Каковы были природные условия в древней индии. Древняя Индия: природные условия, население, основные источники, периодизация истории

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк, отделенный от окружающего мира двумя океанами и величайшим на земле горным хребтом - Гималаями. Немногие горные проходы, ущелья и долины рек, как, например, долина Кабула, соединяют Индию с соседними странами.

Центральная часть Индии, так называемый Декан, считается самой древней частью полуострова. Геологи предполагают, что здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке и охватывал ряд стран, остатками которых ныне являются Цейлон и Малайский полуостров. Плоскогорье Декана включает горные и степные области, джунгли и саванны, местами мало приспособленные для жизни человека, особенно в районах с сухим климатом.

Наиболее благоприятными и удобными для расселения людей и для раннего развития культуры оказались обширные области Северной Индии, большие аллювиальные равнины Инда и Ганга и их притоков. Однако распределение осадков здесь очень неравномерно и порой недостаточно для развития земледельческого хозяйства. В Северной Индии количество осадков увеличивается по направлению к востоку, а в Декане - к западу. В тех местностях, где выпадало мало дождей, население уже в древности прибегало к искусственному орошению, в особенности в Северной Индии, где протекают большие и полноводные реки Инд, Ганг и их притоки.

Плодородная почва и мягкий климат способствовали появлению земледелия в некоторых областях Северной Индии, а также в ряде других районов. Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. Дельта Инда илиста и неудобна для судоходства. Морские берега Индии во многих местах слишком высоки и круты, либо, наоборот, слишком пологи и низки.

Юго-западный Малабарский берег, хорошо защищенный горами, с его богатой тропической растительностью и чудесным климатом был как бы самой природой создан для жизни человека. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь в древности возникли первые торговые поселения, отсюда открывались первые морские пути, ведшие в далекий западный мир.

Данное название «Индия» было приобретено и уже установлено от названия самой широкомасштабной реки, которая находилась на северо-западе данной страны. В то время индийцы именовали её как «Синдху», у персов оно именовалось, как «Хинду», а древние греки – прозывали её как «Индос». А уже в последующем в Европе, она получила название «Индия», которое сохранилось по сей день. У индейцев данное наименование страны не было общепринятым. Если говорить о местоположении страны, то Индия располагается в Южной Азии, точнее на Деканском полуострове, где она прилегает к нему с северной части материка. А уже на севере она имеет ограничение Гималаями – уникальная в мире горная цепочка, которая обладает самой высокой системой горных хребтов. На востоке горный пик снижается, но при этом имеются труднопроходимые горы, которые и отделяют саму Индию от стран, касательно Индо-Китайского полуострова, а на западе имеются отроги Гималаев, и остальные горные хребты. Тем временем Деканский полуостров, который впадает в Индийский океан, и образует на западной части Аравийское море, а на восточной части – Бенгальский залив. Но в то же время географическая обособленность, которая имела в Индии, препятствовала общению народов со всем внешним окружением. Она так же имела место препятствования формированию мореплавания. Но все это не казалось Индийскому народу препятствием, они и в этих обстоятельствах старались не ограждаться от общения и связи с их соседями. Если рассматривать касательно географии, то на них Индия состояла из двух основных частей: Это была южная часть, которая была полуостровной, а северная часть была материковой. Тем не менее на их границе располагаются горные породы, которые в свою очередь состоят из обширных хребтов, самым крупным из них принято считать гору Виндхья, которая имеет возвышенность в 1100 м, и имеет общую площадь, которая достигает 1000 км, и следует с запада на восток. Большая часть горы Виндхья находится в штате Мадхья-Прадеш. Область этой горы, была главной преградой касающаяся связи между южной и северной частью. Сама Южная Индия характеризует собой полуостров, который схож по фигуре неверного треугольника, при этом направленный вершиной к югу. Главную часть этого полуострова занимает Деканское плоскогорье. При этом само Деканское плоскогорье обладает малым уклоном которые ведет с запада на восток, это и является главным фактором того почему все масштабные реки Южной Индии в основном протекают на восток. Но тем не менее главная часть этого полуострова сравнительно засушлива. При этом реки Южной Индии обладают индивидуальным водным порядком.
Северная Индия имеет разделение пустынями, которые имеют название «Тар».
В западной части Северной Индии имеется Пенджаб – это долина реки Инда и пяти масштабных рек, которые сливаются речным потоком в Инд.
В восточной части Северной Индии имеется долина реки Ганг. В данное время эта часть Индии практически не имеет на себе лесов, но, тем не менее, в древности она имела место покрытия насыщенными лесами. В Ганге наблюдается очень влажный климат, который в свою очередь отражается на рисе, джуте и сахарном тростнике которые здесь не могут выращиваться без применения искусственного осушения. Но, если продвинуться чуть вперед на западную часть, то там осадки атмосферы подвергаются меньшим обилиям и соответственно искусственное осушение здесь крайне необходимо.

Древнейшая цивилизация долины Инда (т.н. «цивилизация Хараппы/Мохенджо-Даро»).

Самые закореневшие и древние энеолитические поселения были найдены пока что в единственном месте, которое располагается на западной окраине долины Инда. По крайней мере,если сравнивать климат в Северо-Западной Индии который имел место быть в IV-III тысячелетиях до н. э, по сравнению с настоящим временем он был более важным.
В середине III тысячелетия до н. э, в этих местах было распространено земледелие, которое в последующем уже стало их главной деятельностью, но в то же время скотоводство тоже играло важную роль в их жизни. Для ведения земледелия они больше давали предпочтение речным долинам, которые периодически затапливались дождями. Создание и совершенствование новых орудий труда постепенно открывало дорогу к этим долинам. Самой первой из освоенных оказалась долина Инда. В Инде со временем стали появляться очаги в отношении их сформированной земледельческой цивилизации, а формирование здесь производственной силы казалось более удобным. В новой среде появилось имущественное, а последовательно уже неравенство между обществом, что стало причиной расформирования первобытнообщинного строя, а затем уже возведение его в государство.
Множественные раскопки, которые проходили в долине Инда, свидетельствовали о том что в III-II тысячелетиях до н. э, была светлая и стандартная цивилизация.
В 20-х годах ХХ в. были найдены поселения в виде городского типа, которые в свою очередь имели множество сходящих черт.
У этих поселений была своя культура, которая получила название «Хараппа». Раскопки также были произведены и в Мохенджо-Даро, она считалась провинцией Синд, которые дали отличные результаты.
Развитие культуры Хараппы нужно относить к концу III тысячелетия до н. э. Прошедшие этапы развития этой культуры неизвестны.

В древней. Индии не было своего. Манефона или. Бероса, ее историю в древности никто не написал. Этому не стоит удивляться, ведь, как отмечает. Л. С. Васильев,"в обществе, озабоченном прежде религиозным но-духовными проблемами практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной"Отсутствие исторической традиции и датированных пис емных памятников исключает составления надежной хронологии, которая, таким образом, остается"белым пятном"в индологии. В лучшем случае удается установить очередность исторических событий. Одним словом, твор эти древнеиндийской цивилизации будто специально позаботились о том, чтобы будущие студенты-историки не были перегружены заучиванием даанням дат.

Историю. Древней. Индии ученые подразделяют на четыре периода:

Индская (хараппской,. Доведийський), на который приходится существование в долине р. Инд древнейшей цивилизации. Датируется он XXIII-XVIII века до н.э;

Ведийский, в течение которого расселялись в. Северной. Индии арийские племена и зарождалась цивилизация в бассейне р. Ганг (XIII-VII века до н.э);

Буддийский (его еще называют. Магадхи-Маурийсь кем-либо), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индейцев, состоялся я экономическое процветание. Индии и появились в ней великие державы. Датируется VI-III века до н.э е.;

Классический (или. Кушано-Гуптський) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя (II века до н.э-V вв н.э)

Природно-климатические условия в Древней Индии

Географический ареал. Древней. Индии - это весь. Индостан, то есть территория современных государств -. Республики. Индия,. Пакистан,. Непал,. Бангладеш и. Шри-Ланки. Древней. Индии обрамляли. Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники. Николай и. Святослав. Рерихи ее обмывали воды. Бенгальского залива,. Индийского океана и. Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найизольованиших в древностиину.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны:. Северо-Западная,. Северо-Восточная и. Южная

Северо-Западная. Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В древности. Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии два из них пересохли, поэтому эта террит тория получила название"Страна пяти год"-. Пенджаб. Край нижней теки. Инд в назвали. Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня. Тар, полностью изолировала бассейны обоих ве ших год,. Инда и. Ганга, в значительной мере привело неодинаковость исторических судеб. Северо-Западной и. Северо-Восточной. Индии. Разливы. Инда, вытекал из. Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины. Инда, дождей там приходилось очень мало, летом бушевали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда. Инд разливалсяивався.

Северо-Восточная. Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами. Индийского океана. Там вегетация продолжалась в течение целого года, а времен года было, как в. Древнем. Египте, три. В же октябре - ноябре, сразу после уборки, наступала зима, которая напоминала наш"бархатный сезон"в. Крыму. Холоднее было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до 5 °. С, нависали туман и, выпадала утренняя роса. Затем приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от. Египта, где ночи всегда прохладные, в долине. Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, за май же стопроцентной его влажности, не падала ниже 30 35 °. С, а днем??временами поднималась до 50 °. С. В такую??жару трава выгорала, дерева сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошен й и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земле красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивался, тогда реки выходили из берегов и заливали поля и поселки, когда он опаздывал - приходила страшная засухтрашна посуха.

"Когда в невыносимую жару и духоту, - делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе громоздятся черные тучи, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец проллеть ься, а между тем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасительный душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять одного из могущественных индуистских богов, чтобы он згляну вся и открыл наконец своей. Ваджра"шлюзы небесных прудов.

Плодородный аллювий, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину. Ганга в настоящее царство. Флоры. Склоны. Гималаев покрывали вечные леса,. Долины местность - ба. Амбуков чащи и манговые рощи, в низовьях. Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и без лич другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучниковків.

Рика. Ганг, которая также вытекала из. Гималаев и в 500 км от впадения в. Бенгальский залив образовала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых бул а. Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного. Илахабада - своеобразной. Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельноо.

Надра бассейнов. Инда и. Ганга были богаты на сырьевые ресурсы, особенно на медную и железную руды богатыми залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго--восточный. Бихар (на востоке бассейна. Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в. Северной. Индии, где появились древнейшие индийские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать и нельзя. Сказывалось и страшные засухи, и не менее губительные наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развития страны гораздо более скромную роль чем в. Египте или. Месопотамии наносили ущерб земледельцу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, которым кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее донимала индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом зе ные участки в непроходимые чащи ирригационной характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские о бщины удивление крепкиміцними.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже подняли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственной дея льнисть оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцы.

Иначе сложились природно-климатические условия в. Южной. Индии, отрезанной от. Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорье называют. Где еканом) было возможно только террасное земледелие. Рики декану полноводные, пески крупнейших из них,. Годавари и. Кистани (Кришну), богатые на золото и алмазы касается крайнего юга материка, то его полноводная и реки с крутыми берегами и бурным течением не играли важной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе возникла поздниміше.

В древности. Индию называли. АрьяВарте -"страной ариев"Впоследствии появился также топоним. Бхарат, происходивший от имени легендарного героя. Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя. Душьянты и небесной й красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одно название. Индии -. Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним. Индия. Топоним. Хиндостан означает"страна. Хинд"и происходит от персидского названия рек и. Хинд (индейцы называли эту реку. Синдх). Сейчас в. Республике. Индия оба названия -. Бхарат и. Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чащетіше.

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится.

Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Периодизация истории.

Историю Древней Индии можно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая (Индская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.) - возникновение первых городов, образование ранних государств в долине реки Инд.

2. Ведийский период, названный так по созданной в это время священной литературе Вед (конец II тыс. - VII в. до н.э.):

1) ранневедийский (XII-X вв. до н.э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;

2) поздневедийский (IX-VII вв. до н.э.) - образование первых государств в долине Ганга.

3. Буддийский период (VI-III в. до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. Для этого периода характерно бурное развитие городов, появление крупных государств, создание общеиндийской державы Маурьев.

4. Классическая эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет экономики и культуры, становление кастового строя.

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение уже в далёкой древности одной из величайших стран мира - Индии, установить истоки её цивилизации.

Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Первобытно-общинный строй в Индии

Природные условия

Название индия произошло от наименования крупнейшеи реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало - Хинду, а у древних греков - Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове и прилегающей к нему с севера части материка. На севере она ограничивается Гималаями - величайшей в мире системой горных хребтов; на востоке-невысокими, но труднопроходимыми горами, отделяющими Индию от стран Индо-Китайского полуострова; на западе - отрогами Гималаев, а также другими горными хребтами. К западу от этих отрогов- находятся пустынные и полупустынные области с горным ландшафтом. Деканский полуостров глубоко вдаётся в Индийский океан, образующий на западе Аравийское море, а на востоке - Бенгальский залив. Берега Индии мало изрезаны, вблизи мало островов, а Индийский океан остаётся бурным значительную часть года. Всё это препятствовало раннему развитию мореплавания. Географическая изолированность Индии затрудняла общение её народов с внешним миром. Однако народы Индии, особенно населяющие северо-западную ее часть, даже в этих условиях поддерживали на протяжении многих тысячелетий разносторонние связи со своими соседями.

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга.

Южная Индия представляет собой полуостров, напоминающий по форме неправильный треугольник, обращённый вершиной к югу. Центральную часть полуострова занимает Деканское плоскогорье, заключённое между Западными и Восточными Гхатами - горами, тянущимися вдоль западного и восточного побережья. Деканское плоскогорье имеет небольшой уклон с запада на восток, поэтому почти все крупные реки Южной Индии текут на восток. Для земледелия здесь наиболее благоприятны прибрежные равнины. Центральная часть полуострова довольно засушлива, так как горы, окаймляющие Деканское плоскогорье, задерживают влажные ветры, дующие с океана. Реки Южной Индии отличаются неустойчивым водным режимом и порожистым течением, что затрудняет их использование для транспорта и искусственного орошения.

Северная (материковая) Индия разделяется пустыней Тар и прилегающими к ней обширными полупустынными пространствами на Западную и Восточную. Наиболее удобные пути сообщения между ними находятся ближе к предгорьям Гималаев.

В западной части Северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье) - долина реки Инда и пяти крупных рек, сливающихся вместе и одним речным потоком впадающих в Инд. В связи с засушливостью климата, для того чтобы здесь развивалось земледелие, необходимо искусственное орошение. Правда, районы, непосредственно прилегающие к рекам бассейна Инда, могут орошаться и их разливами

В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности была покрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такие влаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесь выращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением на запад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственное орошение оказывается всё более необходимым.

Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена.

Одним из важнейших факторов, определяющих климат всей Индии в целом, являются юго-западные муссоны, начинающие дуть с Индийского океана в июне - июле и приносящие основную массу атмосферных осадков. Поэтому в большинстве областей страны налицо очень благоприятное в хозяйственном отношении сочетание периода максимума солнечного тепла с периодом максимума выпадения осадков.

Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других.

Индия по своим размерам больше, чем все ранее упоминавшиеся рабовладельческие страны. Весьма разнообразны природные условия Индии,этнический состав населения и исторические судьбы её различных народов. Это усложняет изучение древнейшей истории этой страны.

Изучение древней истории Индии осложняется также и тем, что мы не имеем ни одного точно датированного письменного источника древнее IV в. до н. э. Только для времени начиная с середины I тысячелетия до н. э. можно установить факты политической истории и с уверенностью назвать имена некоторых исторических деятелей. Археологические данные и материалы преданий, сохранившихся в религиозной литературе, эпосе и т. д., при всей их ценности, ещё не дают возможности разрешить многие важнейшие проблемы древнейшей истории страны.

Население

Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,- индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки - только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских-на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.

Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»-группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,- на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.

Археологические данные о древнейшей истории Индии

Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.

Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.

Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.

Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).

Общественные отношения

Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке - санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.

Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины - ганы. Гана обычно составляла одно поселение - граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины - ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины - сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.

В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя - вишь- состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени - самати, выбиравшее племенного вождя - раджу, главу племенного ополчения.

Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.

Переход к металлу

Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.