Кто такие авары и откуда они пришли. Авары

Авары. VI–VII века

В середине VI векав Южную Европу, в долину Нижнего и Среднего Дуная вслед за потерявшими силу и рассеянными гуннами из-за Волги через Причерноморские степи хлынули различные племена кочевников, которыекаганом Баяном были объединены на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Украины в древнетюркский Аварский каганат, существовавший с 562 до 823 года.

Авары (др. – рус. Обры) – кочевой народ, составленный сармато-аланскими племенами центрально-азиатского происхождения с большой примесью тюркоязычных племен, переселившийся в VI веке в Центральную Европу. Этническая принадлежность авар вызывает споры историков, разные группы которых считают авар то монголоязычным, то ираноязычным, то тюркоязычным этносом, но сходятся в том, что авары в любом случае не представляли собой однородное племя. Авары, теснимые древними тюрками на запад, появляются в 555 году в степях западного Казахстана. В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа, где они вступают в альянс с аланами. Это подтверждает мнение Л. Н. Гумилёва , что авары родственны сарматским племенам аланов.

Авары в 559 году прошли по землям северян (сабиров) к занятому готами Воронежцу и вместе с русскими дружинами Гордыни и аланскими дружинами Скотеня взяли город штурмом. Не решившись преодолевать «змиевы валы», под предводительством кагана Баяна около 560 года авары и кутригуры вторглись в земли дулебов и антов на Волыни, располагавшиеся у истоков Буга, Припяти и Днестра. Волынским княжеством правил князь Мезамир, сын Идаризия и брат Келагаста.

При нападении аваров анты оказались один на один с врагом и попали в бедственное положение. Пытаясь отвести окончательное поражение, князь Мезамир в 561году отправился к аварам послом для переговоров о мире и выкупе своих пленных соплеменников. В стане аваров Мезамир был убит. Об обстоятельствах убийства Мезамира рассказал византийский историк Менандр Протиктор . (Подробнее см. главу «Анты, хорваты, тиверцы. V–VI вв.» )

Дальнейшее движение аваров привело к миграции других племен, среди которых наверняка были анты, заселявшие причерноморские земли и области Нижнего Подунавья, где прошли орды авар. В это время анты в Приднепровье продолжали воевать с наступавшими из Крыма готами.

Авары на Дунае вступили в союз с готами и в 562 годунапали на поселения славян в Малой Скифии, на западном берегу Черного моря у дельты Дуная, в более поздние времена известном как Добруджа. Славяне Малой Скифии, бросая свои хижины, прятались в леса, а потом бежали к князю Добрите, где собирались славянские дружины для отпора врагу.

В конце VI века авары от устья Дуная идут на Средний Дунай в Паннонию, куда с востока через Галицию приходит другая часть аварской орды. На Дунае аварским каганом Баяном был основан Аварский каганат (VI–IX вв.), располагавшийся на территории современных Венгрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии и Украины и существовавший до 823 г. Столицей каганата был хринг (укрепленный военный лагерь) на территории Тимишоары. Авары совершили оттуда ряд набегов на Карпаты и Волынь, в районы расселения дулебов. В 568 г. после ухода лангобардов в Италию, авары во главе со своим каганом Баяном становятся хозяевами всего Задунавья, которое превращается в основной очаг их нападений на византийские владения. В 580-х годах авары завоевывают всю Паннонию, а на Днестре в Галиции земли хорватов и дулебов. В 582 году авары вместе с подвластными славянами захватывают стратегический византийский форпост Сирмий (совр. г. Сремска Митровица), а на следующий год опустошают Иллирию. В 597 г. авары захватывают Далмацию, наводняя её хорватами. В 599 г. осаждают Томис на берегу Чёрного моря.

В конце VI века авары вторглись в пределы империи, прошли Фракию и Македонию и дошли до Константинополя. В 600 г. был заключен позорный для Византии мир. Аварский каганат в течение более 200 лет терроризировал народы Европы. Славяне-анты, славянское население Чехии и Моравии и ряда районов Восточных Карпат подпали под власть ханов аварского каганата и в VI–VII вв. были обязаны рекрутировать воинов в армию аваров.

Аварский каганат был полиэтнической державой, в составе которой большая часть населения была славянской, что подтверждается распространением в Среднем Подунавье в VI–VII в. славянской керамики, наслоившейся на культурные слои существовавшего до этого в ряде районов Среднего Подунавья славянского населения. В некоторых регионах распространения славяно-аварской культуры славяне, по-видимому, составляли основное ядро населения. Распространение этих древностей на обширной территории от Адриатики до Днепра, по мнению югославских исследователей, отражает славянское расселение VII в. и определяет направление миграции с востока, из северопричерноморских земель на запад, в области Подунавья и на Балканский полуостров. Судя по византийским источникам, историки раннего средневековья иногда под аварами подразумевали славян-антов.

Аварыв основном вели длительные войны на Балканах, воюя с Константинополем и подавляя отдельные местные племена. Покорив в союзе с лангобардами царство гепидов, авары выходят по Тисе к южным границам Словакии и около 600 г. совместно со славянами-хорутанами заселяют Внутренний Норик. Но затем авары стали терпеть поражения от греков, а восстания покоренных племен окончательно подорвали силы авар. В 623 г. (по Мауро Орбини в 617 г.) западные славяне под предводительством Само поднимают восстание славян против авар и на территории современных Чехии и Нижней Австрии возникает сильное славянское государство Само (631–658 г.г.), конфедерация предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Князь Само вёл успешные войны с аварами и франками, в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами. Славяне изгнали аваров из Иллирии и расселились в исторических славянских землях Кроации, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Далмации и Македонии. Само назван славянином в анонимном зальцбургском трактате IX в. «Обращение баваров и карантанцев». После смерти Само в 658 году государство, созданное им, распалось под напором авар.

В результате ряда поражений от Византии, славян, хорватов и франков Аварский каганат, разлагаемый внутренними распрями, в середине VII века стал распадаться. Из него уходит хан Альцек со своей ордой кутригуров. К 632 г. хан Кубрат, объединив булгарские племена кутригур, утигур и оногур, создаёт средневековое государство Великая Булгария, вытесняя авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная. К 640 г. хорваты вытеснили авар из Далмации. Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в конце VIII века в результате франко-аварской войны. Авары яростно сопротивлялись и понесли катастрофические людские потери. Они еще несколько раз восставали против господства франков, но в 803–804 гг. болгарский владетель ханКрум захватил все аварские земли до Среднего Дуная и остатки авар быстро ассимилировались среди этнически родственных протоболгар. Аварский каганат прекратил свое существование около 823 г.

Территория современной Венгрии с распадом Аварского каганата была заселена значительными группами славян. Известно, что в междуречье Савы и Дравы в IX в. существовало славянское княжество. В Паннонии в середине IX в. возникло славянское княжество с центром в районе города Залавар, во главе которого стояли Прибина и его сын и преемник Коцел. В начале IX в. в бассейне реки Залы поселились славяне-тимочане. Крупные массы славянского населения сосредоточивались на холмистой окраине Карпатской котловины, центр которой продолжал служить пастбищем для остатков аварского населения. На протяжении IX в. остатки авар постепенно растворяются среди нахлынувших в Задунавье славянских поселенцев. Широко известно выражение русской летописи: «погибоша аки обре, их же несть племени, ни наследка».

После нескольких предыдущих глав, описывающих историю вторжения кочевых народов в IV–VII вв. в Причерноморье, не могу не привести мнения по этому вопросу Ю. И. Венелина , русского историка XIX века. Он считал, что времена владычества в Причерноморье гуннов, булгар, хазар и авар (тех же индоевропейцев, родственных славянам-русам) фактически являлись временем зарождения ранне-государственного образования русского народа на Русской равнине, т. е. это была Русь.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Авары в Европе Под именем авар в Европе стали известны кочевые племена уар и хуни (вархониты). К середине VI столетия в азиатских степях происходит объединение кочевников под властью алтайских тюрок (тюркют). Тюркюты покорили множество родственных им, а также иранских и

Из книги Древняя Русь автора

6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века В 602 г. вспыхнули бунты в византийской армии, расквартированной на берегах Дуная. Солдаты были раздражены тем, что не получали плату за несколько месяцев, а из столицы пришло сообщение о том, что в дальнейшем их

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь. И престиж кагана, и мощь его армии были сильно подорваны этим поражением, и именно с этого момента начинается упадок аварского

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Византия и булгары, франки и авары, 739-805 гг. От судеб донской и азовской земли мы теперь должны обратиться снова к Дунайскому региону и Балканам, чтобы заняться рассмотрением булгаро-антского государства. Со смертью хана Севара (739 г.) прекратилась династия Дуло, и

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

50. Авары истинные и ложные Инерционная фаза описываемого нами витка этногенеза нашла воплощение не только в созданном тюркскими богатырями «Вечном эле». VI–VII вв. стали эпохой каганатов по всей Великой степи от Желтого до Черного моря. Причем все они: Хазарский и

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Авары Степи южной России являются для географа ни чем иным, как продолжением степей азиатских. То же самое и для историка. Это мы уже видели в древности, применительно к Скифам, Сарматам, Гуннам. Этот факт также применителен к периоду раннего средневековья, от Аваров до

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Кто же вы, авары? Мы с вами выяснили, что когда-то они проживали у границ великого Китая и звались жужанями или жуань-жуанью в древних хрониках этой далекой страны. Историк Лев Гумилев, напротив, полагал их оседлыми земледельцами хионитами, жившими в низовьях реки Сырдарьи.

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

АВАРЫ * Аварское вторжение * Гунны и выдумки историков * Законы победителей

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

Б) Авары Вторжение лангобардов в Италию стало предлогом - если не истинной причиной - для агрессии авар в сердце Европы. Этот кочевой народ в середине VII в. находился к северу от Каспийского моря. Давление тюрок побудило его к перемещению на запад, и, когда каган Баян

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Славяне и авары Важные события разыгрывались после смерти Юстиниана на Балканском полуострове. К сожалению, источники дают о них лишь отрывочные сведения. Уже раньше была речь о том, что при Юстиниане славяне производили частые нападения на области Балканского

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Авары и Рутения = Русь-Орда Бругш так описывает завоевание «Древнего» Египта Гиксосами: «По сказанию Манефо… в некое время дикий и грубый народ, ПРИШЕДШИЙ С ВОСТОКА, наводнил своими ТОЛПАМИ нижние земли, напал на туземных царей, сидевших в своих городах, и овладел всею

Из книги Происхождение славян автора Бычков Алексей Александрович

Авары. Славяне Появлению кочевников-аваров на Балканах немало содействовала Византия, пытавшаяся их использовать для борьбы против других «варваров». Подстрекаемые ею авары, возглавляемые каганом Баяном, около 560 г. разбили антский племенной союз и продвинулись к устью

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

Авары Согласно Эйнгарду, биографу Карла Великого, на первом месте по продолжительности и трудностям после саксонской должна стоять аварская война. И правда, длившаяся более восьми лет, она осложнялась внешними обстоятельствами и заставила короля, как и в Саксонии,

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Славяне и авары. Вторая половина VI - начало VII в. автора Алексеев Сергей Викторович

Авары в Европе Под именем авар в Европе стали известны кочевые племена yap и хуни (вархониты). К середине VI столетия в азиатских степях происходит объединение кочевников под властью алтайских тюрок (тюркют). Тюркюты покорили множество родственных им, а также иранских и

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?

Это коренное проживающее в восточной Грузии. На сегодняшний день данная народность разрослась настолько, что является основной по численности в Дагестане.

Происхождение

До сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство - Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово "авар" с тюркского переводится как "тревожный" или "воинственный", в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность - аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже "верховные".

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром. История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени.

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство - одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные "вольные сообщества". Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Язык

Собственный язык и письменность аварцы развили ещё во времена Поскольку данное племя считалось сильнейшим в горах, его наречие быстро распространилось по прилежащим землям, став доминирующим. На сегодняшний день язык является родным для более чем 700 тыс. чел.

Диалекты аварского сильно отличаются и делятся на северную и южную группы, поэтому носители языка, изъясняющиеся на разных наречиях, едва ли поймут друг друга. Впрочем, говор северян более близок к литературной норме, и ухватить суть разговора проще.

Письменность

Несмотря на раннее проникновение жители Аварии начали использовать её лишь пару веков назад. До этого в обиходе был алфавит на основе кириллицы, но в начале XIX в. было принято решение о замене его на латиницу.

Сегодня официальной выступает письменность, графически схожая с русским алфавитом, но содержащая 46 символов вместо 33-х.

Обычаи аварцев

Культура этого народа довольно специфична. Например, при общении между людьми должна соблюдаться дистанция: мужчинам запрещено подходить к женщинам ближе, чем на два метра, в то время как последние должны соблюдать расстояние вдвое меньше. То же правило касается беседы молодёжи со стариками.

Аварцам, как и другим народам Дагестана, с детства прививают не только по возрасту, но и по социальному статусу. Тот, кто "главнее", всегда идёт справа, а муж - впереди своей жены.

Обычаи аварского гостеприимства бьют все рекорды доброжелательности. По традициям, визитёр возвышается над хозяином вне зависимости от его ранга и возраста и может прийти в любое время суток, не оповещая его об этом заранее. Владелец дома берет на себя всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гость обязан соблюсти некоторые правила этикета, запрещающие совершать ряд действий, не принятых в местном обществе.

В семейных отношениях власть главы дома не бывала деспотичной, женщине принадлежала ведущая роль в решении множества вопросов, но при этом существовала некоторая вынужденная отчуждённость между мужем и женой. Например, по правилам, те не должны спать в кровати вместе или жить в одной комнате, если в доме несколько помещений.

Также существовал запрет на общение между девушками и юношами, поэтому аварец (что за нация, было рассказано ранее) посещал дом избранницы, чтобы оставить в нём некую вещь, расценивающуюся как предложение руки и сердца.

Национальность аварец

Таким образом, можно сказать, что аварцы - крайне интересная народность с богатой вековой историей и захватывающими обычаями, далеко не полностью описанными в данной статье. Это очень открытые люди, не ведающие иронии, но любящие фарс. Они крайне эмоциональны, поэтому в личном общении не стоит выводить аварца из себя, задевая его чувство патриотизма или намекая на физическую слабость.

Живший в Приаралье и объединившийся с уграми . Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV в. н. э.;

При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и по мере продвижения к Европе испытывали сильное влияние тюркоязычных племён .

Традиционно среди историков принято идентифицировать аваров с центральноазиатским народом жуань-жуанями (жоу-жанями) - (кит. упр. 蠕蠕 , пиньинь : Ruǎnruǎn , или кит. упр. 柔然 , пиньинь : Róurán ). Этого мнения придерживались Б. Шпулер , Й. Маркварт , В. Эберхард , Р. Груссэ , К. Менгес , П. Пельо , Е. А. Хелимский . Согласно точке зрения вышеуказанных исследователей, несомненным является монголоязычие жужаней. На лингвистическом материале теория находит подтверждение в ранних монгольских заимствованиях в славянских языках: например слов «хоругвь» и «телега», а также косвенно в бытовании титула каган , который был известен у жужаней.

Скептически настроенные по отношению к жужаньской гипотезе учёные допускают, что определённый вклад жужаней в аварский союз возможен, но считают, что он не являлся основным. Так, обращается внимание на упоминание в китайской летописи племени хуа (кит. упр. 滑 , пиньинь : Huá ), которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан и представляло собой ветвь юэчжи или эфталитов . Турецкий исследователь Мехмед Тезджан полагает, что хуа выступало в качестве политического названия эфталитской группировки .

Весомый вклад в обоснование ираноязычия большей части ранних аваров и наличия у них родственной связи с «белогуннскими» (White Huns, Aryan Huns ) племенами Афганистана и прилегающих к нему областей: эфталитами, хионитами, кидаритами внесли работы японского исследователя Кацуо Эноки . По-существу, эту же позицию отстаивает Николай Кёррер, К. Цегледь , А. Херманн и др. В «Атласе Китая» А. Херманна восточные территории Хорасана , Тохаристана и других прилегающих к ним земель указаны в качестве вотчины народа афу/хуа/авар/эфталит

Ряд исследователей, базируясь на сообщениях византийских историков Фиофилакта Симокатты и Менандора, полагают, что в Европе действовали «псевдоавары» - вархониты (племена уар и хуни), которые присвоили себе имя авар, чтобы устрашить соседей.

Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племен уар и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почетное имя кагана. Почему они решили изменить своё наименование, мы расскажем, ничуть не отступая от истины. Барселт, уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда уар и хунни увидали, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали называть себя аварами; говорят, среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным. Естественно, что и до нашего времени эти псевдоавары (так было бы правильно их называть), присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются уар, а другие именуются хунни.

Язык авар

Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи . Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош . Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-­маньчжурской группе . О. Мудрак, напротив, определил как типично «булгарский» (то есть принадлежащий тюркской огурской «булгарской» группе) . .

Болгарский исследователь Ж. Войников , сделал перевод этой надписи: «ΒΟΥΗΛΑ ΣΟΑΠΑΝ ΤΕCΗ ΔΥΓΕΤΟΙΓΗ ΒΟΥΤΑΟΥΛ ΣΩΑΠΑΝ ΤΑΓΡΟΓΗ ΗΤΖΙΓΗ ΤΑΙCΗ»:

Итак, смысл выражения: Бойла жупан поставил, сделал, или гравировал надпись, согласно обычаю, или в знак доверия, для употребления Бойтаула жупана чашу, соответственно для удовольствия, удовлетворения, или очищения.

Антропологические данные

Венгерские археологи определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему - господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип , такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица .

Особенности культуры

Аварские мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы .

Политическая история

На арене мировой истории авары появляются в 555 году как теснимый древними тюрками на запад кочевой народ. Тогда они ещё кочевали в степях западного Казахстана . В 557 году их кочевья переносятся на западный берег Волги в степи Северного Кавказа , где они вступают в альянс с аланами против савиров и утигуров . Упоминающиеся в византийских источниках родственное аварам племя забендер , возможно, имеет отношение к возникновению города Семендера в прикаспийском Дагестане.

Наследие авар

Авары сыграли важную роль в этногенезе венгерского народа

Напишите отзыв о статье "Авары"

Примечания

  1. Краткий обзор мнений см.
  2. www.transoxiana.org/Eran/Articles/Tezcan_Apar.pdf.
  3. The Origin of the White Huns or Hephthalites. Roma: -East and West, IV. 1955, № 3; см. также On the nationality of the Hephthalites. Tokyo: Memories of the Department of the Toyo Bunko, N18,1959
  4. БСЭ. Т.1 М.,1969.
  5. Hungarians and Europe in the Middle Ages. CEU press
  6. Феофилакт Симокатта (перевод С. П. Кондратьева). .
  7. Алано-древнеболгарское письмо, В. Тырново, изд. Фабер. 2010 г., стр. 157-159
  8. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 2. Издательство «Наука». Ленинградское отделение. Ленинград 1975. Отв. редактор В. И. Цинциус. Составители: В. А. Горцевская, В. Д. Колесникова, О. А. Константинова, К. А. Новикова, Т. И. Петрова, В. И. Цинциус, Т. Г. Бугаева. Сканирование: Александр Лиджиев (Элиста), 2005 г. Все файлы представлены в формате pdf и имеют размер от 300 Кб до 5 Мб. Веб-сайт: , стр. 204, 149
  9. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 218, 219, 221.
  10. М. Р. Федотов. «Этимологического словаря чувашского языка» (2 том C-Я pdf, 22 Mb) Чебоксары - 1996 г. Веб-сайт: , стр.204
  11. Altaic etymology. S. Starostin. Copyright 1998-2003. Этимологический словарь алтайских языков, над которым группа исследователей - С. Старостни, А. В. Дыбо, О. А. Мудрак и И. Шервашидзе - работали уже около четырёх лет. Эта база данных содержит большое количество ещё довольно сырого материала, который авторы надеются отполировать в финальном издании, однако готовы выставить этот материал на всеобщее обозрение, чтобы последние достижения алтаистики стали общедоступными.
  12. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю, стр. 176.
  13. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т. 1. Стр. 333.
  14. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 229 ,241, 173, 223.
  15. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Т 2. Стр. 240-241.
  16. Л. Н. Гумилёв Древняя Русь и Великая степь.
  17. С. Э. Цветков . Исторический момент: двенадцать веков нашей истории за двенадцать месяцев.
  18. В. М. Бейлис . Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир) // Исторические записки. - 1963. - Т. 73.

Литература

  • История Венгрии / Отв. ред. В. П. Шушарин . - М.: Наука, 1971. - Т. I. С. 75-80.
  • - газета «История», № 19’2001 (одна из версий происхождения аварских племён).
  • Эрдели И. // Природа , 1980, № 11.
  • Эрдели И. Авары // Исчезнувшие народы: Сборник статей (по материалам журнала «Природа ») / Сост. канд. филос. наук С. С. Неретина ; Под ред. д-ра ист. наук П. И. Пучкова ; Худож. оформл. Е. Л. Гольдина. - М .: Наука , 1988. - С. 99-110. - 176 с. - 25 000 экз. - ISBN 5-02-023568-7 . (обл.)
  • Breuer, Eric: Byzanz an der Donau. Eine Einführung in Chronologie und Fundmaterial zur Archäologie im Frühmittelalter im mittleren Donau Raum. Tettnang, 2005. - ISBN 3-88812-198-1 (Neue Standardchronologie zur awarischen Archäologie, Standardwerk)
  • Die Awaren am Rand der byzantinischen Welt. Studien zu Diplomatie, Handel und Technologietransfer im Frühmittelalter. Innsbruck 2000. - ISBN 3-7030-0349-9 (Sammelband mit kurzen Aufsätzen verschiedener Autoren zu geographisch, formenkundlichen Zusammenhängen, insbesondere byzantinischem Einfluß)
  • Lovorka Bara, Marijana Perii, Irena Martinovi Klari, Siiri Rootsi, Branka Janiijevi, Toomas Kivisild, Jüri Parik, Igor Rudan, Richard Villems and Pavao Rudan: Y chromosomal heritage of Croatian population and its island isolates, European Journal of Human Genetics (2003) 11, 535-542. (Medizinische Studie zu Genvergleichen, von Fachleuten eher kritisch beurteilt)
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. - Moscow, 1994
  • Pohl, Walter: Die Awaren, Ein Steppenvolk in Mitteleuropa 567-822 n.Chr. München 2002. - ISBN 3-406-48969-9 , (Publikation zu den frühmittelalterlichen Awaren aus der Sicht eines der angesehensten Historiker auf diesem Gebiet. Standardwerk!)
  • Rasonyi, Laszlo. Tarihte Türklük. Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1971
  • Reitervölker aus dem Osten. Hunnen + Awaren. Burgenländische Landesausstellung 1996, Schloß Halbturn. Eisenstadt 1996. (Ausstellungskat., behandelt alle archäologischen Themenbereiche, besonders für Laien als Einstieg)
  • Sinor, Denis: The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge 1990.(Publikation zu reiternomadischen Völkern in Mittel-und Innerasien)
  • Szentpéteri, József (Hrsg.): Archäologische Denkmäler der Awarenzeit in Mitteleuropa. Varia archaeologica Hungarica 13. Budapest 2002. - ISBN 963-7391-78-9 , ISBN 963-7391-79-7 (Lexikonartige, kurze Zusammenstellung tausender archäologischer awarenzeitlicher frühmittelalterlicher Fundorte, meist Gräberfelder, wichtig als Literaturnachweis)

Ссылки

  • Древнетюркский словарь. Ленинград - 1969 г. Авторы: Наделяев В. М., Насилов Д. М., Э. Р. Тенишев, Щербак А. М., Боровкова Т. А., Дмитриева Л. В., Зырин А. А., Кормушин И. В., Летягина Н. И., Тугушева Л. Ю. Ленинград 1969. Веб-сайт: . Все файлы представлены в формате pdf. Сканирование - Илья Грунтов, 2006 г.
  • О происхождении нирунских родов и Чингисхана см.
  • Об аварах как о последней волне иранских номадов см.
  • О сходстве монгольской военной тактики с аварской см.
  • Studien zur Archäologie der Awaren (1984 ff.) und zahlreiche weitere Publikationen von
  • (Anm: Die nördliche und nordwestliche Grenze des Awarenreichs ist auf dieser recht vereinfachten Karte falsch eingezeichnet, sie verlief viel südlicher)?
  • О результатах краниологических исследований аваров см.
  • Об антропологическом облике аваров и социальном статусе аваров-монголоидов см.
  • Авары, германцы, византийцы и славяне в Карпатском бассейне см:
  • Об аварских потомках в Хорватии см.
  • Карта Аварского каганата

Отрывок, характеризующий Авары

Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.
Ополченцы – и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, – побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», – на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.
Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.
В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.
Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

Покачиваясь от давки, охватившей его, Пьер оглядывался вокруг себя.
– Граф, Петр Кирилыч! Вы как здесь? – сказал чей то голос. Пьер оглянулся.
Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
– Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
– Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
– Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
– Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.
За Кайсаровым к Пьеру еще подошли другие из его знакомых, и он не успевал отвечать на расспросы о Москве, которыми они засыпали его, и не успевал выслушивать рассказов, которые ему делали. На всех лицах выражались оживление и тревога. Но Пьеру казалось, что причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. Кутузов заметил фигуру Пьера и группу, собравшуюся около него.
– Позовите его ко мне, – сказал Кутузов. Адъютант передал желание светлейшего, и Пьер направился к скамейке. Но еще прежде него к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов.
– Этот как тут? – спросил Пьер.
– Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру. – Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..
Пьер, сняв шляпу, почтительно наклонился перед Кутузовым.
– Я решил, что, ежели я доложу вашей светлости, вы можете прогнать меня или сказать, что вам известно то, что я докладываю, и тогда меня не убудет… – говорил Долохов.
– Так, так.
– А ежели я прав, то я принесу пользу отечеству, для которого я готов умереть.
– Так… так…
– И ежели вашей светлости понадобится человек, который бы не жалел своей шкуры, то извольте вспомнить обо мне… Может быть, я пригожусь вашей светлости.
– Так… так… – повторил Кутузов, смеющимся, суживающимся глазом глядя на Пьера.
В это время Борис, с своей придворной ловкостью, выдвинулся рядом с Пьером в близость начальства и с самым естественным видом и не громко, как бы продолжая начатый разговор, сказал Пьеру:
– Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!
Борис сказал это Пьеру, очевидно, для того, чтобы быть услышанным светлейшим. Он знал, что Кутузов обратит внимание на эти слова, и действительно светлейший обратился к нему:
– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.

Чтобы при его содействии просить византийского императора впустить их на территорию империи. Вскоре аварское посольство, возглавляемое неким Кандиком, прибыло в Константинополь . Представ перед императором, посол сказал: "К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников ". Император Иустиниан I заключил с ними союз весной года, и отправил авар против кутригур , родственных им утигур и восточных славян , с которыми они успешно сражались. После этого император заключил с ними новый договор года, разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье . Через несколько лет авары под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию , где после распада державы гуннов обосновались враждовавшие племена гепидов и лангобардов . Авары вступили в союз с последними в обмен на обещание покинуть Паннонию в случае победы. Гепиды были побеждены и в году лангобарды ушли в Италию , вытеснив оттуда византийцев. Вместе с этим Паннония стала центром аварской державы - каганата.

После падения гепидов империя сразу же заняла их столицу в Сирмии , что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую распрю. Овладев Сирмием в году, авары начинали захват владений Византии на Балканах . Император Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персидские войны того времени давали аварам возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Византия, после победы над персами в году, вытеснила на некоторое время авар с балканских территорий, но при этом выплачивала им всё большую дань за мир. В веке византийцы выплачивали каганату дань золотом общей суммой до 80 тысяч золотых солидов в год, а начиная с года - до 100 тысяч. В начале VII века византийские императоры платили аварам ежегодно по 120 тысяч солидов . До года аварскому кагану было выплачено около 6 миллионов солидов (25,000 кг золота). Это несметное количество монет в оборот не поступало: вероятно, авары переплавляли их для изготовления украшений и сосудов; небольшая часть делилась между вождями и попадала в клады.

Аварская экспансия шла и на запад, где они, покорив хорватов и сербов , в году, в союзе со словенами , они вступили в войну с баварцами , а затем и с франками . Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Зигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату, и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе - Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ля Рошель .

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары - странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Письменность

Археологические данные свидетельствуют о том, что авары знали руническое письмо : они высекали и выцарапывали различные заклинания, чтобы уберечься от бед, и именные знаки собственности (тамги) на различных предметах. Однако нет данных, что эта письменность использовалась в переписке или в создании литературных памятников.

О языке авар также мало известно. Мы можем получить о нем некоторое представление только по личным именам и названиям титулов, хотя и имена и титулы могли быть и не аварского происхождения. Причем и их сохранилось немного: имена послов были Кандик, Солак, Кок, одного из шаманов звали Боколаброй. Вероятно, это имена тюркского происхождения, равно как и титулы кагана, тудуна, югура, тарханов.

Верования

О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.

Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы - поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.

Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы "очищались" от злых духов с помощью огня или горящих угольев.

Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света - по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было - слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.

Для проповеди Христианства среди авар еще в году была учреждена епископия в Зальцбурге . Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII - начала века, вместе с подпадением под франкское владычество.

Искусство аварской эпохи

Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения - византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины - веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов - серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.

Называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву.

АВАРЫ (летописные ОБРЫ)
Еще одно восточное племя, прошедшее на Запад по югу Древней Руси где-то в середине 6 века н.э. и ставшее, в дальнейшем, лет на 200-250 западным соседом славян-русов (антов и дулебов). Оставили они по себе недобрую славу в памяти народной. Вот цитата из «Повести о начале земли русской» середины 11 века – времена Ярослава Мудрого – в изложении В.О. Ключевского. «Эти обры воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4, или 5 жен, чтобы они везли обрина – так мучили дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли, аки обры». Для справки: дулебы - позже волыняне - обитали по Бугу в Прикарпатье.Летописец вспоминает события, для него бывшими почти пятисотлетней давности. Это как будто нам, сегодняшним, врезались бы в память деяния где-то 1500 года, причем без каких-либо книг-газет и интернетов, а только по изустным, из поколения в поколение, сказаниям. Я хочу этим подчеркнуть, что обры (авары) реально были столь безжалостны к побежденным, что и через 500 лет их вспоминали с содроганием. Азиаты, что с них взять?!
Происхождение авар, их этническая и даже расовая принадлежность до сих пор является предметом споров и дискуссий, равно как и их язык. С равной степенью вероятности называют их монголоязычным, ираноязычным (арийским), либо тюркоязычным этносом. Одно несомненно: историческая родина «обров» определяется опять-таки в Центральной Азии, причем в приграничных, как и вслучае с гуннами, районах с Китаем. Есть также версии о принадлежности авар к европеоидной расе, к монголоидной (что, вообще-то, по близости к Китаю более вероятно), а также, что это была ветвь из тюркоязычного государства эфталитов (территория современной Средней Азии и Афганистана).
Как бы там ни было, отряды авар впервые были отмечены на землях современного Северного Казахстана в 555 году, а уже в 557 на Нижней Волге и степях Северного Кавказа. В это же время они вступают в контакаты, то есть нападают, по свидетельству византийских авторов на неких «утигуров», «господствовавших на Дону» , а также атакуют племя «залов», обитавшее в донском левобережье. Указанные наименования племен, равно как и десятки прочих, были придуманы греками-ромеями (византийцами) для идентификации местных народов по собственному разумению. В древности греки довольно легко обходились с названиями реальных и мифических племен, присваивая им собственные прозвища по неким внешним признакам, или обычаям, независимо от самоназвания народов. Это как сегодня в нашем обыденном сознании существуют некие «лягушатники» и «макаронники», которые на самом деле именуются несколько иначе.
Но мы теперь знаем, что в Придонье раннего Средневековья, как и тысячи лет до того, обитали потомки ариев и скифо-ариев, или киммерийцев - как указывал Прокопий Кесарийский - который и связывал уже тогда и совершенно справедливо «утигуров» с киммерийцами. Именно в этот период, в первые века Новой эры, на авансцену истории Восточной Европы выходят славяне. Эти племена обитали здесь с незапамятных времен и были известны под различными именами, дошедшими до нас благодаря трудам греков и римлян. Но только с 3-4 веков н.э., при более тесном взаимопроникновении, они стали называться соседями по самоназванию: славяне, или в различных транскрипциях в зависимости от языка – склавены, словене, славины... К 5-6 веку уже существовали, вернее, становятся известны окружающему, миру существовавшие и до того большие племенные объединения славян – анты, роксоланы, венеты (пока не доказано). Немногим позже в этом ряду выделяются и славяне–русь, русы.
Аварам из-за «утигуров» и «залов» не удалось с ходу проскочить на Запад через Дон в его среднем течении и они уходят южнее, уже через год появившись в пределах Византийской империи. Император Юстиниан нанимает авар для защиты от наседавших со стороны Дуная славян. Авары то воюют со славянами (антами), то в союзе с ними пытаются штурмовать сам Царь-град (626 год). Но в этом предприятии их подводят славяне, не обеспечившие по каким-то причинам аварского кагана боевыми судами (ладьями), без которых подобраться к бастионам Константинополя было невозможно. Отметим для себя славян как искусных корабельных мастеров. Здесь и далее под термином «славяне» я имею в виду потомков скифо-ариев, которые в первые века Новой эры усиливают нажим на Восточно-Римскую империю (Византию) с севера Балканского полуострова, из-за Дуная. Именно в результате этого натиска в 6-7 веках происходит славянизация Балкан. Многочисленные латинизированные племена фракийцев, иллирийцев, гетов, частично даков воспринимают язык славян-завоевателей и вливаются в единую тогда общеславянскую семью родственных по крови, а теперь и по языку народов. Еще через сто лет на славянский язык переходит население тогдашней Болгарии, Болгарского ханства (почти синхронно с христианизацией).
Вернемся к аварам. В 565-566 годах они доходят до территории современной Германии, в Тюрингию и даже до Галлии, где пленяют самого короля франков. Противодействовать аварам в центральной Европе было некому и они становятся на 170 лет хозяевами положения, образовав так называемый Аварский каганат – см. рис.1. – со столицей предположительно в Трансильвании. Кочевые авары оседают на завоеванных землях. Но тут присутствует некая археологическая странность: в этом довольно продолжительном периоде (170 лет) не выявлено сколь либо значительных памятников материальной культуры авар, а тем более письменных. В течение жизни буквально двух-трех поколений происходит своеобразное размывание изначального азиатского этноса в окружающей европейской среде. По оценкам ученых, изначально боевые отряды авар насчитывали всего порядка 20 тысяч воинов. Правда, воинов прекрасно вооруженных и обученных кавалерийской тактике обходов, отскоков и набегов, непривычной для тогдашнего военного искусства европейцев. Тем более что, как считается, именно авары привнесли в кавалерию стремена (до них, получается, стремена не использовали), что в корне изменило как само вооружение всадника из-за дополнительных точек опоры, так и тактику боя.
Авары – типичная «нация на марше». Как и гунны, оставившие свои родовые кочевья далеко на востоке, они ушли искать военного счастья на Западе – и нашли его, покорив целые народы. Аварский каганат пал под ударами усилившегося франкского королевства и, особенно благодаря талантам и способностям будущего императора Карла Великого. Авары в 796 году присягают новому повелителю, а еще через сто лет их территорию окончательно поделили между собой Германия и болгары. Так, современная Австрия ведет отсчет своей государственности от некого графства «Авариэнмаркт».
Современники отмечали у авар европеоидные черты. Археологи в аварских захоронениях также обнаруживают среди останков воинов до 80% европеоидов, но, наряду с этим также остяки и черепа монголоидного типа – получается, пятая часть. То есть, здесь, как и в случае с предшественниками авар гуннами, мы видим армию завоевателей, состоящую из азиатского монголоидного ядра, вокруг которого формировалась уже основная масса искателей приключений, а то и откровенных грабителей из европейских, в том числе славянских, племен. Идеальных народов ни тогда, ни сейчас, увы, не существовало.
Какая-то этническая связь современных аварцев Дагестана с теми, «первобытными варварами» не доказана, в том числе и по данным ДНК-анализов. Достоверных данных нет, показания разбросаны и утверждать что-то ни за, ни против нет возможности.
Вот такой это был народец: не обры, а орки какие-то, всесильные и всевластные, прямо-таки могущественные инопланетяне в представлении покоренных народов. Но эти «повелители» растворились среди побежденных, исчезли с лица Земли, оставшись только в сказаниях, «сгинули, аки обры». Славянский же этнос, на сегодня включающий в себя десятки родственных по происхождению и языку народов, продолжает оставаться, как и во времена авар, крупнейшим в Европе. На сегодня к славянам относят от 300 до 350 миллионов землян, из них около 130 миллионов – этнические русские (в России 112 миллионов).
ИСТОЧНИКИ
1.ru.sciense.wikia.com/wiki/Авары
2.dic.academik.ru/dic.nsf/ruwiki/93169