Приведи примеры герои положительные отрицательные. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером

Как известно, темперамент является врожденным свойством личности. Какие-то его проявления можно скорректировать, другие остаются неизменными, таким образом, тип нервной системы становится определяющим фактором для становления личности. И по поведению людей, окружающих нас в повседневной жизни, героев фильмов или литературных персонажей не так уж сложно определить их типы темперамента. Примеры представителей каждой из четырех разновидностей будут приведены в этой статье.

Сангвинический темперамент

В основе сангвинического темперамента находится подвижный, сильный,

уравновешенный тип НС. Это значит, что процессы возбуждения и торможения у таких личностей находятся в равновесии. Также им свойственны живость, пластичность, быстрая речь с богатой мимикой и стремительные движения. Сангвиники легко приспосабливаются к новым для них условиям, они энергичны, работоспособны, трудности жизни вызывают у них не уныние, а стремление сопротивляться им, изменять ситуацию. Продуктивность деятельности зависит от ее увлекательности: интересным делом сангвиник может заниматься долго, с удовольствием и очень успешно.

В общении он легок и приятен: быстро сходится с людьми, отзывчив, без труда находит точки соприкосновения с любым собеседником. Новая обстановка не приводит его в смятение, а, наоборот, тонизирует. Эмоциональная сфера отличается позитивностью, хорошим настроением. Чувства сангвиника обычно не глубоки и не сильны, они могут быстро возникать и столь же быстро сменяться. Это свойство помогает легче переживать неудачи, что в целом способствует большей жизненной успешности.

По этим признакам можно предположить у определенных личностей или персонажей сангвинический темперамент. Примеры в литературе: Стива Облонский ("Анна Каренина"), Санчо Панса ("Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский"), Ольга Ларина ("Евгений Онегин"). В истории этим темпераментом обладали Н. Бонапарт, П. Бомарше.

Холерический темперамент

Это наиболее яркий темперамент. Примеры для его иллюстрации найти проще всего, потому что человек с таким типом нервных процессов — сильным, неуравновешенным и подвижным — редко остается в тени. Возбуждение у него преобладает над торможением, психическая активность очень высока. Поведение отличается неуравновешенностью, реакции - быстрым темпом, жесты - силой и энергичностью, порой лихорадочностью. Жизненная сила у холерика, что называется, плещет через край. Он склонен к бурному переживанию любых эмоций, в том числе гнева, самообладания же ему явно недостает. В работе такой человек мало размышляет и много действует, делу отдается с полной отдачей, но энергии на такой темп хватает ненадолго.

Таков холерический темперамент. Примеры из истории: поэт Пушкин А. С., ученый-естествоиспытатель Ломоносов М. В., полководец Суворов А. В., физиолог Павлов И. П.

Из литературных персонажей: старый князь Болконский ("Война и мир"), Ноздрев ("Мертвые души"), ("Тихий Дон").

Флегматический темперамент

Этот тип темперамента базируется на сильном, уравновешенном, инертном У него низкий уровень психической активности, все процессы протекают медленно, спокойно. Характерны малые активность и реактивность. Зато высока сопротивляемость раздражителям, даже сильным и продолжительным - флегматика не так-то легко сбить с намеченного курса.

Его чувства постоянны, хотя и не выражаются открыто, настроение чаще всего спокойное, уравновешенное. Речь медленная, тихая, движения невыразительные, редкие и слабые. Флегматик терпелив, способен стойко выносить удары судьбы, не показывает своих переживаний окружающим. В работе упорен, доводит дело до конца, любит порядок, изменяет своим привычкам лишь в исключительных случаях.

Флегматики в истории: И. Кант (философ), Ч. Дарвин (натуралист), И. А. Крылов (баснописец), Г. Галлилей (физик и философ), М. И. Кутузов (полководец).

Примеры из литературы: Илья Собакевич Пьер Безухов ("Война и мир").

Меланхолический темперамент

В его основе лежит слабый тип ВНД, поэтому определение темперамента меланхолика

Не представляет особой сложности. Это очень чувствительные люди, реагирующие даже на слабые раздражители, при этом торможение преобладает над возбуждением. Низкий уровень психической активности и реактивности. Меланхолик производит впечатление тревожного, боязливого человека, пассивного и заторможенного, сильные стимулы часто выбивают его из равновесия, они могут даже привести к поведенческим проблемам.

Речь тихая, но мимика довольно выразительна, она словно компенсируют негромкий голос. Движения замедленные, сдержанные, малоэнергичные. Меланхолик быстро утомляется, он вообще не обладает большой жизненной силой, чаще всего пребывает в подавленном настроении, смеется редко. Чувства его глубоки и длительны, но переживания слабо отражаются на внешности и поведении. Круг знакомых у такого человека ограничен, поскольку он замкнут и неразговорчив.

Так можно охарактеризовать меланхолический темперамент. Примеры в истории: писатель Гоголь Н. В., поэт Жуковский В. А., поэт Надсон С. Я., художник Левитан И. И.

Среди стоит отметить княжну Марью Болконскую ("Война и мир"), Подколесина ("Женитьба"), Татьяну Ларину ("Евгений Онегин").

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА. ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ
Аморфное и кристаллическое состояния веществ

Вещества в твердом состоянии по строению и свойствам подразделяют на кристаллические и аморфные. Атомы, молекулы или ионы твердых веществ, в
отличие от жидкостей или газов, занимают строго определенное место в пространстве, которое, как вы знаете, называется узлом. Если соединить узлы, в которых находятся частицы твердого вещества, воображаемыми линиями, то получается правильная пространственная решетка, называемая кристаллической.

Вы уже знаете четыре типа кристаллических решеток (ионные, атомные, молекулярные и металлические), можете назвать физические свойства кристаллических
веществ, которые заметно различаются. Однако у них у всех есть одно общее свойство: каждое имеет свою, строго определенную температуру плавления. Что же такое аморфное состояние вещества? Есть вещества, находящиеся в твердом состоянии, подобно кристаллическим веществам, и сохраняющие свою форму достаточно долго. Однако через длительный промежуток времени форма тел, изготовленных из таких веществ, все же изменяется, и это сближает их с жидкостями. Например, восковая свеча, поставленная вертикально, через некоторое время утолщается снизу. Попробуйте проделать нечто подобное с обыкновенной жевательной резинкой или кусочком пластилина. Результат будет таким же. По мере повышения температуры процесс размягчения ускоряется.

Определенной температуры плавления у аморфных тел, в отличие от кристаллических, нет. Помните, как у Пушкина: «Вода и камень, лед и пламень»? Камень у поэта – символ твердости. Вы, разумеется, сможете назвать причину этого свойства камня: он – кусочек горной породы и состоит преимущественно из оксида кремния(IV), который имеет атомную кристаллическую решетку, а отсюда и большую твердость. Но так ли все просто в химическом мире? Оказывается, оксид кремния(IV) может быть не только кристаллическим веществом, но также и аморфным. В аморфных веществах образующие его частицы не имеют определенного расположения по всему объему как в кристалле. Они упакованы беспорядочно, и только ближние атомы или молекулы-соседи находятся в некотором порядке друг относительно друга.
В зависимости от условий затвердевания расплава (например, при охлаждении), в аморфном состоянии могут оказаться такие вещества, которые в обычном состоянии имеют кристаллическую структуру. Так, если расплавить кристалл кварца (оксида кремния(IV)), то при быстром охлаждении его образуется аморфный кварц. Он имеет меньшую плотность, чем кристаллический, и широко используется для изготовления различных изделий, в том числе лабораторной посуды.
Аморфное состояние веществ неустойчиво, и рано или поздно они из такого состояния переходят в кристаллическое. Например, в аморфном стекле под влиянием ударных нагрузок образуются мелкие кристаллы, и стекло мутнеет. Застывший твердый мед засахаривается так же, как засахаривается при длительном хранении стекловидная карамель.
Пластическая сера (рис. 1), представляющая собой вещество в аморфном состоянии, через некоторое время превращается в кристаллическую ромбическую серу с молекулярной решеткой.


Рис. 1. Получение (а) и свойства пластической серы (б)
Таким образом, вещества в аморфном состоянии по структуре можно рассматривать как очень вязкие жидкости, а по свойствам – как твердые вещества. Аморфное и кристаллическое состояния, являясь двумя крайними полюсами твердого состояния, тем не менее, встречаются одновременно в одном и том же веществе. Многие полимеры, представляя собой в целом аморфные вещества, вместе с тем имеют участки кристаллической структуры. Этим определяется, например, высокая прочность полипропиленового или капронового волокон.

Слово «аморфный» – бесформенный – в сознании многих несет в себе негативный оттенок. Очевидно, это справедливо для характеристики личностных качеств человека.
В мире химических веществ и материалов все наоборот. Именно аморфные вещества являются нам в блеске драгоценного жемчуга, в медовом свечении янтаря, в скромном
обаянии полудрагоценных опала и халцедона, в волшебном многоцветии витражей и мозаики, в изумительной игре света хрусталя и блеске зеркальных витрин (рис. 2).



Рис. 2. Жемчуг (а), янтарь (б), халцедон (в) – аморфные тела, созданные природой. Витражи из цветного стекла (г), мозаика (д), хрусталь (е) – примеры рукотворных аморфных тел
Аморфность – ценное качество полимеров, т.к. оно обуславливает такое их технологическое свойство, как термопластичность. Именно благодаря ей полимер можно вытянуть в тончайшую нить, превратить в прозрачную пленку или отлить в изделие самой замысловатой формы (рис. 3).



Рис. 3. Термопластичность – свойство полимеров, благодаря которому можно изготовить детали конструктора «Лего» различной формы
Существование аморфных тел еще раз доказывает великую философскую истину, что все в мире относительно… Давайте посмотрим на пройденный материал под этим углом зрения.

Относительно деление элементов на металлы и неметаллы. Некоторые из элементов обладают пограничными свойствами: это германий, олово, сурьма. Один из наиболее ярких примеров относительности – двойственное положение водорода в периодической системе. Каждому элементу в периодической системе отведено местоположение, строго определенное зарядом его атомного ядра. Единственный элемент, которому в таблице Д.И.Менделеева отведено сразу два места, причем в резко противоположных
группах (щелочных металлов и галогенов) – это водород. Причины такого особенного отношения к водороду можно отразить с помощью таблицы (табл. 1).

Таблица 1


Положение водорода в периодической системе

Формы существования во- дорода как элемента Признаки сход- ства со щелочны- ми металлами Признаки сход- ства с галогенами
Атомы Имеет на внешнем (и единственном) электронном слое один электрон и относится к s-элементам. Проявляет поэтому восстанови- тельные свойства До завершения внешнего (и единственного) электронного слоя атому водо- рода недостает одного электрона. Поэтому он может проявлять окислительные свойства
Простые вещества Получен металлический водо- род с металлической кристалли- ческой решеткой и электронной проводимостью При обычных условиях Н2 – газ, подобно фтору и хлору. Имеет двухатомную молекулу за счет ковалентной химической связи
Сложные вещества В подавляющем большинстве соединений у водорода степень окисления +1 (например, +1 –1 HCl) С некоторыми металлами образует твердые солеподобные вещества часто ионного типа – гидриды, в которых имеет степень окисления –1 (например, +2 –1 CaH2)

Деление химической связи на типы носит условный характер, т.к. все эти типы характеризуются определенным единством. Ионную связь можно рассматривать как предельный случай ковалентной полярной связи. Металлическая связь совмещает ковалентное взаимодействие атомов с помощью обобществленных
электронов и электростатическое притяжение между этими электронами и ионами металлов. В веществах не часто присутствуют предельные случаи химической связи. Например, фторид лития LiF относят к ионным соединениям. Фактически же в нем связь на 80 % ионная и на 20 % ковалентная. Правильнее поэтому говорить о степени полярности (ионности) химической связи.
Связи разных типов могут содержаться в одних и тех же веществах, например:
1) в основаниях – между атомами кислорода и водорода в гидроксигруппах ковалентная полярная, а между металлом и гидроксигруппой – ионная;
2) в солях кислородсодержащих кислот – между атомами неметалла и кислородом кислотного остатка – ковалентная полярная, а между металлом и кислотным остатком – ионная;
3) в солях аммония – между атомами азота и водорода – ковалентная полярная, а между ионами аммония и кислотным остатком – ионная;
4) в пероксидах металлов (например, Na2O2) связь между атомами кислорода ковалентная неполярная, а между металлом и кислородом – ионная; и т.д.
Различные типы связей могут переходить одна в другую: при электролитической диссоциации в воде ковалентных соединений ковалентная полярная связь превращается в ионную; при испарении металлов ме- таллическая связь превращается в ковалентную неполярную.
Причиной единства всех типов и видов химических связей служит их одинаковая физическая природа – электронно-ядерное взаимодействие, сопровождающееся выделением энергии.
Относительна взаимообусловленность физических свойств веществ и типа их кристаллической решетки. Так, например, немало веществ с атомной кристаллической решеткой, отнюдь не характеризующихся твердостью (графит, красный фосфор). Некоторые вещества с ионной кристаллической решеткой легкоплавки, например селитры – нитраты щелочных металлов.
Относительно деление веществ на типы по их агрегатному состоянию. Вы знаете о существовании жидких кристаллов, сочетающих в себе структуру кристаллического вещества и свойства жидкостей.
Жидкие кристаллы
В настоящее время насчитывается несколько тысяч веществ, образующих жидкие кристаллы. Жидкокристаллическое состояние присуще таким соединениям, молекулы которых имеют удлиненную линейную форму. Для них направление осей молекулпо одному из трех направлений в пространстве, центры же масс молекул расположены беспорядочно. Изучение жидких кристаллов показало, что их свойства изменяются в зависимости от температуры, длины волны внешнего излучения, механической деформации, электрического и магнитного полей. Это определяет возможность их широкого применения в системах хранения и обработки информации, в индикаторах и т.п.
Одним из свойств жидких кристаллов, нашедших широкое применение, является зависимость их цвета от температуры. Это свойство позволяет использовать их для выявления структурных дефектов непрозрачных объектов: благодаря неодинаковой теплопроводности дефекты вызывают различные цветовые эффекты в пленке жидкого кристалла.
На основе жидких кристаллов разработаны приборы, позволяющие изменять падающий световой поток, – модуляторы. Модулятор состоит из пленки жидкого кристалла, расположенной между прозрачными электродами, и диафрагмы, роль которой может играть оправа чувствительного слоя приемника. Напряжение, подаваемое на жидкий кристалл, изменяет степень рассеяния им падающего света; при этом коэффициент рассеяния в некоторых пределах линейно зависит от напряжения. Изменяя определенным образом напряжение, меняют прозрачность слоя жидкого кристалла и, соответственно, – поток проходящего излучения.
Жидкие кристаллы, оптические свойства которых изменяются под действием электрического поля, используются в цифровых индикаторах (часы, калькуляторы и т.п.). Принцип работы таких индикаторов следующий. Жидкокристаллическое вещество помещается между черной металлической пластиной и тонкой прозрачной для света металлической пленкой, нанесенной на покровное стекло. Черная металлическая пластина и тонкая пленка образуют конденсатор. Если на его обкладках напряжения нет, то свет проходит через жидкий кристалл и поглощается черной пластинкой. Циферблат выглядит черным. Если к обкладкам конденсатора приложено напряжение, то жидкий
кристалл рассеивает свет и становится непрозрачным. В этом случае циферблат будет светиться в тех местах, где создано электрическое поле. Если верхняя пленка
имеет форму цифры, то и область свечения получится в виде цифры (рис. 4).



Рис. 4. Если к обкладкам конденсатора приложено напряже-
ние, то жидкокристаллическое вещество между ними меняет
свои свойства

Жидкие кристаллы играют большую роль в жизнедеятельности человеческого организма. Так, белок, входящий в состав мышечной ткани, обладает способностью образовывать жидкие кристаллы. Гладкие и полосатопоперечные мышечные волокна имеют структуру жидкого кристалла, благодаря чему могут растягиваться и сжиматься, не разрушаясь. Вещество коллаген, содержащееся в опорных тканях (кости, сухожилия) и в мозге, также близко по структуре к жидким кристаллам. Мозг человека по своей природе представляет сложную жидкокристаллическую систему. В белом веществе мозга и проводящих путях нервной системы жидкие кристаллы играют роль диэлектриков.
Форма жидких кристаллов наиболее удобна для протекания биологических процессов. Она соединяет в себе устойчивость к внешним воздействиям с необычайной пластичностью, гибкостью.
Жидкокристаллические волокнистые образования обладают значительной прочностью, что необходимо для опорных тканей. Помимо этого, жидкокристаллическое состояние очень чувствительно ко всем внутриклеточным процессам. Это объясняет, почему жидкие кристаллы обнаруживаются в важнейших функциональных участках клетки.
Огромное количество примеров относительности явлений можно привести из биологии. Вспомним лишь некоторые из курса естествознания 10-го класса: вирусы – своеобразный мостик между живой и неживой природой. Они проявляют свойства живых организмов, лишь попадая в клетку. Подобно живым организмам, вирусы, зацепившись за оболочку клетки, растворяют ее и впрыскивают в клетку свою нуклеиновую кислоту. Эта РНК или ДНК заставляет клетку хозяина производить многочисленные копии вируса. Вне клетки вирусы представляют собой кристаллические вещества, напоминая объекты неживой природы. Другой пример связан с эвгленой зеленой. Она иллюстрирует относительность принадлежности простейших к животным: подобно растениям, она содержит хлоропласты, и на свету, как и растения, способна
синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды, т.е. осуществлять фотосинтез.Замечательной физической иллюстрацией относительности истины служит теория, которая так и называется – теория относительности А.Эйнштейна. Приведены всего лишь некоторые примеры относительности ряда ключевых естественно-научных
понятий. Мы преследовали цель помочь вам на материале естествознания сформировать убеждение в том, что в окружающем нас мире не так много абсолютных истин, этот мир нарисован не только черной и белой красками. Мир, в котором мы живем, многолик, многогранен, многоцветен и бесконечно прекрасен.
?

1. Чем характеризуется строение твердых веществ? Что их отличает от жидкостей и газов?
2. На какие группы по типу кристаллической решетки можно разделить твердые вещества?
3. Чем отличаются и что общего у аморфных веществ и кристаллических? Что у них общего с жидкостями?
4. Назовите известные вам аморфные вещества и укажите области их применения.
5. Подготовьте сообщение на тему «История стекла в человеческой цивилизации» с использованием ресурсов Интернета.
6. Охарактеризуйте социальный и химический смысл термина «аморфный».
7. Докажите относительность признаков различных классификаций в химии, биологии и физике на основе изученного ранее материала.
8. Приведите примеры относительности характеристик литературных героев, как положительных, так и отрицательных.
9. По материалам средств массовой информации покажите относительность выгодности экономических и политических межгосударственных союзов.
10. Что представляют собой жидкие кристаллы? Какие их типы различают? Что объединяет жидкие кристаллы с жидкостями, а что – с твердыми веществами? Где применяются жидкие кристаллы?
11. На основе курса естествознания прошлого года или воспользовавшись возможностями Интернета, приведите другие примеры из области биологии об относительности истины, кроме упомянутых в параграфе. Расскажите более подробно о примерах, названных в параграфе.
12. На основе курса естествознания прошлого года или воспользовавшись возможностями Интернета, приведите другие примеры из области физики об относительности истины.

В процессе исторического развития литературы готовым типам начинают противопоставлять формирующиеся и непредопределенные характеры; на этом различии в значительной степени и строится образ литературного героя. Таково, например, несовпадение пушкинских героев — Сильвио и Пугачева — с романтическим амплуа мстителя или благородного разбойника.

Расхождение героя и его роли, присущее жанру романа изначально (его оформление относят к эпохе эллинизма), с XIX в. свойственно и другим литературным жанрам.

Так, герои пушкинского романа представляют собою определенные литературные и жизненные (социальные) типы, но в то же время с этими типами не совпадают. И уездная барышня «С печальной думою в очах, / С французской книжкою в руках», и «законодательница зал», и героини «излюбленных творцов» Татьяны — все это типы.

Многочисленные «маски» Онегина — «пасмурный чудак», а также Чайльд Гарольд и Мельмот — отнюдь не свидетельство того, что он всего лишь «чужих причуд истолкованье» или «слов модных полный лексикон».

Драматический характер отличается особой цельностью. Тем более художественно значимо воздействие на него самосознания, осмысленное уже Шекспиром. Давно уже замечено и оценено то обстоятельство, что Лаэрт и Гамлет, находясь в одинаковом, по сути дела, положении (необходимость мстить убийце отца), ведут себя глубоко различно: один естественно совпадает со своей ролью, другой рефлектирует. В чеховской «Чайке» проблема самоидентификации оказывается в центре сюжета: соотношение литературы и жизни здесь для героев — предмет рефлексии.

В эпической литературе XIX в. становится возможным раскрытие характера целиком через самосознание: в форме исповеди или дневника (поэма «Мцыри» и роман «Герой нашего времени» у Лермонтова, «Гамлет Щигровского уезда» и «Дневник лишнего человека» у Тургенева, «Крейцерова соната» у Л. Толстого и т.д.).

Возможность доминанты самосознания, демонстрируемая всем творчеством Достоевского, означает, что даже и традиционный тип «маленького человека» становится предметом собственной рефлексии принадлежащего к нему персонажа, а попытки других в этом случае, как и в любом другом, предугадать и предопределить его поведение вызывают сомнения (разговор Алеши Карамазова и Лизы Хохлаковой о штабс-капитане Снегиреве).

Теперь мы можем обратить внимание на относительность противопоставления случаев совпадения и несовпадения героя с типом или характером, проницаемость границы между ними в живом процессе литературного развития. Происходит превращение жизненных типов в литературные (т. е. обобщение и одновременно схематизация первых), например «бедный чиновник» становится «маленьким человеком».

Возникает также обратный процесс «десхематизации» литературного типа, в котором определяющую роль играет именно самосознание литературного героя. Так, Базаров, оказавшись в традиционной ситуации «русского человека на рандеву», иронически осмысливает поведение в ней «лишнего человека»: «Э! да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь как все новейшие молодые люди: цып-цып курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай Бог ноги! Я не таков».

Другие примеры подобного явления находим у Достоевского. Мармеладов соотносит себя с типом «мудрого пьяницы» (Любим Торцов) у Островского: «...бедность не порок — это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче»; Свидригайлов сознает свое внешнее сходство с демоническим преступником романтиков, как бы ссылаясь на обозначившую этот тип формулу «Пиковой дамы»: «Я вижу, что действительно могу показаться кому-нибудь лицом романическим».

У Достоевского, как показал М. М. Бахтин, в кругозор героев вводится не только их социальная и психологическая определенность (их собственные характеры и типы), но и их литературные прообразы. Раскольников очень настойчиво расспрашивает Разумихина, о чем именно он бредил, на что и получает следующий удивительный ответ (замечено в исследовании А. Л. Бема): «Уж не за секрет ли какой боишься? Не беспокойся: о графине ничего не было сказано» (ни о какой графине в романе больше нигде не упоминается: очевидно, она явилась прямиком из «Пиковой дамы»).

Подведем итоги. Рассмотренные понятия — обозначения различных видов (разновидностей) литературного героя. Ясно, что перед нами — определенный репертуар возможных способов изображения героев (или действующих лиц). Отсюда вопрос о системе персонажей как одной из форм выражения авторской позиции — оценки человека и действительности.

Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.