Сочинение Толстой Л. Л.Н

Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. Одна из величайших книг мирового значения «Война и мир» с уверенностью историка-профессионала, но в, то, же время как в зеркале, представляет всему миру тот русский дух, те характеры светского общества, те исторические события, которые неизменно присутствовали в конце XVIIIи начале XIX веков.
И на фоне этих событий показывается , во всей ее мощи и многообразии.

Л.Н.Толстой и герои романа «Война и мир» переживают события прошлого девятнадцатого века, однако описывать Лев Николаевич начинает события 1805 года. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе – все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Героев довольно много – около 550 или 600. Есть как основные и центральные фигуры, а есть и прочие или просто упомянутые. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы: центральные, второстепенные и упомянутые персонажи. Среди всех их существуют как вымышленные герои, как прототипы людей, окружавших на то время писателя, так и реально существовавшие исторические личности. Рассмотрим основные действующие лица романа.

Цитаты из романа “Война и мир”

- … я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастие жизни.

Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё.

До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них.

Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов.

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию.

Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным…

Центральные фигуры романа «Война и мир»

Ростовы – графы и графини

Ростов Илья Андреевич

Граф, отец четверых детей: Наташи, Веры, Николая и Пети. Весьма добронравный и щедрый человек, который очень любил жизнь. Его непомерная щедрость в итоге и привела его к расточительности. Любящий муж и отец. Очень хороший организатор различных балов и приемов. Однако его жизнь на широкую ногу, и бескорыстная помощь раненным во время войны с французами и выезда русских из Москвы, наносили роковые удары по его состоянию. Его совесть постоянно его мучила из-за надвигающейся нищеты его родных, но он ничего не мог с собой поделать. После гибели младшего сына Пети, граф был сломлен, но, однако оживился во время подготовки к свадьбе Наташи и Пьера Безухова. Проходит буквально несколько месяцев после свадьбы Безуховых, как Граф Ростов умирает.

Ростова Наталья (жена Ильи Андреевича Ростова)

Жена графа Ростова и мать четверых детей, эта женщина в возрасте сорока пяти лет имела восточные черты лица. Средоточие медлительности и степенности в ней расценивалось окружающими как солидность и высокая значимость ее личности для семьи. Но настоящая причина ее манер, пожалуй, кроется в изнуренном и слабом физическом состоянии благодаря родам и воспитанию четырех детей. Очень любит свою семью, детей, поэтому известие о гибели младшего сына Пети чуть было не свело ее с ума. Так же как и Илья Андреевич, графиня Ростова очень любила роскошь и исполнение любых ее приказаний.

Лев Толстой и герои романа «Война и мир» в графине Ростовой помогли раскрыть прототип бабушки автора – Толстой Пелагеи Николаевны.

Ростов Николай

Сын графа Ростова Ильи Андреевича. Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Даже в своих однополчанах он часто видел свою вторую семью. Хоть и был долгое время влюблен в свою кузину Соню, все же в конце романа женится на княжне Марье Болконской. Очень энергичный молодой человек, с курчавыми волосами и «открытым выражением лица». Его патриотизм и любовь к императору России никогда не иссякали. Пройдя через многие тяготы войны, становится отважным и храбрым гусаром. После смерти батюшки Ильи Андреевича, Николай выходит в отставку для того, чтобы поправлять финансовые дела семьи, оплачивать долги и, наконец-то, стать хорошим мужем для Марьи Болконской.

Представляется Толстому Льву Николаевичу как прототип его отца.

Ростова Наташа

Дочь графа и графини Ростовых. Очень энергичная и эмоциональная девушка, считавшаяся некрасивой, но живой и привлекательной, она не очень умна, но интуитивна, потому как умела отлично «угадывать людей», их настроение и некоторые черты характеров. Весьма порывиста на благородство и самопожертвование. Очень красиво поет и танцует, что на то время было важным характеризующим качеством для девушки из светского общества. Самое главное качество Наташи, которое Лев Толстой, как и его герои, неоднократно подчеркивают в романе «Война и мир» – это близость к простому русскому народу. Да и сама она вся впитала в себя русскость культуры и силу духа нации. Тем не менее, эта девушка живет в своей иллюзии добра, счастья и любви, которая, спустя какое-то время, вводит Наташу в реальность. Именно эти удары судьбы и ее сердечные переживания делают Наташу Ростову взрослой и дарят ей в итоге зрелую настоящую любовь к Пьеру Безухову. Особого уважение заслуживает история перерождения ее души, как Наташа начала посещать церковь, после того как поддалась соблазну лживого обольстителя. Если вас интересую произведения Толстого в которых более глубоко рассматривается христианское наследие нашего народа, тогда вам нужно прочитать и о том как он боролся с соблазном.

Собирательный прототип невестки писателя Кузьминской Татьяны Андреевны, а также ее сестры – жены Льва Николаевича – Софьи Андреевны.

Ростова Вера

Дочь графа и графини Ростовых. Славилась строгим нравом и неуместными, хоть и справедливыми, замечаниями в обществе. Неизвестно почему, но мать ее не очень любила и Вера это остро ощущала, видимо, поэтому часто шла наперекор всем вокруг себя. В последствии стала женой Бориса Друбецкого.

Является прототипом сестры Толстой Софьи – жены Льва Николаевича, которую звали Елизаветой Берс.

Ростов Петр

Совсем еще мальчик, сын графа и графини Ростовых. Подросший Петя, юношей порывался идти на войну, причем так, что родители совершенно не могли его никак удержать. Вырвавшись все-таки из родительской опеки и определившись в гусарский полк Денисова. Петя погибает в первом же бою, так и не успев повоевать. Его гибель очень сильно подкосила его семью.

Соня

Миниатюрная славная девушка Соня была родной племянницей графа Ростова и всю свою жизнь прожила под его крышей. Ее долговременная любовь к Николаю Ростову стала для нее роковой, потому как ей так и не удалось соединиться с ним в браке. К тому же и старая графия Наталья Ростова была очень против их брака, ведь они были кузенами. Соня поступает благородно, отказывая Долохову и соглашаясь на всю жизнь любить только Николая, при этом освобождая его от данного ей обещания жениться на ней. Всю свою остальную жизнь она живет при старой графине на попечении Николая Ростова.

Прототипом этого, казалось бы на первый взгляд, незначительного персонажа была троюродная тетя Льва Николаевича, Ергольская Татьяна Александровна.

Болконские – князья и княжны

Болконский Николай Андреевич

Отец главного героя, князя Андрея Болконского. В прошлом действующий генерал-аншеф, в настоящем князь, который заслужил себе прозвище «прусский король» в русском светском обществе. Социально деятельный, строгий как отец, жесткий, педантичный, но мудрый хозяин в своем имении. Внешне это был худощавый старик в напудренном белом паричке, густыми бровями, нависавшими над проницательными и умными глазами. Не любит проявлять чувства даже к любимому сыну и дочери. Постоянно изводит свою дочь Марью придирками, острым словцом. Сидя у себя в имении князь Николай постоянно на чеку событий, происходящих в России и только перед смертью он теряет полное представление о масштабности трагедии войны русских с наполеоном.

Прототипом князя Николая Андреевича был дед писателя Волконский Николай Сергеевич.

Болконский Андрей

Князь, сын Николая Андреевич. Честолюбив, так же как и его отец, сдержан в проявлении чувственных порывов, но очень любит своего отца и сестру. Женат на «маленькой княгине» Лизе. Сделал хорошую военную карьеру. Очень много философствует о жизни, смысле и состоянии его духа. Из чего видно, что он находится в каких-то постоянных поисках. После смерти жены в Наташе Ростовой увидел для себя надежду, настоящую девушку, а не фальшивую как в светском обществе и некий свет будущего счастья, поэтому был в нее влюблен. Сделав Наташе предложение, вынужден был уехать за границу лечиться, что послужило обоим настоящим испытанием их чувств. В итоге их свадьба сорвалась. Князь Андрей ушел на войну с Наполеоном и был тяжело ранен, после чего он не выжил и умер от тяжелой раны. Наташа до конца его смерти преданно ухаживала за ним.

Болконская Марья

Дочь князя Николая и сестра Андрея Болконских. Очень кроткая девушка, не красива, но добра душой и очень богата, как невеста. Ее богодухновенность и преданность религии служит многим примером добронравия и кротости. Незабвенно любит своего отца, который часто издевался над ней своими насмешками, укорами и уколами. А также любит и своего брата, князя Андрея. Сразу не приняла Наташу Ростову как будущую невестку, потому что та казалась ей слишком легкомысленной для брата Андрея. После всех пережитых невзгод она выходит замуж за Николая Ростова.

Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого – Волконская Мария Николаевна.

Безуховы – графы и графини

Безухов Пьер (Петр Кириллович)

Один из главных героев, который заслуживает пристального внимания и самой положительной оценки. Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума. Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив. Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения. (100%) 4 votes


Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем».

Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.

Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога».

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.

В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

Психологизм романа "Война и мир"

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого - один из самых запоминающихся эпизодов. Однако если бы вы поставили себе цель досконально изучить ход и развитие 1805 года, то эта битва навряд ли привлекла бы ваше внимание. В развернутой повести войны данное событие было бы сравнимо лишь с запятой в предложении.

Но Л. Толстому сражение близ деревни Шенграбен дало возможность написать целый ряд психологических портретов своих героев. Здесь же ярко видно и отношение самого писателя к этой войне. По сути, в глазах классика это единственная битва, имевшая моральное оправдание.

Малая частичка большого целого

Для того чтобы понять, какое место занимало Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» (в масштабе всей войны), стоит кратко рассмотреть причины возникновения, ход событий и роль русской армии в этой военной кампании.

Итак, по сути, России в той войне изначально ни делить, ни защищать было нечего. Все началось с того, что Наполеон решил подмять под себя Великобританию. Он подвел свою «Великую Армию» в количестве 180 тысяч человек к Ла-Маншу со стороны Франции. Для Туманного Альбиона это была серьезная угроза. Противопоставить достойную силу хорошо обученным войскам противника было бы весьма проблематично.

Морская преграда

Слабым местом наполеоновской армии был флот. Его катастрофически не хватало, чтобы организовать эффективное прикрытие во время переброски сухопутного десанта. Наполеон, объединив свои корабли с испанскими, попытался оттянуть основные силы английского флота от Ла-Манша. Но в битве при Трафальгаре его флотилия терпит сокрушительное поражение от адмирала Нельсона, командующего английской эскадрой.

Рождение коалиции

Однако Англия прекрасно понимала, что эта победа давала ей всего лишь временную передышку, потому что основные - сухопутные - силы противника от ее границ никуда не исчезли. Поэтому британское правительство спешно сколачивает куда вошли Россия, Австрия, Швеция, Португалия и Неаполитанское королевство.

Результат беспорядочных действий союзников

Чтобы передвинуть театр военных действий, принимается решение напасть на Баварию и Италию (союзников Франции). Россия выдвигает две своих армии в помощь Австрии. А в это время австрийцы, не дождавшись подкрепления, атакуют Баварию.

Наполеон очень мобильно перекидывает свои силы и, застигнутая врасплох, австрийская армия капитулирует. В этой ситуации генералу Кутузову остается только отступать, чтобы соединиться со второй русской армией под предводительством Буксгевдена.

Он успешно противостоит войску Наполеона, просчитывая и предвосхищая его действия, и даже дает сражение близ Кремса, в котором наносит значительный урон французам. Однако войско противника все еще имеет существенное численное преимущество, и Бонапарт начинает маневр, в случае успеха которого он бы сумел нанести сокрушительный удар по армии Кутузова.

Чтобы избежать этого, и понадобилось Шенграбенское сражение. Толстой очень удачно избрал именно этот эпизод войны, чтобы описать то, как раскрываются характеры разных людей в критической ситуации. В его романе запах пороха и холодное веяние прохаживающейся по рядам товарищей смерти срывают маски и обнажают саму сущность человека.

Шенграбенское сражение: краткое содержание

Атаку начали французы. Под прикрытием тяжелой артиллерии, они выступили к расположению русских солдат. Численное превосходство было на стороне наполеоновской армии. Тридцать тысяч солдат против шести тысяч имеющихся в подчинении у генерал-майора Багратиона.

Из орудий в русском лагере было четыре пушки, которые, по первоначальному замыслу военного руководства, должны были обстреливать близлежащую лощину. Но принимает решение бомбить деревню Шенграбен зажигательными снарядами. Именно там остановилась значительная часть французов.

При первых атаках ряды русских солдат дрогнули, и командирам пришлось менять позиции. Но перегруппировавшись, воины со свежим запалом ринулись в битву. Чтобы выслать подкрепление на ослабленные участки, у капитана Тушина, под командованием которого и находилась батарея из четырех орудий, полностью забрали всякое прикрытие. Но они с такой энергичностью продолжали обстрел, что французы решили, что именно там сосредоточены главные силы русских войск. Тушину удалось поджечь деревню Шенграбен, и это отвлекло врага.

В конце концов, после упорных боев и маневров французам удалось взять людей Багратиона в кольцо. Но, собравшись с силами, они прорвали оцепление и отступили на новые позиции.

Цель была достигнута - отряду удалось задержать продвижение наполеоновской армии настолько, чтобы Кутузов смог соединить свои основные силы с армией Буксгевдена.

В знак признания заслуг этот отряд был назван «Дружина героев».

Вклад Л. Н. Толстого

Хотя этот военный эпизод на самом деле был героическим, но широкую известность он получил именно благодаря Толстому, который очень ярко описал Шенграбенское сражение в романе «Война и мир». Вследствие этого сегодня про подвиг русских солдат при Шенграбе знает любой образованный человек.

Да и как может быть иначе? Ведь Лев Николаевич Толстой является признанным классиком, а потому его роман «Война и мир» входит в общеобразовательную программу, и каждый школьник в обязательном порядке услышит про Шенграбенское сражение. Какая глава описывает эту битву, какие герои задействованы в эпизоде, какова характеристика их действий - вот минимальный объем информации, вкладываемой в детские умы.

Научный подход

Интересно, что писатель очень ответственно относился к описанию батальных сцен. Он внимательно изучал документы и даже сам ездил на места баталий, чтобы точно передать происходившие события. Как Толстой рисует Шенграбенское сражение? Глава начинается с ненавязчивого, но детального описания окружающей местности. Лев Николаевич, как талантливый художник, мазок за мазком создает в воображении читателя отчетливую картину. Благодаря этому легче понять действия участников боевых действий в той ситуации.

Психологическая составляющая

Очень интересно следить за тем, как меняется взгляд некоторых героев романа на войну. Например, наблюдая Шенграбенское сражение, Болконский понимает, что реальная ситуация управления непосредственно во время атаки и отступления в корне отличается от продуманных планов, составленных на бумаге.

Молодой Николай Ростов с ужасом признается себе, что романтика военной кампании враз улетучилась, и остался только за свою собственную жизнь. Ему стыдно перед самим собой, но он ничего не может с этим поделать.

Однако Толстой не просто раскрывает перед нами своих героев. На протяжении сравнительно короткого периода повествования он меняет отношение самого читателя к некоторым персонажам.

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» предстает перед нами с разных позиций. Мы получаем возможность наблюдать за битвой и за сокровенными чувствами некоторых ее участников. Так, невзрачный и даже несколько неуклюжий капитан Тушин предстает перед нами настоящим героем. А бравый и молодцеватый Жерков, напротив, проявляет отталкивающую трусость. Андрей Болконский тоже испытывает страх, но он достойно его преодолевает, помогая батарее Тушина отступать.

Роман графа Л.Н. Толстого «Война и мир» буквально взорвал литературный мир Петербурга и всей остальной Российской империи. Такого романа никто не ожидал - последний большой юбилей Отечественной войны прошел в 1862 году, последние несколько лет вся страна была занята Великими реформами, в обществе нарастали противоречивые настроения, да и о самом Толстом, затворившемся в своем селе, не было ничего слышно… и вдруг - «Война и мир».

История замысла романа в пересказе звучит как анекдот: Лев Николаевич Толстой собрался написать обстоятельную книгу о декабристе, возвращающемся с семейством в Россию, и начал… с 1805 года: «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году… Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с … эпохой 1812 года… Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…» . Впервые отрывок из романа был опубликован в «Русском вестнике» в 1865 г., позже вышли и остальные части.

Историческое повествование занимает в романе довольно большую часть, иногда даже слишком замедляя развитие действия - этот художественный недостаток зачастую выделяют критики творчества Толстого. К тому же более всего нелестных отзывов Л.Н. Толстой получил именно от критиков исторической части романа, причем как от очевидцев войны, так и от ее исследователей.

Критика очевидцев

Раздраженный комментарий А.С. Норова о романе «Война и мир» - один из самых известных окликов от очевидцев событий. Отзыв А.С. Норова в 1868 г. (т.е. сразу по выходу романа) приводит Г. Данилевский в статье «Поездка в Ясную Поляну» («Исторический вестник», 1886 г.): «Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим» .

Более всего А.С. Норова оскорбила подробность, что «Кутузов, принимая в Цареве-Займище армию, более был занят чтением романа Жанлис - «Les chevaliers du Cygne» («Рыцари лебедя»), чем докладом дежурного генерала. И есть ли какое вероятие, чтобы Кутузов, видя перед собою все армии Наполеона и готовясь принять решительный, ужасный с ним бой, имел время не только читать роман Жанлис, но и думать о нем? (…) До Бородина, под Бородиным и после него мы все, от Кутузова до последнего подпоручика артиллерии, каким был я, горели одним высоким и священным огнем любви к отечеству и, вопреки графу Льву Толстому, смотрели на свое призвание, как на некое священнодействие. И я не знаю, как посмотрели бы товарищи на того из нас, кто бы в числе своих вещей дерзнул тогда иметь книгу для легкого чтения, да еще французскую, вроде романов Жанлис» .

При этом Г. Данилевский отмечает, что, вынужденный собирать источники для некролога вскоре умершего А.С. Норова, он наткнулся на книгу «Похождения Родерика Рандома», где было помечено рукой покойного: «Читал в Москве, раненый и взятый в плен французами, в сентябре 1812 г.».

Пример Норова демонстрирует, как ветераны войны 1812 года, забывая о реальных фактах, начинали жить патриотическим мифом и высказывали претензии к роману Толстого, исходя из этого самого мифа.

Критику другого рода проводит князь П.А. Вяземский , так же очевидец войны, увидевший выход романа Толстого. Более всего его задевает описание появления императора Александра I перед народом с бисквитом в руке:

«...А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызвал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его перед народом - глазам своим не веришь, читая это - с «бисквитом, который он доедал». (…) Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это - басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях, так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким, так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости, что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели решился показаться перед народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. (…) История и разумные условия вымысла тут равно нарушены...» (князь П.А. Вяземский. Воспоминания о 1812 г., «Русский архив», 1869 г.).

Здесь Вяземский обвиняет Толстого не только в исторической ошибке, но и в нарушении художественного правдоподобия. Надо сказать, что Толстой на этот выпад среагировал, указав точную страницу из мемуаров С. Глинки, где якобы указано о бросании бисквитов, правда, у Глинки на указанной странице говорится о другом, что вызывает закономерный вопрос: а как, собственно, Толстой работал с источниками?

Критика исследователей

Сам Толстой писал о проверяемости всех фактов, упомянутых в романе: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться».

Виктор Шкловский, составивший «формально-социологическое исследование» о романе Толстого, замечает, что при этом количество книг в этой «целой библиотеке», не превышало 50 экземпляров, т.е. умещалось на двух полках, тогда как, например, библиотека Дениса Давыдова по истории этой эпохи вмещает до полутора тысяч томов.

Военный историк Витмер замечает об основных источниках Толстого: «По нашему мнению, Тьер и Михайловский-Данилевский не единственные и даже не главнейшие произведения этой эпохи. Мало того, оба эти писателя, включая сюда и графа Сегюра, - писатели наиболее красноречивые, но едва ли не наименее достойные веры из всех, описавших войну 1812 года...».

Таким образом, критики Толстого отмечают, что, во-первых, писатель пользовался ограниченным набором литературы о войне, во-вторых, совершенно произвольно, согласуясь скорее с требования художественной целесообразности, чем достоверности, выбирал из имеющихся у него материалов необходимые факты. К тому же сохранился и совсем дискредитирующий отзыв о работе Толстого с источниками при написании романа, оставленный Н.П. Петерсоном в статье «Из записок бывшего учителя»:

«...Во время печатания этого произведения Лев Н-ч и заходил в Чертковскую библиотеку. Однажды он попросил меня разыскать все, что писалось о Верещагине, который в двенадцатом году был отдан Растопчиным народу на растерзание как изменник. Помню, я собрал множество рассказов об этом событии, газетных и других, так что пришлось поставить особый стол для всей этой литературы. Лев Н-ч что-то долго не приходил, а когда пришел и я указал ему на литературу о Верещагине, то он сказал, что читать ее не будет, потому что в сумасшедшем доме он встретил какого-то старика-очевидца этого события, и тот ему рассказал, как это происходило».

Такая большая маленькая история

Лучше всего о методе, которым пользовался Толстой и который повлек за собой эти неточности и критические отзывы, написал П.В. Анненков (1812\13-1887) в своей статье «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир».

Анненков указывает на то, что историческая часть романа Л.Н. Толстого построена на «маленькой истории», т.е. наборе «нескромных откровений, частных разоблачений, тайных записок» и т.п. При этом художественная убедительность требует от автора отказаться от сомнений и диалектических представлений, что порождает удивительный эффект - отобранные автором факты «маленькой истории» приобретают универсальное значение и формируют новые мифы об эпохе:

«Из этого выходит, что «маленькая» история, положенная в основу образов, вдруг заявляет горделивую претензию раздавать окончательные приговоры лицам и событиям, как будто вся сущность предметов исчерпана ею вполне. Суд свершается, таким образом, не совсем законным, компетентным судьей. (…) Роман принуждает его, вследствие внутреннего своего распорядка, вследствие необходимой для себя экономии, ограничиться всего чаще одной чертой, одной скудной чертой, чтобы, раздув и распространив ее до неимоверных границ, он -- этот непризванный судья -- мог в ней одной заключить и все основания, поводы и причины своего приговора людям и событиям. Таким образом, «маленькая» история, сделавшись романом, решает вопрос о личности Кутузова на основании некоторых слов, сказанных им там и сям, и на основании мины, взятой им при том и другом случае; вопрос о личности Сперанского -- на основании его искусственного смеха и программы, устроенной им для разговоров за столом; вопрос о проигрыше битвы под Аустерлицем -- на основании влияния молодых генералов-любимцев, окружавших императора Александра, и измены своему долгу у остальных, что стоило бы разъяснения... и т. д.»

Надо сказать, что сам Толстой занимал странную позу по отношению к своему роману. В 1871 году он писал Фету: «Как я счастлив,… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Когда в 1909 году посетитель Ясной Поляны начал восхищаться его романом, Толстой заявил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам».

Возможно, эта поза стала своеобразной реакцией на обсуждение романа в печати, возможно, это было особое литературное кокетство или даже некий рекламный ход самого Толстого.