Кто из князей стал крестителем руси. Князь Владимир Красное Солнышко - почему его так назвали? Биография, годы правления

28 июля православные вспоминают великие деяния равноапостольного князя Владимира и чтят его светлую память. С именем Владимира связано эпохальное событие, ставшее самым значимым в становлении христианской веры на Руси - Крещение Руси. Именно он стал прародителем государства русского как государства православного, именно его жизнь и мировоззрение преобразили духовную историю Руси, её дальнейшее развитие, а также политические и дипломатические отношения с другими странами и внутреннее государственное самоопределение.

С 2010 года этой дате официально присвоен статус Дня Крещения Руси. День равноапостольного великого князя Владимира, которого народ назвал Владимир Красное Солнышко, гармонично объединяет в себе праздник православия, культуры и государства.

В День Владимира Святого,
Я хочу поздравить вас.
Пусть небесный покровитель,
Не оставит вас на час.

Дарит мир, здоровье, радость,
Бережет от бед, обид.
И поток энергий светлых,
Будет пусть для вас открыт.

С великим днем Владимира,
Сердечно поздравляем,
И радости, достатка,
Мы искренне желаем.

Пусть горести, ненастья, -
Уходят стороной,
Успех и только счастье,
Ваш бережет покой.

Здоровья, мы желаем,
Любви и теплоты,
И самые заветные -
Пусть сбудутся мечты!

Поздравляю с Днём Владимира. Желаю, чтобы ангел-хранитель с тобой был всегда и повсюду, чтобы тебе, Володя, покорялась любая вершина и любая глубина. Желаю здоровья и любви тебе, отважный Владимир, а также вечного мужества сердца, гармонии души и счастья жизни.

Я тебя, Володя, нынче
Поздравляю от души.
Отмечаешь именины,
Дни пусть будут хороши.

Пусть заступник твой небесный
В трудный час поможет.
Пусть тебя печаль и грусть
Никогда не гложет.

У Владимира святого
Попроси здоровья.
Жизнь полна пусть будет миром,
Лаской и любовью.

С Днем князя Владимира! Пусть эта дата
Добавит веселья в хорошую жизнь.
И станет душа добротою богата.
Для этого просто сейчас улыбнись!

Пусть ангел хранит от напастей и горя,
Господь помогает, надежду даря.
Чтоб счастье беспечное и озорное
Сияло звездою всегда для тебя!

С Днем Владимира поздравлю
Весь народ славянский,
Ведь когда-то князь Владимир
Дал нам христианство.

До сих пор стоит с крестом
На Днепровской круче,
Защищает свой народ
Верою могучей.

Всем желаю в этот день
Я добра и силы
Чтобы вера во Христа
Мир наш сохранила.

Святой Владимир - твой защитник
Пусть укажет тебе путь.
На мир, отбросив все сомненья,
Позволит с радостью взглянуть.

Пусть дарит этот день надежду,
Радость, исполнение мечты.
Лучше станет жизнь, чем прежде.
Пусть все будет, как захочешь ты.

Гордость в имени Владимир,
Власть над миром и судьбой.
Будешь радостным, любимым,
Ангелок рядом с тобой!

Пусть подарит он успехи,
Тихой мудрости уют!
И здоровье будет крепким,
Пусть все горести уйдут.

Владеешь миром ты, Владимир.
И вот, День ангела пришёл.
По жизни силами своими
Чтоб ты все блага приобрёл!

Желаю быть тебе, Володя,
Таким же сильным и крутым,
Пусть денежки к тебе приходят,
И путь твой будет золотым.

Княгиню встретить я желаю,
Такую, как достоин ты!
Пускай тебя судьба ласкает,
И все сбываются мечты!

Продолжаю серию публикацию о великих исторических личностях нашей Родины! Сегодня я хотела бы рассказать о
князе Владимире Святославовиче (или Владимир Красное Солнышко - как ласково называл его народ и прославлял в былинах). А вы можете ознакомиться с моей статьей о княгине Ольге.

Итак, начинаем!

Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

Владимир - внук святой равноапостольной Ольги - родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич - внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.


Добрыня Никитич и Малуша - наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)

Малуша - христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, - полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.


Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром

Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.

Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы", попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».


Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них - полоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).


Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 - ок. 1000) - дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».


Капище у озера

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.


Борис Ольшанский. Клятва Сварожича

Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.


Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.


Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.


Васнецов. Владимир-язычник

Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.


Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру...
Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.


Выбор веры

По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией они созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.


Послы киевского князя были ошеломлены увиденным

«Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».

По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.


Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение

У князя Владимира явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного состояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду с византийской принцессой Анной (+1011). Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос и династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопровождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.


По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.


Перов В.Г. Крещение Руси.

Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество...

Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.


Князь Владимир

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.


Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви

Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь "мраморяной". Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.

Святые мощи Владимира были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом.


Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

В ближайшее время должна решиться судьба памятника князю Владимиру, который, после активных протестов москвичей, решено все-таки не возводить на смотровой площадке МГУ – теперь монументу размером с 10-этажный дом предстоит найти новое пристанище в столице. 1000-летие со дня смерти князя празднуется с размахом – его мощи в эти дни гастролируют по регионам России (вернее то, что названо его мощами), в этом году будут построены несколько храмов в его честь (в том числе и в Москве), в ключевых российских музеях пройдут посвященные ему выставки, начались уже съемки художественного фильма, где Владимира сыграет Данила Козловский.

Между тем, на основе фактов биографии Владимира можно было бы снять не просто фильм, а целую «Игру престолов». Сергей Простаков напоминает читателям The Insider некоторые любопытные эпизоды из жизни Владимира Святославича, включающие жестокое убийство брата, разрушение христианских храмов, изнасилование княжеской дочери на глазах ее родителей, гарем из сотен наложниц, война против сына и многие другие познавательные исторические детали.

Почти бастард

Вероятно, киевский князь Владимир - креститель Руси и победитель печенегов - самый загадочный из великих правителей русской истории. Гипотезы о дате его рождения сильно разнятся — от 942-955 годами до 960-х годов, но еще более любопытны сами обстоятельства появления его на свет. Известно, что князь Владимир был рожден ключницей его бабки княгини Ольги, которую звали Малуша. Отрывочные сведения об этой женщине утверждают, что она была дочерью некоего Малка Любечанина и сестрою одного из воевод князя Святослава Добрыни. По законам древнейшей Руси ключники, то есть слуги, носившие личные ключи хозяина, из-за особенностей своей ответственной профессии становились личными рабами.

Забеременевшую ключницу княгиня Ольга выслала из Киева в некое село Будутино. Там родившийся Владимир по славянскому обычаю до трех лет воспитывался матерью, о которой не вылезавший тогда из войн на Дунае князь Святослав, кажется, забыл.

Происхождение «от рабы» оказало огромное влияние на всю жизнь Владимира. В очень многих поступках князя, связанных с завоеванием и удержанием власти, угадывается его желание стереть память о происхождении. Для оппонентов рождение князя от рабыни будет важным доводом в оспаривании права Владимира владеть гигантской восточной окраиной европейского мира.

Позже в средневековой Европе сложится понятие «бастарда» - внебрачного ребенка монарха. Но оно свойственно уже для полностью христианизировавшемуся континенту. Для всё еще языческой Руси многоженство было нормой, не говоря уже о наличии у любого заметного правителя множества внебрачных детей. Но князю Владимиру повезло: в три года от роду его на воспитание взяла княгиня-мать Ольга, оторвав навсегда сына от матери.

Следы Малуши теряются в темноте истории. По одной из более поздних легенд, когда Владимир будет княжить в Новгороде, Малуша будет жить там как знаменитая на весь европейский север ведунья и прорицательница, почитавшаяся и славянами, и варягами и чухной.

Именем Перуна

Имя Владимира впервые упоминается в связи с событиями 969-го года. Как уже было сказано, Святослав предпочитал киевским теремам военные шалаши на Дунае, где годами вел войны с другими славянскими князьями и константинопольскими басилевсами. Там же он основал свою новую столицу - Переяслав (сегодняшний болгарский город Преслав). Этим не преминули воспользоваться печенеги, кочевавшие тогда в донецких степях. Киев оказался в осаде, где «затворилась Ольга во граде со внуками своими, Ярополком и Олегом и Володимером». Эта вылазка не принесла печенегам ни военной, ни дипломатической удачи, и они были вынуждены вернуться восвояси ни с чем.

И в этот же год на Дунай к Святославу приходит послание из Новгорода: местные жители просили потомка Рюрика прислать им по семейной традиции правителя. Выбор Святослава пал на своего младшего сына Владимира. Молодой князь, если принять одну из названных датировок рождения Владимира - совсем мальчик, в сопровождении своего дяди Добрыни должен был отправился в далекий северный край.

Далекая холодная земля сильно отличалась от южного теплого Киева. Славяне пришли сюда не с юга, а с запада, через Прибалтику. Местные города и крепости имели гораздо более тесные связи со Скандинавией, чем с днепровскими землями. Во многом из-за этого здесь почти не было христиан, хотя представителей разных неславянских народностей было множество. Населявшие Скандинавию норманны, которых называли на Руси варягами, все еще оставались северными язычниками, державшие в страхе несколько столетий всю остальную Европу.

Город, где пришлось править Владимиру был первой славянской крепостью на пути «из варяг в греки». В этих по-настоящему диких краях задачей князя было демонстрировать присутствие киевской власти. Впрочем, новости с юга на север доходили редко, и в основном из вторых или третьих уст. Далекая война отца на Дунае молодого князя беспокоила мало. Зато он завел большое количество знакомств среди знатных варяжских родов, что в будущем позволит ему завладеть русским югом.

Пока же Владимир впервые в жизни решается на религиозную реформу. Суровый климат и угрюмое население требовали соответствующих богов. По прибытию в Новгород молодой князь повелел построить на берегу реки Ильмень новое капище для бога-громовержца Перуна. На несколько десятилетий вперед он станет главным божеством приближенных Владимира, с именем которого на губах они будут сжигать города и возводить на престол своего князя.

Убийство брата

Покровительство Перуна понадобилось очень скоро.

В 972 году погибает князь Святослав: он с дружиной нарвался на засаду печенегов, которую, как считается, организовали агенты Константинополя. Как только слухи о его гибели дошли до Киева, старший сын убитого князя Ярополк формально получил политическое старшинство среди остальных братьев.

Святослав, который мало интересовался внутренними делами, предпочел раздать подвластные ему земли своим сыновьям, каждый из которых стал чувствовать себя единственным хозяином на своих территориях. После смерти отца Ярополк прекратил отцовскую войну на Дунае, вернул статус «стольного града» Киеву, и решил продемонстрировать братьям, кто на русской земле хозяин. Уже в 975 году Ярополк пошел в «древлянские земли» (современная Белоруссия), где правил средний сын Святослава Олег. Поводом к войне между братьями послужило убийство Олегом одного из друзей Ярополка на охоте. Эта война длилась недолго. Древлянское войско было наголову разбито в первом же сражении, а князь Олег погиб в давке на мосту у крепостной стены города Овруч.

Вести о конфликте достигли Новгорода. Кажется, Владимир был впечатлен быстрой победой Ярополка, поэтому предпочел не искушать судьбу, и сразу бежал в Скандинавию к своим друзьям. Ярополк без сопротивления занял Новгород. За несколько месяцев была достигнута цель всего прошедшего со времен призвания Рюрика столетия - вся Русь оказалась под началом киевского князя.

Данила Козловский в роли князя Владимира

Возможно, это было бы начало славного княжения, о котором мы сейчас знали бы намного больше, чем о неудачливом младшем сыне Святослава и рабыни. Но история распорядилась по-другому. Долгая дружба с варягами не прошла для Владимира даром: в Скандинавии беглый князь быстро нашел себе союзников. С варяжским войском он вернулся на Русь. Новгород был быстро взят. Владимир не стал казнить наместников Ярополка, а вместе с ними передал сообщение брату: «Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».

Имея хорошее политическое чутье, Владимир отправляется с войском не прямо на Киев, а в древлянские земли, жители которых имели основания не любить Ярополка. Там на его сторону перешла дружина богатого Полоцка. На волне успеха Владимир решает отложить военные дела ради женитьбы. Решение дальновидное: чтобы закрепиться молодому князю среди древлян нужно породниться в местным знатным родом. В качестве очередной своей жены он выбирает Рогнеду - красавицу-дочь полоцкого князя Рогволда.

В этот момент планы Владимира в очередной раз могли пойти прахом. Рогнеда отказала новгородскому князю самым унизительным образом. Она назвала его публично сыном рабыни, что ей, как представительнице знатного скандинавского рода, не престало выходить замуж за бастарда. Зато хотела выйти за его старшего брата – Ярополка. Рогволд этому решению дочери не противился: он был богат и имел много союзников, чтобы обращать внимание на Владимира.

Этого Владимир не простил. Некогда союзный Полоцк был взят его войском и разгромлен.

Следуя совету наставника, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей.

Участь правящей в Полоцке династии была ужасной. Рогволода, его жену и сыновей убили. Но прежде чем это сделать, дядя и наставник Владимира — Добрыня — в отместку за нанесенное оскорбление решил унизить и обесчестить их. «И поносил Добрыня Рогволода и дочь его, и нарек ее робичицей, и повелел Владимиру быть с нею пред отцом и матерью», — сообщает Лаврентьевская летопись. И, следуя совету наставника, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей. «И нарек он имя ей - Горислава».

Возбужденный полоцкой неудачей Владимир не стал тратить время зря, и отправился со своим варяжским войском к Киеву. Ярополк не был готов к сражению, поэтому закрылся в городе, надеясь переждать осаду. Владимир в свою очередь к длительной осаде был не готов: пришлые варяги воевали только за возможность пограбить захваченные города. Поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. Владимир подкупил воеводу Ярополка Блуда. Он уговорил бежать Ярополка из Киева в городок Родень, где его ждала засада Владимира. Ярополка вместе с дружиной вернули в Киев, привели в теремной двор его отца и еще совсем недавно его собственный, но теперь уже там хозяйничал Владимир. Когда Ярополк вступил в двери, ведущие в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его «под пазуху» на мечи. Блуд же, неотступно следовавший за князем, проворно затворил двери, не дав ворваться внутрь людям Ярополка.

После гибели Ярополка, большинство его дружинников Ярополка безропотно перешли на сторону Владимира. У Ярополка, как оказалось, был только один верный приближенный - воевода Варяжко, который после гибели князя, ушел к печенегам. На протяжении правления Владимира Варяжко водил печенегов на Русь грабить и сжигать города, мстя за Ярополка.

Беременную жену Ярополка Владимир насильно сделал своей наложницей. То, что она была беременной – важно, родившийся у нее сын Святополк еще сыграет свою роль в последние годы жизни Владимира.

Перунизация Руси

Владимир дошел до Киева с армией варягов и с почти столь же многочисленной армией наложниц. Варяги вместе с ним дошли до Киева только потому, что он разрешал им грабить славянские земли. Отдать же Киев на разграбление означало, что ему в очередной раз припомнят происхождение, ставящее под сомнение наследственное право, а это станет отличным поводом для восстания горожан. Владимир вышел из ситуации довольно ловко: переманил на свою службу наиболее умных и дальновидных варягов, а остальных обманом отправил в Константинополь, суля им там скорую работу. Но впереди кораблей варягов полетело сообщение Владимира византийскому басилевсу: «Не держи их в городе, зло сотворят, расточи по отдельности в разные места и, главное, не пускай ни единого обратно». Таким образом, Владимир переложил решение своих проблем на Константинополь, и вместе с тем оказав ему военную помощь.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая»

Сотни своих наложниц, собранных в Новгороде, в Скандинавии и во время дороги в Киев, он распределил по своим резиденциям: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Даже имея в распоряжении такой гарем (и это помимо пяти законных, или, как говорили в древней Руси, «водимых» жен), он не мог (или не хотел) усмирить свою похоть: «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», - с нескрываемым осуждением писал о крестителе Руси монах-летописец в XI веке.

Из разрушенных храмов, мечетей, синагог он строил языческие капища.

Язычество не просто давало возможность Владимиру вести столь приятный ему образ жизни (многоженство было признаком силы и статуса, а шумные пиры играли в значительной степени ритуальную роль), оно также помогло ему укрепить свою власть. Иоакимовская летопись (начало XI века) ясно дает ответ, почему брат Владимира сравнительно быстро проиграл: «Ярополк был нелюбим людьми, поскольку дал христианам великую волю». Владимир повел войну с христианством, иудаизмом и исламом, проповедники которых тогда путешествовали по Руси из конца в конец. Из разрушенных храмов, мечетей, синагог он строил языческие капища.

Владимир решился реформировать славянский пантеон. Суть этой попытки сводилась к тому, что в Киеве устанавливались идолы всех значимых языческих богов из разных подвластных ему земель: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Боги славянских племен как бы уравнивались, однако Владимир, стремившийся к единовластию особо выделял, как было сказано, Перуна.

Описания деревянного идола с серебряной головой, возвышавшегося над Днепром, дошли до нас. Перун был изображен как человек с длинными усами, которые считались признаком княжеского достоинства. Владимир не особо стеснялся сравнения себя с богом-громовержецем.

Первые десять лет правления Владимира - это время превращения Руси в государство со многими свойственными ему атрибутами: четкими границами, фиксированными налогами, горизонтальной и вертикальной управленческой вертикалью. Эти десять лет - время военных побед. Из западных пределов Руси изгнаны поляки. Непокорные радимичи и вятичи подчиняются Киеву. Войско Владимира предпринимает попытку расширить свое влияние на Прибалтику. С волжскими булгарами-мусульманами достигнут почетный мир.

Но «перунизация» Руси не удалась. Коммуникация между регионами Руси имела в те времена известные трудности, поэтому установка идолов всех значимых богов в Киеве мало что означала для Полоцка, Новгорода и Ростова. А идолы Перуна, установленные по всей Руси, справедливо воспринимались как попытка Киева навязать свою волю. Соображения международного престижа и распространение влияние Киева на соседние страны в свою очередь требовали принятия одной из больших религий, пользовавших популярностью среди подданных Владимира.

Крещение «огнем и мечем»

Христианство подходило лучше всего – его исповедовали в тот момент уже многие славянские народов, мать Владимира – княгиня Ольга – была христианкой, да и в целом русские земли очень многое связывало с христианской Византией — и политически, и экономически. Эту связь можно было выгодно использовать. Незадолго до крещения Владимир послал в Византию большое войско, благодаря которой византийское правительство разгромило мятежного полководца Варду Фоку. В обмен на эту помощь, князь потребовал выдать за него замуж византийскую принцессу Анну. В ответ было выдвинуто встречное требование: жених должен быть крещен. На смену веры Владимир решился легко. В Киев приехал греческий священник Павел, который совершил обряд крещения. Новообращенный христианин получил имя Василий.

Но в этот момент о себе дало знать знаменитое византийское коварство: невесту «забыли» послать в Киев. В ответ на это раб божий Василий повел войско в Крым, где тогда в районе современного Севастополя располагался греческий город Корсунь-Херсонес. Там он демонстративно потребовал у местного градоначальника отдать за него его дочь вместо принцессы. Логика Владимира была проста: если Константинополь отказывается крестить Русь, то пусть это сделает несравненно менее влиятельный на Киев и более независимый от басилевсов Корсунь-Херсонес. Но и тут в Крыму князь получил очередной отказ от женщины.

Семья градоначальника была казнена в полном составе, а его дочь он отдал одному из людей, открывших его войску ворота

Как нам известно, такие отказы Владимир воспринимал болезненно. Город был взят в долгую осаду. Когда начался голод, среди горожан нашлось немало сторонников немедленной сдачи. Ворота были открыты. Почти в точности повторялся старый полоцкий сценарий: семья градоначальника была казнена в полном составе, а его дочь он отдал одному из людей, открывших его войску ворота.

В западной части города, вблизи так называемой «базилики на холме», раскрыто и исследовано целое кладбище, в том числе комплекс братских могил с массовыми захоронениями (всего около десяти могил по 30-40 человек в каждой). По одной из версий в могилах погребены жертвы осады Корсуни. Примечательно, что одна из раскопанных могил наполнена в основном черепами. Если предположение археологов о связи этого некрополя с корсунским походом Владимира верно, то это — следы расправы, учиненной воинами Владимира над жителями города: язычники-русы сбрасывали в могилу головы казненных херсонитов.

После взятия Корсуни Владимир снова потребовал у Византии отдать ему в жены Анну, пригрозив, что иначе с Константинополем расправятся так же, как и с Корсунью. Византия уступила. Принцесса Анна была выдана за Владимира в 988 году. (Все эти события для нынешних российских властей служат поводом утверждать, что Русь была крещена из Крыма).

Крещение Руси не везде происходило спокойно, местами жители оказывали сопротивление. В Новгород усмирять мятежников Владимир в 991 году послал своего тысяцкого Путяту.

Согласно Иоакимовской летописи, тому удалось ворваться в город и захватить главарей восстания, но тогда уже поднялся весь город – Путяту окружили, стали жечь церкви. На помощь пришел Добрыня — чтобы отвлечь внимание восставших, он поджег город. Для жителей пожар был страшнее войны, поэтому они бросились спасать свои дома. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире. Отсюда пошла народная пословица: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем». Вот только что из этой летописи правдиво, а что выдумка – неизвестно. Однако же археологам удалось выяснить, что в 989 году - то есть в тот самый год, когда, по-видимому, происходило крещение новгородцев, - в городе действительно бушевал сильнейший пожар, во время которого пострадали именно дома христиан, живших на Софийской стороне города. Археологи обнаружили и клады монет, зарытые в спешке новгородцами-христианами; эти клады так и не были вырыты владельцами, очевидно, погибшими во время пожара. Следы пожара обнаружены и вблизи Волхова - там, где, согласно Иоакимовской летописи, высаживался со своими людьми Добрыня. Таким образом, можно утверждать, что крещение Новгорода и в самом деле сопровождалось массовыми беспорядками, пожарами и погромами, в которых пострадали как христиане, так и язычники.

Северо-восточная Русь была окончательно крещена только через полтора столетия после смерти князя Владимира

В землях северо-восточной Киевской Руси, где через несколько столетий начнет оформляться современная Россия, христианство приживалось долго и неохотно. Об этих событиях известно мало, о них нам главным образом сообщают позднейшие летописи, написанные уже после появления Московского государства. Так Никоновская летопись XVI века утверждает, что в 991 году князь Владимир лично отправился в Суздальскую землю, «и там крестил всех». «И заложил там град в свое имя Владимир на реке на Клязьме, и церковь в нем поставил деревянную Пречистой Богородицы». Но эти свидетельства летописца XVI века современным историкам не внушают доверия, так как в них упоминаются священнослужители, жившие раньше или намного позже описываемых событий: легендарные киевские митрополиты Михаил и Леон, патриарх Фотий, епископы Никита Белгородский и Неофит Черниговский. Все эти исторические искажения в XVI веке понадобились с единственной целью: удревнить христианскую историю молодого Московского государства. Сегодня исследователи склонны полагать, что северо-восточная Русь была окончательно крещена только через полтора столетия после смерти князя Владимира.

Большинство сыновей Владимира, садясь на княжение в городах, привозили с собой целый штат священнослужителей. Но им далеко не всегда удавалось склонить местных жителей даже к внешнему принятию веры. Например, Ростовская земля так и не была крещена ни первым ростовским князем Ярославом Владимировичем, ни его братом Борисом, которого посадил на княжение Владимир, когда отправил Ярослава в Новгород. Первые ростовские епископы Феодор и Иларион бежали из города, не вынеся враждебности местного населения. В середине XI века епископ Леонтий попадал под нападки язычников, и в итоге был ими казнен после одного из антихристианских восстаний.

В Житии одного из ростовских подвижников Авраамия, жившего в XII веке, сообщается интересный факт. В Ростове продолжал стоять каменный идол бога Велеса, которому вполне открыто поклонялись местные жители при полном попустительстве властей.

Похожая ситуация была и в Муроме. Христианские проповеди здесь также не пользовались популярностью. А будущий первый русский святой князь Глеб Владимирович бежал из города, так как он был населен сплошь язычниками. Только потомок Владимира князь Константин приложил немалые усилия, чтобы к концу XII века население Мурома стало христианским, за что и был в последствие канонизирован.

Не лучше дела обстояли и бассейне Оки. Вятичи, жившие по ее берегам массово крестились также только в XII веке. Еще в начале этого столетия вятичи перебили местное священство за их усердие в христианской проповеди.

Первый христианин на Руси

Сейчас довольно сложно точно понять причины изменения в личном поведении Владимира после событий 988 года. Верующие назовут это прозрением, обретением истинной веры. Для критиков религии это, может показаться, хорошо спланированным политическим спектаклем или даже сумасшествием. Но факт остается фактом: последующую четверть века своего княжения Владимир проводит как фанатичный сторонник христианства. До каких масштабов доходило рвение христианского неофита демонстрирует эпизод, запечатлённый в «Хронике» епископа Мерзебургкского Титмара, который отмечает, что князь после крещения специально собирал лекарей, которые должны были обуздать его плоть, не прибегая при этом к самому радикальному способу.

Также Владимир принял решение отдавать десятую часть своих, а значит, государственных доходов в пользу церкви. Этот обычай сохраниться у многочисленных наследников Владимира вплоть до монголо-татарского нашествия в середине XIII века. Князь активно раздавал земельные угодья во владение храмов, монастырей и архиерейских домов, что, учитывая общий социально-экономический подъем на Руси в начале XI века, позволял церкви быстро богатеть. Справедливо будет отметить, что эти процессы способствовали и распространению просвещения, развитию инженерной мысли и искусства.

Однако конец жизни Владимира был отмечен втягиванием Руси в очередную междоусобицу. От прежнего разгульного образа жизни у него было 11 признанных сыновей, каждый из которых претендовал на свою часть власти. Ситуацию усугубило то, что в последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису (во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину). Двое старших из остававшихся в живых сыновей - Святополк и Ярослав - почти одновременно восстали против отца.

В 1014 году выступить против отца вознамерился Святополк. Он был женат на дочери польского князя Болеслава (этот династический брак был результатом мирных соглашений, завершивших войну с Польшей 1013 года). Святополк, таким образом, мог в своем выступлении против отца надеяться на поддержку Польши, а кроме того – он имел прямые основания претендовать на престол, ведь его реальным отцом, как мы помним, был Ярополк, старший брат Владимира. На момент рождения по традициям того времени он считался сыном и наследником Владимира. Но вот апеллируя к христианским традициям, он все же мог объявить себя сыном Ярополка, а значит иметь больше прав на престол.

Так или иначе, заговор, был раскрыт. Владимир поспешил заключить под стражу Святополка и его жену-польку. Но уже на следующий год против него выступил другой сын.

Престарелый креститель Руси собирал большое войско для войны против сына.

В 1015 году в Новгороде взбунтовался сын Ярослав (сын той самой изнасилованной Рогнеды), который не хотел платить дань далекому Киеву. Престарелый креститель Руси собирал большое войско для войны против сына. Сын же стал собирать войско в ответ, призвав для этого варягов (ровно также, как когда-то этот сделал отец, объявив войну старшему брату). Многочисленные скандинавские наемники - датчане, шведы, норвежцы - прибыли в Новгород и ожидали сигнала к выступлению. В чью пользу закончилось бы сражение – предсказать сложно, но оно так и не состоялось. В начале 1015 года Владимир заболел и 15 июля скончался. Древняя Русь погружается в период кровавой междоусобицы.

Канонизация

Точных данных о времени канонизации князя Владимира не существует. Только в XIV веке на землях бывшей Киевской Руси начинают почитать Владимира как равноапостольного святого. У этого была своя политическая конъюнктура. Византия стремительно шла к упадку, а святость русского князя, одного из основателей династии, позволяло претендовать на освящение монаршей власти Рюриковичей. Впрочем, культ Владимира не сильно выходил за стены княжеских палат. В народе святыми признавались те, за кем водились чудеса при жизни - за Владимиром их задокументировано не было.

Только в 1635 году киевский митрополит Петр Могила обретает «нетленные» мощи князя. А в самом Киеве на протяжении всего XVII века его имя активно распространяется в богослужебных книгах.

Так как украинское священство было значительно просвещеннее русского, его влияние, начиная с событий Переяславской Рады и вплоть до 1917 года, оказалось очень значительным на отечественную церковную историю. Благодаря их усилиям образ святого князя начинает распространяться по всей Российской империи. Утверждение, что в Киеве была крещена вся будущая Россия станет сильным инструментом в борьбе с национализмом народов западных окраин империи.

Однако, первые масштабные торжества в честь святого Владимира состоятся только в 1888 году в честь 900-летия Крещения Руси. День его памяти 15 июля превратили в один из важнейших русских религиозных праздников — для этой цели Синод издал специальное постановление. Фактически по-настоящему почитаемым святым на уровне государства Владимир был лишь те три десятилетия до революции. Теперь, после аннексии Крыма, государство снова возвело его в статус главного святого в русской истории, но надолго ли — открытый вопрос.

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 - 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши.

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.


В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский

Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.


Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).


Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.


Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.

Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру . Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви.


Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон.

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.


Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава.


Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость.

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон.


Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм.


Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

Князь Владимир красно солнышко

Чужбина родиной не станет.

Гёте Иоганн Вольфганг

Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».

В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома - Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.

Военные походы

В 981 году князь "Красно Солнышко" отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника - Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Крещение Руси

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.