Корейская поэзия в переводе ахматовой. Вы ощущаете покалывания в макушке головы

Изумленное сердце. Стихи корейских поэтов

Ким Соволь

Когда ты, устав от меня,

Молча тебя отпущу.

В горах Яксан, что в уезде Ёнбён,

Охапку азалий

Нарву - разбросать на твоем пути.

Устилающие путь

Слегка, уходя, притопчешь.

Когда ты, устав от меня,

Как бы ни было больно,

не расплачусь вослед.

Перевод М. Солдатовой

Много дней спустя

Пусть много дней спустя ты вновь ко мне придешь,

Тогда скажу тебе одно: “Забыла”.

Ты, может быть, меня в душе и попрекнешь,

Я повторю: “Грустила, но - забыла”.

И снова твой упрек вонзится, словно нож.

Я в третий раз скажу: “Изверилась - забыла”.

Вчера ль, сегодня - я все помню о тебе,

Но, много дней спустя, скажу: “Давно забыла”.

Перевод Г. Ярославцева

Имя любимой, что так знаменито,

Ныне от слуха людского сокрыто,

Отклика нет, сколь ее ни зови ты,

Имя, что будет вот-вот позабыто,

Я называю.

Слово, что в любящем сердце лелею,

Произнести не умею, не смею.

Милой оно предназначено,

Милой, чье имя утрачено.

Солнце закатное темно-багрово,

Скорбная страстность оленьего рева…

Стоя один на горе отдаленной,

Имя прекрасное снова и снова

Я называю.

Зовом, тоскою я обессилен,

Слишком простор для него необъятен.

Так постепенно я онемею,

Стоя на месте, окаменею.

Статуя - ей предназначена,

Милой, чье имя утрачено…

Перевод Г. Ярославцева

Ли Санхва

В мою спальню

Истинно прекрасное и постоянное существует только в мечтах.

Мои слова

Мадонна, ночь уже обошла все застолья. Утомленная,

возвращается домой.

Ах, спеши ко мне, пока не заалел восток, - на твоей

персиковой груди роса осядет.

Мадонна, приди! Оставь дома фамильные жемчужины

глаз, мне нужно лишь твое тело.

Спеши. Мы, словно звезды, исчезнем, как только наступит день.

Мадонна, я жду тебя, дрожу от страха в мрачном

закоулке души.

Ах, запели первые петухи, собаки залаяли, слышишь?

Мадонна, приди в мою спальню - я убирал ее до зари.

Серп луны тает, я слышу шаги - твои ли?

Мадонна, взгляни, свеча моей души рыдает без слез,

догорает короткий фитилек,

Задыхается от легкого, как овечья шерсть, дуновения

ветерка, в облачке голубого дыма тает.

Мадонна, приди! Пойдем! Безногая тень далекой горы,

словно демон, к дому крадется.

Ах, если бы ты знала, любимая, как мое сердце бьется -

тебя зовет.

Мадонна, скоро наступит новый день, приди, пока в храме

барабан не усмехнулся,

Обвей мою шею руками, уйдем вслед за ночью в вечную страну.

Мадонна, никто, кроме тебя, не пройдет в мою спальню по

узкому мосту страха и раскаяния.

Ах, дует ветер, приди, как ветер, легко! Любимая, где же ты?

теряю рассудок?

Будто иссяк источник моего сердца, высохла кровь в моем

теле - душа и горло горят огнем.

Мадонна, нам придется уйти. Так пойдем, к чему

заставлять себя ждать?!

Ты, Мария, веришь моим словам; ты знаешь, что мы

воскреснем…

Мадонна, сон, принесенный ночью, сон, сотканны нами, и

сон жизни, что люди лелеют, меж собою похожи.

приди в мою спальню, красивую и старую - как душа

младенца, не ведающую времени.

Мадонна, тускнеют улыбки звезд, стихают темные волны ночи.

Ах, любимая, приди, пока не рассеялся туман! Я зову тебя…

Перевод М. Солдатовой

Настанет время, когда, создавая новый мир,

Одной своей строкой, вот этим, ты будешь всех будить.

Поэт, смысл жизни твоей в том,

Чтобы о тебе, когда тебя уже не будет во Вселенной,

на каналах, орошающих поля в засуху.

Пусть из так называемого мира

Появятся только музыкальные инструменты,

в которых живут отдельно душа и тело,

Поэт, твоя жизнь в том,

Чтобы, как трудно ни пришлось, ты все же продолжал свое дело.

Когда взойдет затемненное при затмении солнце,

разве у тебя пропадет желание творить?

Поэт, твоя слава в том,

Чтобы ты стал безраздельно душой ребенка, отважно

преодолевающего преграды.

Днем ли, ночью ли,

Когда стихи пойдут быстрыми шагами,

Пусть тебе будет дано увидеть прекрасную бабочку,

взлетевшую, умирая, к свече.

Перевод Л. В. Галкиной

Молчание любви

Любовь ушла, любовь моя ушла.

Ушла по тропинке к кленовой роще, рассекла зеленый

покров холмов.

Старая клятва, как золотой цветок, крепкая и ясная,

рассыпавшись ледяным прахом, унесена вздохом.

Острое воспоминание о первом поцелуе перечертило

линию судьбы, отступило назад и растаяло.

цветущего лица.

Встретив любовь, я стал страшиться разлуки, но к

расставанию был не готов - изумленное сердце

разрывается от тоски.

Боясь, что ручьи бесполезных слез любовь разрушат, всю

силу безутешной грусти я выплеснул в волны -

новых надежд.

Как разлуки страшимся, встречаясь, на встречу

надеемся мы, когда расстаемся.

Любовь ушла - я не успел проводить ее.

Песня нежная, мелодии своей сдержать не в силах, вокруг

молчания любви вьется.

Перевод М. Солдатовой

Чон Чжиён

Море на кусочки

Разлетается,

Скользкое,

Как стайка ящериц, –

За хвост не ухватить.

От белых когтей

Царапины алее и печальней, чем кораллы.

С трудом совладало с собой,

Подравнялось, втянуло влагу.

Мытые руки отдернуло

От морских катр.

Выплескивается,

Накатывается,

Распахивается, переполняясь!

Земной шар, словно цветок лотоса, закрывается…

раскрывается…

Перевод М. Солдатовой

Пак Пхарян

Скиталец

Лапти с прилипшей желтой глиной. Узелок.

С бумажным зонтом на шляпе весь день бреду.

Снав зонт бумажный со шляпы, весь день бреду.

Белый журавль, взлетев у края дороги,

Сел на межу на рисовом поле.

Безымяный трактир

У края дороги одиноко стоит.

Тусклый огонек светильника.

Старик с улыбкой глядит на внука.

На лице старика много морщин.

За горы, за реки,

Красивый, как душа ребенка,

Мимо белой пустыни

Путь скитальца –

Одинокой души.

Ким Чхунсу

До того как я назвал ее,

Лишь только движением.

Я дал ей имя –

Она пришла

И цветком обернулась.

Кто назовет меня

В тон цвету, аромату,

Как я дал ей имя.

Я приду к той

И стану ее цветком.

Все хотят стать –

Я для тебя, ты для меня –

Единственным смыслом жизни.

Перевод К. Пак

Пак Инхван

Деревянный конь и дама

За стаканом вина

Мы говорим о жизни Вирджинии Вулф

И о наряде дамы, ускакавшей прочь на деревянном коне

Покинув хозяина, звеня бубенцами,

Конь отправился в осень. Из бутылки сыплются звезды,

Горюя, в груди легко рассыпаются.

Девочка, которую знал когда-то,

подросла с деревьями в парке.

Литература умирает, проходит жизнь,

Истинная любовь отбрасывает любви и ненависти тень,

Моя любовь исчезает на деревянном коне.

Сменяют дру друга времена года,

Время вянет, боясь одиночества,

Теперь нам придется расстаться.

Слышу, от порыва ветра падает бутылка,

Нужно смотреть в глаза старой поэтессе.

…На маяке…

Не видно света,

В ожидании беспросветного будущего,

Запомнить хотя бы одинокий звон бубенцов.

Пусть все умрет, пусть все уйдет,

Схватившись за смутные чувства, что остались в груди,

Приходится слушать грустный рассказ про Вирджинию Вулф.

Как змея ищет молодость, проползая сквозь расселины скал,

Выпиваем стакан, широко раскрывая глаза,

Жизнь не одинока, но

Банальна, как обложка модного журнала,

Может, поэтому мы уходим, боясь, что будем жалеть.

Деревянный конь в небе,

Звон бубенцов в ушах,

Весенний ветер

Завывает в упавшей бутылке.

Перевод К. Пак

Ли Сонъсон

Глядя на звезды

Я долго гляжу на звезды.

Почему они так сияют?

Я долго смотрю на небо.

Почему небо так чисто?

Звезды, что же мне делать?

На что мне смотреть на земле?

Улица плывет перед глазами,

Упал в переулке, пьяный.

Смотрю на ваш ясный, словно слезы, свет,

Смывающий грязь с души. Ах, как же я беден!

У меня нет даже вашего чистого сияния.

Перевод К. Пак

Биографии поэтов

Ким Соволь (1902–1934) родился в провинции Северная Пхёнандо. Учился в американском колледже в Сеуле и в Токийском коммерческом институте. Самый признанный поэт Кореи. Большое влияние на молодого поэта оказала поэзия французских символистов. Не примыкал ни к одной из поэтических группировок, не участвовал в литературных спорах 20-х годов между приверженцами “искусства для искусства” и сторонниками “пролетарской литературы”. В 1925 году вышел сборник лучших стихотворений Ким Соволя “Азалия” (“Чиндалле ккот”). Поэт покончил жизнь самоубийством.

Ли Санхва (1901–1941) родился в г. Тэгу. После окончания школы поехал в Японию, где два года изучал французский язык и литературу. Вернувшись в Корею, начал заниматься литературной деятельностью, войдя в творческое объединение приверженцев романтизма “Белый прилив” (“Пэкчо”), и в 1922 году опубликовал свои первые стихи. К этому периоду его творчества относится “В мою спальню” - стихотворение, проникнутое декадентским настроением. Однако вскоре поэт отошел от идей романтизма и принял участие в создании новых организаций, занимающихся пролетарской литературой. Главной темой его произведений, опубликованных в период с 1923-го по 1930 год, стала идея всеобщего равенства, свободы. “Придет ли весна на украденные поля” считается одним из лучших антияпонских стихотворений в корейской поэзии колониального периода.

Хан Ёнун (1879–1944) родился в провинции Южная Чхунчхондо. В двадцать шесть лет стал монахом и взял имя Манхэ. Учился в Японии в колледже Комаява, где изучал буддизм, западную философию и математику. В 1918 году в буддийском журнале “Дух” было опубликовано первое стихотворение поэта. Участвовал в подготовке знаменитой Декларации независимости (1919), за что был арестован и три года провел в тюрьме. В сборнике “Молчание любви” (1926) поэт выразил свое видение мира. Всю жизнь Хан Ёнун противостоял японским колониальным властям. В распространении корейского буддизма поэт видел путь возрождения национальной культуры.

Пак Пхарян (1905–1988) родился в провинции Кёнгидо. На раннее творчество поэта оказали влияние западные идеи, содержавшиеся в произведениях модернистов. Литературный дебют состоялся в 1923 году в газете “Тона ильбо” (“Восточноазиатский вестник”), где было опубликовано его стихотворение “ Хмель духа” (“Син-ы чжу”). Сотрудничал с Корейской ассоциацией пролетарских писателей (КАПП), образованной в 1925 году. После гражданской войны 1950–1953 годов оказался в Северной Корее, где стал одним из ведущих поэтов, прославляющих социалистический образ жизни. Издано несколько сборников его стихов и поэм.

Ким Чхунсу (1922–2004) родился в провинции Южная Кёнсандо. Получил образование в Японском университете. После освобождения от японского правления в 1948 году в сборнике “Крылья” представил первые стихи “Песни грусти”. В своем четвертом сборнике “Смерть девочки в Будапеште” (1959) опубликовал самое известное свое стихотворение “Цветок”. Ким Чхунсу - один из известных корейских модернистов. Он настаивал на том, что стихи есть царство формы, и сознательно лишал смысла свои произведения.

Чон Чжиён (1903–?) родился в провинции Северная Чхунчхондо. Его считают ведущим поэтом современного лирического направления в корейской поэзии. Чон Чжиён окончил филологический факультет университета “Тосися” в Киото (Япония), где изучал английский язык и литературу. Литературную деятельность начал в студенческие годы. Участник литературной ассоциации “Поэзия”. В 1935 году издан первый сборник стихов. До начала корейской войны (1950) занимался преподавательской деятельностью, принимал активное участие в литературной жизни страны, помогал молодым поэтам, издал несколько поэтических сборников. Во время войны был насильственно увезен в Северную Корею, о его дальнейшей судьбе сведений нет. В Южной Корее на его творчество и даже на упоминание его имени был наложен запрет, связанный с тем, что его объявили предателем и коммунистом, обвинив в переходе на сторону Северной Кореи. В 1982 году Чон Чжиён был реабилитирован. Сочинения поэта переиздавались десятки раз.

Пак Инхван (1926–1956) родился в провинции Канвондо. Представитель корейского модернизма. Начал свою творческую деятельность в 1947 году, опубликовав стихи в сборнике “Новый город и хор горожан”. В его произведениях отражается настроение корейского общества после войны - тоска, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие смысла жизни.

Ли Сонъсон (род. в 1941 г.) в провинции Канвондо. Окончил университет “Корё”. В 1970 году состоялся литературный дебют поэта. В последующие годы выпустил несколько поэтических сборников, получивших высокую оценку критиков и читателей. Отличительной чертой его творчества можно назвать лиричность, основанную на романтическом восприятии природы.

АНТОЛОГИЯ КОРЕЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПЕРЕВОДЕ А.А. АХМАТОВОЙ

Г.А. Пак Барнаул

В 1956 г. впервые на русском языке была опубликована антология корейской классической поэзии XI - XVIII вв. . Подстрочные переводы были подготовлены сотрудниками кафедры филологии Ленинградского университета проф. А.А. Холодовичем, М.И. Никитиной и студентом Петром Паком.

О существовании в Корее устного поэтического творчества в начале н.э. сообщают китайские исторические хроники. С VI в. для записи родного языка корейцы пользовались китайскими иероглифами, и с этого времени корейская поэзия перестала быть только устным творчеством. Первый поэтический сборник был составлен в 886 г. До нас дошло 25 поэтических произведений, написанных в жанре, который ныне называют хянга. Мотивы многих из них навеяны буддизмом: это естественно, поскольку собирали их монахи. Но некоторые, например, «Тон-дон», «Чхоёнга» и другие носят глубоко народный характер. После изобретения в 1403 г. наборного металлического шрифта и создания в 1403 г. фонографического письма корейская поэзия стала преимущественно письменной.

В сборнике «Корейская классическая поэзия» отражены четыре этапа развития поэзии и основные поэтические формы: хянга (до XV в.), каса (до XVI в.), сичжо (XV-XVIII вв.) и чханга (XVII-III вв.) .

Осенью 1954 г., задолго до «оттепели», автору этих строк довелось присутствовать на рабочей встрече А.А. Холодовича с А.А. Ахматовой. Там были также ассистенты М.И. Никитина, А.Ф. Троцке-вич и Д.Д. Елисеев (ныне доктора филологических наук) - слушатели спецкурса А.А. Холодовича по анализу текста «Оды летящему дракону» - первого литературного памятника, записанного с помощью фонографической письменности. В несколько замкнутой и скромно одетой женщине трудно было узнать блистательную красавицу, какой

А.А. Ахматова была на известных фотографиях.

Не прошло и года, как сборник был сдан в набор. Основной текст сборника предваряет заголовок «Неувядаемые слова страны зеленых гор». Так же называется и одна из антологий корейской поэзии (1727) и сборник средневековой поэзии в жанре сичжо (трехстишие), изданный на корейском языке в КНДР . В древних летописных кни-

гах Востока Корею называли также «Страной белых аистов» и «Страной утренней свежести». В наши дни существуют два самоназвания, отражающих раскол страны: на севере - Чосон, а на юге - Хангук. Своеобразен и сам корейский язык, который до сих пор ученые затрудняются соотнести с какой-либо языковой группой или семьей.

Художественный перевод - это не просто перевод с одного языка на другой, а трансформация одной образной системы в другую, столь же сложную, но представленную в другой языковой оболочке. Перевод

A.А.Ахматовой корейской поэзии является классическим воссозданием восточных образов средствами другого языка, столь не похожего на язык оригинала. В этом отношении примечательны слова Р.Киплинга, высказанные им еще в 1892 году: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест не сойдут», в которых выражена невозможность взаимопонимания между носителями двух разных цивилизаций - западной и восточной. Такой вывод, безусловно, ошибочен, поэтому он для нас неприемлем.

Великолепный знаток Японии журналист-международник

B.Я.Цветов подчеркивает: «Далеко не все "хайку" любимейшего в Японии поэта XVII века Мацуо Басе возможно перевести на иностранный язык. Трехстишия, что рассчитаны на понимание людьми, обладающими общим сознанием, кажутся непонятными и даже смешными тем, кто лишен такого сознания.

О, Мацусима!

О, Мацусима, о!

Мацусима, о!

В самом деле, что поэтичного в этих строках? На наш взгляд -ничего. Но почему же приходят в восторг японцы, декламируя это «хайку»?

Кто видел Мацусиму - самое, без сомнения, красивое место в Японии, тому нет необходимости читать его описание. Тот приходит в волнение от одного лишь слова «Мацусима», тем более, что сказано оно ей. А знающий о Мацусиме верит: если уж Басе - признанный японской поэзии - не смог описать это место, значит, оно воистину волшебной красоты» . Речь идет о японском поэте XVII в., который детально разработал поэтическую форму «хайку». Разумеется, выше трехстишие - это своеобразный поэтический эксперимент, который показывает, насколько богата выразительными, эмоциональноэстетическими возможностями интонации стиха и ее варьирование. Так и в русском языке: одно и то же слово, произнесенное с различными интонациями, вызывает разные, порой противоположные эмо-

В корейской поэзии множество образов, чаще всего идиоматических, дословно непереводимых. Так, «лазурное облако» употребляется в значении карьеры, «белоснежное облако» - жизнь среди природы, шелковый наряд означает уйти в отставку, «плетение (из лоз) двери» - образ убогого жилища, жемчуг - символ мужчины, а «нить, на которую нанизан жемчуг» - женщина, цветы сливы - символ мудрого человека. Эти символы поэты часто используют для создания подтекста. Вот трехстишие Ли Сэка:

Долину всю снегами замело

И тучи черные ее застлали.

Я за цветами сливы шел туда,

Но где они цветут - мне неизвестно.

В лучах заката один стою И разыскать дорогу не умею

Ниже приведено трехстишие корейского Поэта Нам

На горной вершине один я стою

С мечом обнаженным в руке.

Листочек древесный - Корея моя!

Зажат ты меж Юз и Хо.

Когда, о когда мы развеем совсем На юге и севере пыли!

В годы тяжелых войн, в которых страна отражала вторжения с севера и юга, на первый план выдвигается патриотическая тема. Она представлена и в следующем трехстишии неизвестного поэта:

Все мечи во всей вселенной

Переделать бы на метла,

Чтоб вымести отсюда И южан и северян.

А из метел плуги сделать И всю землю распахать

«Безыменность и антологичность корейской поэзии - явления далеко не случайные. Надо иметь в виду, что литературным язык вре-

мени был не корейский, а китайский. Он оставался литературным языком даже после создания корейской национальной письменности. Корейский язык долгое время считался в кругах господ класса вульгарным, недостойным того, чтобы выражать им высокую поэтическую мысль. Естественно, что тот, кто прибегал к этому способу выражения поэтической мысли, предпочитал либо не печататься, либо оставаться неизвестным» .

Предельно точен перевод трехстишия Ли Хвана, выполненный А.А. Холодовичем под ред. А.А. Ахматовой:

Пусть гром разрушит скал гряду,

Глухим рожденный не услышит.

Пусть солнце блещет в небесах Слепорожденный не увидит.

Да, зрячи мы, наш чуток слух,

И все же мы слепоглухие

Перевод А.А. Холодовичем под ред. А.А. Ахматовой стихотворения неизвестного автора максимально приближен к форме оригинала, в частности, к повтору полустиший:

И сегодня ночь настала,

После ночи утро будет,

Будет утро - и уйдешь ты,

А уйдешь - уж не вернешься;

Не вернешься - затоскую,

Затоскую и зачахну,

А зачахну - жив не буду.

Коль поймешь, что я зачахну,

Что не жить уж мне на свете,

Ты уйдешь к себе не прежде,

Чем со мной разделишь ложе

Известный ученый, заведовавший одно время тремя кафедрами - корейской, японской и китайской филологии, выдающийся исследователь типологии языков, блестящий переводчик с немецкого, французского, английского, корейского и других языков - А.А. Холо-дович не нашел возможным при указании автора перевода четырех трехстиший опустить слова «под ред. А.А. Ахматовой», что свиде-

тельствует о его отношении к таланту А.А. Ахматовой, вложившей огромный труд в издание корейской классической поэзии.

2. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редакция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М.: Гослитиздат, 1956. - С. 239.

3. См.: Концевич. Л.Р. Корейская поэтика / Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - С. 156-167, 508.

4. «Неувядамые слова страны зеленых гор». - Пхеньян, 1954 (На корейском языке).

5. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. - М., 1986. - С. 78.

6. См.: Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редакция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. -

С. 37; Неувядамые слова страны зеленых гор. - Пхеньян, 1954. - С. 3-15. Подстрочные переводы выполнены автором статьи. Подстрочник:

Долину всю снегами занесло, и тучи черные ее накрыли.

Отправился туда я за цветами сливы, которые так радуют меня.

Уже закат, а я стою один, не ведая, куда теперь идти.

7. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редак-

ция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. - С. 47; Неувядамые слова страны зеленых гор. - Пхеньян, 1954. - С. 39. Подстрочник:

Стою с обнаженным мечом на вершине горы Пэктусан.

Корея, как древесный листок, зажата меж ХО и ЮЭ.

Когда ж мы развеем в пыль тех, кто грозит нам с юга и севера!

Автор трехстишия в конце XV в. был военным министром. Пэктусан (букв. гора белоголовая) возвышается на севере Кореи. В народных сказаниях Пэктусан овеян легендами; ему посвящены стихи и поэмы (напр. Поэма Чо Ги Чена «Пэктусан») Хо - маньчурские племена, вторгавшиеся в северные пределы - Ны, Юэ - южные Иноземцы. Очевидно, что Восток - понятие относительное. Если Корея ассоциируется со «Страной утренней свежести», то у древних китайцев - это «Страна к востоку от моря». Японцы называют Японию «Страной восходящего солнца». В трехстишии корейского поэта Нам И слово «Пэктусан» - это не только топоним, но и слово-образ, слово-символ. В переводе оно заменено выражением «Горная вершина». По-видимому, возможна и иная редакция перевода. Приведем некоторые аналогии. При переводе на русский

язык стихотворения Г. Гейне «Ein Fichtcnbaum sleht einsam ...» слово Morgenland (образное название Ближнего Востока) Ф.И. Тютчев заменяет выражением «в дальних предела Востока», а М.Ю. Лермонтов использует в переводе дна варианта: первый - «дальней восточной земле» и второй, окончательный - «в том крае, где соли восход», который инвариантен оригиналу.

8. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редак-

ция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. - С. 175.

9. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редак-

ция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. - С. 14.

10. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редак-

ция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. - С. 114; Неувядамые слова страны зеленых гор. Пхеньян, 1954. - С. 135. Подстрочник:

Раскаты грома горы рушат, но этого глухой не слышит.

В небесном своде солнце блещет, но этого слепой не видит.

Но мы-то видим все и слышим все, живем же как слепцы глухие.

11. Корейская классическая поэзия. Переводы Анны Ахматовой. Общая редак-

ция, предисловие и примечания А.А.Холодовича. - М, 1956. - С. 231.

Знаете, я хочу сказать большущее спасибо zeleneva, задавшему мне столько интересных вопросов:)
Один из вопросов посвящен корейским стихам. Подробности, вероятно, позже, а сейчас только подборку.

Принц Вольсан
(1454 - 1488 гг.)
Ночь на осенней реке. Холодна речная волна.
Закинул крючок - не клюет.
В лодке пустой с грузом лунного света домой возвращаюсь.

Мёнволь
(1506 - 1544 гг.)
Из долгой лунной ночи вырежу лоскут,
Впрок спрячу до весны под одеялом,
Чтобы длиннее сделать ночь с любимым.

Сонган
(1537 - 1593 гг.)
Два будды каменных лицом к лицу стоят
Нагие под дождем и снегом на дороге.
Завидуй им - разлук они не знают.

Могын
(1328 - 1396 гг.)
Над долиной, засыпанной снегом, грозовые тучи нависли.
А где-то, я слышал, цветы мэхва распустились.
На закате стою одиноко, путь потеряв.

Отшельник из Кымо
(1353 - 1419 гг.)
К прежней столице на горячем коне возвращаюсь
Обезлюдело все, хоть горы и реки все те же
Неужели года процветанья мне лишь в грезах приснились.

Почти Сайгё!

Сонам
(1532 - 1587 гг.)
Стемнело за окном. Окончены дела.
Дверь из сосны закрыв, лежу при лунном свете.
Свободно сердце от мирского сора.

Керан
(1513 - 1550 гг.)
В пору весенних дождей плача с тобою рассталась.
В сезон листопада помнишь ли ты обо мне?
Лишь мои одинокие думы на тысячу ри протянулись.

Пэкхо
(1549 - 1587 гг.)
Ни облака в окне. Я вышел без плаща.
Но снег пошел в горах, в полях - холодный дождь.
До нитки я промок и лягу спать замерзший.

Чонгым
Ночь над горным селеньем. Лай собак вдалеке.
Дверь приоткрыл - холодное небо безлунно.
Месяц уснул среди гор. Эй, собаки, его не будите!

Ким Джонсо
(1390 - 1453 гг.)
Ветер в кронах деревьев, луна в снегу холодна.
Опираясь на меч, я стою на далекой заставе.
Грозным криком одним десять тысяч преград одолею.

Ёктон
(1263 - 1343 гг.)
В горах весенних снег ты растопил,
Теперь волос моих коснись, о ветер!
И иней растопи лежащий на висках.

Чамгок
(1580 - 1658 гг.)
Если в доме твоем поспеет вино - меня непременно зови.
Когда в доме моем цветы расцветут, я тебя к себе приглашу.
Как прожить сотню лет без забот мы с тобою неспешно обсудим.

Это похоже чем-то на хайку, но и аналог танка там тоже был:

Родник, чуть подернутый рябью лазурной,
Под сенью замшелой скалы.
Едва народившийся месяц игривый
Купается в чистой воде.
А вдруг кто-нибудь, кто придет за водою,
Его зачерпнет невзначай
И этот осколочек зеркала ясный
С собой унесет навсегда?
Ли Гю Бо - один из крупнейших корейских поэтов всех времен

Жемчужную занавеску поднимаю до половины.
Вниз смотрю на синее море.
Блеск волн в тысячу ли
Одноцветен с бескрайним небом.
Над водой парами-парами белые чайки
То улетают, то прилетают.
Хон Чхунгён

О синий ручей, текущий в зеленых горах!
Не гордись, что струишься легко!
Однажды в море попав,
Обратно выбраться трудно.
Ясная луна заливает светом своим пустынные горы.
Не развлечься ль тебе?
Хван Джини (это женщина)

Прошлой ночью
пил вино у себя в саду.
В дом вернулся
и заснул в объятьях луны.
Квон Пхиль

Аналоги из японской поэзии напрашиваются, но вставлять не буду:)

Под занавес энное число ссылок на корейскую литературу, набранные навскидку.

Корейская поэзия в период японского правления

Период японского правления (1910-1945 гг.) был весьма значимым для развития литературы Кореи в ХХ столетии, поскольку ее формирование было обусловлено не только особенностями развития литературного процесса в этой стране, но и особенностями социально-политической ситуации, господствовавшей на Корейском полуострове на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Написание данной статьи имело своей целью формирование представлений о творческой деятельности современных корейских поэтов в период японского присутствия. Для достижения этой цели целесообразно вспомнить непростую политическую обстановку, сложившуюся на Корейском полуострове в конце XIX начале XX в.

В 1876 г., отказавшись под давлением Японии, Франции, Англии, США и России от политики самоизоляции, корейское государство оказалось в сфере влияния европейской цивилизации, ориентиром при определении направления дальнейшего развития культуры в Корее были избраны западные идеалы и опыт Японии в их усвоении .

После аннексии, произошедшей в 1910 г., Корея попала под контроль Японии. В результате последовавших за этим событием изменений в социально-политической и культурной ситуациях, был дан новый толчок ускоренному развитию, как литературы, так и другим сферам деятельности. Корейское общество подверглось влиянию процессов вестернизации и модернизации, которые коснулись практически всех областей жизни корейского народа. В Корею через Японию огромным потоком начала проникать европейская культура и литература, страна начинается знакомиться с литературными произведениями виднейших поэтов и писателей Запада.

Н.И. Конрад отмечает, что зачастую европейская литература проникала в страны Востока в своем собственном облике, то есть в подлиннике, и проникновение в таком случае происходило через отдельных писателей . Многие молодые корейцы, в частности, такие известные корейские поэты и писатели, как Ю Гильчун (1856-1914), Ким Ок (род. в 1896), Ли Гвансу (род. в 1892), Ким Донин (1900-1951), Ём Сансоп (1897-1963), На Дохян (1902-1927), Ким Соволь (1902-1934), Хан Ёнун (1879-1944), а также многие другие уезжали учиться в японские университеты («Васэда», «Кэйо» и др.) на литературные и философские факультеты, где получали возможность познакомиться с западноевропейской, американской и русской литературами. Большая часть корейской молодежи, обучавшейся в японских университетах, принадлежала к аристократии, они первыми смогли познакомиться с кипением культурной жизни в Японии, которое, безусловно, завораживало и восхищало. Таким образом, корейский народ начал знакомство с мировым культурным наследием.

Литература Запада оказала огромное влияние на становление современной корейской поэзии. Такие течения, как романтизм, символизм, натурализм, реализм и модернизм были перенесены на корейскую почву, что позволило многим молодым литераторам найти новые средства изображения, при помощи которых они вполне адекватно могли передать мироощущение человека XX столетия .

Как утверждал А.И. Герцен «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» . Благодаря стихотворным произведениям поэтов периода присутствия Японии на территории Корейского полуострова можно проследить непростой путь развития корейской литературы, в частности поэзии, в первой половине XX в.

Корейские патриоты, не желавшие мириться со сложившимся положением, пытались найти убежище в Маньчжурии и Китае, где публиковали статьи, порицающие японское правление. Многие статьи и литературные произведения, написанные в тот период, были опубликованы в периодических изданиях других стран (Маньчжурии и Китая), поскольку только в них корейские поэты и писатели со всей откровенностью могли передать свое отношение к протекторату Японии, ее всеобъемлющей власти и контролю.

Но на Корейском полуострове дела обстояли совсем иначе. Японское правительство не разрешало никакого рода национально-освободительной деятельности. Газеты и журналы находились под чутким наблюдением цензуры, все рукописи подвергались досмотру. Многие из них были конфискованы, а их авторов «вызывали в суд» и заключали в тюрьму. Таким образом, корейские поэты периода японского правления должны были найти обходный способ выражения своего противостояния. Любовь к нации и стране они выражали посредством восхваления пейзажей и исторических фигур своей родины, а для того чтобы показать отношение к японскому государству и передать тоску по независимости, мастера поэтического слова использовали символику поэзии.

Одним из поэтов, выделявшихся антияпонскими настроениями, был Хан Ёнун (1879-1944). Когда он начал творческую карьеру ему было уже за сорок лет, он был буддистом, участвовал в корейском освободительном движении, и являлся одним из тридцати трех лиц, подписавших Первомартовскую «Декларацию независимости» («Тоннип сонон», 1919), а также автором одной из ее частей.

Поэтический сборник Хан Ёнуна «Молчание любви» («Ниме чхиммук») был опубликован в мае 1926 г. До этого момента его личность в качестве поэта была никому не известна, поэтому для большинства людей этот сборник стал неожиданностью по двум причинам. Во-первых, потому что этот сборник «вышел из под пера» Хан Ёнуна, а во-вторых, потому что стихотворения, вошедшие в этот сборник, «поражали многочисленностью и сложностью метафор, столь не характерных для традиционной корейской поэзии» .

В стихотворных произведениях первой части сборника показана проницательность и интуиция поэта как буддийского монаха. В двадцать шесть лет он постригся в монахи и взял имя Манхэ, одно время в Японии в колледже Комаява изучал буддизм, западную философию .

В сборнике есть стихотворения, посвященные кисэн (в старой Корее: женщина, прислужившая мужчинам на пирах и развлекавшая их пением и танцами) периода правления династии Ли (1392-1910), которые, пожертвовали своими жизнями ради страны и народа и убили вражеских командиров в период японского вторжения в середине правления династии Ли.

Тот факт, что Хан Ёнун в выборе поэтической темы остановился на этих кисэн, особо отчетливо показывает его национальный дух и проявление позиции неприятия господствующего положения Японии на территории Страны утренней свежести. Есть и другие поэтические произведения, в которых обнаруживается его национальное сознание, хотя оно искусно завуалировано при помощи аллегорической формы. В слове «Молчание» отображается жизнь корейского народа в период корейского литературного сопротивления всеобъемлющему влиянию Японии.

Сборник стихотворений Пён Ённо (1897-1961) «Разум Кореи» по своей теме и настрою близок поэтическому сборнику Хан Ёнуна, хотя он, в отличие от последнего, был написан хорошо известным к тому времени поэтом. Поэтические произведения Пён Ённо и до появления этого сборника уже печатали во многих журналах и газетах. Название самого сборника также многозначительно. Сборник начинается так:

Где отыскать мне разум Кореи?

Может в пещере или на дне морском?

Может порыться в густых ветках ив?

Или всмотреться в далекий свод небес?

О! Где же отыскать мне разум Кореи?

Как и Хан Ёнун, поэт Пён Ённо писал стихотворные строчки, посвященные патриоткам-кисэн.

Священная ярость

Намного полнее веры,

А пылкая страсть

Мощнее любви.

На дрожащем в выси выступе скалы,

Ее губы цвета граната

Поцеловали смерть.

О! на волне, что лазурней цветения бобов

Плывет сердце, что маков алее.

Стремительно бегущая река

Неизменно будет небесной,

Так неужели же цветущая душа твоя

Не будет вечно алой?

О! на волне, что лазурней цветения бобов

Плывет сердце, что маков алее .

Поэт Ли Санхва (1901-1943), обнаруживший в своем поэтическом творчестве тенденцию к сопротивлению японскому колониализму и создавший несколько лирических произведений, появился на литературной арене в то же самое время, что и Пён Ённо.

Ли Санхва родился в г. Тэгу, провинция Северная Кёнсан (Республика Корея). После окончания обучения в школе в Сеуле, он в 1923 г. отправился в Токио и стал изучать французский язык в школе иностранных языков. В тот год он испытал на себе и землетрясение, произошедшее на территории Страны восходящего солнца и избиение коренными жителями Японии корейских студентов и иммигрантов. Ли Санхва тогда чудом избежал драки. Можно сказать, что эти события стали неким поворотным моментом, сильно изменившим направление его литературных произведений: существовавших прежде сентиментальных и упаднических тенденций в его творчестве более не стало. Во всех произведениях более позднего периода доминирующим стал национальный дух, прорывающийся наружу. «Придет ли весна на отнятые поля?» («Пэаткин тыредо помын онынга?», 1926) одно из лучших антияпонских стихотворений поэта Ли Санхва колониального периода. Придет ли весна на украденные поля теперь чужие земли?

Греясь в солнечных лучах,

По меже-пробору, словно во сне, шагаю

Туда, где зеленые поля с синим небом сливаются.

Эй, небо и поля, хранящие молчание,

Вы поманили меня или кто-то позвал ответьте!

Чувствую, я оказался тут не случайно.

Ветер что-то шепчет мне на ухо,

Полы одежды треплет не велит замедлять шаг.

А в облаках радостно, словно девушка из-за ограды,

Смеется жаворонок.

Благодатные поля ячменя

Мелким дождичком, пролившимся за полночь,

Копны волос промыли, просветлела и моя голова.

Шагаю в свое удовольствие!

Добрый овраг огибает, обнимает сухие поля,

Напевая колыбельную песню, убегает, покачивая плечами.

Бабочки и ласточки, не смейтесь,

Поздоровайтесь с цветами в поле.

Приятно смотреть на нивы, что женщины, смазавшись

Маслом, пололи.

Дайте мне в руки мотыгу!

Землю, мягкую, словно полная грудь,

Хочу топтать, пока не побежит пот, пока лодыжки не заноют.

Словно ребенок на берегу реки,

Без сна, без отдыха мятущаяся душа,

Что ищешь? К чему стремишься? Ответь!

Всем телом чувствуя свежей зелени запах,

Туда, где сливаются зелени грусть и смех синевы,

Весь день бреду, ожиданьем весны объятый.

Но, может быть, вместе с полями украдена и весна.

При жизни ни один из сборников этого автора не был опубликован, но в его родном городе воздвигнут памятник, посвященный его поэтическому мастерству, благодаря которому на свет появилось немало замечательных стихотворений, отражавших мысли, чувства, переживания не только одного поэта, но целого народа. Его имя еще не одно поколение будет жить в сердцах и умах корейского народа.

Вспоминая поэтов, выразивших антияпонские настроения, нельзя пропустить фигуру поэта Сим Хуна (1901-1936). Он создавал не только поэтические произведения, но также писал романы, драмы, сценарии для фильмов, был режиссером, писал рецензии на фильмы, и даже сам снимался в кино. Помимо сценариев он сочинил несколько романов, которые в современном литературном мире Кореи были оценены по достоинству. Самым показательным произведением в его литературной деятельности считается «Вечнозеленое растение» («Санноксу», 1935), где главной темой является народное движение, подвигнувшее интеллигенцию вернуться на родину, страдающую от нищеты, эксплуатации, и жить вместе с просвещенными крестьянами, чтобы увеличить национальную силу.

Время от времени Сим Хун писал стихотворные произведения не похожие на его прозаические творения, где национальное сознание выражалось в непрямой, уклончивой форме, тогда как стихотворения довольно открыто передавали его стремление к национальной независимости:

Когда наступит тот день

Встанет гора Самгак и начнет танцевать

И поднимется течение реки Хан.

Если тот день наступит раньше, чем я умру

Буду, словно ворона, ночью парить

И биться в колокол своей головой.

Кости черепа разлетятся повсюду,

Но я в полном веселье умру.

Когда, наконец, наступит тот день,

Я проскачу на своем Боливаре и закричу,

А если радость все же будет продолжать давить грудь

Возьму нож, сорву кожу

И смастерю барабан волшебный

И пойду вместе с ним в авангарде вперед.

Ну что за процессия!

Позволь хоть раз услышать этот громыхающий возглас,

И я навеки закрою глаза .

«Самгак» и «Хан» это настоящие названия горы и реки в Сеуле, поэтому, когда поэт говорит, что гора и река «встанет и будет танцевать», он имеет в виду тот день, когда корейский народ, освободившись от японского правления, будет ликовать. В своем произведении Сим Хун высказывает мысль, что он охотно умрет, когда этот день наступит. Колокол Чонно это традиционный символ для корейских людей, используемый в национальных фестивалях. Фразой «буду бить в колокол головой» он абсолютно четко показывает, насколько сильным является его стремление отстоять национальную независимость своей страны.

Неудивительно, что его поэтические сборники не могли быть опубликованы в тот период. Однажды Сим представил японскому правительству на рассмотрение свои рукописи с намерением опубликовать их, но они сразу же были изъяты, а наблюдение за ним стало более жестким. Его творения, проникнутые идеями национальной независимости появились уже после освобождения Кореи, произошедшего в 1945 г., и после смерти поэта.

В период японо-китайской войны (1894-1895 гг.), в самый разгар японской агрессии японцы усилили давление на Корейском полуострове. В дополнении к корейскому языку они отменили во всех школах изучение истории Кореи, и даже географии. Затем они наложили запрет на публикацию частных журналов и газет, издававшихся на корейском языке, и даже статьи, касающиеся корейской истории, культуры, искусства, написанные на японском языке, не утверждались цензурой и не издавались. Несколько тысяч экземпляров учебников, книг по истории и прочее, что указывало на то, что в прошлом Корея была независимой и сопротивлялась японскому вторжению, было уничтожено. Все обучение в школах должно было вестись на японском языке, который вскоре после аннексии стал официальным государственным языком в Корее, а преподаватели учебных заведений должны были носить японскую униформу. Таким образом, можно сказать, что такая сложная обстановка на территории страны отразилась не только на жизни корейского общества в целом, но и на развитии литературы. Однако даже в этот мрачный период были поэты, воспевавшие Корею в своих песнях и призывавшие содействовать движению независимости Кореи. Одним из них был Ли Юк Са (1904-1944).

Ли Юк Са родился в г. Андон, в провинции Северная Кёнсан. Он изучал социологию в Пекинском университете, так что со своей профессией он без труда мог найти высокооплачиваемую работу в правительстве, но все-таки предпочел преследование и тюремное заключение за свою литературную деятельность, направленную на отстаивание независимости Корейского полуострова:

Здесь снежная белизна

И аромат сливовых цветков не близок.

Я засеваю песен семена,

Те, что даже через тысячи лет,

Сверхчеловек на белом коне Будет петь в полный голос в этой пустыне .

В этом стихотворении эта снежная пора, несомненно, указывает на долгий и мрачный период в жизни Кореи. Цветение сливы обычно используется как символ праведного духа, таким образом, можно полагать, что эти поэтические строки своебразная песня зачинателей независимого корейского движения.

Как бы тяжело ни складывалась жизнь корейского народа в период правления Японии на территории Кореи, нужно отметить, что именно японские художественные переводы познакомили многих молодых талантливых корейских поэтов, находившихся в поиске нового способа выражения чувств, с творчеством современных западных авторов. Малларме, Рембо, Верлен, Бодлер и другие французские символисты те западные поэты, чьи творения охотно переводились как с оригиналов, так и с англоязычных адаптаций.

После поражения движения за независимость 1 марта 1919 г. состояние крайней безнадежности охватило многих людей в Корее. В 20-е гг. появилось несколько литературных журналов, проникнутых декадентскими настроениями: «Руины» («Пхэхо»), «Белый прилив» («Пэкчо»), «Сотворение мира» («Кэбёк») и другие . В то время молодые поэты и писатели, подражая европейскому декадансу, с оттенком нигилизма писали о слезах, вздохах, скорби, печали, болезни, сожалении и смерти. Единственным оправданием для таких произведений являлся тот факт, что они абсолютно точно соответствовали острым переживаниям всего корейского народа.

Все страны в то или иное время проходили через этапы перемен, так что Корея не стала исключением. Страна, находившаяся в полной изоляции от внешнего мира и плодов его цивилизации, столкнулась с воздействием новых веяний, привнесенных как со стороны Японии, так и со стороны Запада. Корейское общество получило возможность воспринимать реалии других культур, познакомиться с литературным наследием других стран, заимствовать передовай опыт у западных государств, что, разумеется, не всегда вызывало восторженные отклики у достаточно большой части населения.

Гипердинамичный процесс вестернизации и модернизации пробудил необходимость обращения к произведениям западной литературы, которые оказали значительное влияние на развитие современной корейской литературы, в частности, поэзии. Поэтическое творчество корейских поэтов, сумевших соединить в своих произведениях Запад и Восток, где далеко не последняя роль отводится Японии и ее почти полувековому влиянию на развитие Корейского государства, приобретает особо значимый характер. Испытав сильнейшее влияние западноевропейской литературы, корейские авторы сумели создать свою незаурядную творческую концепцию, придававшую неповторимость их произведениям.

корейский поэт японский символика