Какой тип высшей нервной деятельности. Три типа нервной системы человека

Типы высшей нервной деятельности

Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех основных темпераментов: меланхолическому, холерическому, сангвиническому и флегматическому. Эти темпераменты хорошо соответствуют четырем основным типам высшей нервной деятель­ности, установленным Павловым на основании многолетнего изу­чения образования и протекания условных рефлексов у животных. В основу деления на типы Павлов положил три основных свойства нервных процессов.

Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения. Она определяется пр-едёльнои силой раздражения, при которой мо­гут быть образованы условные рефлексы. Второе свойство - соот­ношение силы процессов возбуждения и тпрмпжрння иными сло-вами, их уравновешенность или неуравновешенность. Третье свой­ство -пс^движяость пропесспв нпч^ужгтр^ир и торможрння, т. е. скорость, сШкой они могут сменять друг друга.

На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выде­лил четыре основных типа: слабый; сильный, неуравновешенный;

сильный уравновешенный подвижный; сильный уравновешенный медленный, или спокойный. Такое деление на типы высшей нервной деятельности применимо и к человеку, в частности к детям.

Слабый тип. Дети, относящиеся к этому типу, не переносят сильных или длительных раздражении, которые вызывают у них запредельное торможение. Легко возникает у них и индукционное торможение. Так, рефлексы тормозятся под влиянием посторонних раздражителей, особенно новых, необычных. Такой ребенок, впер­вые попав в новую обстановку, например при первом посещении детского сада, стоит, опустив голову, не отвечает на вопросы, дер­жится за мать, а при настойчивых, повторных вопросах легко мо­жет заплакать. Условные рефлексы образуются медленно, после большого количества сочетаний с безусловным раздражителем, Двигательная активность невелика и малоустойчива. Ребенок про­изводит впечатление трусливого и слабого.

Слабый тип соответствует гиппократовскому меланхолическому темпераменту.

Сильный неуравновешенный тип. Этот тип называют также воз­будимым. Он характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. У детей этого типа положительные условные рефлек­сы образуются легко, и притом не только на слабое, но и на сильное раздражение. Торможение рефлексов, наоборот, затруднено. Посто­ронние, даже сильные раздражители часто не только не вызывают индукционного торможения, но усиливают рефлекторные реакции. Отрицательные условные рефлексы неустойчивы, часто срываются. Речь быстрая, громкая, но неровная. Дети очень подвижны, чрез-


мерно возбудимы. В ответ на болевое раздражение, например при лечении зуба, могут дать общую безудержную реакцию, долго не прекращающуюся. Такую реакцию может дать даже слабое бо­левое раздражение, например при нанесении йодной настройки на царапину. Вследствие чрезмерной возбудимости и слабости тор­мозных процессов дети плохо, подчиняются дисциплине, нередко (особенно в запальчивости) держат себя вызывающе, агрессивно. Если чрезмерное возбуждение затягивается, оно может смениться депрессией, т. е. упадком сил, общей" заторможенностью,.

Этот тип соответствует гиппократовскому холерическому темпе­раменту. ^

Различают несколько вариантов неуравновешенного типа:

1. Часто весьма способные, но повышенно возбудимые, темпе­раментные дети. Очень эмоциональны. Их речь и движения быст­рые. Тормозные процессы хотя и снижены, но в слабой степени.

2. Вспыльчивые, взрывчатые дети. Нормальное поведение нару­шается часто, но на короткое время. В период взрыва держат себя запальчиво, агрессивно.

3. Дети с сильно выраженным снижением процессов торможе­ния. Легко становятся рабами своих инстинктов. Ради их удовлет­ворения нередко ни перед чем не останавливаются. Таких детей обычно называют распущенными и озорными. Трудновоспитуемы.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. Условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, образуются быстро. Обра­зовавшиеся условные связи устойчивы. Угашение, восстановление и переделка условных рефлексов происходит легко и быстро. Ча­стый и резкий переход от возбуждения к торможению и обратно не нарушает корковой деятельности. Речь в достаточной мере быстрая, громкая, эмоциональная и вместе с тем плавная, с жести­куляцией и выразительной, но не чрезмерной мимикой. Дети живые, общительные, с яркими эмоциями; обычно проявляют большой ин­терес к окружающим явлениям. Аналитико-синтетическая деятель­ность коры больших полушарий может достигать высокого уровня. Такие дети легко поддаются воспитанию; нередко проявляют боль­шие способности.

Этот тип соответствует гиппократовскому сангвиническому тем­пераменту.

Сильный уравновешенный, медленныйтип. Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без резко выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Ребенок, как правило, отлича­ется спокойствием, усидчивостью при занятиях, хорошим поведе­нием, дисциплинированностью; легко справляется, если перед ним возникла трудная ситуация. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно.

Этот тип соответствует гиппократовскому флегматическому тем­пераменту.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Типологи­ческие особенности высшей нервной деятельности определяются наследственностью. Однако поведение обусловливается не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми ее особен­ностями, которые возникли под влиянием среды, окружающей орга­низм со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Они могут в той или иной степени изменяться под воздействием воспитания и обучения. Подверженность изменениям, или пластичность, типов нервной деятельности представляет собой, по существу, лишь одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы - ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окру­жающей среды.

Пластичность типов нервной деятельности, возможность их пере­делки путем упражнения, воспитания представляют собой, по вы­ражению Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем мо­ложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.

Не все дети в равной мере поддаются воспитанию. Наиболее трудными следует считать детей с неуравновешенной высшей нерв­ной деятельностью, особенно тех, которые выше были определены как взрывчатые и распущенные.

Если, однако, правильная воспитательная работа ведется с са­мого раннего детства, то, как показывает опыт, можно значитель­но уменьшить дурные проявления типологических особенностей, смягчить их, привив ребенку прочные навыки, которые предотвра­тят бесконтрольное влияние инстинктов, а также чрезмерную агрес­сивность и запальчивость.

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью (ВИД). Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называется типом высшей нервной деятельности.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

В основу деления нервной системы на типы положены три основных показателя:

  • сила процессов возбуждения и торможения;
  • уравновешенность этих процессов;
  • подвижность процессов возбуждения и торможения.

Изучение свойств нервной системы ребенка позволило создать

классификацию типов ВИД детей, учитывающую особенности их нервной деятельности (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, взаимоотношения коры и подкорковых образований, соотношение между сигнальными системами).

На основании этих признаков в настоящее время выделяют различные типа ВИД (рис. 51).

Согласно современной классификации различают четыре типа

1. Сильному, уравновешенному, подвижному (лабильному) типу ВИД свойственны сильные нервные процессы, нормальная возбудимость и оптимальный баланс между возбуждением и торможением с взаимными переходами, т.е. их уравновешенностью.

Он характеризуются быстротой образования условных рефлексов и их легким угасанием в случае неподкрепления.

Дети с таким типом ВИД без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием. Это сильные, спокойные, общительные дети. Они отличаются хорошим поведением, легко поддаются воспитанию. У них быстро развиваются речевые рефлексы, они обладают достаточно богатым словарным запасом; их речь громкая, быстрая, часто сопровождается мимикой и жестикуляцией.

Рис. 51.

2. Если нервная система человека отличается невысокой подвижностью нервных процессов при их значительной силе, то это сильный уравновешенный инертный тип. Это оптимально возбудимый, медленный тип. Для него характерна легкость образования прочных условных рефлексов, но их формирование осуществляется несколько медленнее тормозных.

Дети с таким типом ВНД отличаются дисциплинированностью, отличным поведением; они сильные, спокойные и сосредоточенные; хорошо овладевают различными навыками. У них правильная речь, с достаточно большим словарным запасом, но жестикуляция при разговоре отсутствует. Для таких детей характерно активное отношение к трудностям, любое поручение они доводят до конца. Однако их отличает некоторая медлительность и протяженность рефлексов.

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип отличается сильной нервной системой, в которой процессы возбуждения существенно преобладают над торможением. Это повышенно возбудимый, безудержный тип ВНД. В данном случае положительные условные рефлексы формируются достаточно легко, а отрицательные - медленно и являются неустойчивыми.

У детей с таким типом нервной организации деятельность подкорки преобладает над деятельностью коры больших полушарий, чем и объясняется их вспыльчивость и неумение управлять своими эмоциями. Короткие вспышки возбуждения у них, как правило, сопровождаются двигательным эффектом. Дети с таким типом ВНД отличаются непостоянством характера и сложностью воспитания. Учатся они неровно, чаще всего удовлетворительно; у них богатый словарный запас, но речь неровная, быстрая, с меняющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но речь постепенно угасает и заканчивается тихо.

4. Слабый тип ВНД отличается пониженной возбудимостью коры и подкорковой области, а также низкой работоспособностью корковых клеток, слабостью нервных процессов и длительностью тормозных фаз.

У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Такие дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. У них тихая, медленная речь, словарный запас небольшой; незначительные перегрузки нередко приводят к утомлению; запредельное торможение развивается, как правило, в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

На основе наблюдений за поведением людей еще в древности были выделены четыре типа человеческого темперамента (Гиппократ, IV в. до н.э.), которые соответствуют типам ВНД (рис. 52). Так, сильный уравновешенный подвижный тип соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, а слабый - меланхолическому темпераменту.

Русский физиолог И.П. Павлов, опираясь на наличие у человека второй сигнальной системы и его способности к творческой мыслительной деятельности, предложил выделить следующие типы ВНД.

Художественный тип, для которого характерно образное мышление; в общем поведении человека преобладают стимулы первой


сигнальной системы, вызывающие в мозге яркие образы. Познавательные процессы и творческая деятельность у людей такого типа преимущественно ориентированы на яркие художественные образы.

Мыслительный тип, при котором процессы познания, мышление преимущественно базируются на абстрактных понятиях. Определяющими в индивидуальном поведении становятся «сигналы сигналов» - стимулы второй сигнальной системы (словесное мышление). Люди такого типа обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

Средний тип с уравновешиванием обеих сигнальных систем. Людей такого типа большинство, им в равной степени свойственны как умозрительные заключения, так и образные впечатления.

В целом типология ВИД определяется врожденными свойствами человека, однако в процессе развития на наследственные особенности нервной системы существенное влияние оказывает окружающая среда, что базируется на свойстве пластичности нервной системы. Помимо этого свойства нервных процессов могут меняться при соответствующей тренировке.

Все это свидетельствует о том, что изучение типологических особенностей ВИД необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка.

В процессе учебно-воспитательной работы педагогу следует учитывать типологические особенности учащихся и применять индивидуальный подход к каждому из них. Это в наибольшей степени позволит устранить факторы, вызывающие нервное перенапряжение, и избежать развития невротических расстройств у детей.

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность основных свойств высших отделов центральной нервной системы (силы нервных процессов, их подвижности и уравновешенности), характеризующих врожденные индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека и животных.

Понятие «типы высшей нервной деятельности» ввел И. П. Павлов. Он считал, что сила нервных процессов определяется уровнем работоспособности нервных клеток, степень уравновешенности - соотношением возбуждения (см.) и торможения (см.), а подвижность - быстротой их возникновения и прекращения. Комбинация этих свойств, их соотношение характеризуют нервную систему конкретного человека или животного и определяют тип его высшей нервной деятельности (см.).

Первоначально в экспериментах на собаках было выделено четыре основных типа в. н. д. Первый тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой и отличающимися высокой подвижностью. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы (см.), к-рые легко переделываются из одного в другой. При этом животные адекватно реагируют на условные сигналы и их быструю смену, легко выдерживают перемену стереотипа, активны, общительны, легко поддаются дрессировке.

Второй тип (сильный, уравновешенный, инертный) характерен для животных с сильными процессами возбуждения и торможения, к-рые также уравновешены между собой, но протекают медленно. Условные рефлексы у животных с таким типом в. н. д. вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанный стереотип отличается стойкостью, его разрушение сопровождается сильным эмоциональным напряжением; сами животные обычно медлительны.

Третий тип (сильный, неуравновешенный, безудержный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но процессы возбуждения преобладают. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно - отрицательные; животные отличаются суетливостью, низким порогом возникновения ориентировочно-исследовательской реакции (см.), агрессивностью, трудно поддаются дрессировке. У таких животных сравнительно легко формируется экспериментальный невроз (см. Неврозы экспериментальные).

Животные с четвертым типом в. н. д. (слабым) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. У них с трудом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, а выработанные рефлексы характеризуются хрупкостью, неустойчивостью (под влиянием даже незначительных изменений окружающей среды положительные условные рефлексы легко угнетаются, а отрицательные - растормаживаются); переделка условных рефлексов крайне затруднена. Такие животные трусливы; у них наиболее часто регистрируются экспериментальные неврозы (И. П. Павлов животных с таким типом в. н. д. называл «поставщиками» экспериментальных неврозов).

Существует определенная аналогия между павловскими типами в. н. д. и известными со времен Гиппократа четырьмя типами темперамента (см.). Так, сильный уравновешенный подвижный тип в. н. д. соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, слабый - меланхолическому темпераменту. Представления Гиппократа о темпераментах широко использовались психологами для характеристики индивидуальной предрасположенности людей к «душевным движениям», к к-рым, напр., психологи 19 в. относили аффекты и стремления. Однако в допавловский период все попытки классифицировать людей по характеру их поведения не были основаны на строго научных объективных исследованиях и поэтому не могли быть использованы в психологии и медицине для решения вопросов влияния характера и индивидуальных особенностей на течение нервно-психических и других болезней человека.

Кроме основных четырех типов в. н. д., имеются промежуточные, к к-рым, напр., согласно П. С. Ку-палову, относятся животные с сильными процессами возбуждения и торможения, но с преобладанием последнего; животные с сильным (инертным) процессом возбуждения; животные с сильным процессом возбуждения и очень слабым торможением. Особенно большое число вариаций описано для слабого типа в. н. д.

Существует ряд методических приемов определения типов в. н. д., направленных на выявление основных свойств нервных процессов, т. е. возбуждения и торможения. Считается, что быстрая выработка положительных и отрицательных условных рефлексов указывает на силу основных нервных процессов, а их медленная выработка и неустойчивость - на слабость этих процессов. Сила процесса возбуждения оценивается по реакции на усиление интенсивности положительного условного раздражителя, к-рая у животных с сильным типом в. н. д. проявляется возрастанием устойчивости условного рефлекса и хорошо переносится животными; при очень высокой интенсивности раздражителя развивается запредельное торможение (см. Торможение). У животных со слабым типом в. н. д. даже незначительное усиление раздражителя вызывает запредельное торможение, а часто и экспериментальный невроз. При определении силы возбуждения часто предварительно повышают возбудимость головного мозга (напр., путем предварительного голодания или введения животным кофеина) и на этом фоне исследуют реакции животного на раздражители определенной силы. В данном случае при неизменной интенсивности условного раздражителя меняется восприимчивость к нему мозга - у животных с сильным и слабым типами в. н. д. возникают эффекты, аналогичные вышеописанным.

Определение силы тормозного процесса производят путем удлинения времени действия отрицательного условного раздражителя, что усиливает напряжение внутреннего торможения. Животные с сильным типом в. н. д. легко переносят такое воздействие (по нек-рым данным, до 6 мин.), тогда как у животных со слабым типом в. н. д. удлинение действия тормозного раздражителя даже на несколько секунд вызывает глубокое торможение, а нередко и состояние экспериментального невроза. О силе тормозного процесса судят также по его способности к быстрой и полной концентрации.

Свойство уравновешенности нервных процессов определяется соотношением положительных и отрицательных условных рефлексов в ходе их формирования; значительное преобладание одних над другими свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Подвижность нервных процессов определяют методом переделки положительного условного рефлекса в отрицательный, частой сменой этих рефлексов с малыми временными интервалами или изменением стереотипа. Во всех случаях животные с высокой подвижностью нервных процессов легко переносят такое воздействие, а животные с малой подвижностью - с трудом, что используется для формирования экспериментального невроза.

Учение о типах в. н. д., созданное И. П. Павловым на основе экспериментального анализа поведения животных, было применено при исследовании условнорефлекторной деятельности человека. При этом были выделены четыре типа в. н. д., общих для животных и человека, и три типа, специфических для человека, обусловленных наличием у него первой и второй сигнальных систем (см.). Благодаря первой сигнальной системе внешний мир воспринимается в виде непосредственных впечатлений от разнообразных раздражителей, воздействующих на рецепторы (см.). Вторая сигнальная система обеспечивает осознание внешнего мира в словесно-образной форме. Исходя из этого И. П. Павлов выделял людей с преобладанием первой сигнальной системы (художественный тин) и с преобладанием второй сигнальной системы (мыслительный тип). Третий тип в. н. д. составляют люди, уравновешенные в отношении как первой, так и второй сигнальной системы. Люди художественного типа в. н. д. проявляют склонность к музыке, живописи, чтению художественной литературы, к рисованию; это проявляется с раннего детства, а с возрастом усиливается. Люди мыслительного типа в. н. д. склонны к абстрактному мышлению, к философии.

Тип в. н. д. отражает только врожденные свойства нервной системы, составляющие конституциональные особенности нервной деятельности (см. Конституция), т. е. генотип, но не свойства, приобретаемые под влиянием окружающей среды. Поэтому в. н. д. человека и животных является сплавом черт типа (генотипа) и изменений, приобретаемых под воздействием извне (со стороны окружающей среды). Этот сплав И. П. Павлов определил как фенотип в. н. д. (ее характер, склад). Нет прямого параллелизма между типом в. н. д. и характером поведения, но определенный тип в, н. д. является той почвой, на к-рой формируется то пли иное поведение.

Дальнейшее изучение проблемы типов в. н. д. требует разработки новых приемов определения тех или иных свойств нервной системы. Кроме того, не всегда характеристики свойств нервной системы при ее изучении разными методами совпадают, что указывает на ограниченные возможности существующих подходов к оценке интегральных свойств нервной системы.

Особенности типов высшей нервной деятельности у детей

Определение типа в. н. д. у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и мед. задач. В общих чертах свойства тина в. н. д. ребенка аналогичны свойствам типа в. н. д. взрослого человека, однако имеются различия в уровне его созревания. Исследования типов в. н. д. у детей должны ответить на вопрос, в какой степени индивидуальные показатели в. н. д. ребенка могут быть положены в основу диагностики типов в. и. д. взрослого человека. Очевидно, что при обнаружении в детском возрасте слабости и инертности нервных процессов проведение эффективных воспитательных мероприятий способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.

В 1917 г. И. И. Красногорский на основании исследования двигательных пищевых условных рефлексов выделил тип в. и. д. у детей, характеризующийся снижеиной подвижностью процесса торможения. Последующее изучение условных рефлексов у детей, анализ процессов речи сблизил подходы И. И. Красногорского и И. П. Павлова к оценке типов в. н. д. Были даны разносторонние характеристики сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов, учитывающие скорость образования, угасания и восстановления условных рефлексов, их соответствие закону силы и скорости; прочность и дифференцированность тормозных реакций, продолжительность тормозных фаз при развитии гипнотических состояний; скорость восстановления оптимальной возбудимссти; величину безусловных рефлексов и т. д.

А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре основных типа замыкательной функции коры: лабильный (быстрое образование как положительных. так и тормозных условных связей), возбудимый (быстрое образование положительных связей и медленное - тормозных), тормозной (медленное образование положительных связей и быстрое - тормозных), инерционный (медленное образование связей обоих типов). При определении типа замыкательной деятельности с помощью различных методик условных рефлексов (ориентировочная, пищевая, оборонительная) у части детей было обнаружено несовпадение типологических характеристик, что рассматривалось А. Г. Ивановым-Смоленским как возможность существования «дисгармонического» нейротипа. Экспериментальное изучение взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало четыре варианта: адекватную передачу условных связей из первой сигнальной системы во вторую и в обратном направлении, неадекватную передачу в обоих направлениях, адекватную передачу в одном из двух направлений и неадекватную - в другом.

Методы диагностики типов в. н. д. у детей требуют дальнейшего уточнения и совершенствования - проверки ряда косвенных показателей, предложенных для определения конституционально-типологической принадлежности (характеристика дыхательной и сердечно-сосудистой системы, ЭЭГ и др.).

Важной характеристикой типа в. н. д. ребенка является его поведение, стиль деятельности. Имеет значение наблюдение как в обычных, так и в нестандартных, «экстремальных», условиях, в к-рых типологические особенности могут проявиться наиболее ярко, поскольку не замаскированы ранее выработанными и уже упроченными связями. Специальный интерес представляет соотношение у детей типа в. и. д. и соматических конституциональных особенностей. Между этими вариантами типологии найдены достоверные корреляции.

Исследования типов в. н. д. у детей подтвердили максимальную устойчивость к развитию неврозов у лиц сангвинического темперамента. К бурному течению инфекций и интоксикаций предрасположен возбудимый тип, а к вялому с недостаточной вегетативно-защитной мобилизацией - тормозной тип. При рассмотрении патогенеза и путей профилактики заболеваний в детском возрасте следует учитывать Т. в. н. д. Напр., дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом в. н. д. при прочих равных условиях более устойчивы к развитию заболеваний, в происхождении к-рых имеют значение кортико-висцеральные механизмы, а в случаях выраженной наследственной предрасположенности - к их более благоприятному течению.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология н нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Иванов-Смолен-с к и й А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека, М., 1971, библиогр.; Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1968, библиогр.; К л и о р и н А. И. и Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека, Л., 1979; Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка, Л., 1958, библиогр.; Небыли-ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории темперамента, под ред. В. С. Мерлина, Пермь, 1973; П а в л о в И. П. Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.- Л., 1940- 1949; Проблемы генетической психофизиологии, под ред. Б. Ф. Ломова и И. В. Ра-вич-Щербо, М., 1978; Физиология высшей нервной деятельности ребенка, под ред. 3. И. Коларовой, пер. с болг., М., 1968; X а н а н а ш в и л и М. М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности, М., 1978.

М. М. Хананашвили; А. И. Клиорин (пед.).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр - это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне - нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса - возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995