Классификация лесбийской любви. Буч, дайк или фем? Обозначения в фанфиках

Лесбиянок существует огромное количество и все они разные. Но их привыкли разделять чаще всего на три типа :

Буч (девочка-мальчик, чаще всего они любят соблазнять натуралок) вот у них то и можно получить бесценный опыт и уроки соблазнения.

Дайк (серединка между бучем и фем) предпочитают спортивный стиль или уни-секс, а так же короткие стрижки. Как ни странно, но у нас девушка может гордо заявить я Дайк, а вот в Америке это слово считается ругательным и обидным в сторону лесбиянок и за это можно схлопотать по челюсти.

Фем (самый женственный тип лесбиянок, чаще всего они являются Би) за что их не очень любят, у Би и Лесбиянок редко дружественные отношения.

Но существует и иная, более широкая классификация, и даже не одна. Вот об этом мы и поговорим…

Типы лесбиянок

«Мальчик»

Это один из тех, типов, которые сознательно или несознательно не желают быть женщиной, их просто не устраивает такое положение, и они всячески от этого бегут. Почему? Сейчас объясню.

Раннее пробуждение в таких девочках сексуального влечения (в 11-14 лет), приводит к тому, что они становятся сильно непохожими на своих сверстниц, они чаще общаются с мальчиками, тянутся к ним, стараются быть для них «своим парнем», играют с ними в активные игры. Отношение к женскому полу, в принципе, ее и не волновало никогда, это само собой разумеющееся отношение ну или же просто непонятное влечение. Слов «эротика», «сексуальность» в силу возраста она не знала, но чувствовала, что привязанность к подружке или воспитательнице — это не просто так, чистой и светлой дружбой тут и пахнет.

Во взрослой жизни выбирает друзей в основном из мужчин, мужской коллектив для нее «свой». Про женщин говорит, что много отвлекают и болтают почем зря. Так это и понятно, ведь у нее сексуальное влечение больше, чем у обычных женщин, вот она и не может работать спокойно в женском коллективе. Неприязни к мужчинам они не испытывают, ведь у них много друзей среди них, у многих были партнеры — мужчины, просто женщины для них лучше.

Внешне она ничем не отличается от мальчика, «юноши»: короткая стрижка, угловатые движения, сильно развита физически, походка. Причина кроется не столько в подражании мужчине, а столько в нежелании быть женщиной, не хочет, да и не интересно, не удобно юбки носить, кофточки, блузочки, колготки, причесочки, косметика — не ее это.

«Мальчики» больше всего подчеркивают удобство коротких стрижек, брюк, отсутствие косметики и каблуков, это удобно и естественно и мужчины тут ни причём.

Во взаимоотношениях с девушками «мальчик» выбирает роль активную, но иногда женственную.

Буч, в отличие от «мальчика», выбирает, что роль женщины, жены не для нее, а у мальчика, это от природы, ну родилась она такой.

Подобный выбор, может быть сделан неосознанно, в раннем детстве, хотя бывает, что к подобному решению приходят и уже в сознательном возрасте. Вполне возможно, что на это повлияло наличие в жизни ребенка сильного, уверенного мужчины, образец силы, терпения, любви и нежности, что и могло подтолкнуть к «подражанию», что в итоге вылилось в уходе от женского облика и становлению «мужчиной», хоть только внешне и в поведении это и отражается.

Буч старается подражать поведению мужчины, может даже больше в утрированном виде. Проявляется это как в сексуальных отношениях, так и в обычной жизни. Буч — это она, местоимение он, употребляют только лесбиянки по отношению к ним. По дому не выполняет никаких женских обязанностей и старается от этого каждый раз отлынивать, при этом не важно, с родителями она живет или уже собственной семьей, которую заводит только с женщиной, предпочитая опытнее и старше. С мужчинами не контактирует, воспринимая их всех как соперников, общаясь только с геями, так как они не могут составить им конкуренцию.

В сексе играет активную роль, предпочитая множество партнерш. Этому типу очень важно каждой любовнице доказать свои возможности и желания в сексе. Лоуэн очень правильно сказал, что гомосексуал ищет контакт не потому, что возбужден, а потому что именно он может дать ему это возбуждение, это выражение можно применить и к бучу, так как их сексуальное влечение велико.

«Девочка»

Так же как и «мальчик» не осознает того, что она «не такая, как все», понимание этого приходит позже, даже можно сказать, неожиданно. Почему это происходит и как их определить я сейчас расскажу.

Если описывать внешность, то ничего особенного ее не будет выделять среди
женщин. Она такая же, так же одевается, встречается, думает, но до определенного момента. Наклонности к гомосексуальности в себе она замечает позже «мальчиков». Дело в том, что у нее складываются отношения с подругами и она не осознает эротизм дружбы, она смотрит на парней, она им не только нравится, но и привлекает их сексуально, только ей они нужны для дружбы, романтики, равных отношений, но не более того, а парни этого не понимают и не рассматривают ее так, как хотелось бы ей. Это начинает обижать, и она задумывается о причине не складывания отношений с парнями, почему никто не нравится, а не фригидна ли она, а может еще рано? «Девочка» обижается на мужчин, что те не умеют дружить, и им нужен только секс.

Удовлетворения от интимных отношений с мужчинами она совсем не испытывает и ощущение что «использовали» остается, постепенно перерастающее в мысль, что мужчинам нужен только секс, и что понятие «личность» для них ничего не значит.

«Девочке» мужчины встречаются не лучше и не хуже, чем другим женщинам, просто ее на самом деле интересуют не они, мужчины для нее друзья, а она об этом пока не знает. Когда же она это понимает, то сначала считает себя бисексуалкой, и продолжает думать, что «своего» мужчину она пока не встретила. «Девочка», построив отношения с женщиной и попробовав их, уже никогда не ищет встреч с мужчинами и полностью отдает себя женщине.

Это самый сложный и трудно поддающийся описанию тип. До переходного возраста фем ведет себя как обычная девочка, одевает юбочки, платья, бантики, рюшечки, играет в куклы и классики с подружками. Она начинает осознавать непонятное влечение к женщинам к 15 годам, но, осознав, она понимает, что это началось раньше, только не понимала тогда почему так.

Этот тип ищет логическое обоснование своему влечению, пытается объяснить самой себе «почему». В отличие от фем, «мальчики» и «девочки» гомосексуальность воспринимают как нормальное явление и совершенно не пытаются ее объяснить. Она считает, что любит женщин не потому, что не любит мужчин, а потому что она ищет в людях определенные качества, которые оказываются в наличии почему — то у женщин, да и просто с ними безопаснее.

Фем вообще плохо понимает, что она такое и что из себя представляет. С осознанием гомосексуального влечения она начинает отступать от соответствия нормам. У нее нет четко выраженного вида, она похожа на девочку, или на мальчика, а может и на того и на другого сразу. При резких движениях и абсолютно не женской походке, она имеет женскую мягкость, кротость и зависимость от сильных и крепких. Ища в людях силу, поддержку, заступничество, она демонстрирует удивительную застенчивость, неуверенность и какую — то детскую беспомощность. Правда это не говорит о том, что она ничего не умеет, не может и ничего самостоятельно не решает, просто она так устроена, что если есть возможность переложить на кого-то ответственность, активность, она это сделает не задумываясь.

Страх сексуальных отношений характерен почти для всех фем, особенно это проявляется с новым партнером. Именно поэтому и еще из-за высокой потребности в ласке, любви, заботе и силе, она продолжает поддерживать даже оскорбительные для себя отношения, ставшие обузой, совершенно ее неудовлетворяющие.

За этой нежной и беззащитной оболочкой скрывается большая конфликтность по отношению к мужчинам. Выражается это или в скрытой форме или, что чаще бывает, враждебность вполне осознаваемая. При всем этом у нее получается парадокс: мужское внимание ей льстит, при этом мужчина — это явная угроза.

«Не лесбиянка»

Это самый непонятный тип из всех. Она на самом деле не является лесбиянкой и даже не является бисексуалкой, она думает о мужчинах, они ей нравятся и они привлекают ее. Но в данный момент она живет не с мужчиной, а с женщиной, потому что она любимая женщина. Всех она не любит, только эту. Как это получилось, она не знает, и почему все интересуются тоже. Не все ли равно кого любить, «не лесбиянка» действительно не понимает, как можно выбирать, кого любить, а кого нет.

У них есть особенность, которая выражается в том, что любовь — это не привязанность для нее, не спокойное проживание вместе, а что-то такое бурное, яркое, взрывное, безумно любит и не прощает измен. Началось все с того, что они с подругой проводят много времени вместе, учатся, например, вместе в школе, колледже, гуляют, рядом живут. Подруга при этом, явно выраженная лесбиянка, и она то и осознает, что между ними не просто дружеская привязанность и любовь как к подруге, что-то большее, эрот
ическая ниточка обязательно проявится в поведении, и тем более, что сомнений «подходит — не подходит» нет, они уже очень давно знакомы и успели изучить друг друга. Дальше уже нельзя разобрать кто начал сближение с такой позиции, кто первый сказал, предложил перейти на «эротический язык», но они перестают быть просто подругами. «Не лесбиянка» нормально относится к различию людей, не могут же все быть одинаковыми! На позицию «все люди разные» накладывается общение с подругой, у них же все отлично, а они такие разные, пусть и увлечения у нее не такие, как у всех, а так она обычная девушка, слегка смахивающая на мальчика. Внутреннего запрета на такое у нее нет, привязанность огромная, она нужна ей, а секс — это просто дополнение к их уже существующим отношениям, сложившимся очень давно.

Девушка «не лесбиянка» женственна, а вот подруга наоборот, больше обладает мужскими чертами, вот поэтому и выходит, что отношения то те же, только партнер — девушка.

Фанфик (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение (сиквел ), предысторию (приквел ), пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дисклеймер (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Предупреждение (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слеш, OOC, AU, нецензурная лексика, смерть персонажа и тому подобное).

Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп.

Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):

G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Пейринг (англ. pairing) - графа обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические и/или сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж). Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.

Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

Виды фанфиков:

По наличию в сюжете любовной линии:

«Джен» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

«Гет» (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.

«Слэш» , или «слеш» (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.

Фем-слэш (англ. fem-slash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.

По соответствию реалиям мира оригинала:

«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.

«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.

По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:

«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.

«В характере» - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем. Если формат канона позволяет, то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности. Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей.

Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью.

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью.

Соответственно НМП - новый мужской персонаж.

«Жанр» - особая пометка об общем «настроении» фанфика.

Общие жанры:

Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмористический фанфик.

Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.

Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

POV (Point of view) - «точка зрения», повествование от первого лица одного из героев.

Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

Любовные жанры:

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами. Романтика, романтика и еще раз романтика.

Прочие жанры:

H/C (Hurt/comfort) - «Кнут и пряник», фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

ER (Established Relationship) - установившиеся отношения между героями.

PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.


Размер шрифта

Классификация лесбийской любви. Буч, дайк или фем?

Для тех девушек, которые бросили вызов природе. И предпочли мальчикам, женский пол. К какому же типу относитесь вы? Читаем и классифицируем.

"Девочке" мужчины встречаются не лучше и не хуже, чем другим женщинам, просто ее на самом деле интересуют не они, мужчины для нее друзья, а она об этом пока не знает. Когда же она это понимает, то сначала считает себя бисексуалкой, и продолжает думать, что "своего" мужчину она пока не встретила. "Девочка", построив отношения с женщиной и попробовав их, уже никогда не ищет встреч с мужчинами и полностью отдает себя женщине.

Фем

Это самый сложный и трудно поддающийся описанию тип. До переходного возраста фем ведет себя как обычная девочка, одевает юбочки, платья, бантики, рюшечки, играет в куклы и классики с подружками. Она начинает осознавать непонятное влечение к женщинам к 15 годам, но, осознав, она понимает, что это началось раньше, только не понимала тогда почему так.

Этот тип ищет логическое обоснование своему влечению, пытается объяснить самой себе "почему". В отличие от фем, "мальчики" и "девочки" гомосексуальность воспринимают как нормальное явление и совершенно не пытаются ее объяснить. Она считает, что любит женщин не потому, что не любит мужчин, а потому что она ищет в людях определенные качества, которые оказываются в наличии почему - то у женщин, да и просто с ними безопаснее.

Фем вообще плохо понимает, что она такое и что из себя представляет. С осознанием гомосексуального влечения она начинает отступать от соответствия нормам. У нее нет четко выраженного вида, она похожа на девочку, или на мальчика, а может и на того и на другого сразу. При резких движениях и абсолютно не женской походке, она имеет женскую мягкость, кротость и зависимость от сильных и крепких. Ища в людях силу, поддержку, заступничество, она демонстрирует удивительную застенчивость, неуверенность и какую - то детскую беспомощность. Правда это не говорит о том, что она ничего не умеет, не может и ничего самостоятельно не решает, просто она так устроена, что если есть возможность переложить на кого-то ответственность, активность, она это сделает не задумываясь.

Страх сексуальных отношений характерен почти для всех фем, особенно это проявляется с новым партнером. Именно поэтому и еще из-за высокой потребности в ласке, любви, заботе и силе, она продолжает поддерживать даже оскорбительные для себя отношения, ставшие обузой, совершенно ее неудовлетворяющие.

За этой нежной и беззащитной оболочкой скрывается большая конфликтность по отношению к мужчинам. Выражается это или в скрытой форме или, что чаще бывает, враждебность вполне осознаваемая. При всем этом у нее получается парадокс: мужское внимание ей льстит, при этом мужчина - это явная угроза.

"Не лесбиянка"

Это самый непонятный тип из всех. Она на самом деле не является лесбиянкой и даже не является бисексуалкой, она думает о мужчинах, они ей нравятся и они привлекают ее. Но в данный момент она живет не с мужчиной, а с женщиной, потому что она любимая женщина. Всех она не любит, только эту. Как это получилось, она не знает, и почему все интересуются тоже. Не все ли равно кого любить, "не лесбиянка" действительно не понимает, как можно выбирать, кого любить, а кого нет.

У них есть особенность, которая выражается в том, что любовь - это не привязанность для нее, не спокойное проживание вместе, а что-то такое бурное, яркое, взрывное, безумно любит и не прощает измен. Началось все с того, что они с подругой проводят много времени вместе, учатся, например, вместе в школе, колледже, гуляют, рядом живут. Подруга при этом, явно выраженная лесбиянка, и она то и осознает, что между ними не просто дружеская привязанность и любовь как к подруге, что-то большее, эротическая ниточка обязательно проявится в поведении, и тем более, что сомнений "подходит - не подходит" нет, они уже очень давно знакомы и успели изучить друг друга. Дальше уже нельзя разобрать кто начал сближение с такой позиции, кто первый сказал, предложил перейти на "эротический язык", но они перестают быть просто подругами. "Не лесбиянка" нормально относится к различию людей, не могут же все быть одинаковыми! На позицию "все люди разные" накладывается общение с подругой, у них же все отлично, а они такие разные, пусть и увлечения у нее не такие, как у всех, а так она обычная девушка, слегка смахивающая на мальчика. Внутреннего запрета на такое у нее нет, привязанность огромная, она нужна ей, а секс - это просто дополнение к их уже существующим отношениям, сложившимся очень давно.