Катенин павел александрович. Арский Павел Александрович

Писатель и театрал, род. в 1792 г., ум. 23 мая 1853 г. Первоначальное образование получил дома, служил сначала по министерству народного просвещения; в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк и принимал участие в Отечественной войне 1812 г, Окою этого же времени начал и свою литературную деятельность.

Первые его стихотворения печатались в "Цветнике" Беницкого, "Сыне Отечества", "Вестнике Европы" и других изданиях того времени.

Все они написаны довольно хорошо, но не представляют ничего особенно выдающегося ни по форме, ни по содержанию; к числу достоинств Катенина нужно отнести его уменье согласовать форму с содержанием.

В некоторых своих стихотворениях он подражая Виргилию, Гесснеру, Оссиану, но несколько эпических стихотворений написаны им совершенно самостоятельно на темы, взятые из древнерусской жизни. Таковы его поэмы "Мстислав Мстиславич" "Старая быль", "Певец Услад" и др. Катенин особенно увлекался театром, проходил с актерами их роли, руководил ими, переводил и писал пьесы для бенефисов, и т. д. В 1811 году был поставлен его перевод комедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь", в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка комедии "Сплетни" ("Le mechant" Грессе), в 1822 г. - перевод "Сида" Корнеля.

В этом же году за шиканье актрисе Семеновой Катенин по настоянию нерасположенного к нему генерал-губернатора гр. Милорадовича был выслан на родину в костромскую губернию.

Здесь он перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви" и написал оригинальную трагедию в пяти действиях "Андромаха", в которой признавал большие достоинства даже Пушкин.

Последний, впрочем, вообще высоко ставил Катенина, считал его лучшим из современных "Шлегелей", не исключая даже А. Бестужева (Марлинского).

С таким же уважением относился к Катенину и Грибоедов, написавший вместе с ним комедию "Студент", где осмеяны Жуковский и другие романтики;

Грибоедов советовался с Катениным относительно "Горя от ума". Как в стихотворных, так и в драматических произведениях своих, Катенин, однако, является классиком, "неромантиком". Он переводит главным образом Корнеля, Расина, читает Делавиня, в котором находил "нечто расиновское", сам старается им подражать, смеется над романтизмом, над новою мещанскою комедией.

В своем стихотворении "Тень Шекспира", он не без злой иронии рассказывает, что теперь "на зрелищах Кесарь не смеет явиться", что "нет Андромахи на них, согнан Ахилл и Орест", что их заменили "торговли советник, юнкер, секретарь, гусарские майоры", которые "ищут с закладами денег, крадут ложки в карман", одним словом, что каждый находит теперь в театре "себя и знакомых". Приверженность к классицизму не мешала, однако, Катенину ценить по достоинству таких писателей, как Пушкин.

Катенин был в восторге от "Евгения Онегина" и "Графа Нулина", считал первое произведение лучшим из всего, написанного Пушкиным.

Вопреки своим современникам, как критик с действительно художественным чутьем, Катенин в "Руслане и Людмиле" видел "не больше, как сказку, лишенную колорита времени, местности и народности". В сущности, как это можно видеть из его критической статьи "Размышления и разборы", в которой он дает определение поэзии вообще и разбирает поэзию еврейскую, греческую, латинскую и новоевропейскую, Катенин мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления.

Также как и его мнимые враги, Катенин требует от произведения "правдоподобия" и "натуры"; стремясь к реализму, он употреблял народные слова и выражения, постоянно, по замечанию одного критика "обнаруживал особенное предрасположение к народности". Катенин был таким образом врагом лишь того романтизма, "родителем которого на Руси был Жуковский, поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Катенин ценил Пушкина, любил Байрона, но не понимал Шекспира, которого ставил ниже французских классиков.

В 1838 г. он вышел в отставку и снова поселился в своей деревне и занимался литературой до самой своей смерти.

Сочинения П. А. Катенина, СПб. 1833 г., ч. І и II; Е. Петухов, "П. А. Катенин", (биографический очерк в "Историческом Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра"; Письма П. А. Катенина к A. M. Колосовой" ("Русск. Старина", 1893 г., №№ 3-4). В. Боцяновский. {Половцов} Катенин, Павел Александрович - писатель (1792-1853); родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге.

В 1822 г. за шиканье артистке Семеновой был выслан петербургским генерал-губернатором гр. Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург был переведен в Эриванский полк на Кавказ и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр.

Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне.

Литературную деятельность К. начал около 1810 г. Первые его стихотворения - переводы и подражания Вергилию, Oссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях.

Около этого же времени он начал работать для театра.

В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь"; в 1819 г. им написан драматически отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mechant" Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида" Корнеля.

В вынужденном деревенском уединении Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 д. "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение.

Драматические произведения К. были результатом того увлечения театром, которое заставило К. живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений К. брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и др.). Как оригинальные, так и переводные произведения К. не представляют ничего выдающегося.

Гораздо более К. был известен как критик.

Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, К. имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков.

Пушкин, близкий друг К., считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского).

Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность К., но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". К. считался да и сам себя считал классиком, "неромантиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей вроде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления.

Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской.

Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, К. жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков, с одной стороны, упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности.

К. был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира К. не понимал и ставил гораздо ниже франц. классиков.

Ср. "Соч. Катенина, писанные в стихах" (ч. I и II, СПб., 1832); E. Петухов, "П. А. Катенин" (биографический очерк в "Историч.

Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра.

Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой" ("Рус. старина", 1893 г., №№ 3-4). В. Боцяновский. {Брокгауз} Катенин, Павел Александрович (11.12.1792-23.5.1853). - Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка. Род. в с. Шаево Кологривского уезда Костромской губ. Отец - генерал-лейтенант Александр Фед. Катенин, мать - Дарья Андр. Парпура.

В службу вступил в деп. Мин. народного просвещения - 4.7.1806, коллегии-юнкер - 31.12.1806, тит. сов. - 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка - 12.3.1810, прапорщик - 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 (Бородино) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник - 5.7.1820, уволен в отставку - 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении "Поликсены" выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы - 20.10.1822. В 1822-1832 жил в своем имении Шаево, хотя в авг. 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.

Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высоч. повелено оставить без внимания.

Определен в Эриванский карабинерный полк - 8.8.1833, комендант крепости Кизляр - 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора - 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии - 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук - 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.

ЦГАОР. ф. 48, оп. 1, д. 28, 243. Катенин, Павел Александрович генерал-майор, писатель для театра и критик, почетный член И. А. Н.; р. 11 дек. 1792 г.; † 1853 г. 23 мая. {Половцов} Катенин, Павел Александрович - русский поэт, драматург и критик.

Служил в министерстве народного просвещения, участвовал в войнах с Наполеоном 1812-1814. В 1817 - член тайного общества.

В 1820 вынужден покинуть военную службу, а в 1822 выслан в деревню в Костромскую губ., где живет три года без права выезда, а потом семь лет добровольно.

Вернувшись в Петербург, через два года уехал на военную службу на Кавказ, в 1838 подал в отставку, конец жизни провел в имении, слывя среди соседей безбожником и вольнодумцем.

К. - центральная фигура лит-ой группы 10-х-20-х гг. прошлого столетия, к-рое Тынянов вряд ли точно и полно назвал "младшими архаистами" (Грибоедов, Кюхельбекер).

Обуржуазившаяся часть среднего дворянства отказывается от придворно-официального стиля классицизма, разрабатывает идеи индивидуализма, культивирует интимистское искусство.

Однако перерастание буржуазных тенденций в осознанный либерализм и даже революционность (декабризм) естественно породило тягу к иному - пафосно-монументальному, гражданственному стилю (Плехановым отмечена сходная эволюция французского буржуазного искусства XVIII в. от сентиментализма к революционному классицизму).

Эта тяга и проявилась в деятельности Рылеева и "младших архаистов", опиравшихся на пафосную поэзию классицизма, но трансформировавших и деформировавших ее принципы своим новым либерально-буржуазным (хотя и очень сильно окрашенным в дворянские цвета) содержанием.

Разгром 14 декабря 1825 обусловил неудачу и затухание этой тенденции и изолированность К. в литературе.

Непосредственно политический либерализм К. сказался в трех его произведениях.

Он перевел одну из песен Великой французской революции "Отечество наше страдает", ставшую одной из любимых песен декабристского подполья.

Зашифрованно либерализм К. выражен в "Элегии" и "Старой были", направленной против Пушкина за примирение последнего с царизмом.

Однако вся литературная деятельность К., богатая смелым и талантливым экспериментаторством и новаторством, питается сходными с поэзией Пушкина социальными корнями.

Борясь против приглаженной эстетской манерности, интимизма карамзинистов, К. разрабатывал "большие формы" (трагедия, эпос), жадно отыскивая соответствующий лексический строй, метры и строфику.

Один из первых он ввел в драму пятистопный белый ямб, в эпос - октавы и терцины, смену метров в одном и том же произведении (в стихотворении 1819 "Мстислав Мстиславич" метр меняется 12 раз). Борясь с приглаженной балладой Жуковского за русскую тематику и народную лексику баллады, К. выражал свойственную декабристам тенденцию буржуазного патриотизма (в своих балладах "Ольга", "Убийца" и др. К. является непосредственным и во многом блестящим предшественником Пушкина).

Поэзию К. высоко ценили Грибоедов, Кюхельбекер и во многом резко расходящийся с К. Пушкин.

К 30-м гг. К. сошел с литературной арены. Библиография: I. Сочин. и перев. в стихах П. Катенина, 2 чч., СПб., 1832; Княжна Милуша, СПб., 1834; Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину со вступительной статьей A. A. Чебышева, "Русская старина", 1909-1911, и отдельн. изд. II. Петухов Е., П. А. Катенин, "Исторический вестник", 1888, IX; Бертенсон С., П. А. Катенин, СПб., 1909; Пиксанов Н. К., Заметки о Катенине, "Пушкин и его современники", вып. XII, СПб., 1909; Розанов И. Н., Пушкинская плеяда, М., 1923; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы, Л., 1929. Беллетристическое изображение Катенина: Писемский А. Ф., Люди сороковых годов (Катенин выведен под именем Коптева);

Тынянов Ю., Смерть Вазир-Мухтара, Л., 1929. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Г. Лелевич. {Лит. энц.}


Павел Александрович Катенин (1792-1853) - русский поэт, драматург и критик. Служил в министерстве народного просвещения, участвовал в войнах с Наполеоном 1812-1814. В 1817 - член тайного общества. В 1820 вынужден покинуть военную службу, а в 1822 выслан в деревню в Костромскую губернию, где живет три года без права выезда, а потом семь лет добровольно. Вернувшись в Петербург, через два года уехал на военную службу на Кавказ, в 1838 подал в отставку, конец жизни провел в имении, слывя среди соседей безбожником и вольнодумцем.

Катенин - центральная фигура литературной группы 1810-х - 1820-х годов XIX столетия, которое Тынянов вряд ли точно и полно назвал «младшими архаистами» (Грибоедов, Кюхельбекер). Обуржуазившаяся часть среднего дворянства отказывается от придворно-официального стиля классицизма, разрабатывает идеи индивидуализма, культивирует интимистское искусство. Однако перерастание буржуазных тенденций в осознанный либерализм и даже революционность (декабризм) естественно породило тягу к иному - пафосно-монументальному, гражданственному стилю (Плехановым отмечена сходная эволюция французского буржуазного искусства XVIII в. от сентиментализма к революционному классицизму). Эта тяга и проявилась в деятельности Рылеева и «младших архаистов», опиравшихся на пафосную поэзию классицизма, но трансформировавших и деформировавших ее принципы своим новым либерально-буржуазным (хотя и очень сильно окрашенным в дворянские цвета) содержанием. Разгром 14 декабря 1825 обусловил неудачу и затухание этой тенденции и изолированность Катенина в литературе.

Непосредственно политический либерализм Катенина сказался в трех его произведениях. Он перевел одну из песен Великой французской революции «Отечество наше страдает», ставшую одной из любимых песен декабристского подполья. Зашифрованный либерализм Катенина выражен в «Элегии» и «Старой были», направленной против Пушкина за примирение последнего с царизмом. Однако вся литературная деятельность Катенина, богатая смелым и талантливым экспериментаторством и новаторством, питается сходными с поэзией Пушкина социальными корнями. Борясь против приглаженной эстетской манерности, интимизма карамзинистов, Катенин разрабатывал «большие формы» (трагедия, эпос), жадно отыскивая соответствующий лексический строй, метры и строфику. Один из первых он ввел в драму пятистопный белый ямб, в эпос - октавы и терцины, смену метров в одном и том же произведении (в стихотворении 1819 «Мстислав Мстиславич» метр меняется 12 раз). Борясь с приглаженной балладой Жуковского за русскую тематику и народную лексику баллады, Катенин выражал свойственную декабристам тенденцию буржуазного патриотизма (в своих балладах «Ольга», «Убийца» и др. Катенин является непосредственным и во многом блестящим предшественником Пушкина). Поэзию Катенина высоко ценили Грибоедов, Кюхельбекер и во многом резко расходящийся с Катениным Пушкин. К 1830-м гг. Катенин сошел с литературной арены.

КАТЕНИН Павел Александрович родился - поэт, дра­матург, литературный критик и теоретик. Сын генерал-майора, Павел Александрович родился в родо­вой усадьбе отца. Получил отличное домашнее образование.

В 1806 поступил на служ­бу в министерство народного просвеще­ния. Самые ранние из дошедших до нас произведений Катенина от­носятся к 1809. Это переводы и переделки (опубликованы все в 1810) появи­лись в журнале «Цветник»:

«Песни в Сельме» (из Оссиана),

«Смерть Приама» (подражание Вергилию),

«Дружба» (идиллия Вийона),

«Ночь» (подражание Гесснеру).

«Гимн на победу Зевса над гигантами» 1810,

«Надпись к Пираму и Тизбе» 1810.

Вслед за тем начинается и работа Катенина Павла Александровича для театра.

В феврале 1811 поставлена была на петер­бургской сцене переведенная им трагедия «Арианда» Тома Корнеля.

В годы Отечественной войны имя Катенина исчезает из литературы. Определившись еще весной 1810 портупей-прапорщиком в Преображенский полк, Павел Александрович в его рядах участвует в Бородинской битве, в боях под Кульмом и Лейпцигом, во взятии Парижа.

В 1814 он возвращается с вой­сками гвардии в Петербург.

В 1815 печатает в «Сыне Отечества» свои балла­ды -

«Леший» ,

«Наташа» ,

«Убийца» ,

«Пе­вец» (из Гёте).

3 мая 1816 поставлена была в Петербурге трагедия Расина «Эсфирь», в новом переводе Катенина. Вскоре пьеса выходит отдельным изданием, а в «Сыне Отечества» публикуется баллада Катенина «Ольга» (вольный перевод из Бюргера).

В 1817 вышла комедии «Студент», написанной Катениным совместно с Грибоедовым. Ко­медия эта не увидела света ни на сцене, ни в печати, но распространилась в списках.

В 1817 Павел Александрович оказывается главой группы молодых поэтов и литераторов, к которой принадлежали Грибоедов, Н. Н. Бахтин, А. А. Жандр, Д. П. Зыков. Несколько позже к ним примкнул Кюхельбекер. Из писателей старшего поколения с Катениным были связаны Крылов и А. А. Шаховской , из поэтов следующего поколения позиции поэта. поддерживали впоследствии В. В. Гри­горьев, В. Ф. Раевский , А. И. Одо­евский , Н. М. Языков .

Литературная деятельность Катенина была не­отделима от его активной общественно-по­литической работы.

В конце 1816 Павел Александрович стал членом Союза спасения, первой тайной организации будущих декабристов («Об­щество истинных и верных сынов отечест­ва»), а во 2-й половине 1817 и в первое полуго­дие 1818, во время пребывания войск гвардии в Москве, он возглавил одну из двух «управ», объединивших членов тай­ного общества, находившихся в походе. (По соображениям конспиративного порядка Союз спасения именовался в Москве Во­енным обществом.) Видимо, в эту же пору Павел Александрович написал революционный гимн. После преобразования Союза спасения в Союз благоденствия, уставом которого отвергались революционные восстания, цареубийство и революционная диктату­ра, Катенин разорвал свои отношения с тайным обществом и не восстановил этих связей ни в 1820, ни накануне событий 14 декабря.

С середине 1818 по возвращении в Петербург основной сферой деятельно­сти Катенина становится театр. Он печатает из­вестный монолог Цинны из одноименной трагедии Корнеля («Сын Отечества», 1818, № 12), усиливая его революционное зву­чание, участвует в коллективном пере­воде «Медеи» Лонжпьера, переводит комедию Мариво «La gageure imprevue» («Нечаянный заклад»), приступает к работе над трагедией «Андромаха», участвует в дискуссии по поводу новой постановки «Фингала» В. А. Озе­рова (1820), публикует переводы комедии Грессе «Le Mechant» (под названием «Сплетни», 1821) и трагедии Корнеля «Сид» (1822).

К 1818-19 относится сближение Катенина с Пушкиным. Именно в эту пору, под непосредственным влиянием поэта, молодой Пушкин пересматривает свое отношение к поэтике не только Жуковского, но и Батюшкова.

В первом номере «Сына отечества» (1820) Катенин печатает «Песнь о первом сражении русских с татарами на реке Калке, под предводительством князя Галицкого Мстислава Мстиславича Храброго» , в которой широко использованы были мо­тивы русского фольклора и лексика «Сло­ва о полку Игореве». Исключительно бо­гат и своеобразен был и ритмико-метрический строй «Песни», в разных частях которой Катенин использовал 13 стихотворных размеров.

14 сентября 1820 полковник Катенин П.А., был по личному указанию царя уволен в отставку. Однако Павел Александрович не уехал из Петербурга и продолжал деятельно участвовать в литературной и театральной жизни столицы.

20 октября 1822 Александру I сде­лал распоряжение о немедленной высылке Катенина из Петербурга, с запрещением «въез­жать в обе столицы без высочайшего на то разрешения».

В своей костромской усадьбе Катенин Павел Александрович провел около двух с половиной лет. В ссылке им закончена была его трагедия «Андромаха» , над которой он работал, долгие годы и ко­торую считал своим коронным произведе­нием.

В середине августа 1825 Павел Александрович получил разре­шение на возвращение в Петербург. Не участвуя после 1817-18 в тайных организациях, поэт не подвергся после восста­ния 14 декабря ни аресту, ни привлече­нию к дознанию, хотя имя его не раз упо­миналось в следственных делах декаб­ристов. И, тем не менее, к активной литера­турной деятельности он уже не вернулся. Новый цензурный устав не позволял рассчитывать на разрешение к печати давно задуманного им сборника стихотворений, а на серьез­ные уступки цензорам Катенин идти не согла­шался.

Театральные противники Катенина вся­чески тормозили появление на сцене его пьес, как оригинальных, так и перевод­ных. С величайшим трудом он добился постановки в Петербурге 3 февраля 1827 своей трагедии «Андромаха», но успеха она не имела.

Пушкин рекомендовал Катенину жур­нальную деятельность, но рассчитывать на разрешение журнала для поэта не было никаких оснований. Не удалось Катенину выпустить в свет и задуманный им альманах. После двухлетнего пребывания в Петер­бурге Павел Александрович должен был возвратиться в конце 1827 в свою костромскую деревню.

О ли­тературных и политических настроениях Катенина этой поры лучше всего свидетельство­вали аллегорические образы баллады «Старая быль» (1828, опубликована в 1829 в «Се­верных цветах»), в которой он сурово осудил Пушкина за «Стансы» («В надежде славы и добра...») и за послание «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).

Очень характерно для настроений поэта этой поры и его стихотворение «Гений и поэт» (впер­вые опубликовано в 1938 в «Литературном современнике», № 9), в котором он, подчерки­вая свою верность всему тому, что вдох­новляло его прежде, горячо приветство­вал июльскую революцию 1830.

В своей деревенской глуши Павел Александрович Катенин подгото­вил к печати два тома «Стихотворений и пе­реводов» и целый цикл оригинальных ли­тературно-теоретических и историко-ли­тературных статей, посвященных миро­вой литературе. Работа эта, опубликован­ная под названием «Размышления и раз­боры» в двадцати номерах «Литературной газеты» (1830), являлась реализацией одно­го из давних предложений Пушкина в его письме к Катенину от начала 1826: «Если б согла­сился ты сложить разговоры твои на бу­магу, то великую пользу принес бы ты русской словесности». Пушкин имел в ви­ду круг идей, популяризовавшихся Катениным еще в конце 1810-х гг., но к 1830 концеп­ции поэта уже успели утратить значительную часть своей новизны и оригинальности.

В литературно-теоретических спорах начала 1830-х гг. не привлекли к себе вни­мания и те декларативные строки труда К., в которых он резко отмежевывался и от просветительного классицизма XVIII века (Вольтер и его школа), и от пропаган­дистов романтической поэтики - от Бай­рона и Шатобриана до Жуковского и Гюго.

В последний раз Катенин приехал в Петер­бург 18 июля 1832 напечатать сборник своих стихов и вернуться на военную службу, так как он был разорен взятием под опеку его деревень за какие-то неисправ­ности при поставке спирта в казну.

В 1832 вышли два тома оригинальных и переводных произведений Катенина П. А.

8 августа 1833 состоялось долгожданное определение Катенина на службу. Он был назна­чен в войска Кавказского корпуса, в Эриванский карабинерный полк, стоявший в урочище Манглис, в пятидесяти верстах от Тифлиса. Самое место его назначения было равнозначно новой ссылке, но Катенин не протестовал.

13 марта 1834, успев выпус­тить перед этим в свет свою новую «сказ­ку» в четырех песнях - «Княжна Милуша» , он выехал на Кавказ, где прослужил более четырех с половиной лет.

В июле 1836 друзьям удалось добиться назначе­ния Катенина в захолустную крепость Кизляр, где он оставался в должности коменданта до 20 ноября 1838. При отставке Катенин был произведен в генерал-майоры, но принял свое неожиданное увольнение со службы как новую репрессию. На Кавказе Павел Александрович продолжат много писать, но печатали его уже редко и неохотно. Последние произведения поэта появились в «Библиотеке для чтения»:

басня «Предложение» - в 1835,

«Гнез­до голубки» (пересказ арабской легенды),

«Инвалид Горев» (повесть в стихах из солдатской жизни) - в 1836.

Возвратившись на родину, Катенин прожил в полном одиночестве еще пятнадцать лет, редко выезжая за пределы своих костром­ских деревень. Его обширная переписка, постепенно сокращаясь, к середине 1840-х гг. почти прекратилась, его нигде не печата­ли, пьесы его давно исчезли из репертуа­ра, а самое имя Катенина продолжало звучать лишь в цитате из «Евгения Онегина».

Умер - , село Шаёво Костромской губернии.

Павел Александрович Катенин

П.А. Катенин.

Член Союза спасения

Катенин Павел Александрович (11.12.1792 - 23.5.1853). Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка.

Родился в с. Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии. Отец - генерал-лейтенант Александр Федорович Катенин, мать - Дарья Андреевна Парпура. В службу вступил в департамент Министерства народного просвещения - 4.7.1806, коллегии-юнкер - 31.12.1806, титулярный советник - 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка - 12.3.1810, прапорщик - 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 года (Бородино ) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник - 5.7.1820, уволен в отставку - 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении «Поликсены» выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы - 20.10.1822. В 1822 - 1832 жил в своем имении Шаёво, хотя в августе 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.
Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высочайше повелено оставить без внимания.

Определен в Эриванский карабинерный полк - 8.8.1833, комендант крепости Кизляр - 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора - 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии - 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук - 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 28, 243.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Переводчик, критик и режиссер

Катенин Павел Александрович (1792 - 1853), поэт, критик.

Родился 11 декабря (22 н.с.) в имении Шаёво Костромской губернии в дворянской семье. Получил домашнее образование. Детские годы прошли в родительском имении.

Поэтическая деятельность Катенина началась перед Отечественной войной 1812 стихотворениями, связанными с гражданской темой: "Отечество наше страдает...", "Рассказ Цинны" и др.

С началом войны уходит воевать, с русской армией вступает в Париж. В 1814 - 15 Катенин написал баллады "Певец", "Наташа", "Убийца", "Леший". В 1816 опубликовал балладу "Ольга", противопоставленную поэтическим принципам В.Жуковского (школе Карамзина-Жуковского). В возникшей полемике с поддержкой позиции Катенина выступил А.Грибоедов. Катенин оказал влияние на литературные взгляды Грибоедова, Кюхельбекера, А.Одоевского, а в 1818 - 19 и на Пушкина. Боевой офицер, Катенин становится членом "Союза спасения", а в 1817 - одним из руководителей Военного общества - тайной декабристской организации. В 1820, будучи полковником лейб-гвардии Преображенского полка, по политическим мотивам отправлен в отставку, в 1822 выслан из Петербурга.

Долгие годы он провел в деревне, оторванный от литературной и общественной жизни, после разгрома декабристов лишенный единомышленников. В начале 1830-х Катенин пытался при содействии Пушкина вновь вернуться к литературной деятельности; писал стихи и статьи, стремясь решить проблемы народной жизни (идиллии "Дура", "Инвалид Горев").

Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик и режиссер.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

"Должны мы во всем обезьянить?.."

Катенин Павел Александрович (11.12.1792-23.05 . 1853), поэт, переводчик, драматург, критик. Родился в усадьбе Шаёво Кологривского у. Костромской губ. Отец Катенина Александр Федорович - отставной генерал, мать Дарья Андреевна (урожд. Пурпур) - полугреческого происхождения.

Получил домашнее образование. Знал латынь и с полдюжины европейских языков. По воспоминаниям актера В. А. Каратыгина, «…не было всемирно-исторического факта, который бы он не смог объяснить со всеми подробностями, в хронологии он никогда не затруднялся - это просто была живая энциклопедия».

С 1806 Катенин на службе в Петербургском министерстве народного просвещения. В 1808-09 посещал салон А. Н. Оленина, где познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским и др. деятелями литературы и театра. Опубликовал первые стихи в «Цветнике» (1810); играл в любительских спектаклях. В 1810 поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Известность пришла в Катенину, когда в февр. 1811 в Петербурге в бенефис актрисы Е. С. Семеновой была поставлена в его переводе трагедия Корнеля «Ариадна».

В 1812-14 Катенин - участник Отечественной войны и заграничного похода, был под Бородином, Лютценом, Баутценом, Кульмом, Лейпцигом. Удостоен ордена св. Владимира 4-й степени с бантом и Кульмским крестом. В Париже посещал французский театр. Много писал для театра (в 1810-20-е), поставляя для сцены гл. обр. переводные пьесы. По возвращении в Россию пользовавшийся репутацией «большого вольнодумца» штабс-капитан Катенин вступил в Союз спасения, но позже отошел от движения и членом тайных организаций заговорщиков не стал.

1815-22 - период наиболее активного участия Катенина в литературной жизни. Он заявил о себе, как поэт, стихами и балладами в народном духе. В балладе «Наташа» девушка говорит любимому: «…прости мне укоризну: // Не сражаться за отчизну, // Одному отстать от всех - // Русским, нам, и стыд и грех». Жених Наташи вступает в народное ополчение и погибает под Бородином. Во сне она видит его и поспешает на свадьбу в небеса: «Тут Наташа помолилась, // Тут во сне перекрестилась: // Как сидела, как спала, // К жизни с милым умерла». Катенин воспевает в «Наташе» патриотизм и верность - чувства, издревле свойственные русской женщине. Деревенские реалии, простонародный язык - отличительные черты др. известной баллады Катенина - «Убийца». Повествуя о преступлении, о муках душегуба (свидетель - «месяц плешивый»), Катенин говорит о неминуемом возмездии: «Казнь Божья вслед злодею рыщет; // Обманет пусть злодей, // Но виноватого Бог сыщет - // Вот песни склад моей». Баллады Катенина написаны в противовес переводным романтическим балладам В. А. Жуковского, в них все свое, русское.

Летом 1818 Катенин познакомился с А. С. Пушкиным, и с этого времени литературная деятельность его прослеживается во взаимосвязи с гениальным собратом по перу. Пушкин всегда ценил ум и талант Катенина, хотя он и не принадлежал к кругу его ближайших друзей. В 1818-20 они часто виделись: Пушкин читал Катенину новые песни из «Руслана и Людмилы», которые Катенин подвергал критическому разбору.

В сент. 1820 полковник Преображенского полка Катенин за «сознательное противоречие» вел. кн. Михаилу Павловичу был уволен в отставку. Пушкин писал ему из ссылки: «Для малого числа избранных желаю еще увидеть Петербург. Ты, конечно, в этом числе…» Но в нояб. 1822 Катенин оказался в центре скандала на представлении «Поликсены» В. А. Озерова в театре, где саркастично отозвался о петербургском генерал-губернаторе гр. М. А. Милорадовиче. Катенина выслали из Петербурга в родовое имение Шаёво без права жить в столицах. «Правда ли, чту говорят о Катенине?» - с беспокойством запрашивал Пушкин у П. А. Вяземского из Кишинева.

В Шаёво Катенину пришлось нелегко (тяжба, хлопоты, нездоровье), и вдруг его посетила нечаянная радость: ему прислали выпуск первой главы «Евгения Онегина», где он прочел о себе: «Там наш Катенин воскресил // Корнеля гений величавый». В письме Пушкину он признавался: «…с отменным удовольствием проглотил господина Евгения (как по отчеству?) Онегина. Кроме прелестных стихов, я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость…».

На берега Невы, выхлопотав разрешение, Катенин вернулся в авг. 1825. У него большие творческие планы: издать книгу стихов, поставить на сцене свою пьесу «Андромаха». Встретившись с приехавшим в Петербург Пушкиным, Катенин засвидетельствовал: «Я заметил в нем одну только перемену: исчезли замашки либерализма. Правду сказать, они всегда казались угождением моде, нежели собственным увлечением; еще прежде из тех стихов его, которые по рукам ходили, он всегда упорно отказывал мне что-нибудь прочесть, отзываясь, что они не про меня написаны и показать знающему стыдно…».

В 1827 трагедия «Андромаха», которую Катенин считал главным своим произведением (Пушкин назвал ее «едва ли не лучшим произведением нашей Мельпомены по силе истинных чувств, по духу истинно трагическому»), на сцене провалилась. Ученица Катенина актриса Колосова в главной роли симпатий зрителей не снискала, пьесу исключили из репертуара.

В 1828 отношения между Катениным и Пушкиным вылились в скрытую стихотворную дуэль, вызванную балладой Катенина «Старая быль», на которую Пушкин ответил ироническими стихами «Ответ Катенину», но охлаждения между ними не произошло. Пушкин высоко ценил критический дар Катенина, его способность избегать «всех пристрастных и односторонних суждений». Пушкин писал ему: «Голос истинной критики необходим у нас; кому же, как не тебе, забрать в руки общее мнение и дать нашей словесности новое, истинное направление? Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны; ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли. Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности…». Живя в деревне, Катенин внял совету Пушкина и приступил к написанию книги «Размышления и разборы».

С большой эрудицией Катенин пишет о древней поэзии, о греческой трагедии, непрерывно полемизируя с признанным теоретиком романтической школы А. В. Шлегелем. Считая романтизм чуждым русской литературе, Катенин делает важное признание: «Россия искони не имела ничего общего с Европой западной; первые свои познания, художества и науки получила она вместе с верою православною от Цареграда… Правда Петр Первый много ввел к нам немецкого; но неужели, перенимая полезное, должны мы во всем обезьянить и утратить все родовые свойства и обычаи? По счастию, это невозможно, и одна вера своя предостережет нас от ничтожности».

После того как родовое имение Шаёво было взято в опеку, нужда заставила Катенина приехать в Петербург в поисках военной службы. В июле 1832 возобновились его встречи с Пушкиным. Катенин поздравил его с завершением «Евгения Онегина»: «Спи спокойно с Онегиным в изголовье; он передаст имя твое поздним векам, а конец увенчал все дело, последняя глава лучше всего».

В 1832 вышли в свет «Сочинения и переводы Павла Катенина» в 2 частях. Ф. Булгарин их высмеял, а Н. Полевой отвел им место в прошлом российской словесности. Пушкин думал иначе, в рецензии на издание он выделил независимость Катенина: «Никогда не старался он угождать господствующему вкусу в публике… первый введши в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные, он первый отрекся от романтизма и обратился к классическим идолам…» С похвалой отозвался Пушкин о балладах «Ольга» и «Убийца». Отметил «Мстислава Мстиславича», «стихотворение, исполненное огня и движения», и «Старую быль», «где столько простодушия и истинной поэзии». Но вердикты Булгарина и Полевого о Катенине как поэте возобладали у современников над пушкинским.

В 1833-36 Катенин служит на Кавказе, участвует в военных экспедициях. В 1836 назначается комендантом крепости Кизляр. В 1838 уходит в отставку с производством в чин генерал-майора.

Возвращается в Шаёво, где живет последние 15 лет. Имя его исчезло из театральных репертуаров, стихи появлялись в журналах крайне редко. Как писателя его забыли. Одна из последних публикаций появилась в «Москвитянине» (1841, № 4) - басня «Охотник до птиц», в которой изображена аллегорическая картина собственной изоляции. В сказке «Княжна Милуша», получившей одобрение еще Пушкина, Катенин так сказал о своем закате: «Что ж делать? Петь, пока еще поется… // Власть - слушать, власть - не слушать; я пою».

По просьбе П. В. Анненкова Катенин написал в н. 1850-х «Воспоминания о Пушкине».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Павел Александрович Катенин
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Па́вел Алекса́ндрович Кате́нин (11 декабря , деревня Шаёво Костромской губернии - 23 мая [4 июня ] , там же) - русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Член Российской академии ().

Биография

Получил домашнее образование. С 1806 года числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808-09 годах посещал салон А. Н. Оленина ; познакомился с К. Н. Батюшковым , Н. И. Гнедичем , А. А. Шаховским . Участвовал в любительских спектаклях.

Творчество

Издания

  • Катенин П. А . / Вступит. ст., подготовка текста и примеч. Г. В. Ермаковой-Битнер. - М.; Л.: Советский писатель, 1965. (Библиотека поэта. Большая серия)

Адреса в Санкт-Петербурге

Напишите отзыв о статье "Катенин, Павел Александрович"

Литература

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • («Андромаха», «Княжна Милуша») в библиотеке public-library.ru
  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Катенин, Павел Александрович

Девочка грустно на меня посмотрела и тихо спросила:
– Она живёт теперь с ангелами?.. Папа мне говорил, что она теперь живёт в таком месте, где всё, как на открытках, что мне дарят на рождество. И там такие красивые крылатые ангелы... Почему она не взяла меня с собой?..
– Потому, что ты должна прожить свою жизнь здесь, милая, а потом ты тоже пойдёшь в тот же мир, где сейчас твоя мама.
Девочка засияла.
– Значит, там я её увижу? – радостно пролепетала она.
– Конечно, Алинушка. Поэтому ты должна быть всего лишь терпеливой девочкой и помочь твоей маме сейчас, если ты её так сильно любишь.
– Что я должна делать? – очень серьёзно спросила малышка.
– Всего лишь думать о ней и помнить её, потому, что она видит тебя. И если ты не будешь грустить, твоя мама наконец-то обретёт покой.
– Она и теперь видит меня?– спросила девочка и её губки начали предательски дёргаться.
– Да милая.
Она на какой-то миг замолчала, как бы собираясь внутри, а потом крепко сжала кулачки и тихо прошептала:
– Я буду очень хорошей, милая мамочка… ты иди… иди пожалуйста… Я тебя так люблю!..
Слёзы большими горошинами катились по её бледным щёчкам, но лицо было очень серьёзным и сосредоточенным… Жизнь впервые наносила ей свой жестокий удар и, казалось, будто эта маленькая, так глубоко раненная, девчушка вдруг совершенно по-взрослому что-то для себя осознала и теперь пыталась серьёзно и открыто это принять. Моё сердце разрывалось от жалости к этим двум несчастным и таким милым существам, но я, к сожалению, ничем больше не могла им помочь… Окружающий их мир был таким невероятно светлым и красивым, но для обоих это уже не мог больше быть их общий мир...
Жизнь порой бывает очень жестокой, и мы никогда не знаем, в чём заключается смысл приготовленной нам боли или потери. Видимо, это правда, что без потерь невозможно осмыслить того, что по праву или по счастливой случайности, дарит нам судьба. Только вот, что же могла осмыслить эта несчастная, съёжившаяся, как раненный зверёк, девчушка, когда мир вдруг обрушился на неё всей своей жестокостью и болью самой страшной в жизни потери?..
Я ещё долго сидела с ними и старалась, как могла, помочь им обеим обрести хоть какой-то душевный покой. Я вспомнила своего дедушку и ту жуткую боль, которую принесла мне его смерть… Как же должно было быть страшно этой хрупкой, ничем не защищённой малышке потерять самое дорогое на свете – свою мать?..
Мы никогда не задумываемся о том, что те, которых по той или иной причине отнимает у нас судьба, переживают намного глубже нас последствия своей смерти. Мы чувствуем боль потери и страдаем (иногда даже злясь), что они так безжалостно нас покинули. Но, каково же им, когда их страдание умножается в тысячи раз, видя то, как страдаем от этого мы?!. И каким беспомощным должен себя чувствовать человек, не имея возможности ничего больше сказать и ничего изменить?..
Я бы многое тогда отдала, чтобы найти хоть какую-то возможность предупредить об этом людей. Но, к сожалению, у меня таковой возможности не было… Поэтому, после печального визита Вероники, я стала с нетерпением ждать, когда же ещё кому-то смогу помочь. И жизнь, как это всегда обычно бывало, не заставила себя долго ждать.
Сущности приходили ко мне днём и ночью, молодые и старые, мужские и женские, и все просили помочь им говорить с их дочерью, сыном, мужем, женой, отцом, матерью, сестрой… Это продолжалось нескончаемым потоком, пока, под конец, я не почувствовала, что у меня нет больше сил. Я не знала, что, входя с ними в контакт, я должна была обязательно закрываться своей (к тому же, очень сильной!) защитой, а не открываться эмоционально, как водопад, постепенно отдавая им всю свою жизненную силу, которую тогда ещё, к сожалению, я не знала, как восполнять.
Очень скоро я буквально не имела сил двигаться и слегла в постель... Когда мама пригласила нашего врача, Дану, проверить, что же такое снова со мной стряслось, та сказала, что это у меня «временная потеря сил от физического переутомления»… Я не сказала никому ничего, хотя прекрасно знала настоящую причину этого «переутомления». И как делала уже давно, просто честно глотала любое лекарство, которое прописала мне моя двоюродная сестра, и, отлежавшись в постели около недели, опять была готова на свои очередные «подвиги»…
Я давно поняла, что искренние попытки объяснений того, что по-настоящему со мной происходило, не давали мне ничего, кроме головной боли и усиления постоянного наблюдения за мной моих бабушки и мамы. А в этом, честно говоря, я не находила никакого удовольствия...