Культурология.

Музыка как вид искусства. 1. Розин В.М. Культурология: Учебник

1. Розин В.М

2. Зильберквит М.А . Мир музыки. М., 1988.

3. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984.

4. Олейник М .А . Проблема музыкальной коммуникации в современной культуре // Философия и общество. 2009. № 1.

5. Букетова Т.А. Музыкальные поля видения и артикуляции в историко-культурных пространствах рубежа ХХ века // Философия и общество. 2003. № 4.

6. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

«Могучая кучка»

1. Третьякова Л .С

2. Добровинский Р.Г

3. Орлова А.А . Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.

4. Кунин И.Ф

5. Гнилов В .Г . Вклад славянских композиторов в развитие музыкальной культуры Европы (XIX – XX вв.) // Вопросы истории. 2006. №8.

С.А. Бородин

1. Дианин С.А. Бородин. М., 1960 .

2. Дубровинский Р.Г . Композитор, ищущий неизвестности. М., 1978.

М.П. Мусоргский

1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1986.

2. Орлова А.А. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.

3. Культурология . История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Н.А. Римский-Корсаков

1. Курин И.Ф . Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1983.

2. Третьякова Л.С . Молодая музыкальная Россия. М., 1985.

С.В. Рахманинов

1. Алексеев А.Д . С.В. Рахманинов. М., 1954.

2. Энтелис Л.А.

3. Гнилов В .Г . Вклад славянских композиторов в развитие музыкальной культуры Европы (XIX – XX вв.) // Вопросы истории. 2006. № 8.

Д.Д. Шостакович

1. Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. М., 1990.

2. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века. Л., 1975.

Ф.И. Шаляпин

1. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Пермь, 1961.

2. Петелин В . Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине // Москва. 1989. № 3-5.

Современная молодежная субкультура и музыка

1. Розин В.М . Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8.

2. Культурология . ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

3. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз». Л., 1990.

4. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном дви­жении. М., 1989.

5. Кукаркин А.В . Буржуазная массовая культура. М., 1985.

6. Музыка

7. Троицкий А.К

8. Федоров Е.В.

Русский рок

1. Розин В.М . Культурология: Учебник. М., 2004.

2. Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. М., 1989.

3. Троицкий А.К . Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М., 1990.

4. Музыка и общение молодежи. М., 1985.

5. Культурология . ХХ век:Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

Тема 8. ТЕАТР И КИНО ХIХ – ХХI ВЕКОВ

План семинара

1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в ХIХ – ХХI вв.

2. Кинематограф. Отечественное киноискусство.

Цель настоящего пособия - познакомить читателя с реальностью культурологической работы. В настоящем учебном пособии освещены основные культурологические направления и концепции, дан анализ предмета культурологии, рассмотрены актуальные проблемы данной научной дисциплины. В пособии также раскрыты методологические основания культурологии (этапы становления науки, философия и история культуры и т.д.), представлены исследования этапов формирования культуры древнего мира и основные этапы формирования личности в культуре. В заключительной главе пособия проведен культурологический анализ музыки. Приложения, размещенные в учебном пособии, содержат определения понятия культуры, а также краткие сведения о культурологических школах.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Статьи в журналах:

    • Vadim Rozin The Moscow Methodological Circle: Its Main Ideas and Evolution // Journal Social Epistemology. A Journal of Knowledge, Culture and Policy Volume 31, 2017 - Issue 1 : Russian Philosophy of Science Guest Editor: Ilya Kasavin . Pages 78-92.
    • http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02691728.2016.1227395 (Web of Science, научная статья).
    • Розин В.М. Типы, строение и концептуализация науки // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 89-100. (Web of Science, РИНЦ, научная статья, ВАК)
    • Розин В.М.Технология как вызов времени (изучение, понятие и типы технологий) // Philosophy and Cosmology. Научный журнал. 2017. Т. 19. (Web of Science, РИНЦ, научная статья)
    • Розин В.М. Методологическая концепция онтологии социальных наук // Философия, методология и история науки. 2016. Т. 2. N 2. С. 43-54. ISSN 2413-3809. (вышла в 2017). (РИНЦ, научная статья)
    • Розин В.М. О возможности построения гуманитарной технологии // Идеи и идеалы 2017. N 1 (31). С. 9-22. DOI:10.17212/2075-0862-2017-1.1-9-22
    • Розин В.М. Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности // Современное образование. — 2017. - № 1. - С. 161-171. DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.21688. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pp/article_21688.html . (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Розин В.М. Становление и природа проектирования // Тренды и управление. — 2017. - № 1. - С.61-74. DOI: 10.7256/2454-0730.2017.1.22326. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/ptu/article_22326.html . (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Розин В.М. Построение оснований мышления и логики: программы Г.Лейбница и Д.Гильберта // Идеи и идеалы. 2017. N 2. С. 36-46. DOI:10.17212/2075-0862-2017-2.1-36-46. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Розин В.М. К проблеме демаркации социологии и социальных наук // Идеи и идеалы. 2017. N 3, Том 2. С. 3-17. DOI:10.17212/2075-0862-2017-3.2-3-17. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Р озин В. М. От смысла текста к смыслу жизни человека в культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2(76). С. 18-25. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Розин В.М. Дискурс и типы будущего // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52. N 2. С. 137-153. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
    • Розин В.М. Общие цели и условия проектирования современной городской среды // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тез. Докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 3-7 апреля 2017 г. Т. 2. МАРХИ. С. 503-505. Тир. 500. (РИНЦ, научная статья).

    Книги и учебники:

    • Розин В.М. Проектирование и программирование. Методологическое исследование. Замысел. Разработка. Реализация. Исторический и социальный контекст. М.: ЛЕНАНД, 2018. 160 с.
    • Розин В.М. Психическое заболевание как тренд развития личности и состояние культуры. М.: ЛЕНАНД, 2018. 240 с.
    • Розин В.М. Возобновление методологии. Открытые письма, адресованные последователям Московского методологического кружка. М.: ЛЕНАНД, 2017. 384 с. ISBN 978-5-9710-4107-8
    • Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017. 288 с. ISBN 978-5-9710-4294-5
    • Розин В.М. Природа. Понятие и этапы развития в европейской культуре. М., 2017. 240 с. ISBN 978-5-9710-4596-0
    • Розин В.М. Исследования-этюды по философии науки. Монография. Йошкар-Ола. ПГТУ, 2017. 356 с. ISBN 978 -5-8158-1843-9
    • Розин В.М. Новая концепция истории. История как образ жизни личности, социальный дискурс и наука. - М.: ЛЕНАНД, 2017. 208 с. ISBN 978-5-9710-4764-3
    • Розин В.М. Психология в фокусе методологии и философии науки . - М.: ЛЕНАНД, 2017. 432 с. ISBN 978-5-9710-4740-7 Техника и технология: от каменных орудий до Интернета и роботов: монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. - 280 с.
    • Розин В.М. Философия права: Генезис права. Особенности юридического мышления. Преступная личность. - М., ЛЕНАНД, 2016. - 256 с.
    • Розин В.М. Природа социальности: Проблемы методологии и онтологии социальных наук. М.: ЛЕНАНД, 2016.
    • Розин В.М. Гуманитарные исследования. Искусство и человек в истории, культуре и современности. М.: ЛЕНАНД, 2015.
    • Розин В.М. Философско-педагогические этюды. Изд. ПГТУ. Йошкар-Ола, 2015.
    • Розин В.М. Конституирование и природа индивидуализации (вторая философско-навигационная книга для тьюторов). Москва-Тверь «СФК - офис». 2014.
    • Розин В.М. Мышление: сущность и развитие. Концепции мышления. Роль мыслящей личности. Циклы развития мышления. М.: ЛЕНАНД, 2014.
    • Розин В.М. Логика и методология. От «Аналитик» Аристотеля к «Логико-философскому трактату» Л. Витгенштейна. М.: ЛЕНАНД, 2014.
    • Розин В.М. Эволюция инженерной и проектной деятельности и мысли. Инженерия: становление, развитие, типология. Изд. : ЛЕНАРД. 2013.
    • Розин В.М. Три мироощущения и пути жизни. Философское осмысление религии, эзотерики и рационализма. Йошкар-Ола. ПГТУ, 2013.
    • Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов. Культурно-исторический и методологический анализ (в печати, книга). М., 2013.
    • Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. Ленанд. М., 2012.
    • Розин В.М. Управление в мировом и российских трендах. М.: ЛИБКОМ, 2012. (совместно с Л.Г.Голубковой).
    • Розин В.М. Техника и социальность. Философские различения и концепции. М, 2012.
    • Розин В.М. Философия субъективности. М.: АПК и ППРО, 2011.
    • Розин В.М. Концепция здоровья. Изд. МГМСУ. М., 2011.
    • Розин В.М. Природа любви и сексуальности. Этюды-исследования. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, 2011.
    • Розин В.М. Метаморфозы российского менталитета. Философские этюды. Изд. URSS. М., 2011.
    • Розин В.М. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). М., 2011.
    • Розин В.М. Основные этапы формирования права в Западной Европе и России. Культурно-исторический и философский анализ. 181 с. LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, Germany 2011.
    • Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2001.
    • Розин В.М. Научные исследования и схемы в Московском методологическом кружке. М., 2011.
    • Розин В.М. Девиантная и нормальная личность. Различение и демаркация. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, 2010.
    • Розин В.М. Феноменология и феноменологическая психотерапия: претензии, концептуализация, реальный подход и работа. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, (Германия), 2010.
    • Розин В.М. Исследование социального развития, качества жизни и общественных потребностей (контрапункт социально-философского и методологического дискурсов). Чебоксары, 2010. (совместно с Г. Калининой и Т. Сильвестровой).
    • Розин В.М. Философия управления. Йошкар-Ола, 2010. (совместно с Л.Г. Голубковой).
    • Розин В.М. Методологические основания психологии. Елец, 2010.
    • Розин В.М. Приобщение к философии: Новый педагогический опыт (Составитель и один из авторов В.М.Розин). М., URSS. 2009.
    • Розин В.М. Традиционная и современная философия. М., URSS, ИФ РАН. 2009.
    • Розин В.М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». М.: Книжный дом «ЛИБКОМ», 2008.
    • Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация. Изд. НПО. «МОДЭК». М., 2008.
    • Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М.: Книжный дом «ЛИБКОМ», 2008.
    • Розин В.М. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы. Таганрог, 2007. (совместно с А.К.Юровым, П.Н. Виноградовым).
    • Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. МПСИ. М., 2007.
    • Розин В.М. Методология: предпосылки, становление, современное состояние. М., 2006.
    • Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007.
    • Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения Эмануэля Сведенборга. М., 2007.
    • Розин В.М. Мышление и творчество. М., 2006.
    • Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы . МПСИ. М., 2006.
    • Розин В.М. Разговор технария и гуманитария в поезде «Томск-Москва» о философии и не только о ней. Томск, 2005 (совместно с Б.И.Кудриным).
    • Розин В.М. Лайтман М. Каббала в контексте истории и современности. УРСС. М., 2005.
    • Розин В.М. Античная культура. Этюды-исследования. МПСИ РАО. М., 2005.
    • Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. МПСИ РАО М., 2005 (книга).
    • Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. Второе. УРСС. М. 2004.
    • Розин В.М. Психология личности (концепции, проблемы, генезис). ЕГУ. Елец, 2004.
    • Розин В.М. Личность и ее изучение. УРСС. М., 2004.
    • Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. ИФРАН. М., 2004.
    • Розин В.М. Теория культуры. NOTA BENE. М., 2004.
    • Розин В.М. Право, власть, гражданское общество. «Адилет» Алматы, 2003.
    • Розин В.М. Генезис права . NOTA BENE. М., 2003.
    • Розин В.М. Культурология. Учебник. «Гардарики». Второе издание. М., 2003
    • Розин В.М. Проникновение в мышление. УРСС М., 2002.
    • Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста . М., 2002.
    • Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека . М., 2001.
    • Розин В.М. Философия техники . М., 2001.
    • Розин В.М. Семиотические исследования . М., 2001.
    • Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления . М., 2000.
    • Розин В.М. Философия образования. (совм. с С.К.Булдаковым). М., 1999.
    • Розин В.М. Разговор технария и гуманитария в поезде "Лена-Москва" о философии техники и не только о ней. М., 1999. (совм. с Б.И.Кудриным)
    • Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и во взглядах на половое воспитание . М., 1999. "Логос", "Высшая школа".
    • Розин В.М. Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова. (Методологический роман). М., УРСС, 1998.
    • Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., УРСС, 1998.
    • Розин В.М. Культурология. (Учебник). М., ФОРУМ-ИНФРА-М. 1998
    • Розин В.М. Горохов В. Г. Введение в философию техники. М., ИНФРА-М, 1998.
    • Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум 1997.
    • Розин В.М. Введение в культурологию . М.: Форум. 1997.
    • Розин В.М. Горохов В. Г. Философия техники: история и современность / Розин В. М., В.Г. Горохов, И.Ю. Алексеева, О.В. Аронсон, М., 1997.
    • Розин В.М., Ладыжец Н. С. Социально-педагогические аспекты развития регионального университета // Розин В.М., Н.С.Ладыжец, Л.А.Сабурова// Социально-культурные аспекты регионального университета. Ижевск, 1996
    • Розин В.М. Юридическое мышление в исторической и современной перспективе. Тольятти, 1996.
    • Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир . М., 1996 (книга)
    • Розин В.М. Шапинский И. Природа любви. М., 1993
    • Розин В.М. Судьба молодой семьи. Московский рабочий. М., 1990.
    • Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук . Красноярск. 1989

    Учебные пособия:

    • Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. Учебное пособие. (2007);
    • Розин В.М. Психология: наука и практика: учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01.-Психология). (2005);
    • Розин В.М. Человек культурный: Введение в антропологию: Учебно-методическое пособие. (2003)
    • Розин В.М. Культурология. Учебник. 2-е изд. (2003)
    • Розин В.М. Психология для юристов. М.: Форум. 1997
    • Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: РОУ, 1994
    • Розин В.М. Введение в культурологию // Международная педагогическая академия. М., 1994

    В.М. Розин

    Особенности культурологического дискурса

    Аннотация: Современные культурологические исследования, как правило, являются междисциплинарными. В них используются представления и понятия других гуманитарных наук. Рассматриваются в связи с этим трудности определения специфики культурологического знания и дискурса как в плане характеристики метода, так и объекта изучения (культуры). На материале анализа двух культурологических исследований автора обсуждается проблема «вторжения» культурологии в другие гуманитарные дисциплины (прежде всего в искусствознание). Культуролог не «перехватывает» задачи и методы этих дисциплин, но вполне может пастись на других дисциплинарных «полях», обогащая их новыми интерпретациями и видением, способствуя их развитию.

    Ключевые слова: Культура, культурология, искусствоведение, методология, междисциплинарный синтез.

    Противники культурологии утверждают, что культурология - не наука и ее знания эклектичны; при этом, аргументируя свою точку зрения, они ссылаются в том числе и на то, что культурологи часто залезают на чужую территорию, например, в области, подведомственные истории, социологии, искусствознанию. И действительно, тематика многих культурологических исследований нередко пересекается с темами указанных дисциплинарных полей. К примеру, возьмем искусствознание: как часто знания, полученные в культурологических исследованиях, трудно отличить от эстетических или герменевтических, характерных для искусствоведения.

    С другой стороны, повсеместно раздаются голоса, требующие реализовать в познании культуры и ее феноменов междисциплинарный подход. Культурология, слышим мы, если она хочет не отстать от других современных наук, должна широко использовать методы и средства других дисциплин. В этом случае искусствоведческий (исторический, социологический, семиотический и т.д.) и культурологический дискурсы вроде бы могут сближаться. Однако не будем спешить и попробуем разобраться. Начнем с такой проблемы: существуют ли методы, характерные только для культурологии?

    Вряд ли к таким методам можно отнести сравнение (разных культур или ее явлений), ведь оно широко применяется в разных компаративистски ориентированных науках. Тогда, возможно, на культурологический метод может претендовать прием объяснения и анализа «элемента через целое и целого через элементы» (то есть рассмотрение культуры через ее составляющие и любой составляющей через культуру в целом)? Однако и этот прием, первую репетицию которого мы встречаем еще в «Тимее» Платона, утверждавшего, что «единое есть многое», давно известен, он широко применяется, например, в системном и холистическом подходах. Может быть, тогда нет каких-то особых культурологических методов изучения? Рассмотрим для примера один из применяемых автором гуманитарно ориентированных методов культурологии.

    Начинается подобное культурологическое исследование, как правило, с проблематизации материала. К ней можно отнести констатацию «принципиального непонимания» тех или иных факторов (феноменов) культуры, парадоксов разного рода, проблем введения исследовательского сознания в изучаемую культурную реальность. Приступая к изучению той или иной культуры и связанных с ней явлений (образа жизни, культурного сознания, языка, мышления и т.п.), культуролог прежде всего обнаруживает непонимание, различные «парадоксы» чуждой ему эпохи и культуры, отличие от естественных для него представлений. Культурологическая проблематизация материала может носить самый разный характер: могут быть зафиксированы «странности», несуразности изучаемой иной эпохи (культуры), поставлен вопрос об отношениях между теми или иными явлениями культуры, открыты (сконструированы) прямые противоречия в мышлении или поведении людей данной эпохи и т.п.

    Но во всех случаях ставится задача осмыслить обнаруженные «странные» феномены или отношения в рамках представлений о культуре, т.е. не эмпирически, а теоретически. «Когда, - пишет, например, Л.Е. Бежин, - знакомишься с жизнью образованного человека в Китае III-VI вв., бросается в глаза обилие странных поступков, вызывающих жестов, эпатирующих высказываний, словом, всевозможной эксцентрики и буффонады, заставляющих задаваться вопросом: а объединяется ли это пестрое разнообразие во что-то цельное?... Китайская цивилизация в III в. насчитывала не одно тысячелетие, поэтому мы вправе предположить, что все странное и эксцентричное, с чем мы сталкиваемся в биографиях образованных людей, тоже являлось порождением культуры и имело свой сложившийся традиционный канон» . В результате проблематизации исследователь должен не только выявить и сконструировать факты для культурологического объяснения, но и поднять их на теоретический уровень.

    Культурологическая проблематизация предполагает сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами. Они могут быть могут быть предшествующими в генетическом ряду или последующими или «синхронными», важно, однако, чтобы они отличались от исследуемой культуры. Например, при изучении античной культуры ее сопоставляют с современной и средневековой; анализ ренессансной культуры предполагает сравнение ее с античной, средневековой и современной культурами; при изучении японской культуры, ее сравнивают с китайской культурой и европейской. Именно в сопоставлении сходных, а главное различающихся культур и их феноменов культуролог может получить (и получает) первые характеристики и описания интересующей его культуры. Важно, что подобное сопоставление предполагает использование различных специальных дисциплинарных средств и понятий. Чаще всего культуролог обращается к таким дисциплинам и наукам, как философия, методология, логика, социология, языкознание (лингвистика), психология, семиотика, системный подход, история. Используя подобные понятия в своих целях, приводя их в соприкосновение со своим материалом, культуролог, естественно, меняет их значение (они становятся более эмпирическими, менее операциональными).

    Если на первых этапах отдельные характеристики и описания культуры практически не соотносятся друг с другом, никак не связаны и, кроме того, неоднородны, то на следующем культуролог пытается преодолеть все эти «недостатки». Здесь мы переходим к характеристике еще одного аспекта культурологического исследования. Он состоит в попытке задать «ведущие» для культуры, главные структуры и отношения, т.е. те, которые определяют основной строй культуры, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособность, в значительной мере определяют в культуре особенности и характер всех прочих структур и отношений. Например, при анализе средневековой культуры в качестве ведущих, главных отношений, выделяются христианское мировоззрение, противостояние и взаимовлияние античных, языческих и христианских представлений и обычаев, письменной и народной культуры, а также античной имперской и христианской государственности. Необходимо отметить, что условием выделения главных отношений является уподобление (взаимосогласование) всех характеристик и описаний культуры. Ничто ничем не объясняется, в смысле каузального объяснения, но каждая характеристика культуры используется при осмыслении других. Культура - это, собственно, то, что начинает сквозить, видиться за всеми взаимосвязанными характеристиками и описаниями культуры. Все такие характеристики и описания, образно говоря, постепенно сливаются на другом смысловом уровне в новую реальность - теорию культуры. Поэтому, например, С.С. Аверинцев не перестает при анализе ранневизантийской культуры в одних главах отсылать к другим, призывая читателя мыслить и представлять все характеристики культуры в целом, в единстве, во взаимопроникновении смыслов. О том же, по сути, говорят и другие культурологи, подчеркивая, что необходимо рассматривать все аспекты жизни культуры, что ни один из них нельзя понять и оценить без учета других.

    Однако, разве И. Кант в «Критике чистого разума» не подходил к изучению Разума по методу точно также, разве К. Маркс в «Капитале», анализируя (реконструируя) буржуазное общество, не действовал сходным образом? Не является ли описанная методология, один из вариантов которой описал А.А. Зиновьев в своей кандидатской диссертации как «метод восхождения от абстрактного к конкретному», общей для изучения любых сложных органических социокультурных явлений?

    Но тогда, может быть, лучше двигаться не от методологии, а объекта изучения - от культуры. Но здесь пройти, как известно, еще труднее, ведь число определений культуры в настоящее время, наверное, приближается к тысячи. Конечно, концепций культуры значительно меньше; автор, опираясь на свои исследования, может даже помыслить одну: «культура предполагает общее видение и единый образ (способ) жизни, которые устойчиво воспроизводятся и противопоставляются другим мироощущениям и способам». Но вот недавно вышла очень интересная книга Бруно Латура, где он определяет не культуру, а «социальное» в других понятиях («ассоциаций», «пересборки коллектива»), но очень похоже. «Когда, - пишет он, - движение к объединению возобновляется, оно очерчивает социальное как ассоциации, проходя через множество не-социальных реалий, которые позже могут стать участниками объединения. Если осуществлять это движение настойчиво и систематически, оно может привести к разделяемому всеми участниками определению общего мира, что я и называю коллективом; но если нет методов, способных сделать мир общим, собрать коллектив не удастся; и, наконец, социологию лучше всего определить как дисциплину, участники которой открыто вовлечены в пересборку коллектива» .

    Если Латур понимает «определение общего мира» как конституирование социального, то культурологи - как конституирование культуры. Правда, у Латура общий мир складывается не сам собой, а усилиями акторов, в число которых входят и социологи; но ведь и культура не состоялась бы без творчества людей, вспомним хотя бы исходные смыслы понятия культура как «культивирование и культ». Кроме того, современное понимание культуры все больше сдвигается к деятельности по конституированию, причем даже не культуры, а культурологии. Вот два показательных примера. «Всюду, - отмечает Э.А. Орлова, - присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенным (а не метафизическим) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный “тип культуры”; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов» . «Культура, - пишут С.С. Неретина и А.С. Огурцов, - и предстает как тот регулятивный идеал, который позволяет найти способы категориального и методологического синтеза разнообразных гуманитарных и социальных наук, обеспечить интегральный образ знания, хотя и использующего разные методы (от методов естественных наук до метода “понимания”, от структурно-функциональных методов до методов нарративистского описания), но единого в своей предметной соотнесенности - в соотнесенности с тем, что обычно называют культурой… Философское осмысление ориентировано на интегративный идеал культуры, который выполняет регулятивные функции по отношению к частным, специальным научным разработкам, выявляя специфику их методов и своеобразие перспектив в изучении культурных практик и произведений культуры» .

    Но, может быть, эти трудности различения относятся только к культуре и социальному, ведь, действительно, разве культура не социальный феномен? Возможно, для других оппозиций, например, «культура - искусство» таких проблем нет. Однако и здесь похожая картина. Вот всего лишь один пример. Работа историка В. Плугина «Мировоззрение Андрея Рублева» состоит из двух частей. В первой он мыслит вполне как искусствовед. Показывает, что фреска Рублева «Воскрешение Лазаря» создана не по канону и ее композиция непонятна, т.е. предлагает еще один искусствоведческий анализ художественного произведения. Но во второй же части Плугин дает научное, в том числе культурологическое объяснение рублевским новациям. Действительно, Плугин добивается новой, оригинальной интерпретации произведений Андрея Рублева прежде всего за счет привлечения представлений культурологии и теории творчества. Он помещает произведения Рублева в контекст русской культуры ХIV-XV вв. и художественного творчества. Плугин доказывает, что Рублев проводил в своем творчестве исихастские идеи (мировоззрение), и это обстоятельство вместе с законами художественного творчества обусловили совершенно иную, нетрадиционную структуру иконописного произведения. Следовательно, полагается особый сложный объект - «творчество художника в культуре», утверждается влияние культуры на мировоззрение художника и трансформация художественной деятельности под воздействием этого мировоззрения и законов художественного творчества . Получается, что Плугин и историк, и искусствовед, и культуролог. А кто, например, был Михаил Бахтин? И литературовед, и, с современной точки зрения, культуролог, и философ гуманитарных наук. Как все это понять?

    А так, что современное деление и типология наук устарели, что в междисциплинарных исследованиях одни типы дискурсов опираются на другие. Ну да, например, культурология и искусствознание в традиционном науковедении - две разные дисциплины. Но в междисциплинарных исследованиях, которые в настоящее время все больше завоевывают влияние, искусствоведческий дискурс может обогащаться за счет культурологического. Обогащаться не в том смысле того, что появляется такой странный монстр как «культуроискусство», а в плане того, что искусствоведческий дискурс приобретает еще одно измерение, обусловленное культурологией. Проиллюстрирую сказанное на примере культурологического объяснения древнеегипетской живописи, используемой для изображения второй души человека - «Ка».

    Египтянин той эпохи был уверен, что его жизнь может продолжаться бесконечно на том свете, в царстве мертвых (такой человек и назывался Ка), однако, при условии, что он, во-первых, запечатлевает себя и события своей жизни с помощью скульптуры и живописных изображений, во-вторых, запасается поддержкой со стороны живущих, прежде всего в плане жертвоприношения и сакральных процедур. Представление о Ка тесно связано не только с изображениями (статуями и настенными барельефами и рисунками), но и с именем человека. В семантическом отношении Ка однокоренное слово с самыми разными словами - именем, светом, освещением, размножением, беременностью, работой, пищей, садовником, колдовством, мыслью.

    Создав изображение обычно самого заказчика, его семьи и хозяйства, скульптор (художник) передавал изображение жрецу. Дальше начиналась процедура оживления или рождения Ка, так называемый ритуал «отверзания уст и очей». Он состоял в том, что «жрец касался глаз и рта статуи теслом» (резцом или жезлом), причем действие сопровождалось «диалогами жрецов, имеющими мифологический характер и восходящими к истории “воскресения” бога смерти Осириса» . Например, на одной стеле мы читаем: «Открыто лицо имярека, чтобы видел он красу бога, во время процессии его доброй, когда он идет в мире в свой дворец радости… Открыто лицо имерека, чтобы видел он Осириса, когда тот делается правогласным в присутствии двух Девяток богов, когда мирен он во дворце своем, довольно сердце его вечно… (в данном случае выражение “открывать лицо” синонимично выражению “отверзать уста и очи”)» .

    Судя по некоторым памятникам, обряд «отверзания уст и очей» совершался рано утром, при восходе солнца - главного бога Египта «Ра». Но в часовнях и храмах, где настенные изображения и статуи пребывали в полной темноте, использовались факелы и светильники. Об этом свидетельствует, например, договор сиутского номарха со жрецами, в котором специально оговаривается, где и когда перед его статуями должен возжигаться свет, а также особо упоминается обеспечение ламп фитилями. Исследователь этой темы А.О. Большаков показывает, что свет так же, как и пища, выступали двумя основными условиями загробной жизни Ка. Именно поэтому последнему необходимо было приносить жертвы (это главным образом пища) и обеспечивать освещение погребальных помещений. Тем самым жизнь и благополучие Ка целиком зависели от живущих.

    Важным результатом исследований Большакова явилось утверждение, что мир, в котором живет Ка, является улучшенной копией обычного мира, где акцентируются желаемые для человека события, например, его значение, власть, масштаб хозяйства. «Искажения касались, конечно, не только хозяйства вельможи, но и его собственного облика. Уже в самой природе Ка он в своей вечности всегда молод, силен, здоров, даже если смерть застала человека дряхлым стариком. Таким образом, хозяин мира-Двойника не только наслаждается материальными благами, но и пребывает при этом в идеальном, наиболее желательном состоянии… Этот мирок, представляющий собой несколько улучшенную копию вельможного хозяйства, замкнутый сам на себя и ни в чем за своими пределами не нуждающийся…это не какая-то искони существующая преисподняя… не общее обиталище для многих, а закрытая для чужих территория, предназначенная только для своего владельца и его родни и челяди» .

    Идея послесмертного, почти райского существования томира может быть названа первой в истории человечества идеей индивидуального «спасения». На нее выходят отдельные представители египетской элиты под влиянием следующих обстоятельств. Как показывает Большаков, это были люди хотя и полностью подчиненные фараону, но одновременно активные и властные, обладающие к тому же большими средствами. Их явно не устраивала загробная жизнь обычных людей. С точки зрения представлений египетской культуры, души умерших (за исключением души фараона, который был не только человек, но и бог солнца), после смерти многие сотни лет проходят под землей в царстве мертвых Осириса цикл очищения-возрождения, но и при этом они лишены абсолютно всех благ жизни.

    В то же время египетская мифология и мироощущение подсказывали выход. Действительно, как утверждают египетские сказания, боги создали человека из глины (праха), вдохнув в него жизнь. То есть человек состоит из двух составляющих - тела и души, отчасти совпадающей с именем. Когда человек умирает, его тело пожирают демоны, а душа вынуждена отправиться в царство мертвых. Но известно, что изображения богов и царей существуют практически вечно, не разрушаясь. Что если душу поместить в изображения, если в них вдохнуть жизнь? Нельзя ли попросить богов, конечно, за особые заслуги (в наличии последних знатные египтяне не сомневались), чтобы боги создали улучшенный дубликат человека, который бы в царстве мертвых продолжал пользоваться теми же благами, а возможно и лучшими, что и при жизни?

    Иначе говоря, в качестве изображения, в которое с помощью богов и жрецов, входит Ка, человек может продолжать жить и после смерти. Правда, а что он будет делать на том свете без пищи, света, своих любимых слуг, жен, животных, вещей? Стоит ли тогда овчинка выделки? Да, но с помощью тех же сакрализованных изображений, в которые боги вдохнут жизнь, все это можно переправить в тот мир. Действительно, в гробницах изображались не только сами их владельцы, но и их семья, челядь, любимые животные и предметы. Что отверзались не только уста и очи владельца гробницы, чтобы последний мог есть и видеть, но и оживлялись все другие изображенные люди, любимые животные, источники света, пищи и другие предметы.

    Кстати, бог того мира, Осирис - это также «бог зрения», его пиктограмма прочитывается буквально как «место глаза». «Разумеется, будучи богом зрения, Осирис был тем самым и богом света. Не случайно поэтому один из текстов позднего храма на острове Филэ именует его «сотворившим свет в утробе своей матери» . Отсюда всего один шаг до отождествления Осириса с солнцем, что и произошло в Поздние эпохи. «Таким образом, - замечает Большаков, - Осирис превращается в солнце - в солнце того света. Поэтому вполне естественно, что в гробницах Старого царства солнце не изображалось - это и было не нужно, так как имелось специфическое потустороннее солнце - Осирис» .

    Наконец, чтобы реализовать идею индивидуального спасения, нужен был еще пример и образец, освещенные древнеегипетским обществом. Таким примером выступил миф об Осирисе, который был убит, но потом воскрешен, причем примерно так, как оживляли Ка. Осирис «воскресает» благодаря тому, что его сын дает ему свой глаз, что эквивалентно процедуре «отверзания очей». «С конца Старого царства, когда всякий умерший стал приравниваться к Осирису, история “воскресения” этого бога стала историей “воскресения” любого человека. Согласно представлениям о загробном суде, относящимся уже ко времени Нового царства, оправданного мертвого наделяет зрением сам Осирис. В книге мертвых принадлежащей некой имярек, хозяйка изображена держащей в руке глаза и рот, которые она получила по приговору Осириса, говорящего: “Дайте ей глаза ее и рот ее. Ведь сердце ее праведно”» .

    Если проанализировать, каким образом я объяснял феномен Ка, то можно заметить, что помимо культурологических представлений ваш покорный слуга обращался к истории, семиотике и схемологии, социальной психологии. И так, как правило, и в других культурологических исследованиях: решая разные задачи, культуролог использует представления и средства нескольких гуманитарных наук.

    Отдельно обратим внимание, с какой целью в рассмотренном исследовании используются культурологические представления. Они не вытесняют искусствоведческие истолкования (вот в гробницах живописные и скульптурные изображения определенного имярека, заказчика, его семьи и хозяйства; эти изображения стилизованы в духе древнеегипетского искусства; заказчик и хозяйство - на вид цветущие и т.д.), но позволяют создать интерпретацию представленного искусствоведами материала, которая в рамках культурологии (и, надеюсь, в значительной степени для читателя) выглядит вполне убедительно и обоснованно.

    Если подобные интерпретации принимаются (что происходит, конечно, не всегда), то новое прочтение и понимание художественного произведения заставляет и искусствоведа развивать свои представления. Он, например, вынужден включать в свои анализы и истолкования историко-культурные соображения и знания. Большую роль здесь играют различные схемы . Например, в данном случае думающий искусствовед должен начать анализировать художественное произведения с точки зрения таких схем, как «древнеегипетское произведение - не столько произведение искусств в новоевропейском понимании, сколько способ спасения, как его понимал египтянин того времени», «заказчик прочитывал такое произведение натуралистически» (т.е. считал, что видит себя в вечности), «критерии “красоты” здесь задаются не эстетическими категориями, а желанием благополучия и требованиями канона» и другие. Эти схемы позволяют снять противоречия, возникающие при столкновении современных эстетических и эпистемологических представлений с фактами, выявленными в исследовании.

    Например, для Большакова одна из главных проблем - понять связь Ка с изображениями и именем человека, а также почему изображения считались живыми. «Существует огромное количество свидетельств, - пишет он, - в пользу того, что египтяне считали изображения “живыми” или по крайней мере способными обеспечивать вечную жизнь изображенному. С другой стороны, те же самые люди не могли не понимать, что изображение мертво, как и материалы, из которых оно сделано… Вырваться из этого замкнутого круга можно, лишь разорвав его - признав, что одно из двух противоречащих положений существует только в нашем представлении. И конечно, ошибочно положение о том, что изображения живы - ведь это плод нашей интерпретации идей пятитысячелетней давности, которая вполне может быть неверной, тогда как то, что изображения мертвы, подтверждается практикой - безразлично, современной или древней, и здесь ошибки быть не может» .

    Однако, с культурологической точки зрения и указанных здесь схем понятно, что «изображение» (а не материал, в котором оно выполнено) не может быть ни живым, ни мертвым, а также, что для египтянина статуя бога или собственное изображение - это не художественное произведение, как для нас, а, действительно, живое существо. Не случайно поэтому в беде люди часто обнимали изображения богов, чтобы на потерпевших перешли божественные благословение, сила и благополучие. В принципе человек мог вызвать бога еще проще, а именно, ритуально произнося его имя, но, конечно, бог, заключенный (воплощенный, присутствующий) в живописном изображении, статуе или героях драмы, более убедителен и телесно воспринимаем.

    Возвращаясь к началу статьи, отметим два момента. Поскольку дискурс современной культурологии междисциплинарен, культуролог использует в своих исследованиях средства и представления разных гуманитарных дисциплин (социологии, семиотики, психологии, истории и др.) При этом культуролог вполне может пастись на других «полях», обогащая их новыми интерпретациями и видением, способствуя их развитию.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае в Ш -IV вв. М.: Наука, 1982. С. 5.
    Латур Бруно. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: ВШЭ, 2014. С. 340.
    Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Аспект-Пресс, 1994. С. 17.
    Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. С. 12.
    Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М.: Либроком, 2009. С. 66-72.
    Большаков А.О. Человек и его Двойник. СПб.: Алетейя, 2001. С. 89-90.
    Там же. С. 91.
    Там же. С. 214, 220-221.
    Там же. С. 105.
    Там же. С. 106-107.
    Там же. С. 86, 87.
    Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М.: Либроком, 2011.
    Большаков А.О. Указ. соч. С. 37-38.

    Розин В.М., 2015

    Розин Вадим Маркович ,
    доктор философских наук, профессор,
    ведущий научный сотрудник
    Института философии РАН

    Культурология. Розин В.М.

    2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003 - 462 с.

    Учебник содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии. В отличие от первого издания (М., 1999) существенно расширено и проанализировано понятие личности, рассмотрены подходы к ее изучению, генезис личности в пространстве культуры. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки. В приложении приводятся определения понятия культуры и краткие сведения о культурологических школах.

    Для студентов высших учебных заведений, а также всех, кого интересует природа и эволюция культуры и личности.


    Формат: doc / zip

    Размер: 549 Кб

    / Download файл

    Формат: pdf / zip

    Размер: 2 ,77 Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 4
    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 6
    1. КАК ЕГИПЕТСКИЕ ЖРЕЦЫ ПРИШЛИ К ИДЕЕ ПИРАМИДЫ 6
    2. ЭКОНОМИКА С КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 17
    3. ДВЕ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА 30
    4. ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗЦОВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, 45
    ГЛАВА ВТОРАЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРЕДМЕТ 47
    1. ОБЩАЯ ПАНОРАМА 47
    2. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 50
    3. ДИЛЕММЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 55
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ) КУЛЬТУРОЛОГИИ 60
    1.ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ, ПАРАДИГМА 60
    2. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ 62
    3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 67
    4. ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ПАРАДИГМА 71
    5. СТРУКТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 73
    6. ПАРАДИГМА ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 76
    7. ПАРАДИГМА ПОСТМОДЕРНА 79
    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ «ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА» ДО АНТИЧНОГО ПОЛИСА) 84
    1. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 84
    2. КУЛЬТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 87
    3. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 94
    4. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦАРСТВ 108
    5. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 116
    6. ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 120
    7. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА 123
    8. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 145
    ГЛАВА ПЯТАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
    1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
    2. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 150
    3. ТРЕХСЛОЙНАЯ СХЕМА НАУКИ 158
    4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОДЫ 166
    5. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ 171
    6. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 173
    7. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА 176
    8. КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 178
    9. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 182
    ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ 189
    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ИНДИВИД» 189
    3. КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ПО М. ФУКО 202
    4. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ, ЛИЧНОСТЬ-КУЛЬТУРА 212
    5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ 216
    6. ЧЕЛОВЕК - СЕМИОТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО 218
    7. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ 228
    8. ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КУЛЬТУРУ 235
    9. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 240
    10.РЕНЕССАНСНАЯ ЛИЧНОСТЬ 255
    11. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В РАБОТАХ И. КАНТА 259
    12. КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ 261
    13. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 264
    14. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОГО ПОДХОДА 272
    15. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ М. ФУКО 275
    16. ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К ЛИЧНОСТИ «ВОЗМОЖНОЙ» 285
    ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК 296
    1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ШКОЛЫ) 296
    2. ОБЪЯСНЕНИЕ Л. ИОНИНЫМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 307
    3. ПОНИМАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ 312
    4. ПРИРОДА И СМЫСЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 320
    ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 333
    1. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 333
    2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Э. КУРТА И Б. АСАФЬЕВА 343
    3. МУЗЫКА НА РУБЕЖЕ XXI В. 352
    4. ИСКУССТВО КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И «ПОСТАВ» 359
    ПРИЛОЖЕНИЯ 374
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ 374
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ШКОЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 377
    ЛИТЕРАТУРА 382