Игры английский язык для студентов грамматика verb. Игра «Кругосветное путешествие»

Данные игры преследуют цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую творческую активность учащихся.

Хотелось бы привести примеры таких игр:

I. Hide-and-Seek in a picture.

Учитель говорит: "Let"s play hide-and-seek today!"

P: I want to be "It"

T: Let"s count out.

Выбрали водящего. Ребята было собрались уже прятаться, как их постигло разочарование: оказывается, прятки будут ненастоящие. "Спрятаться" надо мысленно за одним из предметов комнаты, изображенной на большой картине. Интересней всего водящему - он пишет на записочке, куда спрятался, и отдает ее учителю. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, класс читает присказку, которая обычно сопровождает эту игру у английских детей:

Bushel of wheat, bushel of clover:

All not hid, can"t hide over.

All eyes open! Here I come

Начинают "искать":

P 1: Are you behind the wardrobe?

It: No, I am not.

P 2: Are you under the bed?

It: No, I am not.

P 3: Are you in the wardrobe?

It: No, I am not.

P 4: Are you behind the curtain?

Отгадавший получает одно очко и право "прятаться".

В каждой игре требуется ведущий, ведь его роль особо велика, а исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры и заряжать всех своим азартом. Так, например, успех следующей игры зависит от того, как поведет себя учитель, так как здесь сюжет игры построен на комичности ситуации.

II. I took a Trip.

Класс изучал глагольные формы в Past Indefinite.

Воспользовавшись тем, что ученики во время ездили куда-нибудь, учитель задает вопрос: "You went on a trip. What did you take with you?"

Pupils: I took a suitcase. I took a clock.

I took a book to read. I took a dog.

I took a food basket. I took a coat.

I took an umbrella. I took a note-book.

Teacher: Very good. But I know very well that that was the only thing you took. Yes, don"t be surprised. That was a very unisual trip.

Ученики начали понимать, что учитель снова что-то придумал и что они должны подыграть:

Katya took only a suitcase, Misha took only a food basket, Andrei took only a clock, in a word, each took only one thing. Is it clear? All right. Let"s go on. I want to ask:

What did you eat? Remember that you took only one thing with you.

Katya: I ate a book.

Andrei: I ate a clock.

Jane: I ate a dog.

Kolya: I ate an umbrella.

Ребята засмеются обязательно и от души. Затем учитель объяснит, что по правилам игры смеяться как раз нельзя, а тот, кто не выдерживает выходит из игры.

Продолжая игру, учитель может спросить:

What did you put on your head?

What did you put on your feet?

What kind of transport did you go in?

Для игры можно использовать и другие зачины, например:

You went to the park. What did you see there? You went to the market. What did you buy there?

Важно только понять принцип: отвечая на первый вопрос, ученики запоминают каждый свой предмет, который затем должны называть в ответах на другие вопросы учителя.

1. Цель игры - отработка предлогов, вопроса Were was …? и ответов на него.

Учитель раскладывает на столе предметы, названия которых на английском языке известны учащимся: книгу, ручку, пенал. Затем он оставляет на столе книгу, ручку вкладывает в книгу, а пенал прячет в стол. Дав ребятам одну -две минуты, что бы запомнить, где находятся предметы, учитель снова раскладывает их на столе, а затем задает детям вопросы:

T: Where was the book?

T: Where was the pen?

P 2: The pen was in the book.

T: Where was the pencil-box?

P 3: The pencil-box was in the table.

Затем учитель делает вид, что забыл, где находились предметы. Учащиеся напоминают ему

P 1: The book was on the table.

2. Задача данной игры состоит в том, чтобы закрепить в памяти учащихся пройденную лексику и оборот There is …

Группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы.

P 1: There is a book in the box.

P 2: There is a pencil in the box.

P 3: There is a pen in the box.

Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.

1. В процессе игры повторяется пройденная лексика.

Первый вариант игры. Учитель вывешивает на доске 2 картинки (зараннее подготовленные), обращая внимание учащихся на то, что они на первый взгляд почти идентичны. Дается время на то, чтобы ребята сравнили эти две картинки и сказали бы, чем они отличаются друг от друга. Затем учитель убирает картинки и просит ребят назвать те предметы, которые на них изображены.

Второй вариант игры. Учитель вывешивает на доске заранее подготовленную картинку, где, например, яблоко синее, собака зеленая и т.п. Он просит учащихся внимательно посмотреть на картинку, назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному.

Например:

P 1: I see a blue apple. Apples are not blue. Apples are green, red and yellou.

Затем учитель, как и в первом случае убирает картинку и просит ребят перечислить все предметы, которые на ней изображены.

P 1: In the picture i see a tree.

P 2: In the picture i see a house.

Можно усложнить игру, попросив учащихся назвать так же цвет предмета, его размеры или форму.

P 1: In the picture i see a green tree.

P 2: In the picture i see a large white house.

2. В процессе данной игры школьники задают вопросы, отвечают на них в Ptesent Indefinite Tense и описывают тематические картинки.

Учитель дает первой команде картинку (например, по теме "Классная комната") и предлагает ребятам в течении двух-трех минут внимательно ее рассмотреть. Затем он передает картинку членам второй команды, которая задает вопросы своим противникам. Например:

How many desks are there in the crass room?

Where is the chair?

What things do you see on the desk?

Where is the book?

После ответов на вопросы, правильность которых контролируются членами второй команды, картинка вывешивается снова, и члены второй команды описывают ее.

Грамматические игры на начальном этапе
обучения немецкому языку
Игры – это эффективный прием работы в становлении грамматического
навыка, где грамматический материал применяется в различных ситуациях.
В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели
самостоятельность ­ подросток настолько овладел этими функциями, что
теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В виду того, что память
приобретает логический характер, внимание подростков необходимо все
время поддерживать, способность фантазировать хорошо отражается на
творчестве, а абстрактное мышление начинает развиваться. Вследствие этого
применения развивающих игр в изучении грамматики на уроках иностранного
языка вполне уместно, т.к. именно игры поддерживают внимание и интерес на
уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся.
Все авторы методических пособий рекомендуют использовать игры на уроках
иностранного языка. Основной целью учебных игр является развитие навыков
(грамматических, лексических, речевых) и умений (монологического и
диалогического высказываний).
Предпочтения к играм у детей налицо: усвоение нового материала при
использовании игр на уроках иностранного языка быстро, и от игр учащиеся
менее всего устают.
Игра ­ это особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил, представляющее собой небольшую
ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со
своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.
Игра всегда предполагает принятие решения ­ как поступить, что сказать.
Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность
играющих, где на дальнейших этапах развития общества игры получили
широкое распространение, увеличилось разнообразие их форм. Сейчас игры
прочно вошли в методическую науку и стали надежными помощниками
учителей начальных классов.
Применение игры на уроках немецкого языка полезно и имеет много
положительных сторон, так как именно игра, по мнению психологов, является
ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, а применительно к
иностранному языку на начальном этапе изучения игровая мотивация –
ведущая в изучении грамматического материала.
1

Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях,
характерных для окружающей их действительности. Существует множество
методических пособий, предлагающих большое разнообразие грамматических
игр для уроков иностранного языка.
Грамматические игры преследуют следующие цели:
­ научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих
определенные грамматические трудности;
­ создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
­ развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Таким образом, грамматические игры служат для автоматизации
грамматических навыков у учащихся, для обучения грамматической стороне
устной речи. Для того чтобы было легче овладеть системой действующих в
языке грамматических форм для осуществления устно­ речевого общения
предлагаю детям поиграть в следующие игры: игры с предметами, игры с
картинной наглядностью, тесты, игры типа «Отметь правильные слова»,
«Собери предложения» и др.
1. Игра «Кто что делает?». “Wer was macht?” (2­5 класс) помогает
активизировать употребление глаголов в 3 лице единственного числа.
Учитель показывает классу картинки за картинкой, на которых
изображено лицо, выполняющее какое­то действие и говорит, например:
“Der Junge schreibt”. Иногда учитель «ошибается» и называет другое
действие, которое он показывает. Например, показывая картинку, где
девочки танцуют, он говорит: “Das Mädchen springt”. Учащийся,
согласившийся с учителем, выбывает из игры.
2. Игра «Скорый поезд» “Der Schnellzug”(Тема «Модальные глаголы», 4
класс) помогает закреплению в речи модальных глаголов wollen, können,
müssen с различными глаголами и словосочетаниями. На доске
помещаю глагол können и рядом с ним различные словосочетания и
известные глаголы: tanzen, springen, singen, malen, Ball spielen, am
Computer spielen,
schreiben. Учащимся предлагается проговорить
вместе с учителем “Ich kann…” и окончание фразы в заданном темпе.
Темп постепенно ускоряется и ребята всё быстрее произносят
предложения. Ученик, не успевший одновременно со всеми закончить
фразу по схеме, считается «отставшим от поезда». Игра повторяется
2

заново, только вместо “Ich kann…” тренируем формы глаголов “Ich
will…” “Ich muss…”.
3. Игра «Стоп» “Stopp!” (Тема «Порядковые числительные», 4 класс)
хорошо отрабатывает порядковые числительные, освоение которых
представляет некоторую сложность. В процессе игры учащиеся хором
повторяют за мной количественные числительные. По команде «Стоп»
одному из учеников предлагается преобразовать количественное
числительное(которое только что было названо) в порядковое. Если
учащийся сделал ошибку, товарищ может его поправить.
4. Игра «Комментатор» “Kommentator” (Тема «Спряжение глаголов в
«Präsens», 2­3 класс) способствует освоению РО (называние действия) в
настоящем времени в 1 лице единственного числа. Учащиеся по очереди
выполняют действия и комментируют их.
Ich lese. Ich spiele. Ich schaukle. Ich male. Ich sehe. Ich rechne. Ich
zähle.
Ученик получает фишку за каждое правильное прокомментированное
действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество
фишек.
5. Игра «Ленивец» “Der Faule” (Тема «Будущее время» 7 класс) служит
для тренировки грамматической временной формы Futurum. Учитель
предлагает детям выполнить его команды. Но дети ленятся и
отказывают ему, пообещав сделать это вечером.
Kämme dich! Ich werde mich am Abend kämmen!
Putze die Zähne! Ich werde die Zähne am Abend putzen!
Wasche dich! Ich werde mich am Abend waschen! usw.
6. Игра «Угадай­ка!» “Rate mal“ используется для тренировки в
употреблении модального глагола wollen (2­4 класс). Учитель даёт
задание ученикам загадать желание, опираясь на вывешенные картинки
(на них изображены дети, выполняющие различные действия). Он на
несколько минут выходит из класса. Затем возвращается в класс и
угадывает желание ребят(указывая на картинки).
Wollt ihr Pilze suchen? Nein, wir wollen keine Pilze
suchen.
Wollt ihr Blumen pflücken? Nein, wir wollen keine Blumen
pflücken.
Wollt ihr Schi laufen? Ja, wir wollen Schi laufen.
3

7. Игра «Кто куда?» “Wer – wohin?” (4 касс) автоматизирует РО
(направление действия). Класс делится на 3 команды. Для каждой из
них имеется своя карта. К доске выходят капитан первой команды и
задаёт вопросы к картинкам. Члены команды отвечают, например –
Wohin geht das Mädchen? Das Mädchen geht in die Schule.
Учитель – «судья» фиксирует количество предложений без ошибок
(и вопросы и ответы). После поочерёдного выступления всех команд
подводится итог.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Игру
такого типа можно проводить и для тренировки РО (места действия),
назвав её «Кто где?» “Wer­wo?”.
8. Игра «Замкнутый круг» “Geschlossener Ring”(2 класс) служит для
автоматизации употребления речевых образцов – называние предмета
и его качества. Участники игры поочерёдно расспрашивают, что
изображено на картинке и какого качества этот предмет. Остальные
члены команды отвечают на вопросы.
Was ist das?
­ Das ist eine Schule.
Wie ist die Schule?
­ Die Schule ist alt usw.
Если члены команды сделают ошибку, то круг разрывается, но им даётся
право высказаться до конца. Выигрывает та команда, которая «замкнёт»
круг.
9. Игра «Зеркало» “Spiegel” (2 класс). Закрепляется спряжение глаголов в
первом лице единственного числа. В классе различные действия и
просит учащихся выполнить то же самое. Играющие выполняют те же
действия, но сопровождают их комментариями от первого лица
множественного числа.
10.Игра «Будьте внимательны!» “Seid aufmerksam” (тема «Глаголы
движения», 2 класс) способствует более прочному усвоению глаголов
движения laufen, fliegen, springen, fahren, gehen. Участники игры
выстраиваются лицом к ведущему. Ведущий возвращает мяч ведущему.
По команде “Der Ball fliegt!” ученик бросает мяч ведущему. По команде
“Der Ball läuft” ученик катит мяч по направлению к ведущему и т. д.
Тот, кто выполняет команду неверно, выбывает на время из игры.
Выполнивший распоряжение ведущего безошибочно, становится
ведущим.
11.Игра – цепочка “Kettenspiel” (тема «Школьные принадлежности»
позволяет довести до автоматизма употребление глагола haben,
4

требующего после себя употребление существительных с
неопределённым артиклем. Ученики по очереди называют школьные
принадлежности, какие они имеют. Выигрывает тот, кто не прервал
цепочку.
12.Игра «Собери предложение» “Bilde den Satz” (тема «Свободное
время», 4 класс) служит для проверки знаний учащихся о порядке слов
в предложении. Учитель раздаёт ученикам карточки со словами, из
которых ученик должен составить простое повествовательное
предложение, сначала с прямым порядком слов, потом с обратным.
Слова на карточке: in, wollen,gehen, die Kinder, den Zoo
Die Kinder wollen in den Zoo gehen. (Прямой порядок слов)
In den Zoo wollen die Kinder gehen. (Обратный порядок слов)
13.Игра­тест «Вставь правильный артикль» “Setzt den Artikel in richtiger
Form ein” (тема «В наш город приезжают гости», 5 класс) служит для
тренировки употребления предлогов in, an, auf, zu, требующие после
себя Dat.или Akk.
Учащиеся получают тесты и быстро выполняют их. Побеждает тот, кто
первым правильно заполнит тест.
14. Игра «Отметь правильные слова» “Kreuze richtige Worter an”(6 класс)
способствует повторению спряжения глагола werden.

ich
du
er
sie
es
wir
ihr
sie
Sie
werden
werde
wirst
werdet
wird

Отобранный мной игровой материал школьники усваивают лучше и
быстрее, а уроки, проведенные с детьми в игровой форме наиболее
интересные.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение учебных игр в
изучении грамматического материала на начальном этапе изучения немецкого
языка уместно и просто необходимо в целях формирования грамматического
5

навыка в целом и повышения уровня владения данным грамматическим
материалом. Данную практическую часть я рекомендую использовать
учителям немецкого языка для определения степени усвоения
грамматического материала и уровня сформированности грамматического
навыка у младших школьников.
Используемая литература:
1.Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. Первые шаги. 2­4 класс. М.,
Просвещение, 2012
2. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 5 класса. М., Просвещение, 2012
3. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 6 класса. М., Просвещение, 2012
4. Бим И.Л. Немецкий язык. Учебник для 7 класса. М., Просвещение, 2012
5. Златогорская Р.Л. Читаем по­немецки. Книга для чтения на немецком
языке. М., Дрофа, 2002
6. Китайгородская Г.М. Методик интенсивного обучения иностранным
языкам. М., 1986
7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997
8.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., Просвещение,
1998
9.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978
10.Яцковская Г.В., Каменецкая Н.П. Немецкий язык. Разноцветные ступеньки.
М., Просвещение, 1994

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от свободного обнаружения своих способностей,

какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер.

Использование игр на уроках английского языка даёт хорошие результаты, повышая интерес ребят к обучению и позволяя сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, т.е. общения во время игры.

На мой взгляд, игры способствуют выполнению следующих методических задач:

Стремясь привить детям любовь к иностранному языку, учитель должен так строить свои занятия, чтобы ребенок испытывал от них такое же удов-летворение, как и от игры. Ведь именно в игре способности ребенка могут проявиться особенно полно, а порой и неожиданно.

В книге «Уроки иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «Игра – это:

Деятельность;

Мотивированность, отсутствие принуждения;

Индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

Развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Дети над этим редко задумываются. Для них игра просто увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить».

Детская игра – понятие широкое. Она представляет собой определенную ситуацию, причем в ходе игры данная ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Таким образом, игру можно рассматривать как упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению.

Во время игры я, как правило, перехожу от одной группы к другой, отмечая ошибки для того, чтобы после игры (или на последующих уроках) приступить к их устранению. При этом очень важно сделать так, чтобы учащиеся сами дали правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки. Мне остается только написать их на доске и сопроводить коррективными упражнениями, которые наилучшим образом способствуют отработке правильного варианта самими учащимися.

В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин подразделяет игры на следующие категории:

Фонетические;

Лексические;

Грамматические;

Орфографические;

Творческие.

Фонетические:

Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Игра в мяч «A funny ball». Ход игры: учащиеся встают в круг; учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.

Игра «Построй башню». Ход игры: детям выдаются карточки со словами, ребята складывают башни. Например: Cinema Circus Concert Cat City Cosmonaut Crocodile Circle

Crocodile Circus

Cosmonaut Cinema

Игра «Широкие и узкие гласные». Цель: формирование навыков фонема-тического слуха.

Ход игры: учитель называет слова, ученики поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

Игра «Кто правильнее прочитает?». Цель: формирование навыка произ-ношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учащимися. После этого даются 2 – 3 минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, а ученики должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки, за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Игра «Who knows the symbols of the sounds better?». Ход игры: учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипцион-ные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

Игра «Sending a telegram». Ход игры: класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму, т.е. сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

Лексические игры:

Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближен-ных к естественной обстановке;

Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся.

Варианты заданий:

1. Выскажи свое мнение.

Используй фразы: I like …, because he is …

2. Оцени свои умения

Используй фразы: I can … well / very well

3. Обсуди с партнером меню на обед.

Используй фразы: I like …/ I don’t like

4. Обсуди с партнером, какой подарок на день рождения можно подарить вашему общему знакомому.

Используй фразы: It’s great! I like it. It’s awful. I hate it.

Вышеприведенные примеры заданий направлены на оценку предметов, явлений окружающего мира. Такие задания являются подготовительными для ролевых игр, проигрывание которых позволяет закрепить лексические и грамматические навыки в говорении и ведении диалога.

Игра «Отгадай цвет». Ход игры: учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос:

I’ve got a pencil. What colour is it?

Дети пытаются отгадать:

Тот, кто угадал, становится «ведущим».

Игра «Отгадай слово». Ход игры: учитель назначает ведущего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся.

Ученики по очереди задают вопросы ведущему:

What is it? Is it a pen?

What is it? Is it Mary’s desk?

What is it? Is it Pete’s bag?

What is it? Is it a flower?

Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место ведущего.

Игра «Кто убежал?». Ход игры: учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-1,5 минут. Затем показываю другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.

Игра «Кто больше?». Ход игры: за определенное время (2-3 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например: examination, constitution.

Загадки по теме «Colours».

Поля с пшеницей спелою

Радуют нас цветом yellow.

Кудрявый очень негр Джек

От солнца стал совсем уж black.

Синеву небес люблю,

Ношу я джинсы цвета blue.

Вот Санта Клауса портрет,

Он там в наряде цвета red.

У ёлки цвет всегда один,

Зимой и летом – это green.

Игры-загадки. Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (an elephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Игра «Учитель и ученик». Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. Большую помощь в усвоении слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ход игры: ученик в роли учителя задает вопросы другому ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Желательно чтобы в паре работали слабо подготовленный ученик с сильным.

Игра «Стрельба по мишеням». Ход игры: ученик пишет или называет слово, которое начинается с последней буквы слова, сказанного предыдущим учеником и т. д.

Игра «Собери портфель». В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Давайте поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box).

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

Игра «Цветик-семицветик». Оборудование - ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Ход игры: группа делится на две команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала:

P1: This is a blue leaf.

P2: This is a red leaf., etc.

Игра «Собери картинку». Ход игры: каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур: I see …; This is …; He has got…;

She has got…; It is blue (grey, etc.).

Грамматические игры:

Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

Игра «Что в моем портфеле?». Для проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или картинки с изображениями предметов), которые могут находиться в чьем-либо портфеле. Отбор предметов должен соответствовать реальному запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее ознакомлен с содержимым портфеля, обращается к классу с вопросом: «What’s there in my bag today?» (What have I got in my bag today?) Учащиеся по очереди отвечают:

За каждый правильный ответ учащиеся получают очко. Ведущий выполняет свои обязанности до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

Игра с картинкой.

Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картинкой. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:

P1: Is the girl sitting at the table?

T: No, she is not.

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

Игра «Комментатор».

Ход игры: учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.

Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество карточек.

Игра «What do you like to do?». Цель – активизация в речи общих вопросов.

Ход игры: один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы, например: Do you like to swim?; Do you like to play football? Отгадав-ший становится ведущим.

Игра «Подарки». Цель - закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: группа делится на две команды. На доске учитель записывает два ряда слов: наименование подарков, список глаголов. Играющие должны сказать, используя глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием и составит предложения без ошибок.

Игра «Цифры». Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: группа делится на две команды. Справа и слева на доске учитель записывает вразброс одинаковое количество цифр, а затем называет их одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Игра «Кругосветное путешествие».

В игровой форме можно проводить и физминутку. При изучении тем «Глаголы движения» и «Глаголы can, must» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе учитель сам называет и показывает движения, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика более-менее освоена учитель, а позже уже и ведущий из учеников, только показывает действия, а учащимся необходимо его повторить и назвать самостоятельно. На обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: группа делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них дается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их, ведущий должен показать движение, а команде нужно быстрее соперников угадать, повторить и назвать данный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Команда, набравшая больше баллов, становится победителем. Таким образом, в ходе игры происходит закрепление лексики и проводится физминутка.

Орфографические:

Цель - формирование навыков сочетания букв в слове.

Игра «Лучшие»/«The best». Ход игры: разбить группу на 2 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать слова по пройденной теме. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названное слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует слова в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

Игра «Буквы рассыпались». Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы. Затем он говорит: «У меня было слово, но оно рассыпалось на буквы». Учитель показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее соберет слово?». Выигрывает тот, кто первым правильно запишет слово на доске. Выигравший придумывает свое слово, и действие повторяется.

Игра «Телеграммы». Цель: развитие орфографических и лексических навыков.

Ход игры: учитель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе - со второй буквы и т. д.

Игра «Слова с определенной буквы». Цель: формирование навыка орфо-графической памяти.

Ход игры: учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

Игра «Где буква?». Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

Ход игры: учитель пишет на доске несколько слов и предлагает учащимся найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Игра «Word-building».

Ход игры: учитель записывает на доске длинное слово. Ученики (за определенный промежуток времени) должны составить слова из его букв. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов.

Творческие:

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных структур в устной речи.

Игра «Tourist Agency» по теме «New York». Ход игры: учащиеся делятся на две команды - операторы тур агентства и туристы. Затем одна команда задает вопросы, а другая - отвечает. Учитель фиксирует количество вопросов, их логичность, грамотность. Затем команды меняются местами, и уже туристы выступают в роли операторов турагентства. Команда, которая задала больше правильных и логически верно выстроенных вопросов, побеждает.

Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, и, кроме того, дает широкие возможности для активизации учебного процесса, поскольку ее участники вовлекаются в условия реального общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В игре следует учитывать возрастные особенности учащихся, а также их интересы. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, вежливо прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Все направлено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Я считаю, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитание чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Использование игровых методов позволяет:

Общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

Учащимся запомнить коммуникативно-значимые фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

Делать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Активизировать резервные возможности учащихся;

Практически применять знания;

Вносить разнообразие в учебный процесс;

Развивать творчество школьников;

Учить организовывать свою деятельность.

Использование игр на уроках английского языка даёт, на мой взгляд, хорошие результаты, повышая интерес ребят к обучению и позволяя сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, т.е. общения во время игры.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Во время игры учащихся не следует прерывать, чтобы не нарушить атмосферу общения. Исправления следует делать тихо или в конце урока.

В заключении хочется отметить, что использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, а также поддерживает интерес к иностранному языку. Естественно, в данной статье перечислен не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка, его можно пополнять бесконечно. Главное нужно помнить, что игра лишь элемент урока, поэтому всегда необходимо точно знать какой именно навык или умения отрабатыва-ются в проводимой игре.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методичес-кими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс обучения потребностью для учеников.

Литература:

1. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. - 2008. - № 4.

2. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы. М.: «Экзамен», 2008.

3. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10.

4. Данилова Г.В. Английский язык 5-9 классы. Обучающие игры / авт.-сост. Г.В.Данилова – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Жаркова Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1.

6. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4.

7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006.

8. Петринчук И.И. Ещё раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008 – № 2.

9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: «Просвещение», 1981.

10. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8.

Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру ученик забывает, что идет урок. Часто игра воспринимается учениками как некое соревнование друг с другом, требующее смекалки, быстрой реакции, хорошего знания английского языка. Игра является очень сильным стимулом в овладении учащимися иностранным языком.

Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Она способствует усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к иностранному языку.

Приведем несколько примеров.

Кто больше знает?

Классу дается задание придумать как можно больше вопросов (или слов) по заданной теме. Класс разбит на три группы. Доска разделена на три части, у доски ученик, который палочкой отмечает правильно заданный вопрос (или слово), если неправильный вопрос (или слово), - палочка зачеркивается. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество палочек (число заданных вопросов или слов).

Цель игры: повторение лексики, развитие навыка устной речи, внимания, смекалки.

Кто лучше говорит по-английски?

Вывешивается картина. Класс ее описывает. Ученик у доски отмечает правильные предложения. Выигрывает ученик, с большим количеством очков (правильных предложений). Игра способствует развитию навыка устной речи, развитию мышления и внимания.

В магазине.

Игра приближает урок к жизненной ситуации. Ее можно разнообразить, покупая и продавая различные предметы. Играют 2 человека: Продавец и Покупатель.

1: Good morning!

2: I want to buy a toy.

1: We have hens, chicks, rabbits, frogs, monkeys, wolves, foxes…

2: Show me the fox, please.

1: Take it, please.

2: I like it. How much is the fox?

1: One hundred rubles.

2: I shall take it.

1: Take it, please.

2: Thank you, good-bye!

1: Good- bye!

А Clothes Shop.

Цель игры:

Запомнить цвета (со зрительными опорами).

Ход игры:

Учитель – продавец в магазине. Ученики подходят по одному к его столу или говорят с места.

Teacher: Good morning! Can I help you?

Pupil1: Yes, please. I want a sweater. Have you got sweaters?

Teacher: Yes, we have. What colour sweater do you want? The black or the green one?

Когда дети уже в основном запомнят цвета, учитель останавливается на вопросе: What colour sweater do you want? Ученик теперь вынужден сам называть цвет выбранной одежды.

Pupil 1: The green sweater, please.

Teacher: Here you are.

Pupil 1: Thank you.

Teacher: You are welcome! Со стола убирается свитер. Игра продолжается.

Продолжительность игры: 5 -7 мин.

Animal word.

Цель игры:

Закрепление лексики по теме, развитие практики устной речи.

Ход игры:

Teacher: Today we play, let’s imagine, you are animals, and I would like you to speak about wild animals.

Presenter: Our pupils tell us about some interesting, wild, strong animals. (Обращаясь к одному из учеников) – Who are you? What about would you like to tell us?

Pupil 1: I tell you something interesting, and you will guess, OK? It is a wild small animal, black or brown, it lives in Africa, and lives in a family. It talks with its hands and face. Can you tell what animal is it?

Pupil 2: Oh, I know, it’s a monkey.

Presenter: Yes, it’s right. And who can guess another animal?

Pupil 3: I can. It is a wild animal. It is yellow and brown. It lives in North and South America. It hunts small animals. It jumps and climbs trees very well. Do you know who is it?

Pupil 4: I do. It’s puma.

Presenter: You know these animals well. And do you know where do they live?

Pupil 5: I can tell you. They live in Africa, in Australia, in Russia, in the jungle, in water.

Presenter: Thank you. And do you know what wild animals can do?

Pupil 6: They can jump, run, swim, fly, and climb.

Presenter: Do you know many years ago there were dragons. They were very dangerous, strong and ugly. They lived in the forest and had long tails, big wings, sharp teeth, short legs. They could fly fast, hunt well, and hide. And where can we see wild animals now?

Pupil 7: We can see them in the zoo. The children like to go to the zoo and watch animals there. And many children have animals at home I know.

Presenter: You are right. Ira, please, describe your pet.

Irina: OK, I have a cat. Its name is Murka. It is small, two years old, it’s black and white. Murka likes to run, to play, to eat fish and to sleep. I like my cat.

Teacher: Thank you, children. I see, you know much about wild animals. Next time we play another game.

Christmas celebrations.

Цель игры:

Узнать о традициях празднования Рождества в Британии и других странах;

Закрепление лексики по теме;

Ход игры:

Teacher: Soon we have New Year; it’s one of the best holidays in our country. And now I would like to speak about great holiday in Britain. Do you know what holiday is it?

Pupil 1: It is Christmas. All British people celebrate it on the 25- th of December.

Teacher: It’s right. I think it’ll be interesting to speak about traditions of this holiday. Do you know them?

Pupil 2: The most people in Britain put Christmas tree, they decorate it with lights, tinsel and toys.

Teacher: And what do the children hang near the fireplace?

Pupil 3: They hang stockings for Father Christmas’ presents.

Teacher: And what do you know about another old tradition in Great Britain?

Pupil 4: Groups of children and adults in England, Canada, the USA go from house to house and sing Christmas songs, called carols. Some people give them money, sweets, small presents.

Pupil 5: And I would like to speak about Christmas parties. British families have traditional Christmas food – turkey, pudding, mince pies. British people have fun with crackers at Christmas lunch or dinner, they go bang and people can find a colouful paper party hat or crown, small presents, silly jokes.

Teacher: Do you know that in Australia and New Zealand December comes during the summer? Many people celebrate Christmas by going on a picnic or to the beach. Schoolchildren have a six-week holiday at that time. And what do you know about Christmas in Russia?

Pupil 6: Russian people celebrate Christmas on January, 7.We have Christmas tree and get presents too. Very many people go to the church and then have Christmas parties.

Pupil 7: And I want to tell that most Scottish families have a Christmas tree and sing carols, but they have their most important celebrations on New Year’s Eve, it is called Hogmanay.

Teacher: Thank you very much. It was interesting to know about all these facts. I think, next time we’ll speak about another holiday in Great Britain.

Грамматические игры по английскому языку.

Эти игры преследуют цели:

Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

Развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

What is this?

Класс выучил первое английское предложение, первый речевой образец This is a pen и первый вопрос What is this?, учитель сел на стул и сказал: «Oh, I’m so tied. Who can help me? Who wants to be a teacher?»

Katya: May I?

Teacher: Yes, you may.

Andrei: May I?

Lena: May I?

Желающих было много. Тогда решили играть по командам: команда «учителей» против команды «учеников». У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя» расположились напротив «учеников», и игра началась.

После того как все «учителя» задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.

В игре также можно использовать варианты речевого образца – What are these? What are those?

What? Why? When?

Ученики делают уже меньше ошибок во временных формах, но употребляют их не сознательно, а скорее механически Особенно трудно им дается различие между двумя настоящими временами: Continuous и Indefinite. «Как создать им «среду», где бы наглядно ощущалась эта разница?»

Teacher: Katya, what am I doing?

Katya: Ah, again you are picking flowers.

Teacher: Yes, again, and why?

Katya: Because you like them.

Teacher: Yes, very. And what season is it?

Lena: It is summer.

Teacher: Why do you think it is summer?

Andrei: Because flowers grow in summer.

Эта игра построена на театрализации. Предлагаются далее следующие этюды. Вывешивается кртинка.

Ann is eating.

Teacher: What is Ann doing?

Jane: She is eating.

Teacher: What time of the day is it?

Lena: It is afternoon. She is eating soup and people eat soup in the afternoon.

Для закрепления можно предложить еще следующие ситуации: The pupil is watering flowers, drinking hot tea, dressing, skiing, playing snowballs, digging a flowerbed, catching fish, feeding birds, etc.

What have I done?

На столе учителя стоял стакан с водой. Учитель «нечаянно» качнул стол, и… вода пролилась. «What have I done?» воскликнул учитель.

Katya: You have spilt the water.

Учитель был огорчен, взял тряпку, и снова спросил: «What have I done?»

Mash: You have wiped up the water.

Это был наглядный урок употребления Present Perfect , начала игры. Ученики ждали, что еще сделает учитель. В это время он открыл окно и спросил: «What have I done?»

Misha: You have opened the window.

At the Zoo.

Цель игры: отработать употребление модального глагола can.

Cопуствующая грамматика: названия животных и всевозможные глаголы.

На партах в классе расставлены игрушечные животные.

Ход игры: один из детей – экскурсовод, остальные – посетители зоопарка. Дети походят, например, к медведю.

Pupil 1: This is a bear. It can run and jump. It can swim and climb but it can’t fly.

Pupil 2: Can it hop?

Pupil 1: No, it can’t.

Продолжительность игры: 7-10 мин.

The Know-Nothing Guy

(Незнайка).

Цель игры: Отработать вопрос и отрицание Does, Doesn’t.

Реквизит: игрушечные животные или картинки-опоры.

Ход игры:

Ученики задают заведомо смешные вопросы.

Pupil 1: Does the tiger live in the desert?

Pupil 2: No, it doesn’t. The tiger doesn’t live in the desert. It lives in the jungle. Does the crocodile live in the sea?

Варианты вопросов: the frog - in the house, the horse – in the forest, the bear – on the farm, the dolphin – in the pond, the camel – in the river.

Продолжительность игры: 5 мин.

Future Simple Tense.

Funny Questions.

Цель игры:

Ввести и отработать вопрос, отрицание, и утверждение в будущем времени.

Ход игры:

Учитель просит детей по цепочке задавать вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно, и начинает сам: Will you skate in summer?

Pupil 1: No, I won’t skate in winter. I will ride a bike in summer. Will you swim in winter?

Pupil 2: No, I won’t. I won’t swim in winter. I will ski in winter! и т. д.

Таким образом, кроме отработки будущего времени, эта игра имеет своей целью повторить времена года и характерные для каждого из них действия.

Teacher: Will you go to bed in the morning?

Pupil 1: No, I won’t. I won’t go to bed in the morning. I will get up in the morning. Will you have breakfast at night?

Pupil 2: No, I won’t. I won’t have breakfast at night. I will sleep at night!

Продолжительность игры: 3-5 мин.

What am I going to do?

Учитель вошел в класс, остановился и спросил: « Children, what am I going to do now?» Ученики вопросительно посмотрели на учителя, а затем один ученик ответил:

Kolya: You are going to the classroom.

Teacher: Oh, I am not going to the classroom, I am already in the classroom. But what am I going to do now? Am I going to sleep? Am I going to eat? What am I going to do?

Kolya: You are going to give us a lesson.

Teacher: Yes, Kolya, you are right, I am going to teach you, now I take a piece of chalk. What am I going to do now?

Andrei: You are going to write.

Teacher: That’s right. Now I am near the window. What am I going to do?

Sveta: You are going to open the window.

Teacher: Right, Sveta. Now I’ve taken a pen and opened the register.

Jane: You are going to mark the absenters.

Teacher: Now could you show some actions and I’ll try to guess what you are going to do.

Изображаемое действие подсказывает возможное намерение человека. Одно очко назначается каждой команде соответственно за изображенное действие и за правильный ответ.

Таким образом, мы видим, используя различные ситуации на уроке, учитель делает его интереснее, повышает заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка.