Гигантский кодекс дьявольская библия весит 75 кг. Экзорцизм и магические заклинания в Библии Дьявола

В мире насчитывается огромное количество религий, их конфессий и сект, каждая из которых проповедует свои ценности. У большинства религий есть свой бог, боги или существа, которым поклоняются адепты.

Всем известно, что мировых религий всего три — христианство, ислам и буддизм. У каждой из них есть своя священная книга, в которой заключены все знания о религии и ее каноны. У христиан это Библия, у мусульман — Коран, у буддистов — Трипитака.

Кроме бога, которому поклоняются люди, есть и антипод — существо с негативной энергией, которое заставляет людей совершать поступки, противоречащие конкретной вере. Самое популярное существо из этой категории — Дьявол.

У него множество имен — Дьявол, Черт и другие. Существует множество теорий на счет его возникновения. Основная теория гласит, что Дьявол — Люцифер, падший ангел.

История Люцифера знакома многим людям, которые имеют какое-то отношение к христианству. Он был ангелом и служил Богу. Люцифер был красив, умен и сообразителен, многие ангелы его почитали, обращались к нему за советом и прислушивались.

В какой-то момент ангел решил, что он может и сам править божьими созданиями, поскольку он силен и умен. Затеяв бунт, Люцифер полагал, что займет место Бога и станет верховным правителем всех созданий.

Однако он недооценил силы Бога, а потому революция не состоялась — битва была проиграна. У ангела были приспешники, которые ему верили и были на его стороне — вместе с ними он и был изгнан из Рая. Так, падший ангел Люцифер стал править миром грешников — . А помогают ему в этом те самые приспешники —

Эту информацию мы почерпнули из Библии, которая является священной книгой у христиан. Немногие знают, но существует еще одно писание под названием Это огромная рукопись объемом в 624 страницы, на создание которой ушли шкуры 160 ослов.

Легенда создания Библии Дьявола гласит, что ее написал некий монах. Датируется написание книги концом 12 — началом 13 веков. Обстоятельства, при которых была создана рукопись, весьма туманны.

Монах совершил какой-то грех, в искупление которого должен был написать книгу за одну ночь. Не совсем понятно, кому и зачем он был должен сделать это, и какой все-таки грех был совершен. Однако монах понял, что за ночь ему не справиться, поэтому он обратился за помощью к Дьяволу, который и помог создать рукопись.

Здесь тоже очень спорный момент — почему монах обратился к , а не к Богу, ведь он являлся служителем церкви? К тому же, за ним уже был грех, так зачем он решил усугубить свое итак шаткое положение? К сожалению, ответов на эти вопросы нет. Зато есть легенда создания книги, от нее и отталкиваемся.

Специалист по манускриптам Национальной библиотеки Чехии полагает, что данное писание составлялось одним монахом в течение долгого периода — не меньше 10 лет. Изначально книга состояла из 640 страниц, но в читаемом виде сохранилось только 624. Также подчеркивается, что вероятная дата создания книги — начало тринадцатого века.

Имеет вполне понятное содержание. Конечно, с названием книги ассоциируется инструкция по , страшные изображения и прочие неприятные вещи, но то не так. Точнее, почти не так — страшные и странные изображения в книге все-таки имеются. Вообще на 624 страницах содержится:

  • Новый Завет;
  • Ветхий Завет;
  • «Этимология» Исидора Севильского;
  • «Иудейская война» Иосифа Флавия;
  • рассказы для проповедников;
  • разные формы заговоров;
  • рисунки
  • и другое.

Вопреки домыслам, никогда не была запрещена, а некоторые поколения монахов даже изучали по ней Святое Писание. Примечательно, что на 290 странице изображен портрет Сатаны.

Выглядит он достаточно устрашающе: зубастый рот, рога, нарост на голове, когтистые четырехпалые руки и ноги. Взгляд у него достаточно безумный, посмотрев на него даже бросает в дрожь. Вот откуда взялось привычное нам описание Дьявола — из его Библии.

И если в обычной христианской Библии указано, что Люцифер принимает вид светлого человека, то, видимо, здесь изображена его настоящая сущность. Как уже говорилось, до наших дней дошли только 624 страницы из 640 — 16 страниц безнадежно испорчены.

Восемь страниц перед портретом Дьявола и восемь после залиты чернилами, так, что отреставрировать и прочитать их уже невозможно.

По сути, в писании не содержится никаких зловещих данных, тайн или информации, которая до того была неизвестна. — это простая книга, но невероятно ценная. И ценность ее заключается не в том, что, якобы, она написана при участии Сатаны.

Основная ценность заключается в том, что писание дошло до наших дней в хорошем состоянии. Кроме того, размеры книги внушительны — длина около 90 см, ширина порядка 50 см, а вес — 75 килограммов.

Такой фолиант даже с места сдвинуть не так просто, не то что носить с собой, как сборник стихов. Конечно, рукопись представляет огромную ценность как древняя книга, с текстами которой можно ознакомиться и сегодня.

Данный фолиант был написан одним монахом, по разным данным его имя то ли Герман, то ли Собислав. Написание продолжалось то ли одну ночь наедине с Сатаной, то ли на протяжении 10-ти лет.

Написание осуществлялось в монастыре города Подлажице, который расположен примерно в 100 км от столицы Чехии. После этого книга несколько раз перемещалась, и каждый раз приносила какие-то несчастья.

Так считали служители церквей, в которых содержалось писание, но доподлинно неизвестно, правда это или случайное совпадение. Так, например, в начале 14 века писание содержалось в городе Кутна-Гора. В это же время в город пришла чума, и в результате болезни умерло почти все население. Конечно, все шишки достались ни в чем не повинной книге, хотя, кто знает…

В настоящее время хранится в Швеции, город Стокгольм. Писание — достояние Национальной библиотеки Швеции. Книга попала сюда после окончания Тринадцатилетней войны, когда была привезена в качестве трофея.

Произошло это в 17 веке, и с тех пор не было замечено никаких мистических совпадений и несчастий, принесенных книгой.

Почему именно «Библия Дьявола»

Как мы видим, книга не несет в себе никакого ужаса за исключением портрета Сатаны. Отчасти именно поэтому ее и назвали Библией Дьявола. Также это название произошло из-за легенды написания, в котором, якобы, участвовал сам Дьявол.

Еще одна версия, по которой следует, что книга заслужила свое название — это уже описанная массовая смерть жителей городка Кутна-Гора.

К сожалению, невозможно узнать, что же находится на 8 страницах перед портретом, которые залиты чернилами. Также нельзя и узнать, что было написано на 8 похищенных страницах. Кто знает, может, именно они и несли в себе то проклятие, которое погубило людей из-за чумы в начале 14 века.

В настоящее время право листать страницы имеют только представители Национальной библиотеки Швеции, где хранится писание. При этом их руки обязательно должны быть в перчатках, а страницы следует перелистывать максимально бережно.

К счастью, в мире есть несколько копий Библии Дьявола , которые приведены в современный формат — они содержат в себе те же тексты и рисунки, что и оригинал.

Библия Дьявола (увеличить - щёлкните по картинке)

С 20 сентября по 6 января в Пражской национальной библиотеке, Клементинуме, выставлен самый огромный из известных в мире средневековых манускриптов - Codex Gigas, считающийся восьмым чудом света и называемый иначе "Библия дьявола", сообщает AP.

В 1648 году, в конце Тридцатилетней войны, рукопись, датируемая началом XIII века, была увезена из Пражского замка, где она тогда хранилась, шведскими войсками в качестве военного трофея и с тех пор находится в фондах Шведской Королевской библиотеки в Стокгольме.

На изготовление Codex Gigas пошло 160 ослиных шкур, и при размерах переплета 92 на 50 сантиметров при толщине 22 сантиметра манускрипт весит 75 килограммов. Первоначально в рукописи было 640 страниц, 624 из которых до сих пор находится в хорошем состоянии.

Легенда гласит, что создал Codex Gigas монах из бенедиктинского монастыря в чешском городе Подлажице, но не один, а с помощью самого дьявола. Совершивший серьезное преступление монах, во искупление своего греха, поклялся всего за одну ночь написать и украсить рисунками книгу, которая будет включать в себя все человеческое знание и прославит монастырь на века. Однако около полуночи он понял, что не справится со взятым на себя обетом в одиночку и продал душу дьяволу в обмен на помощь. Дьявол свое обещание выполнил, а монах в благодарность нарисовал портрет своего помощника на форзаце книги. В первую очередь именно из-за этого изображения, а не из-за своих размеров Codex Gigas считался в христианском мире "восьмым чудом света". Подлажицкий монастырь впоследствии был полностью разрушен в ходе религиозных войн XV века.

В написанном на латыни манускрипте содержится сумма знаний монахов Бенедиктинского ордена на начало XIII века - Ветхий и Новый Завет, тексты "Этимологии" Исидора Севильского, "Иудейской войны" Иосифа Флавия, список Космовой хроники, трактаты на различные темы, список послушников Подлажицкого монастыря, так называемое "Зерцало грешника" (сборник назидательных и занимательных рассказов-примеров для проповедников), разные формы заговоров, календарь с синодиком (указанием дней святых ) и другие записи.

Вернувшийся в Прагу после 359-летнего отсутствия Codex Gigas, доставленный в столицу Чехии из Стокгольма на военном самолете, вызвал огромный интерес публики. Ценность книги столь велика, что к началу экспозиции Клементинум оборудовали новой охранной сигнализацией. В зал, в котором поддерживается особый микроклимат, пускают лишь 60 человек в час. Они имеют возможность в течение десяти минут рассматривать помещенный в специальный футляр манускрипт, раскрытый на 290-й странице. На ней как раз и находится знаменитое изображение дьявола.

За три с половиной столетия Codex Gigas лишь третий раз покидает Стокгольм - ранее он выставлялся в Нью-Йорке и Берлине.

For more information please see:

Codex Gigas:
Других таких рукописей не существует. В ней собраны: Библия, священные ритуалы изгнания Дьявола, медицинские рецепты, магические заклинания.., – National Geographic Channel

"Жизнь забывает о смерти, как смерть не чувствует жизни", -

Кодекс Гигас (Codex Gigas) или Библия дьявола

В переводе с латыни - большая книга, представляет собой рукописную книгу огромную по своему размеру и по содержанию, которая была написана в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице в начале XIII века.

Все средства массовой информации – и газеты, и журналы, и сайты, и документальные фильмы, не сговариваясь, назвали этот великий труд библией дьявола. В подтверждение этому они приводят некую легенду, не известно кем выдуманную. Действительно ли эта книга является тем, чем ее назвали?


Чтобы выяснить этот вопрос, вначале рассмотрим саму легенду.

Легенда о Кодексе Гигас

Согласно легенде, монах взялся написать за одну ночь энциклопедию всех знаний, которыми обладал Бенедиктинский орден, за искупление совершенного им тяжкого греха. Но когда монах понял, что не сможет выполнить за такой короткий термин такой большой объем работы, то на помощь себе он якобы призвал дьявола. Доказательством этому служит изображение дьявола на 290 странице.


Теперь, рассмотрим, что собой представляет .


1. Ветхий Завет и Евангелие.
2. «Этимология» Исидора Севильского.
3. «Иудейская война» Иосифа Флавия.
4. «Богемская хроника» Козьмы Пражского.
5. «Зерцало грешника» (сборник, содержащий назидательные рассказы-exemplia для проповедников).
6. Заговоры против нечистой силы, для экзорцизма (изгнания дьявола священником).
7. Медицинские рецепты.
8. Календарь церковных праздников.
9. Список монахов, населяющих монастырь.

Как видите, содержание «Кодекса Гигас» не указывает на хоть какую-то связь с дьяволом. Так, Ветхий Завет и Евангелие никак не могут диктоваться дьяволом и быть его библией.

«Этимология» написана архиепископом Севильи Исидором Севильским (560-636 г.), которого в 1598 г. католическая церковь канонизировала. Значит, его произведения церковь считает каноном религиозных знаний, поэтому они не могут быть поучением дьявола.

«Этимология» состоит из 20 томов, где собраны различные знания:

I-III тома посвящены семи свободным искусствам, то есть союзу тривиума - грамматике (первый том), риторике и диалектике (второй том) - и квадривиума - арифметике, геометрии, астрономии и музыке (третий том).
IV том - медицине и библиотекам.
V том - законам и хронологии.
VI том - церковным текстам и обрядам.
VII том - Богу, ангелам и святым, а также земным и небесным иерархиям.
VIII том - церкви и ересям (Исидор описывает по меньшей мере 68 из них).
IX том - языкам, народам, царствам, городам и титулам.
X том - этимологии.
XI том - человеку, чудесам и знамениям.
XII том - зверям и птицам.
XIII том - частям света.
XIV том - географии.
XV том - архитектуре и строительству дорог.
XVI том - камням и металлам.
XVII том - земледелию.
XVIII том - терминам войны, права и публичных игр.
XIX том - кораблям, зданиям и одежде.
XX том - пище, инструментам и предметам мебели.

«Иудейская война» Иосифа Флавия хотя и не относится к христианству, но содержит историческое сведение об Иисусе Христе. И это сведенье ценное тем, что приводится фарисеем и потомком главного израильского колена Левия – Иосифом Флавием.
Вот, что он написал: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по Его имени».

«Богемская хроника» Козьмы Пражского представляет собой историческую хронику. Она состоит из трех книг. Первая книга охватывает весь древнейший период истории чешского народа, включая период язычества и начальный период распространения христианства в Чехии до 1038 г. Вторая книга - период с 1038 до 1093 г.; третья - с 1093 до 1125 г.

«Этимология» , «Иудейская война» и «Богемская хроника» никак не могли диктоваться дьяволом, так как представляли энциклопедические знания, до которых ему не было никакого дела. Например, зачем было дьяволу приводить доказательство распятия Иисуса Христа? Эти работы, очевидно, тщательно были переписаны монахом из имеющихся в монастыре оригиналов или эти оригиналы были взяты из другого монастыря на время их переписывания.

Остальные работы - «Зерцало грешника» , заговоры против нечистой силы, для изгнания дьявола, календарь церковных праздников, список монахов, населяющих монастырь тем более не могли диктоваться дьяволом, так как были направлены против него. Разве дьявол – самоубийца? А вот вырвали 8 страниц после изображения дьявола на 290 странице явно с определенным умыслом – ведь не могли они сами по себе пропасть в такой последовательности.

Современные ученые, исследовав , пришли к заключению, что он написан одним человеком и одними чернилами. И этот труд монах мог совершить за 20-30 лет. Почерк и иллюстрации к некоторым текстам указывают, что монах был талантливым художником-самоучкой и очень трудолюбивым человеком – текст написан красивым и ровным почерком. К тому же монах подписался как монах-затворник. Как известно затворниками монахи не становились по принуждению, а становились только по доброй воле. Все это может служить доказательством, что монах не был грешным человеком, а наоборот – осенен Божьей благодатью. Поэтому находился в хорошем настроении духа, о чем свидетельствует красочные рисунки, в которых присутствуют яркие тона, особенно красного цвета, правильные линии и геометрические фигуры. Во всем применялся закон симметрии.

Ничто в данной книге не указывает на то, что монаха вдохновлял на этот труд дьявол. Так как присутствие дьявола обычно выводит человека из равновесия, его обуревают сильные желания и эмоции, которые обязательно влияют на работу, делая ее гротескной, экстравагантной, асимметричной. Так как идеи дьявола вносят в человеческое мышление противоречивые мысли и суждения. Ведь дьявол всегда спорит с Богом, поэтому под его влиянием человек не может ничего спокойно воспринимать, делать правильные выводы. Очевидно, чтобы отгородиться от влияния внешнего мира, в котором присутствует дьявол, монах и стал затворником, что помогло ему избавиться от тлетворного влияния сил зла.

Если монах не был грешником и не имел дело с дьяволом, то для чего была придумана такая странная противоречивая легенда. Чтобы выяснить эту загадку обратимся к историческим событиям, которые связанны с данной книгой.

Кодекс Гигас и исторические события

Книга была написана в монастыре бенедиктинцев, приблизительно в 1230 году. Но ко времени ее написания немногие монастыри этого ордена оставались, верны первоначальному уставу Бенедикта. В связи с чем, бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена. И вскоре "черные монахи", как называли бенедиктинцев по их черной одежде, до такой степени утратили уважение народа из-за усиливавшейся среди них порчи нравов, что их начали ставить ниже всех других орденов. Поэтому монах, написавший в XIII столетии своим трудом хотел вернуть ордену былое уважение и славу аскетов и ученых. Но прошло несколько десятилетий со дня написания «Кодекса Гигас» прежде чем он приобрел популярность и то больше среди монашеских орденов. Среди простого народа монастырь не стал популярным, и он вскоре начал нуждаться в деньгах. Чтобы избежать полного разорения и закрытия монастыря, орден бенедиктинцев решает продать другому ордену – цистерцианцам, так называемым белым монахам, в монастырь под городом Седлец.

Монастырь цистерцианцев под Седлецом в это время был популярным во всей Европе. Но не своими духовными достижениями, а кладбищем. Чешский король Отакор II послал в 1228 году в Шестой Крестовый поход, который овладел Иерусалимом в 1229 году, аббата данного монастыря. Крестовый поход был успешным, крестоносцы владели Иерусалимом 15 лет. Поэтому аббат смог благополучно вернуться домой. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Известие об этом облетело всю Европу, многие знатные люди хотели быть похороненными на этом кладбище. За место на кладбище монастырь получал щедрые подношения, что позволяет ему приобрести .

Неожиданно в 1318 году монастырь и всю округу поражает эпидемия чумы, унесшая жизни 30 тысяч людей. При чем чума бесчинствовала только в этом единичном месте, что естественно снискало монастырю дурную славу. Так как чуму считали наказанием за грехи и связь с нечистой силой. Поэтому монастырь торопится поскорее избавиться от «Кодекса Гигас» , в котором на странице 290 нарисовано изображение дьявола. Епископ приказывает вернуть первоначальному владельцу – монастырю бенедиктинцев.

Через тридцать лет в 1348-52 годах на Европу обрушивается пандемия чумы, которая уносит жизни 25 миллионов жителей. А перед эпидемией в течение нескольких лет над многими странами Европы и Азии проносятся стихийные бедствия огромной силы. Все это простым народом истолковывается иначе, чем теми, в чьих руках имелась светская и церковная власть. Народы Европы еще помнили жестокое уничтожение в 1209-1228 годах солдатами церкви – крестоносцами по приказу папы альбигойцев и катаров. Ведь катары и альбигойцы были истинными христианами. Так, Андре Миллер в своей работе "История христианской Церкви» пишет, что вера альбигойцев, катаров, вальденсов происходит с апостольских времен. Передаваясь по наследству от отца к сыну, она сохранила себя в чистоте от растления католической церкви.

Можно сказать, что папа римский при поддержке своего войска – крестоносцев уничтожил истинных христиан. Для того чтобы в христианском мире установить власть церкви по образцу древнеегипетского жреческого государства Амона, после уничтожения которого, подобная власть была смоделирована на устройство еврейского государства. Именно при храме Иеговы существовали воины храма, которые подчинялись только первосвященнику. Римская церковь на то время полностью перенял это устройство. К тому же костяк крестоносцев составляли тамплиеры, которые даже назвали себя – рыцари храма Соломона.

Орден тамплиеров просуществовал почти 200 лет (1118-1312). За время своего существования он занял в христианском мире значимое место. С помощью своей военной силы и огромного богатства орден начал влиять на устройство церкви, королей и их государства. Это означало, что тамплиеры формировали геополитику, и стремились установить мировое господство. Остановил их на этом пути французский король Филипп IV и папа Климент V. Хотя почти во всех исторических работах говорится, что французский король хотел обогатиться за счет тамплиеров, что он завидовал их силе и богатству. Но если бы это было правдой, то первым что сделал бы король, наложил арест на имущество ордена. А вместо этого, пять лет велось расследование, во время которого открылись ужасные вещи о том, чем занимались тамплиеры. Ведь до этого никто не знал устава ордена, разглашение его каралось смертным приговором для каждого тамплиера. Официально орден тамплиеров закончил свое существование, но уничтожить одним махом такую силищу было не под силу никому. Естественно тамплиеры сменили окраску, флаги, символы, влились в другие монашеские ордена, чтобы по-прежнему влиять на устройство католической церкви, ее догматы.

Церковь продолжает впадать в крайности. Стихийные бедствия и эпидемии чумы простой народ воспринимал как кару Божью. В результате в начале XV века в Богемии возникает народный протест против монополии католической церкви в христианском мире, ее догматов, ритуалов. Возглавил движение за реформу церкви профессор, ректор Пражского университета Ян Гус.

Но католическая церковь нетерпимо относилась к любому открытому высказыванию в ее адрес, тем более к критике. Когда в Прагу был вызван Ян Гус, то его даже не стали слушать, заранее вынесли приговор и сожгли на костре. Да, католическая церковь в то время явно уклонилась в сторону догматов Старого Завета, в ней мало, что напоминало об Учение Иисуса Христа.

Такая категоричность в суждении католической церкви обусловила возникновение в 1419 году религиозной гуситской войны. Во время этой войны естественно католические монастыри были разрушены. И оба монастыря и в Подлажице, и в Седлеце, где находился , были разрушены. Где находился в это время нигде не говориться. Но ясно одно, что уже во время гуситской воны его могли назвать Библией дьявола. Так как гуситы в некоторой степени переняли взгляды катаров и альбигойцев, которые считали Ветхий Завет сочинением сатаны. И если Бог не дал сатане материального тела и сделал его невидимым для людей, то его нельзя изображать. Так как изображать, значит, идти против воли Бога. Очевидно обладатели «Кодекса Гигас» тщательно скрывали его от взгляда простых людей, из-за изображения дьявола на 290 странице. Но гуситы, даже не видя этого изображения, могли назвать его так из-за содержащегося в нем Старого Завета.

Кроме того в то время монахи всех орденов повально увлекались алхимией, которая является одним из разновидностей черной магии. Монастырь с его уставом был надежным местом для занятий магией. Вспомните «Фауста» Гете, где монах, запершись в своей кельи, часами вызывает духов для алхимических опытов. И вот однажды вместо духов к нему является сам дьявол в образе пуделя. Надо сказать, что ученый монах был не выдуманным лицом, у него был настоящий прототип, настоящий доктор Фауст и черный пес. Поэтому монахи могли пользоваться изображением дьявола из «Кодекса Гигас» для вызывания дьявола или других алхимических операций.

Дальше историческое упоминание о «Кодексе Гигас» всплывает во время правление Богемией Рудольфа II - правителя Чехии и Венгрии, герцога Австрии, императора из дома Габсбургов, перенесшего столицу из Вены в Прагу. В годы правления Рудольфа II (1575-1611) в Прагу со всей Европы съезжались ученые, художники, поэты, ремесленники, золотых дел мастера. Интерес короля к наукам и искусствам давал возможность астрономам Тихо Браге и Иоганну Кеплеру наблюдать звездное небо, живописцам - открывать законы мастерства, алхимикам - искать философский камень. Но и сам король занимался опытами по алхимии и тщательно изучал .

В 1648 году, в конце Тридцатилетней войны, рукопись была увезена из Пражского замка, где она тогда хранилась, шведскими войсками в качестве военного трофея и с тех пор находится в фондах Шведской Королевской библиотеки в Стокгольме.

В заключение снова зададим вопрос: «Для чего был написан и можно ли его назвать Библией дьявола?»

Цель написания Кодекса Гигас

Если монаха-затворника осенило Божье прозрение, и он хотел создать ради укрепления статуса монастыря некую энциклопедию, то, как могло это уложиться с образом дьявола. Неужели на создание образа дьявола монаха вдохновило прозрение и Божья благодать? Конечно, нет.


Можно сделать вывод, что монах был наивным человеком, в некотором роде идеалистом, который всецело доверял церкви и не пытался докопаться до истины, найти правду. Он был в некотором роде слепцом, так как слепо верил церковным проповедникам. Ведь об этом предостерегал Ян Гус, что слепая вера делает слепцами и тех, кто ведет за собой, и тех, кого ведут за собой. Ян Гус призывал христиан к поиску правды. Конечно же, монах не имел ничего общего с алхимиками, но его работа в большей мере послужила им, а не простым монахам. Поэтому он создал рукописный свод знаний, которыми обладала церковь на то время, служащими доказательством глубоких противоречий и ошибок католического учения. К сожалению, эти противоречия и ошибки увели христианство с правильного пути.

К сожалению, все это продолжается и в наше время. Папа римский просит прощение за совершенные ошибки церкви. Но каким-то странным образом прощает грешников и просит у них прощения и не признает заслуги праведников. Так, католическая церковь до сих пор не покаялась в своем грехе перед Яном Гусом, не признала ошибку за его сожжение. Хотя сербская православная церковь причислила его к лику святых. Вместе с тем, папа римский покаялся перед тамплиерами, которые плевали на Иисуса Христа, целовали друг друга в срамные места, занимались содомией. А почему он не покаялся перед катарами, альбигойцами, которых те же тамплиеры уничтожили.

Такая подмена морали и понятий возможна только в невежественном безразличном обществе. И как пример назван не энциклопедией католических монастырей, а Библией дьявола. Обратите внимание, дорогие читатели, современные журналисты даже не усомнились в этом названии, не поинтересовались его содержимым. А если и сделали это, то даже не смогли сделать правильные выводы.

Б Библия Дьявола, или как ее ещё называют Кодекс Гигас (Codex Gigas), на сегодняшний день представляется как самая большая книга в мире. Библию Дьявола так же, можно считать, одной из самых загадочных, написанных человеком, книг.

Что представляет собой Библия Дьявола

Библия Дьявола представляет собой иллюстрированное рукописное собрание записей, написанного ориентировочно в начале XIII века. Книга представляет собой 310 листов с записями и картинками. Размеры листов книги составляют 89 сантиметров в высоту и 49 сантиметров в ширину. Толщина книги из 310 страниц составляет около 25 сантиметров, а вес данного рукописного писания 75 килограмм. Почему уточняется, что страниц именно 310? Потому что, изначально страниц было 320. 8 страниц, неизвестно кем и когда, были вырезаны, а ещё 2, якобы просто утеряны, кем и когда тоже неизвестно. Страницы книги являются пергаментными. Эксперты предполагают, что книга написана из шкуры ослов. Для производства такой книги, пришлось бы, уничтожить около 160 животных данного вида. Codex Gigas был написан в чешском монастыре города Подлажице, сегодня это часть города Храст. Каждая страница имеет 2 колонки по 106 строк каждая. Буквы на страницах Кодекса Гигас размером от 2.5 до 3 миллиметров. C XVII века книга хранится в национальной библиотеке Швеции в Стокгольме, где ее может увидеть любой желающий. А в музее города Храст находится макет Библии Дьявола.

О чем гласит Кодекс Гигас или Гигантский кодекс

Гигантский кодекс представляет собой собрание работ Иосифа Флавия, Исидора Севильского, Козьмы Пражского, а также полный текст Библии. Начинается Кодекс Гигас с текстов Ветхого завета, за которыми следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. За трудами Иосифа Флавия следует работа Исидора Севильского – «Этимологии». После «Этимологии» следуют медицинские заметки разных времён, причем как теоретических, так и практических. За медицинским трактатом следуют строки Нового Завета, который завершается полностраничными рисунками «Града Небесного» и Дьявола. К сведению, из-за этого изображения на 290 странице, Гигантский кодекс был назван Библия Дьявола. За сатанинскими изображениями следуют записи связанные с Экзорцизмом и «Чешская хроника» Козьмы Пражского. После хроники был устав Св. Бенедикта и в заключение Календарь-Мартиролог и список людей монастыря. Самое интересное, что, по словам экспертов, это все написал один человек. Для написания такой книги, ему потребовалось бы 20 – 30 лет.

Легенда и история создания Codex Gigas

Легенда и история создания Codex Gigas очень интересная и загадочная. Как говорилось выше, эксперты утверждают, что Кодекс Гигас был написан одним человеком. Это утверждение можно считать правдой, хотя бы потому что, почерк на всех страницах один и тот же. Как уже говорилось выше, история начинается по видимому в начале XIII века, а именно в 1204 году. Потому что в мартирологе указывается Святой Прокопий, который был очень почитаем среди местного населения. Кодекс не мог быть начат раньше 1204 года, потому что 4 июля 1204 года Прокопий был зачислен в ряды Святых. Написание кодекса было окончено не позже 1230 года, потому что в мартирологе не было записи о кончине Пржемысла Отакара I, который скончался в декабре того года. Итого у нас получается не больше 26 лет писалась Библия Дьявола. Но тут, помимо этого, ещё много загвоздка, потому что на создание такой книги нужны были большие средства на пергамент(стадо животных), чернила и краски для рисунков. По факту, денег на такие расходы не было, но Библия Дьявола имеет место быть. Легенда создания Гигантского кодекса ещё более мистическая.

По легенде Кодекс Гигас был составлен монахом за одну ночь. Монах, за свои проступки, был приговорен к смертной казни. Бенедиктский орден замуровал монаха заживо в Башне. Для того, чтобы искупить свою вину, священнослужитель поклялся написать лучшую Библию за одну ночь. Поняв, что сделать это невозможно, он продал свою душу Дьяволу в обмен на помощь с книгой.

Некоторые считают Библию Дьявола восьмым чудом света. Другие считают, что книга проклята и всем владельцам книги, она приносила только несчастья.

Выводы и заключение

Подводя итоги, следует заметить, что существование книги – это реальный факт, и любой желающий может увидеть Библию Дьявола воочию в национальной библиотеке Швеции. История создания книги, действительно, имеет много тайн, но то, что она существует – факт, один почерк – факт, книга древняя – факт, написаны священные текста – факт, вырезаны страницы с текстами экзорцизма – факт. Остальное можно подвергать сомнениям с совершенно разных сторон, но каждая выдумка на чем то основана.

Рукопись Библия Дьявола в 624 страницы весит 75 килограммов, размеры её деревянных обложек - 92 на 50 сантиметров, на изготовление книги ушли шкуры 160 ослов.Библия была создана на рубеже двенадцатого и тринадцатого века неким монахом, которому в её написании якобы помогал дьявол (отсюда и название рукописи). По легенде, монах, чтобы искупить свои грехи, пообещал написать книгу за одну ночь. Когда монах понял, что это сделать невозможно, он попросил помощи у дьявола.

«Манускрипт, скорее всего, был написан один монахом из бенедиктинского монастыря в городе Подлажице, расположенном в 100 км от Праги, где-то в начале XIII века», - считает Зденек Ухлир, специалист по средневековым манускриптам Национальной библиотеки Чехии, которого цитирует РБК. По словам эксперта, монах писал манускрипт 10–12 лет. Изначально текст состоял из 640 страниц, в хорошем состоянии сохранились 624 страницы.

Книга содержит Ветхий и Новый Завет, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, так называемое «Зерцало грешника» (сборник назидательных и занимательных рассказов-примеров для проповедников), список Космовой хроники, разные формы заговоров и календарь с синодиком (указанием дней святых).

На 290 странице книги, содержащей священные для всех христиан тексты, изображен никто иной, как дьявол. Примечательно также, что несколько страниц до и после этого «портрета» имеют более темный оттенок, а стиль письма отличается от того, которым написаны остальные тексты.

Согласно легенде, этот труд появился в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице в результате сговора одного из послушников с падшим ангелом. Монах, провинившийся перед настоятелями, чтобы избежать наказания, вызвался во славу монастыря не просто написать лучшую Библию всего за одну ночь, но и украсить ее рисунками. Ближе к полуночи, осознав, что ему не справиться со взятыми на себя обязательствами, послушник и обратился к лукавому с просьбой о помощи.

Взамен он пообещал отдать свою душу, и изобразить дьявола на одной из страниц. Что произошло в дальнейшем с ретивым послушником, легенда умалчивает. Уже действовавшая в первой половине XIII века инквизиция была в курсе произошедшего, но никаких активных действий не предприняла. Труд это не только не был уничтожен, как многие куда менее вызывающие с точки зрения средневековой римско-католической церкви манускрипты, но бережно хранился в течение нескольких веков в различных монастырских библиотеках.

В 1594 году он «осел» в коллекции венгерского короля Рудольфа II. Во время Тридцатилетней войны, бушевавшей на территории Европы в первой половине XVII века, «Библия дьявола» была захвачена шведами и вывезена в Стокгольм в качестве военного трофея. С тех пор территорию Швеции она покидала лишь несколько раз ради выставок в Берлине и Нью-Йорке.

Если эта история – легенда, то бесовский рисунок – это факт. Полутораметровый сатана нарисован на 290-й странице пресловутого Кодекса. Несколько страниц перед этим рисунком залиты чернилами, а после граффити с изображением сатаны удалены следующие 8 страниц текста. Кто сделал это, до сих пор покрыто тайной за семью печатями. «Чёртова Библия», вопреки туманным легендам, никогда не была запрещена. Более того, несколько поколений молодых монахов изучали по ней Святое Писание. В те времена монастыри были единственными кладезями знаний. Там изучались старинные письмена, и записывалось то, что надо передать будущим поколениям. Codex Gigas, что в переводе с латыни означает всего-навсего «гигантская книга», находится в одном из монастырей чешской Богемии. Её размеры действительно поражают: высота 89,5 см, ширина 49 см и толщина 22 см. Таинственные письмена упрятаны в деревянный переплет. Каждая буква выписана пером и чернилами, сделанными из сажи, нанесенными при сумеречном свете на высушенную звериную шкуру. Этим, прежде всего, и объясняется ценность редкой книги. Сейчас «Библия дьявола», сокрытая под пуленепробиваемым стеклом, выставлена в пражской галерее Klementinum. Сокровище национальной культуры лишь временно гостит на своей исторической родине. Во время Тридцатилетней войны, в 1649 году, её в качестве трофея забрали с собой шведы в Стокгольм. Туда же она должна и вернуться. Только специалисты шведской Королевской библиотеки имеют возможность листать страницы нашумевшей книги – предварительно надев на руки перчатки.