Кто такие аюрведы. Аюверда - что это такое? Методы и основы аюрведы

Научиться понимать свое тело, прислушиваться к нему, правильно питаться тебе поможет аюрведа . Придерживаясь принципов аюрведы, ты не только усовершенствуешь свое тело, но и достигнешь внутренней гармонии.

Аюрведа пришла к нам из Индии и учит тому, что у каждого человека достаточно энергии, чтобы сделать себя здоровым. Этот постулат каждому открывает двери в здоровый образ жизни, ключом к которому являются изучение и понимание тела и его потребностей.

Если ты решила начать питаться по аюрведе, прежде всего тебе необходимо узнать принципы, на которых строится индийская диета.

Популярное

1. Ешь, когда голодна

Тебе нужно принимать пищу именно тогда, когда чувствуешь голод, а не ждать, когда наступит время традиционного завтрака или обеда. Больше прислушивайся к своему организму, чтобы понять его индивидуальные биологические ритмы. Ведь организм знает лучше, когда ему следует поесть. Но это отнюдь не означает, что по любому зову организма нужно бежать к холодильнику. Переедание совершенно не приветствуется.

Есть одно-единственное ограничение по времени — для завтрака. Первый раз в день, согласно аюрведе, рекомендуется есть до девяти утра.

2. Питайся« живой» пищей

Готовь исключительно из свежих продуктов. Только натуральные фрукты и овощи и желательно в сыром виде. Ведь при любой обработке продукты теряют значительную часть живительной энергии и аромата.

3. Придерживайся принципов сочетаемости продуктов

В древней Индии хорошо знали, что сочетание продуктов в пределах одного приема пищи заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно аюрведе, нужно употреблять фрукты, крахмал, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот несколько примеров того, какие продукты лучше не употреблять вместе:

  • ешь молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых;
  • фрукты ешь отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов(фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал — нет);
  • дыню лучше лучше не сочетать с другими продуктами;
  • не употребляй молоко вместе с другими белковыми продуктами(белки обладают согревающим свойством, а молоко охлаждающим).

4. Включай в рацион питания все 6 вкусов

Ты, конечно, знаешь все разновидности вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый, вяжущий и горький. Так вот, нужно позволить своему организму насладиться всей палитрой вкусов. Он будет тебе за это очень благодарен.

Для питания по аюрведе также очень важны различные пряности. Они содержат в себе много ценных веществ, полезных для организма. Но перебарщивать не стоит, иначе можно легко испортить не только блюдо, но и желудок.

5. Ешь только в хорошем настроении

От твоего настроя при приготовлении и приеме пище зависит ее правильное усвоение и твое хорошее настроение на весь день. Пища впитывает энергетику твоих мыслей, поэтому во время еды думай только о хороших вещах. А если на данный момент ты совсем не можешь отогнать от себя посторонние мысли, лучше перенести прием пищи на некоторое время: сейчас она точно не пойдет тебе на благо.

6. Не спеши во время еды

Выдели себе достаточное количество времени на прием пищи, не торопи свой организм. И это пойдет тебе только на пользу. Ведь даже из здоровой пищи, которую ты проглотишь в один момент, организм не извлечет всех питательных веществ. Поэтому постарайся сосредоточиться на самом процессе и на вкусовых качествах блюда.

7. Отдыхай от еды

Раз в неделю устраивай себе разгрузочный день — придерживайся любой диеты. Поначалу будет нелегко привыкнуть к ограничениям, но со временем у тебя появится чувство легкости и ты поймешь всю прелесть этого принципа.

8. Побудь немного вегетарианкой

Индийская диета, согласно аюрведе, строится прежде всего на принципах вегетарианства, поэтому о мясе придется на время забыть. Основу диеты составляют фрукты и овощи: фрукты в чистом виде и в салатах с заправкой из йогурта и овощные супы. Рекомендованы крупы и рис, соя, орехи, семечки, а также обезжиренные молочные продукты, такие как йогурт, творог и простокваша. Пить индийская диета советует всевозможные компоты, соки и чай с лимоном без сахара.

Индивидуальный подход в диете

Самое важное правило в кулинарии аюрведы — все диеты строго индивидуальны.

Диета составляется с учетом времени суток и сезона. Но для начала тебе нужно правильно определить свой конституциональный тип. Кстати, в чистом виде эти типы практически не встречаются: в том или ином сочетании в нас соединены все три доши — вата(ветер), питта(огонь), капха(слизь). Но тот или иной тип преобладает над остальными в большей степени.

Вата(эфир + воздух) заключает в себе идею движения, питта(огонь + вода) отвечает за энергетический обмен, капха(земля + вода) символизирует прочность и устойчивость.

Если доши идеально сбалансированы, значит, человек здоров. Преобладание одной доши над другой указывает на болезнь, излечить которую можно путем правильной диеты.

Вата(ветер)

У тебя худощавое, тонкокостное телосложение. Ты быстро говоришь, двигаешься, схватываешь все на лету, но так же быстро все и забываешь. У тебя могут быть вьющиеся волосы, сухая тонкая кожа, тонкие ногти и ресницы.

Ты тяжело переносишь холод, прохладную пищу и напитки со льдом. Твоя особенность — быстрый обмен веществ.

Если ты нашла в себе преобладающие черты ваты, то, согласно аюрведе, твой рацион питания должен состоять из гречки, риса, мяса, молочных продуктов, орехов. А от сырых овощей, соевых продуктов, кислых яблок лучше отказаться. Из специй отдай предпочтение кардамону и мускатному ореху.

Питта(огонь)

У тебя нормостеническое телосложение. Ты обладаешь взрывным характером, часто гневаешься и краснеешь. Скорее всего, у тебя тонкие светлые или рыжие волосы. Пищеварение очень интенсивное. Твое тело почти усыпано родинками. Кожа розовая, склонная к покраснениям и перегреву. Тебе некомфортно в жаркую погоду. Плохо переносишь жажду и голод.

Для твоего организма очень полезны бобовые, сельдерей, спаржа, цветная капуста, молочные продукты. А в качестве специй наиболее подходящие — кориандр, корица, мята и укроп. Необходимо исключить из рациона красное мясо, орехи, имбирь и шафран.

Капха(слизь)

Ты относишься к типу людей, предрасположенных к полноте. Причиной этого может быть неправильное питание или замедленный обмен веществ. Ты можешь очень быстро набирать вес, от которого потом достаточно сложно избавиться.

У тебя ширококостное телосложение, ты медлительна и любишь подольше поспать. Положительными сторонами твоего характера являются уравновешенность, миролюбие, уверенность в себе.

Также отличительной чертой данного типа служат густые блестящие волосы, большие глаза, чистая, плотная кожа, густые ресницы и довольно широкие плечи.

Ты прекрасно себя чувствуешь в любую погоду и при любых условиях. Ты спокойна, тебя достаточно трудно расшевелить и разозлить.

Обменные процессы в организме сильно замедленны.

Если ты заметила в себе какие-либо черты капхи, то тебе нежелательно употреблять любые сладости, исключение может составить небольшое количество меда. А также рекомендуется ограничить употребление в пищу белого риса, говядины и курицы.

Определи свой ДОША-ТИП

Вата

  • Строение тела: Высокий или низкий рост, худощавое телосложение.
  • Вес: Небольшой вес, с трудом набираешь килограммы.
  • Кожа: Сухая, тусклая.
  • Волосы: Жесткие, вьющиеся.
  • Выносливость: Плохая.
  • Характер: Энергичный, творческий.
  • Реакция на стрессовые ситуации: Склонна к тревоге и переживаниям.

Питта

  • Строение тела: Крепкое телосложение. Мышцы в тонусе.
  • Вес: Умеренный, но набрать или скинуть килограммы — не проблема.
  • Кожа: Теплая, влажная, склонная к появлению сыпи и потливости.
  • Волосы: Тонкие.
  • Выносливость: Средняя.
  • Характер: Амбициозная, организованная, смелая и волевая. Реакция на стрессовые ситуации Склонна к раздражению и злости.

Капха

  • Строение тела: Пышные формы, склонность к полноте.
  • Вес: Быстро набирашь, сбрасываешь с трудом.
  • Кожа: Плотная, жирная и холодная.
  • Волосы: Толстые, длинные, блестящие, прямые или волнистые.
  • Выносливость: Хорошая.
  • Характер: Спокойная, добрая, великодушная, последовательная и медлительная.
  • Рекция на стрессовые ситуации Быстро устаешь, неэнергичная. Тяжело довести до слез.

Главные принципы питания:

  • Основной прием пищи должен приходиться на полдень.
  • Есть необходимо в спокойной, тихой атмосфере, ни на что не отвлекаясь(не смотреть телевизор, не читать).
  • Не ешь в повышенном эмоциональном состоянии(возбуждение, злость, беспокойство, печаль).
  • Перерыв между приемами пищи должен быть не менее трех часов.
  • Медленно и тщательно пережевывай пищу.
  • Съедай ¾ порции от желаемого.
  • Не ешь холодную пищу.
  • Не пей много жидкости во время еды, особенно холодной; желательно запивать пищу горячим аюрведическим кипятком(то есть водой, кипевшей 15−20 минут).
  • Не употребляй молоко с другими продуктами, особенно с теми, которые обладают кислым или соленым вкусом. Его можно пить только кипяченым и горячим(можно с сахаром), желательно со специями(с перцем, кардамоном).
  • Используй специи для лучшего переваривания и усвоения пищи.
  • Забудь о промышленном сыре(из-за сычужного фермента), йогурте(из-за желатина), мороженом.
  • Учитывай при питании свои индивидуальные физиологические особенности, время года, погоду.
  • Не ешь кислую и соленую пищу перед сном(не следует пить даже кефир).

Ежедневная диета должна включать:

  • 40−50% хорошо приготовленного риса(басмати) или зерновых(пшеница, ячмень)
  • 15−30% хорошо проваренных бобовых(дал, мунг-дал, маш, чечевица, горох, фасоль)
  • 2−5% овощных супов
  • ½ ч. л. пикулей — солений и т. п.

Пример аюрведического обеда:

В грамотно приготовленный аювердический обед входят 6 этапов приема пищи. Считается, что такой порядок помогает восстановить баланс сил в организме. Правило здесь простое — продукты, на переваривание которых требуется больше времени, съедаются первыми.

  1. Мучное или тяжелое сладкое — например, торт, пирог или хлеб с маслом.
  2. Сырые овощи: салаты со сметаной или оливковым маслом, лимонным соком и специями.
  3. Бобовые: чечевица, фасоль или горох.
  4. Вареные, тушеные или жаренные на топленом масле овощи.
  5. Рис или другая крупа с чатни(соусом), специями и маслом.
  6. Свежие фрукты или сок, компот, чай из специй.
  7. Совершенно необязательно съедать все это изобилие в один присест. Схема может быть разбита на целый день, и тогда на завтрак мы получим привычный бутерброд с домашним сыром, салат и гороховый суп — на обед, овощи с рисом — файф-о-клок и фрукты на ужин. Можно придумать и другие комбинации.

Екатерина Козейкина
Фото Camerapress/Fotodom

протонаукой или паранаукой . Исследование, проведенное в 2008 году, определило, что около 21 % аюрведических препаратов, произведенных в США и Индии и продаваемых через Интернет, содержат опасные количества тяжелых металлов, таких как свинец , и мышьяк .

История аюрведы

Источники

Ведийские источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх - «Атхарваведе» . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них была уничтожена во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Классические источники

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов :

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям . Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман) . О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в лёгких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша , Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей . Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы . Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака , лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености .

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение , которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой , который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике , индийские врачеватели, следуя традиционным представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром.

Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки .

  • Уши , глаза , нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку .

  • Токсикология - Agada Tantra
  • Очистка генетических [ ] нарушений - Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие - Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) - Bhuta Vidya, (Тантра , Прана , Йога)

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана , шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита» , «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, духовной и социальной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

  • земля (притхви) - представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) - принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) - принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) - принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) - субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату . Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши - которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма . Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма .

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Насчитывается десять типов конституций Пракрити и Викрити, но традиционно из них выделяют только семь типов : вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трёх дош.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, паллиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают и увеличивают вес.
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты смазывают и увеличивают вес.
  • Солёный (Lavan) - Солёные теплые продукты стимулируют, смягчают, смазывают и увеличивают вес.
  • Горький (Katu) - Горькие продукты прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес.
  • Острый (Tikta) - Острые продукты тёплые, сухие, стимулируют и уменьшают вес.
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, солёное, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определённый физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для устранения дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав . Может включать слабительные, ванны, приёмы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Также следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям. Научное сообщество рассматривает аюрведу как псевдонауку . Некоторые исследователи считают ее протонаукой или паранаукой .

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утверждённым законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

Примечания

  1. Georg Feuerstein , Subhash Kak , David Frawley . In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212; ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414.
  2. История Древнего мира т. 3. Упадок древних обществ: в 3 т., Издание второе / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1983.
  3. Ayurveda . American Cancer Society (26 August 2011). - «The effectiveness of Ayurveda has not been proven in scientific studies, but early research suggests that certain herbs may offer potential therapeutic value». Проверено 7 января 2015.
  4. Chaper 1: Psychomythology . - 3rd. - Oxford University Press, 2013. - P. 20. - ISBN 978-0-19-969388-7 .
  5. Quack, Johannes. Disenchanting India: Organized Rationalism and Criticism of Religion in India. - Oxford University Press , 2011. - P. , . - ISBN 9780199812608 .
  6. Manohar, P. Ram. The blending of science and spirituality in the Ayurvedic healing tradition // Science, Spirituality and the Modernization of India . - Anthem Press, 2009. - P. 172–3. - ISBN 9781843317760 .
  7. (2008) «Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet». JAMA 300 (8): 915–923. DOI :10.1001/jama.300.8.915 . PMID 18728265 .

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

Миллионы лет своего удивительного творчества Природа потратила на создание Человека. Она по-матерински опекала и оберегала Его, давая все самое ценное для Его счастливой жизни. Наша Голубая Планета с ее первозданными лесами, горами, реками и озерами была прекрасной колыбелью для человека. Целебные травы и ягоды, корни и плоды поддерживали Его телесное и духовное здоровье.

Мудрецы древности в своих научных трудах описали законы человеческого Бытия, предвосхитив многие открытия на тысячелетия вперед. Они создали Аюрведу - первую и самую важную для нас с вами "науку о естественной жизни". Аюрведические методы оздоровления, основанные на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой, проверялись и совершенствовались веками. Мы очень рады пригласить Вас в страну этого удивительного Знания.

Что такое Аюрведа?!

Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает "наука жизни и долголетия". Но Аюрведа - это не только наука, Аюрведа - это также и философия. В древние времена эти понятия были нераздельны. Все знания рассматривались как часть единого знания о счастье, здоровье и развитии человека.

Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. В Аюрведе все это сливается воедино. Аюрведа представляет собой науку об Истине и о том, как эта Истина проявляется в жизни.

Аюрведа - это искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Она включает в себя систематизированное знание и практическую мудрость, которые ведут к здоровью и исцелению. Цели и задачи Аюрведы состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека и излечивать больного. При этом и поддержание хорошего здоровья и исцеление достигаются с помощью естественных средств.

Аюрведа - это наука, охватывающая все стороны жизни и соотносящая жизнь каждого человека с жизнью Вселенной. Согласно Аюрведе каждый из нас является одновременно творением космических энергий и в то же время уникальной личностью. Каждому присуща индивидуальная конституция, которая создается в момент зачатия универсальными энергиями эфира, воздуха, огня, воды и земли. Она формирует нового человека с определенным набором качеств. На современном языке мы называем этот "рабочий чертеж" человека наследственным генетическим кодом, тогда как Аюрведа с древнейших времен называла его пракрити, или индивидуальной конституцией, которая не изменяется на протяжении всей жизни. Это наш уникальный энергетический узор, индивидуальное сочетание физических, умственных и эмоциональных характеристик. Аюрведа как искусство исцеления основана на знании индивидуальной конституции человека и помогает ему выстроить образ жизни наиболее подходящий с точки зрения восстановления и поддержания здоровья.

В работе над созиданием здоровья Аюрведа принимает в расчет все уровни жизни - тело, ум, сознание (дух) - и их связь друг с другом. Для самоисцеления Аюрведа дает рекомендации по питанию, образу жизни, физическим упражнениям, отдыху и расслаблению, медитации, дыхательным упражнениям и лекарственным травам, а также предлагает процедуры очищения и омоложения. Кроме того, Аюрведа предлагает многочисленные вспомогательные методы, такие как лечение звуком цветом, запахом. Аюрведа - это нечто большее, чем искусство исцеления. Аюрведа имеет дело со всем, что вносит радость в нашу жизнь.

Если мы хотим оставаться здоровыми, то при любых изменениях условий жизни нам требуется постоянная поднастройка для сохранения равновесия. В основном эта поднастройка происходит автоматически, благодаря удивительной мудрости с которой создавались наши тела, однако многое зависит и от нас, от нашего выбора тех или иных действий. Поддержание здоровья требует постоянного осознавания своего состояния и его корректировки. Самоисцеление с позиции Аюрведы - это гармоничное сознательное существование во всей полноте настоящего момента. Аюрведа не является пассивной формой терапии, она предлагает каждому из нас принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. Аюрведа - это не столько медицинская система, сколько образ жизни, путь к пониманию того, как сотрудничать с Природой и жить в гармонии с Ней. Понятие здоровья означает в Аюрведе гармонию, и воистину нет предела гармонии, которой может достигнуть человек, искренне стремящийся к ней.

Аюрведа, являясь частью обширных знаний о человеке и Вселенной, основывается на том, что у нашей жизни есть цель. Исцеление, цельность, цель - все эти слова, имея один корень, имеют глубинную связь между собой. Аюрведа помогает каждому из нас найти свой собственный неповторимый путь, прожить свою жизнь в полную силу и, исполнив свое уникальное предназначение, вернуть Природе долг за дарованную нам жизнь.

Аюрведа зародилась в Индии более 5 тысяч лет назад. Аюрведа - «Наука о жизни», в переводе с санскрита. В древней Индии частью повседневного существования – было следование законам Аюрведы.

В этой стране по прежнему хранят знания, накопленные целителями прошлого и, с их помощью, помогают современному человеку бороться с тем, что является платой за прогресс - стрессы, постоянная усталость, слабое здоровье.

Аюрведа - это больше чем наука, это искусство достижения гармонии с собой и окружающим миром, не нарушая естественного равновесия тела, ума и души.

Она признана Всемирной Организацией Здравоохранения как очень эффективная система альтернативной медицины.

Ориентировочно первые записи об Аюрведе были сделаны более двух тысяч лет назад в Индии. Издревле врачи со всего света приходили в Индию изучать Аюрведу.

Китайцы, тибетцы, афганцы, персы, египтяне, греки и итальянцы осваивали эту древнюю медицинскую систему, а затем применяли ее на практике в своих странах.

Фармацевтические фирмы, в точности следуя древним рецептам, производят практически все лекарства классической Аюрведы, сохраняя даже их древние названия.

Как совершенная система медицины, Аюрведа избавляет человечество от многих ненужных проблем и болезней, ведь цель Аюрведы - достичь здорового состояния тела, ума и духа.

Для этого необходимо научиться жить, следуя принципу целостности жизни, ведь все во Вселенной взаимосвязано и взаимозависимо.

Аюрведа - это искусство здорового образа жизни, при котором все вредоносные влияния внешней среды бессильны перед безупречным здоровьем.

Знание философии, науки и религии в ведических писаниях рассматриваются как единое знание о счастье, здоровье и совершенствовании человека. Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. Религия - непосредственное переживание истины и применение ее в повседневной жизни.

Что такое Аюрведа?

Аюрведа до сих пор очень популярна. В настоящее время в одной только Индии, что такое Аюрведа, изучается в более чем в ста колледжах.Также Аюрведа набирает популярность в других странах.

Количество желающих совершить тур в Индию для прохождения процедур Аюрведы постоянно растет. Аюрведа лечит весь организм в целом, восстанавливает нарушенный баланс между его частями, удаляя саму причину болезни.

Зачастую Аюрведическая терапия излечивает пациентов, которым бессильна помочь западная медицина. Секрет подобного успеха в том, что вайдьи (Аюрведические врачи) рассматривают организм как единое целое и лечат не болезнь, а человека, учитывая его возраст, особенности конституции и множество других факторов.

Главное – это профилактика заболеваний, которая включает в себя не только диету, гимнастику, массажи и другие процедуры, но и образ жизни, и рекомендации по поведению в обществе. Все это способствует поддержанию равновесия и предупреждает появление и развитие болезней.

Аюрведа как наука, представляет собой систематизированное знание, она основана не на постоянно меняющихся научных изысканиях, а на мудрости ведических священных писаний и содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни.

Аюрведа рассматривает тесную взаимосвязь микро- и макрокосмоса, исходит из представления, что человеческое тело - есть слепок космоса (мироздания). Согласно учению о тридоша - в основе человеческого организма (клеток, тканей и органов) лежат пять первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля), из которых состоят главные составляющие жизни - вата, питта и капха и их тонкие основы - прана, теджас и оджас..

Эти жизненные энергии определяют внешнюю форму живого существа, управляют физическими и ментальными функциями организма и поддерживают его единство. Применительно к людям это означает, что наше физическое и душевное состояние определяется составом и взаимодействием этих тонких материальных энергий.

Соотношение дош может изменяться вследствие влияния любого фактора: употребляемой пищи, климата, погоды, социальных и личных отношений, мыслей и много другого. Эти факторы либо повышают, либо понижают содержание в теле одной, двух, трех дош (в той или иной степени). Различия во внешнем виде, интеллекте, чертах характера и биологических реакциях обусловлены относительным преобладанием той или иной дош. Чрезмерное преобладание или уменьшение количества одной из дош, стремящихся доминировать одна над другой, приводят к внутренним нарушениям организма и недостаточности тех или иных функций в нем.

Терапия

В Аюрведе применяются только натуральные продукты и никаких химически синтезированных препаратов, причем пища во многом приравнивается к лекарству.

В отличие от западной медицины, использующей сильнодействующие средства, которые имеют мгновенный эффект, но разрушают живые клетки и иммунную систему, аюрведическая терапия действует медленно, но верно, не имеет побочных действий и стимулирует иммунитет.

Здоровье, согласно Аюрведе, это живая гармония между окружающей средой, телом и разумом человека. В Аюрведе имеется множество различных методов лечения самых разных заболеваний. Процесс этот может быть медленным, но результаты не заставляют себя долго ждать.

Особенность Аюрведы состоит в том, что она трактует человека как единое целое, единство тела, разума и духа. Аюрведа тесно связана с традиционными практиками Индии, в частности с йогой. Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально.

В аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов.

Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Пища, во многом, приравнивается к лекарству.

Центры Аюрведы в Индии

Современному жителю западного мира не так-то просто стать истинным адептом Аюрведы. Этому нужно посвятить жизнь и отдавать все свое свободное время, а в несвободное время все равно соблюдать главные заповеди, медитировать, не падать духом, правильно питаться и дышать чистым воздухом.

Поэтому в современном западном мире мало истинных адептов Аюрведы. Однако тех, кто слышал об этой штуке и хотел бы с ее помощью омолодиться и оздоровиться, становится все больше.

Несколько Аюрведических процедур в отрыве от духовных занятий не могут вернуть организму здоровье.

Однако практика показывает, что даже такая полумера замечательно оздоравливает и омолаживает организм. После курса процедур можно сбросить лишний вес, вернуть гибкость и спокойствие, начать блаженно улыбаться.

В штате Керала традиции древней медицины сохранились в наиболее полной форме, поэтому центры и салоны Аюрведы, расположенные в Керале, стали наиболее популярными.

Местный климат и растительность создают идеальные условия для применения этих методик лечения. Благодатное воздействие Аюрведы туристы могут ощутить не только в специальных медицинских центрах, но и, не покидая выбранного отеля.

Общепризнанные высококлассные центры есть и в других районах Индии. Это можно делать за очень большие деньги в отелях-дворцах с видом на Тадж-Махал или на заснеженные Гималаи.

Это отели Amarvilas в Агре, Rajvilas в Джайпуре, Wildflower Hall в Машобре, The Ananda Resort в Ришикеше.

За более скромные деньги можно заниматься Аюрведой на побережье Гоа. Здесь группа аюрведистов найдется во многих отелях.

Если не в любом, то в соседнем. Обитатели Гоа знают прекрасный способ начать день - с утра пораньше помедитировать у пены прибоя и заняться йогой.

Аюрведические курорты Индии в основном имеют категорию 4* и 5*. Помимо лечения по всем основным программам, они предлагают отдыхающим комфортабельное проживание с полным пансионом, экскурсии, развлечения и разнообразные сервисы, включая трансфер до отеля, услуги переводчика при консультациях с доктором и т.п.

Также, есть различные типы Аюрведических курортов – с более жесткими условиями соблюдения правил Аюрведы, направленными строго на лечение и полное очищение организма и мягкими, позволяющими сочетать в себе оздоровление и отдых. Каждый сможет подобрать для себя необходимый вариант.

Аюрведические программы

Названия Аюрведических процедур звучат очень таинственно - бинди, кундалини, широдхара.Так же странно звучат имена цветов и трав, которые используют целители. Но эти неслыханные названия оборачиваются эссенциями сладкого апельсина, бергамота, гвоздики, лаванды или дубовой коры.

Они входят в состав масок и мазей, курятся в ароматических лампах, поднимаются паром, наполняют воздух ароматом. А процедуры чаще всего оборачиваются массажами, распариванием и обертыванием.

Одна из лучших Аюрведических программ для современного человека – это Панчакарма, или очищение организма от накопившихся в нем токсинов и шлаков.

Чтобы добиться результата, нужно пройти минимум трехнедельный курс, причем желательно – в сезон муссонов, когда влажная жара многократно усиливает эффект.

Специалистами индийских центров Аюрведы разработаны также программы «Антистресс», «Омоложение», «Долголетие», «Снижение веса» и другие, продолжительностью от 2 до 4 недель.

Масло, настоянное на травах, восстанавливает биоэнергетический баланс тела и души, приводит в расслабленное состояние.

С ним делают массажи и паровые бани. Не менее сильным действием обладают и эфирные ароматические масла. Когда Аюрведа сочетается с ароматерапией, получается Аромаведа.

Многие процедуры зиждятся на той части Аюрведы, которая называется наукой о Марме. Считается, что на нашем теле существует 107 точек Мармы, по которым в тело входит жизненная сила прана.

Эти точки расположены по всему телу, и именно на них воздействуют мастера Аюрведы во время точечного массажа.

А Прана циркулирует по каналам. Чтобы прочистить эти каналы, целители применяют все те же травяные смеси, пар и массаж. Так они избавляют от мигреней, снимают напряжение и улучшают самочувствие.

Одна из основных Аюрведических процедур называется широдхара.

Проводится она так: на середину лба, в область "третьего глаза", тонкой струйкой льется теплое кунжутное масло. В результате очищается разум, уходят тревоги, исчезают головные боли.

Аюрведический массаж делается обычно двумя мастерами, в четыре руки, с использованием душистого масла, настоянного на травах.

Во время массажа стимулируются точки Мармы, восстанавливается баланс доши, гармонизируется, очищается и омолаживается организм.

Массаж пиндашведа с теплыми маслами и вытяжками из трав спасает от стрессов и перегрузок, разрушает целлюлит и выводит токсины, помогает при артритах, очищает организм, улучшает обмен веществ и перераспределяет энергию.

Массаж лица с подогретым ароматическим маслом называется бинди.

Для детоксикации организма используется традиционная смесь гималайских трав.

С ней проводят полировку кожи, обертывание и глубокий массаж. Все это эффективно очищает и тонизирует организм.

Немало Аюрведических процедур направленных на лечение специфических болезней.

Они избавляют от сухости во рту, от импотенции или паралича лицевого нерва, придают телу гибкость, уму - остроту, а душе Р -живость.

Для тех, кто хочет достичь полного здоровья и счастья, Аюрведа предлагает сочетать лечение с самосовершенствованием, переходя со временем на все более высокий уровень.

Всего этих уровней пять, и лечением телесных недугов занимаются на самом первом, чтобы к последнему обрести истинное счастье.

первый уровень


-
лечение телесного недуга. Оно происходит с помощью правильного питания, аюрведических лекарств и очищения организма


в
торой уровень

Профилактика физических и психических болезней. Он включает соблюдение режима дня, употребление омолаживающих средств, упражнения хатха-йоги, дыхательные упражнения пранаямы, достижение чистоты тела

третий уровень

Развитие позитивного отношения к жизни и счастливых отношений с окружающими. Это работа над своим характером. Врач выступает наставником для пациента

четвертый уровень

Достижение правильного отношения к высшей цели человеческой жизни. Это работа над своими убеждениями и взглядами, чтение мантр, развитие аскетизма под руководством духовного наставника

пятый уровень

Развитие правильного понимания духовной реальности. Древнее знание гласит, что настоящего счастья можно достичь, если самоотверженно заниматься духовной практикой. На этом уровне лечения человек достигает максимального здоровья и счастья

Аюрведа указывает направление, помогает сделать первые шаги к исцелению, но основной путь пациент должен пройти сам, следуя строго предписаниям доктора.

Популярные виды массажа в Аюрведе

Абъянга

Это массаж всего тела. Заранее подготавливается теплое масло с экстрактами различных трав. Этот вид массажа помогает улучшить кровообращение и гибкость суставов, также помогает укрепить и тонизировать не только мускулы, но и сами суставы. Этот вид массажа также используется для очищения тела и выведения токсинов, которые скапливаются глубоко в тканях.

Массаж Гаршана

Считается, что этот вид массажа помогает при разложении жира посредством улучшения кровообращения и циркуляции лимфы. Он также помогает при очищении кожи и удалении мертвых клеток, что позволяет проявить всю эффективность массажных масел и увеличить эластичность кожи.

Сиродхара

В этом виде массажа масло ритмично льется на лоб, что дает эффект расслабления и понижает уровень депрессии, позволяя Вам самим контролировать его.

Нхаваракижи

В этом виде массажа тело обворачивается припарками из медицинской смеси, чтоб добиться повышенного потоотделения. Помимо массажа аюрведачарьи (аюрведические врачи) практикуют диеты и медикаменты в соответствии с нуждами пациентов.