Коренные монголы. Народ монголы

Историческое название группы родственных народов, говорящих на монгольских языках (алтайская языковая семья). Первоначально населяли территорию Северо-Восточного Китая и Монголии. В нач. 13 в. монгольские племена объединены Чингисханом (1206-1227) в единое государство.
Чингисхан (Темучин) на родовом собрании монгольской знати (курултае) в 1206 г. был«провозглашён верховным правителем всех монголов - ханом (каганом). С этого времени начинается монгольская экспансия. В 1211 г. Чингисхан предпринял военную экспедицию в Китай, северной частью которого управляла династия Цзинь. В 1215 г., после взятия Янцзина (современный Пекин), монголы установили своё владычество в Северном Китае и в Маньчжурии. Внук Чингисхана Хубилай (1260-1294) покорил южнокитайские владения династии Сун, основав собственную династию Юань (1271-1368). Монгольское владычество признали Корея, Тибет, страны Юго-Восточной Азии. Попытки покорить островные страны - Японию (1274, 1281) и Яву (1293) - окончились неудачей.

Монголы. Конные воины.

В правление Чингисхана началось продвижение монголов на запад. В 1218 г. полководец Джэбэ покорил царство Кара-Кидан. В 1219-1221 гг. монголы захватили Хорезм, Хорасан и земли до берегов реки Инд на юго-востоке. В 1256 г. внук Чингисхана Хулагу перешёл Амударью, разгромил еретическое мусульманское объединение ассасинов, затем - Арабский халифат (в 1258 г. разграбил Багдад), Сирию. Продвижение монголов остановили у границ Египта правители этой страны - мамлюки. Они отвоевали Сирию, оттеснив монголов за реку Евфрат.
Во время хорезмской экспедиции Чингисхана монголы начали продвижение в Европу. Полководцы Джэбэ и Субэдэй вторглись в Южную Русь и нанесли поражение русско-половецким войскам в битве на Калке (1223). К 1241 г. монголы под предводительством внука Чингисхана Бату (Батыя) покорили Волжско-Камскую Булгарию, северо-восточные и южные русские княжества. На Волге было создано монгольское государство Золотая Орда со столицей в Сарае (в устье Волги). В 1241 г. монголы воевали в Польше, Венгрии, Богемии, Моравии, переправились через реку Дунай и дошли до Адриатического моря. Весной 1242 г. Батый, узнав о смерти своего дяди, великого хана Угэдэя, вернулся на Русь.

Монголы у стен Багдада

По масштабам монгольская экспансия 12-14 вв. сравнима с Великим переселением народов (2-7 вв.). Монголы покорили почти всю Евразию от Тихого океана до Чёрного моря. Их активность вызвала к жизни продвижение на запад турок-османов (14-15 вв.), игравших заметную роль в истории Европы вплоть до 20 в. Успехи монголов можно объяснить особенностями организации их армии. Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи и тумены - 10-тысячные подразделения. Каждая единица этого войска состояла из ближайших родственников, связанных круговой порукой. Ядром армии являлась 10-тысячная гвардия, состоявшая из лучших воинов. Монголы проводили гибкую политику по отношению к покорённым народам. Поселения, не оказавшие сопротивления, не подвергались разорению. Чингисхан привлекал на службу чиновников и ремесленников из покорённых народов, использовал их технические достижения (китайская техника осады городов, уйгурская письменность).

До принятия ислама монголы проявляли веротерпимость. Священнослужителей покорённых народов не облагали налогами и не привлекали к военной службе. На рубеже 13-14 вв. монгольские правители в Персии приняли ислам, во время правления хана Узбека (1313-1342) ислам стал государственной религией Золотой Орды. Монгольские племена на территории Монголии в 16 в. восприняли буддизм из Тибета.

Империя Чингисхана оказалась недолговечной и распалась к 1260-м гг. на империю Юань в Китае, государство Хулагуидов в Персии, Золотую Орду. Та же судьба постигла и отдельные монгольские государства (империя Тамерлана распалась после его смерти в нач. 15 в.; Золотая Орда - в сер. 15 в., и т. д.).
В настоящее время к монгольским народам относятся собственно монголы Внешней и Внутренней Монголии, буряты, калмыки, моголы Афганистана, народности баоань, дунсян, монгоры, дахуры и др.

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.

Первым столкновением русских с монголами – монгольским экспедиционным корпусом под командованием военачальников Джэбэ и Субэдэя, совершившим дерзкий разведывательный поход на Запад в 1221 – 1224 годах, была битва на реке Калке 31 мая 1223 года. Сражение закончилось полным поражением объединенного русско-половецкого войска и гибелью не менее двенадцати русских князей. Монголы не упускали возможности безнаказанно вырезать Рюриковичей, также как и представителей правящих династий в других странах.
Но монгольские полководцы не воспользовались одержанной победой, так как верховный правитель империи Чингисхан поставил им другие задачи. Они вернулись в родные степи .

Перед битвой на Калке к совместным действиям против монголов русских подбили половцы (кыпчаки или куманы). Этот тюркоязычный народ с ХI века стал хозяином Великой Степи от Дуная до Иртыша. Многие половецкие ханы роднились с русскими князьями. Русские называли кыпчаков половцами за желтый цвет волос (половый, то есть соломенно-жёлтый) . Хотя С.А. Плетнева считает , что основная масса половцев была все же черноволосой и кареглазой.

Согласно напуганные половецкие ханы рассказали своим родственникам – русским князьям о зверствах пришлых монголов. От их рассказов:

«Россияне ужаснулись и в изумлении спрашивали друг у друга, кто сии пришельцы, до того времени неизвестные? Некоторые называли их Таурменами, другие Печенегами, но вообще Татарами».

И согласились выступить в совместный с половцами поход, закончившийся крайне неудачно для русских и их союзников. Но Н.М. Карамзин, рассказывая о появлении монголов на Северном Кавказе и их первых столкновениях с половцами, сообщает:

«Видя опасность, Военачальник Чингисханов прибегнул к хитрости, отправил дары к Половцам и велел сказать им, что они, будучи единоплеменниками Моголов, не должны восставать на своих братьев и дружиться с Аланами, которые совсем иного рода».

Выходит, что монголы и половцы понимали друг друга, так между ними произошли переговоры. И хитрость подействовала – половцы предали алан. Значит, были у них причины считать монголов своими братьями. Половецкие ханы – не дети, чтобы верить командирам вражеского отряда, загнанного ими в горное ущелье. В таких обстоятельствах монголы были готовы назвать своими братьями и сестрами кого угодно. Лишь бы спастись …

Русские же хорошо знали половцев, среди которых были и христиане, активно с ними роднились. Поэтому на Руси должны были находиться «в изумлении» от пришельцев не долго – достаточно было расспросить о них своих половецких родственников. Например, дочь половецкого хана Юрия Кончаковича в 1205 году была выдана за Ярослава, сына владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. При стечении определенных обстоятельств именно она могла бы стать матерью князя Александра Невского.

Итак, согласно логике следует – монголы, которых Н.М. Карамзин именует также татарами, были родственны половцам. Поэтому их обычаи и способы ведения войны должны были быть вполне понятны русским. Идем дальше.

В битве на Калке в рядах монгольского корпуса сражались бродники .

Византийский историк Никита Хониат (Акоминат) утверждал :

«И те бродники, презирающие смерть, ветвь Русских» .

Значит и с бродниками монголы смогли договориться, причем явно не на монгольском языке. А вот на одном из тюркских языков договориться могли. Бродники в одном строю с «ужасными иноплеменниками» громили и убивали своих единокровных единоверцев. Некоторые ученые доказательно считают бродников (рисунок 1, а) одними из предков казаков. Эти уж точно были в рядах монгольского войска добровольцами – сводили свои старые счеты с половцами (заодно досталось и русским – рисунок 1, б). Залетным монголам бродников запугать или обмануть было невозможно – не те люди. Их местные половцы не смогли подмять под себя.




А б

а – бродник. Реконструкция художника И. Дзыся; б – предательство Плоскини: миниатюра из Радзивилловской летописи, фрагмент текста из Тверской летописи (ПСРЛ, Том 15)

Рисунок 1 – Бродники

Но вернемся к монголам. Создателем Монгольской империи был Чингисхан. Согласно легендарной прародительницей Темучжина (Чингисхан – это императорский титул Темучжина) была Алан-Гоа. Она родила пятерых сыновей, трех из них – после смерти мужа. Как ей это удалось, вдова честно объяснила:

«Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри [погасло], входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения».

Алан-Гоа была, по-видимому, женщиной авторитетной, поэтому все ее сыновья и родственники были вынуждены согласиться с предложенной ей версией. Кстати, имя вдовы означало Прекрасная (или Рыжая) Аланка .

В разное время различные авторы называли аланами скифов и славян . Выводы Е.И. Классена при их сопоставлении со сведениями о происхождении монголов, изложенном в , заставляют задуматься о том, что среди предков Чингисхана и его соплеменников были аланы. Народ с таким этнонимом существует и в наше время. Аланы – самоназвание современных осетин.

Родовое имя Чингисхана, потомка одного из чудесно рожденных сыновей Прекрасной Аланки, было Бурджигин.

Рашид-ад-дин (1247 – 1318 года) – иранский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист так объяснил значение родового имени Чингисхана :

«Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи» .

Есугэй-бахадур – это отец Чингисхана. Чингисхан, согласно описания его внешности различными авторами, обобщенными в работе , был высоким, крепким рыжебородым мужчиной с зелеными «кошачьими» глазами.

В соответствии с :

«Ра сы человека (франц., единственное число race), исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определённых пределах».

Современными учеными выделяются три основные группы человеческих рас – негроидная, европеоидная и монголоидная. Но только среди представителей европеоидной расы встречаются особи с голубыми глазами и рыжими волосами.

Рашид-ад-дин сообщает :

«Кубилай-каан – четвертый сын Тулуй-хана … Когда взор Чингиз-хана на него пал, то он сказал: «Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый, очевидно он похож на [своих] дядей, пусть скажут Соркуктани-беги, чтобы она отдала его кормить хорошей кормилице».

Хубилай (1215 – 1294 года) и Батый (1209 – 1255/1256 года) – внуки Чингисхана. Тогда, следуя элементарной логике, Батый был рыжим.

Есть такой русский святой – преподобный Петр, царевич Ордынский. Иконы с его образом представлены согласно рисунку 2.

Он был правнуком Чингисхана и племянником хана Берке, брата Батыя (у Батыя и Берке были разные матери).

Православная иконопись всегда придерживалась строгого канона. Но самобытные национальные черты святых на иконах сохранялись. Преподобный Петр явно не представитель монголоидной расы. Его потомком был Дионисий (около 1440 – 1502 год) – ведущий московский иконописец конца XV века.



Рисунок 2 – Преподобный Петр, царевич Ордынский

Возможно, Бурджигины были редким исключением среди монголов – этакими мутантами. А как выглядели простые монгольские люди, так сказать из глубин народных масс?

Этот человек простого происхождения из монгольского племени барлас был сыном бека – войскового командира невысокого ранга. Но он сумел стать во главе созданной им же империи. Этот великий полководец родился в 1336 году (почти через двести лет после рождения Чингисхана) в селе Ходжа-Ильгар на территории современного Узбекистана (заметьте, в селе, а не в степном кочевье), а умер в 1405 году в городе Отрар (современный Казахстан) вначале задуманного им похода на Китай . К концу его правления его держава включала всю Среднюю Азию, Средний и часть Ближнего Востока. Его звали Тимур (Тамерлан, Тимурленг) или Тимур-Аскак (Тимур-хромец). Похоронен он в городе Самарканде в мавзолее Гур-Эмир. На иранской миниатюре XV – XVI веков (рисунок 3, а) Тимур изображен в короне с белой густой бородой и внешними признаками европеоидной расы.

Автор уникальной методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков (так называемого «метода Герасимова») М.М. Герасимов (1907 – 1970 года) – русский советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук лично присутствовал на вскрытии усыпальницы Тимура 21 июня 1941 года. Он дал подробное описание останков великого полководца. Михаил Михайлович Герасимов изначально был убежден, что Тимур не принадлежал к европеоидной расе.



А б

а – иранская миниатюра XV – XVI веков с изображением Тимура; б – внешность Тимура, воссозданная М.М. Герасимовым по результатам вскрытия гробницы Гур-Эмир

Рисунок 1.10 – Тимур (Тамерлан, Тимурленг) или Тимур-Аскак

Но Герасимов был настоящим ученым. Несмотря на все свои предубеждения, он дал объективное описание останков Тимура :

«Волосы Тимура толсты, прямы, седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих.

… Тимур носил длинные усы … . … они свободно свисали над губой…

Небольшая густая борода Тимура имела клиновидную форму. Волосы ее жесткие, почти прямые, толстые, ярко-коричневого (рыжего) цвета, с значительной проседью. … этот рыже-красноватый цвет ее натуральный, а не крашенный хной, как описывали историки. Много волос только частично обесцвечены, часть же – совсем белых, седых».

Вот такой странный образ монгола, рыжего усатого и бородатого, был воссоздан ученым (рисунок 3, б). Напомним, что только среди представителей европеоидной расы встречаются рыжие , а рыжие люди очень часто имеют голубые глаза.

Но
Джованни Плано Карпини – итальянский монах-францисканец, первым из западноевропейцев посетивший Монгольскую империю в 1245 – 1247 годах, сообщает о современных ему монголах как о типичных представителях монголоидной расы :

«Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки, за исключением некоторых, и притом немногих, росту почти все невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут».

Имеется явное противоречие в описании внешнего вида монголов у Плано Карпини и Рашид-ад-дина. Но противоречие это только кажущееся. Рашид-ад-дин описывал монгольский род Бурджигинов и родственные ему племена, а Плано Карпини – народы, союзные монголам.

Некоторые народы, например, уйгуры, бесспорно, являются продуктом смешения двух рас, европеоидной и монголоидной. Уйгуры – это коренной народ Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе
алтайской языковой семьи. На рисунке 4 представлена фреска из древнего города Кочо с изображением уйгурского идыкута (правителя). Он имеет ярко выраженные европейские черты лица, а на голове правителя корона, похожая на корону Тимура.


Рисунок 4 – Уйгурский идыкут (правитель), государство Кочо,

Фреска IХ – ХIII века

Вполне возможно, что уйгуры были родственны монголам Чингисхана. Согласно за свою поддержку монголам уйгурский правитель потребовал себе в жены дочь Чингисхана. И желаемое тут же и сразу получил. Кстати, все официальное делопроизводство в своей империи монголы вели с использованием уйгурской письменности.

Монголы не были примитивными дикарями, кочевавшими в степи. Уровень военного искусства того или иного государства или народа отражает общий уровень его общественно-экономического развития. Достаточно вспомнить Александра Македонского и греков, народ Древнего Рима и его великих полководцев. Так вот, монголы разгромили практически всех своих «цивилизованных» противников, воюя одновременно на нескольких фронтах. И их империя после смерти ее основателя не рассыпалась как карточный домик, а просуществовала более столетия.

Монголы имели очень высокопрофессиональную тактическую (общевойсковую) и стратегическую разведку. Перед началом и в ходе боевых действий они широко и грамотно использовали дипломатию. Дипломаты всех народов мира должны поставить памятник Чингисхану – именно он за убийство своих послов подвергал жесточайшим репрессиям конкретных людей, города, а то и целые народы. Убийство посла монголы всегда рассматривали как вполне достаточный повод к войне. Да, конечно, времена были суровые, да и сам Чингисхан начинал свою карьеру с «полевых» командиров. Поэтому часто строгость отмщения и его масштабы не соответствовали содеянному и исполнялись самыми варварскими методами.

Но ныне принцип личной неприкосновенности дипломатов общепризнан.

В те же самые времена многие «цивилизованные» противники монголов на Востоке и на Западе почему-то считали кару за убийство послов дикостью.

Для управления своей империей монголы широко привлекали специалистов из других народов. Так, например, советником Чингисхана был Елюй Чуцай, происходивший из императорского киданьского рода. Елюй Чуцай – ученый, писатель и одновременно государственный деятель Монгольской империи. Иноплеменники добросовестно служили и в монгольской армии. Среди них было много различных военных специалистов. Поэтому для монгольских войск практически не было невыполнимых задач. При необходимости монголы могли взять штурмом или блокировать любую крепость.

Монгольская империя дважды в 1274 и 1281 годах провела морские десантные операции против островной Японии, но неудачно – тайфун уничтожил монгольский флот.

Монголы высадили морской десант во Вьетнаме в 1282 году (повторно в 1287 году высадить десант не удалось), на остров Ява в Индонезии в 1292 году.

До этого в 1237 – 1238 годах они построили двести речных судов, на сто воинов каждое, на реке Волге и разгромили отряды кипчака Бачмана, оказавшие им ожесточенное сопротивление. Монголы успешно воевали в горах Тибета, Балкан и Ирана, в пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, в тропиках Южного Китая и Индонезии и в русских зимних заснеженных лесах.

Не каждая современная великая держава сможет вести одновременно столько успешных войн на таких разнообразных театрах военных действий.

Но монголы умели не только захватывать крепости и разрушать города. Они основывали на подвластных территориях новые торговые города и, причем, в большом количестве .

Неужели все это смогли осуществить безграмотные, но очень кр-р-рр-ровожадные степные дикари?

А какой веры были монголы? Об этом известно следующее :

«Поелику Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими …

Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению … »

Джувейни (1226 – 1283 года) был современником завоевательных походов монголов и иранским государственным деятелем. Он и ряд других авторов, живших в эпоху монгольских завоеваний, утверждают, что среди монголов было достаточно много христиан. Вполне вероятно, что христианами несторианского толка были сам Батый и его сын Сартак.

Несторианство – это древняя восточная ветвь христианства осужденная как ересь на Третьем Вселенском соборе в 431 году. В настоящее время несторианство исповедуют только прихожане Ассирийской церкви в Ираке.

Монах Рубрук, в 1253 – 1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершивший путешествие к монголам, сообщает :

«Наш проводник обратился к некоему несторианцу по имени Койяку, который считается одним из старших при дворе [Сартаха]».

«Что касается до Сартаха, то я не знаю, верует ли он во Христа или нет. Знаю только то, что христианином он не хочет называться, а скорее, как мне кажется, осмеивает христиан».

Естественно, что подлинность веры несторианина Сартака у католического монаха должна была вызывать сильные сомнения, тем более что Батыев сын, несмотря на христианскую веру, имел шесть жен. Рубрук побывал также в столице Монгольской империи городе Каракоруме. Там он был принят самим великим ханом Мункэ. Несторианство процветало в столице империи и непосредственно при дворе императора.

Еще немного о вероисповедовании, которого придерживалась часть правящего в Монгольской империи рода чингисидов. В 1252 году войска под командованием Неврюя, ордынского царевича, воевали на русской земле против великого князя Владимирского Андрея Ярославича. Неврюя звали Олекса .

В рядах монголов были приверженцы различных религий: христиане, мусульмане, буддисты, шаманисты и т.д. А в иных странах во времена Батыя процветало самое настоящее мракобесие – иноверцев уничтожали различными зверскими способами.

Можно предположить, что предки Чингисхана и его соплеменников в свое время принадлежали, как и славяне, к скифскому суперэтносу.
Суперэтносом называется устойчивая система, состоящая из нескольких народов или наций, возникших одновременно в одном регионе со сходным ландшафтом, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность [13]. Приемником скифского суперэтноса на той же территории в настоящее время является великий русский суперэтнос.
Но это совершенно другая тема.

Скифские народы были европеоидами, говорящими на индоевропейских (арийских) языках. Потомки скифов современные аланы-осетины таковыми и являются. Но аланские предки монголов (вспомним о Алан-Гоа), вероятно, подверглись сильному тюркскому влиянию.

Согласно труда русского историка А.И Лызлова (1655 –1697 года):

«Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства [яко о том будет ниже], измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат.

И меньшая половина Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартариа великая. Разделяется же Тартариа великая от Скифии Имаусом горою великою и знаменитою [по видимому, Уральскими горами]: еже со одну страну - то Тартариа, а еже от сея страны - то Скифиа».

Лызлову следует верить – он мог обладать такими первоисточниками, которые в наше время давно бесследно и безвозвратно утеряны.

Те, кого в настоящее время принято называть монголами, называют сами себя халхи или халху, ойраты и т.п., но не монголами.

Монголы – соплеменники и современники Чингисхана – скорее всего являлись одним из многочисленных тюркских народов, обладавшим многовековой традицией государственного строительства.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Храпчевский Р.П. Военная держава Чингизхана [Текст] / Р.П. Храпчевский – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 557 с.

2 Сайт Gumilevica. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html

3 С.А. Плетнева. Половцы. [Электронный ресурс] – URL: http://annales.info/step/pletneva/index.htm

4 Материалы русской истории. Н.М. Карамзин. История государства Российского. [Электронный ресурс] – URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/

5 Википедия. Бродники. [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

6 Сокровенное сказание Монголов. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/65782/read

7 Вернадский Г.В. Монголы и Русь [Электронный ресурс] – URL: http://www.erlib.com/Георгий_Вернадский/Монголы_и_Русь/0/

8 Груссе, Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной [Текст] / Р. Груссе. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 285 с.

9 Классен, Е.И. Древнейшая история славян. Выпуски 1-3. 1854-1861. [Текст] / Е.И. Классен – СПб.: «Ленинградское издательство», 2011. – 336 с.

10 Сайт «Восточная литература». Рашид-ад-дин Сборник летописей Джами ат-таварих. Повествование о Бартан-бахадуре, сыне Кабул-хана, а оно в двух частях. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext3.html

11 БСЭ. Расы. [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Расы/

12 Сайт «Восточная литература». Рашид-ад-дин. Сборник летописей Джами ат-таварих. Повествование о Кубилай-каане, сыне Тулуй-хана, сына Чингиз-хана, а оно в трех частях. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/text8.phtml

13 Древо. Открытая православная энциклопедия. Петр Ордынский. [Электронный ресурс] – URL: http://drevo-info.ru/articles/15483.html

14 Советская военная энциклопедия. Тимур, Тамерлан, Тимурленг. [Электронный ресурс] – URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tamerlan.php

15 Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния. Герасимов М. Портрет Тамерлана. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/187925/read

16 Сайт «Восточная литература». Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского, История монгалов, именуемых нами татарами. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/

17 Сайт «Восточная литература». Рашид-ад-дин. Сборник летописей Джами ат-таварих. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext8.html

18 Вадим Леонидович Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. [Электронный ресурс] – URL: http://annales.info/volga/egorov/egorov.htm

19 Широкорад А.Б. Татары и русские в едином строю. А.Б. Широкорад. – М.: Вече, 2012. – 368 с.

20 Сайт «Восточная литература». Ала ад-дин Ата-Мелик Джувейни. История завоевателя мира [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini/otr1.phtml?id=454

21 Сайт «Восточная литература». Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето благости 1253. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/R.phtml?id=2057

22 Константин Пензев. Великая Татария. История земли Русской. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/185109/read

23 Сайт Gumilevica. Л.Н. Гумилев. Древнемонгольская религия. Опубликовано // Доклады ВГО. Вып. 5. Л., 1968. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet11.htm

24 Лызлов, А.И. Скифская история [Текст] / А. И. Лызлов. – М.: Наука, 1990. – 327 с.

Откуда есть пошли монголы?

Рассказ о возникновении монголов следует начать из глубины веков, отнюдь даже не с Великого переселения народов. Истоки бушующего потока под названием монголы находятся в III тысячелетии до н.э., ибо если сейчас Монголия задворки мира, тогда территория современной Монголии была, по крайней мере, одним из центров мира. В III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ происходил процесс формирования древнекитайского государства, полулегендарной династии Ся. Около 1600 года до н. э. династия была свергнута, бежавшие смешались с племенами ханьюнь и хуньюй на северной окраине Гоби, таким образом, появились предки хунну. Происходит оформление традиций, быта, появление кочевого скотоводства. К XIII веку до н. э. происходит оформление родового строя хунну. В июле 823 года до н. э. хунну впервые вторглись в Китай и захватили города: Цяо, Ху, Хао, Фэнь, но были отбиты, как много раз впоследствии из-за слабого вооружения и организованности, но продолжали массированные набеги. Китай на тот момент, как впрочем, до вторжения монголов через тысячу лет неоднороден, состоит из многих конкурирующих царств и земель, в том числе населённых кочевниками. Объединитель Китая Цинь Шихуанди отогнал хунну от своих границ и чтобы навсегда обезопасить державу, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) приказал построить Великую Стену (многое говорит о масштабах набегов), хотя на содержание боеспособности этого сооружения уходило больше ресурсов, чем грабили хунну. Стена не была такой гигантской и масштабной как показывают участки сейчас, просто земляные валы, строившиеся забиванием палками земли в опалубку и складыванием, традиционный и простой китайский вид строительства стен.

В 201 году до н. э. предводитель хунну Модэ, объединив племена, напал на ослабленный очередной гражданской войной Китай, в 192 году до н. э. он даже предложил вдовствующей императрице Люй-хоу заключить брак. В 177 году до н. э. Чжуки-князь (титул у хунну) напал на Китай, затем хунну присоединили земли нынешнего Восточного Туркестана, Усунь и вступили в союз с некоторыми родами тибетцев-кянов, обложили данью многие народы. За счёт беглых китайских чиновников, хунну создали сложный государственный аппарат (вроде будущего монгольского) и обкладывали (как монголы) всех окружающих данью, продолжая набеги на Китай, иногда выливающиеся в настоящие войны. Китайцы предпринимали ряд экспедиций, атаковали кочевья, но несли потери, хунну же, за счёт внутренних конфликтов ослабляли себя, уходили в подданство усиливающегося Китая, проигрывали войны. В 80 году до н. э. ослабленные междоусобицей хунну напали на Китай, но пограничная стража смогла отбить нападение. Хуннская держава разваливалась изнутри, роды воевали друг с другом, все устали от бесконечных междоусобиц. Китайская империя рассчитывала на то, что разгром хунну позволит присоединить к Империи все северные и многие западные народы, известные китайцам. Произошло наоборот: распад хунну привёл к войне всех племён, которые желали достичь такого же могущества, как и бывшие правители степей - хунну. Каждое племя стремилось к «господству над народами» и было враждебно Китаю. Появилось два хунну: северное и южное. Северяне были противники Китая и южан, выступая за восстановление независимой державы. Южане были сторонники мира с Китаем и соглашались на роль его вассалов.

Все резались между собой, пока в 141 году не родился Таньшихуай из сяньби – бывших данников хунну. Его мать утверждала, что он был зачат от проглоченной ей градинки во время грома, то есть его отец не был человеком. Таньшихуай сделал для сяньби то, что когда-то сделал Модэ для хунну: твёрдой властью собирал роды в одну державу и сражался с соседями. Таньшихуай грабил китайскую границу на юге, прогнал динлинов на севере, разбил войско Пуё, Усунь на западе и захватил бывшие хуннские земли. Все завоевания произошли за 10 лет. Несколько дольше шло завоевание Южной Сибири. Но Таньшихуай не перенял хуннской модели государства. Вместо родового принципа он ввёл военную демократию. Таньшихуай был просто вождём для своих воинов, у него не было титула шаньюя или иного, его командующие назначались им лично, независимо от происхождения, он грабил Китай и разбивал его армии, но после его смерти сяньбийская держава распалась окончательно в 235 году. После 155 года упоминаний о северных хунну не зафиксировано, но в 350 году в Европе узнали о гуннах - кочевниках из глубин Азии, наводивших ужас на оседлые народы. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Здесь начинается Великое переселение народов, но что мы видим до этого? Да практически тысячелетнюю кальку, создавшую все необходимые будущим монголам инструменты: кочевой образ жизни, китайские чиновники в управлении, масштабность походов, образ жизни, вооружение и тактику.

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили остготское государство Германариха. Гунны, возглавляемые царём Баламбером, подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне - территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах. В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 445 году правитель Аттила перешёл от тактики конных набегов к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов. В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад. После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными. Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

Но вернёмся в Китай, там тем временем и севернее происходило формирование новых империй. Период III-VI веков был одним из самых тяжёлых в истории Китая: после падения династии Хань (220 годы) и распада империи в экономике государства произошёл резкий упадок. Возникла угроза вторжения в Китай орд Тюркского каганата. В конце VI века в северокитайском государстве Северная Чжоу (наследовавшем Вэй) к власти удалось прийти китайским и китаизированным тюркским аристократам во главе с Ян Цзянем. Благодаря отрицательному отношению большинства китайцев к феодальной раздробленности, а также воле аристократии к консолидации против внешних врагов и внутренних экономических проблем, Ян и его сторонники смогли относительно легко добиться объединения страны. В 581 году Ян Цзянь был провозглашён под именем Вэнь-ди императором новой династии Суй. Он стал первым за более чем 300 лет правителем, чья власть распространялась на весь Китай, после свержения настала эпоха Тан, она продлилась с 18 июня 618 до 4 июня 907 года, империя простиралась от Манчжурии до Таиланда и от Каспийского моря до Тихого океана.

А тем временем, на сцену выходит род Ашина, они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана (могущественного государства, но для краткости про них не будем). В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней, именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой, после завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Каган (хан) - высшее правящее лицо в каганате, военачальник. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана, сидевшему на шёлковом пути. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии - Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Границы каганата простирались от Чёрного моря до практически Тихого океана, от Байкала до Тибета. После смерти Тобо-хана в 581 году, традиционно произошло ослабление Тюркского каганата, междоусобные войны, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. Восточно-тюркский каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл частые войны, располагаясь примерно на территории современной Монголии. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века. В 630 году Танская империя захватила Восточный каганат. После поражения в 744 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 744 по 840 годы. В Западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610-618 годах) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618-630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Полностью распался в 704 году, но сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши, часто применяют броню всадника и лошади. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины. Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком - кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья. Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. То есть монголам за пятьсот лет до них детально разработали и опробовали их образ жизни и вооружений.

Достоверно история киданей фиксируется с IV века. В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков, затем попеременно выступают союзниками и агрессорами по отношению к китайской империи Тан. Кидани жили относительно мирно в первой половине IX века. Отношения с танской империей стали охладевать по мере сближения киданей и уйгур, но альянс не сложился: кидани объявляют себя их данниками, однако в 842 снова переходят на китайскую сторону. Основные черты социального устройства доимперского периода истории киданей: существование ордо - дружин при каждом из правителей, отсутствие столицы или какой-либо постоянной резиденции киданьских вождей. Как и чжурчжэни впоследствии, кидани предпочитали сменять резиденции в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых, соответственно, ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся). В 947 г. новое государство было названо Великим Ляо, в 983 - Великим государством киданей, в 1066 - снова Великим Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах Китая, кидани отторгли часть его территорий («Шестнадцать округов»). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни и китайцы. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Шу сложилось небольшое государство каракитаев - Западное Ляо (1124-1211 годы).

Объединение чжурчжэньских племён вызвало тревогу у киданей, которые всеми силами препятствовали объединению чжурчжэней. Вмешательство киданьского Ляо в чжурчжэньские дела привело к тому, что племена стали замышлять войну против киданьского государства. Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. Ослабевшая империя киданей была окончательно разгромлена в 1125 году, последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями. В 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей. В 1127 году чжурчжэни захватили Кайфэн, включив в своё государство север Китая. В 1191 году был официально снят запрет на браки между китайскими и чжурчжэньскими семьями, это существенно ускорило процесс китаизации последних.

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

Таким образом, потомки монголо-татар могут быть рассеяны не только по всей Азии, но и Европе. Национальность – вообще понятие достаточно условное.

Монгольские племена, искони граничат с Китаем на юге, по необходимости должны были иметь тесную связь с государством сим; и потому с вопросом о их народности следовало преимущественно обратиться к китайским источникам.

Китайские источники, о которых выше упомянуто, заключаются в династийных Историях, в государственной статистике и государственной летописи.

Первобытные монголы были тунгусы, пришедшие в южную Монголию с Амура, что ниже увидим из тех мест, в которых летопись кратко упоминает о них.

Еще во времена древней династии Чжеу, в стране, заключающей в себе названия маньчжурские губернии Гиринь и Хэ-лун-гян, царствовал Дом Сушень.

С небольшим за два века до Р. Х. место его заступил Дом Илоу, который в четвертом столетии по Р. Х. переименовался Уги и разделился на сем больших айманей. В шестом столетии из семи угискнх айманей усилился Черпоречный аймань, Хэй-шуй-бу, а в начале седьмого столетия он отделился от Уги, принял народное название Черноречного Мохэ, Хэй-шуй-мохэ, и в непродолжительном времени разделился на шестнадцать новых айманей. В сие время Мохэ на юге смежен был с царством Бохай, на западе с народом ши-вэй.


В восьмом столетии бохайский государь покорил их под свою власть, а в начале девятого столетия один из шестнадцати Мохэскнх айманей, называемый Татань, ушел в южную Монголию и осел на северной стороне хребта Инь-шань. Татань есть маньчжурское слово, зн. шалаш. Мохэ есть название владетельного Дома и народа его. Мохэсцы обитали по обеим сторонам Амура, от Аргуни до Вост. океана. Земли солонов и дахуров по реке Нопь-мурэнь принадлежали мохэсцам.

Сей-то Дом Татань в 966 году, т. е. чрез полтора столетия по приходе его в Южную Монголию, представил дань императору Тхай-цау, основателю династии Сун.Во второе лето правления Цзин-дэ девять гатаньских поколений представили дань Дому Кидань. Второе лето правления Цзин-дэ соответствует 1005 году по Р. Х. Дом Кидань с 915 года владел всею Монголиею; следовательно, татаньские поколения находились под его зависимостью. Из его места открывается: 1-е, что аймань Татань, первоначально состоявшийся из одних родов, через два столетия по переселении, в состоянии был разделиться на девять айманей, но еще был столь силен, чтобы не признавать верховной власти киданей над собою; 2-е, что татаньцы во все это время кочевали по северную сторону хребта Инь-шань; потому что Халка в первой половине девятого столетия еще находилась под ойхорами, исключая восточной части под шивейцами; по падении же ойхоров остались в Халке поколения Юйгю-люй и Шнвэй, оба под зависимостью Киданей.

В пятое лето правления Шао-хин Дом Гинь объявил войну монголам. Монголы обитали от Нючженей к северу. При династии Тхон они составляли поколение Мын-гу; назывались также Мын-гу-сы. Это были люди сильные, мужественные, искусные в боях; могли видеть в темноте ночи; брони делали из моржевой кожи, непроницаемой для стрел. Государь Дома Гинь предписал темнику Хишаху идти с войском на них. Пятое лето правления Шао-хин соответствует 1135 году по Р. Х. Дом Гинь основал империю в 1113 году, по ниспровержении Дома Кидань; а по происшествии 20 лет вынужден был объявить войну монголам. Из слов: монголы обитали от Нючженей к северу и пр. открывается: 1) что татаньцы в начале XII века перешли от хребта Инь-шань в Халку, которая в отношении к Южной Монголии, уже завоеванной нючженями, лежала на севере; 2) что в числе родов, первоначально составлявших Татаньский аймань, давно находился Дом Монгол, и что сей Дом, по своему могуществу, впоследствии избран был главой татаньских поколений; потому что в сем месте народное название Татань заменено названием Дома Монгол, и Нючжени имели дела с ним, как представителем всего татаньского народа. Хи-цзун,третий государь из Дома Гинь, по вступлении на престол в 1135 году, немедленно отправил войско против монголов, вероятно с той целью, чтобы с одной стороны вытеснить их из Халки, а с другой, приостановить напор диверсии с севера, придать более силы своим военным действиям в юге. В сие время Дом Гинь уже покорил Китай с севера до Желтой реки, и две армии его действовали на южной стороне сей реки, одна в Хэ-нань, другая в Шань-си.«В девятое лето правления Шао-хин монголы неожиданно напали на войско Дома Гинь у гор Хай-лин, и совершенно разбили. Хушаху, полководец Дома Гинь, воюя с монголами,издержал съестные припасы и пошел в обратный путь. Монголы, преследуя его,неожиданнонапали и совершенно разбили войско его у гор Хай-лин». Девятое лето правления Шао-хин соответствует 1139 году по Р. Х. Хушаху четыре года стоял против монголов. В прошлом 1138 году открыты были мирные переговоры между Домом Гинт и Южным Китаем, а в настоящем году война была возобновлена с большею силою. Монголы не воевали ли с нючженями как наемные союзники Южного Китая? По времени и обстоятельствам войны это кажется очень вероятным. «В семнадцатое лето правления Шао-хин Дом, Гинь и Монголы заключили мир. В прошлое время, как казнили Даланя, то сын его с подданными отца отложился от Нючженей и вступил в союз с монголами. Сие обстоятельство наипаче усилило монголов. Нючженский полководец Учжу, посланный для усмирения их, в продолжение нескольких лет не мог покорить их, почему заключил с ними мир, по которому уступлены были монголам 27 укрепленных селений на северной стороне реки Си-пьхин-хэ, и положено ежегодно доставлять им (монголам) большое количество рогатого скота, риса и бобов; сверх сего монгольскому старейшине предложен титул мынфусского царя, но он не принял сего титула, а дал своему царству наименование Великий Мын-гу, т. е. Монгол. Ныне заключили мир и ежегодно доставляли великое множество вещей. После сего монгольский старейшина сам принял титул Цзу-юань-хуан-ди; правление переименовал тьхань-хин».

Семнадцатое лето правления Шао-хин соответствует 1147 году по Р. Х. Далань имел главное начальство над восточною нючженскою армиею в Хэ-нань. При открывшихся мирных переговорах в 1138 году, он с князьями Фулуху и Элугапь полагал возвратить Дому Сун страну Хэ-инь. Учжу, управлявший западною Нючженскою армиею в Шань-си, подозревал Даланя и Фулуху в тайных сношениях с Домом Сун и донес государю. Мирные переговоры были прерваны, и Учжу в 1139 году получил главное начальство над армией в Хэ-нань с предписанием продолжать войну. Фулуху и Далань составили заговор произвести бунт, но злоумышление их открыто. Фулуху и Элугань преданы казни, а Далань, как владетельный князь, освобожден от суда и переведен к другой должности. Огорченный неуважением заслуг его, оказанных при основании царства Гинь, он опять замышлял произвести бунт, но замысел его также открыт был и Далань убит в побеге на юг. Учжу счастливо кончил войну в Южном Китае и в 1141 году заключил мир, по которому Дом Сунь уступил Нючженям Хэ-нань, и признал себя вассалом их. В следующем 1142 году Учжу принял главное начальство над войсками против монголов, и, потеряв пять лет в безуспешной войне, кончил ее невыгодным миром. Впрочем не должно тягостные условия сего мира принимать в прямом смысле. Глава монголов, титулясь в татаньских поколениях верховным ханом или императором,в письменных сношениях с Домом Гинь подписывался вассалом его; а Дом Гинь за такую уступчивость ежегодно производил ему большую плату скотом, рисом и бобами. Это искони доныне есть самое обыкновенное дело в китайской политике. Итак, происхождение монгольского народа и Дома Монгол, от которого сей народ получил народное название, суть две вещи совершенно различные между собою. Начало монгольского народа восходит слишком за 23 столетий до Р. Х.; Дом Монгол, напротив, возник в начале IX, усилился в начале XII, основал Монгольскую империю в начале XIII столетия по Рождестве Христове.


В чем была путаница термина и истории татаро монгол?

Ученые западные ориенталисты долго занимались исследованием сего вопроса; но ни один из них не мог открыть точки, с которой бы можно было решить его удовлетворительно.Монгольский народ искони получал народное название от владетельного дома, а западные ориенталисты, напротив, ошибочно принимая каждый владетельный монгольский дом за собственный народ, уклонились от прямого пути, и таким образом из единоплеменных владетельных домов составили несколько разноплеменных народов, которым не могли определить ни начало, ни конца. Наконец Клапрот, в его Mêmoires sur l"Asie, решил их недоумения одним своим мнением, что все, написанное китайцами о древних среднеазиатских народах,есть заблуждение, и ученые знаменитости во всей Европе преклонились пред ним. Клапрот в своих записках об Азии вот что говорит о народах монгольского поколения: «Рассматривая этнографическую таблицу народов Внутренней и Средней Азии до 1000 года, можно изумиться, что в ней не упоминается о монголах. Причина сему заключается в том, что большая часть поколений, составляющих сей народ, жила на самом севере и потому не могла войти в сию таблицу; ибо ока представляет только народы, обитавшие в той части Азии, которая заключается между цепью Гималая, простирающегося к северо-востоку, и цепью гор Алтай, Танну, Хангай и Хингань, которые отделяют Гоби от рек, впадающих в верхний Амур». Итак, монголы, по мнению Клапрота, искони занимали южные пределы Восточной Сибири – от Аргуни на западе до Енисея; а внутреннее пространство Монголии все принадлежало разным поколениям тюркского племени, и сам глава монголов родом был татарин, а подданные его были тюрки. Из этой галиматьи ясно видно, что Клапрот не читал с должным вниманием положительных сведений о происхождении Дома Монгол, сообщаемых китайскою Историею, а в основание принял предположение собственного своего вымысла, и из сплетения выводимых отсюда умозаключений составил цепь, совокупляющую разноплеменные поколения в один народ. Ныне подобные нелепости нередко называем серьезным именем спорных вопросов, разъяснение же сих вопросов, изложенное в витиеватых критических разысканиях, считаем глубокою ученостью; а если будем основательно разбирать доводы обеих сторон, то нередко выходит из них свод одного пустословия с другими, из которых впрочем оба опираются на древних греческих и мусульманских писателей, часто кстати и некстати приводимых учеными нашего времени.

интересная справка:

Аймань есть маньчж. слово, по монг. айман, по кит. бу., зн. Удельное владение.

Амур издавна известен Китаю под кит. названием Хэй-шуй; и переводе: черная река. Ныне он по-маньчж. называется Сохалян ула, черная река; на кит. Хэй-лун-сян, река черного дракона.

Народ Шивэй обитал от Амура на северо-западе, т. е. занимал земли Нерчинской области. Еще наладился Милый Шииэй, обитавший от Хулунь-нора на юго-западе.

Тунгузский Дом Нючжень с 1115 года принял название Гинь.

Название Монгол относится к одним татэньским поколениям.

Этноним тунгус понимается как общее обозначение всех племен тунгуского происхождения от реки Оби до Охотского моря,от Колыми до Маньчжурии и Синьцзяна. его связали с татарским словом тонгус (свинья),т.е людьми питающими свиньями.

p.s все источники взяты с исторических документов.