Замбацявичене методика исследования словесно логического мышления. Экспериментальное исследование

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших

школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель : выявление уровня развития словесно - логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения : письменный опрос.

Возраст : младшие школьники 1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить

предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)

3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)

4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)

7 . Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы)

10 . Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ).

2. Река, озеро, море, мост, пруд

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)

2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство)

4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)

8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)

9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)

10 . Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1. Окунь, карась...

2. Метла, лопата...

3. Лето, зима...

4. Огурец, помидор...

5 . Сирень, орешник...

6. Шкаф, диван...

7. Июнь, июль...

8 . День, ночь...

9. Слон, муравей...

10 .Дерево, цветок...

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности - 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100% ОУ). Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79- 65%).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%). Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 баллов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) - 12 баллов и ниже.

Тест «Последовательные картинки» (для детей 6-10 лет)

Цель:

Оборудование: Серия из 3—5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии. Сложность набора и количество картинок зависят от возраста: 4—5 картинок для детей 5—7 лет, 8—9 картинок для детей 8—10 лет.

Последовательные картинки

Маша заболела

Петя идет в магазин

Ваня дома и в школе

Ваня дома и в школе (продолжение)

Ваня дома и в школе (окончание)

Дождливый день

Дождливый день (окончание)

Хитрый пес

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и спрашивает, о чем в них рассказывается. Ребенок внимательно рассматривает картинки. Затем взрослый просит разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5—6-летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д.

Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают.

Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, взрослый предлагает им разложить картинки по порядку.

Младшим детям можно уточнить: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой заканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям.

После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому.

Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов

При анализе результатов учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и житейская последовательность. Например, ребенок может положить картинку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку.

Для детей 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый предлагает ребенку исправиться. Затем, чтобы проверить обучаемость ребенка, ему предлагают разложить другой набор картинок и рассказать.

При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают ему название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку.

Тест «Исключение лишнего» (для детей 6-10 лет)

Цель: Исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения.

Оборудование: Карточки (12 шт.) с 4 словами (или с 4 изображениями), одно из которых — лишнее. Для детей 5— 6 лет предлагаются картинки, для детей 7—10 лет — слова.

Каждую карточку с изображением предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом, в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа на предыдущее — независимо от того, правильно он ответил или нет.

Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют.

Помощь взрослого заключается в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал? Ты уверен, что выбрал правильно слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

Тест «Выделение существенных признаков понятий» (для детей 7 — 10 лет)

Цель : Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Карточка со словами-понятиями и приложенными к ним другими словами, в большей или меньшей степени связанные с этими понятиями.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на первую строчку со словами: главное — «сад» и дополнительные в скобочках. Из них ребенку надо выбрать два самых важных, а затем ответить, без чего не может существовать сад.

Все двенадцать сочетаний слов предъявляются ребенку одновременно. Первое словосочетание ребенку читают вслух при инструктировании, при необходимости его можно проанализировать более подробно (особенно с детьми 7—7,5 лет).

Затем дети читают слова «про себя» и отвечают вслух.

Дети 9—10 лет могут просто подчеркивать нужные слова, не зачитывая их.

Анализ результатов

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Тест «Словесные пропорции» для детей 7-10 лет

Цель: Исследовать уровень словесно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Оборудование: Карточки с двумя группами слов. Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Детям надо понять принцип этой аналогии и составить пару из слов второй группы.

Сначала взрослый предлагает ребенку посмотреть на слова. В правой колонке написано: «корова — теленок». Между этими словами есть определенная связь. А в левой колонке наверху написано слово «лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Взрослый просит ребенка подумать и выбрать среди них такое, которое было бы так же связано со словом «лошадь», как слово «теленок» связано со словом «корова».

Все карточки с двумя группами слов предъявляют детям одновременно.

Первую карточку зачитывают вслух при инструктировании.

При необходимости (если ребенку трудно ответить или ответ неправильный) первую карточку можно проанализировать более подробно, но правильное слово ребенок должен найти самостоятельно. Например, взрослый может подсказать, как строится про порция: «Теленок рождается у коровы. А кто рождается у лошади? Вот и найди нужное слово в нижней строчке пропорции».

Следующие задания ребенок выполняет самостоятельно.

Старшим детям (9—10 лет) можно разрешить не отвечать вслух, а подчеркивать нужное слово.

Анализ результатов

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

— в норме — 8—10 баллов;

— низкий уровень — 5—7 баллов;

— интеллектуальный дефект — менее 5 баллов.

Методика определения уровня умственного развития детей 7—9 лет Э.Ф. Зямбицявичене

При использовании данной методики применяется тест, который состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:

1-й субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2-й субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3-й субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4-й субтест — выявление умения обобщать.

Тест лучше проводить индивидуально.

Задания читаются вслух взрослым, ребенок читает одновременно «про себя».

1-й субтест

Выбрать одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Пассажирский транспорт... (комбайн, автобус, экскаватор, самосвал).

6. Отец старше своего сына... (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

9. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, кубики.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, индюк, гусь.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3-й субтест

Внимательно прочитать эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья). Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги+;

бежать/стоять = кричать/молчать+, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, следует установить, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь между словами в правой части.

4-й субтест

Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье — одежда; треугольник, квадрат — фигура.

Назвать общее понятие к каждой паре.

1. Метла, лопата — ...

2. Окунь, карась — ...

3. Лето, зима — ...

4. Огурец, помидор — ...

5. Сирень, шиповник — ...

6. Шкаф, диван — ...

7. День, ночь — ...

8. Слон, мышь — ...

10. Дерево, цветок — ...

Анализ результатов (по Л.И. Переслени)

1-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?»

При правильном объяснении ребенку выставляется 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения заданий 3, 4, 6.

При работе ребенка над последующими заданиями 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2-й субтест

Если ответ на задание 1 правильный, задается вопрос «почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой (правильный) ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла.

При выполнении заданий 7, 9, 10 дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения. Кроме того, при выполнении задания дополнительный вопрос не задается еще и потому, что эмпирически доказано — если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3-й субтест

За правильный ответ — 1 балл, за правильный ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющих вопросов не задается.

4-й субтест

Оценки аналогичны 3-му субтесту. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Уточняющие вопросы не задаются.

Подсчитывается сумма баллов за выполнение отдельных субтестов и за все субтесты в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок за все субтесты, — 40 (оценка успешности — 100%).

Увеличение числа таких ответов может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X /40·100% , где X — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных определяются уровни успешности (норма и задержка умственного развития):

— 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ);

— 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,9—65%);

— 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%);

— 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Правильные ответы

1-й субтест

1. Подошва.

2. Верблюд.

5. Автобус.

6. Всегда.

7. Жидкая.

8. Корень.

9. Москва.

2-й субтест

1. Фасоль.

4. Москва.

5. Орешник.

6. Указка.

7. Нестеров.

8. Лебедь.

10. Вкусный.

3-й субтест

1. Георгин/цветок.

2. Врач/больной.

3. Сад/яблоня.

4. Птица/гнездо.

5. Сапог/нога.

6. Мокрый/сухой.

7. Термометр/температура.

8. Лодка/парус.

9. Игла/стальная.

10. Пол/ковер.

4-й субтест

1. Рабочие инструменты.

3. Время года.

6. Мебель.

7. Время суток.

8. Животное.

9. Месяц лета.

Перечень мтодик для исследования мышления

1.Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).

2.Таблицы с заданиями на исключение по¬нятия, не подходящего остальным.

3.Таблицы с логическими задачами и по¬иском закономерностей.

4.Бланки к методике «Выделение суще¬ственных признаков».

5.Бланки к методикам «Простые анало¬гии», «Сложные аналогии».

6.Таблицы с пословицами и поговорками.

7.Сюжетные картинки для сравнения; таб¬лицы с заданием на сравнение слов-понятий.

8. Набор сюжетных картинок разной сте¬пени сложности (простые, со скрытым смыс¬лом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

9.Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфлик-тным содержанием).

10.Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

11.Таблицы с загадками.

12.Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов - подбор слов, противоположных по смыслу).

13.Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).

14.Таблицы с заданиями на «схематиза¬цию» (методика Венгера).

Материалы из пособия Забрамной С.

МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО"

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Число баллов Характеристика решения задач

1 2 5 5 Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).

4 Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).

2,5 Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).

1 То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).

0 Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Бланк для словесного варианта.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

МЕТОДИКА "ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ"

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в Баллах:

Количество правильных ответов

Обобщающая функция слова

Прекрасной «зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется.

«Закончи предложение»

Ребенку предлагается список незаконченных предложений.

Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).

«Классификация по зрительному образцу»

Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к заданной. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи - в зависимости от задания). Затем попросите ребенка назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отличаются эти предметы.

Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному заданному общему признаку, например по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку.

«Разложи по группам»

Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

«Найди сходство и различия»

Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное.

Например: соловей-воробей, лето-зима, стул-диван, береза-ель, самолет-автомобиль, заяц-кролик, очки-бинокль, девочка-мальчик и т.д.

«От частного к общему»

Объясните ребенку следующее: есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.).

А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частному. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изображениями. Понятно, что небесполезно придумать аналогичные упражнения, но из серии «От общего к частному».

«Чего больше?»

Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?»

«Подбери общее понятие»

Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия:яблоко, груша - стул, шкаф -

огурец, капуста - ботинок, сапог -

кукла, мячик - чашка, тарелка -

кошка, слон - нога, рука -

цветок, дерево - окунь, щука -

роза, одуванчик - март, сентябрь -

дуб, береза - фонарь, лампа -

дождь, снег - день, ночь -

озеро, море - пчела, жук -

«Классификация предметов по обобщающему слову»

По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего набора картинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию.

«Лишнее слово»

Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово - лишнее? Почему?»Тарелка, чашка, стол, чайник.

Береза, осина, сосна, дуб.

Диван, стол, кресло, дерево.

Карандаш, мел, пенал, кукла.

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Круг, треугольник, трапеция, квадрат.

Запятая, точка, тире, союз.

«Исключи лишний признак»

Ребенку предлагается выделить признак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, бобщающий оставшиеся слова. Примеры:Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

«Многозначность слов»

Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «участвует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дельтаплане; как птица (орел и стриж) и как снег (лист); высоко, низко, стремительно и т.д.

«Омонимы»

Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ТКАНЬ (...)

СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ)

РОДНИК (...)

ОТМЫЧКА (ключ)

НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат)

ЖИВОТНОЕ (...)

НЕЖНОСТЬ (ласка)

ЗАЛИВ (...)

ЧАСТЬ ЛИЦА (губа)

СКАМЬЯ (...)

МАГАЗИН (лавка)

Подумайте, как много действий мы с вами осуществляем автоматически. Если уж природа не всегда стабилизирует у левшей этот уровень психической жизни - этим придется заняться вам. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели.

Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом - ведь все «пропускается через голову»! Последствия мы и наблюдаем повсеместно у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые эмоциональные и психосоматические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и повышенная истощаемость.

Иными словами, их нейропсихологический статус достаточно часто можно описать по формуле: «Нос вытащил- хвост увяз...»

«Доска Когана»

а) выявление принципиальной возможности осуществить обобщение по двум признакам в наглядных

формах мышления;

б) определение особенностей (способов) мышления в процессе приема и переработки условий

задания, а также в процессе практического выполнения задания;

в) выявление личностных реакций детей в процессе выполнения задания (или особенностей поведения).

Материал: предъявляется планшет, разграфленный па 25 пустых квадратов. Их нужно заполнить геометрическими изображениями, имеющими разную форму и цвет, - в соответствии с заданными на разграфленном планшете «стимулами». Одни и другие стимулы (кроме ромба) хорошо знакомы младшим умственно отсталым школьникам в своем эталонном словесном обозначении.

Одновременно предъявляются 25 карточек с геометрическими изображениями. Каждая из карточек соответствует одной из заданных геометрических форм и одному из цветных стимулов. Карточками надо заполнить пустые квадраты на планшете. Правильное вьшолнение практических действий по заполнению пустых квадратов предполагает осуществление ребенком внутренних умственных действий, состоящих в наглядном обобщении объектов по 2-м признакам.

Инструкция: «Посмотри, «здесь» (показ) лежат разные «фигурки». Их надо разложить в «эти» пустые клеточки. Смотри, как мы будем их раскладывать. «Эту» фигурку мы положим «сюда»: смотри, она подходит по форме к «кругу», а по цвету она «красная»...».

Затем ребенку дается другая фигурка: «Куда мы положим «эту» фигурку?». Если ребенок решает задачу неправильно, снова повторяется объяснение с одновременным показом и объяснением нужного действия. И так далее - до 6-ти предъявлений.

Критерии для оценки полученных данных:

1.Способы неправильного приема и переработки информации (условий задания при каждом его

предъявлении):

Манипуляции с фигурками без всякого учета условий задания;

Накладывание фшурки на признак-стимул;

Обобщение только по одному признаку (форме или цвету);

Обобщение по двум признакам - с быстрой утратой возникшего в сознания принципа обобщения (соскальзывание к обобщению по первому признаку);

2.Способы умственных и практических действий в процессе правильного выполнения задания:

Правильные решения осуществляются развернуто во внешнем, наглядно-действенном плане методом «проб и ошибок»; практические действия носят поисковый характер;

Правильные действия осуществляются свернуто во внутреннем, умственном, наглядно-образном алане: практические действия носят исполнительный характер;

Быстрый или медленный темп приема и переработки условия задания (количество предъявлении задания, обеспечивающих устойчивое, критическое обобщение по 2 -м наглядным признакам).

3.Особенности поведения в процессе выполнения задания: - заинтересованное,- спокойное,

«монотонное» или «динамичное» (лишенное всякой эмоциональной окрашенности или спокойной

сосредоточенности).

Установление последовательности событий

Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых.

Стимульный материал: Для проведения исследования необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 2-16 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. В детском варианте можно использовать сюжеты сказок.

Инструкция: Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, третью... а сюда последнюю».

После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемом} последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.

Сравнение понятий

Цель: анализ развития операции сравнения

Стимульный материал:

1 группа – 2 слова относящиеся к одной категории:

Утро – вечер Корова – лошадь

Летчик – танкист Лыжи – коньки

Трамвай – автобус Река – озеро

Велосипед – мотоцикл Собака – кошка

2-я группа – 2 слова, у которых общее найти гораздо труднее, у них больше различий:

Ворона – рыба Лев – тигр

Поезд – самолет Обман – ошибка

Ботинок – карандаш Яблоко – вишня

Лев – собака Ворона – воробей

3-я группа – задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта (где различия выражены гораздо больше, чем сходства):

Молоко – вода Золото – серебро

Сани – телега Воробей – курица

Дуб – береза Сказка – песня

Картина – портрет Всадник – лошадь

Кошка – яблоко Голод – жажда

Инструкция: скажи, что общего и чем отличаются (необходимо назвать как можно больше черт схожести и различий).

Примечание: при необходимости экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?».

Анализ: количественная обработка заключается в количестве выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия.

Высокий уровень развития операции сравнения – если названо более 20 черт.

Средний уровень – 10-15 черт.

Низкий уровень – менее 10 черт.

Важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Для дошкольников особенно трудными будут задания 2-й и 3-й групп. У младших школьников операция обобщения часто принимает форму выделения общих признаков, за которой кроется наглядное сравнение или выделение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи 3-й категории. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в одну категорию, а всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию.

Толкование пословиц

Возраст испытуемых: методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Валидность методики: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов.

Стимульный материал: набор пословиц и метафор.

Процедура обследования и инструкция: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлечённый переносный смысл.

Оценка результатов: результаты можно оценить с помощью таблицы 1:

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Количество правильных ответов 20 19 18 15-17 13-15 10-12 7-8 5-6 4

ТАБЛИЦА 1

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Варианты предъявляемых пословиц и метафор.

1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнёшь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Методика “Числовые ряды”

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Возраст: Любой

Инструкция к тесту

Детский вариант: «Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в две свободных клеточки напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

Пример 2 4 6 8 10 12 14 16

№2 5 10 15 20 25 30

№4 9 9 7 7 5 5

№5 3 6 9 12 15 18

№6 8 2 6 2 4 2

№7 5 9 12 13 16 17

№8 27 27 23 23 19 19

№9 8 9 12 13 16 17

№10 1 2 4 8 16 32

№11 22 19 17 14 12 9

№12 4 5 7 10 14 19

№13 12 14 13 15 14 16

№14 24 23 21 20 18 17

№15 16 8 4 2 1 1/2

№16 18 14 17 13 16 12

№17 12 13 11 14 10 15

№18 2 5 10 17 26 37

№19 21 18 16 15 12 10

№20 3 6 8 16 18 36

Взрослый вариант: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать вместо черточек «-» недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут».

Тестовый материал

№1 24 21 19 8 15 13 - - 7

№2 1 4 9 16 - - 49 64 81 100

№3 16 17 15 1 14 19 - -

№4 1 3 6 8 16 18 - - 76 78

№5 7 16 9 5 21 16 9 - 4

№6 2 4 8 10 20 22 - - 92 94

№7 24 22 19 15 - -

Ключ к тесту

Детский вариант

№1. 9 10 №11. 7 4

№2. 35 40 №12. 25 32

№3. 2 1 №13. 15 17

№4. 3 3 №14. 15 14

№5. 21 24 №15. 1/4 1/8

№6. 2 2 №16. 15 11

№7. 29 33 №17. 9 16

№8. 15 15 №18. 50 65

№9. 20 21 №19. 9 6

№10. 64 128 №20. 38 76

Взрослый вариант

№1. 12 9 №5. 13

№2. 25 36 №6. 44 46

№3. 13 20 №7. 10 4

Интерпретация результатов теста

Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Объект исследования: учащиеся 2-го и 3-го классов школы №534.

Предмет исследования: словесно-логическое мышление учащихся 2-го и 3-го классов.

Гипотеза исследования:

учащиеся 3-го класса превосходят учащихся 2-го класса по уровню развития словесно-логического мышления;

Задачи исследования:

Определить уровень развития словесно-логического мышления учащихся 2-го и 3-го классов;

Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся 2-го и 3-го классов.

Методика исследования

Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене).

Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест - на выявление осведомленности; 2-й субтест - на классификацию; 3-й субтест - на исследование логического мышления, умозаключение по аналогии; 4-й субтест - на сформированность обобщения) и позволяет достаточно полно исследовать уровень словесно-логического мышления у детей 7-10-летнего возраста.

Описание теста

Исходный вариант данной методики - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1953 г.) состоит из 9 субтестов, применяемых как групповое испытание с 12-летнего возраста без ограничений.

Э.Ф. Замбацявичене разработала вербальные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром), пригодные для обследования младших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждой. Э.Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей, обучающихся по массовой и специальной программам в литовских школах. Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей ЗПР (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, 1986 г.; Л.Ф. Чупров, 1987, 1988 г.г.), позволила создать на их основе два модифицированных варианта методики - полный или основной (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, Л.Ф. Чупров, 1989 г.) и краткий для проведения экспресс-диагностики (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, Л.Ф. Чупров, 1989 г.).

Краткая характеристика субтестов.

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования». Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. В полном варианте 10 заданий, в кратком - пять. Такое же соотношение проб в 3-м и 4-м субтестах.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

Аналогичные задания используются в отечественной психодиагностике и патопсихологии в методике «Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий - 10.

3-й субтест - на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испытуемого инертности психических процессов значительно затрудняет для него выполнение задания - в последующей задаче он пытается выделять аналогии по принципу предыдущей задачи.

4-й субтест - на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию - обобщение)

Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки - форма, цвет.

Обобщение (определение предметов) основано на выделении родового признака и сравнения их. При этом происходит не только анализ свойств предмета явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов имеет несколько ступеней точности. Оно может быть точным, когда указывается родовое и видовое различие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только род. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение - когда отмечаются наглядные признаки - форма, цвет.

Инструкция

Методика рассчитана на обследование ребенка от 7 до 10-летнего возраста.

Обследование - индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

После прочтения первого задания 1-го субтеста ребенка спрашивают: «Какое из пяти слов подходит к приведенной части фразы?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагают подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки результат оценивается в 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняют понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 8 проб того же субтеста. При решении второй и последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

После прочтения первого задания 2-го субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его надо исключить и спрашивает: - «Какое слово надо исключить?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему?». При правильном объяснении результат оценивается в 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ после первой попытки ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2-го субтеста, дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

После прочтения первого задания 3-го субтеста ребенку предлагают подобрать из пяти слов, написанных под чертой одно, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

После прочтения слов первого задания 4-го субтеста ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: «Как назвать это одним словом?». При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки - аналогичны выше приведенным. При решении 3-го и 4-го субтестов уточняющие вопросы не задаются.

Обработка результатов

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех заданий 4-х субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Необходимо отметить, что успешность решения заданий на аналогии коррелирует с умственным развитием.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности - 32 балла и более (88-100% оценки успешности);

3 уровень - 31,5-26 баллов (79,9-65%);

2 уровень - 25,5-20 баллов (64,9-50%);

1 уровень - 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

Бланк задания к методике

1 субтест

У сапога всегда есть …

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

В теплых краях живет …

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

Месяц зимы …

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

В нашей стране не живет …

соловей, аист, синица, страус, скворец

Отец старше своего сына …

часто, всегда, никогда, редко, иногда

Время суток …

год, месяц, неделя, день, понедельник

У дерева всегда есть …

листья, цветы, плоды, корень, тень

Время года …

август, осень, суббота, утро, каникулы

10. Пассажирский транспорт …

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

2 субтест

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

Река, озеро, море, мост, пруд

Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла

Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

Тополь, береза, орешник, липа, осина

Курица, петух, орел, гусь, индюк

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

Саша, Витя, Стасик, Нестеров, Коля

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 субтест

1. Огурец Гвоздика

_____________ ________________________________________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород Сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. Учитель Врач

_____________ _________________________________________

ученик очки, больница, палата, больной, лекарство

4. Цветок Птица

_____________ _________________________________________

ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. Перчатка Сапог

_____________ _________________________________________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный Мокрый

_____________ _________________________________________

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы Градусник

____________ _________________________________________

время стекло, больной, кровать, температура, врач

8. Машина Лодка

_____________ _________________________________________

мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. Стол Пол

_____________ _________________________________________

скатерть мебель, ковер, пыль, доски,гвозди

10. Стул Игла

_____________ _________________________________________

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4 субтест

Окунь, карась …

Метла, лопата …

Лето, зима …

Огурец, помидор …

Сирень, орешник …

Шкаф, диван …

Июнь, июль …

День, ночь …

Слон, муравей …

10. Дерево, цветок …

Проведение «методики исследования словесно-логического мышления».

Цель : выявление уровня развития словесно-логического мышления детей 7-10 лет

В психодиагностическом обследовании участвовали учащиеся 2-го и 3-го классов московской школы №534.

Результаты, полученные при обследовании 2А класса.

В обследовании участвовало 23 испытуемых.

5 испытуемых (22%) - имеют 4 уровень успешности;

16 испытуемых (70%) - имеют 3 уровень успешности;

Наибольшие сложности у испытуемых вызвали 3 и 4 субтесты (на умозаключение по аналогии и обобщение).

Результаты, полученные при обследовании 3А класса.

В обследовании участвовало 25 испытуемых.

5 испытуемых (20%) - имеют 4 уровень успешности;

18 испытуемых (72%) - имеют 3 уровень успешности;

2 испытуемых (8%) - имеют 2 уровень успешности.

Наибольшие трудности у испытуемых были при выполнении 3 субтеста (на умозаключение по аналогии).

Выводы : 92% испытуемых имеют 3-й и 4-й уровень успешности;

8% испытуемых имеют 2-ой уровень успешности.

Выводы : 92% испытуемых хорошо справились с заданием и имеют

3 и 4 уровни успешности;

8% испытуемых недостаточно успешно справились

с заданием и имеют 2 уровень успешности.

09.12.2013 11:04

Методика исследования словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта

Р. Амтхауэра.

Цель : исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические:

1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.

3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.

4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Оборудование : опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.

Описание методики : в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности , требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".

Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий) . Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Инструкции и порядок работы . Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов .

Инструкции ко всем субтестам:

I субтест " Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).

задание

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва , ремешки, пуговицы).
  1. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд , тюлень).
  1. В году (24, 3, 12 , 4, 7 месяцев).
  1. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль , ноябрь, март).
  1. В России не живет (соловей, аист, синица, страус , скворец).
  1. Отец старше своего сына (часто, всегда , иногда, редко, никогда).
  1. Время суток (год, месяц, неделя, день , понедельник).
  1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая , белая, вкусная).
  1. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  1. Город России (Париж, Москва , Лондон, Варшава, София)).

II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".

задание

  1. Тюльпан, лилия, фасоль , ромашка, фиалка.
  1. Река, озеро, море, мост , болото.
  1. Кукла, медвежонок, песок , мяч, лопата.
  1. Киев, Харьков, Москва , Донецк, Одесса.
  1. Шиповник, сирень, тополь , жасмин, боярышник.
  1. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка , квадрат.
  1. Иван, Петр, Нестеров , Макар, Андрей.
  1. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  1. Число , деление, вычитание, сложение, умножение.
  1. Веселый, быстрый, грустный, вкусный , острожный.

III субтест "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажите, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "георгин" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выберите из тех, что я вам назову. Итак, огурец - овощ, а георгин- ... Правильный ответ подчеркните ".

задание

Огурец

Георгин

Овощ

сорняк, роса, садик, цветок , земля

Учитель

Врач

Ученик

очки, больные, палата, больной , термометр

Огород

Сад

Морковь

забор, грибы, яблоня , колодец, скамейка

Цветок

Птица

Ваза

клюв, чайка, гнездо , яйцо, перья

Перчатка

Сапог

Рука

чулки, подошва, кожа, нога , щетка

Темный

Мокрый

Светлый

солнечный, скользкий, сухой , теплый, холодный

Часы

Термометр

Время

стекло, температура , кровать, больной, врач

Машина

Лодка

Мотор

река, моряк, парус ,волна, берег

Стул

Игла

деревянный

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Стол

Пол

Скатерть

мебель, ковер , пыль, доска, гвозди

IV субтест"Каким общим словом можно назвать... ?

Правильный ответ запишите".

Задание

1. Метла, лопата (инструменты)

2. Окунь, карась (рыбы)

3. Лето, зима(времена года)

4. Огурец, помидор (овощи)

5. Сирень, шиповник (кустарники)

6. Шкаф, диван (мебель)

7. День, ночь (время суток)

8. Слон, муравей (животные)

10. Дерево, цветок (растения)

Обработка результатов . Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:

40б. - 30б. (100%-75%) - высокий уровень развития;

29- 20б. (74%-50%)- средний уровень развития;

19 б. и менее (49%-25%)- низкий уровень развития

Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник (см. Приложение).

Также возможно использование сводных таблиц по классу, в которых указано число учеников, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления (см. Приложение).

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям :

  1. преобладающий уровень развития понятийного мышления в классе.
  2. наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу.
  3. наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
  4. наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
  5. словарный запас учеников и его особенности.

Представление и анализ индивидуальных данных .

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2-3-х классов допускают ошибки в заданиях 7-10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам).

Наиболее информативными именно с точки зрения

владения операцией обобщения и

сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

Представление и анализ групповых данных . Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:

Приложение

Фамилии школь

ников

1 субтест

Выде

ление сущест

вен

ных приз

наков

2 субтест

Класси

фикация

3 субтест

Аналогии

4 субтест

Обобщение

Общий

балл

Уро

вень

разви

тия

№ зада

ния

Сум

ма бал

лов

зада

ния

Сум

ма

бал

лов

зада

ния

Сум

ма

бал

лов

зада

ния

Сум

ма

бал

лов

В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник

(в графе «№ задания»).

Приложение

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школь-ников

В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

Преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

Наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;

Наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);

Наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

Словарный запас учеников и его особенности;

Интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм