«Кто создан из камня, кто создан из глины…» М. Цветаева

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М.Цветаева

Урок-встреча с Мариной Цветаевой «Мне имя-Марина» (материал можно использовать для вводного урока в 11 классе и для проведения литературной гостиной).

Ход урока.

Оргмомент: объявление темы, цели, задачи урока.

Оборудование урока:

Оформление кабинета в стиле литературной гостиной.

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации);

Методические приемы: комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации и подготовленное учениками чтение стихов, некоторые слайды презентации сопровождаются музыкальным оформлением.

Оформление:

Портрет М. Цветаевой, литературная газета с биохроникой поэта, портреты А.С. Пушкина, А.А.Блока, С.А.Есенина, Б.Пастернака, А.А.Ахматовой, В.Брюсова, М.Волошина;

Музыкальное оформление: романсы на стихи М.Цветаевой и песни современных музыкантов; Выставка сборников поэта и книг о ней;

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок посвящен Марине Ивановне Цветаевой – ярчайшему представителю серебряного века русской поэзии, поэзии XX века.

Мы познакомимся с личностью и трагической судьбой М. Цветаевой, о которой Юлия Друнина написала:

Сгоревшая жутко и странно

Российского неба звезда.

Мы прочитаем отзывы о поэзии Цветаевой, воспоминания о ней, но главное – это удивительные стихи ее, которые посвятила она близким людям, своей семье, а также тем, кого глубоко уважала, любила, перед кем преклонялась - Блоку, Пастернаку, Маяковскому, Волошину, Брюсову, Ахматовой.

Цветаевой удалось в стихах запечатлеть не только свою бунтующую душу, но и состояние своего времени, который был ввергнут в яростные социальные конфликты XX века, полного войнами и революциями, требовавшими от человека предельного напряжения физических и душевных сил. Состояние это передано особыми поэтическими средствами, делающими поэзию М. Цветаевой неповторимой. Над ее стихами надо размышлять, лишь тогда станет понятна та «высокая простота», которая и отличает подлинную поэзию!

Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

Так обратимся же мы к «поэзии души» и сердца, к драгоценным фактам биографии большого поэта.

^ 2. О жизни и личности Цветаевой (1-ая группа)

1) Встреча с Поэтом Мариной Цветаевой.

Когда для вас состоялась впервые эта встреча? Что вы читали о ней? Как восприняли ее стихи?

Биохроника М.И.Цветаевой

(В помощь учащимся, работающим над литературной газетой, посвященной Цветаевой)

1. 8 октября (26 сентября) 1892 г. – родилась М.Цветаева. Место рождения – город Москва. Родители: отец Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, впоследствии основатель и первый директор Музея изящных искусств.

Мать Мария Александровна Мейн – талантливая пианистка

2. Юные годы Марины Цветаевой, учеба в России и в Европе, увлечение музыкой, книгами и стихами.

3. 1910 год – годы ученичества. Выпуск первого сборника стихотворений «Вечерний альбом». Положительные отзывы В.Брюсова, Н.Гумилева, М.Волошина.

4. 1911 год – знакомство в Коктебеле с Сергеем Эфроном.

5. 1912 – 1913 гг сборник стихотворений «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». Брак с С.Я.Эфроном (1912)

6. Рождение дочерей Ариадны и Ирины. Трагическая судьба старшей и смерть от голода младшей.

7. Конец 10-х – начало 20 – х годов – стремительный взлет поэтической деятельности. Создание пьес, поэмы-сказки «Царь-девица», стихотворений.

8. 1921 – 1922 гг.- выпуск сборников «Вёрсты I» и «Вёрсты II»

9.1922 г. – отъезд М.Цветаевой к мужу С.Эфрону

10. 1922 – 1925 гг. – жизнь в пригородах Праги. Поэма «Горы», «Поэма Конца». «Это лучшие в мире поэмы о любви» (Борис Пастернак)

11. 1925 год – рождение сына Георгия. Переезд во Францию, где Цветаева проживет 13,5 лет. Творческая активность и в то же время глубочайшие расхождения между М.Цветаевой и буржуазно-эмигрантскими кругами.

12. 1937 год – возвращение в Россию вслед за мужем С.Эфроном и дочерью Ариадной.

14. 1941 год – эвакуация в Елабугу. 31 августа 1941 года М.Цветаева покончила собой (под гнетом личных несчастий, в состоянии депрессии, в одиночестве).

Стихотворение «Кpасною кистью»

Кpасною кистью
Рябина зажглась
Падали листья
Я pодилась.
Споpили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и доныне
Хочется гpызть
Кpасной pябины
Гоpькую кисть.

Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой, тоже « горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения».

Так, красная рябина навсегда вошла в геральдику поэзии Марины Цветаевой.

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.

Как многие поэты, Марина Цветаева охотно верила намекающим «знакам судьбы».

Встреча с поэзией Цветаевой – настоящий праздник. Вот стихотворение, написанное ею в 20 лет, но уже видно, что стихи яркие, талантливые и … пророческие.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Двадцатилетняя Цветаева уверена в своем дальнейшем успехе.

2) М.Цветаева: внешний облик, характер, увлечения.

Какой она была? Кто ее близкие? Когда он начала писать стихи?

- (Выступление ученика с сообщением)

Стихотворение «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

- (Выступление ученицы о внешности)

Стихотворение «Глаза»

Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза,
Зеленые - соленые -
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой,
Всегда б платили за постой
Всё эти же - веселые -
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой,
От солнца б застилась рукой,
Качала бы - молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные - степенные -
Крестьянские глаза.

Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза...
Что видели - не выдадут
Крестьянские глаза!

3) Сборник стихотворений «Вечерний альбом» (1910)

Работа с электронным учебником. Урок 6 (7) Валерий Брюсов, (12) М.Волошин

- (Выступление ученицы о сборнике)

Стихотворение «Надпись в альбом»

Пусть я лишь стих в твоём альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник…
Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик…
- Пусть я лишь стих в твоём альбоме!

4) В доме М. Волошина в Коктебеле Марина Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

За «Вечерним альбомом» последовали поэтические сборники «Волшебный фонарь»(1912) и «Из двух книг»(1913), изданные при содействии С. Эфрона.

5) ^ Рассказ о Марине Цветаевой и С Эфроне.

Они встретились 5 мая 1911 года. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: Если он найдет и подарит сердолик (Сердолик - оранжево-красный камень, камень цвета крови, цвета жизни, в связи с чем древние народы Востока приписывали ему свойство оберегать живых от смертей и болезней, нести любовь и счастье. Считалось, что он дарует богатство, укрепляет здоровье, поднимает настроение, успокаивает гнев, но, прежде всего, это камень счастливой любви.), то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик это он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых»

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована дата свадьбы и имя – МАРИНА.

Стихотворение « С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо!)

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

Цветаева передает свое напряженное состояние, рассказывая о любимом. И еще – она гордится им.

Как поэт и личность, Марина Цветаева развивалась стремительно. В ее стихах «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме, но вместе с тем глубоко лирично»

Стихотворение «Бабушке»

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..

Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала:

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – «темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

^ 3. О месте великого Пушкина в жизни Цветаевой, о поэтах – современниках Блоке, Пастернаке и др.

1) О Пушкине.

В своих воспоминаниях «Мой Пушкин» Цветаева пишет: «Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес –француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета…» (В доме Цветаевых была репродукция картины А.Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом»)

Великому русскому поэту Марина посвятила цикл стихотворений «Стихи Пушкину»

Стихотворение «Поэт и царь»

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди9 мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно - архи –

Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

2) О Блоке.

Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цве­таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

«Стихи к Блоку»

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

(Электронный учебник Урок 11)

4) Каково, по Цветаевой, предназначенье поэта?

Цветаева писала о себе: "Моя беда в том, что для меня нет ни одной внешней вещи, всё - сердце и судьба". И далее - самохарактеристика: "Душа, не знающая меры". Это - может быть, основная черта личности Цветаевой, предопределившая её судьбу и сформировавшая её поэзию. Её судьба и поэзия неразрывны. «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь» - говорила она.

4. Отношения М.Цветаевой к революции. Эмиграция.

(3 –я группа)

Сообщение ученика.

Марина Цветаева пишет много. Художественной высотой и щемящей пронзительностью отличаются стихи, посвященные разлуке с Родиной.

Стихотворение «Тоска по Родине»

^ Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной -непременно --

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично -- на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья -- он,

А я -- до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всe -- равны, мне всe -- равно,

И, может быть, всего равнее --

Роднее бывшее -- всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты -- как рукой сняло:

Душа, родившаяся -- где-то.

^ Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей -- поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все -- равно, и все -- едино.

Но если по дороге -- куст

Встает, особенно -- рябина...

Также она обращается к Борису Пастернаку со стихотворением, в которой звучат ноты непередаваемой грусти

Стихотворение «Русской ржи от меня поклон…»

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится...

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты

4) ^ 1939 год. Марина Цветаева вернулась на родную землю.

Сообщение ученика.

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы...

Муж Сергей Эфрон был расстрелян.

Дочь Ариадна была арестована и 16 лет провела в лагерях. Она была талантливой переводчицей. После ссылки посвятила оставшиеся годы жизни собиранию архивов матери, писала воспоминания, но не успела закончить книгу воспоминаний. Умерла в 1975 году.

Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несча­стий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

Как сама Марина Цветаева писала:

У ваятеля может остановиться рука

У художника может остановиться рука

У музыканта может остановиться рука

У поэта может остановиться только

5. Обобщение, заключение урока. Беседа с учащимися.

Могла ли судьба Марины Цветаевой сложиться иначе?

Как вы думаете, в чем особый трагизм судьбы поэта?

(Показ файла аудио-видео Windows Media «И жизнь, и слезы, и любовь…»)

Умерла непризнанной, никому НЕ нужной, НЕ читаемой, почти НЕ известной. Родина, которую она так любила, оказалась для нее чужой, отвергла ее, выбросила.

Огромно наследие Цветаевой (стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы)

Она удивительно современна, потому что проповедовала вечные ценности.

Цветаева- поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и непо­вторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую по­эзию...» (Вс. Рождественский).

Поэзия м. И. Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию

6. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание: сочинение «Мое открытие М.Цветаевой»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой

М. Цветаева еще до революции остро ощущала свое одиночество и отличие от окружающих людей. Это чувство значительно усилилось после установления советской власти. Поэтесса не признавалась новым режимом, ее произведения подвергались жесткой критике и не печатались. К этим трудностям добавились трагедии в личной жизни. Цветаеву покидает муж, отправившийся в эмиграцию. Через некоторое время у нее умирает дочь. Такая ситуация способна довести до отчаяния любого человека, но поэтесса находит в себе силы. В 1920 г. он создает жизнеутверждающее стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

В основу стихотворения поэтесса положила значение своего имени (Марина – с лат. «морская»). Она использует сравнение двух основных мировых стихий: земли и воды. Называя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет ее камню и глине, олицетворяющими землю. Она не случайно выбрала эти образы. Согласно двум основным мировым религиям (христианство и мусульманство) творец создал первого человека из глины. Эти представления связаны с податливостью материала, с возможностью придания ему любой формы. Но застывшая и обожженная глина становится подобна камню, ее уже нельзя изменить. Камень вечен, он теряет всякую одухотворенность. В произведении содержится прямая аналогия – «могильная плита».

Себя поэтесса связывает со стихией воды, которая находится в постоянном движении и изменении. Она не имеет законченной формы. Возможно, Цветаева сравнивает себя с Афродитой, которая по легенде была рождена из морской пены. По крайней мере, она приписывает себе некоторые качества любвеобильной богини: «измена», «своеволье», «кудри беспутные».

Поэтесса дерзко отвечает всем своим недоброжелателям, что ее невозможно сломать или уничтожить. Вода способна преодолеть любую преграду, так как продолжает жизнь с каждой новой волной. Столкновение воды с камнем символизирует противостояние Цветаевой с жестким политическим режимом. Другой вариант – свой изменчивый и веселый характер поэтесса сравнивает с человеческой черствостью и равнодушием.

Неизвестно, была ли до конца искренна Цветаева в этом стихотворении. Возможно, это – отчаянный самообман измученной души. Дальнейшая трагическая судьба и самоубийство подтверждают, что и вода может покориться непреодолимой силе. Однако в свое время произведение бесспорно вызвало ярость в тех, кто считал поэтессу уже окончательно сломленным и утратившим веру в жизнь человеком.

Марина как море, здесь и глубина и бескрайность, изменчивость и постоянство... Может быть штиль, а может и шторм. В чем-то опасная, дарящая жизнь...

Стихи про Марину можно нередко встретить среди произведений известных поэтов. Это имя, а вернее женщины его носящие вдохновляли и вдохновляют поэтов.

На этой страничке нашего сайта мы собрали некоторые стихотворения, которые как нельзя лучше подчеркивают разнообразие воплощений и некоторое единство обладательниц этого красивого имени.

***

Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

*********************

***

Белла Ахмадулина

Четверть века, Марина, тому,
Как Елабуга ластится раем
К отдохнувшему лбу твоему,
Но и рай ему мал и неравен.

Неужели к всеведенью мук,
Что тебе удалось как удача,
Я добавлю бесформенный звук
Дважды мною пропетого плача?

Две бессмыслицы — мертв и мертва,
Две пустынности, два ударенья —
Царскосельских садов дерева,
Переделкинских рощиц деревья.

И усильем двух этих кончин
Так исчерпана будущность слова.
Не осталось ни уст, ни причин,
Чтобы нам затевать его снова.

Впрочем, в этой утрате суда
Есть свобода и есть безмятежность:
Перед кем пламенеть от стыда,
Оскорбляя страниц белоснежность?

Как любила! Возможно ли злей?
Без прощения, без обещанья
Имена их любовью твоей
Были сосланы в даль обожанья.

Среди всех твоих бед и плетей
Только два тебе есть утешенья:
Что не знала двух этих смертей
И воспела два этих рожденья.

*********************

Марина стирает белье

Арсений Тарковский

Марина стирает белье.
В гордыне шипучую пену
Рабочие руки ее
Швыряют на голую стену.

Белье выжимает. Окно —
На улицу настежь, и платье
Развешивает.
Все равно,
Пусть видят и это распятье.

Гудит самолет за окном,
По тазу расходится пена,
Впервой надрывается днем
Воздушной тревоги сирена.

От серого платья в окне
Темнеют четыре ~ аршина
До двери.
Как в речке на дне —
В зеленых потемках Марина.

Два месяца ровно со лба
Отбрасывать пряди упрямо,
А дальше хозяйка-судьба,
И переупрямит над Камой...

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Вряд ли в русской литературе найдется другая поэтесса, которая так хотела быть любимой и выразила эту отчаянную жажду любви в гениальных стихах. Правда, она не любила термин «поэтесса» и предпочитала называть себя поэтом.

Марина Цветаева: романтизм и трагедия, мятежность и высота духа, ранимость и жестокость, своеволие и безудержная нежность…. Ее поэзия - как сон наяву. Одна половина ее стихотворений написана на краю пропасти и тянет за собой в бездну, другая - возносит к небесам.

Ее мать, Мария Александровна Мейн, ждала мальчика и даже выбрала ему имя: Александр, в честь своего отца, почетного гражданина Москвы Александра Даниловича Мейна. А родилась девочка, которой суждено было проложить свой неповторимый путь в русской литературе.

Марина была дочерью профессора Ивана Владимировича Цветаева, основавшего и подарившего Москве знаменитый Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Ее поэтический дар, оказавшийся безмерным, проявился очень рано . «Маленькая моя Муся все складывает слова в рифмы, наверное, будет поэт», - записывала мать в дневнике. Но предпочитала не давать ей бумагу для стихов, а учить музыке, будучи сама прекрасной пианисткой.

Музыкальная карьера Марии Александровны не состоялась , так как выступать на сцене в дворянских семьях считалось неприличным. «От матери я унаследовала Музыку, Романтизм и Германию. Просто - Музыку. Всю себя», - говорила Марина. Юная Цветаева посещала известную в то время музыкальную школу Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке (ныне в этом здании расположено училище при Московской консерватории), а с семи лет уже участвовала в школьных концертах и проявляла незаурядные способности.

После ранней смерти матери от чахотки в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки в стихах - сохранились на всю жизнь: «Всю классику мы, выросши, узнавали, как «мамино» - «это мама играла…» Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ… Под их звуки мы уходили в сон», - вспоминала младшая сестра Марины Анастасия (Ася), родившаяся двумя годами позже - в 1894 году, - и ставшая старейшей писательницей России. Мучительную боль от потери матери Цветаева испытывала всю жизнь. Мария Александровна ей часто снилась.

Из всех видов общения Марина Цветаева предпочитала «потусторонний: сон: видеть во сне» , а потом уже переписку. Не случайно крестным отцом своего сына Георгия (Мура), родившегося 1 февраля 1925 года в Чехии, она назвала писателя Алексея Ремизова, на протяжении многих лет записывавшего свои сны. Ее восприятие сна совпадало с поэтами-романтиками: сон - прообраз потустороннего мира, где живут и общаются души. Связь через сны - самая близкая. Марине не снились сны - она сама их «снила». «Вся моя жизнь - сон о жизни, а не жизнь», - говорила она.

Вот как приснилась ей мать в 1909 году: «Мы встретились с ней на одной из шумных улиц Парижа. Я шла с Асей. Мама была как всегда, как за год до смерти - немножко бледная, с слишком темными глазами, улыбающаяся. … Я так рада была встретить ее именно в Париже, где особенно грустно быть всегда одной. «О мама! - говорила я, - когда я смотрю на Елисейские поля, мне так грустно, так грустно». И рукой как будто загораживаюсь от солнца, а на самом деле не хотела, чтобы Ася увидела мои слезы. … «Какая ты, мама, красивая! - в восторге говорила я, - как жаль, что я не на тебя похожа, а на … хотела сказать «папу», но побоялась, что мама обидится, и докончила: «неизвестно кого»! Я так горжусь тобой». … «Мама, сделай так, чтобы мы встретились с тобой на улице, хоть на минутку, ну мама же!» - «Этого нельзя, - грустно ответила она, - но если иногда увидишь что-то хорошее, странное на улице или дома, - помни, что это я или от меня!»

Подспудно всю жизнь Марину захлестывала бессознательная тяга к смерти - она жаждала встретиться наконец с матерью. После такой матери Цветаевой оставалось только одно: стать поэтом.

…Огромные, «венецианские» глаза в пол-лица. Аквамарин и хризопраз. Узкое лицо, черные густые волосы. Встретив этого необыкновенно красивого юношу на пляже в Коктебеле, где Марина гостила у поэта Максимилиана Волошина, она загадала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж».

Крупный розовый сердолик был найден и подарен, и в январе 1912 года состоялась свадьба Марины и Сергея Эфрона.

От этой всепоглощающей любви Марина расцвела и стала просто красавицей - тонкая, стройная, с золотыми вьющимися волосами, глазами цвета спелого зеленого винограда и нежным румянцем на щеках. «Я с вызовом ношу его кольцо. - Да, в Вечности - жена, не на бумаге!» - писала она в стихах, посвященных мужу.

Он был сиротой, так же как и Марина, - в Париже его мать, известная революционерка-народоволка Елизавета Дурново-Эфрон, повесилась, не пережив нечаянного самоубийства младшего сына. Для Марины Сергей прежде всего был «мальчиком без матери». Наверное, подсознательно она хотела заменить ему мать, во всяком случае, в их семье Марина была ведущей, и в ее любви было много материнской заботы. Сергей ее боготворил и предоставлял ей полную свободу - так, что Марина вела прежний образ жизни и, по собственным словам, не чувствовала себя замужней женщиной.

В том же году у них родилась дочь, которую Марина, вопреки желанию мужа, назвала мифологическим именем Ариадна. «Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью», - говорила Цветаева. Аля росла необыкновенной девочкой - писала стихи, вела дневники, поражающие своей недетской глубиной. У нее были такие же «венецианские» глаза, как у отца. «Моя домашний гений», - называла ее Марина. Если в детстве главным человеком для Али была мать, то, повзрослев, уже в эмиграции, она отойдет от нее и сблизится с отцом. Разделит его любовь к Советской России и первой из семьи вернется из Франции на Родину - себе на погибель…

… Они встретились в доме у поэтессы Аделаиды Герцык. Стояла осень 1914 года. Марине исполнилось 22 года, поэтессе Софии Парнок, сразу же поразившей воображение Цветаевой, - 29. Чувство к «незнакомке с челом Бетховена» вспыхнуло у Марины внезапно, с первого взгляда. «В оны дни ты мне была, как мать», - писала Марина Цветаева в одном из стихотворений цикла «Подруга», посвященного Парнок. Может быть, в этом ощущении материнского тепла, которого так не хватало Цветаевой, - загадка быстрого сближения Марины и Сони? А может быть, Парнок удалось разбудить в Цветаевой женщину - то, чего, видимо, в полной мере не удалось Сергею Эфрону? «Не ты, о юный, расколдовал ее», - писала Соня Сергею, к которому очень ревновала Цветаеву.

Марина разрывалась между любовью к Соне и любовью к мужу и никак не могла определиться - слишком сильна была захватившая ее страсть. Чтобы не мешать жене, деликатный Сергей попросту устранился - ушел на войну санитаром в санитарном поезде. «Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду, - писала Марина сестре Сергея Елизавете Эфрон. - Пишу ему то каждый день, то через день, он знает всю мою жизнь, только о самом грустном я стараюсь писать реже. На сердце - вечная тяжесть. С ней засыпаю и просыпаюсь. Соня меня очень любит, и я ее люблю - и это вечно, и от нее я не смогу уйти. Разорванность от дней, которые надо делить, сердце все совмещает. … Не могу делать больно и не могу не делать».

Роман продолжался два года, а в 1916 году подруги расстались - у Парнок появилась новая любовь. Это очень больно ранило Марину. Об отношениях с Парнок Цветаева говорила как о первой катастрофе в своей жизни. «Видела во сне С. Я. Парнок, о которой не думаю никогда и о смерти которой не пожалела ни секунды, - просто - тогда все чисто выгорело - словом, ее, с глупой подругой и очень наивными стихами, от которых - подруги и стихов - я ушла в какой-то вагон III класса и даже - четвертого», - записала она в дневнике. Лукавила ли Марина - трудно сказать…

В революцию Эфрон занял сторону белых и уехал воевать на Дон к генералу Корнилову . Четыре года Цветаева ничего не знала о судьбе мужа: «Я не знаю, жив ли, нет ли тот, кто мне дороже сердца». Она буквально «закаменела» от счастья, когда писатель Илья Эренбург нашел Сергея за границей и передал Марине письмо от него. Решение возникло сразу и бесповоротно: ехать к нему!

Марина и Сергей встретились на вокзале в Берлине. Они стояли, намертво обнявшись и вытирая друг другу слезы, катившиеся по лицу…

Из Берлина семья переехала в Чехию, где Эфрон учился в Пражском университете, и там у Марины случилась большая любовь с Константином Родзевичем , другом Сергея. Чувство, захватившее Цветаеву, было настолько сильным, что единственный раз в жизни Марина подумала о том, чтобы уйти из семьи, но все же не сделала этого.

Сгорая от любви, она написала свои потрясающие «Поэму Горы» и «Поэму конца» , занявшие свое место среди шедевров мировой любовной лирики. Это, наверное, был тот случай, когда в любви Цветаевой соединилось и небесное, и земное. Сны Марины о Родзевиче нам неизвестны - все происходило наяву, по накалу страсти затмевая самые смелые сны, - зато известны письма к нему, составившие целую книгу. Родзевича Сергей Эфрон называл «маленьким Казановой», но Цветаева этого не видела, ослепленная своим пылким поэтическим воображением. А Родзевич ее стихов не понимал и не ценил…

«Марина рвется к смерти. Земля давно ушла из-под ее ног, - писал Сергей Эфрон Максимилиану Волошину. - Она об этом говорит непрерывно… Она вернулась. Все ее мысли с другим… Сейчас живет стихами к нему. По отношению ко мне слепость абсолютная. Я одновременно и спасательный круг, и жернов на шее. … Жизнь моя сплошная пытка. Тягостное одиночество вдвоем»…

Еще в 1933 году во Франции, где обосновалась семья, и где Эфрон, став секретным агентом ОГПУ, занялся работой в «Союзе возвращения на родину», надеясь заслужить прощение у советской власти, Марина записала по-французски: «Мне часто снится, что я себя убиваю. Стало быть, я хочу быть убитой, этого хочет мое скрытое я, мне самой незнакомое, только в снах узнаваемое, вновь и вновь познаваемое. Единственное истинное, мое старшее, мое вечное я».

16 июня 1939 года Марина Цветаева с сыном навсегда покинула Францию и уехала в Советский Союз . Она предчувствовала: ее ждет катастрофа, гибель, но сделать ничего не могла. Поехала за мужем и дочерью, испытывая ощущение обреченности и покорности судьбе. В свое время она обещала Сергею, что будет «ходить за ним, как собака». Так и поехала…

Перед отъездом ей приснился страшный сон: «Иду вверх по узкой горной тропинке - ландшафт Святой Елены - слева пропасть, справа отвес скалы. Разойтись - негде. Навстречу - сверху - лев. Огромный. С огромным - даже для льва - лицом. Крещу трижды. Лев - дальше. Навстречу - верблюд - двугорбый. Тоже больше человеческого (верблюжьего) роста. … Крещу трижды. Верблюд - перешагивает (я - под сводом: шатра: живота). Иду дальше. Навстречу - лошадь. Она непременно собьет, ибо летит во весь опор. Крещу трижды. И - лошадь несется по воздуху - надо мной: любуюсь изяществом воздушного бега. И - дорога на тот свет. Лежу на спине, лечу ногами вперед - голова отрывается. … Несусь - неудержимо: с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара и страстно - и безнадежно! - за него держусь, зная, что очередной круг будет - вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море, внутри себя»…

С началом войны она долго не решалась уехать в эвакуацию, несколько раз меняла решения, колебалась, но все же уехала - пароходом с Северного речного вокзала. В Елабуге их с сыном поселили в деревенской избе Бродельщиковых. Работы не было. Марина успела съездить в соседний город Чистополь, намереваясь перебраться туда, и оставила заявление: «Прошу принять меня в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».

Однажды сын крикнул ей в пылу спора: «Кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами!» Марина не забыла этих слов. Не нищета ее сломила, нет, не жизненные трудности - она влачила тяжкое существование с 1917 года, пережила смерть второй дочери Ирины от голода, в кунцевском детском приюте, арест Али, Сергея и сестры Аси, жила тяжело, трудно, в нищете, в беспросветном, изматывающем быте - а животный страх за судьбу сына: вдруг он решится на необратимый поступок и уйдет из жизни раньше нее? Марина понимала: сыну необходима свобода, но отпустить его она не могла. Своей неистовой, исступленной любовью она почти задавила его.

Так бывает: залюбливают до смерти. И чтобы этого не случилось, она набросила на себя петлю, воспользовавшись тем, что в избе никого не было… Пусть сын живет! Но Муру оставалось жить недолго - он погиб на фронте девятнадцатилетним.

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить…», - это последние слова Марины Цветаевой, написанные сыну. Трагедия произошла 31 августа 1941 года. А через несколько месяцев был расстрелян Сергей Эфрон. Говорили, что это сделал лично Берия. Сбылось предсказание Марины: «Так вдвоем и канем в ночь: Одноколыбельники». Она вообще многое предсказывала и о многом знала заранее. И свой трагический конец предчувствовала давно…

Хотя отпевание самоубийц в православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой, которое состоялось в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» - патриарх ответил: «Любовь народная».

Первое фото художественный фильм «Зеркала» о жизни и творчестве Марины Цветаевой

© Елена Ерофеева-Литвинская