Солнце русской поэзии закатилось чьи слова. "Солнце русской поэзии"


"Солнце нашей поэзии закатилось"

На набережной Мойки, около Конюшенного моста, стоит большое старинное здание, обращенное лицевым фасадом к Конюшенной площади. Оно было построено в XVIII веке для Придворного Конюшенного ведомства (ныне Конюшенная площадь, дом 1). В 1817-1823 годах его реконструировал архитектор В. П. Стасов. Центр здания, протянувшегося вдоль всей площади, купольную часть, занимала церковь Конюшенного ведомства. Ее фасад решен в виде лоджии с четырьмя колоннами, декорирован барельефами и статуями работы скульптора В. И. Демут-Малиновского. Здание церкви завершается куполом. В основном его гармонический архитектурный облик сохранился до нашего времени.

В 1857 году были уничтожены только лоджии да сняты статуи, стоявшие в нишах.

В церкви Конюшенного ведомства 1 февраля 1837 года проходило отпевание Пушкина. Первоначально предполагалось, что отпевать будут в Исаакиевском соборе, временно переведенном в Адмиралтейство (это был период строительных работ). Но взрыв народной скорби и негодования, столь неожиданный и бурный, обеспокоил правительство. Жандармские отчеты сообщали: "...отпевание намеревались сделать торжественное, многие располагали следовать до самого места погребения в Псковской губернии; наконец дошли слухи, что будто в самом Пскове предлагалось выпрячь лошадей и везти гроб людьми, приготовив к этому жителей Пскова... Подобное как бы народное изъявление скорби о смерти Пушкина представляет некоторым образом неприличную картину торжества либералов, - высшее наблюдение признало своей обязанностью мерами негласными устранить все почести, что и было исполнено".

Принимались охранные меры. Последовал приказ отпевать Пушкина в маленькой придворной Конюшенной церкви, куда не было доступа посторонним. Министр народного просвещения С. С. Уваров предупредил университет, что будет в этот день лично присутствовать на лекциях, надеясь страхом удержать студентов от участия в прощании с поэтом. Однако толпы народа шли и шли к Адмиралтейству и, узнав, что отпевание перенесено, направлялись к Конюшенной площади. Они заполнили и площадь и близлежащие улицы, так как в церковь могли попасть только немногие.

Сын историка Карамзина Андрей Николаевич писал: "...в церковь пускали по билетам только аристократию! Ее-то зачем? Разве Пушкин принадлежал к ней? Выгнать бы их и впустить рыдающую толпу, и народная душа Пушкина улыбнулась бы свыше!"

После отпевания гроб с прахом Пушкина был перенесен в церковный подвал.

2 февраля для "успокоения" населения и на случай возможных беспорядков царь приказал, под видом военного парада, ввести в район Зимнего дворца, Адмиралтейской и Сенатской площадей войска - кавалерию и пехоту.

3 февраля, поздно вечером, к Конюшенной церкви подъехали простые сани. Из подвала вынесли ящик с гробом. Жуковский писал: "Собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина". Друзья стояли в скорбном молчании. Затем Вяземский и Жуковский положили в ящик каждый свою перчатку, оставив другую себе на память. И об этом донесли, усмотрев здесь "что-то и кому-то враждебное".

Перчатка Вяземского, оставленная им у себя, ныне хранится в Мемориальном музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке.

А. И. Тургеневу было предписано сопровождать тело Пушкина до места погребения - в Святогорский монастырь. Настала пора ехать. Ящик с гробом поставили в сани и укрыли рогожей. Около него сел старый слуга Пушкина - Никита Козлов, безгранично преданный ему. Когда-то Козлова приставили дядькой к маленькому Александру, и с тех пор они не расставались.

К церкви подъехали две повозки. "3 февраля, в полночь, мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь: я с почтальоном в кибитке позади тела; жандармский капитан впереди", - пишет Тургенев.

С глубокой скорбью Жуковский сообщал Сергею Львовичу Пушкину: "... в полночь сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними, скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих".

Так под покровом ночи, тайком, увезли гроб с прахом великого поэта из столицы.

Псковскому губернатору было послано распоряжение с запрещением "при похоронах всего, кроме того, что делается для всякого дворянина", - записал в дневнике А И. Тургенев.

Запрещены публикации о смерти Пушкина. Под строгий контроль III отделения берутся петербургские газеты и журналы. Но в ""Литературных прибавлениях" к "Русскому инвалиду"" все же появляется некролог, написанный В. Ф. Одоевским. В немногих словах здесь выражены чувства, которые волновали всю передовую Россию: "Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть".

Через несколько дней после смерти Пушкина в Петербурге читали, повторяли и переписывали стихотворение М. Ю. Лермонтова:

Погиб поэт! - невольник чести...

Пророчески откликнулся на смерть поэта молодой Ф. И. Тютчев в стихотворении "26 января 1837 года":

Тебя ж, как первую любовь России сердце не забудет!

Солнце не может проникнуть в закат,
от напряжения вспыхнуло ярко
и разбросало лучи, невпопад,
словно костёр, разгоревшийся жарко.

Тени, как ленты, легли по лугам,
переломались на ветхих избушках.
Солнце, попав на большие стога,
ярко блестело на лысых макушках.

И, наконец-то, прожгло себе путь,
брызгаясь искрами по небосводу,
тихо ушло отдохнуть, хоть чуть-чуть.
Мало осталось ему до восхода.

Мандариново-лимонным солнце катится к закату
На востоке ночь вливает в небеса ультрамарин,
Звезды ранние на небе соревнуются в каратах,
А луна нам из-за горки показала бок один.
По отрогам и по балкам разливаются туманы
Облаками, как бы небо опустилось на луга,
Я по травке, по росистой, за деревню вышел пьяный,
И хожу дежурным поля, заблудившийся в стогах.
Затерявшийся по жизни, закопавший своё счастье,
Мазохист в любви, и только, я ищу тебя всегда,
И шепчу, как заклинанье, подходя к...

Закатилось солнце красное,
Меркнет свет в моих глазах.
Хотел песню спеть о счастье я,
Но запутался в словах.

Смотрит мглою ночь в окошко,
Туча спрятала луну.
На душе скребутся кошки,
И никак я не усну.

И звезду на небе тёмном,
Не могу свою сыскать.
Где-то в мире этом сонном,
Смог её я потерять.

Спит весь мир, а мне не спится,
Думы сон прогнали мой.
Не поют зимою птицы,
Воет ветер ледяной.

Ты вернись к нам солнце красное,
Подари нам свет с теплом.
Вспомню песню всю о...

Я не вижу то, что ближе
Ни со мною, ни с тобою.
Будь поближе, лишь поближе
С синеглазой тишиною
Я прошу, поверь, любимый,
Ты со мною, лишь со мною
На ресницах синий иней
Над водою, под луною…
Пляшет воздух предвесенний
Напевая песню рая
Пишет горизонт видение
Свет от края и до края...
Я молю послать решение
Или может, солнце мая,
А закат рисует тени
Алой розой расцветая…

Не жалуйся, что плохо всё теперь,
Что, мол, терпеть нет сил уже.
Прошли года все кануло, поверь,
Бывали годы и намного хуже.

Ведь жива ещё Руси старушка,
Живы мы славяне, скифов племена,
Выпьем всем на радость, где же кружка,
Пей с горла мой юный друг горькую до дна.

После первой можно без закуски,
И вторую с третьей опрокинуть много,
Рукавом занюхать всё по русски,
Где не пропадало наше с вами благо.

И пускай враги нам строят козни,
Заговор плетут и очень много лгут,
Нас...

Солнце всходит и заходит
По пятам идёт Луна
Неотступным шагом вторит
След погони до утра
Ночь уходит свет отключит
Электричество свеча
Догорает в дымке включит
Новый день бокал вина
Выпьем вечером на ужин
Отбивная с молотка
В торге продан вход снаружи
Солнце в холле лунь пора…

Цель урока: познакомить учащихся с пушкинианой, показать, что творчество Пушкина вдохновляло поэтов, музыкантов и художников

Оборудование:

  • выставка книг А.С. Пушкина и о Пушкине,
  • картины различных художников с изображением поэта,
  • диски с записью романсов на стихи А.С. Пушкина,
  • музыка к произведениям Пушкина,
  • иллюстрации к произведениям поэта.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленье убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А.С. Пушкин “Памятник”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о том влиянии, какое оказало творчество А.С.Пушкина на русскую культуру. Поэт дал толчок развитию литературы о нем самом, художники и композиторы почитали за честь создавать произведения на его сюжеты, современники считали долгом оставить свои воспоминания. И сейчас существует настоящая Пушкиниана, и поэтическая, и музыкальная. На нашем уроке мы познакомимся с небольшой частью этих произведений. Но вначале поговорим о том, когда и как появилось это образное определение великого русского поэта- Солнце русской поэзии.

Ученик. Впервые это выражение появилось в кратком извещении о смерти поэта, напечатанном 30 января 1837 г. в №5 “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 часа 45 м. пополудни”.

Автором этого извещения считался журналист А.А. Краевский, редактор “Литературных прибавлений”, однако позднее было найдено письмо С.Н. Карамзиной к брату, из которого ясно, что автором этого извещения был В.Ф. Одоевский. Это краткое извещение вызвало гнев министра народного просвещения С.С. Уварова. Краевский был вызван к председателю цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: “К чему эта публикация о Пушкине?.. Но что это за выражения! “Солнце поэзии!” Помилуйте, за что такая честь?..” Выражение, испугавшее сановников николаевской России, прочно вошло в нашу речь.\Интересно отметить, что сходное по мысли выражение приведено Н.М. Карамзиным в “Истории государства Российского” (т. 4 гл. 2). Когда в 1263г. умер Александр Невский, митрополит киевский Кирилл, “сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: “Солнце отечества закатилось”. Вот что я узнал из словаря Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”.

Ученица. Я хочу немного добавить. Я впервые услышала это образное выражение в 5классе. Оно меня очень удивило: как это человека сравнивают с солнцем? Но, став старше, я поняла, насколько это верно и точно. Как солнце, поэзия Пушкина сияет над нами в своей недостижимости, её тёплые лучи согревают нас, всегда помним отдельные строки. Зимой, глянув в окно и увидев прекрасное утро, обязательно вспомним: “Мороз и солнце! День чудесный!” Войдя в осенний лес, непременно скажем: “Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса”. Как и солнце, поэзия Пушкина не стареет. И ещё одно я прочитала: оказывается, что в одно время с Пушкиным жили и создавали свои произведения и другие русские поэты. Мне, казалось, что был только Пушкин. Вот я и подумала: “Как солнце, днем затмевает звёзды, так и талант и гений А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов, которые получили скромное имя: Поэты пушкинской поры.

2 .Работа по теме урока.

Учитель. Вот какой интересный материал нашли и сообщили нам Алёша и Лена. А теперь перейдём к следующей части нашего урока. Посмотрите на стенды, и вы увидите множество репродукций разных художников. Но дадим слово искусствоведческой группе и послушаем, что же удалось узнать ребятам этой группы.

Ученица. Так как материала оказалось очень много, мы решили разделиться на три группы: первая - расскажет о портретах Пушкина, написанных разными художниками в разное время, вторая – о памятниках поэту, установленных в разных уголках мира, а третья – об уникальной коллекции художественной миниатюры – экслибрисе.

Я начну первой. Для нашей мини-выставки я отобрала несколько репродукций с картин русских художников. Первая из них “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репина, написанная в 1911 году. Здесь изображен хорошо известный эпизод из жизни юного поэта-лицеиста. 8 января 1815 года. На экзамен в Лицей приехал старейший и самый прославленный поэт того времени Гавриил Романович Державин. Не отрываясь, смотрит он курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочинённые им на торжественный случай стихи.

Слёзы восторга текут по морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно вернувшейся молодости. Давайте и мы послушаем то, что так взволновало Державина (звучит отрывок из стихотворения Пушкина “Воспоминания в Царском Селе”).

Картина художника Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском” написана в 1893 году.

Это новый этап в жизни Александра Сергеевича. Одиночество опального поэта скрашивает только старушка-няня. Неожиданно приезжает лучший друг И.И.Пущин. Именно об этой встрече в 1825 году будут написаны строки:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
........................................................
..................Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Пущин привёз в подарок Пушкину комедию “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Момент чтения до этого вовсе незнакомой поэту комедии и изобразил художник Ге. А позднее, в 1828году, в Чите, из рук А.Г. Муравьёвой Пущин получит листок бумаги, на котором было написано:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Это стихотворение было для Пущина огромной поддержкой, голос Пушкина отозвался в душе Пущина глубокой живительной благодарностью.

Следующая репродукция – это прижизненный портрет А.С. Пушкина, написанный в 1827 году В.А. Тропининым. Таким представляем мы поэта, потому что именно этот портрет чаще других публикуется. Взгляд поэта направлен в сторону, глубокая мысль скользит по лицу, еще мгновенье... и “пальцы просятся к перу, перо к бумаге” - новый поэтический шедевр явится миру.

Обратите внимание на шейный платок. Со времени Пушкина он стал признаком романтического стиля в одежде и отличительной чертой творческих людей. Привлекает наше внимание рука поэта с перстнем на пальце. Это подарок графини Е. Воронцовой, с ним Пушкин не расставался никогда, считал своим талисманом и посвятил замечательное стихотворение “Талисман” (звучит стихотворение “Талисман”).

Теперь посмотрим на следующую репродукцию с картины Н.П. Ульянова “А.С. Пушкин с женой на придворном балу”, написанную в 1936 году. Поэт проживает самое лучшее и самое трудное время своей жизни: он любит свою красавицу – жену и одновременно является объектом интриг и сплетен. Художник интересно построил изображение на картине: реально присутствуют только два человека, но в зеркальном отражении мы видим целую группу лиц, стоящих на парадной лестнице. Наталья Николаевна прихорашивается перед балом, смотрится в зеркало, а мы любуемся дивной красотой этой женщины, и на ум приходят строки, посвящённые ей:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Лицо Натальи Николаевны спокойно и безмятежно: она в предчувствии веселья и успеха.

Пушкин изображён в непривычном для нас виде: он в мундире. Только так следовало являться на придворный бал. Поэт резко оглянулся. Пронзительным взглядом он окидывает кого-то из своих недоброжелателей. Стоящие на лестнице знатные особы бесцеремонно рассматривают чету Пушкиных.

И последняя репродукция. Художник А.А. Наумов “Дуэль Пушкина с Дантесом”,1885 год. Данзас и д. Аширак подняли с земли раненого поэта. Ямщик подаёт сани ближе к месту дуэли, чтобы уложить в них Александра Сергеевича. На окровавленном снегу валяются жерди разобранного забора, который мешал саням, дуэльный пистолет, одежда поэта. С укором и ненавистью глядят секунданты Пушкина вслед Дантесу. Понимает ли тот, что сейчас произошло? Осознаёт ли до конца, на Что он поднял руку? Трудно сказать наверняка. Но из дальнейшей жизни Дантеса известно, что забыть это ему не удастся никогда.

А для Пушкина время начало отсчитывать последние дни и часы жизни, чтобы после этого начать отсчёт векам бессмертия.

Ученик. Я расскажу о памятниках А.С. Пушкину, и покажу несколько иллюстраций.

Уже в первые годы после трагической гибели поэта передовая общественность России начала тернистый путь ходатайств перед властями об увековечении средствами монументального искусства имени и дел Пушкина. И только в ноябре 1860 года царь Александр 1 разрешил всенародную подписку. Казна же не расщедрилась ни на одну копейку. Сановный Петербург не нашёл места для памятника Пушкину – лучшие площади были заняты венценосными особами.

Было решено поставить памятник в Москве, на родине поэта. После трёх конкурсов победу одержал скульптор А.М. Опекушин, сын крепостного и сам бывший крепостной из Ярославской губернии.

И 6 июня 1880 года народ и видные деятели русской словесности собрались на открытие памятника Пушкину и прочитали изувеченные цензурой и заменённые подлинными пушкинскими словами лишь в 1937 году:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.

Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первой в мире. Посмотрите на иллюстрацию. Задумавшийся поэт сделал шаг и, кажется, ещё мгновение и он сойдёт с пьедестала. Сейчас это любимое место москвичей, где назначаются свидания. А в день рождения поэта здесь всегда многолюдно, звучат стихи, новое поколение постигает Пушкина.

В советское время фамилия поэта была внесена в список лиц, чьё имя должно быть увековечено в первую очередь. Первые советские памятники выполнялись, как правило, в гипсе, глине, цементе и существовали совсем недолго. Потребовалось немало времени, чтобы их заменили памятники из чугуна, мрамора, гранита, бронзы.

В 1937 году, в год 100 годовщины смерти поэта, в нескольких городах и сёлах были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Чёрной речки в Ленинграде на месте дуэли, бюст в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами.

В том же году в Армении на перевале, где Пушкин встретил крестьянскую повозку с гробом А.С. Грибоедова, убитого в Тегеране, был сооружён мемориальный родник, увековечивший трагически знаменательную встречу двух великих поэтов в 1829 году. Подобный родник – их с давних пор сооружает армянский народ – открыт в 1977 году в Ленинокане. На памятнике, установленном в Одессе, скромная надпись: “От жителей Одессы”.

В1937 году был установлен бюст Пушкина в КНР г. Шанхае. К сожалению, он был уничтожен в годы культурной революции. Есть бюст поэта в Веймаре (Германия) – городе Гёте и Шиллера.

В 1970 году в дар Нью-Йорку был преподнесён бюст Пушкина, выполненный украинскими скульпторами Ковалёвым и Бородаем. Как живой, стоит поэт на одной из площадей столицы Румынии Бухаресте.

Имеется памятник Пушкину и на воронежской земле: в 1947 году жители Россоши водрузили гипсовый бюст на высокий постамент на улице Карла Либкнехта. А к 200-летию поэта у нас в Нововоронеже был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая нам, что по нашей земле поэт проезжал по пути на юг. Здесь проходила дорога к переправе через Дон.

Проходят годы. Вырастают новые памятники поэту, что свидетельствует о неувядающей любви к великому к А.С. Пушкину.

Учитель. Спасибо, ребята. Я хочу немного добавить. В этом году я была в Одессе и с удивление и радостью обнаружила, что в городе появился новый памятник Пушкину. Он стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт. Кажется, что Александр Сергеевич вышел из дому и на секунду остановился, раздумывая, в какую сторону идти. Посмотрите на фото, которое у меня есть. Фигура Пушкина в полный рост, на голове - цилиндр, одет в сюртук. Поэта можно взять под руку, что я и сделала, и теперь, как и гоголевский Хлестаков, могу сказать, что я с Пушкиным на дружеской ноге.

Теперь послушаем рассказ о выставке экслибрисов.

Ученица. Сначала я скажу, что такое экслибрис. В Словаре иностранных слов сказано следующее:

“Книжный знак (художественно исполненный ярлычок, виньетка с именем владельца книги или символическим рисунком), наклеиваемый на внутренней стороне переплёта или обложки”.

Эта выставка проходила в московском Центре образования и называлась “Пушкин в экслибрисе”.

Пушкинская тема в экслибрисе сравнительно молода. Первый посвящённый поэту книжный знак выполнен был в 80-х годах парижским гравёром Е. Пески по рисунку И.О. Микишина для библиотеки писателя-пушкиниста А.Ю. Онегина. На нём изображена Татьяна, выводящая на заиндевелом окне инициалы... Онегина, только не “заветный вензель Е и. О ”, а инициалы владельца книги. Мы взяли несколько экслибрисов из журнала “Народное образование” №5, 2004г. сегодня показываем вам.

Вот Арина Родионовна слушает стихи своего питомца. За окном темно, горит свеча. Это книжный знак Я.И.Бердичевского. Книжный знак библиофила В.Я. Бялого изображает Пушкина на прогулке

Н. Рерберг нарисовал для Нины Вогау Татьяну, читающую письмо Онегина. Для книг пушкиниста

С.С. Гейченко создан экслибрис, где поэт задумчиво лежит на траве, любуясь природой Псковщины. И последний - посвящён памяти талантливой юной художницы Нади Рушевой. Она очень любила творчество Пушкина, сделала много рисунков пером и тушью. Надя ушла из жизни

18-летней, но семья сохранила работы дочери. Экслибрис семьи Рушевых создан по мотивам её рисунков: лицеист Пушкин и Натали. Художнику В.Н. Кедрину удалось уловить летящую манеру рисунков Нади и повторить её в экслибрисе.

На выставке было представлено 135 работ.

3. В следующей части урока мы послушаем стихи, посвященные Пушкину.

Надо сказать, что каждый поэт чувствует себя учеником Пушкина и считает нужным написать несколько стихотворений о нём, поэтому поэтическая пушкиниана очень велика. Самым первым было стихотворение М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, ставшее трагическим гимном памяти Пушкина.

(Звучит это стихотворение, а также С.Есенина, А.Ахматовой и других поэтов).

Марк Лисянский.

Первая любовь.

В саду лицейском ветер верховодит,
Кленовый жёлтый лист припал к окну.
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому Селу.

Идёт она легко, неторопливо, -
И строгий взор, и недоступный вид
Из окон все глядят на это диво,
И Саша Пушкин дольше всех глядит.

Потом стихи придут, как наважденье,
И он напишет - “Слёзы” и “Окно”,
И “Завещанье”, и Наслажденье”, и
“К ней” и “К живописцу” заодно.

Красавица. Художница. Вся в тёмном
На фоне пламенеющей листвы,
Она прошла, в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы.

А он к окну приник, стоит, не дышит.
Пусть ветры след листвою заметут...
В тот день он в дневнике своём запишет,
Что был он счастлив целых пять минут.

Вера Инбер.

Написано в дни блокады Ленинграда.

Пушкин жив.

От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: “Ко мне!”
Тут книги у меня. Тут Пушкин!

Ему кричали: “Выходи!”
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил
Лежал, как мёртвый на подушке,
И первое, что он спросил,-
Придя в сознание: “А Пушкин?”
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: “Пушкин жив!”

4. Последнюю часть нашего урока мы посвятим музыке, произведениям, написанным на сюжеты пушкинских произведений.

Учитель. После изучения романа “Евгений Онегин” мы были с вами в театре и слушали оперу.

Ученик. Музыка написана Петром Ильичом Чайковским. Он не ставил задачу охватить все проблемы романа. У оперы есть подзаголовок – “лирические сцены”. Это говорит о стремлении автора показать, прежде всего, мир чувств героев. Центральное место в опере занимают герои, жизнь которых основана на любви – Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В характеристике Ленского нет и тени иронии, столь часто звучащей у Пушкина. Основа его партии – ариозо “Я люблю Вас, Ольга” и большая ария “ Куда, куда вы удалились”. Музыка, построенная на протяжённых лирических темах, полна такой эмоциональной силы, что порой абсолютно меняет восприятие текста. Например, стихи “Куда, куда вы удалились”, посвящённые Ольге, Пушкин комментирует довольно ядовито (“Так он писал темно и вяло”), а в опере они звучат очень искренно и проникновенно. Послушаем эту арию в исполнении Н.Баскова.

Ученица. В партии Татьяны психологически выразительна каждая фраза. Даже в сцене бала, где героиня находится на втором плане, её короткие реплики полны тонких музыкальных нюансов. Кульминация в развитии образа – сцена письма к Онегину. Это большой монолог, основанный на сочетании декламации с напевными темами. Музыка передаёт душевное смятение Татьяны: решимость внезапно сменяется сомнениями, любовь – тоской, но форма монолога сохраняет логическую чёткость и ясность.

Образ Онегина менее интересен. Неспособность к серьёзному чувству перечёркивает в глазах композитора его достоинства. Партия героя приятна для слуха, выигрышна для певца, но написана так, словно автор нарочито стремился заключить её в узкие рамки амплуа героя – любовника. Даже в финале оперы (когда Онегин полюбил Татьяну) он не имеет самостоятельных тем: ариозо из третьего действия и реплики в заключительном дуэте – лишь повторение основных эпизодов сцены письма. Послушаем ещё один фрагмент из оперы.

Ученик. Сюжет повести “Пиковая дама” П.И. Чайковский изменил очень серьёзно. Главный женский персонаж – Лиза из бедной воспитанницы- приживалки превратилась во внучку и наследницу старой графини. Героя оперы, Германа, Чайковский заставил полюбить Лизу: узнать тайну трёх карт и разбогатеть ему нужно, чтобы сделать девушке предложение. Однако постепенно жажда богатства превращается у Германа в навязчивую идею, которая лишает его разума. Действие оперы перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины 2.

Музыка точно воссоздает атмосферу екатериненского времени. В сцене бала (2 действие) дан изысканный вставной номер – пастораль “Искренность пастушки”; дуэт Лизы и её подруги Полины тонко имитирует бытовой романс конца XVIII века. Но главная задача музыки – раскрыть внутренний мир героев.

Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический “нерв” оперы – партия Германна. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя – как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария “Что наша жизнь? Игра!” построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности. Сейчас прозвучит эта ария.

Ученик. Значительное место в творчестве П.И. Чайковского занимают романсы. Романсы композитора – это маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель чувствует, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя. Один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков. К сожалению, романсов Чайковского на стихи Пушкина у нас нет, и мы послушаем произведения других авторов. Это романсы Г. Свиридова “Зимняя дорога”, “Подъезжая под Ижоры” в исполнении Б. Гмыри.

Учитель. Подводя итог всему услышанному и увиденному на уроке, не могу не вспомнить слова критика А.А. Григорьева: “...Пушкин - наше всё”. Время только увеличивает интерес к творчеству поэта, и наш урок подтверждение этому.

Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской поэзии.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли « солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии».

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. « Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал её, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов-старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено-и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!- говорил он.- Каждая есть поэма». Под его лёгким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу - белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

СказкиПушкина не похожи одна на другую. Так, а «Сказке о попе и работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на даровщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».

Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом Петушке»

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда снами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

Выполнила ученица 6 класса Маметьевской ОООШ Альметьевского района, Республики Татарсан

Солнце русской поэзии
Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским (1804-1869), состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце-будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».
Этот некролог разгневал министра народного просвещения С. С. Уварова. Редактор «Литературных прибавлений» журналист А. А. Краевскпй был вызван к председателю Цензурного комитета, который объявил ему о неудовольствии министра: «К чему эта публикация о Пушкине?.. Но чго за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?..» (Русская старина. 1880. № 7).
Возможно, что выражение «солнце нашей поэзии закатилось» было навеяно В. Ф. Одоевскому другим, весьма схожим, из «Истории государства Российского» (т. 4, гл. 2) Н. М. Карамзина. Там историк повествует, как на Руси восприняли весть о смерти Александра Невского в 1263 г. Митрополит Киевский Кирилл, «сведав о кончине великого князя... в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!» Все оцепенели от ужаса, ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время».
Для самого же Карамзина первоисточником послужил памятник русской литературы второй пол. XVI в. «Степенная книга», в котором впервые на Руси была сделана попытка собрать воедино исторические сведения, содержащиеся в разных русских летописях. Фраза из «Степенной книги» звучит так: «Уже заиде солнце земьля Русьмя».

  • - ФАНТАЗИЯ В ПОЭЗИИ есть та основная способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода...

    Литературная энциклопедия

  • - Ж́́АНРЫ поэзии Лермонтова...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - МОТ́́ИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив - устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и лит.-худож...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - РЕЛИГИ́́ОЗНЫЕ МОТ́́ИВЫ поэзии Л. возникают на общем фоне богоборческих настроений. Р. м. важно отличать от обычной для романтич...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - в скандинавской мифологии священный напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение...

    Энциклопедия мифологии

  • - ежемесячный журнал, издававшийся Павлом Никольским в 1814 г., в СПб. Вышло 12 книжек в 6 частях...
  • - кодекс правил, по которым должны были сочиняться песни мейстерзингеров. Т. указывала тридцать две погрешности, за которые полагалось наказание...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Т. принадлежит к числу животных, излюбленных русской народной поэзией...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ода, жанр лирической поэзии и музыки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в скандинавской мифологии священный напиток, дающий мудрость, вдохновение и приобщающий к скальдическому искусству. История о том, как Один добыл богам Мед Поэзии, изложена в "Младшей Эдде"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Митрополит Кирилл о смерти в. к. Александра Невского 1263 г. Ср. Карамзин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - следует признать, что при переводе поэзии возникают совершенно специфические проблемы, ибо форма выражения являются существенным фактором при передаче аудитории духа сообщения...
  • - см. прозаический перевод...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Митрополитъ Кириллъ о смерти В. К. Александра Невскаго 1263 г. Ср. Карамзинъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 гений русской литературы наше все пушкин...

    Словарь синонимов

"Солнце русской поэзии" в книгах

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги автора

«Гамлет» и традиции русской поэзии

Из книги автора

«Гамлет» и традиции русской поэзии В заметке о «Гамлете» Пастернак подчеркивает значение ритма для содержания драмы: «Ритм Шекспира – первооснова его поэзии. Размер подсказал Шекспиру часть его мыслей, слова его изречений. Ритм лежит в основании шекспировских текстов,

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги А теперь об этом автора Андроников Ираклий Луарсабович

СОБРАНИЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1Жизнь и труды Ивана Никаноровича Розанова - маститого профессора Московского университета, талантливого исследователя русской литературы, выдающегося знатока русской поэзии - неотделимы от его библиотеки, которую он собирал в продолжение

B чем сущность русской поэзии

Из книги Куда несешься, Русь? [Мысли у дороги] автора Гоголь Николай Васильевич

B чем сущность русской поэзии Несмотря на внешние признаки подражания, в нашей поэзии есть очень много своего. Самородный ключ ее уже бил в груди народа тогда, как самое имя еще не было ни на чьих устах. Струи его пробиваются в наших песнях, в которых мало привязанности к

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв.

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Балы в русской поэзии и прозе XIX–XX вв. Хрестоматия Тема русских балов нашла свое глубокое и многостороннее отражение в художественной литературе. Поэты и писатели XIX–XX вв. не случайно останавливались на описаниях бальных сцен: они содержали точные детали, помогающие

28. Из суперкомментария к «Письмам о русской поэзии»

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

28. Из суперкомментария к «Письмам о русской поэзии» Рецензируя «Счастливый домик» Вл. Ходасевича, Гумилев написал: «Внимание читателя следует за поэтом легко, словно в плавном танце, то замирает, то скользит, углубляется, возносится по линиям, гармонично заканчивающимся

Приложение 7. Рюриковичи в русской поэзии.

Из книги Рюриковичи. История династии автора Пчелов Евгений Владимирович

Приложение 7. Рюриковичи в русской поэзии. Многие Рюриковичи оставили яркий след в русской поэзии (А. А. Ржевский, И. И. Дмитриев, кн. П. А. Вяземский, кн. А. И. Одоевский, кн. З. А. Волконская, кн. Ф. Н. Касаткин-Ростовский и др.), но также и ряд эпизодов истории Рюриковичей и образов

Солнце русской поэзии

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Солнце русской поэзии Из единственного извещения о смерти А. С. Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским

Антология русской поэзии

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Антология русской поэзии Наконец появилось первое сообщение о выходе антологии русской поэзии в Польше. Обещана антология была давно, еще весною этого года. Насколько помнится, издателем ее тогда был объявлен Варшавский Пушкинский Комитет. Тогда же в печати

Письма о русской поэзии

Из книги Том 10. Публицистика автора Толстой Алексей Николаевич

Письма о русской поэзии Россия, кажется, единственная страна, где сохранилась еще живая старина, где Рерих или Билибин могут воочию видеть быт допетровского времени, а фольклористы записывать в граммофон былины одиннадцатого века.Замечено, что чем древнее поэтическое

ПИСЬМО О РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги О поэзии автора Мандельштам Осип Эмильевич

ПИСЬМО О РУССКОЙ ПОЭЗИИ В блестящее время парижских, брюссельских, нижегородских и прочих всемирных выставок существовал обычай возводить архитектурные постройки в стиле чего угодно, но обязательно грандиозно.Сооружения эти, олицетворявшие художества, кустарную

АМЕРИКАШКА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Бродский глазами современников автора Полухина Валентина

АМЕРИКАШКА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ Интервью с Юрием Кублановским29 мая 1989, ПарижНе помните ли вы ваше первое впечатление от стихов Бродского?Первый раз я прочитал Бродского в 1964 году, как только поступил на первый курс искусствоведческого отделения МГУ. Я был тогда 17 -летний

АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Проблема культуры (сборник очерков и статей) автора Белый Андрей

АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ Панмонголизм! Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. А. Блок IНет никакой раздельности. Жизнь едина. Возникновение многого только иллюзия. Какие бы мы ни устанавливали перегородки между явлениями мира - эти перегородки невещественны и немыслимы

Солнца русской поэзии

Из книги автора

Солнца русской поэзии /Завещание ленинцев/На дворе стоит душное огнедышащее лето 2014 года. Соображать в такой духоте очень трудно. Трудно думать о дне сегодняшнем, а вспоминать и анализировать историю своей нации, своей страны, своей родной культуры - просто не

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Из книги Время Бояна автора Сычёва Лидия

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ