Кто такие этруски? Откуда пришли древние этруски и кривичи. И что же

Современная дискуссия по вопросу происхождения этрусков отчасти связана с противоречивостью античной традиции относительно прародины этого народа, отчасти с самим характером этрусской культуры, пропитанной греческими и восточными (сиро-египетскими) элементами.

Обращаясь к свидетельствам древности, исследователи прежде всего сталкиваются с твердым и общераспространенным убеждением, что этруски – народ, прибывший в Италию из Анатолии в Малой Азии, в частности, из Лидии. Таково было почти всеобщее убеждение греческих и римских писателей, когда им приходилось касаться происхождения этого народа, таково было мнение и самих этрусков.

Версия восточного происхождения является наиболее древней и известна по свидетельству Геродота, который рассказывал о решении царя Лидии для борьбы с голодом разделить народ на две группы и по жребию направить одну из них в вынужденную эмиграцию под руководством своего сына Тиррена (Тирсена):

«О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод [от недорода хлеба]. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. …Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков (умбрийцев) и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами».

В этом сообщении «отца истории», которое бытовало в его время в Малой Азии, содержатся три факта, имеющих бесспорную ценность для рассмотрения вопроса:

Этруски в эпоху Геродота считались народом, прибывшим в Италию издалека в земли умбров

Прибыли они морем

Существовало малоазийское предание о том, что жившие в землях умбров тиррены или этруски являлись выходцами из Лидии

Эта версия представляется возможной, исходя их реалий того времени, когда кризис государства хеттов кон. XIIIв. до н.э. спровоцировал значительные потрясения и масштабную миграцию в район Средиземноморья из-за вторжения «народов моря» - ахейцев, филистимлян, сардов и загадочных «тереш» (или турша), в которых некоторые историки видят троянцев-таршиш (греческое название тирренцев от корня «турша).

Из греческих историков и географов, придерживавшихся версии Геродота, следует отметить Тимея, Диодора Сицилийского, Плутарха, Аппиана, Страбона. Сторонниками версии «отца истории» являлись и известные латинские авторы – Цицерон, Валерий Максим, Сенека, Плиний Старший, Тацит, известные поэты Овидий и Виргилий.

Из-за наличия восточных черт в этрусской культуре, нахождения в языке общих черт с языками Малой Азии и Кавказа, многие ученые уже в наше время встали на сторону версии Геродота. В.Н. Модестов в «Введении в римскую историю» (1904) указывал на следующие «ориенталистские» черты этрусской культуры:

Обряд погребения (трупоположение) отличается от трупосожжения италиков

Камерные гробницы со сводчатыми потолками малоазийского типа

Хеттские черты этрусской скульптуры

Связанная с ионийской техникой вазовая живопись

Сходство этрусского алфавита с лидийским

Этимологические совпадения этрусского и западномалоазийских языков

Найденная на о. Лемнос стела с изображением копьеносца и непонятной надписью, отнесенная к тирренскому искусству и письменности как доказательство происхождения этрусков из восточной части Эгейского бассейна.

Но если относительно легко установить родство тирренцев с Лемноса и этрусков, то мы еще пока не можем точно определить, первые ли эмигрировали в Италию или вторые, уже обосновавшись там, завязали отношения между Западом и Востоком. Имеются доводы, которые дают современным историкам (Р. Блок) аргументы в пользу версии о восточном происхождении этрусков. В частности, это поразительные сходства между азиатской религиозной практикой и этрусской. У вавилонян, например, есть немало общего с тосканцами в области методов гадания, в частности, на печени ритуальных животных. Археологами обнаружены бронзовые муляжи, которые использовались для обучения жрецов-предсказателей. Аналогичную практику мы встречаем в Месопотамии.

А. Пиганьоль добавил несколько новых аргументов в пользу восточного происхождения этрусков. Он критиковал, как необоснованную, теорию, согласно которой, этруски были пастухами-наездниками, пришедшими с Кавказа и Ирана через Фракию и Иллирию. Он обнаруживает многочисленные связи между крупным анатолийским поселением Топрак-Кале и Этрурией. В поселении были обнаружены несколько памятников этрусского типа: три священных камня – бетила на основании цилиндрической формы, погребальные помещения, окруженные скамьями и т.д. Кроме того, обнаружена общность в ирригационной практике. На основании этого, Пиганьоль делает вывод о несомненном родстве между этрусками и древними народами Малой Азии. Древнейший этрусский храм на высокой платформе имеет халдейское происхождение, оттуда же ведет происхождение и бог Янус. Пиганьоль добавляет: «Сквозь нарядные греческие одежды, наброшенные на Этрурию, просвечивает, однако, восточное происхождение этого народа. Решение этрусской загадки от нас ускользнет, если упорно искать истоки этой цивилизации на севере Альп или среди туземных народов Италии».

Изображение оленьей головы, найденное в Ветулонии, имеет совершенно скифский характер и некогда украшало нос небольшого этрусского судна. Аналогичные украшения были обнаружены во время раскопок Тель-Талафа под руководством М. фон Оппенгейма на барельефах XVв до н.э с изображением льва и оленя. Совершенно одинаково выглядят столбы внутри этрусских склепов, украшенных барельефами и пилястры анатолийского храма в Мусасире, у горы Арарат.

Т.о, в классической древности, в основном, бытовало представление об этрусках, как малоазийском народе, хотя некоторые авторы не считали их именно лидийцами. В связи с этим, рассмотрим вторую версию о том, что этруски являются переселившимися в Италию пеласгами.

Греческий историк Гелланик с о. Лесбос (VI век до н.э.), писал, что Этрурия была обязана своим происхождением пеласгам, которые во времена царя Наны, изгнанные эллинами, приплыли в Ионийский залив к устью р. Спинету, одному из рукавов р. По у г. Спина. Оставив суда, они двинулись вглубь страны и захватили г. Кротону, превратив его в форпост своих будущих завоеваний и создания Тиррении, т.е. Этрурии.

Геродот же пишет о происхождении пеласгов следующее:

«На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда обитали в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем – по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти края»

Цитируемый Страбоном Антиклид, афинский писатель александрийской эпохи, видоизменил предание, упомянутое Геродотом, присоединив к переселенцам из Лидии пеласгов, обитавших на о-вах Лемнос и Иброс. В представлении Антиклида пеласги – лишь один из народов, прибывших с востока Средиземного моря в земли умбров в составе колонистов.

Но не все древние авторы отождествляли пеласгов и этрусков. Дионисий Галикарнасский видел в этрусках и пеласгах два разных народа и утверждал, что этруски не являются лидийцами. В представлении Дионисия этруски – народ не пришлый, а туземный, ни похожий ни на какой другой италийский ни по языку, ни по обычаям. Довольно странное заключение, скорее доказывающее обратное. Отсутствие общих черт со своими ближайшими соседями умбрами и лигурами делает версию об их иноземном происхождении более очевидной. Дионисий Галикарнасский утверждал, что «этрусский народ никуда не эмигрировал и был всегда там». Эта ремарка привлекла внимание некоторых ученых, особенно лингвистов XX века, для которых этрусский язык - так как он не является индоевропейским - мог служить свидетельством того, что это было местное наречие, предшествовавшее появлению народов - носителей индоевропейского языка. Между тем, несмотря на его кажущиеся сильными аргументы (он, например, подчеркивал, что историк Ксанф Лидийский никогда не говорил о предводителе, по имени Тиррен, который эмигрировал бы в Италию), тезис Дионисия должен рассматриваться с очень большой осторожностью. Этруски были для него лишь варварами, на которых не бросила свой отсвет блестящая греческая цивилизация и которых Рим имел полное право завоевать. Очевидно, что оригинальный взгляд Дионисия отвечает политическим требованиям оценки Рима, которым он восхищался, не смотря на какую-либо историческую объективность.

Еще более странно то, что аргументацию Дионисия счел достаточно обоснованной такой видный историк, как Нибур. Древние авторы говорили об этрусском племени, обитавшем в Ретийских Альпах. Но Тит Ливий, Плиний и Юстин не говорили о том, что этруски вышли из этих мест, наоборот, в их представлении это одичавшие потомки этрусков, бежавших от преследований галлов в горы, у которых не осталось ничего этрусского, кроме сильно изменившегося языка.

Нибур находит их версию несостоятельной, объясняя это тем, что, будучи не в силах бороться с галлами в укрепленных городах, этруски вряд ли могли завоевать место под солнцем Альп в борьбе с местными агрессивными племенами.

Нибур считал, что этруски пришли из Ретии в Северную Италию, перешли Апеннины и поселились между реками Арно и Тибр, сделав эти земли очагом своей культуры. Греки дали им имя тирренов-пеласгов, прежних обитателей, уже после завоевания Этрурии, по ошибке. Т.о, Нибур говорит о доэтрусской пеласгической Тиррении, о которой нет упоминания ни в одном древнем источнике.

Тит Ливий утверждает, что реты, жившие в Альпах, имели этрусское происхождение. Предлагая обратное, археологи XIX века хотели увидеть в этих северных народах первоисточник италийских и этрусских народов, мигрировавших на юг в конце II тысячелетия. Некоторые из них опираются в своих гипотезах на аргумент, который они считают очень важным: на практику кремации. Они считали, что виллановианская культура происходила из так называемых полей погребальных урн, пренебрегая тем существенным фактом, что эта цивилизация имела неоспоримый индоевропейский характер, не связанный с этрусской цивилизацией. Они установили также связь между названием «реты» (Rhaeti) и тем, как тосканцы называли себя на этрусском языке: «расенна». Помимо того, что этот тезис не подтверждается ни одним древним источником, представляется, что он не выдерживает современного анализа фактов. Во всяком случае, распространение этрусской цивилизации с юга на север выглядит более правдоподобно, чем в противоположную сторону.

Отфрид Мюллер, филолог и историк, считал, ретийские расены перешли через Апеннины в земли умбров и соединились с жившими в Тарквиниях тирренами, образовав этрусский народ. Расены, по его мнению, другое название ретов. И хотя они пришли с севера, но, по сути, являлись коренным населением Италии, получившим мощный импульс развития от высадившихся в Тарквиниях пеласгов, которых Мюллер считал греческим или полугреческим племенем.

Швеглер, опровергая гипотезу Нибура, причислял этрусков к индоевропейцам, наряду с латинами, умбрами и сабеллами, но принесшими из Азии особую культуру, теологию и жреческую дисциплину.

Теодор Моммзен, отвергая свидетельство о пришествии этрусков с моря, указывал на тот факт, что большая часть наиболее важных городов Этрурии расположена в дали от побережья, за исключение Популонии, которая не принадлежит к «двенадцати великим городам» (Вейи, Цере, Тарквинии, Вульчи, Ветулония, Вольтерра, Вольсинии/Орвието, Клузий, Кортона, Перузия, Ареццо). Данное утверждение ошибочно, т.к. многие значимые города Этрурии находились вблизи моря: Цере, Тарквинии, Вульчи, Сатурния, Ветулония, Рузеллы. Причина их отстояния от побережья заключалась в стремлении избежать нападений пиратов, как это было в Греции (Афины, Коринф, Аргос). Ничем не подкреплено так же утверждение Моммзена о движении этрусков с севера на юг, хотя он справедливо замечает, что ни по языку, ни по обычаям и религии они не имеют ничего общего с италийскими народами индоевропейского происхождения, но, неожиданно приходит к заключению о том, что их происхождение – индогерманское.

Попытка рассмотреть происхождение этрусков как результат смешения миграционных течений иллирийского населения была предпринята З. Майяни. Его взгляд перекликается с теорией А. Тойнби, который говорил об этрусках, как образце влияния иноземных переселенцев на группу более ранних колонистов.

Майяни писал, что этрусская эпиграфика свидетельствует о том, что в этой цивилизации существовали и переплетались два течения:

Дунайское

Анатолийское

Он отмечал, что евразийская степь, простиравшаяся от современной Богемии и Венгрии через Северное Причерноморье и Кавказ, через каспийские области до Южной Сибири, была одновременно и Европой, и Азией. Уже в раннюю эпоху происходило беспрерывное движение различных этнических групп по этой степи с запада на восток и в противоположном направлении. Степь имела свои религиозные принципы, любимую керамику, искусство и средства передвижения. Ей принадлежали древние очаги металлургического производства (Богемия, Венгрия). Они снабжали степняков оружием, обеспечивая экспансию на запад и восток. Чтобы понять предысторию этрусков, эти факторы следует принять во внимание. Все начиналось с того, что древние протодунайские пастухи перегоняли стада овец на летние пастбища в горы. Тяжелые, крытые шкурами повозки бороздили степь вдоль Дуная и его притоков. В этрусской цивилизации реликвией осталось курульное кресло – символ справедливого суда, который творили вожди племен кочующих пастухов.

Все эти миграции ни к чему бы не привели, если бы будущие этруски не появились в Италии как «люди из бронзы». Именно бронзовое оружие открывало им пути с Дуная через Боснию и Босфор в Трою и через Боснию в Грецию и Италию.

Д. Рандалл Мак-Айвер писал: «Венгерская медь и богемское олово были источником процветания целого ряда многочисленных городов, расположенных вдоль Дуная. Они-то и заложили основу бронзовой цивилизации в Европе. Протоиталики как бы создали связь между Дунаем и Италией».

Одновременно следует принимать во внимание характер этрусского языка, происхождение его алфавита, а также свидетельства керамики и орудий, найденных на местах древних поселений на Балканах и анатолийском берегу. Этрусский язык родственен некоторым языкам Малой Азии, но эти языки не восточные по своему происхождению, а языки с индоевропейской основой, перенесенные в Малую Азию. Т.о, этрусский язык также не является восточным, он дунайского происхождения.

Этруски частично являются потомками турша, т.е. древних иллирийцев (или фрако-иллирийцев), обосновавшихся в Малой Азии. Обычно передовые группы народов, ищущие новую родину за морем, бывают немногочисленные (гиксосы, филистимляне, норманны, шумеры). Поэтому вряд ли группа турша, прибывшая из эгейско-анатолийской области могла стать единственной этнической основой будущей конфедерации «12 городов Этрурии». Большая часть иллирийского населения страны жила там до прибытия турша. Говоря об этом населении, З. Майяни имел ввиду обширную языковую семью, к которой, наряду с собственно иллирийцами, относятся эпироты, македоняне, фракийцы, фригийцы, этруски, лидийцы, венеты, либурны, япиги, дарданцы, троянцы, тевкры. Филистимляне, возможно, жители Крита и мн. др. В качестве названия для этой общности Майяни предлагает термин «протодунайцы», указывающие на самый древний очаг происхождения. Основным признаком, объединяющим все иллирийское население, является язык, который носит в основном индоевропейский характер. По-видимому, он заимствовал многие элементы из анатолийских и кавказских языков, но пропитался ими значительно меньше, чем хеттский или армянский. Кроме того, в нем есть много аналогий с балто-славянскими языками, что означает привязку языкового очага к району между Дунаем и Карпатами. Остается открытым вопрос о пути, по которому прибыли иллирийцы в Италию.

Дж. Уотмуг считает, что они прибыли морем: «Нет ни малейшего указания на то, что происходила длительная миграция по суше вокруг Адриатического моря. Такая миграция должна была бы быть очень трудной и могла разрушить национальное единство народа». Отмечается, что этруски не могли принести в Италию элементы алфавита, происходящего из Малой Азии. Но некоторые заимствования могли прийти в этрусский алфавит позднее с новыми волнами мигрантов.

М. Хаммерштрём после тщательного анализа письмен Греции и Малой Азии приходит к выводу, что этруски позаимствовали свой алфавит у греков, живших к северу от Коринфского залива. Это наталкивает его на мысль о том, что этруски, возможно, одно время жили в Южной Италии. Изучая такую возможность, он констатирует удивительное совпадение названий многих местностей юга Италии и Этрурии: Volcei в Лукании и Вульчи в Этрурии, река Сабатус и озеро Сабатинус. Т.о, будущие этруски, пришедшие из самого сердца Балкан, прошли через Грецию и обосновались в Южной Италии, а затем двинулись на северо-запад, к колыбели своей будущей цивилизации. На это имеется только одно возражение: иллирийские выходцы из дунайских областей, уже обосновавшиеся в Греции, возможно, в свою очередь, были отброшены в Италию вторгшимися в XI в до н.э. дорийцами. Однако, это были не разрозненные группы изгнанников, иначе, они не смогли бы жить столь интенсивной интеллектуальной жизнью, что для ее нужд потребовался алфавит. Кроме того, известно, что этруски появились в Италии, как «люди из бронзы», в том же обличии, в котором их соотечественники филистимляне предстали перед израильтянами. Иначе иллирийцы не смогли бы изгнать из сотен городов своих предшественников умбров, как об этом рассказывают древние. Видимо, первая волна иллирийцев, примитивных, но вооруженных дунайской бронзой, была довольно многочисленной.

Т.о, отправившись с берегов Среднего Дуная, с границы степи, иллирийцы пересекли Балканы, Грецию, затем Адриатику и добрались до Италии. Это западная основа этрусской цивилизации и именно она была первоначальным и очень основательным вкладом в ее становление. Через 2-3 века сюда придут расна, известные под именем турша, выходцы из Малой Азии, привнеся восточное влияние в культуру этрусков.

Эти группы, последовательно пришедшие в Италию, были представителями одного и того же этнического элемента, имели общий язык, но уровни их цивилизации были различны. Возможно, именно эта разнородность состава населения и явилась главной причиной органической неспособности этрусков сформировать единую нацию и преодолеть разногласия среди племен, из которых состоял народ Этрурии – «двенадцать городов Этрурии».

Резюмируя, Майяни пишет, что «если приход в Италию некого иллирийского сообщества, пришедшего через Грецию неоспорим, участие в создании Этрурии иллирийских племен турша, пришедших с анатолийского берега, также не подлежит сомнению». При этом, он подчеркивает три важных фактора, которые позволяют выстроить определенную цепочку:

древняя экспансия иллирийцев в Малую Азию (Анатолии) - участие турша в этой экспансии - последующий миграция турша в Италию

Т.о, налицо двойственность в формировании этрусского народа, сложившегося из двух элементов: иллирийского западного и иллирийского восточного. Рассмотрим эти факторы подробнее:

1. Древняя экспансия иллирийцев в Малую Азию

Ф. Альтхейм считает, что первопричиной дорийского и многих других переселений явился толчок, данный иллирийцами в 1500г до н.э, когда они начинают проникновение в Малую Азию из областей Нижнего Дуная. Это переселение имело огромный размах и затронуло многие народы, включая пеонов, тевкров, мизийцев и фракийцев. Следы этой экспансии наблюдаются в ряде поселений, расположенных по пути от Дуная в Боснию, Сербию и Фракию, в которых была обнаружена керамика с белой ангобой (покрытия из жидкой глины). По свидетельству Страбона, перед Троянской войной из Фракии прибыли фригийцы и убили царя Трои. Троянская война – это прежде всего столкновение между двумя этническими группами: греками и иллирийцами. Не только троянцы были тевкрами, но и их главные союзники – фригийцы, фракийцы, мизийцы, пеоны – все они были фрако-иллирийцами. В постгомеровской Трое не было ничего ни троянского, ни греческого: она была типично дунайским поселением. На это указывают найденные при раскопках топоры, прибывшие с Дуная. Позднее страна, существовавшая на месте Лидии и Троады, была населена фригийцами, также фракийского происхождения. С. Ллойд рассматривал Троянскую войну как эпизод «движения на Восток народов Фракии и Македонии, в результате которого через несколько веков фригийцы утвердились как хозяева Малой Азии»

2. Участие турша в анатолийской экспансии

Оно подтверждается иллирийскими названиями некоторых городов Лидии и Троады, а также тем, что в египетских источниках турша упоминаются наряду с шардана, жителями Сард, и другими анатолийскими племенами, совершавшими нападения на Египет. Однако после крушения фригийского царства под натиском киммерийцев, положение турша пошатнулось.

3. Миграция турша в Италию

Со всей очевидностью подверждается тем, что с этого момента соседи стали называть этрусков и их страну именем турша, поскольку военная мощь, материальная культура и религия турша находились на более высоком уровне, чем у родственных им племен.

В 1864 году Фюстель де Куланж, профессор истории из Страсбурга, опубликовал книгу «Древний город», в которой он пишет, что индусы, древние греки, римляне и этруски происходят из одного и того же слоя примитивной цивилизации, который историки называют протоиндоевропейским или протоэгейским. Важно отметить сходство между этрусским языком и языками ближайших соседей - латинян и умбров. Близость прослеживается по совпадению многих местных и родовых этрусских, латинских, рутульских и иных италийских имен. Отмечается сходство с ахейским языком в числительных и некоторых терминах родства. Целый ряд имен этрусских божеств находит более или менее близкое соответствие в именах латинских или иных италийских божеств.

Распространение надписей на древнеиталийских диалектах, относящихся к I тыс. до н.э., возможно, объясняется миграцией «италиков» из заальпийских областей (или балканского Придунавья), что находит подтверждение в данных исследований погребений. Наличие в Италии, начиная с эпохи бронзы, двух обрядов погребений представляет собой, по сути, два религиозных уклада, подчеркивающих этнические различия их носителей. Трупосожжение, как явление более позднее, считается обрядовым новшеством, характерным для индоевропейцев. На основании этих данных, П. Кретчмер, Дж. Буонамичи, А. Тромбетти, В. Бертольди установили наличие двух языковых напластований в Италии:

- «средиземноморское» или протоиндоевропейское (лигурийский, ретийский, этрусский и др. альпийские и апеннинские диалекты)

- «италийское» (латинский и родственные ему италийские диалекты индоевропейского происхождения)

В отношении «средиземноморских» диалектов были произведены попытки установления их родства с древнеиберийским (баскским) и древнемалоазийскими языками.

Н. Я. Марр установил связь этрусского языка с иберо-лигурийскими и малоазийско-кавказскими языками, определив его в качестве стадиально предшествующему латинскому и другим индоевропейским языкам Италии. Сходство грамматических форм этрусского языка с древнеиберийскими (баскскими) и малоазийскими древними языковыми формами может быть объяснено тем, что этрусский язык сохранил связь с более древним языковым слоем Средиземноморья, охватывавшего территорию от Пиренеев до Кавказа и сохранившимся в наиболее культурно-застойных местах. Гораздо более тесную связь можно проследить между этрусским языком и древнейшими диалектами Эгейского бассейна, сохранившего следы в греческой топонимике (окончание наименований гор, поселений на assos и inthos) и, отчасти, в эпиграфике. Именно на этом сходстве этрусского языка с догреческим (ахейско-тирренским) языковым слоем Эгейского бассейна и основывается легендарная традиция о родстве пеласгов и о тирренских миграциях из Эгейского бассейна (или с побережья Малой Азии) в Италию.

Некоторые исследователи (Ф. Дун, Ден. Девото), связывающие проникновение индоевропейских языков в Италию с появлением носителей культуры железа, говорят о двух волнах миграции:

- «трупополагающие» италики (умбро-сабеллы)

- «трупосжигающие» италики (латиняне)

В свою очередь, А. Пальгрем отмечал условность и односторонность представлений об «италиках», как среднеевропейских иммигрантах на Апеннинский п-ов, носителях индоевропейского языкового слоя. Он показал, что культура этих племен органически связана с культурой предшествующего этапа италийской истории, носителями которой были представители средиземноморской расы, говорившие на неиндоевропейских языках.

С другой стороны, Пальгрем подчеркивает также и условность термина «доиндоевропейцы», поскольку он не предполагает обязательной преемственности между доиндоевропейскими и индоевропейскими языками и фактическую одновременность представляющих их памятников.

М. Палоттино в середине XX века показал, что вопрос происхождения этрусков ничего для них самих не значил, так как очевидно, что этот народ, как и любые другие, сформировался и обогатился в течение многих веков от различных народов, которые были его составными частями. Абсурдно думать, что он был целиком переселен из Азии в Италию в какой-то определенный момент, но не менее абсурдно верить, что он появился на итальянской земле, не приняв колонистов, пришедших с Востока, как это было повсюду в Средиземноморье. В легендах, которые часто хранят в себе следы исторической памяти, в Тоскане всегда кто-то жил. Народы, пришедшие с Востока и, привлеченные богатствами этой земли (руды и т.д.), смешались с местным населением, причем вполне вероятно, что это происходило многократно, благоприятствуя таким образом образованию оригинальной и утонченной цивилизации, породившей первоначальную культуру ранней Италии и развивавшейся в контакте с греческими колонистами, обосновавшимися на юге полуострова.

Подлинная проблема заключается в том, чтобы узнать, в какой момент произошло это соединение. Историки очень долго датировали начало этрусской цивилизации VIII в. до н.э. Хотя некоторые легенды, миграционные движения в Средиземноморье и развитие виллановианской цивилизации, подтвержденное археологическими находками, позволяют датировать начало этого глубокого превращения Х веком до н.э. (и даже ХI веком до н. э.). А это серьезно меняет взгляд историков-исследователей на образование и зарождение Этрурии, т.к. северо-западное побережье Малой Азии в эпоху предполагаемого переселения этрусков (X-VIII вв. до н.э), не обладало элементами «восточной» культуры, отличавшими этрусков от их италийских соседей, и было в культурном отношении во многом родственно сравнительно невысоко развитому фракийско-македонскому побережью и балкано-дунайским культурным центрам эпохи железа.

Богдан С. Петров

Этруски - откуда они?

Этруски — загадочный народ, создавший свою цивилизацию около 8 века до н.э. на территории нынешней Италии северо-западнее Рима. Их культура оказала своё влияние сначала на Древнюю Грецию, а потом на Древний Рим, вплоть до того, что первыми римскими императорами были этруски. Влияние этрусков прослеживается вплоть до Африки (Карфаген), они были доминирующей и культурообразующей нацией всей Европы, а потом буквально на глазах всей Европы вдруг исчезли в короткий исторический срок.

Этрусские города были развитыми торговыми и религиозными центрами, они были украшены большим количеством замечательных каменных ритуальных зданий, скульптур, фресок и других произведений искусства. Этрусские мастера выплавляли медь и железо, а земледельцы возделывали злаки, лён и виноград. Этрусские купеческие корабли бороздили моря и океаны.

Территория Древней Этрурии (ныне Тоскана) буквально переполнена историческими памятниками: остатки городов с каменными стенами и четкой параллельно-перпендикулярной планировкой улиц, ориентированных по странам света, сотни могильных курганов, гробниц знатных этрусков. Местные музеи ломятся от многочисленных экспонатов. Эти памятники материальной культуры очень сходны с оставленными другим древним народом — пеласгами, которые в 12 веке до н.э. вторглись в Древний Египет из Малой Азии (ныне территория Турции). В исторических источниках этрусков часто и называли пеласгами. Да и «отец истории» Геродот (5 век до н.э.) указывал, что этруски прибыли в Италию из Малой Азии, из Лидии. А надо сказать, что свидетельства Геродота, которые ранее часто отвергались, всё чаще подтверждаются современной наукой. Видимо, не зря так уважал Геродота наш М. В. Ломоносов.

Вообще-то, существуют три основные гипотезы происхождения этрусков — уже озвученная малоазийская, северная (пришли, перевалив через Альпы) и аборигенная (то есть, что этруски — это местный италийский этнос). Очень возможно, что правы все три гипотезы (в науке так бывает часто), так как возникновению новых этносов обычно предшествует комплиментарное слияние нескольких предшествующих.

Но обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Культура этрусков возникла в 8 веке до н.э. и была разрушена римлянами в 4 веке до н.э., то есть получается всего 400 лет от возникновения до гибели, тогда как, по Л. Н. Гумилёву, среднее время существования этноса 1200−1500 лет. Нет, что-то здесь не так: этносы «вдруг» не возникают. Обращает на себя внимание также способ преобразования «кормящего ландшафта»: как пеласги в Египте, так и этруски в Италии заняли болотистые места и преобразовали их в очень благоприятные для земледелия в мелиоративном отношении. Точно так же поступали и другие народы (например, шумеры), которые «вдруг» возникали в разных районах Земли в виде высокоразвитых цивилизаций и за исторически короткое время преобразовывали эти районы. Нет, здесь явно прослеживается след гипербореев — ариев, упоминаниями о которых буквально пестрят древнегреческие и древнеримские мифы и легенды.

Немало трудностей добавили учёным мужам письменность и язык этрусков: удалось расшифровать около 150 слов, но сам язык пока не поддаётся расшифровке. Пишут, что этруски пользовались алфавитом, имеющим финикийское происхождение, как и греческая азбука. (А не наоборот ли всё это, если разобраться с датировкой? Вряд ли возникшая «готовая» цивилизация заимствовала алфавит у менее развитого народа.) Вместе с этрусской цивилизацией погибли и почти все письменные памятники этрусков, остались лишь переводы и пересказы некоторых из них на латынь. Эта ситуация ничего вам не напоминает, дорогие читатели? Не так ли уничтожались памятники древнерусской культуры при крещении Руси?

Следует отметить, что множество лет западные исследователи и их российские последователи для расшифровки этрусского языка использовали любые языки, кроме славянских и санскрита, хотя даже самоназвание этрусков — «расены», имеющее массу аналогов в истории славян, должно было бы направить исследователей в славянскую сторону. Но это считается «табу», так как для них всех культура Руси и её письменность начались в 10 веке н.э. при крещении Руси. Ну ладно, может быть, чуть-чуть раньше. Мало того, римляне ввели в обиход поговорку: «Этрусское не читается». Мол, можете себя даже и не утруждать! Вот латынь — другое дело! Интересен перечень языков, с помощью которых пытались расшифровать этрусский: латынь; греческий; еврейский; эфиопский; египетский; арабский; коптский; кельтский; тевтонский; англо-саксонский. Надо было бы сюда ещё приплюсовать язык туарегов Сахары!

К сожалению, эти доводы до сих пор повторяют наши «западники», причём, буквально дословно, а попытки расшифровать этрусские тексты с привлечением русского, церковно-славянского и других славянских языков подвергаются высмеиванию и даже глумлению. Но, к счастью, никто не может и запретить этого, так что работа идёт, и довольно успешно!

Обновлено 14.05.2008
Статья размещена на сайте 15.04.2008

    Беда, коль пироги печет сапожник!

    Может быть Богдан С. Петров и уважаемый в своей области специалист, даже дающий советы правительству, но нельзя же писать такую дичь!
    Первые римские императоры - этрусски? Надо думать, что речь идет о повелителях периода Римской Империи, оформившейся где-то в районе 1 в. до н.э., после Ю. Цезаря. А где тогда были Этрусски? Если верить самомму автору, их уже лет 300 не наблюдалось... Наверное, он имел в виду царей? Это совсем другие звери!
    После Гумилевских "периодов" и "гипербореев" я отключился, хотя мельком там увидел дальше и что-то про славян, то ли это предки этруссков, то ли заводчики первых в мире слонов, разбираться уже не стал!
    Наверное, там есть еще масса других "открытий"! Какой смысл в таком словоблудии? Была бы моя воля, судил бы таких авторов по статье "загрязнение интеллектуальной среды". От 3 до 5 лет строгий изоляции с запретом заниматься писательством на 10 лет!

    • Ругаться каждый может, а где аргументы и факты?

      • Ещё об этрусках и этрускологах

        В сказках Джанни Родари всегда заложен скрытый смысл.
        Родари намекает, что к этрускам привлекает людей разных наций потому, что в неразгаданном до сих пор этрусском ЯЗЫКЕ люди слышат именно СВОИ языки: англичане - английский, греки - греческий, итальянцы - латинский, французы - галльский (кельтский), немцы - немецкий, русские - русский...
        И все они отчасти правы. Отчасти потому, что во всех языках ЕВРАзии, как и в этрусском, есть корни одного и того же языка. Этот язык был Священным языком молитв и гимнов, священных текстов Торы. И вы уже, конечно, догадались, что Я говорю о древнесемитском языке, который условно называется "иЪврит".
        Этот язык - сам по себе возник на основе каких-то ещё более древних, архаичных языков. Но возник он не в базарной толпе, и не как жаргон определённой тусовки или воинской банды... Язык иЪврит - это целенаправленная работа жрецов Шумера и Аккада и миф о Вавилорнской башне не так далёк от истины.
        Сам язык иЪврит представляет собой комбинации корней, каждый из которых состоит из трёх знаков-мыслеформ - двух основных и третьего - детерминатива (уточняющего). Каждый корень (мыслеформа) представляет собой ИЕРОГЛИФ. Таких мысле форм-иероглифов, охватывающих всё Бытие, - 27 {Точно также, кстати, устроена и китайская письменность (где 28 «ключей»), одинаковая, несмотря на совершенно разные языки, для всех провинций Китая и для Кореи, и для Вьетнама, и для Японии!}. Поэтому как язык иЪврит, как и китайский, больше предназачен для мысленного получения информации (значений, семантики), без использования звуков. Также построены и другие языки, которые мы сначала читаем МЫСЛЕННО, «ПРО СЕБЯ», А УЖ затем произносим фонетически!
        Один и тот же иероглиф может читаться так, а может и немного изменяться фонетически, а может читаться вооще не похоже. Поэтому не стоит уделять первостепенное внимание поискам именно фонетического сходства слов, хотя по чтению корней именно РУССКИЙ язык, а ещё более того - ЧЕШСКИЙ язык наиболее похожи на современный ИВРИТ (только, если читать только по корням!). Главное – это семантическое сходство, т.е. сходство значений, СМЫСЛА при похожести фонетики!!

        В ходе моего исследования и исследований других ведущих западных учёных, этрусские ПАТРИЦИИ {ОТ ивритского פטר יצא יה, פתר יצא יה /Патер ицэ Ия = "Начинать, решать + исходит + Бог"} прибыли на землю будущей Этрурии с территории Малой Азии. Слова "Троя, Илион" - также составлены из корней Священного семитского языка и означают "Ты будешь править (пасти) от имени Бога (Троа Йа)" и "Всевышнего Сила" - עילי און (אילי און) - Или Он.

        Этрусские имена богов и людей также составлены из семитских корней. Сами этруски писали семитским письмом (арамейским, ханаанским), от которого и произошло древнегреческое архаическое письмо

        Конечно же, этрусский язык испытал влияние местных аборигенов, поэтому его и не могут прочитать семитологи.

        Интересно, что современные РОССИЙСКИЕ исследователи, ищущие источники этрусского языка среди южных славян, вообще не рассматривают малоазиатский семитский след, то ли от того, что НИКОГДА не открывали иврито-русский словарь, то ли от въевшегося в плоть и кровь природного отвращения к иудейству (не имеющему никакого отношения к этрусскам!), о котором они имеют весьма смутное представление, а следовательно и ко всему семитскому, начиная с шумеров и заканчивая ассирийцами. {Кстати, современные ассирийцы – айсоры – являются ревностными православными!!}.

        Немаловажную роль сыграла и ложная теория о так называемых АРИЯХ, арийской расе и арийских языках (т.н. "индоевропейских"). Эта теория, как и современная лингвистика, имеет корни в нацизме Германии, в которой с середины XIX века вырабатывалась национальная доктрина о превосходстве "арийской расы" (к коей несомненно принадлежали и Гитлер, и Геббельс, и Штрайхер, да будут прокляты они!).

        Современная Россия, также ищущая идеологическую платформу какого-нибудь "имперского величия", также ищет себе великих "имперских" предков - от Гипербореи до Этруссии, сочиняя былины о походах "русичей" не то под стены Царьграда, не то под стены "Русалима". Чтобы утешить поклонников ЭТОЙ теории, скажу, что ещё ОКОНЧАТЕЛЬНО не решён вопрос о МЕСТЕ возникновения семитского ШИФРА (иЪврита) для разговора с богами. Возможно, что поездка экс-Президента Владимира Путина на развалины "Аркаима" (татароивритское название) была попыткой нагнетания поиска исторической прародины всех россиян. И если им будет объявлен Аркаим, то Я горячо «проздравляю» Российскую Акадедемию Наук (РАН) со вторичным подтверждением открытия "Родины слонов" - нашей любимой и неделимой Страны - ...

        • "Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя" (К. Прутков).

          Вы занимаетесь тем же, в чём упрекаете меня. Поэтому спорить с Вами бесполезно, да и не нужно. Надеюсь, Вы знаете, что Ветхий Завет, текст которого был утверждён в своё время отцами иудейства, написан более чем наполовину по-арамейски, а остальные две части - по-гречески и на иврите?
          А также о том, что семиты, куда входят и евреи - только один из многих-многих народов, существовавших и существующих на земле?

          Вы не вправе отказывать другим в том, чем занимаетесь сами. Как и другие не вправе отказывать Вам в том, чем Вы занимаетесь.

          С уважением - Богдан С. Петров.

          • Владимир Бершадский (Володимер) new! #

            Я никого не упрекаю. Это раз.
            И Иврит, и арамейский языки - семитские. Греческий - на 80 % состоит из корней иврита. Это два.

            В третьих, никто не спорит, что Тора была отредактирована. Но интересней всего как раз то, что отредактирована она была так, что можно очень многое из древней религии Света восстановить. Но с Вами спорить бесполезно, так как мы "в разных весовых категориях": Я знаю, что такое иЪврит, а Вы - не знаете.

            В 4-х. Я даю русскоязычному миру новые факты, новую правду о начале России. Это правда. Кому-то она может и не нравится. Но, не зная всей правды, не будешь иметь никакого будущего.

            В 5-х. Моя цель - примирение народов, примирение религий, показ языкового братства народов.

            В 6-х. Не стоит искать в моих трудах какую-то богоизбранность какой-либо нации. Она и так видна не вооружённым глазом. Богом избран тот народ, который понимает, что несёт в своём языке корни Святого.
            Вы, Богдан, пока (!) этого, как Мне кажется, ещё не осознаёте. Но Я надеюсь, что, когда у Вас перекипит, спадёт раздражение, Вы без ущерба для своей национальной гордости окунётесь в Тот Океан знаний, который сейчас раскрывается перед Вами.
            И, если Вы не сделаете этого, то, по Вашему выражению, предки этого Вам не простят.

            Сегодня возникло множество сайтов с описанием так называемой "русской религии", т.е. того самого славянского язычества, которое много лет осуждала и с которым безуспешно боролась православная русская церковь.
            Почему возникли эти псевдоязыческие сайты и написаны десятки книг, книжек, книжечек и книжулек на тему прославления "Русских богов" (вот, к примеру, - "Удар русских богов")?
            Потому, что адептов псевдоязычества не устраивает христианство, так как оно, видите ли, основано Евреем (Иисусом) и евреями (апостолами) же и обосновано и распространено!
            Христианство, видите ли не отрицает Ветхий Завет, а это ни что иное, как Еврейский ТАНАХ.
            Более того, если пристально рассмотреть биографии и родословную Отцов христианских церквей, то они в большинстве случаев будут как "чистокровными", так и не очень, но евреями.
            Как все знают и самый знаменитый и уважаемый проповедник очеловеченного христианства О. Александр Мень тоже "чистокровный" ЕВРЕЙ.

            Поэтому антисемитские и юдофобские круги пошли по следам Гитлера и его адептов и начали разрабатывать т.н. "Русскую религию", которая вроде бы не имеет к евреям никакого отношения.
            Эта Русская религия провоцирует т.н. национально-фашистское возрождение Русской нации, которую провоцируют на нападения на инородцев и иноверов. Т.е. Россия встаёт сейчас на ту же самую дорожку, на которой уже находилась немецкая дойч-раса в 1920-1945 гг.
            Я не хочу, чтобы в России было то же. Я считаю, что фашистов намеренно провоцируют. Кто это делает? Тот, кто хочет сделать с Россией то же, что союзники сделали с Германией в 1945 г. - разделить и денацифицировать, т.е. превратить в сборище манкуртов, опоенных водкой и обкуренных анашой.
            Поэтому Я хочу показать глубинные корни не только Русской религии, но и русского языка и русского подсознания. Я хочу снять и ту ложь, которую вываливают на Священный язык (а это иЪврит и Русский язык) и на носителей Священного языка (евреев и русских).
            Я хочу показать русскодумающим людям «голубины», которые открывает Археолингвистика. Если овладеть глубинными слоями русского языка и "иврита" мы получим толерантность (терпимость) людей друг к другу, толерантность наций, толерантность религий, так как все увидят их общие корни.

            Когда человек думает, он разговаривает с Богом

            «Вера – это средство для обманывания дураков
            Религия – это средство связи с Богами.

            Лучше знать, что ты ничего не знаешь, чем просто верить».
            Вера индивидуальна, но она так же и групповое, внутри рода, семьи.
            А Религия - это не только "обобщение духовного опыта других", но и четко прорабо-танный аппарат идеологического управления массами.

            Религия - это есть руководство о том, что считать злом, как отличить зло от добра, выявить его, и как воевать со злом до полного
            его истребления - воевать во всех существующих мирах, в том числе и в физическом, физическими методами.
            * * *

            Служения различны, а Господь один. 1 Кор. 12:5

            Перегородки между религиями до неба не достают (Ганди)

            Лучше всех сказал о религии Великий Каан (Хан) Менгу в 1263 году, явив-шихся программной основой существования громадной монгольской империи:
            «Все люди оБо-жают одного и того же Бога, и всякому свобода оБожать его как угодно. Благодеяния же Бо-жии, равно на всех изливаемые, заставляют каж-дого из них ду-мать, будто его вера лучше других»
            _________________

            Россия всегда была страной с непредсказуемой... историей.
            А слово история означает на иврите "скрытое, стёртое".
            Вот это то стёртое Я сейчас и восстанавливаю
            И если Россия осознает свою связь с Богом через Священный божественный язык, который ВПЛЕТЁН в русский {שלב /шлав - "вплетать", откуда и русское слово "СЛОВО" - "ВПЛЕТЁННОЕ ЕГО"}, то, надеюсь, её будущее будет таким, каким делаю его Я {יה /Я - "Бог", יאה /Йаэ - "Добрый, красивый, достойный"}
            _________________
            Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее/ И если скажу не Я, то кто? И если не теперь, то когда?
            Бершадский и Руссо

            • И опять Вы упрекаете меня в том, что кипит в Вас самом. Это видно невооружённым глазом из того, что Вы пишете. У меня нет никаких предубеждений против евреев и против иврита, и для этого есть серьезные основания.

              На мой взгляд, основная беда иудеев - это вера (именно вера!) в их богоизбранность, из-за чего иудеи веками и до сих пор находятся в состоянии войны со всем миром. И всё, что Вы написали, - яркий пример навязывания другим своей богоизбранности. На самом деле очень трудно доказать (письменные памятники стерла история), что первично, а что вторично, поэтому с помощью названной Вами науки каждый доказывает то, что ему хочется.

              Меня больше интересуют не корни языков, а корни народов, и желательно с опорой на материальные источники. Надписи этрусков - это материальные источники. Но при их расшифровке использованы далеко не все источники, о чём я и написал. Любопытно, что когда пытаются использовать для этого славянские языки, поднимается страшный шум. И в своё время существовал даже официальный запрет это делать. Если Вы сможете расшифровать язык этрусков с помощью иврита - Бог Вам в помощь, кто же против этого может возражать? В всяком случае, не я, потому что я хочу знать об этрусках правду, ту правду, которую уничтожили римляне, чтобы доказать свою богоизбранность и первичность.

              Удачи Вам!

              • Богоизбранность. Для чего?

                Меня поражаете даже не Вы, Богдан, а откуда-то взявшаяся предвзятость.
                Во 1-х) Язык ИЪВРИТ, УСЛОВНО называемый иногда ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИМ, не является ПРИРОДНЫМ языком племён Израиля, а является симбиозом древних семитских языков Междуречья, языков Ханаана, древнеегипетского языка.
                Во 2-х) Кто такие ИУДЕИ? Иудеи - это жрецы - управители Храма в Иерусалиме, начиная с прибл. Х века до н.э. и Жители Иудейского царства, т.е. южной части Страны Израиля.
                В 3) В формировании этрусского (расенского, ТИРренского) ГОСУДАРСТВА иудеи НЕ ПРИНИМАЛИ участия!! Его сфрмировали поселенцы из Малой Азии (Трои) и Тира - т.н. "финикийцы", а правильно - КНААНЯНЕ, жители ХАНААНА.
                В 4) Религия кнаанян и финикийцев была идентична религии этрусков, римлян и греков - это одна и та же религия!!

                В 5) Религия т.н. "СЛАВЯН" - язычество - была АБСОЛЮТНО ИДЕНТИЧНА С религией этрусков, римлян и греков - это одна и та же религия!! Имена этой религии переводятся ТОЛЬКО с помощью ИВРИТА.

                В 6) В современном сознании слова "ЕВРЕЙ" и "ИУДЕЙ" являются СИНОНИМАМИ, а это далеко не так, хотя и так!
                Были ЕВРЕИ, но НЕ ИУДЕИ!! Именно эти ЕВРЕИ-израильтяне и стояли во главе государств средиземноморья и Великой Степи, т.е. Перворуссии!!

                В 7)* Вы хотите узнать об этруссках правду, но только ТАКУЮ правду, которая укладывается в Ваших предыдущих представлениях. К сожалению, Я не имею возможности говорить Вам именно такую "правду". Моя задача - показать Вам новые артефакты. А уж вы сами можете интерпретировать их в ту сторону, которую сочтёте нужным для СЕБЯ!!

                Вот здесь - http://www.newsem40.com/forum/viewtopic.php?p=13338#13338 - неоконченное исследование об этрусках.

                Вы можете критиковать его, сли найдёте новые артефакты.

4 601

История человечества последних тысячелетий знает многочисленные свидетельства Великих переселений народов из одних районов Земли в другие из-за резкого ухудшения природных и климатических условий. В результате этого многие народы покидали территории прекрасных земель, где их предки осёдло жили много столетий и тысячелетий. На этих землях им пришлось оставить (во власти природных стихий) свои города и сёла, дворцы, величественные культовые строения, памятники культуры, наземные и подземные сооружения, некрополи и т.д. Народы переселялись, взяв с собой только самое необходимое, оказавшись вдруг беженцами-кочевниками. Переселение шло на свободные земли добрых соседей, одновременно вёлся поиск более свободных территорий в далёких краях Земли.

Известно, что многие переселявшиеся народы были наследниками великих цивилизаций. Невольно напрашивается вопрос, а что же они оставили из материальных творений на покидаемых землях? Хотелось бы знать, где и какими были их города и культура. Характерно, что большие народы переселялись с места на место во главе своих административных и духовных лидеров (царей, князей, жрецов, героев). Этот порядок сохранялся практически во все тысячелетия. Такая надёжная система самоорганизации с заботой о единении общества прошла испытание на прочность через многие тысячелетия, позволив сохранить длительное историческое существование народов, как этноса. Не многие народы современности могут гордиться сохранившимся духовным и административным самоуправлением.

Великие переселения народов происходят чуть ли не каждое тысячелетие. Их возникновение актуально и возможно в ближайшие десятилетия. Если раньше о признаках неизбежного предстоявшего переселения с обжитых мест предсказывали учёные жрецы, то в настоящее время это можно делать на основе богатейшего фактического научно-исторического материала.

Из истории известно, что в Европу пришли с Востока многие народы: этруски, кельты, скифы, арии, гунны, венгры… Они принесли на новые земли свою самобытную культуру, традиции, создав новые города, государства, цивилизацию.

Наиболее глобальными причинами, заставившими людей покинуть свои обжитые земли, являлись: во-первых, опускание под воду островов и прибрежной суши в одних местах (с их полной утратой) и подъём из воды новых островов и суши в других местах с образованием свободных территорий. Известно, что водами морей и океанов поглощены большие и малые острова легендарных земель: Атлантиды, Лемурии, Арктиды, Гипербореи… Процесс опускания и подъёма земель в разных местах наблюдается и в наше время. Второй причиной переселений в нашем Северном полушарии Земли (как и в Южном) является постоянное перемещение по земному шару Северного географического полюса (СГП), а с ним «вечной» мерзлоты и оледенения. Из истории известно, что мерзлота и оледенение были там, где сейчас тепло (Африка, Европа…), а сегодня холодно в тех местах, где было тепло (Гренландия, север нашей страны и её северные острова…). Расположение Северного географического полюса в какой-то мере связано с расположением зон оледенения и мерзлоты. Около 11,6 тыс. лет тому назад СГП находился на северо-западе Канады у границы с Аляской с малой площадью «вечной» мерзлоты и оледенения. Но после гибели и ухода под воду острова Атлантида, СГП начал перемещаться в сторону его сегодняшнего положения, то приближаясь к Аляске и Чукотке, то удаляясь, делая зигзаги в стороны (см. карту-схему).

Процесс переселения народов можно проследить на примере далёких предков кривичей (пракривичей), которые в X тыс. до н.э. занимали территорию к северу от Певека (Чукотка) на многие сотни километров. Но постепенный уход прибрежных земель под воду заставил их переселяться в южном направлении на уровень острова Врангеля и Медвежьих островов, а затем ещё южнее. В VII тыс. до н.э. они размещались вокруг Анадырского плоскогорья (от берега Чукотского моря до Колымского нагорья).

В IV тыс. до н.э. у северо-запада Аляски начал действовать мощный очаг (центр) расползающегося мерзлотообразования и оледенения, распространивший свое влияние на Чукотку. Это заставило пракривичей 6 тыс. лет тому назад оставить свои земли и уйти в западном направлении на берега реки Лены, а затем на Енисей и Урал. Образование новых очагов холодообразования на острове Врангеля, Новосибирских островах и др. позволило распространиться вечной мерзлоте и частично оледенению от Чукотки до Ямала, а в южном направлении — до Алдана, Вилюя, Подкаменной Тунгуски… Всё это заставляло сниматься с места многие обитавшие там народы, уходившие в западном и южном направлениях. Северная Европа и Скандинавия, недавно освободившиеся ото льда и «вечной» мерзлоты, имели свободные, незаселённые территории.

Пракривичи в середине III тыс. до н.э., находясь на Полярном Урале, разделились на две группы. Одна группа ушла на реку Мезень, а затем через Псковские земли, в Прибалтику на Рейн, побережье Северного моря. Эта группа прибыла сюда около трёх тысяч лет тому назад. Вторая группа ушла на юг, западнее Урала в район истока Камы, а далее вдоль Камы, Оки, через Житомирщину, Тюрингию вышла около 4 тыс. лет тому назад (первой) в район Рейна — побережья Северного моря. Около 2,5 тыс. лет тому назад после объединения этого народа с образованием государственности (княжеств) значительная часть северной группы людей вновь ушла в восточном направлении через Дрезден, район Варшавы, Вильнюса, Смоленщины, Брянщины, Московии в Вятские земли. Здесь в середине II тыс. н.э. их самостоятельность прервалась (но их жрецы ушли на Восток). К их забвению приложили усердие Грозный, церковь и др.

Интересны маршруты переселения предков легендарных этрусков, пройденные ими за многие тысячелетия. Назовем их «праэтрусками». 12-13,5 тыс. лет тому назад они обитали на северо-востоке Гренландии. В тот период там было тепло.
Но к X тыс. до н.э. границы мерзлотообразования и льда вокруг полюса начали значительно расширяться с появлением новых очагов холода, да и сам СГП начал активно перемещаться в сторону Гренландии. Под натиском холода в X тыс. до н.э. праэтруски вынуждены были переселиться в район Шпицбергена и Скандинавии. В тот период эта территория входила в одну из 15 конфедераций империи Атлантиды со столицей на севере Скандинавии, остатки которой сейчас находятся на шельфе Норвегии. В поисках более свободных земель праэтруски, к моменту гибели острова Атлантида, переместились за Урал на Северо-Сосьвенскую возвышенность. Наступившее после гибели о. Атлантида оледенение Скандинавии и Северной Европы вызвало волны переселений народов из этих мест в восточном и южном направлениях (этот период переселений пока остается белым пятном человеческой истории). Около 8 тыс. лет тому назад праэтруски переместились за Енисей у Подкаменной Тунгуски, позже они были в районе Байкала (у Бодайбо, Нерчинска), на севере Большого Хингана (Манчжурия). К IV тыс. до н.э. они вышли на земли между Охотским морем и рекой Алдан. Относительно Гренландии эти земли расположены по другую сторону существующего положения Северного полюса. У Алдана народ прожил спокойно около шестисот лет. «Вечная» мерзлота и оледенение, охватившие Чукотку, докатились до Алдана 5,4 тыс. лет назад. Это вынудило праэтрусков (и ряд других народов) уйти в западном направлении. Гонимые распространившимися зонами холода, праэтруски около 5 тыс. лет тому назад оказались на Южном Урале. Здесь народ разделился (как и пракривичи) на две группы. Одна группа пошла в южном направлении, обогнув с востока Каспий, вышла на южное побережье Чёрного моря и запад Ближнего Востока (Турция) к концу II тыс. до н.э. Вторая группа прошла в западном направлении у больших излучин Волги и Дона, через Запорожские степи, Карпаты, в район Этрурии (Италия). В районе Днепра от второй группы отделилась часть народа и ушла северо-западным побережьем Чёрного моря на территорию Болгарии, Греции к Мраморному морю с проливами Босфор и Дарданеллы. Практически праэтруски были на южном и северном берегах Мраморного моря. Из района Этрурии ушла в западном направлении мобильная экспедиция для поиска новых земель, которая, пройдя Испанию, переправилась на северный берег Африки и прошла вдоль него до мест Карфагена и Триполи (столицы современной Ливии). Там ими были созданы опорные пункты. Где-то в первых столетиях новой эры и позднее значительная часть этрусков переселилась с Апеннинского полуострова на Балканы, северное Причерноморье и Днепр, а также в район Венгрии и Прибалтики (до Литвы).

В процессе переселения предки кривичей, этрусков и других народов частично оседали на землях других народов по тем или иным причинам. Некоторые группы кривичей осели: у Оби (по рекам Надым и Пур), на реке Мезень, южнее Псковского озера, на границе Белоруссия — Польша — Литва, в районе Карпат. Предки этрусков остались жить: на Южном Урале, западнее Днепра, на востоке Балкан и в Малой Азии (на западе Турции). В большей части потомки этих славных народов сейчас проживают в Европейской части континента.

Процесс перемещения Северного географического полюса по земному шару продолжается пока в замедленном темпе, но в стороне от него идёт формирование новых очагов холода. Закономерность перемещения СГП указывает на его зигзагообразную направленность в сторону полюса холода (в район Верхоянска). Через сколько десятилетий или столетий это произойдёт, покажут дальнейшие исследования и реальные проявления климата. Изменение положения Северного полюса синхронно связано с изменением положения и Южного полюса. В зоне оледенения могут оказаться новые земли и одновременно освободиться ото льда обширные районы в других местах.
Изучению данного процесса в природе необходимо уделиь должное внимание, чтобы не быть застинутыми впрасплох. Этот вопрос касается многих стран мира, и решаться он должен сообща, в том числе и в рамках ООН.

«Необъявленный Визит», № 4(18), 1996 г.


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .

Тайны Этрусов.

Кто такие этруски?

В центральной Италии с VIII в. до н. э. жил народ, который греки называли по имени легендарного героя Тиррена тирренами, а римляне - этрусками. Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) были создателями древнейших в Италии рабовладельческих государств. Свои города этруски строили на холмах, обнося их мощными каменными стенами, которые способны были выдержать удары таранов и катапульт.

Во главе этрусских государств первоначально стояли выборные цари, носившие титул лукумонов. Они возглавляли войско, творили суд и были верховными жрецами. Символами власти лукумонов были золотая диадема, скипетр, расшитая золотом тога и трон из слоновой кости. В V в. до н. э. царская власть сменяется республиканской формой правления. Но потомки лукумонов сохраняют богатство и политическое влияние.
По материалам сайта world.clow.ru

Этрурия - родина этрусков

Этрурия (лат. Etruria, Tuscia, Tyrsema, Tyrrhenia) - северо-западная область древней Италии, граничившая на севере с Лигурией, Галлией и землей Венетов, на востоке - с Умбрией по реке Тибр, на юго-западе - с Лациумом; западную границу её составляло названное по имени жителей страны - тирренов - Тирренское, или Тусское море.

В древнейший период истории Апеннинского полуострова, когда этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии, в пределы Этрурии входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании (включительно). Собственно Этрурия была изрезана отрогами Апеннинского хребта, разделявшими область на плодородные долины. При значительном плодородии область изобиловала минеральными богатствами, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье.

Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Развитию торговли и промышленности и вообще культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани. Это способствовало развитию торговли, которой этруски занялись раньше других на Аппенинском полуострове, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.
По материалам сайта


Принесение в жертву пленных троянцев