Викинги кто такие, откуда они и где они жили. Хазары и волжские булгары

В один из летних дней 789 года на побережье англосаксонского королевства Уэссекс произошло событие, на которое обратили внимание исключительно местные летописцы. К берегу острова Портленд, в эпоху Римской империи именуемого по-латыни Винделисом, пристали три длинных ладьи, способных идти как на веслах, так и под парусами. С кораблей высадились бородатые светловолосые незнакомцы, говорившие на языке, отдалённо сходном с древнеанглийским – по крайней мере, корни большинства слов были понятны обитателям Уэссекса. Навстречу корабельщикам вышел тан Беохтрик со своими людьми. О чём велась беседа, нам неведомо, но закончилась она ссорой: чужеземцы убили Беохтрика, вырезали его невеликий отряд, забрали трофейное оружие, погрузились на ладьи и исчезли в океане.

В целом, эта история по тем временам не была чем-то из ряда вон выходящим – дело насквозь житейское. Англосаксонские королевства Британии прилежно враждовали между собой, а когда близкородственные свары надоедали, принимались шпынять кельтов в Уэльсе или Шотландии, получали сдачи и вновь возвращались к привычным междоусобицам. Война была делом самым обыденным, а уж если обращать внимание в летописях на каждую мелкую стычку – никакого пергамента не напасёшься. Так почему же столь незначительный инцидент на Винделисе привлёк внимание хрониста, а в наши времена считается едва ли не ключевым событием VIII века в Европе, давшим старт новой эпохе?

Схема Скандинавской экспансии в VIII XI веках. Зелёным обозначены области, подвергавшиеся нападениям викингов, но ими не колонизированные

Тут необходимо отметить, что англосаксы уже больше двухсот лет были христианами – равно как и все без исключения их соседи: франки и бретонцы за Ла-Маншем, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Реликты многобожия если и сохранялись, то на бытовом уровне или в совсем уж отдалённых и труднодоступных горных районах. Высадившиеся же в Уэссексе невоспитанные бородачи оказались самыми настоящими язычниками – что само по себе было крайне необычно.

История с таном Беохтриком – первое документальное свидетельство появления викингов. Разграбление Линдисфарна и Ярроу, набеги на Ирландию, высадка на Оркнейских и Шетландских островах – всё это произойдет потом. В 789 году никто из британцев или франков даже предположить не мог, что христианская Европа столкнулась с силой, которая за три последующих столетия изменит не только границы, но и демографическую ситуацию, культуру и даже станет причиной появления новой молитвы: «A furore Normannorum libera nos, Domine!» – «От ярости норманнов спаси нас, Господи!»

Так давайте попробуем разобраться, откуда взялись викинги, кто они такие и почему вообще состоялось их нашествие.

Скандинавия в Тёмные века

Люди на Скандинавском полуострове появились задолго до Рождества Христова. Самые ранние культуры (Конгемозе, культура Нёствет-Лихулт, культура Эртебёлле и т.д.) относятся к мезолиту и периоду около шестого тысячелетия до н.э. За две-три тысячи лет до н.э. в южной Скандинавии появляются носители «Культуры боевых топоров и шнуровой керамики», которые, предположительно, становятся ядром зарождения германских народов – они мигрируют на север от Ютландского полуострова и начинают заселять территории нынешних Швеции и Норвегии.

Впрочем, это дела совсем давние, а нас интересует период после падения Римской империи, когда группа северогерманских племён начала обособляться от остальной Европы. Великое переселение народов, крушение Рима, принятие христианства готами, франками и прочими германцами – словом, все грандиозные изменения середины первого тысячелетия нашей эры Скандинавию практически не затронули: слишком уж далеко. В Тёмные века интереса к Скандинавии никто не проявлял: франкам было чем заняться на континенте, внедрение христианства шло пускай и уверенно, но медлительно: церкви сначала следовало утвердиться в новых варварских государствах. Обитатели расположенного за Северным и Балтийским морями полуострова «варились в своём котле» много веков, практически ничего не зная о бурных событиях в Европе. Христианские миссионеры там если и появлялись, то были единичными и не способными добиться серьёзных успехов: старые германские боги почитались, как и столетия назад, и их культу ничего не угрожало.


Шлем Вендельского стиля, VIII век (из коллекции Стокгольмского музея древностей)

Тут следует сделать пространное отступление и рассказать о климатических особенностях тех времён – иначе будет непонятно, с чего вдруг, начиная с VIII века, скандинавы бросились искать новые земли для поселения. С течением столетий климат не раз менялся, оптимумы (потепления) и пессимумы (похолодания) чередовались – так называемый Римский климатический оптимум, продолжавшийся со времён Юлия Цезаря примерно до 400 года нашей эры, немало способствовал процветанию Римской империи. Средняя температура тогда была выше в среднем на 1–2 градуса, римские авторы сообщают нам, что в Британии и Германии даже начали выращивать виноград – ориентировочно с 280 года н.э.

В свою очередь, климатический пессимум раннего Средневековья, наступивший во время Великого переселения, усугубил и так не самую благополучную военно-политическую и демографическую обстановку в Европе – начавшееся около V века похолодание сокращает посевные площади, особенно достаётся северным регионам вообще и, разумеется, Скандинавии в частности. Святой Григорий Турский в обширном труде VI века «История франков» отмечает: «В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов ». В 535–536 годах происходит и вовсе невиданная климатическая аномалия. Дадим слово византийскому историку Прокопию Кесарийскому («Война», IV, 14. 5–6):

«…И в этом году случилось величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».

Другие авторы утверждают, что даже в полдень солнце выглядело «голубоватым» и предметы не отбрасывали тени – это означает, что в течение почти полутора лет в атмосфере присутствовала пылевая взвесь, вызванная извержением супервулкана или падением крупного метеорита, а, скорее всего, обоими факторами. Немецкий учёный Вольфганг Бехрингер в книге «Kulturgeschichte des Klimas» приводит археологические данные – в Норвегии VI века около сорока процентов ферм оказались заброшены, то есть их владельцы или вымерли, или мигрировали южнее. Вообще, в древнескандинавской мифологии холод, мороз и лёд имеют свойства эсхатологические, являясь символом смерти и хаоса – вспомним ледяных великанов…

Тем не менее, к VIII веку климат начинает стабилизироваться – наступает потепление, вновь расширяются посевные площади, урожаи зерновых можно снимать на широтах, прилегающих к Полярному кругу, качество жизни резко повышается. Итог вполне закономерен – взрывообразный рост населения.

Однако, тут следует учитывать не только климатические особенности, но и географическую специфику Скандинавского полуострова. Если на территории восточной Швеции имеются обширные равнины, пригодные для сельского хозяйства, то в гористой Норвегии выращивать хлеб и пасти стада можно исключительно на узких полосках земли вдоль побережья и в долинах рек. Бесконечно дробить наделы между сыновьями невозможно – земля всё равно их не прокормит. В сухом остатке: избыточное (и пассионарное) население, недостаток продовольствия. Скандинавия – не резиновая. Что делать?

Выход был найден довольно быстро – раз нет плодородной земли, значит, таковую надо искать за морем. С учётом того, что древние скандинавы давным-давно умели строить отличные корабли, решение вопроса лежало на ладони. Первый «прототип» драккара, «Хьортспрингская ладья», найденная археологами в Дании, на острове Альс, относится к IV веку до н.э. – лодка могла вместить до 20 гребцов. Больше того, скандинавские ладьи, имеющие минимальную осадку, могли ходить по любому мелководью и проникать в узкие реки.


Хьортспрингская ладья – судно древних германцев, ок. IV века до н.э. Национальный музей Дании

Вот тогда-то и начинаются первые вылазки древних скандинавов в сторону континента и Британских островов – для начала в целях больше разведывательных, чем завоевательных. Необходимо было ознакомиться с обстановкой, а таковая ясно свидетельствовала: земли там много, плотность местного населения крайне невелика, таковое население к молниеносным налётам со стороны моря непривычно, да и вообще не в курсе, что они возможны. Существуют и документальные свидетельства – процитируем учёного, богослова и поэта VIII века Флакка Альбина (Алкуина):

«Триста пятьдесят лет мы и наши отцы жили в этой прекрасной земле, и никогда прежде Британия не ведала такого ужаса, какой познала теперь, после появления язычников. Никто не подозревал, что грабители могут приходить из-за моря».

Никто не подозревал. И Европа заплатила огромную цену за своё неведение.

Они пришли!

В свете вышеизложенного остаётся открытым вопрос – а как же европейские короли и игравшие всё большую политическую роль епископы прохлопали столь невероятную опасность? Куда смотрели великие исторические деятели той эпохи? В конце концов, императора Карла Великого никак нельзя назвать некомпетентным бездельником, а столь важный для государства инструмент, как разведка, бывшие варвары вполне успешно переняли у ушедшего в небытие Рима! Совершенно очевидно, что хоть какие-то связи между империей франков и Скандинавией существовали – северные границы Саксонии и Фризии примыкали к территории нынешней Дании, обитатели которой также примут живейшее участие в грядущих бесчинствах викингов.

Ответа нет. Возможно, сыграли свою роль нараставшие культурно-цивилизационные различия – вспомним слова Алкуина, в которых ключевым является понятие «язычник», которое противопоставляется «христианам». Европейцы тогда были объединены не по этническому, а по религиозному признаку: чужаком являлся любой не-христианин, будь то испанский мавр-мусульманин или почитающий богов Асгарда скандинав. До поры до времени франки и королевства Британии относились к неумытым язычникам из далёких северных фьордов пренебрежительно, искренне полагая, что Господь на стороне христиан (тогда – кто против них?!).


Викинги. Древнеанглийские миниатюры

Теперь надо объяснить, что же мы вообще подразумеваем под термином «викинг». Само слово образуется из двух частей: «vik», то есть, «залив, бухта», и окончания «ing», обозначающего общность людей, чаще всего родовую – сравним: Каролинг, Капетинг и т.д. Получаем «человек из залива»! Исходно дружины викингов составлялись из тех самых излишков населения – младшие сыновья, не наследующие надел, люди, покинувшие род сами или изгнанные из него, а то и просто искатели приключений, богатства и славы. То есть, не оседлые скандинавы-землевладельцы. Впрочем, почему только скандинавы? В составе экипажа корабля мог оказаться кто угодно – норвежец, венед, руянин, приладожский кривич. После того как скандинавы начали осваивать «Путь из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов и далее в бассейн Волги, в составе дружин начало появляться немало славян, тем более что политеистические пантеоны Скандинавии и Древней Руси были очень близки, и на этой основе можно было весьма быстро найти общий язык.

Итак, викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности. Такие добры молодцы безо всякой ненужной рефлексии могли запросто ограбить соседний фьорд, своих же сородичей-норвежцев или свеев – прецеденты известны. В большинстве они не были ограничены обязательной для оседлых скандинавов системой моральных табу и постепенно стали полагать, что стоят выше скучных земледельцев хотя бы потому, что в религиозной сфере началась сакрализация войны – достаточно вспомнить о культе богов-воинов, Одина, Тора и других.

Тор с молотом Мьёллнир. Статуэтка, датируемая примерно 1000 годом н.э.

Если появилась социальная группа, то в таковой непременно зарождаются своя субкультура, своя этика и свои религиозные воззрения – особенно в условиях господствующего вокруг родоплеменного строя. За примерами далеко ходить не нужно – функции жречества, годи, постепенно переходят к военным вождям: если ты удачливый конунг, значит, приближен к богам, они тебе благоволят – следовательно, ты и отправляешь необходимые ритуалы и приносишь жертвы. Гарантированно попасть в Вальхаллу после смерти можно лишь одним способом – героически погибнуть в бою. На одно из первых мест ставится личная доблесть и слава, разумеется, добытая в честной битве.

Наконец, именно викинги «изобретают» морскую пехоту в том виде, в каком мы её знаем – противопоставить их невиданной прежде тактике европейцам-христианам было нечего. Выработанная древними скандинавами схема была простой, но невероятно эффективной: внезапный налёт практически в любой точке морского или речного побережья (снова вспомним о способности драккаров ходить по мелководью), а после успешной атаки столь же молниеносное отступление, пока противник не успел подтянуть сколь-нибудь значительные силы – ищи-свищи потом этих разбойников в открытом море. Это уже потом викинги займутся респектабельной торговлей, ради любопытства откроют Исландию, Гренландию и Америку и пойдут служить в «варяжскую дружину» к византийским императорам, а в конце VIII – начале IX веков они занимались исключительно самыми вопиющими грабежами, захватом земель в Англии, Ирландии и на материке, работорговлей и прочими не менее интересными вещами…


Древнескандинавские корабли, современная реконструкция. На переднем плане драккар Islendingur («Исландец»), совершивший в 2000 году переход под парусом через Атлантический океан. В настоящий момент находится в музее г. Ньярдвик, Исландия

Рассказывать здесь о первом крупном налёте викингов – атаке на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 года – не имеет смысла, данная история общеизвестна. Достаточно сказать, что это неприятное событие произошло всего через четыре года после первого появления викингов у берегов Уэссекса; скандинавы очень быстро осознали, что христианские монастыри и города хранят немало богатств, которым следовало бы найти более разумное применение. С Линдисфарна викинги утащили даже гроб основателя монастыря, святого Кутберта, и его нашли только спустя триста лет, в 1104 году, по счастью, мало повреждённым. С той поры Европа более не знала покоя – они появлялись практически каждый год, то здесь, то там. Предугадать направление следующего удара было абсолютно невозможно, равно как и всерьёз противостоять скандинавам военной силой – они выскальзывали из рук, будто капли ртути; армии наследников Карла Великого или британских королей просто не успевали подойти к месту очередного нападения.

Впрочем, о дальнейшей истории походов викингов мы расскажем как-нибудь в другой раз – данный текст был призван объяснить, как климатические и географические особенности раннего Средневековья предопределили начало эпохи норманнских завоеваний, продолжавшейся триста с лишним лет.

Викинги — раннесредневековые преимущественно скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда легкой наживы. По религии — в подавляющем большинстве язычники.
Шведские викинги и викинги с побережья Балтики , как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов. Взгляд на викингов изнутри их общества дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью ввиду зачастую поздней даты их составления и записи. В участии в движении викингов были замечены также другие не скандинавские народы Балтики. К викингам относились балтийские славяне (венды), в частности, вагры и руяне прославились своими пиратскими набегами на Скандинавию и Данию. Сохранилась эта информация и в сагах. В «Саге о Хаконе Добром» написано «Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов.»
Образ жизни
. За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Независимый крестьянин, работавший сам или вместе с родней, составлял основу скандинавского общества. Как бы ни был мал его надел, он оставался свободным и не был привязан как крепостной к земле, принадлежавшей другому человеку. Во всех слоях скандинавского общества были сильно развиты родственные связи, и в важных делах его члены обычно действовали совместно с родственниками. Кланы ревниво охраняли добрые имена соплеменников, и попрание чести кого-либо из них часто приводило к жестоким междоусобицам. Женщины в семье играли важную роль. Они могли владеть собственностью, самостоятельно решать вопросы о вступлении в брак и о разводе с неподходящим супругом. Однако за пределами семейного очага участие женщин в общественной жизни оставалось незначительным.
Пища . Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зерен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества - импортное вино.
Одежда. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.
Жилище. Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетеной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и темной, посреди нее располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

Литература и искусство.
Викинги ценили мастерство в бою, но не менее почитали литературу, историю и искусство. Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время по окончании эпохи викингов появились первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Зато в Исландии сохранился богатый фольклор. Он был записан по окончании эпохи викингов с применением латинского алфавита переписчиками, которые хотели увековечить подвиги своих предков. Среди сокровищ исландской литературы выделяются длинные прозаические повествования, известные как саги. Они подразделяются на три основных типа. В наиболее важных, т.н. семейных сагах описываются реальные персонажи эпохи викингов. Сохранилось несколько десятков семейных саг, пять из них по объему сопоставимы с большими романами. Два других типа - исторические саги, рассказывающие о норвежских королях и заселении Исландии, и беллетристические саги конца эпохи викингов о приключениях, отражающие влияние Византийской империи и Индии. Искусство викингов носило прежде всего декоративный характер. Преобладающие мотивы - причудливые животные и энергичные абстрактные композиции из переплетающихся лент - использовались в резьбе по дереву, изящных изделиях из золота и серебра и украшениях на рунических камнях и памятниках, которые устанавливали, чтобы запечатлеть важные события.
Религия. Вначале викинги поклонялись языческим богам и богиням. Самыми главными из них были Тор, Один, Фрей и богиня Фрейя, меньшее значение имели Ньорд, Улл, Балдер и несколько других домашних божков. Богам поклонялись в храмах или в священных лесах, рощах и у родников. Викинги верили также в множество сверхъестественных существ: троллей, эльфов, великанов, водяных и волшебных обитателей лесов, холмов и рек. Часто совершались кровавые жертвоприношения. Жертвенных животных обычно съедали жрец и его окружение на пиршествах, которые устраивали в храмах. Случались и человеческие жертвоприношения, даже ритуальные убийства королей ради обеспечения благосостояния страны. Помимо жрецов и жриц, существовали колдуны, занимавшиеся черной магией. Люди эпохи викингов придавали важное значение везению как типу духовной силы, присущей любому человеку, но особенно предводителям и королям. Тем не менее для той эпохи был характерен пессимистический и фаталистический настрой. Судьба представлялась как независимый фактор, стоящий над богами и людьми. По мнению некоторых поэтов и философов, люди и боги были обречены пройти через мощную борьбу и катаклизм, известный под названием Ragnarök (исл. - «конец света»). Христианство медленно распространялось к северу и представляло привлекательную альтернативу язычеству. В Дании и Норвегии христианство установилось в 10 в., исландские вожди приняли новую религию в 1000, а Швеция - в 11 в., однако на севере этой страны языческие верования сохранялись вплоть до начала 12 в.
Военное искуство
Походы викингов. Подробные сведения о походах викингов известны в основном по письменным сообщениям потерпевших, не жалевших красок для описания разорения, которое несли с собой скандинавы. Первые походы викингов совершались по принципу «бей и беги». Они без предупреждения появлялись с моря на легких быстроходных судах и наносили удары по известным своими богатствами слабоохраняемым объектам. Викинги рубили немногочисленных защитников мечами, а остальных жителей обращали в рабство, захватывали ценности, все же остальное предавали огню. Постепенно они стали использовать в своих походах лошадей.
Оружие. Оружием викингов были лук и стрелы, а также разнообразные мечи, копья и боевые топоры. Мечи и наконечники копий и стрел обычно изготавливали из железа или стали. Для луков предпочитали древесину тиса или вяза, а в качестве тетивы обычно использовали сплетенные волосы. Щиты викингов имели округлую или овальную форму. Обычно на щиты шли легкие куски древесины липы, оббитые по краю и поперек железными полосами. В центре щита располагалась остроконечная бляха. Для защиты воины носили также металлические или кожаные шлемы, часто с рогами, а воины из знати нередко одевали кольчуги.

Суда викингов.
Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов. Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда - по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40-80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м. Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.
Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.

Викинги в Англии

8 июня 793 г. н. э. викинги высадились на острове Линдисфарн в Нортумбрии, разрушив и опустошив монастырь св. Кутберта. Это первое нападение викингов, чётко зафиксированное в письменных источниках, хотя очевидно, что скандинавы навещали британские берега и раньше. Поскольку на первых порах викинги применяли тактику булавочных ударов, хронисты не придавали их набегам большого значения. Тем не менее в Англосаксонской хронике упоминается рейд морских разбойников неизвестного происхождения на Портленд в Дорсете в 787 г. Серьезным успехом датских викингов стали завоевание англосаксонских королевств и оккупация западной и северной части Англии. В 865 году сыновья датского конунга Рагнара Лодброка привезли к берегам Англии большое войско, окрещенное хронистами «великой армией язычников». В 870—871 гг. сыновья Рагнара подвергли королей Восточной Англии и Нортумбрии жестокой казни, а их владения поделили между собой. Вслед за тем датчане приступили к покорению Мерсии.
Король Уэссекса Альфред Великий был вынужден заключить с датчанами сначала перемирие, а потом и полноценный мирный договор, тем самым узаконив их владения в Британии. Английской столицей викингов стал город Йорвик. Несмотря на прилив свежих сил из Скандинавии в 892 и 899 годах, Альфред и его сын Эдуард Старший успешно противостояли датским завоевателям, к 924 году очистив от них территорию Восточной Англии и Мерсии. Скандинавское господство в отдаленной Нортумбрии продолжалось до 954 года.
Новая волна набегов викингов на британские берега началась в 980 году. Ее кульминацией стало завоевание Англии в 1013 г. датскими викингами Свена Вилобородого. В 1016-35 гг. во главе объединённой англо-датской монархии стоял Кнуд Великий. После его смерти Уэссекская династия в лице Эдуарда Исповедника вернула себе английский престол. В 1066 году англичане отбили очередное вторжение скандинавов, на этот раз во главе с норвежским конунгом Харальдом Суровым.
Скандинавское влияние на политическую культуру, социальную структуру и язык Ирландии и других кельтских земель было куда более значительным, чем в Англии, однако хронология их вторжений по причине скудости источников не может быть восстановлена с такой же точностью. Первый набег на Ирландию упоминается в 795 году. С приходом викингов связано основание Дублина, которым скандинавы владели на протяжении двух столетий. Свои скандинавские конунги имелись в Лимерике и Уотерфорде, между тем как дублинские конунги распространили в начале X века свою власть даже на Нортумбрию.
Отношения викингов с Франкской империей были сложными. Во времена Карла Великого и Людовика Благочестивого империя была относительно защищена от натиска с севера. От эпизодических норманнских набегов в IX и X веках страдали Галисия, Португалия и некоторые средиземноморские земли. Такие вожди викингов, как Рёрик Ютландский, поступали на службу к франкским правителям с тем, чтобы защищать рубежи империи от своих же соплеменников, заодно контролируя богатые рынки в дельте Рейна, как, например, Вальхерен и Дорестад. Ютландский конунг Харальд Клак еще в 823 году принёс клятву верности Людовику Благочестивому.
Проникновение викингов в финские земли началось во 2-й половине VIII века, как о том свидетельствуют древнейшие слои Старой Ладоги. Примерно в одно время с ними эти земли заселяли и осваивали славяне. В отличие от набегов на берега Западной Европы, поселения викингов в Восточной Европе носили более стабильный характер. Сами скандинавы отмечали обилие укреплённых поселений на востоке Европы, окрестив Древнюю Русь «страной городов» — Гардами. Свидетельства насильственного проникновения викингов на востоке Европы не так многочисленны, как на западе. В качестве примера можно привести вторжение шведов в земли куршей, о котором рассказано в житии Ансгара. Основным объектом интереса викингов были речные пути, по которым через систему волоков можно было добраться до Арабского халифата. Известны их поселения на Волхове, Волге и Днепре. Места концентрации скандинавских могильников, как правило, отстоят на несколько километров от городских центров, где селилось местное население, преимущественно славянское, а во многих случаях — и от самих речных артерий.
В IX веке викинги обеспечивали торговлю с хазарами по Волге при помощи протогосударственной структуры, именуемой некоторыми историками Русским каганатом. Судя по находкам кладов монет, в X веке основной торговой артерией стал Днепр, основным торговым партнером вместо Хазарии — Византия. Согласно норманской теории, из симбиоза пришлых варяг со славянским населением родилось государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами — потомками князя Рюрика.

В землях пруссов викинги держали в своих руках торговые центры Кауп и Трусо, откуда начинался «янтарный путь» в Средиземноморье. В Финляндии следы их длительного присутствия обнаружены на берегах озера Ванаявеси. В Старой Ладоге при Ярославе Мудром ярлом сидел Регнвальд Ульвсон. Викинги совершали путешествия к устью Северной Двины за пушниной и разведали Заволоцкий путь. Ибн Фадлан в 922 году встречал их в Волжской Булгарии. Через волго-донской волок у Саркела русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.
Прекращение морских походов . Викинги свернули свои завоевательные походы в первой половине XI века. Связано это с сокращением населения скандинавских земель, распространением на севере Европы христианства, которое не одобряло грабежи и работорговлю. Параллельно на смену родовому строю приходили феодальные отношения, и традиционный полукочевой образ жизни викингов уступал место оседлому. Другим фактором служила переориентация торговых путей: Волжский и Днепровский речные пути неуклонно уступали значение средиземноморской торговле, которую оживили Венецианская и другие торговые республики. Отдельные искатели приключений из Скандинавии в XI веке ещё нанимались на службу византийских императоров и древнерусских князей. К последним викингам на норвежском престоле историки относят Олафа Харальдсона и Харальда Сурового, который сложил голову при попытке завоевать Англию. Одним из последних дальний заморский поход в духе предков предпринял Ингвар Путешественник, погибший во время экспедиции на берегах Каспия. Приняв христианство, вчерашние викинги организовали в 1107—1110 гг. собственный крестовый поход в Святую землю.
Оружие и доспехи

Рогатый шлем — в массовом сознании считается чуть ли обязательным атрибутом викинга, который носили все поголовно. Тем не менее, за всю историю раскопок не было найдено ни одного рогатого шлема. Находили тысячи разных — остроконечных и тупоконечных, украшенных и нет, откопали даже пару шлемов с крылышками, как у Гермеса, но ни одного рогатого. У разных народов такие шлемы существовали, но предполагается, что прежде всего — для ритуальных и декоративных целей. Дело в том, что по остроконечному шлему меч может соскользнуть, а зацепившись за рог он либо срывает шлем с головы, либо разворачивает его на 90 градусов, либо разрубает вместе с головой. На деле же наиболее распространённым у викингов был шлем похожий на «святовацлавский», то есть конический, с наносником и бармицей. На то время — нехилое новшество.

Щит
— основной защитой викинга был именно он, круглый, с умбоном, около метра в диаметре, в простейшем случае тупо сколоченный из досок, для усиления порою обтянутый кожей и окованный металлом, но всё равно — расходный материал. Именно он держит большинство ударов, для отведения его в сторону существует ряд хитрых и не очень тактик, а оставшийся в зарубе без щита — практически гарантированно не жилец, если не успеет отскочить за спины товарищей. Во время пеших походов щит вешали на спину, а в море крепили к бортам драккара. Также шилды использовались в качестве сигнального флага: белый щит, поднятый на мачту, означал мирные намерения, красный — «сейчас кого-то будут убивать».
Броня — в зависимости от благосостояния: от кожаной куртки или безрукавки из медвежьей шкуры у простых воинов до кольчуги с дополнительно надетой поверх неё чешуёй или жилеткой из ламелляра у ярла или опытного бойца.
Меч — самое популярное оружие. Классический меч викинга — прямой, обоюдоострый, с закругленным концом и шарообразным навершием — предназначен только для рубящих ударов. В X—XI веках фехтования как дисциплины еще не существовало, а бой на мечах включал в себя такие элементы, как «размахнись посильнее», «ебани со всей дури» и «прими удар на щит». Колющих ударов не практиковали, меч мечом не парировали — железо грубой ковки от такого неуважения легко зазубривалось и могло запросто сломаться. Собственно, основное назначение меча — рубка слабозащищённого противника или усекновение у одоспешенных лишних конечностей.
Секира/топор — второе по популярности и первое по значимости оружие. Когда слышат слово «викинг», чаще всего представляется здоровенный амбал в рогатом шлеме, кольчуге и с двусторонней секирой. На самом деле последнюю использовали древние греки и всякие азиаты, а викинги предпочитали односторонние топоры, причина чего довольно проста: они сражались в плотном строю, составляя стену щитов, а в таких условиях при замахе можно запросто задеть своего же соседа. Вообще же топор — это не только оружие, но и универсальный инструмент того времени — можно и драккар починить, и дров нарубить, и ворота выломать, и черепушку проломить, и кашу сварить. Да и при грабеже мирного населения топор удобнее благодаря универсальности. Мечом рубить двери — жаба задушит, а вот топор на такое дело не жалко, ведь качественная сталь шла только на изготовление лезвия, а обух и прочие части делались из обычного железа. В бою же топором гораздо практичнее разламывать щиты и прорубать доспехи, плюс топор продолжает сносно рубить, даже потеряв заточку, в то время как меч превращается в бесполезный лом. Ну и не стоит списывать со счетов экономический аспект: топор проще в изготовлении ⇒ дешевле, а потому доступнее для нищеброда, да и выправить выщербленное лезвие легче.
Бродэкс — топор с лезвием 45 см, сидящий на метровом топорище с двуручным хватом. Бесценен для крошева в мелкий винегрет. Не случайно бойцов с бродэксом ставили на острие клина атакующей скандинавской стелс-пихоты.
Молот — менее распространённый, но наиболее уважаемый вид оружия. Мог быть как боевым так и метательным. Известен молот скандинавского б-га Тора Мьёльнир, который был самонаводящимся, при ударе вызывал молнию, а после поражения цели возвращался обратно в руку. Соответственно, викинги, уважавшие своего б-га, носили подвески в виде молоточка. С практической точки зрения хорош тем, что проминает такие гибкие доспехи, как кольчугу.
Копья — применялись викингами наравне со всеми соседями, различались метательные и боевые. Боевые обычно имели длинный листовидный наконечник, которым можно было не только колоть, но и рубить, а древко оковывалось металлом.
Корабли викингов
Драккар — внушающие ужас корабли викингов. На носу корабля обязательно ставилась драконья башка, при виде которой мирное население пачкало штаны и в ужасе разбегалось. Работал корабль на ручном приводе, посредством гребли веслами об воду. При попутном ветре скорости добавлял квадратный парус. Благодаря хитрожопой конструкции сии корабли были универсальными, вездеходными и незаметными.
Для викинга драккар значил больше, чем родовой замок для рыцаря, и проебать драккар было большим позором — у такого вождя могла запросто разбежаться вся дружина. Вопреки распространенному заблуждению, гребцами на драккаре могли быть только свободные викинги, а если по какой-то причине за вёсла сажали раба, то после этого он получал свободу. Гребцы драккара имели разный статус в зависимости от их расположения на корабле. Самые почетные места были на носу корабля. Связано это было с тем, что от гребцов зависела скорость и эффективность перемещения корабля, одновременно они являлись и воинами, и при переходе в рукопашную схватку юниты, сидящие на носу, первыми вступали в бой.

Великие битвы

В просторы южных степей на протяжении многих столетий почти непрерывным потоком вторгались кочевники. Пришлые скотоводческие племена зимой останавливались в устьях рек, близ морских побережий, а в летний период передвигались в ковыльные степи, ближе к лесной полосе. Они постоянно совершали грабительские набеги на русские поселения.

Начиная с IX и до XIII века Киевская Русь вела упорную борьбу с этими племенами. Уже в X веке это было большое государство, занимавшее огромную территорию от (Карпат до Кавказа и от Балтийского моря до Черного, а по своему культурному развитию и военной мощи оно не уступало Византии. Об этом свидетельствуют летописи и археологические материалы, найденные в курганах и городищах. Центром экономической и культурной жизни Руси являлся город Киев. В кем скрещивались торговые пути «из варяг в греки» и из Европы на восток, в Аравию. Великий князь киевский объединил почти все племена восточных славян. В вассальной зависимости от него находились другие князья и бояре.

Дружинники Киевской Руси не раз совершали походы на Царьград (Константинополь). Так, в результате похода Олега в 911 году был заключен выгодный для Руси договор с греками. Но особенно широкий размах приобрели походы киевского князя Святослава, сына Игоря. Грозную силу его дружины испытали на себе многие враждебные племена. Святослав нанес сокрушительный удар по Хозарскому царству и обложил данью ясов и касогов. Он вел постоянную борьбу с печенегами, которые не знали земледелия и занимались преимущественно грабежами. Печенежские орды, вооруженные копьями и луками, молниеносно нападали на неприятеля и так же быстро скрывались от него. Набеги печенегов приносили большой вред Киевской Руси. В 968 году они напали на Киев. В это время Святослав с основными войсками находился в походе, поэтому защищал Киев маленький отряд во главе с воеводой Претичем. Трудно пришлось бы бороться этому отряду с неравными силами врага, но печенеги неожиданно обратились в бегство, узнав, что Святослав с дружиной возвращается из похода.

Еще более опасными врагами русских княжеств оказались новые кочевники - половцы, появившиеся в донских степях в середине XI века. Они вытеснили отсюда торков и печенегов, заняв северные берега Азовского и Черного морей до Днепра. После трех ожесточенных битв с русскими князьями (1061, 1068, 1093 годы) половцы овладели территорией Дона и прикубанскими степями. Приазовская Русь и Таманское княжество с городом Тмутараканью были отрезаны от Киевской Руси.

Только в 1095 году русские войска во главе с великим князем Владимиром Мономахом впервые одержали победу над половцами на их же земле, а в 1101 году им на Дону был нанесен новый тяжелый удар объединенными силами русских князей. В ожесточенной битве на реке Сутень (Молочная ) было убито 20 половецких князей. В их числе и князь Азуп, именем которого в древние времена назывался нынешний город Азов.

В последующие годы русские дружины не раз громили половцев. Так, в 1111 году большое войско во главе с Владимиром Мономахом снова двинулось на Дон. Кочевники в битве с русскими потеряли около 10 тысяч человек. Спустя 5 лет поход в окрестности Дона совершили русские войска под предводительством Ярополка. Было взято три половецких города: Балин, Чевшлюев и Сугров, а также захвачено в плен много ясов - союзников половцев.

О славных ратных делах русских воинов, об их храбрых предводителях повествуют страницы древних летописей. Так, из Волынской летописи мы знаем, как войска Владимира Мономаха принудили уйти на Кавказ половецкого хана Отрока, которого впоследствии приглашал вернуться на родину, в донские степи, его брат Сырчан. Этот исторический случай ярко передан в стихотворении «Емшан» поэтом XIX века Майковым. Отрок, став царем одной из народностей Кавказа, сначала наотрез отказался от приглашения своего брата. Но когда певец, прибывший гонцом от Сырчана, показал пучок емшана, привезенный из донских степей, Отрок был глубоко тронут и согласился возвратиться.

Отрок угрюмый принял вид И, на певца не глядя, знаком, Чтоб увели его, велит Своим послушливым кунакам. И взял пучок травы степной Тогда певец и подал хану; И смотрит хан - и сам не свой, Как бы почуя в сердце рану, За грудь схватился... Все глядит: Он - грозный хан, что ж это значит? Он, пред которым все дрожит, Пучок травы целуя, плачет! И вдруг, взамахнувши кулаком, «Не царь я больше вам отныне! - Воскликнул. - Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро Отрок снарядил караваны и отправился с дружиной в донскую степь.

Об этом рассказывается и в других русских летописях. Например, в «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) сообщается о поражении Шарукана и Боняка, нанесенном в 1106 году войсками Владимира Мономаха, и о том, что спустя пять лет был разбит и загнан на Кавказ, за железные ворота (в Абхазию) и половецкий хан Отрок Шаруканович.

В конце XII века положение Киевской Руси резко ухудшилось. То и дело возникали феодальные распри между князь­ями, что приводило к ослаблению русских земель. Корыстолюбивые феодалы заботились больше о своих интересах, а не о судьбе русского народа и независимости своей Родины.

Этим не замедлили воспользоваться половцы. Они усилили набеги на Киевскую Русь, подвергая ее грабежам и опустошению. Особенно сильно страдали земли окраинных княжеств.

Обособленные выступления русских князей, не желавших терпеть притеснения, обычно не имели успеха и лишь усугубляли бедственное положение русского народа.

Один из таких неудачных походов был предпринят в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославичем. Собрав небольшую дружину и не посоветовавшись с другими князьями, не предупредив о столь ответственном шаге великого киевского князя Святослава, Игорь отправился в половецкие степи, где в столкновении с многочисленными отрядами половцев потерпел поражение.

Знаменательно, что это событие, нашедшее яркое отражение в памятниках древнерусской письменности, и, прежде всего в «Слове о полку Игореве», происходило на Диком поле, в бескрайних просторах южных русских степей. И в древних летописях, и в «Слове о полку Игореве» не раз упоминаются, слова «Дон», «Донец», рисуются картины донской природы, описывается величавый степной пейзаж.

Согласно летописным сведениям, князь Игорь выступил в поход 23 апреля 1185 года. Неделю спустя, 1 мая, он достиг Донца и, несмотря на плохое предзнаменование (солнечное затмение, считавшееся на Руси провозвестником несчастья), приказал своему войску переправиться на другой берег. У Оскола он сделал двухдневную остановку, поджидая своего брата Всеволода с дружиной, который шел другим путем из Курска, а затем направился в половецкие степи - к «синему Дону».

Игорь рассчитывал, что ему удастся застигнуть половцев врасплох. Однако высланные вперед дозорные вскоре сообщили, что половцы знают о приближении русских и готовы вступить в бой. Игорю советовали вернуться назад («яко не наше есть время», т. е. неблагоприятное для нас время), но он был храбрым и честолюбивым князем и отверг этот совет. Если не пойти на врага, то «позор будет пуще смерти».

На следующий день русские встретились с половецкими полками и обратили половцев в бегство, захватили их вежи (Кочевые жилища на телеге ) и большой полон (пленных).

Однако на следующее утро неприятель, собрав «всю половецкую землю», «ак борове» (подобно лесу), стал наступать на Игорево войско. Было очевидно, что ему в этой неравной битве не устоять.

Но не пали духом отважные русские ратники, мужество не покинуло их храбрые сердца. Началось жестокое побоище, которое длилось три дня и три ночи.

Упорно и самоотверженно сражались полки Игоря, много побили они поганых половцев. В схватке был ранен князь. Игорь, но и раненый он продолжал борьбу. До последних сил, пока оставалось в руках оружие, бился его брат Всеволод.

Только на третий день половцам, предводительствуемым ханом Кончаком, удалось сломить русских. Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод, а также оставшиеся в живых дружинники попали в плен.

Есть косвенное указание на то, что князь Игорь в период своего пребывания в плену находился на Дону, возможно, в Кобяковом городище (западная часть нынешнего города Аксая), которое длительное время служило ставкой половецких ханов. Интересные сведения об этом имеются в «Слове, о полку Игореве». Рассказывая о подготовке побега Игоря из плена, автор «Слова» говорит:

Игорь спит, Игорь бдит. Игорь мыслию поле мерит От великого Дона до малого Донца

Автор «Слова о полку Игореве» сумел хорошо разобраться в противоречиях общественно-политической жизни Киевской Руси. Главным злом в Русском государстве он считал раздоры между князьями. Обобщив и сопоставив исторические факты, автор «Слова» пришел к травильному выводу: к призыву князей и всего русского народа к единению, в котором он видел единственный выход для спасения культуры и независимости Киевской Руси от грабительских нашествий кочевников.

Русь долгое время была препятствием на пути кочевников в Западную Европу. В феодальной Европе в это время возникали города, росло городское население. Свободные крестьяне превращались в крепостных, зависимых от сеньоров. Обострялась борьба крестьян с феодалами, вспыхивали восстания. Между феодалами и горожанами росла борьба. Процветали разбой и грабежи: феодалы нападали на проезжающих с караванами купцов, грабили, взымали с них высокие пошлины, делая невозможным нормальное развитие торговли.

Еще за столетие до появления «Слова о полку Игореве» начался политический распад феодальных государств на множество владений. Между государствами шли непрерывные войны. Духовенство проповедовало отречение от земных благ, внушало забитому народу, что скоро наступит конец мира. На площадях больших и малых городов Европы пылали костры. На них духовенство сжигало «еретиков». Папы римские призывали королей и рыцарей к крестовым походам на Иерусалим, против мусульман, во имя спасения гроба господня. Султаны и шахи призывали мусульман во имя аллаха уничтожать христиан. Лилась кровь христианская и мусульманская...

А из древней Руси в те времена разносился тревожный голос русского гениального поэта:

По русской земле Редко пахари покрикивают, Но часто ворони грают, Трупы меж собой деля...

Обращаясь к галицкому князю Ярославу Осмомыслу, автор «Слова» призывает:

Стреляй господине Кончака поганого кощея За землю Русскую, За раны Игоря, Храброго Святославича!..

Русский народ-богатырь принял на свои плечи удары бесчисленных орд кочевников. Что было бы с Европой, если бы Русь не задержала продвижение кочевников на Запад? Вероятно, развитие европейской культуры было бы приостановлено на определенный период. Западная культура не подвергалась уничтожению. На Руси же погибло множество культурных ценностей и памятников письменности.

В середине XIII века в ставку Батыя французским Людовиком Святым был послан голландский монах Рубруквис с целью склонить татар к принятию христианской веры. Рубруквис, проезжая через донские степи, в своих записях отметил, что на Дону от смешения алан-ясов с русскими образовался особый народ: закаленные в боях воины, затерявшиеся среди чуждых им иноплеменников, все необходимое для себя добывающие войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия жизни не позволяли им возводить дорогие постройки и иметь многолюдные города. Для защиты от холода и непогоды они строили землянки и кухни из плетней и камыша. Зато они не отказывали своим женам и дочерям в богатых по-царски нарядах. Жены их украшали головы подобно француженкам и опушивали низ своего платья белками, выдрами, горностаями. Мужчины одевались проще: летом и зимой они носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны. Этот особый народ известен по летописям, как бродники (Название произошло от слова «бродить», которое означало «быть свободным, независимым» ).

Другой посол, Иоанн Плано Карпини, был послан папой Иннокентием IV к Батыю в 1246 году. Побывав в Золотой орде, он рассказывал в своих записках о многочисленных народах, обитавших на Дону, о многолюдном городе Орнасе, население которого состояло из алан-христиан, хозар, русов и сарацин-мусульман, имевших в этом городе магазины, склады товаров. В Орнасе имелась хорошая гавань для стоянки кораблей. Татары решили взять Орнас приступом. Но эта попытка оказалась безуспешной: город был обнесен крепкими стенами, а жители оказывали отчаянное сопротивление. Тогда татары с помощью итальянских инженеров запрудили реку, которая протекала через город, и потопили всех жителей Орнаса.

Где же находился этот город? По всей вероятности, древний Орнас находился на месте города Черкасска, ныне станицы Старочеркасской, через который в то время протекал приток реки Дона - Протока. Спустя несколько столетий в XVI веке по берегам Дона возникли вольные общины донских казаков, продолжавшие традиции бродников.

Донским просторам суждено было стать ареной и другой великой битвы, сыгравшей исключительно важную роль в истории нашей Родины. Весной 1236 года татаро-монгольские орды под предводительством Батыя - внука Чингис-хана - вторглись в пределы русской земли. На своем пути захватчики грабили, жгли города и села, уводили в неволю множество пленных.

В суровую зиму 1237 года после пятидневной обороны под ударами татарских полчищ пала Рязань. Татары жестоко расправились с ее мужественными защитниками. Они сожгли город, а всех жителей истребили. Только дым, земля и пепел, как повествует летопись, остались на месте древней Рязани. Вслед за ней были разгромлены одно за другим почти все русские княжества, которые из-за разрозненности не смогли противостоять несметным ордам врага. На Руси установилось татаро-монгольское иго. Бесчисленные поборы, подати и повинности, издевательства и притеснения стали обычным, повседневным явлением в период господства татар на Руси.

Но свободолюбивый русский народ не мог смириться с положением бесправного раба. Русские люди не раз восставали против ненавистных татарских правителей. Однако первые попытки сбросить татарское иго не имели успеха. Еще очень сильна была Золотая орда - татарское государство, занимавшее земли, завоеванные Батыем, - и слишком слабы разрозненные, неорганизованные выступления русских. Прошло немало десятилетий прежде чем Русь, постепенно объединяя раздробленные земли, смогла накопить силы для борьбы с татарами.

Только когда во главе Московского княжества стал князь Дмитрий Иванович (1359 год), этих сил было уже достаточно, чтобы нанести решительный удар татаро-монгольскому игу.

В борьбе за освобождение (русского народа из-под гнета татарских поработителей Дмитрий Иванович сыграл выдающуюся роль. Этот смелый, свободолюбивый, глубоко преданный интересам своей Родины политический деятель хорошо понимал, что свергнуть вековое господство татар можно лишь совместными действиями всех русских княжеств. Поэтому он обратился ко всем князьям, ко всем русским людям с призывом собирать войско и ополчения и идти всем вместе на врага.

На этот клич горячо отозвался русский народ. Под знамена московского князя со всех концов русской земли шли княжеские отряды и народные ополчения («полки») - муромское, владимирское, костромское, ростовское, ярославское и другие, которые составили главную массу русского войска.

Собрав стотысячную рать, Дмитрий Иванович двинулся в поход против золотоордынского хана Мамая. 27 августа он перешел через Оку и направился по Рязанской земле к Дону. 5 сентября 1380 года передовые отряды конницы русского войска подошли к устью реки Непрядвы, впадающей в Дон. В этот день Дмитрий Иванович получил сообщение от своих дозорных, что Мамай стоит уже на Дону.

Несметные полчища татар, словно туча, готовы были обрушиться на русские отряды. Жестокая предстояла битва с врагом. Но не дрогнул Дмитрий Иванович перед лицом смертельной опасности. Не колеблясь, решил он вступить в битву с татарами, хотя и нашлись в его стане трусы и маловеры, советовавшие князю не переходить Дон и не начинать сражения.

Обращаясь к русскому войску, Дмитрий Иванович сказал:

«Друзья и братья! Ведайте, что привел я вас не затем, чтобы реку Дон стеречь. Привел я рать, чтобы землю Русскую от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить. Смерть честная лучше, чем худая жизнь. Краше бы­ло б не идти против поганых, чем прийти и стоять, ожидая, когда враг сам нападет на нас. Не буду ждать врага, пойду навстречу ему. Ныне же - за Дон! Либо там победим и все от гибели сохраним, либо сложим головы свои. Один у нас путь остался! Вперед, за Дон!»

К вечеру 7 сентября русские полки перешли Дон и расположились на небольшом холмистом поле, сплошь изрезанном оврагами и речками с крутыми обрывистыми берегами. Посредине его тянулось болото, в котором обитало множество куликов. Это и было знаменитое Куликово поле, на котором Дмитрий Иванович решил дать бой Мамаю.

Выбор был не случайным. Обладая недюжинными способностями военачальника, Дмитрий Иванович правильно рассчитал, что татары не смогут применить свою обычную тактику обхода с флангов, так как этому мешали реки и овраги. В подобной обстановке они могли вести наступление против русских войск только с фронта, «в лоб», а это давало последним большое преимущество в предстоящей битве.

День сражения - 8 сентября - выдался необычным. С раннего утра Куликово поле окутал густой, непроглядный туман. Все скрылось в нем: холмы, речки, овраги, леса.

Впереди был поставлен «передовой полк», который почти весь состоял из пехоты. За ним расположился «большой полк» под командой самого Дмитрия Ивановича. На его флангах заняли позиции «полк левой руки» и «полк правой руки». В тылу, в лесных зарослях, укрылся «западной (засадный) полк» под командованием опытного воеводы боярина Боброка-Волынца и князя Серпуховского.

Как только брызнули первые лучи запоздалого осеннего солнца, многотысячная Мамаева орда, словно саранча, дви­нулась навстречу русским. Впереди в несколько рядов шла пехота в темных одеждах, в шлемах и панцирях, с копьями разной длины, по бокам двигались бесчисленные отряды конницы, вооруженные кривыми саблями, луками и стрелами. Гулом дрожала земля под ногами несметной татарской рати. Тучи пыли, поднятые конницей, сплошной завесой заволокли горизонт.

Наконец, войска сошлись. Перед началом битвы, рассказывается в старинном предании, состоялся поединок двух богатырей - татарского Тимур-Мурзы (Телебея) и русского Пересвета. Это была короткая и жестокая схватка, в которой погибли оба противника. Их столкновение послужило сигналом к началу сражения. Грянула знаменитая Куликовская битва. «То не ястребы и соколы, и не кречеты белые, перелетев быстро за Дон, ударили на многие стада гусиные и на лебединые, - повествует о начале битвы памятник древнерусской литературы «Задонщина». - То наехали князья русские и богатыри на великие силы татарские и ударили копьями харалужными о доспехи татарские. Загремели мечи булатные о шеломы ханские на поле Куликове, на речке Непрядве» (). Лавиной обрушились татары на «передовой полк». Мужественно сражались русские воины, но слишком велика была вражья сила. «Копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала лучи солнца, молниями сверкали мечи, а люди падали, как трава перед косой. Кровь лилась, как вода, и текла ручьями» («Воинские повести древней Руси». М.-Л., 1949 ), - говорит летопись. Вскоре почти весь полк был изрублен татарами. Опьяненные первым успехом, они усилили натиск и врезались в середину большого полка. Началась страшная сеча. Лязг оружия смешался с воплями и стонами раненых, ржанием лошадей и криками сражающихся. На поле брани была такая теснота, что воины бились грудь с грудью. Многие из них погибали под копытами лошадей или задыхались.

Этот драматический момент ярко запечатлел известный поэт-декабрист Рылеев в своей думе «Дмитрий Донской». Сражение представляло собой поистине потрясающее зрелище:

Кровь хлынула - и тучи пыли, Поднявшись вихрем к небесам, Светило дня от глаз сокрыли, И мрак простерся по полям, Повсюду хлещет кровь ручьями. Зеленый побагровел дол. Там русский поражен врагами, Здесь пал растоптанный монгол, Тут слышен копий треск и звуки, Там сокрушился меч о меч, Летят отсеченные руки, И головы катятся с плеч.

Много русских пало смертью храбрых, их ряды сильно поредели, но не дрогнули, не отступили воины. Тогда Мамай бросил свежие силы конницы, которая устремилась слева в обход на русские войска.

С новой силой «звенят доспехи злаченные, стучат щиты червленные, гремят мечи булатные, блистают сабли острые около голов молодецких. Льется кровь богатырская по седлам кованным и катятся шлемы позлащенные коням под ноги» («Воинские повести древней Руси» ).

Наконец, татарам удалось разбить «полк левой руки» и оттеснить его к Непрядве казалось, победа была обеспечена. Но неожиданно из засады вылетел «западной полк» Боброка-Волынца. Его воины жаждали мщения за погибших братьев и с неудержимой силой устремились на растерявшихся татар.

Внезапное появление русских конников воодушевило остальных воинов, и они перешли в наступление. Не выдержав этого удара, татары в замешательстве начали отступать. Вскоре их отступление превратилось в беспорядочное бегство. Русские погнали врага далеко за пределы Куликова поля. Сам Мамай панически бежал из своей палатки на Красном холме, с которого он наблюдал за ходом сражения.

Куликовская битва окончилась полным разгромом Мамая. Она принесла славу русскому оружию и явилась примером непоколебимого мужества, стойкости и отваги русского воина. За победу, одержанную на поле Куликовом, на славном тихом Дону, великий князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. И хотя только спустя столетие Русь освободилась от татарского господства, Куликовская битва подорвала татарскую мощь. Русский народ гордится своими доблестными предками. Героические подвиги русских храбрецов дошли до нашего времени в былинах, преданиях, исторических песнях и сказках, в которых созданы яркие образы защитников русской земли.

Викинги - кто это такие? Образ жизни викингов. Их история и религия. Военное искусство викингов. Викинги - это раннесредневековые скандинавские мореходы, совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и Северной Африки.

Кто такие викинги?

Английский термин «викинг» произошел от древнескандинавского слова víkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vík - залив, или бухта. Следовательно, слово víkingr переводится как «человек из фьорда (залива)». Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины «викинг» и «скандинав» нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Куда бы ни отправлялись викинги - на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, - они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию , поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики - Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских островах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии.

Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.

Образ жизни викингов

У себя на родине викинги добывали пищу традиционными методами: возделывали землю, занимались охотой и рыболовством, разводили скот. А за рубежом их чаще всего знали как завоевателей и грабителей, хотя и цивилизованная торговля им была не чужда.

Крестьяне-викинги были независимы, в отличие от крепостных крестьян в российской истории. Они работали сами или вместе с семьей, и вне зависимости от площади возделываемой земли, сохраняли свою свободу и были основой скандинавского общества. Родственные связи были очень важны для их общества, и при принятии серьезных решений совет родни имел решающее значение. Кланы охраняли свое доброе имя, а преступления против чести и достоинства приводили к жестоким разборкам, доходивших до кровавых междоусобиц между целыми кланами.

Семья и дом

Женщины в семье викингов играли серьезную роль. В отличие от многих других стран, они уже тогда могли обладать собственностью и самостоятельно принимать решения о замужестве и разводе. За пределами семьи их права были меньше, чем у мужчин, поэтому участие их в общественной жизни было незначительным. незначительным.

Пища. Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овес, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зерен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в высших классах общества - импортное вино.

Одежда. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Жилище. Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетеной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня.
В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и темной, посреди нее располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

Литература и искусство

Литература и искусство. Викинги ценили мастерство в бою, но не менее почитали литературу, историю и искусство.Литература викингов существовала в устной форме, и только спустя некоторое время по окончании эпохи викингов появились первые письменные произведения. Рунический алфавит тогда применялся лишь для надписей на надгробных камнях, для волшебных заклинаний и кратких посланий. Зато в Исландии сохранился богатый фольклор. Он был записан по окончании эпохи викингов с применением латинского алфавита переписчиками, которые хотели увековечить подвиги своих предков.

Среди сокровищ исландской литературы выделяются длинные прозаические повествования, известные как саги. Они подразделяются на три основных типа. В наиболее важных, т.н. семейных сагах описываются реальные персонажи эпохи викингов. Сохранилось несколько десятков семейных саг, пять из них по объему сопоставимы с большими романами. Два других типа - исторические саги, рассказывающие о норвежских королях и заселении Исландии, и беллетристические саги конца эпохи викингов о приключениях, отражающие влияние Византийской империи и Индии. Еще одно крупное прозаическое произведение, появившееся в Исландии, - Младшая Эдда - собрание мифов, записанное Снорри Стурлусоном, исландским историком и политическим деятелем 13 в.

В большом почете у викингов была поэзия. Исландский герой и искатель приключений Эгиль Скаллагримссон гордился званием поэта не меньше, чем достижениями в бою. Поэты-импровизаторы (скальды) воспевали достоинства ярлов (предводителей) и принцев в сложных поэтических стансах. Гораздо проще поэзии скальдов были песни о богах и героях прошлого, сохранившиеся в сборнике, известном под названием Старшая Эдда.

Средневековая эпоха викингов относится к периоду VIII-XI вв., когда европейские моря бороздили смелые разбойники родом из Скандинавии. Их рейды вселяли ужас в цивилизованных жителей Старого Света. Викинги были не только грабителями, но и торговцами, а также первооткрывателями. По вероисповеданию они были язычниками.

Появление викингов

В VIII веке жители территории современной Норвегии, Швеции и Дании начали строить самые быстроходные по тем временам корабли и отправляться на них в далекие путешествия. На эти авантюры их толкала суровая природа родных краев. Сельское хозяйство в Скандинавии было слабо развито из-за холодного климата. Скромный урожай не позволял местным жителям вдоволь кормить свои семьи. Благодаря грабежам викинги заметно богатели, что давало им возможность не только покупать еду, но и торговать с соседями

Первое нападение мореходов на соседние страны произошло в 789 году. Тогда разбойники атаковали Дорсет на юго-западе Англии, убили тэна и ограбили город. Так началась эпоха викингов. Другой важной причиной возникновения массового пиратства стало разложение прежнего строя, основанного на общине и роде. Знать, усилившая свое влияние, приступила к созданию первых прообразов государств на Для таких ярлов грабежи стали источником богатства и влияния среди соотечественников.

Искусные мореходы

Ключевой причиной завоеваний и географических открытий викингов стали их суда, которые были гораздо лучше любых других европейских. Боевые корабли скандинавов назывались драккарами. Мореплаватели часто использовали их как собственный дом. Такие суда были мобильными. Их можно было сравнительно легко волоком перенести на берег. Сначала корабли были весельными, позже обзавелись парусами.

Драккары отличались изящной формой, быстроходностью, надежностью и легкостью. Их конструировали специально для мелководных рек. Заходя в них, викинги могли отправиться вглубь разоряемой страны. Такие вояжи становились полной неожиданностью для европейцев. Как правило, драккары строились из древесины ясеня. Они являются важным символом, который оставила после себя ранняя средневековая история. Эпоха викингов - это не только период завоеваний, но еще и период развития торговли. Для этой цели скандинавы использовали специальные купеческие корабли - кнорры. Они были шире и глубже драккаров. На такие суда можно было погрузить гораздо больше товаров.

Эпоха викингов в Северной Европе ознаменовалась развитием навигации. У скандинавов не было каких-то специальных приборов (например, компаса), но они прекрасно обходились подсказками природы. Эти мореплаватели досконально знали повадки птиц и брали с собой их в плавание, чтобы определить, есть ли рядом земля (если ее не было, пернатые возвращались на корабль). Также исследователи ориентировались по солнцу, звездам и луне.

Набеги на Британию

Первые рейды скандинавов в Англию были скоротечными. Они грабили беззащитные монастыри и оперативно возвращались в море. Однако постепенно викинги стали претендовать на земли англосаксов. В Британии тогда не существовало единого королевства. Остров был поделен между несколькими правителями. В 865 году легендарный Рагнар Лодброк отправился в Нортумбрию, однако его корабли сели на мель и разбились. Непрошеных гостей окружили и взяли в плен. Король Нортумбрии Элла II казнил Рагнара, приказав бросить его в яму, полную ядовитых змей.

Гибель Лодброка не осталась безнаказанной. Уже через два года на берег Англии высадилась Великая языческая армия. Этим войском руководили многочисленные сыновья Рагнара. Викинги завоевали Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Правители этих королевств были казнены. Последним оплотом англосаксов был Южный Уэссекс. Его король Альфред Великий, понимая, что его сил недостаточно для борьбы с интервентами, заключил с ними мирный договор, а затем, в 886 году, и вовсе признал их владения в Британии.

Завоевание Англии

Альфреду и его сыну Эдуарду Старшему понадобилось четыре десятилетия, чтобы очистить родину от иноземцев. Мерсия и Восточная Англия были освобождены к 924 году. В отдаленной северной Нортумбрии владычество викингов продолжалось еще тридцать лет.

После некоторого затишья скандинавы вновь стали часто появляться у британских берегов. Очередная волна набегов началась в 980 году, а в 1013-м Свен Вилобородый полностью захватил страну и стал ее королем. Его сын Кнуд Великий на протяжении трех десятилетий правил сразу тремя монархиям: Англией, Данией и Норвегией. После его смерти прежняя династия из Уэссекса вернула себе власть, а иноземцы покинули Британию.

В XI веке скандинавы предприняли еще несколько попыток завоевать остров, однако все они провалились. Эпоха викингов, кратко говоря, оставила заметный отпечаток на культуре и государственном устройстве англосаксонской Британии. На территории, которой некоторое время владели датчане, установился Данелаг - система права, перенятая у скандинавов. Этот регион был обособленным от других английских провинций на протяжении всего Средневековья.

Норманны и франки

В эпохой викингов называют период нападений норманнов. Под таким именем скандинавы запомнились современникам-католикам. Если на запад викинги плыли в основном для того, чтобы грабить Англию, то на юге целью их походов была Франкская империя. Она была создана в 800 году Карлом Великим. Пока при нем и при его сыне Людовике Благочестивом сохранялось единое сильное государство, страна была надежно защищена от язычников.

Однако, когда империя распалась на три королевства, а те, в свою очередь, начали страдать от издержек феодальной системы, перед викингами открылись головокружительные возможности. Одни скандинавы каждый год грабили побережье, а другие нанимались на службу к католическим правителям, чтобы за щедрое жалованье защищать христиан. Во время одного из своих рейдов викинги даже захватили Париж.

В 911 году король франков Карл Простоватый отдал викингам Этот регион стал называться Нормандией. Ее правители крестились. Эта тактика оказалась эффективной. Все больше викингов постепенно переходило на оседлый образ жизни. Но некоторые смельчаки продолжали свои походы. Так, в 1130 году норманны завоевали юг Италии и создали Сицилийское королевство.

Скандинавское открытие Америки

Двигаясь дальше на запад, викинги открыли для себя Ирландию. Они часто устраивали рейды на этот остров и оставили на местной кельтской культуре значительный отпечаток. Больше двух столетий скандинавы владели Дублином. Примерно в 860 году викинги открыли Исландию («Ледяную страну»). Именно они стали первыми жителями этого пустынного острова. Исландия оказалась популярным местом колонизации. Туда стремились жители Норвегии, бежавшие из страны из-за частых гражданских войн.

В 900 году корабль викингов, случайно сбившийся с пути, наткнулся на Гренландию. Первые колонии появились там в конце X столетия. Это открытие вдохновило других викингов продолжить поиски пути на запад. Они справедливо надеялись на то, что далеко за морем есть новые земли. Мореплаватель около 1000 года достиг берегов Северной Америки и высадился на полуострове Лабрадор. Этот край он назвал Винландом. Таким образом, эпоха викингов ознаменовалась открытием Америки за пять столетий до экспедиции Христофора Колумба.

Слухи об этой стране были отрывочными и не покинули пределов Скандинавии. В Европе так и не узнали о западном материке. Поселения викингов в Винланде просуществовали несколько десятилетий. Было предпринято три попытки колонизировать эту землю, однако все они провалились. На чужаков нападали индейцы. Поддерживать связь с колониями было крайне тяжело из-за огромных расстояний. В конце концов скандинавы покинули Америку. Гораздо позже археологи нашли следы их поселения в канадском Ньюфаундленде.

Викинги и Русь

Во второй половине VIII века отряды викингов стали нападать на земли, населенные многочисленными финно-угорскими народами. Об этом свидетельствуют находки археологов, обнаруженные в российской Старой Ладоге. Если в Европе викингов называли норманнами, то славяне нарекли их варягами. Скандинавы контролировали несколько торговых портов на берегу Балтийского моря в Пруссии. Здесь начинался прибыльный янтарный путь, по которому в Средиземноморье перевозили янтарь.

Как повлияла на Русь эпоха викингов? Кратко говоря, благодаря пришельцам из Скандинавии зародилась восточнославянская государственность. Согласно официальной версии, жители Новгорода, часто контактировавшие с викингами, обратились к ним за помощью во время внутренней междоусобицы. Так на княжение был приглашен варяг Рюрик. От него произошла династия, которая в скором будущем объединила Русь и стала править в Киеве.

Быт жителей Скандинавии

У себя на родине викинги жили в больших крестьянских жилищах. Под крышей одного такого здания умещалась семья, включавшая в себя сразу три поколения. Дети, родители, бабушки и дедушки жили вместе. Этот обычай был отголоском Дома строились из древесины и глины. Крыши были торфяными. В центральной большой комнате находился общий очаг, за которым не только ели, но и спали.

Даже когда наступила эпоха викингов, их города в Скандинавии оставались совсем маленькими, по своим размерам уступая даже поселениям славян. Люди концентрировались в основном вокруг ремесленных и торговых центров. Города строили в глубине фьордов. Делалось это для того, чтобы получить удобную гавань и в случае нападения вражеского флота заранее знать о его приближении.

Одевались скандинавские крестьяне в шерстяные рубахи и короткие мешковатые штаны. Костюм эпохи викингов был достаточно аскетичным из-за дефицита сырья в Скандинавии. Богатые представители высших классов могли носить цветную одежду, которая выделяла их из толпы, показывая достаток и положение. Женский костюм эпохи викингов обязательно включал аксессуары - металлические украшения, брошь, подвески и пряжки для пояса. Если девушка была замужем, она укладывала волосы в пучок, незамужние подхватывали волосы лентой.

Доспехи и оружие викингов

В современной массовой культуре распространен образ викинга с рогатым шлемом на голове. На самом деле такие головные уборы были редкостью и использовались больше не для боя, а для проведения ритуалов. Одежда эпохи викингов включала в себя обязательные для всех мужчин легкие доспехи.

Гораздо более разнообразным было оружие. Северяне часто использовали копье длиной около полутора метров, которым можно было рубить и колоть неприятеля. Но самым распространенным оставался меч. Это оружие было очень легким по сравнению с другими видами, появившимися в последующее Средневековье. Меч эпохи викингов необязательно производился в самой Скандинавии. Воины часто приобретали франкское оружие, так как оно отличалось лучшим качеством. Были у викингов и длинные ножи - саксы.

Луки жители Скандинавии делали из ясеня или тиса. В качестве тетивы нередко использовались сплетенные волосы. Распространенным оружием ближнего боя были топоры. Викинги предпочитали широкое, симметрично расходящееся лезвие.

Последние норманны

В первой половине XI века наступил конец эпохи викингов. Он был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в Скандинавии окончательно разложился прежний родовой строй. Ему на смену пришел классический средневековый феодализм с сюзеренами и вассалами. В прошлом остался и наполовину Жители Скандинавии осели у себя на родине.

Конец эпохи викингов наступил еще и из-за распространения христианства среди северян. Новая вера, в отличие от языческой, выступала против кровопролитных походов на чужбину. Постепенно были забыты многие ритуалы жертвоприношений и т. д. Первой крестилась знать, которая с помощью новой веры легитимизовалась в глазах всего остального цивилизованного европейского сообщества. Вслед за правителями и аристократией то же самое сделали обычные жители.

В изменившихся условиях викинги, желавшие связать свою жизнь с военным делом, уходили в наемники и служили у зарубежных государей. Например, у византийских императоров была своя варяжская стража. Жители севера ценились за свою физическую мощь, неприхотливость в быту и множество боевых умений. Последним викингом у власти в классическом понимании этого слова был король Норвегии Харальд III Суровый. Он отправился в Англию и попытался завоевать ее, однако погиб в битве при Стамфорд-Бридже в 1066 году. Тогда и наступил конец эпохи викингов. Вильгельм Завоеватель из Нормандии (сам также потомок скандинавских мореходов) в том же году все-таки покорил Англию.