Путешествие в осенний лес. Игра – занятие «Путешествие в осенний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Приоритетная образовательная область
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?

Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)


Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.



Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).


Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),


затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.


Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.


Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»

Цели занятия:

Коррекционно – образовательные цели:

Обобщение представлений о золотой осени и типичных осенних явлениях в природе;

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления о ней;

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование слов в предложении в роде и падеже);

Совершенствование навыка чтения;

Совершенствование связной речи;

Совершенствование темпо – ритмических движений;

Совершенствование навыка деления слов на слоги.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие произвольного внимания, восприятия;

Развитие выразительности движений в пантомиме;

Развитие диалогической речи;

Развитие тонкой, общей моторики, ловкости;

Развитие наблюдательности в экспериментальной деятельности;

Развитие правильного диафрагмального дыхания;

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимовыручки, активности, ответственности.

Словарная работа: животные, холода, щекотки, подосиновик, подберёзовик; прятаться, улетают.

Методическое обеспечение: макеты деревьев, набор предметных картинок с изображением диких животных и их жилищ, плоскостное изображение деревьев, карточки – слова, пёрышки, муляжи грибов, пластилин, сосуд с молоком, магнитная доска, мольберт, магнитные буквы, большие мячи.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью голосов птиц, природных явлений.

Мотивация: путешествие в осенний лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие – игра «Путешествие в осеннем лесу».

Организационный момент.

(Дети вместе с воспитателем заходят в группу, оформленную, как осенний лес.)

Пантомима «Прогулка в лес».

Заблудились мы в лесу. (Грустно)

Закричали все: «АУ!» (Громко)

Никто не отзывается (Печально)

Лишь эхо откликается. – «А – У!»

  1. Введение в тему.

Логопед.

  • Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья укрываю.

Но не касаюсь сосен. Я называюсь …

Дети: - Осень.

Логопед.

  • Закройте глаза! (Надевает венок из осенних листьев) Один, два, три. Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу.
  1. Основная часть занятия.

Игра «Наряди дерево».

Логопед.

  • Мой лес называется золотым. Как вы думаете почему?

Дети.

  • Потому что деревья и кусты украшены желтыми листьями.

Логопед.

  • Все деревья красивы. Только эти деревца потеряли свои наряды. Давайте поможем им нарядиться в свою листву.

Дети выходят к магнитной доске поочередно. Один ребенок читает слово, а другой выбирает нужные листья, образуя относительные прилагательные. И так все дети.

ДУБ - На дубе растут дубовые листья.

СОСНА - На сосне растут сосновые иголки.

БЕРЕЗА - На березе растут березовые листья.

РЯБИНА - На рябине растут рябиновые листья.

Игра «Звериные домишки».

Логопед.

  • Посмотрите вокруг. Кто живет в лесу?

Дети.

  • В лесу живут дикие животные.

Логопед.

Тихо, тихо на опушке,

Уж кукушки не слыхать.

И готовятся зверюшки

Зиму долгую встречать.

Дети подходят к магнитной доске. Они должны поочередно приложить фигурку дикого животного к подходящему жилищу, составив предложение по образцу.

Дети.

  • Волк спрячется в логове.
  • Медведь спрячется в берлоге.
  • Белка спрячется в дупле.
  • Крот спрячется в норе.
  • Заяц спрячется под кустом.
  • Лось спрячется за кустом.
  • Лиса спрячется в норе.
  • Ёж спрячется в корнях деревьев.

Логопед.

  • Молодцы! Теперь животным не страшны зимние холода.

Я, ребята, вас ждала

И подарки припасла.

Дети.

  • А где подарки?

Логопед.

  • У меня есть сундучок. Только не пойму, где он.

(Появляется Лесовичок)

  • Это я ваш сундучок спрятал. Беда, ключи-то потерялись. Найдите их ребята. На сундуке пять замков. Сколько ключей будете искать? (Пять.)

Дети идут в кабинет ИЗО-деятельности.

  • Здравствуйте, Любовь Станиславовна. Мы ищем ключик. Помогите нам его найти.
  • Я помогу вам его найти. Для этого вы помогите мне украсить картину.

Дети по образцу воспитателя раскатывают маленькие шарики и складывают их на дощечках.

Логопед проводит пальчиковую зарядку.

Рябинка на солнышке греет бочок!

Иди же, рябинка, к нам в кузовок!

(Волнообразные движения пальцев. Смыкание пальцев в замок. Движения вверх-вниз.)

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили.

(Круговые движения замка. Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут

И опять лепить начнут.

(Поглаживание каждого пальца.)

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

(Руки в стороны. Хлопают в ладоши.)

Дети доделывают коллективную работу «Рябинка» и получают ключ.

Все вместе идут в избу, где их ждет педагог-психолог.

Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки. Присаживайтесь за стол. Я тоже когда-то была маленькой девочкой и ходила в детский сад.

Там у меня было много друзей. И одного я привела к вам сегодня. Это Кузя!

Кузя здоровается с детьми за руку. Проводит игру с перышками «Апчхи».

Я щекоток не боюсь,

Только весело смеюсь:

Ха-ха-ха, хи-хи-хи!

Апчхи, апчхи!

Логопед.

  • Налетел ветерок и полетели наши перышки высоко-высоко. Давайте подуем на перышки, как ветерок. Как он дует?

Дети рассказывают, как правильно делать вдох и выдох. Выполняют дыхательное упражнение.

Педагог отдает следующий ключик.

Дети с логопедом идут к музыкальному руководителю за ключом.

Я отдам ваш ключик. Только поиграйте со мной в музыкальную игру «Найди своё дерево» .

Логопед.

В шляпе бархатной – увы! –

Он стоит без головы.

У него одна нога,

Да и та без сапога. (Гриб)

Логопед и воспитатель в роли деревьев. Подосиновики под осиною, подберезовики – под березою. Под музыку грибы разбегаются по залу, по окончании музыки грибы должны найти свои деревья.

Дети получают ключ.

Логопед.

  • В моем лесу бывает такое явление природы. Угадайте.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман.)

Воспитатель по экологии проводит эксперимент с молоком, наглядно показывая плохую видимость во время тумана.

Ребенок выкладывает слово «туман» на магнитной доске.

За хорошую работу ему вручается ключ.

Детей зазывает к себе в зал воспитатель по физической культуре.

  • Здравствуйте, ребята! Я знаю, зачем вы ходите по лесу. Чтобы его получить, мы с вами поиграем.

Игра «Выбери картинки».

Дети разделились на две команды. Первая команда выбирает картинки с с двумя слогами, а вторая – с тремя. Проводится в виде эстафеты. Поиграв, дети получают ключик.

В группе. Подбирают по цвету ключики к замкам. Открывают сундук. Там корзина с большими яблоками.

Логопед.

А вот и мои подарки. Дети, мы совершили удивительное путешествие. Каждый из нас стал мудрее, умнее. О чем вы хотели бы рассказать другим детям и своим родителям? (Ответы детей.)

Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора,

Что поделать, ждут дела!

Добрых вам улыбок, щедрой осени, безбедной зимы. До свидания!


(Средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях путем применения игровой формы обучения.

  • Уточнить знание детей о видах деревьев, их отличительных признаках.
  • Закреплять представления о диких животных, их жилищах, и их детенышах.
  • Развивать любовь к природе, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
  • Пополнять словарный запас детей образованием прилагательных.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
  • Развивать коммуникативные способности.

Дидактическое оборудование:

Нарисованная картина с изображением деревьев осенью (дуб, ель, клен, береза, рябина); вырезанные и разукрашенные осенние листья деревьев с клейкой обратной стороной; шапочки с изображением диких зверей (заяц, мышь, ёж, белка, лиса, волк, медведь); плакаты с изображением жилищ диких зверей; картинки с изображением диких зверей и их детенышей.

Музыкальное обеспечение: С.Михалков, М. Старокадомский «Песенка друзей» из кинофильма «Веселые путешественники», П.И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что сейчас осень?

Дети: Желтые, красные листья, опадают с деревьев, идет дождь, небо хмурое….

Воспитатель: Давайте подумаем и поиграем в слова с вами. Погода осенью бывает разная. Если идет дождь, то погода…

Дети: Дождливая

Воспитатель: Если ветер дует…

Дети: Ветреная

Воспитатель: А когда на улице холодно, погода…

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если на улице пасмурно, то погода.

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если солнце светит…

Дети: Солнечная.

Воспитатель: А что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, меняют свою шубку на зимнюю, заготавливают еду, готовятся к спячке…

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На поезде, на автобусе, на самолете, на пароходе, на машине….

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в лес! Вы согласны, готовы к путешествию?

Воспитатель: Дети, мы отправимся в лес на машине, Давайте возьмемся за руль, заведем машину «Р-р-р-р».

По дороге прямо ехали,

На горку въехали,

Прямо поехали,

Через мостик переехали,

В лес заехали,

На полянку приехали.

(Воспитатель вместе с детьми имитируя движение «за рулем», двигается к картине с деревьями (дуб, ель, рябина, клен, береза) под музыку «Песенка друзей».)

Воспитатель: Приехали мы в лес, а в лесу растут такие красивые деревья! Как называется это дерево?

Дети: Ель.

Воспитатель: Как вы узнали, что это ель?

Дети: У этого дерева не листья, а иголки.

Дети: Береза.

Воспитатель: А как можно узнать березу?

Дети: У этого дерева белый ствол.

Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите?

Дети: Это рябина. На ней красные ягоды.

Воспитатель: Скажите название этого дерева?

Дети: Клен. У этого дерева листья похожи на ладошки.

Воспитатель: Кто узнал это дерево?

Дети: Дуб.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это дуб?

Дети: У него толстый могучий ствол.

Воспитатель: Ребята, а скажите, как устроено любое дерево?

Дети: У дерева есть корень, ствол, ветки, листья…

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в листочки и поиграем:

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, и листочки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько листьев у нас на ковре, ветер сорвал их с деревьев. Давайте их поднимем, и определим, с какого дерева эти листочки.

(Листья лежат на ковре, дети поднимают их и приклеивают их к деревьям, определяя с какого дерева листок.)

Воспитатель: Давайте мы с вами будем называть листочки:

Дети: Березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, еловая веточка.

Воспитатель: Ребята, с листочками мы справились. В лесу осенью происходит много интересного, звери к зиме готовятся, давайте продолжим наше путешествие. Снова возьмем руль, поехали….

(Движение под музыку в сторону плакатов с «жилищами» лесных зверей.)

Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. А полянка у нас волшебная. Мы с вами превратимся в зверей. Оденем шапочки с изображениями животных и поможем им найти свое жилище. Вспомним, как они к зиме готовятся.

Дети одевают шапочки и выбирают соответствующий плакат с изображением жилища зверей.

Воспитатель: Белки, как ваш домик называется? Как вы к зиме готовитесь?

Дети: Примерные ответы. (Дупло, собирают шишки, орехи, грибы.)

Воспитатель: Ёжики, а вы к зиме готовы? Где ваш домик?

Дети: Примерные ответы. (Гнездо из листьев, к спячке готовятся…)

Воспитатель: Медведи, а где же ваше жилище? Что зимой делать будете?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Мышки, как называется ваш домик? Вы к зиме готовы?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Лисички, а где ваше жилище? У вас какие изменения к зиме?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Волки, а как же ваше жилище называется?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: А где же домик зайчат? Как зайчик к зиме готовится?

Дети: Примерные ответы.

Воспитатель: Как у нас здорово получилось, все звери лесные к зиме готовы, у всех есть свой «домик». Снимаем наши волшебные шапочки, и отправимся с вами в детский сад.

(Движение под музыку к столам с незавершенными аппликациями «звери и их детеныши».)

Воспитатель: Ребята, здесь художник оставил вам портреты лесных зверей, но не успел разместить детенышей зверей в одной рамочке. Давайте мы поможем.

(Наклеивание детенышей зверей на одну рамочку к их «мамам» под музыку И.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».)

Воспитатель: Ребята, у вас очень хорошо получилось! Давайте мы скажем, как называют детенышей зверей:

У мышки… у ежихи… у зайчихи… у белки… у лисы… у волчицы… у медведицы…

Дети: Мышонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок.

Воспитатель: Хорошее путешествие у нас получилось, мы побывали в осеннем лесу, увидели, как звери к зиме готовятся. А эти замечательные портреты лесных зверей останутся нам в память о путешествии!

Список литературы:

  1. Дидактические игры и занятия. И.А.Лыкова, Москва, 2010.
  2. Подвижные и речевые игры. Составитель А.А.Гуськова, Волгоград, 2014.
  3. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Парамоновой л. Олма Медиа Групп, 2013.

Цель: Дать детям первоначальные знания о лесе.

Задачи:

Выявить представления детей о том, почему осенью деревья сбрасывают листья, как животные леса готовятся к зиме и пополнить их новыми знаниями.
Упражнять в умении вести диалог, учить думать, рассуждать.
Закрепить умение различать грибы (съедобные и несъедобные); называть их.
Развивать любознательность.
Учить детей видеть красоту природы, беречь ее.
Воспитывать стремление глубже проникать в ее тайны.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню — земляникой
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю сыроежкой . (лес)

А вы знаете, что такое лес?
(ответы детей)
Лес — не только много деревьев. Это и кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. А какое сейчас время года? Лес осенью выглядит нарядно, празднично. Люди ходят в лес погулять, подышать лесным воздухом. Это очень полезно для здоровья. А вы хотели бы побывать в лесу. Тогда не будем терять времени. Я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.

Звучит музыка.

Воспитатель. Вот мы и пришли.
Воспитатель. Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей томится Что за зверь, что за птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель. Дети, что-то тихо в лесу. Не слышно пения птиц. Вы не знаете почему?
(ответы детей).
Воспитатель. Но зато как здесь красиво! Какая чудесная полянка! Как нарядно выглядит березка, стройные молодые елочки, сколько здесь грибов, ярких листьев!
-Дети, мне кажется, что до нас на этой полянке кто-то побывал. Не догадались кто? (Осень)
Воспитатель. Да, это осень позолотила листья березы, раскрасила листья клена, рябины. А почему деревья сбрасывают листья осенью?
(Ответы детей).
Воспитатель (делая вывод) Сбрасывая листья, деревья защищают себя от холода. Листочки укроют землю сплошным ковром, защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями дольше сохранит влагу от растаявшего снега. Так что листья на земле — это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель. В лесу живут очень много зверей. Какие?
(Ответы детей)
Воспитатель. А чем заняты животные осенью?
(готовятся к зиме).
Неплохо было бы увидеть сейчас обитателей леса. Но к сожалению животные не умеют разговаривать и если бы мы даже и увидели их, то они нам ни»в чем не рассказали. Но я могу это исправить. Вы хотите, чтобы здесь появились лесные зверушки.
Присядьте на пенечки, отдохнем с дороги. Я одену сейчас на вас шапочки лесных зверей и вы расскажете, как они готовятся к зиме, (одеваю шапочки зайца, ежа, белки, медведя).
Воспитатель. Расскажите ежи, как вы подготовились к зиме и что вы будете делать зимой? А когда проснетесь?
(Ответы детей)
Воспитатель. А теперь, пусть зайчики расскажут, готовы ли они к зиме. Зачем вы шубки будете менять?
-Белочки.
Воспитатель (дополняет ответы детей). Животные летом и осенью накапливают в организме запасы питательных веществ, жира. Жир не дает животным замерзать зимой, позволяет переносить голод и даже совсем обходиться без пищи (еж). У животных происходит линька. Мех становится более густым, особенно на брюшке (у зайца) и не заметным на снегу (белая шубка - у зайца, серебристо-белая — у белки). Белки делают запасы орехов, желудей, грибов. Некоторые животные залегаютв спячку (еж). Почему?
(Ответы детей) .
Воспитатель. А кто из животных еще спит? (Медведь)
Воспитатель. Мишенька, пока ты не уснул, дети с удовольствием поиграли бы с тобой в игру.

Игра «У медведя во бору».

(Звучит песня из кинофильма Красная шапочка)

Выходит под фонограмму девочка, одетая в костюм Красной Шапочки.

Воспитатель. Дети вы не знаете, кто это пел песенку? Здравствуй Красная Шапочка. Куда ты идешь?
Красная Шапочка. К бабушке. Мне хочется набрать грибов для нее, да только я не умею ихсобирать. Вы мне не поможете. Вон сколько здесь грибов, попробуй разберись!
Воспитатель. Не волнуйся Красная Шапочка, мы тебе поможем. Правда, дети, вы ведь знаете грибы. Давайте вспомним какие бывают грибы (съедобные и несъедобные). А можно рвать и собирать ядовитые грибы? (нельзя, они нужны животным.Некоторые животные их едят и лечатся ими).Воспитатель и дети собирают на полянке грибы, приговаривая слова
— грибочек, грибок, масляный бок
серебряная ножка,
полезай в лукошко.
Или — пройдем стороной.
Не возьмем тебя с собой.
Красная Шапочка. Спасибо, дети за помощь. Вы мне помогли грибы собрать, а я вас пирожками угощу.
Воспитатель и дети. Спасибо Красная Шапочка.
Красная Шапочка. Ну мне Пора, меня бабушка ждет.
Воспитатель. Нам тоже пора возвращаться в д/сад. Понравилось вам в лесу? Тогда мы обязательно еще придем сюда. И с каждой прогулкой лесных чудес будет все больше и больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.

Экологическая прогулка в старшей группе детского сада "Путешествие в осенний лес"

Название прогулки: «Путешествие в осенний лес»
Форма проведения тематической прогулки: прогулка-поход
Возрастная группа: старшая группа
Время проведения прогулки: первая половина дня
Продолжительность прогулки: 45 минут
Цель: создание ситуации развития детей по формированию представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Задачи:
способствовать развитию умения у детей устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи;
способствовать развитию у детей умения выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезон;
создать условия по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе.
Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя и дикой ранетки с почками, листья, таз, игрушка-ёжик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.Воспитатель:
Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только с начало побудем немного на опушке и рассмотрим песок.

Опыты с песком, наблюдения
Цель – создание условий по развитию умения различать и называть свойства песка.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Дети: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Из песка можно лепить. Цветом он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
Воспитатель: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. (Воспитатель просит, одного ребенка пройдись по песку и рассказать о своих ощущениях.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. (Воспитатель просит выбрать ребенка, который будет дождиком, он должен взять леечку и полить цветок.) Куда ушла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно? (Выбирают дети, кто выполнит следующее задание.) Пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, ребенок ушел, а что осталось на песке?
Дети: Следы.
Воспитатель: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Дети: Песок остается на подошве.

Наблюдение№1
Цель – создание условий по развитию умения наблюдать, делать выводы, что песок состоит из песчинок.
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит очень маленьких песчинок.

Наблюдение №2
Цель – создание условий по развитию умения сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование.
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать. Слушать стук при падении камня, шуршание струйки песка.
Воспитатель: Назовите свойства камней.
Дети: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
Воспитатель: Песчинки – это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга.

Опыт №2
Воспитатель: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.
В лесу
Воспитатель.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои!
С. Погореловский

Игровое упражнение «Продолжи слово»
Воспитатель: Давайте докажем лесу, что мы свои.
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово.
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я бел-ка, кА-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.п.

«Правила друзей леса»
Воспитатель: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.
Дети: Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они – санитары леса. Нельзя ловить насекомых – бабочек, божьих коровок, - они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору, нельзя подходить близко, что не напугать лесных обитателей.
Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.)
Ответы детей. (Лес - это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
Воспитатель: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Дети: Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц.
Воспитатель: Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это… а что можно в лесу?
Дети: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями – цветами, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Признаки поздней осени (закрепление)
Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку, держа нить в своей руке. Дети называют признаки осени – клубок идет по кругу.
Воспитатель: Дни короткие, а ночи длинные, темные.
Дети: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит, но не греет. Идет дождь иногда со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки.

Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
Дети выполняют образные движения согласно тексту.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий,
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно.
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень –
Разлетается листья вмиг.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся.
Дети: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы не поить и не кормить, - им самим нужны силы, чтобы пережить зиму. Листья сбрасывают на землю, под корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает снег, и ветки сломаются под его тяжестью.
А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют… что? (Предположения детей.)
Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками): какие они по форме, величине, цвету? (Ответы детей.) Сравните почки тополя и дикой ранетки. (Ответы детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут?
Дети: Нет. Деревья находятся в покое, они как бы спят.
Воспитатель: Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям. Кустам осенью и зимой для утопления. А сейчас еще и снежок прикрыл их.

Опыт с листьями
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуйте какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: Почему листья завяли засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку. Посмотрит на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья – это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими, и не будут шуршать).

Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком
Воспитатель: Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игрушку-ёжика.) Ёжик еще маленький и не знает, где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы можете подсказать, где он и как может перезимовать. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные могут приготовить гостям осенний рисунок – «рисовать» они будут песком.
Дети создают макет и «рисуют» песком.

Опыт «Сухим из воды»
Цель – создание условий для демонстрации существования атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься)
Воспитатель: Ребята посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла.
Дети заглядывают в тарелку с водой – там лежит ключ.
Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы.
Дети предлагают разные способы и проверяют их.
Воспитатель: Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнаружив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан.

Экологическое кафе
Воспитатель: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе. Приходите. Неслучайно такое кафе открылось именно в лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, ребята, вы хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину !
1.Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
2.То рыжая, то серая, а названьем – белая. (Белка)
3.Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках. (Заяц)
4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. (Ежи)
5.Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (Волк)
А теперь, девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!
П/и «Обитатели леса» (Дети изображают медведя, зайца, волка, лису.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам было трудно выполнять задания. Проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки.