А - гласный, продвинутый вперед в начале длительности

а - гласный, продвинутый вперед в конце длительности

А - гласный, продвинутый вперед на всем протяжении длительности

ê, û - напряженные, закрытые [е], [и]

э - отодвинутый назад звук [э]

[ъ] (ер) звук, средний между ы и а, произносится после твердых согласных и [ь] (ерь) –звук, средний между ы и а, произносится после мягких согласных.

т" - обозначение мягкости согласного звука

Обозначение долготы согласного звука

а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ́, побочное знаком гравис `;

б) прямая черта над буквой указывает на долготу согласного – [с ];

в) мягкость согласного обозначается апострофом – [м"];

г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой – [ È ]– [в È л"э́с];

д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука – [į].

В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными: мял – [м"а́л], мать – [ма́т"], мять – [м"а́́т"]; знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -[п"ûл"и].

7. В области согласных не употребляется буква щ, а обозначается как [ ш̅ "]; в области гласных нет букв е, ё, ю, я.

8. Для обозначения звука [й] даны два знака: [ĵ] – йот и [į] – и неслоговой (разновидность йота):

а) в начале слова: [ĵа́], [ĵо́ш], [ĵэ́л"], [ĵу́к];

б) после разделительных ъ и ь: [в"ĵу́н], [п"ĵо́т], [с"ĵэ́л];

в) между двумя гласными перед ударным: [пÙĵу́], [мÙĵа́].

В остальных случаях – [į]: [мо́į], [мо́į къ].

9. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы: [ба́л], [со́к].

10. Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании:

а) гласные звуки [и], [ы], [у] в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются:

[иглы́ / игла́ / бы́л / была́ / лу́к / луга́];

б) безударные гласные звуки [а], [о], [э] изменяются как в количественном, так и качественном отношении:

· безударные гласные [а], [о] в абсолютном начале слова и в первом предударном слоге после твердых согласных обозначаются знаком [Ù] – звук краткий [а]: [Ùрбу́c], [Ùр"э́х], [нÙра́], [жÙра́];

· безударные гласные [а], [о], [э] во втором предударном и заударных слогах после твердых согласных обозначаются знаком [ъ] – звук сверхкраткий [ы]: [мълÙко́], [пърÙхо́т], [ко́лъкъл], [жълт"изна́];

· безударный гласный [э] в первом предударном слоге после твердых согласных обозначается знаком [ыэ] – звук средний между [ы] и [э]: [жыэл"э́зо], [шыэлка́];

· безударные гласные [э], [а] в первом предударном слоге после мягких согласных обозначаются знаком [иэ] – звук средний между [и] и [э]: [с"иэло́], [в"иэсна́], [ч"иэсы́], [м"иэсн"и́к];

· безударные гласные [э], [а] во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных обозначаются знаком [ь]- звук сверхкраткий [и]: [б"ьр"иэга́], [г"ьн"иэра́л], [ч"ьсÙфш̅"и́к], [д"а́т"ьл], [д"а́д"ь].

Для обозначения звука [г], произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука [х] используется [Υ] – «г фрикативный»: [бо́Υъ / со́ΥÈбы / бÙγа́тыį (в диалекте)].

Существуют разные системы транскрипции. Поэтому надо выбрать какую-нибудь одну и последовательно ее придерживаться, чтобы не разрушать формирующиеся навыки транскрибирования.

Следует также иметь в виду, что в транскрипции в отдельных случаях допускаются варианты, отражающие реально существующее в литературном языке вариантное произношение. Так, в зависимости от стиля произношения в абсолютном конце слова могут звучать разные гласные: в полном стиле, при отчетливом произношении, - [Ù],[иэ], [ыэ], а в разговорном, при беглом произношении, – редуцированные [ъ], [ь].

Сравните: громко – [гро́мкÙ] и [гро́мкъ]; поле – [по́л"иэ] и [по́л"ь]; больше – [бо́л"шыэ] и [бо́л"шъ].

Практикум

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.

Фонетическая транскрипция текста

Нъдруго д"êн"/в"êс"т" Λ пΛжа р"ь/ръз"н"иеслас" пъфс"иемуΛкΛлотку // фс"е тълкΛва л"и Λн" ом срΛз"л"ûчным"и дΛгаткъм"и ипр"ьтпълΛжэ н"иjьм"и // ины и/ув"иер" а л"и/штъл" у д"и дуброфскъвъ/нΛп"ифшыс"п"j аны нъпъхърΛнах/зΛжгл"и дом из"н"ьΛстΛрожнъс"т"и/друг"и и Λбв"ин" а л"и/пр"иказных/пъдгул" афшых нънъвΛс"êл"ии/мног"ии ув"иер" а л"и/штъон сам згΛр"ел/"емск"им судом исΛфс"êм"и двΛровым"и // н"екътърыи дΛгадывъл"ис" Λбы с"т"ин"ь/иут"в"иержда л"и/штъв"иновн"икъм с"иево ужаснъвъ б"êц"с"т"в"иjъ/был сам дуброфск"и/дв"ижымы злобъ иΛ"а ьн"иjьм //.

^ Метод артикуляционного обучения.

Фонетическая зарядка должна быть направлена на сознательное управление учащимися своей артикуляцией. Подвергая произносительный аппарат тренировке, учащиеся приобретают способность придавать речевым органам различные положения, мускульно ощущая изменения, что в итоге способствует формированию произносительных навыков. Например:


  • Растяните – соберите губы как при артикуляции гласных «и» и «у».

  • Поместите кончик языка у нижних зубов, продвиньте весь язык вперед и произнесите «и», затем оттяните язык назад, не смыкая его спинку с небом, и произнесите «ы», сомкните передний участок спинки языка с зубами и альвеолами – «т», с задней областью твердого неба – «к».
Происходит сознательное овладение звуковой стороной изучаемого языка. Очень важно, чтобы учитель «видел» звуковые средства русского языка, но и видел, как их воспринимает инофон.

^ Лекция «Звуковой символизм»

Это связь между звуками и образными представлениями или ощущениями, которые они вызывают у говорящих.Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют.

Случайна или закономерна связь между звукосочетанием, составляющим слово, и понятием, которое оно обозначает? Споры об этом ведутся со времен античности до наших дней. По мере того как изучению языка стали помогать смежные науки (физика, физиология, психология, социология), появились и новые ответы на этот вопрос.

Наш ротовой резонатор, подобно музыкальному инструменту, неоднороден по своему тональному настрою: передняя его часть настроена на низкие тоны, задняя - на высокие. Когда язык во время образования звука приближен к зубам, задняя часть ротовой полости остается свободной и в ней рождаются высокие звуки. Из гласных это [и, э], а из согласных - все зубные: [с, з, т, д, ц, л, н] - также передне- и средненёбные: [ч, ж, ш, р]. Когда, наоборот, свободна передняя часть резонатора, а язык во время артикуляции звука оттянут назад, происходит образование низких звуков. Это гласные: [а, о, у] и согласные - задненёбные: [г, к, х] и губные: [б, п, в, ф]. При образовании их язык занимает заднее положение. Таким образом, все звуки можно разделить на высокие и низкие. Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие - темного. Например, такие слова, как свет, жизнь, день, снег, солнце, весна, сень, лес, сирень, сердце, счастье, дети, истина и другие, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, мука, кровь, глух, груб, обман, мрак, оковы - из низких звуков. Лексическое их значение как бы поддержано, подчеркнуто их звучанием.

Этим свойством звука - вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления, издавна интуитивно пользуются поэты. В обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твердые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой; в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. Перевес низких над высокими может вызвать ощущение темноты и тяжести, и, наоборот, скопление высоких при малом количестве низких - ощущение света и радости.

Боже мой! вчера - ненастье, А сегодня - что за день! Солнце, птицы! блеск и счастье! Луг росист, цветет сирень...

(А. Н. Майков)

В этом четверостишии много высоких звуков, они преобладают.

Но поэты в большинстве своем не создают новые слова, а пользуются готовыми, уже созданными народом словами-самоцветами, передающими разные оттенки чувств. Вот почему В. Маяковский написал о С. Есенине: У народа, у языкотворца, Умер звонкий забулдыга-подмастерье.

Как бы ни был велик поэт, он только подмастерье у мастера, создавшего язык. И не только в отдельных словах, но и в целых устойчивых словосочетаниях можно подметить эту тысяче* летнюю работу мастера-языкотворца. Так, преимущественно из высоких, диезных и неогубленных состоит фразеологическое выражение: Ни свет, ни заря, а из низких, несмягченных и бемольных - комок в горле, опустить голову, как обухом по голове. В пословице День меркнет ночью, а человек печалью от первого слова к последнему меняется соотношение высоких - низких в пользу низких (в первом слове 3:0, во втором 5:2, в третьем 3:2, в четвертом и пятом 4:3), и над всем выражением словно прокатывается волна печали.

Связи звука и цвета не всегда индивидуальны; они часто закономерны. Так, установлено, что хроматическая цветовая гамма связана с гласными звуками, они - цветные. Согласные располагаются по черно-белой оси: от светлых зубных, таких, как [с, з, ц], к темным губным: [п, б, м]. Так звуку А обычно соответствует красный цвет, о – светло-желтый, и – голубой, э- желто-зеленый, у – сине-фиолетовый, ы – темно-коричневый.

Очень вероятно, что оценки звуков языка, их образное восприятие, различны у представителей разных языковых групп.

Хотя вопросы, связанные со звуковым символизмом, имеют давнюю историю, эта область лингвистики остается по-прежнему малоизученной.

^ Звуковой символизм. К.Бальмонт

Невероятное количество написанного поэтом сослужило недобрую службу. Возник миф: Бальмонт - графоман. Тысячи стихотворных строк, а на память приходит лишь: "Чуждый чарам черный челн..." (1893). От чего это происходит? Наверное, от того, что стихотворение это характерно для Бальмонта, и не случайно сам он придавал такое значение звуковому символизму в русской поэзии XX века. В книге "Поэзия как волшебство" (1916) этой теме посвящены десятки страниц. "Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, - писал Бальмонт, - всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угаданиям, я строю из звуков, слогов и слов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения". Заметим, кстати, что Бальмонт не различает звук и букву, выказывая в этом смысле непонимание основ научной фонетики. Бальмонт начинает свое рассуждение со сравнительной характеристики гласных и согласных: "Гласные это женщины, согласные это мужчины... хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове". Главный среди гласных - А, среди согласных - М. "А - первый звук, произносимый человеком, что под влиянием паралича теряет дар речи. А - первый основной звук раскрытого человеческого рта, как М - закрытого. М - мучительный звук глухонемого, стон сдержанной, скомканной муки, А - вопль крайнего терзания истязаемого. Два первоначала в одном слове, повторяющемся чуть ли не у всех народов - Мама. Два первоначала в латинском amo - Люблю. Восторженное детское восклицающее А, и в глубь безмолвия идущее немеющее М. Мягкое М, влажное А, смутное М, прозрачное А. Медовое М и А, как пчела. В М - мертвый шум зим, в А властная весна. М сожмет и тьмой и дном, А взбивающий вал" и т. д. Бальмонт нанизывает одну метафору на другую - этот ряд, по существу, беспределен. Закончив с А и М, он примется за О: "Торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор... Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: - Стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь...". Затем будет описан У ("У - музыка шумов, и У - всклик ужаса. Звук грузный, как туча, и гуд медных труб..."), потом-И ("Как противоположность грузному У, И - тонкая линия. Пронзительная вытянутая длинная былинка. Крик, свист, визг... И-звуковой лик изумления, испуга: - Тигр, Кит" и т. д.). В таком же духе даются и характеристики согласных - В, Л, Р, Н и др. Все это ни в какой мере не основывается на объективных посылках - да Бальмонт и не пытается приводить доказательства: он, "теоретик", заклинает так же, как заклинает Бальмонт-поэт. Недаром он считает, что поэзия - магия, волшебство, что наивысшая поэзия растворяется в музыке:

"Заклинательное слово есть Музыка, а Музыка сама по себе есть заклинание, заставляющее неподвижность нашего бессознательного всколыхнуться и засветиться фосфорическим светом".

В своей поэзии Бальмонт пользовался музыкально - звукоподражательными свойствами словесных звучаний. В стихотворении "Кони бурь" (1910) звук Р в сочетании с иными звуками подражает раскатам грома, метафорически выраженного через ржание коней:

Ржали громы по лазури,

Разоржались кони бурь

И, дождавшись громкой бури,

Разрумянили лазурь.

Громы, рдея, разрывали

Крепость мраков, черный круг,

В радость радуги играли,

Воздвигали рдяность дуг...

В стихотворении "Шорохи" (1910) взрывные и шипящие согласные (ч, ш, щ), а также свистящие (с, з) создают звуковую картину загадочной жизни ночной природы:

Шорох стеблей, еле слышно шепчащих,

Четкое в чащах чириканье птиц,

Сказка о девах, в заклятии спящих,

Шелест седых, обветшавших страниц...

Не узнаешь,

Не поймешь-

Это волны

Или рожь. Это лес

Или камыш

Иль с небес

Струится тишь.

Или кто-то

Точит нож.

Не узнаешь,

Не поймешь.

В стихотворении "Тоска степей" цепочки слов, почти освобожденных от смыслового груза, передают перебор струн зурны:

Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,

Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет,

Серп времен горит сквозь сон, горит, горит,

Слезный стон растет, растет, растет, растет...

Впрочем, Бальмонт не ограничивал функции поэтического слова звукоподражанием или символическим заданием - это привело бы к чрезмерному оскудению стихотворной речи. В характерных для его творчества стихотворениях "Челн томления" (1893):

Вечер. Взморье. Вздохи ветра

Величавый возглас волн

и "Чуждый чарам черный челн" (1893):

Близко буря. В берег бьется

молодой поэт экспериментирует, играет, нагнетая слова, начинающиеся на общий согласный звук, пытаясь определить его художественные возможности (В, Б, Ч). В стихотворении "Песня без слов" - такой же эксперимент со звуком Л (Ландыши, лютики. Ласки любовные) Ласточки лепет. Лобзанье лучей (Луч зеленеющий. Луч расцветающий...), о котором в трактате "Поэзия как волшебство" сказано: "Лепет волны слышен в Л, что-то влажное, влюбленное, - Лютик, Лиана, Лилея. Переливное слово Люблю. Отделившийся от волны волос своевольный локон. Благовольный лик в лучах лампады. Светлоглазая льнущая ласка..." и т. д. "В самой природе Л имеет определенный смысл..." - таков общий вывод Бальмонта относительно символического смысла звука Л. Но при этом забывают, что он довольно скоро от этих поисков отошел. В девятисотых годах Бальмонт увлекался Эдгаром По ("...самый волшебный поэт XIX века... первый из европейцев четко понял, что каждый звук есть живое существо, и каждая буква есть вестница"), для которого характерны словесные эксперименты-попытки воспроизвести словом и стихом различные музыкальные звучания; так в стихотворении The bells (1848-1849), переведенном Бальмонтом "Колокольчики и колокола" (1895-1900), передается колокольный звон:

Похоронный слышен звон,

Долгий звон!

Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон,-

Звук железный возвещает о печали похорон!

Похоронный тяжкий звон,

Точно сон-

Скорбный, гневный

И плачевный-

Вырастает в долгий гул,

Возвещает, что страдалец непробудным сном уснул.

^ Лекция «Интонация»

Овладение интонационной нормой русского языка – сложный и многогранный процесс. ИНТОНАЦИЯ - лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании).

Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно - законченность И. отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. Ср. И. двух первых слов во фразах: «Вы куда?» и «Вы куда идете?». Разумеется, носителем этой И. может являться и отдельное слово и даже отдельный слог. Ср. «Да?» - «Да».

Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания - различение повествования, вопроса и восклицания.

1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий - интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.

2. Вопросительная И. бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.); б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого

слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

3. В восклицательной И. необходимо различать: а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.

Эти виды И. иногда объединяются исследователями в понятие И. логических, т. е. И., определяющих характер высказывания, и противопоставляются И. эмоциональным, т. е. И. аффективно деформированной речи.

Наконец третьей, не менее важной функцией И. является соединение и разъединение синтагм - слов и словосочетаний - членов сложного целого. Ср. например И. фраз: «Рукав был запачкан весь в крови», «Рукав был запачкан, весь в крови» и «Рукав был запачкан весь, в крови». Впрочем, как ясно из этого примера, изменение И., выражающее изменение синтаксической формы словосочетания, теснейшим образом связано здесь и с изменением ритмических отношений, в частности с распределением пауз.

Прежде всего мы изучаем орфоэпический аспект фонетики. А ведь фразовая интонация – один из важнейших компонентов речевой деятельности. Надо учитывать, что интонационные признаки по своей природе бифункциональны: обеспечивают как фонологическую (коммуникативную, модальную, эмоциональную, стилистическую), так и фонетически нормативную приемлемость в языке.

Интонация очень редко рассматривается с точки зрения межкультурной коммуникации. Поэтому важным представляется введения культурологического аспекта интонации, что связано с разработкой культуры речи для преподавания русского языка как иностранного.

Лингвистические умения, связанные с межкультурной коммуникацией:


  1. Громкость речи. Непонимание может вызвать даже громкость речи. Русские преподаватели привыкли говорить в аудиториях громко. Студенты из Таиланда пожаловались на преподавателя: он кричит на нас. В Англии американцев считают говорящими несносно громко и считают их поведение интонационной агрессией. Англичанин же регулирует голос ровно настолько, чтобы было слышно одному человеку. В Америке подобная манера считается «шептанием» и вызывает чувство подозрения.

  2. Темп речи. Скорость произнесения речевых элементов тоже должна варьироваться. Цель упражнений по овладению техникой речи - овладение фонетико-интонационными нормами современного русского языка – темп речи убыстрился, сокращение длительности произнесения гласных и т.п.

  3. Эмоционально-экспрессивный речевой дискурс. Могут выражаться разные эмоции по отношению к одному событию.

  4. Паралингвистические средства не входят в систему языка, однако речевой дискурс невозможно представить без паралингвистического сопровождения, особенно без кинесики (мимика, жесты, позы, визуальный контакт).
Интонация может передавать модальность – отношение говорящего, нейтральное или субъективное, к содержанию высказывания или к собеседнику, может передавать отдельные оттенки эмоций

  1. Повествование.

  2. Вопросительное, волеизъявление.

  3. Вопросительные без вопросительного слова.

  4. Неполные предложения, с оттенком требования.

  5. Восклицание.

  6. Интервал повышения и понижения тона.
Студентам(1) идти (1). Кому? Студентам(2) идти. Студентам (3) идти? Студентам (4) идти. Их очередь. Студентам (5) идти! Ура!. Студентам (6) идти? Не слышу.

Зачем ты это сделал? (угроза)

Зачем ты это сделал? (обычный вопрос)

Зачем ты это сделал? (душевная боль)

Зачем ты это сделал? (отчитывание)

Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления)

Зачем ты это сделал?(недоумение, переспрос)

Практикум

^ Лекция «Словообразовательные особенности глагола»

Исследователи подчеркивают, что «образование приставочных глаголов является одним из звеньев словообразовательной системы русского языка и представляет собой микросистему». Если создать идеографическую классификацию исходных мотивирующих глаголов, затем в рамках каждой темы выявить закономерности взаимодействия глагольных приставок с корневыми производящими и определить словообразовательные типы.

Обратимся к словарной статье:

Ворчать – сердито бормотать.

Наворчать – побранить.

Наворчаться – вдоволь ворчать некоторое время.

Проворчать – ворча, произнести.

Разворчаться – начав ворчать, продолжать не переставая.

На материале этой статьи можно выделить следующие актуальные значения префиксов: на- (в значении результат действия), про- (в значении процесса), раз- (в значении начала действия). Следует учитывать в словообразовательных особенностях не только приставочное образование, но и постфиксальное (-ся).

^ Лекция «Грамматические функции русских предлогов в аспект преподавания «РКИ»

В зависимости от устойчивости индивидуального лексического значения предлоги делятся на автосеманитические и синсемантические. Для первых характерно, что их индивидуальное значение устойчиво и мало зависит от лексических значений тех полнозначимых слов, с которыми они сочетаются. Сюда относятся все производные (простые и составные) предлоги, которые еще сохраняют связь со словами, от которых они произошли (около, ввиду, в силу, в связи с, благодаря). Таким предлогам свойственна семантическая однозначность или такая полисемия, при которой сохраняются связи между отдельными значениями. Около леса, около шести часов – пространственная близость к какому-то предмету.

Синсемантические предлоги – это те предлоги, семантика которых очень ослаблена и во многом зависит от семантики окружающих слов. Это первообразные предлоги (в, на, за, из, о, к, от …), которые могут выражать различные смыслы.

Например. В русском языке значение предлога в словосочетании выясняется в связи с частями речи:

^ Жить в Москве, на Кавказе, на прошлой неделе – пространственные и временные значения предлогов «в» и «на» определяются значением имен существительных, а в сочетаниях

^ Пригласить в библиотеку, приехать на завод – различные лексические значения предлогов определяются значениями глаголов.

Для инофонов трудность в том, что в русском языке много предлогов, которые используются с определенными падежными формами (от-, до- только род.п., к – только с дат., перед, над – только с твор.), а другие могут употребляться с разными падежами. В этом случае они имеют различные значения. Некоторые русские предлоги, употребляясь с несколькими падежами, могут выражать как пространственные, так и временные и причинные отношения. Поэтому при обучении РКИ необходимо обращать внимание учащихся на то, какие предлоги могут употребляться с каким падежом.

Перцептивная фонетика. Этапы восприятия звучащей речи

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные свойства.

Этапы восприятия речи:

  • прием акустического сигнал
  • первичный слуховой анализ;
  • выделение акустических событий и признаков;
  • лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

При изучении восприятия звучащей речи необходимо различать психоакустический аспект и собственно перцептивную фонетику.

Уровни восприятия звуков.

Восприятие звуков обеспечивается работой слуховой системы. Она состоит из трех основных отделов: периферического, центрального слухового пути и слуховой зоны коры головного мозга. Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Он преобразует воздушные колебания, передающие звук, в нервные импульсы. Центральный слуховой путь передает эти импульсы в слуховую зону коры головного мозга, при этом происходят определенные преобразования импульсов. Слуховая зона коры головного мозга производит окончательную обработку поступивших нервных импульсов и на основании их свойств «принимает решения» о фонетических свойствах воспринимаемого звука или звуковой цепочки. Предполагается, что фонетическая классификация звуков происходит в левом полушарии головного мозга, а оценка временных и мелодических характеристик - в правом.

Перцептивная фонетика как раздел науки о звуках человеческого языка призвана изучать особенности восприятия тех звуковых единиц, которые используются человеком в его языковом общении.

Одной из наиболее общих задач перцептивной фонетики является определение того, какие звуковые характеристики существенны для воспринимающего речь человека.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация - это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка - манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов - создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов - синтезаторов речи.

1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Методы фонетических исследований:

Артикуляционный аспект:

1 . Самонаблюдение; Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

2 . Палатографирование : В последнее время все больше применяется метод прямого палатографирования при помощи фотографирующего устройства. При прямом палатографировании язык окрашивают водным раствором карболена. После произнесения испытуемым исследуемого звука в рот ему вставляется специальное зеркало; отражаемое в нем небо со следами от прикосновения к нему языка снимается фотоаппаратом. Метод палатограмм может быть использован только для изучения артикуляции согласных, при произнесении которых участвует язык, и гласных высокого подъема ; кроме того, на палатограмме фиксируется только место (т.е. пассивный орган) и отчасти способ артикуляции.

3 . Лингвографирование ; Этот метод используется для определения формы и площади контакта языка с твёрдым нёбом.

4 . Одонтографирование ; Для анализа положения кончика языка его прикосновение к задней стенке передних нижних зубов фиксируется на специальной пластинке, надеваемой на эти зубы.

5. Фотографирование ; Для фотографирования артикуляций органов, расположенных внутри (язык, мягкое нёбо, маленький язычок и т. д.), использу­ют микрофотосъемку, когда на проводе (который может быть доведен до нейлоновой нитки) в полость рта вводится ма­ленький фотоаппарат, снабженный осветительным прибором; этот микрофотоаппарат можно уложить над и под языком, рядом с языком и т. п., и при нажатии кнопки рукой испытуемого произ­водится сразу несколько одновременных снимков (до восьми). Ко­нечно, благодаря присутствию во рту инородного тела естествен­ность артикуляции несколько страдает, да и сопоставление сним­ков, направленных в разные стороны, но не дающих целого изо­бражения, представляет большие трудности.

6 . Киносъёмка для и зучение губных артикуляций . Чтобы получить не только форму губного отверстия и расстояние между губами, но и степень их выдвинутости вперед, делают одновременно два снимка: спереди и сбоку.

7 . Рентгеносъёмка ; Кинорентгеновские снимки дают ясное представление о движениях языка, губ, нижней челюсти, а также о движении небной занавески и изменениях объема полости глотки .

8 . искусственное нёбо Специально изготовленная, индивидуальная для каждого испытуемого тонкая пластмассовая пластинка сдатчиком. Нёбо посыпается тонким слоем талька (иногда покрывается специальной эмульсией) и вставляется в рот диктора, который произносит отдельный слог (либо слово), подобранный так, чтобы в нем не было других звуков, произносимых с участием языка. В тех местах, где язык соприкасается с нёбом, тальк будет слизан и на нёбе получится рисунок, который переносится на проекцию нёба (или перерисовкой вручную, или с помощью фотоаппарата), и получается палатограмма данного звука .

Акустический аспект:

1 . Осциллографирование для определения частоты звука;

2 . Спектрографирование; Это динамические спектрограммы типа “видимая речь”, где линейность звуковой цепи идет слева напра­во, а по низу расположен отсчет времени; формантная характеристика, которая измеряется герцами, обозначается расположе­нием пятен по вертикали: низкие форманты внизу, высокие -- вверху. Интенсивность пятен (от белого через серое до черного) соответствует амплитуде, что можно перевести в децибеллы, сде­лав при помощи особого приспособления спектральный разрез (или срез).

Осциллограммы и спектрограммы позволяют получать разнообразные акустические характеристики звуков, необходимые для изучения фонетической стороны речи.

3. Интонографирование а втоматический анализ изменения частоты основного тона и интенсивности звуков во времени осуществляется прибором, который называют интонографом. Результаты анализа фиксируются на фотобумаге или на киноленте в виде ряда вертикальных линий, каждая из которых соответствует частоте отдельного периода, либо в виде кривой, которая представляет собой огибающую верхних точек этих линий.

Функциональный аспект:

1 . Дистрибутивный метод включает в себя: установление звуков, выявление фонемной принадлежности определенного звука и классификацию фонем. (такой метод в основном используют зарубежом)

2 . Семантический метод широко применяется в отечественной лингвистике. В основу метода положена способность фонемы в одинаковом фонетическом положении различать морфемы и слова. Применение этого метода заключается в постоянной подстановке разных звуков в один фонетический контекст. Данная процедура получила название коммутационного или подстановочного теста. Цель подобного анализа состоит в том, чтобы выяснить, в каких случаях фонетический контекст остается без изменений, а в каких подстановка приводит к смене значения. Конечный результат семантического метода состоит в нахождении минимальных пар слов и их грамматических форм. Под минимальной парой понимается пара слов или морфем, различающихся одной фонемой. Например, заменяя звук [p] на звук [b] в слове pin - , можно заключить, что данные звуки принадлежат разным фонемам, поскольку подстановка привела к изменению значения. Противопоставление представляет собой фонологическую оппозицию.

Перцептивный иначе говоря восприимчивый, имеющий отношение к чувственному восприятию.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

Основные этапы звукового восприятия речи можно представить следующей схемой:

  1. Прием акустического сигнала;
  2. Первичный слуховой анализ;
  3. Выделение акустических событий и признаков;
  4. Лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

Для перцептивной фонетики (от лат. "восприятие") представляют интерес прежде всего второй и третий из указанных выше этапов.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация – это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка – манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов – создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов – синтезаторов речи.

Перцептивная фонетика (лат. perceptio - восприятие) изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Речевое высказывание, построенное говорящим и преобразованное им в звуковые колебания, доступно восприятию органами слуха. Деятельность слушающего в процессе звуковой коммуникации направлена на языковую реконструкцию воспринимаемого сообщения и понимание его смыслового содержания. В решении этой задачи слушающий использует не только акустическую информацию, извлекаемую из речевого сигнала слуховой системой, но и другие, прежде всего языковые знания, в том числе знание словаря языковых знаков и системы звуковых средств. В этом легко убедиться, если проанализировать восприятие речи на незнакомом языке. Мы, конечно, слышим то, что произносится, но не способны дать правильную лингвистическую интерпретацию тех данных, которые предоставляет нам слуховой анализ. В лучшем случае можно очень приблизительно оценить звуковой состав произносимых слов или фраз, основываясь на знании и опыте использования звуковой системы собственного языка. В то же время очевидно, что без опоры на акустическую информацию опознание звуковой структуры исходного сообщения, а значит и определение его словесного наполнения, невозможны. В сложном акте языкового декодирования всегда присутствует акустико-фонетический этап, который начинается с "приема" речевого сигнала наружными структурами уха, а заканчивается построением внутреннего представления речевого сообщения в виде цепочки фонем и различных показателей (тональных, акцентных, интонационных).

Основные этапы звукового восприятия речи можно представить следующей схемой:

    Прием акустического сигнала;

    Первичный слуховой анализ;

    Выделение акустических событий и признаков;

    Лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

Для перцептивной фонетики (от лат. "восприятие") представляют интерес прежде всего второй и третий из указанных выше этапов. Конечная цель этого раздела фонетической науки состоит в том, чтобы понять, какие перцептивно-фонетические механизмы обеспечивают восприятие речи в естественных условиях звуковой коммуникации. Это чрезвычайно сложная задача, полное решение которой является делом будущего.

Более непосредственные цели перцептивной фонетики связаны с исследованием лингвистических реакций носителей языка на речевые сигналы: их способности опознавать и различать звуковые единицы языка, слоги, слова в разных экспериментальных условиях, оценивать и фонологически интерпретировать изменение акустических характеристик речевого сигнала и др.

В обычных условиях звуковое восприятие речи подчинено более важной цели: опознанию слов, из которых состоит речевое сообщение, а также установлению смысловых и синтаксических связей между ними. Более того, "устную речь мы сразу же

воспринимаем как осмысленную последовательность слов, а не как нагромождение звуков, которые необходимо как-то перевести, чтобы они приобрели смысл". Таким образом, звуковое восприятие "вплетено" в общий процесс опознания слушающим языковой структуры сообщения и должно рассматриваться как важная, но в то же время промежуточная задача выделения языковых ключей звуковой природы, необходимых для опознания слов и их последовательностей.

Для опознания слов слушающий располагает гораздо более мощными источниками информации, чем извлеченные из речевого сигнала акустические признаки. Наиболее надежный источник - это знание языка, на котором построено речевое сообщение. Языковые знания человека весьма разнообразны: они включают знание инвентаря фонем и законов их сочетаемости (например, в русском языке нет гласных фонем, противопоставленных по назализации; в начале русского слова невозможна последовательность /нрк/), языковых знаков, а значит, и тех фонемных цепочек и просодий (просодия - система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи),которые не просто возможны в данном языке, а соответствуют реальным словам (в русском языке нет слов /басака/ или /са бака/, а слово /сабака/ есть), законов оформления синтаксических связей (в русском языке невозможно словосочетание большого дому), законов сочетаемости слов по смыслу (ср. известный пример Бесцветные зеленые идеи яростно спят, где эти законы нарушаются) и т. д.

Использование языковых знаний, а также результатов текущего восприятия (совокупности слов, уже опознанных к данному моменту распознавания) позволяет людям воспринимать и понимать речь в условиях сильных акустических помех и искажений речевого сигнала, о чем свидетельствует наша повседневная речевая практика. Вот что пишут по этому поводу известные психологи П. Линдсей и Д. Норман: "Будь наша речь поэкономнее или будь люди не так способны к использованию контекстной информации для регуляции собственного восприятия, общение представляло бы мучительный и ненадежный процесс. К каждому слову приходилось бы внимательно прислушиваться; одно пропущенное слово, один искаженный слог - и целое предложение могло бы утратить смысл и оказаться неверно понятым. Мы не могли бы ни на минуту ослабить внимание. Самый ничтожный шум мог бы привести к катастрофе. Таким образом, избыточность языка позволяет нам избирательно концентрировать внимание на отдельных фрагментах сообщения, предвосхищать следующие его части, сосредоточиваться на ключевых словах и фразах, несущих основной смысл сообщения. В результате мы можем позволить себе принимать сообщение, не напрягаясь, будучи уверенными, что, даже пропустив множество деталей, мы все же уловим основной смысл сказанного или прочитанного". К этому можно добавить, что и говорящему пришлось бы затрачивать гораздо больше внимания и усилий при артикуляции, если бы ему нужно было тщательно произносить каждое слово своего сообщения, чтобы быть уверенным в том, что его правильно поймет слушающий.

Для фонетистов важно, что интерпретация речевого сигнала в терминах звуковых единиц языка возможна и без обращения к словарю: при звуковом восприятии слогов и бессмысленных звукосочетаний (псевдослов и псевдофраз), неизвестных слушающему слов или собственных имен. Зиндер справедливо отмечает, что "усвоение всякого нового слова и начинается с того, что оно воспринимается как бессмысленное звукосочетание". Если бы человек не умел интерпретировать звучание новых слов через звуковые единицы языка, система которых ему известна, он был бы лишен способности строить и пополнять свой словарь. Таким образом, необходимо различать общую способность человека узнавать в речевом сигнале звуковые единицы родного языка и разное использование этой способности в конкретных речевых ситуациях (с обычной возможностью опираться на источники информации, лежащие за пределами звуковой системы языка, или без этой возможности).

Задача фонемной интерпретации состоит в том, чтобы преобразовать или перевести слуховое изображение речевого сигнала в последовательность полностью или частично опознанных фонемных единиц. Возможность частичного опознавания должна учитываться сразу, так как артикуляционная редукция, неопределенность, смазанность и утрата важных акустических ключей являются бесспорными, экспериментально доказанными фактами человеческой речи, которые легко прогнозируются артикуляционным поведением говорящего, его склонностью к экономии произносительных усилий.

Большинство специалистов не признают и существование особых слуховых механизмов, анализирующих речевые сигналы. Напротив, предполагается, что слуховая система человека, как и некоторых видов животных, от рождения содержит нервные элементы (детекторы), приспособленные к анализу любых сигналов с быстро меняющимися акустическими свойствами, в том числе сложных сигналов, которые способен производить речевой тракт человека. Физиология слуховой системы человека является результатом длительного процесса эволюции, в котором огромную роль сыграло значение звуковой речи для жизни человека. Благодаря этому существует хорошее биологическое согласование между звуками, которые человек потенциально может произнести, и звуковыми различиями, которые человеческий слух способен обнаружить в речевых сигналах. Поэтому ребенку не нужно специально учиться выделять акустические признаки, которые соотносятся с артикуляцией, и вычислять целевые артикуляционные жесты для восприятия речевых сообщений, как это предполагается моторной теорией восприятия речи. Ему нужно приобрести умение соотносить выделяемые слухом акустические признаки

знаки со смысловыми различиями в речевых сообщениях взрослых и развить артикуляционные навыки, которые позволили бы создавать нужные акустические различия в собственной речи (известно, что артикуляция у ребенка развивается значительно медленнее способности воспринимать и понимать речевые сообщения). Умение соотносить акустические особенности речевого сигнала, обнаруживаемые слухом, со смыслом речевых сообщений - это и есть фонологическое воспитание слуха. Оно формируется вместе с приобретением всех языковых знаний, включая звуковую систему языка.

В каком же фонемном виде запоминаются новые слова и неизвестные фамилии? Производит ли слушающий "доопределение" фонемного состава такого не полностью опознанного слова при помещении его в свой словарь (в ситуациях, когда нет возможности уточнить это с помощью говорящего)? Например, в русских словах в естественной речи слабый редуцированный [ъ] часто произносится на месте фонем /а/ и /ы/, и, услышав фамилию Т[ъ]локонников слушающий либо должен выбрать какую-то из этих фонем вместо [ъ], либо запомнить фамилию с фонемно неопознанным гласным. Возможно, в данном случае слушающий выберет фонему /а/, так как это самая частотная фонема в русском языке, но вопрос о возможности существования словарных единиц с не полностью определенными звуковыми сегментами остается в силе.

В обычных условиях слушающий, воспринимая речь, стремится прежде всего распознать слова, образующие речевое сообщение. При этом используются все доступные источники информации, в том числе и уже распознанные слова и их последовательности. Слушающий начинает узнавать слова сразу же, как только его слуховая система фиксирует появление речевого сигнала. Иными словами, восприятие речи имеет текущий, привязанный к моменту поступления акустической информации характер, и главной процедурой обработки речевого сигнала становится "анализ через синтез". Эта процедура дает возможность слушающему использовать внутренние знания, контекстные догадки и уже распознанную языковую информацию.

если в начале речевого сообщения слушающий с достаточной степенью вероятности установил фонемный состав первого слога, то эта информация, наряду с другими языковыми ограничениями, может использоваться для выделения в общем словаре слушающего активного класса слов, которые начинаются с этого слога.

Кодзасов, Кривнова «Общая фонетика»

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Перцептивные характеристики звуков речи - такие особенности восприятия этих звуков, которые связаны с их языковой функцией (в отличие от психоакустических характеристик, свойственных любым звукам, воспринимаемым слуховой системой).

Можно говорить о двух видах п.х.звуков; о тех особенностях восприятия, которые являются общими для носителей всех языков, и о тех, которые зависят от конкретной системы фонем определённого языка.

Пример первого вида – универсальная способность людей различать согласные [p], [t], [k] перед гласными не за счёт собственных акустических характеристик этих согласных, а по акустическим свойствам этого гласного. Пример второго вида – способность носителей русского языка узнавать мягкость согласного; носители языков, где мягкие согласные не выступают как самостоятельные фонемы, такой способностью не обладают.

Изучение особенностей восприятия звуков речи – одна из важнейших задач современной науки, и этот вопрос ещё не исследован окончательно. Приведём лишь самые основные п.х. звуков речи.

Качество гласных, как уже было сказано, связано с частотами формант.

(Форма́нта - термин фонетики, обозначающий акустическую характеристику звуков речи (прежде всего гласных), связанную с уровнем частоты голосового тона и образующую тембр звука).

При исследовании восприятия обнаруживается, что для разных гласных существенны разные характеристики формант. Для различия изолированно произнесённых гласных [i] и [e], например, наиболее важна частота F1 – при низкой частоте гласный воспринимается как [i], при сравнительно высокой – как [e]. Для различения гласных.

Фонетически нетренированные носители определённого языка способны различать большее число звуков, чем количество фонем в системе этого языка. Так, носители русского языка различают не 6 гласных (по числе гласных фонем), а 18 разных типов гласных (эталонов): оказывается, что комбинаторные аллофоны одной и той же формы в соседстве с твёрдыми или мягкими согласными опознаются как разные по качеству гласные. Если из магнитных записей произнесений слов так , тяга , стать и сядь выделить при помощи специального прибора гласные и дать прослушать эти гласные носителям русского языка, то они обозначат их следующим образом: [a], [ i a], и [ i a i ]. Сравнение таких обозначений с акустическими характеристиками гласных показывает, что наиболее сильные различия между гласными - в частоте FII, которая в соседстве с мягким согласным имеет высокую частоту (почти как у гласного [i]) и лишь постепенно понижается до частоты, свойственной алфавитному аллофону. Данные такого рода говорят о том, что для восприятия существенны не только сами частоты формант, но и изменение этих частот во времени.

Для опознания сонантов часто оказывается существенным такой их признак, как меньшая по сравнению с гласными громкость. Сонант, искусственно отделённый от гласного, рядом с которым он был произнесён, воспринимается обычно как какой-нибудь гласный, но стоит прибавить к нему отрезок звучания гласного, как восприятие становится правильным.

Среди шумных согласных различия по активному действующему органу зависят от характеристик начала следующего за согласным гласного. Различия между звонкими взрывными непридыхательными и взрывными придыхательными согласными связаны с такой характеристикой согласного, как «время начала голоса»: если низкочастотные колебания, производимые голосовыми связками, начинаются ещё во время смычки, то такой согласный воспринимается как звонкий; если эти колебания начинаются после размыкания смычки, то согласный воспринимается как глухой; при этом как непридыхательный вопринимается согласный, у которого интервал между раскрытием смычки и началом голоса невелик (15-20 мс), а как придыхательный – такой согласный, у которого от момента раскрытия смычки до начала голоса проходит около 100-150 мс.

Для восприятия щелевых, аффрикат и взрывных наиболее существенным признаком оказывается резкость нарастания шума и его длительность. Так, один и тот же слог , записанный на магнитную ленту, может быть превращён и в слов , и в слог , если постепенно отрезать (с помощью техники) начало согласного.

При исследовании восприятия звуков обнаруживается стремление испытуемых (если в таких опытах испытуемыми являются фонетически нетренированные люди) опознать любой услышанный звук как фонему родного языка, а любую последовательность звуков (например, бессмысленный слог) – как слово родного языка. Когда испытуемый по каким-либо причинам не может нормально проанализировать услышанное, то он «узнаёт» наиболее часто встречающийся в его языке звук или слово. Например, если он слышит какой-то гласный, похожий и на [a], и на [ε], но заглушаемый шумом, он скорее ответит, что слышал [a], т.к. [a] – более частый звук, чем [ε].

Для исследования восприятия звуков речи используют целый ряд экспериментальных методик. Если нас интересует, как воспринимаются различные комбинаторно-позицонные аллофоны, необходимо иметь возможность выделить конкретный аллофон из того фонетического окружения, в котором он возникает. Для этого созданы специальные приборы, позволяющие с магнитной записи слова или фразы перенести отдельный участок, соответствующий тому или иному аллофону, на чистую магнитную ленту. Так, мы можем выделить, например, из слов /s’at’/, /sat/ гласные, переписать их на чистую ленту и дать прослушать испытуемым, попросив их обозначить услышанные звуки.

Приборы такого рода называются сепараторами (иначе – сегментаторами, дизизорами). Возможны два принципа действия этих приборов: речевой отрезок записывается на магнитную ленту и из этого отрезка ленты склеивается кольцо, сигнал с которого поступает многократно на сепаратор: экспериментатор выделяет интересующий его звук. Второй принцип – магнитная лента с записью фиксируется в одном положении, а мимо неё движется магнитная головка, воспроизводящая звук, записанный на ленте; регулируя время работы вопроизводящей головки и начало её работы относительно записи, мы можем выделить любой звук или звукосочетание. Для выяснения того, какие именно акустические свойства звуков важны для восприятия, используют специальный метод – синтез речеподобных звуков.

При помощи синтезатора можно искусственно, без участия человека, создавать «звуки речи» и по собственному желанию менять характеристики этих звуков. Например, мы можем создать синтезированные гласные с самыми разными частотами fI и fII и проследить, как изменяется восприятие таких синтезированных гласных по мере удаления их характеристик от характеристик естественных гласных данного языка.

Сейчас созданы синтезаторы, позволяющие управлять почти всеми акустическими характеристиками речевого сигнала – частотами формант, высотой шума, интенсивностью, длительностью и т.д.

(Бондарко, Вербицкая – «Фонетика»)

Основные методы анализа перцептивных характеристик

Результаты исследования перцептивной деятельности носителей языка в значительной степени зависят от того, каким образом проводятся эти исследования, т. е. какие задачи ставит перед собой экспериментатор, на каком материале он строит эксперимент, какую инструкцию получают испытуемые, участвующие в этом эксперименте. Ведь прямые вопросы в таких опытах, как правило, недопустимы: нельзя спросить, например, носителей русского языка: «Одинаковы ли ударные гласные в словах сад , садик , сяду и сядь ?» Ответ на такой вопрос будет зависеть не только от способности наших испытуемых замечать акустические различия между соответствующими аллофонами, но и от многих других причин: один испытуемый может вообще не знать, чем различаются звук и буква, другой заметит различия по длительности, третий сможет заметить и реальные акустические различия между этими аллофонами. Но как же экспериментатор узнает, на чем именно основан тот или другой ответ?

Существуют некоторые общие установки проведения экспериментов, в которых исследуются перцептивные характеристики.

К а ч е с т в о предъявляемых испытуемым сигналов (стимулов). Стимулами могут быть как естественные звуки или звуковые последовательности, так и синтезированные. При использовании естественных звуков необходимо помнить, что далеко не всегда можно предъявлять в качестве стимулов осмысленные слова: мы знаем, что слово может очень хорошо опознаваться даже в случае очень сильных искажений его звукового облика. Это объясняется стремлением человека любую звуковую цепочку опознать как смысловую единицу, а также и тем, что почти каждое слово обладает большим «запасом прочности», связанным с тем, что его звуковой облик как бы и рассчитан на сопротивление возможным искажениям.

Исходным материалом для получения естественных речевых сигналов разной длительности (от части звука до целых фраз) является запись на магнитофоне речевого материала, содержащего интересующие нас стимулы. Речевые характеристики дикторов, произносящих этот материал, должны соответствовать задачам эксперимента. Например, при изучении восприятия аллофонов гласных фонем русского литературного языка дикторы должны обладать произносительной нормой, а если нас интересует, какие особенности иноязычного акцента способны замечать носители русского литературного языка, дикторами должны быть люди, обладающие таким акцентом. В качестве стимулов выступают гласные или отдельные их сегменты, согласные, слоги и другие интересующие экспериментатора звуковые последовательности. Эти стимулы сегментируются из исходной записи и переписываются в необходимом порядке на магнитную ленту или дискету для последующего предъявления испытуемым. Еще сравнительно недавно сегментация производилась на специальной аппаратуре - сегментаторах, магнитофонах с вращающимися головками и т. д.; в настоящее время все предварительные модификации сигналов при подготовке опытов производятся программным способом на компьютере. Рассмотрим два конкретных примера сегментации при создании набора стимулов для эксперимента. Предположим, нас интересует, замечают ли носители русского языка различия между ударным и безударными аллофонами фонемы /A/. Для получения ответа на этот вопрос мы должны предъявить испытуемым такие стимулы, характеристики которых зависят только от их ударности - безударности, т. е. записать такие слова, где гласный находится в идентичном фонетическом окружении, например, сад , сады , садовод , высажу и т. д. После записи этих слов производится выделение интересующих нас гласных из того контекста, в котором они были произнесены, и перезапись их на магнитную ленту или в память компьютера для их дальнейшего предъявления испытуемым.

Другим примером сегментации является преобразование звуковой формы слов для выяснения того, насколько надежно реализуется словесное ударение. Если мы предъявим нашим испытуемым такие слова, как сумка , запас , давно , город , судьба , красота и т. д., записанные на магнитную ленту, и попросим определить место ударения, они это сделают безошибочно даже в том случае, если разница между ударным и безударным гласным будет не очень велика: сначала узнаётся все слово, а затем определяется его ритмическая структура. Чтобы получить ответ на тот вопрос, который нас интересует, нужно помешать узнаванию слова, «испортить» это слово, тогда место ударения будет определяться испытуемыми действительно в зависимости от того, насколько ярки акустические характеристики ударения в каждом слове. Отрезав из записи каждого слова первый согласный, мы получим бессмысленные звукосочетания, и определение места ударения производится уже не автоматически, а в результате реального перцептивного анализа всей звуковой цепочки - , , , , , . Как показывают опыты с такими «преобразованными» словами, испытуемые часто неправильно отмечают место ударного гласного, что свидетельствует о недостаточной акустической информации при реализации слов. Это обстоятельство выявляется только при анализе данных восприятия, а его интерпретация требует детального исследования всех факторов, которые могли бы приводить к недостаточной выраженности словесного ударения с точки зрения его восприятия.

При исследовании восприятия широко используются синтезированные речеподобные стимулы. Они создаются при помощи специальных приборов - синтезаторов речи, которые позволяют искусственным образом получать звуки, слова, фразы, практически не отличающиеся от натуральных. Их особенность заключается в том, что создающий такие стимулы экспериментатор не только сам определяет, каковы должны быть акустические характеристики синтезируемых звуков, но и может в процессе эксперимента изменять эти характеристики под собственным контролем. Например, в первых опытах по изучению восприятия русского словесного ударения синтезировалось слово, состоящее из слогов и . Экспериментатор хотел выяснить, с каким признаком гласного сильнее связано ударение - с интенсивностью (громкостью) или с длительностью. Для проверки синтезированная последовательность предъявлялась испытуемым в следующих вариантах: первый слог громче, чем второй; второй слог громче, чем первый; первый слог длительнее, чем второй; второй слог длительнее, чем первый. Ожидалось, что испытуемые, прослушав эти синтезированные стимулы, смогут поставить ударение и различить слова му ку и муку , если признаки ударности будут выражены достаточно отчетливо. Действительно, оказалось, что испытуемые регулярно отмечали как ударный тот гласный в слове, который имел большую длительность. К вопросу о фонетических свойствах словесного ударения в русском языке мы еще вернемся, здесь же заметим, что только на материале синтезированных стимулов экспериментатор мог изменять громкость и длительность гласного независимо друг от друга и в определенных пределах.

Преимущество синтезированных стимулов заключается также и в том, что экспериментатор может создавать такие звуки и сочетания звуков, которые вообще не встречаются в данном языке. При изучении перцептивных особенностей русской звуковой системы, например, очень интересно проследить, как воспринимают носители русского языка гласные, различающиеся по ряду (напомним, что существует мнение о нерелевантности признака ряда для русского вокализма). Поскольку акустически признак ряда связан с частотой FII, то можно создавать такие гласные, которые отличаются друг от друга только этим параметром, и следить, каким образом это изменение отражается на восприятии этих гласных испытуемыми - носителями русского языка (об этом также см. ниже).

Рассмотрим теперь, какие задачи решают испытуемые в опытах, направленных на изучение восприятия. Естественно, что задачи эти ставит перед испытуемыми экспериментатор. Инструкция, которую он дает перед опытом, с одной стороны, должна обеспечить такие ответы, которые необходимы для решения поставленной задачи; с другой стороны, она ни в коей мере не должна навязывать испытуемым именно те ответы, которые нужны экспериментатору. Можно сказать, что правильно составленная инструкция - результат большой предварительной теоретической работы и что от нее зависит достоверность результатов, полученных в опытах.

Наиболее распространенные виды задач, которые ставятся перед испытуемыми, - это задачи на опознание стимула, на различение двух стимулов, на сравнение стимулов и на имитацию стимулов. Все эти задачи в той или иной мере как бы отражают те процессы, которые характерны для нормальной речевой деятельности при восприятии сообщений.

Опознание стимула - казалось бы, самая простая задача: испытуемый, услышав стимул (т. е. один звук или его часть или последовательность звуков), должен определить, что именно он слышит, и записать свой ответ в специальной анкете. Самый простой случай - когда носителям русского языка предъявляются некоторые гласные стимулы и они должны каждый стимул обозначить как какой-либо гласный русского языка. Задача существенно усложняется, если экспериментатор просит как можно точнее обозначить свойства каждого стимула: во-первых, возможны значительные различия между испытуемыми, поскольку не все способны одинаково точно замечать те или иные свойства звуков, поэтому для получения надежных данных требуется большое количество ответов большого числа испытуемых; во-вторых, сами обозначения в разной степени «доступны» для испытуемых: например, [i]-образное начало гласных, следующих за мягкими согласными, носители русского языка не только способны заметить, но и обозначают регулярно, хотя и различными знаками. А вот огубленность согласного, находящегося перед гласным [u], испытуемые не умеют обозначать, хотя и способны ее заметить (об этом - тоже ниже).